Презентация "Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье" () по биологии – проект, доклад. Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье Экологическое воспитание детей старшей г

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Cлайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк» р.п Токарёвка Тамбовской области

Cлайд 2

Модель экологического воспитания и образования дошкольников Цель экологического воспитания: Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих. Развивающая среда: Экологическая тропинка, лаборатория, альпийская горка, искусственный водоем, цветники, учебный огород, уголок доктора Айболита (лекарственные растения), живые уголки с животными: морская свинка, попугай, аквариумными рыбками, растениями; птичий столб, тополиная аллея, фруктовый сад.

Cлайд 3

Эколого- познавательный блок. Задачи: -освоение экологических представлений; -развитие познавательных умений; -овладение умениями ухода за живыми существами.

Cлайд 4

Формы и методы работы: 1.Экологические занятия; 2.Кружковая работа. Детская фантазия. 3.Уроки мышления. Почему у елки зеленые иголки? Где ночуют птицы? Чем дышит береза? Почему расцвечиваются листья? 4.Экскурсии. Поиск осенних примет. Парк зимой. Растения луга. К водоему. 5.Экологические игры. -Имитационные (Экологические пирамидки); -Соревновательные («Вопрос-ответ» и т. д.); -Игры-путешествия («На дно моря» и т. д.); -Дидактические («Кто где живет», «У кого какой дом» и т. д.). 6.Экологическая тропа.

Cлайд 5

7.Наблюдения. Почему кошки ходят тихо? Что мы знаем о собаке? Какие бывают деревья? Облака - белокрылые лошадки! 8. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций. 9.Лаборатория юного эколога: -проведение опытов; -рассматривание коллекций. 10.Занятия в уголке природы. 11.Прогулки на участке детского сада и за его пределами. 12.Моделирование: Чьи это ноги? Узнай по следу? Засели дом.

Cлайд 6

Эколого-оздоровительный блок Задачи: формирование здоровья и здорового образа жизни детей средствами природы. Формы и методы работы. 1. Традиционная система оздоровительной работы на свежем воздухе (утренняя гимнастика, закаливание и др.) 2. Пешие прогулки по участку и за его пределы. 3. Психологические тренинги с участием животных. 4. Ходьба по тропе здоровья (выложена из шишек, гальки, веточек, семян каштана, скорлупы грецких орехов, соломы). 5. Фитоуголок. (Дыхательные упражнения в уголке фитонцидных растений.) 6. Занятия в уголке доктора Айболита.(О лекарственных растениях.) 7. Уроки безопасности. Дорога к дому (о правилах поведения на улице). Знойное лето (о жаркой погоде). Такие вкусные и опасные (о ягодах, фруктах, овощах). Едем купаться! 8. Подвижные игры (сьедобное-несьедобное). 9. Фитобар, полоскание полости рта и горла отварами растений: ромашка, шалфей.

Cлайд 7

Cлайд 8

Эколого-эстетический блок Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе. В.А.Сухомлинский. Задачи: - формирование у детей умения видеть и понимать красоту природы, беречь прекрасные творения; - развитие у детей эстетического вкуса посредством природных объектов; - развитие у детей положительных эмоций и чувств от общения с природой.

Cлайд 9

Формы и методы работы: Интегрированные занятия (изоэкология, экология и музыка, экология и художественная литература). Наблюдения в природе. Осенний листопад. Падают пушинки-белые снежинки. Серебристый иней. Апрель, апрель- на дворе опять капель. 3. Экологические выставки. Такие разные деревья (фото). На что похоже (сучья, камни похожие на какой-либо объект живой природы). Рисуем зиму. Что можно сделать из природного материала. Человек и его добрые дела на Земле. 4.Экологические развлечения и праздники. Восенушка-осень! Здравствуй гостья-зима! День прилета грачей. Лето красное, солнце яркое! 5. Экологические акции. Красота спасет мир. Наш детский сад- зеленый дом. 6. Коллекционирование. 7. День экологического творчества. 8. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций.

Cлайд 10

Cлайд 11

Эколого-нравственный блок. Задачи: -формирование эмоционально-положительных отношений детей к природе; -накопление детьми опыта гуманного отношения к растениям и животным; -формирование понимания зависимости состояния природного мира от действий человека.

