Цифровая экономика рабочая программа. Национальный проект «Цифровая экономика

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Для меня термин цифровая экономика – собирательный образ ряда технологических трендов и технологий, которые сформировались в последние 10-12 лет и сегодня оказывают серьезное влияние на устоявшиеся бизнес-модели. Имею в виду тренды и технологии новой индустриализации, получившей название «Индустрия 4.0 ». Новые материалы, дополненная реальность, аддитивные технологии, беспилотные транспортные средства, передовая робототехника, облачные вычисления и хранение данных, биометрические и имплантируемые технологии, большие данные и машинное обучение, огромный пласт финансовых технологий и многое другое, – все эти явления имеют одну общую особенность: они эффективно используют всепроникающую силу информационных технологий. В связи с реализацией этих трендов я бы выделил ряд признаков цифровой экономики. Прежде всего, это экономика, основанная на больших данных.

По своему типу это прогностическая экономика, в которой прогноз, план и факт стремятся к равенству; её основной инструмент – прогностическая аналитика, а основной вид производства – персонифицированное производство под потребности клиента. В эпоху цифровой экономики меняется облик конкуренции: она идет не столько за передел существующих рынков, сколько за формирование новых, при этом конкурируют не товары и технологии, а системы управления, опирающиеся на цифровые платформы. В области организационных структур компаний мы будем наблюдать уход от иерархических структур к моделям, в большей степени основанным на сетевом взаимодействии. Одним из ключевых признаков является изменение модели потребления: использование превалирует над владением; ценность определяется реализацией в товаре индивидуальных потребностей; фокус смещается на общую стоимость владения, а не на первоначальную цену товара. В социальной сфере цифровую экономику мы «узнаем» по взрывному развитию общественных институтов, когда социальный авторитет начнет активно теснить социальный статус. При этом нужно учитывать, что основной показатель прогресса цифровой экономики – это мера принятия обществом технологических новшеств и инноваций.

Цифровая экономика, выраженная в технологиях и технологических трендах, – это и есть «земные» вопросы. Бизнес-модели, усиленные за счет данных, создадут новые источники дохода. Полагаю, что малые и средние предприятия получат преимущества скорости и маневренности, необходимые для управления новыми процессами и реализации инноваций. Большинство мировых лидеров цифровизации, нынешних гигантов, начинали как небольшие предприятия с мизерным стартовым капиталом, а затем, «оседлав» ту или иную прорывную технологию, росли экспоненциально. Считаю, что у нас в стране много креативных и предприимчивых людей, способных создавать инновационные бизнесы. И тому есть множество примеров, проявившихся в росте экспорта на внешние рынки продукции отрасли информационных технологий. Скажем, развитие сетей интернета вещей (IoT) приведет к взрывной потребности в датчиках и сенсорах, а традиционно это удел производства средних по размеру компаний. Развитие облачных технологий и повышение доступности различного рода облачных сервисов стимулируют рост числа индивидуальных предпринимателей, для которых основным преимуществом становится свобода выбора времени работы и высокая мобильность. Для нашей страны – это рост высокопроизводительных рабочих мест, увеличение занятости людей, живущих вдали от мегаполисов. Преимущества цифровой экономики для компаний, в особенности быстро растущих стартапов, более чем очевидны.

Конкурировать в сфере передовых технологий с иностранными коллегами мы можем. Правда, пока этих технологий не так много, но, учитывая высокий темп, взятый государством в вопросах цифровой экономики, думаю, перечень конкурентоспособных разработок будет нарастать. Если мне не изменяет память, в 2016 году экспорт продукции отечественных ИТ-компаний в денежном выражении приблизился к 7 млрд долларов. Наши ИТ-компании, безусловно, глобально конкурентоспособны. Следующее направление – новые материалы. Например, наноцеллюлоза и производство на ее основе широкой гаммы товаров, начиная от бактерицидных пластырей, биоразлагаемой упаковки и кончая прочными и легкими материалами для аэрокосмической и автомобильной индустрий. Далее – беспилотные летательные аппараты, разработки в области машинного обучения, средства противодействия киберугрозам.

Новейшие технологии и цифровая трансформация могут кардинально изменить окружающий мир и окажут огромное влияние на формирование структуры отраслей цифровой экономики. Мы не увидим привычного отраслевого деления, присущего текущему экономическому укладу, но станем свидетелями появления нескольких сотен новых отраслей, с отличным от текущих масштабом, жизненным циклом и отраслевым управлением. Эти изменения затронут не только сами отрасли, но и все системные показатели: ВВП, инвестиции, потребление, занятость, инфляцию и ряд прочих показателей, привычных для измерений и оценки в текущей экономике.

Когда посмотрим на предпосылки возникновения технологий интернета вещей и поймем «физический смысл» IoT, будет проще определиться с этим понятием. На мой взгляд, в истории интернета вещей ключевую роль сыграли два фактора. Первый – кардинальное изменение рынка сенсоров и датчиков: за последние годы он вырос в сотни раз и продолжает расти по экспоненте, при этом стоимость самих устройств снижается примерно с той же скоростью. Второй – широкое распространение подходов операционной аналитики, отраженных в концепции «Аналитика 3.0», разработанной Международным институтом аналитики. Ключевой тренд проявляется в том, что сегодня всё большее количество товаров создают данные в процессе своего жизненного цикла, и это свойство становится одним из главных их качеств. Для потребителя происходит смещение ценности продукта: в конкурентной борьбе преуспевает тот продукт, который может обеспечить наиболее ценные данные, а не только традиционные функции. Сыграв ключевую роль в эволюции «классического» интернета, эти факторы привели к появлению новых сетей, в которых вещи могут взаимодействовать друг с другом или с внешней средой без участия человека. Это и есть интернет вещей. Технологии интернета вещей являются ключевыми в формировании прогностического характера цифровой экономики.

