Основные виды технологий в социальной работе. Социальные технологии, сущность и основные виды

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Социальная технология . Понятие «социальная технология» в России появилось в 70 – 80-е годы XX века в связи с необходимо­стью разработки качественно новых подходов к решению про­блем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.

В этот период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и при­менения социальных технологий. Так, болгарский исследователь Н.Г. Стефанов подчеркивал «Какими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать». Далее он писал: «Чем больше усложняются виды человеческой деятель­ности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была со­знательно и планомерно расчленена на элементы, реализующие­ся в определенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования».

В это же время появились и первые отечественные исследова­ния по данной проблеме. В частности, большое внимание ей уде­ляли Н. С. Данакин, Л. Я. Дятченко, А. К. Зайцев, Л. Г. Ионин и др. Уже на начальном этапе подходы специалистов к пониманию сущ­ности социальной технологии и ее места в общественной жизни были различными. Так, В.С. Дудченко, анализируя работы разных авторов, выделяет следующие трактовки данного понятия:

· социальная технология – это определенный способ осуще­ствления человеческой деятельности по достижению обществен­но значимых целей. Сущность социальной технологии заключается в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процес­са) на процедуры и операции;

· социальная технология заключается в том, что расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно;

· социальная технология заключается в том, что расчленение производится на основе и с использованием научных знаний и передового опыта;

· социальная технология заключается в том, что расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс);

· социальная технология выступает в двух формах: как про­грамма, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама дея­тельность, построенная в соответствии с этой программой, т.е. как «живая» (живущая) технология;


· социальная технология отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности;

· социальная технология является элементом (формой трансля­ции) человеческой культуры. Она «вырастает» в культуре эволюционно или строится по ее законам как искусственное образование.

Кроме того, под социальными технологиями понимаются так­же развитые алгоритмы действий, оформленный вид методики, опыт успешного решения какого-либо рода задач или некоторая специально построенная («выращенная») и реально действующая социальная система, созданная с определенными целями, напри­мер система контроля исполнения принятых управленческих ре­шений. То есть социальная технология – это откристаллизованная человеческая деятельность или ее фрагмент. А по определе­нию Ю.М. Резника, социальная технология – это «специально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объекта­ми (их диагностике, проектированию и регуляции)».

М.В. Шакурова определяет социальные технологии следующим образом: «Система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов». Специалистами в области социальных технологий определены следующие условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

Объект воздействия должен иметь признаки социальной системы;

Должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структуры) и функционирования;

Должна быть обеспечена возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

Должна быть обеспечена возможность воспроизводства и повторяемости операций, процедур или показателей в новых условиях.

Р.В. Овчарова под социальной технологией понимает «совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения». По е мнению признаками социальной технологии являются:

– наличие стратегической программы, в рамках которой решается конкретная социальная проблема;

– алгоритм последовательности операций для достижения конкретного результата;

– наличие критериев оценки успешной деятельности специалиста;

– непрерывность контакта с клиентом социальной работы;

– динамизм содержания, форм и методов социальной работы.

Систематизация различных подходов к пониманию социальной технологии позволяет выделить среди них наиболее существенные:

– социальная технология – это определенная программа деятельности по решению (управлению решением) социальной проблемы;

– социальная технология – это определенная, специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы;

– социальная технология т это специально разработанная про­грамма исследования социальной проблемы.

Социальные технологии разделяются на различные типы в зависимости от оснований, в числе которых могут быть сферы применения, виды деятельности, объекты и т.д. Рассмотрим это с помощью таблицы.

Типы социальных технологий

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач
технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Иными словами, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий - это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых - решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны.

Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа
которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических.

В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

  1. позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво;
  2. демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса;
  3. компромисс, взаимные уступки;
  4. односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.);
  5. ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Читайте также:
  1. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  2. Билет 2 вопрос Понятие, сущность и принципы социальной политики
  3. Биографический метод в практике профессиональной социальной работы
  4. Блок 14 вопрос Положение детей-сирот и детей-инвалидов, меры по их социальной поддержке.
  5. Блок 16 вопрос Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы. Особенности работы с подростками с девиантным поведением.
  6. Будет ли осуществляться экспертиза товаров для целей таможенного контроля (двойное применение товаров и технологий)
  7. В чем различия классового и стратификационного подходов в определении социальной структуры общества?

