Управление организацией в условиях глобализации. Глобализация проблем управления

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Красноярский государственный аграрный университет

Менеджмент в условиях глобализации экономики

Булгаков Ю.В., Шапорова З.Е.

Парадигма глобального менеджмента - принципиально новая система взглядов на организацию бизнеса, в основу которой положены принципы глобализации и информатизации экономики. Глобализация как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Верно и обратное, - состояние каждого субъекта непосредственно зависит от изменений в окружающем мире, о чем прекрасно сказано в эпиграфе к роману Э. Хемингуэя "По ком звонит колокол".

Для организационно-экономических аспектов глобализации характерны свободная торговля, свободное движение капитала, рост масштабов слияний и поглощений внутри стран, тенденция к аутсорсингу непрофильной деятельности специализированным компаниям. Одновременно с глобализацией происходит процесс регионализации, что характерно не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Регионализация означает перераспределение властных компетенций, то есть передачу функций от национального на региональный уровень, что способствует появлению и развитию новых форм экономического управления. Таким образом, глобализация представляет собой, с одной стороны, сочетание процессов концентрации и централизации, а с другой,- деконцентрации и децентрализации.

Синхронные процессы глобализации, регионализации и информатизации привели к созданию новых форм кооперации - виртуальных предприятий и кластеров. Одной из наиболее эффективных форм кооперирования являются виртуальные предприятия.

Применение термина “виртуальный” не только к объектам и процессам, но и для организационных структур обусловлено тем, что виртуальное предприятие не существует реально как юридическое лицо, но способно производить реальную продукцию или услуги. Виртуальное предприятие определяется как кооперирование юридически независимых предприятий или частных лиц для организации производства товаров или услуг на основе общего понимания бизнеса. Другими словами, виртуальные предприятия представляют собой группы людей, совместно занимающихся общим бизнесом, независимо от их фактического места работы и местонахождения, в том числе независимо от страны, где они живут. Более подробно виртуальное предприятие определяется следующим образом - это временная межпроизводственная кооперация ряда юридически независимых предприятий, которая создается в короткий срок, разрабатывает и производит актуальную продукцию или услуги, обходится без новых юридических образований за счет гибкой координации совместных действий .

Техническими предпосылками появления виртуальных предприятий явились компьютеризация производства и информационная интеграция. Не менее важными явились также и экономические предпосылки. Насыщение рынка привело к тому, что в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто может быстрее создавать и выпускать новые виды товаров, отвечающие постоянно возрастающим требованиям потребителя. Первоочередной задачей для каждого предприятия стало увеличение гибкости.

Гибкость как реализация управленческого принципа адаптации характеризует способность предприятия приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям рынка. Компьютерные технологии проектирования, изготовления и менеджмента существенно увеличили гибкость предприятий, при этом одновременно совершенствовались и организационные формы.

В различных направлениях увеличения организационной гибкости предприятия, можно выделить две тенденции:

* сегментация или реструктуризация крупных предприятий;

* кооперация малых и средних предприятий.

В случае сегментации больших предприятий организуются внутренние производственные сети, в которых участники независимы, но их объединение при этом сохраняется. Например, участники могут быть объединены друг с другом по схеме “заказчик - поставщик”. Сегментированные производственные единицы вступают в конкуренцию с внешними конкурентами, например, с малыми специализированными предприятиями, где они должны доказать свою состоятельность. Сегментированные единицы могут идти на различные формы кооперации для участия в производстве инновационного продукта.

Кооперация малых и средних предприятий предназначена для использования сильных сторон каждого из участников с целью организации выпуска новой конкурентоспособной продукции в минимальные сроки, чтобы обеспечить конкурентное преимущество. Партнерами по кооперации могут быть как самостоятельные предприятия, так и частично автономные производственные единицы. Эффективно организованная кооперация может составить серьезную конкуренцию даже крупным предприятиям с известным брендом. Развитие этих тенденций в совокупности с развитием информационных технологий и привело к появлению организационных форм производства в виде виртуальных предприятий. Такие предприятия способны быстро реагировать на изменения рынка при сравнительно низких затратах с точки зрения традиционного бизнеса.

Важнейшим свойством виртуального предприятия является высокая организационная адаптация. Это означает, что здесь достигается быстрое соединение конкретных предприятий с определенной специализацией, чтобы использовать текущие возможности рынка. Другими словами, виртуальное предприятие успевает вовремя произвести необходимое количество товаров или услуг и реализовать их на рынке за период максимального спроса на данный вид продукции.

Однако быстрое соединение участников виртуального предприятия в активную сеть не может произойти само по себе. Для этого должен быть определенный организационный и информационный фундамент, на базе которого происходит то или иное соединение. Этот базовый фундамент носит название организационного потенциала отношений или информационно-управленческой среды. Он является катализатором кооперации и гарантирует участникам виртуального предприятия пакеты заказов, а, следовательно, обеспечивает их стабильное финансовое состояние. Потенциал отношений не возникает сам по себе, а формируется за счет работы отдельных лиц или коллективов, прямо заинтересованных в функционировании виртуального предприятия.

Важность информационно-управленческой среды обусловлена тем, что в начальной фазе много времени уходит на поиск подходящих партнеров, построение межличностных отношений, а также на развитие общего видения ситуации. Исследования зарубежных ученых показывают, что на подготовительную фазу кооперирования приходится до 30% расходов, причем многие кооперации распадаются, так и не возникнув.

Идеальный тип виртуального предприятия возникает, когда на базе созданной информационно-управленческой среды вновь и вновь формируются ориентированные на заказы, временно ограниченные активные сети. При этом число партнеров в информационно-управленческой среде может быть намного больше, чем в активной сети, что приводит к новым конфигурациям деятельности специалистов предприятий.

Более сильный потенциал виртуальных предприятий, по сравнению с обычными формами кооперации, заключается, прежде всего, в начальной фазе цикла выпуска новой продукции. Здесь не только обеспечивается малое подготовительное время для выхода на рынок, но и гарантируются сравнительно небольшие производственные затраты, как результат эффективного использования межпроизводственного потенциала отношений. Создание виртуальных предприятий сегодня рассматривается как один из путей оптимизации производства.

Нетрудно заметить, что многие аспекты глобализации и регионализации характерны и для кластерной политики. Понятие «кластер» по отношению к отраслям и компаниям было введено в научный оборот американским экономистом М. Портером в рамках его концепции ромба национальных конкурентных преимуществ, которая является наиболее известной среди исследований по национальной и региональной конкурентоспособности .

