Профессия: стюардесса. Профессия «небесных девушек»: все о стюардессах Стюардесса какую работу выполняют люди этой профессии

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Каждый из нас, заходя в салон самолёта, встречался с лучезарными улыбками стюардесс, которые вежливо показывали пассажирам их места. Затем, перед взлетом, бортпроводницы объясняют, как следует себя вести на борту самолёта, что необходимо делать, если случится непредвиденная ситуация. Во время полёта стюардессы не оставят без внимания ни одного пассажира, предлагая постоянно то воду, то чай, то спиртные напитки.

И когда смотришь на этих хрупких девушек, внешний вид которых излучает невероятное спокойствие и дружелюбие, задумываешься, где они получили образование, чтобы так умело себя вести?

Некоторые считают, что стать стюардессой очень легко: для этого достаточно девушке иметь стройную фигуру, длинные ноги, красивую улыбку и небольшую память, чтобы запомнить пару фраз. Но спешим вас разуверить, так как требования к этой работе весьма велики.

  • Возраст. В каждой компании надо уточнять возраст, но в среднем он колеблется от 18–25 или 35 лет.
  • Рост. Девушки, мечтающие стать стюардессой, не должны быть ниже 160 см и выше 180 см.
  • Комплекция. Вес должен быть в пределах нормы для соответствующего роста. Если у девушки явная худоба или излишний вес, то данная работа не для нее.
  • Размер одежды до 46 или 48 номера. Причем размер также различается в зависимости от авиакомпании.
  • Абсолютное здоровье (физическое и психическое). Медкомиссию придётся проходить два раза в год.
  • Приятный тембр голоса, безошибочная речь.
  • Владение английским языком.
  • Устойчивый спокойный характер.
  • Образование. Желательно, чтобы у девушки было высшее образование (хотя это и необязательно), это повысит ее шансы получить работу в одной из лучших авиакомпаний.
  • Отсутствие родинок, шрамов, татуировок на лице и руках.

Если девушка подходит по всем этим требованиям, то единственное, что ее отделяет от заветной встречи с небом, — это медицинская комиссия, регулярно отсеивающая половину желающих. Самое главное, на что обращают внимание, — это устойчивый характер будущего проводника, так как в воздухе, на борту самолёта, может случиться любая непредвиденная ситуация.

Где учиться на стюардессу? Школа стюардесс

После того как начинающая бортпроводница прошла нелёгкую медкомиссию, ей предстоит выбрать дальнейшее обучение. Курсы стюардесс начинаются, как правило, осенью или весной, а длятся от 2 до 3 месяцев. Здесь девушек знакомят с культурой общения, профессиональной фразеологией и разговорной лексикой. Также они изучают международное право, историю и политику различных стран. При этом будущих стюардесс учат безукоризненно разбираться в напитках и блюдах, сервировать тележку и правильно подавать блюдо. А в последнее время участились случаи с террористическими захватами, поэтому начинающих бортпроводниц учат быть готовыми к любым ситуациям.

Самый лучший способ трудоустройства — выбрать курсы при какой-либо авиакомпании. Здесь девушка бесплатно пройдёт обучение, стажировку в самой компании и, конечно же, получит гарантированное трудоустройство. Хотя курсы бесплатные, но всё же придется молодой начинающей стюардессе выплачивать из своей заработной платы определенную сумму за полученное в этой авиакомпании обучение.

Другой вариант получить образование — платные курсы. Стоят они около 60 тысяч рублей, а длятся от 4 до 6 месяцев. По окончании обучения выдаётся сертификат, а потом начинающие бортпроводницы занимаются своим трудоустройством самостоятельно.

Рабочие будни

Некоторые «новенькие» стюардессы, только устроившись на работу, думают, что с первого дня начнут летать по международным линиям и жить за границей только в отелях класса «Люкс». Конечно же, это не так. Каждая бортпроводница сначала должна заработать стаж и показаться на работе «во всей красе», чтобы зарекомендовать себя на лучшие авиалинии.

Плюсы и минусы профессии стюардессы

У каждой работы, безусловно, есть свои плюсы и определенные минусы. И быть стюардессой — не исключение.

Плюсы:

  • Возможность часто бывать за границей; привозить различные вещи, товары, которые не облагают таможенными пошлинами.
  • Постоянно новые знакомства и впечатления.

