Предельное соотношение уровней оплаты труда в учреждении. Кратно, но не многократно

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений и предприятий больше не смогут "самовольничать", назначая себе заработную плату.

Министерство труда и социальной защиты России подготовило поправки в Трудовой кодекс, а также проект постановления правительства, которыми регулируется образование заработной платы руководителей таких организаций. С момента принятия документов она должна быть четко привязана к зарплате рядовых работников и не превышать установленные документами рамки.

В законопроекте, корректирующем Трудовой кодекс, говорится, что предельный уровень средней зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий должен определяться в кратном отношении к средней зарплате работников тем органом, который является учредителем. То есть, если речь идет о федеральном унитарном предприятии, то максимальную разницу в зарплате устанавливает правительство, если о региональном предприятии, то администрация субъекта РФ, на муниципальном уровне - органы местного самоуправления.

В проекте постановления правительства уточняются требования к заработной плате руководителей государственных предприятий. Как пояснил "РГ" заместитель директора департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства минтруда Сергей Горбарец, согласно проекту постановления правительства размер зарплаты руководителя госпредприятия определяется учредителем в зависимости от сложности труда, масштаба управления, особенностей деятельности и значимости предприятия. При этом предельное соотношение его зарплаты к средней зарплате работников без учета его замов и главного бухгалтера должно быть в кратности от 1 до 8.

"Важный момент - эта кратность должна уже включать в себя премии, компенсационные и стимулирующие выплаты, которые получает руководитель дополнительно к окладу", - сказал Горбарец. Он также уточнил: пока зарплата руководителей госпредприятий регулируется постановлением правительства, подписанным в 1994 году, когда была введена единая тарифная сетка, и сегодня она состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности и прибыли за прошедший год. Кратность устанавливается между окладом начальника и величиной тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии на предприятии.

Но сейчас уже нет единой тарифной сетки. Изменилась экономическая ситуация, вместе с этим возникла необходимость поменять и принцип установления зарплаты руководителя госпредприятия.

"Кратность установлена от одного до восьми. Это значит, что на конкретном предприятии по решению учредителя она может быть любой в этих пределах. Стоит отметить, что в большинстве госучреждений она сейчас составляет 4-5 раз", - продолжает Сергей Горбарец.

Но есть и единичные случаи, когда заработная плата руководителя госпредприятия превышает заработную плату работников значительно больше, чем в восемь раз. И вот как раз для них ситуация должна поменяться, дифференциация в оплате труда между руководством и рядовыми работниками уменьшится.

Пока в проекте постановления правительства не идет речи о соотношении зарплат заместителей руководителя, главных бухгалтеров и основного персонала, но в минтруде признаются, что и эти пропорции в перспективе скорее всего будут прописаны в нормативных документах.

Как напомнил "РГ" проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, в 2008 году постановлением правительства была прописана кратность в зарплатах руководителей бюджетных учреждений и рядовых сотрудников: максимум один к восьми.

"Цель этой кратности заключалась в том, чтобы при переходе на новую систему оплаты труда, которая предполагала увеличение полномочий руководителей бюджетных учреждений при распределении средств и назначении заработной платы работникам в зависимости от эффективности их труда и нагрузки, не происходили искажения", - рассказывает он.

Тогда же были установлены параметры зарплат для заместителей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений - в пределах 70 процентов от уровня зарплаты руководителя. Это тоже должно было выровнять ситуацию, чтобы не получилось, что зам, который не нравится, получает 30 процентов от зарплаты начальников, а приближенный - 90 процентов. Сейчас подобные схемы распространяются и на государственные предприятия.

"Но практика показала: несмотря на четко определенные в 2008 году правила соотношения в зарплатах, часто не учитывались стимулирующие выплаты и в результате пропорции в оплате труда "главенствующих" и "рядовых" нередко оказывались куда выше восьмикратности", - говорит проректор Александр Сафонов. Это было ярко видно на примерах вузов: вскрывались ситуации, когда зарплата преподавателя составляла 15 тысяч рублей, а ректора 200, а то и в несколько раз больше. Сейчас власти предпринимают усилия, чтобы распределение фонда оплаты труда в госучреждениях и на госпредприятиях происходило более рационально.