Кластер в экономике - это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Таким образом, кластер - это сообщество экономически тесно связанных и близко расположенных фирм смежного профиля, взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга.

Преимущественно это неформальные объединения крупных лидирующих фирм с множеством средних и малых предприятий, создателей технологий, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, сосредоточенных на ограниченной территории и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного типа продуктов и услуг. Следует различать кластеры и сети предприятий. Термин «сеть» относится к группе средних фирм, которые взаимодействуют для достижения общих целей, дополняя друг друга и специализируясь, чтобы преодолеть общие проблемы, достичь коллективной эффективности и захватить новые рынки. Термин «кластер» указывает на отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают ряд связанных или взаимодополняющих товаров совместными усилиями. Являясь точками экономического роста, кластеры становятся объектом крупных капиталовложений, на которых сосредоточено пристальное внимание местных администраций.

Производственная структура кластера всегда более выгодна, чем отраслевая, так как здесь внутрифирменные связи более тесные. Кластер порождает эффект масштаба производства, основой которого является наличие в лице одной из фирм инновационного ядра, стимулирующего производство новых видов продуктов и услуг. Преимуществом кластера также является гибкая возможность одновременного производства нескольких видов продукции. При группировке фирм в кластеры возникает возможность оптимизации производственно-технологических процессов и минимизации внепроизводственных издержек на различных предприятиях. Таким образом, все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния и специализации, обеспечивающей повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции.

Важной отличительной чертой кластера является фактор инновационной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется, или ожидается прорывное продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны - как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику - все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании своих инновационных систем.

Деятельность по поддержке кластеров называется кластерной политикой и обычно включает в себя ликвидацию барьеров для инноваций, инвестиции в человеческий капитал и физическую инфраструктуру, содействие географической концентрации связанных фирм.

Предприятия, работающие в рамках одной кластерной системы, имеют, взаимосвязанную стратегию развития, определяемую не только экономическими аспектами (инвестирование, финансирование), но и организационными аспектами, которые предприятия кластера используют для реагирования на изменения во внешней среде своей деятельности. В кластерной системе сочетаются элементы рынка и иерархической координации действий, кооперационные, информационные и имущественные связи. Например, агропромышленный кластер представляет собой территориально локализованную интегрированную структуру инновационной направленности с элементами сетевой организации, созданную на основе сельскохозяйственного производства, включающую различные сферы АПК, входящие в технологическую цепочку создания добавленной стоимости.

Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной промышленной политики, в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.

Рассмотренные организационные структуры с точки зрения их практического применения требуют предварительного исследования экономической эффективности на основе имитационного моделирования различных вариантов реализации.

виртуальный кооперация кластер

Литература

1. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии // М.: Финансы и статистика, 1997. - 336 с.

2. Е.И. Яблочников, В.И. Молочник, Ю.Н. Фомина. Реинжиниринг бизнес-процессов проектирования и производства / Учебное пособие - СПб: СПбГУИТМО, 2008. - 152 с.

3. Портер М. Конкуренция. Издательский дом «Вильямс». М-СПб-Киев. 2006. - 602 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические основы стратегического управления промышленными предприятиями. Анализ внешней среды и конкурентных сил ОАО "Вимм-Билль-Данн", преимущества стратегии дифференциации. Конкурентные стратегии российских предприятий в условиях глобализации.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2015

    Понятие виртуальной организации и цели ее создания. Особенности управления виртуальными организациями, их достоинства и недостатки. Анализ практики деятельности виртуальных организаций в современных условиях на примере Idealab, eSmartWork и Dostavka.ru.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2010

    Предпосылки возникновения менеджмента, его история. Менеджмент в условиях экономики Республики Беларусь. Управленческий труд как специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации труда. История развития управления.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2011

    Общее понятие стратегического управления. Организационный потенциал и конкурентные преимущества компании. Изменение способов ведения бизнеса в современном мире. Преимущества стратегического рыночного управления компанией. Феномен глобальной корпорации.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2011

    Обзор службы управления логистикой в организационной структуре предприятия. Изучение принципов и задач логистического сервиса в условиях формирования рыночных отношений в России. Анализ особенностей управления информационными потоками и распределением.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Понятие мотивации. Теории мотивации. Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении. Способы мотивации. Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от предприятий других стран.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2003

    Концепции стратегического менеджмента в современных условиях. Эволюция теорий стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. Стратегические проблемы малых предприятий. Стратегия ООО "УралИнвестТрейд".

    курсовая работа , добавлен 28.05.2007

    Определение задачи менеджмента малых предприятий. Анализ современных управленческих методологий. Направления использования зарубежного опыта менеджмента в РФ. Принципы системного подхода. Оценка интеграционных процессов в менеджменте малых предприятий.

    реферат , добавлен 18.04.2013

    Развитие электронных торговых операций. Достоинства и недостатки виртуальных предприятий, виды электронной коммерции. Особенности взаимодействия сотрудников и функционирования виртуального офиса. Понятие фриланса и применение системы Интранет в фирме.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2011

    Цели, сущность, основные направления инновационного менеджмента, его государственная поддержка. Инновационный потенциал предприятия в условиях рыночной экономики. Порядок разработки и внедрения нового продукта, рынок капитала и инновационный цикл.

11. Государственное управление в условиях глобализации

Трансформация систем управления.

Особую роль в ожесточении международной конкуренции играет разворачивающаяся в мире трансформация систем управления. Распространение технологий формирования сознания подорвало эффективность не приспособленных к ним общественных и корпоративных систем управления. Их общими пороками стали самопрограммирование, отрыв от реальности, сосредоточение на пропаганде вместо решения реальных проблем и отгораживание от общества. Однако вызов, брошенный им технологиями формирования сознания не менее десятилетия назад, не мог остаться безответным и уже породил стремление к восстановлению внутренней целостности управляемого общества хотя бы по отдельным значимым параметрам. Это стремление порождает усиление процессов делегирования ответственности и перенос внимания управленческой науки с трансформации традиционных пирамидальных организационных структур в конструирование независимых сетевых структур. Управление последними осуществляется не столько прямыми воздействиями, сколько изменения среды их функционирования (в первую очередь информационной и финансовой компонент этой среды).

