Пример составления ипр. План саморазвития: составляем эффективную программу изменения себя

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Заинтересовать перспективных сотрудников, повысить их мотивацию и лояльность можно, если помочь им в саморазвитии, показать возможности карьерного роста в компании. Для этого пригодится индивидуальный план развития для каждого сотрудника.

Из материалов этой статьи вы узнаете:

Индивидуальный план развития сотрудника – это качественный инструмент развития кадрового потенциала компании. Таким образом предприятие реализует свои потребности в сотрудниках с определенными профессиональными навыками с одной стороны, а с другой – повышает уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. С позиции работника – это способ развития профессиональных навыков в целях соответствия своим должностным инструкциям, продвижения по карьере в рамках предприятия. В данной статье мы расскажем о том, что представляет собой индивидуальный план развития сотрудника, рассмотрим его содержание, принципы составления и структуру.

Что такое индивидуальный план развития сотрудника

Индивидуальный план развития сотрудника по сути своей является карьерограммой или перечнем последовательных шагов для

достижения определенных компетенций и умений, необходимых компании и непосредственно сотруднику. Это прозрачная схема развития карьеры персонала в определенной компании. Она позволяет фиксировать потребность компании и создавать рычаги удовлетворения этой потребности.

С позиции сотрудника индивидуальный план развития - это один из способов мотивации , работник будет ясно понимать свое положение в компании, знать уровень возможностей, которые зависят лично от него. Это дает высокие шансы для личностного роста, а как следствие и для материального поощрения. Таким образом, компания повышает лояльность и уровень производительности, качества продукции и услуг.

Индивидуальный план развития - это определенный документ, заточенный под конкретного работника, представляющей список определенных мероприятий и расстановку акцентов на те области, которые работник должен изучить, где он получит определенные навыки.

Содержание индивидуального плана развития

Мероприятия, которые содержит пример плана индивидуального развития сотрудника, подразделяются на обучающие, развивающие и закрепляющие. Карьерограмма может предусматривать:

  • список мероприятий по внешнему и внутреннему обучению персонала (с указанием формата обучения, с отрывом или без отрыва от производства);
  • индивидуальные занятия (с коучем, наставником);
  • включение в работу по определенным проектам с проработкой определенных навыков и получения опыта;
  • горизонтальное обучение;
  • назначение ассистентом, стажером;
  • использование метода самостоятельного обучения с выполнением домашних заданий;
  • проведение сертификации.

Инициатором составления индивидуальных планов развития сотрудников выступает руководитель или же HR-менеджер. Этим инструментом может воспользоваться и сам сотрудник, составив его самостоятельно и согласовав с руководителем и HR-cлужбой. Этот инструмент используется как инструмент продвижения по карьерной лестнице, в целях повышения квалификации сотрудников, обмену опытом (горизонтальный коучинг), на более высоком уровне – это способ повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Составление индивидуальных планов также повышает лояльность сотрудников, занесенных в кадровый резерв, но не видящих возможности роста по карьере. По периодичности – планы составляются на полгода-год, для ТОП-менеджмента – на три-пять лет.

Лучший способ отслеживания уровня квалификаций сотрудников – это прописать в Положении об обучении персонала формальные требования для каждой занимаемой должности. Наличие определенных критериев позволит осуществлять качественный анализ развития предприятия, и, в случае необходимости, корректировать его системой мероприятий, вписанных в планы развития конкретных сотрудников. Целесообразно составлять планы в формате диалога руководителя и сотрудника – обратная связь поможет подготовить эффективный документ и получить заочное согласие сотрудника на его выполнение.

Принципы составления индивидуального плана развития и его структура

Составление индивидуального плана начинается с подготовки. Первый шаг – это оценка уровня квалификации сотрудника , его возможностей роста с точки зрения непосредственно сотрудника, его руководителя и HR-менеджера. На базе данной оценки составляется график мероприятий, чей принцип – это развитие от простого к сложному. Это должна быть логичная последовательность мероприятий обучения, с указанием сроков, периодичности в формате обучения.

Для составления индивидуальных планов развития можно использовать специализированное программное обеспечение или модули универсального ПО. Это позволит оптимизировать процесс подачи заявок на составление планов, их учета, подведение итогов и планирование бюджета (с последующей оценкой его использования) на развитие конкретного работника, а также конкретно по статье затрат на работу с кадровым резервом.

Универсальный образец индивидуального плана развития сотрудника

Как правило, индивидуальный план развития имеет универсальную структуру. Он содержит информацию о конкретном работнике и перечень профессиональных задач, стоящих перед ним. Кроме того, в плане должны быть приведены конкретные рекомендации, которые позволят ему добиться поставленных целей:

  • развить корпоративные компетенции и деловые качества;
  • развить профессиональные умения, знания и навыки.

Индивидуальный план развития имеет определенную структуру, предлагаем вам следующие его составляющие:

  1. Данные о сотруднике (уровень квалификации, опыт, личные данные).
  2. Список задач профессионального роста, стоящих перед ним.
  3. Список рекомендаций для достижения поставленных задач.
  4. Цели развития (в формате таблицы, с указанием сроков достижения, методов и перечнем конкретных действий).
  5. Критерии оценки результатов: позволят оценить план развития с позиции работника, его руководителя и HR-службы.

