Российские цифровые фотокамеры. Разрабатывались ли на КМЗ цифровые фотоаппараты

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Коллекционирование советских камер - увлечение через которое проходит почти каждый фотограф.
Но для одних - это как легкое "недомогание", типа свинки или коклюша в детстве, для других - страсть на всю жизнь.
Камеры выставляются на сайте в произвольном порядке, по мере кратковременных побед автора над ленью. Продолжение страницы по адресу http://leica.boom.ru/RusCamera2.htm
Некоторые предметы, тематически не нашедшие места на этом сайте, можно найти по адресу: http://www.antique.boom.ru/other.html

Copyright c Alexander Bronstein


ФЭД "Red Flag" Отчего такое название? На крышке только этой партии была надпись типа: "НКАП Ордена Трудового Красного Знамени завод имени ФЭДзержинского." Аббревиатура НКАП - Народный Комиссариат Авиационной Промышленности. Выпускался в военные годы и сразу после войны в эвакуации в городе Бердск.




Киев со стерео объективом. Было выпущено много стерео насадок/призм к Зоркому и Киеву. Этот объектив, типа лейцовского STEMARа, и в комплеке с призмой нечто действительно редкое. На моем надпись СН-5 и номер 00004. Год выпуска 1952.




УФА - кажется первая камера, выпущенная для КГБ. Объектив 2,7/20(?) мм с фиксированным фокусом. Диафрагмы 2,7; 4; 5,6; 8. Выдержки: 1/10, 1/20, 1/50 и 1/100. Формат кадра: 10,5 х 15 мм. 16 мм пленка на 20 кадров в специальных кассетах - приемная и подающая. Обратной перемотки нет. Спуск затвора с одновременной перемоткой - электрические. Блок питания и кнопка спуска - выносные. Оригинальной конструкции откидной прижимной столик. На нижней крышке - оттягивающийся фиксатор приемной кассеты. Габариты камеры: 90 х 57 х 31 мм. Номер моей камеры 450200. Или по советской традиции это должна быть камера № 200, год выпуска - 1945. И обязательно хочу вспомнить предыдущего владельца этой камеры. Это замечательный человек и талантливый оператор Сурэн Шахбазян.



ФТ-3 Панорамный фотоаппарат Токарева. Довольно редкая модель, в отличие от более распространенного ФТ-2




ФЭД-С, или "командирский ФЭД" Основные отличия от стандартной модели - выдержка 1/1000 и объектив 50мм f/2




Уже до войны ГОМЗ выпускал бакелитовую камеру СМЕНА.




"Репортер" - первая советская камера для профессионалов. Выдержки 1/5 - 1/1000 сек. Шторный затвор. Изготовлено менее 1000 шт с 1937 по 1940 годы. На государственном оптико-механическом заводе им. ОГПУ работали до войны два талантливых конструктора, два брата - Баграт и Андраник Иоаннисиани. Младший, Андраник, ведущий конструктор КБ фотоаппаратуры ГОМЗа, разработчик фотокамеры РЕПОРТЕР. Вот письмо А. К. Иоаннисиани редактору "Ленинградской правды", написанное им в сентябре 1937 года: "На Ваше письмо, направленное мне редакцией "Ленинградской правды", отвечаю краткой характеристикой камеры Репортер, которая, очевидно, исчерпает все Ваши вопросы. Камера эта предназначена в основном для квалифицированного фоторепортера, но, очевидно, будет так же отвечать вкусам высокоразвитого фотолюбителя. Допускает производство снимков любого характера, кроме репродукции, и представляет собой ручную клап-камеру, имеющую преимущества в части удобства обращения и быстроты съемки, столь необходимых при быстром репортаже. Формат кадра выбран 6,5 х 9 как допускающий и непосредственную (контактную) фотопечать, так и увеличение до большого формата. Затвор щелевой (шторный) с автоматическими скоростями от 1/5 до 1/100 и К и Д выдержками. Наводка осуществляется по матовому стеклу и шкале дистанции, а так же специальным, вделанным в камеру и механически связанным с объективом дальномером (вроде Лейки), что гарантирует быстроту и точность наводки на резкость. Объективы в быстросъемных оправах, причем как основной Индустар-7 1:3,5 F = 10,5 см. И предполагается, как дополнительные, 1 светосильный 1:2,8, 1 широкоугольный и 1 телеобъектив (остроугольный). Видоискатель типа Ньютон, причем дана возможность быстрой установки разнообразных приспособлений и визиров на разные фокусные расстояния добавочных объективов. Камера цельнометаллическая, оклеенная кожей. Приспособления и объективы к ней предполагаются к выпуску в продажу отдельно." 2 июля 1941 года Андраник Константинович был мобилизован на оборонные работы и погиб. Из статьи в журнале "ФОТОмагазин" 12"2000г. В фундаментальном справочнике "Русские и советские камеры", автор Jean Loup Princelle, указаны два конструктора данной камеры. Кроме Иоаннисиани - А.А.Ворожбит. На основании информации, любезно предоставленной мне сотрудниками ЛОМО, можно сделать вывод, что Александр Ворожбит разрабатывал лишь затвор камеры, а основным конструктором был Иоаннисиани. У меня создалось впечатление, что выпустив камеру, завод так и не решил проблемы расчета и производства оптики к ней. Судите сами, в качестве нормального объектива использован, предназначенный для дешевой бакелитовой клап-камеры ТУРИСТ, объектив Индустар-7 (хоть и в лучшем исполнении). За 4 года производства РЕПОРТРЕРа так и не была налажен выпуск сменной оптики. Не думаю, что виной всему война. Производство камеры прекращено в 1940 году и причины могут быть разными. Иногда кажется, что к массовому производству сложной фототехники и оптики советские заводы оказались готовыми (исключение - феномен ФЭДа) лишь после войны, когда было задействовано вывезенные из Германии оборудование, частично технологии и детали готовых изделий.




СМЕНА-СТЕРЕО Небольшая партия была выпущена в 1970 году. Объектив f4/40mm. Выдержки 1/15 - 1/250 сек.




F-21 Миниатюрная камера, выпущенная для нужд КГБ. На фото камера с маскирующей насадкой, имитирующей пуговицу. Выпускалась с 1951 года.




