Атомный полигон в багерово. Там, где вы не бывали Теперь об этом пишут…

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Авиабаза Багерово- военный аэродром в небольшом крымском посёлке неподалеку от Керчи. Авиабаза была секретным 71-м полигоном ВВС, участвовавшем в 178-ми ядерных испытаниях. Аэродром обеспечивал проведение воздушных ядерных испытаний, кроме этого на полигоне отрабатывались технические средства доставки ядерных зарядов. В 1998 г. воинская часть была расформирована, а аэродром пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой.

Из истории Багерово:

В конце XIX в. помещик немец Баугер приобрёл имение в деревне Курулу, в которой в те времена активно добывался строительный материал. В последующем старое название поместья "Баугер" трансформировалось в "Багерово". Все объекты в Багерово были построены из ракушечника очень высокого качества, и камни из карьера использовали и при строительстве Форта Тотлебен (Крепость Керчь).

1. Авиабаза была создана Постановлением Советa Министров СССР от 21 августа 1947 г в 14 км к северо-западу от города Керчь, на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям безопасности и другим соображениям этот вариант не был одобрен.

Окончательным местом для 71-го полигона был определен р-н пос. Багерово на Керченском п-ове в Крыму. Полигон был расположен в 14 км от Керчи В этом районе преобладало значительное количество солнечных дней, что было существенно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. При этом учитывалось обеспечение безопасности испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории. Восточная граница полигона от пос. Багерово выходила к Азовскому морю в р-не Чокракского оз., а западная — к Казантипскому заливу.

Срок формирования и оснащения полигона был приурочен к лету 1949 года, когда планировалось первое испытание ядерного заряда на Семипалатинском полигоне.

2. Аэродром был построен всего за полгода. Строили его в 51-52 годах под руководством Л.П. Берия для испытания крылатых ракет (главным конструктором которых был Сергей Берия) и выполнения воздушных ядерных взрывов и отбора продуктов взрыва из облака. Здесь велась отработка и "неядерные" испытания ядерных бомб совместно с испытаниями их носителей. Для взлета и посадки тяжелых ракетоносцев в Багерово была построена взлетно-посадочная полоса шириной 80 метров и длиной 3,5 километра. Полоса была сделана из прочнейшего бетона и использовалась дальними бомбардировщиками Ту-4.

По результатам этих испытаний определялась пригодность и готовность комплекса "самолет-бомба" к проведению воздушных ядерных испытаний.

3. В Багерово одна из самых длинных ВПП (вторая по величине в СССР), два реактивных самолета могли взлетать друг другу на встречу. Самолеты с Багеровского аэродрома вылетали для участия в ядерных испытаниях. Они проходили сквозь облако, поднимавшееся после взрыва, и отбирали пробы воздуха и частичек радиоактивной пыли.

4/5. Доставлять атомные заряды в то время могла лишь только авиация. Самолет-носитель бросал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной атомной РДС-1, с теми же взрывателями, но не ядерные, а с обычным взрывным устройством. Только после того, как крымские эксперименты прошли успешно, приступили к опытам с настоящими ядерными бомбами на восточных и северных полигонах страны.


Самолёты с Багеровского полигона использовались в крупномасштабных учениях "Снежок" с применением атомной бомбы. 14 сентября 1954 года состоялось ядерное испытание на Тоцком полигоне в Оренбургской области. Оно готовилось в условиях нарастающей напряженности между СССР и США. В Америке были планы ядерного нападения на СССР. В сентябре 1953-го ЦК КПСС и Совмином СССР был принят документ о подготовке к боевым действиям в условиях ведения ядерной войны. А 14 сентября началось крупномасштабное общевойсковое учение с применением атомного оружия.

6. Аэродром стоял совсем рядом с морем, и иногда между вылетами лётчики успевали окунуться в море, а потом мокрые бежали на стоянку, где их уже ждали истребители.

7. Вся территория и объекты на ней были огорожены колючей проволокой, и почти у каждого объекта имеется свой КПП. Каждый занимался только своим делом в своём строго отведённом для этого месте. Все письма из Багерово шли через Москву - не дай Бог, кто из военнослужащих проболтается родным, чем занимается....