Технология – совокупность приемов, методов воздействия общественных и частных организаций, специалистов, волонтеров, направленных на оказание помощи, поддержки.

В соц. работе различаются технологии: простые (доступные не специалисту); сложные (требующие квалификации одного специалиста); сложные (требующие квалификации специалистов в разных областях). Внешние по отношению к клиенту (гос. вмешательство, помощь частных лиц), т.е. создание условий клиенту для решения его проблем. Соц. технологии , осуществляющиеся самими клиентами.

Глобальные соц. технологии :

1) инновационные – методы и приемы новаторской деятельности, направленные на внедрение нововведений в обществе;

2) рутинные соц. технологии (отличаются малой наукоемкостью);

3) традиционные (широко используются);

4) информационные – способы, приемы, оптимизирующие информационный процесс;

5) интеллектуальные – направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей.

Классификация технологий в соц. работе может быть предложена как наука, как вид профессиональной деятельности, как учебная дисциплина.

1) соц. работа как наука. При характеристике технологий соц. работы как науки соц. технологии выступают как способы применения теоретических выводов в решении практических задач в соц. работе;

2) соц. работа как учебная дисциплина. Технологии носят информационный, обучающий характер;

3) соц. работа как особы вид деятельности.

Виды технологий : соц. диагностика, соц. профилактика, надзор и коррекция, соц. терапия и адаптация, соц. реабилитация, соц. обслуживание, соц. страхование, соц. обеспечение, соц. помощь, соц. консультирование, соц. экспертиза, соц. посредничество, попечительство.

7. Социальная работа как особый вид деятельности: сущность, цель, принципы, функции, субъект, объект, средства и условия. Системный характер социальной работы.

Цель соц. работы как особого вида деятельности состоит в удовлетворении социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способности людей к соц. функционированию. Соц. работа как профессиональный вид деятельности обладает следующими признаками : 1) совокуп6ность знаний, навыков, умений, как результат обучения в специальных учреждениях; 2) систематичность и постоянство определенного круга занятий и работы.



Объект соц. работы – люди, нуждающиеся в постоянной помощи (пенсионеры, инвалиды, дети, тяжело больные, люди, попавшие в ТЖС и т.п.)

Субъект соц. работы – люди и организации, ведущие соц. работу (общественные организации, фонды).

Функции: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической деятельности, управленческая.

Условия соц. работы конкретизируются в зависимости от целей, ситуации и подразделяются на уровни: мировой, федеральный, региональный, местный.

Средства рассматриваются как методы соц. работы, выделяют ресурсы (кадры, службы), технологии традиционные и инновационные, финансирование бюджетное и внебюджетное.

Система соц. работы представляет собой открытую систему, переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, этикой, экологией и т.п.

8. Целеполагание: сущность, задачи, принципы и место в технологии социальной работы.

Целеполагание – это основная процедура технологического процесса среди всех процедур. Это процесс выбора и определения цели как идеального образа будущего результата деятельности.



При формулировании цели возникают условия: цель должна быть обоснованной; ясной и достижимой; основная цель должна быть соотнесена с целью более высокого порядка.

Этапы формирования цели :

1) выявление необходимых характеристик и состояний объекта, их включение в целевую установку деятельности;

2) определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;

3) ограничение цели от желательных, но объективно невозможных результатов.

Виды целей : конкретные, абстрактные, стратегические, тактические, групповые, общественные, индивидуальные, цель, поставленная субъектом деятельности.

Процесс целеполагания в технологии соц. работы можно представить как процесс отделения возможного от невозможного, желаемого от нежелаемого, закономерного от случайного в целях получения определенного результата.

Функции цели :

1) определение рационального варианта сбора информации и способов действия при решении проблем;

2) ограничение объема информации;

3) конкретизация проблемы;

4) помощь в определении способов действий.

Логические принципы : 1) точное и четкое формулирование целей, применительных к конкретным ситуациям; 2) определение целей других лиц и организаций, на которых направлено воздействие; 3) определение характера взаимосвязей целей других лиц и организаций; 4) определение вероятных последствий в достижении целей; 5) определение обстоятельств, способствующих и препятствующих достижению цели; 6) выявление управляемых и неуправляемых переменных ситуаций.