Минусы:

  • Пошатнувшееся здоровье. Частые перелеты, нерегулярный сон, радиация, стрессы, питание «кое-как» — всё это приводит к
  • тяжелым болезням.
  • Невысокая заработная плата. В среднем стюардессы получают от 20 до 100 тысяч рублей.
  • Нелегкая семейная жизнь.

Думы о будущем

Каждая девушка, мечтающая стать стюардессой, должна понимать все плюсы и минусы данной работы, а также думать о том, куда она пойдёт работать, когда закончится её «лётный возраст». Безусловно, работа стюардесс – это далеко не самая лёгкая профессия. Поэтому, когда вы видите в салоне самолёта улыбающуюся навстречу бортпроводницу, вспомните о том, сколько ответственности лежит на её хрупких плечах, улыбнитесь ей в ответ и поблагодарите за всё.

Стюард, стюардесса (бортпроводник, бортпроводница, англ. flight attendant) — специалист рядового состава на водных и воздушных судах, выполняющий на них работы по обслуживанию пассажиров: приборка жилых помещений, сервировка стола, но главным образом ответственный за безопасность пассажиров (в случае аварии — помощь пассажирам, и т. п.).

На особо крупных пассажирских судах в обязанности стюарда может входить также обслуживание капитана и старших офицеров.

С усложнением самолетов, появлением регулярных международных рейсов начинают предъявляться все более высокие требования к данным специалистам (общее представление об устройстве самолета, иностранные языки и др.). На сегодняшний день эта профессия не только очень сложна, но и опасна.

Функциональные обязанности

Предполетная подготовка;

Осмотр воздушного судна на предмет отсутствия посторонних предметов, в случае обнаружения извещение об этом супервизора;

Контроль санитарного состояния самолета;

Проверка комплектности бортового оборудования и его исправности;

Проверка комплектности аварийно-спасательных средств и их исправности;

Проверка работы внутренней связи;

Прием и размещение бортового имущества (салфетки, подушки, одеяла и т.д.);

Прием и размещение буфетно-кухонного инвентаря;

Встреча и размещение пассажиров;

Контроль за пассажирами при посадке;

Обслуживание пассажиров на земле до взлета самолета (раздача газет, журналов, напитков - в зависимости от класса);

Обслуживание пассажиров в полете;
- информационная работа (сообщение о температуре воздуха за бортом, о высоте полета, о пересекаемой местности и т.д.);

Работа с маршрутной картой (показ маршрута на экранах компьютеров в салонах);

Раздача напитков, еды;

Обслуживание больных пассажиров (предоставление питья, помощь в принятии лекарств, психологическая поддержка и т.д.);

Обслуживание детей (предоставление еды, питья, игрушек, помощь в самообслуживании и т.д.);

Организация работы в ночном полете (выключение освещения);

Контроль за температурой воздуха, давлением, влажностью в салоне;

Торговля;

Оказание индивидуальных услуг;

Оказание первой медицинской помощи в случае необходимости;

Психологическая поддержка пассажиров;

Поддержка чистоты в салоне;

Проведение развлекательных программ (показ фильмов);

Контроль за курящими и спящими пассажирами;

Контроль за поведением пассажиров во время полета (запрещение стоять в салоне и т.д.);

Контроль за самочувствием пассажиров во время и после посадки;

Контроль за высадкой пассажиров после полной остановки самолета;

Осмотр салона на предмет отсутствия посторонних предметов после ухода пассажиров.

Личные качества

Коммуникабельность;

Аккуратность;

Внимательность;

Аккуратность;

Способность принимать самостоятельные решения в критических ситуациях;

Ответственность;

Терпимость;

Эмоциональная устойчивость.

Образование

После собеседования в авиакомпании и успешного прохождения медкомиссии необходимо пройти подготовительные курсы. Чаще всего они длятся около трёх месяцев и включают в себя теоретическую и практическую части. По прохождении курсов будущей стюардессе необходимо сдать экзамены. Для получения международного свидетельства предусматривается обучение за границей, в период которого учащимся выплачивают стипендию. После сдачи «выпускного» экзамена необходимо получить 30 часов учебного налёта. Успешно пройдя этот этап, вы получаете сертификат бортпроводника третьего класса, последующее повышение зависит от налёта часов.