Предельное выражение этой тенденции – попытки разработки теории эвристического управления (в противовес обычному, основанному на формальной логике). Вместе с тем нельзя исключить, что, наряду с осознанным совершенствованием систем управления людьми, происходит и их стихийная эволюция как некоторых целостностей, элементами которых являются образующие их чиновники и, что не обязательно, управляемые структуры. Аналогии между функционированием организаций и живых организмов достаточно очевидны и подкрепляют тот факт, что многие эффективные действия организаций, обеспечивающие достижение стоящих перед ними целей, не осознаются не только сотрудниками, но даже и руководителями этих организаций.

Принятие гипотезы о формировании в организациях (и тем более – в обществах) надличностного «коллективного разума» позволяет предположить, что распространение технологий формирования сознания является не вызовом ему, но средством повышения его эффективности, важным этапом его саморазвития. В этом случае устаревшие технологии управления, не соответствующие указанным технологиям, будут сметены не просто в силу своей неэффективности, но как оковы, мешающие самореализации коллективного разума. Скорость их замены новыми технологиями управления, не просто сохраняющими эффективность в условиях массового и хаотического применения технологий формирования сознания, но и использующего их для повышения своей эффективности, станет одним из ключевых факторов конкурентоспособности уже в ближайшем десятилетии.

11.1. Повышение эффективности работы государственного аппарата

Проблемы глобализации.

Развитие глобализации, как правило, сопровождается преодолевающей государственные границы информатизацией, которая позволяет гражданам сравнивать условия своей жизни с условиями жизни в более свободных и процветающих странах, а потому и побуждает их требовать от собственного правительства обеспечения аналогичных общественных благ. Кроме того, сама глобализация порождает новые проблемы, решение которых невозможно без участия государства. К примеру, возникают проблемы регулирования иммиграции и уровня безработицы, нелегального притока наркотиков, роста преступности, терроризма и «отмывания грязных денег». Усиливается необходимость контроля за деятельностью финансовой сферы в целях смягчения воздействия на нее мировых финансовых кризисов. Появляются новые проблемы налогового регулирования с тем, чтобы предотвратить утечку налоговых платежей от транснациональных компаний, стремящихся увести свои капиталы в страны с менее высоким налогообложением.

Решение указанных проблем во многом зависит от эффективности работы государственного аппарата.

Глобализация требует эффективности государственного аппарата.

Глобализация, развитие которой обусловлено, прежде всего, решением задач достижения наибольшей эффективности, заставляет государство пересматривать способы исполнения своих функций, обращая внимание, в первую очередь, на результативность и эффективность для общества своей деятельности. В частности, именно для обеспечения наибольшей эффективности государство проводит политику приватизации предприятий государственного сектора, идет на сокращение государственного участия в экономике. Для сохранения и увеличения уровня предоставляемых обществу благ государство увязывает свертывание прямых форм своего участия в экономической деятельности с развитием его более тесных партнерских отношений с частным сектором в производстве общественных благ и оказании общественных услуг. Тем самым государство освобождает себя от непосредственной хозяйственной деятельности, если она может осуществляться достаточно эффективно частными компаниями. Это достигается посредством контрактной системы, когда государство нанимает частные компании или покупает их продукцию.

Важнейшее условие повышения эффективности работы государственного аппарата – борьба с коррупцией, превращающей государственный аппарат в источник обогащения бюрократов и отдельных влиятельных бизнесменов. Эта болезнь в той или иной мере присуща всем странам. Вот почему международное сообщество уделяет этому аспекту растущее внимание. В 1996 г. проблема коррупции стала предметом специального обсуждения на ежегодной сессии МВФ и Всемирного банка. С тех пор и в рамках отдельных стран, и на международном уровне были приняты многочисленные законодательные нормы и административные меры, призванные ограничить масштабы этого бедствия.

Особое значение приобретает общемировая борьба против финансовых преступлений. В этой борьбе задействованы органы государственного финансового контроля, а во многих странах, кроме того, созданы специальные органы финансовой разведки, призванные выявлять подозрительные трансакции, связанные с отмыванием грязных денег или финансированием международного терроризма. В целях координации своих действий эти органы из 58 стран создали объединение «Эгмонт» – аналог Интерпола, позволяющее вести активный обмен информацией, объединять усилия в противодействии отмыванию преступных капиталов. Все эти органы руководствуются едиными юридическими нормами.

Без эффективного государства устойчивое и экономическое, и социальное развитие, невозможно. Причем в условиях глобализации главной проблемой становится не размер государственного сектора, а качество управления им и экономикой в целом, эффективность государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.

Эффективность государства важна как для развитых стран, даже в таких объединениях, как им является Европейский союз, так и для развивающихся стран, особенно когда приходится иметь дело с последствиями разрушительных финансовых кризисов. Опыт стран Латинской Америки, Тихоокеанского и других регионов показывает, что при отсутствии устойчивой финансовой системы и банковской сферы именно правительствам этих стран приходилось вводить жесткие ограничения на приток и отток иностранного капитала с тем, чтобы справиться с возникшими трудностями и проводить разумную макроэкономическую политику. И от того, как правительства справлялись с этими задачами, зависела стабильность государства, тяготы преодоления им последствий финансового кризиса.

Таким образом, не глобализация, а неэффективность государственного управления, не позволяющая государству достойно исполнять свои основные функции, может стать главной причиной его девальвации.

Оптимизация бюджетной политики.

Эффективность государственного управления во многом определяется эффективностью проводимой государством бюджетной политики. Для государства бюджет является и инструментом макроэкономической политики, и финансовой основой его деятельности, и базой для предоставления общественных благ. Поэтому исполнение государством на должном уровне возложенных на него функций без существенного увеличения для граждан бремени государственных расходов требует от него проведения эффективной бюджетной политики как в области расходов, так и в области обеспечивающих их доходов. В частности, большое значение приобретает снижение бюджетных дефицитов, оптимизация государственных расходов, проведение налоговых реформ с целью уменьшения налогового гнета на экономику и граждан.

Сокращение государственного участия в экономике, уменьшающее его возможности в части использовании бюджетной политики в качестве инструмента макроэкономического регулирования, одновременно повышает требования к эффективности управления государственными финансовыми и материальными ресурсами, заставляет государство действовать более эффективно как в плане мобилизации доходов бюджета, так и в плане расходования бюджетных средств.

