Как заключить выгодное стратегическое партнерство. Теоретические основы формирования стратегических партнерств и альянсов Другие страны — стратегические партнеры России

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

англ. strategic alliance) – общее название форм кооперации ресурсов и координации деятельности компаний с целью получения взаимных выгод (эффекта синэргии). В основе С.п. лежит сотрудничество менеджмента фирм, обусловленное взаимным участием в капиталах, совпадением стратегических интересов по развитию и диверсификации производства, расширению рынков сбыта, выходу на новые рынки и т.п. С.п. предполагает координацию деятельности участвующих фирм. По степени углубления сотрудничества и объединения ресурсов выделяют след. формы С.п.: обучение персонала одной фирмы специалистами другой для освоения нового производства; соглашение о производстве, сборке и передаче продукции (компенсационные сделки «бай-бэк» – buy-back); передача патента по лицензии; соглашение о совместном проведении маркетинговых исследований; партнерство в изыскательских работах, НИОКР и совместном производстве. Стратегические партнеры могут подбираться среди отечественных и зарубежных фирм. При этом партнерами становятся как равные по величине фирмы, так и фирмы, различающиеся по масштабам и охвату рынка. Нередко С.п. является эффективным способом для малых фирм (особенно занятых в сфере передовых технологий) выйти на новые рынки со своим уникальным продуктом. Распространенная форма С.п. – предпринимательские сети, участники к-рых координируют свою деятельность как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане. Важной формой С.п. являются т.н. технопарки (наукограды), в рамках к-рых осуществляется взаимодействие науки, высокотехнологичного производства, современной компьютеризованной инфраструктуры и сферы профессионального образования.

Активизация Соединенных Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), их стремление ослабить влияние России на Дальнем Востоке вызывает необходимость поиска контрмер с российской стороны. В этом плане неоценимую помощь могут оказать дружеские отношения России со своим давним партнером и одним из основных акторов в данном регионе – Китаем.


ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Дружеские отношения СССР и Китая сложились со времен Японо-китайской войны (1937–1945).

В 1930-е годы СССР планомерно проводил курс политической поддержки Китая как жертвы японской агрессии. В августе 1937 года был подписан Договор о ненападении между Китаем и СССР, а с 1937 по 1941 год СССР регулярно осуществлял поставки в Китай вооружения и боеприпасов. Всего за этот период Китаю было поставлено: 1285 самолетов, 1,6 тыс. орудий, 82 танка, 14 тыс. станковых и ручных пулеметов, 1850 автомашин и тракторов.

В 1937–1941 годы в Китае работало свыше 5 тыс. советских граждан. Среди них были военные советники, летчики-добровольцы, преподаватели и инструкторы, рабочие по сборке самолетов и танков, авиационные и дорожные специалисты, мостовики, транспортники, медики и др.

Начавшаяся Великая Отечественная война и развертывание военных действий на Тихоокеанском театре привели к свертыванию сотрудничества СССР с Китаем, однако сразу же после капитуляции Германии Советский Союз начал переброску своих войск на Дальний Восток.

8 августа 1945 года СНК СССР, выполняя решения Потсдамской конференции, объявил войну Японии. Советские войска перешли в решительное наступление в Северо-Восточном Китае. В то же время по всему фронту перешли в наступление против японцев и китайские войска.

14 августа, когда стало ясно, что Квантунская армия потерпела сокрушительное поражение, японский император заявил о капитуляции Японии.

2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» представителями США, Великобритании, СССР, Франции и Японии был подписан акт капитуляции японских ВС, а 9 сентября 1945 года китайский генерал Хэ Инцинь, представлявший одновременно правительство Китайской республики и Союзное командование в Юго-Восточной Азии, принял капитуляцию от командующего японскими войсками в Китае генерала Окамура Ясудзи.

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

После окончания войны дружественные отношения СССР и Китая стали крепнуть и успешно развиваться.

14 февраля 1950 года Иосиф Сталин и Мао Цзэдун подписали в Москве Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи. Этот документ оформил самый высокий в двусторонних отношений уровень – военно-политический союз.

Уже через несколько месяцев этот союз прошел проверку на прочность в ходе Корейской войны (1950–1953). В течение трех лет, что длилась эта война, китайские «народные добровольцы» сражались с американцами и их союзниками, а СССР в это время прикрывал с воздуха «добровольцев» и промышленную базу в северо-восточных провинциях.

В дальнейшем СССР оказывал Китаю всяческую помощь, передав КНР все права по совместному управлению КВЖД, выведя свои войска с военно-морской базы Порт-Артур, отдав советское военное имущество в городе Далянь (Дальний). Полным ходом шло строительство и реконструкция 50 крупных промышленных объектов, в КНР приехали сотни советских специалистов в самых разных областях промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, государственного управления и СМИ, а тысячи китайских студентов обучались в советских вузах.

В 1949–1956 годы при помощи СССР в Китае были созданы базовые отрасли промышленности, проведена национализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства, развернуто массированное социалистическое строительство, вследствие чего КНР стала государством с быстро растущим темпом экономики.

С 1949 по 1969 год Китаю было поставлено вооружения и военной техники на общую сумму около 4,1 млрд долл. Кроме того, в 1949–1962 годы было передано безвозмездно 650 лицензий на производство вооружения и военной техники. За период сотрудничества в КНР было командировано 5250 военных советников и специалистов, а в вузах Минобороны СССР подготовлено 1578 китайских военнослужащих.

Однако с конца 50-х годов прошлого века начался так называемый советско-китайский раскол, вызванный приходом к власти в СССР либерально настроенных лидеров во главе с Никитой Хрущевым. В СССР началась резкая критика Сталина и проводимой им политики, что начало, как это было названо в КНР, «великую войну идей между Китаем и СССР». Кульминацией конфликта стали пограничные столкновения вокруг острова Даманский в 1969 году на реке Уссури между частями Советской Армии и Народно-освободительной армии Китая. Вследствие этих столкновений военные связи СССР и КНР были прекращены.

СОТРУДНИЧЕСТВО ВОЗОБНОВЛЯЕТСЯ

После многолетнего перерыва военно-технические связи между Россией и Китаем возобновились лишь в 1992 году на основе межправительственного Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, подписанном 24 ноября 1992 года, и Меморандуме о понимании между правительствами России и КНР о военно-техническом сотрудничестве, который был подписан 18 декабря 1992 года. В соответствии с соглашением была образована российско-китайская комиссия по военно-техническому сотрудничеству, которая собирается один раз в год поочередно в Москве и Пекине.

11 ноября 1993 года было подписано Соглашение о военном сотрудничестве между министерствами обороны двух стран. С этого момента были установлены прямые связи между Вооруженными силами России и Народно-освободительной армией Китая.