Профессиональные заболевания

Здоровье стюардессы подвергается в полёте воздействию вибрации и излучения; шум, смена часовых поясов и перепады давления — вот факторы, приводящие к ранней профнепригодности. Работа также связана с постоянным самоконтролем — некорректное поведение в отношении пассажиров недопустимо. Сложности с лихвой компенсируются открывающимися возможностями, ведь самая романтичная профессия XX века остаётся таковой и в веке XXI.

Зарплата высокая.

20 699 0

Если вы планируете посвятить свою жизнь профессии стюардессы, необходимо не только определиться с тем, как стать стюардессой, но и узнать о работе и жизни бортпроводника все, чтобы не тратить свое время зря и в будущем не питать напрасных надежд.

Что нужно, чтобы стать стюардессой

Первое, что необходимо сделать, это заполнить анкету на официальном сайте авиакомпании. На сайте Аэрофлота трудно найти ярлык, который привел бы вас к анкете, поэтому лучше забить в поисковике . Первая ссылка содержит информацию по нужному вопросу.

После необходимо заполнить и отправить онлайн-анкету. Вопросов в анкете очень много, в основном они касаются знания иностранных языков, личных качеств кандидата и его внешних данных.

К заполнению анкеты следует отнестись очень серьезно, т. к. от нее зависит, какое первое впечатление вы произведете на работодателя и продолжится ли ваше сотрудничество. Не пытайтесь впечатлить начальника, однако и не преуменьшайте имеющего опыта и навыков. Будьте искренними и максимально профессиональными.

Если анкета сработает как надо, вас пригласят на собеседование, а это значит, что вы приблизитесь к своей мечте еще на один шаг.

Главная задача на собеседовании не растеряться и проявить смекалку. Работодателю важно узнать насколько вы стрессоустойчивы, как вы будете реагировать при разных обстоятельствах, насколько вы коммуникабельны, и на что вы готовы пойти ради работы. Не удивляйтесь, если вас попросят продать псевдо-пассажиру ручку или предположат обрезать свои волосы ради должности бортпроводника. Кроме того, приготовьтесь к каверзным и абсурдным вопросам, которые могут не касаться профессиональной деятельности.

Спрашивают абсолютно все: от знака зодиака до того, по какой причине вы сидите, положив ногу на ногу.

Собеседование может проходить в форме приватной беседы с начальником или руководителем отдела или же в форме групповой беседы с другими кандидатами одновременно. Длительность собеседования может доходить до 12 часов.

Медицинское обследование

Если вы успешно прошли собеседование, руководство направит вас на медобследование или врачебно-летную экспертизу . Здесь от вас ничего не зависит. Если вы абсолютно здоровы – хорошо. Если есть хоть малейшие отклонения, вплоть до невозможности различать два цвета друг от друга (а такие примеры встречались), сотрудничество с авиакомпанией прекратиться. Нет смысла обучать сотрудника, который не подходит для работы по медицинским параметрам.

Медобследование и сотрудничество прекращается на том враче, который выявил у вас какие-либо отклонения. Далее вы не проходите.

Здесь также проверяют координацию и работу вестибулярного аппарата при помощи центрифуги. Проверяется также речь, дикция и громкость голоса путем чтения прозы или поэзии.

Обучение

После успешного прохождения медицинского обследования, на котором будут проверять абсолютно все, поскольку условия работы бортпроводников чрезвычайно сложные, сотрудника отправляют на обучение в специальную школу бортпроводников или на курсы.

Закончив курсы, бортпроводник не начинает свою официальную трудовую деятельность, пока не отработает 30 часов с инструктором . Это своеобразная стажировка.

Даже успешное прохождение стажировки не дает кандидату право называться бортпроводником без окончательного собеседования. Оно расценивается как экзамен.

После собеседования кандидат получает сертификат бортпроводника и приступает к трудовой деятельности в составе штата авиакомпании. С этого периода бортпроводник начинает свою профессиональную карьеру. С ним подписывают договор на определенный срок. Если за время испытательного периода или времени действия договора сотрудник не оправдывает надежды руководства: часто ошибается или же конфликтует с пассажирами, его могут уволить, а затраты на учебу могут заставить возместить.