По мнению генерального директора Всероссийского центра уровня жизни Вячеслава Бобкова, кратность в средних зарплатах начальника и подчиненных один к восьми не решит принципиально вопрос несправедливой оплаты труда. "Средняя зарплата на предприятии - расплывчатный показатель. Зачастую в нем "сидит" и средняя зарплата руководителей", - говорит он.

С его точки зрения, было бы гораздо правильнее устанавливать кратность в зарплатах 10 процентов самых высокооплачиваемых работников на предприятии и 10 процентов наименее оплачиваемых. Соотношение в доходах самых бедных и самых богатых называется "коэффициент фондов". В Японии разница составляет в среднем по стране 5-6 раз. В России превышает 20 раз. На отдельных предприятиях может достигать и 40 раз. Причем самая большая дифференциация в зарплатах в нашей стране не между отраслями экономики, а внутри отдельных предприятий, уточняет Вячеслав Бобков.

Он убежден: если установить такую "вилку" (кратность между самыми бедными и богатыми), она будет более эффективно побуждать руководителей поднимать зарплату низкооплачиваемым работникам.

Кстати, по его словам, 8 процентов наемных работников в России имеют зарплату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Среди них есть работники и госучреждений, и госпредприятий, получающих зарплату на уровне МРОТ или чуть выше.

Также поправками в Трудовой кодекс устанавливается, что люди, поступающие на должность руководителя государственного или муниципального учреждения или предприятия, а также те, кто уже работает в такой должности, должны предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера собственных, своих супругов и несовершеннолетних детей.

С 1 января 2017 года учреждения всех уровней бюджета и всех типов должны соблюдать предельные соотношения зарплаты руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников. О том, как бухгалтеру учреждения рассчитать предельное соотношение - в статье.

Установление предельного уровня соотношения заработной платы

С 1 января 2017 года учреждения всех уровней бюджета и всех типов долажны соблюдать предельные соотношения заработной платы сотрудников с:

  • зарплатами руководителя;
  • зарплатами заместителя руководителя;
  • зарплатами главного бухгалтера.

К 2017 году учредители в субъектах РФ и муниципальных образованиях обязаны определить предельные соотношения для подведомственных организаций не выше федерального (8: 1).

Учреждения будут применять ограничение к заработной плате не только руководителей, но и их заместителей, а также главбухов.

Ваш учредитель имеет право составить перечень подведомственных организаций, в которых зарплаты руководству могут выходить за рамки предельного соотношения.

Как определить соотношение среднемесячных зарплат

Рассчитайте соотношение среднемесячной заработной платы руководителя (его заместителей, главного бухгалтера) и сотрудников учреждения по итогам 2017 года. Если оно выше того, что установил ваш учредитель, нужно будет скорректировать систему оплаты труда.

Определите соотношение отдельно по каждой из руководящих должностей. В расчете среднемесячных заработных плат сотрудников учитывайте все источники финансового обеспечения, за счет которых бухгалтерия начисляет выплаты.

Подсчет можно разделить на три этапа.

1. Расчет среднемесячной зарплаты сотрудников

Рассчитайте среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот) по формуле:

СЗсот = ФЗсот: СчР: 12 ,

где ФЗсот – фактически начисленная за 2016 год зарплата работников списочного состава;

СЧР – средняя численность работников учреждения; 12 – количество месяцев в году.

Не включайте в показатель ФЗсот заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера. А их самих не учитывайте в показателе СЧР.

В среднемесячную заработную плату работников учреждения включите:

  • начисленную заработную плату за отработанное время вместе со стимулирующими выплатами по итогам работы с учетом районного коэффициента;
  • выплаты, которые вы начислили исходя из среднего заработка за периоды, когда работник выполнял трудовые обязанности (например, в командировке), а также был в отпуске.

2. Расчет среднемесячной заработной платы руководителя учреждения

Рассчитайте отдельно среднемесячную заработную плату руководителя учреждения (СЗрук), заместителей и главного бухгалтера по формуле:

сЗрук = фЗрук: 12 ,

где ФЗрук – фактически начисленная заработная плата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) за календарный год; 12 – количество календарных месяцев.

