Проф определение. Определение профессиональной пригодности

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

2.1 Соотношение понятий «профессиональное определение» и «выбор профессии»

Существует два подхода к определению понятия «профессиональное самоопределение». Одна группа авторов считает, что профессиональное самоопределение созвучно с выбором профессии, другие, и эта точка зрения в настоящее время является наиболее распространенной, что синонимом является понятие «профессиональной идентичности». Так как, дословно, это то, как «определяет себя профессионал». Е.А.Климов уточняет, что такой подход совсем не означает отсутствие профессионального самоопределения у людей, только выбирающих будущую профессию, т.к. «потенциально он – профессионал: он – будущий профессионал» . Н.Н.Гордеева считает, что проблема профессионального самоопределения становится особенно важной в школьные годы. Такого же мнения придерживаются Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников, приведем цитату из их работы «Профориентация»: «Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в самом процессе самоопределения» .


2.2 Проблематика понятия «профессиональное самоопределение» в разных психологических школах (гуманистическая, экзистенциальная психология и культурно-историческое направление)

Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников сравнивают понятие «самоопределение» с такими понятиями как «самоактуализация», «самореализация», «самотрансценденция». Об этом писали такие известные гуманистические и экзистенциальные психологи, как А.Маслоу (он считает, что увлеченность значимой работой – одна из главных детерминант самоактуализации), К.Ясперс и И.С.Кон (предполагают, что самореализация проявляется через труд, «дело», которое делает человек), В.Франкл (добавляет, что самоопределение это еще и самотрансценденция, способность выйти за рамки самого себя).

В рамках культурно-исторического направления проблему профессионального самоопределения рассматривают с другой стороны, например, С.Л.Рубинштейн и К.А.Абульханова-Славская пишут, что центральным моментом является самодетерминация, стремление занять определенную жизненную позицию, М.Р.Гинзбург говорит, что определение себя как профессионала образует ценностно-смысловую сферу личности, психологическое настоящее и будущее.

Мы видим, что профессиональное самоопределение рассматривается в разных психологических школах по-разному, но есть константа: представление этого процесса как центрального для личностного развития. Отсюда мы можем сделать вывод, что результатом неправильного хода профессионального развития и становление личности может быть тотальная деструкция, потеря смысла, личностной идентичности, невозможность достижения самореализации.


2.3 Особенности профессионального самоопределения на разных этапах профессионального развития личности

Поскольку в предыдущем параграфе мы решили, что профессиональное самоопределение и профессиональное развитие – процессы неотделимые, необходимо понять, как первое реализуется в рамках второго.

Первые три этапа периодизации Е.А.Климова, это стадии предыгры (0 - 3 года), игры (6 - 8 лет) и овладения учебной деятельностью (6-8 лет - 11-12), на которых еще достаточно сложно выделить профессиональное самоопределение, поэтому мы будем говорить о развитии мотивации и общего положительного отношения к трудовой деятельности. Если последовательно опираться на концепцию В.Д.Шадрикова о психологической системе деятельности, мы увидим, что первая ступень – это развитие именно мотивационной структуры: "В процессе дальнейшего освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности происходит развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, происходит трансформация общих мотивов личности в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов" .

Стадию оптации (11-12 лет - 14-18), следует рассмотреть более подробно.

Кто такой оптант? Человек, который либо озабочен проблемой выбора (подростковый и юношеский возраст) или находится в ситуации вынужденной перемены профессии (если мы рассматриваем ситуацию, когда человеку нужно проходить по стадиям периодизации еще раз, такое же явление может произойти и в возрастном развитии из-за психологической или физической травмы) и делает этот выбор. Этой фазе соответствует процесс профессионального определения как первый шаг к профессиональному развитию личности.

Следующая стадия - стадия адепта. Здесь мы говорим о стартующем профессионале, человеке которые сделал выбор пути на предыдущем этапе и теперь начинает осваивать необходимые знания и навыки. Длительность этой фазы зависит от сложности профессии и требуемого уровня квалификации.