Cлайд 12

Формы и методы работы. 1.Экологические тренинги с животными. 2.Экологические акции. Строим замки для птиц. Санитарный день. Посади дерево. Покормите птиц зимой. Нам до всего есть дело и др. 3.Интегрированные занятия (экология-социальный мир, экология-художественная литература). 4.Ролевые экологические игры. Строительство города. Отдыхаем в лесу. Зеленый патруль и др. 5.Уроки доброты. Как заботиться о комнатных растениях? Что нужно делать, чтобы не пугать животных? Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево? Когда я был добрым по отношению к природе? Что рассказала тебе природа? 6.Беседы. 7.Обсуждение и проигрывание ситуаций, сюжета книг. 8.Занятия в уголке природы. 9.Психологические тренинги с участием животных.

Слайд 1

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье

Турскова Любовь Александровна, старший воспитатель МДОУ № 446

Слайд 2

Сведения о МДОУ – детском саду № 446

Адрес: ул. Баумана, 43, телефон 331-19-22 МДОУ работает по программе «Из детства в отрочество» Использует парциальные программы Т.Н.Николаевой «Юный эколог», 2003 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, 2005

Слайд 3

Область «Безопасность»: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Область «Познание»: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Слайд 4

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).

задачи по экологическому воспитанию. исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; использование дополнительных возможностей интеграции специ­алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формирование знаний о природе; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья

Слайд 5

В основу работы положены принципы:

краеведения; педоцентризма (или «позитивного центризма»); природосообразности; научности и доступности понятий; «спирали»; междисциплинарности и интеграции содержания; от простого к сложному

Слайд 6

Слайд 7

В помещении

Исследовательский центр

Уголки природы Мини-музеи Мини планетарий

Экологический театр

Календарь природы

Комнатные растения

Животные Аквариумы

Огород на подоконнике

Аптека на подоконнике

Библиотека

Экологическая тропа

Огород Клумбы и газоны

Природные и ландшафтные особенности территории

Модель экологического пространства в ДОУ

Коридоры и холл

Музыкально- физкультурный зал

Деревья и кустарники

На участке группы

Слайд 8

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 16

Методы и приемы, использованные в экологическом образовании ДОУ

метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые методы и игра, практическая работа и поисковая деятельность; экскурсии, метод проектов

Слайд 17

Формы работы с детьми

занятия; экскурсии; практическая деятельность в природе; природоохранные акции; экологические проекты (педагогические, детско-родительские); проведение экологических викторин и олимпиад; выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник»

Слайд 20

Слайд 21

Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы:

«Посади дерево» (к Дню Земли), «Аллея выпускников»; «День цветов» (посадка цветочных аллей); «Подарок близким» (выращивание тюльпанов к 8 Марта); «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным) «Майский букет» (выращивание цветов к 9 Мая), «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых); «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Книжника больница», «Чистота спасет мир» (субботники на территории), «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ), «Зоркое око» (фото красивых мест родного края) «Спасем муравейник» и другие

Слайд 22

Экологические заповеди

главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой), терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным), внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей), бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»)

Слайд 23

Слайд 24

Условия организации работы с родителями

разработки содержания эмоционально-положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника; создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе; методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе.

Слайд 25

Одной из форм экологической работы с детьми и родителями являются проекты.

Задачи: развитие коммуникативных навыков и связной речи, развитие исследовательских навыков, умения планировать деятельность для получения конечного результата, повышение личной уверенности у каждого участника проекта, проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье

Рубцова Наталья Валерьевна


  • Область «Безопасность»:
  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
  • Область «Познание»:
  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской деятельности.

