Борьба за арктику в современном мире. Новые стратегии в борьбе за арктику

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Экспедиция Минобороны РФ, испытывающая новые образцы вооружения и техники в арктических условиях, достигла острова Котельный в архипелаге Новосибирских островов. Об этом заявил замглавы российского оборонного ведомства Дмитрий Булгаков.

"Члены экспедиции Минобороны стали первыми в мире, кому удалось дойти на технике от материковой части до острова Котельный", - отметил он.

Маршрут экспедиции пролегал от поселка Тикси до мыса Святой Нос, а затем - через проливы Дмитрия Лаптева и Санникова до Котельного. Теперь экспедиции предстоит обратный путь в Тикси. Всего военнослужащие и представители промышленных предприятий на снегоболотоходной технике преодолели более тысячи километров по льду моря Лаптевых в прибрежной зоне.

Дмитрий Булгаков заявил, что в ходе экспедиции удалось провести около сотни различных исследований и лабораторных работ, в том числе - техобслуживание и ремонт техники.

Борьба за Арктику

С момента открытия Арктика стала территорией, на которой сталкиваются политические и экономические интересы многих развивающихся стран.

Противоречия в преследуемых целях различными (в первую очередь приарктическими - Россия, Дания, Канада, Норвегия и США) государствами в Арктике могут привести к росту международной напряженности в целом. А конфликтные ситуации - стать серьезной помехой на пути достижения целей РФ в регионе, которые, как сообщается в "Основах государственной политики", должны "опираться на взимовыгодное двустороннее и многостороннее сотрудничество с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений".

Стоит отметить, что причин обострения геополитической борьбы в регионе несколько. Главные из них, по мнению экспертов, такие, как:

- Неопределенный статус национальных границ в регионе

- Богатство находящихся в недрах ресурсов

- Стратегическое значение транспортных артерий арктического региона

Кто претендует на Арктику

Америка

По мнению экспертов, среди интересов Штатов в Арктике - расширение масштабов систем ПВО и раннего оповещения, развертывание морских и воздушных военных систем, которые предназначены для обеспечения и поддержки транзитных перевозок, проведение операций по обеспечению морской безопасности, обеспечение свободы навигации и пролета над арктической территорией.

Канада

По мнению специалистов, страна имеет концепцию продвижения своих интересов в Арктике. Несмотря на союз со Штатами, взаимоотношения двух стран неоднозначны.

Официальные лица Канады не скрывают, что страна выступает за секторный раздел акватории между Северным полюсом и своим арктическим архипелагом. В связи с этим предполагается, что границы арктического шельфа должны проходить от оконечностей нацтерриторий по меридианам до самого полюса.

Норвегия

В ряду приарктических государств Норвегия высказывает наибольшее количество территориальных претензий.

Россия в Арктике

Границы северных полярных владений Советского Союза определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.

В 1997 году РФ ратифицировала Конвенцию по морскому праву 1982 года, согласно которой были установлены одинаковые 12 миль суверенных территориальных вод и 200 миль экономической зоны - со свободным судоходством, но исключительными правами на использование минеральных и биоресурсов.

Правда, стоит отметить, что каждая страна может требовать права на свою национальную юрисдикцию на морское дно и его недра и за пределами 200 миль в том случае, если будет доказано, что шельф от ее берегов тянется дальше этого расстояния.

Для того чтобы добиться прав на полярные владения, Россия должна доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева континентального происхождения и связаны с территорией РФ.

В отношении хребта Ломоносова спор идет с Данией.

Западные СМИ уделяют все большее внимание разворачивающейся «битве за Арктику» — важнейшем геополитическом сражении 21 века. Аналитики признают, что в этом новом «арктическом походе» Россия и Китай сумели перехватить инициативу, в то время как страны Запада во главе с США «проморгали» Арктику.

Хотя о новом геополитическом значении Арктики пишут уже несколько лет, важнейший импульс этой теме дал визит Владимира Путина на Ямал в декабре прошлого года, когда была успешно запущена первая очередь завода «Ямал СПГ» и был отправлен первый танкер со сжиженным природным газом на азиатские рынки. Также в 2017 году российский танкер доставил СПГ по Севморпути из Норвегии в Южную Корею без сопровождения ледокола. Это стало возможным благодаря глобальному потеплению, которое открыло для судоходства ранее скованные льдами воды Северного Ледовитого океана. По прогнозам специалистов, уже к 2030 году беспрепятственная навигация станет доступной в летние месяцы. Это будет иметь колоссальные экономические и геополитические последствия: северный морской путь из Китая в Западную Европу станет на 10-15 дней короче традиционного маршрута через Индийский океан и Суэцкий канал. Кроме того, под арктическими льдами могут находиться до 30% мировых запасов неразведанного газа и нефти, не говоря о редкоземельных металлах, алмазах и рыбных ресурсах. Арктика уже сейчас представляет громадный интерес не только для стран арктической зоны, прежде всего России, США, Канады и Норвегии, но и для других мировых игроков, таких как Китай.