С 1 мая зарплата не может быть меньше 11 163 руб. В рекомендации читайте, как установить должностные оклады, компенсационные и стимулирующие выплаты. Также узнаете, как изменить размер оклада, не допустить зарплату ниже МРОТ и какая ответственность за это нарушение...

3. Расчет предельного соотношения зарплат в учреждении

3. Рассчитайте предельное соотношение зарплат в учреждении. Для этого каждый показатель СЗрук разделите на СЗсот.

Рассмотрим примеры расчета.

Пример 1.Расчет предельного соотношения зарплат

Учредитель установил ректору ФУ «Институт» уровень кратности заработной платы, равный 4.

Бухгалтер должен проверить, как среднемесячные зарплаты ректора, проректора, главбуха соотносятся со среднемесячной заработной платой остальных сотрудников.

Берем показатели фактически начисленной зарплаты из всех источников финансирования по итогам 2017 года:

– 33 720 000 руб. – работники списочного состава. Это показатель по кредиту счета 0 302 11 730;

– 1 200 000 руб. – ректору;

– 960 000 руб. – проректору;

– 900 000 руб. – главному бухгалтеру.

Среднесписочная численность работников в 2017 году – 80 человек. Без учета руководства – 77 человек.

Весь руководящий состав отработал 2017 год полностью.

Вычитаем из зарплаты всех работников выплаты руководству. Получаем 30 660 000 руб. (33 720 000 – 1 200 000 – 960 000 – 900 000).

Посчитаем показатель СЗсот:

30 660 000 руб. : 77 чел. : 12 мес. = 33 181,82 руб.

2. Определим среднемесячную зарплату тех, кто занимает руководящие должности. Показатель СЗрук равен:

– 100 000 руб. (1 200 000 руб. : 12 мес.) – для ректора;

– 80 000 руб. (960 000 руб. : 12 мес.) – для проректора;

– 75 000 руб. (900 000 руб. : 12 мес.) – для главного бухгалтера.

3. Уровень кратности заработных плат составляет:

– 3 (100 000 руб. : 33 181,82 руб.) – для ректора;

– 2,41 (80 000 руб. : 33 181,82 руб.) – для проректора;

– 2,26 (75 000 руб. : 33 181,82 руб.) – для главного бухгалтера.

По всем трем должностям кратность не превышает ту, что установил учредитель. Значит, пересматривать систему оплаты труда в институте не нужно.

Если руководитель (заместитель руководителя, главный бухгалтер) работает в учреждении не с начала 2016 года, разделите ФЗрук на число фактически отработанных полных календарных месяцев.

Пример 2. Расчет предельного соотношения зарплат

Главный бухгалтер к декабрю 2017 года отработал в учреждении девять месяцев.

За это время ему фактически начислили заработную плату 850 000 руб. Остальные условия возьмем из примера 1.

1. Рассчитаем среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот).

Вычитаем из зарплаты всех работников выплаты руководству. Получаем 30 710 000 руб. (33 720 000 – 1 200 000 – 960 000 – 850 000).

Посчитаем показатель СЗсот:

30 710 000 руб. : 77 чел. : 12 мес. = 33 235,93 руб.

2. Определим среднемесячную заработную плату главного бухгалтера. Она равна 94 444,44 руб.

(850 000 руб. : 9 мес.).

3. Уровень кратности заработной платы для главного бухгалтера – 2,84

(94 444,44 руб. : 33 235,93 руб.).

Как и в примере 1, учреждение соблюдает предельное соотношение.

Если учреждение превысило предельное соотношение, придется внести коррективы в систему оплаты труда. Все зависит от того, по какой должности возникла проблема. Если по заработной плате руководителя, меры примет учредитель. Он пересмотрит зарплату руководителя или заставит повысить зарплаты сотрудникам. Если за рамки вышли зарплаты заместителей и главбуха, руководитель может принять решение самостоятельно.

Как раскрыть информацию о зарплатах руководителя и главного бухгалтера

До 2017 года обнародовать данные о своих доходах должны были только руководители государственных и муниципальных учреждений.