В нашей стране технологии интернета вещей – одно из динамично развивающихся направлений новой индустриализации. Точнее, усиливается влияние технологий промышленного интернета вещей (IIoT). Это влияние обусловлено задачами, которые ставятся перед отечественными предприятиями: переход на контракты жизненного цикла во взаимодействии производителей и потребителей сложной техники; выпуск продукции с высоким уровнем программируемых параметров. На предприятиях сырьевых отраслей, металлургии и транспорте – переход к обслуживанию и ремонту производственного оборудования по состоянию и создание систем предикативной аналитики в отношении производственной инфраструктуры.

На развитие индустриального интернета вещей оказывают большое влияние крупные корпоративные и государственные инициативы. Скажем, цель проекта «Цифровая железная дорога» – обеспечение устойчивой конкурентоспособности РЖД на глобальном рынке транспортных и логистических услуг за счёт использования современных цифровых технологий. Создание российской сервисной информационно-телематической платформы и ее внедрение в серийные модели автомобильных производителей, реализующих легковые автомобили в нашей стране. Предполагается, что данная платформа будет аккумулировать информацию в транспортной сфере, включая оценку загруженности дорог, оптимизировать транспортные потоки, прогнозировать возникновение чрезвычайных и опасных ситуаций, следить за состоянием оборудования городской и транспортной инфраструктуры.

Недавно наша компания анонсировала выпуск программной платформы CoIIoT для разработки отраслевых решений в области промышленного интернета вещей. Платформа CoIIoT использует наиболее современные и перспективные технологии и компоненты с открытым исходным кодом, рассчитанные на применение в высоконагруженных системах, полностью соответствует актуальным российским условиям и служит основой для разработки отраслевых решений в области промышленного интернета вещей в интересах конкретных потребителей.

Подпишись на новости:

В 2017 году в России была разработана и утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным судьбоносная программа перехода страны на цифровой формат в экономике. Этапы данной программы продлятся до 2030 года. «Цифровая экономика» — это обеспечение цифрового пространства для всех сфер жизнедеятельности страны.

Цифровая экономика в РФ в 2017-2030 годах

Основная задача программы — в «…создании правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России. И интеграции ее с цифровыми экономиками членов Евразийского экономического союза».

Развитие современного общества идет таким образом, что только цифровая среда позволит экономике России интегрироваться в мировое пространство.

Сфера бизнеса во взаимодействии с гражданами уже давно использует цифровые технологии, в том числе и цифровую валюту. Люди совершают многие экономические операции со своих смартфонов, компьютеров и планшетов. Сегодня это обычная ситуация. Одновременно с физическими деньгами в обороте присутствует цифровая валюта. Она в значительной степени увеличивает товарооборот и создает положительную динамику в развитии экономики в целом.

Значительный акцент в программе «Цифровая экономика» сделан на развитии российского компьютерного и телекоммуникационного оборудования, а также российского ПО. Сюда же разработчики включили установку антивирусных программ на все компьютеры, ввозимые в Россию. Целевые показатели к концу срока реализации программы по доле иностранного ПО и оборудования, закупаемого госорганами, составляют 10% и 50% соответственно.

План развития цифровой экономики в России

Фото: Firestock.

Цифровую экономику представляют 3 уровня, которые влияют на жизнь граждан и общества в целом:
● Рынки и отрасли экономики.
● Платформы и технологии.
● Базовые условия: среда, создающая условия для развития платформ и технологий, а также для эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики, которая охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

«Цифровая экономика» фокусируется на двух нижних уровнях.

Ярослав Дубовиков, исполнительный директор Объединенной телекоммуникационной корпорации (оператор связи ОТК): «Телеком сообществом факт появления программы цифрового развития экономики воспринимается крайне позитивно. Государство наконец-то обратило внимание на перспективность новых подходов к инновационной перестройке бизнеса».

Конкретные шаги по программе «Цифровая экономика»

Согласно программе, Россия должна укрепить свое положение на мировом рынке услуг по обработке и хранению данных. Сегодня доля таких услуг в мировом масштабе менее 1%. По плану — увеличение до 10% к 2024 году. Также в рамках программы к 2024 году — предоставить широкополосный доступ в интернет со скоростью не менее 100 МБит/с 97% российских домохозяйств. А города-миллионники покроют мобильными сетями связи .

«Цифровая экономика» уделяет большое внимание поддержке «национальных ИТ-лидеров». Так к 2024 году ими должны стать минимум десять высокотехнологичных предприятий в сфере высоких технологий.

Вопросу подготовки кадров в Программе уделяют особое внимание. В целевых показателях обозначили количество ИТ-специалистов, которые должны будут выпускать ВУЗы к 2024 году. Эта цифра составила по 120 тыс. специалистов ежегодно.

Мнение аналитиков РАЭК


Фото: Firestock.

