Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: Урок-беседа
Форма урока: изучения новой темы
Цель урока:
- Уяснить причины перехода от политики “военного коммунизма” к новой экономической политике;
- Рассмотреть основные модели нэповской организации общества;
- Провести сравнительный анализ политики “военного коммунизма” с новой экономической политикой.
- Сформировать представления об основных направлениях, итогах и противоречиях нэп;
- Способствовать развитию аналитического мышления, умений самостоятельной работы с учебным текстом, навыков составления сравнительной таблицы.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”.
- Изучение нового материала.
- Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.
- Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).
- Результат НЭПа.
- Закрепление материала.
- Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Продолжительность занятия (время реализации): 45минут
Среда POWERPOINT и SMART Board
Вид медиапродукта: наглядная презентация POWER POINT учебного материала (18 слайдов) и рабочая презентация SMART Board (5 слайдов)
Учебно-методическое обеспечение:
- Загладин, Н.В., Козленко,С.И., Минаков,С.Т., Петров, Ю.А. История России (ХХ-начало ХХI века). Учебник для 11 класса. М.”Русское слово“ 2008 год.
- А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Л.В. Жукова Поурочные разработки к учебнику “история России в ХХ веке” для 11 класса. М., “Просвещение” 2004 г.
Необходимое оборудование и материалы для занятия Компьютер для учителя, проектор, экран, интерактивная доска, авторские медиапродукы, учебник, раздаточный материал для обучающихся (приложение № 1 -2).
Карта урока
Комментарий хода урока | Время (мин) | № слайдов | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
I. Организационный момент | 2 минут | Слайд №1 | Внимание | ученики записывают тему урока в тетрадях, открывают учебники. |
II. Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм” | 5 минут | Слайд № 2 Презентация SMART Board Слайд № 1 |
Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу на интерактивной доске. | |
III Изучение нового материала | 30 минут | Презентация POWERPOINT Слайды 3-17 | Внимание, речь, память, мышление | Ученики работают в группах с раздаточным материалом, интерактивной доской. |
3.1. Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа. | 10 минут | Презентация POWERPOINT Слайд 4-9 | Внимание, речь, память, мышление | Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1), после окончания работы делают сообщение перед классом по одному докладчику от группы. Учитель корректирует ответы учеников. Во время доклада остальные ученики заполняют Рабочий лист (Приложение № 2) . |
3.2. Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности). | 10минут | Презентация POWERPOINT Слайд 10-13 | Внимание, речь, память, мышление | Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1, заполняют рабочий лист (Приложение № 2) . Записываю понятие продналог в тетрадь. |
3.3. Результат НЭПа. | 10 минут | SMART Board Слайд № 2-3 | Внимание, речь, память, мышление | Ученики работают с раздаточным материалом (Приложение № 1) и учебником. Заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской. |
IV. Закрепление нового материала | 5 минут | SMART Board Слайд № 4 | Внимание, речь, память, мышление | Ученики отвечают на вопросы, заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской. После выполнения задания ответы проверяются. |
V. Сообщение домашнего задания Подведение итогов урока. |
2 мин | Презентация POWERPOINT Слайды 18 | Внимание, память,
ясная речь, организованность |
Ученики записывают домашнее задание |
VI. Рефлексия | 1 мин. | SMART Board Слайд № 5 | Внимание, память, мышление. | Ученики работают с интерактивной доской. |
Ход урока
Организационный момент ученики рассаживаются по группам (всего три группы), на столах разложен раздаточный материал (Приложение 1 и Приложение 2). Учитель входит в класс приветствует учеников. На доске появляется тема урока (Слайд № 1) – 2 минуты.
Ученики: записывают тему урока в рабочую тетрадь.
Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”. (5 минут)
Учитель предлагает ученикам посмотреть на иллюстрации (Слайда № 2) и определить к какому историческому событию относятся иллюстрации.
Ученики: Отвечают “Военный коммунизм”, сбор продразвёрстки.
Учитель предлагает вспомнить характерные черты “Военного коммунизма”. Работа с интерактивной доской (Приложение № 3) Слайд № 1. Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу. После окончания работы, учитель предлагает проверить правильность ответа, открывается вторая часть таблицы на доске с правильным ответом.