В какой-то момент каждый хочет что-то улучшить или изменить в своей жизни. План личного развития может помочь вам достичь целей, о которых вы мечтаете. Если вы хотите справиться с новыми сложными задачами, повысить производительность труда или избавиться от вредных привычек, то составленный план личного развития - это отличный способ достичь успеха.

Шаги

Станьте целеустремленнее

    Решите, что вы хотите изменить . Возьмите чистый лист бумаги или заведите новый дневник. Делайте заметки о тех областях своей жизни, которые нуждаются в улучшении. Некоторые эксперты полагают, что для того чтобы оставаться сконцентрированным, лучше сосредотачиваться на одной цели за раз, однако, если вы чувствуете в себе силы, можете поставить перед собой сразу несколько целей. Выделите конкретные области в своей жизни, которые тяготят вас в течение нескольких месяцев или лет. Например, если вы курите, то, возможно, сейчас наступило время поставить цель бросить курить! На что необходимо обратить внимание:

    • Здоровье и Фитнесс
    • Отношения
    • Карьера
    • Финансы
    • Привычки и образ жизни
    • Образование
  1. Запишите свои цели. Возьмите листок бумаги и запишите, чего бы вы хотели достичь. Исследования показывают, что люди, записывающие свои цели на бумаге, с большей охотой берутся за их достижение. Сделайте четыре заголовка в верхней части страницы. Первый заголовок - "Цели", а следующие четыре заголовка: "Один месяц", "Шесть месяцев", "Один год" и "Пять лет". Если хотите, вы можете дописать "Десять лет" и так далее. Под целями составьте список того, что вы хотите изменить. Например, "Карьера" или "Финансы". Затем под заголовками времени укажите, что вы хотели бы изменить в своей жизни за этот период.

    • Обязательно формулируйте цели утвердительно. Например, "Я буду...", а не "Я мог бы" или "Я надеюсь, что...". Чем увереннее будут ваши заявления, тем больше они будут вас мотивировать.
    • Будьте конкретны, записывая цели. Например, вместо того, чтобы написать "Я буду худеть", напишите "Я похудею на 2 кг, больше занимаясь физической деятельностью и уменьшив потребление калорийной пищи".
    • Внизу страницы создайте раздел под названием "Способы реализации" и запишите все шаги, которые вы собираетесь предпринять, чтобы приблизиться к своей цели. Например, "Я буду проходить 1,5 км в день" или "Я буду есть салат из свежих овощей каждый день."
  2. Убедитесь, что ваши цели можно достигнуть . У вас есть для этого достаточно навыков, знаний, средств и возможностей? Например, вы можете подумать о том, чтобы записаться на вечерние курсы, приобрести тренажерное оборудование или нанять бизнес-тренера. У вас появится больше вдохновения и вы приблизитесь к намеченным целям, если заранее подготовитесь как следует.

    Найдите наставника. У большинства успешных деловых людей был великий наставник. Найдите успешного бизнесмена, спортсмена или общественного деятеля, которым вы восхищаетесь. Если вы знакомы с кем-то лично, то спросите, может ли этот человек стать вашим наставником. Если вы ни с кем не знакомы, тогда прочитайте о том, как они достигли своих целей. Исследуйте, что они делали и что их мотивировало, чтобы вас это могло вдохновлять. Скорее всего, они ведут блог или о них написана статья, в которой они делятся историей своего успеха. Например, "Как я заработал свой первый миллион..."

Поверьте в себя

    Верьте в себя и в свое начинание. Первый шаг к постановке цели - это иметь убеждение и веру в то, что вы сможете преуспеть. Если вы не верите, что можете полностью преобразить свою жизнь и получить то, что хотите, тогда лучше забыть о цели и заняться чем-то другим. Если вы сомневаетесь, оглянитесь вокруг. Все, что вы видите, началось с одной мысли! Боритесь с негативным внутренним голосом, спрашивающим "А получится ли у меня это сделать?" У вас все получится.

    Расскажите о своих целях другу . Если вы расскажите своей семье и друзьям о поставленной цели, то у вас появится группа поддержки, которая будет вдохновлять вас и укреплять заинтересованность довести дело до конца. Ваши друзья или члены семьи могут случайно спросить вас, как продвигаются дела, что поможет вам оставаться сосредоточенным на том, что вы намеревались сделать. Никому не сказав о своей цели, вам будет проще от нее отказаться и не чувствовать никакой вины из-за этой неудачи.

    Сохраняйте положительный настрой. У всех великих людей, добившиеся чего-то в жизни, были мечты, которые поначалу казались совершенно несбыточными, но вместо того, чтобы позволить трудностям сломить их решимость, они двигались дальше. Сохраняйте позитивный настрой, так как самым большим препятствием на пути к успеху являются ваши собственные мысли. Находясь за рулем автомобиля или дома, включите мотивационный CD-диск, который вдохновит вас и ободрит, чтобы вы не сбились с пути. Постарайтесь не придавать пустякам слишком большого значения.