Для России этот регион с точки зрения нефтегазовых ресурсов и судоходства имеет жизненно важное значение, и свою сферу влияния в Арктике она никому уступать не намерена. Именно поэтому Россия создает здесь новые военные базы и строит систему противоракетной обороны. По мнению экспертов, Россия значительно опередила США в области военно-стратегического освоения Арктики. Вашингтон, хотя и с запозданием, также включился в гонку за арктические ресурсы. Министр обороны Джеймс Мэттис назвал Арктику регионом исключительной стратегической важности для Америки как с экономической, так и военной точки зрения, а президент Дональд Трамп принял первые шаги по отмене введенного Бараком Обамой запрета на бурение в Арктике и на Аляске. Наблюдатели отмечают, что США до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву, что затрудняет выработку международных соглашений по Арктике. Это означает также, что США могут доказывать свое право на континентальный шельф Арктики с позиции силы — в обход международного права. Всего США имеют три ледокола, но на ходу лишь два, и ни один из них не является атомным. Основной ледокол «Полярная звезда» построен в далеком 1976 году. Для сравнения, Россия имеет более 40 ледоколов, включая пять атомных. По 6-7 ледоколов у Финляндии, Швеции и Канады, но ни один из них не является тяжелым. Кроме того, Россия активно строит СПГ-танкеры ледового класса. В начале этого года танкер-газовоз «Эдуард Толль» стал первым танкером, прошедшим по Севморпути без сопровождения ледокола, поскольку сам способен разбивать льды толщиной до двух метров. Головным судном этой серии является газовоз «Кристоф де Маржери», который был построен в ноябре 2016 года, а всего на воду в России будет спущено на воду 15 СПГ-танкеров ледового класса.

Контекст

Новый российский экраноплан захватит Арктику

CAN News 26.07.2018

Зачем Китаю атомные ледоколы?

ИноСМИ 29.06.2018

Обновленный «Лидер» сдержит США

Sina.com 05.12.2017

Наблюдатели обращают внимание на то, что правовой статус Арктики, в отличие от Антарктиды, пока не урегулирован. Многие государства, в первую очередь Россия, выдвигают претензии на новые участки арктической зоны. Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года устанавливает ширину территориального моря (включая дно и недра) в 12 миль, исключительную экономическую зону — в 200 морских миль. При этом режим плавания по трассам Севморпути исторически рассматривается как национальная транспортная коммуникация России. Свои претензии на дополнительные акватории и шельф Северного Ледовитого океана готовы выставить не только Россия, но также Канада, Дания (Гренландия), США и Норвегия. Однако РФ наиболее активно настаивает на расширении границ своего континентального шельфа в Арктике за счет присоединения подводного хребта Ломоносова, соответствующая заявка подана в ООН. Западные СМИ цитируют в этой связи заявление Владимира Путина, что в этом и следующем столетии Россия будет прирастать Арктикой. В 2007 году российские исследователи установили в районе Северного полюса на глубине свыше четырех километров российский флаг, а в 2014 году Россия провела крупнейшие арктические маневры, в которых приняли участие 40 тысяч военнослужащих, 50 боевых кораблей и свыше 100 самолетов. Это чрезвычайно встревожило страны НАТО, поскольку совпало по времени с конфликтом на Юго-Востоке Украины. По данным датских спецслужб, Россия модернизировала шесть военных баз на арктических островах и разместила на них тактическую авиацию. Кроме того, в Северном ледовитом океане размещена основная часть российских атомных подводных лодок и ледоколов. Американский сайт «Дифенс энд Аэроспейс рипорт» (Defense & Aerospace Report) сообщил, что Россия введет в 2020 году в строй два ледокола, оснащенных крылатыми ракетами.

Китай также стремится нарастить свое присутствие в арктическом регионе и строит свой второй ледокол. В январе 2018 года Пекин впервые официально озвучил свои стратегические цели в Арктике: КНР «является страной приарктической зоны» и будет активно инвестировать в этот регион, в том числе направлять суда в северные экспедиции с тем, чтобы подготовить к эксплуатации «полярный шелковый путь». Китай также заинтересован в нефтегазовых, редкоземельных и рыбных богатствах региона. Наблюдатели отмечают, что Китай приобрел 20% в проекте «Ямал СПГ». Особенно привлекателен для китайцев Северный морской путь в Европу, который позволяет сократить маршрут на 2-3 недели и позволяет обойти нестабильные зоны Южной Азии и Ближнего Востока. Пробный рейс Шанхай-Роттердам показал, что этот путь на одну треть короче южного маршрута. Новозеландская исследовательница Анн-Мари Брэди в книге «Китай как великая арктическая держава» (China as a Polar Great Power) пишет, что на сегодняшний день Китай выделяет больше средств на освоение Арктики, чем все остальные страны, в том числе на новые полярные базы, морскую инфраструктуру, строительство ледоколов и спутниковую связь. Брэди отмечает большие геополитические амбиции Китая, которые планомерно осваивает Арктику в масштабах, которым могут позавидовать ведущие державы мира.

