Д в философов публицистика. Дмитрий философов

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня письма: архимандриту Неофиту и ФилософовуПублицист, критик, товарищ председателя Религиозно-философского общества - последнему на 8 страницах о статье его «Собор и министр исповеданий», явно несправедливой, неосторожной и могущей при­нести Церкви вред огромнейший. Неужели серьезно и добросове­стно можно видеть в русском патриархе контрреволюцию и реакцию! Неужели прибегать к помощи «властных окриков» уме­стно даже просто приличному человеку, не то что ответственному администратору!

Неужели Карташёву Министр вероисповеданий Временного правительства надо третировать Всерос­сийский Поместный Собор, как синодальные прокуроры императорского периода третировали Синод и правящую иерархию. Неужели Карташёв должен представить Всероссийского Патриарха Временному прав-ву контрреволюционным пугалом, а прави­тельство в составе «товарищей» - Гвоздева, Керенскогопремьер-министр , Малянтовичаминистр юстиции , Никитинаминистр внутренних дел , «Энвера паши» Верховского и пр. и пр. Сволочи вправе налагать «veto» на решения свободно созванного и избран­ного церковного Собора, судить который может лишь Собор Все­ленский. Правительство не помешало грузину еп. Кириону стать патриархом Грузии. Не помешает оно и старообрядцам объявить какого-то Мелетия Московского патриархом всея Руси старообрядчих.

Можно ли новоправославной Церкви иметь патриарха, если она того хочет? Конечно, нет. Перед открытием Собора иные провидцы глашали, что стоит только Собору принять решение не по вкусу разным добровольным радетелям Церкви a la Философов и пр., как эти радетели благим матом заорут «долой», «разогнать», «контрреволюция», «тащи и не пущай» и т.п. Трудно было ожи­дать, что первым крикуном будет «Речь», а в ней именно Философов, православию все же чуждый. Ему легко угрожать «окриками». Но легко ли ими стращать Собор Карташёву, сказавшему на заседании в Москве, что он «сын Церкви»? Да и не нужны «окрики».

Если Карташёв под давлением партии или из опасения, что патриаршество родит новую смуту, - во что я не верю - представит его правительству как сейчас - несвоевременно, то Правительство может и тихо, без «окриков» добиться невосстановления патриар­шества, пригрозив отделением и лишением казенной подачки. Возможно и то, что двести лет опекавшая и расслабленная до сего дня Церковь продаст патриарха за чечевичную похлебку «воспособления» денежными знаками, цена коих «11 к. за один аршин» и за поддержку другими средствами, но возможно, что оставшись с Патриархом, но нищей, даже преследуемой и гонимой, она возродится и процветет в этой нищете и гонениях. Желал бы второго, но не осужу Ее, если случится первое. Двести лет на помочах во­димая, может ли она сразу обойтись без всякой поддержки правительства?

Еще Философов боится, что, восстановив патриаршество, Церковь подвергнется опасности самочинных самосудов со сто­роны. Но разве его статья не есть именно такой самосуд еще до принятия Собором решения и разве вмешательство правительства в это внутрицерковное дело, ведомое лишь ее членами, а не чужаками, не есть самосуд не только самочинный, но и кощунственный?

И самая ст. Философова, столь похожая на донос и на Собор, и на Карташёва (обвинение в бездействии власти), не удивительное ли явление при несомненной порядочности и уме его.

Он и особенно МережковскийПоэт, драматург, литературный критик, один из основателей символизма способны нередко на ошибки тягостные и прискорбные, притом компрометирующие. Нелепая пасхальная статья Мережковского «Ангел революции» - пер­вая такая их после революции ошибка. Эта статья Философова - ошибка вторая. Грустно!

Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4

(7.04.1872, Петербург - 4.08.1940, курорт Отводск (Краков) Польша), юрист, лит. и худож. критик, публицист, обществ, деятель, в ПБ 1898-1905, 1918-19.


Из старинного дворянского рода. Отец - В. Д. Философов служил по ведомству юстиции, в 1860-70-е - ближайший пом. воен. министра Д. А, Милютина в "реформировании рус. армии. Позднее - гл. воен. прокурор, чл. Гос. совета. Мать - А. П. Философова (урожд. Дягилева)-видная деятельница рос. и междунар. жен. движения, одна из учредительниц высших жен. учеб, заведений в России, организатор благотворит, о-в и к-тов. Семья Ф. была дружна с семьей Стасовых. Дом Ф. был одним из центров худож. и обществ, жизни Петербурга. Широко известна была также близость матери к радикальным кругам. Все это во многом определило жизн. путь Ф. Его детство и юность протекали в столице и родовом имении Богдановском (Псковская губ.). Впечатления от пребывания в Псковском крае нашли позднее отражение в творчестве Ф. (псковское дворянство, его история, Пушкин на Псковщине).

Ф. окончил частную гимназию К. Мая (1890). Любовь к живописи и другим пласт, художествам, стремление к самообразованию сблизили его в гимназии с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, В. Ф. Нувелем. По окончании гимназии, следуя семейной традиции, он поступил на юрид. фак. Петерб, ун-та (1890). Специализировался в области гос. права у проф. Н. М. Коркунова. Сочинение Ф. "О союзном государстве" отмечено на конкурсе студ. работ (1894). По получении диплома 1-й степени оставлен на каф. гос. права (1895). Стажировался в ун-те Гейдельберга (1896). Занимался в Германии в семинаре государствоведа проф. Г. Иелленека. Подготовил и опубликовал докл. о гос.-правовом положении Финляндии. По возвращении в Россию зачислен в Кодификац. отд-ние при Гос. совете (1896), Избран дир. правления Петерб. благотворит, к-та (1896). С 1897 начал заниматься журналист, деятельностью, печатался в журн. "Сев. вест." "Образование", "Трудовая помощь", "Журн. М-ва юстиции". Оставил занятия правом и по личной просьбе с 20 февр. 1898 причислен к М-ву нар. просвещения с откомандированием для работы в ПБ. В янв. 1900 зачислен в штат мл. пом. б-ря с возложением обязанностей зав. Юрид. отд-нием. Заведовал Отд-нием в 1900-05, принимал меры к его пополнению справ, изд., тр. по законодательству разл. стран, материалами о деятельности полит, партий. В 1902 по службе в ПБ награжден орденом Станислава 3-й степени.

Службу в ПБ Ф. совмещал с занятиями журналистикой и участием в обществ, жизни. Ведущий критик и ред. лит. отд. журн. "Мир искусства" (1898- 1904). Сблизился в эти годы с 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, образуя своеобразный тройств, союз, сыгравший значит, роль в биографии Ф. и оказавший влияние на культурную жизнь России кон. XIX- нач. XX вв. Вместе с Мережковским и В. В. Розановым организует Религ.-филос. собрания (1901-03). Стоит с Мережковским у истоков журн. "Нов. путь", пост, его авт., в последний год изд. - ред. (1903-04). Регулярно печатался также в газ. "Наша жизнь" (1904-05). 9 янв. 1905 участвовал в первых митингах протеста против расстрела мирной демонстрации рабочих (в ПБ, ВЭО). Поддерживал в печати требования низших служащих Б-ки об улучшении их материального положения. Недовольство администрации обществ, позицией Ф., трудности дальнейшего совмещения публицист, и служебной деятельности побудили Ф. уволиться из ПБ по "домашним обстоятельствам" (дек. 1905).

