Техника русской росписи. Техника росписи по дереву и ее особенности

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Одним из старейших видов творчества и рисунка считается роспись по дереву. Данный способ декорирования был широко распространен на Руси, с помощью красок расписывали деревянные доски, оформляли панно, подносы и шкатулки. Чтобы научиться самостоятельно декорировать деревянные предметы, нужно лишь изучить основные техники росписи.

Данный вид декоративно-прикладного искусства передавался из поколения в поколение. Взрослые вместе с детьми изображали оригинальные узоры по народным мотивам, которые позже обрамлялись в рамы. Популярным считалось декорирование с помощью росписи различных предметов интерьера. В таком виде дошло данное искусство до сегодняшних дней, когда декоративной росписью по дереву украшают мебель, посуду, игрушки, музыкальные инструменты.

В качестве материала для работы мастера используют красящие составы разного назначения. По дереву можно рисовать гуашью, акрилом, акварелью и даже маслом. Изготовить самостоятельно красивую расписную доску для нарезки продуктов не составит труда даже ребенку: весь процесс состоит из подбора рисунка, его перевода на поверхность, постепенного разукрашивания. Немаловажным считается достигнуть правильного сочетания цветов, чтобы досочки выглядели гармонично.

Техники росписи бывают трех видов:

  • Хохлома – характеризуется черным фоном, а также желтым и красным цветами, где изображаются причудливые цветы.

  • – основные мотивы составляют рисунки, посвященные городским сценкам, былинам и цветочным композициям.

  • – вид рисования по дереву, основными сюжетами которого являются орнаменты и кони.

Чтобы научиться выполнять роспись по дереву, необходимо ознакомиться с основными приемами, о которых можно узнать в следующих разделах.

Как расписать кухонную доску акриловыми красками?

Самым удобным материалом для знакомства с народным творчеством и освоения техники являются акриловые краски. Они обладают достаточной густотой, их можно смешивать для достижения эффектного изображения. После росписи деревянной доски такими красками покрывать поверхность лаком необязательно, потому как акрил создает прочную защитную пленку.

Для работы потребуется:

  • разделочная кухонная доска с гладкой плоскостью;
  • указанные краски необходимых цветов;
  • кисточки;
  • трафареты для росписи.

Выбирайте качественные художественные акриловые краски, которые имеют достаточную густоту – именно так рисунок будет насыщенным.

Поверхность доски должна быть ровной, если на ней имеются выступы – рекомендуется применить наждачную бумагу и зашлифовать плоскость дерева . После этого мастера рекомендуют пропитать основу белым акрилом для того, чтобы последующие эскизы ровно легли на доску. Пока заготовка будет сохнуть, необходимо перевести рисунок на дерево, как это сделать можно узнать в последнем разделе данного материала.

Особенность полученных после росписи изделий в том, что они обладают ярким и насыщенным цветом. Начинать расписывать доску необходимо с крупных элементов рисунка, постепенно переходя к более мелким деталям. Чтобы выделить отдельные детали изображения, раскрасим их тонкой кистью черным или белым цветом.

После рисования по дереву акриловыми красками изделие необходимо тщательно просушить. Следующим этапом станет лакировка доски, если предполагается дальнейшее применение изделия по назначению. Если готовый результат будет выполнять только декоративную функцию, то покрывать лаком доску не нужно – роспись акриловыми красками будет самостоятельно держаться на дереве.

На видео: роспись разделочной доски акриловыми красками.

Роспись дерева акварелью и ее особенности

Технология росписи деревянных оснований акварелью подразумевает быстрое нанесение краски на поверхность. Некоторые утверждают, что акварель совсем непригодная для таких покрытий, потому как обильное намокание дерева приводит к его порче. Исправить ситуацию и научиться правильно делать роспись по дереву акварелью можно – необходимо всего лишь подобрать грамотную технику.

Для начинающих роспись акварельными красками не должна быть сложной процедурой, потренироваться можно на деревянных заготовках в виде матрешек. После перевода рисунка необходимо провести 1 раз мокрой кистью по тому участку заготовки, который нужно разукрасить. Делается это для лучшего сцепления краски. Поэтапно сначала разрисовывают большие участки, после чего придают цвета деталям.

Использование акварели по дереву имеет ряд особенностей:

  • способность создавать легкие и воздушные изображения, оснащая их тенями и цветовыми переходами;
  • отсутствие рельефности мазка, чего не скажешь про раскрашивание деревянных оснований акрилом или масляными красками;
  • нарисованное на дереве акварелью лицо наиболее точно правдиво передает оттенки;
  • возможность смешивания акварели с другими видами красок для росписи по дереву.

Готовое изделие можно покрыть прозрачным лаком. Акварелью также украшают фоны на панно, ведь данная краска – пигмент, разбавленный водой, который наиболее оптимально подходит для больших участков.

Гуашь для росписи как альтернатива

Разделочная досточка для кухни – один из практичных предметов регулярного обихода. Чтобы данная принадлежность ежедневно радовала глаз, ее рекомендуется расписать, сделать это можно гуашевыми красками по дереву. Такой красящий материал имеет схожесть с акрилом, однако по насыщенности немного проигрывает.