Минтруд уточнил: впервые разместить в Интернете данные о среднемесячных зарплатах руководителя учреждения, его замов и главбуха придется в 2018 году.

Ведомство напомнило, что теперь среднемесячная заработная плата руководителей, их замов и главбухов зависит от оплаты труда рядовых работников. Связано это с поправками в статью 145 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ). А в середине декабря Правительство РФ определило порядок расчета среднего заработка (постановление Правительства РФ от 10 декабря 2016 г. № 1339).

Среднемесячную зарплату руководителя, его замов и главбуха теперь надо разделить на среднемесячную зарплату остальных сотрудников учреждения. Результат не должен превысить соотношение 1: 8. Данные поправки также вступили в силу 1 января. Кроме того, с 2017 года в Трудовом кодексе РФ появилось требование о размещении в Интернете информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров учреждений. Эти данные нужно публиковать на официальных сайтах госорганов, органов местного самоуправления, учредителей.

Так Минтруд пришел к выводу: среднемесячную заработную плату следует рассчитывать по итогам года, то есть за 2017 год. Это значит, что начиная с 2018 года нужно размещать в Интернете сведения о зарплатах этих лиц.

С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала государственных и муниципальных учреждений должны увязываться со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям (как и бюджетным, казенным) тоже предстоит исполнять новые требования. В чем именно они заключаются и как рассчитывать соотношение зарплат?

Существующие и новые правила

Как известно, ограничение в отношении зарплат руководителей действует и сейчас, но оно применяется далеко не ко всем учреждениям.

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее - Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ) , а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров.

Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  • в отношении федеральных государственных учреждений - Правительством РФ;
  • в отношении государственных учреждений регионального подчинения - субъектами РФ;
  • в отношении муниципальных учреждений - органами местного самоуправления.
Для федеральных учреждений данный документ разработан - проект постановления Правительства РФ , вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение. Что же предлагают законодатели?

Изменения для федеральных учреждений

В проекте постановления сказано, что порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководящего звена и рядового персонала обязателен для всех федеральных учреждений, даже если на них не распространяется действие других пунктов Положения № 583. Сам же предельный уровень планируется сохранить (согласно п. 9 Положения № 583 он определяется в кратности от 1 до 8), но при этом обязанность соблюдать его появится и у федеральных автономных учреждений.

При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения , за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя.

Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).

А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить. Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень . С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя - о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее - Постановление № 922) - в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня).

Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.

Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом - как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.

В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:

  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.
Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова .
  1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).
  2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.
  3. Высчитывается соотношение - среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.
Раскрытие информации о зарплате

Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала - не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.

К сведению

В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме. В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи).

Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан - проект постановления Правительства РФ размещен на портале regulation.gov.ru.

Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным . Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя.

В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

Заключение

Хотя рассмотренные проекты документов адресованы только федеральным учреждениям (за исключением разработанных поправок в Постановление № 922), содержащиеся в них нормы полезно изучить руководителям учреждений всех уровней подчинения. Ведь субъекты РФ и муниципальные образования при издании нормативных актов аналогичного содержания, как правило, ориентируются на федеральные примеры. Тем более что основные нормы, которые впоследствии развиваются в проектах постановлений, прописаны в ТК РФ, а значит, относятся ко всем публично-правовым образованиям.

Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:

  1. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  2. правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  3. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.
Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка.

Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения. В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем.

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения - см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен».

«О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».

С 2017 года действует новая редакция ТК РФ, в соответствии с которой зарплаты руководящего состава государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также внебюджетных фондов не могут быть заоблачными по сравнению со среднемесячной заработной платой работников (ст. 145 ТК РФ). Если говорить точнее, то госорганы, органы местного самоуправления и учредители перечисленных учреждений и предприятий теперь устанавливают предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников этих организаций. А несоблюдение таких соотношений может стать основанием для расторжения трудового договора с руководителем соответствующего учреждения / предприятия (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ).