По мнению аналитиков Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), такой подход к определению ключевых направлений деятельности государства является обоснованным.

РАЭК неоднократно подчеркивала, что сегодня интернет и цифровые технологии проникли во все сферы экономики и жизни граждан России. Рунет остается самым активным сегментом экономики страны, а мобильность — доминирующим трендом.

Ассоциация оценивает вклад цифровой экономики в ВВП России в 2,8%. Когда 19% от ВВП формируют интернет-зависимые рынки. Сегодня кадровая индустрия рунета насчитывает 2,5 млн. сотрудников. Инфраструктура и ПО оцениваются в 2 000 млрд рублей. Маркетинг и реклама – 171 млрд рублей, цифровой контент – 63 млрд рублей, электронная коммерция – 1238 млрд рублей. По прогнозам экспертов, в 2020 году проникновение интернета составит 80-90% населения России.

Семь акцентов программы Минкомсвязи

Минкомсвязи представила программу, где можно выделить семь акцентов развития цифровой экономики РФ:
● Подразумевает тотальную глобализацию.
● Сверхвысококонкурентная среда.
● Развивается стремительными темпами.
● Наличие квалифицированных кадров и качественного образования.
● Уничтожение многих традиционных сфер деятельности.
● Новое качество жизни, бизнеса и государственных услуг.
● Является виртуальной, неосязаемой, но в то же время невозможна без связи с материальным миром. Поэтому базой цифровой экономики является индустриальное развитие.

8 направлений развития цифровой экономики

1. .
Повсеместное применение интернета и IT в парадигме в ближайшем будущем. К 2020 году количество подключенных к Сети устройств превысит 50 млрд., каждое будет стоить менее $10. Проекты с их использованием создадут «умные» города, транспорт, здравоохранение, новое качество жизни в целом, высокий уровень безопасности и др.

2. Государственное управление.
Повышение качества государственных и муниципальных услуг и сокращение издержек государства при их предоставлении. Обеспечение эффективной работы органов власти. В том числе при реализации типовых функций и автоматизированном взаимодействии граждан и организаций с государством.

3. Здравоохранение.
Создание условий для обеспечения граждан РФ доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, персонализации, превентивности, технологичности и безопасности. Поддержка отечественных стартап-компаний в области медицины.

4. Нормативное регулирование.
Создание действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики. Вовлечение в процесс принятия решений, касающихся регулирования интернета, всех заинтересованных лиц — государства, бизнеса и представителей гражданского общества.

5. Цифровая инфраструктура.
Развертывание современной интернет-инфраструктуры как на территории городов, так и в загородных хозяйствах.

6. Технологические заделы.

7. Кадры и образование.
Повышение уровня цифровой грамотности населения и системное обучение IT-специалистов.

8. Информационная безопасность.
Развитие отечественных ПО, максимальное импортозамещение.

Программа определяет развитие цифровой экономики России до 2024 года. Каждые три года Правительство утверждает операционный план. Планы мероприятий подвергаются регулярной актуализации.

Роль государства, основные аспекты

По мнению разработчиков программы, государство должно:
● Гарантировать устойчивость и безопасность инфраструктуры.
● Обеспечить высокий уровень образования населения, включая цифровую грамотность.
● Создать условия, которые привлекают интеллектуальные ресурсы, а не отпугивают их.
● Связать цифровую экономику с банковской, почтовой, медийной, промышленной, индустриальной сферами.
● Интегрировать международную цифровую индустрию в национальную инфраструктуру.
● Дать индустрии нужные ориентиры путем перспективного прогнозирования.

Ключевые задачи для бизнеса

На предпринимателей России Правительство возлагает почетную миссию главного двигателя цифрового проекта:
1. Создание технопарков, научно-производственных кластеров, «умных городов» и других инновационных проектов.
2. Повсеместное и доступное обучение российских граждан финансовой, правовой и цифровой грамотности (совместно с государством).
3. Внедрение цифровых технологий в процессы здравоохранения.
4. Обеспечение территории РФ покрытием сети интернет от 5G и выше.
5. Все взаимоотношения управленческого аппарата и населения должны быть обеспечены простотой, доступностью и абсолютной прозрачностью.
6. Создание полноценного рынка удаленных специалистов для самых различных направлений работы.
7. Внедрение электронного документооборота. Полная замена бумажных носителей.

Конечно, все эти действия требуют колоссальных финансовых, производственных, интеллектуальных и человеческих усилий. Таким образом, программа «Цифровая экономика» — это не просто крупный локальный проект. Это важный судьбоносный выбор и вызов для России. Основная задача — не просто достичь высокого уровня благосостояния, а войти в пятерку самых развитых государств мира. Для России это возможность доказать свою независимость и суверенность.

Источник финансирования: Смешанный

Бюджет: 1 794 658 000 руб.