В последние месяцы западные СМИ все больше нагнетают воинственную риторику вокруг Арктики, заголовки пестрят угрозами: «Холодная война в Арктике» (), «Умереть за Шпицберген» (), «Ледяные войны» (), «Россия и Америка готовятся к войне за Арктику» (Рейтер) и т.д. При этом многие аналитики считают, что значение Арктики пока сильно преувеличено, а громкие заявления по этой теме носят скорее пропагандистский характер. Этот регион по-прежнему труднодоступен, суровый климат мешает строительству городов и военных баз. Северный морской путь замерзает зимой, а судоходство по нему ограничено летним периодом. Разработка нефтегазовых и других месторождений на глубоководном шельфе Арктики пока не оправдывает себя с экономической и технологической точек зрения. Эксперты предостерегают от излишнего оптимизма: Северный морской путь еще надо подготовить для навигации, необходимо построить много судоремонтных и спасательных станций. Перенаправить на север десятки тысяч судов, которые идут сегодня через Суэцкий канал, представляется пока нереальным. Только крупные международные консорциумы могут себе позволить арктические проекты, и это делает необходимым сотрудничество многих стран. Вот почему взаимодействие в Арктике, этом последнем «неосвоенном» регионе мира абсолютно необходимо. С 1996 года активно функционирует «Арктический совет» — региональная организация, в которую входят восемь стран (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США). Пока что они согласуют экологические, спасательные, исследовательские и гуманитарные проекты, однако со временем сфера взаимодействия может расшириться. Председатель Мюнхенской международной конференции по безопасности Вольфганг Ишингер считает, что в период резкого обострения отношений между Востоком и Западом именно Арктика может стать объединяющей темой, все страны заинтересованы в экономическом сотрудничестве на этом геополитическом участке. Вместе с тем, по мнению Ишингера, Арктика может стать ареной острого военного противостояния, и надо сделать все, чтобы избежать конфронтации.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Северный морской путь, запасы углеводородов и других природных ресурсов, а также контроль над потенциальной зоной доставки боезарядов – делает северные широты новым фронтом геополитического противоборства


В Илулиссатской декларации от 28 мая 2008 г. все пять прибрежных арктических государств (Россия, США, Канада, Норвегия и Дания от имени Гренландии) обязались урегулировать территориальные претензии в рамках международного права, как это отражено в Конвенции ООН по морскому праву. Декларация подтвердила, что нормативно-правовая база обеспечивается Конвенцией ООН, чего достаточно для управления Северным Ледовитым океаном, и нет никакой необходимости в разработке нового международно-правового режима.

Таким образом, арктические воды признаны такими же, как и в других регионах Земного шара, с аналогичными правами на континентальный шельф, архипелаги, острова, внутреннее море и соответствующими компромиссными решениями, связанными с проходом судов через суверенные морские воды.

Однако для плавания по трассам Северного морского пути предусмотрен особый режим, так как этот путь рассматривается как исторически сложившаяся транспортная коммуникация России. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией согласно статье 234 Конвенции. Следовательно, все преимущества в эксплуатации данного направления находятся у России. Очевидно, из-за этого и не прекращаются попытки пересмотра некоторых положений Конвенции со стороны ряда государств и, более того, даже высказываются предложения приватизировать моря! Такая идея исходит из мирового центра глобализма - Совета международных отношений, чьи штаб-квартиры находятся в Нью-Йорке и Вашингтоне. Свои выводы он подкрепляет экспертными статьями в издании «Foreign Affairs» и его дочерних структурах (между прочим, в России такой «просветительской» рукой этого Совета является издание «Россия в глобальной политике»).

Кроме того, несмотря на установленные нормы, ряд стран продолжают оспаривать свое право на те или иные участки в арктических широтах. Самым известным, в виду его обширной территории, является хребет Ломоносова, открытый в 1948 году советскими экспедициями. Россия неоднократно подавала заявки в Комиссию ООН по внешним границам шельфа. Предлагала установить новые границы континентального шельфа РФ на основании проведенных исследований хребтов Ломоносова и Менделеева , но Комиссия в 2002 г. лишь порекомендовала продолжить исследования, что подстегнуло и другие страны к борьбе за расширение собственной экономической зоны.

Первой в арктическую борьбу включилась Дания в 2004 г., начав исследования Северной Атлантики. Очевидно, что целью датских экспедиций являлось получение доказательств принадлежности хребта Ломоносова к Гренландии.

Тем не менее, в 2007 г. Россия провела новые исследования, которые дали основания утверждать, что спорный хребет является продолжением континентального шельфа России.

Но альянс западных стран не собирался сдаваться. На арену вышла Канада, потратив до 2013 г. примерно 200 млн долл. на соответствующие исследования. Поскольку хребет Ломоносова тянется до Канадского арктического архипелага, то Канада, вопреки фактам, сделала заявление о принадлежности хребта к своей территории. Естественно, что обе страны не признают претензий друг друга и намерены продолжать оспаривать свое право в ООН.

Причиной столь пылкого интереса к полярным широтам являются богатые природные ресурсы Арктики. По оценкам Геологической службы США от 2008 года, 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% неразведанных запасов природного газа находятся за Полярным кругом. Учитывая растущий энергетический голод промышленно развитых стран, можно понять такое большое рвение в освоении углеводородных ресурсов. Кроме того, промышленный вылов рыбы и других морских обитателей также является дополнительным фактором в перекраивании морских пространств.

Но для обоснования своего права на территорию (акваторию) нужны весомые аргументы. Россия их будет получать двумя путями. Первый – научный. Как уже было сказано, в регион неоднократно отправлялись экспедиции. А на лето 2014 года запланированы походы российских судов в район Земли Франца Иосифа , Северной Земли, к Новосибирским островам и острову Врангеля . Второй путь – наиболее результативный, но с вероятной критикой со стороны других стран. Это – военная мощь. Не случайно в России была создана Арктическая группировка вооруженных сил и уже проведены маневры с высадкой десанта в критически низких температурных условиях.

Кроме всего прочего, через Арктику пролегает самый удобный маршрут из Европы в Азию.

Расстояние, проходимое судами из Мурманска в японский порт Иокогаму через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, тогда как Северным морским путём он вдвое короче - 5770 морских миль! А это значительно уменьшает все транспортные затраты.