ФЭД № 180 000. У фирмы Leitz, например, известны первые владельцы всех камер с "круглыми" номерами. Так Лейка №500000 подарена господину Ernst Leitz II и находится сейчас в музее Leitz. Камера №750000 в 1955 году досталась гениальному Картье-Брессону, никогда не изменявшему Лейке. Лейку 1111111 в 1965 году получил Шеф-фотограф журнала "Look" - A.Rotstein; 980000 - President Eisenhower в 1960 году... Хорошо было бы проследить судьбу советских камер с "нолями".




ФЭД первой модели с трехзначным номером. Верхняя крышка оцинкована. На задней стенке отверстие с заглушкой для юстировки оптики. В дополнение к общеизвестной информации о истории ФЭДа следующая цитата из книги 1933 года "Карманный справочник по фотографии" доктора Э.Фогеля в редакции профессора Ю.К.Лауберта: Экспериментальной лабораторией украинской деткоммуны изготовлен аппарат типа "Лейка". Экспертиза, произведенная группой участников Менделеевского съезда, признала, что пленочные аппараты с щелевым затвором и объективами со светосилой F:3,5 "изготовлены целиком из отечественных материалов и задача конструирования и изготовления в серийном масштабе разрешена вполне хорошо" и что "объектив, впервые изготовленный в СССР (в Ленинграде), рассчитан советскими специалистами".



ФКП 2-1 Эта камера устанавливалась на самолете для фиксации поражения целей. ФКП - "ФотоКиноПулемет" Хотелось бы знать, когда,сколько штук, на каком заводе и в каких годах было выпущено?



Экспонометр ЭП-4. Вообще-то я не собирался помещать экспонометры на этой странице, но ЭП-4, на мой взгляд, был вполне профессиональным прибором для своего времени и достоин отдельного упоминания. Верхняя часть прибора, в которой расположен элемент, поворачивается относительно нижней. Перед фотоэлементом - ирисовая диафрагма, позволяющая увеличить диапазон измерений в 2; 10; 20; 50; 200 раз. Замер освещенности производится через матовое стекло, яркости - через сотовую решетку с линзовым растром. Разработан в НИКФИ, выпускался заводом МКИП в 1954 году. Упоминается практически во всей фото литературе 50 годов. О некоторых фото книгах на моей полке смотри на странице http://www.antique.boom.ru . Об экспонометрах постараюсь написать подробно на http://www.leica.boom.ru/photometry.htm



Камера Торгового дома Стеффенъ в С. Петербурге. Я считаю все камеры выпущенные и проданные российскими торговыми домами, как то Стеффен, Йосиф Покорный и др., вполне российскими камерами, даже если комплектующие к ним поставлялись из-за границы. Так например телевизор выпущенный в России, несмотря на японский кинескоп, будет считаться российским до тех пор, пока выпускается под отечественной маркой.



Фотоаппарат "АРФО-2" 9 х 12. Одинарное растяжение меха. Объектив "Перископ АРФО" 15 см. Вообще в описаниях камеры АРФО у уважаемых мною авторов имеет место изрядная путаница. Перископ упоминается с фокусным расстоянием 13,5 см, однако на камере стоит Перископ 15см; затвор на АРФО-3 описывается со скоростями 1/25 - 1/100, а на моей камере стоит импортный 1/2 - 1/100.



"АРФО - 3", формат - 9 х 12, объектив - Анастигмат АРФО 13,5 см, f - 1/4,5. Двойное растяжение меха.



"АРФО" 6 х 9 Тут все "как в книжках". Объектив "Анастигмат АРФО" 1:4,5 - F=12 см. №03991 Двойное растяжение меха. Хотя камер АРФО (производство московской артели "Фототруд" переименованной кажется в дальнейшем в Арфо) и было выпущено более 100000 шт., быстро достать их в коллекцию относительно сложно. Чем активней я стараюсь разобраться в истории российского и советского фотоаппаратостроения, тем больше неясностей и противоречий обнаруживаю. Так первым советским/российским объективом предлагают считать "Перископ", установленный на первых камерах ЭФТЭ в 1932 году, причем камера изготавливалась с 1929 года (Ю.Рышков, Краткая история советского фотоаппарата). Н.Я.Забабурин в своей книге "Портретная фотографическая оптика" пишет, что первые объективы ОРТАГОЗ выпущены ВООМПом в 1929 году, и там же сообщает, что уже в начале 20 века оптическим заводам "Фос" (фирма Александр Гринберг и Ко в Варшаве) выпущены первые русские фотографические объективы анастигматы, под наименованием "Планастигматы ФОС". Такого рода противоречий в небольшом списке литературы по истории русской/советской фототехники много. Так что разбираться в этой самой истории всем вместе нам предстоит основательно!




Камеры "Лилипут" и "Малютка". Симпатичные бакелитовые камеры, больше похожие на игрушку. "Лилипут" выпускался с 1937 по 1940 годы в нескольких модификациях: надпись впереди или сзади, бакелит разного цвета. Камера является копией фотоаппаратов Siga и Siga Extra, выпускавшихся в 1936 - 1938 годах. Фотоаппарат "Малютка" выпускался пару лет, начиная с 1939 года.



Репродукционная установка С-64 так и осталась бы в ряду других спец. камер, выпущенных советской "оборонкой", если бы не почти детективная история появления ее на рынке. Отдаленное сходство с Лейкой 250 "Reporter" дало толчок воображению московским "экспортерам" фотоаппаратов и была создана Легенда. Камера естественно отсоединялась от штатива и всех остальных "разоблачающих" деталей, получила кодовое имя "Елочка" и как русский "Reporter" в таком виде впаривалась доверчивым как дети иностранцам за четырехзначные суммы в конвертируемой американской валюте. Я свою купил приблизительно за 10% от первоначально запрошенной суммы, зато избавил продавца от необходимости разбирать установку. Кстати у меня по сей день остались самые теплые воспоминания о людях, положивших начало созданию в Москве, а от нее и во всей стране, рынка антикварных фотоаппаратов. Надеюсь еще найдется историк фотографии, который опишет и этих энергичных и талантливых людей, и это неповторимое время - фото-коллекционный Клондайк 80 - 90 годов прошлого столетия




Считается, что камеры ФК форматом 13х18 см выпускались на "ГОМЗ", мастерскими "Кубуч", Ленинградским фототехникумом, и на Харьковской фотофабрике. Куда отнести в этом случае "Опытные кино-фото производственные мастерские. СОЮЗКИНО. Ленинград", изготовившие имеющуюся у меня камеру? Вполне может быть, что это синоним одной из вышеперечисленных организаций. Какой именно?