На следующем этапе "ребенок" начинает делать первые самостоятельные шаги - фаза адаптации молодого специалиста к работе. Происходит привыкание человека к производственной деятельности, осуществляется усвоение профессиональных и социальных норм, все это сопровождается некоторыми личностными изменениями. Один из самых важных процессов на этом этапе - формирования отношения к своей деятельности. Климов пишет о том, что на следующем этапе положительное отношение уже сформировано, но не упоминает о том, что произойдет если сформируется негативное отношение. С моей точки зрения, это приведет к кризисам личности и невозможности дальнейшего развитие, как следствие деградации, либо возвращение в фазу оптации.

Фаза интернала, здесь мы видим уже опытного работника, которые может вполне самостоятельно, надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Интернал получает признание коллег и, значит, по Шадрикову приступает к формированию индивидуального стиля деятельности. Если на этом этапе человек достаточно успешен - профессиональное развитие идет очень быстрыми темпами, но в какой-то момент замедляется и здесь уже можно говорить о волевой регуляции профессионализации - дополнительном обучении, тренингах и прочих средствах, которые будут рассмотрены ниже.

По мере профессионального развития и выслуги лет работник переходит в фазу мастерства. Здесь он может решать достаточно сложные задачи, с которыми справятся далеко не все его коллеги. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области.

Хороший специалист обычно приобретает известность в своей профессиональном кругу или даже за его пределами. Если немного отойти от периодизации Климова в современную ситуацию на рынке труда и методы набора персонала - профессионал этой фазы является "мишенью для хедхантера", то есть его пытаются "переманить" в другие организации. Это фаза авторитета. Важно, что даже если на этом этапе карьеры работник уже не имеет столько сил и энергии, он все равно успешно решает профессиональные задачи за счет большого опыта, способности организовать работу и окружить себя помощниками.

Авторитетный профессионал имеет достаточно опыта для его передачи, более того, в большинстве случаев, у него формируется потребность в этом, в силу возраста, уровня самосознания и самооценки. Поэтому в фазе наставничества у человека появляются ученики, последователи и единомышленники, обучение которых помогает его жизни оставаться наполненной смыслом.

Особенности стадий профессионального развития – это отсутствие точных возрастных границ, что отмечает сам Климов, он объясняет это различиями в условиях жизни и культуре. Может произойти резкий обрыв на любой из стадий и возвращение к оптанту, в том случае, если профессионал по каким-либо причинам решил освоить новую профессию.

А.К. Маркова предложила свою периодизацию профессионального развития на основе критериев профессионализма личности.

Маркова предполагает, что, несмотря на то, что у разных людей наблюдаются разные пути к профессионализму, каждый проходит через определенные вехи и выделяет допрофессиональный уровень, в котором существует этап первичного ознакомления с профессией.

От допрофессионального уровня работник переходит к профессионализму, последовательно овладевая качествами профессионала, усваивая нормы и правила. Этот уровень объединяет фазы адаптанта и интернала по Климову и включает в себя этапы адаптации человека к профессии, самоактуализации и гармонизации с профессией.

Если человек включает свою деятельность творчество и новаторские идеи – это уровень суперпрофессионализма, «выход человека за пределы профессии», если в отдельных случаях на этом уровне происходит овладение другими, близкими профессиями, человек становится профессионалом – универсалом. Уровень суперпрофессионала включает в себя следующие этапы: свободное владение профессией в форме творчества, свободное владение несколькими профессиональными приемами перехода, творческое определение себя как личности профессионала.

Также Маркова выделяет уровень постпрофессионализма, который соответствует фазе наставника у Климова, однако связывает говорит о завершении профессиональной деятельности, тогда как Климов не включает этот процесс в периодизацию.

Уникальным в концепции Марковой является уровень непрофессионализма, как отсутствие необходимых профессиональных знаний и умений. При этом человек разворачивает внешне активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются деформации такие как неэффективность работы, трудоголизм и исключение личностного развития, ущербность духовно-нравственных ориентиров.

Здесь автор уточняет, что некоторые люди могут надолго «застрять» на одном из этапов, одной из причин она называет определенные противоречивые тенденции (например, «противоречие между саморазвитием и самосохранением: саморазвитие требует интенсивно вкладывать все силы и ускорять профессиональный рост, а самосохранение диктует необходимость рассчитывать силы на весь жизненный марафон» (Маркова)), которые в свою очередь могут привести к кризису профессионального развития.