В 2012 году 46 судов прошло по Северному морскому пути, который идет вдоль северного побережья России. Эти суда перевезли в общей сложности 1,3 млн тонн грузов. В 2011 г. на 34 судах было перевезено около 820 000 тонн. И в марте 2013 года Россия создала Администрацию Северного морского пути. Наиболее потенциальный клиент нового маршрута - Китай. Между прочим, у Китая есть свой ледокол, хотя эта страна и не имеет выхода к холодным морям.

Очевидно, что нам без специального флота не обойтись. «Балтзавод», согласно проведенному недавно конкурсу, выиграл право построить два ледокола. Корабли должны быть построены до 25 декабря 2019 года и 25 декабря 2020 года, соответственно. Цена госконтракта - около 84,4 млрд рублей. Один атомный ледокол ЛК-60 уже в процессе изготовления и должен будет сдан в 2017 году. Он станет самым большим и мощным в мире. Ширина корпуса составит 34 метра (у предыдущего класса «Арктика» было 30 метров), он один (из-за чего его и называют головным) сможет проводить по трассам Северного морского пути танкеры водоизмещением до 70 тыс. тонн.

В отношении Арктики у многих государств выработана собственная стратегия. Некоторые из них работают в альянсе как, например, члены НАТО - Норвегия, Канада и США, они координируют свою деятельность в отношении рассматриваемого региона. И в этих государствах недавно был принят ряд документов - от доктрин до плана действий, именуемый в этих странах «дорожной картой».

Крайне любопытными представляются разработки военных ведомств. Барак Обама 10 мая 2013 года утвердил Национальную стратегию в Арктическом регионе, где сформулированы связи между событиями в Арктике и устойчивыми национальными интересами США. До этого была издана Национальная президентская директива страхования (2009 г.), второе название которой - Национальная президентская директива безопасности. Министр обороны США Чак Хайгель в предисловии к оборонной доктрине (издана в конце 2013 г.) указывает, что « Арктика находится в критическом моменте своего преобразования от относительно изолированной области до той, где отступающий лед позволяет увеличить доступ человеку... Арктика становится все более важной, и, независимо от уровня и масштаба изменений, мы должны быть готовы способствовать национальным усилиям в преследовании стратегических целей в данном регионе ». Таким образом, военная стратегия США в Арктике заключается в создании безопасной и стабильной области, где американские национальные интересы гарантированы, и работа стран ведется совместно для того, чтобы устранить возникающие проблемы.

Интересы и проблемы - это ключевые слова данной доктрины. Очевидно, что США под обеспечением своих интересов понимают нарушение интересов других стран и «проблемы» напрямую связаны с ответной реакцией на эти нарушения, прежде всего, России.

В Стратегии Пентагона указано, что « интересы национальной безопасности включают такие вопросы как противоракетную оборону и дальнее обнаружение; развертывание морских и воздушных систем для стратегических морских перевозок, стратегического сдерживания, морского присутствия и морских операций по безопасности; а также обеспечение свободы мореплавания. Сохраняя свободу мореплавания в Арктике, которая включает все права, свободы, и использование морей и смежного воздушного пространства, включая свободу навигации и перелетов, поддерживается национальная способность осуществить эти права, свободы и использование моря и воздушного пространства во всем мире, включая стратегические проливы ». Здесь уже просматривается вызов России, ведь что такое стратегическое сдерживание в Арктическом регионе?

Это развертывание ракет-перехватчиков, а также комбинированных сил для нанесения быстрого удара по Российской Федерации. Стратегия сдерживания хорошо известна по холодной войне, когда США создавали «кольцо Анаконды» вокруг СССР, располагая по периметру советских границ свои военные базы. Понятно также, что арктическое направление является наиболее кратким путем для доставки боезаряда со стороны России в США и наоборот. Кстати, в доктрине, подписанной Обамой , говорится об « арктическом регионе, который стабилен и где нет конфликта, где страны действуют ответственно в духе доверия и сотрудничества, и где экономические и энергетические ресурсы развиваются стабильным путем, который также направлен на уважение хрупкой окружающей среды, интересов и культуры местных народов ».

Крайне интересна и военно-стратегическая концепция Канады, которая выступает фактическим проводником интересов США и НАТО в регионе, но, все же вступает в спор по некоторым моментам.

В январе 2014 года Институтом иностранных дел и обороны Канады была подготовлена директива по арктическому вопросу, где выделены основные проблемы, с которыми придется столкнуться. Первая - это баланс экологии и нефтедобычи. Согласно директиве, Канада намерена противодействовать неизбежным протестам экологам, которые будут организованы против любого разведочного бурения в канадских водах. С другой стороны, в документе отображается необходимость сохранения равновесия в отношении защиты окружающей среды.

Необходимо отметить, что Канада ведет добычу сланцевой нефти в зоне своей ответственности, что опасно для окружающей среды в отличие от традиционной добычи, которую использует Россия. Кстати, в докладе отмечается, что США сильно противились созданию Арктической стратегии по охране окружающей среды, предшествовавшей созданию Арктического Совета, а Канада, наоборот, выступала за концепцию создания и организацию политически более мощного международного юридического лица, которое могло бы работать как по проблемам защиты окружающей среды, так и иным вопросам, стоящим перед приполярным регионом.

В анализе потенциальных конфликтов между экологами и государствами отмечен и . При этом авторы канадского документа пишут, что в связи с претензиями к России теряется из виду тот факт, что датский военно-морской флот обязан был использовать применение силы для ареста протестующих из Гринписа, когда они высадились на нефтяную платформу у западного побережья Гренландии в 2011 г.