Если об объективе Стефана Дубинского из Киева (http://leica.boom.ru/OldLens.htm) мы могли только предполагать, что он изготовлен специально по заказу фотографа, то на этой линзе прямо указано: «Изготовлено для Анатолия Вернера из Харькова». То есть можно утверждать, что практика заказа российскими фотографами камер и оптики прямо от изготовителя была общепринята.



Камера МОМЕНТ. Считается копией фотоаппарата POLAROID 95, выпущенного в 1948 году. МОМЕНТ - первая советская камера одноступенчатого процесса. Пара таких камер у меня есть, много больше мне встречалось и почти все они были в идеальном состоянии. Скорее всего особенно попользоваться ими владельцем не удалось: то ли пленки не продавали, то ли фотографии на ней не получались, а может быть просто аккуратным людям достались… Вы наверное заметили, что я представляю камеры не системно. Не описываю также, как правило, технические данные камер и объективов. Я вообще не ставил себе целью показать всю историю русской/советской фото-промышленности. Это уже блестящим образом сделано на сайте Георгия Абрамова (ссылка на главной странице). Просто несколько камер из моей коллекции и комментарии к ним в достаточно свободной форме.




ФОТОН - вторая советская камера одноступенчатого процесса. Как на мой вкус - пластиковый ФОТОН - шаг назад, по отношению к добротному металлическому МОМЕНТУ. В классической книге "Русские и советские камеры", автор Jean Loup Princelle, упоминается 4 модели данной камеры: "ФОТОН", "ФОТОН - М", "ФОТОН - 2" и "ФОТОН - 3". Всех четырех мне собрать не удалось.




ФотоСнайпер ГОИ №1585. Подозреваю, что в таком количестве эти камеры выпущены не были. Может быть была продолжена нумерация камер ВООМП, производства того же ГОИ? В любом случае замечательно, что уже до войны, в 1937 году, сподобились изготовить такую прекрасную камеру. Поверьте мне на слово, что сидит в руках, как влитая. Корпус камеры - ФЭД. Крепление камеры, как у приставных кассет - одно нажатие кнопки и камера отстегнута. Нажатие на курок поднимает зеркало и спускает затвор. Выпускались эти камеры двух цветов: черного и защитно-зеленого. В конце войны партию идентичных камер выпустил Красногорский Механический завод. Маркированы они были, кроме номера камеры, Серпом&Молотом, звездой, красногорским "гробиком" и годом выпуска.



В Эстонии, в городе Нымме, на улице Валдеку, 29а жил молодой человек Вальтер Цапп. В то время самые передовые достижения Эстонии были в области оптики, поэтому не удивительно, что Вальтер увлекся фотографией. В 1930-х годах ему пришла в голову идея новой миниатюрной фотокамеры, которой нет еще на свете. Парень он был толковый, но в одиночку не пробьешься, поэтому он сколотил творческий коллектив. В него вошли часовщик (точный механик) Ханс Эпнер, оптик Карл Индус. Текущие расходы согласился покрывать их приятель Рихард Юргенс. И к августу 1936 года создали-таки новый аппарат. Поскольку он был совершенно новый, то и название ему нужно было дать соответствующее. С этим справился приятель Цаппа - фотограф Николай Нюландер. Он-то и назвал его "Минокс". Затем стали искать фабрику, которая внедрила бы аппарат. Рихард Юргенс обратился к немецкой фирме "Агфа". И был отвергнут. Тогда Рихард вспомнил о своем друге - начальнике эстонского филиала рижского завода ВЭФ. Старая дружба не ржавеет - и вскоре из Риги пришло приглашение показать новшество. Цапп и Юргенс прибыли в Ригу и встретили там весьма радушный прием. Правда, рижане не скрывали некоторых сомнений - мол, не отретушированы ли снимки? И тогда директор ВЭФа Теодор Витолс предложил прямо на месте сделать новые снимки. Они всех убедили, и 6 октября 1936 года был составлен договор. Пока уточняли его детали и подписывали окончательный текст, директор "Агфы" передумал и по телеграфу прислал авторам приглашение в Берлин. Но было уже поздно. (Интересно, как сложилась бы судьба изобретения, если бы он сразу отреагировал положительно?) В ноябре 1936 года Вальтер Цапп переехал в Ригу и стал главным конструктором специально созданной на ВЭФе группы. Там были внесены последние усовершенствования, и в апреле 1938 года камера была запущена в серию, как раз к 100-летнему юбилею фотографии. ВЭФ уже стал подумывать о постройке специального завода, но тут началась война. И 1 июля 1941 года немцы захватили Ригу. На складах ВЭФа они обнаружили множество готовых фотоаппаратов. Рейхсмаршал Геринг стал выдавать "Миноксы" в качестве бесплатного и почетного приложения всем кавалерам Рыцарского креста. Изобретатель Цапп не дождался этого, он уже в марте 1941 года удрал в Германию. Финансист Юргенс сделал то же самое, но позже - в 1945 году. Там приятели, естественно, встретились и основали компанию "Мinox Gmbh wetzlar". За два года они существенно улучшили характеристики аппарата. К тому времени фотокамер было выпущено уже около 3,6 миллиона штук. Теперь же массовую серию производили более тысячи рабочих. Предприятие разрослось. И тут интересы изобретателя Цаппа и бизнесмена Юргенса столкнулись. Финансист организовал новое правление фирмы, и автора идеи оттуда попросту выпихнули. Смертельно оскорбленный Вальтер Цапп уехал в Швейцарию, где стал "свободным художником" (конструктором). 4 сентября 1997 года ему исполнилось 95 лет. Теперь идея Цаппа принадлежит концерну "Лейка", который продолжает выпускать все новые модификации легендарного фотоаппарата. История "Минокса" увлекательна и поучительна. (Данный текст найден на странице: http://www.infonet.ee/~dd/18-1.html без подписи).