8. Больше 300 га степи Ленинского района на бывшем военном полигоне, отведено под объект "М" и его санитарно-защитную зону. Двойной ряд колючей проволоки, на столбах — таблички со знаком радиоактивной опасности. Название объекта "М" расшифровывается как "могильник". В нем под слоем земли и глины захоронены радиоактивные отходы. На самом могильнике радиоактивный фон держится в пределах нормы — около 40 микрорентген в час, но, по утверждению наблюдающих за объектом специалистов, есть и аномальные точки, где счетчики радиации фиксируют излучение до 15 тыс. единиц. В окрестностях объекта, согласно ежегодным замерам, уровень радиации не превышен.

9. Военных из полигона называли "глухонемыми" — они не имели права ничего рассказывать об объекте.

11. В июле 1971 года начались учения Одесского ВО "Юг-71". В районе Багерово высаживался десант, самолеты Ан-12 и Ан-22 летели тройками, выбрасывали парашютистов и технику. Всего было совершено более 250 самолето-вылетов. После учений в "Красной звезде" появились статьи и фотографии гарнизона, это и называлось причиной расформированием части - дескать, часть рассекретили.

12. В мае 2012 года на сайте Фонда Имущества Крыма был выставлен лот на продажу комплекса взлетно-посадочной полосы Багеровского аэродрома и 29 мая 2012 года аэродром был продан за 13 млн. 300 тыс. гривен (~ 1.5 млн. долларов США) на аукционе ООО "Лама" из Керчи, специализирующемуся на оптовой торговле строительными материалами. Одни только плиты взлётной полосы могут быть проданы за 6 млн. долларов.

13. И началось разграбление бывшего аэродрома

16. Карта аэродрома в Гугл-мапс. Большинство плит снято.

19. С расстояния 260 км можно спокойно было наблюдать, а с расстояния 475 км уже фиксировать, что происходит на территории полигона, а до территории Турции, входящей в блок НАТО, расстояние было еще меньшим. Поэтому для проведения испытаний испытательные отделы уже в середине 60-х годов передислоцировали в другое место.

23. Жалкий вид представляют наблюдательные вышки, зияющие пустыми глазницами окон. Все, что только можно было унести, - унесено. Остались только голые остовы, на которые особенно горько смотреть. Ведь здесь когда-то проводилась работа по руководству полетами новейших советских стратегических бомбардировщиков.

25. Командно-диспетчерская вышка

26. И то, что от неё осталось.

27. Всё разрушено и заросло травой.

30. Причиной разрухи явилась т.н. "перестройка", инициированная М.С.Горбачёвым в 1986 году.

31. И результат, к чему "перестройка" привела.

36. В 1970-80 годы 288-й истребительный авиаполк в Багерово служил учебной базой Ворошиловоградского высшего военного авиационного училища штурманов. Чуть позже аэродром и учебная база стали исполняли роль центра доподготовки и переподготовки штурманов после училищ всего СССР.

41. В 1994 году последние сорок выпускников училища уехали в Россию. В 1998 г. летная воинская часть и училище были расформированы, аэродром перестали эксплуатировать, а гарнизон пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой.

42. Запустение и разруха. Вот склад вооружения и техники, от которого остался лишь каркас. Какое-то время предпринимались попытки оградить постройку от полного разрушения, но человеческая алчность и беспамятство победили. Крыша и все ее конструкции исчезли, а внутреннее пространство склада поросло высокой травой.

44. Надписи "Стой! Запретная зона! Огонь открывается на поражение!" давно выцвели

45. Жизнь ушла из Багерово, ни рядом, ни внутри нет людей

46. Раньше на аэродроме базировалось до 100 самолётов

47. И на КУОС-192 (курсы усовершенствования офицерского состава) готовились для авиации лётчики, штурмана и диспетчеры.

48. В гарнизоне стало не просто как в провинции, а хуже - как в захолустье. Все скверы, клумбы, розарии превращены в огороды. Все дворы превращены в курятники, хлева, заставлены убогими сараями, завалены мусором. Асфальтовые тротуары и бетонка по Центральной улице заилены глиной и землёй - во что всё превратилось в образцовом военном городке.

54. Склад ракетно-артиллерийского вооружения

55. ЗКП (закрытый командный пункт). Плиты перекрыытия проданы ЧП "Мыс Зюк" и смонтированы такой же аркой в Маме Русской под танцпол.

56. Теперь всё заросло бурьяном.

57/58. Колосится трава в рост человека. Забор у лётной школы почти на всём протяжении повален или разломан.

59. ТЭЧ - рембаза

60. В этих развалинах раньше хранилась первая атомная бомба, испытанная на Семипалатинском полигоне.

61. Когда-то бравые лётчики гордились тем, что служат стране. У них было будущее, они рожали детей, не зная...