Таким образом, целеполагание – важнейший этап технологического процесса в соц. работе, определяющих содержание, инструментарий и направленность действий специалистов соц. работы.

Многообразие социальных технологий обусловлено:

· обширностью социальных отношений и видов социального действия;

· системным, сложным характером объектов социальных технологий;

· разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;

· различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

Классификация социальных технологий

Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.

Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

· степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

· масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

· сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

· степень зрелости социальных объектов;

· инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

· область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

· уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

· цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

Вопрос о классификации социальных технологий является сложным и дискуссионным. Как к разработке, так и типизации социальных технологий существуют различные подходы. Они диктуются не только различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, но и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.

Например, В.В. Богдан и В.Н. Иванов предлагают следующую классификацию социальных технологий:

· технологии поиска стратегии управления;

· технологии социального моделирования и прогнозирования;

· информационные технологии;

· внедренческие технологии;

· обучающие инновационные технологии;

· технологии прошлого опыта.

Академик МАИ В.И. Банерушев, принимая в качестве основания для классификации уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию:

· глобальные технологии;

· демографические;

· экономические;

· военные;

· технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.

Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:

· социально-экономические;

· социально-политические;

· социальные;

· духовные.

Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.



С учетом сказанного классификация технологий в социальной работе может быть осуществлена по различным основаниям. И это вполне объяснимо, ибо социальная работа представляет собой своеобразную систему, включающую такие компоненты (элементы) как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. В соответствии с выделенными элементами и может быть осуществлена классификация технологий. Главным здесь являются, как представляется, учет специфики объектов и видов социальной работы, интеграция первого и второго основания.

В России и за рубежом выявлен ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными и другими группами населения. Это - социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Указанные и другие виды социальной работы и являются ее основными направлениями, главными технологиями. Они тесно связаны между собой, в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

С учетом интегрированного, универсального характера социальной работы можно выделить собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и др. технологии.

В зависимости от уровня различаются следующие технологии в социальной работе:

Простые (доступные неспециалистам);

Сложные, требующие квалификации одного специалиста;

Сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях.
Учитывая сложность субъекта социальной работы, в частности, социальные службы различных уровней и направлений, можно различать социальные технологии и по этому показателю. Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. В частности, можно выделить социальные технологии, «внешние» по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы он (они) сам (сами) решал (решали) свои проблемы. Примером может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От них отличаются социальные технологии, осуществляемые самими клиентами. Например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода для социального страхования и др. К числу этого типа технологий («кто решает проблемы»?) можно отнести те действия, приемы, способы, которыми пользуются социальные работники в решении проблем своих клиентов.
Возможно выделение технологий в социальной работе с проживающими на территории страны и населением, группами, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (русскоязычным населением, русскими в государствах СНГ), в различных сферах жизнедеятельности (в сфере производства, здравоохранения, образования, культуры, в городской и сельской местности и т. д.).

Необходимо выделение социальных технологий, применяемых в России и за рубежом, что предопределяется разными -условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.

Кроме того важен учет технологий, которые имели место в социальной работе (в ее непрофессиональной и профессиональной форме) на разных этапах функционирования и развития российского общества. Это может значительно расширить возможности решения социальных проблем, позволит взять все лучшее, что имело место в социальной работе с разными группами населения в прошлой истории нашей страны.

Наконец, следует отметить самую тесную связь классификации технологий в социальной работе с социальными технологиями вообще. В социальной работе можно также выделить инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором методов и средств уже устаревших, основанных на обыденном сознании, практической смекалке, не отличаются высоким профессионализмом и наукоемкостью. Их применение обычно связано с оказанием элементарной помощи нуждающимся людям, не требующей специальной подготовки.

Примером первых (инновационных) технологий могут служить, в частности, инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных, основу которой составляет активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его свойств и характеристик. Региональные технологии в социальной работе имеют место в отдельных регионах страны, имеющих свою специфику, отличающую их от большинства территорий России.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий - это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых -- решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны. Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологии (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Литература:

1. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с

2. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 185 с..

3. Технологии социальной работы в различных сфеpax жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 596 с.

4. Технологии социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. М.: Издательство РГСУ: Издательство «Омена-Л», 2011. – 388 с.

5. Технологии социальной работы: учебник для бакалавров / под общ. ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 503 с.

6. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.

7. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие. Уфа, 1997

8. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.

9. Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая и др. -Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 400 с.

10. Технология социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. О.В. Заяц. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004

11. Технология социальной работы: учебное пособие / В. А. Филатов, М.В. Станкова, Т. В. Щитова, Е. М. Кузнецова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 124 с

12. Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов (Материалы семинарских и практических занятий) / Под. ред. П.Я, Циткилова.- Новочеркаск – Ростов-на-Дону: Пегас, 1998г.

13. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов. - М.: Академический Проект, 2007. - 432 с.

14. Технология социальной работы: Учебное пособие/ П.Я. Циткилов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 448 с.

15. Энциклопедия СР. Перевод с англ. В 3 тт., М., 1994

16. Российская энциклопедия социальной работы. М. 1997г.

17. Социальные технологии. Толковый словарь. М. – Белгород, 1995г

Сущность и классификация социальных технологий

В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.



Смысл и назначение любой технологии – оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Использование технологии – главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление.

Термин «технология» происходит от греческих слов «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - учение, наука. Первоначально его использовали в системе техничес­кого знания.

Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объект технологии выступали природные материалы. В современном языке содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект технологий социальных процессов.

В русском языке понятие технологии используется в 2-х значениях:

1. Технология – это способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельность по преобразованию социальной реальности.



2. Технология – эта практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использование инструментария с целью достижения качественных конечных результатов.

Неоднозначность термина «технология» стала причиной того, что одни исследователи понимают под технологией на­уку о способах, процессах и методах многоразового получе­ния конечного результата; другие акцентируют внимание на организации и цели деятельности; третьи считают, что техно­логия - это использование научного знания для определения эффективных путей и способов выполнения какой-либо рабо­ты. В современной научной литературе насчитывается свыше 40 определений этого понятия.

Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства актуализировала вопрос об определении сущности социальных тех­нологий как общественного явления. Как отдельное направление теории управления и социальной инженерии социальные технологии стали развиваться в начале XX в.

Понятие «социальная технология» стало использоваться в на­уке только в 40-х гг. XX в. Это и привело к появлению во второй половине XX столетия нового термина - «социальная техно­логия», который ввел в научный оборот английский социолог Карл Поппер.

Основу данного понятия составляет термин «технология», но технология не в традиционном смысле, связанном с машинами, механизмами, а в более широком - за­трагивающем и социальную сферу.

Многозначность трактовки термина «социальная техно­логия» еще больше, поскольку существуют различные оп­ределения категории «социальное». В узком смысле слова это понятие охватывает лишь те технологии, которые отно­сятся исключительно к социальной сфере общества. В ши­роком смысле слова к этому понятию относятся не только собственно социальные технологии, но и экономические, по­литические, социокультурные, информационные, управлен­ческие и др.

Сам термин «социальные технологии» входит в систему социального знания в 70-е годы ХХ века. Первоначально, он обозначал систему специализированных средств и методов, использующихся в социальной инженерии и создающих возможности для рациональной деятельности

К началу 80-х гг. активно обсуждается проблема разработки и внедрения социальных технологий, хотя первые социальные тех­нологии появляются в середине 70-х гг.

Характерной особенностью этого периода является стремление ученых разобраться в сущности самого понятия «социальная тех­нология», его содержании и механизмах реализации. При этом воз­никли разные подходы к определению сущности данного социаль­ного феномена.

Начиная со II пол 70-х гг. продолжается интенсивная научная разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Исходным пунктом научного исследования социальных технологий является определение ее сущности.

Первая монография по проблемам тех­нологий в социальной сфере «Общественные науки и социальная технология» вышла в свет в 1976 году. Она написана болгарским ученым Н. Стефановым, положившим начало соци­ально-философскому исследованию соци­альных технологий. Н. Стефанов предлагает широкую трактовку термина. Он утверждает, что везде, где возможно активное и целенап­равленное отношение человека к социальной среде, в принципе возможна технология. Дру­гой болгарский ученый - М. Марков - пони­мает под социальной технологией последова­тельность технологических операций, направ­ленных на совершенствование социального объекта. Сторонники противоположной точки зрения, как например, В.Г.Афанасьев, сводят социальную технологию до социального уп­равления.

А. Зайцев определяет их как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти дей­ствия, позволяющие достичь поставленной цели».