Год начала: 2019

Год окончания: 2024

Цели проекта

  • увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом
  • создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения организаций больших объемов данных, доступной для всех домохозяйств
  • использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями

Задачи проекта

  1. Создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий
  2. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок
  3. Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики
  4. Обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства
  5. Создание «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок
  6. Создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития
  7. Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей
  8. Разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств - членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики

Ответственные за реализацию проекта

  • Куратор национального проекта: М.А.Акимов , заместитель председателя Правительства Российской Федерации
  • Руководитель национального проекта: К.Ю.Носков , министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • Администратор национального проекта: Е.Ю.Кисляков , заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Показатели национального проекта

Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны (проценты)

  • 2018 год - 1,9
  • 2019 год - 2,2
  • 2020 год - 2,5
  • 2021 год - 3,0
  • 2022 год - 3,6
  • 2023 год - 4,3
  • 2024 год - 5,1

Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «интернет» (проценты)

  • 2018 год - 75
  • 2019 год - 79
  • 2020 год - 84
  • 2021 год - 89
  • 2022 год - 92
  • 2023 год - 95
  • 2024 год - 97

Доля социально-значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети «интернет» (проценты)

  • 2018 год - 34,1
  • 2019 год - 45,2
  • 2020 год - 56,3
  • 2021 год - 67,5
  • 2022 год - 83,7
  • 2023 год - 91,9
  • 2024 год - 100

Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах (количество)

  • 2018 год - 2
  • 2019 год - 3
  • 2020 год - 4
  • 2021 год - 5
  • 2022 год - 6
  • 2023 год - 7
  • 2024 год - 8

Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных (проценты)

  • 2020 год - 1,5
  • 2021 год - 2
  • 2022 год - 3
  • 2023 год - 4
  • 2024 год - 5

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения (проценты)

  • 2018 год - >50
  • 2019 год - >60
  • 2020 год - >70
  • 2021 год - >75
  • 2022 год - >80
  • 2023 год - >85
  • 2024 год - >90

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения (проценты)

  • 2018 год - >40
  • 2019 год - >45
  • 2020 год - >50
  • 2021 год - >55
  • 2022 год - >60
  • 2023 год - >65
  • 2024 год - >70

Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Цифровая экономика»

  • федеральный проект «Информационная инфраструктура» - 772,4 млрд руб
  • федеральный проект «Цифровые технологии» - 451,8 млрд руб
  • федеральный проект «Цифровое государственное управление» - 235,7 млрд руб
  • федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» - 143,1 млрд руб млрд руб
  • федеральный проект «Информационная безопасность» - 30,2 млрд руб
  • федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» - 1,7 млрд руб

Видео о национальном проекте «Цифровая экономика»

Встреча с президентом. ВЭБ.РФ. Цифровая экономика

Цифровая экономика России: программа развития

Главное с презентации нацпроекта «Цифровая экономика»

Спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития: что такое «Цифровая экономика»

Законодательное регулирование нацпроекта «Цифровая экономика»

Федеральные проекты национального проекта «Цифровая экономика»

  • , сроки реализации: 01.11.2018 - 31.12.2021. Руководитель проекта С.В.Шипов, заместитель министра экономического развития Российской Федерации
  • , сроки реализации: 01.11.2018 - 31.12.2024. Руководитель проекта О.А.Иванов, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • , сроки реализации: 01.11.2018 - 31.12.2024. Руководитель проекта И.Э.Торосов, заместитель министра экономического развития Российской Федерации
  • , сроки реализации: 01.11.2018 - 31.12.2024. Руководитель проекта А.В.Соколов, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • , сроки реализации: 01.11.2018 - 31.12.2024. Руководитель проекта Е.Ю.Кисляков, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Так, начиная с 2011 года РАЭК на ежегодной основе проводит исследование “Экономика Рунета” . При сохранении основных методик проведения исследования (работа с экспертным сообществом, “полевые опросы” на платформе www.runet-id.com , обработка результатов экспертных обсуждений в ходе ключевых мероприятий отрасли, агрегация данных ключевых партнеров исследования и профильных ассоциаций, исследовательских и аналитических агентств), продукт постоянно эволюционирует и модифицируется, демонстрируя в последние годы все большую интеграцию с традиционными отраслями экономики.

Подробная информация об исследовании “Экосистема Цифровой Экономики России 2017” – http://ЦифроваяЭкономика.рф/

Новейшая история вопроса (2015-2017 годы)

2015 год

21-22 декабря 2015 года в Москве впервые прошел российский форум “Интернет Экономика”. Организатором форума выступил Институт Развития Интернета (ИРИ), экспертную поддержку форуму оказали РАЭК, ФРИИ, МКС, РОЦИТ, Координационный центр доменов RU / РФ. Главной темой Форума стало обсуждение инициатив и предложений по развитию интернета в России, разработанных ИРИ в рамках Долгосрочной программы развития российской части информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и связанных с ней отраслей экономики по 8 направлениям: Интернет + ОБЩЕСТВО, Интернет + ОБРАЗОВАНИЕ, Интернет + ТОРГОВЛЯ, Интернет + ГОРОД, Интернет + МЕДИЦИНА, Интернет + ФИНАНСЫ, Интернет + МЕДИА, ИТ + Суверенитет. также по итогам Форума Председатель Совета ИРИ Герман Клименко был назначен Советником Президента РФ по интернет-вопроса, а идеи и предложения ИРИ получили поддержку на самом высоком уровне.

2016 год

29 января 2016 года по итогам встречи с участниками форума “Интернет Экономика” Президент России В.В. Путин подписал перечень поручений, посвященных развитию интернета в России . Документ включил в себя поручения по таким направлениям, как поддержка российских ИТ-компаний, образование, финансы, информационная безопасность, промышленный интернет (интернет вещей).

