Единый реестр субъектов МСП: для чего он нужен и как в него попасть. Единый реестр субъектов МСП: системное решение проблем малого бизнеса? Как проверить отнесение к субъектам малого предпринимательства

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

С 01.08.2016 на сайте налоговой службы успешно работает Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, организованный в форме открытого электронного сервиса. Он предназначен для удовлетворения нужд всех заинтересованных пользователей. Как функционирует данный сервис? В чем его преимущества? Какие хозяйствующие субъекты включены в реестр? Как часто обновляются сведения реестра? Обо всем этом - далее в статье.

Основные цели реестра

Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209‑ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом № 209‑ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется.

В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.

Создание Единого реестра преследовало следующие цели:

  • снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;
  • обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
  • обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;
  • повышение качества проработки мер поддержки МСП;
  • максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.

Состав информации Единого реестра

Состав сведений, вносимых в Единый реестр, установлен ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ и включает: Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без каких-либо дополнительных административных процедур.

Кроме сведений, установленных ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ, субъекты МСП могут самостоятельно внести в Единый реестр дополнительную информацию о себе, например, контактные данные (адрес электронной почты, телефон, сайт).

Порядок присвоения и изменения статуса субъекта МСП

В настоящее время в Едином реестре числятся субъекты МСП на основе имеющихся в распоряжении ФНС сведений за 2015 год по состоянию на 01.07.2016. Если организации (предприниматели) предоставили уточненные данные за 2015 год в срок до 01.07.2016, то в текущей версии Единого реестра, сформированной 01.08.2016, сведения представлены с учетом предоставленных уточнений.

Любой субъект МСП может проверить наличие информации о себе и ее достоверность. Отсутствие информации может быть вызвано следующими причинами:

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ категория субъекта МСП изменяется, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, если иное не установлено указанной статьей.

Здесь уместно напомнить, что с 01.01.2016 изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП . Если раньше использовались показатели «средняя численность работников» и «выручка от реализации», теперь их заменили «среднесписочная численность работников» и «доход от осуществления предпринимательской деятельности». Потребность в изменениях обусловлена в том числе переходом на автоматическую обработку данных в Едином реестре. Предельные значения предпринимательского дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Указанное постановление вступило в силу с 01.08.2016, то есть с момента начала действия Единого реестра.

В связи с тем, что нормы п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, касающиеся условий отнесения к субъектам МСП по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 01.01.2016, Письмом ФНС России № СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта МСП. Налоговая служба сообщает, что впервые категория субъекта МСП может быть изменена при формировании Единого реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 - 2018 годы).

Периодичность обновления сведений Единого реестра

Итак, первое формирование и размещение сведений Единого реестра произошло 01.08.2016 по состоянию на 01.07.2016. В дальнейшем (в 2017 году и потом) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении ФНС по состоянию на 1 июля (п. 1, 4 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ). При этом предусмотрено ежемесячное (10‑го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:
  • внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных ИП (п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • исключение сведений о юридических лицах, ИП, прекративших деятельность (п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • актуализация сведений, индивидуализирующих юридическое лицо или предпринимателя, - наименования или фамилии, имени и (при наличии) отчества, места нахождения или жительства, видов осуществляемой деятельности, выданных лицензий (п. 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • внесение сведений о производимой продукции, об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц (п. 6 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Дополнение и изменение сведений субъектами МСП

Потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов МСП возникает, во-первых, если они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, а во-вторых, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (п. 9 - 11 ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Если организации (предприниматели) при проверке Единого реестра установили, что сведения о них отсутствуют или неверны, то им необходимо воспользоваться сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС по адресу https://rmsp.nalog.ru/index.html. Вход в сервис осуществляется в разделе «Информация по работе с реестром», подраздел «Вас нет в реестре или данные некорректны?». При входе в сервис пользователю предлагается указать, какие из перечисленных сведений не верны. По результатам анализа представленных в заявке сведений пользователю направляется сообщение о включении (корректировке) данных Единого реестра либо об отсутствии оснований для включения (корректировки) сведений.

В разделе «Часто задаваемые вопросы» электронного сервиса размещен Порядок представления сведений субъектами МСП в электронном виде через официальный сайт ФНС России в сети «Интернет» . Согласно этому Порядку для представления субъектами МСП сведений в электронном виде о производимой продукции, программах партнерства, а также о контрактах (договорах) в целях ведения Единого реестра следует:

В Порядке пошагово описано создание нового документа, редактирование ранее сформированного документа, изменение его статуса, так что никаких затруднений с использованием электронного сервиса у пользователей возникать не должно.