Расчет среднемесячной заработной платы: формула

Чтобы определить значение предельного соотношения, прежде нужно понять, как считается среднемесячная заработная плата работников, а также как посчитать среднемесячную заработную плату руководителя, заместителя, главного бухгалтера. Кстати, в основе расчетов лежит простое среднее арифметическое.

Рассчитывается среднемесячная заработная плата на одного работника по формуле (п. 20 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922):

Как вы понимаете, в расчете среднемесячной заработной платы на одного работника не учитываются выплаты руководителю, его заместителям, главному бухгалтеру при определении суммы начисленной зарплаты. И эти же сотрудники не учитываются при подсчете среднесписочной численности на предприятии.

Если руководитель, заместитель руководителя, главный бухгалтер работает в организации менее года, то вместо 12 месяцев в формуле используется количество фактически отработанных им полных календарных месяцев.

Зная, как рассчитывается среднемесячный заработок по работникам и отдельно по каждому представителю руководящего состава, вы всегда сможете определить нужное «зарплатное» соотношение в учреждении. И сравнить его с предельными значениями.


Разница в зарплате начальника и подчиненного с января 2017 года должна быть строго регламентированной, согласно предельных соотношений, которые установили органы и учредители. Кстати, новые требования коснуться и автономных учреждений, и государственных структур.

Обновления в регламенте заработных плат

Формально, на данный момент так же установлены ограничения, которые должны контролировать разницу между оплатой труда управленцев и работников, но вот по факту его применяют лишь некоторые учреждения. Положение, которое устанавливает системы выплаты заработных плат для сотрудников всех предприятий, будь они государственные или казенные, содержит соотношение зарплат руководителей и работников. Это соотношение установлено, от 1 до 8 , и его необходимо придерживаться всеми предприятиям, которые находятся на федеральном уровне, если они бюджетные или казенные. Но вот автономных учреждений это положение никак не касалось. Субъекты и муниципальные образования также не включены в список компаний, которыми должна соблюдаться разница в зарплате начальника и подчиненного.

Другой нюанс заключается в том, что федеральный уровень предполагает лимиты для управляющих предприятиями, но на остальных начальников он не распространяется. Если говорить о муниципалитете или регионе, то здесь это положение внедрено лучше, но, снова-таки, не всеобъемлюще.

Но с июля месяца прошлого года был принят новый федеральный закон 347, который кардинально изменил сложившуюся ситуацию, и некоторые пункты трудового законодательства. В 145 статье сказано, что разница в зарплате начальника и подчиненного с января 2017 года станет актуальна для всех компаний, и тех, которые являются казенными, и для государственных, и для автономных так же. Спектр действия ограничений тоже расшириться: теперь он распространяется на всех лиц, занимающих управленческие должности. А это заместители, главные бухгалтера, а не только непосредственные начальники.

Что касается установки конкретных значений разницы, то они должны быть установлены органами учредителями. Но нормативные правовые акты установили предельные размеры соотношений зарплат у подчиненных государственных учреждений, и других предприятий:

Все федеральные государственные предприятия подпадают под правительственные нормативные акты;
Что касается государственных фирм, которые подчиняются региональным властям, то здесь зарплата начальника и подчиненного регулируется субъектами России;
Если это муниципальное учреждение, то разработкой нормативных актов занимаются представители органов местного самоуправления.

Четкий проектный документ уже окончательно составлен для федеральных организаций. Что же для них измениться с 1 января 2017 года?

Нововведения для учреждений федерального типа

В новом документе указано, что положение 538, а именно та его часть, где установлена разница в зарплате начальника и подчиненного, действует для всех учреждений федерального типа, даже если остальные части на них не распространяются. Установленные различия между зарплатами остаются такие, как и были раньше, просто теперь к их соблюдению относиться будут намного жестче, и подпадать под их действие будут все федеральные автономные организации. Получается, что соотношение с 1 до 8 остается в силе.

Для того, чтобы получить сумму среднемесячной заработной платы, будут учитываться все направления, откуда были получено финансовое обеспечение, которые имели место при их формировании. Все значения берутся из учета годового периода, что относиться и к руководителям, и к их заместителям, и к главным бухгалтерам.