Стереокомплекты к камерам Киев и Зоркий. Оба 1957 года. Незначительные отличия: Зоркий - специальный видоискатель, Киев - приставная рамка к видоискателю камеры. Различна конструкция стереоскопов - один настольный, а второй ручной. В сумочке стереонасадки для Зоркого предусмотрено также место для камеры и видоискателя.



Приставка к микроскопу МФН-1. Кадр 6х9, плоские кассеты, выпуск 1949 года. №0277.




Приставка к микроскопу МФН-12 №700278 производства ЛОМО. Выпущена в 1970 году. Продавалась в фанерном ящике. В комплект к приставке входили: камера Зоркий 4, цветные и серые фильтры, сменные окуляры, удлинительный тубус.



На фото линейка объективов и принадлежности, которые выпускались к довоенному ФЭДу. 1 - ФЭД 3,5/50мм MACRO (съемка в масштабе 1/2, не сопряжен с дальномером) 2 - ФЭД 6,3/100мм (четыре линзы склеенные а два компонента) 3 - ФЭД 2/50мм (шестилинзовый анастигмат) 4 - ФЭД 4,5/28мм 5 - ФЭД ФЭД 3,5/50мм (Выпускались двух типов, с разной разбивкой шкалы расстояний) 6 - ФЭД Угловой видоискатель 7 - ФЭД Автоспуск 8 - ФЭД Видоискатель 100мм Отсутствуют на фото следующие принадлежности к ФЭДу: Рамочный универсальный видоискатель (28,50,100мм); Экспонометр селеновый (круглый); Масляный автоспуск; насадочные линзы; светофильтры желтые №1,№2,№3,№4; Шаблон для подрезки концов пленки; увеличители У-0, У-100, У-200. Выпущена была так же небольшая партия объективов 100мм с обозначением светосилы 1/5,9. Однако при такой светосиле объектив не покрывал резко весь кадр, вследствие чего было принято решение снизить светосилу до 1/6,3.




ТСВВС - одна из самых загадочных советских камер. Я даже не уверен, что ее правильно называют. Табличка с дарственной надписью гласит: "Полковнику Максимову ЛК за долгую и безупречную службу в частях ВТС С.А. от Начальника В.Т.С. 9 декабря 1957 г." Отсюда возникает неожиданное предположение, что название камеры следует читать по кругу, как собственно и было принято в России, и звучать оно, быть может, должно не ТСВВС, от Топографическая Служба Военно Воздушных Сил, а ВТСВС? Кто теперь знает!? Камера представляет собой странный гибрид корпуса типа Лейка/ФЭД и объектива Зоннар с цейсовским байонетом. Выпускалась кажется в Харькове, на заводе ФЭД. Появление данной камеры можно предположительно объяснить тем, что в руки военных попала партия трофейных Зоннаров и возникла идея создать особо качественную камеру. Если ФЭД-С называли "командирским", то данную камеру уже "генеральской". И судя по тому, что мой экземпляр вручили через 7 лет после изготовления, раздавать маленькую партию престижных камер не спешили.




Зенит 7 - довольно редкая камера. Всего было изготовлено чуть больше 3000 шт. Я различаю 3 модели данной камеры: точно такого дизайна, как на этом фото, но с автоспуском и двумя синхроконтактами, затем такие, как эта моя камера, и наконец камеры, где "Зенит 7" написано на черном щитке над объективом. Объектив Гелиос 44-7 2/58мм. Крепление объектива - резьба 42х1. При этом вкручивается объектив не прямо в камеру, а в переходник М42/байонет. В паспорте к камере указано, что в комплект входили так же переходник на М39 и удлинительное кольцо с байонетным креплением. Номер моей камеры 6901590, объектива - 001466.




Я не раз спрашивал себя: Отчего ФЭД-Зоркий, а не просто Зоркий? Ответ пришел сам собой, когда в одной из старых книг увидел фотографию камеры ФЭД, под которой было подписано "Лейка". Конечно же, все первые ФЭДы были "нашими Лейками", а первые Зоркие -"красногорскими ФЭДами". Как до сих пор все копировальные машины - Ксероксы. Традиция! Выпущено этих фотоаппаратов около 5500 шт., так что мой - №5436 - один из последних. В известной мне литературе ФЭД-Зоркий 1949 года не упомянут.

Прошел уже год с момента объявления компанией Rover Computers о начале производства российских цифровых фотокамер под торговой маркой RoverShot. Первой российской цифровой фотокамерой стала модель RoverShot RS-2100. И вот произошло обновление линейки - выпущены рассчитанные на разные потребительские и ценовые диапазоны модели RoverShot RS-2120, RoverShot RS-3320AF и RoverShot RS-3110Z.

ифровой фотоаппарат, особенно начального уровня, в настоящее время перестал быть дорогостоящим устройством. Если раньше основным фактором, сдерживающим пользователя от приобретения цифрового фотоаппарата, являлся ценовой барьер, который колебался в пределах 300 долл. за модель начального уровня, то теперь дела обстоят намного лучше. Производители стремятся сделать свои товары более доступными и массовыми, что означает в конечном счете приемлемую для пользователей цену на изделие. Правда, подчеркнем, что стремление производителей к удешевлению цифровых фотоаппаратов приводит к использованию в них «мелких» матриц, с которыми и объективы можно применять попроще. Однако при использовании более простого объектива на матрицу падает недостаточное количество света, поэтому такими камерами практически невозможно снимать в условиях плохого освещения без вспышки. Конечно же, у моделей цифровых камер данного сегмента есть и свои плюсы, в первую очередь это, конечно же, небольшие размеры, удобство использования и эффектный дизайн. Именно о таких камерах и пойдет речь в данной статье. Итак, преступим к описанию российских новинок от компании Rover Computers (таб. 1)

RoverShot RS-2120

отокамера RoverShot RS-2120 относится к начальному любительскому типу, о чем честно заявляет ее производитель, то есть предназначена для тех, кто только начинает заниматься цифровой фотографией. Модель имеет ПЗС-матрицу с 2,11 млн. пикселов, что позволяет делать снимки разрешением до 1600Ѕ1200. Фиксированный фокус и автоматическая установка экспозиции позволяют получать снимки приемлемого качества без необходимости ручной настройки камеры. Конечно же, камера, обладающая двухмегапиксельной матрицей, простым объективом и небольшой чувствительностью, не сможет удовлетворить запросы опытных фотолюбителей, но еще раз подчеркнем, что данная модель на них и не рассчитана.