Заключение

Субъектам МСП экономически выгодно, чтобы сведения, содержащиеся в Едином реестре, были полны и достоверны. Наличие организации (предпринимателя) в Едином реестре дает право на «налоговые каникулы», мероприятия поддержки, установленные Законом № 209‑ФЗ, а также открывает доступ к государственным закупкам. В связи с этим не будет лишним отметить, что с 2017 года к контрактной системе подключаются унитарные предприятия , что означает увеличение спроса на товары (работы, услуги) субъектов МСП.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (ОКВЭД 2 КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Указанный классификатор для целей государственной регистрации юридических лиц и ИП используется с 11.07.2016 (см. также Письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@).

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. (Изменения 9/2016 ОКПД 2, 10/2016 ОКПД 2, принятые приказами Росстандарта от 12.05.2016 № 310-ст, 311-ст, введены в действие с 01.07.2016 с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014.)

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 03.07.2016 № 265‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.12.2015 № 408‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 23.06.2016 № 222‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пункт 1 ст. 6 и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 408‑ФЗ.

Https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/reestrquetoin/por_sved_site.

Во исполнение ст. 16 Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ «Об электронной подписи» Минкомсвязь как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи, осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 321‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».

Выберите рубрику 1. Предпринимательское право (235) 1.1. Инструкции по открытию бизнеса (26) 1.2. Открытие ИП (27) 1.3. Изменения в ЕГРИП (4) 1.4. Закрытие ИП (5) 1.5. ООО (39) 1.5.1. Открытие ООО (27) 1.5.2. Изменения в ООО (6) 1.5.3. Ликвидация ООО (5) 1.6. ОКВЭД (31) 1.7. Лицензирование предпринимательской деятельности (13) 1.8. Кассовая дисциплина и бухгалтерия (69) 1.8.1. Расчет зарплаты (3) 1.8.2. Декретные выплаты (7) 1.8.3. Пособие по временной нетрудоспособности (11) 1.8.4. Общие вопросы бухгалтерии (8) 1.8.5. Инвентаризация (13) 1.8.6. Кассовая дисциплина (13) 1.9. Проверки бизнеса (17) 10. Онлайн-кассы (12) 2. Предпринимательство и налоги (408) 2.1. Общие вопросы налогообложения (26) 2.10. Налог на профессиональный доход (7) 2.2. УСН (44) 2.3. ЕНВД (46) 2.3.1. Коэффициент К2 (2) 2.4. ОСНО (36) 2.4.1. НДС (17) 2.4.2. НДФЛ (8) 2.5. Патентная система (24) 2.6. Торговые сборы (8) 2.7. Страховые взносы (60) 2.7.1. Внебюджетные фонды (9) 2.8. Отчетность (86) 2.9. Налоговые льготы (71) 3. Полезные программы и сервисы (40) 3.1. Налогоплательщик ЮЛ (9) 3.2. Сервисы Налог Ру (12) 3.3. Сервисы пенсионной отчетности (4) 3.4. Бизнес Пак (1) 3.5. Калькуляторы онлайн (3) 3.6. Онлайнинспекция (1) 4. Государственная поддержка малого бизнеса (6) 5. КАДРЫ (103) 5.1. Отпуск (7) 5.10 Оплата труда (6) 5.2. Декретные пособия (1) 5.3. Больничный лист (7) 5.4. Увольнение (11) 5.5. Общее (22) 5.6. Локальные акты и кадровые документы (8) 5.7. Охрана труда (9) 5.8. Прием на работу (3) 5.9. Иностранные кадры (1) 6. Договорные отношения (34) 6.1. Банк договоров (15) 6.2. Заключение договора (9) 6.3. Дополнительные соглашения к договору (2) 6.4. Расторжение договора (5) 6.5. Претензии (3) 7. Законодательная база (37) 7.1. Разъяснения Минфина России и ФНС России (15) 7.1.1. Виды деятельности на ЕНВД (1) 7.2. Законы и подзаконные акты (12) 7.3. ГОСТы и техрегламенты (10) 8. Формы документов (82) 8.1. Первичные документы (35) 8.2. Декларации (25) 8.3. Доверенности (5) 8.4. Формы заявлений (12) 8.5. Решения и протоколы (2) 8.6. Уставы ООО (3) 9. Разное (25) 9.1. НОВОСТИ (5) 9.2. КРЫМ (5) 9.3. Кредитование (2) 9.4. Правовые споры (4)

Представляет собой открытую базу данных. Этот инструмент позволяет убедиться, действительно ли хозяйствующий субъект относится к малым и средним предпринимателям.