Еще один ученый, который разработал собственную периодизацию – Дж. Сьюпер. Особенность его концепции – направленность на то, к чему человек стремится, в чем испытывает потребность по ходу профессионального становления. Периодизация состоит из 4 основных этапов:

Этап роста (0 – 14 лет) развитие интересов и способностей, выявление своих предпочтений.

Исследовательский этап (14-25) апробация своих сил, попытки разобраться в своих потребностях, интересах, ценностях, способностях и возможностях – в результате выбор профессии и начало ее освоения.

Этап утверждения (25-44) стремление утвердиться в избранной профессии, обрести профессиональное мастерство и статус, упрочить свои позиции в обществе. К концу – снижение вероятности смены профессии.

Этап спада (65 ->) угасание физических и умственных возможностей и, как следствие, уменьшение профессиональной активности либо прекращение трудовой деятельности.

Концепция Сьюпера важна в рассмотрении потому, что она разработана для других социо-культурных условий, что определяет ее отличия от предыдущих. К тому же, он отметил, что переход от этапа к этапу может осуществляться не только последовательно, но и параллельно, возможно повторное прохождение этапов, откаты и кризисы.

Процесс выбора профессии молодым человеком осуществляется в три этапа: выбор профессии в детском возрасте (до 11 лет) на основе фантазии, пробный выбор профессии в подростковый период (11-17 лет) и реальный выбор профессии, начиная с 17 лет и до полного взросления .

Молодым людям постоянно твердят: ищите себе профессию по душе. И эти слова подтвердит любой зрелый человек - только занятость, к которой есть внутреннее стремление, позволяет получать удовлетворение от работы, мотивирует на новые высоты и профессиональное саморазвитие. Но как ее найти? Самый простой и доступный способ - определить профессиональный тип личности. Для этого нужно пройти один из несложных тестов, доступных сегодня в печатных справочниках, Интернете, мобильных приложениях. Ими может воспользоваться не только молодой человек, но и специалист, к примеру школьный психолог.

Личность и профессия

Прежде чем перейдем к профессионально-ориентированным типам личности, рассмотрим, что такое профессия именно в психологическом плане. Здесь авторитетны суждения отечественного ученого Гуревича К. М. Он утверждал, что профессия - это объективная и регламентированная организация деятельности личности. Требования, которые она предъявляет к человеку, налагают печать на весь образ его жизни.

Для одного профессионального типа характерны общие цели и задачи, условия труда, быта, пути продвижения по карьерной лестнице и самореализации. На этой основе вырабатываются схожие манеры поведения и общения, а также интересы и жизненные установки, ценности и традиции. К чему это приводит в итоге? У людей схожих профессий формируются схожие психологические черты и особенности. Влияет профессия также на развитие определенных черт памяти, внимания, особенностей мышления и проч.

Важные исследования ученых

Профессиональные типы личности были предметом исследования многих заметных ученых. К их числу относятся следующие:

  • К. М. Гуревич.
  • М. Я. Басов.
  • А. Ф. Лазурский.
  • Дж. Холланд.
  • Э. Шпрангер.
  • Ле Сенн.
  • А. Сцонди.
  • Э. Ро.
  • Д. Гилфорд.
  • А. А. Бодалев.
  • Э. С. Чугунов.

Некоторые исследования и классификации мы рассмотрим подробно.

Тест Голланда

Самое распространенное определение профессионального типа личности - Голланда (Дж. Холланда), американского психолога. Тест помогает выявить личностные характеристики, которые будут оказывать непосредственное влияние на дальнейшую трудовую деятельность, взаимодействие с коллективом.