Куда поступать, чтобы стать стюардессой

Если вы серьезно настроены на получение этой профессии, вас наверняка интересует вопрос, где же учат на стюардесс и стюардов?

  • Курсы. Если кандидат обращается в конкретную авиакомпанию, и последняя заинтересована в таком сотруднике, то его направляют на специальные курсы от авиакомпании или на какие-то другие, с которыми она сотрудничает. В этом случае нет необходимости определяться с тем, куда поступать и где было бы лучше учиться.
  • Школа бортпроводника . Существуют школы для бортпроводников. При Московском техническом университете гражданской авиации такая школа есть, можно при желании выучиться там.

Важно, чтобы учебное заведение при успешном его окончании гарантировало трудоустройство в авиакомпании, например, как «Аэрофлот» и «Трансаэро».

ЧУ ДПО «Школа бортпроводников» есть в следующих городах.

При аэропорте «Внуково» также есть курсы, на которых готовят к работе бортпроводника.

Авиакомпания S7 также проводит курсы по обучению кандидатов на должность бортпроводника. Подробности можно узнать на официальном сайте компании.

Есть также школа бортпроводников ТУГА в Москве, АТУ им. Новикова, УГА в Санкт-Петербурге, НОУ «Школа бортпроводников», JetService и другие учебно-тренировочные центры.

Срок обучения составляет 3-4 месяца ежедневных занятий. Курсы могут быть бесплатными и платными. Стоимость колеблется от 35 до 100 тысяч рублей. При трудоустройстве в авиакомпании после окончания курсов или школы часть стоимости на обучение высчитывается из заработной платы, если занятия для кандидата предоставлялись бесплатно.

Наборы на курсы традиционно проводят весной и осенью. Крупные авиакомпании очень тщательно относятся к обучению и отбору бортпроводников. Уровень обучения и требований к сотрудникам ежегодно повышается. Кроме того, рабочий стаж стюардесс очень недолгий, поэтому авиакомпании регулярно отбирают новых сотрудников, чтобы заменить ушедших на пенсию «старых» или профнепригодных для них.

Чему учат на курсах

Кажется, что стюардессы ничего важного на борту самолета не делают. Однако, если вы когда-нибудь летали, вы вспомните о возможных случаях с неспокойными или даже злыми пассажирами, которые устраивали дебош. Успокоить пассажира – одна из обязанностей бортпроводника, но она далеко не самая главная.

Если самолет попадает в зону турбулентности, большая половина пассажиров не может сориентироваться в необходимых действиях и начинается общая паника. Не говоря уже о возможном крушении. Слаженная работа бортпроводников может спасти куда больше жизней, чем кажется.

Что проходят кандидаты на должность бортпроводника на курсах:

  • правила обслуживания пассажиров;
  • основы строения и работы самолета: почему самолет летит, как взлетает, как разгоняется, для чего нужны закрылки и прочее ;
  • различия между разными моделями самолетов;
  • оказание медицинской помощи, включая роды и первую помощь при травмах;
  • основы макияжа, который следует носить на работе;
  • правила безопасности на воздушном судне;
  • правила поведения и координирования пассажиров во время крушения самолета;
  • как должна проходить эвакуация при чрезвычайной ситуации;
  • экспресс-подготовка по английскому языку: стандартные фразы, которые используются в работе, тренировка речевых ситуаций и прочее ;
  • правила сопровождения и обслуживания детей;
  • основы психологии;
  • тушение пожара в салоне самолета;
  • переговоры с террористами.

Обязательной составляющей обучения является практика. Бортпроводники отрабатывают всевозможные ситуации, эвакуацию на суше и на воде, конфликты с пассажирами или между пассажирами, действия при террористическом захвате воздушного судна.

У бортпроводников существует четкая инструкция, которая контролирует каждый их шаг. Здесь нельзя сориентироваться на месте, вы либо знаете инструкцию и поступаете правильно, либо не знаете, и тогда на вас как на сотрудника авиакомпании надеяться нельзя.

Подобного рода курсы бортпроводники проходят ежегодно в рамках переподготовки или профессионального повышения квалификации. Действия стюардессы должны доходить до автоматизма, одновременно внушать доверие и не вызывать беспокойства у пассажиров.