Предполагается, что реестр, как системное решение, поможет снизить затраты не только малых, но и крупных компаний. В первом случае открытая база оптимизирует процесс подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки. Во втором случае ресурс упростит поиск поставщиков. Полезным реестр окажется и для ведомств, которые смогут использовать содержащиеся в нем сведения для планирования надзорной деятельности. По словам представителей Минэкономразвития, поскольку в ближайшие три года для малых предприятий предусмотрены надзорные каникулы, то, сверяя информацию о них, контрольные органы будут ориентироваться именно на реестр.

Какие сведения о субъектах МСП содержатся в реестре в открытом доступе

Чтобы получить сведения о юрлице или ИП, необходимо в строке «поиск» ввести ИНН, ОГРН или ОГРНИП, наименование организации или ФИО ИП. Выйдет следующая информация, которую при желании можно выгрузить в формате Excel:

  • наименование юрлица или ФИО ИП;
  • категория субъекта (микро-, малое или среднее предприятие);
  • место нахождения юрлица или место жительства ИП;
  • основной вид деятельности;
  • дата внесения сведений в реестр;
  • пометка о том, является ли субъект вновь созданным юрлицом или вновь зарегистрированным ИП;
  • наличие заключенных договоров, контрактов;
  • информация о производстве инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • участие в программах партнерства;
  • сведения о полученных лицензиях.

Принципы формирования реестра

Информационная база реестра включает сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других госисточников, которые предоставили информацию в ФНС. Что важно, сведения поступают автоматически, без участия предпринимателей. Но если компания не представляет сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность, то ФНС просто не внесет ее в реестр.

С 2017 года ФНС планирует обновлять сведения о принадлежности субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа соответствующего календарного года, используя данные ФНС по состоянию на 1 июля. Какие сведения будут обновляться?

  • о вновь созданных юрлицах и ИП;
  • о юрлицах и ИП, прекративших деятельность в установленном порядке (п. 5, п. 7 ч. 5 ст. 4.1 ), - в этом случае предприниматели будут исключены из реестра. Но субъекты могут быть исключены и по нескольким другим причинам: если не представляют сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, не сдают налоговую отчетность либо перестают соответствовать условиям отнесения к субъектам МСП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
  • общие сведения (наименование, место нахождения, лицензии и др.);
  • о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг.

Критерии попадания в реестр

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год

  • до 15 человек (микропредприятия);
  • до 100 человек (малые предприятия);
  • 101-250 человек (средние предприятия).

Предельные значения дохода за предшествующий календарный год

  • 120 млн руб. (микропредприятия);
  • 800 млн руб. (малые предприятия);
  • 2 млрд руб. (средние предприятия).

Участие других организаций в уставном капитале

Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не превышает 25%.

Суммарная доля участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не превышает 49%.

Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется на ООО, соответствующие требованиям в пп. «в» — «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 .

Инновационная и интеллектуальная деятельность

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства имеют статус участника проекта в соответствии с «Об инновационном центре «Сколково».

Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования).

Учредители хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — юрлица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности в формах, установленных . Юрлица включаются в перечень, если соответствуют одному из критериев:

  • являются публичными АО, не менее 50% акций которых находится в собственности РФ, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные АО имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
  • являются госкорпорациями, учрежденными в соответствии с ;
  • созданы в соответствии с ;

Как предпринимателю попасть в реестр самому

С помощью специального сервиса предприниматель может подкорректировать данные о себе или внести в реестр дополнительные сведения, сообщив о своей продукции, опыте исполнения контрактов, участии в программах партнерства, уточнив контактную информацию. Потенциальные партнеры в свою очередь смогут проверить эту информацию на сайте ФНС.

В статье вы узнаете, как получить выписку из реестра МСП по ИНН и другим реквизитам субъекта малого бизнеса. Кроме того, речь пойдет и о самом реестре, о том, какие данные из него можно получить.