Нормативно-правовой базой российско-китайских связей стало подписание 16 июля 2001 года в Москве президентом РФ и председателем КНР Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который был заключен на 20 лет с возможностью автоматического продления на следующие пятилетние периоды. В соответствии с договором Россия и Китай обязались на долгосрочной основе развивать равноправное партнерство и стратегическое взаимодействие, в том числе и в военной сфере. В случае возникновения угрозы миру или угрозы агрессии Москва и Пекин незамедлительно вступают в контакт и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы. Договор также предусматривает совместные усилия сторон по поддержанию глобального стратегического баланса и координацию действий на международной арене в предотвращении и урегулировании конфликтов.

В рамках Договора о сотрудничестве Россией было поставлено Китаю большое количество боевой техники и вооружения.

В частности, в 1992–2000 годы Россия поставила в КНР 281 тяжелый истребитель Су-27/30, 1 тыс. управляемых артиллерийских снарядов «Краснополь», 1,2 тыс. ракет «воздух–воздух» малой дальности. Кроме того, российской стороной были переданы Китаю лицензии на производство истребителей Су-27.

В 1999–2000 годы Китай получил два эсминца проекта 956 со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами 3М-80Е «Москит». Стоимость сделки по эсминцам составила примерно 800 млн долл., стоимость 48 ракет – около 100 млн долл. По второму контракту в 2005–2006 годы китайским ВМС были переданы еще два эсминца усовершенствованного проекта 956ЭМ. Тогда же для этих эсминцев Китаем были закуплены четыре палубных противолодочных вертолета Ка-28, а в 2009–2011 годы – еще девять вертолетов Ка-28 и девять вертолетов радиолокационного дозора Ка-31.

В 1997–2001 годы в КНР было поставлено 35 зенитных ракетных комплексов «Тор-М1», в 2002–2003 годы – два корабельных комплекса ПВО С-300ФМ «Риф-М».

С 2000 года в КНР начали поставлять зенитные ракетные комплексы «Бук» и «Тунгуска», различные управляемые ракеты и авиабомбы, зенитные ракетные комплексы С-300 ПМУ1, танки Т-80У и др.

В 2002 году «Рособоронэкспорт» заключил контракт на поставку для ВМС КНР восьми дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636, оснащенных ракетными комплексами «Клаб-С» (стоимость – около 1,5 млрд долл.). Последняя, восьмая, ДЭПЛ была поставлена в 2006 году.

Кроме того, в разные годы в КНР были поставлены реактивная система залпового огня «Смерч», противотанковые ракетные комплексы «Метис» и «Конкурс» и другое вооружение.

В 2011 году российская Военно-промышленная компания направила в КНР 25 машинокомплектов бронеавтомобиля «Тигр» для сборки на территории этой страны, затем Китай получил еще 25 «Тигров» и заключил контракт на поставку еще 10 машин.

В 2011–2012 годы «Рособоронэкспорт» заключил с Минобороны Китая контракт на поставку более 400 авиадвигателей АЛ-31Ф/ФН.

В 2013 году Россия и Китай подписали соглашение о поставке четырех подводных лодок типа «Лада» и договорились о закупке Китаем тяжелых двигателей 117С, военно-транспортного самолета Ил-76 и самолета-заправщика Ил-78.

В настоящее время в Китае успешно налажено производство современных систем вооружения, в том числе космической, морской, ракетно-ядерной и другой военной техники. Тем не менее без российской помощи китайскому военно-промышленному комплексу не обойтись. Китаю не удалось преодолеть отставание от России и высокоразвитых западных стран в области электронных систем, двигателестроения, корабельной и авиационной энергетики.

Учитывая, что исторически в НОАК на вооружении стояла техника в большинстве своем советско-российского производства, то исходя из национальных интересов КНР целесообразнее приобретать новейшие технологии и отдельные виды вооружения российского, а не западного производства, тем более что Россия имеет возможность такие технологии и вооружение ей предложить. В свою очередь, для России существенным является тот факт, что китайская сторона является достаточно платежеспособной.

На сегодняшний день Китай заинтересован в приобретении палубных истребителей Су-33 для своих строящихся авианосцев, новейших истребителей Су-35, управляемых авиабомб, двигателей к самолетам, крылатым ракетам и подводным лодкам, высокоточной электронике для систем наведения, гидроакустических станций, РЛС и другой технике, где заметно отставание китайских производителей от российских.

В 2015 году Китай заключил с Россией контракт на закупку зенитного ракетного комплекса С-400. В этом же году Россия и КНР подписали крупнейший авиационный контракт на закупку 24 многофункциональных истребителей Су-35. Сумма сделки оценивается не менее чем в 2 млрд долл. Китайские военные, таким образом, стали первыми иностранными заказчиками ЗРК С-400 и истребителей Су-35, до этого их эксплуатировали только ВКС России.

Следует отметить и наметившуюся кооперацию в российско-китайском военно-техническом сотрудничестве. Речь идет о совместном производстве новых тяжелых транспортных вертолетов, широкофюзеляжных самолетов, дизель-электрических подводных лодок из российских деталей с частичным использованием китайских. Кроме того, российскими и китайскими специалистами проводятся различные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области создания новых и модернизации старых образцов вооружения.

Таким образом, в настоящее время Китай заинтересован в военно-техническом сотрудничестве с Россией по следующим направлениям:

– импорт современных истребителей, авиационных и корабельных двигателей, высокоточной электроники;

– приобретение лицензий на технологии производства сложного наукоемкого вооружения и техники;

– совместные НИОКР;

– ремонт и модернизация ранее поставленного вооружения, военной и специальной техники.

Военное сотрудничество между Китаем и РФ развивается по многим направлениям, включая подготовку китайских военных специалистов: в российских вузах обучаются военнослужащие Китая, в российских учебных центрах проходят обучение экипажи подводных лодок и надводных кораблей, а также летчики и расчеты противовоздушной обороны.

Расширяется обмен военными делегациями, ежегодно проводятся совместные российско-китайские военные учения, установлен механизм консультаций по вопросам стратегической безопасности.

Проводимые российско-китайские военные учения представляют собой пример стратегического партнерства Москвы и Пекина в целях нейтрализации политики США. Благодаря сотрудничеству Россия и Китай не только наглядно демонстрируют свое единство в противостоянии с США, но и являют миру мощную силу в этом противостоянии.

В целом военно-техническое и военное сотрудничество укрепляет взаимное доверие двух стран и приводит Россию и Китай к налаживанию взаимосвязей по экономическим и политическим вопросам, а также по проблемам глобальной и региональной безопасности.

ПРИЧИНЫ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СБЛИЖЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ


Россия и Китай идут сегодня в одном направлении. Фото Reuters


В настоящее время обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе становится все более напряженной. Это связано с ядерными испытаниями КНДР, обострившимися территориальными спорами России с Японией, Китая с Японией, Вьетнамом, Пакистаном, Индией и другими странами, участившимися совместными военными учениями США, Японии и Южной Кореи.