В февр. 1906 он уехал вместе с Гиппиус и Мережковским во Францию. Становится парижским корреспондентом газ. М. Ковалевского "Страна" (1906-08). Публикует также сообщения из Франции в газ. "Товарищ" и др. рос. изд. Ф. - один из авт. сб. ст. "Царь и революция" (Париж, 1907). Принимал участие (по нек-рым сведениям - номинальное) в соч. совместно с Гиппиус пьесы "Маков цвет" (1908). По возвращении в Россию (июль 1908) -пост. сотр. газ. и журн.- "Слово", "Речь", "Рус. мысль", "Рус. слово" и др. Ф. не терял связи с ПБ: он по-прежнему дружил с А. В. Карташевым и А. А. Мейером, разделявшими его религ.-филос. убеждения, в ряде ст. и рец. касался положения дел в Б-ке, ее истории, высоко оценивал ее вклад в развитие науки и культуры в России

Ф. - один из организаторов петерб. Религ.-филос. о-ва, товарищ пред., пред. О-ва (1907-17). Ред. еженед. "Голоса жизни" (1915), сб. памяти А. П. Философовой (1915). Ф. был близок к кадетским кругам и полит, масонству. Он приветствовал февр. события 1917, выступал в поддержку А. Ф. Керенского, настаивал на принятии мер в защиту рос. демократии.

Окт. революцию 1917 Ф. встретил враждебно. Он вошел в Полит. Крас. Крест, пытался оказать содействие арестованным за "инакомыслие", участвовал в попытках возобновить изд. газ. "Речь" (1918). Решением К-та ПБ в окт. 1918 Ф. зачислен на службу мл. пом. б-ря, в марте 1919 переведен на должность ст. пом. б-ря, в мае того же года - б-ря. Работал в отд-ниях "Россика", Полиграфии, Рукописей. Организовал (вместе с В. М. Пущиным) выставку к 100-летию со дня рождения И. С. Тургенева, подготовил каталог выставки (1918). Вместе с В. К.Лавровским принимал участие в оценке коллекции В. Я. Адарюкова при покупке ее ПБ в кон. 1918. Передал в дар ПБ док-ты личного и семейного арх., а также письма В. Я. Брюсова, А. Ф. Кони, М. А. Врубеля, Л. Н. Андреева, А. И. Куприна, В. А. Серова и др. (нояб. 1918 -апр. 1919). В дек. 1919 Ф. получил отпуск без сохранения содержания, вместе с Гиппиус и Мережковским выехал через Белоруссию в Польшу. Остался на жительство в Варшаве (1920-40). В 1920-21 - ближайший сотр. Б. В. Савинкова по Рус. Полит. Эвакуац. К-ту, товарищ пред., пред, полит, отд. Выступал на I съезде Нар. Союза защиты родины и свободы с докл. "Об отношении к ген. Врангелю и Семенову" (июнь 1921). Фактич. глава Нар. Союза защиты родины и свободы в Варшаве, чл. его ЦК (1921-24). Ведущий сотр. газ. "Свобода" ("За свободу") (1920-32). Ред. журн. "Иллюстрир. молва" (1920-25), еженед. "Меч" (1934-39).

Справ.: КЛЭ.

Лит.: Евгеньев-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики: Ст. и материалы. Л., 1930; Гиппиус 3. Н. Дмитрий Мережковский. Париж, 1951; Злобин В. Тяжелая душа. Вашингтон, 1970; Pachmuss T. Intellect and ideas in action: Selected correspondence of Zinaida Hippius. Mimchen, 1972; Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века, 1890-1904: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1982; Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. 2-е изд. М., 1990; Гиппиус 3. Н. Петербургские дневники, 1914- 1919. Нью-Йорк; Москва, 1990; Колоницкий Б. И. А. Ф. Керенский и круг Мережковских //Петроградская интеллигенция в 1917 году: Сб. ст. М.; Л., 1990; Его же. А. Ф. Керенский и Мережковские в 1917 году //Лит. обозр. 1991. № 3; Чуковский К. И. Дневники, 1901-1929. М., 1991; Колоницкий Б. И. Д. В. Философов и его дневник //Звезда. 1992. № 1; Соболев А. Л. Мережковские в Париже (1906-1908) //Лица: Биогр. альм. СПб., 1992. Вып. 1.; Амфитеатров и Савинков: Переписка, 1923-1924 //Минувшее: Ист. альм. М.; СПб., 1993. Вып. 13; Петербургское Религиозно-философское общество (1907-1917) //Вопр. философии. 1993. № 6; Дюррант Д. С. По материалам архива Д. В. Философова //Лица: Биогр. альм. Вып. 5. М.;"СПб., 1994.

ПБ в печати. 1987, 1989} 100-летие. С. 460-62; История ПБ. С. 127, 162-63; Отчеты ПБ за 1900, 1902, 1905.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. I, 1898, № 74; ОР РНБ. Ф. 814.

Иконогр.: Бенуа А, Н. Мои воспоминания...

ФИЛОСОФОВЫ - дворянский род, имел свои корни в России с 10 века. По преданию, родоначальник рода Марк Христофорос Македонин появился на Руси в 10 веке вместе с византийским посольством при Владимире Святославовиче (Крестителе). Есть сведения, что при царе Иване Грозном (16 век) потомки Марка Македонина Философова составляли семнадцатое, а к началу 18 века - двадцать второе колено.

Многие из рода Философовых оставили заметный след в истории России. Имение Философовых на Псковщине в селе Бежаницы (ныне посёлок городского типа Бежаницы) было известно со времён императора Петра I. Его владелец Дмитрий Николаевич Философов (1789-1862) остался в памяти людей как деспотичный барин - крепостник и повеса. Встречавшийся с ним в Богдановском (ныне в Бежаницком районе) во время ссылки в село Михайловское в 1824 - 1826 годах поэт А.С.Пушкин нарисовал его в образе помещика Троекурова в своей повести «Дубровский». Д.Н.Философов имел трёх сыновей - от первого брака Александра и Николая, от второго - Владимира. Старший сын Александр стал владельцем близлежащего села Усадище (ныне в Бежаницком районе Псковской области), а Владимир - владельцем Богдановского. Оба служили в Санкт-Петербурге. Александр был директором департамента внешних сношений министерства внутренних дел, Владимир (1820-1894) - действительным тайным советником, первым Главным военным прокурором русской армии при императоре Александре II, затем членом Государственного Совета. С сыном Николаем, рано умершим, отец долгие годы был в ссоре, лишив его права наследства.

"В щите имеющем голубое поле изображены две шестиугольные золотые звезды, из коих одна вверху, а другая внизу, а посередине их означен серебряный полумесяц вверх. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем Короною. Намет на щите голубой, подложенный серебром.