Какие данные содержатся в реестре

Прежде чем получить выписку из единого реестра СМП, необходимо разобраться, что это за реестр и какие сведения в него включаются. Его ведение предусмотрено ст. 4.1 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В соответствии с п. 3 указанной статьи в перечень включаются следующие сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства (СМП):

  • название фирмы либо ФИО предпринимателя;
  • юридический адрес юрлица, место регистрации физлица;
  • категория СМП (среднее, малое, микропредприятие);
  • ОКВЭД, которые переносятся из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • данные об имеющихся лицензиях и другие сведения.

Чтобы узнать, содержатся ли сведения об определенном юрлице или предпринимателе в реестре, нужно заказать выписку из реестра СМП.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Как получить выписку из единого реестра субъектов МСП

Прежде всего расскажем, где получить. В соответствии с п. 2 рассмотренной нами выше статьи 4.1, реестр ведет налоговая инспекция, следовательно, и получить её можно там.

Заказать в ИФНС можно тремя способами:

  • используя специальный сервис. Об этом расскажем далее.
  • обратившись в налоговую инспекцию лично или через представителя;
  • отправив запрос по почте.

Сразу отметим, что первый способ наиболее быстр и удобен. Получить выписку из реестра СМП по ИНН можно в течение нескольких минут.

Чтобы получить выписку из реестра МСП через интернет (нередко такой запрос называется еще «выписка из реестра СМП по ИНН») нужно:

  1. Зайти на сайт ofd.nalog.ru ;
  2. Ввести в поисковую строку название или ИНН или ОГРН фирмы; ФИО предпринимателя или его ОГРНИП;
  3. Посмотреть результаты поиска, если отобразилось несколько фирм, выбрать нужную.
  4. Нажать на название фирмы либо ФИО предпринимателя. При этом выписка из реестра СМП с ЭЦП налоговой скачается в формате PDF на Ваш компьютер.

В случае необходимости, можно произвести расширенный поиск. Используя его можно, например, сделать выборку субъектов малого бизнеса по региону или по определенной отрасли. Результаты поиска можно экспортировать в Excel. Можно сформировать выписку из реестра СМСП по ИНН, введя список ИНН не более 30 тысяч.


Как мы видим, скачать выписку из реестра СМП довольно просто. Далее остановимся на том, где ее можно использовать. Если участник госзакупки предоставил выписку из единого реестра МСП России, у госзаказчика отсутствуют правовые и фактические основания для отклонения заявки. Таким образом, выписку из единого реестра МСП вместо декларации использовать можно.

Применение выписки из единого реестра субъектов МСП

У госзаказчиков существовал вопрос можно ли использовать выписку из реестра СМП вместо декларации? Кто-то участников, представивших выписку из единого реестра МСП России, до торгов допускал, кто-то нет. Судебная практика подтверждает правоту первых. В постановлении АС ЗСО от 23.01.2018 по делу А56-26032017 сделан вывод о том, закон № 44-ФЗ не содержит строгой формы декларации. При этом правовое значение имеет суть документа, а не его форма.

Отдельный вопрос представляет собой срок действия выписки из реестра СМП. В указанной выше статье 4.1 прописано следующее:

  • данные, содержащиеся в реестре, размещаются на сайте 10-го числа каждого месяца;
  • данные являются общедоступными в течение 5-ти лет, следующих за годом их публикации.

Однако субъект малого предпринимательства может быть исключен из реестра, поэтому госзаказчикам рекомендуется проверять содержащиеся в выписке из единого реестра СМСП сведения.

Вложенные файлы

  • Выписка из реестра СМП.pdf

На 1 августа запланировано размещение в свободном доступе первой редакции единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр субъектов МСП). Напомним, ст. 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ " " (далее – закон о развитии МСП), которая предусматривает создание этого нового информационного ресурса, начала свое действие в начале июля (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ " "; далее – Закон № 408-ФЗ).