Роспись по дереву гуашью состоит из таких этапов:

  1. Шлифовка доски. Если поверхность изделия была недостаточно ровной, ее необходимо отполировать наждачной бумагой.
  2. Защита структуры. Если доска не имеет лакового покрытия, ее необходимо обработать морилкой.
  3. Грунт. Для этого используется акрил любого подходящего цвета. Деревянную доску стоит аккуратно покрыть краской без пробелов. Это будет способствовать легкому и быстрому раскрашиванию.
  4. Рисунок. После перевода изображения или самостоятельного рисования необходимо приступать к росписи на доске. Для начинающих лучше выбирать простые орнаменты или цветочные мотивы. Прежде чем раскрашивать дерево гуашью, можно добавить в баночку немного клея ПВА для лучшего сцепления.
  5. Лакировка. После окончания процесса, рекомендуется вскрыть изделие лаком. Можно использовать любой состав, которые есть дома, однако наиболее подходящим считается акриловый лак без запаха.

Мастер-класс, представленный ниже на фото, рассчитан на людей, не имеющих навыки в росписи кухонных досок. Роспись по дереву приносит удовольствие, а полученный результат приводит в восторг всех окружающих.

Наносить лак на готовое изделие необходимо в несколько слоев, но после полного высыхания предыдущего слоя. Кухня – место, где постоянно воздействует влага, поэтому данный этап считается обязательным.

Методы перевода рисунка на основу

Некоторые любители рисовать по дереву только с опытом начинают самостоятельно изображать картинки на дереве. Начинающим такое занятие не под силу, поэтому встает вопрос, какие существуют способы перевести картинку на деревянную основу? О них подробнее можно узнать ниже:

  • Копирка. Данный метод считается самым простым – для него необходимо наличие обычной темной или (в случае черной основы) белой копирки. Распечатанный лист накладывается на копирку, под которой размещена заготовка из дерева. С помощью ручки, рисунок обводят по контуру полностью. В итоге на заготовке образуется изображение, которое можно разрисовать. Полученное расписанное изделие отличается аккуратностью.

  • Калька. Чтобы роспись имела красивые границы, можно воспользоваться калькой. Для этого ее накладывают на подготовленный рисунок и обводят его по контурам. Далее лист переворачивают и обильно натирают графитом. После этого кальку накладывают на дерево и острым предметом обводят изображение. С помощью такого метода реально нарисовать даже самые сложные узоры.

  • Мыло. Способ аналогичен предыдущему, однако хорош, когда шаблоны для росписи переводятся на черную поверхность. Необходимо повторить те же операции, только натереть кальку не графитом, а мылом.

Для оттачивания мастерства специалисты рекомендуют использовать разные техники росписи на дереве. Неплохо рисовать и на бывшей деревянной основе под поднос, на шкатулке или других вещах. Полученные изделия можно дарить в подарок или украшать ими дом.

Мастер-классы по росписи дерева (2 видео)

Разные варианты и идеи (30 фото)



































30 апреля 2014

Художественная роспись как вид декоративно-прикладного искусства продолжает традиции народного творчества. Это не просто определенный визуальный ряд, ее суть намного больше, ведь она как бы парит вне времени, объединяя творчество десятков поколений мастеров. Она органично связана с Родиной - по месту своего возникновения в сообществе крестьян (скотоводов, земледельцев, охотников).

Взгляд искусствоведов на художественную роспись

Художественная роспись наносится на изделия из легко добываемых традиционных природных «демократических» материалов: натуральные ткани, дерево, глина, кожа, камень, кость.

До XVII века ее ростки существовали в пределах отдельных натуральных крестьянских хозяйств. Умения передавались мастерами по родовой линии, от поколения к поколению. Оттачивались специфические художественные приемы, позволяющие оптимально презентовать изделия. Избирались наиболее выразительные и содержательные способы нанесения орнамента. Роспись в архитектуре декорировала потолок, стены, своды, балки и столбы, а в быту - посуду, предметы труда.

В период с XVII по XVIII век художественная роспись в России уже трансформируется в промысел, создающий товары для рынка. Ею начинают заниматься не отдельные мастера, а отдельные местности, деревни. В XIX веке происходит артельная организация искусства росписи. Например, мастера федоскинской миниатюры таким образом самоорганизовались после разорения частных собственников в 1903 году и сохранили свое искусство. В 1876 году начинается систематизация различных видов росписи профессором Исаевым А.А. в двухтомной монографии «Промыслы Московской губернии».

В 20-30-е годы Советской власти ставка делается на создание кооперативных промысловых артелей там, где исторически сложились центры народного творчества, развивающие самобытные виды росписи. Например, хохломская роспись в Нижегородской области.

Стратегия развития росписи, как и других видов декоративно-прикладного искусства, осмыслена и очерчена ученым и педагогом Василием Сергеевичем Вороновым в монографии «О крестьянском искусстве».

В настоящее время предприятия художественной росписи активно развивают виды росписи с целью удовлетворения спроса как на рынке России, так и за рубежом. Расписные изделия при сохранении своей бытовой функции все больше приобретают черты эстетической и художественной ценности. Для их производства используются современные станки и специальное оборудование - для черновых и подготовительных работ. Основная же творческая работа, как и несколько веков назад, производится вручную мастерами-художниками.