Провозглашенная президентом США Бараком Обамой в 2011 году стратегия «Поворот к Азии» откровенно направлена против Китая и России. В Тихоокеанский бассейн стягиваются военно-морские силы США, активизируются военные договоры США с Японией, Южной Кореей и Австралией, налаживаются новые военные связи США с Вьетнамом, Сингапуром, Филиппинами, Малайзией.

На конференции по безопасности в Азии, прошедшей в июне 2013 года в Сингапуре, министр обороны США заявил о намерении Вашингтона до 2020 года передислоцировать в Азиатско-Тихоокеанский регион 60% ресурсов военно-морских и воздушных сил, базирующихся сейчас за пределами его страны.

В настоящее время Соединенные Штаты вместе со своими союзниками создают препятствия на пути развития Китая и России в АТР, сдерживают влияние Пекина и Москвы и укрепляют в нем свою гегемонию. Политика США направлена на разжигание территориальных споров и других острых проблем КНР и России в АТР. Кроме того, США предпринимается попытка не допустить Китай и Россию в спешно создаваемую ими зону свободной торговли «Транстихоокеанское торговое партнерство».

В этих условиях Россия и Китай обязаны четко определить свои позиции в интересах стабилизации обстановки в АТР.

Обе страны не приемлют проводимую США политику вмешательства в дела других государств и идею однополярного мира. Поэтому, чтобы противостоять гегемонии США, Россия и Китай вынуждены создавать свой собственный мощный альянс.

Свою лепту в сближение России и Китая вносят рискованные решения Вашингтона в начале XXI века по развязыванию войн на Среднем и Ближнем Востоке, которые привели к катастрофическим последствиям Афганистан, Ирак, Ливию и разрушили стабильность во всем мире.

ПРОТИВОСТОЯТЬ «ТРЕМ СИЛАМ ЗЛА»

Россию и Китай объединяет и сближает необходимость противостоять «трем силам зла» – сепаратизму, экстремизму и терроризму.

Россия и Китай занимают жесткую позицию по вопросам территориальной целостности своих стран и нуждаются во взаимной поддержке друг друга в отстаивании своих интересов перед мировым сообществом при ликвидации очагов сепаратизма. Для России это прежде всего Северный Кавказ, для Китая – проблема Тайваня, Тибета и Синьцзяна.

Попытки Запада организовать цветные революции в России, как это было в 2012 году на Болотной площади в Москве, и в Китае, как это было в 1989 году на площади Тяньаньмэнь в Пекине и в 2014 году в Гонконге, вынуждают обе страны искать пути противодействия внутреннему экстремизму и экспорту «мягкой силы» как самостоятельно, так и совместными усилиями.

Россия подчеркивает важность практического сотрудничества с Китаем в борьбе с радикальным исламом, особенно в зоне, прилегающей к территории двух стран, – в Центральной Азии, поскольку возможное усиление исламского экстремизма в этом регионе способно ударить по обоим государствам.

Китай озабочен влиянием, которое способен оказать радикальный ислам на его мусульманское население. Например, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе проживает около 1 млн казахов, 375 тыс. киргизов и многие представители других центрально-азиатских народов.

Россия, в свою очередь, озабочена тем, что растущее влияние радикального ислама отрицательно скажется на миллионах русских, которые остались в странах Центральной Азии, и создаст сложные проблемы на протяженной границе с мусульманским миром.

Поэтому Москва и Пекин не могут равнодушно смотреть на проникновение в этот регион радикального ислама из других мусульманских стран, особенно Турции, Ирана, Саудовской Аравии и др.

Большое значение для России и Китая имеет взаимодействие в борьбе с международным терроризмом. В этом плане наблюдается углубление сотрудничества в рамках Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС) и придание нового импульса укреплению договорно-правовой базы РАТС ШОС, насыщение антитеррористического взаимодействия новым практическим содержанием, что обеспечивает успешное решение Россией и Китаем вопросов безопасности и снижает риск возникновения региональных конфликтов в АТР.

СТРАШНЫЙ СОН ДЛЯ США

США и их союзники, проводя политику сдерживания России и Китая в АТР, сами подталкивают две соседние страны друг к другу.

«По мере усложнения международной обстановки активизация контактов и координации между Китаем и Россией будет становиться все более необходимой, подчеркнул глава китайского государства», – передает информагентство правительства КНР «Синьхуа».

В свою очередь, издаваемая Центральным комитетом Коммунистической партии Китая ежедневная газета «Жэньминь жибао» откровенно пишет, что «стратегическое сближение Китая и России становится якорем мировой стабильности».

Создаваемая российско-китайская ось в отличие от существующей американо-японской оси направлена на формирование многополярного мира и обеспечение глобального стратегического баланса.

В начале 2012 года в русскоязычной электронной версии газеты «Жэньминь жибао» была опубликована статья научного сотрудника Центра стратегических исследований Китая Дай Сюя под заголовком «Китаю и России следует создать Евразийский альянс». В статье, в частности, говорится: «...сближение Китая и России – это неизбежный результат стратегического давления США, а также выбор, который стороны сделали в целях собственного выживания… Китай и Россия по отдельности значительно отстают от США и лишь только вместе обладают мощной силой… Взаимодействие между Китаем и Россией не только будет способствовать продвижению безопасности и развитию двух государств, но и может привлечь внимание других стран на территории Евразии, в том числе Ирана и Пакистана, чтобы нарушить стратегические планы США в регионе…»

Эксперты предупреждают, что «вовлечение российской и китайской армий в интеграционный процесс превращает это образование в мощнейший блок, который станет даже более мощным, чем НАТО во главе с США… одно только сложение российского и китайского военного потенциалов может привести к обескураживающему для Вашингтона и его союзников результату – если военная интеграция Китая и России осуществится, то это будет серьезный противовес для существующей «всепожирающей» натовской политики».

Бесполезность противодействия (по крайней мере военного) такому союзу понимают на Западе – и озвученные американскими специалистами «проекты ядерной войны США с Россией и Китаем» останутся лишь «виртуальными учениями» американских генералов.

Не зря ведущий идеолог внешней политики США Збигнев Бжезинский предупреждал, что «сплоченность Евразии – это страшный сон для США». По его мнению, соединение политических сил в Евразии приведет к тому, что Соединенные Штаты не смогут доминировать в мире.

ВОЕННЫЙ СОЮЗ ИЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

«Несмотря на масштабную кооперацию в военной сфере, Россия и Китай не планируют создание официального военного альянса… Создание военной организации типа НАТО противоречило бы принципам, которыми руководствуются Россия и Китай. Страны намерены развивать сотрудничество в военной сфере, но не формировать блоков», – указывает аналитик Российского исследовательского центра при Государственном совете КНР Тянь Чуньшэн.