62/63. ..что их дети станут такими (фотография с группы

Соответствующий стандартам Североатлантического альянса. Переоборудованием полигона, расположенного всего в нескольких десятках километров от границ Калининградской области, сейчас занимается инженерное подразделение ВВС США Red Horse совместно с литовскими коллегами.

Напомним, о планах Вильнюса восстановить пять военных полигонов, доставшихся Литве от Советского Союза, стало известно в 2016 году. К 2020 году литовские власти намерены полностью перестроить тренировочные объекты в окрестностях пяти населённых пунктов: Пабраде, Гайжюнай, Кайряй, Казлу-Руда и Роке.

Работы по модернизации полигона Казлу-Руда начались в прошлом году.

Хотя Литва не располагает современными истребителями и бомбардировщиками, с осени этого года авиаполигон будет использоваться по линии НАТО для отработки ударов по наземным целям с воздуха.

Работы по перестройке полигона финансируются по линии European Reassurance Initiative — американской программы, направленной на расширение военного присутствия США в Европе. Этот полигон станет единственным объектом такого типа на территории Прибалтики. Как заявил ранее вице-министр национальной обороны Литвы Гедримас Еглинскас, завершение данного проекта внесёт вклад в политику сдерживания.

  • Стратегический бомбардировщик B-52H
  • U.S. Air Force

Следует отметить, что учения ВВС США в этом районе уже проходили — в январе 2018 года здесь, к примеру, производились учебные полёты американских стратегических бомбардировщиков B-52H, способных нести ядерное оружие. Как заявило тогда посольство США в Литве, учения были призваны продемонстрировать «твёрдость намерений» Вашингтона в обеспечении безопасности Балтийского региона.

Пентагон проводит учения с участием стратегической авиации непосредственно у российских границ, однако, если бы Россия прибегла к подобным шагам, это было бы расценено США как «агрессия», уверены эксперты.

Так, плановый полёт российских стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-16 над Северным морем в январе 2018 года в НАТО назвали «формой устрашения или провокации» — об этом заявил министр обороны Нидерландов Анк Бэйлевелд. Тогда для сопровождения российских самолётов в воздух были подняты истребители сразу двух стран: Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании и F-16 ВВС Бельгии. Комментируя инцидент, в российском оборонном ведомстве отметили, что полёт проводился в плановом режиме над нейтральными водами без нарушения воздушных границ других стран.

Зато страны альянса не стесняются прибегать к провокациям в воздухе — именно так охарактеризовали эксперты прошлогодний случай, когда натовский истребитель F-16 над Балтийским морем пытался приблизиться к российскому самолёту, на борту которого находился министр обороны Сергей Шойгу.

Чтобы отогнать американский самолёт, пилоту российского Су-27 пришлось даже качнуть корпусом так, чтобы продемонстрировать своё вооружение. По мнению экспертов, в том, что Запад прибегает к двойным стандартам, когда речь заходит о западных границах России, нет ничего странного — именно этому району в НАТО придают особое стратегическое значение.

Восточный вектор

Эксперты напоминают, что к странам Восточной Европы и Прибалтики внимание Вашингтона приковано давно. После того как в 2002 году США вышли из Договора об ограничении средств противоракетной обороны, Пентагон начал приближать свою систему ПРО к российским рубежам на востоке Европы. Формально власти США заявляли, что эти шаги не направлены против России, а предназначены для сдерживания Ирана и КНДР.

Однако в 2014 году Вашингтон уже перестал скрывать свои намерения: администрация Барака Обамы представила «Европейскую инициативу перестраховки» (European Reassurance Initiative) — программу по усилению присутствия США в Европе в качестве «противодействия провокационным вооружённым действиям России на Украине», а также помощи странам, потенциально подверженным «российской угрозе».

В рамках «противодействия России» непосредственно на границах с Прибалтикой и Польшей НАТО регулярно проводит многочисленные военные манёвры. Только за прошлый год в этом районе прошло порядка 16 военных учений. При этом военная активность альянса началась ещё до украинских событий и вхождения Крыма в состав России. Так, в 2013 году Александр Грушко, занимавший на тот момент должность постпреда РФ при НАТО, комментируя учения Steadfast Jazz 2013, отметил, что манёвры на польской и прибалтийской территориях проводились «по канонам холодной войны».