Изучение нового материала (30 минут)
Учитель: Объявляет цель урока. (Слайд № 3)
Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.
Учитель: В 1921 году СССР оказался в тяжелой экономической, политической и социальной ситуации. Заканчивалась, братоубийственна гражданская война, из-за продразвёрстки крестьяне сокращали посевные площади, города не дополучали продовольствия, народ из города перебирался в деревни. (Слайд № 4)
Учитель предлагает ученикам встать на место руководящих органов страны, проанализировать причины проблем, предложить свои варианты их решения.
Работа в группах: ученики класса работают в трёх группах. Одна группа оценивает экономическую ситуацию, вторая - политическую, третья – социальную (Слайд №5) Учитель предлагает каждой группе поработать с раздаточным материалом (Приложение №1) Через 10 минут один докладчик от каждой группы должен сообщить классу варианты решения проблем. Учитель обращает внимание учеников на (Приложение № 2 – рабочий лист) которые необходимо будет заполнять во время выступления учеников от групп.
Учитель: Во время доклада помогает каждой группе. Корректирует ответу учеников (Слайд №6-9). Ученики заполняют рабочие листы.
Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).
Учитель: На Х съезде РКП(б) В.И. Ленин объявил о замене продразвёрстки продналогом и о переходе к новой экономической политике.(Слайд № 10 – 12.) Речь учителя 5 минут
Учитель предлагает ученикам вернуться к работе с Приложением № 1 и определить характерные черты НЭПа. Ученики работают в группах 3 минуты. Заполняя Таблицу № 2 в рабочих листах. Через 5 минут задание проверяется Слайд № 13.
Результат НЭПа.
Работа с раздаточным материалом и учебником.
Учитель: Предлагает прочитать (Приложение № 1 ) и учебник параграф 14. Определить положительные и отрицательные результаты НЭПа. Через 6 минут работа проверяется в устной беседе и работой с интерактивной доской (Приложение № 3 , Слайд № 2) ученики, по желанию записывают варианты на доске. Слайд № 3 Приложение № 3 – задание проверяется.
Учитель: Сегодня мы познакомились с новой экономической политикой партии большевиков. Безусловно, это был вариант выхода из сложившейся кризисной ситуации. Ленин это понимал, хотя нэп и противоречил большевистским канонам. Из истории мы сегодня знаем, что данная политика оказалась эффективной всего первые пять лет. Действительно повысился жизненный уровень, сократился рабочий день, продразверстка была заменена продналогом и т.д., но НЭП не смог привлечь иностранный капитал в страну, а без денежных средств в стране не хватило.
21 января 1924 г. умер В.И. Ленин. В 1928 году началась политика по свертыванию нэпа, окончательно он был свёрнут в 1929 году. (Слайд № 17). Речь учителя 4 минуты.
Закрепление материала.
Работа с интерактивной доской. Приложение № 3 Слайд № 4. Учитель предлагает ученикам выполнить задание (5 минут) После выполнения задания, учитель открывает правильный ответ, скрытый в нижней части таблицы на слайде.
Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.
Слайд № 18
Прочитайте параграф 14 учебника и заполните таблицу № 3.Перечислите основные мероприятия, связанные с новой экономической политикой. Сравните политику НЭПа с политикой “военного коммунизма”.
Напишите эссе на тему: “Почему Сталин отказался от НЭПа?”.
Рефлексия Приложение № 3 Слайд 5 (Приложение № 3) Ученики “складывают” в корзины:
А) если урок понравился – солнышко.
Б) Если урок не понравился – серый круг.
Новая Экономическая политика 9 класс
Стеблюк Алёна Ивановна
- усвоение причин, сущности и итогов нэпа;
- развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны; сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа; формулировать выводы по итогам нэпа;
- формирование навыков работы с текстом учебника, документами; развитие навыков грамотной устной речи;
- составление опорного конспекта по теме.
- Экономическая и политическая обстановка в стране после гражданской войны.