Отказ государства от использования бюджетной политики в качестве главного инструмента макроэкономического регулирования и стабилизации конъюнктуры выдвинул на передний план новые концепции организации бюджетного процесса. Все чаще ставится вопрос о необходимости внедрения в него определенных бюджетных «правил». Речь идет о таких правилах или нормах, которые являются или могли бы стать критериями здоровой и эффективной бюджетной политики, а также качественного финансового контроля. Необходимость принятия таких правил или норм, по мнению многих экономистов и политиков, обусловлена тем, что государственные финансы большинства развитых и развивающихся стран, особенно стран с формирующейся рыночной экономикой, в течение многих лет отличаются превышением расходов над доходами. Отсюда бюджетные дефициты, рост государственной задолженности, увеличение расходов на обслуживание государственного долга, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на темпах экономического роста и стабильности денежных систем.

В последние годы под влиянием этих обстоятельств некоторые страны, как развитые, так и развивающиеся, уже ввели отдельные нормы и правила, налагающие жесткие ограничения на бюджетную политику в целях достижения макроэкономической стабильности, укрепления финансовой надежности государства и доверия к экономической политике правительства развития системы государственного финансового контроля.

Одним из главных условий эффективности бюджетной политики является прозрачность всего бюджетного процесса, основанная на открытости, правдивости и точности используемой информации, обеспечиваемых и подтверждаемых органами государственного контроля всех уровней бюджетной системы. Только в этом случае правила будут способствовать финансовой дисциплине и порядку. В противном случае могут возникнуть нарушения и отклонения, которые будут вызывать эрозию самих правил.

Однако, хотя использование бюджетной политики для потребностей макроэкономического регулирования и отошло на второй план, оно вовсе не утратило своего значения. В период рецессии или кризиса такое регулирование выступает серьезным подспорьем денежно-кредитной политики, что вновь заставляет вспомнить кейнсианство. Об этом говорит реальная практика, когда США и европейские страны после долгого периода роста в 2001 г. вступили в фазу резкого замедления.

Управление государственным долгом.

В условиях глобализации особое значение в макроэкономической политике приобретает управление государственным долгом. Неслучайно, что в Маастрихтских соглашениях условием вступления в ЕС является не только не превышение определенного уровня бюджетного дефицита (3% ВВП), но и определенной нормы государственной задолженности (не выше 60% ВВП). Ведь процентные платежи наряду с социальными расходами были наиболее динамичной статьей, стимулировавшей рост бюджетных расходов.

Немаловажное значение имеет также структура государственной задолженности. Западные страны стремятся уменьшить долю краткосрочных долгов, повысив долю долгосрочных, что способствует сокращению бюджетных расходов на их обслуживание. Следует также отметить, что в некоторых странах существует ряд жестких правил, регулирующих условия внешних заимствований, в частности новые займы не должны превышать суммы подлежащих погашению ежегодно долгов, а использование займов допускается только в инвестиционных целях. В 1999 г. бюджетный дефицит в странах Европейской валютной зоны составил в целом 1,6%, а уровень государственного долга – 72,9% ВВП. При этом данная область финансовых отношений с особой тщательностью подвергается государственному финансовому контролю на предмет нарушений и злоупотреблений.

Эффективность государственного управления в условиях глобализации в немалой степени определяется эффективностью финансового контроля, осуществляемого как на национальном, так и на международном уровне.

11.2. Государственное управление дополняет рыночное саморегулирование

Какова сейчас роль государства в социально-экономической жизни? Определимся: под государством мы понимаем объединенный общими целями и национальными интересами политический союз граждан (как это определял И. Ильин).

Современный мир является свидетелем того, что экономическое процветание государств в значительной мере определяется системой правления. Объяснение причин и мотивов успешного роста или многолетней стагнации следует искать, прежде всего, в основах экономической политики, государственных и общественных институтах соответствующих стран. Практика опровергает представление о том, что разница в уровнях доходов и благосостояния в тех или иных странах непосредственно определяется культурным, интеллектуальным, профессиональным и физическим капиталом наций. Наличие богатых природных ресурсов не является непременным условием процветания страны, а государства с самым высоким уровнем дохода на человека располагают, как правило, малыми природными ресурсами. Не является причиной бедности страны и нехватка земли (в Аргентине на квадратный километр приходится 11 человек, в Германии – 246, а в Гонконге – 5000). Нет прямой связи между уровнем благосостояния страны и уровнем образования населения - многие страны оказываются не в состоянии решить проблему занятости лиц с высшим образованием.

Мировая практика свидетельствует о том, что экономическое благополучие народов определяется эффективностью государственного управления, стабильностью законодательства и конкретной политической стратегией руководства страны.

«Невидимая рука рынка» не в состоянии обеспечить стабильное развитие национальной экономики. Она нуждается в корректировке и дополнении «видимой рукой» – государственным регулированием. Рыночная эффективность и социальная справедливость чаще всего не гармонируют друг с другом, что требует включения в экономическую систему механизмов перераспределения создаваемого дохода и накопленного богатства в интересах решения социальных и общенациональных проблем, преодоления нарушений в процессе воспроизводства, создания инфраструктуры национальной экономики и обеспечения ее целостности.

Суть государственного регулирования экономики содержится в известной формуле Рузвельта: «Я имею в виду не всеобъемлющее регламентирование и планирование экономической жизни, а необходимость властного вмешательства государства в экономическую жизнь во имя истинной общности интересов не только различных регионов и групп населения, но и между различными отраслями ее народного хозяйства».

Государственный сектор экономики является необходимым дополнением к рыночному механизму. Причиной создания и функционирования этого сектора является принципиальная неспособность рыночного хозяйства в определенных обстоятельствах решать задачи:

    развития инфраструктуры,

    реконструкции и модернизации ряда отраслей наукоемкого производственного комплекса,

    обеспечения народного хозяйства дешевыми энергоресурсами и сырьем,

    масштабного финансирования общегосударственной организации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Создание и функционирование экономических структур государственного сектора чаще всего основывается на принципах, нередко отличающихся от принципов деятельности частных компаний, так как направляется на решение общенациональных задач и обеспечение эффективности государственного регулирования экономики в целом. Монопольная прибыль, а нередко и просто прибыль, не является первостепенной целью создания и использования государственной собственности в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, в сфере научных исследований, подготовки и переподготовки кадров, охраны окружающей среды.