Требования к кандидатам на должность стюардессы

Авиакомпании и школы бортпроводников проводят очень жесткий конкурс среди желающих и кандидатов. Прежде всего, отбор начинается с внешних данных, образования и навыков, которыми обладают лица. Список требований в разных компаниях может немного отличаться, в частности отличается максимальный возраст девушек и их рост. В целом требования очень похожи.

Общие требования к кандидатам:

  • возраст от 18 до 26 (30) лет. В «Аэрофлоте», например, девушек без опыта берут только до 26 лет;
  • наличие минимум среднего образования;
  • отличное состояние здоровья (зрение 1, устойчивость к перепадам давления, отсутствие сердечно-сосудистых заболеваний и прочее). В плане здоровья будут проверять все;
  • рост от 160 см (параметры роста важны, поскольку нужно с легкостью доставать до полок над пассажирами и не быть слишком высокой, чтобы свободно передвигаться по борту);
  • приятная внешность без полноты или излишней худобы;
  • отсутствие нательных украшений в виде пирсинга или тату, а также возможных шрамов и крупных некрасивых родинок;
  • умение хорошо плавать и держаться на воде;
  • наличие опыта в сферах, связанных с облуживанием клиентов и общением;
  • знание английского и других иностранных языков на уровне свободной речи и письма (лица, которые знают китайский или другие языки, кроме английского, чаще получают работу чем те, кто владеют только английским);
  • гражданство РФ;
  • отсутствие судимостей;
  • для трудоустройства в «Аэрофлоте» должна быть московская прописка;
  • грамотная речь;
  • четкая дикция;
  • приятный голос;
  • адекватность;
  • стрессоустойчивость;
  • выносливость;
  • аккуратность и пунктуальность.

Плюсы профессии

  • возможность посмотреть мир или же необъятные просторы родины, если до международных рейсов бортпроводник пока не дорос;
  • скидка на авиабилеты своей компании в размере 50%;
  • достаточно высокая заработная плата;
  • постоянная практика иностранных языков;
  • регулярное общение с людьми;
  • хороший соцпакет, длинный отпуск;
  • оплачиваемые выходные заграницей;
  • бесплатное питание.

Минусы профессии

Несмотря на общее впечатление романтичности и престижности данной профессии, работа бортпроводника во многом до конца непонята и поэтому недооценена. Большинство видят сложность профессии лишь в том, что самолет может разбиться, а потому экипаж рискует погибнуть. Однако за высокой зарплатой и очевидным риском скрывается ряд существенных недостатков:

  • из-за длительного хождения на каблуках и пребывания стоя многие страдают варикозным расширением вен;
  • по той же причине возникают проблемы с позвоночником, поскольку борт самолета к тому же еще неустойчив, т. к. находится в воздухе, а не на земле;
  • ненормированный рабочий график, стресс, постоянное общение с большим количеством людей вызывают проблемы со сном и в итоге бессонницу – профессиональное заболевание стюардесс;
  • проблемы с личной жизнью все также из-за ненормированного рабочего графика (иногда выходные дни у бортпроводников проходят заграницей, т. е. вдали от семьи и близких);
  • проблемы с зачатием и вынашиванием ребенка из-за перепадов давления на разной высоте, влияния озона, радиации, шума, частых смен климатических поясов и постоянного стресса;
  • ранний уход на пенсию;
  • стопроцентная готовность к рейсу в любое время;
  • абсолютная трезвость за 24 часа до рейса;
  • вызвать на работу могут в любое время;
  • продажи товаров на борту самолета.

Средняя заработная плата стюардесс

Величина заработной платы бортпроводника является коммерческой тайной. В среднем зарплата зависит от следующих факторов:

  • от стран, в которые летает сотрудник: некоторые оплачиваются дороже, некоторые дешевле. Традиционно международные рейсы более высокооплачиваемые;
  • от месячной выработки, т. е. от летных часов: в среднем в месяц выпадает 15 рейсов, если рейс был дольше 6 часов, полагается 12-часовой выходной;
  • от продаж на борту;
  • от времени суток, на которые выпадают смены, поскольку ночные оплачиваются выше;
  • от % за вредность;
  • от того, есть ли жалобы на сотрудника или благодарности;
  • от оценок на аттестации;
  • от класса, к которому относится стюардесса (1, 2 или 3);
  • от компании, в которой работает сотрудник.