Дизайн камеры выполнен во вполне привычных для цифровых фотокамер серебристо-черных тонах. Хотя в дизайне и проскальзывают черты, характерные для обычных пленочных «мыльниц», все же сразу ясно, что это цифровая камера, в основном за счет ее компактных размеров.

Камера не имеет оптического зума, хотя при первом взгляде на нее может показаться, что он есть из-за пластикового кольца под металл вокруг объектива. На задней стороне камеры находятся ЖК-дисплей и клавиши управления фотоаппаратом: четыре кнопки и четырехпозиционный указатель. ЖК-дисплей камеры по умолчанию работает видоискателем, но его можно отключить для экономии заряда батарей.

Все интерфейсы подключения камеры находятся сбоку, под резиновой заглушкой. На лицевой стороне, кроме линзы, находятся окно просмотра, вспышка, микрофон, лампа встроенного таймера и датчик экспозиции. Выбор фокусировки (обычная/макро) осуществляется вручную, при помощи ползункового селектора на боковой стороне камеры. Снизу фотоаппарата находится гнездо для крепления штатива, отсек для батареек, в котором также располагается слот для карт памяти. На верхнюю сторону камеры помещен круглый тумблер, переключающий четыре режима работы камеры: фотосъемка с автоматической фокусировкой и настройкой светового баланса, фотосъемка с автоматической фокусировкой и ручной настройкой светового баланса, видеосъемка, просмотр отснятых кадров и видеоизображений.

Перемещение по меню осуществляется при помощи четырехпозиционной клавиши. В меню предлагаются такие функции, как изменение разрешения (доступно только два разрешения), изменение качества фотоснимков (только два вида), настройка режима фотосъемки, удаление одного или всех файлов как с карты памяти, так и из внутренней флэш-памяти, настройка цифрового зума, а также включение/выключение вспышки.

Некоторые функции меню — включение/выключение вспышки, включение/выключение эффекта «красных глаз» и burst-режима, а также управление цифровым зумом — доступны не только через пункты меню — их активирование или выключение может быть также произведено при помощи четырехпозиционного указателя.

Теперь переключим камеру в режим воспроизведения и ознакомимся с возможностями просмотра. Четырехпозиционный указатель позволяет вручную пролистывать имеющиеся в памяти камеры кадры и видеофрагменты. Для быстрого поиска нужных снимков при просмотре уже отснятых кадров предусмотрен режим миниатюр (thumbnails). Особо ценные кадры можно защитить от случайного стирания путем установки на них соответствующего атрибута. При работе с отснятым материалом камера предоставляет функции удаления всех или некоторых кадров, просмотр снимков в режиме слайд-шоу (задержка 5 или 10 с), возможно также перемещение содержимого памяти фотоаппарата на карту памяти.

Камера совместима с технологией PRINT Image Matching компании EPSON, обеспечивающей печать фотографий с учетом цветовых установок и параметров изображения фотографии.

Замеченный минус при работе с камерой RS-2120 - не очень удачное расположение объектива, который находится очень близко к краю камеры: когда берешь фотоаппарат в руки, то пальцы как раз попадают на объектив и закрывают его.

В заключение подчеркнем, что, несмотря на скромность предоставляемых камерой опций, фотографии получаются приемлемого качества, да еще и с разрешением 1600Ѕ1200, что, согласитесь, не так уж и плохо для любителя.

RoverShot RS-3320AF

одель RoverShot RS-3320AF может заинтересовать не только новичков в области цифровой фотографии, но и продвинутых пользователей. Она имеет матрицу с 3,3 млн. пикселов (примерно 3,1 млн. рабочих) и позволяет делать снимки с большим разрешением, вплоть до 2048Ѕ1536. Автоматический фокус, автоматическая установка экспозиции с шагом коррекции 1/3 и плавное цифровое увеличение до 3х позволяют получать снимки прекрасного качества в любых условиях.

Камера имеет уже более привлекательные характеристики, нежели предыдущая модель, разве что наличие оптического зума сделало бы ее еще более универсальной. В RoverShot RS-3320AF теперь доступны не два разрешения, а четыре: 2048Ѕ1536, 1600Ѕ1200, 1024Ѕ768, 640Ѕ480, а вместо двух параметров вида качества фотографий предоставляются три. Это позволяет использовать камеру для более широкого спектра задач.

Дизайн камеры тоже претерпел изменения, но незначительные. Несомненно, он стал еще лучше. Теперь с правой стороны камеры сильнее выступает отсек с батарейками, что сразу же придает камере большую устойчивость, ее стало удобнее держать в руке при съемке. С лицевой стороны этот отсек покрыт противоскользящим покрытием. Во всем остальном камера идентична модели RS-2120, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Замеченный при работе с младшей моделью минус характерен и для этой камеры - неудачное расположение объектива очень близко к краю камеры приводит к непроизвольному закрытию объектива пальцами.

Меню в RoverShot RS-3320AF такое же, как в вышеописанной модели. Это все тот же круговой тумблер, расположенный сверху камеры и позволяющий выбирать режимы ее работы; четырехпозиционный многофункциональный указатель и четыре клавиши.

RoverShot RS-3110Z

ифровая фотокамера RoverShot RS-3310Z также предназначена для опытных пользователей, которые хотят не только добиться максимально высокого качества снимков, но и привнести элемент творчества в цифровую фотографию. Матрица с 3,4 млн. пикселов (примерно 3,1 млн. рабочих) позволяет делать снимки разрешением до 2048Ѕ1536. Экспозиция, фокус, скорость затвора могут быть настроены как автоматически, так и вручную. Чувствительность подбирается камерой автоматически, что обеспечивает наилучшую цветопередачу. Возможность цифрового и оптического увеличения позволяет добиться идеальной компоновки снимка.

Дизайн камеры RoverShot RS-3110Z значительно отличается от предыдущих моделей. Она выполнена в стильном черном корпусе, гораздо более эффектном. Объектив камеры расположен практически по центру, то есть замеченный нами в других моделях недостаток устранен. Теперь можно смело снимать с двух рук, не боясь случайно закрыть объектив.