  • задачи по экологическому воспитанию. исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; использование дополнительных возможностей интеграции специ­алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формирование знаний о природе; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья
  • задачи по экологическому воспитанию.
  • исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей;
  • формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности;
  • использование дополнительных возможностей интеграции специ­алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры;
  • на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
  • формирование знаний о природе;
  • развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение.
  • диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования;
  • обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья

Схема построения экологического образования в ДОУ

Экологическое

образование

Природа человеку

Человек природе

Правила охраны

природы – личное

участие каждого

в природоохранных

мероприятиях


Модель экологического пространства в ДОУ

В помещении

Коридоры

На участке

Библиотека

Музыкально-

физкультурный зал

Экологическая

Уголки природы

Мини-музеи

Исследовательский

Календарь

Комнатные

растения

Деревья и

кустарники

Мини планетарий

Огород на

Животные

подоконнике

Экологический

Аптека на

Природные и

Аквариумы

подоконнике

ландшафтные

особенности территории


Экологические центры: групповые уголки живой природы о опытническо -экспериментальные лаборатории






  • метод наблюдения с подключением различных анализаторов,
  • опыты и эксперименты,
  • проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);
  • словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.),
  • практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы),
  • игровые методы и игра,
  • практическая работа и поисковая деятельность;
  • экскурсии,
  • метод проектов

  • занятия;
  • экскурсии;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • экологические проекты (педагогические, детско-родительские);
  • проведение экологических викторин и олимпиад;
  • выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник»



  • главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой),
  • терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным),
  • внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей),
  • бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»)

  • разработки содержания эмоционально-положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника;
  • создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе;
  • методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе.

Одной из форм экологической работы с детьми и родителями являются проекты.

Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков и связной речи,
  • развитие исследовательских навыков,
  • умения планировать деятельность для получения конечного результата,
  • повышение личной уверенности у каждого участника проекта,
  • проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек

  • Детско-родительские проекты,
  • Семейные клубы,
  • Встречи по интересам
  • Информационное просвещение родителей,
  • Совместные мероприятия (экскурсии в музеи, зоопарк, дендрарий, планетарий),
  • Совместные занятия,
  • Экологические праздники и развлечения,
  • Совместные акции
  • И другое













Сведения о МДОУ – детском саду 446 Адрес: ул. Баумана, 43, телефон Адрес: ул. Баумана, 43, телефон МДОУ работает по программе «Из детства в отрочество» МДОУ работает по программе «Из детства в отрочество» Использует парциальные программы Т.Н.Николаевой «Юный эколог», 2003 Использует парциальные программы Т.Н.Николаевой «Юный эколог», 2003 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, 2005 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, 2005


Содержание ФГТ Область «Безопасность»: Область «Безопасность»: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Область «Познание»: Область «Познание»: сенсорное развитие; сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской деятельности. развитие познавательно-исследовательской деятельности.


Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). задачи по экологическому воспитанию. задачи по экологическому воспитанию. исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; использование дополнительных возможностей интеграции специ­ алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; использование дополнительных возможностей интеграции специ­ алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формирование знаний о природе; формирование знаний о природе; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья


В основу работы положены принципы: краеведения; краеведения; педоцентризма (или «позитивного центризма»); педоцентризма (или «позитивного центризма»); природосообразности; природосообразности; научности и доступности понятий; научности и доступности понятий; «спирали»; «спирали»; междисциплинарности и интеграции содержания; междисциплинарности и интеграции содержания; от простого к сложному от простого к сложному




В помещении Исследовательский центр Уголки природы Мини-музеи Мини планетарий Экологический театр Календарь природы Комнатные растения Животные Аквариумы Огород на подоконнике Аптека на подоконнике Библиотека Экологическая тропа Огород Клумбы и газоны Природные и ландшафтные особенности территории Модель экологического пространства в ДОУ Коридоры и холл Музыкально- физкультурный зал Деревья и кустарники На участке группы
















Методы и приемы, использованные в экологическом образовании ДОУ метод наблюдения с подключением различных анализаторов, метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые методы и игра, игровые методы и игра, практическая работа и поисковая деятельность; практическая работа и поисковая деятельность; экскурсии, экскурсии, метод проектов метод проектов


Формы работы с детьми занятия; занятия; экскурсии; экскурсии; практическая деятельность в природе; практическая деятельность в природе; природоохранные акции; природоохранные акции; экологические проекты (педагогические, детско- родительские); экологические проекты (педагогические, детско- родительские); проведение экологических викторин и олимпиад; проведение экологических викторин и олимпиад; выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник» выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник»






Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы: «Посади дерево» (к Дню Земли), «Посади дерево» (к Дню Земли), «Аллея выпускников»; «Аллея выпускников»; «День цветов» (посадка цветочных аллей); «День цветов» (посадка цветочных аллей); «Подарок близким» (выращивание тюльпанов к 8 Марта); «Подарок близким» (выращивание тюльпанов к 8 Марта); «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным) «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным) «Майский букет» (выращивание цветов к 9 Мая), «Майский букет» (выращивание цветов к 9 Мая), «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых); «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых); «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Книжника больница», «Книжника больница», «Чистота спасет мир» (субботники на территории), «Чистота спасет мир» (субботники на территории), «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ), «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ), «Зоркое око» (фото красивых мест родного края) «Зоркое око» (фото красивых мест родного края) «Спасем муравейник» «Спасем муравейник» и другие и другие


Экологические заповеди главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой), главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой), терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным), терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным), внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей), внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей), бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой») бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»)




Условия организации работы с родителями разработки содержания эмоционально- положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника; разработки содержания эмоционально- положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника; создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе; создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе; методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе. методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе.


Одной из форм экологической работы с детьми и родителями являются проекты. Задачи: развитие коммуникативных навыков и связной речи, развитие коммуникативных навыков и связной речи, развитие исследовательских навыков, развитие исследовательских навыков, умения планировать деятельность для получения конечного результата, умения планировать деятельность для получения конечного результата, повышение личной уверенности у каждого участника проекта, повышение личной уверенности у каждого участника проекта, проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек


Виды проектов: исследовательско - экспериментальные Свойства воды Свойства воды Насекомые в природе Насекомые в природе Воздух и жизнь Воздух и жизнь Условия для жизни растений Условия для жизни растений Животные детского сада Животные детского сада Аквариум и его подводный мир Аквариум и его подводный мир Зимующие птицы Зимующие птицы Наши зеленые друзья Наши зеленые друзья Пернатые гости Пернатые гости Роль растений в жизни человека Роль растений в жизни человека Аптека на подоконнике Аптека на подоконнике Огород на окне Огород на окне Эко-мир детского сада Эко-мир детского сада Эко-мир моей семьи (наш любимый сад, растения в доме и т.п.) Эко-мир моей семьи (наш любимый сад, растения в доме и т.п.) Мы пригласили природу в дом: Природа в доме. Мы пригласили природу в дом: Природа в доме. Аквариумы в детском саду Аквариумы в детском саду


Естественно-научные проекты Рассказы камней Рассказы камней О чем расскажут звезды О чем расскажут звезды Сохранение здоровья Сохранение здоровья В каше сила наша – домашнее питание В каше сила наша – домашнее питание Мы похожи: движения человека и движения животных (игры и упражнения на основе движений в природе) Мы похожи: движения человека и движения животных (игры и упражнения на основе движений в природе) Движение, спорт, здоровье Движение, спорт, здоровье


Творческие проекты Космические приключения Космические приключения Космические аппараты Космические аппараты Семейный досуг Семейный досуг Путешествие мальчика Темы в страну Здравия Путешествие мальчика Темы в страну Здравия Мы сложили стих про то, чтобы не болел никто Мы сложили стих про то, чтобы не болел никто Окно радости (праздники и традиции в ДОУ и семье) Окно радости (праздники и традиции в ДОУ и семье)

Авторы: Казанцева Наталья Витальевна, Каримова Ирина Михайловна
Должность: воспитатель дошкольного возраста
Учебное заведение: МКДОУ детский сад комбинированного вида №2 "Светлячок" г.Вятские Поляны Кировской Области
Населённый пункт: город.Вятские Поляны Кировской Области
Наименование материала: Доклад
Тема: "Экосистема в дошкольной организации"
Дата публикации: 07.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Доклад

"Экосистема в дошкольной организации"

"Мир, окружающий ребёнка,

– это прежде всегомир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе,вечный источник детского разума"

В. Сухомлинский.

нарастающие

экологические

проблемы

побуждают

интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития

экологического

мышления

населения

Непрерывное

экологическое

образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у

специалистов,

значительной

рядового

населения.