По поводу первостепенных управленцев имело место принятие особых дополнительных требований. В проекте сказано, что заработная плата начальника федеральной организации должна начисляться таким образом, чтобы она обеспечивала возможность не нарушать предельный уровень соотношений. Получается, что оплата труда управленцев, даже при учете максимальных премиальных начислений, которые они получают за свой труд, должна соответствовать условию о не пересечении установленного лимита. Но это не снимает с руководителя обязанности постоянно стимулировать повышение эффективности работы организаций, и добиваться наилучших характеристик. Положение также же устанавливает, что все премии и прочие материальные поощрения руководитель сможет получать только при наличии соответствующих достижений, высоких коэффициентов производительности, за установленный термин. Они должны положительно оценивать динамику развития предприятия и работу самого управленца в том числе.

И при всем этом, насколько бы эффективно не работало бы производство, заработная плата начальника не может быть больше, чем та, которую допускает закон о предельном лимите соотношения. Схожие условия так же оговорены и в стандартных бланках трудовых соглашений, которые утвердило постановление президента еще четыре года назад. А вот в единых рекомендациях, которые касаются и федерального, и регионального, и местного уровня, говориться о том, что все материальные поощрения начальников должны осуществляться в зависимости от его производственных результатов и коэффициентов, которые показывают, насколько эффективно и перспективно продвигается производственный процесс. Органы учредители сами устанавливают объемы поощрений, и необходимые для них требования.

До текущего года показатели эффективности труда управленца учитывались только в процессе начисления поощрений, а вот что касалось премий, то здесь их не брали во внимание. Теперь положение 583 обязует учитывать их в любом случае.

Основания для повышений оплаты труда останутся такими же, как и в прошлом году. Действующая редакция 583 положения позволяет органу учредителю принимать решение о том, чтобы установить иной предельный порог соотношений, но только если предприятие указано в специальном перечне. Учитывая вновь принятые законы, в таком перечне смогут оказаться и те предприятия федерального типа, которые являются автономными. Раз за два года этот список будет пересматриваться, дополняться или сокращаться, в зависимости от ситуации. Но все равно превышение соотношения зарплат между боссом и сотрудником действует только на уровне главных управленцев, а вот заместителей и главных бухгалтеров это не касается.

Разница в зарплате начальника и подчиненного

Зарплата начальника и подчиненного соотноситься по правилам особого порядка, который утверждается на уровне правительства страны. именно по этой причине новые законы вносят ряд поправок в правительственное постановление, касающееся особенностей порядков расчета средних зарплат. Это 922 постановление, которое теперь будет содержать еще и последовательность расчетных операций. Им должны будут руководствоваться все учреждения, независимо от уровня.

Для определения соотношения заработных плат необходимо будет использовать годовые итоговые показатели, а для каждой должности расчет осуществляется отдельно. Новый проект так же регламентирует, что в ходе расчетных операций касающихся начальника, они не учитываются ни относительно списочного состава подчиненных, ни выплаченных зарплат бухгалтеров и заместителей.

Если разница в зарплате начальника и подчиненного на уровне заместителей и бухгалтеров превысит установленные границы, то отвечать за нарушение придется главному управленцу предприятия. Часто бывает, что сотрудник выполняет работу, предписанную сразу несколькими должностными инструкциями. Это касается и зам начальников, и бухгалтеров. В таком случае при расчетах учитываются их зарплаты, полученные за основную работу. А вот начальник в таком случае получает обе ставки: и за работу управленца, и за ту, которую осуществляет параллельно.
Определять размер средней зарплаты подчиненных теперь будут по следующим показателям:

Сумма материальных начислений работника в соответствии с отработанным им временем, это касается и поощрительных выплат на основе результатов труда. А так же сумма выплат, которые обусловлены согласно районному регулированию процесса оплаты работы.
Начисления, которые рассчитывались на основании среднего дохода в процессе выполнения подчиненным своей работы, ушедшие на выплату отпускных, больничных, и других пособий, регламентированных трудовым кодексом.

Заработная плата начальника в отношении оплаты труда подчиненных будет рассчитываться по одной и той же схеме, что для главного управленца, что для бухгалтеров и заместителей. Эта схема состоит из трех шагов.