В 2016 году государства — члены НАТО договорились разместить в странах Балтии и Польше четыре многонациональных батальона, действующих на ротационной основе. Численность каждого подразделения должна составлять порядка 1000 военнослужащих. В командовании НАТО это решение объяснили тем, что с российской стороны границ находится крупная военная группировка.

Однако по сведениям российского Минобороны, фактическая численность восточных батальонов НАТО может заметно отличаться от номинальной. Как пояснили ранее в российском ведомстве, альянс стягивает в эти районы большое количество бронетехники. Только в январе 2017 года в Европу из США были перекинуты сотни армейских машин, включая танки и артиллерию.

  • Cаммит НАТО в Брюсселе
  • Reuters
  • Francois Lenoir

Сейчас большое внимание НАТО уделяет наращиванию транспортной инфраструктуры для переброски войск к восточным границам Евросоюза. Основной проблемой для альянса становится преодоление государственных границ внутри ЕС — военным приходится подолгу ждать, пока местные власти позволят военным грузам и личному составу продолжить движение. Бюрократические проволочки сильно тормозят переброску армейских сил. К примеру, чтобы вернуть военную технику из Грузии в Германию после учений в прошлом году НАТО потребовался не один месяц. Для решения этой проблемы в начале 2018 года министры стран — членов НАТО договорились создать в Европе — зону свободного перемещения военных грузов и личного состава.

Как подчеркнул в интервью RT руководитель сектора проблем региональной безопасности Центра военно-политических исследований РИСИ Сергей Ермаков, все эти военные приготовления оправдываются необходимостью противостоять «российской угрозе», миф о которой давно раскручивается в альянсе.

«Благодаря этой легенде не только цементируется НАТО, но и выделяются дополнительные средства. Страны Балтии в этой схеме играют важную роль, подогревая тревожные настроения, и это играет на руку США», — пояснил эксперт.

Говоря о мотивации властей Литвы, Эстонии и Латвии, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин отметил, что сейчас они позиционируют себя как «форпост сдерживания России» и готовы на любые меры, чтобы заручиться поддержкой США.

«С помощью такой политики данные страны надеются доказать свою нужность, рассчитывая получить на этой волне какие-то экономические преференции», — считает Кошкин.

Наращивание контрвозможностей

Окрестности города Казлу-Руда были выбраны НАТО для создания опорного авиаполигона неслучайно, считают эксперты. Дело в том, что неподалёку от этого района расположен Сувалкский коридор — так военные узкую полоску земли, отделяющую Калининградскую область от территорий Белоруссии — военного союзника Москвы. В НАТО считают, что в случае военного конфликта Россия постарается в первую очередь занять именно этот район, чтобы прервать сообщение между странами Прибалтики с основной группировкой НАТО, а также обеспечить прямой коридор до российского эксклава.

  • Развёртывание оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М»
  • РИА Новости
  • Павел Лисицын

Преимущество в данном случае будет на российской стороне, так как этот район находится в зоне досягаемости дислоцированных в Калининградской области зенитно-ракетных комплексов. Напомним, небо над эксклавом защищают РЛС системы раннего предупреждения о ракетном нападении типа «Воронеж-ДМ», которые позволяют отслеживать ракетные запуски на территории всей Европы и за её пределами, а также ЗРК С-400. Кроме того, в Калининградскую область ранее были переброшены ОТРК «Искандер» — на этот шаг Москва пошла в ответ на расширение американской системы ПРО в Европе.

По мнению Сергея Ермакова, в НАТО понимают, что Россия способна блокировать активность альянса по ряду направлений. Для того чтобы решить именно эту задачу, альянс сейчас и наращивает контрвозможности на ключевых участках, и это не оборонительная, а наступательная активность.

«На самом деле полигон Казлу-Руда нужен для того, чтобы в случае необходимости нанести удары по российским системам ПВО, дислоцированным в Калининградской области и способным остановить наступление НАТО. Конечно, вместе с запуском авиаполигона альянс вынужден параллельно расширять в этом районе свои системы противовоздушной защиты», — пояснил эксперт.

О том, что Россия располагает преимуществом в воздухе в районе Сувалкского коридора, ещё в 2016 году заявил журналистам экс-командующий силами НАТО в Европе, американский генерал Уэсли Кларк. По его словам, прибалтийские страны не располагают современными средствами ЗРК, а также новыми военными самолётами и ранее уже обращались к альянсу с просьбами разместить в регионе свои системы противовоздушной обороны.

Страны — члены НАТО прислушались к этим просьбам, и во время июльского саммита альянса было решено усилить противовоздушную оборону Прибалтики. Планируется, что системы ПРО будут размещаться в Литве, Латвии и Эстонии на ротационной основе.