« Протестующие, используя тактику, которая была идентична используемой против русских, протестовали против проведения нефтеразведки в водах, окружающих Гренландию. Два члена Гринписа, которые высадились на нефтяной платформе, были обвинены в нарушении границы и запретной зоны вокруг буровой установки. Они были оштрафованы на 20.000 датских крон и высланы из Гренландии, им запретили повторный въезд в страну в течение одного года. В обоих случаях (российском и гренландском) вооруженный спецназ захватил и арестовал людей », - указано в директиве.

В конечном счете, Россия, Канада и США, будут использовать войска, чтобы защитить свое право на ресурсы в арктической области. Канадцам кажется маловероятным, что Арктический совет будет в состоянии решить проблему нефтяного развития в Арктике.

Кстати, Арктический совет является одним из наднациональных органов, курирующих регион Арктики. Он был создан в 1996 г. странами, имеющими территории за Полярным кругом, - это США, Канада, Исландия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Россия. Основная цель данной структуры состоит в охране окружающей среды и проведении соответствующих исследований этими странами. В мае 2013 г. на министерской встрече в Швеции Арктический совет предоставил шести новым странам (Китай, Индия, Италия, Япония, Южная Корея и Сингапур) статус наблюдателей, что указывает на повышенный интерес к этому органу и региону со стороны многих государств. Что и понятно: Арктика представляет собой лакомый «кусок», богатый нефтью и газом.

И Москва, и Запад готовятся к схватке за обладание шельфом заполярных морей.

Как заявил главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал-полковник Александр Постников, в городе Печенге на Кольском полуострове будет создана специальная бригада для боевых действий в Арктике. Таким образом, очевидно, Россия, приступает к реализации принятых Советом Безопасности РФ «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Этим документом предусмотрено в ближайшие годы сформировать за Полярным кругом общевойсковую группировку сил общего назначения, «способную обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки». Таким образом, Москва демонстрирует негодующему Западу свою решимость с головой окунуться в начинающуюся международную грызню за обладание ресурсами Северного Ледовитого океана.

Однако сначала о том, ради чего мы собрались ощетиниться стволами под северным сиянием. По данным ООН и США, запасы нефти в арктическом регионе составляют 90-100 миллиардов тонн, что в несколько раз превышает все ресурсы России или Саудовской Аравии. По оценкам других международных экспертов, в арктическом шельфе скрыто от 20 до 25% мировых запасов углеводородного сырья. Можно добавить еще и тот факт, что здесь добывается почти половина рыбной продукции мира. Кроме того, пролегает Северный морской путь – самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию, а также Северо-Западный проход, соединяющий Атлантический и Тихий океаны.

Известно все это было давно, но тяжелые льды делали добычу ископаемых и регулярное использование Севморпути делом малореальным. Все изменило глобальное потепление. Ученые полагают, что к 2030 году даже Северный полюс может очиститься ото льдов. Вот тогда, видимо, и начнется… Во всяком случае, советник канадского правительства Роберт Хуберт охарактеризовал происходящее достаточно красноречиво: «2010 год в Арктике – это как 1935 год в Европе».

По мнению экспертов британской издательской группы Jane’s, возможно, даже к 2020 году начнется серьезная политическая битва за право обладания богатствами Арктики, которая грозит перерасти в прямую военную конфронтацию. С лондонскими аналитикам согласны представители западного разведсообщества, которые прогнозируют, что в ближайшие 20 лет в мире возрастет вероятность международных конфликтов за распределение экономических ресурсов Арктики в связи с ожидаемым началом таяния арктических льдов. Среди потенциальных противников называются Россию, Данию, Норвегию, Канаду, США, а также Китай.

Справедливости ради, стоит заметить, что именно Россия первой начала борьбу за шельф Северного Ледовитого океана, объявив о претензиях на 18% территории Арктики с протяженностью границы в 20 тысяч километров. В 2001 году Москва неожиданно для многих подала в ООН заявку с обоснованиями своих претензий на принадлежность части территории Арктики, обладать которой были бы не прочь и другие. Запад тут же решил, что напрасно засиделся на старте. И ринулся догонять.

Три года назад президент Соединенных Штатов подписал директиву №66 по национальной безопасности. В ней, в частности, сказано:«У Соединенных Штатов Америки имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в арктическом регионе, и они готовы отстаивать эти интересы, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государствами. Среди этих интересов есть такие вопросы, как противоракетная оборона и дальнее обнаружение; развертывание морских и авиационных систем в интересах стратегических морских перевозок; стратегическое сдерживание; морское присутствие; морские операции по обеспечению безопасности; обеспечение свободы судоходства и полетов авиации».

В январе 2009 года в Рейкьявике состоялся так называемый семинар НАТО по перспективам безопасности на Крайнем Севере. В семинаре приняли участие генеральный секретарь Североатлантического альянса, председатель военного комитета НАТО, верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, а также верховный главнокомандующий командованием НАТО по трансформации.

1 августа 2009 года Норвегия перенесла штаб своего оперативного командования из Ставангера в заполярный Рейтан, на север страны.

В декабре того же года шведский министр обороны Стен Тольгфорс заявил, что «в капиталовложениях в оборону приоритетом станут закупки вооружений и совершенствование инфраструктуры с целью усиления военно-воздушного и военно-морского потенциала страны на Крайнем Севере».