В среднем зарплата бортпроводника составляет от 40 до 90 тысяч рублей, неопытные молодые сотрудники получают от 15 до 20 тысяч рублей. Чартерные рейсы оплачиваются лучше: оклад стюардессы за час составляет от 5 тысяч рублей.

Карьерный рост

После окончания курсов, успешного прохождения последнего собеседования и отработки 30 часов с инструктором бортпроводник получает одноименный сертификат и становится сотрудником 3 класса. Чтобы подняться до 2 класса, необходимо отработать 2000 часов в небе. Для 1 класса понадобится 3000 часов. В месяц разрешается максимум 77 часов работы в небе. Также сотрудник может подняться до старшего бортпроводника или до инструктора.

Чем выше класс сотрудника, тем выше его заработная плата.

Как попасть на международные рейсы

Рейсы этого типа доступны тем бортпроводникам, которые обучались на иностранных тренажерах и получили сертификат международного образца. Если в авиакомпании таковых нет, можно получить документ в другом учебном заведении или заграницей. В компании «Трансаэро» такие тренажеры есть, поэтому бортпроводники сразу получают сертификат с возможностью работать на международных рейсах.

Зачем пассажиры аплодируют в конце полета и нужно ли это делать? А случается ли, что парочка в поисках новых ощущений закрылась в туалете и занимается там любовью? Какие пассажиры самые веселые на борту? Как проходит собеседование при устройстве на работу? Сегодня в гостях у “Гуранки” о своей профессии рассказывает бортпроводник крупной московской авиакомпании Дарья Брель.

“Теперь скажи сколько у тебя рост и “до свидания”

Даша родилась в городе Благовещенск, в 6 лет переехала в Читу, где окончила школу и институт. Сейчас она уже несколько лет живет в Москве, где работает бортпроводником в крупной авиакомпании:

- Мне просто хотелось расширить горизонты, уехать из Читы, а эта профессия мне всегда казалась интересной, тем более, мой дядя - командир воздушного судна. Я смотрела на него и понимала, что тоже хочу летать. Подала заявление в авиакомпанию, меня пригласили на собеседование и я полетела.

Как рассказывает Даша, собеседование состоит из нескольких этапов. Первый - беседа с кандидатом. При этом, если в дипломе у человека есть иностранные языки, то разговор ведется сразу на иностранном:

- В Чите я училась на “ин.язе” и поэтому на собеседовании говорила на английском. Меня попросили рассказать о моем крае. Я начала рассказывать о нашей красивой природе - о полях, сопках, о том, как зимой здесь можно заниматься активными видами спорта, кататься на коньках, сноуборде...В какой-то момент меня остановили со словами: “Все, все, хватит, ты - молодец! Теперь скажи сколько у тебя рост и до свидания” (смеется).

Ханой, Вьетнам

После этого было ожидание. Даша вспоминает, что она вместе с другими претендентами, просидела там целый день. Все это время было волнительно. Из 97 человек выбрали 19, в число которых попала и наша героиня:

- Нас сфотографировали в пилотках и отправили домой, ждать дальнейшего решения по фотографиям. Руководство смотрит, подходишь ли ты лицом. Я вернулась в Читу. Через месяц мне позвонили и сообщили, что можно ехать дальше - уже на медкомиссию.

“Экипаж каждый раз новый”

При устройстве на работу бортпроводники проходят обучение. Самое основное - изучение конструкции самолета, авиационная безопасность, система общения с персоналом:

- Это также очень важно, - отмечает Даша, - потому что каждый полет разная команда, разные пилоты, бортпроводники и встретиться с одним и тем же экипажем вновь практически нереально, получается каждый рабочий день с новыми людьми. Кроме этого, у нас есть система домашнего дистанционного обучения. Мы постоянно проходим тренинги, несколько часов в месяц ты должен посвятить самоподготовке. В том числе, есть видеокурс касаемо внешности, где подробно рассказывают, как правильно краситься - какие тени на какие участки века наносить, какую помаду использовать, какие прически носить.

Еще один обязательный момент обучения - просмотр фильмов-авиакатастроф. Этому посвящен целый курс:

- Чтобы чему-то научиться, нужно разобрать примеры других людей, происшествий - поясняет наша гостья, - поэтому мы пересматривали практически все самые основные катастрофы, разбирали их. Это все было очень тяжело, но я думаю без этого в мире никуда. На самом деле на тех же автомобилях гибнут ежегодно гораздо большее количество людей.