Фотокамера обладает троекратными оптическим увеличением и цифровым зумом, включающимся после максимальной позиции оптического. На дисплее переключение зумов изображается в виде ползунка с перегородкой. Сначала указатель бежит вверх по ползунку до горизонтальной отметки, символизирующей предел оптического приближения, а затем следует часть цифрового зума. Так как камера снабжена оптическим зумом, линза объектива при выключении камеры теперь эффектно закрывается защитными шторками.

Управление камерой тоже претерпело значительные изменения и стало еще более удобным: на задней стороне слева от дисплея расположены четыре многофункциональные кнопки, а с правой стороны - пять кнопок управления.

Структура меню RS-3110Z несколько изменилась по сравнению с предыдущими моделями. Теперь в режимах автоматической и ручной фокусировки, нажав кнопку Menu, нужно выбрать только разрешение и качество съемки - остальные пункты меню заменены четырьмя многофункциональными клавишами. Такие настройки, как форматирование памяти, время, автовыключение, звук, видеосистема, язык, вынесены на круговой тумблер, распложенный на верхней стороне камеры. На круговом тумблере этим функциям соответствует его пятое положение, отсутствующее в моделях RS-2120 и RS-3130AF.

При работе с камерой понравилось более жесткое крепление крышки, закрывающей отсек для батареек и карт памяти, что делает действия пользователя более уверенными, а камере придает дополнительную надежность.

Общение всех трех камер с компьютером осуществляется посредством USB-интерфейса, что обеспечивает не только их «горячее» подключение, но и быструю закачку файлов, копирование на компьютер полученных фотоснимков и роликов. Питание камер при подключении к компьютеру тоже осуществляется через USB-интерфейс. Установка программного обеспечения не вызывает никаких нареканий. После подключения камеры к компьютеру он практически сразу определяет дополнительный носитель. Полученные кадры можно переписать с помощью любого файлового менеджера, причем камера заботливо разложит по отдельным папкам фотографии и видеофрагменты, поэтому пользователю не придется заниматься их сортировкой.

Все камеры позволяют не только делать снимки, но и записывать видеофайлы весьма неплохого качества. Для хранения снимков и видеофайлов во всех трех камерах можно использовать 16 Мбайт (8 Мбайт в модели RS-2120) встроенной памяти или дополнительные карты памяти Secure Digital (SD)/MultiMediaCard.

В комплект поставки к каждой камере входит стандартный набор компонентов, состоящий из двух батареек формата АА, инструкции на русском языке, диска с драйверами и программным обеспечением, видеошнура TV IN, шнура USB, ремешка и чехла для фотокамеры.

В заключение дадим рекомендации потенциальным пользователям. Если вы решили попробовать себя в цифровой фотографии, не тратя на это слишком много денег, то вам нужна камера RoverShot RS-2120. Если же вы хотите получать точно такие же по качеству фотографии, но с чуть большим разрешением, то лучше немного доплатить и приобрести трехмегапиксельную камеру RS-3320AF. А если вы намерены существенно сэкономить на профессиональной камере, то вам подойдет RS-3310Z.

Если и есть производители, не выпускающие цифровой техники,
то им недолго осталось претендовать на роль производителей...

Гарри Сиикала, Canon.

Цифровой фотоаппарат

Цифровой фотоаппарат — фотоаппарат, использующий электронные средства фиксации изображения — различного типа светочувствительные сенсоры — с последующей оцифровкой и программной обработкой полученной информации.

Разрабатывались ли на КМЗ цифровые фотоаппараты?

Вопрос о желательности начала разработки цифровой потребительской фототехники поднимался уже с начала, а достаточно регулярно — с середины девяностых годов XX века, но в отсутствии серьёзной поддержки, далее планов, как правило, дело не шло.

Из года в год в планах значились два предполагаемых «проекта»: ЗЕНИТ-DS и ЗЕНИТ-DC :

ЗЕНИТ-DS

ЗЕНИТ-DS павильон , по замыслу, представлял собой цифровую фотографическую установку «высокого» разрешения стационарного типа (в комплекте с персональным компьютером, DS = Digital Stationary ) — фактически видеокамеру с системой оцифровки и ввода изображения в компьютер.

В 1993 году одним зеленоградским предприятием по заказу отделения фототехники НТЦ КМЗ был разработан пилотный лабораторный образец фотоаппарата DS чёрно-белого изображения, представляющий собой матрицу с объективом, тестовую систему обработки изображения на микропроцессоре Z80 (фирмы Zilog) в отдельном корпусе со стационарным электропитанием и интерфейсом к персональному компьютеру. Программа получения изображений работала в операционной системе MS DOS, использовался собственный формат графических файлов без сжатия. После передачи лабораторного образца в НТЦ предметного развития этой темы далее не последовало.

А.Е. Юдин — руководитель лаборатории электроники отделения фототехники НТЦ КМЗ.
Фото сделано прототипом цифровой фотокамеры DS
в феврале 1997 года

ЗЕНИТ-DS всегда планировался первым, так как было понятно, что даже если, несмотря на все сложности, что-то и удастся создать, то это «что-то», основанное на сугубо отечественной элементной базе, будет достаточно громоздким для носимого использования. Поэтому, ЗЕНИТ-DS был фактически запланирован как тестовый макет для последующих работ по уменьшению конструктива в рамках другой задачи — создания компактного ЗЕНИТа-DC.

ЗЕНИТ-DC

ЗЕНИТ-DC электрон , по замыслу, представлял собой цифровой компактный фотоаппарат (DC = Digital Compact ), с не очень ясным обликом, конкретизация которого откладывалась на неопределённое будущее. Планируемые, довольно общего плана характеристики аппаратов, год из года постоянно менялись, пытаясь отслеживать стремительное развитие этого вида техники в мире.

К концу 1990-х годов стало окончательно ясно, что чисто отечественное производство цифровой фототехники из-за развала радиоэлектронной промышленности России — уже невозможно, равно как бессмысленно продолжать ожидать помощи от Государства (на НИОКР по проектам DS и DC государственные органы долгое время обещали дать финансирование). Выход из сложившейся ситуации виделся теперь уже только в сотрудничестве с зарубежными фирмами и только на взаимовыгодной основе, т.к. финансовых возможностей покупки лицензий и технологий у предприятия не было (не говоря уже о том, что продажа подобных технологий российскому производителю практически была нереальна, см. ).