В. Иванов представляет социальные технологии как инновацион­ную систему методов выявления и использования скрытых потен­циалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. «Они могут быть также рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социаль­ного результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т.п.). Соци­альная технология - важнейший элемент механизма управления».

Именно широкий смысловой контекст социальных техно­логий дает все основания представить понятие «социальная технология» в следующих положениях.

1. Социальная технология - это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей. Сущность данного способа состоит в рациональном расчленении деятельности на про­цедуры и операции с их последующей координацией и син­хронизацией. Это расчленение выполняется предварительно, сознательно и планомерно на основе и с использованием научных знаний, передового опыта, а также с учетом специфики той области, в которой осуществляется человеческая деятельность.

2. Социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции (спосо­бы и средства деятельности), и как сама деятельность, по­строенная в соответствии с этой программой. Специфика про­граммы состоит в том, что она существенным образом предо­пределяет направленность и содержание технологизируемой деятельности.

3. Социальная технология является элементом культу­ры и возникает двумя путями: вырастает в социокультурной среде эволюционно или строится по ее законам как искусст­венное образование.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – 1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновление общественных процессов;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией, синхронизацией и выборе оптимальных средств, методов их выполнения (определение Данакина)

3) Метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства. Социальные технологии – элемент культуры. Возникает эволюционно либо создается искусственно.

4) Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные про­цессы и социальные системы.

5) Область знания, рассматривающая вопросы создания, исполь­зования, распространения соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности, т.е. являющаяся научной дис­циплиной. Например, общественные науки связаны прежде всего с решением практических задач, обусловленных функционировани­ем и совершенствованием социальных объектов.

6) Сама деятельность по целенаправленному преобразованию социальных субъектов. Оптимизация развития и функционирова­ния объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоя­тельно требует использования технологического подхода к управ­лению социальной деятельностью.

Разработка социальных технологий - это особое научно-прикладное направление управленческой деятельности, вы­ражающееся в трансформации знаний с целью диагностики состояния социальных явлений и процессов, подготовки и реализации решений по их изменению и развитию.

Условия, необходимые для технологизации любого про­цесса, и признаки любой технологии были обстоятельно рассмотрены известным болгарским ученым М. Марковым . По его мнению, технологизация любого процесса возможна, по крайней мере при выполнении двух условий.

Во-первых , сам процесс должен иметь такую степень сложности, чтобы можно (и нужно) было расчленить его на относительно обо­собленные части. Следовательно, потребность в создании технологии диктуется, прежде всего, самим объектом, степе­нью его сложности. Во-вторых , должны быть средства, кото­рые позволили бы так систематизировать действия субъекта, чтобы достичь максимального эффекта при минимуме уси­лий.

Первым признаком любой технологии является разграни­чение, разделение, расчленение данного процесса на внут­ренне связанные между собой этапы, фазы, операции.

Второй признак - координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата.

Третий признак , весьма существенный, состоит в том, что каждая технология предполагает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Это решающее, не­пременное условие достижения результатов, адекватных по­ставленной цели.

Отсюда вытекает определение - социальная технология - способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем расчленения его на систе­му последовательно взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности.

Объектом социальных технологий и технологии социальной работы являются люди, их вза­имодействие, малые и большие социальные группы, а также различные институты и организации.

Основными характеристиками социальных технологий являются:

универсальность, предполагающая возможность применения социальной технологии на различных по численности и спе­цифике объектах для решения частных однородных задач;

конструктивность, т.е. нацеленность на решение конкрет­ных проблем проверенными и обоснованными способами;

результативность, т.е. ориентация на конечный, проверяе­мый результат;

оперативность, т.е. возможность реализовать технологию в оптимальные сроки;

относительную простоту, т.е. социальная технология дол­жна содержать промежуточные этапы, операций и быть доступной для специалиста определенной квалификации;

надежность, т.е. наличие некоторого запаса прочности, дуб­лирующего механизма;

гибкость, или способность к адаптации в изменяющихся ус­ловиях;

экономичность, или экономическая целесообразность, так как технология может быть эффективной, но не экономич­ной; -

удобство в эксплуатации.