Профессиональные типы личности по Дж. Голланду - это шесть разновидностей:

  1. Реалистическая. Это яркая энергичная личность. Выделяется агрессивным поведением, необщительностью в коллективе. Стремится к работе над конкретными материальными объектами. Отличается выдающимися математическими способностями и моторной ловкостью. Люди этой категории - замечательные инженеры, строители, механики, агрономы.
  2. Исследовательская. Для этой личности характерен основополагающий познавательный дух. Это любопытный, креативный, оригинальный, независимый человек с аналитическим складом мышления. В его сознании будут доминировать теоретические ценности. Стремится к решению задач, требующих развитого абстрактного мышления, интеллектуальных усилий. Личностям-исследователям Дж. Голланд рекомендует посвятить себя биологии, астрономии, физике, химии и иным точным наукам.
  3. Социальная. Стремления личности главным образом направлены на внешнюю среду. Более ей по душе эмоциональная и чувственная деятельность. Активные социальные контакты необходимы для такого человека. Он не скрывает своего желания поучать и воспитывать. Для личности характерны развитые Желательное поле деятельности для таких людей - медицина, образование, социальная работа.
  4. Конвенциальная. А для этого типа личности характерна явная тяга к четко структурированной деятельности. Человек консервативен, практичен, любит конкретику. Отличается развитыми математическими способностями. Голланд рекомендует людям такого типа обратить внимание на сферу финансов и бухгалтерского учета.
  5. Артистическая. Эта личность более всего стремится к самовыражению. У нее ярко проявляются эмоции, развито воображение и интуиция. Этот человек независим и оригинален в своих решениях. Мнение общества никогда не стоит на первом месте. Моторные и вербальные способности у него развиты на "отлично". Естественно, такой личности прямо показана творческая деятельность - музыка, кинематограф, театр, писательское поле и проч.
  6. Предприимчивая. Прежде всего эту личность характеризует инициативное поведение. Ее интересуют только те цели, для достижения которых она может проявить свой энтузиазм, импульсивность, энергичность. Этот человек более всего стремится к доминированию и власти, достижению вершин. Предприимчивая личность пробует себя в бизнесе. Также для нее рекомендованы общественная и политическая деятельность, менеджмент (руководящие должности), юриспруденция.

Вот и все шесть профессиональных типов личности Холланда. Ученый в своей классификации уделял большое внимание окружению тестируемой личности на будущем месте работы. Он считал, что окружающая группа - основополагающий фактор для удачного построения карьеры. Как вы видите, опросник позволяет определить профессиональный тип личности на основе многих факторов. Это характер, интеллектуальное развитие, темперамент, интересы, а также степень их выраженности.

Классификация Шпрангера

Свои профессиональные типы личности предложил немецкий философ и психолог Э. Шпрангер. Ученый также разделял всех трудящихся на шесть категорий:

  1. Человек теоретический. Личности, тяготеющие к теории, а не к практике. Любят анализировать проблемы, искать ответы на вопросы.
  2. Человек экономический. Для личности на главном месте - полезность и практичность трудовой деятельности.
  3. Человек эстетический. Не представляет повседневную работу без искусства, созерцания прекрасного.
  4. Человек социальный. Главный объект его внимания - окружающие люди. Любит помогать, консультировать, обучать.
  5. Человек политический. Видит смысл своей жизни в постоянной борьбе, пути к непокоренным высотам, обретению власти.
  6. Человек религиозный. Находит себя в духовной жизни.

Классификация Сцонди

Продолжаем рассматривать научные взгляды на профессиональный тип личности. Интересна тут позиция итальянского психолога А. Сцонди. В разработке своей классификации ученый опирался на представления Зигмунда Фрейда. При выборе профессии он считал основополагающими подсознательные импульсы личности.

С этой точки зрения, можно выделить восемь типов личности:

  1. Гомосексуальный.
  2. Садистический.
  3. Истерический.
  4. Эпилепсический.
  5. Депрессивный.
  6. Маниакальный.
  7. Кататонический.
  8. Параноидальный.

У каждого типа своя характеристика, а также рекомендованные для нее профессии. Например, личности-садисты - это жестокие, властные, агрессивные люди, обладающие к тому же внушительной физической силой. Для них рекомендована работа шахтера, дрессировщика, ветеринара, хирурга.

Такое определение профессионального типа личности сегодня непопулярно. Ведь тут будущая работа считается площадкой для демонстрации своих далеко не самых лучших подсознательных характеристик.

Классификация Ле Сенна

Каково отличие здесь от теста на профессиональный тип личности Голланда? Разделение основано на биологических предопределенных качествах любого индивида. Можно сказать, что профессиональные типы Ле Сенна держатся на градации по темпераменту.

  • флегматики;
  • холерики;
  • сангвиники и проч.