Государственный сектор экономики играет роль защиты национальных экономических и политических интересов от иностранной экономики, компенсирует слабость национального капитала, ограждая развивающиеся отрасли, жизненно важные отрасли и отдельные регионы от их захвата иностранным капиталом. Он дополняет частное хозяйство в обстоятельствах недостаточной мотивации для частного капитала, выступает инструментом перераспределения национального продукта в решении общественно необходимых задач. Громадное значение имеет государственный сектор в проведении НИОКР в США и других индустриально развитых странах в развитии университетской науки и переподготовке кадров, обеспечивая бюджетное финансирование исследований и разработок с последующей поставкой их результатов во все сферы экономики.

11.3. Причины кризиса государственного управления

Рассматривая причины системного кризиса в экономике России, авторы на первом этапе оставили в стороне причины, определяющие кризис государственного управления. Однако как предшествующие перестройке 70 лет функционирования директивного управления экономикой, так и настоящее его функционирование в условиях рыночных отношений позволяют констатировать, что в России как ранее, так и сейчас (правда, с учетом специфики рынка) влияние государства на все стороны воспроизводства общественной жизни очень существенно. В настоящее время можно констатировать кризис государственного управления, причины которого лежат в отсутствии реального механизма государственной деятельности. Используя критерии этого управления можно было бы ориентировать российскую экономику на достижение целей, необходимых для вхождения России в процессе глобализации в качестве полноправного партнера в сферу внешнеэкономического сотрудничества в рамках мирового экономического порядка.

Касаясь ретроспективы развития российской экономики, следует отметить, что переход к рынку, конечно, изменил функции государственного управления, в то же время ослабив их сами по себе.

В годы переходного периода усилилась безответственность органов государственной власти за результативность, компетентность и эффективность принимаемых решений. В настоящее время государственное управление в России, особенно в ее регионах, в большинстве своем малоэффективно и продолжает сохранять практически все недостатки, которые отметил еще в 2001 году Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию.

Президент России, отметив эту неэффективность, указал, что существующая система работы и законодательных, и исполнительных органов власти по-прежнему продолжает защищать права последней на получение «статусной ренты» и тормозит любые преобразования, посягающие на ее «привилегии».

Возможно, именно этим можно объяснить то, что существующая система государственного управления тормозит проведение любой реформы государственного финансового контроля, которая могла бы ограничить ее «привилегии». До сих пор в стране не принята единая концепция развития государственного контроля прежде всего из-за того, что органы, управляющие финансовыми и материальными ресурсами государства не желают допустить контроля и проверки эффективности своей деятельности. В их глазах «кардинальная реформа» государственного финансового контроля – это просто экстенсивный рост органов внутреннего финансового контроля, которые, априори, не могут контролировать качество работы создавших их структур. По этой же причине ими неоднократно делаются попытки ограничить деятельность органов внешнего финансового контроля лишь одной функцией – контролем за исполнением бюджета. С этой же целью, чтобы исключить попытки проконтролировать качество работы чиновников – распорядителей государственных средств изобретаются многочисленные причины (бюджетный федерализм, налоговая тайна и т.д.), в силу которых управление государственными средствами не может быть сделано «прозрачным».

Отсутствие реальной ответственности высших государственных чиновников перед обществом, внешнего контроля за их деятельностью позволяет сохранить существующий порядок, при котором государственному чиновнику важнее успешно отчитаться перед руководством, чем принести реальную пользу государству и обществу. В таких условиях чиновников высокого ранга больше беспокоят проблемы сохранения своих руководящих постов и связанных с ними «привилегий», чем заботы об обеспечении высокого качества управления. Часто словами о своей особой заботе о качестве управления государственными средствами они прикрывают свою некомпетентность и использование служебного положения в личного целях, в частности для создания плацдармов возможного «отступления» в высокоприбыльный частный бизнес или для обеспечения безбедной жизни для себя и своих родственников в странах, в которых государство больше заботится о своих гражданах.

В стране, особенно в отдельных регионах, отмечается нехватка компетентных и дисциплинированных чиновников. Часто кандидатов на государственную службу оценивают не столько по их образованию или деловым качествам, сколько по степени личной полезности руководству. Этим можно объяснить, например, те факты, что в настоящее время у 30% государственных служащих базовое образование не соответствует занимаемой ими должности, а в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации таких сотрудников больше половины. Продолжает оказывать негативное влияние на квалификацию кадров органов государственного управления начавшееся в постсоветский период падение социального статуса государственных служащих.

Престиж госслужбы подрывает и низкая по сравнению с доходами коммерсантов и бизнесменов заработная плата государственных служащих среднего и низшего звена. Все это лишает российских государственных служащих как материальной, так и моральной мотивации к высококачественному труду, сказывается на их стремлении повышать свою квалификацию, чтобы более качественно выполнять свои должностные обязанности. По этой же причине трудно ожидать притока в органы государственного управления высококвалифицированных специалистов.

Наконец, причиной кризиса, замедления всех экономических и социальных процессов могут стать недостатки в формировании гражданского общества. В развитых странах (да и не только в них) по меньшей мере 90% усилий народа в сфере экономики, оптимизации социальных отношений, развития культуры приходятся на долю т.н. «третьего сектора», составляющего основу гражданского общества. Именно он, а не государство и капитал инициируют большую часть прогрессивных преобразований во всех сферах жизнедеятельности социума. У нас же пока главным локомотивом таких преобразований выступает государство. Капитал работает большей частью на себя, а народ, объединенный «третьим сектором», «безмолвствует». А ведь даже в условиях этатистского строя, господствовавшего в СССР, именно народная, то есть гражданская инициатива была решающим фактором общественного развития. При Президенте В.В.Путине эта инициатива начинает возрождаться, в том числе и усилиями государства, но делается еще ничтожно мало.

ВДокумент

Культура, искусство и образование в России в условиях глобализации» . В рамках конференции предполагается проведение лекций... - глобализация и ее влияние на развитие культуры, искусства и образования; - роль культуры и искусства в условиях глобализации ; ...

Влияние глобализации на менеджмент

Глобализация экономики, а именно ее превращение в единую взаи­мосвязанную систему, является очевидной характеристикой начала XXI века. Уже к 90-м годам прошлого столетия почти 30% глобального валового продукта производилось совместными предприятиями, а се­годня этот показатель приближается к 40%. Глобализация рынков требу­ет глубокого изучения факторов успеха многонациональных предпри­ятий в условиях обострения международной конкуренции. Для эффек­тивного управления этими предприятиями и их организационной культурой и выбором правильной стратегии большое значение имеют трудовые ресурсы.

