Образовательные проекты: темы, разработки, примеры. Издательский дом «Инновации и эксперимент в образовании» — «Панорама учебного сотрудничества Что такое образовательный проект

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Московский проект «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования» разработан в рамках реализации проекта модернизации региональных систем общего образования и направлен на повышение качества образования.

Реализация проекта началась в образовательных организациях города Москвы с 2011 года. В 2012-2013 годах осуществлена поставка учебного оборудования в школы и учреждения дополнительного образования. 37 школ города стали участниками проекта, и на сегодня в них поставлено оборудование для кабинетов-лабораторий физики, химии, биологии и географии для обеспечения обучения школьников как на базовом, так и на профильном уровнях, а также для выполнения групповых и индивидуальных учебных проектов.

Презентация на тему: "Курчатовский проект..."

Проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» (Курчатовский проект) объединяет усилия более 500 учителей из 37 образовательных организаций г. Москвы, представляющих все административные округа г. Москвы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, специалистов НИЦ «Курчатовский институт».

Проект реализуется в соответствии с принципами:

  • Образование на основе фундаментальных понятий.
  • Конвергентное образование в лабораторных комплексах.
  • Сотрудничество с НИЦ «Курчатовский институт».
  • Развитие межрайонных ресурсных центров конвергентного образования.
  • Оценка эффективности реализации проекта на основе высоких достижений обучающихся.

Для координации действий участников проекта создан проектный офис. Состав проектного офиса:

  • НИЦ «Курчатовский институт».
  • Департамент образования г. Москвы.
  • Городской методический центр ДОгМ.
  • Представители образовательных организаций Курчатовского проекта.

Руководитель проектного офиса - заместитель директора ГМЦ ДОгМ Кузнецова Елена Валерьевна.

В дорожную карту развития Курчатовского проекта входит:

  • Проведение семинаров по вопросам развития проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования».
  • Проведение «Дня открытых дверей» в НИЦ «Курчатовский институт».
  • Проведение экскурсий, мастер-классов и практических занятий на площадках НИЦ «Курчатовский институт».
  • Проведение обучающих семинаров и лекций для педагогов и обучающихся.
  • Проведение научно-практической конференции «Курчатовский проект - от знаний к практике» для учителей-предметников, обучающихся и других представителей образовательных организаций.
  • Проведение Конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся: «Курчатовский проект - от практики к знаниям».
  • Проведение независимой диагностики образовательных результатов обучающихся по математике и физике.
  • Развитие раздела Курчатовский проект на сайте mosmetod.ru.

На данный момент в образовательные организации Курчатовского проекта осуществлена поставка более 500 позиций лабораторного и электронного оборудования, а также специализированной мебели для оснащения конвергентных лабораторий. Данные лаборатории планируются к использованию как ресурсные центры для близлежащих школ. Лаборатории проекта могут быть реализованы как по отдельным предметам, так и в виде лабораторных комплексов: нанотехнологического, метеорологического, биолого-химического, комплекса экологического мониторинга и др.

В образовательных организациях Курчатовского проекта используется оборудование для обучения более 25000 школьников, функционируют 146 кружков, проводится 52 факультативных курса; учителя и учащиеся осуществили 16 полевых практик. Обучающиеся школ проекта выполнили почти 300 проектно-исследовательских работ, с которыми выступили на конференциях и конкурсах различного уровня. Более 200 учителей прошли курсы повышения квалификации по программам, разработанным в рамках Курчатовского проекта. Педагоги образовательных организаций приняли участие более чем в 90 конференциях различного уровня.

В настоящее время на сайте Городского методического центра, в сборниках статей, на сайтах образовательных организаций и других внешних ресурсах опубликовано более 50 методических разработок учителей, участвующих в реализации Курчатовского проекта.

Образовательные организации Курчатовского проекта имеют развитые внешние связи не только с НИЦ «Курчатовский институт», но и с другими научными организациями, учреждениями высшего профессионального образования, организациями, развивающими экологическую тематику, производственными предприятиями, а также предприятиями-поставщиками оборудования Курчатовского проекта.

Учащиеся образовательных организаций Курчатовского проекта чаще всего выбирают для углубленного изучения физику, химию, биологию или географию в рамках классов естественнонаучного или технологического профиля.

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
  4. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.
  5. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
  6. Концепция образовательной и научно-методической деятельности Курчатовского центра непрерывного междисциплинарного образования.
  7. Материалы семинара по вопросу организации учебно-практических занятий обучающихся в современной инженерной среде образовательной организации от 8.12.2017 года

При составлении педагогического проекта обычно руководствуются следующей схемой.

  • 1. Информационная характеристика проекта.
  • 1.1. Название (наименование) проекта.
  • 1.2. Руководитель проекта.
  • 1.3. Наименование организаций или данные об отдельных исполнителях, привлекаемых для выполнения проекта.
  • 1.4. Сроки работы по проекту.
  • 2. Содержательное обоснование проекта.
  • 2.1. Актуальность, научно-методическая новизна и практическая значимость проекта.
  • 2.2. Задачи, решаемые в ходе реализации проекта.
  • 2.3. Основные направления или этапы работы по проекту.
  • 2.4. Перечень ожидаемых результатов.
  • 2.5. Предполагаемые позитивные и прогрессивные последствия реализации проекта.
  • 3. Необходимое обеспечение процесса реализации проекта.
  • 3.1. Предварительная характеристика коллектива исполнителей.
  • 3.2. Запрашиваемое финансовое обеспечение проекта в соответствии с объемом и видами работ, нуждающихся в финансовой поддержке.
  • 4. Планируемые формы отчетных материалов, которые будут представлены поэтапно и по окончании работы.
  • 5. Перспективы развития проекта.