Классификация Лазурского

Группы по А. Ф. Лазурскому основаны на разделении по практичности, материальному итогу той или иной деятельности. Ученый выделяет следующие профессиональные типы:

  • Непрактичные идеалисты и теоретики.
  • Реалисты-практики.
  • Смешанные типы: художественно-практический, научно-практический и проч.

Классификация Э. Ро

Одним из главных "конкурентов" теста Голланда на определение профессионального типа личности является классификация, предложенная американским психологом Энн Ро. Надо отметить, что профессией в своих исследованиях она считает не образование, а деятельность, которой человек посвятил большую часть своей жизни.

По Э. Ро мы можем выделить восемь групп:

  1. Сервис. Социальные работники, трудящиеся в сфере быта.
  2. Деловые контакты. Бизнесмены, агенты корпораций.
  3. Организаторы. Директора, топ-менеджеры.
  4. Работающие на открытом воздухе. Это лесничие, рыбаки, трудящиеся в сельском хозяйстве.
  5. Технические профессии. Механики, инженеры, строители.
  6. Научные профессии.
  7. Культурные работники.
  8. Артисты.

Для каждой группы характерны особенности черт характера, психологические установки, проявление интереса к общению, взаимодействия в социуме.

Исследования Д. Гилфорд

Для профессионального самоопределения очень полезно знакомство с исследованиями американского психолога Джоан Гилфорд. Она нашла выдающихся представителей нескольких профессий, построивших блестящую карьеру. Составленный Д. Гилфорд тест из 653 вопросов для каждого респондента был направлен на то, чтобы определить, какие факторы позволили этим людям достичь головокружительных высот.

Психолог выяснила, что у каждой профессии свой "секрет успеха". Например, журналисты не представляли своей жизни без общества, ценили эстетические направления. Предпринимательство, точные науки вызывали у них антипатию. Это эмоционально неустойчивые, даже раздражительные люди. Не любят четко планировать свою жизнь, а предпочитают неожиданные решения.

Теперь вы знакомы с самыми известными классификациями профессиональных типов личности. Самой популярной из них является основанная на тесте Дж. Голланда.

Под термином «профессиональное самоопределение» подразумевается форма индивидуального выбора личности, которая заключает в себя процесс поиска, а также . Обычно оно реализуется в ходе анализа своих собственных знаний и навыков, оценка способностей относительно требований, предоставляемых конкретной профессиональной обязанностью.

В наше время данное понятие также напрямую соотносится с актом самоопределения личности, учитывает влияние на человека окружающей социальной среды и обстановки, его жизненных убеждений, позиций. Если же говорить о особенностях рыночных отношений, то в данном случае остро рассматривается вопрос о возможности свободного выбора работы, а также способности будущего сотрудника конкурировать.

Профессиональное самоопределение учащихся

Понятие « учащихся» заключает в себе не только соответствие выбора работы индивидом с социальными требованиями, но также их соотношение с личностным отношением субъекта к той или иной сфере деятельности.

Разумеется, этот процесс является одним из составляющих факторов общего самоопределения в жизни, так как включает в себя фактор выбора образа жизни, напрочь связанного с выбранной работой.
В данном случае существует несколько вариантов подходов, с помощью которых решается задача выбора. Социологический метод заключается в том, что социум ставит перед индивидом определенные требования в плане профессиональной деятельности и определяет результат выбора. Социально-психологическая методика является более поэтапным выбором, который включает в себя сочетание потребностей социума и индивидуальных предпочтений личности. Третий метод, психологически или же дифференциально-психологический, является сугубо личностным самостоятельным построением образа жизни и деятельности.
Как правило, понимание своей уникальности и склонностей в рамках профессиональной деятельности происходит в 5-7 классах. В то же время в 8-9 классах уже может наблюдаться первый этап профессионального самоопределения – формирование трудового самосознания.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Выбор будущей работы старшеклассником – это один из основных факторов общего жизненного самоопределения. Он характеризуется рядом механизмов, в частности, оценки личностных навыков и качеств в соответствии с предъявляемыми профессией требованиями, собственно поиск и профессии и возможность реализации сделанного выбора. Как правило, в возрасте 15-ти лет весьма проблематично сделать разумный выбор в плане профессии без посторонней помощи. Сам старшеклассник осуществляет его весьма инертно, а реальные романтические мечты о той или иной деятельности в жизни, как правило, не удается реализовать вообще.