Проекты начала 2000-х годов

С декабря 2002 года в Научно-техническом центре велась работа по созданию блоков объективов для цифровых фотокамер (блок — объектив с приводами: диафрагмы, фокусировки и зумирования) в кооперации с болгарскими разработчиками электроники, закончившаяся в начале 2004 года. Было создано два блока: для матриц на и Мп . Блоки экспонировались на выставке Photokina-2004. На базе этих компонентов планировалось, с добавлением полученной по кооперации электронной начинки, создание двух цифровых компактных камер. Последние предлагаемые названия их были: «Зенит-603» (603DF) и «Зенит-605» (605DF).

Зенит-605, дизайн-проект


Последним проектом, который разрабатывался в отделении фототехники НТЦ по ноябрь 2004 года, был цифровой зеркальный фотоаппарат, названный «ЗЕНИТ-408» (ЗЕНИТ-408DF или 408DC). Конструктивно основанный на базе серийных плёночных фотоаппаратов 12-й линии со шторным затвором, он должен был нести 8 Мп полноразмерную (24×36 мм ) составную матрицу иностранного производства. Присоединение объектива M42×1/45,5 позволяло использовать всю накопленную фотолюбителями массу резьбовой сменной оптики и приспособлений для зеркальных камер, давая ей новую жизнь.

Если на вашем выпускном вечере еще не было новомодных цифровых камер,
а лишь только состоятельные родители имели возможность запечатлеть
памятные моменты при помощи редких фотоаппаратов советских времен,
тогда вам точно будет интересно вспомнить все эти раритетные фотокамеры
из прошлого, которые вы увидите в продолжении поста.
Думаю, любого, кто серьезно увлекается фотосъемкой, захлестнет волной ностальгии;)

Год выпуска: 1969-1983
Название: "Этюд"
Производитель: ММЗ
размер кадра: 4.5x6 см
Объектив: мениск 11/60
Количество: ± 1.500.000 единиц. первоначальная цена - 7 рублей.

Год выпуска: 1976-1986
Название: "Любитель-166"
Производитель: ЛОМО
Объектив: Триплет-22 4.5/75

Суперхит всех времен и народов
Год выпуска: 1970-1992
Название: "Смена-8М"
Производитель: ЛОМ
Объектив: Триплет-43 4/40
Количество: 21 041 191 шт. (включая "Смена-8"). Первоначальная цена (в 1986 году), 15 руб.

Год выпуска: 1979-1986
Название: "Алмаз-103"
Производитель: Lomо
Размер кадра: 24x36 мм
объектива. MC Волна 1.8/50

ГОД ВЫПУСКА: 1956-1972
НАЗВАНИЕ: "ЗОРКИЙ-4"
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: КМ
РАЗМЕР КАДРА:. 24X36
ОБЪЕКТИВ:. ЮПИТЕР-8 2/5
КОЛИЧЕСТВО: 1.715.677 ЕДИНИЦ

Год выпуска: 1966-1987
Название: "Зенит-Е"
Производитель: КМЗ / БелОМ
размер кадра:. 24x3
Объектив:. Индустар-50-2 3.5/5
Гелиос-44-2 2/5
Количество: более 3 миллионов единиц.

Год выпуска: 1976-1989
Название: "Зенит-TTL"
Производитель: КМ
размер кадра:. 24x3
Объектив:. Гелиос-44М 2/5
Количество: 1.632.212 единиц.

В производстве с 1992
Наименование: "Зенит-312m"
Производитель: КМЗ " Сделано в России "
размер кадра:. 24x3
Объектив:. MC Зенитар-M2s 2/5
Количество: 71,834 единиц.

Год выпуска: 1961-1969
Название: "Киiв Вега 2"
Производитель:. Киевский Арсена
размер кадра: 10x14 мм
объектива. Индустар-М 3.5/2
Количество: неизвестно.

Год выпуска: 1973-1987
Наименование: "Киев-15 TEE"
Производитель: Арсенал (Киев
Размер кадра:. 24x3
Объектив:. Гелиос-81 2/53

Год выпуска: 1972-1983
Название: "Салют-С"
Производитель: Арсенал (Киев
Размер кадра:. 6х
Объектив:. Вега-12Б 2.8/9
Количество: ± 30,000 единиц.

Год выпуска: 1964-1975
Название: "ФЭД-4"
Производитель: FE
размер кадра: 24x3
Объектив: Индустар-61 2.8/52
Количество: 633,096 единиц (всех типов).

Год выпуска: 1986-1995
Название: "ФЭД-50"
Производитель: FE
размер кадра: 24x3
Объектив:. Индустар-81 2.8/3
Количество: 107,530 единиц. Первоначальная цена (в 1986 году), 90 руб.
Существующие также необычные памятные версии "ФЭД-70 лет".

Год выпуска: 1971-1995
Название: "Смена Символ"
Производитель: ЛОМ
Объектив: Триплет-43 4/40
Количество: 4.181.469 единиц. Первоначальная цена (в 1986 году), 20 руб.

Год выпуска: 1965-1969
Название: "Чайка"
Производитель: ММ
Размер рамы: 18х24
Объектив: Индустар-69 2.8/28
Количество: 171,400 единиц.

Год выпуска: 1977-1983
Название: "Орион ЕЕ"
Производитель: БелОМ
размер кадра: 24x3
Объектив: Триплет 69-3 4/40
Первоначальное название - Вилия EE.
Количество: ± 500,000 единиц

Год выпуска: 1966-1977
Название: "Сокол Автомат"
Производитель: ЛОМО
размер кадра:. 24х36 с
Объектив:. Индустар-70 2.8/5
Количество: 298,855 единиц (всех типов). первоначальную цену (в 1966 году) - 145 рублей.

Год выпуска: 1973-1983
Название: "Вилия Aвто"
Производитель: БелОМ
размер кадра: 24x3
Объектив: Триплет 69-3 4/4
Количество: ± 2 млн. единиц.