    • Не делайте из мухи слона.
    • Не позволяйте смутным опасениям мешать вам сделать то, что вы хотите.
    • В любой негативной ситуации находите что-то позитивное.
    • Постарайтесь создать вокруг себя позитивное окружение и прилагайте старания, чтобы его улучшать.
    • Помогите кому-то обрести смысл и вести более позитивный образ жизни.

Организуйте себя

  1. Составьте список способов. Есть много возможностей заниматься самообразованием и узнавать больше о той области, в которой вы улучшаетесь. Собирая информацию о том, в чем вы стремитесь улучшиться, вы сможете быть в курсе последних достижений в этой области и сохраните вдохновение.

    • Посмотрите в местной газете, не проводятся ли учебные курсы.
    • Сходите в местную библиотеку и возьмите почитать книги.
    • Учитесь на опыте и знаниях других людей и пройдите онлайн-курс или семинар, который бы вас вдохновил.
    • Попросите друзей, которые уже чего-то достигли в интересующей вас области, рассказать, какие способы они использовали.
  2. Делайте заметки. Конспектирование - это активный процесс, благодаря которому вы становитесь активным учеником. Слушая какой-то семинар или мотивационной CD, делайте заметки о том, что вы изучаете. Как это соотносится с вашими целями? Заметки позволят освежать в памяти информацию, которую вы изучали, а также помогут вам отслеживать свой прогресс.

  3. Пересматривайте свои цели еженедельно. Если вы не будете думать о своих целях, то перестанете прилагать усилия, чтобы их достичь. Если вы ничего не делаете для достижения целей, то они становятся просто мечтами. В определенное время, например в понедельник утром, оценивайте свои успехи за прошедшую неделю и составляйте на предстоящую неделю план действий, которые помогут вам приблизиться к цели. Еженедельно перечитывайте свои цели - это поможет вам помнить об их важности и позволит ясно видеть, чего вы действительно хотите добиться в жизни.

    • Проверьте, успеваете ли вы в запланированный срок. Возможно, вам нужно выбрать себе несколько промежуточных целей, чтобы заметно приблизиться к основной цели и достичь ее.
    • Убедитесь, что вы поставили перед собой трудную задачу. Если цель слишком легкодостижимая, возможно, вам стоит ее усложнить, добавив новую составляющую. Например, "Я пробегу 3 км в день", вместо "Я пробегу 800 м в день".
    • Проверьте, вдохновляют ли вас по-прежнему цели. Если нет, вносите в них коррективы, пока не почувствуете больше энтузиазма.
  • Начните с цели, которую сможете достичь за короткий промежуток времени, чтобы вы не расстраивались из-за того, что приходится долго ждать.
  • Не спешите. Помните о пословице: "Поспешишь - людей насмешишь", и все у вас получится.
  • Достигнув цели, отпразднуйте свой успех.
  • Собирая полезную информацию, отбирайте соответствующие книги, компакт-диски и курсы. Например, если вы хотите выбраться из долгов, ищите книги по финансовой свободе.
  • Постарайтесь завести ответственного друга, чтобы не сдаваться.

Предупреждения

  • Помните, что понадобится некоторое время для этих изменений. В результате методичного приближения к цели вы добьетесь большого успеха.

По дисциплине

Управление развитием персонала

Карьера: индивидуальный план развития

г. Москва – 2009 г.


ВВЕДЕНИЕ

Грант Донован, директор компании Perception Mapping (Австралия), как-то в беседе высказал такую мысль: «Будущее корпоративного обучения - в индивидуальном подходе и планировании. Если компания хочет получить от каждого сотрудника его максимальную производительность, нужно предоставить ему как можно больше возможностей для устранения его личных профессиональных недостатков. Думаю, что индивидуальные планы развития могут стать хорошим инструментом управления этим процессом. За ними будущее».

Отличная перспектива, как вы считаете? Действительно, в ИПР можно учесть как ожидания организации от сотрудника, так и личные устремления человека. Кроме того, сам процесс составления ИПР демонстрирует работнику разнообразие возможностей обучения и развития, причем не только тех, которые предоставляет компания, но и тех, которые сотрудник может открыть для себя сам, если он нацелен на движение вперед. Формирование и реализация ИПР, по мнению многих экспертов, переносит ответственность за развитие и обучение с организации на самого работника. Ведь часто, особенно в разгар «войны за таланты», звучали жалобы HR-менеджеров на потребительское отношение персонала к компании, в том числе и к обучению. «Обучайте меня!» - витало в компаниях. Если ИПР составлен правильно и сбалансировано, таких перекосов быть не должно.


ДЛЯ КОГО СОСТАВЛЯЕТСЯ ИПР

Для кого же должен разрабатываться ИПР? Это выбор каждой компании. Правильного ответа нет, но есть несколько подходов к решению этого вопроса.