В том же году восемь стран Северного совета (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Гренландия, Фарерские и Аландские острова) решили создать совместную Северную боевую группу (Nordic Battle Group). В ее состав вошли 1600 военнослужащих из Швеции, 250 из Финляндии, 150 из Исландии и по 100 из Эстонии и Норвегии. Штаб группы расположен в Швеции.

В августе 2010 года США и Дания впервые приняли участие в ежегодных канадских учениях в Арктике «Операция Нанук», хотя у обоих членов НАТО в этом регионе имеются неразрешенные территориальные споры с Канадой. Еще более крупные военные игрища состоялись в Швеции в 2009 году. Назывались эти десятидневные маневры «Loyal Arrow 2009» («Верная стрела 2009»). К учениям были привлечены 10 стран, 2000 военнослужащих, авианосец и 50 истребителей.

Все эти милитаристские приготовления Запада выглядят настолько недвусмысленно, что в сентябре 2010 года на них был вынужден отреагировать президент России Дмитрий Медведев. Он заявил: «В любом случае Российская Федерация с достаточно серьезным напряжением следит за такого рода активностью (НАТО в Арктике), потому что это зона мирного сотрудничества, экономической кооперации. И присутствие военного фактора, оно всегда, как минимум, создает дополнительные вопросы». По словам Медведева, перспективы развития сотрудничества в этой области у него «никак не связываются с эскалацией присутствия Североатлантического альянса в этом арктическом регионе».

Никакого ощутимого отклика озабоченность главы нашего государства у партнеров не получила. Тогда, очевидно, и родился в Москве замысел создать в Печенге специальную «арктическую» бригаду, для силового отстаивания российских интересов. Что получится из этой затеи – абсолютно неясно.

Более или менее определенно можно сказать, что за основу нового воинского формирования будет взята 200-я отдельная Печенгская ордена Кутузова 2 степени мотострелковая бригада, которая в Печенге и дислоцирована. Больше на огромном пространстве от Санкт-Петербурга до Мурманска у России у нас нет ничего, за исключением пограничников и 61-ю отдельной Киркенесской Краснознаменной бригады морской пехоты Северного флота. Но у морской пехоты все же совсем другие задачи.

200-я мотострелковая бригада еще пару десятилетий назад была 131-ой мотострелковой дивизией и числилась в числе наиболее боеспособных соединений 6-й общевойсковой армии Ленинградского военного округа. Той армии давно нет, как нет и Ленинградского военного округа. В 1997 году и 131-я дивизия скукожилась до бригады. Но ничего особенно «арктического» в ней никогда не было и нет. Что собираются с бригадой сделать в Министерстве обороны, чтобы она оказалась способной успешно воевать на арктических просторах за природные ресурсы, генерал-полковник Постников не пояснил. Обмолвился только об одном: на вооружение печенгских сидельцев поступят сочлененные тягачи «Витязь». Машины и впрямь замечательные, способные успешно передвигаться в самых непролазных снегах. Что неоднократно и доказали, обеспечивая работу гражданских экспедиций в Антарктиде.

Но это – единственная подробность об арктических замыслах наших полководцев. Можно предположить, что в Министерстве обороны и Генштабе мечтают вернуться туда, где наши военные стояли издавна и откуда столь легкомысленно убрались пару десятилетий назад. Еще в 80-х годах прошлого века самый северный в мире аэродром для боевой авиации был нашим – Грем-Бел на архипелеге Земля Франца-Иосифа. Обеспечение подледного плавания атомных подводных ракетоносцев было основной задачей Северного флота. А разбросанные от Чукотки до Кольского полуострова зенитно-ракетные дивизионы Архангельской армии ПВО делали неприступным для противника воздушное пространство советской Арктики. Правда, от этих боевых возможностей практически ничего не осталось. Чтобы восстановить их, нужны ресурсы, которых у России нет. Но помечтать хочется и генералам.

Замыслы Министерства обороны комментирует директор Института политического и военного анализа, доктор технических наук, кандидат военных наук, действительный члена Академии военных наук, профессор, полковник запаса Александр Шаравин.

Александр Александрович, России нужен сегодня «арктический» спецназ?

Нужен. Решение абсолютно правильное. Хотя и запоздалое.

Почему запоздалое? Ведь пока в тех краях ничего особенного не происходит.

Потому что у нас тысячи километров границы проходят по побережью Северного Ледовитого океана. И это огромное пространство не прикрыто вообще ничем и никем. А по мере глобального потепления там могут случиться совсем уж неожиданные вещи.

Ну так было же у нас все в Арктике. И армия ПВО, и мотострелковая дивизия на Чукотке.

Было много чего. Даже такого, о чем открыто никогда не сообщали. Мне довелось там видеть фантастические вещи. Представьте: в районе Дудинки с незапамятных времен в снегах стоит огромный пустой военный гарнизон. В нем амуниции – на дивизию, продовольствие, машины, топливо для подводных лодок в емкостях. Предполагалось, видимо, самолетами доставить туда личный состав, переодеть, вооружить и начать воевать.

Все это и сейчас валяется под Дудинкой?

Точно не знаю. Но думаю, что ничего не вывозили, потому что это страшно дорого. Продовольствие и военную форму, наверное, крысы сожрали. А топливо, дома, техника наверняка на месте.

Хорошо, заведем, как сообщил Постников, одну бригаду спецназа у границы с Норвегией. Но разве этого достаточно? На тысячи-то километров?