- Курс на новую экономическую политику:
- а) нэп в области сельского хозяйства; б) преобразования в области промышленности и финансов.
- Социально-экономические итоги нэпа.
Повторение пройденного материала:
- Когда и чем закончилась гражданская война?
- Почему победили большевики?
- Какую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем ее смысл? Была ли она оправдана условиями войны?
- Изменилась ли политика большевиков после войны?
- Обосновать необходимость нэпа.
- Сравнить политику “военного коммунизма” и нэп. Какая из них прогрессивнее и почему?
- потеря 25% национальных богатств
- -сокращение населения(не более 135млн)
- -снижение жизненного уровня(зарплата с 23 рублей до 49 копеек)
- -миграция населения из города(?!)
- -кризис в управлении(уголовники и бездари)»Дилетанты во всех своих специальностях» Н. Суханов
- Продналог.
- Оплата по труду.
- Отмена трудовой повинности.
- Сдача государством мелких и средних предприятий в аренду частным лицам.
- Разрешение наёмного труда.
- Разрешение крестьянам продавать излишки хлеба на рынке
- Существование нескольких форм собственности.
- Создание концессий
- “ Командные высоты сохранились в руках государства”
- 22.05.1922 г . ВЦИК издал декрет «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых её законами и защищаемых судами РСФСР».
- 1.01.1923 г . был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР , который, в частности предусматривал, что каждый гражданин имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия.
- ноябре 1920 г. СНК принял декрет «О концессиях», однако лишь с 1923 г. начинается практика заключения концессионных договоров, по которым иностранным компаниям предоставлялось право использования государственных предприятий
- В 1921‑1924 гг. была проведена финансовая реформа. Создана банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово‑промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков я др. Введены прямые и косвенные налоги (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), а также плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).
- В 1921 г. началась денежная реформа. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта – советский червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, а на мировом рынке он стоил около 6 долларов
Исторические проблемы
Задача учащихся
- “ Разорение, нужда, обнищание” В.И. Ленин
- Подтвердите слова Ленина фактами.
- В.И. Ленин говорил, что Кронштадтский мятеж был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые.
- Объяснить слова Ленина, используя фактический материал.
- “ Республика висит на волоске” Н.И. Бухарин
- “ Военный коммунизм” или “демократический социализм”?
- Обосновать вывод Бухарина.
- Выбор пути развития для страны и обоснование его прогрессивного характера.
Военный коммунизм
Социальные:
Социальные:
- «Потребительский коммунизм»
- Военный коммунизм был обусловлен потребностями военного времени
- Снижение дохода населения.
- Недовольство населения
Экономические:
Экономические:
- Необходимость мобилизации всех ресурсов
- Нехватка продовольствия
- Дефицит
- Спад производства
- Рост внешней задолженности
Политические:
Политические:
- Борьба с контрреволюцией
- Стремление Советской власти продержаться до мировой революции
- Старение руководства
- Отсутствие необходимых реформ
- Однопартийная система
Сравните «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ» И « НОВУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ»
“ военный
новая экономическая
коммунизм”
политика
- бестоварное производство
- государственная собственность
- принуждение к труду
- командно-административная экономика
- рыночные отношения
- многообразие собственности
- экономическая свобода
- рыночная экономика
Итоги НЭПа
Положительные
Отрицательные
- - увеличились объемы с/х;
- - восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.;
- - достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.;
- - рост середняцких хозяйств (60%);
- - достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.;
- - улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня).
- - нехватка промышленных товаров;
- - увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения;
- - безработица;
- - обострение жилищного вопроса;
- - аграрное перенаселение
Причины свертывания НЭП
В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства , руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свёрнут.
- Обострение внешнеполитической ситуации
Юридически НЭП был прекращён только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.
- Усиление внутрипартийной борьбы
- Формирование авторитарной системы
Противоречия НЭПа
В.В. Маяковский
- В экономике : нехватка капиталов и невозможность их привлечения
«…Жуй ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй…»
- В социальной сфере: усиление расслоения появление нэпманов
- В политике : Нэп - это временное отступление или всерьёз и надолго?
