Особенности традиционной русской росписи гжелью и ее место в современном мире. Исследовательская работа "Гжель

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Миронов Федор, Вазикова Мария

Представлено исследование развития гжельской росписи на современном этапе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Районный конкурс исследовательских, проектных, творческих работ учащихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ерновская средняя общеобразовательная школа

Зарайского района Московской области

Адрес: 140620 Московская область, Зарайский район, д.Ерново

Образовательная область: искусство

Секция: Изобразительное искусство

Тема:

«ГЖЕЛЬ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Руководитель: Кащеева Валентина Ивановна

Должность: учитель изобразительного искусства

2008 г.

ПЛАН

Введение

История возникновения промысла

Гжельская роспись на современном этапе ее развития

Знакомство и изучение основных элементов гжельской росписи

Беседа с мастерами завода

Выводы Литература Приложение

Введение

Ни одна из существующих на данный момент программ изобразительного искусства не позволяет глубокого изучения народного промысла и кистевой росписи «Гжель». Вот уже на протяжении двух лет в МОУ Ерновской средней общеобразовательной школе организована работа кружка «Мир изобразительного искусства», где одним из направлений которого является работа в технике «Гжель».

В нашей школе отсутствуют возможности и техническое оборудование для изготовления изделий из фарфоровой массы с последующим обжигом и росписью, поэтому мы ограничиваемся изучением росписи, а лепку заменяем изготовлением посуды из папье-маше.

Занятия гжельской росписью можно рассматривать как один из видов ознакомления с народным художественным творчеством.

Эти занятия открывают для учеников новые пути познания народного мастерства, обогащают их внутренний мир, воображение, помогают понять истоки народной кистевой живописи.

Приобщение школьников к народному искусству целесообразно лишь в Гжели, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки, однако опыт показывает, что смысл кружковой работы заключается не в профессиональной подготовке художника-мастера, а в воспитании нравственного начала, уважения труда художника, в развитии художественного вкуса. Раннее приобщение детей к народному искусству и овладение приемами художественной росписи способствуют воспитанию души, расширяют представление о мире. Занятия в кружке, а также в других местах, отдаленных от Гжели не могут иметь своей целью профессиональную подготовку мастеров-художников, так как у них нет возможности познать технологический процесс изготовления художественной посуды и мелкой пластики.

Целью данного исследования является изучение особенностей развития декоративно-прикладного искусства «Гжель» с начала его появления и до сегодняшнего дня.

Цель определила следующие задачи исследования:

Изучить историческую, энциклопедическую, научную литературу по данному вопросу;

Изучить и описать опыт работы мастеров завода «Гжель»;

Познакомиться с историей русского народного художественного промысла, привить интерес к росписи «Гжель».

Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования

как:

Теоретический анализ литературы;

Экскурсия по заводу «Гжель»;

Беседа с мастерами завода «Гжель».

Предмет: изучение декоративно-прикладного художественного промысла «Гжель».

Объект исследования: формирование знаний об история возникновения и развития Гжельской росписи.

Гипотеза: мы предполагаем, что изучение декоративно-прикладного искусства «Гжель» играет важную роль в системе эстетического воспитания подрастающего поколения.

Для написания данной работы была использована следующая литература:

Алексахин Н.Н. «Голубая сказка», в которой рассказывается о возникновении и развитии росписи «Гжель». Почему применяются только голубые тона. О мастерах, которые были у истоков возникновения росписи.

Адамайтис О. «Русская керамика XVIII- начала XIX века», где повествуется о том, что такое керамика, какое значение она имела во времена ее зарождения и сейчас.

Полунин В. «Русское декоративно-прикладное искусство» в данной книге мы почерпнули материал о том, что такое декоративно- прикладное искусство и какое значение оно имеет для нас.

История промысла.

О Гжели как о районе керамического промысла заговорили в конце XVIII века. Первое упоминание о Гжели как местности относится к XIV веку: оно встречается в 1328 г. в духовной грамоте Ивана Калиты. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 гг. Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарьскому приказу в 1770 г. «для дела алхимической посуды», а М.В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская... Которой нигде не видал я белизною превосходнее». Неплодородная земля, покрытая бескрайними лесами, имела в недрах богатейшие залежи глины и располагала крестьян к занятиям гончарством больше, чем к сельскому хозяйству. Гжельцы исстари говорили: «Не землей мы кормимся - глина здесь - золото». Не случайно именно здесь русские мастера создали художественные заводы, развивалась фарфоровая, фаянсовая и майоликовая крестьянская промышленность.

В одном из указов Мануфактур-коллегии 1724 г. специально отмечено широкое изготовление крестьянами посуды из белой глины в Гжели. Игрушечный промысел известен в деревне Володино с XVII века. Наиболее активное развитие гончарных промыслов в Гжели началось во второй четверти XIX века. Население занималось изготовлением кирпича, труб, изразцов, глиняной посуды, плитки для ремонта церквей.

Гжель стала первым центром в стране, где начались систематические поиски рецептуры фаянса. В их процессе гжельцы получили новый керамический материал, промежуточный между майоликой и тонким фаянсом. Изделия из него имели белый черепок, но он все еще оставался толстым, пористым и непрочным. Сами гжельские крестьяне называли этот вид керамики простым фаянсом или полуфаянсом. Позже, в XIX веке, изделия из полуфаянса значительно усовершенствовались, они стали определять лицо гжельского промысла и вписали новую страницу в историю русского народного керамического искусства. В документах 1797-1800 гг. об изготовлении в Гжели простого фаянса называется девятнадцать гжельских керамических производств, семь из которых находились в деревне Речицы и производили расписные кувшины и кружки, белые умывальники и чаши, столовые сервизы, а в деревне Кузяево «упражнялись в делании посуды наподобие фаянсовой и фарфоровой» двенадцать крестьян. Таким образом, в последние годы XVIII века в Гжели научились изготовлять «посуду белую наподобие фаянсовой», новым компонентом в которой была белая глина, добываемая на месте.