Предок рода Философовых (как показано в справке разрядного Архива) муж честен воинского чина изученный в богословских науках именем Марко Философ выехал к Благоверному Великому Князю Владимиру Киевскому от пределов Македонских, и Великий Князь посылал его в Сарацины и потому его посольство прииде к Великому Князю четыре Сарацинские Князи и крестися и за то Великий Князь его Марко честно почте, и о сем послании к Сарацинам свидетельствует Степенная книга. Потомки оного Марко Философа Федор Иванов сын Философов при Великом Государе Царе и Великом Князе Михаиле Федоровиче в 1631 и 1632 годах находился в Туле полковым и осадным воеводою и верстан поместным окладом. Равным образом и другие многие сего рода Философовы Российскому Престолу служили дворянские службы в разных чинах и жалованы были от Государей поместьями. Все сие доказывается справкою разрядного Архива". (Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи)

Философов Михаил Михайлович (1732 - 27 сентября 1811) - псковский военный губернатор в 1797 - по 12 марта 1798 года. Происходил из старинного дворянского рода, начало которого относится к 10 веку. Служил унтер - офицером в гвардии. Участвовал в Семилетней войне (1756 - 1763 годы). В 1759 году получил чин полковника за отличие в бою под Франкфуртом-на-Одере. С 1762 года - генерал-майор. Был начальником Сухопутного кадетского корпуса. Боевой генерал, человек разносторонне образованный, М.М.Философов знал военное искусство, математику, в совершенстве владел французским и немецким языками, знал латинский и греческий, мог говорить по-английски и итальянски. По просьбе императрицы Екатерины II преподавал азы математики и военного искусства её сыну, будущему императору Павлу I. Выполнил ряд дипломатических поручений в Пруссии, Париже, Лондоне. В 1764-1774 годах был чрезвычайным посланником и полномочным министром в Дании. Подав в отставку, поселился в своей новоржевской вотчине, занялся хозяйством, чтением книг и литературой. Перевёл с французского «Инструкцию или военное наставление Фридриха короля Прусского его генералитету» , «Пустынника» виконта д"Аленкура. Сочинения и переводы в стихах и прозе М.М.Философова изданы в Москве в 1819 году. Был избран почётным членом общества «Беседа любителей русского слова». В декабре 1797 года император Павел I назначил генерала от инфантерии М.М.Философова псковским военным губернатором. Вступление в новую должность происходило в тревожной обстановке: взбунтовались крестьяне Холмской округи, но генералу удалось без привлечения войск прекратить волнения. Была выявлена основная причина возмущения, которая «состояла в неудовольствии крестьян на помещиков за худое с ними обращение». Император Александр I назначил М.М.Философова членом Государственного Совета. После смерти императора в его кабинете была найдена рукопись без заглавия, даты и подписи. Исследователи установили, что документ подготовлен М.М.Философовым и, как явствует из текста, назван им «Мнение мое касательно внутреннего положения любезного Отечества нашего». Его программа состояла из девяти пунктов, среди них: о соединении всех частей государства воедино, о временных поборах с крестьян и мещан, о пресечении неустройства в хозяйстве Отечества, о положении в России крестьянского быта и о снабжении его (крестьянства) земельными владениями, об иноверцах и иноязычных подданных России, говорилось также о рекрутских наборах, о хлебе и соли, государственных приходах и расходах, устройстве государственных штатных военных сил.

Живя в деревне, в селе Котельне Островского уезда, Философов в письме просил императора разрешить ему "по болезненным припадкам" оставаться в "уединенной и покойной деревенской жизни". В рескрипте Александр I писал: "Зная ревность и усердие ваше к общему благу, не полагаю я определенного срока вашему отсутствию, быв удостоверен, что, как скоро дела государственные потребуют вашего здесь пребывания, то по первому воззванию не умедлите сюда прибыть".

В июне 1811 года М.М. Философов писал министру внутренних дел О.П. Козодавлеву и в Государственный Совет о необходимости создания в Псковской губернии полотняной фабрики для заготовки холста для армии, так как сырьём (льном) для этого губерния обеспечена. Был пожалован орденом Святого Андрея Первозванного (3 февраля 1796 г.).

Философов Дмитрий Николаевич (1789 - 1862) - помещик Новоржевского уезда Бежаницкой волости Псковской губернии, владелец имения Богдановское. В 1834 году наследственно владел 842 мужскими и 888 женскими душами в Псковской, С.-Петербургской и Московской губерниях. Предводитель дворянства Новоржевского уезда. Был связан родственными узами с Елагиными, Чихачевыми, Креницыными, Рокотовыми, Неклюдовыми. Учился в Пажеском корпусе (не окончил по болезни). Ценитель изящного Философов превратил имение Богдановское в «рай земной», разбив вокруг дома парк «версальского» типа со стрижеными боскетами и мраморными скульптурами, вывезенными им из зарубежных стран. Дом был обставлен стильной мебелью. Философов коллекционировал произведения голландского, итальянского и французского искусства. Одним из первых в России стал собирать и отечественное: работы Венецианова и его учеников. Наиболее известны из числа сохранившихся работ из коллекции Д.Н.Философова: «Портрет М.М.Философовой» А.Г. Венецианова (1828, ГТГ), «Портрет Д.Н.Философова» О.А. Кипренского (1826, Ереван), «Мальчик с игрушками» (Портрет В.Д. Философова в детстве. Псковский музей).

Пруды в Богдановском были выкопаны в форме буквы "Ф". Если присмотреться то и сейчас она угадывается.

Философов Владимир Дмитриевич (1820-1894) - первый Главный военный прокурор русской армии, действительный тайный советник. Родился в семье известного псковского помещика Дмитрия Николаевич Философова, имение которого состояло из нескольких деревень. Центральная усадьба - Богдановское - находилась недалеко от Бежаниц Псковской губернии. Здесь В.Д.Философов воспитывался и в течение всей жизни ежегодно, в основном в летний период, проводил время со своей семьёй. В 1881 году оставил пост Главного военного прокурора и был назначен членом Государственного Совета. По собственному плану построил на земле поместья отца свой дом, где бывали его дети и внуки.


В.Д. Философов был похоронен в ноябре 1894 года в фамильном склепе в Бежаницах. Рядом с его могилой в часовне похоронена жена Владимира Дмитриевича - Философова Анна Павловна (1837-1912), урождённая Дягилева. В 1930-е годы склеп был разграблен, а останки Философовых разбросаны. Старший сын В.Д.Философова - Владимир Владимирович был вице-губернатором Псковской губернии. Его внучка Зинаида Александровна Трубецкая, преподавательница русской литературы Монреальского университета (была вывезена родителями в Канаду подростком в 1917 году), в 1984 году побывала в Псковской области на родине своих предков.

Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Картина "Мальчик с игрушками. 1824-1825". Художник Зерцалов В.Т. (1796/1802 - 1845). Холст, масло 87*67. Из новоржевского Дома крестьянина в 1926 г. (ранее - в собрании Философовых).