Выполнить задания в рабочей тетради
- Переход к новой экономической политике
- Противоречивость НЭПа
- НЭП и политические репрессии
- Социально -экономическое положение:
- - спад промышленного производства (14% довоенного уровня)
- - уровень сельскохозяйственного производства сократился вдвое по сравнению с довоенным уровнем
- - голод в Поволжье 1921 год (5 млн. умерло)
- - эпидемии тифа, холеры, оспы (в Красной Армии умерло 283 тыс. человек)
- - беспризорных детей (7 млн.)
- Политическое положение
- -Выступления крестьян против продразвёрстки
- - Восстание матросов Кронштадта (март 1921год) , лозунг: « За советы без коммунистов»
Новая экономическая политика X c ъезд РКП (б), март 1921г. – курс на НЭП
Политика «Военного коммунизма»
Продовольственный налог (продналог)
Аренда земли, применение наёмного труда
Разрешена частная торговля (ярмарки, торговые биржи)
Разрешена частная собственность (мелкая и средняя)
Введение хозрасчёта на крупных государственных предприятиях
Закон о концессиях (привлечение иностранного капитала)
Биржи труда
Денежная реформа (золотой червонец, нарком финансов Г.Я. Сокольников)
- В сельском хозяйстве к 1925-1927г.г. достигнут уровень 1913 года
- К концу 1920-х годов в основном по развитию промышленного производства был достигнут уровень 1913 года.
- Осуществление плана ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России, Г.М. Кржижановский)- строительство гидроэлектростанций
- Допуская развитие рыночных отношений, государство одновременно тормозило их рост (принудительное регулирование цен, развитие тяжёлой промышленности)
- Осень 1923 г. Кризис сбыта промышленных товаров
- Городская и сельская буржуазия – классовые противники большевиков, запреты на расширения хозяйств зажиточных крестьян
- Недоверие предпринимателей (отечественных и зарубежных) к советской власти
- Увеличение неравенства в доходах различных слоёв населения
- Судебные процессы над лидерами возможной оппозиции (1921-1923г.г., меньшевики, эсеры)
- Репрессии против интеллигенции, высылка из страны.(150 человек)
- Разгром Русской православной церкви
- Борьба внутри ВКП(б) (Л.Д. Троцкий 1923г., 1925 г.- 1926г. – Н.И. Бухарин, И.В. Сталин против Г.Е. Зиновьева и Л.Б. Каменева, 1927г.- 1928 г.- Н.И. Бухарин против И.В. Сталина)
- Загладин параграф 14
- Левандовский 10-11 класс параграф 40-41
- 1. Каковы экономические причины введения НЭПа?
- 2. Против кого были направлены политические репрессии коммунистов до 1923года?
- 3.Назови черты НЭПа
- 1. Каковы политические причины введения НЭПа?
- 2. Назови фамилии партийных деятелей, участвовавших во внутрипартийной борьбе в период с 1923г. по 1928г.?
- 3. Сравни политику « военного коммунизма» и НЭП.
- Образование Союза Советских Социалистических Республик.
- Международное положение СССР после Гражданской войны.
- Европейская политика СССР в 1920-ег.г. Генуя и Рапалло.
- Каким было положение «национальной окраины» в российской империи?
- Как предлагало решить национальный вопрос большевистское руководство с первых дней Советской власти?
- Провозглашение Украинской ССР, Белорусской ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (ЗСФСР)
- Политические: советская власть, контроль их РКП(б)
- Военные: объединение вооружённых сил в годы Гражданской войны РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР.
- Экономические: национализация, политика « военного коммунизма»
- Дипломатические: в феврале 1922года единое руководство иностранными делами
- Автономия – самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой – либо частью государства (план «автономизации», И.В. Сталин, Ф.Э. Дзержинский)
- Федерация – союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и политической самостоятельностью (В.И. Ленин).
- 30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР – создание Союза Советских Социалистических Республик
- Высший орган власти Всесоюзный съезд Советов (Совет Союза и Совет Национальностей), Совет народных комис-
саров СССР.