Принципы социальных технологий

К теоретическим проблемам, возникающих в связи с проектированием социальных технологий относится обоснование его принципов:

I. Принцип вариантности и адаптивности социальных технологий к меняющимся условиям.

II. принцип саморегуляции выражает способность социальных технологий к самонастраиванию, самокоррекции.

III. Принцип дополнительности означает, что социальные технологии не исключают, а дополняют друг друга.

IV. Принцип умеренности направлен против традиции рассчитывать на наилучшее стечение обстоятельств, т.е. наименее вероятным.

Таким образом, социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование самых разнообразных социальных технологий. Для упорядочивания этого множества может быть осуществлена их классификация.

Многообразие социальных технологий обусловлено:

Обширностью социальных отношений и видов социального действия;

Системным, сложным характером социальных технологий

Разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;

Различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

В реальной жизни используются самые разнообразные технологии. Практика и теория выработки для каждого вида человеческой деятельности, для каждого социального процесса различные технологии.

Можно выделить следующие шесть основных видов социальных технологий:

технологии обеспечения социального функционирования общества (технологии социальной работы);

политические технологии;

технологии информационного обеспечения функционирования общества;

технологии экономического функционирования общества и развития собственности;

технологии правового обеспечения функционирования общества;

технологии духовно-культурного развития.

Анализ показывает, что в современной социологической науке нет системного видения всего многообразия социаль­ных технологий. Поэтому можно предложить такую классифи­кацию социальных технологий (табл. 1).

Классификация социальных технологий (Сурмин Ю.П)

Основание классификации Разновидности социальных технологий и их характеристика
По типу социального процесса - Экономические , моделирующие хозяйственно-экономическую деятельность - экологические , ориентированные на моделирование взаимодействия человека с природой - собственно социальные , регулирующие социальную сферу общества; - политические , оперирующие политическими процессами; - культурологические , представляющие явления и процессы в сфере культуры - духовно-идеологические, моделирующие идеологические и духовные процессы; - информационные, отражающие информационные процессы; - управленческие, ориентированные на оптимизацию управленческих процессов; - комплексные , отражающие явления во всех сферах их проявления
По масштабу объекта технологизации - Глобальны е, направленные на регулирование глобальных проблем современной цивилизации; - континентальные , ориентированные на решение проблемы континента; - национальные, решающие проблемы в пределах страны; - технологии обновления общественной системы , ориентированные на изменение социально-экономической системы общества; - технологии трансформации подсистем общества , моделирующие изменение конкретных подсистем; - технологии трудовой ассоциации , регулирующие различные аспекты жизнедеятельности трудового коллектива; - технологии человеческого капитала , ориентированные на развитие личности, человеческих ресурсов
По степени новизны - Инновационные (новаторские), представляющие собой нововведения; - традиционные , представляющие собой известные апробированные и устоявшиеся формы деятельности; - ретро (рутинные), т. е. заимствованные из прошлого
По типу выполняемой функции - Познавательные , представляющие собой некоторые алгоритмы познания; - диагностические , обеспечивающие диагностику социальных проблем; - информационные , ориентированные на получение, передачу, хранение и переработку информации; - обучающие, осуществляющие процесс обучения в аспекте той или иной педагогической доктрины; - игровы е, являющиеся средством имитации реальной деятельности; - управленческие , осуществляющие процесс управления; - деятельностные , представляющие собой модели тех или иных видов деятельности; - технологии противоборства , обеспечивающие победу в борьбе; - миротворческие , ориентированные на мирное решение социальных проблем.
По характеру воздействия - Формирующие , направленные на формирование оп­ределенных социальных процессов; - стимулирующие , ориентированные на поддержание или развитие социальных процессов; - сдерживающие , или препятствующие, задающие оп­ределенные границы социальных процессов; - деструктивные , или разрушающие, направленные на подрыв и устранение определенных процессов
По степени жесткости и способности к саморазвитию - Жесткие, детерминистские , схемы которых пред­ставляются однозначными; - адаптивные , т. е. приспосабливающиеся к изменя­ющимся условиям; - развивающиеся , т. е. обладающие способностью к саморазвитию, кардинальному обновлению структур и функций
По типу целевой ориентации - Стратегические , ориентированные на достижение дальних целей на относительно длительных этапах развития; - тактические , ориентированные на достижение ближ­них целей в конкретных ситуациях; - оперативные , ориентированные на достижение текущих целей и решение возникающих при этом задач

Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»