СП "Svetozor-Polaroid" было основано 1989 году и прекратило свое существование в 1999 году.
Учредителями СП "Svetozor"
1. Polariod Europe BV (49% акций
2. ПО «Балтиец (бывший военный завод в городе Нарва, Эстония. Обанкротился и реорганизован в 1993 г.
3. ПО "Сигнал" (Обнинске, Московская обл., в настоящее время это ОАО "Приборный завод Сигнал"
4. Московский НИИ ВНИИРТ (Научно-исследовательский институт радио технология)
Формат пленки: Polaroid 600, 10, 20-кадровые пакет
* Тип объектива: 106 м
* Фокус: Автоматический, от 0,6 м до бесконечности
* Диапазон выдержки: 1/3 до 1/20
* Диафрагма: f/14 f/42, чтобы

ФС-3
Отдельный пост про него здесь.

На дворе 2018-ый, и наконец-то на свет появился первый цифровой фотоаппарат российского производства, под всем известной с советских времен маркой «Зенит М»! Дальномерная фотокамера Zenit M оснащена китовым объективом Zenitar 1/35.

Цифровой фотоаппарат Зенит М. Полнокадровая беззеркалка российского производства

Кто следит за развитием отечественной оптики для фотокамер, знают, что на Красногорском заводе им. С. А. Зверева (КМЗ), выпускается ряд мануальных объективов с различными байонетами, предназначенные для установки на цифровые камеры иностранного производства. Но самих цифровых камер (тушек) завод до сих пор не выпускал. Впрочем и на этот раз российские инженеры самостоятельно разработали лишь объектив с фокусным расстоянием 35мм и светосилой f/1.0!!! Начинка самой камеры — обрусевшая немецкая Leica M (Type 240) не первой свежести.
Внешний вид цифрового Зенита, особенно со стороны объектива, мало отличается от всем известного советского пленочного фотоаппарата, только на этот раз не зеркального, а системного.

Обзор камеры ЗЕНИТ-М, на выставке PHOTOKINA 2018.

По кулачку, выглядывающего из-за байонета и двухцветному отблеску дополнительного объектива можно понять, что перед нами дальномерная камера. Именно такие дальномеры применялись в середине прошлого века, но с появлением цифровой техники утратили свою актуальность. Наличие дальномера подтверждает теорию о том, что камера создана в первую очередь в качестве музейного экспоната, для коллекционеров с деньгами. Ведь даже с мануальным объективом дистанцию можно «поймать» по электронным датчикам или же самостоятельно фокусироваться по изображению экрана, не даром в Китае продается столько копеечных переходников для связи советских Гелиосов — Индустаров с цифровыми Никонами — Кэнонами.

Цифровой фотоаппарат Зенит М. Полнокадровая беззеркалка российского производства 2019 г.

В Европе камеру начнут продавать в декабре 2018 года, в России – с января 2019-го в ограниченном перечне фотомагазинов.
Не смотря на то, что в современном «Зените М» даже автофокуса то нет, цена его составляет 5500 евро, т.е. 415 тысяч рублей по текущему курсу валют. Поскольку вся компонентная база забугорная, то стоимость отечественной камеры будет плясать под чужую дудку.

Характеристики камеры Zenit M

  • Крепление: Zenitar M
  • Сенсор: CMOS, 36×24 мм, 24 мегапикселя
  • Чувствительность: ISO 200-6400
  • Выдержка: от 60 до 1/4000 сек.
  • Ручная настройка выдержки и диафрагмы
  • Корректировка экспозиции вспышки: ±3 1/3 EV, возможность регулировки с шагом EV 1/3
  • Метод измерения экспозиции: Мультизонный, центровзвешенный, точечный
  • Серийная съемка: 3 к/с, не более 12 кадров в серии
  • Форматы файлов: DNG, JPEG
  • Видео: FullHD 1920 x 1080, (Motion JPG / Quicktime)
  • Карты памяти: SD/SDHC/SDXC
  • Батарея: 1800 мАч
  • Габариты: 138.6 x 42 x 80 мм (без объектива)
  • Вес: 680 г. (с батареей)

Характеристики китового объектива Zenitar 35mm f/1.0

  • Крепление: Leica M
  • Оптическая схема: 9 элементов в 8 группах
  • Угол обзора: 61.7°
  • Диафрагма: f/1.0-f/16
  • МДФ: 0.8 м
  • Габариты: 74 x 88 мм
  • Вес: 740 г (без крышечки).

Плюсы Zenit M:

  • Уникальность
  • Отличная светочувствительность благодаря большой матрице и светосиле объектива.
  • Хорошо передает объем и атмосферу.
  • Отлично снимает при низкой освещенности и высоких ISO.
  • Объектив имеет звенящую резкость деталей в фокусе даже на открытой диафрагме.
  • По заявлению производителей хорошие цвета. Однако вкусы же у всех разные…
  • Байонет M-mount позволяет устанавливать кроме Зенитаров объективы Leica M.
  • Можно заказать на Aliexpress, к примеру, .

Недостатки Zenit M:

  • Тяжелая (680г. камера + 740г. объектив + крышечка)
  • Нет автофокуса
  • Нет стабилизатора
  • Экран не поворотный
  • Отсутствует встроенная вспышка
  • Очень плохая глубина резкости.
  • Цена доступна только для депутатов, сотрудников «Плейбоя» и преуспевающих жуликов.
  • Видео с разрешением Full HD (по сути, вчерашний день)
  • В альтернативных объективах Leica M используются стекла, превосходящие по стоимости драгоценные металлы, что не предает популярности камере.

В итоге можно получить фантастические снимки за фантастическую цену.
Медведев уже успел заценить «Zenit M». Вскоре и любой депутат сможет купить себе такую игрушку, чтобы насладиться качеством снимков и еще больше гордиться отечественным производителем!

Цветовая гамма первой цифровой камеры из России «Зенит М». Цифровой Зенит М. Вид сверху. Цифровой Зенит М — экран и панель управления. Батарейный отсек Зенита М

В общем обладатель камеры должен быть: богатым — чтобы купить, сильным — чтобы таскать и в случае необходимости отбиваться, и конечно же искушенным в фотоделе, чтобы снимать на открытой, на мануале, не промахиваясь.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»