Роспись как искусство

Невозможно не отметить, что национальная роспись изменяет сам образ изделия. Он становится более выразительным на уровне цветовой гаммы, ритмичности линий и пропорциональности. Промышленные «обездушенные» товары становятся усилиями художников теплыми и живыми. Последнее достигается путем нанесения орнамента и элементов изобразительного искусства (графики и живописи). Различные виды росписи создают особый позитивный эмоциональный фон, созвучный местности существования промысла.

Если говорить формально, то художественная роспись выполняется путем нанесения кистью красок на определенную поверхность. Следует отметить существенный момент: в отличие от живописи, моделирующей целостное пространство, роспись всегда фрагментарна.

Специалисты-дизайнеры нередко говорят о феномене русской росписи: она универсально гармонирует практически с любым стилем: минимализмом, модерном, кантри. Техники, созданные древними мастерами, оттачивались многими поколениями мастеров в определенных местностях, создавая особую стилевую выразительность. К счастью, в России XXI века сохранились и развиваются различные виды росписи: гжель, хохлома, борецкая, городецкая, мезенская, онежская, пермогорская, пижемская, полховско-пайданская, пучужская, ракульская. Рассмотрим особенности этих самобытных стилей.

Возникновение хохломы

Умение расписывать дерево в золотой цвет без использования, собственно говоря, золота было передано хохломским мастерам от иконописцев-раскольников, открывших это ноу-хау еще в XII веке в тайной глуши лесов Заволжья. Кстати, они же были знакомы с ремеслами, обеспечивающими роспись: токарным делом и искусством древнего орнамента. Возможно, им были знакомы также древние виды росписи,

Крупное торговое село Нижегородской области Заволжья - Хохлома, - словно магнит, притягивала к себе искусных мастеров.

Эта, говоря современным языком, региональная ярмарка для группы деревень по берегам реки Узолы работала не только для внутреннего рынка России. Зажиточные купцы скупали на ней крупные партии ходового товара и везли их на экспорт. Таким образом, рынок Хохломы был «под прицелом» как внутреннего, так и внешнего рынков, а значит, на нем преобладала конкуренция качества над конкуренцией цены. Был создан реальный стимул: умение мастеровитого человека приносило ему ощутимый достаток.

Согласно исследованиям специалистов, в период с XII по XVII века произошло эволюционирование хохломского стиля, в который интегрировались древние нижегородские виды росписи по дереву.

В период с XVII по XVIII столетие хохломской стиль в основном сложился. В наше время его очагами являются:

Фабрика «Хохломской художник», на которой работают мастера из сел Ковернинского р-на (Семино и др.). В их росписях преобладают полевые цветы и лесные ягоды;

Объединение «Хохломская роспись», г. Семенов. Мастера объединения традиционно развивают тему фантастических цветов.

Технология хохломы

Монашеское мастерство «тонкой кисти» нашло сферу применения в богатейшем растительном орнаменте. Большую роль играло качество изделий. Искусство хохломы предполагало соблюдение мастерами определенной технологии. Характерно, что она не изменилась до нашего времени. Перечислим по порядку ее стадии:

Вытачивание на токарном станке деревянной заготовки посуды («белья»);

Грунтовка заготовок жидким раствором специально подготовленной глины («вала»). В наше время с этой целью используют искусственные грунтовки;

Лужение оловом или же серебром. Сейчас для этого используют алюминий;

Художественная роспись по дереву и сушка изделия в печи;

Лакировка и горячая сушка.

Интенсивная термическая обработка изделий определила цветовую гамму, предпочитаемую древнерусскими живописцами: сочетание золота и красной киновари с черным цветом. Т.е. температура хохломских печей не влияла на яркость и контрастность таких красок.

Способы росписи хохломы


Старинные виды росписи по дереву, интегрируясь в хохлому, определили две ее системы: «фоновое» и «верховое» письмо. Само название системы содержит в себе способ нанесения основных силуэтных очертаний.

«Верховая» система предполагает нанесение цветного силуэтного очертания непосредственно на золотистый фон. Фоновая формирует золотистую «контурность» непосредственно из фона, путем «зарисовывания» мастером черным и красным цветами пространства, окружающего «золотые завитки».

Каждая из систем использует одни и те же виды хохломской росписи. Их всего четыре: «кудрина», «под ягодку» (или же «под листок»); «под пряник»; «под фон».

«Кудрина» предполагает «травный» узор, написанный очень тонкой кистью. Он чем-то напоминает осоку, впрочем, завитую затейливыми гармоничными динамичными кольцами. Как утверждают специалисты, это наиболее древний орнамент.

«Под ягодку» - рисуется более толстой кистью. Кроме «травяной основы» здесь уже появляются листики и ягодки. Растительная форма стилизуется и комбинируется. На одном и том же «стебле» можно увидеть и ромашку, и листья земляники.

Роспись «под пряник» предполагает обыгрывание определенной геометрической формы (чаще всего ромба). Фигура оживляется «кустиками» по бокам и освещается солнцем в середине.

При способе «под фон» последовательно прорисовывается растительный контур, после чего закрашивается оставшийся свободным фон, причем преимущественно черным.

Благодаря неповторимости кисти каждого мастера неповторима и уникальна хохлома. Виды росписи, рассмотренные нами выше, чередуются на ней, радуя взгляд гармонией золотитого, красного и черного цветов.