Следует заметить, что китайское руководство еще в 1982 году сформулировало линию на невступление в альянсы с великими державами, объясняя, что союзнические отношения «могут ослабить волю КНР сопротивляться негативным действиям партнера, попыткам использовать Китай в ущерб его интересам». Указывалось и на то, что подобный союз будет «препятствовать нормальным контактам с другими странами мира».

Слабой стороной военных союзов является то, что каждая страна, входящая в союз, имеет свои интересы. Поэтому создание военного союза приводит к появлению большого количества рисков. Союз ограничивает дипломатическую самостоятельность и свободу входящих в него стран, а Китай и Россия явно не намерены ставить эти факторы в зависимость от других.

В 2010 году по предложению Китая российско-китайские отношения были охарактеризованы с помощью новой формулы – всестороннее стратегическое партнерство.

«Мы считаем, что в современных быстроменяющихся условиях отношения стратегического партнерства, существующие между Китаем и Россией, наиболее уместны. Они вобрали в себя исторические уроки и опыт, наиболее оптимально соответствуют закону развития отношений обоих стран и их внутриполитическим реалиям. Такой тип отношений поддерживается и властной элитой, и народами КНР и РФ. Все это способствует долгосрочным и стабильным связям между странами, – говорится в докладе, подготовленном по результатам исследований исследовательским центром при университете Фудань и Российским советом по международным делам. – Отношения стратегического партнерства обладают функциональной эластичностью и имеют широкие возможности развития. Если Россия и Китай столкнутся с важными вопросами на международной арене, такие отношения могут трансформироваться в более тесные – союзнические, без определения взаимных долгосрочных обязательств».

Таким образом, заключать российско-китайский военный союз «нет необходимости, так как существующие отношения стратегического партнерства соответствуют уровню двухсторонних отношений, и их возможностей достаточно для ответа на возникающие вызовы и для удовлетворения условий стратегического взаимодействия».

При этом во время встречи председателя КНР Си Цзиньпина и президента РФ Владимира Путина в сентябре 2014 года китайская сторона выразила желание повысить уровень стратегического партнерства с Россией, создавать новые возможности развития с помощью взаимного обмена и оказывать совместное сопротивление внешним вызовам и угрозам. Китайско-российская сплоченность призвана противостоять внешнему давлению и угрозам, сохранить стратегический баланс и международную стабильность.

СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОБЛЕМ

Китай и Россия имеют общие интересы и придерживаются сходных позиций по широкому кругу международных проблем (многополярность и полицентричность мира, пути урегулирования ситуаций в ряде проблемных стран и регионов и др.).

«Россия и Китай создали совместные механизмы решения международных проблем, часто выступают с общими глобальными инициативами. Основной многосторонней региональной площадкой является ШОС, с 2002 года действует ее региональная антитеррористическая структура. В перспективе подобную роль, но уже на глобальном уровне сможет играть объединение БРИКС», – считает кандидат исторических наук Олег Тимофеев.

В 2011 году российско-китайский тандем продемонстрировал единство при голосовании в ООН резолюции по Сирии.

Китай поддержал действия России в связи с евромайданом, украинским госпереворотом и прочими событиями на Украине. 21 ноября 2014 года МИД КНР прямо заявил, что Китай поддерживает подход России к урегулированию украинского кризиса. Об этом сообщил журналистам исполняющий обязанности директора департамента Европы и Центральной Азии МИД КНР Гуй Цунюй. Кроме того, Гуй Цунюй одобрил воссоединение Крыма с Россией. «Мы хорошо знаем историю принадлежности Крыма», – заявил представитель Китая.

В свою очередь, Россия поддерживает принцип территориальной целостности КНР. После принятия Китайской Народной Республикой в марте 2005 года закона «О противодействии расколу страны» МИД РФ высказал «понимание мотивов» принятия данного закона. По словам официального представителя МИД РФ Александра Яковенко, «мы считаем, что в мире существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань».

Не отстранился Китай от России и в решении проблемы сирийского кризиса. Как пишет австрийская газета Presse, кроме российского, иранского и американского вооружения, в Сирию поставляется и китайское. Также КНР поставляет вооружение в Иран, являющийся союзником сирийского президента Башара Асада.

Китай четырежды блокировал антисирийские резолюции в Совбезе ООН. А 14 ноября 2015 года представители китайской дипломатии подключились к переговорам в Вене по сирийскому урегулированию.

В настоящее время совместные усилия России и Китая направлены на решение ракетно-ядерной проблемы КНДР в рамках шестисторонних переговоров.

В целом на современном этапе российско-китайские международные взаимоотношения характеризуются широким спектром областей взаимодействия, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, сотрудничество в Совете Безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях, таких как ШОС, АТЭС и БРИКС.

БАЗОВАЯ ГАРАНТИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА НА ПЛАНЕТЕ

В настоящее время достигнутый уровень российско-китайских отношений отвечает современным потребностям обеспечения национальной безопасности России и Китая.

23 августа 2015 года в статье для «Российской газеты» министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, что российско-китайские отношения «являются наилучшими за всю историю и продолжают поступательно развиваться».

«Россия и Китай нуждаются друг в друге, – отмечает политолог Тимофей Бордачев. – Для Москвы Пекин – крупнейший за всю историю международный политический партнер, на которого можно опереться. А для Китая Россия – гарантия того, что его никто не раздавит на политической арене».

В перспективе Москва и Пекин будут способны изменить модель поведения любого государства, если его действия будут нести угрозу современному миру.

При этом лидеры в Пекине и Москве неоднократно заявляли, что «российско-китайское сближение не направлено против третьих стран, в том числе и против США, и это верно в том смысле, что США и Запад не рассматриваются ни Китаем, ни Россией в качестве врага. Напротив, обе стороны крайне заинтересованы в экономическом и политическом сотрудничестве с Западом. Оно является важнейшим фактором развития обеих стран и, следовательно, полностью соответствует их стратегическим целям».

В заключение приведем еще одну цитату из статьи Дай Сюя в «Жэньминь жибао»: «Взаимодействие Китая и России предоставило базовую гарантию для поддержания мира на планете в XXI веке».

В исследованиях внешнеполитической и внутриполитической деятельности государств применяются понятия "стратегия развития", "стратегия сотрудничества", "стратегические партнеры" и другие.

Понятие "стратегическое партнерство" употребляется в переговорах по международным вопросам, им определяются двусторонние и даже многосторонние отношения особую окраску и содержания, но научного определения этого понятия до сих пор не выработано. Стратегическое партнерство, по нашему мнению, прежде всего являются определенными обязательствами перед партнером или партнерами и определяется кругом особых интересов.