В XVIII-XIX веках гжельские производства представляли собой семейную мастерскую с одним-тремя наемными рабочими. К 1810г. Гжельцы нашли необходимые компоненты, их количественное соотношение и температурный режим обжига полуфаянса. В 1812 г. газета «Северная почта» писала, что «гжельские крестьяне делают фаянсовую посуду из глины, приисканной в их волости». Полуфаянсовая посуда стала быстро входить в моду. Второе десятилетие XIX века стало важной вехой в развитии всех видов художественной керамики в Гжели - полуфаянса, фарфора и несколько позже - тонкого фаянса. Разорение многих заводов французами в войне 1812г., нехватка посуды и близость Москвы, наличие белых глин, приобретение опыта изготовления посуды - все это укрепило положение Гжели как ведущего центра керамики. В 1820-1824 гг. было основано более двадцати фабрик полуфаянса в деревнях Речицы, Кузяево, Ново-Харитоново, Жирово, а к 1827 г. посудой промышляли уже целые села. Промышленность Гжели была кустарной и существовала за счет дешевого сырья и дешевого топлива. Весь производственный процесс проходил вручную, основными орудиями труда до конца XIX века оставались мешалки, дробилки, точильные круги, жернова и конный привод. С 50-х годов XIX века керамический район Гжели переживал состояние кризиса, не выдержав конкуренции с фирмами М.С. и И.Е. Кузнецовых. Народное искусство стало быстро вырождаться, на предприятиях выпускали обычную столовую посуду без декора. Самобытное творчество народных мастеров было забыто. Возрождение началось, когда появились артели и производственные кооперативы. В августе 1920 г. проблемами кустарей начало заниматься Главное управление кустарей и мелкой промышленности. В 1921 г. в деревне Ново- Харитоново была организована Гжельская керамическая профтехшкола, которая готовила квалифицированных специалистов для района. В 20-30-х годах основные производства Гжели специализируются на выработке кирпича, труб, кафеля, технического фарфора. Первым объединением кустарей в Гжели была артель «Вперед, керамика», организованная в 1929 г. Делали игрушки из красной глины и расписывали эмалевыми красками. В 1930г. артель преобразовали в промколхоз, в который входили три деревни: Турыгино, Ново-Харитоново и Жирово. В Ново- Харитонове делали аптекарскую посуду и игрушки, в Турыгине и Жирове- глиняную игрушку. В 30-е годы возникли новые артели: «Путь Ленина», «Объединенный фарфорист», «Электрофарфор», Артель имени СМ. Кирова и др. В деревне Турыгино была организована профтехшкола, на базе которой в 1931 г. Возник Гжельский керамический техникум, в настоящее время художественно- промышленный техникум. В 1935 г. был сооружен новый семиметровый горн и стали выпускать декоративные фарфоровые вазы, пепельницы, статуэтки, а в 1936 г. производство в Турыгине стало называться «Художественная керамика». Делали головки для кукол, красили их розовой краской, а глазки - голубой, кукол-голышей и ванночки для них, фигурки зверей и домашних животных. Перед войной 1941- 1945 гг. начали выпускать пепельницы, сахарницы, чайницы. В 1941 г. производство было законсервировано, но в 1942 г. кроме электротехнического фарфора стали делать простую цилиндрическую кружку. В это трудное время начинается работа по возрождению традиционного искусства Гжели. В 1944 г. Заведующий отделом керамики Государственного исторического музея, имеющий практический опыт по освоению производства майолики на заводе «Всекохудожник», основатель этого завода в Гжели Александр Борисович Салтыков организовал обследование артели «Художественная керамика». Четыре-пять мастериц писали на кружках с двух сторон цветок-василек или колокольчик, а когда им предложили выполнить другую роспись по вариантам НИИ художественных промыслов, то они исказили контур, обнаружив отсутствие технических навыков владения кистевыми приемами письма.

В 1946 г. в Гжели были организованы курсы художественной росписи по фарфору, которые способствовали приобретению теоретических знаний и практического опыта в овладении разнообразными приемами традиционной гжельской росписи. Занятия вела Наталья Ивановна Бессарабова, автор и

разработчик различных ваз, кумганов. Талантливая художница копировала росписи старинных изделий, добиваясь своеобразного движения кисти, тонального богатства широкого мазка, постигала красоту простых живописных приемов, изучая художественный опыт мастеров прошлых лет. От многократного копирования художница перешла к творческому созданию форм и мотивов росписи гжельских изделий. Она не только учила мастеров Гжели, но и сама училась у них. Это ей помогло глубже постичь художественные принципы работы старых мастеров, творчески их переосмыслить и внедрить новое в современный промысел в соответствии с требованием времени.

Среди многообразия художественных средств традиционного искусства она остановилась на подглазурной росписи кобальтом как наиболее доступной. Обучая мастеров, художники руководствовались методикой художественной росписи, разработанной А.Б. Салтыковым. Его «азбука мазков» помогла освоить разнообразные способы исполнения гжельской росписи. На изделиях, созданных Н.И. Бессарабовой, мастерицы повторяли роспись, постигая «азбуку мазков». Так в Гжели складывался творческий коллектив мастеров подглазурной кобальтовой росписи фарфора. В 1955 г. к артели «Художественная керамика» присоединили артель имени С.М. Кирова. В 60-е годы появляются многочисленные изделия, свидетельствующие о широте художественных интересов мастеров и своеобразии их почерка. Искусство Гжели было ориентировано на массовый выпуск недорогих изделий, где форма и роспись согласовывались с практическим назначением, в то же время создавались и уникальные произведения для музеев и выставок, в которых широко проявлялись творческие поиски художников. Возрождаются традиционные приемы украшения сосудов лепными орнаментами и скульптурой, от простых утилитарных форм переходят к пластике, новым тематическим решениям. Появляются новые мотивы цветочной росписи - гирлянды, сюжетные сцены и пейзажи, изображение цветка в орнаментальном обрамлении. Для гжельского письма характерен легкий, прозрачный мазок, тонкая линия рисунка, контрастное сочетание белой поверхности со сплошной заливкой кобальтом.

Гжельская роспись на современном этапе ее развития.

Знакомство и изучение основных элементов гжельской росписи.

Занятия в кружке способствуют эстетическому формированию личности. Художественное воспитание, сливаясь с производственным трудом, способствует воспитанию трудовых качеств, эстетическому обогащению внутреннего мира. Гжельская роспись очень красивая, но очень сложная, поэтому мы на занятиях учимся рисовать самые элементарные полоски и линии, для того чтобы в дальнейшем научиться рисовать более сложные элементы. Занятия наши строятся по принципу: от более простого, к более сложному. От занятия к занятию у нас появляется желание работать творчески и самостоятельно. В этом нам помогают образцы работ выдающихся гжельских мастеров.

Сплошная тонкая линия.

В начале работы мы проводим на листе по линейке несколько линий карандашом, а затем сухой кистью.

Осматриваем кисть, промываем ее, затем аккуратно набираем краску с палитры, еще раз осматриваем ее кончик и уверенно проводим тонкую прямую линию.

Дальнейшее задание: построить простейший орнамент, состоящий из тонких линий. Проводим одну линию, параллельно ей - вторую, третью тоже параллельно, но на более близком расстоянии. Четвертую еще ближе, а пятую совсем рядом; затем еще столько же линий, но в обратном порядке. Получается простейший орнамент полосы.

Это задание мы повторяем несколько раз.

Так проходит первое практическое занятие на проведение тонких сплошных линий.

Орнамент полосы из тонких линий.

Проводят параллельные тонкие линии под разным наклоном. Орнамент строится за счет различного ритмического расстояния между линиями. В гжельской росписи часто применяют орнамент из сеточки. Используя разные наклоны и расстояния между линиями, можно получить самые разнообразные сеточки. Любой орнамент полосы можно украсить точками, но очень важно научиться делать это правильно.

Руководитель нам показывает, как делать точки - аккуратные и круглые. Надо взять тонкие круглые палочки, обмакнуть их в краску одним концом, ровно под углом 90 градусов поднести ее к листу и поставить отпечаток на бумаге.

Волнистая тонкая линия.

При рисовании волнистой тонкой линии надо следить, чтобы высота и ширина изображаемых волн были одинаковыми.

Сначала проводим линии карандашом, а уже по карандашному следу - кистью. Когда сделаем 5-10 таких линий, то попытаемся работать только кистью. Следующее задание повышенной трудности: проводить одни линии светлыми, а другие - темными.

Широкие линии разной насыщенности.

Как проводить кистью широкие линии? Сначала - темную, затем - светлее и светлее, наконец, совсем светлую, линии делает разной толщины. Трудность выполнения широкой линии разной насыщенности заключается в том, что след на бумаге, оставаясь с одной стороны темным, постепенно переходит в более светлый, почти белый.

Это достигается за счет ого, что на большую кисть (№16-22) набирается краска только на одну сторону.

Кистевой мазок с тенями.

Одно из самых трудных заданий - мазок с тенями. Его особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких темных тонов до очень светлых и легких. К середине мазка кисть становится тоньше и затем переходит в острый кончик.

Мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, образуя тончайшие градации от тяжелого, почти черного до легкого, почти белого, сливающегося с фоном и как бы растворяющегося в нем.

На одном занятии мы отрабатываем мазок в одну сторону, а на следующем - в другую.

Бутон розы.

Один из самых сложных элементов росписи - бутон и цветок розы. Приступаем к изображению розы только после того как у всех отработан и усвоен кистевой мазок с тенями, т.к. роза выполняется таким мазком.

Усики, завитки, елочки, отводки, росчерки.