Согласно задумке авторов закона, реестр субъектов МСП объединит информацию обо всех без исключения юридических лицах и ИП, которые соответствуют условиям отнесения к субъектам МСП и позволит этим хозяйствующим субъектам избежать необходимости подтверждать свой статус малого или среднего предприятия каждый раз обращаясь за господдержкой, а также участвуя в госзакупках. А кроме того, добавляют в пресс-службе Минэкономразвития России, создание такого реестра даст возможность снизить затраты крупных компаний в связи с поиском потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий и повысить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

Статус субъекта МСП дает ИП или юридическому лицу ряд преимуществ, по сравнению с крупным бизнесом. Так, они пользуются правом на упрощенное ведение бухгалтерского учета и кассовых операций, упрощенный порядок статистического контроля. Субъекты МСП имеют также преимущества при участии в размещении государственных и муниципальных заказов. Кроме того, для них действует особый порядок приватизации арендуемого государственного и муниципального недвижимого имущества.

Также статус субъекта МСП необходим для исключения из плана проверок в рамках "надзорных каникул" с начала 2016 года по 31 декабря 2018 года. Напомним, "надзорные каникулы" касаются практически всех видов надзорно-контрольных мероприятий и освобождают от визитов контролеров весь малый и средний бизнес ( , п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ " ", ). Однако, для того, чтобы воспользоваться всеми этими привилегиями предпринимателям приходится собирать, подчас, солидный пакет документов. А прохождение положенных процедур нередко отнимает у бизнесмена не только время, но и деньги. Освободить малый и средний бизнес от ряда бюрократических процедур как раз и призван реестр МСП.

Рассмотрим, что представляет из себя новый реестр и как его создание отразится на повседневной жизни малого и среднего бизнеса.

Какие сведения попадут в реестр субъектов МСП

В первую очередь необходимо еще раз подчеркнуть, что наличие информации о том или ином хозяйствующем субъекте в реестре субъектов МСП автоматически подтверждает его соответствие определенным законом о развитии МСП критериям. Это основная идея разработчиков , реализация которой должно облегчить жизнь российским предпринимателям ().

О том, на какие отношения не распространяется преимущественное право субъектов МСП на приватизацию недвижимости, узнайте из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите
бесплатный доступ на 3 дня!

В действующей редакции закона о развитии МСП приведен перечень сведений о субъекте МСП, которые включаются в реестр. Так, в реестр будут включены сведения о:

  • регистрационных данных экономического субъекта (наименование, ИНН, место нахождения, категория МСП, код ОКВЭД и т. д.);
  • имеющихся у предприятия или ИП лицензиях;
  • производимой продукции, с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
  • включении юрлица или ИП в число участников программ партнерства в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ " " (далее – Закон № 223-ФЗ);
  • наличии у субъекта МСП в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ " " и (подп. 1 – 11 ч. 3 ст. 4.1 закона о развитии МСП).

Кроме этих сведений, в результате июльских поправок была предусмотрена возможность дополнить реестр МСП дополнительной информацией о хозяйствующих субъектах в соответствии с требованиями иных федеральных законов, или по решению правительства. Однако пока эта возможность не реализована на практике ().

Таким образом, новый информационный ресурс позволит не только подтвердить статус субъекта МСП, но и расскажет потенциальным заказчикам продукции и услуг о перспективах сотрудничества с тем или иным предприятием или ИП.

Как реестр будет наполняться информацией о субъектах МСП

За ведение и наполнение данными реестра МСП отвечает ФНС России. Она же будет обеспечивать доступ к нему, который будет открытым и бесплатным. Как отмечают представители службы, ознакомиться с содержимым реестра можно будет на официальном сайте ФНС России. Доступ к информационному ресурсу будет обеспечен в разделе электронных сервисов на сайте www.nalog.ru ( , ответ на обращение, опубликованный на официальном сайте ФНС России "www.nalog.ru", июнь 2016 г.).

Как неоднократно подчеркивало Минэкономразвития России, присвоение статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам и внесение об этом данных в реестр субъектов МСП, будет происходить автоматически, на основе уже имеющихся в распоряжении федеральных органов власти данных. Отдельно подчеркивается отсутствие дополнительных административных процедур, связанных с предоставлением предпринимателями и юридическими лицами дополнительных документов для этого. Так, реестр субъектов МСП будет сформирован на основании сведений:

  • содержащихся в налоговой отчетности (документах, связанных с применением специальных налоговых режимов);
  • содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • поступивших от других органов государственной власти и уполномоченных организаций ( , ).