3 февраля 2016 года решением главы администрации президента РФ Сергея Иванова была создана рабочая группа «по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и в социальной сфере» . Руководителем рабочей группы был назначен помощник президента РФ Игорь Щёголев , ее целью стала координация исполнения поручений Президента. На первом заседании рабочей группы созданы восемь подгрупп по направлениям. В течение 2016 года в поддержку исполнений поручений Президента, по данным направлениям Институтом Развития Интернета при отраслевой поддержке были проведены 8 отраслевых конференций.

29 сентября 2016 года РАЭК провела презентацию первых итогов исследования “Экономика Рунета 2015-2016” . Был представлен подробный отчет о состоянии интернет-экономики России за текущий период времени, раскрыта картина динамики ее развития, показаны структура, точки роста и сдерживающие факторы. Также был проведен сравнительный анализ исследованных сегментов и других отраслей экономики, соотношение интернет-экономики и ВВП России, посчитан объем всей Экосистемы интернет-зависимых рынков. По результатам презентации был сделан вывод, что растущее влияние интернета на офлайн-экономику позволяет говорить о формировании в России цифровой экономики, в связи с чем было принято решение с 2017 года переименовать Исследование “Экономика Рунета” в Исследование “Экосистема Цифровой Экономика России” .

В.В.Путин обратился к Федеральному Собранию РФ с ежегодным посланием, по итогам которого 5 декабря 2016 года был опубликован Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. В ходе Послания Президент уделил большое внимание было ИТ-сфере и цифровой экономике . Аналитики РАЭК изучили основные темы Послания, касающиеся области интересов Ассоциации и ее членов, сопоставив это с текущей деятельностью и проектами РАЭК. Результаты анализа представлены .

2017 год

15 февраля 2017 года Председатель Госдумы РФ подписал распоряжение о создании Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики при председателе ГД . Первое заседание совета прошло 20 марта (подробнее о ходе заседания - ). В нем приняли участие депутаты Государственной Думы, Министр связи и массовых коммуникаций и представители отрасли информационных технологий. Открывая заседание, отметил важность развития российского законодательства с той же интенсивностью, что и цифровая экономика, для сохранения страной своих конкурентных преимуществ в этой сфере.

Важно, чтобы у нас законодательство шагало как минимум в ногу с развитием цифровой экономики, тогда за нашей страной будут сохраняться определенные преференции.

Вячеслав Володин

Председатель Госдумы РФ

С отдельным докладом на тему “Цифровая экономика: взаимодействие отрасли и государства” на заседании выступил директор РАЭК Сергей Плуготаренко . В рамках доклада Сергей затронул такие важные аспекты поднятой темы как регулирование, государственные инициативы, экспертные оценки, опыт сотрудничества, пожелания и прогнозы, а также отметил, что построение цифровой экономики требует радикального пересмотра подходов к регулированию: необходим “фазовый переход” и смена парадигмы регулирования цифровой экономики на инновационно-стимулирующий режим (полная презентация доклада доступна ).

Этапы разработки программы “Цифровая Экономика”

Разработка программы «Цифровая экономика», которая была представлена сегодня, 5 июля 2017 года, предусмотрена указанием Правительства РФ в рамках исполнения перечня поручений Президента РФ№Пр-2346 от 5 декабря 2016 года. Согласно пункту 9 указания Минкомсвязь России совместно с Минэкономразвития России, МИДом России, Минфином России, Минпромторгом России, Минобрнауки России и Открытым правительством с участием Экспертного совета при Правительстве РФ, а также автономной некоммерческой организацией «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» в срок до 11 мая 2017 года должна разработать и утвердить программу «Цифровая экономика», предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в РФ и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) .

В 2016 году работа над программой была начата в ходе московской сессии Всемирного экономического форума и международного семинара Всемирного банка «Концепция, международные тренды и видение цифровой экономики - на пути к долгосрочной стратегии».

3 мая 2017 года на площадке ФГУП МИА “Россия Сегодня” состоялась . В ходе выступления с отчетным докладом глава Минкомсвязи РФ сообщил, что 2016 год ознаменовался запуском целого ряда важных проектов, многие из которых готовились не один год.

Программа цифровой экономики стала важной политической вехой - получить такую задачу от Президента, начать работу по разработке программы, сделать ее действительно межведомственной, вовлекая большой круг экспертов, специалистов, федеральных органов власти, различных ответственных организаций.

Николай Никифоров

Первая версия программы была представлена Николаем Никифоровым 24 мая 2017 года в ходе конференции «Цифровая индустрия промышленной России – 2017» (ЦИПР) . Он отметил, что в разработке проекта использовался, в том числе, опыт стран-лидеров в области развития цифровой экономики, международных организаций и объединений, в частности, Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного экономического форума. Были проведены консультации с ведущими международными экспертами и учтены их рекомендации.

Программа “Цифровая экономика Российской Федерации” направлена на формирование в России благоприятной регуляторной среды для применения цифровых технологий в экономике, наращивание компетенций в области цифровых технологий российских предприятий, развитие инфраструктуры обработки данных, обеспечение киберустойчивости, подготовку достаточного количества качественных кадров, а также на обеспечение цифровой трансформации сфер государственного управления, здравоохранения и управления городским хозяйством.

Николай Никифоров

Министр связи и массовых коммуникаций РФ

По итогам Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), прошедшего 1-3 июня 2017 года , Президент поручил доработать Программу и представить ее проект на рассмотрение Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам в срок до 1 июля 2017 года.