Гжель. Поиск глины для фарфора

Гжель как искусство художественной росписи родилась на территории современного Раменского района Московской области. Встарь эти места назывались Гжельской волостью, и на этой местности раскинулись села Бохтеево, Володино, Гжель, Кузяево, Новохаритоново, Турыгино.

Вплоть до XVII века местные крестьяне производили из глины сравнительно примитивную поливную посуду. Ситуация изменилась благодаря промышленной разработке местных глин, пригодных для производства фарфора. Точкой отсчета стало распоряжение царя Алексея Михайловича обнаружить «глины, пригодные» для производства аптекарских сосудов - в 1663 году.

Опыт удался, с 1710 г. аптекарский приказ начал пользоваться здешним сырьем. Аптекари нахваливали качество глин, и настал момент, когда ими заинтересовались промышленники. Их интересовало сырье, пригодное для производства фарфора. По указу царя в 1844 г. создали комиссию, в которую вошли собственник фарфорового завода в Москве Афанасий Гребенщиков и инженер Порцелиновой мануфактуры Дмитрий Иванович Виноградов, получивший горноинженерное образование в Марбургском университете. Пять лет искали нужную глину. В 1849 году после восьми месяцев изысканий были добыты глины, из которых произвели первоклассный фарфор. Об их качестве высоко отозвался сам М. В. Ломоносов, соученик Виноградова.

Гжель. Развитие производства

Промышленник Гребенщиков начал использовать найденное сырье на своем московском заводе. Однако смышленый народ из деревни Гжель и окружающих ее сел, кстати, как мы упоминали, уже имевший навыки гончарного дела, также понял выгоду в использовании более качественных глин.

Дело пошло бойко, поскольку в деревнях жили отменные консультанты - производственники с завода А. Гребенщикова. В период с 1750 по 1820 г. мастера-кустари производили майолику - продолговатые кувшины-квасники, тарелки, кружки, блюда. Орнаментальная роспись выполнялась зеленой, желтой, синей и баклажанной краской на белом фоне. Изображение включало в себя птицу - по центру, а вокруг нее - деревья, кусты, дома. (т.е. демонстрировало примитивные виды росписи посуды). Посуда пользовалась спросом. Возникла конкуренция качества. Лидировали бывшие гончарные заводы, изготавливающие полуфаянс высокого качества, идентичного «заграничной» посуде.

Мастерство за 80 лет отточилось, и с 1820 года уже практически все гжельские умельцы производят полуфаянс. Это время расцвета искусства гжели. Изделия мастеров можно увидеть и в Эрмитаже. Эта посуда стала считаться в России лучшей и наинаряднейшей. Характерные расписные гжельские чайники, пиалы, тарелки наполнили дома купцов и знати, трактиры. Совершенствуются виды росписи. Гжель покупают по всей стране, от Архангельска до Астрахани, экспортируют в Среднюю Азию и на Ближний Восток. Продукцию производят приблизительно тридцать фабрик. Занимаются производством гжели фабриканты: Бармины, Гуслины, Гусятниковы, Киселевы, Тереховы, Сазоновы.

К сожалению, начиная с 1860 г. происходит упадок гжельской росписи. Народное творчество, рожденное конкуренцией сотен мелких производителей и десятков средних, вытесняется прагматичностью крупных монополий. Среди монополистов выделялся М. С. Кузнецов, с его пятью заводами и годовым выпуском продукции в 2,1 млн. руб. Производственные мощности всех остальных составляли 14% от кузнецовского. Собственно говоря, фабрикант Кузнецов и «задавил» творчество. Ушла конкуренция, понизилась мотивация, снизилось качество, настал упадок.

Как художники рисуют гжель

Гжель уникальна тем, что каждый мастер, используя классические для нее виды художественной росписи, создает свою индивидуальную технику.

Это тонкое искусство. Принципиальная роль принадлежит опыту мастера, который проявляется в способе движения кисти. При этом на снежной белизне фарфора получается гармоничное изменение цвета от интенсивно-синего до размыто-голубого. Все это рисуется одной-единственной краской - кобальтом. Рисунок накладывается на поверхность «с первого раза», быстро.

Почему важно мастерство художника? Первоначально реальные цвета рисунка не просматриваются (особенность кобальта). Все изображенное кажется одноцветным, и только когда гжель пройдет обжиг в печи, рисунок проявится в полной мере.

Какова композиция гжели? Центральная роль в ней обычно занимается декорированным цветком. В стороны от него ведут гармонично-извивистый «травяной» сюжет, обогащенный листьями и ягодами. Бывает, что в этот рисунок вплетаются анималистические сюжеты или же связанные с бытом (например, дома).

Как практически получается такой рисунок? Виды художественной росписи для «рисуемой с первого раза» гжели сводятся фактически к способам нанесения мазка. Их всего четыре: мазок кистевой затененный, роспись одной кистью, узор «ситчик», а также дополняющие изображения.

Мазок сетевой затененный характеризуется широким цветовым диапазоном из-за различной интенсивности наложения кобальта посредством особого разворота кисти художником.