Итак, в международных отношениях следует определить прежде всего интересы или цели этой или иного действия. При решении вопросов стороны действуют, исходя из собственных интересов. Понятие "интерес" в переводе с латыни означает "имеет значение", "важно". То есть несет на себе смысловую нагрузку как реальную причину социальных действий, положенная в основу непосредственных побуждений и мотивов. Политические интересы определяются как обобщенное выражение потребностей в политическом сознании социальных групп и индивидуумов, а также как реальная причина деятельности социальных групп.

Стратегическое партнерство, по нашему глубокому убеждению, выше ступенью сотрудничества по сравнению с обычными отношениями. Обусловлена конкретными интересами сторон, такое сотрудничество становится возможной между теми партнерами, которые не имеют взаимных территориальных претензий, зато имеется взаимная приверженность принципам территориальной неприкосновенности и нерушимости границ. Это отношения партнеров, имеющих схожие ценности и общие корни, национальные интересы, которые признают очевидность и необходимость тенденции динамичного роста двустороннего товарооборота, углубления сотрудничества.

Чтобы предоставить сотрудничеству характера стратегичности, создается политическое, экономическое и социальное международная среда, которая способствует развитию конкуренции, взаимном дополнению, динамике различных социальных форм хозяйствования и укладов как внутри страны, так и в сотрудничестве с партнером, в конце концов призвано стать стратегическим направлением трансформации экономики. То есть стратегическое партнерство используется для достижения внутренних трансформаций высшего порядка с целью выведения отечественной экономики на следующий, более высокий табель мирового развития. Такое направление способствует мобилизации максимума имеющихся ресурсов, использованию различных производственных возможностей - от индустриальных к постиндустриальным, расширению всех форм предпринимательства - от малого бизнеса до крупного капитала.

В то же время стратегические партнеры должны учитывать ряд обстоятельств, связанных с геополитическими и геоэкономическими интересами других стран-партнеров. Среди составляющих, определяющих суть стратегического партнерства, - высокая степень сотрудничества и доверия; прозрачность отношений, что означает широкое взаимодействие в международных делах но не направленность против третьих стран; широта партнерства не только в экономической сфере, но и в политической (например укрепления региональной безопасности и т.п.); тесная координация внешнеполитических шагов во всех ключевых направлениях мировых и двусторонних проблем развития; характер отношений со страной-партнером как самодостаточная величина, которая не поддается конъюнктурным влияниям; обязательная продолжительность отношений, так как она содержит комплекс политических и военных гарантий. При этом наличие долгосрочной программы стратегического экономического сотрудничества (партнерства) по основным направлениям должно стать приложением к базовому межгосударственного договора. Отметим, что эта задача является достаточно сложным и трудно поддается корреляции в связи с конкуренцией мировых центров силы.

Таким образом, государство, которая осуществляет стратегическое партнерство с другими субъектами международного права, предусматривает реализацию своих намерений, опираясь на широкую поддержку партнера как во внешней, так и во внутриполитической плоскости. Итак, стратегическое партнерство означает жесткую реализацию взятых на себя обязательств, ответственность за партнера. В характеристике стратегического партнерства мы не можем согласиться с определением этого понятия только как согласование действий между государствами на международной арене.

Стратегическое партнерство на двустороннем уровне является основой для развития такого же партнерства на многостороннем, что в результате способствует процессу формирования стабильных союзов стратегических партнеров, то есть союзов государств. Одним из примеров такого партнерства, по нашему мнению, можно рассматривать НАТО и ЕС. Как показывает практика, на союзах государств выстраивается система региональной и в конце концов глобальной безопасности.

Убедительным примером стратегического партнерства могут служить отношения США с Западной Европой, где большинство западноевропейцев пока не хотят вывода американских военных из региона. Во времена что большей неопределенности и изменчивости Западная Европа не имеет адекватной альтернативы американскому присутствию и лидерству. Косвенно это подтверждается ситуацией в

Косово, где именно США взяли на себя ответственность за демонстрацию и подтверждение силы НАТО. В этом историческом контексте европейские союзники США пока не выступают конкурентами, способными предложить эффективную альтернативу.

Стратегическое партнерство является долговременным явлением (хотя некоторые страны предпочитают его кратковременности) и требует определения действий на перспективу, в частности:

· Определение его места в структуре внешних связей двух стран с учетом национальных, стратегических и текущих интересов, которые могут быть реализованы через имеющиеся связи;

Выявление возможностей ослабления или преодоления воздействия на них негативных факторов и усиление тех факторов, стимулирующих расширение этих связей;

Определение контуров рациональной структуры сотрудничества по его видам и направлениям с выделением текущих и долгосрочных приоритетов.

Вместе с тем необходимо учитывать базовые принципы сотрудничества, их практическую реализацию. Важны такие факторы, как доверие, невмешательства во внутренние дела, равноправное взаимовыгодное партнерство, уважение к выбранного варианта развития, признание необходимости полицентрической мироустройства (последнее требуют некоторые страны, в том числе Китай) стратегические направления реформирования общественных, в том числе экономических и социальных отношений, их результаты, уровень возможностей и целесообразности использования опыта каждой из стран; трансформационные процессы, происходящие в мире, их неоднозначное влияние на геополитическое и геоэкономическое положение двух стран; конкурентная ситуация, которая формируется в странах, и возможности ее улучшения благодаря двусторонним связям; внешнеполитическая и внешнеэкономическая ориентация государственного руководства, основной части кадров, представителей элит и деловых кругов и т.

Таким образом, перед декларированием стратегического партнерства необходимо проанализировать и сравнить реальное содержание общественной трансформации как страны-партнера, так и своих возможностей; выявить точки и линии взаимного приближения и возможного совпадения, различия и противоречия, на которые необходимо обращать внимание в политических и экономических взаимосвязях. Важно также учитывать, что для решения важнейших проблем страны и успешного продвижения определенным путем преобразований любой стране необходим стратегический партнер на долгосрочную историческую перспективу. Такой вид партнерства, который имеет признак еще и особого, свидетельствует о приближении национальных ценностных составляющих развития стран-партнеров.

К желательных условий для благоприятного стратегического партнерства можно отнести: общую границу, совпадение основных черт развития, дополнительность экономик обеих стран, перспектива решения ресурсных (стратегических) проблем страны, расширение рынка сбыта товаров и тому подобное. Конечно, между такими партнерами все межгосударственные проблемы должны быть решены, а экономические интересы - совпадать. В указанный добавим, что в политическом плане в интересах Украинского государства является развитие стратегического партнерства со странами, которые в основном опираются на ценности либеральной демократии, произрастает из недр европейской культуры и на которую ориентируется практика большинства западных стран.