Хоть что-то будет. Главное, появится соединение, солдаты которого будут обмундированы так, чтобы не замерзнуть и воевать в снегах. Очевидно, специально обученные. На основе такого соединения в случае нужды можно разворачивать дополнительные силы.

Однако невозможно представить, что в случае чего бригаду с Кольского полуострова станут перебрасывать, например, на Чукотку. Туда проще долететь с Камчатки или Сахалина.

На Чукотке, наверное, тоже нужен такой арктический спецназ. Может быть, не бригада, а батальон. Когда-нибудь, думаю, развернут и там.

1 августа 2007 года два российских подводных аппарата «Мир-1» и «Мир-2» совершили погружение в районе самой северной точки нашей планеты – на Северном полюсе. На глубине более четырех километров российские подводники установили государственный флаг Росси , изготовленный из сверхпрочных материалов. Ход экспедиции широко и подробно освещался центральными российскими СМИ, установку флага транслировали в прямом эфире, а дома полярников встречали как героев.

Эта политическая акция в духе XVI или XVII столетия вызвала ожидаемую негативную реакцию со стороны государств, имеющих интересы в арктическом регионе. Представитель канадского МИДа, например, заявил, что давно прошли те времена, когда можно было застолбить территорию, установив на ней государственный флаг.

В последние годы противостояние в Арктике значительно усилилось. Причин для этого несколько, основной из них является неопределенный статус границ в этом регионе, а также его важность в стратегическом плане. Некоторые эксперты даже пугают неизбежными вооруженными конфликтами, которые могут начаться при дележе «арктического пирога» в будущем. Ныне интерес к Арктике проявляют не только государства, граничащие с этим регионом, но и Китай, и Индия – страны, расположенные далеко от вечных арктических льдов.

Арктика занимает весомое место в современной российской внешней и внутренней политике. Принято несколько государственных программ освоения этого региона, восстанавливаются объекты инфраструктуры, заброшенные после распада СССР. Это находит горячую поддержку в российском обществе, усиление своего присутствия в Арктике подается властью в качестве доказательства усиления могущества страны. Так ли это? Нужна ли Арктика России, и какими являются текущие геополитические расклады в этом регионе? Что стоит на кону?

Арктика: из-за чего сыр-бор

Современный мир стремительно развивается, страны, которые еще несколько десятилетий назад считались аутсайдерами, сегодня выбиваются в лидеры. Чтобы экономика развивалась, необходимы ресурсы, которых становится все меньше.

Это и есть одна из основных причин повышения интереса к арктическому региону. Пока никто точно не знает, сколько именно богатств хранит в себе Арктика. Согласно подсчетам американского департамента энергетики, под ледяными водами находится до 13% неразведанных запасов нефти и большое количество газовых месторождений. Кроме углеводородов, в Арктике есть значительные запасы никелевых руд, платиноидов, редкоземельных металлов, олова, вольфрама, золота и алмазов.

В современном мире ценность представляет не только сырье, не менее важны и коммуникации, по которым оно доставляется. В Арктике находятся сразу два важнейших трансокеанских маршрута: Северный морской путь (СМП) и Северо-Западный проход, который соединяет Атлантический и Тихий океан.

И ресурсы, и потенциально важные коммуникации существовали всегда, но обострение борьбы за Арктику началось не более десяти лет назад. В чем причина?

Богатство арктических широт практически полностью нивелируется климатическими условиями данного региона. Природа Арктики крайне враждебна человеку. Большую часть года Северный морской путь покрыт льдами. Себестоимость добычи полезных ископаемых настолько велика, что разработка большинства месторождений на сегодняшний момент не является рентабельной.

Также не следует забывать, что Северный полюс – это кратчайший маршрут доставки ядерного оружия в случае начала глобального конфликта. Именно по этой причине СССР содержал многочисленные военные базы и аэродромы в приарктических широтах. Для российского ВМФ именно Северный морской путь обеспечивает свободный доступ к Мировому океану.

Россия все более громко объявляет о своих претензиях на арктический регион, увеличивая военный потенциал в этом районе. Ситуация усугубляется тем, что статус Арктики во многом не урегулирован и имеет серьезные пробелы.

Кто претендует на Арктику

Согласно международному законодательству, каждая страна обладает правом пользоваться подводными ресурсами на расстоянии 200 миль от своего побережья. Однако существует конвенция ООН, которая гласит, что если страна сумеет доказать, что шельф океана является продолжением ее континентальной платформы, то он будет считаться ее собственностью.

Россия считает, что подводный хребет Ломоносова является продолжением Сибирской платформы. В этом случае под российскую юрисдикцию попадает 1,2 млн кв. км шельфа с громадными запасами углеводородов.

Понятно, что подобная активность России в переделе границ в регионе не вызывает восторга у других приарктических государств. Сегодня в Арктический совет входят 8 государств:

  • Исландия;
  • Дания;
  • Швеция;
  • Канада;
  • Норвегия;
  • Россия;
  • Финляндия.

Еще есть и несколько стран-наблюдателей: Китай, Индия, Великобритания, Польша, Испания и другие.

Страны-участницы совета совершенно иначе трактуют международное законодательство, они сами претендуют на обширные участки арктического шельфа. Канада, например, считает, что хребет Ломоносова – продолжение ее территории и обещает доказать этот факт в ООН. На хребет Ломоносова претендует и Норвегия, которая уже добилась передачи части шельфа под свою юрисдикцию.