Главное усвоить точность выполнения каждого элемента, особые наклоны, способствующие ритмическому уменьшению или увеличению элементов, равномерное расстояние между ними, правильный выбор насыщенности каждого элемента. Казалось бы, незначительная деталь - проведение росчерка или отводка. Но истинный художник тонко чувствует красоту этих нюансов.

Листики, веточки с листиками.

При рисовании веточек с листиками возникают трудности в распределении цветовых пятен на листе. Поэтому на этом этапе нужна тщательная карандашная подготовка.

Капелька.

Этот элемент напоминает дождевую каплю, иногда похожую на лепесток цветка ромашки, слегка наклоненного в разные стороны. Обучают рисовать капельку методом примакивания. Прикладывают к бумаге кисть, которая как печать оставляет след. Этот способ не позволяет рисовать капельку с наклоном удлиненную или укороченную.

Орнамент, узор, состоящий из капельки и других элементов.

Этот орнамент является самым распространенным. Его называют растительным, т.к. из капельки получаются изображения напоминающие цветы и листики.

Итоговая работа.

В качестве итоговой работы мы выполняем роспись бумажной тарелки (тарелки из папье-маше). Расписывается внутренняя часть тарелки букетом из роз, а бортик орнаментом.

Путешествие по заводу «Гжель»

Для того чтобы выяснить, как развивается Гжельская роспись сейчас, мы отправились в г. Гжель, чтобы встретиться с мастерами и воочию увидеть технологию производства посуды и ее роспись. На пороге завода нас встретила очень радушная девушка, которая в дальнейшем и познакомила нас с технологией производства посуды, а также ее росписи.

Мы посетили музей гжельской посуды, где на экспозиции были представлены самые разнообразные экспонаты, дошедшие до наших времен. Посуда поразила нас тем, что ни одна ваза, ни одна из фигур не повторялись ни по форме, ни по росписи. Это говорило лишь о том, что мастера в те далекие времена были самого наивысочайшего класса.

Дальнейшее наше путешествие по заводу переместилось в цех, где из глины изготавливают заготовки посуды. Сначала берут глину, кладут в специальную форму и закрепляют ее с боков и в таком виде оставляют на несколько недель, пока глина не высохнет и не примет нужную ей форму.

Но самое интересное - это изготовление посуды на гончарном круге. Мастеров такого дела на заводе не так уж и много, но те, которые работают, -это обязательно продолжатели дела своих отцов, дедов. Из беседы с мастером мы выяснили, что этому ремеслу его обучил дедушка, который сам много лет проработал на заводе, вкладывая свою любовь и душу в каждое изделие.

Следуя традициям народной керамики, гжельские мастера создают посуду со скульптурными дополнениями и декоративную жанровую скульптуру. Мы тоже попробовали поработать на гончарном круге, но у нас ничего не получилось, видимо, потому, что, это сложное ремесло, требующее многих лет труда и тренировок.

Далее мы перешли в следующий цех, где происходит роспись глиняных изделий. Каждый кувшин, ваза расписываются вручную, соблюдая технологию, которая передается из поколения в поколение уже несколько веков. В основном этой работой занимаются женщины. Хранительницы гжельского огня - женщины, и не оттого только, что они особо чувствуют хрупкость и нежность материала, но еще и потому, что, оставаясь одни в военное лихолетье, не дали ему погаснуть, не позволили уйти в небытие старинному искусству дедов и прадедов.

Сейчас верной помощницей в цехах объединения стала современная техника. Но машины машинами, а мастерство умельцев Гжели держит главенство. Используют они, как и в старину, в художественной росписи изделий традиционные рисунки. Пожалуй, нет ничего удивительного в том, что изделия Гжели пользуются большой любовью каждого из нас. Ведь творческую фантазию мастеров питает неиссякаемый источник многих поколений народных умельцев России.

Кроме растительной применяется и сюжетная роспись в виде различных сцен из народной жизни. Мы побеседовали с одной из мастериц. От нее мы узнали, что в ее

роду вот уже на протяжении нескольких поколений все женщины занимались и занимаются росписью посуды. Мастерица сказала, что расписывать посуду для нее самое интересное занятие, так как в роспись каждого кувшина или вазы она вкладывает свою душу, любовь и нежность. Она очень рада, что эта посуда для кого-то будет приятным сувениром или подарком.

Последний цех, который мы посетили в ходе нашей экскурсии - это обжиг глиняных горшков. Этой работой занимаются исключительно мужчины, так как это очень трудный и сложный процесс. Нам показали, как происходит закладка посуды в печь для ее дальнейшего обжига. Мы с нетерпением ждали, когда же мы увидим конечный результат, и вот настал тот момент. Кувшины достали из печи, и их красота и неповторимость нас поразила. Посуда была необыкновенно красива и оригинальна.

В конце нашего путешествия мы приняли участие в «мастер-классе», где нам было предложено из глины слепить любую фигурку, которую нам бы захотелось. Было очень приятно, когда подвели итоги наших работ, и одна из учениц нашей школы заняла второе место за самую оригинальную фигурку из глины, за что она получила памятный подарок и грамоту.

У экскурсовода мы поинтересовались, изменилась ли технология изготовления гжельской посуды на современном этапе ее развития и желает ли молодежь работать на заводе. На наш вопрос она ответила так.

Ассортимент включает в себя более 700 наименований изделий: сервизы - чайные, кофейные и столовые, вазы - от миниатюрных до напольных, сувениры - от мелкой пластики до больших скульптур, часы, штофы, менажницы, фруктовницы и другие изделия.

Технология изготовления изделий - традиционная для региона Гжель - шликерное литье из фарфоровой массы в гипсовые формы, сушка в естественных условиях, первый обжиг (утильный), фуксиновый контроль, нанесение товарного знака, декорирование подглазурными кобальтовыми красками, глазурование, второй (политой) обжиг, сортировка, упаковка.

В декорировании изделий используется техника подглазурной росписи кобальтовыми красками, которая в некоторых изделиях, сочетается с пестрением золотосодержащими красками.

Роспись выполнятся вручную быстрыми, сочными мазками: «мазок с тенями», «сплошной мазок» и роспись «одной кистью». Это основная особенность росписи Гжельских изделий. Орнамент растительный, геометрический, плоскостно- объемный. Его отличительной особенностью является живая экспрессия рисунка, упругость и динамика линий, красивый плавный силуэт. Отличительной особенностью росписи изделий на предприятии «Гжель» является также выразительность пейзажей, точно выписанные бордюры на настенных тарелках и панно, сочетание на расписанных изделиях традиционной гжельской розы с «выбеленной» ромашкой.

Особенность форм изделий: от мелкой пластики до крупных ваз, от декоративно- прикладного характера до утилитарного. Пластическая и конструктивно- технологическая проработка с использованием в формообразовании рельефного декора, включая лепку, контррельефа, максимальное применение принципа соединения посуды со стилизованной скульптурой, присутствие мягкой пластики на корпусе изделий - все это придает нашим изделиям самобытность и гармоничность.

Декоративность и художественная уникальность в росписи и в формах изделий во многом определяется организацией среды производства, его теплой атмосферой. Светлые, свободные, уютные цеха, часовня, зоопарк, зимний сад, спортивный корт, пруд на территории, парусник с синими парусами на реке Гжелка. Продуманные условия работы на предприятии «Гжель» определяют и особое отношение к ней. Красота вокруг - то и изделия выходят теплые, добрые: роспись легкая с настроением, каждая мастерица вносит в разработанный автором рисунок свое, и получается каждое изделие особенным, единственным, несущим идею автора, а также настрой и мастерство художника, выполняющего роспись. То есть метод творческого варьирования применяется на предприятии при изготовлении и росписи каждого изделия.