Первый подход заключается в том, что ИПР составляется для каждого сотрудника организации. Данного подхода придерживаются, например, такие компании, как МТС и DHL. Его апологеты придерживаются точки зрения, схожей с вышеописанной позицией Гранта Донована: неважно, на каком грейде находится сотрудник, важно, чтобы его работа была эффективной для компании. А поскольку идеальных работников не существует и степень «неидеальности» у всех разная, то для каждого должен быть определен свой путь совершенствования.

Второй подход гласит: ИПР разрабатывается для кадрового резерва, высокопотенциальных сотрудников или претендентов на высокие должности. Этот подход используется во многих компаниях, и часто именно с этой категории персонала начинается распространение ИПР на другие группы работников. Его сторонники считают, что составление ИПР - достаточно трудоемкий процесс, в который должен быть вовлечен сам сотрудник, его руководитель, HR-менеджер и/или коуч и ментор (если он есть). Однако если распространять эту практику на всех сотрудников, она окажется слишком дорогостоящей для компании.

Наконец, третий подход подразумевает, что ИПР создается для всех руководителей компании, начиная с низших и заканчивая топ-менеджерами. Приверженцы этого подхода объясняют свой выбор тем, что сильное менеджерское звено организации, хорошо развитые лидерские компетенции - залог ее успеха, и именно руководители всех рангов должны стать фокусом инвестиций и усилий со стороны HR-департамента. Но создания для них тренингов или программ недостаточно - нужно обязательно учитывать их индивидуальные особенности и потребности, именно поэтому необходим ИПР.

Общим для всех подходов является отношение к сотрудникам компании. Все люди разные, уровень подготовки у каждого свой, и невозможно достичь максимальной отдачи от сотрудника без индивидуального подхода к развитию его профессиональных качеств. Если ваша компания стоит на пороге внедрения ИПР, рекомендуем вам начать с малого: выберите пилотную группу персонала и опробуйте выбранный вами подход на ней. Пилотной группой может быть кадровый резерв, сотрудники ключевого для компании подразделения (например, отдела продаж или работы с клиентами) или работники филиала организации (все отделы, все сотрудники). Существует опыт запуска ИПР в группе сотрудников фронт-офиса (call-центра).

КЕМ СОЗДАЕТСЯ ИПР

Если говорить об идеальной ситуации, то ИПР должен составлять руководитель вместе со своим подчиненным на основе результатов оценки эффективности деятельности (performance appraisal), аттестации и других видов оценок сотрудника. Но если мы посмотрим на список того, что должен знать руководитель, чтобы ИПР был составлен качественно, станет понятно: руководителю, по крайней мере на начальном этапе, нужна поддержка.

Итак, для составления качественного ИПР руководитель должен знать:

􀁑 какие виды / формы обучения и развития существуют в принципе;

􀁑 какие из них уже есть в компании (каталоги очных и дистанционных тренингов, семинары учебного центра и внешних поставщиков; актуальные проекты, к участию в которых можно привлечь сотрудника с развивающей целью; программы коучинга / менторинга, в которые можно включить сотрудника; библиотеки и пр.);

􀁑 как можно развивать сотрудника на рабочем месте (некоторые компании создают специальные инструкции, где перечислены конкретные методы развития на рабочем месте, но важно, чтобы руководитель мог сам генерировать варианты);

􀁑 каковы результаты оценки сотрудника, которую проводит не сам руководитель (метод «360 градусов», DISC, ассесмент-центр и т.д. - в зависимости от инструментария компании);

􀁑 каков размер бюджета на обучение в рамках отдела (если он выделен особо);

􀁑 каковы личные устремления сотрудника в профессиональной или управленческой карьере, каковы его реальные возможности;

􀁑 какие методы и формы обучения наиболее эффективны для сотрудника (есть люди, которые лучше обучаются в группе, а есть предпочитающие чтение; для одних дистанционное обучение полезно, а другие плохо воспринимают информацию с экрана);

昧 какое обучение сотрудник проходил ранее (в вашей или другой компании, если он новичок);

Они могут быть основаны на результатах внутреннего или внешнего бенчмаркинга. Например, по данным Trainings INDEX`09, в 2008 г. на одного сотрудника категории «линейный менеджер» приходилось 35 часов очного обучения. Если данный показатель ниже, это может восприниматься работником как недостаток компании, т.к. возможность обучения, по данным многочисленных исследований, является важной составляющей бренда работодателя. Кроме того, исследование Всемирного банка показало, что добавление десяти часов обучения в год на одного сотрудника увеличивает его производительность на 0,6%2.

К сожалению, единицы руководителей обладают полным набором информации и/или навыков для качественного составления ИПР, а ведь их роль в этом процессе ключевая. Чем же можно помочь в данной ситуации?

Для повышения качества составления ИПР НR-менеджеры компаний используют ряд полезных и необходимых инструментов.

􀁑 Обучение самих руководителей навыкам проведения аттестационной беседы и составления ИПР; повышение их информированности о методах и формах развития персонала, особенно на рабочем месте. Например, одна из международных компаний, действующих в России, проводит три раза в год для менеджеров всех уровней learning forums, которые полностью посвящены вопросам обучения и развития их подчиненных. В программе форума не только обучающие сессии, но и обмен успешным опытом развития персонала. На learning forum также награждаются лучшие менеджеры-коучи, которые выбираются по итогам опроса сотрудников компании.