спасать планету и это стремление нужно развиватьуже с детства.

Экологическое

образование

неотъемлемой

дошкольной

педагогики,

возрастной

закладываются

личностной

культуры.Главная

экологического

воспитанияв

заключается

формировании

экологической

культуры:

бережного

отношения ребенка к окружающей его природе, к вещам и материалам природного

происхождения, которыми он пользуется, осознания себя и других людей

части природы.

Педагоги

детского

постоянную

углублённую

направленную на реализацию конкретных задач экологического воспитания:

Сообщение, закрепление и обогащение знаний об окружающем мире;

Формирование привычки заботиться о природе и её обитателях;

Развитие умения находить взаимосвязи между явлениями, объектами и

делать выводы;

Воспитание любви к природе родного края.

применяются

различные

экологическому воспитанию дошкольников: ежедневныенаблюдения за явлениями

в природе и в процессе ухода за растениями, специально организованные игровые

и обучающие ситуации, целевые экскурсии, праздники и развлечения, творческие

мастерские, природоохранные акции и субботники, опыты, эксперименты и т.д.

Кроме того систематически проводятся занятия о сезонных изменениях в природе,

о животных, проживающих в различных экосистемах, о растениях, растущих в

разных климатических зонах, на улицах и парках родного города, на территории

детского

внимание

педагогами

уделяется

совместному

детьми изучению экологических пространств на территории детского сада.

Углублённая работа по изучению экосистем (лес, луг, водоем, степь и др.)

подчинена

показать

организм

природных

взаимосвязейи

непредсказуемые последствия. В процессе изучения любой экосистемы можно

выделить три уровня экологических знаний:

Объекты природыбез каких - либо связей;

Объекты природы во взаимосвязи (так, узнавая, чем питаются те или иные

животные,

ст роят ся

соответ ствующие

определятьсязначение одного объекта для другого, например, значение леса для

реки и т. д.);

Процессы, влияющие на объекты (рассматриваютсяво-первых, сезонные

явления, в основе которых лежит действие естественных факторов; во-вторых,

следствия, вызванные деятельностью человека)

Для практического изучения объектов и явлений природы на территории

детского

педагогами

специалистами

созданаучебная

экологическая тропа.

Экологическая

специально

разработанный

оборудованный

маршрут в природу. Создавая экологическую тропу на территории детского сада,

постарались

максимально

использовать

богатство

деревьев,

кустарников, трав, которые в течение 40 лет бережно сохранялись не одним

поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы

разные породы деревьев, кустарников, трав и мхов, чтобы наглядно показать

детям отличительные особенности разных жизненных форм растений.

Территория

детского

достаточно

воссоздали

фрагменты

естественных

растительных

сообществ,

характерных

Кировской

помогает педагогам знакомить детей с представителями местной флоры и фауны,

луговыми

экосистемами.

наблюдать

разнообразие

насекомых,

беспозвоночных

животных

естественных

условиях

обитания, так как они связаны с определенными растениями, особенностями

питания и проживания.

В естественные объекты экологической тропы входят:

1.Деревья

(остролистный,

татарский),

мелколистная,

пушистая, бородавчатая, ель обыкновенная, лиственница,рябина,дуб, сосна, кедр,

2. Кустарники - сирень, шиповник, облепиха, акация.

3. Старые пни.

4.Луговые травы

5. Лесные травы

5.Березовая роща.

6.Сад – яблоня, слива, вишня.

7.Муравейники.

8. Бревно.

стилизованные

специально

созданныеобъекты

экологической

Цветники.

2.Альпийская горка.

3.Скворечники.

4.Кормушки для птиц.

5.Детская метеостанция.

6.Сельский двор.

7.Детский огород.

8.Уголок лекарственных растений.

9.Уголок леса

10.Поляна насекомых.

Экологическая

постоянно

обновляется.

настоящее

растут почти все деревья нашей природной зоны. Наши воспитанники научились

распознавать

способствовали

наблюдения, но и организация дидактических игр «Отгадай дерево по листу»,

«Подбеги к дереву, которое назову», «Угадай по описанию» и т. д

проводится

«Сказочная

кормушка»,

удовольствием

принимают

родителями.