Следует также учитывать, что в некоторых случаях (например, в случае могущества партнера), перед страной может не быть другого выбора, другой формы сотрудничества, кроме партнерства. Поэтому в сочетании его возможностей с намерениями развития отношений стратегического партнерства на паритетных началах может оказаться положительная перспектива. Другой вариант партнерства часто связан с наличием внешних угроз безопасности страны, потребует от партнеров защиты. Такое партнерство фактически поиском защиты от возможного посягательства извне. В этой связи отметим, что в отношении одних стран опасно выступать соперниками, а соперничество с другими государствами может привести к подчинения или даже к поглощению партнера.

Со стратегическим партнером можно корректировать и согласовывать действия в своем продвижении к региональных и мировых структур: прежде всего в ВТО и в направлении европейской интеграции. Анализируя суть стратегического партнерства на многих примерах межгосударственного общения, его содержание, направления и проявления, можно выделить основы этого явления, заметны для Украины:

· Незыблемость уважения суверенитета и территориальной целостности партнера, является безусловным требованием стратегического партнерства;

· Совпадение или приближения ценностей и целей;

· Совпадение избранных для осуществления намеченного путей

· Наличие стратегических сфер сотрудничества;

Координация внешнеполитических действий;

Предоставление помощи в определенных ситуациях, в том числе и военной;

· Совпадение перспектив видения будущего развития мира и региона;

· Сотрудничество без причинения вреда взаимосвязям с другими государствами.

Итак, на первый план требований выдвигается сходство ценностей и целей, которые являются необходимым условием и основным признаком формирования основ стратегического партнерства. Отметим, что полного совпадения ценностей быть не может, потому что в таком случае может исчезнуть само государство. Сущность ценностей - критерии, по которым сторона определяет свои интересы (то есть то, чего хочет сторона), отталкиваясь от собственных потребностей. Ценности - это своеобразные аксиомы, не требующие доказательств.

Человеческое сообщество, цивилизация или государство развиваются по присущими только им векторами или стержневой идеей. Комплекс общих ценностей, норм, установок, определяющих и обеспечивающих в совокупности существования общества, а также корректируют и направляют общественное сознание и общественно-политическую мысль, называют парадигмой. В это понятие вкладывается модель действующей общественно-политической системы, форм, целей и средств ее существования. Парадигма призвана обеспечить мировоззренческие и ценностно-нормативные рамки для объединения людей и выступает своеобразным регулятором и координатором их деятельности.

Каждая историческая эпоха производит свойственную только ей парадигму. Трансформация, которая привела к формированию капиталистической системы на смену феодальной через переоценку всех ценностей (Ф. Ницше), принесла новую систему мировосприятия, суть которой - утверждение и легитимизация качественно новых отношений между человеком, обществом и государством. Основу новой системы составляют христианство, ренессансная и реформационная культурные традиции, просвещение, социально-философское и общественно-политическое учение. Система ценностей способствуют стабильности мира. Хотя каждая из них четко ассоциируется с конкретным обществом, они настолько близкими, что о них можно говорить как об общей системе ценностей. В случае, если основные тенденции в сумме будут противоположными, то достаточно сложно согласовывать национальные стратегии, необходимые для продвижения к стабильному миру. Можно предположить, что некоторые политические шаги, которые ведут евроатлантическое общество к стабильности, способствовать созданию такого внутреннего климата, поддерживает именно те социальные тенденции, которые вступят благоприятного характера. И если государство будет направлять

свои усилия на поддержание положительного международного сотрудничества (в борьбе с терроризмом), то это усилит действия основных тенденций, которые будут работать на сближение систем ценностей.

Нынешний этап развития Украинского государства характеризуется очередным процессом переоценки ценностей. Формируется новая парадигма, соответствует реалиям современного многополярного мира, равновеликими которого выступают Восток, Запад, Север и Юг. Одной из производных этих трансформаций является кризис евроцентристским мира как составляющей Вестфальской системы. Можно предположить, что хотя ключевые интересы Украины и ведущих ее партнеров время от времени не будут совпадать, их подходы к урегулированию конфликтов как на двусторонней, так и многосторонней основе, в частности в СНГ, могут приблизиться. В то же время подходы России, Польши, ФРГ и США, которые выступают определяющими союзниками и партнерами Украины, к решению глобальных проблем перед угрозами человечеству также приближаться. Именно это имеет ключевое значение для установления стабильности мира.

Таким образом, политический, культурный и экономический плюрализм, сложившийся имеет достаточно неоднозначные последствия. Различные системы ценностей и политической культуры не всегда мирно сосуществуют друг с другом. Значительные расхождения в ценностях приводят к серьезным конфликтам, которые трудно поддаются урегулированию. Именно в этом С. Хантингтон усматривал основную угрозу для будущего человечества, что может привести к столкновению цивилизаций. Ценности, по убеждению многих исследователей, вообще не подлежат обсуждению, хотя именно к собственным ценностям апеллирует каждая сторона в урегулировании конфликта.

Среди ведущих стратегических партнеров Украины указанные США, ФРГ, Республика Польша и Российская Федерация. Именно эти страны сегодня являются основными действующими лицами на украинском небосклоне внешней политики, от цивилизованных отношений с ними во многом зависит настоящее бытие и будущее развитие Украинского государства. Эти страны влияют на внутриполитический климат в Украине, именно они способны поддерживать баланс сил и интересов, развитие безопасного пространства вокруг государства. Через сотрудничество с ними Украина будет продвигаться к союзов стратегических партнеров.

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2013, N 5

БИЗНЕС И HR: ПРАВИЛА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

В практике бизнеса в последние годы появилось и стало активно использоваться словосочетание "HR - стратегический партнер". Своими размышлениями на эту тему, опытом построения успешного стратегического партнерства между HR и бизнесом делится в интервью Елена Логинова, старший вице-президент, директор департамента по работе с персоналом "Ренессанс Кредит".

Елена, что это значит для бизнеса и для HR - стратегическое партнерство? И насколько это актуально для российских компаний?

Стратегическое партнерство HR и бизнеса - это естественный этап в эволюции службы персонала из вчерашнего отдела кадров. Но организаций, где HR является полноправным советником бизнеса, не так уж много, а компаний, где HR - равноправный партнер, имеющий существенное влияние на бизнес и стратегию развития фирмы, принимающий бизнес-решения и внедряющий изменения, - единицы.

С каждым годом конкуренция во всех сферах бизнеса обостряется. Все компании, международные и локальные, ищут пути оптимизации и развития таких ресурсов, как капитал, технологии, инвестируют в инновации и в создание сильного бренда. Однако, к сожалению, далеко не все готовы разрабатывать стратегии и инвестировать в развитие зачастую самого дорогого и ценного ресурса - персонала.