Живут и развиваются традиции Гжели, и об этом заботятся все люди, живущие в этом районе. А происходит это так: жители Гжели живут и работают по принципу «где родился, там и пригодился». А реализуется он по - своему. Дети с малых лет, пойдя в ясли, детский сад знакомятся с Гжелью, но не навязчиво, а очень аккуратно. Делается это так: они играют в гжельские игрушки, живут в «теремах», расписанных гжельскими мастерами и невольно у них появляется интерес самим также уметь расписывать и все знать о Гжели. Потом поступают они в художественную школу, связанную с производством, а далее в художественно- промышленный техникум, училище. Поэтому получается, что основная особенность сегодняшней творческой жизни промысла - большой приток молодежи. Работы юных мастеров постоянно демонстрируются на крупных выставках, вызывая восхищение и надежду на дальнейший расцвет промысла.

Частые гости на нашем предприятии - его бывшие работники, жители села Гжель и окрестностей. Это те, кто в течение многих лет возрождал, хранил и создавал народный промысел Гжель. Это носители традиций земли гжельской, ее красоты и силы. Именно они своими рассказами, а порой показав или поправив что- то в работе художницы или исполнителя, дают нашим сотрудникам те знания, настрой, опыт, о которых не прочтешь ни в одной книге и которому не научат ни в одном самом высшем учебном заведении.

Именно изучение традиций земли Гжельской в сочетании с ограниченным выпуском количества изделий одного вида, идущих на отливку или роспись, открывают возможность избежать «протока», вала, позволяют творчески подойти к работе каждому участнику производства.

Удовлетворяя различные вкусы потребителей, наши мастера ориентированы на создание устойчиво традиционных изделий, вобравших в себя самобытность промысла, красоту, изящество, пластику форм. Работая в тесном контакте с мастерами-живописцами, авторы произведений создают и новые композиционные решения. Каждый художник-живописец вкладывает частичку своей души и тепла в сине-голубые мазки, собирая их в огромные букеты, украшает ювелирной графикой ромбических сеток, связывает все элементы декора в единую орнаментальную композицию.

Для ценителей и коллекционеров изделий промысла, художники оформляют свои произведения фамильными вензелями и семейными гербами, пишут портреты и пейзажи, подарочные надписи с символикой и логотипами, создавая гармоничные произведения по росписи и форме в традиционной для промысла манере.

На предприятии работает 95 человек, 54 из которых занимаются производством

фарфора.

Каждый месяц на производстве осваивается по 5 - 7 наименований новых видов изделий, тем самым обновляется ассортимент. На производстве трудятся профессиональные художники-живописцы и художники-модельщики, окончившие Гжельский художественно-промышленный колледж и другие учебные художественные заведения.

Ведущими художниками-живописцами являются: Нечаева Е.М., Миронова Т.А., Кононова Г.Н.- выпускники Гжельского колледжа.

На производстве создан постоянно действующий художественный совет, в состав которого входят: руководство предприятия, художники-модельщики и художники- живописцы, технологи, специалисты по маркетингу. Главная цель и задача этого совета - создавать и выпускать высокохудожественные изделия в традициях, характерных для Гжели, повышать художественный уровень изделий, определять художественную стратегию развития предприятия.

Предприятие «Гжель» успешно продолжает и приумножает, пропагандирует традиции Гжельского региона, способствует сохранению коллективной природы народного промысла, традиций и умений трудовых династий, раскрывает творческие способности молодежи. Ежедневно предприятие посещают от 100 до 150 туристов из разных городов России и зарубежья, которым специалисты рассказывают историю гжельского промысла, знакомят с процессом производства фарфора, традиционного для данного региона, демонстрируют приемы росписи и учат писать традиционную гжельскую розу при посещении «мастер-класса».

Предприятие «Гжель» впервые в феврале 2006 года представило свои изделия на экспертизу, проводимую специалистами Художественно-экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам на предмет отнесения выпускаемых изделий к изделиям народных художественных промыслов.

Предприятие «Гжель» активно ведет выставочную деятельность, принимая участие в международных, федеральных и межрегиональных выставках, представляя покупателю новизну и традиционность, высокое качество выпускаемой продукции. За участие в выставках предприятие отмечено Дипломами и грамотами.

В 2004 г. предприятие «Гжель» постановлением Президиума Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка награждено орденом Петра Великого II степени за выдающийся вклад в развитие и сохранение традиций народных художественных промыслов России.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

Гжельская роспись является одним из видов ознакомления с народным художественным творчеством;

Гжельская роспись дает необходимую основу для воспитания эстетических качеств современной молодежи;

Гжельская роспись прошла очень сложный исторический путь, но сохранила свою самобытность и неповторимость;

В преемственности поколений, бережно хранящих и приумножающих традиции, сочетающих их с современностью, нам видится надежный фундамент творческого будущего народного промысла.

Список используемой литературы

Алексахин Н.Н. «Голубая сказка» - М.: «Народное образование, 1996.

Адамайтис О. «Русская керамика XVIII- начала XIX века» - М.: «Советский художник», 1980.

Гачев Г. «Творчество, жизнь, искусство» - М.: «Детская литература», 1980.

Полунин В. «Русское декоративно-прикладное искусство» - М.: «Просвещение», 1995.

Проспект Майолика Гжели -М., 1984.

Приложение

Фотографии посуды «Гжель» (сахарница, чайник, масленка, кружка)

Занятие «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие»

Работы учащихся (чайник, кувшин, чашка)

Фотографии с экскурсии на завод «Гжель»

| Опубликовал: , посмотрело: 9 858 |


Слово Гжель имеет несколько значений. С одной стороны, это географическое название области в шестидесяти километрах от Москвы, которая объединяет три десятка деревень и одноименное поселение. С другой стороны, это слово для искусствоведов связано с целым направлением в истории русской керамики. Это связано также с термином "жечь" (горение), используемым с древних времен в гончарном деле, и вполне возможно, что из этого глагола в преобразованной форме происходит похожее на звук имя Гжель.

Сегодня слово Гжель вызывает представление о белом фарфоре с голубой подглазурной росписью. В России работает множество художественных промыслов, известных далеко за пределами страны. Это лаковые Миниатюры из Палеха, Мстера, Холуй, Богородская резная деревянная игрушка, и , курские ковры и другие изделия известных художественных центров.

В традиционной народной художественной промышленности часто используются мотивы и живописные изображения, характерные для профессионального искусства. Это также относится и к керамике Гжели.

С Гжелью связана история возникновения фарфора в России, который, как известно, был изобретён Дмитрием Виноградовым в Петербурге в середине восемнадцатого века, совершенно независимо от восточного и европейского фарфора. При разработке рецептуры мастер использовал белую гжельскую глину, о превосходном качестве которой с восхищением говорил великий русский ученый Михаил Ломоносов.

В начале XIX века секрет фарфорового производства дошел до Гжельцев. До этого они пытались изготовить фарфороподобную массу, а во второй половине XVIII века они познакомились с майоликой.

В 1724 году на окраине Москвы, на дороге, ведущей в Гжель, была создана первая частная керамическая фабрика Афанасия Гребенщикова, производящая так называемые продукты Зенина, вероятно, полученные из Китая. Это были большие пористые майолики из красочной эмалированной глины. Гжельские гончары доставили Гребенщикову глину и изготовляли изделия на его заводе, где они одновременно изучали технологический процесс. Первоначально завод специализировался на табачных трубках и плитках, а затем на столовой посуде и на отдельных небольших скульптурах.


После смерти Гребенщикова (1757) производство пережило упадок и прекратило свое существование в 1770 году. Но в то время в районе Гжеля уже были независимые мастерские майолики, производство которых в России было очень востребованным. Изделия майолики можно разделить на три группы:

Дешевую посуду,

Дорогие сосуды, которые служили не только для украшения стола, но и для украшения интерьера,

И, наконец, мелкую пластику - статуэтки с бытовыми сюжетами и анималистические фигурки.