􀁑 Помощь в проведении аттестационных бесед и составлении ИПР. Например, HR-менеджеры компании МТС выступают коучами для руководителей при реализации процедуры оценки эффективности деятельности, в результате которой составляется ИПР. Специалисты по управлению персоналом присутствуют на самой оценочной беседе и/или проводят после нее сессию коучинга с руководителем, чтобы он совершенствовался. В результате качество оценки эффективности деятельности значительно повышается.

􀁑 Аудит составленных ИПР. Это вариант поддержки руководителя со стороны HR-менедже ров: они проверяют составленные ИПР (выборочно или все), и те планы, качество которых не устраивает HR-специалиста, корректируются отдельно уже вместе с руководителем и подчиненным.

􀁑 Составление инструкций (меню, пособий) для руководителей на предмет возможных развивающих действий и обучающей активности внутри и вне организации. Рекомендуем за основу этого документа брать корпоративную модель компетенций или ее аналоги. Обратной стороной привязки каждой опции меню развивающих действий к конкретной компетенции является привязка каждой централизованной обучающей активности внутри компании к одной или нескольким компетенциям.

Таким образом, помимо руководителя к процессу создания ИПР может подключаться и HR-менеджер. При этом без привлечения руководителя HR-менеджер не сможет составить качественный ИПР. Это связано с тем, что в ИПР включается работа, например, в текущих проектах отдела и специальных проектах, о которых HR-менеджер может не знать. В некоторых компаниях ИПР может создавать сам сотрудник. Например, Alberta Public Services разработала настолько полное пособие по развитию компетенций, что создать по нему ИПР не составляет никакого труда. Пособие называется Development Tips и содержит перечень различных возможностей развития каждой компетенции (всего в компании их семь):

1) советы по развитию на рабочем месте;

2) перечень курсов Академии Alberta и внешних поставщиков (тренинговых компаний, университетов);

3) список книг;

4) перечень фильмов.

Иногда в процесс разработки ИПР вовлекается коуч или ментор сотрудника (как правило, претендента на высокие позиции). Коуч может быть как работником компании, так и приглашенным специалистом. Поскольку в данном случае именно коуч является профессионалом в составлении ИПР (это важная компетенция любого коуча), то присутствие в этой связке HR-менеджера не обязательно. Итак, в создании ИПР должны участвовать как минимум два человека - сотрудник и руководитель, но эффективнее всего процесс реализуется с привлечением внутреннего (HR-менеджера, ментора) или внешнего (коуча, консультанта по развитию) консультанта.


ИПР, как правило, состоит из трех блоков:

1) данные о сотруднике (ФИО, должность и пр.);

2) цели развития по каждой из компетенций (рекомендуем формулировать их в терминах описания самой компетенции с акцентом на том, что должен уметь делать сотрудник в конце срока реализации ИПР);

3) список развивающих и обучающих действий.

Примеры формулировок целей развития (из действующих моделей компетенций): «Ставить цели в соответствии с принципами SMART»; «Разрабатывать различные варианты решения проблем, делать обоснованные заключения, определять плюсы и потенциальные трудности в масштабах требуемого времени»; «Оценивать и повышать качество услуг, которые оказываются внутренним и внешним клиентам». Если в организации принята определенная парадигма обучения, то структура перечня развивающих действий в ИПР определяется сама собой. Например, в компании «Марс» действует принцип развития компетенций 70 / 20 / 10 (кстати, довольно распространенный в мировой практике T&D), согласно которому:

􀁑 70% времени, выделенного на обучение и развитие, должно отводиться практическим занятиям (сотрудник должен делать то, что никогда не делал раньше, пробовать и рисковать);

􀁑 20% времени сотрудник должен учиться на примере других (на хороших ролевых моделях - как нужно делать, на плохих - как не нужно поступать);

􀁑 10% времени обучения должно отводиться преподаванию (тренингам, семинарам, конференциям, лекциям и пр.).

В компаниях, где действует этот принцип, при составлении ИПР стараются соблюдать нужный баланс развивающей активности, а структура раздела ИПР «Список развивающих действий» определяется сама собой.