Изображен Владимир Дмитриевич Философов - сын владельца Богдановского Д.Н.Философова (1789-1862), впоследствии военный прокурор, член Государственного Совета. Был женат на А.П.Дягилевой (1837-1912), известной деятельнице женского движения в России. Сын Владимира Дмитриевича и Анны Павловны Дмитрий Владимирович Философов и его двоюродный брат по лиции матери С.П.Дягилев основали журнал "Мир искусства". Подготовительная работа проходила в имении Богдановское.


Философова Анна Павловна (1837 - 1912) -

прогрессивная общественная деятельница, сторонница женской эмансипации и просвещения, почётный член Международной женской лиги. Жила в соседнем с Бежаницами имении Богдановском, где в 1863 году построила первую в Новоржевском уезде крестьянскую школу, организовала для крестьян медицинскую помощь с бесплатной раздачей лекарств. Последовательница передовых демократических идей 60-х годов 19 века. Переписывалась с писателями И.С.Тургеневым и Ф.М.Достоевским. Имение Богдановское не сохранилось. Семейный склеп Философовых - часовня-усыпальница, сильно перестроенная, - сохранился, однако самого захоронения в усыпальнице нет. В честь А.П.Философовой с 2001 года в первое воскресенье августа празднуется День посёлка Бежаницы.

Философов Дмитрий Владимирович (1872 - 1940) - один из организаторов журнала «Мир искусства», художественный критик, публицист. Внук владельца с.Богдановское Бежаницкой волости Псковской губернии - «любителя изящного» Д.Н.Философова, сын известной общественной деятельницы А.П.Философовой. В сборнике «Старое и новое» оставил интересные воспоминания о Псковской земле (глава «Соседи Пушкина по селу Михайловскому»). Неоднократно и подолгу бывал вместе с двоюродным братом С.П.Дягилевым в Богдановском. Здесь в 1898 ими велись предварительные редакционные споры по изданию журнала «Мир искусства», соредакторами которого они стали. Номер 1 (1898) был целиком сформирован Философовым, впоследствии руководившим литературной частью журнала. После расхождения с С.Дягилевым (1903) вошел в «Триумвират» с Д.Мережковским и 3.Гиппиус, просуществовавший 15 лет. Участник «Религиозно-философских собраний» в Санкт-Петербурге (1901-1903), «Парижских суббот» (1906- 1908).

В 1910-е работали над коллективным сборником «Царь и революция», сблизились с эсерами, особенно со знаменитым Б.Савинковым. После октября 1917 «Триумвират» бежал от большевиков в Варшаву, где Философов и остался. В 1922 году издали коллективный сборник «Царство Антихриста».

"Ах, как им было радостно, сидя в маленьком и уютном вагончике, под мерный стук его колес, смотреть в настежь открытое окно на голубое небо и залитые солнечными лучами ярко-зелёные луга и перелески, речки и озера, маленькие деревеньки с покосившимися плетнями! Дмитрий Философов со своими друзьями - прозаиком Дмитрием Мережковским и поэтессой Зинаидой Гиппиус - в первый раз ехали в его родовое Богдановское на пробном рейсе по только что проложенному железнодорожному пути Дно-Новосокольники.

Июнь 1900 года. Именно тогда завершилось строительство железной дороги на этом отрезке, и люди теперь могли ездить на поездах в Москву и Петербург. Лошадиная эра заканчивалась...

Конечно, не просто было друзьям попасть на этот рабочий поезд - пришлось много походатайствовать, использовать связи. Паровоз резко свистнул и, спотыкаясь, стал шумно тормозить, а затем и совсем остановился, словно во что-то упёрся.

Мальчики, ещё станция - смотрите, вокзал: Чи-ха-чё-во, - нараспев прочитала Зинаида Гиппиус. - Дима, это не то Чихачёво, о котором ты рассказывал?

Ну, конечно, Зиночка, станция названа в честь адмирала Николая Матвеевича Чихачёва, чьё родовое имение Добрывичи совсем рядом, - пояснил Философов, - это его земля..."

Давно это было - более ста лет назад. Тогда вся эта неразлучная «троица» жила в Петербурге и была уже довольно известной в творческих кругах столицы. Но об этом чуть позже, а пока... Стоял жаркий июнь 1900 года и маленький, окутанный дымом паровозик, пыхтя, тащил их в глубинку - в сельцо Богдановское, что стояло у погоста Бежаницы...

Этот факт отмечен документально историками и есть даже снимок того времени, чудом оказавшийся в архивах Петербурга, где запечатлена станция и вокзал «Бежаницы», а на перроне - довольная «троица» в ожидании коляски из Богдановского: в правом углу сидят 3.Гиппиус и Д.Мережковский, рядом стоит Д.Философов. Обратите внимание, как любовно выполнен резными украшениями фасад новенького вокзала. Расположен он был с другой стороны железнодорожных путей, но через три года возвели новый, кирпичный на том месте, где находится нынешний. Сделано это было не ради чьей-то прихоти, а для удобства подъезда со стороны Бежаниц и Новоржева. А у вокзала появилось новое название «Сущёво» - одноимённая большая деревня расположена недалеко от же лезной дороги.

Это был не последний приезд Дмитрия Философова в своё имение. В последний раз он побывал в Богдановском, когда хоронил мать, Анну Павловну, - в марте 1912 года. Не думал он тогда, что не увидит больше Богдановского никогда. Как, впрочем, и любимую Россию, и что остаток жизни ему придётся провести на чужбине.

Логинов, И. Последний владелец Богдановского. / Игорь Логинов //Псковская земля. История в лицах. Дворяне все родня друг другу. - М., 2006. - С.228-235

Усадище, дом Философовых

Д.В.Философов, З.Гиппиус и Д.Мережковский в Усадище.

Философов Владимир Владимирович (3.12.1857, Порховский уезд - ?) - действительный статский советник, кавалер ордена Святого Владимира 4 степени, Святого Станислава 2 и 3 степени, Святой Анны 2 и 3 степени, имел серебряную и бронзовую медали. Псковский губернский предводитель дворянства. Окончил Морской кадетский корпус в 1878 с назначением в 1 флотский экипаж.

В 1881 «уволен от службы за болезнею с чином лейтенанта». Много лет служил в Земском Отделе Российской Империи, занимал пост томского, харьковского, смоленского вице-губернатора. В 1894 избран новоржевским уездным предводителем дворянства, в 1903-1907 - предводителем дворянства Псковской губернии. Был почетным попечителем с. Михайловского и пушкинской колонии.

Константин Сомов Портрет А.И.Сомова, отца художника. 1897 г.

Мать будущего художника, Надежда Константиновна (урожденная Лобанова) , была хорошим музыкантом и широко образованным человеком. Именно она привила своим сыновьям любовь к музыке, живописи и театру. Да и профессия отца способствовала «приобщению к прекрасному» – он сам рассказывал сыновьям интересные истории о художниках, да и стены квартиры Сомовых, как вспоминал Альберт Бенуа, «были густо завешены картинами».

Константин Сомов Портрет матери художника. 1895 г.

Я написал «сыновьям», потому что Константин был вторым ребенком в семье, у него был старший брат Александр. Как сложилась его судьба, мне неизвестно. Упоминается лишь, что он был уже в юности полнеющим человеком и служил в Министерстве финансов. В творческом наследии художника есть портрет племянника Владимира Александровича Сомова, сына Александра, написанный Константином уже в эмиграции, в 1925 году.

Константин Сомов Портрет В.А. Сомова. 1925 г.

Во время написания картины художник был либо у родственников в Америке, либо – во Франции (о чем будет рассказ позже), поэтому непонятно, позировал ли племянник дяде, и где это происходило? Эмигрировал ли брат Константина с семьей (поскольку после отъезда из страны есть только свидетельства переписки Сомова с сестрой) или художник просто завершил начатую до эмиграции картину?
Искусствоведы! Где вы? Видите, как много к вам вопросов!
А обратил внимание я на этот портрет еще и потому, что Володя Сомов типажно очень похож на многих будущих любовников художника. Не знаю, почему мне бросилась в глаза эта похожесть, и что за ней кроется… Хотя, признаюсь, мысли о похожести возникают, глядя и на портрет второго племянника - сына сестры Анны.

Константин Сомов Портрет Е.С.Михайлова. 1916 г.

Понятно, что оба парня молоды и симпатичны. Но, как говорится, может, в этом сходстве «зарыта собака» гомосексуальных наклонностей Константина. Вообще-то, историки пишут, что «в детстве Костя предпочитал играть в куклы, мастерить для них костюмы, дружить ему было проще всего с девочками».

Костя Сомов. 1883 г.

Хотя, опять же, на картине «В детской», написанной 29-летним Сомовым, он изобразил лошадку, пушку, барабан – самые популярные атрибуты мальчиковых игр. Свою ли детскую написал художник, или это случайный интерьер – неизвестно.

Константин Сомов В детской. 1898 г.

Сестра

Повторюсь, у Сомова была еще младшая сестра Анна (28 января 1873 - 18 октября 1945), ставшая певицей и художником-дизайнером. Анна училась живописи дома под руководством брата.

Константин Сомов с сестрой Анной. 1890-е гг.

Вышла замуж она за действительного статского советника департамента окладных сборов Министерства финансов Сергея Дмитриевича Михайлова.

Константин Сомов Портрет С.Д. Михайлова. 1900-10 гг.

Сначала Анна при помощи Кости, а потом и самостоятельно вышивала и расшивала сумки, делала украшения для платьев и декоративные панно, которые в 1911–1924 годах участвовали в отечественных и мировых художественных выставках, принося автору первые премии. Во Франции сумки Сомовой прозвали ридикюлями, некоторые исследователи моды считают, что именно ее сумки явились родоначальниками современных женских сумочек вообще.

Константин Сомов Портрет сестры А.А. Сомовой за работой. 1892 г.

Кстати, благодаря сохранившейся переписке брата с Анной из эмиграции, историки знают многое о жизни художника во Франции, потому что Константин писал сестре практически каждые три дня. Удивительно то, что при такой любви к сестре, мне удалось найти только несколько ее портретов, и то графических и написанных с разницей почти в четверть века. Хотя известно, что сестру вместе с матерью за мольбертами Костя изобразил еще на одном из первых своих рисунков.

Константин Сомов Портрет А.А.Сомовой-Михайловой. 1897 г.
Константин Сомов Портрет А.А.Сомовой-Михайловой. 1920 г.

Школа Мая

Образование Константин получил, поступив в самую популярную на то время, частную гимназию Карла Ивановича Мая (1820-1895), выпускника историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Открыта эта немецкая мужская школа была 22 сентября 1856 года и в 1861 году получила официальное название «Реальное училище на степени гимназии».

Карл Май и здание его гимназии.

Основным девизом школы было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить - потом учить». Не зря, выпускники школы об атмосфере, царившей в этом учебном заведении, говорили - «майский дух». В школе учились многие будущие представители художественной интеллигенции: Николай Рерих, Александр Бенуа, писатель Лев Успенский, публицист и литературный критик Дмитрий Философов и др.
Именно с Димой Философовым у Константина случился первый юношеский роман. Как пишет в своей книге Кон, «c Димой Костя сразу нашел общий язык, и они сдружились. По свидетельству Бенуа, учившегося в той же гимназии, особая близость Димы и Кости, которые держались вместе и особняком, почти никому не нравилась. И, быть может, они не стали объектами насмешек и изгоями только потому, что оба раньше срока покинули заведение Мая».
Известно, что из-за болезни Дмитрия отправили на лечение в Италию, а Сомова отец забрал из гимназии, поскольку юноше давались тяжело естественные предметы, и он мог не окончить гимназию с успешными отметками.

Философов

Дмитрий Владимирович Философов (26 марта (7 апреля) 1872, Санкт-Петербург - 4 августа 1940, Отвоцк, Польша) происходил из старинного дворянского рода, его отец был ближайшим помощником военного министра Д. А. Милютина и членом Государственного совета. Мать Анна Павловна (урождённая Дягилева) была литератором и одной из учредительниц высших женских учебных заведений и благотворительных обществ.

Лев Бакст Портрет Д. Философова.

Говоря о дальнейшей судьбе Философова, стоит сказать о том, что после лечения он в 1890 году окончил гимназию К. Мая, поступил на юридический факультет Петербургского университета, который окончил в 1895 году. Затем стажировался в Германии, а с 1898 года стал работать в петербургской императорской Публичной библиотеке и начал заниматься журналистской деятельностью. В этот период Дмитрий общался с Сомовым, но об этом позже.
Философов стал одним из основателей объединения «Мир искусства», работал редактором литературного отдела одноименного журнала (1898-1904), потом сблизился с Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус. В декабре 1919 года вместе с Мережковским и Гиппиус Философов покинул большевистскую Россию и поселился в Варшаве, где сблизился с эсером Борисом Савинковым. После 1936 года вследствие ряда неудач (неуспеха всех изданий, им возглавляемых, смертью соратников и единомышленников Савинкова и Арцыбашева), а также преклонного возраста и болезней Философов отошёл от литературной, общественной и политической жизни.

Дмитрий Философов 1930-е г.

Умер он через год после начала второй мировой войны и был похоронен на православном кладбище в Варшаве.

Академия

Итак, где Сомов завершил образование, тоже неизвестно, как и то, что нигде не встречал информации – у кого юноша учился азам рисования. Может, частные учителя или друзья отца? Но кто конкретно? В одной из биографий художника промелькнула фраза: «С детства мальчик мечтал стать живописцем».
Тем не менее, в сентябре 1888 года 20-летний Константин поступил в Имперскую Академию художеств. С 1888 по 1892 год он окончил основной курс Академии, а с октября 1894 года продолжил занятия в мастерской Ильи Репина. В этом же 1894 году Сомов впервые принял участие в выставке Общества русских акварелистов.

Константин Сомов Юношеский автопортрет. рубеж 19-20 вв.