Очень популярными и типичными изделиями были кумганы, клювовидные кувшины для заливки напитков с дисковым корпусом на четыре фута. Они похожи на кувшины с круглым отверстием корпуса и воронкообразно расширенной горловиной, через которую с помощью накладной ткани можно фильтровать квас из бочки в кувшин. Кроме того, были сферические кувшины с цилиндрической шеей, которые расширялись вверх. Менее распространенными были кувшины в виде двуглавых орлов, кувшины различных размеров, винные бочки (Кучли), братины, крупные луковичные сосуды для питья, которые можно было доставать в общественных местах - на крестины, именины и т.д.


Майолики были окрашены на жидкой эмали. Мастер сначала очерчивал рисунок темным цветом и раскрашивал его фиолетовым, желтым, зеленым, синим, коричневым. При обжиге краски сливаются с эмалью, что придаёт им большую прочность. Такой метод требовал от мастера виртуозного и чёткого рисунка, так как последующее улучшение было практически невозможно.


Мастера из Гжели часто сочетали изображения цветов, листьев, трав, животных, птиц - реже людей, общих архитектурных ландшафтов - с орнаментами в виде геометрических полос и сеток. Роспись осуществлялась по зонам. На изделиях Гжельцев часто можно увидеть надписи, указывающие на то, был ли предмет подарком или заказом.


Не только по форме, но и по характеру Гжельская майолика отличалась от Европейской керамики, например, от итальянской майолики. Особое своеобразие и оригинальность декоративной Гжельской майолики придавала роспись в сочетании с пластическим декором.


Под влиянием стиля барокко, доминирующего в профессиональном искусстве, Гжельские майолики как бы и принимали похожие формы. Кувшины и кумганы получали фигурные ножки, напоминающие закругленные ручки. Рельефные расцветки и раковины теперь украшали боковые стенки сосудов.






В начале 19-го века майолика, требующая значительных финансовых ресурсов, была заменена полуфаянсом.


Масса пористого полуфаянса, была составлена из местной глины с добавлением смесей. Краску наносили на обожженный предмет, покрывали его глазурью и снова помещали в печь. Первоначальная полихромная роспись позже была заменена на сплошной, преимущественно голубой цвет. Контраст между синим цветом и белым фоном был одной из главных особенностей гжельского полуфаянса. Изменилась и роспись: цветной контурный рисунок уступил место рисованию кистью. Изделия украшали геометрические и растительные орнаменты. Типичными были гирлянды из мелких листьев с закругленными кольцами или узоры с большим стилизованным цветком.


Гжельский полуфаянс, похожий на Делфт или китайский фаянс, отличался от него живописным содержанием и композиционным стилем.


Особой разновидностью полуфаянса является так называемая бронзовая или люстровая посуда, которую изобрел талантливый самоучка Афанасий Киселев.


В течение почти всего 19-го века в России выпускался полуфаянс, а также тонкостенный фаянс и фарфор, но его расцвет датируется первой половиной XIX века. После полуфаянса приступили к производству тонкостенного фаянса. Рецепт для этого сложил Афанасий Киселев. Однако, несмотря на высокое качество фаянса, произведенного заводом "Рождение Терехова", он не стал таким самостоятельным художественным явлением, как полуфаянс, а его оформление вскоре перешло от ручной росписи к штампованному рисунку.





Первые фарфоровые мануфактуры появились в Гжели в начале XIX века. Первым предпринимателем, как вспоминают старожилы, был Павел Куличков, гончар из села Володино, который первоначально занимался одним из крупнейших фарфоровых предприятий России, основанном в 1766 году в Москве в Вербилках. После ознакомления с производством фарфора, установлением печи и обжигом, Куличков вернулся в свое родное село и основал здесь в 1802 году собственную фарфоровую мастерскую. Готовую продукцию он доставил в Москву, где фарфор был еще редкостью. Напрасно его соседи пытались разгадать тайну его фарфоровой продукции, но кому-то всё же удалось тайно проникнуть в мастерскую Куличкова, и вскоре в Гжельских деревнях одновременно возникло несколько фарфоровых мастерских, которые производили фарфор уже высокого качества. Были также мастерские, владельцы которых закупали заготовки из мануфактур, расписывали их, а затем продавали под их брендом.


Фарфор гжельских мастеров появился на рынке в то время, когда в России были две крупнейшие мануфактуры - императорская фарфоровая мануфактура, основанная в 1744 году в Петербурге, и частная фирма Гарднера, товары которой не уступали Европейскому фарфору, - уже определяли моду. Императорская фарфоровая мануфактура поставляла царский двор, в то время как Гарднер имел широкий круг клиентов, хотя он и принимал заказы на фарфоровое обслуживание царского двора и благородства.


Императорский фарфоровый завод имел техникум, в котором обучались художники. Здесь преподавали учителя из академии искусств, которые выступали также как авторы многих изделий. Гарднер также очень часто привлекал профессиональных скульпторов и художников. Точно так же Попов торговал недалеко от Москвы и Батенина в Петербурге, где производили высокохудожественные фарфоровые изделия.


В русском фарфоре XIX века - в начале ХХ века преобладал эмпирический стиль. Гжельцы заимствовали типичные для этого стиля формы, но интерпретировали их по-своему довольно свободно и просто. Наряду с цилиндрическими, полусферическими и яйцевидными формами появились кратерообразные чашки с изогнутыми снаружи краями и изогнутыми ручками. Популярным украшением были цветочные мотивы и меандры.


Лаконичная, праздничная роспись по-прежнему оставалась как в майолике, так и в полуфаянсе. Но иногда мастера отказывались от традиционных манер и реалистично указывали на образное изображение в масштабно реальном соотношении между фигурой и ландшафтом. Таким образом, переход художественного дизайна Гжельского фарфора - элементов древнерусского искусства - осуществлялся в современную ему систему живописи.


Сюжеты росписи были разнообразны: эпизоды из Отечественной истории, портреты полководцев и государственных деятелей, изображения архитектурных памятников, нередко композиции с пастырскими играми и жанровыми сценами.


В 1830/40 годах фарфоровое искусство Гжеля как по качеству, так и по объему производства процветало. Это было время, когда Гжельские мастера достигли своей максимальной самостоятельности, и каждая мануфактура достигла своей высшей самостоятельности. Так, например, завод братьев Тереховых-Киселевых был технически так же хорошо оборудован, как и лучшие русские заводы, а ассортимент изделий по ним превзошел их. Завод «братьев Терехов-Киселев» изготавливал всевозможные чайно - столовые приборы, иногда очень сложных форм. Он принял Европейский фарфор как образец для подражания и создал очень оригинально созданные произведения, которые свидетельствуют о национальном происхождении предмета. Мастера сафроновского завода в своем производстве придерживались больших российских заводов Гарднера и Попова, обслуживавших широкий круг клиентов. Произведения Гулина и Муса - сакова предлагали деревенскую Посуду с красочной, празднично красивой росписью. В Гжельском фарфоре часто объединялись элементы различных стилей.


При всем разнообразии изделий, производимых на отдельных заводах, Гжельские предметы второй четверти XIX века были представлены в виде экспонатов. Черты, общие для XIX века: рифленая форма чашки, напоминающая перевернутый колокольчик, выразительная роспись, нанесенная широкой кистью, сочетающая в себе глазурь с подглазурной техникой, богатая роспись из кобальта и золота, разноцветные цветочные орнаменты, окрашенные в яркие цвета. Как правило, у Гжельских фарфоровых предметов отсутствует сплошной цвет. Для них характерно сочетание контрастных цветов.



Широкомасштабное ремесленное производство мануфактуры постепенно исчезло, уступив место массовому производству дешевого штампованного фарфора. Общий экономический кризис в России в конце XIX века также затронул крупнейшие фарфоровые заводы, которые отказались от своих позиций в борьбе с промышленным производством. Поскольку они не выдержали конкуренции, гжельские производители закрылись один за другим, и Гжель потеряла свое значение как один из важнейших российских центров керамики. Многие традиции народного искусства были утрачены в годы первой мировой войны (1914-1918), а затем во время гражданской войны (1918-1922) Гжельское ремесло пережило почти полный упадок.