Роспись одной кистью характеризуется тем, что каждый последующий мазок по тону отличается от предыдущего. При этом интенсивность мазков постепенно убывает, они «светлеют».

Узор «ситчик» - самый тонкий. Он рисуется одним лишь концом кисти.

Используемые гжелью виды росписи картинки характерны не фотографическим тиражированием природных мотивов, а переосмысливаются и преподносятся в неожиданной конфигурации. Изображенные художником переосмысленные синие листья, лепестки синих тюльпанов, астр, гвоздик, роз повторяют контуры птиц или животных. Порой они очерчивают стилизованные бытовые предметы или объекты (например, крестьянские избы).

Дополняющие изображения «травяного» типа - усики, спиральки, элементы штриховки, различные росчерки, геометрические фрагменты - придают изображению законченность, создают необходимые акценты.

Возникновение полховско-майданской росписи

Многообразна русская народная роспись. Виды ее во всем их многообразии, пожалуй, могут быть описаны в специализированной монографии, но не в статье. Поэтому наша задача более скромная. Мы уже назвали наиболее «раскрученные» виды росписи: хохлому и гжель. Однако есть и другие, все они самобытны и их достаточно много. Назовем некоторые: борецкая, городецкая, мезенская, онежская, пермогорская, пижемская, полховско-майданская, пучужская, ракульская и т.д. Не имея возможности в данной статье предметно рассказать о всех них, представим описание единственной из них - полховско-майданской.

Эта роспись возникла в начале XX века в Вознесенском районе Нижегородской области. Здесь в селах Полховский Майдан и в поселке Вознесенское в конце XVIII века существовал токарный промысел монахов Саровского монастыря. Токарному ремеслу научились и крестьяне, став умелыми мастерами в изготовлении деревянной посуды. Мастера также изготавливали, как они говорили, «тарарушки», т. е. изделия для забавы: свистульки, грибочки, матрешки, пасхальные яйца, детские игрушки.

Толчком к созданию росписи стало приобретение крестьянином Полиным Павлом Никитичем аппарата для вижигания, а с 1926 года пробудившееся творческое начало крестьян привело их к росписи изделий масляными красками, а с 1933 года им на смену пришли анилиновые краски.

После того как творчество полховцев переняли загорцы, мериновцы, семеновцы, были созданы новые виды росписи матрешек (этой темы мы коснемся позже).

Технология полховско-майданского стиля росписи

Вначале поверхность деревянного изделия подвергалась шлифовке и грунтовке крахмальным клейстером. Затем наносился контур рисунка тушью, после чего производилась роспись. Для этого использовались краски четырех цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Затем осуществлялась «наводка», характерный художественнй этап полховско-майданского стиля, заключавшийся в обводке контура рисунка черным цветом. Добавим, что этот вид росписи предполагает такой прием, как наложение цветов.

Данный вид искусства также использует особую технику бесконтурной росписи.

Мы упомянули данный вид росписи не случайно. Он процветал в СССР до 90-х годов включительно. На Вознесенской фабрике трудились полтысячи человек. Из них 40% - художники, осуществляющие роспись, остальные - токари. К работе относились творчески, на фабрике работала творческая лаборатория. Продукция экспортировалась в США и страны Европы. Сегодня заложенные фабрикой традиции развивают предприниматели.

Ее величество матрешка

Не всегда эволюционно развивалась русская роспись. Виды ее порой возникали неожиданно - не из «глубины веков». Они порождались озарением какого-то одного креативного русского мастера. Так произошло с матрешкой. Она - не исконно русское изобретение.

Появилась матрешка на Руси в XIX веке в Сергиевом Посаде. Супруга художника Сергея Васильевича Малютина в 1898 году привезла из Японии фигурку старика Фукуруму, в которую вкладывалось еще четыре фигурки (кстати, согласно японской легенде, первую подобную фигурку сделал русский монах). Сергей Васильевич переосмыслил «по-русски» ее идею. Возник гениальный замысел - смоделировать типовую русскую семью. Имя Матрена тогда была популярным на Руси. Кроме того, как полагал Милютин, оно перекликалось с древнеримским названием матери семейства.

Сергей Васильевич сделал чертеж фигурки с восьмью вложениями. За женщиной следовала ее дочка с черным петухом, потом - сын, потом - опять девочка, восьмой фигуркой был младенец. Из дерева их формы выточил токарь В. П. Звездочкин. Раскрасил фигурку сам Сергей Васильевич.

Производство матрешек. Виды росписи

Всемирная популярность матрешки, ее признание миром относится к 1900 году, когда она «выехала в свет» - на всемирную выставку в Париже.

Могло ли народное творчество пройти мимо матрешки? Уже в 1899 году весь Сергиев Посад производил новых обаятельных кукол: девок и баб, румяных, в кафтанах и передниках или в платках и сарафанах, с корзинками, домашними животными, птицами, цветами. Загорский стиль (как известно, Сергиев Посад был переименован в Загорск) отличался живописностью, вниманием к мелким деталям.

С 1922 года матрешек начали также производить в селе Меринове в Нижегородской области. Здешний токарь Майоров А. Ф., купив сергиевскую матрешку, выточил «свою». Расписала же фигурки его дочь. Мериновцы быстро освоили изготовление этих сложных фигурок. Мериновская матрешка - подчеркнуто яркая, хотя с меньшей детализацией, чем загорская.