Будущее, которое в дальнейшем ощущается как что-то неудовлетворительное, может простимулировать своеобразное явление . Старшеклассник, спустя некоторое время, начинает осознавать себя, свое место в жизни, реальные желания заниматься определенными вещами, реализовать себя в конкретной сфере. Такой «запоздалый» самоанализ является практически основой, двигающей адекватный профессиональный выбор.

Разумеется, старшеклассники, получившие полное среднее образование, чувствуют себя куда более уверенными. К моменту окончания школы они уже покидают привычные фантазии и осознают свои реальные способности и возможности, оценивают те или иные варианты выбора профессии. Для них, на данном этапе, такой выбор обуславливает не столько сам поиск профессии, сколько выбор того или иного варианта узкой подготовки по специальности приобретения необходимых для данной деятельности знаний и навыков.

Профессиональное самоопределение личности

Психологи рассматривают профессиональное самоопределение личностикак механизм сравнения выдвигаемых работой требований и существующих у индивида навыков, познаний, которые могут быть достаточными или же, наоборот, недостаточными для принятия на себя «роли». К тому же, учитывается и психологическое предпочтение субъекта к видам труда.
Данный процесс во многом зависит от возраста, проходя вместе с личностью определенные стадии формирования. Их можно рассмотреть поочередно, сопоставив с конкретными этапами развития индивида.
Например, в дошкольном возрасте дети предпочитают различные социально-ролевые игры, в которых они подражают взрослым. Малыши выбирают определенные профессиональные роли, в соответствии с правилами выдуманной ими игры. Это может быть пожарник, доктор, строитель, повар… Роли обычно достаточно упрощенные и несложные, поскольку основываются на личном опыте наблюдения детей за взрослыми, которым они стараются подражать. На данном этапе важно то, что уже тогда дети приобретают некоторые основные навыки, осваивают элементарные виды труда, что получает свое логическое продолжение в младших классах.
К концу младшего школьного возраста нарастает индивидуализация и разница между малышами в рамках навыков, способностей и предпочтений. В связи с этим формируется гораздо больший спектр профессионального предпочтения ребенка, но вместе с тем он сужается, расставляя определенные приоритеты.

– это достаточно уникальный этап процесса формирования профессиональных предпочтений. Дело в том, что именно в этом возрасте формируется не столько наработка навыков, сколько личностное и эмоциональное отношение ребенка к труду и определенным сферам деятельности. То есть в данном возрасте происходит закладка именно личных, сугубо психологических предпочтений и, следовательно, избирательности в плане профессиональной деятельности. Нередко именно в это время наблюдается определение профессии, ориентированной на «романтику». Например, мальчики-подростки стараются подчеркнуть свою мужественность и зрелость, ориентируясь на те сферы деятельности, которые требуют силы, выносливости, терпения, стойкости и мужества.

Конечно, большая часть молодежи, в возрасте 16-23-х лет, после получения должного среднего и высшего профессионального образования, оставляет романтические мечты в прошлом и нацеливается на куда более серьезные вершины в будущем.
Обычно к 27-ми годам наблюдается профессиональная активность со стороны индивида. К этому моменту уже существует конкретная определенность – выбранная работа, опыт, цели и достижения. То есть актуальность приобретает не столько вопрос правильного выбора, а именно совершенствование себя в рамках работы, достижение нового уровня профессионализма. Психологи отмечают, что к 30-ти годам вопрос о верности сделанного выбора может возникнуть с новой силой. В таком случае существует всего лишь два варианта развития событий: индивид может принять решение остаться в занятой им должности и продолжить развиваться, либо же уйти и попытаться отыскать новую, полностью устраивающего его профессию.