В 1937 году артели «Объединённый фарфорист» и «Вперёд керамика» были объединены в артель «керамическое искусство», имевшей свой центр в с. Турыгино. При изготовлении фарфора, который был совершенно не системным, частично использовался переданный материал, такой как вазы в стиле модерн, или образцы изделий по заказу. Низкое качество фигурного фарфора было скомпенсировано полихромной окраской. Великая отечественная война (1941-1945) также прервала эту работу, и казалось, что художественные традиции Гжели были безвозвратно утрачены.


Однако в Московском Научно - исследовательском институте художественной промышленности Александр Салтыков, специалист в области декоративно-прикладного искусства, на основе архивов и музейных коллекций очень подробно изучал историю Гжельского народного творчества.


Лабораторные исследования помогли определить рецептуру керамической массы старой майолики, и получили образец с росписью на жидкой эмали. Александр Салтыков и его соратники считали полезным использовать майолику 18 века в качестве основы для новых изделий.


Однако фигурная майолика, в которой сочетался пластический и росписанный декор, требовала сложной техники исполнения, которую мастера-гжельцы осваивали недостаточно. Состояние технологий и экономики производства также не позволяли ему заниматься этим. По этой причине было решено изготовить простые формы из толстостенного фарфора с кобальтово-синей подслойной росписью. Так появился новый бело-голубой фарфор из Гжели.


Возрождение промысла началось с подготовки молодых художников под руководством одаренной керамистки Натальи Бессарабовой (1895-1981). С группой учеников она начала углубленное изучение Гжельского культурного наследия. Она сама изготовила акварельный альбом с иллюстрациями посуды и мелкими скульптурами 18-го века. Александр Салтыков и Наталья Бессарабова совместно разработали программу, которая предусматривала освоение старой народной живописи - своего рода азбуки живописи от свободного, широкого до тонкого мазка кистью.


Первые образцы сосудистых форм и их окраска были разработаны Натальей Бессарабовой.


При этом она исходила из принципов формования типичных Гжельских изделий XIX века. Она придала старому кувшину более строгий и стройный вид. При проектировании чайников Наталья Бессарабова обрабатывала форму дискообразных квасных сосудов и постоянно старалась приспособить функциональность изделий к простым народным формам.


Большое влияние на художественную практику Гжели оказало творчество Людмилы Азаровой (уроженка и жительница города). В 1954 году после окончания Московского колледжа художественной промышленности начала работать в гжельском промысле. Она не только успешно продолжала разработку сосудистых форм, но и создала целый ряд пластических композиций. Она украсила расписную посуду смоделированными деталями и при этом очень умело связывала роспись со скульптурным декором. Таким образом, фарфор развивал традиции майолики XVIII века, о которой мечтал Александр Салтыков.


Если для Натальи Бессарабовой характерна орнаментальная роспись, то Людмила Азарова любит сюжетно-образное изображение. Она обращается к фольклорным, мифологическим и анималистическим мотивам и интерпретирует форму очень обобщенно, часто весьма условно. Их статуэтки шестидесятых годов напоминают формы игрушки с едва выраженными чертами лица линиями и точками. Такой осмысленный образ жизни свидетельствует о влиянии народных иллюзий и русских матрешек.


Среди наиболее удачных фигурных композиций художницы стоит отметить сцену чаепития (1966). Развлекательность сюжета, оригинальное сценическое действие воспроизводятся чисто пластическими средствами, характерными как для Гжели, так и для всего народного искусства.


Столовая Сцена (1967) тематически связана с чаепитием, но ей не хватает преднамеренной торжественности, форма более детализирована и окраска более привлекательна. В целом это очень декоративная композиция. В первые годы своей деятельности Людмила Азарова занималась старинной гончарной и гжельской посудой. Она стремилась к конструктивному оформлению предмета, акцентированию его утилитарного назначения и формированию его пластического характера.


Форма кувшина, спроектированного в 1959 году, напоминает в силуэте традиционные изделия. Закругленный сосудистый корпус окрашен, массивному изделию нанесена кобальтово-синяя спираль, широкая низкая шея увенчана прочной, нижней крышкой. Корпус расположен на устойчивой поверхности. Каждая часть круга крышки конструктивно оправдана.


Людмила Азарова меняет свою роспись и декоративные мотивы. Иногда она также применяет графический рисунок. Окраска выполнена случайным, свободным и легким мазком.


Гжельские художники не ориентируются по размеру и толщине изготовленного ими фарфора в соответствии с предписанным промышленным стандартом и, таким образом, могут беспрепятственно выполнять роспись предмета. В результате получается не всегда очень тщательно выполненный декор, т. е. рисунок может быть смещен, а пропорции не всегда могут быть соблюдены. Но эти недостатки уравновешиваются чувством живости и непосредственности исполнения, которое заставляет чувствовать тепло рук мастера. Потому что именно ручное изготовление, которое остается важнейшей особенностью народного искусства, придает гжельскому фарфору особый колорит.


Веселая и праздничная, сказочная и реальная жизнь, доброта и сообразительность объединились в искусстве из Гжели. В голубой росписи, в мягком мерцании белого фарфора, радость жизни, своего рода ощущение свежести и праздничности без лишней пышности.



Гжельское искусство постоянно находится в своем развитии. Некоторые аспекты его художественной практики порождают научные дискуссии. Так, в частности, встает вопрос о том, насколько оправдано обращение некоторых гжельских художников к сосудистым формам и живописным образам, чуждым художественной системе старой Гжели. Так, например, некоторые работы Татьяны Дунашовой заимствуют цветочный декор и формы из китайских образцов; или ваза-тройка Валентина Розанова, напоминающая вазу в стиле модерн, прототип которой можно найти в хинозерском стиле.



Возможно, здесь нет однозначного ответа. Мы можем только полагаться на талант и вкус художника, который при создании своего произведения превращает, на первый взгляд, чужой объект искусства, в настоящее художественное явление, проникнутое духом Гжели.


Одной из самых сложных проблем в современном мире является обучение художников, которые могли бы повторять и передавать понятия искусства и секреты мастерского совершенства от поколения к поколению и стать хранителями подлинного народного творчества. В настоящее время все делается для того, чтобы заинтересовать детей современных мастеров в традициях гжельского промысла, чтобы они уже в молодом возрасте стали причастными к производству.


Гжельская фабрика не ограничивается производством бело-голубого фарфора. Также проводятся эксперименты по созданию полихромного фарфора со смешанной витражной росписью. Некоторые мастера, в том числе Николай Туркин, постоянно занимаются полихромной майоликой. Однако все эти попытки не могут превзойти объем производства и признание того, что под названием "Гжель" подразумевается бело-синий фарфор.


Настоящий гжельский фарфор очень популярен. Он коллекционируется любителями искусства, приобретается музеями. Мастера из Гжели были награждены призами на международных и всесоюзных выставках. Наталья Бессарабова, Людмила Азарова, Татьяна Дунашова, Зинаида Окулова - лауреаты государственной Премии. Людмила Азарова была удостоена звания народного артиста РСФСР. Как бы ни развивалось Гжельское искусство, современный фарфор из голубого неба и белого снега прочно вписался в историю народного искусства, русского прикладного искусства, в историю Советского искусства и культуры.

























































Книга "Искусство Гжели"
Издательство "Советская Россия", 1985г.
Глава I "Гжель из истории промысла"
автор составитель -Нелли Александровна Якимчук
фотосъёмка - В.И. Почаева

Гжельское искусство сегодня - яркое и самобытное явление нашей социалистической культуры. Советский период - важнейший этап в жизни старейшего промысла, прошедшего сложный путь развития - от полного застоя и забвения в предреволюционные годы - до славы и всенародного признания в наши дни.