По мнению экспертов, решение Вашингтона разместить единственный в Прибалтике авиаполигон именно в Казлу-Руда обусловлено не только сугубо тактическими, но и политическими соображениями.

«По большому счёту расширение нужно альянсу не столько для того, чтобы начать реальную войну, сколько для того, чтобы оказывать политическое давление на Москву», — уверен Сергей Ермаков.

Это мнение разделяет и генерал-лейтенант запаса, заместитель главнокомандующего ВВС России в 2003—2007 годах по вопросам объединённой системы ПВО государств — участников СНГ Айтеч Бижев. Как пояснил эксперт в интервью RT, альянс, размещая этот авиаполигон вблизи российской границы, хочет таким образом «поиграть на нервах Москвы, ещё больше взвинтив напряжённость в этом районе».

Аналогичной точки зрения придерживается и Андрей Кошкин.

«Дело не в том, что НАТО напрямую планирует военный конфликт с Россией. Скорее, решение о размещении авиаполигона в районе Казлу-Руда было принято именно из провокационных соображений», — подвёл итог эксперт.

То что не так давно было известно как "взлётка", трасса для керченских стритрэйсеров имеет свою историю...
Мало кто её знает и это печально.

В 14 километрах от Керчи, руководством СССР, в далёком 49-ом.было решено основать испытательный полигон...На тот момент не было возможности жахнуть одним нажатием кнопки.Ядерные заряды "доставляла" авиация.

Аэродром был построен всего за полгода. Строили его в 51-52 годах для испытания крылатых ракет и выполнения ядерных взрывов и отбора продуктов взрыва из облака. Здесь велась отработка и "неядерные" испытания ядерных бомб совместно с испытаниями их носителей. Для взлета и посадки тяжелых ракетоносцев в Багерово была построена взлетно-посадочная полоса шириной 80 метров и длиной 3,5 километра. Полоса была сделана из прочнейшего бетона и использовалась дальними бомбардировщиками Ту-4.

По результатам этих испытаний определялась пригодность и готовность комплекса "самолет-бомба" к проведению воздушных ядерных испытаний.

В Багерово одна из самых длинных ВПП (вторая по величине в СССР), два реактивных самолета могли взлетать друг другу на встречу. Самолеты с Багеровского аэродрома вылетали для участия в ядерных испытаниях. Они проходили сквозь облако, поднимавшееся после взрыва, и отбирали пробы воздуха и частичек радиоактивной пыли.

Самолет-носитель бросал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной атомной РДС-1, с теми же взрывателями, но не ядерные, а с обычным взрывным устройством. Только после того, как крымские эксперименты прошли успешно, приступили к опытам с настоящими ядерными бомбами на восточных и северных полигонах страны.

Самолёты с Багеровского полигона использовались в крупномасштабных учениях "Снежок" с применением атомной бомбы. 14 сентября 1954 года состоялось ядерное испытание на Тоцком полигоне в Оренбургской области. Оно готовилось в условиях нарастающей напряженности между СССР и США. В Америке были планы ядерного нападения на СССР. В сентябре 1953-го ЦК КПСС и Совмином СССР был принят документ о подготовке к боевым действиям в условиях ведения ядерной войны. А 14 сентября началось крупномасштабное общевойсковое учение с применением атомного оружия.

Вся территория и объекты на ней были огорожены колючей проволокой, и почти у каждого объекта имеется свой КПП. Каждый занимался только своим делом в своём строго отведённом для этого месте. Все письма из Багерово шли через Москву - не дай Бог, кто из военнослужащих проболтается родным, чем занимается....

Больше 300 га степи Ленинского района на бывшем военном полигоне, отведено под объект "М" и его санитарно-защитную зону. Двойной ряд колючей проволоки, на столбах - таблички со знаком радиоактивной опасности. Название объекта "М" расшифровывается как "могильник". В нем под слоем земли и глины захоронены радиоактивные отходы. На самом могильнике радиоактивный фон держится в пределах нормы - около 40 микрорентген в час, но, по утверждению наблюдающих за объектом специалистов, есть и аномальные точки, где счетчики радиации фиксируют излучение до 15 тыс. единиц. В окрестностях объекта, согласно ежегодным замерам, уровень радиации не превышен.