В конце июня помощник Президента по экономическим вопросам сообщал, что Правительство РФ рассматривает возможность создания в России фонда, призванного оказывать содействие в реализации Программы развития цифровой экономики, объемом 100 млрд руб.

При этом Экспертный совет при правительстве РФ считает, что проект программы «Цифровая экономика», разработанный Минкомсвязи по поручению Владимира Путина , необходимо системно переработать. Как сообщали СМИ, со ссылкой на направленное в адрес главы Минскомсвязи Николая Никифорова заключение, экспертный совет считает, что документ в нынешнем виде не учитывает глобальный характер развития экономики и отраслевые риски вроде закона Яровой, и на текущий момент представляет собой всего лишь компиляцию из ряда отраслевых планов и программ.

Программа исходит из консервативного сценария, предполагающего, что ничего нового и существенного в области влияния IT на общество и экономику не произойдет, утверждается в документе. Это приведет к тому, что в 2025 году России понадобится новая аналогичная программа, ведь фундаментальная характеристика сферы ИКТ - скорое внедрение новых технологий, появление которых невозможно предусмотреть, считают эксперты. Кроме того, в документе отсутствует целостное понимание причинно-следственных связей. Например, принятие стандартов предусматривается после создания систем, указывают эксперты.

По их мнению, цифровая экономика как уклад должна затрагивать все сферы социально-экономической деятельности, а в проекте программы ее развитие ограничено только госрегулированием, информационной инфраструктурой; НИОКР, кадрами, образованием, информбезопасностью, госуправлением, «умными городами» и цифровым здравоохранением. В программу не попало большинство отраслей реального сектора (энергетика, промышленность, финансы и т. д.), сетуют авторы заключения, добавляя, что также не предлагается и мер по развитию ГЧП, поддержке малого и среднего бизнеса, стартапов. Не рассматривает программа и электронную торговлю, это притом, что отрасль демонстрирует высокие темпы роста. Наконец, составители «Цифровой экономики» не учли риски, например, от пакета Яровой, констатируют эксперты.

Вместе с тем в кулуарах форума ЦИПР-2017 заявил журналистам, что Программу «Цифровая экономика» можно утверждать в текущей редакции, но с последующими доработками.

Примерно понятно, что надо дорабатывать. Хотя ее можно принимать уже в том виде, в котором она есть сегодня, но, естественно, дорабатывать.

Андрей Белоусов

Белоусов уточнил, что дорабатывать программу нужно в части определения необходимых компетенций, развития нормативно-правовой базы и подготовки кадров.

Я считаю, что там очень важный момент - сформировать сейчас реестр технологий, которые нас нужны в стране, или компетенции, к 2020 году и 2025 году и определиться примерно с центрами компетенций - кто это может делать.

Мы поймём, где у нас есть дыры. Где густо, где пусто. Очень важно сейчас начинать вопросы регуляторики: нормативной базы, стандартов, стандартизации... И третье - это как раз вопрос подготовки кадров.

Андрей Белоусов

Помощник Президента по экономическим вопросам

Он уточнил, что реестр может быть готов осенью 2017 года.

Доработанный проект Программы “Цифровая экономика Российской Федерации” был представлен 5 июля на очередном заседании Совета.

Краткий анализ Программы “Цифровая экономика Российской Федерации 2017”

В программе, представленной Минкомсвязью, можно выделить семь акцентов, которые предлагается иметь в виду, говоря о развитии цифровой экономики:

  1. Цифровая экономика подразумевает тотальную глобализацию .
  2. Цифровая экономика – это сверхвысококонкурентная среда .
  3. Цифровая экономика развивается стремительными темпами .
  4. Цифровая экономика немыслима без квалифицированных кадров и качественного образования .
  5. Цифровая экономика убивает многие традиционные сферы деятельности.
  6. Цифровая экономика – это новое качество жизни, бизнеса и государственных услуг .
  7. Цифровая экономика в значительной степени является виртуальной, неосязаемой . Но они невозможна без связи с материальным миром . Поэтому базой цифровой экономики является индустриальное развитие.

Что и как, по мнению разработчиков программы, в этой ситуации должно сделать государство ? Пять основных вещей:

  1. Гарантировать устойчивость и безопасность инфраструктуры .
  2. Обеспечить должный уровень образования населения, включая цифровую грамотность .
  3. Создать привлекательные правила игры, которые привлекают интеллектуальные ресурсы, а не отпугивают их.
  4. Связать цифровую экономику с банковской, почтовой, медийной, промышленной, индустриальной сферой. Увязать международную цифровую индустрию с национальной инфраструктурой.
  5. Дать индустрии нужные ориентиры путем перспективного прогнозирования .

Сегодня не стоит вопрос о том, будет в нас цифровая экономика или не будет.

Цифровая экономика обязательно наступит. Единственный вопрос, который стоит сегодня: будет ли у нас своя цифровая экономика, или чужая? Наша задача заключается в том, чтобы она была своя. У нас нет никаких сомнений в том, что у России есть все возможности для достойного цифрового будущего.