Роль "человеческих ресурсов", а также зависимость бизнеса от них, безусловно, сильно варьируются от отрасли к отрасли, при этом сложно найти какую-либо сферу деятельности, где этого влияния нет совсем. Даже за компаниями, успех которых связан с инновациями и новыми технологиями, стоят люди-гении, идейные вдохновители, реализаторы этих новаторских замыслов. Так почему же, несмотря на очевидность данного фактора, в условиях обостряющейся конкуренции не все бизнес-лидеры готовы признать, что HR выполняет одну из ключевых функций в достижении результата? Вспомните в своем бизнес-окружении кого-нибудь из CEO, кто вырос из HR. Я, к сожалению, таких примеров не знаю. Для меня тема HR как равноправного партнера бизнеса является основой, философией всей деятельности HR. Я верю, что для успеха компании необходим сильный HR, что с его помощью организация может увеличить продажи, выйти на новые рынки, разработать новый продукт и быть лидером в конкурентной борьбе.

Так как же стать полноправным партнером и дать возможность бизнесу почувствовать необходимость в сильном, профессиональном и стратегическом HR? Какими компетенциями должен обладать HR или HR-менеджер, чтобы бизнес готов был признать в нем партнера?

Все HR-практики и технологии давно известны и не являются тайной. Все мы понимаем, что компания должна иметь модель компетенций, использовать ассесмент-центр при подборе и продвижении, заниматься талантами и иметь succession planning, иметь прямую связь между оценкой и вознаграждением, развивать лидеров, развивать бренд работодателя, строить корпоративную культуру. Однако даже наличие всех этих инструментов не гарантирует стратегическую роль HR.

Я бы выделила пять основных правил построения успешного долгосрочного стратегического партнерства между HR и бизнесом.

Во-первых, HR-стратегия не должна существовать отдельно, а должна быть частью общей стратегии компании. То есть HR-стратегия должна быть основана на целях и задачах организации. Причем далеко не всегда такая HR-стратегия отражает общие HR-тенденции. Например, растиражированные программы развития талантов стоит внедрять и запускать только в организациях, где менеджеры к этому готовы и есть реальные перспективы для талантов. В противном случае такие программы лишь приведут к созданию "звезд", которые, не найдя применения в рамках своей организации, будут искать иные возможности на рынке. Поэтому HR должен четко понимать задачи бизнеса и выбирать HR-инструменты, соответствующие реализации бизнес-стратегии.

Во-вторых, HR-у необходимо хорошо знать и понимать бизнес. Это, на мой взгляд, одно из ключевых условий, без которых сложно быть настоящим бизнес-партнером. Если директор по персоналу является участником всех стратегических встреч, HR в целом понимает бизнес-процессы, знает и отслеживает бизнес-показатели, проинформирован о предстоящих изменениях, то только в этом случае с бизнесом на равных идет диалог о бонусных схемах и системах мотивации, предлагаются HR-решения на этапе запуска проектов, а не направленные на "тушение уже возникших пожаров".

В-третьих, HR должен говорить с бизнесом на понятном языке - языке цифр. Здесь самое главное - избежать основного стереотипа о HR и HR-расходах, которые являются для организации только необходимой статьей затрат. На самом деле вся деятельность HR легко переносится в цифры, влияющие в конечном счете на прибыль организации. Имея не просто аргументы, а финансовую модель влияния на бизнес, гораздо проще говорить с бизнес-лидерами. Каждый HR должен быть готов к диалогу о том, что он дает организации и как влияет не только на расходы, но и на доходы компании.

В-четвертых, в команде HR должны работать профессионалы, увлеченные общими задачами бизнеса. Один из залогов успешного построения сильного HR-партнера в организации - сильные личности на ключевых HR-позициях. Неравнодушный и заинтересованный подход сложно подделать, поэтому подбирайте людей, готовых общаться с бизнесом на равных, искренне заинтересованных в общем результате деятельности.

Наконец, в-пятых, организация или ее топ-менеджеры и акционеры должны быть готовы к равной роли HR. Это первый из принципов, на который, казалось бы, HR не всегда может повлиять. При этом без поддержки первых лиц компании, признании стратегической роли HR стать равным и успешным партнером для бизнеса ему очень сложно. Действительно в культуре многих международных организаций роль HR заранее достаточно высоко определена, и ее не нужно завоевывать и доказывать. Но, с другой стороны, мы все, будучи профессиональными HR, вовлеченными в бизнес, предлагающими реальные инструменты решения бизнес-задач, можем повлиять на восприятие роли HR в организации.

Вы сказали вначале, что HR как стратегический партнер - это естественный этап в эволюции службы персонала. А что дальше - будет ли меняться роль HR? Как вы представляете существование службы персонала в компании в будущем?

Мир бизнеса меняется и становится все более сложным, поэтому перед HR-службами возникают все новые задачи. Только в партнерстве с бизнесом HR может помочь компании максимально использовать потенциал существующих профессионалов и менеджеров организации, стать коучем бизнес-лидеров, создать корпоративную культуру, в которой людям будет комфортно работать и развиваться, то есть в целом разработать HR стратегию, способствующую успеху организации. А если говорить об идеальной будущей роли HR, то это не просто партнер бизнеса, а такое же бизнес-подразделение, HR-директор - такой же бизнес-лидер, просто находящийся в роле HR, а не HR-профессионал, пытающийся узнать бизнес. И в таком случае, на мой взгляд, в будущем есть шанс появиться CEO, выросшим из HR.

В 1990-х годах было создано более 60 тысяч стратегических партнерств. Около половины из них являлись совместными предприятиями, остальные - неравными союзами, например: соглашения об использовании технологий, совместный вывод на рынок или совместные научно-исследовательские проекты. Большинство из них имели статус международных, поэтому не стоит удивляться, что крупнейшие мировые корпорации чаще всего обращаются к этой форме сотрудничества: IBM (254 партнерства), General Motors (138), Mitsubishi (233), Toshiba (147), Philips (207) и Siemens (200) - лишь несколько примеров.

Несомненно, способность создавать и управлять стратегическими партнерствами - это ключевое умение для большинства управленческих команд. Если вы не умеете использовать партнерства в современном мире, то столкнетесь с серьезной нехваткой конкурентоспособных преимуществ.

Исследование 1999 года компании Andersen Consulting показывает, что лишь 40% партнерств оправдывают или превышают ожидания участников, следовательно, еще есть, к чему стремиться. Одна из причин относительно низкого показателя успешности состоит в том, что существует много различных аспектов создания и управления альянсом, к которым нужно правильно подойти. Мы объединили их в три последовательных шага:

  1. Определение цели и потребности в стратегическом партнерстве. Что конкретно нам нужно и как долго будет потребность в партнерстве? Лучшее ли это средство получить желаемое?
  2. Создание партнерства. Какой тип партнерства мы создаем? Какова в нем будет наша роль?
  3. Управление после сделки. Как эффективно управлять партнерством? Можем ли мы выстроить доверие?