В июле 1971 года начались учения Одесского ВО "Юг-71". В районе Багерово высаживался десант, самолеты Ан-12 и Ан-22 летели тройками, выбрасывали парашютистов и технику. Всего было совершено более 250 самолето-вылетов. После учений в "Красной звезде" появились статьи и фотографии гарнизона, это и называлось причиной расформированием части - дескать, часть рассекретили.

На данный момент, территория аэродрома находится в запущении.Насколько слышал, он был продан с аукциона в 2012 году за копейки.Плиты со взлётных полос выкарчевываются и вывозятся в неизвестном направлении.Здания, находящиеся на территории, пущены на стройматериал местными жителями или разрушены.Всё что можно было украсть - украдено.Тоска и печаль.

Авиация и ядерные испытания Куликов Серафим Михайлович

2. 71-й полигон ВВС

2. 71-й полигон ВВС

Организация полигона

При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям безопасности и другим соображениям этот вариант не был одобрен.

Окончательным местом для 71-го полигона был определен р-н пос. Багерово на Керченском п-ове в Крыму. Полигон был расположен в 14 км от Керчи на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. В этом районе преобладало значительное количество солнечных дней, что было существенно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. При этом учитывалось обеспечение безопасности испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории. Восточная граница полигона от пос. Багерово выходила к Азовскому морю в р-не Чокракского оз., а западная - к Казантипскому заливу. На отведенной территории все бывшие аэродромные сооружения и взлетно-посадочная полоса были разрушены, жилой фонд отсутствовал. К этому следует добавить, что в районе будущего гарнизона не было дорог, источников водоснабжения, отсутствовала линия электропередачи.

Приказ главкома ВВС о формировании 71-го полигона как воинской части 93851 с его штатной структурой был подписан 10 ноября 1947 г. Начальником полигона был назначен энергичный, обладающий опытом руководства большими коллективами и ведения боевых операций генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Комаров Георгий Осипович.

В состав руководства полигона вместе с генерал-майором Комаровым Г.О. вошли:

Заместитель начальника полигона по научно-испытательной части инженер-полковник Чернорез Виктор Андреевич;

Начальник штаба генерал-майор Факов Яков Андреевич, которого вскоре сменил полковник Урюпин Василий Иванович; после Урюпина В.И. штаб возглавлял генерал-майор авиации Шапошников Александр Иванович;

Начальник политического отдела полковник Душин Александр Дмитриевич, а с 1954 г. - генерал-майор Петленко Александр Дорми - донтович.

На долю руководства полигона выпала необычайно сложная и ответственная задача по строительству необходимых производственно-служебных сооружений, созданию казарменного и жилого фонда для личного состава и других объектов. Необходимо было уже со следующего 1948 г. приступить к летным испытаниям разрабатываемых изделий.

К первоочередным объектам строительства относились:

Сооружение взлетно-посадочной полосы, стоянки для самолетов и командного пункта управления полетами;

Приспособление оставшихся полуразрушенных сооружений и строительство вновь лабораторно-испытательных объектов для проведения наземных испытаний изделий и подготовки их к летным испытаниям при сбрасывании с самолетов;

Строительство цели для бомбометания и пунктов внешнетраекторных измерений;

Прокладка от ближайшей станции железнодорожных путей к разгрузочной рампе и складам горюче-смазочных материалов.

Параллельно с этим велось строительство казарм, жилья, объектов соцкультбыта, электро - и водоснабжения и отопления гарнизона. Со стороны ВВС, МО и других ведомств проявлялась всесторонняя помощь в строительстве и обеспечении гарнизона необходимым оборудованием при строжайшем контроле сроков введения объектов в строй. Темпы работ, их организация с позиций настоящего времени кажутся невероятными. Для выполнения строительных работ к полигону вначале был придан строительный батальон, который был затем заменен на мощную оснащенную техникой и специалистами строительную бригаду. Все это позволило, как и планировалось, в 1948 г. приступить к летным испытаниям изделий. Вначале полеты выполнялись с взлетно-посадочной полосы, покрытой металлическими плитами. Строительство этой полосы в срочном порядке было выполнено как внеочередное. В последующем была сооружена взлетно-посадочная полоса с железобетонным покрытием и созданы соответствующие аэродромные системы, обеспечивающие полеты в дневных и ночных условиях всех существовавших и проектировавшихся в то время самолетов. Построены и введены в строй лаборатории и измерительные пункты с оснащением их по тому времени совершенным оборудованием. В сравнительно короткое время казарменная и жилая зоны городка были благоустроены. Решены проблемы электро-, водо - и теплоснабжения, проблемы канализации. Построены солдатский клуб и гарнизонный Дом офицеров на 620 мест, две гостиницы, госпиталь и поликлиника, четыре магазина, образцовая средняя школа, детский сад, пионерский лагерь на 200 мест. Жилищное строительство было доведено до уровня обеспечения жилплощадью на одного человека не менее 9 м 2 . Городок радовал чистотой и порядком, благоустройством дорог и зелеными насаждениями.