Психология профессионального самоопределения

В наше время психология профессионального самоопределения утвердилась в качестве комплекса процессов, которые входят в состав общей жизненной самоориентации, поскольку профессиональная деятельность является одной из ведущих сфер жизни каждого индивида. При этом стоит отметить тот факт, что, выбирая свою будущую профессию, человек пересматривает также последующий образ жизни и соотносит его со своими собственными предпочтениями и убеждениями.
Над этим вопросом активно работал отечественный специалист в области психологии А. Климов, который отнес профессиональное самоопределение к показателям качества психологического развития человека. С его точки зрения у каждого индивида в течение жизни формируется личный взгляд на те или иные области профессиональной деятельности. Также А. Климов предложил следующую структуру этих процессов:
Понимание индивидом собственной принадлежности к некоторой профобщности, например, строителей или же врачей.
Оценка индивидом своего собственного места в данной сфере деятельности и своего статуса в ней.
Понимание человеком его признания окружающими относительно его профессионализма.
Знание сильных и слабых личностных сторон, индивидуальных и эффективных подходов к решениям возникающих проблем, умение их реализации, а также знание путей самосовершенствования.
Самооценка, личное представление о себе как о работнике и о работе в будущем.

Проблема профессионального самоопределения

Статистические данные профконсультационных центров показывают, что большинство из учащихся даже старших классов или высших учебных заведений, обращаются за помощью с определением их возможного места работы, где они были бы наиболее эффективны. Проблема профессионального самоопределения заключается в том, что у многих школьников наблюдается отсутствие адекватных знаний о требованиях и особенностях того или иного типа работы, а также навыков адекватной оценки своих способностей.
Иными словами, заниженная культура знаний относительно классических и современных профессий значительно осложняют школьникам построение своего собственного жизненного пути. Исходя из этого следует вывод, что деятельность проффконсультанта должна быть по большей части информационной и формирующей, чтобы позволить подростку научиться самостоятельно осуществлять выбор, следуя своему личностному анализу возможных вариантов будущей профессии.

Профдиагностика - оценка интересов, личностных качеств и способностей учащихся.

  • диагностируем сферу интересов
  • оцениваем уровень развития различных способностей
  • выявляем личностные особенности

Профдиагностика
представляет собой психологические тесты, направленные на выявление индивидуальных способностей, интересов и предпочтений. На основе результатов тестов вы можете сделать вывод об интеллектуальных способностях и уровне развития ваших личностных качеств. По итогам тестов вы получите рекомендации, какой профессии вам следует отдать предпочтение в будущем. Каждый тип личности характеризуется некоторыми особенностями:
  • определенными чертами характера и складом ума;
  • способностями к определенным видам деятельности;
  • предпочтениями определенного рода занятий;
  • содержанием увлечений;
  • профессиональными возможностями.
Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы. Типы личности по систематизации дж.Голланда :
  • реалистический
  • артистический
  • интеллектуальный
  • конвенциальный
  • предприимчивый
  • социальный.

Для определения своего типа личности вам предлагается
пройти опросник профессионального самоопределения Дж.Голланда

ШАГ ВТОРОЙ. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ.

Человек, который трудится соответственно своим способностям, здоров в морально- психологическом плане. Он работает не перенапрягаясь. Сам процесс работы вызывает у него чувства удовлетворения, возвышения творческих сил. У такого человека постоянно хорошее настроение и общий положительный тон жизни. Он счастлив

.
Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Во-первых , нужно учитывать свои личные интересы. Во-вторых , оценить собственные способности. В-третьих , проанализировать соответствие своих личностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия.
Мир профессий не является чем-то застывшим. Профессии могут отмирать и исчезать как устаревшие, могут появляться новые. Бывает, что несколько профессий объединяются в одну новую или, наоборот, одна дробится на несколько новых.
  • Тип «Человек – Природа» объединяет в себе профессии, в которых главный, ведущий предмет труда – это растения, животные или микроорганизмы.
  • Тип «Человек – Техника» объединяет в себе профессии, в которых главный, ведущий предмет труда – технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.
  • Тип «Человек – Знаковая система» объединяет в себе профессии, в которых главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, языки.
  • Тип «Человек – Человек» объединяет в себе профессии, в которых главный, ведущий предмет труда – люди, группы, коллективы, общности людей.
  • Тип "Человек - Художественный образ" объединяет в себе профессии, в которых главный, ведущий предмет труда – художественные образы и условия их построения
Для определения своих профессиональных предпочтений вам предлагается пройти тесты:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»