США считают своим участок шельфа неподалеку от Аляски и также собирают доказательства. Но из-за незначительной площади территорий США, которая граничит с Арктикой, американцам мало что «светит», поэтому они обычно выступают за коллективное использование ресурсов региона: это открыло бы к ним доступ американских ТНК.

Требование, которое объединяет практически всех членов Арктического совета (кроме России, конечно), – это международный контроль над Северным морским путем.

В настоящее время в Канаде, США, Норвегии и России приняты государственные программы освоения Арктики. Подходы к разделу и освоению региона среди стран-участниц арктического совета во многом противоречивы.

Повышенное внимание к Арктике начал проявлять Китай. Эта страна является наблюдателем в Арктическом совете, а в 2013 году в КНР была принята государственная программа по освоению региона. Она предусматривает постройку собственного значительного ледокольного флота. С 1994 года северные моря бороздит китайский ледокол «Снежный дракон», на счету этого корабля несколько проходов по СМП.

Военные угрозы и задачи ВС России

Во времена Холодной войны через Северный полюс был проложен кратчайший маршрут для нанесения ядерных ударов по советской территории стратегической авиацией США . Чуть позже здесь же прошли маршруты пролета американских МБР и БРПЛ. В ответ СССР создал в северных широтах инфраструктуру для противодействия американским планам и для развертывания собственного стратегического потенциала.

Здесь были размещены подразделения радиотехнических войск, войск ПВО, аэродромы для заправки стратегических бомбардировщиков. Особое внимание уделялось авиации ПВО, которая должна была уничтожать американские «стратеги» на дальних подступах.

После распада СССР арктическая группировка рухнула. То, что произошло с военными на Севере, нельзя назвать иначе, как бегство: части были расформированы, аэродромы заброшены, техника оставлена.

Россия создала шесть военных баз, 13 аэродромов и 16 глубоководных портов. В 2019 году должно завершиться строительство инфраструктуры, а также комплектация баз техникой и личным составом. В Арктике Россия разместила комплексы ПВО С-400 , а также ПКР «Бастион». В нынешнем году в Арктике пройдут масштабные учения российской авиации .

Огромные пространства российского севера однозначно требуют военной защиты.

Боевые действия в этом регионе будут вестись не только против противника, человеку придется бороться и с враждебной природой. Вряд ли здесь можно использовать крупные сухопутные подразделения , боевые действия, в основном, будут вестись подводными лодками и авиацией . Особенно полезны в условиях региона могут быть беспилотные аппараты .

СМП и добыча полезных ископаемых

Арктика действительно богата, но для большинства этих богатств пока не пришло время. Стоимость добычи углеводородов в этом регионе очень высока и при нынешних ценах на нефть не является рентабельной. Гораздо выгоднее добывать сланцевую нефть и газ, чем бурить скважины среди плавающих льдов и полярной ночи.

Наглядной иллюстраций этого является судьба Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Оно не просто большое, а одно из крупнейших в мире (3,9 трлн куб. м газа). К этому месторождению проявляли большой интерес иностранные инвесторы, во время высоких цен на энергоносители российская власть не спешила с выбором партнеров. Однако с началом эпохи сланца цены на газ рухнули, разрабатывать Штокман стало просто невыгодно. Сегодня работы на этом месторождении приостановлены.

Россия не располагает технологиями добычи нефти и газа в арктических условиях, их передача попала под санкции после Крыма и Донбасса. Кроме того, жесткий государственный контроль и монопольное положение нескольких российских компаний («Газпром» и «Роснефть») не слишком нравится иностранным инвесторам.

Еще один аспект, связанный с добычей полезных ископаемых в Арктике, – экологический. Природа этого региона очень ранима и очень долго восстанавливается. Экологи и различные «зеленые» организации выступают с резкой критикой планов добычи нефти и газа в Арктике.

Ситуация вокруг Северного морского пути не менее неоднозначна. Теоретически, он является очень выгодным, так как сокращает путь из Китая в Европу. Если вы будете плыть через Суэцкий канал, то маршрут будет длиннее на 2,4 тыс. морских миль. Путь вокруг Африки добавит еще 4 тыс. миль.

В прошлом году было открыто дополнительное русло Суэцкого канала, которое увеличит транзит до 400 млн тонн в год. Стоимость работ составила 4,2 млрд долларов. В России планировали нарастить объем перевозок по СМП до 60 млн тонн до 2020 года, потратив на это минимум 34 млрд долларов (до 2019 года). При этом даже такие планы уже сейчас кажутся фантастическими: в 2014 году по СМП перевезли всего 274 тыс. тонн, на воду не был спущен ни один из запланированных кораблей.

Колоссальный объем перевозок по «южным» маршрутам объясняется тем, что на нем расположено большинство крупнейших морских портов. Более половины трафика обеспечивается не перевозками из Китая в Европу, а грузопотоком между этими портами. Большинство портов на СМП имеют мизерный грузопоток или не функционирует вообще.

Арктика действительно богата, но чтобы освоить эти богатства необходимо вложить огромные средства, которыми Россия в настоящее время не располагает. Нужно привлечение иностранных инвесторов (прежде всего, западных), именно от них можно получить необходимые технологии. Для реализации проектов, связанных с СМП, также нужно вхождение иностранного капитала в инфраструктуру российских северных портов, но сегодня эта задача невыполнима.

Проблема развития российской Арктики – это гигантская по своему масштабу задача, которая требует привлечения большого количества ресурсов: финансовых, технологических и управленческих. К сожалению, она вряд ли по плечу нынешней российской элите.

Видео о противостоянии в Арктике

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»