Фарфор Гжели, украшенный нарядной синей росписью, любим не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, он с успехом демонстрируется на отечественных и зарубежных выставках, поставляется на экспорт многим иностранным фирмам.

Чем же ценна современная „гжель", не отличающаяся особенною белизною, тонкостью и ярким многоцветьем? Значение гжельского искусства в его юности к нашей действительности, в его декоративности, рукотворности, узнаваемости и неповторимости образов, общем жизнеутверждающем характере.

За годы Советской власти произошло, по существу, новое рождение промысла. Создание прочных основ современного искусства Гжели было бы невозможно без богатейшего традиционного наследия, накопленного веками многими поколениями талантливых мастеров-керамистов.

Современная Гжель, как и много лет назад, специализируется на производстве керамики, выпуская художественный фарфор, майоликовые изделия из красной глины.

Производственное объединение „Гжель", созданное в 1972 году на базе Трошковского гончарного завода, Турыгинского фарфорового завода, керамических предприятий в деревнях Фенино, Коломино, Жирово, продолжает и развивает старые народные традиции знаменитой гжельской керамики.

Чтобы глубже проникнуть в суть современного искусства Гжели, обратимся к истокам гжельского промысла.

Гжель - довольно большой район бывших Бронницкого и Богородского уездов Сосковской губернии, находящийся в 60 км юго-восточнее Москвы. Он охватывает около 30 деревень, расположенных вдоль известного в прошлом на Руси Косимовского тракта, соединявшего Москву с заокскими плодородными землями. Название район получил от деревни Гжель, занимающей центральную часть его.

В этой старинной подмосковной волости, известной с XIV века, издавна сложились условия для возникновения гончарного ремесла: скудость плодородных земель, обилие лесов и небольших речек, близость к Москве как рынку сбыта, наличие высококачественных глин. Последнее обстоятельство было главной причиной, спасшей местных крестьян от крепостной зависимости.

На протяжении веков Гжель была то удельной, то „государевой" вотчиной, поставлявшей сырье для „дела алхимической посуды" в царскую аптеку, снабжала глиной, черепицей, кирпичом, гончарной посудой многие города и районы страны.

Существенный скачок в развитии керамического производства Гжели произошел во второй половине XVIII века и был связан с деятельностью первой русской керамической фабрики московского купца Афанасия Гребенщикова. Тесные связи А. Гребенщикова с Гжелью, откуда он возил глину и нанимал рабочих, способствовали проникновению в подмосковный гончарный район майолики.

Со второй половины XVIII века майоликой постепенно овладела вся Гжель, гжельские мастера, многому научившиеся на заводе А.Гребенщикова, усовершенствовали и развили майоликовое производство, сделав его народным достоянием. Именно в этот период складывается национальный характер русской керамической росписи, получивший дальнейшее развитие в декорировании фарфора и фаянса IX века, а затем советского фарфора, в том числе и гжельского. Ассортимент гжельской майолики был разнообразен: столовые сервизы, декоративные блюда, миски, кувшины, чернильницы, цветочные горшки, игрушки и другое.

Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом - кумганов и квасников, сложившаяся на основе форм чернолощеной и глазурованной посуды XVII - начала XVIII века. Глиняные фляги и кумганы того времени имели чеканный строгий силуэт, во многом подражали дорогой металлической посуде, в том числе и той, которая ввозилась с Востока.

Квасник. Последняя треть XVIII в.

Гжельские формы сосудов приобрели иной облик, сформировавшийся уже в новых условиях, под влиянием господствовавшего в городском "ученом" искусстве стиля барокко, - сдержанную статичную форму, мягкие очертания, изогнутый носик, ручку в виде стебля-завитка, на боковых стенках - рельефные украшения - раковины, на плечиках - обильную скульптуру.

Разнообразная гжельская посуда и произведения мелкой пластики украшались многоцветной росписью, иногда с надписями и датами, по белой эмали зеленой (окись меди), желтой (окись сурьмы), вишневой (окись марганца) и синей (окись кобальта) красками. Излюбленными были зеленый и желтый цвета. Зелень мягкого изумрудного тона особенно нравилась живописцам. Ею обычно сплошь закрашивались носики, ручки, края сосудов, борт тарелок и блюд. Эта краска играла активную роль и в самом рисунке, ложась легкими мазками на зелень деревьев и трав. Желтый цвет солнечного оттенка был также важным компонентом росписи, он располагался мелкими участками по всему рисунку, заполняя собой многие элементы орнамента или живописного изображения, - оперенье птиц, гривы львов, крыши и окна домов и т. п.

Блюдо декоративное "Птица". Последняя треть XVIII в .

Вишневая краска, имевшая разные оттенки, от светлых до темных, почти черных тонов, как правило, служила для тонких графических росписей, а также для оконтуривания изображения. Кобальт наносился лишь в виде редких мазков, полосок, точек, скромно участвуя в общей тональности композиции.

Мотивами росписи служила родная природа и окружающий нас мир. Излюбленными были сказочные архитектурные пейзажи, невиданные цветы и травы, фантастические птицы и звери. Гжельская майоликовая роспись, эмоциональная и выразительная, наполнена живым образным началом. Под руками живописцев цветы и деревья растут, птицы летают, поют и т. д. Эти незамысловатые сюжеты являлись для народного мастера олицетворением земного счастья, гимном всему живому на земле.

Многие гжельские сосуды, в первую очередь квасники и кумганы, украшены скульптурой: фигурками крестьян в народной одежде, городских модников, влюбленных, сценами охоты. Эти декоративные украшения воспринимаются как самостоятельные.

Скульптура, выполнявшаяся отдельно от сосудов, отличается большей широтой образов. Перед нами проходят как бы ожившие сцены из крестьянской и городской жизни: крестьянка, везущая ребенка в санях, дерущиеся муж и жена, жена, стаскивающая с мужа сапог, франт на дрожках, солдат в треуголке, поп, служащий обедню, слепой с поводырем, мальчик, греющийся на солнце, и т.д. Фигурки, имевшие обобщенные, без детальной моделировки формы, украшались немногословной росписью.

Гжельская пластика покоряет непосредственностью, ясностью замысла, наивностью, искренностью в передаче образов.

С конца XVIII века все острее обнаруживался кризис майоликового производства Гжели. С каждым годом сокращался спрос на майолику, падали цены, затем выпуск ее прекратился. Причиной этого явился английский фаянс с белым тонким плотным черепком, декорированный пышными печатными рисунками, который стоил дешево и в больших количествах ввозился в Россию.

Сильным конкурентом гжельской майолики, довольно толстостенной и грубой, был также отечественный фаянс и фарфор.

Супник. Начало XIX в.

С наступлением неблагоприятных производственных и экономических условий стал стремительно падать уровень мастерства в гжельской керамике. На рубеже с XIX века в выпускавшейся продукции преобладали формы кувшинов, а также в виде двуглавых орлов, украшенные грубой, небрежной росписью, своим художественным качествам продукция Гжели вскоре снизошла до уровня ремесленной.

В тот же период в Гжели начали производить полуфаянс, который явился сходным материалом от майолики к тонкому фаянсу. Он изготавливался из светлой глины, но был еще массивен и толстоват. Из полуфаянса выполнялись паны, кувшины, миски, блюда, тарели, рукомои, солоницы, чернильницы, свечники, предметы чайной и столовой посуды. Полуфаянс украшался синей подглазурной росписью растительно-геометризованного характера, наносимой кистью сочными, свободными мазками в сочетании с тонким графическим рисунком.

Гжельцы постепенно перешли от изобразительности, от конкретных мотвов и образов на орнаментальный декоративный язык, в чем, безусловно, сказалось влияние профессионального "ученого" искусства с его увлечением символикой, орнаментикой стиля ампир и неоклассицизма.