Некоторые компании разделяют список развивающих действий на группы, отражающие формы и виды обучения. В таблице приведена наиболее полная структура перечня развивающих действий на примере развития компетенции «Стратегическое мышление» (развивающая цель - разрабатывать стратегию деятельности отдела, которая предусматривает оптимальное соотношение риска и прибыли). Совершенно необязательно для всех категорий персонала или для каждой компетенции составлять полный список развивающих действий. Чем ниже уровень персонала, тем проще и короче должен быть этот перечень. Например, можно сделать упор на самообучение (книги, наблюдение за наиболее опытными коллегами) и посещение корпоративных тренингов. Чем выше уровень персонала, тем разнообразнее должен быть ИПР в плане использования различных форм обучения и развития. Но при этом ИПР нельзя перегружать, иначе сотрудник просто не выполнит все развивающие действия. Не будем забывать, что персонал должен, прежде всего, работать, а не чрезмерно увлекаться собственным обучением. Каждое развивающее действие, как и цель развития, должно быть описано в терминологии действий как можно более подробно. Иными словами, нужно дать ответ на вопросы, зачем сотруднику выполнять это развивающее действие, как оно приведет его к достижению соответствующей цели? Особенное внимание нужно уделять действиям, которые сотрудник реализует самостоятельно (например, наблюдению за более опытными коллегами или чтению). Чтобы они были максимально результативными, работник должен как минимум проанализировать увиденное, услышанное и прочитанное. Включите в ИПР задание зафиксировать полезные идеи и возможности их применения на практике. Если одинаковые развивающие действия выполняют несколько сотрудников, то объедините их в группу и попросите обсудить итоги между собой. Особые сложности при определении развивающих действий вызывают сами компетенции. Наверняка каждый из нас сталкивался с громоздкими моделями компетенций (существуют компании, где количество компетенций больше 20, и большинство из них неразвиваемые), поэтому при планировании воздействий на сложно развиваемые компетенции («Открытость новому», «Гибкость», «Креативность», «Ответственность», «Лояльность», «Командность», «Приверженность» и пр.) старайтесь делать упор на неформальное обучение. Эти компетенции являются сложно развиваемыми, поскольку связаны с личностными установками, заложенными в детстве. Именно поэтому обратная связь по ним воспринимается болезненно, а само изменение установок требует много труда и времени. Для развития этих компетенций подходят такие методы и формы, как коучинг (наиболее эффективен); различные симуляции и фасилитации, где идет активное групповое обсуждение уроков и выводов; участие в проектах с целью развития; временные назначения с повышением ответственности (stretch assignments); выступления мотивационных спикеров и пр.

Для расширения спектра возможных методов и форм развития компетенций рекомендуем:

􀁑 проводить постоянный мониторинг предложений от провайдеров (они тоже развиваются и могут предлагать интересные идеи);

􀁑 изучать мировую и российскую практику развития компетенций;

􀁑 активно обмениваться опытом с HR-коллегами из других компаний;

􀁑 посещать профессиональные конференции, выставки, клубы;

􀁑 участвовать во внешнем бенчмаркинге.


БАРЬЕРЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИПР

Очевидно, что основным барьером при реализации ИПР является отсутствие мотивации его выполнить, поэтому прежде всего нужно работать с ней. Для этого требуется сформировать у сотрудника понимание, зачем ему необходима реализация ИПР. Если ИПР сбалансирован и в нем учтены личные устремления работника, то проблем с мотивацией быть не должно, хотя все равно приходится ее поддерживать. Одни компании дают посыл: «У нас так принято, и нельзя по-другому», другие (например, General Electric3) дают понять, что, если сотрудник не развивается, он при следующем ранжировании персонала попадет в кандидаты на увольнение (в терминологии GE - категория «С», 10% наименее полезных компании работников). Остальные риски - нехватка времени, формальное отношение к ИПР, приоритет бизнес-целей перед целями ИПР - можно отнести к следствиям отсутствия мотивации («если бы хотел - выполнил»), но, как показывает опыт, даже у самых мотивированных сотрудников реализация ИПР может выпадать из фокуса внимания. Первые две-три недели после составления ИПР у работника может сохраняться высокая мотивация его выполнить, как сказала директор одного российского корпоративного университета: «Выстраивается виртуальная очередь в корпоративную библиотеку, и книги разлетаются, как горячие пирожки». Но потом затягивает рутина ежедневной деятельности, времени и сил требуют сложные и срочные бизнес-задачи, которые нужно обязательно выполнить. Как следствие, фокус внимания сотрудника смещается от развития к другим целям. С этим барьером сталкиваются все компании, даже имеющие высокую культуру обучения. Свести к нулю этот риск нельзя, но им можно управлять.

Во-первых, не поддавайтесь искушению использовать монетарную мотивацию. Как показывает опыт многих компаний, это вызывает у сотрудников желание не выполнить ИПР, а сделать его заведомо выполнимым (проще говоря, примитивным). Персонал начинает воспринимать ИПР как источник дохода, а к его реализации относится формально.

Во-вторых, подумайте, как вы можете поддержать своих сотрудников и руководителей в ходе выполнения ИПР. Если с сотрудником работает коуч (кадровый резерв, преемники), то можно быть спокойным за данный процесс, т.к. развитие подопечного - одна из задач коуча. В некоторых компаниях именно процент выполнения ИПР является показателем результативности коучинга.