1925год – ВКП(б)
Работа с картой
1924год – Узбекская ССР, Туркменская ССР, 1929год – Таджикская СССР, 1936г. – Казахская ССР, Азербайджанская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР
- Поддержка национально – освободительного движения на Востоке
- 1920- 1921г.г. Подписание мирных договоров с Турцией, Ираном, Афганистаном, Монголией, Финляндией, Латвией, Литвой, Эстонией.
- 28.10.1921г. – правительство РСФСР ноту США, Англии, Франции, Италии, Японии о готовности признать долги царской России и компенсации за национализированную собственность иностранцев
- Конференция в Генуе (апрель 1922год)
- Рапалло, советско – германский договор о экономическом и военно – техническом сотрудничесиве.
- 1921- 1925г.г. – дипломатическое признание и установление торгово – экономических отношений (кроме США)
- Георгий Васильевич Чичерин (1872г – 1936г.), нарком иностранных дел в 1918- 1930г.г.
- 1919 год создание Коммунистического Интернационал – международная партия пролетарской революции.
- Каковы предпосылки образования СССР?
- Каковы два варианта создания единого государства?
- Когда образовался СССР?
- Назвать годы « полосы признаний» СССР
- Учебник Загладина параграф 15,16 (таблица)
- Учебник Левандовского 10-11 класс параграф 43, 50,42 (таблица)
- Учебник Левандовского 11 класс параграфы 18-19,21 (таблица)
Направления
культуры
Представители
Достижения
Работа Беляевой Л.Е. учителя истории МОУ Мышкинская СОШ
Новая экономическая политика
Март 1921г. – 1929г.
НЭП – система экономических мер, призванная стимулировать рост сельского хозяйства и промышленности путем развития рыночных отношений
НЭП появился в результате кризиса политики военного коммунизма
Причины принятия НЭПа
- Экономический кризис. В 1920 году промышленное производство сократилось в 7 раз по сравнению с 1913г. Не работал транспорт, телеграф, почта. Перебои с хлебом в городах. Голод, тиф, холера, оспа. Беспризорники – 7 млн. детей.
- Недовольство крестьян продразверсткой. Крестьянские восстания (Антоновщина в Тамбовской области).
- «Деклассирование» пролетариата, уход в деревню. 1921г. – забастовки рабочих.
- Демобилизация возвратила в Россию «повстанческий элемент в невероятном количестве». Рост бандитизма, преступности.
- Восстание моряков в Кронштадте. «Вся власть Советам, а не партиям», «За Советы без большевиков».
Попытки выйти из кризиса.
- 1920г. – создание Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). Она разработала план выхода из кризиса: строительство электростанций и индустриализация. (Г.М. Кржижановский).
- 1921г. – ГОЭЛРО преобразован в Государственную общеплановую комиссию (Госплан). (Г.М. Кржижановский).
- Использование методов военного коммунизма, жесткая централизация всех ресурсов в руках государства.
Восстание
в Кронштадте
(март 1921г.)
Но эти мероприятия не дают хороших результатов. По – прежнему используются методы «военного коммунизма», жесткая централизация всех ресурсов в руках государства. Доведенное до отчаяния население задумывалось о «третьей революции».
В 1920-1921гг. По Советской России прокатилась волна рабочих забастовок и крестьянских восстаний под лозунгом «Советы без коммунистов»
Тамбовские крестьяне против Советской власти
Март 1921г. –
Х Съезд РКП(б). Переход к НЭПу.
Началом новой экономической политики стал переход от продразверстки к продналогу.
Ленин В.И.: «НЭП – это всерьез и надолго. НЭП позволит при сохранении командных высот в экономике в руках государства, возникновения различных форм кооперации крестьянства, позволит России осуществить индустриализацию». Ленина поддерживал Бухарин Н.И.: построение социализма в России на основе «врастания крестьян в социализм» при сохранении союза рабочих и крестьян.