Алексей Волин

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ

Подробный анализ Программы “Цифровая экономика Российской Федерации 2017”

Представляем поблочный анализ основных разделов итоговой версии Программы “Цифровая экономика Российской Федерации”, представленной 5 июля 2017 года, сделанный Аналитическим отделом РАЭК:

Модель цифровой экономики: рынки, технологии, базовые условия

Цифровая экономика представлена тремя уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:

  • Рынки и отрасли экономики
  • Платформы и технологии
  • Базовые условия (среда, создающая условия для развития платформ и технологий, а также для эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики которая охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность).

Программа сфокусирована на двух нижних уровнях.

Комментарии и оценка РАЭК:

По мнению аналитиков РАЭК, такой подход к определению ключевых направлений деятельности государства является обоснованным, поскольку экспертиза и возможно государства значительно сильнее на базовом уровне, который влияет на стоящие сверху рынки и отрасли, с развитием которых успешно справляется бизнес.

РАЭК неоднократно подчеркивала, что сегодня интернет и цифровые технологии проникли во все сферы экономики и жизни граждан России. Рунет остается самым активным сегментом экономики страны, а мобильность - доминирующим трендом, который вместе с цифровыми сервисами все больше влияет на самые разные сферы деятельности.

Мы оцениваем вклад цифровой экономики в ВВП России в 2,8%, в то время как 19% от ВВП формируют интернет-зависимые рынки. Сегодня кадровая индустрия Рунета насчитывает 2,5 млн. сотрудников, инфраструктура и ПО оцениваются в 2 000 млрд. рублей, маркетинг и реклама – 171 млрд. рублей, цифровой контент – 63 млрд. рублей, электронная коммерция – 1238 млрд.рублей. По прогнозам экспертов, в 2020 году проникновение интернета составит 80-90% населения России.

Ключевые ожидаемые результаты

  • Создана благоприятная нормативная среда для участников цифровой экономики
  • Созданы технологические заделы по сквозным цифровым технологиям
  • Сформирована экосистема цифровой экономики
  • Создана современная инфраструктура обработки, хранения и передачи данных
  • Цифровая экономика обеспечена компетентными кадрами
  • Обеспечена информационная безопасность граждан и бизнеса

Комментарии и оценка РАЭК:

Специалисты РАЭК отмечают, что сегодня уже сформирован отраслевой подход к описанию Экосистемы Цифровой Экономики , и основная задача ближайшего времени – найти пересечения этого подхода и методики с Программой, представленной правительством.

Структура программы: 8 направлений развития цифровой экономики

  1. Умный город
  2. Государственное управление
  3. Здравоохранение
  4. Нормативное регулирования
  5. Цифровая инфраструктура
  6. Технологические заделы
  7. Кадры и образование
  8. Информационная безопасность

Комментарии и оценка РАЭК:

В 2017 году эксперты РАЭК определили 7 направлений (хабов) цифровой экономики, составляющих ее экосистему: государство и общество, образование и кадры, кибербезопасность, инфраструктура и связь, маркетинг и реклама, финансы и торговля, медиа и развлечения.

Мы анализируем пересекаемость и взаимодополняемость представленных подходов.

План реализации программы

Программа определяет развитие цифровой экономики России до 2024 года. Каждые 3 года Правительством утверждается трехлетний операционный план. Планы мероприятий подвергаются регулярной актуализации.

Комментарии и оценка РАЭК:

В течение 2012 и начала 2013 года Аналитическим отделом и Отделом стратегических разработок РАЭК в тесном сотрудничестве с игроками Рунета обсуждались и разрабатывались единые подходы к формированию внутриотраслевой стратегии Развития Рунета. Итогом этой работы стала концепция Стратегии развития интернета в РФ на период 5 лет, которая впервые была представлена к обсуждению в ходе РИФ+КИБ 2013 – http://рунет2020.рф .

Говоря в ходе открытия Форума 2013 года о проекте Стратегии «Рунет 2020», министр связи и массовых коммуникаций отметил значимость построения диалога с отраслью:

Считаю этот документ крайне важным и представляющим пример эффективного отраслевого лоббизма.

Мы готовы, основываясь на конструктивном диалоге, подготавливать те или иные инициативы, которые могут помочь ИТ-компаниям вести бизнес в рамках интернет-экономики, сделать его юридически значимым и решать любые правовые вопросы. Предлагаю к слову «регулирование» относится именно так.

Николай Никифоров

Министр связи и массовых коммуникаций РФ

По задумке разработчиков Стратегия определяет цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики развития российского сегмента сети Интернет как одного из приоритетов курса на инновационную экономику Российской Федерации. Целью реализации Стратегии является создание благоприятных условий для динамичного развития информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Российской Федерации как основной среды для инновационной модернизации страны, увеличения объемов экономики знаний и повышения технологической и экономической конкурентоспособности России на международной арене.

Многие аспекты, которые были обсуждены в ходе работы над Стратегией, легли в основу подхода при формировании последующих продуктов Ассоциации и отрасли, в том числе исследования “Экосистема Цифровой Экономики России”.

Цели и задачи программы по направлениям

Цели:

Нормативное регулирование:

  1. Создан постоянно действующий механизм управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики
  2. Сняты ключевые правовые ограничения и предусмотрены отдельные правовые институты, направленные на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики
  3. Сформирована политика по развитию цифровой экономики на территории Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), гармонизированы подходы к нормативному правовому регулированию, способствующие развитию цифровой экономики на пространстве ЕАЭС
  4. Создана методологическая основа для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики

Комментарии и оценка РАЭК:

Для формирования цифровой экономики необходимо, прежде всего, создать благоприятные правовые условия. РАЭК неоднократно подчеркивала, что сегодня необходим “фазовый переход” и смена парадигмы регулирования цифровой экономики на инновационно-стимулирующий режим. При этом важно осознавать, что цифровая экономика - это, прежде всего, трансграничная экономика, поэтому формирование политики по развитию цифровой экономики на территории ЕАЭС - это важный этап развития цифровой экономики России.