Куба, Гавана, Набережная

Что касается непосредственно работы, Даша признается, что как ни странно, она никогда не проводила дома так много времени, как работая бортпроводником:

- Я отсутствую дома примерно пять дней в месяц, а все остальное - это разворотные рейсы - утром или ночью еду в аэропорт и летаю туда - обратно. Получается как стандартный рабочий день - 6-8 часов. Сами рейсы я выбирать не могу. Я узнаю свой распорядок два раза в неделю, знаю свой календарь на три дня вперед - будет ли выходной или я куда-то полечу. Это может быть как рейс туда-обратно, может быть по России, и так как у меня сдан иностранный язык, возможна зарубежная командировка. Раз в месяц я могу заказать рейс, не менее чем за три недели, если мне нужно куда-то слетать по каким-то причинам. Например, может быть на этом рейсе летит моя мама и я хочу с ней увидеться и вместе лететь, я могу его заказать, но не факт, что его мне подтвердят.


Прага, Чехия


Мальдивы, остров Бандос

“Налетать нужно 10 лет”

Как рассказывает наша героиня, до ухода на пенсию бортпроводнику нужно налетать 10 лет без учета декретных отпусков, т.е. 10 лет беспрерывного труда, норма налета - 80 часов в месяц, но можно по заявлению продлить до 90. К слову о декрете, Даша - молодая мама и поэтому мы не могли не спросить как у стюардесс с этим обстоят дела:

- Сама я, уже будучи бортпроводником, боялась летать беременной, но на самом деле я понимаю, что в этом нет ничего страшного, если нет противопоказаний от врача. Я ушла в декрет сразу, как узнала, как и все бортпроводники, по факту, когда подтвердила медслужба работодателя. Семь месяцев как и все я работала на земле, если есть работа в аэропорту, в офисе, получала средний оклад.

В любой работе случаются непредвиденные ситуации, например, все мы иногда опаздываем. Но если ты работаешь в офисе - это одно, а что же в таких ситуациях делать бортпроводникам? Кто полетит, если из-за пробки на дороге не успеваешь на рейс? Наша героиня говорит, что стюардесса должна уметь все предусмотреть.


Шанхай, удалось посмотреть только из окна

- У меня у самой несколько раз было экстремально, когда я чуть не опаздывала, но все-таки успевала в последнюю минуту забежать на брифинг. Вообще всегда есть человек, который дежурит - это называется резерв. Бывает резерв в гостинице возле аэропорта, есть домашний. Т.е. если ты сидишь в гостинице, то скорее всего 100% куда-то улетишь. Я была в резерве всего два раза и оба раза улетала.

“Русские просто вставили его на место”

В качестве пассажира мы имеем возможность выбрать условия, в которых полетим - будет ли это “эконом-класс” или “бизнес”. Даша рассказала как происходит это распределение у бортпроводников:

- Существует служба работы бортпроводников, департамент обслуживания на борту и там есть несколько отделений, несколько из них занимаются обслуживанием экономического класса, несколько - “бизнеса”. Но это практически не определяет то, где ты будешь стоять. На брифинге старший бортпроводник в первую очередь смотрит на то, работал ли ты в этом классе обслуживания, обязательно задает вопросы - что ты сможешь сделать на борту. За кухню, как правило, отвечают мужчины, потому что, это все-таки тяжелая работа, с духовками, тележками, чайниками с кипятком. Поэтому если есть мальчики - за кухню ставят мальчиков.


Примерно так выглядит содержимое чемодана после командировки

“Эконом-класс” или “бизнес” - в любом случае, как признается наша гостья, каждый полет не похож на другой и всегда есть место необычным случаям и запоминающимся ситуациям. Так, Даше запомнился один из вылетов из города Брюссель:

- Перед взлетом на пассажира выпал внутренний иллюминатор. Он абсолютно не влияет на безопасность, больше выполняет декоративную функцию, но перепугались все пассажиры. Большая часть была нерусских и они очень сильно запаниковали, русские просто вставили его на место и дожидались спокойно вылета. Иностранцы же запаниковали, стали нажимать кнопки вызовов, нам пришлось вернуться, остановиться, открыть все двери, вышел командир, поправил иллюминатор, объяснил, что все в порядке и только потом мы взлетели. Это было довольно смешно, но авиакомпаниям такое обходится очень дорого.