Мероприятия НЭПа
Мероприятия
В сельском хозяйстве
В сфере управления
В промышленности
В сфере промышленности
Товарно- денежные отношения
В социальной сфере
«Кризисы НЭПа» и их причина
Мероприятия НЭПа
Введение продналога
Разрешение аренды и найма рабочей силы
Введение свободы торговли
Разрешение мелкого частного бизнеса
Разрешение иностранных инвестиций
Введение денежной оплаты труда по количеству и качеству
Трудоустройство на добровольных началах
Отмена бесплатных услуг
Первые итоги НЭПа
- Пополнен бюджет за счет налогов
- Экономия на управленческих и военных расходах
- В 1924-1926гг червонец стал одной из самых устойчивых валют в мире
- Снята проблема беспризорности детей
- Восстановлены системы образования и здравоохранения
- Началось активное осуществление плана ГОЭЛРО
- Построено много мелких и несколько крупных гидроэлектростанций - Каширская, Шатурская, Волховская
- Производство электроэнергии выросло в 1,5 раза (к уровню 1914г.)
- К концу 1920-х годов по развитию промышленного производства были достигнуты показатели довоенной Российской империи
Слайд 1
Описание слайда:
Новая экономическая политика. Политическое развитие СССР в годы НЭПа (1921 – 1929 гг.). Сравнение НЭПа с политикой "военного коммунизма".
Слайд 2
Описание слайда:
Слайд 3
Описание слайда:
Слайд 4
Описание слайда:
Слайд 5
Описание слайда:
Слайд 6
Описание слайда:
Слайд 7
Описание слайда:
Слайд 8
Описание слайда:
Слайд 9
Описание слайда:
Политическая борьба времён НЭП Экономические процессы в период НЭПа накладывались на политическое развитие и в значительной степени определялись последним. Процессы эти на протяжении всего периода Советской власти характеризовались тяготением к диктатуре, авторитаризму. Пока Ленин находился у руля, можно было говорить о "коллективной диктатуре"; лидером он был исключительно за счет авторитета, однако с 1917 г. и эту роль ему приходилось делить с Л. Троцким: верховный правитель в то время именовался "Ленин и Троцкий« Однако с началом внутрипартийной борьбы в конце 1922 г. соперники Троцкого - Зиновьев, Каменев и Сталин, - не обладая его авторитетом, противопоставили ему авторитет Ленина и в короткий срок раздули его до настоящего культа
Слайд 10
Описание слайда:
Слайд 11
Описание слайда:
Ещё до физической смерти Ленина, в конце 1922 года, между его «наследниками» началась борьба, точнее - оттеснение Троцкого от руля. Осенью 1923 года борьба приняла открытый характер. В октябре Троцкий обратился в ЦК с письмом, в котором указал на становление бюрократического внутрипартийного режима. Через неделю открытое письмо в поддержку Троцкого написала группа из 46 старых большевиков («Заявление 46»). Центральный комитет, разумеется, ответил решительным опровержением. Ведущую роль в этом сыграли Сталин, Зиновьев и Каменев. Ещё до физической смерти Ленина, в конце 1922 года, между его «наследниками» началась борьба, точнее - оттеснение Троцкого от руля. Осенью 1923 года борьба приняла открытый характер. В октябре Троцкий обратился в ЦК с письмом, в котором указал на становление бюрократического внутрипартийного режима. Через неделю открытое письмо в поддержку Троцкого написала группа из 46 старых большевиков («Заявление 46»). Центральный комитет, разумеется, ответил решительным опровержением. Ведущую роль в этом сыграли Сталин, Зиновьев и Каменев. Троцкого победили довольно легко. Следующая же партийная конференция, состоявшаяся в январе 1924 года, обнародовала резолюцию о единстве партии (прежде хранившуюся в секрете), и Троцкий был вынужден замолчать. До осени. Осенью 1924 он, однако, выпустил книгу «Уроки Октября», в которой недвусмысленно утверждал, что революцию делал он с Лениным. Тогда Зиновьев с Каменевым "вдруг" вспомнили, что до VI съезда РСДРП(б) в июле 1917 г. Троцкий был меньшевиком. Партия была в шоке. В декабре 1924 г. Троцкого сняли с поста наркомвоенмора, но оставили в Политбюро.
Слайд 12
Описание слайда: