Организационные и творческие особенности современной спортивной фотографии. Нынешнее состояние репортажной фотографии в России

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Отчет с мастер-класса по спортивной фотожурналистике от Марии Плотниковой June 17th, 2015

Типы спортивных кадров и техника их съемки
- аккредитация на соревнования высокого уровня
- как снимать спорт и не умереть от голода


В фотошколе блогеров Nikon провела занятие Мария Плотникова ( mplot ), о таланте которой я лично узнал из московского ЭтноЭкспа Артемия Лебедева. На встрече выяснилось, что в серьезной фотокарьере Марии это лишь небольшой эпизод, в частности она посетила в качестве официального фотографа Олимпиаду в Сочи и чемпионат мира по футболу в Бразилии. Об этих и других эпизодах своей фотографической жизни она и рассказала присутствующим:

По первому образованию - филолог, но уже во время учебы поняла, что хочет заниматься спортивной фотографией

Первое время просто покупала билет на легкоатлетические соревнования, проходила зрителем и фотографировала. Через месяц, сформировав портфолио, разослала его по редакциям и вскоре получила предложение о работе.

2.

Спортивная фотожурналистика - узкий мир, специализированных фотографов очень немного. Штатные фотографы-универсалы не любят снимать спорт - и из-за специфических требований к технике съемки и из-за того, что соревнования часто приходятся на вечера и выходные.

В спортивные кадрах можно выделить три популярных разновидности: "красивости" - фотография, ценная за счет визуальных свойств, "важный момент" - кадры с событиями, важными для исхода состязания и "радость" - эмоции спортсменов.

Чтобы получить аккредитацию на зимнюю Олимпиаду в Сочи, Мария сделал запросы в сми за год и три месяца. Тем не менее, никто её не аккредитовал. Тогда Мария поучаствовала в конкурсе, где призом была аккредитация - и выиграла его. (это так спортивно - моё примечание )

3.

В спортивной и вообще фотожурналистике очень строгие ограничения по пост-обработке кадров. Раззрешены поправки по экспозиции и кроп, уменьшение шума, но запрещены всякого рода монтаж и ретушь.

В качестве примера Мария привела случай с World Press Photo - где фотографа-победителя дисквалифицировали за ретушь какого-то малозначительного пятна.

С другой стороны, известны случаи, когда, например, на футбольных фото вырезают мячи и вставляют их в нужное место.

Так называемые "раскадровки" (кадр в котором совмещены несколько фаз движения спортсмена) - тоже не относят к строгой фотожурналистики, и, например на конкурсы такие кадры не берут.

Спортивная фотография становятся все более прикладной. Лучшие снимки в таких видах спорта как, например бобслей или баскетбол сделаны роботами.

Чтобы получить фотообразование, Мария училась на годичном отделении фотожурналистике (мастер - Вяткин).

4.

В спортивной фотографии очень важны технические параметры камеры и объективов. Фотограф очень ограничен в перемещении, поэтому в обязательном опрядке нужны телеобъективы.

Для полноценной съемки футбола нужны объективы 70-200 и 400 мм. Для других видов спорта можно обойтись только 70-200.

Лучшая точка для съемки происходящего на футбольном поле - у угловых флажков. Также стоит обратить внимание на эмоции тренера и момент выход команды.

Баскетбол хорошо снимать из под колец, а также можно перемещаться по трибунам. Удобная точка для волебола - у сетки (можно снимать шириком из под сетки). В теннисе можно свободно перемещаться по краю корта. У хоккее - от борта.

Ниже схема площадок с пометками на точках, которые следует иметь в виду, соответственно для футбола / баскетбола / волейбола / тенниса

5.
-

Расходы Марии на чемпионат мира по футболу в Бразиии составили 200т.р. (с учетом того, что она уже была в Южной Америке). Компенсировать их удалось с помощью инстаграм-съемок околофутбольных кадров для бикпикчи, а также ленты.ру, и кадров с российской сборной для "советского спорта.

В пресс-центре выдают аккредитованным фотографам различную технику и объективы. Самые лучшие объективы разбирают быстро, поэтому есть те, кто приходит занимать очередь за 4 часа.

Кстати, на стойках кэнона и никона также бесплатно чистят и юстируют технику фотографа. Некоторые фотографы даже просят друзей пронести свои камеры на обслуживание (особенно актуально было, например, для Сочи, где ближайший авторизованный сервис-центр - в Москве).

Для примера, цены Коммерсанта за принятый снимок - от 700 до 1500р (обложка). Новая газета - 500р за снимок.

И, продолжая, последнее, но далеко не самое маловажное замечание - не пытайтесь прожить фотожурналистикой!

6.

Образование фотографа неполноценно без просмотра и анализа чужих фотографий. Повторю те названия, которые упоминала Мария, без расстановки приоритетов, в хронологическом порядке. Названия и имена без ссылок легко загуглить.

Упоминались:

Костя Чалабов, фотограф из Великого Новгорода
- дуэт спортивных фотожурналистов Киврин-Голованов http://www.rosphoto.com/interview/sportivnyy_duet-2362
- проект Такие дела (фоторедактор Андрей Поликанов из "Русского репортера")
ну и конечно BigPicture, с которыми Машу связывают плотные рабочие отношения, в частности недавний проект с трансроссийским путешествием.

В качестве постоянных источников вдохновения Маша привела ресурсы:
- Time Lightbox (http://time.com/photography/lightbox/)
- избранные фотографы на Flickr
- некоторые репортажи Медузы
- Lens Cultrue https://www.lensculture.com/
- Visual Rian

Также упомянались участниками: фотоконкурс Red Bull Illume и Валентин Ильюшин

Мастер-класс организовали:

Сообщество spbblog во главе с kotaff (на снимке ниже) и upsya

7.

И лучший друг фотографов:

На занятии присутствовали:

Сокращения:
СФ – спортивная фотография
ОИ – Олимпийские игры
ЧМ – Чемпионат мира по футболу

1. Первая лекция «Знакомство со спортивной фотографией»

Вся лекция проходит в режиме рассказа с элементами диалога о спортивной фотографии в цифровую эпоху с показом на проекторе фотографий Марии.

Определение спортивной фотографии
- сравнение современной СФ и СФ в эпоху пленочных фотоаппаратов
- техника для съемки, обсуждение особенностей спортивных площадок
- отличие газетной и агентской СФ. СФ для журналов.
- профессиональная культура в узком сообществе спортивных фотографов
- основные понятия СФ – «момент», «красивость», «радость».
- обсуждение проблем современной СФ: выбор точки съемки, дистанционная съемка с помощью роботов, конкуренция с телевидением. Кризис жанра.
- СФ в конкурсах мировой фотожурналистики: какие фото обычно выигрывают и почему (на примере WPP).
- особенности работы на крупных мероприятиях – зимних и летних Олимпиадах, Чемпионатах мира по футболу.

2. Вторая лекция «СФ в персональных проектах»

Особенности СФ как очень узкого жанра фотожурналистики в применении его в персональных проектах. Рассказ о личных проектах и примеры из западной фотожурналистики.
- как попасть на Олимпиаду фрилансеру и найти свою нишу, конкурируя с мировыми агентствами? Рассказ о работе на трех Олимпиадах.
- навыки спортивного репортера, помогающие развиваться в других направлениях фотографии
- подведение итогов, дискуссия о значимости СФ.

Практическое занятие: совместное посещение и съемка во время спортивного мероприятия. Разбор «сырой съемки» и обсуждение результатов.

{lang: ‘ru’}

История спортивной фотографии как часть истории фотографии вообще развивалась с развитием общества.

В связи с переменами в образе жизни общества накануне первой мировой войны возникли некоторые совершенно новые виды спорта. В это время зарождается автомобильный спорт, устраиваются первые мотоциклетные гонки, появились первые ласточки авиационного спорта.

Все это отразил в свое время совсем еще юный фотограф Жак-Анри Лартиг (фр. Jacques Henri Lartique 13.06.1894 – 12.09.1986 г.), для которого главным источником вдохновения служило его страстное увлечение спортом. Эта часть его раннего творчества была забыта на довольно долгое время и только после выставки его работ в 1963 году в Музее современного икусства в Нью-Йорке он получил соответствующее признание. Лартиг начал фотографировать, когда ему исполнилось 6 лет. Он любил снимать автогонки, пионеров авиации, лыжный спорт.

Жак-Анри Лартиг. Автогонки июль 1913 г.

После первой мировой войны в истории фотографии произошли радикальные перемены, т. к. наиболее интересные работы исходили прежде всего из специфичности фотографии. В сущности это означало продуманное применение непревзойденной точности воспроизведения для создания снимка с целеустремленным использованием всех преимуществ, вытекающих из ограниченно короткого времени, необходимого для моментальной съемки. Короче говоря, это означало повышение интереса к изображению типичных сюжетов в наиболее подходящие моменты, например, использование освещения или композиции в связи с быстрым перемещением отдельных лиц или наиболее выразительной фазы движения главного героя.

Эти тенденции подкреплялись как появлением на рынке новых, более совершенных фотоаппаратов (например, «Лейки», «Роллейфлекса»), так и дальнейшими улучшениями в использовании полученных результатов. В 20-е годы XX века начался период расцвета крупных иллюстрированных еженедельников, тираж некоторых из них превышал миллион экземпляров (например, «Берлинер Иллустрирте Цайтунг»). Важной базой для развития спортивной фотографии послужил также размах рабочего движения.

Динамичность спорта, позволяющая развивать и укреплять силы трудящихся, привлекала интерес прогрессивно настроенных фотографов. В этой связи необходимо упомянуть прежде всего советских авторов. Александр Родченко (1891-1956 г.г.) создал несколько циклов, посвященных спортивной тематике, из которых позже (1939 г.) была составлена целая книга, которая в истории спортивной фотографии является значительной вехой.

Алексанр Родченко. Метательница диска 1937 г.

Александр Родченко. Скачки.

Поскольку главная часть молодой советской фотографии сосредоточилась на сосздании фоторепортажей, то спортивная тематика нашла отражение и у ряда других авторов, например, у Георгия Липскерова, Бориса Кудоярова, Георгия Зельмы. Очарование физкультурных упражнений и марширующих колонн трудящихся, которые с воодушевлением занимались спортом, относилось к оптимистическому повествованию о новом социалистическом обществе.

Подобный же интерес к спортивной тематике проявился и у фотографов-выходцев из рабочего класса в капиталистических странах. В качестве доказательства может служить журнал «Дер Арбайтер-Фотограф» (Рабочий фотограф), издаваемый в Германии в 1926-1932 г.г. Весь десятый номер (июнь 1927 г.) посвящен спорту, причем преимущественно тем его видам, которые были наиболее популярны у рабочих: кроссу, велоспорту, лыжному спорту, легкой атлетике и плаванию.

Рабочие олимпиады в Праге послужили материалом для многих снимков. В 1934 году из них был составлен сборник, котрый постепенно издавался отдельными выпусками. Некоторые выдающиеся атлеты, например, Эвжен Рошицкий (1914-1942 г.г.), активно участвовали в деятельности коммунистической партии и во время фашистской оккупации погибли в застенках Гестапо.

Неизвестный автор. Эвжен Рошницкий.

Знчение этих снимков переросло рамки спортивной тематики, эти работы дают ценную информацию об образе жизни прогрессивно настроенной молодежи накануне второй мировой войны. Таким образом неразрывно связана с развитием общества.

Спортивная фотграфия в 20-30-е годы XX столетия не ограничивалась изображением лишь тех соревнований, на которых можно было заранее определить место наиболее интересных моментов для съемки (например, финиш на беговой дорожке, пространство над барьером, сектор для прыжков и т. п.). Фотографии делались на таких соревнованиях, на котрых интересные ситуации могли сложиться на любом конце сравнительно большого стадиона. Это касается прежде всего футбола, нашедшего отражение на многочисленных снимках и относившегося к наиболее популярным у зрителей видам спорта.

Выбирая эстетически наиболее интересные моменты, фотографы создавали много моментальных снимков, значение и воздействие которых выходит за рамки документального сообщения. Совершенствование фотоаппаратуры, позволяющее сократить время экспозиции, и внедрение сменных объективов (в 30-е годы) создали технические предпосылки для появления подобных снимков.

Важную тему, помимо больших спортивных соревнований, составляло также занятие спортом во время отдыха совершенно неизвестных лиц. Американский автор - знаменитая Маргарет Бурке-Уайт (1904-1971 г.г.) без колебаний включила в число наиболее типичных видов из жизни своей страны снимки занятий физкультурой в школе. И такие снимки также служат важной информацией как о времени, так и об истории фотографии .

До 1880 типографское оборудование не могло правильно воспроизводить фотоснимки. Обычно по фотографии художником изготавливалась гравюра, с которой и производилась печать. Первые репортажные фотографии с полей Крымской войны (1853-1856), сделанные британскими репортерами, такими как Уильям Симпсон (William Simpson) из Illustrated London News или Роджер Фентон, были опубликованы именно таким образом. Аналогично, по фотографиям Мэттью Брэди Гражданской войны в США были сделаны гравюры для публикации в Harpers Weekly. Оригинальные изображения обычно показывались на выставках или копировались фотографическим способом в ограниченном количестве экземпляров.

Фотожурналистика в современном понимании появилась в результате усовершенствований в полиграфии и фотографии между 1880 и 1897. Первая полутоновая репродукция новостной фотографии была опубликована 4 марта 1880 года в The Daily Graphic (Нью Йорк). Изобретенная в 1887 магниевая вспышка (англ. Flash powder) позволила фотографам, таким как Джейкоб Рийс (en:Jacob Riis) , непринужденно снимать в помещениях. Начиная с 1887 года становится возможным воспроизводить полутоновые фотографии на печатающем оборудовании.

Изобретение термина "фотожурналистика" обычно приписывается Клиффу Эдому (1907-1991), 29 лет преподававшему в школе журналистики в Университете Миссури. Там К. Эдом в 1946 году организовал первую группу по обучению фотожурналистке. Другие источники называют первым декана Школы Фотожурналистики Френка Л. Мотта.

Еще одной предпосылкой к зарождению фотожурналистики стало изобретение малогабаритной камеры и высокочувствительных плёнок. Появление 35-миллиметровой "лейки", которая была создана в 1914 году и выпущена в продажу в Германии в 1925 году, внесло много значительных изменений в каждую область фотографии. Новая камера позволила фотографам увидеть обычные и привычные объекты в новых, более смелых перспективах и расширила их возможности лучше видеть и оценивать их очертания и формы в пространстве. С выпуском компанией Лейка 35 мм камеры в 1925-м году и появлением первых вспышек между 1927-м и 1930-м годами наступает "золотая эра" фотожурналистики.

В "золотую эру" фотожурналистики (1930-е-1950-е) многие журналы (Picture Post (Лондон), Paris Match (Париж), Life (США), Sports Illustrated (США)) и газеты (The Daily Mirror (Лондон), The Daily Graphic (Нью-Йорк)) заработали репутацию и огромную аудиторию во многом благодаря фотографии и таким фотографам, как Роберт Капа, en:Alfred Eisenstaedt, Маргарет Бурк-Уайт, Уильям Юджин Смит и слабому развитию новостной и репортажной телевизионной журналистики.

Огромный всплеск спроса и предложения качественной фотожурналистики вызвала Вторая мировая война. В своей последней стадии война стимулировала появление на рынке новых более быстрых и компактных камер из Японии, Европы и США.

До 1980-х годов большинство газет печаталось по технологии высокой печати, используя легко смешиваемую масляную краску, желтоватую низкокачественную "газетную" бумагу и грубо выгравированные изображения.

Текст был читаем, но точки фотогравировки, из которых формировались изображения, почти всегда были размазанными и нечеткими настолько, что даже когда фотография была крупной, мутная репродукция часто заставляла читателей перечитать подпись, чтобы понять, что на ней изображено.

В 1980-х годах большинство газет перешло на офсетную печать, которая позволяла воспроизводить фотографии более достоверно на белой, более качественной, бумаге. Life, один из самых популярных американских еженедельных журналов, с 1936 года до начала 1970-х годов, напротив, был полон фотографий, великолепно напечатанных на великолепной широкоформатной глянцевой бумаге. Life часто публиковал фото агентств UPI и AP, которые также печатались и в других изданиях, но качественная журнальная версия - это было совсем другое дело.

Фотографы журнала получили известность большей частью потому, что их фотографии были достаточно понятны, чтобы быть признанными, а их имена всегда появлялись рядом с их работами. Life стал стандартом, по которому публика оценивала фотографии, и многие современные книги по фотографии говорят о фотожурналистике так, как если бы она была исключительной областью журнальных фотографов. Со второй половины 1970-х годов фотожурналистика и документальная фотография, бок о бок с художественной фотографией, все больше и больше занимают места в художественных галереях. В России в 1994 году был проведен первый фестиваль документальной фотографии России, Балтийских государств и стран СНГ "ИнтерФото" - фестиваль профессиональной документальной фотографии в России, Балтийских государствах и странах СНГ. Фестивали проводились до 2004 года.

В рамках "ИнтерФото" проходил ежегодный конкурс и выставки "ПрессФотоРоссии".

Спорт всегда был и будет одним из интереснейших объектов съемки. Живые неподдельные эмоции, командный дух и конкурентная борьба, переживания на грани срыва, горечь поражений и головокружительная радость побед - все это делает спортивные фотографии наглядными образцами самых мощных человеческих эмоций. Сегодня, специально к XXII зимним Олимпийским играм, мы представляем обзор лучших спортивных фотографов России.

Александр Земляниченко

Александр Земляниченко - один из самых известных современных российских фотожурналистов, начальник отдела фотографии московского бюро агентства Associated Press . Он дважды становился лауреатом Пулицеровской премии : первый раз - в составе команды из пяти фотографов Associated Press за репортаж о путче 1991 года, второй - за снимки президента России Бориса Ельцина, в 1996 году станцевавшего на рок-концерте.

  • Осознанно я начал снимать еще в старших классах, но думаю, тогда это все было игрой, не более, - вспоминает Александр. - Потом, уже учась в вузе, я начал сотрудничать сначала со студенческой газетой, потом с областной, а закончив институт, на следующий же день пошел работать фотокорреспондентом .

Сам Александр причисляет себя к «небольшому количеству профессионалов, которые претендуют, чтобы их называли фотожурналистами»: «Я бы выделил осознанное следование новостям и желание рассказать об увиденном своим языком, языком снимка. Фотограф, фотожурналист должен быть в теме всегда», - говорит он.

Как настоящий новостной фотокорреспондент, Александр за свою карьеру снимал в том числе и спортивные события. В одном из интервью он так рассказал об особенностях этого вида съемки:

  • Здесь делается большое количество кадров, потому как спорт - это движение, и лучше иметь выбор, чем не иметь. Но опыт редактирования - во-первых, просто опыт, а потом, во время любой съемки нужно знать, чего ты хочешь, будь то пресс-конференция или футбольный матч; опять же, надо знать предысторию. Если это пресс-конференция, например, сирийского оппозиционера, нужно знать, с какими целями он приехал, каков результат переговоров, которые он уже провел, и исходя из этого, снимать и выбирать картинки. Так же и в спорте: если «Спартак» играет с «Динамо», то, может, важен совсем не сам экшн, а интересна реакция тренера, это тоже надо знать заранее. Зачем вы идете снимать этот матч и что собирается писать спортивный журналист? Снимете вы прекрасный полет футболиста с мячом, а по сути, это никому не нужно: да, это будет замечательно висеть на стенке, но об этом никто не напишет, а напишут о нападающем таком-то, потому что завтра его перепродают; такова наша специфика.

По словам Александра, для него всегда интересен прежде всего человек:

  • С его помощью я могу и событие показать. Если ты снимаешь спортсмена, который только что выиграл забег на сто метров, то по возможности возьми в кадр и того, кто занял второе место, хотя рассчитывал на первое: у них будут разные выражения лиц, это создаст глубину и объемность события, поэтому любую тему я стараюсь решать с помощью героя, - подчеркивает он.

Александр Неменов

Александр Неменов, один из самых заметных фотографов современности, рассказывает о себе так:

  • Служил в погранвойсках КГБ СССР в 1987–1989 годах старшим МЭПом на заставе, но самое интересное началось потом. Как это так - служить в погранвойсках и не быть круче всех. Зацепило что-то, когда увидел ребят, пришедших из Афгана дослуживать, в танковом полку, в тылу, у нас. Они сидели на автобусной остановке в афганском х/б - диковинной тогда вещице в Союзе - и улыбкой провожали наш ГАЗ-66 с тревожной группой, выглядывающей из кузова в таком же х/б, только камуфлированном. Моя война растянулась на все девяностые и продолжается до сих пор, к счастью, все реже и реже. С 1990 года я фотокорреспондент ТАСС, с 1997 - агентства France Presse, много поездил. Захотелось рассказать что-то не только в картинках.

Наибольшую известность получили его снимки, сделанные на чеченской войне, однако и в спорте он достиг весьма влиятельного уровня.

Фото: Александр Неменов/AFP/Getty Images. Теннисный турнир «Кубок Кремля - 2010», финал, Виктор Троицки против Маркоса Багдатиса

Юрий Кадобнов

Юрий Кадобнов - руководитель фотослужбы российского бюро Agence France Presse, неоднократный победитель конкурсов спортивной фотожурналистики, на его счету - десятки соревнований по всем видам спорта.

Григорий Дукор

Григорий Дукор - шеф-редактор фотослужбы агентства Reuters в России и странах СНГ. Говорить лично о себе он не любит, для него это неотделимо от рассказа о работе:

Уже давно я руковожу службой агентства Reuters, люблю снимать. Объемы работы возрастают, конкуренция обостряется. Сейчас мы меняемся, как и весь мир, хотим по-прежнему быть узнаваемыми. Если раньше стояла задача рассказать историю одной картинкой, то сейчас мы делаем все больше фоторепортажи.

О работе фотографа Григорий говорит однозначно. Вот что он ответил в интервью Челябинскому отделению Союза фотохудожников России на вопрос о гражданской позиции фотографа:

  • У тебя должна быть такая позиция: приходи домой - и говори что хочешь. Но на съемке ты обязан быть абсолютно беспристрастным, иначе работать не сможешь, тому есть немало подтверждений. Иногда спортивные фотографы, пользуясь тем, что у них есть аккредитация, приходят на спортивные мероприятия поболеть, и они не снимают, а болеют. Я это не для того говорю, чтобы осудить их, но делать эти два дела одновременно нельзя, так не получится. Точно так же, если прийти на какое-либо мероприятие, например, собрание коммунистов или кого-нибудь еще, кого лично ты не любишь, хороший снимок не получится. Будешь сторонником происходящего - опять пропустишь все интересное, поэтому свои эмоции надо оставлять в стороне. Если не можешь быть беспристрастным, попроси сделать фотографию кого-то другого.

Григорий любит снимать спорт, «поскольку в нем все время что-то происходит, все время есть действие. Бывают хорошие фотографии, бывают просто удачные, потому что повезло», - сказал он в интервью порталу Rostov.ru. Григорий уверен, что в спортивной фотографии важно везение:

  • Дубля не будет, на бис никто не повторит, поэтому фотограф готов к тому, что все происходит очень быстро. А везение, конечно, нужно: может произойти то, что и сделает кадр хорошим. Допустим, люди просто пробежали - будет фотография бегущих людей; если один бежал, а второй прыгал - будет уже забавно; один бежал, а второй упал - совсем другая история, вот это снимет не каждый, кому-то повезет, кому-то нет. Но если такого не случилось, то этого не снимет никто, никому не повезет, и получатся обычные фотографии.

Александр Федоров

Александр Федоров - специальный фотокорреспондент газеты «Спорт-Экспресс», уже более 20 лет своей жизни посвятивший спортивной фотожурналистике. Преданный своей профессии, он проводит в работе все праздники и выходные дни.

Так, в 2012 году, в свой 50-летний юбилей, Александр отправился на свой пятый европейский чемпионат. Футбол - его любимый вид спорта, но за свою карьеру он снимал самые разные состязания. В галерее работ Федорова - эмоциональные, яркие, запоминающиеся кадры футбольных, хоккейных и других спортивных соревнований.

Евгений Тумашов

Евгений Тумашов - признанный профессионал биатлонной фотографии. Заниматься фотоделом он начал еще в школе. Его карьера началась с газеты «Вечерняя Москва», куда его взяли сначала в лаборанты, а уже через год перевели в фотографы. С 2001 года он работал на биатлонных соревнованиях в качестве фотокорреспондента газеты «Советский спорт», а с 2011 года - фотографом Союза биатлонистов России. В течение 10 лет он следил за гонками и их героями сквозь объектив фотоаппарата и собрал уникальную коллекцию снимков. Осенью 2012 года, накануне старта предолимпийского сезона, в Москве состоялась персональная выставка Евгения Тумашова «Биатлон. 10 лет в объективе».

  • Мне всегда хотелось делать красивые снимки, - рассказывал Евгений порталу «Москва спортивная», - а биатлон дает такую возможность, ведь соревнования обычно проходят в горах. Ни один вид спорта, по-моему, не окружен такой красотой. Не знаю, где еще можно найти подобное разнообразие цветов и оттенков... Вдоль трассы установлены фонари, поэтому съемку можно вести и вечером, и в тумане.

Сергей Ильницкий - один из лучших современных репортажников. Его снимки публикуют ведущие издания не только России, а в 2013 году он вошел в золотой фонд мировой фотожурналистики, став одним из победителей конкурса .

  • Все больше людей обладает хорошей фототехникой, - поделился он своими мыслями с корреспондентом портала Colta.ru. - Технически грамотный кадр сейчас может сделать каждый, то есть технический навык уже не является критерием успеха. Нужно быть очень быстрым, суметь вложить в снимок, желательно в один, всю суть происходящего, а тут нужны и адресный план, и тот самый решающий момент, и мысль, тогда получится та самая фотоикона - icon picture. И вот это уже не так просто сделать, этим сейчас владеют очень немногие, а для фотоагентства подобное умение - самое главное.

Премия World Press Photo была присуждена Сергею за серию фотографий фехтовальщиков.

  • Я был сильно удивлен эмоциональностью этого вида спорта, когда снимал, - вспоминает Сергей. - Со мной были иностранные коллеги, более опытные в съемке фехтования, и я спросил: «А эти ребята, они всегда так эмоциональны? Кричат, плачут, прыгают, масками кидаются?» А фотографы какую-то шуточку отпустили, вроде: «Так это ж тебе на руку, братан», и поржали. На наш разговор отреагировал спортсмен, сидевший рядом ниже и не участвовавший в соревнованиях в тот день. Он объяснил, что всю жизнь готовился именно к этим Играм: с самого детства мечтал выиграть олимпийскую награду, даже если не золото - неважно, главным для него было взойти на пьедестал почета. И он 15 лет непрерывно тренировался. Выигрывал, конечно, кубки Европы и мира, но готовился именно к Олимпийским играм. И вот у него есть единственный шанс, один на всю его жизнь: в следующих Играх он, может, не будет участвовать, так как пик его физической и психической формы пройдет, отсюда и эмоции. Я его так понял в тот момент, что мне стало гораздо легче снимать. Я просто прочувствовал все, что происходит в этом спорте. Один раз отвлекся - и в тебя вонзили клинок. Вся твоя жизнь сосредоточена на кончике этой шпаги. Одно касание, один укол - и ты либо победитель, либо проигравший. Поэтому серия и называется The Golden Touch.

Дмитрий Азаров

Дмитрий Азаров - фотокорреспондент газеты «Коммерсантъ», входящий в так называемый кремлевский пул, и ученик Владимира Гургеновича Мусаэльяна, личного фотографа Брежнева, позже написавшего книгу «Генсек и фотограф». Наиболее известные проекты Дмитрия посвящены критическому осмыслению политической ситуации в России. Одни из самых известных его работ - серии «Удвоение личности» и «Четыре сезона Владимира Путина». Большую популярность получила фотокнига об олимпийцах «Околоколец, или Уроки канадского», изданная Дмитрием вместе с журналистом Андреем Колесниковым.

Российский фигурист Евгений Плющенко (слева) и японский фигурист Дайсуке Такахаши (справа)/ Фото Дмитрия Азарова

Иван Секретарев

Иван Секретарев - фотограф Associated Press. За свою творческую карьеру он сделал огромное количество репортажных снимков - спортивные соревнования, горячие точки, политические и культурные события.

Карьеру фотокорреспондента Иван Секретарев начал в 1991 году в детской газете «Глагол», позже работал в «Московской правде», «Российской газете» и «Известиях». Как надо пользоваться фотокамерой, ему объяснил отец. «Вот это объектив, а это кнопка, - сказал он, - а нажимать на нее надо вот так», - вспоминал Иван.

  • В моем становлении как фотографа, - отметил он в интервью порталу «Москва спортивная», - большую роль сыграли двое друзей отца: Александр Григорьевич Курбатов, бывший для меня образцом, когда я работал в газетах, и шеф-фотограф агентства Associated Press Александр Владимирович Земляниченко. Именно он позже подобрал меня, выучил и выпестовал под своим крылом. А в мае 1998-го я стал фотографом московского бюро этого новостного агентства.

Снимая спорт, Иван ощущает себя «вовлеченным в игровой процесс», а потому не может «объективно оценивать эти картинки»:

  • Хочется только, чтобы, вглядываясь в них, можно было и через год вспомнить и ощутить всплеск эмоций, который поразил меня когда-то. В спорте есть и драматизм, и красота, и разнообразие чувств. Мне это нравится и как зрителю, и как фотографу. Я стараюсь не просто зафиксировать какую-то фазу спортивного действа, а запечатлеть такой момент разворачивающейся передо мной истории, который может стать решающим или же открыть нам то, о чем мы даже не в состоянии догадаться, - говорит он.

Олег Наумов

Олега Наумова называют одним из самых востребованных спортивных фотографов. Он сотрудничает с Олимпийским комитетом России, компаниями Bosco Sport, Forward и «Ледовая симфония», журналами LED и «Олимпийская панорама», спортивными федерациями России - художественной и спортивной гимнастики, фигурного катания, хоккея и синхронного плавания.

Олег - выпускник Российской государственной академии физической культуры, сам занимался борьбой и самбо. Фотографией он заинтересовался еще в детстве.

  • Когда появились дети и мне захотелось запечатлеть каждый их шаг, я снова взял в руки камеру, - рассказал он в интервью компании Nikon. - Получившиеся снимки показывал знакомым, а когда все чаще стал слышать восторженные отклики о своих работах, заинтересовался, как же становятся профессиональными фотографами. Объединив спортивное прошлое и вновь обретенное хобби, я посвятил себя спортивной фотографии.

По мнению Олега, здесь не обходится без везения, чутья хорошего кадра и мастерства.

  • Спортивный фотограф должен работать по правилам того вида спорта, который он снимает, - говорит Олег. - Самое интересное на хоккейной площадке происходит в площади ворот, где игроки дерутся, толкаются, залетает шайба или, наоборот, вратарь делает красивый сейв. Хорошие кадры получаются и около скамейки запасных - только там можно передать посредством фотографии настоящие эмоции игроков и тренеров, все то, что так интересно болельщику. Эти моменты нужно почувствовать, спортивный фотограф должен быть на полшага впереди действия.

Роберт Максимов

Роберт Максимов - член Международной ассоциации спортивных журналистов, член Союза журналистов России, один из авторов-разработчиков программы подготовки квалифицированных специалистов для обеспечения высококачественной фотосъемки спортивных мероприятий, лауреат международных, всесоюзных и всероссийских выставок и конкурсов спортивной фотографии. Он посвятил спортивной фотожурналистике более 40 лет.

  • За эти годы я принимал участие в 14 Олимпийских играх и большинстве чемпионатов мира и Европы по легкой атлетике и другим видам спорта, - рассказывает он. - Мой архив содержит сотни тысяч фотографий этих событий.

Роберт Максимов принимал участие в подготовке итогового альбома «Москва-80», официального трехтомного отчета оргкомитета XXII летних Олимпийских игр 1980 года в Москве, альбомов и книг по олимпийской тематике, в частности, иллюстрированного двухтомника «Век олимпийский», вышедшего в 2002 году.

Андрей Голованов и Сергей Киврин

Фоторепортеры Андрей Голованов и Сергей Киврин работают вместе уже больше 25 лет. За это время им удалось получить награды на самых престижных фотоконкурсах в России и за рубежом: World Press Photo, Adidas AIPS Canon, Inter Photo, Nikon и других. Они сотрудничали с журналами Newsweek, «Огонек», Cosmopolitan, Burda, «PROСПОРТ», «ТВ-парк», газетами Los Angeles Times и New York Times. Сейчас их фотографии с радостью продолжают печатать издания «Русский репортер», «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», «Итоги». Они сотрудничают с информационными агентствами Associated Press, Reuters, AFP, IMAGO, AFLO.

Андрей и Сергей не представляют себе работу поодиночке. Вот как они прокомментировали свое решение работать в паре журналу «Итоги»:

  • Это связано со спецификой работы на спортивных соревнованиях, - сказал Сергей. - Одному человеку очень трудно обежать весь стадион и поймать нужный кадр. Вообще, тактику совместной работы мы начали использовать еще задолго до того, как создали общий бренд: просто, когда мы еще работали в журнале «Советский Союз», я, Андрей и наш хороший друг Евгений Миранский начали аккредитовываться на все спортивные мероприятия втроем, а затем, сдавая тему в журнал, подписывать фотографии тремя фамилиями. Такой коллективный репортаж всегда получался интереснее, чем если бы каждый работал поодиночке. Мы занимали разные позиции, снимали с разных точек и могли осветить соревнование максимально полно. Но вскоре Советский Союз развалился и журнал тоже, мы какое-то время работали по отдельности: Андрей - в «Коммерсанте», в «Лицах», я - в американских изданиях Los Angeles Times и New York Times, а Женя вообще перестал профессионально заниматься фотографией.
  • В 1996 году мы встретились на Олимпиаде в Атланте и решили не просто работать вместе, но и создать общий бренд, - дополнил Андрей. - Мы выработали определенный стиль съемки, который нам нравится, к тому же вдвоем мы больше успеваем.

Александр Вильф

Корреспондент агентства РИА Новости.

Начинал свою карьеру в газете «Спорт-Экспресс», стал активно заниматься фотографией в советское время - снимал запрещенные митинги оппозиции для западных изданий, после чего увлекся фотосъемками спорта.

Следите за нашими новостями! Вас ждут эксклюзивные интервью с лучшими спортивными фотографами России, материалы об их творчестве и лучшие фотографии с Олимпиады в Сочи!

А закончить материал мы хотим словами Сергея Киврина: «Для меня в спорте главное выложиться на 100% и выступить честно и достойно. А будут медали или нет - это уже дело второе».

Желаем нашим спортсменам достойных выступлений! Болеем за наших!

За помощь в подготовке материала редакция выражает отдельную благодарность куратору-координатору Всероссийского ежегодного открытого проекта Best of Russia, аспиранту кафедры фотожурналистики МГУ Марии Ващук.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»