Роспись располагалась на поверхности изделий плоскостно, часто по принципу зеркального отражения в виде гирлянд, бордюров, поясков, в несколько ярусов, в разном соотношении и масштабе - все это создавало впечатление неповторимости каждого сосуда.

Мастера бережно относились к белому фону полуфаянса, игравшему роль второго цвета наравне с кобальтом. Гжельцы черпали сюжеты из живой природы. Среди мотивов орнамента легко угадываются листья дуба, папоротника, березы, лепестки и цветы ромашки, трилистника. Но роспись достаточно условна, разна, декоративна.

Орнаментика полуфаянсовой росписи носит подлинно народный характер, в ней живая экспрессия, динамичный рисунок, упругие напряженные линии и нет вялых текучих форм.

Наряду с производством полуфаянса в начале XIX века Гжель освоила тонкий фаянс и фарфор, выпуском которых занимались как многочисленные мелкие крестьянские заводы, так и крупные предприятия богатых купцов, выходцев из крестьян: братьев Кузнецовых, Барминых, Тереховых и Киселева и других.

Особый интерес представляет продукция небольших гжельских фабрик Храпунова, Новых, Гулиных, Жадиных, Мордашовых и многих безвестных заведений. Несмотря на малые размеры производства, явные просчеты в технологии (толстый черепок, деформация, неровность глазури, низкое качество золота и прочее), эти заводы имели широкий ассортимент посуды и скульптуры, разнообразные формы, чувствительные к моде, функциональные и очень пластичные.

В гжельском фарфоре - обилие форм не только сервизных, но и отдельных предметов: чайная и столовая посуда, вазы, чернильницы, солонки, туалетные риборы, блюда, масленки, флаконы, фляги, лампадки, подсвечники, кружки, кувшины, детские рожки для молока, подставки для яиц, упоры для книг и прочее. Они всегда удобны, пропорциональны, лаконичны, красивы по силуэту, порой простоваты и огрублены.

Фарфор Гжели XIX века многоцветен, в его декоре широко применялась надглазурная и подглазурная кистевая роспись, графическая роспись пером, золотом, люстрами. В фаянсе использовались рельефные украшения, цветные глазури, печатные рисунки, кистевая роспись. Таким образом, Гжель шагала в ногу со временем, применяя весь арсенал декоративных средств, употребляемых передовыми заводами страны и за рубежом.

Характеристика гжельского фарфора XIX века будет неполной и не даст возможности всесторонне оценить советский период в жизни промысла, если не коснуться еще одной стороны творчества народных мастеров фарфоровой скульптуры, отличающейся высокими художественными достоинствами. Решенные в реалистической манере, они скупы по пластике, обобщенные и немногословные. Дополненные яркой многоцветной росписью, фигурки впечатляют точностью характеристик персонажей, злободневностью тематики, увлеченностью бытовым жанром, наличием сюжетов, в частности мифологических, подражающих фарфору крупных заводов: "Гувернер с барчуком", "Служанка, моющая ноги барыне", "Ученик парикмахера", "Самсон, раздирающий пасть льву" и т. п. Искусство гжельской фарфоровой пластики XIX века, как правило, безымянно, на изделиях нет марок владельцев, но известность ее удивительна. Эти фигурки, как народные лубочные картинки, искренние, правдивые, доходчивые, доступные по цене, были очень популярны в самых широких слоях тогдашней России.

Гжельский фарфор XIX века - третий огромный "пласт" в истории русской керамики - после майолики и полуфаянса, ставший неиссякаемой сокровищницей народного искусства наравне с Хохломой, Жостовом, Богородском.

Кумган. Вторая четверть XIX в.

В конце XIX века Гжель переживала период упадка. В керамической отрасли страны все большие позиции завоевывают крупные фирмы: Корниловых в Петербурге, Кузнецовых в Твери, Будах, Риге и т. д. Не выдерживая конкуренции, закрывались мелкие, средние и даже крупные заводы Гжели, Гарднера, Попова, Ауэрбаха. Гжель потеряла значение ведущего керамического района, где в середине XIX века сосредоточивалось более половины всех производств. На рубеже XX века в Гжели были ликвидированы почти все заводы. Это объяснялось общим глубоким экономическим кризисом в стране.

После революции молодому Советскому государству пришлось заново восстанавливать многие отрасли промышленности, в том числе и промыслы Гжели.

Примечание:
1. См.: Салтыков А.Б. Избр. труды. М„ 1962, с. 203.
2. Подробные сведения о заводе А. Гребенщикова имеются в кн.: Салтыков А. Б. Первый русский керамический завод. М., 1952.
3. К началу XIX века в России успешно действовали Императорский фарфоровый и Казенный фаянсовые заводы в Петербурге, завод Гарднера под Москвой, Межигорская казеннаяфаянсовая фабрика и другие.
4. Люстр - надглазурная краска с металлическим блеском.

Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда , кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам ни кому не удается.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.

Гжель превращает обыкновенную посуду в произведение искусства

Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа является гжель — особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях. Как и многие славянские промыслы, такое искусство рождает ассоциации с доброй сказкой. Сегодня Гжель — не только историческое достояние народа, но и самый масштабный центр по производству керамики.

История искусства гжели

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.

Создание посуды из гжельской глины

Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.

Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.

На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.


Часть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами

Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.


Современные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки

К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.


Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор
Посуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах

Характерные черты росписи

Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.

Характерные черты росписи следующие:

  • глазурирование поверхности;
  • снежно-белый фон;
  • узор, выполненный в синих или голубых тонах;
  • сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
  • неизменно ручная работа.

Изделия, украшенные гжелью легко узнаваемы

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.


Статуэтка украшенная классической гжелью

Именно ручная работа превозносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно!


Даже относительно простой рисунок смотрится просто шикарно

Как расписывают гжель

Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.


Сувенирная черепаха украшенная русской майоликой
Такая роспись использовалась и в интерьере

Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.


Даже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства

В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями. Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.


При создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.


До термической обработки изделия с гжелью выглядят совсем невзрачно

Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника.

История и технология создания гжели

Тематика рисунка

В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.


Каждое изделие уникально и несет в себе частичку души мастера

Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:



Орнаментальная роспись может комбинироваться с растительной
  • Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

Владея некоторыми секретами, без которых не могли существовать русские промыслы, можно своими руками расписать стены, посуду и даже одежду, используя технику перенесения рисунка на ткань (батик).


Гжель позволяет создавать поистине прекрасную керамическую плитку Не менее эффектно гжель смотрится и на ткани

Гжель и современная мода

Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.


Одежда с гжелью будет по вкусу далеко не одним только ценителям этно стиля
В моду входят даже детские наряды с этой колоритной росписью

Почему же, спустя столько лет, такой орнамент не теряет своей актуальности? Во-первых, гжель выполняется в стильной цветовой гамме. Все оттенки лазури, небесно-голубого и сочного синего на нарядном белом фоне — это всегда торжественно и стильно. Такое одновременно простое, строгое и яркое сочетание неизменно настраивает на позитив. Во-вторых, орнамент в исконно русском стиле в последнее время рождает все больший интерес у Запада, подогреваясь признанными в моде отечественными мэтрами.


Сейчас гжель можно встретить даже на таком нехарактерном для русского наряда аксессуаре, как корсет

Настоящей сенсацией стал тот факт, что сам мастер Valentino создал невероятную коллекцию платьев, стилизованных под гжель. Такое платье с оригинальным по своей природе и самобытным принтом не только привнесет в образ ноты хрупкой женственности и волшебного изящества. Дополнив его эксклюзивными аксессуарами ручной работы в этно-стиле, наряд подарит настоящую русскую сказку.

Все без исключения старорусские промыслы отличаются высокой художественностью, символизмом и неподдельной философией этники. Именно поэтому гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»