Сегодня без понимания сущности глобализации трудно быть эффек­тивным менеджером, принимать стратегические решения, искать схе­мы рационального управления персоналом. Глобализация экономиче­ской деятельности оказывает непосредственное влияние на сферу биз­неса, где в настоящее время идет сложный процесс переплетения деловых культур и подготовки специалистов для работы в международ­ных компаниях. Компании должны принимать во внимание подход, ценности, ожидания, восприятие и типичное поведение сотрудников, представляющих разные культуры. Успех (или неудача) компаний, веду­щих операции на мировом рынке, все в большей степени определяется тем, удалось ли им создать эффективную систему управления персона­лом, ликвидировать трения в отношениях между сотрудниками (руко­водителями и подчиненными) разных национальностей, с разными культурными традициями.

Глобализация предполагает, что постепенно должны стираться гра­ницы между различными культурами, они должны адаптироваться одна к другой. На практике же все оказывается далеко не так просто: сущест­вуют серьезные препятствия на этом пути, связанные с особенностями законодательства, традиций, обычаев и, наконец, климатических усло­вий. Менеджер XXI века должен обладать значительно большим международным опытом по сравнению с тем, который имели менеджеры по­сле Второй мировой войны.

Культурное многообразие потребует от менеджеров более глубоко­го понимания этнических и религиозных особенностей, семейных ценностей и национальных субкультурных явлений. Новые требования к менеджерам связаны с глобальными стратегиями и подходами к управлению разнородной рабочей силой. Эволюция бизнеса от ори­ентированного преимущественно на отечественный рынок к глобаль­но ориентированной детальности потребует нового мышления и управленческих навыков.

Управление в условиях разных культур предполагает изучение пове­дения индивидов в организациях во всем мире. Новому глобальному ме­неджеру следует мыслить в большей степени глобальными категория­ми. Это потребует изменений в образе мыслей менеджера. Менеджерам, работающим в условиях глобальной изменяющейся обстановки, необ­ходимо должным образом знать международные отношения и зарубеж­ные рынки. Но что еще более важно, так это не только приобретение языковых навыков, но и изучение культур и культурных различий.

Важно отметить, что процесс глобализации и либерализации миро­вой экономики имеет не только положительные, но и отрицательные стороны, но все же реальность состоит в том, что глобализация пред­ставляет объективное и совершенно неизбежное явление современно­сти, которое можно притормозить средствами экономической полити­ки, но нельзя остановить.

В условиях глобализации еще отчетливее и в больших масштабах проявляется одна из основных закономерностей всей рыночной эконо­мики: ни одна компания, будь то малая, средняя, крупная или крупней­шая, ни одна страна независимо от уровня ее развития и размеров, ни один регион или региональная группировка не занимают какое-то не­изменное, навсегда закрепленное за ними место в мировой экономике. Так обстоит дело, например, с одной из весьма глобализированных от­раслей промышленности – фармацевтической. Лидирующие позиции занимают здесь европейские компании, но глобальная конкурентоспо­собность требует постоянного внимания и постоянной борьбы, посто­янного повышения качества и развития инноваций, а следовательно, высокопрофессионального персонала.

Основные направления глобализации экономической деятельности

Глобализация экономической деятельности развивается по трем ос­новным направлениям: международная торговля товарами, услу­гами, технологией, объектами интеллектуальной собственности; меж­дународное движение факторов производства, а именно капитала (в виде прямых иностранных инвестиций) и рабочей силы (в виде стихийных миграций неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих и в виде «утечки умов»); международные финансовые опера­ции, включающие в себя кредиты (частные, государственные, междуна­родных организаций), основные ценные бумаги (акции, облигации и другие долговые обязательства), производные финансовые инстру­менты (фьючерсы, опционы и др.), валютные операции.

Под влиянием процесса глобализации появляется новый тип корпо­ративной организации – глобальная компания, использующая пре­имущества деятельности в глобальном масштабе. Можно выделить два метода, с помощью которых глобальные компании добиваются конку­ рентного преимущества и обеспечивают свою долгосрочную конку­рентоспособность. Первый – размещение различных видов деятельно­сти в разных странах, позволяющее наилучшим образом обслуживать мировой рынок, который для глобальных фирм становится единым це­лым. Второй – способность фирмы координировать деятельность сво­их филиалов, разбросанных по всему миру.

Изменения, происходящие под влиянием глобализации, затрагива­ют не только глобальные компании с многомиллиардным товарообо­ротом. Средние и мелкие компании во всех странах мира также подвержены этому процессу.

Одной из характерных черт современного экономического разви­тия является рост сферы услуг, в которой заняты в основном небольшие компании и индивидуальные предприниматели. Для того чтобы удер­жаться на этом рынке, качество услуги должно быть неизменно высо­ким, независимо от места, где эта услуга оказывается. Следовательно, возникают дополнительные требования к персоналу, вовлеченному в эту сферу деятельности.

Глобализация и ее проявления прямо связаны со мно­гими вопросами управления человеческими ресурсами, начиная с про­блем создания адаптированных к новым условиям организационных структур и заканчивая программами подготовки менеджеров XXI века.

Рассматривая управление человеческими ресурсами в международ­ном контексте, можно выделить два ключевых объекта исследований: HRM на международном уровне, когда речь идет о деятельности гло­бальных компаний, и особенности HRM в различных странах.

Важнейшим фактором, определяющим развитие мировой экономики в наши дни, является глобализация мирового хозяйства. Ее основу составляет рост взаимозависимости национальных экономик и все более тесная их интеграция. Возникают глобальные системы инфраструктуры (транспортная сеть, Интернет и др.). Возрастает значение глобальных проблем современности, решение которых требует сотрудничества всех стран мира. Существенное влияние на протекающие процессы оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь, в области информационных технологий и телекоммуникаций. Процесс глобализации затрагивает не только уровень межгосударственных отношений, но и все уровни экономики. Значительное влияние он оказывает и на развитие компаний различных стран.