Репин называл Сомова «способный юноша». Уже в студенческие годы художник стал рисовать арлекинов и дам XVIII века, которые чуть позже принесут ему известность. Один из сокурсников Сомова вспоминал: «Ярко помню чувство изумления от неожиданности и потом восхищение, когда он принес свой эскиз на заданную Репиным тему «Около пруда»». Позже Бенуа назвал Сомова «создателем идиллического стиля минувшей жизни».
Но в феврале 1897 года художник, не доучившись, покидает Академию и уезжает в Париж. В 1897-1898 годах он занимался в Академии Коларосси. В Париже Сомов сблизился с Александром Бенуа, общался с Е. Лансере и А. Остроумовой, учившимися в то время во Франции. Тогда, видимо, и возникла идея создать объединение «Мир искусства», основателем которой и стали бывшие выпускники Школы Мая - Бенуа, Философов, Нувель, Сомов и примкнувший к ним Дягилев.

Дягилев

Сергей Павлович Дягилев (19 (31) марта 1872 - 19 августа 1929, Венеция) родился в Селищах Новгородской губернии, в семье кадрового военного, потомственного дворянина, кавалергарда Павла Павловича Дягилева. Мать умерла через несколько месяцев после рождения Сергея, в детстве мальчик жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец.

Сергей Дягилев. Фото конца XIX века и картина, написанная Наталией Третьяковой на основе этого фото.

В Перми на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская) сохранился родовой дом Дягилева, который современники называли «Пермскими Афинами», и где сейчас располагается гимназия его имени (Привет Анне! Может расскажете что-нибудь интересное об этом доме?). Знаю, что особняк был построен по проекту архитектора Р. О. Карвовского в стиле позднего классицизма.
После окончания пермской гимназии в 1890 году Дягилев приехал в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно занимаясь музыкой у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. В 1896 году Дягилев окончил университет, но не стал заниматься юриспруденцией, а спустя два года после получения диплома создал совместно с Бенуа «Мир искусства».
О дальнейшей жизни Дягилева – антрепренёра и коллекционера, организатора «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», можно прочесть везде. К тому же, Дягилев нам интересен сегодня даже не в связи с «Миром искусства», а с Сомовым.

Константин Сомов Портрет С.П.Дягилева. 1893-95 гг.

"Мир искусства"

Конечно, история этого художественного объединения требует отдельного рассказа. Поэтому пробегусь по ней «пунктирно».
Итак, «Мир искусства», как объединение и журнал были основаны в Санкт-Петербурге в 1898 году.
Позже в объединение влились и художники московской школы, входившие в состав Абрамцевского кружка - К. Коровин, В. Серов, братья Васнецовы, М. Врубель, М. Нестеров.

Организаторы объединения "Мир искусства" - К. Сомов, В. Нувель, С. Дягилев и Д. Философов. фото конца XIX века

Уже в начале 1898 года Дягилев и Философов организовали и провели выставку русских и финских художников в Музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине. Первый номер журнала вышел в ноябре 1898 года, в нем была опубликована первая статья о Сомове, написанная Бенуа.

Константин Сомов Автопортрет. 1898 г.

Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом, члены объединения утверждали, что искусство - прежде всего выражение личности художника. В одном из номеров журнала Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Период наибольшей активности в жизни объединения пришёлся на 1900-1904 годы, в 1901 и в ноябре 1903 года выставки группы «мирискусстников» прошли в Петербургской императорской Академии художеств и в Строгановском институте в Москве. После 1904 года объединение утратило идейное единство, после революции многие его участники эмигрировали, и в 1924 году объединение фактически прекратило существование. А мы вернемся назад, к Сомову.

Рубеж веков

Осенью 1899 года Сомов вернулся из Парижа в Петербург. Занимаясь деятельностью «Мира искусства», Константин стал часто общаться со своей школьной любовью – Дмитрием Философовым. И, возможно, могла бы вспыхнуть «угасшая любовь», но сердце Дмитрия уже было занято его двоюродным братом из Перми Сергеем Дягилевым. Кон в своей книге пишет: «Несмотря на то, что с Дягилевым Сомов будет много сотрудничать, некоторая неприязнь сохранится на всю жизнь».

Лев Бакст Портрет Сергея Дягилева с няней. 1906 г.

А пока Сомов окунается в мир «разгульного декаданса» столицы. Об этом времени, вернее, о причинах «свободы любви», точно сказал поэт-символист Вячеслав Иванов: «Вся человеческая и мировая деятельность сводится к Эросу, ... нет больше ни этики, ни эстетики - обе сводятся к эротике, и всякое дерзновение, рожденное Эросом, - свято. Постыден лишь Гедонизм». Как отмечают историки, эпоха декаданса требовала раскрепощения во всем. Но если многие символисты (Гиппиус, Иванов, Мережковский) считали секс средством духовного освобождения, то для Сомова «он был просто развлечением, источником телесного удовольствия, не связанным ни с какими высшими ценностями».
Сомов часто бывает у друзей на дачах под Петербургом, любит посещать Таврический сад, где можно без труда выбрать себе на ночь симпатичного молодого гимназиста. Тесные дружеские (а может, и более близкие) отношения связывают Константина в это время с еще одним его одноклассником Вальтером Нувелем.

Нувель

Вальтер Федорович Нувель (1871-1949) – музыкальный и театральный деятель, один из основателей и вдохновителей объединения «Мир искусства», служил чиновником особых поручений в канцелярии министерства Императорского Двора.

Вальтер Нувель.

Вальтер родился в многодетной семье (у него было три брата и сестра) коммерсанта французского происхождения, занимавшегося финансами. В 1882-1890 годах мальчик учился в гимназии Карла Мая в одном классе с Сомовым. Биографы Нувеля пишут, что еще в седьмом классе Вальтер с одноклассниками Бенуа, Сомовым, Философовым и Калиным создали кружок «Общество самообразования», который стал предтечей «Мира искусства». Окончив Санкт-Петербургский университет, Нувель поступил на службу в канцелярию министерства, а свободное время посвящал пропаганде искусства и художественной критике. Вальтер был организатором музыкальных вечеров и многих предприятий объединения, членом редакции журнала «Мир искусства».
Историки пишут, что Нувель практически весь свой досуг проводил с Сомовым (возможно, ничего сверхблизкого в их отношениях и не было!), но после того, как Вальтер сблизился с Дягилевым (Ах, этот Серж-разлучник!) на почве общего увлечения музыкой - «они частенько играли «в четыре руки»» (звучит как-то двусмысленно!).

Лев Бакст Портрет Вальтера Федоровича Нувеля. 1895 г.

Вообщем, чтобы расставание с Сомовым было почти безболезненным, на одном из серии концертов «Вечера современной музыки», организованных журналом «Мир искусства», осенью 1905 года Вальтер познакомил Константина с поэтом Михаилом Кузминым. Последнее примечание, которое хочется написать – Прямо страсти мадридского двора!

Лев Бакст Портрет Константина Сомова. 1906 г.

Завершая рассказ о Нувеле, добавлю, что после Октябрьской революции Вальтер уехал в эмиграцию и стал помощником Дягилева в организации «Русских сезонов» в Париже.

Константин Сомов Портрет В.Ф.Нувеля. 1914 г.

Кузмин

Роман с Кузминым был непродолжительным, но страстным. Как написал в своем дневнике свидетель зарождения их отношений, поэт Вячеслав Иванов, над портретом которого в то время работал Сомов, «художник был Кузминым развращен и лишен девственности».

Михаил Кузмин

Михаил Алексеевич Кузмин (6 (18) октября 1872, Ярославль - 1 марта 1936, Ленинград) в своей биографии писал, что родился в семье ярославского дворянина, а одним из его предков по линии матери был известный во времена Екатерины II французский актёр Жан Офрень. Биографы Кузмина пишут, что личность поэта – «необычный сплав доверчивости и прямоты с подчеркнутым артистизмом и склонностью к эпатажу».
В 1884 году семья Михаила переехала в Петербург, где он окончил гимназию, несколько лет учился в консерватории у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова, затем стал писать стихи и начал артистическую деятельность, как автор и исполнитель музыкальных произведений на свои тексты.
К моменту знакомства Кузмина с Сомовым, оба уже знали друг о друге. Сомов прочел гомосексуальную повесть Кузмина «Крылья», а тот, в свою очередь, мечтал познакомиться с Константином в надежде, что художник напишет его портрет.
Кстати, Иванов, который, шутя, написал о совращении Сомова, стал, практически сводником, поскольку поэт и художник зимой 1905-1906 годов часто встречались именно на вечерах в доме у Ивановых.
Впрочем, влюбленности поэта Сомов сначала и не замечал (у Кузмина в то время был свой «сердечный друг» - Павел Маслов), до тех пор, пока не прочел об этом в дневнике поэта, который вел его в течение всей жизни, считал «открытой книгой» и даже читал иногда в узком кругу друзей. О Сомове Кузмин написал, как о «бодрящем, с любовью к жизни, к телу и плоти, и без никакого нытья» мужчине.

Уже к весне 1906 года их отношения стали более близкими. Причем, Константин еще с не бросившим его Нувелем по несколько раз в неделю бывают на квартире поэта, они обменивается книгами, обсуждают последние новости, Кузмин знакомит Сомова со своим любовником Масловым. И такие «квартетные встречи» продолжаются почти в течение года.
Как пишет в своем исследовании Кон, «их интимное сближение произошло ближе к осени, причем, в любовных играх принимал участие и Павел Маслов» (вслед за героями фильма «Покровские ворота» хочется воскликнуть – «Высокие отношения!»).
Нужно отметить, что Сомов при такой активной личной жизни не переставал активно заниматься творчеством. Кроме того, в 1903 году прошла его персональная выставка в Петербурге, картины художника экспонировались на выставках «Сецессиона» в Берлине и на «Осеннем Салоне» в Париже (1906).

Елизавета Званцева Портрет К.А.Сомова.

Тему арлекинских пасторалей, сменяет эротическая тема. В 1907 году в Германии выходит антология эротических сочинений авторов XVIII века «Книга Маркизы. Сборник поэзии и прозы», иллюстрированная эротическими рисунками Сомова. В тексте использовались стихотворения, песни, эпиграммы, новеллы и дневниковые записи Андре Шенье, Казановы, Парни, Вольтера, Кребийона – младшего и отрывки «Опасных связей» Шодерло де Лакло.

Константин Сомов Обложка первого издания "Книги маркизы" (Das Lesebuch der Marquise). 1907 г.
Константин Сомов Маркиза и Пьеро. Иллюстрация к "Книге маркизы".

Историки считают, что Сомов ввел в русскую графику эротику как иронический жанр, которая выглядела, как выражались критики, « усталой порочностью не всерьез». Позже книга будет дважды издаваться в 1918 году, причем каждый раз количество иллюстраций будет увеличиваться – от 8 к 31, часто становясь более непристойными.

Константин Сомов Иллюстрации к "Книге маркизы" (Le livre de la Marquise). 1918 г.

При увеличении известности художника, его роман с Кузминым к концу 1900-х «сошел на нет». Причину исследователи называют в том, что «они были слишком разные».

Константин Сомов Автопортрет. 1909 г.

Преуспевающий и известный в Европе художник, имеющий собственный дом в Петербурге, и вечно стесненный в деньгах и скитавшийся по съемным квартирам поэт, друживший с питерскими сутенерами и увлекающийся банщиками и продавцами галантерейных магазинов.
Сомов, конечно, исполнил мечту поэта – в 1909 году написал его портрет.

Константин Сомов Портрет М.А.Кузмина. 1909 г.

Кроме того, в течение почти пяти лет романа художник был «личным иллюстратором» поэта - подбирал иллюстрации и рисовал виньетки к текстам поэта. Как пишет Кон, «они остались друзьями, хотя в записках Сомова обнаружится несколько нелестных отзывов о стареющем Кузмине».
После революции Кузмин остался в России, занимался в основном переводами, писал театральные рецензии. По приглашению Максима Горького он участвовал в составлении планов французской секции издательства «Всемирная литература», переводил прозу Анатоля Франса и редактировал собрание его сочинений. Умер Кузмин в 1936 году в ленинградской больнице и был похоронен на Литературных мостках Волковского кладбища.

Ах, эти мальчики в трико...

В 1909 году умирает в результате несчастного случая отец художника, на него случайно наехал экипаж на Дворцовой площади у Эрмитажа и через несколько дней Андрея Ивановича не стало.
Несмотря на семейную трагедию, Сомов продолжал плодотворно работать. К концу 1900-х годов художник продолжает разрабатывать два основных направления своего творчества: портреты и стилизованные под XVIII век галантные картины и пейзажи. Критики называют второе направление «реконструированным миром рококо». В портретах, как отмечали критики, художник тоже был очень силен.
В январе 1910 года Сомов получает заказ на портрет жены богатого московского коллекционера Гиршмана – Генриетты Леопольдовны. Кстати, Сомов писал Геню (как он ее называл, подружившись) дважды, еще раз – в 1915 году.

Константин Сомов Портрет Г.Л. Гиршман. 1910 г.
Константин Сомов Портрет Г.Л. Гиршман. 1915 г.

Владимир Осипович Гиршман (1867-1937) – русский купец и меценат, собиратель живописи и антиквариата, благотворитель Московского художественного театра, еще 1890-е годы увлёкшийся коллекционированием. Основу его собрания составляла современная ему русская живопись, которую он приобретал на выставках в Москве и Петербурге или покупал у самих художников. Портрет самого коллекционера нам оставил Валентин Серов, который также писал и Генриетту.

Валентин Серов Портрет Владимира Осиповича Гиршмана. 1911 г.

Вообщем, Сомов стал ездить на серии сеансов в Москву, где останавливался у Гиршманов, в свободное время ходил по музеям и театрам, где и познакомился с 31-летним танцовщиком-любителем Николаем Позняковым . Мужчина выглядел очень молодо и был красив – пухлые губы, густые брови, челка, спадающая на лоб. В своем дневнике в том же январе 1910 года художник записал: «Был вчера вечером у Познякова, московского танцора. Сентиментальный, восторженный, неумный, но милый...».