Таким образом, полнота и достоверность содержащихся в реестре сведений зависит не только от качества работы оператора информационного ресурса, но и от дисциплинированности самих субъектов МСП. Тем не менее, сведения о производимой продукции, об участии в программах партнерства с заказчиками, о наличии заключенных госконтрактов, субъекты МСП будут представлять самостоятельно в форме электронных документов, посредством функционала сайта ФНС России с использованием квалифицированной электронной подписи ().

При этом специального порядка проверки достоверности вносимых в реестр сведений не предусмотрено. Как отмечают в Минэкономразвития России, малые и средние предприятия будут самостоятельно нести риски представления недостоверной информации. А в отношении данных, на основании которых ФНС России вносятся сведения, применяются обычные процедуры проверки, используемые для верификации сведений, содержащихся в представляемой предпринимателями налоговой отчетности.

Сведения о юрлицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 закона о развитии МСП, будут вноситься в реестр ежегодно 10 августа на основании данных, которыми располагала ФНС России на 1 июля текущего календарного года. Таким образом, как отмечают в пресс-службе Минэкономразвития России, если, допустим, ИП или юрлицо не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, или налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, ФНС России не внесет предприятие в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году ().

Следует также отметить, что в первоначальной редакции реестра субъектов МСП окажутся как юрлица и ИП, соответствующие требованиям закона о развитии МСП в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года, так и юрлица, созданные в период с 1 декабря 2015 года по 1 июля 2016 года. Также 1 августа в реестр попадут сведения о производственных кооперативах, сельскохозяйственных потребительских кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые были созданы в период с 1 декабря 2015 года по 1 июля 2016 года, а также сведения об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в период с 1 января 2016 года по 1 июля 2016 года ( , ). Таким образом, с учетом предусмотренного переходного периода, в реестр 1 августа должны попасть все без исключения предприятия и ИП, отвечающие признакам субъекта МСП на момент запуска информационного ресурса. При этом те субъекты МСП, которые уже отвечают требованиям , и получают господдержку до 1 августа этого года, сохранят на нее право до конца 2016 года ().

Что будет происходить с данными о субъектах МСП после попадания в реестр

Нужно добавить, что актуализироваться данные реестра субъектов МСП, в случае изменения их статуса, будут ежемесячно, также 10-го числа месяца, следующего за месяцем поступления в ФНС России обновленных сведений. Так, ежемесячно будет обновляться информация о:

  • изменении регистрационных данных субъектов МСП;
  • юридических лицах, ИП, прекративших свою деятельность;
  • производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц ( , ).

Храниться сведения о субъекте МСП будут в реестре на протяжении пяти календарных лет, причем, как пояснили в пресс-службе Минэкономразвития России, вне зависимости от того, сохранил ли субъект МСП свой статус или нет. А если же предприниматель будет исключен из реестра субъектов МСП, то об этом в реестре будет сделана только соответствующая отметка, однако данные об этом хозяйствующем субъекте в перечне останутся на весь пятилетний срок ( , ).

Исключаться из реестра будут те субъекты МСП, которые:

  • не представили в ФНС России сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • не отчитались по уплаченным налогам;
  • перестали отвечать условиям отнесения к субъекта МСП в соответствии со ст. 4 закона о развитии МСП, а также деятельность которых прекращена в установленном порядке ( , ).

***

Запуск единого реестра субъектов МСП станет ощутимым подспорьем в деле развития малого и среднего предпринимательства. Причем важно, что бенефициарами этого процесса являются в первую очередь предприниматели, а не чиновники. При этом необходимо, чтобы информационная система заработала без сбоев с самого первого дня – ведь от этого может зависеть успех того или иного коммерческого предприятия.

В то же время, заместитель Исполнительного директора «ОПОРЫ РОССИИ» по правовым вопросам и экспертизе Иван Ефременков надеется, что предприниматели не столкнутся с отказами в предоставлении господдержки из-за отсутствия сведений о них в реестре после его запуска. "Но мы планируем в первые месяцы работы реестра мониторить, совместно с предпринимателями, качество его работы и оперативно информировать о выявленных недочетах структуры, ответственные за работу этого информационного ресурса", – подчеркнул эксперт.

Тем не менее, эксперты рассчитывают, что реальный эффект от предложенных нововведений предприниматели смогут ощутить уже сразу после момента запуска реестра. А дебют этого информационного ресурса, напомним, состоится 1 августа.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»