Кормушки,

сделанные

размещаются

прогулочной

площадке.

забывают

наблюдений за птицами, прилетающими к кормушкам, дети могут назвать их,

определить особенности их поведения, но самое главное - дети понимают, что

жизнь птиц, особенно зимой, когда им трудно добыть пищу, зависит от нас.

Практические

наблюдения

естественных

условиях

процессе

"путешествия"

тропепомогают

расширить

углубить

полученные

занятиях.

воспитанникипостигают неразрывное единство природы и человека, приходят к

осознанию того, что дикая природа живет по собственным законам, обходясь без

помощи человека.

Территория ДОУ – это своего рода экосистема, но уже не искусственно

созданная, т.к. все связи, характерные для естественной экосистемы, не оборваны

и не изолированы друг от друга. Эта экосистема является устойчивой, способной

к самовозобновлению, так как она находится в естественной среде обитания.

Помещения

детского

своеобразная

эко система,

напоминающая

миниатюре.

существует

поступления энергии и ресурсов, а его главные обитатели - люди (воспитатели и

дети), растения, окружающие их.

В ДОУ много разнообразных растений, за которыми наблюдают и ухаживают

дошкольники. Цветы в помещениях детского сада играют не только эстетическую

настроение,

увлажняют,

оздоравливают

выделяяполезные

вещества

фитонциды,

убивающие

микроорганизмы.

растений,

помещение,

кислорода

микроорганизмов.

Комнатный

хлорофитум,

Растения,

поглощая

некоторые

технические устройства. Причём, чем хуже качество воздуха для человека, тем

лучше для растения. Некоторые комнатные растения используют как лекарства,

например, алоэ и каланхоэ, листья которых прикладывают к нарывам, а сок

принимают

различных

внутренних

болезнях.от

выращенного

подоконнике лука мы получаем витамины.

Одной из экосистем в ДОУ является «Огород на окне», который может

оставаться зелёным круглый год.Дети совместно с воспитателями сеют в нём

зерновые культуры, наблюдая затем за их ростом, анализируя лучшие условия для

всхожести

качественного

Источником

витаминов

является выращенный на подоконнике лук.

зависимости

возраста

воспитанников,

располагаются

искусственно созданные мини – экосистемы:многоярусность лесной экосистемы,

луг,пустыня,берег

Ледовитого

возможность наглядно и доступно донести до детей разнообразие окружающего

Целенаправленное

систематическое

осуществление

проце сс а

стимулирования

познавательного

интереса

является

эффективным

фактором экологического воспитания в ДОУ. Коллективом нашего дошкольного

учреждения достигнуты определенные успехи в данном направлении. Хотелось

бы на них остановиться:

Диплом лауреата окружного конкурса «Красивая школа – 2008» II

степени в номинации «Лучшая территория образовательного учреждения»

Благодарность от администрации города Вятские Поляны Кировской

экологическом

воспитание

дошкольного

возраста.

Диплом I степени областного конкурса «Красивая школа – 2015» в

номинации «Сады природы».

Благодарственное письмо за активное участие в областном конкурсе

экологических и гражданских инициатив «ЭкоГрин» и специальной номинации

«Экология в литературе» - в 2015 году.

Сертификат участника в международном игровом конкурсе «Человек

и природа» - 2017 год.

педагогов

воспитанниками

экологических

олимпиадах,

конкурсах,

публикациях

муниципального

международного уровня.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического

образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования

дошкольников

культуры

рационального

природопользования.

Накопленные знания у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они

необходимы как условие выработки эмоционально-нравственного и действенного

отношения к миру.

Оглянитесь

осмотрите

помещения,

названных мест есть свой микромир, своя экосистема, созданная искусственным

или естественным путем. И мы, люди, живем в этой среде, рядом с маленькими её

обитателями - животными, растениями. И наши души, как растения: упадёт в

землю семечко, прольётся дождик, пригреет солнышко и семечко проросло! Всем

нужна забота - и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и даже всемогущему

человеку. Забота Природы! А чтобы этой заботы хватило на всех, нам необходимо

её беречь!

Материал подготовили:

Казанцева Наталья Витальевна,

Каримова Ирина Михайловна

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»