Определение цели и потребности в стратегическом партнерстве

Первое требование - четко определить, что нужно вашей компании для осуществления стратегии. Второе - определить, является ли партнерство наилучшим способом достичь желаемого. Можно выделить три причины создания партнерств:

  • Выход на новые рынки

Одна из классических целей совместных предприятий - вывод своих продуктов на внешние рынки. Обычно это происходит так. Иностранная компания считает некий локальный рынок привлекательным, но, не зная местных реалий, привлекает к сотрудничеству местную компанию. В некоторых странах на подобных взаимоотношениях настаивает правительство. В Китае, например, очень распространены совместные предприятия между государственными и иностранными структурами.

Обычно, по мере того как иностранная компания уверяется в своей способности работать на местном рынке, она закрывает совместное предприятие, покупая своего партнера и создавая собственный филиал. В этом случае партнерство - лишь этап на пути к иным целям.

  • Создание новых технологий и промышленных стандартов

В технологически сложных отраслях, например производстве компьютеров и сфере телекоммуникаций, компании часто используют партнерства для создания новых технологий, которые станут промышленным стандартом. В качестве примера можно привести Symbian, совместное предприятие, созданное в 1998 году Psion, Ericsson, Nokia и Motorola. Цель предприятия - создание операционной системы для эффективного обмена информацией между беспроводными устройствами.

Microsoft тоже обнаружила интерес к этой сф ере и решила создать альянс вокруг собственной операционной системы СЕ с такими партнерами, как NTT DoCoMo и British Telecom. Конкуренция на уровне компаний перешла в конкуренцию на уровне партнерств.

  • Консолидация

В развивающихся отраслях (авиаперевозчики, телекоммуникации и автомобильная промышленность) партнерства часто создаются небольшими фирмами, которые боятся продолжать плавание в одиночку (и не желают быть проданными), и теми, которые хотят играть доминирующую роль в союзе. Партнерство между Fiat и GM было создано именно по этой причине.

Эта сделка подразумевала наличие совместной собственности, два совместных предприятия с равными долями и множество мелких структур. Fiat также имела возможность продать себя GM (прежде чем согласиться на «развод», который обошелся в 2 млрд долл. в 2005 году). Основной мотив подобных союзов - выйти на международный рынок, уменьшить количество конкурентов и отвести от слабой компании угрозу поглощения.

Зачем нужны партнерства?

Обычно партнерства - наименее желаемый выбор компаний, которые в них участвуют. Большинство из них желали бы выйти на новый рынок собственными силами или, возможно, посредством поглощения, но не скатываться до партнерства. GM, например, предпочла бы купить Fiat, но компанию не собирались продавать. Партнерства часто рассматриваются как сложные в управлении, неоднозначные с точки зрения контроля и принятия решений и требующие огромных временных затрат и внимания объединения.

Распространенные причины заключения соглашений о партнерстве:

Позитивные

  • привлечь энергию и знания партнера;
  • разработать промышленный стандарт;
  • чему-то научиться;
  • добиться эффекта масштаба или выйти
  • на мировой рынок;
  • свести риск к минимуму;
  • выиграть в скорости.

Негативные

  • требование правительства;
  • поглощение слишком дорого или невозможно;
  • единственная доступная альтернатива с точки зрения затрат;
  • страх, что компанию могут продать;
  • альянс предотвратит покупку конкурентом;
  • закрытие предприятия обойдется слишком дорого, а партнерство представляет собой более изящный выход из ситуации.

Вы должны четко понимать собственные мотивы и мотивы партнера.

Создание партнерства

Существует много типов . Самый простой - простые лицензионные соглашения и совместный вывод продукта на рынок. Самый сложный - многостороннее соглашение, предполагающее совместную собственность, совместные предприятия и совместные проекты между партнерами. Столкнувшись с огромным выбором, первым лицам нужно принять ключевое решение: хотят они ли слабого или тесного союза.

Слабое партнерство - прогулка налегке

Слабое партнерство можно сравнить с флиртом: союз почти без обязательств, не предполагающий привлечения серьезных ресурсов, который может быть приостановлен в любую минуту. Например, авиаперевозчик Star из альянса One World , который почти ежемесячно представляет новых партнеров. Или вспомните союзы Cisco с интернет-компаниями. Cisco не всегда уверена, что технология молодой компании через год найдет применение.

Для подобного партнерства характерно следующее решение - например, приобрести 10% акций (дружелюбная сделка) и получить место в совете директоров плюс возможность в дальнейшем выкупить все остальные. Член наблюдательного совета может оценить управление компанией, рыночные перспективы и техническую составляющую. Если все хорошо, крупный партнер покупает остальную часть компании. Если нет, уходит. Слабые партнерства, таким образом, представляют собой альтернативу для компаний в быстроразвивающихся отраслях, в которых сложно что- либо предсказать. Подобные союзы обычно недолговечны.

Тесное партнерство - обязательство

Противоположное ему тесное партнерство предполагает высокий уровень финансовых и административных обязательств со стороны участников. Тесные партнерства характеризуются многочисленными связями между партнерами, обычно одно или несколько мест в совете директоров, совместную собственность, минимум два или три совместных предприятия и много менее формальных, но важных совместных проектов. Тесные партнерства развиваются дольше, ими сложнее управлять и их сложно прервать. Плюсов может быть много, но и цена неудачи может быть высокой. Тесные партнерства - не для робких.

Управление после сделки

После заключения альянса вы рано или поздно обнаружите, что объединили партнеров с различными методами работы и различными целями, приоритетами и стандартами работы. Эти различия делают управление партнерством трудной задачей. Единственное, что вы можете сделать, чтобы повысить вероятность успеха это назначить своих лучших людей на ключевые позиции в партнерстве. «Лучшие» - это менеджеры с отличными навыками управления, пониманием межкультурных отличий и толерантностью, поскольку часто в партнерствах возникают ситуации чрезвычайно неоднозначные и раздражающие. И поскольку точки зрения партнеров во многом различны, урегулирования требуют много вопросов. Как сказал один руководитель, менеджеры партнерства должны быть терпеливы, но настойчивы.

Через полгода после заключения союза внимательно изучите отношения между партнерами. Зарождается ли между ними доверие? Если нет, то почему? В чем проблема? Большинство учебников советуют при выборе партнера выбирать того, кому вы доверяете. Это трудно, если вы не работали вместе раньше. Вопрос заключается в том, появится ли доверие со временем. Наилучший индикатор будущей эффективности любого партнерства - нынешний уровень доверия между партнерами. Не думайте, что союз заключен сразу после подписания сделки. Это только начало. Будьте гибкими и открытыми для новых веяний и знаний. Перед обоими партнерами открывается масса возможностей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»