Одним из явлений, тесно связанных с глобализацией, является транснационализация - становление крупных международных корпораций и банков, осуществляющих свою деятельность по всему миру. С началом процесса глобализации связана качественно новая эпоха в развитии международного предпринимательства, когда на первое место выходят транснациональные компании и транснациональные банки (ТНК и ТНБ). Безусловно, сами эти корпорации возникли значительно раньше, но лишь сегодня возникает специфическая транснациональная экономика, представляющая собой своеобразную “мировую шахматную доску”, на которой соперничают ведущие международные компании . Конкуренция этих компаний нередко является более острой, чем на национальном уровне, используются принципиально иные методы конкурентной борьбы. ТНК превращаются в самостоятельную силу, учитывать влияние которой вынуждены и национальные правительства - в ряде случаев международные компании превращаются в своеобразный “полюс власти” в мировой экономике.

Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возмож­ностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаи­модействия.В общем смысле можно заключить, что международный менеджмент – это управление различными аспектами международной деятельности многонациональных компаний.

Принципиально структура международного менеджмента схожа со структурой национального (или странового менеджмента), то есть включает в себя пробле­мы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом:

Исследование, анализ и оценку внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;

Процессы коммуникации и принятия решений (включая модели и методы);

Базовые функции управления (стратегическое планирование и реализа­цию стратегий; построение организации; мотивацию, контроль и коорди­нацию);

Вопросы групповой динамики и руководства;

Вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).

Различия проистекают из оперирования фирмы в иных странах, чем страна ее базирования, что заставляет с особым вниманием относиться к анализу внешней среды и, в пер­вую очередь, всего того, что потенциально несет в себе те или иные конкурент­ные преимущества: экономики, политики, права, культуры, социальных про­цессов и иных аспектов жизнедеятельности того или иного национального государства в контексте стратегических и тактических задач, решаемых фир­мой на его территории и/или с помощью фирм этой страны в третьих странах. При этом, знание и понимание культуры страны и соответ­ствующих особенностей поведения ее населения играет одну из ключевых ро­лей и несет заряд принципиально новых конкурентных преимуществ (или опас­ностей - в негативном варианте).

К тому же, серьезное управление международным бизнесом значительных масштабов требует качественно иной информационной базы, безусловного преодоления языковых барьеров и профессионального обеспе­чения управленческих решений. Что касается внутренней среды фирмы, то здесь и сложности, и отличия определяются все той же многонациональной средой. Хотя внешне такие оп­ределяющие категории, как цели, структура, разделение труда внутри фирмы, координация, и уж тем более технологические параметры, не несут в себе значительных отличий от национальной модели, но все, что касается главного - людей, их потребностей, восприятия, ожиданий и, главное, ценностей и целей поведения, то возникает необходимость учета национально-культурных факторов. Различия здесь могут быть очень большими. Например, почти половина японцев рассматривает работу преж­де всего как добывание средств к существованию, в то время как среди бель­гийцев или голландцев этот процент не достигает и трети. Или другой столь же показательный факт: время, планы и программы - важ­нейший элемент западной культуры вообще и менеджмента в особенности, в то время как восточная культура просто не приемлет мысль о том, что «второго шанса не будет» и относится ко времени как к некоему бесконечному ресурсу.

С еще более серьезными проблемами сталкивается международный менедж­мент в сфере коммуникаций, где все: от особенностей языковых барьеров до ритуалов и невербального общения - несет жесткий отпечаток специфики той или иной культуры. Но именно особенности коммуникаций во многом пред­определяют и национально-культурную специфику принятия решений, и то, что в одной культуре будет моделью рационального принятия решений, в дру­гой будет считаться просто неразумным поведением руководителя.

Сложной проблемой для международного менеджмента является соотношение глобального и локального подходов в деятельности фирмы, а следовательно правильного формирования и развития отношений фир­мы со страной пребывания в целом и ее отдельными регионами. Не­редки случаи, когда глобальная оптимизация деятельности фирмы требует таких решений от ее руководства, которые противоречат представлениям об оптимальности у местных властей и насе­ления (например, закрытие местного предприятия).

Кроме того, руководство международной фирмы вынуждено принимать комплексные решения, связанные с учетом политических, социально-экономических, валютных, криминальных рисков в различных странах.

Рост целостности и единства современного мира, усиление взаимосвязи и взаимозависимости между людьми и странами – это тенденция, которая проявляется в политической, экономической, социальной и культурной областях. Важнейшей частью этого процесса является глобализация экономики. Мировой рынок объединил национальные рынки и образовал глобальный рынок.

Глобализация рынков – это объединение исторически отдаленных и независимых друг от друга национальных рынков в глобальный рынок. Термин глобальный рынок ввел Теодор Левит. На глобальных рынках противостоят фирмы друг другу. Например кока-Кола и Пепси Ко. Происходит глобализация производства товаров, которая заключается в распространении производственной деятельности отдельных компаний по всему миру, в их стремлении приобретать факторы производства (рабочую силу, энергию, землю и капитал) в разных регионах, а также приближении производства к потребителю.

Глобализация непосредственно затрагивает и российскую экономику. Идут процессы слияний и поглощений в российской экономике, в которых участвует международный бизнес.

Глобализация мировых рынков капитала позволяет российским компаниям привлекать зарубежные инвестиции в ходе первичных публичных размещений акций как на российском фондовом рынке, так и за рубежом.

Для того чтобы дать определение категории «международный (глобальный) менеджмент», необходимо осмыслить понятие международного бизнеса как формы предпринимательства, в соответствии с которой товары и услуги производятся и реализуются в разных странах.

Международный бизнес – это основная форма предпринимательства, заключающаяся в сотрудничестве хозяйствующих субъектов двух или более стран с целью извлечения выгоды. К специфике этой формы относится осуществление производства и реализации товаров и услуг в разных странах с обеспечением основных факторов жизнеспособности предприятия:

Непрерывного совершенствования процесса производства;

Рациональной модели организационной структуры предприятия в условиях внешнеэкономической деятельности;

Научно обоснованного стратегического планирования.

Основополагающим принципом деятельности специалиста в области международного бизнеса является стремление к дальнейшему развитию международного разделения труда, способствующему прогрессу производительных сил и росту производительности труда в мировом масштабе. Такое разделение предполагает межотраслевую и внутриотраслевую специализацию производства.