Если «контролера» в лице коуча нет, то эту роль придется взять на себя специалисту по управлению персоналом. Возможно, какой-то из нижеперечисленных инструментов подойдет и вашей компании:

􀁑 регулярные централизованные напоминания посредством e-mail / корпоративного издания (электронного, печатного) о необходимости проверить ход выполнения ИПР;

􀁑 индивидуальная работа с руководителями, напоминание им о необходимости проверить ход реализации ИПР;

􀁑 размещение на корпоративном портале записи выступления первых лиц компании о важности профессионального развития и месте ИПР в нем;

􀁑 рассылка сотрудникам писем по внутренней почте (в конверт вкладывается распечатанный ИПР с призывом «Отметьте галочкой, что вы уже выполнили» или напоминанием, что до очередной процедуры оценки эффективности деятельности осталось n дней);

􀁑 выборочные персональные звонки HR-менеджера руководителям или сотрудникам с вопросом, как продвигаются дела в выполнении ИПР и нужна ли помощь;

􀁑 постоянные активные внутренние коммуникации, направленные на информирование сотрудников о важности и эффективности ИПР.

Помимо недостаточного уровня мотивации могут возникнуть сугубо организационные риски: сокращение / замораживание бюджета на обучение, отмена части корпоративных курсов в связи с увольнением внутреннего тренера, прекращение отношений с тренинговой компанией, замораживание бюджета на командировки и пр. Чтобы эти риски были управляемыми, во-первых, ни в коем случае нельзя включать в ИПР большой процент обучения, требующего прямых затрат, во-вторых, необходимо активно пропагандировать среди персонала идею, что обучение проходит не только и не столько в классе, сколько на рабочем месте. Поскольку ИПР лишь один из инструментов системы управления персоналом, он зависит от других HR-процессов и влияет на них. Некоторые HR-специалисты считают, что лучшее средство управления рисками при внедрении ИПР - наем сотрудников, априори нацеленных на профессиональное совершенствование и воспринимающих ИПР как помощь в определении фокуса развития.

Оценки с портретом "идеального" сотрудника дает возможность опре­делить пробелы в профессиональной подготовке и предусмотреть ме­роприятия по их ликвидации. Важнейшим средством профессионального развития персонала яв­ляется профессиональное обучение - процесс непосредственной пе­редачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации. Примером профессионального обучения могут...

Такие планы при соответствующем отношении к ним менеджмента оказывают сильное мотивационное воздействие на людей и позволяют реализовать как контроль со стороны менеджеров, так и самоконтроль. 8. Понятие движения персонала в организации. Текучесть кадров - явление, которое представляется непосредственной причиной указанного ущерба, а именно стихийное, неорганизованное движение рабочей силы. ...

Стремление к постоянному развитию - признак профессионализма, обладая которым специалист повышает как свою эффективность, так и эффективность той организации, где он работает. Не секрет, что руководители в подавляющем большинстве случаев хотят видеть в своем коллективе высокопотенциальных сотрудников, готовых развивать собственные компетенции с учетом стратегических целей компании. Очевидно, что мотивацией для таких кадров является предоставление возможности саморазвития. Но эффективно вести процесс развития специалиста практически невозможно без четко составленного плана. Кроме того, важно иметь в виду, что подход к развитию, например, сотрудника банка и менеджера по продажам будет разным, и универсального «рецепта» здесь нет. Помощником по развитию конкретного профессионала является план индивидуального развития (ИПР).

Планирование индивидуального развития - это подход, который предполагает самостоятельный контроль сотрудника над процессом его собственного развития.

Те компании, которые понимают значимость развития своих сотрудников, четко осознают и необходимость формирования ИПР, основными задачами которого являются:
разработка стратегий индивидуального обучения;

  • управление знаниями;
  • формирование интеллектуального капитала;
  • повышение эффективности управления в организации.

Для решения этих задач в компаниях проводятся ежегодные оценки персонала, центры развития и другие оценочные мероприятия, направленные на изучение эффективности работы каждого сотрудника: определение его сильных и слабых сторон, навыков, которые необходимо развить или выявление потребностей в наработке дополнительных компетенций для перехода на решение задач более высокого уровня.

Для того, чтобы помочь руководителям и HR-специалистам верно выстроить процесс развития сотрудников, компания сайтssia разработала удобный и полезный инструмент - Сборник развивающих действий , в котором в интересной и доступной форме изложены практические рекомендации по составлению индивидуального плана развития. Следование рекомендациям сборника позволит сотруднику освоить эффективные способы и методы развития, а также определить, какие именно профессиональные навыки необходимо раскрывать или дополнительно осваивать, и незамедлительно приступить к качественному развитию выбранных компетенций.

Чтобы разработанный план развития был эффективным, перед его составлением необходимо понять, какими достижениями, навыками и знаниями уже обладает работник, а также определить, в чем заключается потребность в развитии. Важно видеть как сильные стороны, так и области развития в контексте рабочей обстановки.

Метод планирования индивидуального развития будет полезен, прежде всего, в случаях, когда критерии (компетенции) были сформулированы заранее, и была проведена их формальная оценка. В связи с тем, что сотрудник может развивать одновременно только от 1 до 3-х компетенций в течение одного года, целесообразно выбрать из них самые актуальные.

Индивидуальное развитие: с чего начать?

Принимая участие в процессе индивидуального развития, сотрудник берет на себя ответственность за определение собственных первоочередных потребностей в развитии, выбирая цели для обучения, методы и приемы, а также оценивая собственные результаты.