1. Подсчитываем среднемесячную заработную плату служащих компании. Для этого необходимо фактически начисленную зарплату подчиненных из штата разделить на среднее количество служащих, которые работают в организации на протяжении года, а после на количество месяцев в году, то есть на двенадцать.
2. Далее определяется средняя месячная заработная плата начальника, заместителей, бухгалтеров. Для этого следует разделить на двенадцать начисленные заработные платы на протяжении года. Учитывать следует и те периоды, когда управленец не работал – они вычитаются из формулы. В расчете участвуют только по факту отработанные календарные месяцы.
3. Далее зарплата начальника и подчиненного сравнивается: делим среднюю месячную зарплату управленца на средний месячный заработок подчиненного.

С 1 января 2017 года информация о заработной плате руководства становиться общедоступной. Это еще одно нововведение, помимо порогового значения соотношения зарплат. Теперь каждое предприятие должно в открытом доступе предлагать сведения о том, сколько получает тот или иной руководитель: будь то бухгалтер, начальник или его зам. Это прописано в статье 349,5 трудового кодекса. Здесь так же указано, что информацию предприятия должны разместить на официальном сайте, который принадлежит органам власти или местного самоуправления, в зависимости от того, кто является учредителем. Они уже сами решат, стоит ли эти сведения размещать на каких-либо других ресурсах.

Сейчас управленцы предприятий, которые работаю на государственной или муниципальной основе, так же вынуждены предоставлять сведения о своих доходах, но это осуществляется по иному принципу. Они просто предъявляют учредителям справки о доходах, своей имущественной базе и имуществе своих родственников.

В каком порядке будет публиковаться информация о доходах начальника, зама и бухгалтера предприятия, установлено в нормативных правовых актах властей, которые уже разработаны для федерального уровня. Теперь сообщить о своей зарплате управленцы должны не позже первого квартала того года, который следует после отчетного периода. Для этих сведений выделен специальный тематический раздел. Чтобы его найти, достаточно перейти по ссылке, которую содержит главная страница сайта учредителей.

Здесь есть определенные требования к информационной базе, которая будет размещена на ресурсе. Необходимо указывать название предприятия федерального типа, управленческую должность, а так же ФИО того руководителя, о котором идет речь. Однако не разрешается публиковать такую информацию, как телефонные номера, место проживания, и прочие данные, которые относятся к индивидуальным. Естественно, что все секретные сведения об учреждении, его рабочих, проектах и прочем так же не следует публиковать на сайте.

Пока что зарплата начальника и подчиненного жестко сравнивается только в федеральных учреждениях, но это не значит, что в скором времени спектр действия нового положения не расшириться. Да и прочие нюансы могут коснуться любой организации. Чтобы начальник был заранее готов к нововведениям, лучше ознакомиться с текстом принятого положения. Тем более что давно известна практика, в которой изначально принимается закон на федеральном уровне, а после распространяется далее и становиться эталонным примером.

Государственным и муниципальным учреждениям, даже если они являются автономными, следует обзавестись подзаконной базой для того, чтобы в случае вступления в силу положения, они могли продолжать стабильную работу. К этой базе относятся:

Нормативные документы субъектов или органов местного самоуправления, на основе которого регулируется средняя месячная зарплата начальника и подчиненного, и устанавливается определенное соотношение между ними.
Правовые акты органов учредителей, которые определяют, на основании какого соотношения должна формироваться зарплата начальника и подчиненного в учреждениях подведомственного типа.
Нормативные правовые акты, которые регламентируют правила предоставления сведения о подсчитанной на будущий год заработной плате для начальника, его заместителя, главного бухгалтера предприятия на официальных ресурсах.

Для расчета соотношения всех заработных плат будет использоваться один единый порядок, законодательно установленный. В первые месяцы этого года, каждое учреждение обязано выполнить все необходимые подсчеты на основании данных за прошлый год, и представить документы органам учредителям. Если предельные пороговые значения будут нарушены, то нести ответственность придется главному начальнику. Так, статья 278 трудового кодекса говорит о том, что если начальник нарушил установленное соотношение, то это веская причина для расторжения трудового соглашения с ним.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»