Для национального хозяйства каждого государства определяющее значение имеет межотраслевая специализация производства с ведущими для экономики отраслями: промышленность со специализацией по конкретным отраслям (топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение и т.д.), сельское хозяйство – растениеводство, животноводство. Наиболее эффективной моделью специализации во всемирном хозяйстве является высокая степень развития наукоемких отраслей с дорогостоящей продукцией, которая характерна для США, членов Европейского союза и Японии. Остальные страны, с недостаточным уровнем развития производительных сил участвуют в международном разделении труда на межотраслевой основе как поставщики на мировой рынок минерального и сельскохозяйственного сырья, некоторых видов продовольствия.

Внутриотраслевая специализация, получившая распространение на современном этапе развития мировой экономики, основана на использовании результатов научно-технической деятельности. Ее направлениями стали предметная специализация (производство отдельных видов готовой продукции – электронной техники, металлообрабатывающих станков и т.д.); подетальная специализация (сосредоточение на выпуске узлов и деталей, которые используются в качестве комплектующих изделий для готовой продукции); технологическая специализация – изготовление для внешнего и внутреннего рынка заготовок, отливок и поковок).

К новым явлениям в международном разделении труда следует отнести интернационализацию НИОКР - это перенос транснациональными корпорациями центров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из страны головной компании в принимающие государства. Использование зарубежных исследовательских центров позволяет:

Получать новые технологии;

Нанимать более квалифицированных специалистов с невысокой заработной платой;

Контролировать деятельность конкурентов;

Снижать издержки производства и сбыта наукоемких изделий;

Использовать растущие кадровые ресурсы развивающихся государств и стран с переходной экономикой.

Размещать свои центры НИОКР за рубежом ТНК предпочитают в государствах, обладающих значительным числом квалифицированных кадров и проводящих активную научно-техническую политику. Для деятельности исследовательских центров ТНК за рубежом необходима также нормативная правовая основа с эффективной системой управления.

Теория глобального менеджмента базируется на положениях экономистов-теоретиков и основоположников школ и направлений менеджмента.

Базовыми концепциями глобального менеджмента:

1. Концепция абсолютных преимуществ (А. Смит), которая предусматривает организацию производства товаров и услуг в той стране, где выше производительность труда и качество продукции, а издержки производства ниже, чем в других странах. Такие условия дают возможность эффективно осуществлять экспорт товаров и услуг из страны с абсолютными преимуществами в другие страны. Абсолютные преимущества стимулируют развитие международного бизнеса.

2. Концепция сравнительных преимуществ (Д. Рикардо), предусматривает специализацию стран на производстве товаров и услуг с наименьшими издержками производства. Эта концепция дает основания для организации в стране производства нескольких видов товаров и услуг. В этом случае менеджеру предстоит выбрать и сосредоточить усилия на выпуске и экспорте той продукции, которая обладает абсолютными преимуществами, а остальные товары и услуги могут быть предназначены для внутреннего рынка, и часть потребностей в нем может удовлетворена за счет импорта.

Комбинация относительных и абсолютных преимуществ с присущей каждой нации организацией производства и государственной политикой обеспечивает фирмам разных стран преимущества в условиях конкуренции и высокую репутацию. Ориентировочно показатель сравнительных преимуществ (ПСП) какого-либо товара или услуги в определенной стране можно рассчитать по формуле:

где Э х у - объем экспорта товара х страны у;

Э у - общий объем экспорта страны у;

И х - объем мирового импорта товара х;

И – общий объем мирового импорта.

Если ПСП больше 1, то для данной страны степень специализации на товаре или услуге Х сравнительно высока и ее доля экспорта сравнительно выше, чем средняя доля импорта этого товара или услуги. Следовательно, страна У обладает сравнительными преимуществами при специализации на товаре или услуге Х. Чем меньше ПСП, тем меньше степень сравнительных преимуществ.

Так, например конкурентоспособность корпораций США несомненна в производстве пассажирских самолетов (компания «Боинг»), мощных компьютеров (компания «ИБМ»), компьютерных программ (компания «Майкрософт»), оборудования для охраны окружающей среды, удобрений. В Германии конкурентноспособны товары, как автомобили, химикаты, сельскохозяйственные машины, оптические приборы, полиграфическое оборудование, в Японии такие компании как, телекоммуникационного оборудования, морских судов, автомобилей, бытовой электроники, итальянские фирмы – призванные производители керамических и текстильных изделий, спортивной обуви, упаковочного оборудования.

3. Концепция международного жизненного цикла продукта базируется на теории жизненного цикла продукта, выдвинутой американским экономистом Верноном. Он разделяет процесс сбыта любого товара на 4 стадии с целью акцентирования внимания предпринимателей на проблемах эффективности производства и сбыта товаров и услуг условиях быстро меняющейся конъюнктуры и острой конкурентной борьбы на внутреннем и мировом рынках при выходе на них с новым товаром.

Стадии жизненного цикла товара:

Нововведение

Быстрый рост спроса

Насыщение рынка

4. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – капиталовложения, рассчитанные на долговременные деловые отношения между предприятием страны – прямого инвестора и фирмами принимающей страны. ПИИ привносят в экономику принимающей страны капитал, новые технологии, современные методы управления предприятиями, эффективную систему сбыта товаров и услуг.

На выбор инвестором страны приложения прямых иностранных инвестиций влияют:

Темпы экономического роста;

Банковский процент и условия кредитов;

Издержки производства товаров и услуг;

Внешняя задолженность;

Политическая и макроэкономическая стабильность.

5. Концепция, базирующаяся на достижениях всех школ и направлений (начиная со школы научного управления Ф. Тейлор; административной школы – Г. Эмерсон, А. Файоль, Л. Уранк, М. Вебер; школы человеческих отношений – Э. Мэйо, А. Маслоу, М. Фольь; управленческой школы – Д. Форрестер, Р. Акофф).

Для квалифицированного менеджера глобального масштаба выходу на иностранный рынок должно предшествовать тщательно проведенное маркетинговое исследование – активное изучение рынка принимающей страны с выявлением национальных особенностей предпочтений потребителей. Большое значение в теории и практике международного менеджмента приобретает социальная составляющая как критерий эффективности в деятельности компании за рубежом (менеджеры глобального масштаба ставят первоочередной задачей не прибыльность фирмы, а максимальное удовлетворение запросов потребителей, которые могут резко отличаться в разных странах). Достижению высокой эффективности в деятельности компании за рубежом, ее конкурентоспособности способствует «человеческий капитал» - квалификация, инициатива и личные качества сотрудников.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»