Процесс любого развития, и индивидуального в том числе, условно можно разделить на несколько этапов:

  • Первоочередным и самым важным шагом на пути к индивидуальному развитию является понимание необходимости этого развития. Здесь на помощь может прийти HR- специалист, который проконсультирует кандидата или предоставит ему необходимые данные оценки по результатам проведенных мероприятий. Но, повторимся, решение о развитии принимает только и непосредственно сам кандидат.
  • Вторым этапом станет определение сферы или направления развития, при котором будут полезны данные одного или нескольких источников, предоставленные сотруднику его руководителем или HR-подразделением. Сюда относятся: результаты ежегодной оценки, прохождения центра развития, обратной связи от коллег и др.
  • Для систематизации полученной информации доступна Универсальная модель компетенций SHL - UCF (Universal Competency Framework), где сотруднику предлагается проанализировать степень проявленности у себя 8 факторов, таких, как: руководство и принятие решений, поддержка и сотрудничество, взаимодействие и презентационные навыки, анализ и интерпретация и др.
  • Третий этап - анализ особенностей процесса обучения, осознание специфики своего стиля обучения и причин, которые могут повлиять на результативность работы. На этом этапе кандидат определяет свой профиль ученика и предпочтительные методы обучения.
  • Этап четвертый - непосредственное формирование индивидуального плана развития, для чего необходимо по каждому направлению развития определить результат (на основании технологии SMART), выбрать необходимые развивающие действия, указать сроки их выполнения и тех коллег, которые будут включены в этот процесс.

Для того чтобы намеченный план развития реализовывался в соответствии с поставленными целями, необходимо регулярно проводить общий мониторинг соответствия поставленных целей результатам. Такой контроль необходимо осуществлять совместно с сотрудником 1 раз в 3-4 месяца, либо в зависимости от графика развивающих мероприятий. Здесь необходимо фокусироваться не столько на достижении определенных результатов, сколько на осуществлении самих действий по развитию.

Практические советы по составлению индивидуального плана развития, включая пример его заполнения можно найти в Сборнике развивающих действий компании сайтssia .

Более подробную информацию об этом инструменте и особенностях работы с ним Вы можете получить у Вашего аккаунт-менеджера или в офисах компании сайтssia .

Составление личного жизненного плана для саморазвития на примере.

Зачем составлять план

Смысл составления плана на год – прожить год счастливее, чем без плана. План должен вести нас по пути счастливой жизни. Поддержать наш рост над собой. Расширить наши возможности и вырастить представление о себе.

План на год – структурирует наше развитие и слегка подталкивает в спину, когда мы останавливаемся. В нём должны быть цели, достижение которых для нас значимо. Сверхценно быть эффективным, план на год служит этой задаче.

А «держать цели в голове» – это рогатка, плавно переходящая в пульт от телика.

Я планирую цели уже 5 лет. Чтобы убедить вас в пользе составления плана и не засорить статью, мне сложно привести не сотни, а всего один сильный аргумент. Слышал, все хотят «путешествовать и лежать под пальмой». Без работы – это скучная сказка. Так что я тружусь и живу в пальмовых странах 260 дней в году.

План должен расширить нашу свободу , а не зажать нас в рамки старых и навязанных целей. Если наша жизнь скована: обязанность зарабатывать на жизнь или работать над чужими целями, то будет дальновиднее составить план чтобы изменить свою жизнь.

Основные принципы планирования жизни

На первом этапе – составляем черновой список целей. Удобно с декабря приняться собирать цели, присматриваться к ним. Можно проверить их на соответствие себе, если это вокал – пойти на пробное занятие.

Но ещё до начала составления плана, полезно принять принципы, чтобы движение по плану было в радость:

Источники целей

Главный источник целей на год – наш персональный смысл жизни . Если мы его составили – на будущее нам будет намного легче: определить что для нас ценно в году, а что отбросить. Или будем исходить из идеи – чего мы хотим достичь через 5 лет. Привожу сокращённые примеры.

Мой черновой вариант персонально смысла жизни : разобраться «Кто я?» и где нахожусь.
Цели на год: читать книги по психологии , философии, религии. Расширять «Я» – непривычное поведение, роли, привычки, представление о себе, путешествия.


Итоги планирования года

Мы не знаем, что случится через год. Мы можем ошибаться по поводу своих желаний. Пример – запланировали переезд в центр города, но уехали заграницу. План не выполнился – просто мы изменились.

На Новый Год мы составляем план. Если он будет реализован, мы будем в восторге. А не выполненный план останется в нашей голове – неприятным грузом. Поэтому хитрим.

План на начало года – принимаем за 100%. Те 25% свободного места – заполняем новыми целями. Считаем всё исходя из первоначального плана, а дополнительные цели – как перевыполнение плана.

План необходим, чтобы мы себя чувствовали лучше, чтобы он нас наполнял волей двигаться вперёд, а не тормозил. В жизни произойдёт на порядок больше, чем записано в плане. Не запланированные встречи с друзьями, душевные посиделки, какие-то радостные моменты. Но они не будут учтены в плане. Помните, что движение по плану – это часть жизни, а не вся жизнь.

Значимо не правильно составить план, а значимо само планирование жизни.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»