Как и на аналогичных объектах, связанных с реализацией атомного проекта, в гарнизоне осуществлялся строгий отбор кадров, были ограждены служебная и жилая зоны с введением особого пропускного режима. В первые годы действовали ограничения по переписке, проживанию членов семей как в гарнизоне, так и близлежащих поселках и г. Керчи.

Из книги Скандинавия с черного хода. Записки разведчика: от серьезного до курьезного [Другая редакция] автора Григорьев Борис Николаевич

Полигон для науки Здесь было место воспитанья, Был дом науки и добра. М. А. Дмитриев Рано утром морозный воздух раскалывается в мотоциклетном треске «Бурана», и обитатели «замка Иф», просыпаясь в сумраке своих комнат-келий, по привычке думают:- Это Борис Иванович поехал

Из книги Коррупция в Политбюро: Дело «красного узбека» автора Раззаков Федор

Глава 22 Азербайджанский полигон Смена рулевого в закавказской республике произошла в середине июля 1969 года: от власти был остранен Вели Ахундов, который пришел к руководству Азербайджаном в один год с Рашидовым (правда, на несколько месяцев позже – летом 1959 года).

Из книги 108 минут, изменившие мир автора Первушин Антон Иванович

Глава 25 Грузинский полигон После того, как в 1970 году Рашидов заметно ослабил позиции «ташкентцев» и укрепил свое положение в верхних эшелонах власти Узбекистана, наступила относительная стабильность. И юбилейный 1972 год (год 50-летия образования СССР, который отмечался в

Из книги Авиация и ядерные испытания автора Куликов Серафим Михайлович

2.1 Новый полигон Испытательные запуски первых советских баллистических ракет проводились на полигоне Капустин Яр в Астраханской области. Однако для многоступенчатой ракеты с дальностью полета 8000 км этот полигон не годился. Дело в том, что трасса полета проходила в

Из книги автора

2. 71-й полигон ВВС Организация полигона При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям

Из книги автора

Перебазирование авиагруппы 71-го полигона на Семипалатинский полигон и проведение воздушных ядерных испытаний В работах на Семипалатинском полигоне планировалось использовать 24 самолета различных типов, в том числе:по 2 самолета-носителя Ту-16 и Ил-28;по 2

"Авиация и ядерные испытания"

При проведении ядерных испытаний задачи авиационного обеспечения были возложены на 71-й полигон ВВС в Крыму... Успехи ученых и конструкторов в разработке и испытаниях ядерных зарядов с различными массогабаритными характеристиками и показателями эффективности действия создали предпосылки внедрения ядерного оружия в различные системы и комплексы вооружения, в том числе и для авиации ВВС и ВМФ. Научно-техническое сопровождение этих разработок для авиации стало новой задачей для 71-го полигона ВВС. Оно включало проведение исследований по обоснованию требований к ядерному оружию и самолетам-носителям, разработку методов испытаний ядерных авиабомб и боевых частей ракет для стратегической, фронтовой и истребительной авиации, их самолетов-носителей и средств эксплуатации этого нового вида вооружения. На начальном этапе внедрения ядерного оружия с 1948 года взаимодействие осуществлялось только с ВНИИЭФ (Арзамас-16) , с местными учеными и конструкторами - Ю. Б. Харитоном , К. И. Щелкиным , Н. Л. Духовым , С.Г. Кочарянцем , В. С. Комельковым , В. А. Зуевским .

С середины 1950-х годов и в последующие годы - со вновь образовавшимися в Минсредмаше институтами: ВНИИТФ (Челябинск-70) - К. И. Щелкиным, Е. И. Забабахиным, А. Д. Захаренковым, Г. А. Цырковым, Л. Ф. Клоповым; ВНИИА (Москва) - Н. Л. Духовым, В. А. Зуевским, А, А. Бришем; НИИС (Н. Новгород) - Ю. Е. Седаковым, Н. 3. Тремасовым; КБ АТО - С. П. Поповым, В. И. Казаковым, а также с серийными предприятиями отрасли.

Полигон действовал 25 лет, в 1947-1972 годах. За четверть века им выполнен большой объем работ по авиационному обеспечению ядерных испытаний, отработке и испытаниям образцов ядерного оружия для авиации ВВС и ВМФ, средств их эксплуатации и боевого применения. До введения в 1962 году моратория на ядерные испытания 71-м полигоном ВВС обеспечено 180 воздушных ядерных испытаний при сбрасывании ядерных бомб с семи типов самолетов-носителей. 71-й полигон участвовал в 178 ядерных испытаниях, из них на Семипалатинском полигоне - в 94, на Новоземельском - в 83 и в одном в ходе войсковых учений в Оренбургской области ( Тоцкие лагеря).

За проявленный героизм и мужество при проведении воздушных ядерных испытаний летчикам-испытателям присвоены звания Героя Советского Союза: подполковнику Головашко Федору Павловичу (11 сентября 1956 года); подполковнику Мартыненко Владимиру Федоровичу (7 марта 1962 года); подполковнику Дурновцеву Андрею Егоровичу (7 марта 1962 года). "Изделие- 501", "-601" и другие...Следует напомнить, что создание отечественного ядерного оружия началось с разработки двух вариантов ядерной бомбы: имплозивного типа, названной изделием РДС-1, и пушечного. К этим работам наш полигон был привлечен с момента его образования - с 1947 года. При взаимодействии с КБ-11 работы велись под условными индексами: по первому - "изделие-501" , а по второму - "изделие-601" .

Начавшиеся по "изделию-601" работы вскоре были прекращены, как впоследствии было опубликовано, из-за того, что пушечный вариант заряда по ряду показателей уступал заряду имплозивного типа. Мы отчетливо понимали, что аэробаллистика "изделия" должна обеспечить не только необходимую точность бомбометания, но и стабильность поведения на траектории падения - колебания и вращения могут отрицательно влиять на работу приборов автоматики "изделия". В баллистическом корпусе "изделия" кроме заряда размещалась автоматика с ее низковольтной частью, приборами предохранения, взведения и датчиками высотного срабатывания и высоковольтной системой подрыва и синхронного инициирования капсюлей детонаторов заряда. Для рассмотрения и согласования планов совместных работ и методических вопросов испытаний "изделия-501" в 1948 году, была организована поездка специалистов полигона в Арзамас-16 . При этих встречах установилось тесное взаимодействие с руководством объекта, научным руководством и конструкторами-разработчиками изделия: П. М. Зерновым, Ю. Б. Харитоном, Н. Л. Духовым, К. Н. Щелкиным, Н. Г. Масловым, И. В. Алексеевым, С. Т. Кочарянцем, В. А. Зуевским и др.

К 1949 году на 71 -м полигоне практически были завершены все основные испытания "изделия 501". Летные испытания "изделий" проводились при непосредственном участии в них разработчиков. Длительное время на полигоне трудились, радуясь успехам и переживая неудачи, Н. Л. Духов , С.Г. Кочарянц , Н. Г. Маслов , В. П. Буянов , В. С. Комельков , Д. А. Голованов и неразлучные разработчики контактного взрывательного устройства (КВУ) А. П. Павлов и В. К. Лилье . По ходу испытаний в конструкцию и схему изделия вносились уточнения и изменения. Ответственным руководителем был Николай Леонидович Духов, прекрасный организатор, в совершенстве знавший технику, отличавшийся сочетанием доброты к людям с высочайшей требовательностью соблюдения указаний чертежной, технической и нормативной документации. Не дай бог кому-либо по небрежности проштрафиться - гневу со стороны Николая Леонидовича не было предела. Иногда используемая в таких разборах не совсем литературная лексика была достаточно доходчивой и играла воспитательную роль не только для провинившегося, но и для других членов экспедиции.

В 1952 году и первой половине 1953-го испытатели 71-го полигона проводили: летные испытания РДС-3 с новой системой внешнего нейтронного инициирования заряда; летные контрольные испытания образцов изделия РДС- 3 серийного производства; испытания и отработку нового самолета-носителя в комплексе с тактической атомной бомбой; отработку более эффективных средств отбора радиоактивных продуктов из облака взрыва.

Изделие РДС-3 , в котором были реализованы новые конструктивные решения по заряду, дало основание для принятия этого изделия на вооружение ВВС. Ученые и конструкторы последовательно изыскивали возможности дальнейшего совершенствования и улучшения характеристик этого вида ядерного оружия.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»