Константин Сомов Портрет танцовщика Н.С.Познякова. 1910 г.

Роман этот был скоротечным – только в течение года, любовники встречались в Петербурге, куда Позняков приезжал с выступлениями. Сомов написал около пяти портретов Николая. Племянник художника Евгений, сын сестры Анны, вспоминал, что танцовщик «позировал в тигровой или леопардовой шкуре во весь рост в балетной позе – и это было очень живописное зрелище».
Кстати, портрет Познякова, еще раньше, чем Сомов, написал еще и Серов (а других портретов работы Сомова не нашел!).

Валентин Серов Портрет Н.С.Позднякова. 1908 г.

Добавлю лишь, что позже Николай Степанович Позняков (1878-1941) стал хореографом, затем был пианистом и умер в начале войны в звании профессора Московской консерватории по классу фортепиано.
Но, хоть и говорят, что «любовь крепче на расстоянии», жизнь в разных городах и редкие встречи, конечно же, не могли не повлиять на взаимоотношения художника с Николаем. К тому же, главной причиной стало то, что в жизни Сомова появился Миф, и в личной жизни художника возник тот пасторальный мир отношений, который он изображал в своих ранних работах.

Мефодий

Сорокалетний художник познакомился с восемнадцатилетней моделью Мефодием Лукьяновым (1892-1932) в сентябре 1910 года, но поскольку Николай наезжал из Москвы редко, а натурщики для работы были нужны всегда, то Сомов, конечно, воспользовался услугами Лукьянова. Для плодотворной работы юноша даже поселился в квартире художника, познакомился с его родственниками и вскоре из натурщика, помощника и друга быстро превратился в «сына, брата и мужа», как называл его сам художник. Их связь историки называют «образцово-показательным браком», который продлился 22 года (!), «без размолвок и почти без измен».
К сожалению, о жизни самого Лукьянова до встречи с Сомовым и его жизни до эмиграции практически ничего неизвестно. Остался лишь портрет Мифа (как называли Мефодия родственники художника и близкие друзья), написанный Сомовым в 1918 году, купленный музеем Александра III и находящийся ныне в Русском музее Санкт-Петербурга (понятно, что это разные названия одного музея!). Художник изобразил Лукьянова, сидящим на диване в пижаме и халате. Искусствоведы отмечают, что в разгар революции, ниспровергающей старый мир, во время уличных перестрелок и ночных грабежей художник пишет очень «домашний, уютный портрет», в котором на первом плане спокойное выражение лица юноши, домашний халат и удобная поза сидящего.

Константин Сомов Портрет М. Лукьянова. 1918 г.

Это спокойствие, наверное, олицетворяет и уверенность самого художника. Став в январе 1914 года действительным членом Академии художеств, Сомов в том же 1918 году становится профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских.

Борис Кустодиев Портрет К.А.Сомова. 1914 г.

Кроме того, он преподает в школе Е. Н. Званцевой. А еще в 1918 году в санкт-петербургском издательстве Голике и Вильборга выходит второе издание «Книги Маркизы», начинается подготовка персональной выставки, которая состоялась в 1919 году в Третьяковской галерее.
Но через четыре года Сомов покинет Россию, как окажется навсегда, вслед за любимым Мифом, с которым будет до конца его дней. Но об этом в следующей главе.

Дмитрий Владимирович Философов (26 марта (7 апреля) 1872, Санкт-Петербург - 4 августа 1940, Отвоцк (Отводск), Польша) - русский публицист, художественный и литературный критик, религиозно-общественный и политический деятель.

Семья

Д. В. Философов происходит из старинного дворянского рода. Отец В. Д. Философов (1820-1894) был ближайшим помощником военного министра Д. А. Милютина в реформировании русской армии, в 1861-1881 годах - главный военный прокурор и начальник Военно-судебного управления, с 1881 года - член Государственного совета. Мать Анна Павловна Философова, урождённая Дягилева, - литератор, видная деятельница женского движения в России, одна из учредительниц высших женских учебных заведений, организатор благотворительных обществ. Таким образом С. П. Дягилев приходился Философову двоюродным братом.

Ранние годы

Дмитрий Философов окончил частную гимназию К. Мая в 1890 году. Ещё в гимназии интерес к искусству и стремление к самообразованию сблизили его с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, В. Ф. Нувелем. По окончании юридического факультета Петербургского университета в 1895 году Философов стажировался в Гейдельбергском университете. Затем - служил в Кодификационном отделении при Государственном совете, с 1898 года - в петербургской императорской Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека). С 1897 года он начал заниматься журналистской деятельностью, печатался в журналах «Северный вестник», «Образование», «Трудовая помощь», «Журнале Министерства юстиции».

«Мир искусства»

Д. Философов был редактором литературного отдела журнала «Мир искусства» (1898-1904), позже занял должность руководителя отдела художественной критики. В конце 1890-х годов Философов сблизился с Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус, став на многие годы их другом и соратником.

Вместе с Д. С. Мережковским, В. В. Розановым и В. А. Тернавцевым Философов стал одним из организаторов Религиозно-философских собраний в Петербурге. Вместе с Мережковским был инициатором журнала «Новый путь» (1903-1904), где был постоянным автором и, в последний год издания, его редактором. С 1906 по 1908 Философов жил с четой Мережковских в Париже. По возвращении в Россию - сотрудничал в газетах и журналах «Слово», «Речь», «Русская мысль» и др., был секретарем (1908), затем председателем (1909-1912) и товарищем председателя (1912-1917) Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге (Петрограде).

Эмиграция

В 1918-1919 годах Д. В. Философов работал в Публичной библиотеке, принимал участие в деятельности Политического Красного Креста. В декабре 1919 года с Мережковским, Гиппиус и В. А. Злобиным под видом командировки для чтения лекций в красноармейских частях он выбрался из Петрограда. Беглецы пересекли польско-большевистский фронт в районе Жлобина и в середине января 1920 года добрались до Минска. Проведя ряд лекций и литературных вечеров, в конце февраля они прибыли в Вильно, откуда в первых числах марта уехали в Варшаву. Мережковский и Гиппиус, разочарованные в Польше, заключившей с большевиками мирный договор, уехали в Париж. Философов, сблизившийся с Б. В. Савинковым, остался в Польше для продолжения борьбы с большевизмом.

Философов был товарищем председателя Русского политического комитета, Народного союза защиты родины и свободы, советником Юзефа Пилсудского по русско-украинскому вопросу (1921). Он редактировал выходившие в Варшаве газеты «Свобода» (1920-1921), «За свободу!» (1921-1932), «Молва» (1932-1934); был соредактором варшавско-парижского журнала «Меч», преобразованного из-за разногласий с Мережковским и Гиппиус в варшавскую газету (1934-1939). Сотрудничал с литературной группой «Таверна поэтов». Был одним из руководителей варшавского «Литературного содружества», его почётным председателем; основатель и руководитель закрытого русско-польского литературного клуба «Домик в Коломне» (1934-1936).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»