В качестве примера проекта, разработанного по заданной схеме, мы можем привести проект «Дети учатся творчески разрешать конфликты» (руководитель - Т. А. Щур, директор школы «Альма-Матер»), запланированный школой на 2000- 2010 гг., в реализацию которого включены все учителя, педагоги и психологи школы.

Актуальность проекта обусловлена:

  • 1. Задачами воспитания нового поколения людей обновляющейся России, способных вместе и творчески решать социально значимые и жизненные проблемы бесконфликтно, без дискриминации и ущемления чьих-либо интересов и прав.
  • 2. Потребностью в разнообразии содержательного и технологического обеспечения процесса управления социализацией молодого поколения в условиях современной школы.
  • 3. Качественным обновлением педагогического взаимодействия за счет усиления мобильности и пропедевтики источников стресса, невроза, агрессии и тому подобных дисфункциональных состояний у педагога и школьника.
  • 4. Необходимостью построения в системе образования сети конфликтологических услуг для школьников и их родителей.

Целевое назначение:

  • - Разработка и апробация программы обучения детей творческому разрешению конфликтов.
  • - Создание научно-методического и организационнотехнологического обеспечения для реализации программы.
  • - Определение условий и организационных форм, обеспечивающих успешность обучения детей творчески разрешать конфликты в условиях современной школы.

Теоретическое обоснование. Авторы исходят из необходимости обогащения содержания и организационных форм в процессе подготовки школьника к самостоятельной деятельности, расширения способов их социальной адаптации в условиях школьной среды. В международной практике накоплен значительный опыт образовательной и психолого-педагогической поддержки процесса социализации молодого поколения, адаптации детей к возможным конфликтам в жизни человека и обучение их творчески разрешать конфликтные ситуации. В современной российской школе возможно и необходимо ставить задачу подготовки школьника к творческому разрешению конфликтов и конфликтных ситуаций разного типа вне зависимости от возраста. Способность творчески разрешать конфликтные ситуации в жизни, быту, общении, совместной деятельности - необходимая и обязательная характеристика поведения человека любой цивилизованной страны.

Мы полагаем, что для российской школы назрела необходимость разработки специальной программы обучения детей творчески подходить к разрешению возникающих конфликтов и конфликтных ситуаций, которая определит как цели, так и планируемые результаты на каждом этапе такой работы. Условием решения поставленной проблемы выступает готовность педагогов к реализации предлагаемой программы и научно-методическое ее сопровождение.

Сроки и этапы реализации проекта:

1 этап - диагностико-прогностический (2000-2002 гг.).

На этом этапе проводится изучение специальной литературы по проблемам творческого разрешения конфликтов детьми школьного возраста; выделение среди них наиболее приоритетных и значимых для современной российской школы; изучение практики разрешения конфликтов в опыте школы «Альма-Матер».

2 этап - проектировочный (2003-2004 гг.).

Этап разработки программы обучения детей 1-5 классов творческому разрешению конфликтов и локальных экспериментов, позволяющих определить место программ в учебно-воспитательном процессе через ОЭР гимназии «Альма-Матер».

3 этап - практико-внедренческий (2005-2008 гг.).

Цели: запуск реализации комплекса программ для учащихся 1-5 классов; коррекция программы; определение совокупности показателей и их проверка при оценке результативности программы; поиск условий успешной реализации новой программы в деятельности педагогов школы.

4 этап - обобщающий (2009-2010 гг.).

Цели - мониторинг эффекта реализации новой программы в школе; оценка возможности изучения опыта гимназии педагогами школ города и страны; обобщение опыта работы гимназии «Альма-Матер» по данной проблеме; представление результатов эксперимента педагогической общественности.

Ожидаемый результат. В результате освоения программы ученики получат опыт понимания ценности единения, общности класса, школы, семьи, общества, приобретут знание социальной природы правил и норм поведения человека в социуме, вариантов появления и предотвращения конфликтов; научатся оценивать природу и источник конфликта, его позитивные и негативные возможности, находить творческое разрешение наиболее типичных конфликтов в жизни современного человека; смогут более эффективно общаться с людьми (друг с другом, педагогами, родителями); научатся слушать и слышать другого человека, выражать свои чувства и потребности в конфликтных ситуациях, ценить культурные, этнические, мировоззренческие, поведенческие и другие различия, видеть в них не повод для конфронтации, а основание для успешного и взаимовыгодного сотрудничества.

Другой пример: из проекта программы высшей школы.

Название: Разработка содержания и методического обеспечения новых образовательных областей и стандартов нового поколения.

Проектное задание. Разработка и обновление дополнительных профессиональных программ для системы высшего профессионального образования, интегрирующих естественнонаучные, гуманитарные и социально-экономические компоненты образования.

Проект: Обновление государственных требований к содержанию и уровню подготовки по программе «Преподаватель высшей школы» через разработку новых программ - «Преподаватель колледжа» и «Преподаватель университета».

Цель, задачи, актуальность и новизна проекта. Актуальность проблемы обновления государственных требований к содержанию и уровню подготовки по программам «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» связано, во-первых, с широкой дифференциацией российской высшей школы и появлением разноуровневой системы высшего образования; во- вторых, с появлением нового поколения образовательных стандартов по подготовке специалистов в отечественных университетах; в-третьих, с обогащением педагогики высшей школы международным опытом и новыми образовательными технологиями, с которыми необходимо знакомить современного преподавателя при интенсивном вхождении отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство. Кроме того, обновление современных университетских образовательных стандартов должно сохранять преемственность с образовательными стандартами по направлениям педагогического образования с целью формирования общего поля проблем в подготовке современного преподавателя. Однако, ныне функционирующие программы «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» не учитывают специфику подготовки к преподаванию в университете с элементами творчества и не в полной мере отражают подготовку преподавателя к научно-исследовательской работе совместно со студентами. Вот почему как содержание, так и методы подготовки преподавателя колледжа или института отличаются от содержания и методов подготовки преподавателя университета. Есть и еще одно обстоятельство, вызывающее потребность обновления программы «Преподаватель высшей школы» - это специализация преподавателей высшей школы с учетом факультета, на котором выполняются функции преподавателя и воспитателя студентов средствами своего предмета. Это значит, что в ныне действующих программах не отражены возможности того или иного предмета в развитии интеллекта, личностных и профессиональных качеств будущего специалиста и роста его научно-творческого потенциала.

Сказанное дает основание сформулировать цель и основные задачи проекта.

Целью проекта является научное обоснование и отбор новых компонентов содержания программ «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» и их конкретизация для программ «Преподаватель колледжа», «Преподаватель университета».

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • 1. Уточнить и содержательно раскрыть основные требования к преподавателю колледжа (как первого уровня высшего образования) и к преподавателю университета.
  • 2. Обосновать сделанный выбор требований, опираясь на современные достижения науки и практики.
  • 3. Разработать новые программы «Преподаватель колледжа» и «Преподавательуниверситета».

Новизна заключается в систематизации достаточно большого числа моделей «преподавателя» высшей отечественной и зарубежной школы, представленная в виде многоуровневой программы подготовки современного преподавателя с учетом типа высшего учебного заведения (в частности такой системы как колледж - университет - магистратура - аспирантура - докторантура).

Ожидаемые результаты проекта. Образовательная программа «Преподаватель колледжа» и программа «Преподаватель университета».

Сроки выполнения проекта: 2001-2002 гг.

Программа выполнения работ по проекту включает:

  • - метод аксиоматики общих требований к преподавателю высшей школы, метод сравнительного анализа требований к преподавателю колледжа и преподавателю университета, метод синтеза полученной информации, метод проектирования при подготовке новых образовательных программ;
  • - описание требований к преподавателю колледжа и преподавателю университета.

Использование результатов в учебном процессе. Со студентами университета, получающими вторую дополнительную специальность «преподаватель». При подготовке магистров, аспирантов и научно-педагогических кадров для высшей школы.

Лайфхаки для тех, кто всерьез думает об образовании как о бизнесе.

В закладки

За 15 лет нам удалось создать 4 окупаемых образовательных проекта: Британскую высшую школу дизайна , Школу компьютерных технологий Scream School , Московскую школу кино и Архитектурную школу МАРШ , - которые мы объединили в университет креативных индустрий Universal University . И теперь на его платформе запускаем новые проекты: Московскую школу музыки , Московскую школу коммуникаций MACS и бизнес-инкубатор для стартапов в области креативных индустрий.

Рис.1 Структура университета креативных индустрий Universal University

Про задачи образовательного проекта

Образовательный проект решает конкретные задачи. В нашем случае, открывая новую школу, мы решали задачи нехватки специалистов с теми компетенциями, которые нужны одной из креативных индустрий прямо сейчас.

Про деньги

Образование - низкомаржинальный социально-ориентированный бизнес. Не стоить жить иллюзией, что на образовательной программе вы построите огромный капитал, который обеспечит вам безбедное существование на «островах». Только постоянно развивая образовательный проект, можно поддерживать его на плаву. Речь идет именно об офлайн и blended-проектах. Большинство профессий, которые дают наши школы, невозможно освоить онлайн.

Если для вас образование - это некоторое временное пристанище между двумя стартапами, не стоит начинать - крепко проект встанет на ноги только через 2-4 года, и он всегда будет требовать много личного ресурса, дальше не будет легче. Гарвард можно построить только за 150 лет, постоянно вкладывая в его развитие и улучшая процессы. Важное и осознанное решение, которое мы приняли с самого начала, мы в образовании надолго.

В среднем на комплексную поддержку и развитие собственных проектов Университет тратит порядка 1 млн. долларов в год. Речь идет об административных расходах, развитии ресурсной базы, зарплатах сотрудников и преподавателей, аренде площадей и так далее. Инвестиции в конкретный проект, конечно, отличаются. Московская школа кино в совокупности стоила нам 2 млн $ (кинопавильон, просмотровый кинозал, хромакей, съемочное и осветительное оборудование, актерская студия и многое другое). Около 850 000 $ на старте стоит ресурсная база нашего нового проекта - Московской школы музыки: звукозаписывающая студия, специальное оборудование, саунд-классы, репетиционная база. Однако проект постоянно развивается, оборудование будет устаревать и видоизменяться, поэтому мы системно работаем с партнерами-производителями оборудования, софта, железа, чтобы срезать косты и дать студенту максимум.

Нашей задачей с самого начала была полная самоокупаемость. Все заработанные средства мы рефинансируем в развитие проектов или открываем новые. Так, из 32 студентов в 2003 году к 2018 году мы выросли ровно в 100 раз до 3200 студентов. Сегодня школы занимают уже практически 12 000 квадратных метров, а ресурсами такого уровня не обладает ни одно учебное заведение среди творческих школ России и стран СНГ.

Рис. 2. Этапы развития Universal University

Про систему управления

Современный университет работает по принципам, аналогичным технологическим корпорациям. Он требует альтернативного российской образовательной системе подхода в управлении. В ДНК должна быть заложена постоянная трансформация и быстрая реакция на изменения мира. Как следствие, это ставит управляющую команду в условия высокой скорости в принятии решений, мобильности, стратегического видения, аккумулирования экспертизы. И влияет на всё: переход к горизонтальному управлению, иные подходы в менеджменте, маркетинге, коммуникациях, операционных процессах, HR и, конечно, в самих образовательных форматах.

Про качество

У проекта есть конкретные результаты: какими знаниями, навыками и умениями обладают выпускники, что представляет из себя их портфолио, где они работают и сколько зарабатывают, в каких конкурсах участвуют и побеждают и т.д. Таким образом, мы говорим о качестве каждой программы и о том, что это качество должно постоянно расти.

Рис. 3. Данные о трудоустройстве выпускников школ, входящих в структуру Universal University

Качество - самая важная часть в образовании, о которой очень мало говорят и которая очень дорого стоит. Академическое качество касается всех аспектов образования - кто преподает на курсе, на каких ресурсах учатся студенты, какие возможности им доступны, какие сервисы им предоставляются, какой опыт они могут получить. Все это можно померить и постоянно улучшать. Вот, собственно, и весь секрет - постоянное улучшение всех процессов в течение долгого времени.

Кроме этого, если вы создаете некачественный продукт, со временем программу нужно будет переформатировать или закрывать. Так что у вас нет выбора - только качественное образование действительно востребовано на длинной дистанции.

Есть образовательные проекты, которые работают для отчетности, для того чтобы получить большой грант или государственную поддержку в течение нескольких лет, выиграть тендер или просто для PR. Мы выбрали иной путь и это была осознанная стратегия. Это дисциплинирует. Все это время мы живем только на деньги, которые получаем за свою профессиональную деятельность, а значит, наш продукт должен отвечать на запрос рынка.

Про международный опыт

Мы всегда использовали международный опыт, смотрели, сотрудничали, формировали совместные программы и несколько раз прошли валидацию двух британских университетов, благодаря чему выдаем их дипломы на территории России. Благодаря этому, у нас накоплена международная экспертиза в области образования в творческих индустриях. Это более 20 международных академических партнеров и самые разнообразные формы взаимодействия между школами самого Universal University.

Про команду

Современный университет - это профессионалы высокого уровня. И касается это всех направлений: от менеджмента и операционных процессов до маркетинга, HR и интерактивного проектирования.

Одной из самых сложных задач современного образования является интеграция и работа с мотивацией практиков из индустрии для системной работы в школе. В университете преподает более 700 человек, которые совмещают основную деятельность и преподавание. Наш опыт показывает, что успешные профессионалы готовы делиться опытом и тратить время, если создать для них правильную среду и дать им новые горизонты для реализации. И, конечно, важно предоставить экспертам с опытом инструменты для преподавания, помогать им адаптироваться к образовательной среде и новой роли.

Про рынок EdTech

Рынок образовательных онлайн-технологий активно растет и масштабируется. Ежегодный рост EdTech составляет 17-25%. Дополнительное и высшее образование - ключевые ниши в этой отрасли. Прибыль участников - 7 млрд. руб. и 6,8 млрд. руб. соответственно. Мы внимательно следим за тенденциями, хотя пока не все технологии реально применить в конкретной школе. Такие платформы, как Coursera, могут закрыть потребность в образовательной теории, но не в практике.

Тем не менее, здесь есть большие перспективы, но важно понимать, что онлайн-образование - это только один из форматов, и он не закроет все потребности потенциального студента, если речь идет об образовании с большим количеством практической работы, взаимодействием в команде, использованием разного рода технических ресурсов.

Кроме того, до сих пор многие не могут учиться онлайн. Гарвард, имеющий собственную онлайн-платформу, представил исследование , согласно которому в среднем только 6% от изначально зарегистрировавшихся на курс получают сертификат. Можно предположить, что бесплатный курс привлекает большое количество тех, кому просто интересно попробовать. Для того чтобы сделать результаты более точными, коллеги из Гарварда провели опрос по оценке намерений на входе. Выяснилось, что среди тех, кто изначально хотел получить сертификат, доля получивших увеличилась до 22%, то есть большая часть сертификат так и не получила.

На мой взгляд, наиболее эффективные форматы - смешанные, где онлайн и офлайн правильно интегрируются для решения конкретных образовательных задач.

Как известно, деньги - это всего лишь инструмент, а не конечная цель, тем более в образовании. Так как это все-таки социально-ориентированный бизнес, проект должен менять жизнь людей к лучшему. Пусть это будет смена их карьерной траектории, получение профессии мечты или возможность увидеть себя в титрах проекта - вы работаете в проекте ради этого, а не ради денег.

Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University

Образовательный проект создается в том случае, когда у автора существует отличная идея по улучшению системы образования и есть вероятность получения финансирования. Важно знать принципы написания такого проекта.

Инструкция

1.Ознакомьтесь с содержанием требований к образовательным проектам.

Основные требования кобразовательному проекту:

  • Наличие социально значимой задачи – исследовательской, информационной, практической.
  • Планирование действий по разрешению проблемы: определение вида продукта и формы презентации.
  • Пооперационная разработка проекта: перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
  • Исследовательская работа учащихся: поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
  • Выход проекта: продукт .
  • Представление продукта заказчику и (или) представителям общественности.
  • Проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
  • Шестое “П” проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
  • Важное правило: каждый этап работы надпроектом должен иметь свой конкретный продукт!

2.Составьте список задач, которые необходимо решить перед отправкой проекта на рецензию. Отметьте в календаре крайний срок проверки. За это время четко распишите по дням, когда вы будете собирать данные, писать, редактировать и рецензировать работу.

3.Обозначьте проблему, решением которой должен стать ваш образовательный проект . Используйте данные исследований, а не мнения некомпетентных людей о характере и степени проблемы. Напишите то, как реализация учебного проекта улучшит условия образования, как решит его основные задачи.

4.Подготовьте подробный отчет о деятельности вашей образовательной организации.

В нем должны быть указаны:

  • успехи прошлых подобных проектов
  • количество учащихся, которые обучаются на данный момент в учебном заведении.

5.Создайте план реализации вашего проекта .

Он должен включать:

  • цели,
  • задачи
  • показатели того, как изменится система образования в лучшую сторону

Каждый пункт плана должен иметь отдельную цель, которая будет связывать воедино весь проект и все обозначенные проблемы. Обсудите итог с администрацией образовательного учреждения и внесите поправки. Определите бюджет для реализации нового образовательного плана. Используйте только проверенную информацию о заработной плате, пособиях, расходах и т.д.

6.Заполните специальные документы для получения финансирования. Сделайте это согласно всем требованиям. Некоммерческие организации будут благосклонны в том случае, если вы будете использовать глаголы в активном залоге, представлять реальные факты и отвечать на ключевые вопросы. Им важно знать, почему именно вам должны дать средства для проекта, и какие выгоды получит организация. Если вы покажете много преимуществ, вам выделят средства для реализации образовательного проекта. Тогда вы уже сможете реализовать его согласно заготовленному плану.

Виды проектов:

a.Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.

Он включает:обоснование актуальности избранной темы

  • обозначение задач исследования
  • обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой
  • обсуждение полученных результатов

При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

b.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Продуктом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе, в Интернете.

Характер контактов между участниками проекта:

  • внутриклассные;
  • внутришкольные;
  • региональные;
  • межрегиональные;
  • международные.

c.Межрегиональные и международные проекты обычно, являются телекоммуникационными, иак как требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, значит, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности:

a.Мини– проекты могут укладываться в один урок или менее.

b.Краткосрочные проекты реализуются в течение 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

с.Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

d.Годичные проекты (долгосрочные) могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Знание типологии проектов, используемых в сетях или в обычном учебном процессе, может оказать существенную помощь педагогам при разработке этих проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах

Прежде всего определимся с типологическими признаками.

Метод или вид деятельности, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, приключенческий, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационный и пр.

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов: внутренний (локальный), региональный, международный и т. д.

Количество участников: персональный, парный, групповой.

Продолжительности проведения: краткосрочный, долгосрочный, эпизодический.

Особенности проектов в соответствии с первым признаком

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие проекты

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д.

Приключенческие, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты работы могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Отмечается высокая степень творчества.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта - результат (статья, реферат, доклад, видеоматериалы и пр.);
  • предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов - аналитическая работа над собранными фактами - выводы - корректировка первоначального направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализ новых фактов - обобщение - выводы и т. д. до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно четко ориентирован на социальные интересы, интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Виды проектов по второму признаку

Литературно-творческие

Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, наконец, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить. Иногда, как это было в одном из проектов, координатором которого выступал профессор Кембриджского университета Б. Робинсон, скрытую координацию осуществляет профессиональный детский писатель, задача которого в ходе разыгрываемого сюжета научить ребят грамотно, логично и творчески излагать свои мысли.

Естественно-научные

Чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране).

Экологические проекты также, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и пр.).

Языковые (лингвистические)

Чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов. В соответствии с указанными признаками можно предложить следующую типологию проектов по иностранным языкам:

  • обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и умений.
  • лингвистические, направленные на изучение языковых особенностей, языковых реалий (идиом, неологизмов, поговорок и т. п.), фольклора.
  • филологические, направленные на изучение этимологии слов, литературные исследования, исследование историко-фольклорных проблем и др.

Культурологические проекты

Они связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре. Культурологические (страноведческие) проекты предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более или менее продвинутом уровне владения языком посредством организации межкультурного общения с целью ознакомления с культурой, историей, этнографией, географией, экономикой, политикой, государственным устройством стран партнеров, искусством, литературой, архитектурой, традициями и бытом народов и т. д. Проекты этого типа целесообразно проводить с носителями языка, что вытекает из целей, описанных выше. Иностранный язык (ИЯ) выступает в роли средства общения; естественная языковая среда способствует формированию потребности использования ИЯ как единственно возможного средства коммуникации.

С точки зрения содержания культурологические проекты бывают:

  • историко-географические, посвященные истории страны, города, местности, географии страны, города, местности;
  • этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического состава народа, проживающего на данной территории, национальных особенностей культуры разных народов и т. д;
  • политические, цель которых ознакомление с государственным устройством стран, с политическими партиями и общественными организациями, со средствами массовой информации и их влиянием на государственную политику, с законодательством страны и т. д;
  • посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.
  • экономические, повященные проблемам финансовой и денежной системы, налогообложения и т. д.

Ролево-игровые также весьма популярны и часто сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим, или литературно-творческим, или культурологическим. Ролево-игровые и игровые проекты, так же, как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посредством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уровень применения по аналогии, уровень творческого применения).

  • воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний;
  • имитационно-деловые, моделирующие профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной;
  • драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся;
  • имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей, пр.).

Спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований и пр.).

Географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими и пр.

Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать исторические события, факты.

Музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, аранжировать его.

По третьему признаку - характеру координации - проекты могут быть:

  • с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор выступает в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя роботу участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные и пр.);
  • со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...). Примером таких проектов могут служить известные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембридж, Б.Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок, в третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли неквалифицированного специалиста, направлял «экспедиции».

Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностью зависят от типов проектов.

В работе над проектами обязателен исследовательский метод, и поэтому нам представляется важным кратко остановиться на его характеристике.

Исследовательский метод, или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода: определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

На основе приведенной общедидактической типологии телекоммуникационных проектов появляется возможность разработки проектов по конкретным учебным предметам или, точнее, предметно-ориентированных проектов, поскольку, как уже говорилось, чисто «математические» или «биологические» проекты разработать довольно сложно, все они в той или иной мере интегрированные, межпредметные. Поэтому речь может идти о специфике типологии в связи с целевой направленностью проектов.

В качестве примера можно привести типологию, ориентированную на изучение иностранных языков, наиболее адекватную целям обучения, которые и явились типологическими признаками: практическое овладение языком; лингвистическое и филологическое развитие школьников; ознакомление с культурологическими, страноведческими знаниями; ситуативная, коммуникативная природа общения.

Все виды проектов, если это международные проекты, ведутся на иностранном языке и потому представляют, помимо возможности реализации дидактических или методических задач, дополнительный интерес, поскольку создают условия для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка. В этой связи особый интерес представляют языковые (лингвистические), культурологические (страноведческие) и ролево-игровые проекты, типология которых приведена выше.

Почти все виды проектов предусматривают использование исследовательских методов для решения заложенной в них проблемы. Исследовательский метод основан на развитии у учащихся умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный проект (особенно исследовательского типа) структурируется на основе общенаучного методологического подхода: выявление проблемы или ряда проблем, определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы, уточнение выявленных проблем в ходе обсуждения методов ее решения, определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных выводов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он преврашается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Телекоммуникационные проекты

Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты.

Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, который также должен выполняться на английском языке, но который не соответствует программному материалу по английскому языку, то такой проект выполняется во время внеклассной работы, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

  • предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлениями, требующими сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
  • предусматривается сравнительное изучение, исследование тех или иных явлений, фактов, событий, происшедших или происходящих в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр.;
  • предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций решения, т.е. для получения данных об эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
  • предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.), или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т. д. и т. п.);
  • предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

Параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Организация и проведение телекоммуникационных проектов в школе

Для успешного перехода к реализации учебных телекоммуникационных проектов необходимо предусмотреть свободный доступ участников проектов к компьютеру в телекоммуникационном центре. Это даст возможность каждому из участников отправить свое послание по сети в любое удобное для него время. Практика показывает, что своевременность ответов партнерам - одна из составляющих успеха. В тех случаях, когда ответ затягивается во времени без соответствующего предупреждения, ребята теряют интерес к проекту. Вместе с тем, участники проекта должны иметь возможность спокойно обсудить и подготовить материалы, чтобы не портить впечатление партнеров сырыми, непродуманными ответами. Поэтому целесообразно составить четкий график доступа к компьютеру в телекоммуникационном центре для различных групп, если в школе несколько групп участвуют в телепроектах. Точно также по графику должна осуществляться работа в рамках телеконференций, а при необходимости и прямая связь с партнерами для обсуждения каких-то вопросов.

Следует иметь в виду, что телекоммуникационная связь в принципе может и должна использоваться не только в учебных целях, но и в административных и просто в информационных как достаточно оперативная, надежная и дешевая. Именно поэтому также необходим четкий график доступа к компьютеру для всех заинтересованных сторон.

Если в школе предполагается вести работу с телекоммуникациями по двум направлениям сразу - проектном и информационном, - необходимо составить специальный план развития телекоммуникаций. В этом плане следует учесть интересы всех желающих использовать телекоммуникационные каналы связи. Помимо отдельных учителей и их учащихся это может быть администрация, библиотека (медиатека) со своими интересами. Конечно, охватить сразу всю школу и всех учителей не представляется возможным, если учесть, что технических ресурсов на первых порах будет явно недостаточно (это, как правило, один компьютер и модем на всю школу).

Работа над любым телекоммуникационным проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит учесть и четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

Этапы выполнения проекта

Организационный: включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.

Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта: включает определение целей и задач (зачем я затеваю этот проект, что мои ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. какие темы будущих проектов помогут моим ученикам узнать то-то и научиться тому-то и каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной мною задачи). Этот этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).

Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время: предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или по сети). Если проект международный, то, учитывая разницу в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же учебных задач, этот этап можно опустить, поскольку непонимание предмета обсуждения с обеих сторон часто ведет к прекращению всяких контактов. Лучше предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него методических концепций, если, разумеется, речь не идет о специально организуемом научном эксперименте, где необходимо учитывать вариативные и инвариантные компоненты.

Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов: общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.

Собственно работа над проектом: тщательно разработанные задания для каждой группы (по 2-5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.

Подведение итогов: на этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма.

При использовании телекоммуникаций в зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали:

  • интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школьников;
  • межшкольные литературные журналы, газеты, пр.;
  • совместные проекты, предусматривающие сбор разнообразных фактов, данных, пр.

Наши зарубежные коллеги (д-р Рос Кип, Австралия, проф. Б. Робинсон, из Кембриджского университета, Великобритания) предлагают ряд идей для использования телекоммуникаций в школьном образовании:

  • совместное написание стихов, рассказов, пр.;
  • сравнительное изучение курсов истории, географии, окружающей среды, религии;
  • статистическая работа;
  • изучение и анализ спортивных результатов и спортивных мероприятий;
  • совместное решение разнообразных проблем;
  • совместная подготовка и издание газет, журналов;
  • разработка проектов путешествий, туристических походов с учетом расписания движений транспортных средств, правил обмена валюты, и т. п.;
  • школьные стенные газеты;
  • совместное создание книги, в которой партнеры пишут каждую следующую главу;
  • использование одного пакета программ в классах двух стран с одинаковой методикой и последующим сравнением результатов работы;
  • совместные проекты в рамках естественно-научного цикла и общественных наук для проведения сравнительных исследований по двум странам.

Если наметились небольшие группы ребят (большие группы нецелесообразны), объединенных какой-то идеей, намечены возможные результаты, следует приступать к поиску партнеров. Советуем вам написать представительское письмо и затем терпеливо ждать ответа.

Представительское письмо

Для налаживания контактов между пользователями сети, для их знакомства друг с другом, в сети принято обмениваться представительскими письмами, в которых авторы рассказывают о себе, о своих увлечениях и профессиональных интересах. Цель таких писем - не только сообщить какую-либо информацию о себе, но и привлечь, заинтересовать потенциального партнера по переписке, вызвать у него желание ответить на ваше письмо. Поэтому чем ярче и интереснее будет ваше письмо, тем у вас больше шансов получить на него отклик.

По сложившейся в сети традиции при переписке учителей их представительские письма обязательно включают в себя ответы на следующие вопросы:

  • что из себя представляет ваша школа: ее специализация и наиболее интересные черты;
  • где находится ваша школа (республика, город, район), чем знаменито это место;
  • какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы участвовать в переписке, почему;
  • ваши личные и профессиональные интересы, хобби.

Также вы можете разместить свое сообщение под грифом «Ищу партнера» во всех доступных вам конференциях и ждать откликов. Как правило, долго ждать не приходится.

Можно отправить свое представительское письмо непосредственно ведущему той конференции, которая вас заинтересовала. Вполне возможно, что после такого письма координатор проекта быстро предложит вам партнера и вы станете участником какого-либо сетевого проекта или программы. Далее вы обменяетесь первыми приветственными письмами со школой-партнером. Дайте возможность найти друзей по переписке и своим учащимся, предложив им оформить аналогичные приветственные письма.

Когда вы получите ответное письмо-приветствие, тщательно спланируйте работу, поставив четкие задачи для каждого этапа работы и определив конкретные даты обмена письмами. Скорректируйте свои планы с партнерской школой. Дальнейшее же зависит от вашей фантазии и инициативы.

Стоит обратить внимание на то, что при общении с зарубежными партнерами вся переписка будет вестись на английском или каком-либо другом иностранном языке. Кроме того, вы можете столкнуться с такими проблемами, как: различие учебных программ отечественных и зарубежных школ, трудности в нахождении общих тем для переписки, несовпадение по срокам каникул.

Если же вы заинтересованы в организации большого регионального или межрегионального проекта, то одними представительскими письмами вы не обойдетесь. Вам потребуется подготовить так называемый культурный пакет (термин, принятый в международной практике). Что это такое? Это ваши предложения партнеру в отношении выдвинутой вами идеи: в чем суть идеи, ее содержание, возможные результаты, предложения для сотрудничества. Если есть уже какие-то наработки, можно тоже включить их в ваш «культурный пакет» (это могут быть любые формы работ, выполненные учащимися: план-проспект, слайды, видео, пр.).

Культурный пакет

«Культурный пакет» - это сообщение, передаваемое по сети с целью найти партнера по переписке. Обычно включают не только текстовое приглашение к переписке с краткой информацией об отправителе, но и приложение, содержащее наиболее яркие материалы выполненных ранее проектов.

Такие «культурные пакеты» можно направить одновременно нескольким адресатам по обычной почте, либо по местным средствам массовой информации (в местной печати, радио, телевидении). Эти пакеты можно направлять либо конкретным адресатам, либо в органы народного образования с просьбой передать ваши предложения каким-либо школам, заинтересованным в подобной работе. В каких-то случаях «культурные пакеты» могут быть отправлены и по телекоммуникациям, если вы располагаете современным программным обеспечением, например, средой мультимедиа (программой «Мозаика», гипертекстом, пр.).

Если вы получите встречные предложения, можно приступать к следующему этапу работы: назначить встречу ребят для обсуждения уже конкретных вопросов. На этой встрече необходимо договориться о конкретной формулировке темы проекта с учетом интересов партнера, уточнить методы совместной работы, наметить этапы, точное время первой связи и возможное содержание первого диалога. Желательно здесь же выбрать лидера группы с каждой из участвующих сторон.

Когда наметились исследовательские группы, найдены партнеры, отобраны темы, т.е. стало совершенно очевидно, что ваши совместные с учащимися намерения вести телекоммуникационные проекты обретают реальные очертания, можно обратиться к следующему организационному вопросу - знакомству с партнерами, их окружением, интересами и пр.

Подготовка текстов для партнеров, их редакционная обработка проводятся непосредственно участниками проекта, желательно на отдельном компьютере, но, разумеется, совместимом с компьютером, с которого осуществляется связь.

Параллельно с работой по отбору идей, тематики проектов, следует начать целенаправленную работу с учащимися по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации.

Наиболее целесообразной формой подготовки учащихся будет спецсеминар, на котором вы достаточно подробно расскажете ребятам о специфике подлинно научного поиска, о том, как и где можно искать информацию по данной теме в вашем регионе, как ее следует анализировать.

Возможно, в вашем регионе есть какой-то научный методический центр, творческое объединение, которые могут заинтересоваться работой ваших учащихся, подсказать им интересные вещи, может быть, даже дать конкретное задание в рамках выбранной темы, вместе подумать, как с пользой для дела реализовать полученные результаты, если речь идет о научном поиске и творческой работе.

Надо обязательно показать учащимся, какие существуют способы обработки результатов, в том числе современными средствами новых информационных технологий.

Следует иметь в виду, что телекоммуникационные проекты, помимо прочего, имеют целью приобщить учащихся к современным технологиям, широко используемым в цивилизованном обществе как в сфере науки, производства, так и в быту, в творческой деятельности. Ребята должны научиться пользоваться многообразными возможностями компьютерной техники для подготовки текста, обработки данных, вычислений, построения графиков, хранения информации, обращения к базам данных.

На этих же семинарах следует также целенаправленно вести обучение учащихся навыкам коммуникации. К этой работе можно привлекать специалистов по другим предметам, прежде всего словесников, которые профессионально владеют многими приемами развития речи, коммуникации как устной, так и письменной (причем, эта работа может вестись в рамках уроков, не обязательно на семинарах). Важно не забывать о правилах хорошего тона, о чем будет уместно систематически напоминать ребятам, моделируя различные дискуссии, беседы, диспуты и пр.

В ходе работы над проектами может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске решения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой метод как «мозговая атака».

«Мозговая атака»

Метод «мозговой атаки» очень популярен у пользователей сети, поскольку позволяет быстро принять решение по какому-либо актуальному для всех вопросу или быстро решить проблему.

Осуществляется данный метод следующим образом. С помощью телекоммуникационной связи партнеры каждой группы передают лидеру свои идеи.

Эти идеи фиксируются на компьютерах партнеров, запоминаются и, после окончания связи, распечатываются на принтере в нужном количестве экземпляров для дальнейшего обсуждения в группах. Во время сеанса высказываемые идеи не обсуждаются, а просто фиксируются.

После окончания «мозговой атаки» участники группы под руководством своего лидера собираются и обсуждают выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее рациональные с точки зрения большинства участников. Если при этом присутствует автор идеи, он имеет возможность пояснить свою мысль. Вот когда пригодятся коммуникационные навыки всем участникам проекта, в первую очередь, лидеру.

Очень большое значение имеют в таких дискуссиях личные качества лидера, который должен придерживаться тактики «доброжелательного наблюдателя». Так, если, на ваш взгляд, ребята принимают не те решения, вам не следует их «исправлять». Может еще оказаться, что правы в конечном счете они. Поэтому дайте им полную свободу ошибаться и самим находить и исправлять свои ошибки. Отобранные идеи с обоснованием группы готовят в виде отредактированного текста на компьютере и затем пересылают по электронной почте партнерам. То же делают и партнеры. В ходе последующих обсуждений партнеры приходят к консенсусу и договариваются о совместном решении.

Приступая к переписке по электронной почте с другими школами, не забудьте про десять золотых правил общения школ в телекоммуникационных проектах, которые помогут вам и вашим учащимся избежать многих проблем.

Десять золотых правил

Отвечайте на пришедшее вам письмо сразу же после его получения.

Когда вы отправляете подтверждение о получении письма, не забудьте сообщить в нем о том, когда вы собираетесь отправить свой ответ.

После приветственного письма пошлите школе-партнеру список участников проекта с вашей стороны, чтобы в дальнейшем можно было бы наладить личную переписку между учащимися.

Постарайтесь сделать так, чтобы у каждого учащегося был свой партнер по переписке из другой школы. Если количество учащихся в классах сильно отличается, объедините их в небольшие группы по 2-3 человека.

Дайте учащимся возможность обменяться информацией о себе, своей семье, о том, кто их окружает, где они живут. Однако следите за тем, чтобы переписка не превратилась в бесцельную болтовню в сети. После обмена приветствиями желательно, чтобы учащиеся обменялись своими фотографиями.

Хорошо, если учителя тоже обменяются персональными приветствиями и узнают побольше друг о друге, о своих планах и работе.

Ответственным координаторам проекта стоит обменяться своими домашними адресами и телефонами на тот случай, если возникнут проблемы со связью.

Позаботьтесь о наглядности! В школе должен быть специальный стенд, на котором будет размещена вся информация по телекоммуникационному проекту, с которой смогут в любое время познакомиться учителя и учащиеся школы.

Если вы подготовили вопросник или викторину, не посылайте своим партнерам слишком много вопросов за один раз. Иначе ответы на эти вопросы будут односложные и неинтересные для вас.

Не пускайте работу по телекоммуникационным проектам на самотек, разбивайте работу на отдельные этапы и всегда подводите итоги этой работы.

Примеры описаний телекоммуникационных проектов

Проект «Солнце - источник жизни на Земле»

Цель проекта - создать школьную базу данных «Все о Солнце», включающую литературную, научную, техническую информацию о Солнце как источнике духовной, нравственной и физической энергии на планете. В литературную часть могут войти отдельные отрывки из произведений художественной литературы и собственные сочинения школьников, посвященные Солнцу.

В научную часть может войти фантастика и научная информация в форме рассказа, эссе, реферата, отдельной статьи.

В технической части дается описание действующих устройств, приборов, систем, работающих от солнечной энергии, или разрабатываются проекты возможных устройств для использования энергии светила. Возможны проекты устройств, защищающих от солнечного воздействия.

Здесь могут быть материалы с историческим содержанием, краткие описания, технические проекты, осмысление имеющихся устройств и фантастичекие проекты будущего.

Информационная часть должна содержать справочную информацию о Солнце как звезде, как центре солнечной системы (расстояния, размеры, современные исследования, учреждения, занимающиеся проблемами Солнца, солнечные затмения, их история, современные знания).

По результатам работы можно будет издать печатный вариант, провести заочную сетевую конференцию, организовать международную конференцию.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»