Третьим «месторождением матрешек» стало село Полховский Майдан, славящееся и токарями, и росписью. Полховская матрешка имеет свои характерные черты:

Мимолетно, мелкими мазками написанное лицо;

Место очертаний платка и линий сарафана (юбки), со спины на 2/3 матрешка выкрашена алым (красным) или зеленым цветом. Цвет платка контрастирует с ним. В области лба матрешки нарисован цветок розы-дикуши. Обозначен фартук - от шеи и до земли. Роспись фартука сгруппирована «по овалу». В середине - ветка с раскрывшейся розой, листьями, ягодами. Композиция дополнена маргаритками и незабудками.

Наиболее сложной в изготовлении считают матрешку из Вятки, которую местные умельцы инкрустируют соломкой.

Вывод

Русская художественная роспись как вид декоративно-прикладного искусства опирается на глубокую народную традицию, на осознание людьми того, что такое Родина, что такое семья. Оно связанно с вековой жизнью наших предков, поэтому расписные изделия несут в себе заряд тепла, человечности, творческого отношения к жизни. Они действительно украшают быт современного человека, ими вытесняется «обезличенность», вносятся элементы декорирования жилого пространства.

Художественная роспись также вносит некоторые акценты в нашу жизнь, напоминая о преемственности, о Родине, об общечеловеческом долге каждого человека - делать жизнь вокруг себя краше.

Какие виды русской народной декоративной росписи вы можете назвать?
Почти всё могут вспомнить Хохломскую роспись. Она яркая, красивая и изделия, расписанные под хохлому можно встретить чаще всего.

Гигантские матрёшки с различными видами росписи

Но ведь это далеко не всё! Наша русская народная культура безусловно очень богата.
Предлагаю посмотреть серию телепередач, созданных телеканалом Загородная Жизнь, каждая серия из которых посвящена определённому виду росписи.

Прикамская роспись.
Мастера, работающие в живописном стиле прикамского домового письма, размещали на дверях и стенах дома, на мебели изображения сказочных птиц и зверей, цветущих и плодоносящих растений. Они тонко чувствовали и точно выражали в своих работах поэтически-сказочное миропонимание пермских крестьян, долго сохранявших в быту архаические черты.

Пижемская роспись.
Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками.

Мезенская роспись.
Одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Стилизация рисунка, лаконичность и выразительность росписи, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера. В мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности.

Городецкая роспись.
Народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца.
Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов. Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет, прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах.

Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых.

За более чем двухсотлетнюю историю на платочной мануфактуре сложилась единственная в своем роде павловопосадская школа платочного рисунка.

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики.

Хохлома — это лишь малая часть богатого культурного наследия русского народа

Значение художественного творчества в культуре любого народа сложно переоценить. Это именно то, что на протяжении веков вбирает в себя традиции, особенности этники, делает нацию неповторимой, узнаваемой и богатой духовно. На Руси из поколения в поколение передавались тайны и секреты технического и технологического мастерства. С течением времени искусство совершенствовалось, так рождались народные промыслы, которые в современном мире, без преувеличения, возведены в ранг искусства. Одним из наиболее совершенных художественно народных промыслов считается хохлома, причудливые переплетения которой известны и любимы далеко за пределами России.

Истоки промысла

Знаменитая роспись хохлома не только выглядит сказочно, но и рождение такого искусства окружено легендами и оплетено волшебством.

Хохлома — это красочная и весьма детальная роспись

Известно, что хохлома — русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в округе славного и величавого Великого Новгорода. В связи с появлением знаменитой росписи есть легенда. Давно, на берегу живописной реки, в нижегородской округе, жил умелец с «золотыми руками». Он искусно вырезал из дерева ложки-плошки, а потом раскрашивал их волшебным образом, да так, что всем казалось, будто они сделаны из чистого золота! Слава о народном умельце быстро разнеслась по округе, а потом докатилась и до самого царя. Правитель был рассержен, почему такой талантливый мастер, и вдруг не у него в услужении при дворе. Послал тогда царь служивых в глухие леса, чтоб доставить искусника ко двору. Искали прислужники мастера, а он словно сквозь землю провалился. А случилось следующее: умелец волшебным образом узнал, что идут за ним слуги царя, и скрылся из виду, да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом обучил он своему мастерству добрых людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки сверкали золотом.


Русский народ украшал хохломой посуду, столовые приборы и многое другое

На самом деле же есть научный факт, что роспись по дереву и особую технологию принесли на Заволжье раскольники, которые бежали, спасаясь от жестокого царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных умельцев, иконописцев, художников. Они и научили местное население такой необыкновенной росписи. Красиво раскрашенную посуду продавали в большом торговом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали, откуда он привез такое диво, он охотно отвечал: «Из Хохломы!». С тех пор так и повелось именовать необычайно красивую, в русском народном стиле, роспись хохломой.


Резьба по дереву и роспись под хохлому по сей день являются достаточно популярным русским ремеслом в некоторых районах

Особенности промысла

Любой народный промысел является неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Главная особенность хохломской росписи — это неповторимый золотой отлив. Интересный факт, что на самом деле в росписи нет ни капли настоящего золота.


Золото хохломы выглядит очень богато

Россыпь красок, чудные орнаменты, глубокий смысл каждого рисунка и символизм — все это выделяет искусство росписи в народном стиле. Каждый промысел имеет свои особенности, которые и делают искусство рисунка узнаваемым во всем мире, хохлома не исключение.


Роспись хохломой довольно разнообразна

Характерные черты следующие:

  • определенная цветовая гамма рисунка с использованием всего лишь нескольких сочных оттенков;
    Популярное сочетание красного и золотого
  • высокая художественность рисунка;
    Для хохломы характерно наличие множества мелких деталей
  • исключительно ручная работа;
    Работа тонкая и кропотливая
  • отсутствие строгой геометрии, плавность форм и линий;
    Изысканные узоры хохломы
  • большая образная выразительность росписи;
    Роспись хохломой — это четкие акценты и яркие узоры
  • особые технологии нанесения рисунка;
  • классическая роспись выполняется, как правило, по дереву.
    Чаще всего — это деревянная посуда

Такого уникального эффекта добиваются при помощи особых технологий, основы которых неизменны на протяжении нескольких веков.

Ручная роспись под хохлому

Технология создания

Так исторически сложилось, что Русь во все времена славилась народными умельцами, слава о которых шла далеко за ее пределы. Все дело в том, что наши предки умели не только создавать, но еще и сохранять все традиции, передавая их своим потомкам. Именно поэтому каждый промысел — это не только невероятная эстетика, но еще и строгая технологичность процесса создания народного шедевра. Все дело в особых секретах и правилах, которым мастера следуют и сегодня:


Хохлома состоит их множества традиционных художественных приемов и техник, зная секреты и особенности которых можно выполнить ее самостоятельно. Деревянная посуда, которую украшает роспись в хохломском стиле, — это не только красиво, но еще практично и экологично.


Роспись под хохлому позволяет создавать такие вот шедевры

Такая роспись — это классика народного промысла. Те, кто знает толк в искусстве, именуют промысел «золотой осенью». И действительно, палитра, блеск, невероятно душевный и понятный каждому рисунок, — все это пронизано теплом и свежестью ясного осеннего дня.

В чем секрет такого уникального искусства? Все дело в том, что при нанесении рисунка используется определенная цветовая гамма. Это обусловлено тем, что истоком хохломской росписи стала иконопись, поэтому многие цвета в таких разных промыслах все же перекликаются между собой. Традиционные цвета представлены золотом, оттенками красного, черным. Иногда узор дополняется желтым, зеленью, коричневым оттенком или белым. Чтобы рисунок был фактурным, четким и ярким, по традиции для росписи используются краски с масляной основой. Нанесение рисунка — процесс творческий, требует не только соответствующего состояния души, но и определенных знаний.

Виды росписи

Точки расцвета народный русский промысел достиг в XVIII веке. Этот период был действительно благодатным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже оформилась, появилась классификация видов хохломского промысла.


Старинные изделия с хохломой можно найти в многочисленных музеях

Основными типами хохломского письма являются верховой и фоновый. Каждый имеет свою технологию и особенности. Верховой тип письма выполнялся на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок мягкие, пластичные, в итоге творческой работы создается ажурная хохлома. Верховой тип росписи делиться на несколько видов орнамента:



Красивая хохлома под ягодку

    Орнамент «пряник». Традиционный стиль художественного письма характеризуется вплетением орнамента в геометрическую фигуру. Это может быть круг, квадрат или ромб, посередине которого выполняется стилизованный рисунок в виде солнца. Такой вид верховой росписи более простой в техническом исполнении, нежели травяной или ягодный. Его главная уникальность в том, что он напоминает оригинальное солнце с лучами, которое всегда находится в движении.

Кроме верхового письма, хохломская роспись может быть фоновой. Из названия становится понятно, что перед нанесением рисунка обязательно наноситься фон. Как правило, это красный или черный цвет, а вот рисунок на нем остается золотым. Такой вид письма делится на два вила: роспись Кудрина или «под фон».


Фоновая хохлома прекрасно смотрится на посуде

Техника «под фон» сложна в исполнении и требует определенного уровня мастерства, но такие изделия имеют наивысшую ценность. Особенностью фоновой росписи Кудрина является стилизованное изображение цветов, завитков или плодов. Главную роль в орнаменте играет контурная линия.


Роскошная роспись фоновой хохломой

Все виды хохломского письма необычайно художественны, орнамент напоминает невероятной красоты ковер или полотно. На самом деле, выполнить такую роспись своими руками можно самостоятельно, не обладая художественными сверхвозможностями. Специалисты утверждают, что главная задача — это «набить руку», то есть, тренировать выполнение всевозможных мазков, уловить нажим кисти и нюансы техники.

Мастер класс «Роспись под хохлому»

Не посудой единой

Сегодня хохлома используется не только в производстве сувенирной продукции или посуды. Хохломские узоры — это новый тренд в современном мире высокой моды. Именно они являются частью популярного во всем мире стиля a la russe, который уже успел покорить многих. Первым, кто использовал хохломские орнаменты в одежде, стал Денис Симачев. Блузки, юбки, топы, брюки, — все это щедро украшалось хохломой, что стало настоящей революцией в мире моды. Кроме невероятно самобытных вечерних нарядов, была представлена уникальная коллекция спортивной одежды, которая также была украшена народными хохломскими мотивами.

С тех пор такой орнамент украсил не одну коллекцию, с каждым сезоном только набирая обороты популярности. Аутентичные принты в современной моде помогают в создании неповторимого и оригинального образа. Но есть важный совет от стилистов: если вы надеваете яркий топ, украшенный пестрым золотым орнаментом, дополнить образ следует однотонными брюками или юбкой, чтобы достичь гармонии и баланса.

Сегодня хохломской орнамент воспринимается нами, как нечто родное, легкое и невероятно живописное. Роскошная роспись не только способна украсить наше жилище или модный образ. Глядя на филигранные узоры, на ум приходят приятные воспоминания, глаз радует буйство красок, сочность и витиеватость орнамента. Безупречная хохлома, как ни один другой промысел, способна нам передать тепло рук мастера и частичку его души.

Русская художественная роспись является частью декоративно-прикладного искусства и носителем традиций народного творчества, связывающим поколения мастеров и умельцев во всех уголках нашей Родины. Зарождалась она поначалу в пределах отдельных натуральных хозяйств, а позже переросла в целые народные промыслы, которые создавали товары для рынка как внутреннего, так и зарубежного.

Такими промыслами занимались уже не отдельные мастера-умельцы и их семьи, а целые отдельные местности и деревни, благодаря которым они и получили свое название, известность и признание не только у себя на Родине, но и далеко за её пределами.

Основные росписи русского народного промысла:

Городецкая роспись по дереву

Городецкая роспись получила свое развитие в середине 19 века в городе Городец Нижегородской области и представляла собой изображение яркими красками на золотистом фоне жанровых сценок из русского купечества, также изображались различные цветочные композиции и узоры, животные (кони, петухи). Отличительная черта этой росписи - яркие, насыщенные цвета, изображения, выполненные свободными мазками, черная графическая обводка. Такой росписью украшали прялки, сундуки, ставни, мебель, створки дверей.

Палехская роспись на шкатулках

Палехская миниатюра характеризуется изображением на темной деревянной или металлической основе различных жанровых сценок из жизни наших предков, тем русских народных сказок, прославленных исторических событий. Стиль назван в честь села Палех Ивановской области, где эта художественная роспись получила свое развитие. Наносилась она в основном на шкатулки, подносы, солонки, тарелки, различные панно и деревянные украшения.

Жостовская роспись на подносах

Жостовская роспись берет свое начало в подмосковной деревне Жостово Троицкой губернии, где в начале 19 века братья Вишняковы стали заниматься росписью металлических подносов, поддонов, сахарниц, шкатулок, портсигаров, альбомов, покрытых лаком. На черном фоне изображались цветочные композиции из крупных и мелких элементов, выполненные широкими мазками с использованием ярких, насыщенных цветов.

Вятская роспись по дереву

История вятской росписи уходит корнями в далекое прошлое, когда на территории древней Руси существовала славянская ведическая культура, позже забытая и потерявшае свое значение для русского народа, принявшего христианство. Некоторые её следы сохранились в традиционных народных промыслах, в элементах украшения одежды, жилья и предметов быта. Древние ведические узоры сохранились в орнаментах вышивок, в художественной росписи на прялках и сундуках, они выступали своеобразным оберегом и энергетическим направляющим началом в жизни человека по уже расписанному для него Богом сценарию. Для вятской росписи характерно отображение всех образов в упрощенной, символической форме. Основные мотивы – образы главных божеств Отца-Солнца и Матери-Земли, главное место в орнаментах было посвящено солярной (солнечной) символике и изображению космического устройства мира. Так круг в центре символизировал солнце, его энергия передавалась широкими, закругленными мазками. Основные цвета - ярко-красный (символизировал Верховное Божество Рода), черный, желтый и оранжевый, для контраста добавлялись синий и зеленый, символизирующие водные стихии, также обязательным было наличие белого цвета - символа Изначального Белого Света.

Роспись под хохлому зародилась в 17 век в Заволжье близ деревни Хохлома, что в Нижегородских землях, это старинная художественная роспись по дереву в сочных красно-золотых тонах по темной, однотонной, лаковой основе. Причудливо переплетенные травяные узоры, состоящие из спелых, красных ягод земляники и рябины, ярких цветов и причудливых завитушек, золотистых листьев на черном лаковом фоне - главная особенность этой росписи, которая наносилась на деревянную посуду, мебель, статуэтки и матрешки.

Роспись под гжель - вид росписи по глиняным керамическим изделиям, которому присущи исполнение растительных орнаментов разного оттенка синего цвета, выполненных на белом фоне. Называется этот стиль росписи по названию одноименного Гжелевского куста, куда входит 27 деревень Раменского район в Подмосковье. Наносился в основном такой узор на посуду, вазы, чайники, разделочные доски.

Русская художественная роспись имеет глубокие народные корни и традиции, связана с жизнью, нравами и обычаями наших предков. Изделия с её использованием несут в себе заряд человеческого тепла, творческого таланта и частичку души человека, вложившего в неё мастерство и уникальное виденье прекрасного, которое передавались из поколения в поколение нашими далекими предками.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»