Вместе с этим необходимо отметить, что снятие правовых ограничений требует не только принятия новых нормативных актов, но и аудита действующего законодательства. Для оценки влияния законодательных инициатив, влияющих на развитие цифровой экономики РАЭК совместно с Институтом Исследований Интернета проводит ежеквартальный мониторинг законопроектов “Законодательный барометр” (), в котором собираются и анализируются с подключением большого числа экспертов все текущие законы и новые законодательные инициативы. С помощью экспертов определяется степень и дается оценка их влияния на отрасли цифровой экономики, делаются прогнозы и даются рекомендации.

На основании данных мониторинга РАЭК фиксирует два четких тренда:

  • Количество инициатив уменьшилось. Причиной этого могло стать обновление состава Государственной Думы либо накопленный государством опыта по взаимодействию с разными сегментами интернета.
  • Число экспертов, которые оценивают влияние законов на отрасль как положительное или нейтральное превысило 50%. Это крайне позитивный тренд, поскольку раньше такое мнение всегда было в меньшинстве, и практически все отраслевые эксперты давали негативную оценку влиянию законов. Одной из причин смены отношения является то, что не все инициативы доходят до финала, а по действительно резонансным решениям отрасль научилась по различным каналам коммуницировать с государством, вносить свои коррективы, минимизировать отрицательные последствия.

Цели:

Кадры и образование:

  1. Созданы ключевые условия для подготовки кадров цифровой экономики
  2. Система образование обеспечивает цифровую экономику компетентными кадрами
  3. Рынок труда опирается на требования цифровой экономики
  4. Создана система мотивации по освоению необходимых компетенций и участию в развитии цифровой экономики России

Комментарии и оценка РАЭК:

В рамках РАЭК работает комиссия по образованию и кадрам, созданная в 2012 году. Комиссия осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: образование и повышение квалификации, кадровая политика, дистанционное образование, удаленная работа.

РАЭК поддерживает и развивает . Комиссией по веб-разработке РАЭК создан Каталог для молодых специалистов, которые хотят освоить перспективные профессии рынка веб-разработки. В Каталоге представлено 57 курсов, позволяющих получить базовую подготовку по таким специализациям как «маркетинг в электронной коммерции», «управление проектами», «креативная стратегия», «дизайн в интерактивных средах», «системная архитектура», «веб-программирование», «менеджмент интернет-проектов», «коммуникации в Интернете» и многим другим.

27 июня во Владимирской области начал работу Всероссийский молодёжный образовательный форум «Территория смыслов на Клязьме». Одна из профильных смен площадки как раз в эти дни собирает порядка тысячи молодых специалистов в области ИТ и развития высоких технологий.

Смена (ИТ-СМЕНА) проходит с 5 по 11 июля 2017 г. Участники обсудят вопросы развития цифрового мира, новые технологий коммуникации, IoT и кибербезопасность. Основная задача смены – ответить на вопрос: «Digital трансформация: кто кого?».

РАЭК активно поддерживает проект “ИТ – Моя будущая профессия” в рамках агрегатора образовательных проектов, созданного и поддерживаемого РОЦИТ, а также другие проекты в этой области.

Цели:

Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов:

  1. Сформирована институциональная среда для развития исследований и разработок в области цифровых технологий
  2. Сформированы технологические заделы в области цифровой экономики
  3. Сформированы компетенции в области цифровой экономики

Комментарии и оценка РАЭК:

1 декабря 2016 года Президент России В.В.Путин обратился к Федеральному Собранию РФ с ежегодным посланием, по итогам которого 5 декабря 2016 года был опубликован Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. В ходе выступления Президент отметил роль “сквозных” технологий в экономике:

Необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие, так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни.

Страны, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависимом, уязвимом положении. Сквозные - это те, которые применяются во всех отраслях: это цифровые, квантовые, робототехника, нейротехнологии и так далее.

Владимир Путин

Президент РФ

С 2010 года РАЭК активно участвует в работе над созданием стратегических документов и продуктов, направленных на развитие интернет-отрасли. Аналитики РАЭК на различных площадках рассказывают как про проникновение ИТ в другие отрасли (так называемые зависимые рынки, Интернет+) так и про трансформацию круга ИТ в цифровую экономику, экономику знаний и данных.

Понимаем мы и определенные риски чрезмерного регулирования, особенно на этапе становления новых технологий. Поиск решения с участием всех заинтересованных сторон - правильный путь в этом направлении, реализованный в частности в новой рабочей группе по большим данным, где участвуют эксперты РАЭК.

Цели:

Информационная инфраструктура

  1. Сети связи удовлетворяют потребности экономики по сбору и передаче данных граждан, бизнеса и власти с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями
  2. Отечественная инфраструктура хранения и обработки данных обеспечивает предоставление гражданам, бизнесу и власти доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг, в том числе позволяет экспортировать услуги по хранению и обработке данных
  3. Разработаны функциональные цифровые платформы работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»