Как-то раз я видела молодоженов на борту, невесту в свадебном платье. Это был один из моих первых рейсов, мы летели в Казахстан, в Алма-Аты. Полет был 5 часов, и командир даже по-моему разрешил им выпить шампанского.

“Приходится изображать и курицу, и говядину”

К слову, о пассажирах. Наша героиня отмечает, что самые веселые для нее - это представители Китая. Даша говорит, что вообще все рейсы в Китай проходят очень весело, потому что они ничего не понимают по-английски и им все приходится объяснять на пальцах:

- У каждого есть свой термос, “хотер вотер” (hot water - от англ. горячая вода, прим.автора) и все прочее, - смеется наша гостья. - Я уже приноровилась, пытаюсь объяснить, как включается кран с горячей водой, чтобы они сами наливали себе термосочки, потому что как правило три-четыре бортпроводника не могут налить всем термосов с горячей водой во время полета. С ними очень весело лететь, приходится изображать и курицу, и говядину, и это очень смешно.


Токио, центр города, с коллегами

Еще Даша говорит, что ей очень нравятся рейсы в Лондон, манера англичан общаться:

- У меня есть несколько дежурных шуток на разные направления. Все иностранцы любят, когда с ними шутят. Так, если они просят диетическую колу, а, как правило, они все ее просят, я наливаю - это происходит очень медленно и она очень сильно пенится. Я говорю “O, like a champagne!” (“О! Словно шампанское!”, - прим.автора) и они закатываются в истерике - стюардесса с ними пошутила! (смеется). Русские тоже любят, когда с ними шутят. Обычно они просят детский набор, говорят: “Дайте моему другу детский набор, ему всего 3!”. В основном, это все такие пузатые дядьки. Они начинают смеяться. Мне приходится мило улыбаться и говорить, что мне придется посмотреть свидетельство о рождении. Это все происходит примерно через ряд, поэтому, думаю, вы представляете, как мне весело!

Наша героиня признается, что наряду с обычными пассажирами, она не раз летала с известными людьми:

- Да, я, например, везла практически всех представителей “Comedy Woman”, везли в Швейцарию нашего министра экономики, везли в Тайланд несколько членов правительства… Это, как правило, спецрейсы, о них предупреждают заранее - о том, что будет какой-то известный человек и нужно к этому рейсу особо подготовиться, перечитать все основные моменты и правила поведения на борту. Я обычно и так все это помню, поэтому для меня это не является проблемой.


Даша рассказывает, что в целом в работе бортпроводника случается всякое - и ситуации бывают разные, и пассажиры. Так, например, несмотря на то, что на борту самолета запрещено распивать спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии, все же встречаются и такие “персонажи”. Бортпроводники, в свою очередь, как говорит наша гостья, не имеют права ничего с ними делать:

- Мы можем только попросить другого пассажира применить удерживающие меры и если он не против, то он их применит. Конечно, у нас есть очень много курсов по психологии, какие-то стандартные типовые ситуации мы разбираем, у нас есть заготовленная речь, но, как показывает практика, с неадекватными пассажирами бесполезно разговаривать. Если мы в этот момент еще на земле, то вызываем соответствующую службу, которая уже применяет санкции.

Что касается секса в самолете - я не видела ни разу, и крайне бы не советовала никому заниматься этим на борту. Дело в том, что за полет во время обслуживания питанием, бортпроводники не имеют права заходить в туалет, очищать его, менять средства гигиены, поэтому большую часть полета, туалет находится не в самом чистом состоянии. Еще думаю, что если такие смельчаки найдутся, то весь салон самолета будет ими очень недоволен.


Мальдивы

“Аплодировать пилоту? Почему бы нет?!”

Один из вопросов, который, мы думаем, многие хотели бы задать бортпроводнику, - это аплодисменты в конце полета, нужно ли хлопать и зачем это делают? Вот что по этому поводу думает наша гостья:

- Когда я не работала в авиации, меня это немного напрягало. Я думала - что такого? Человек выполнил свою работу - повару же в ресторане не аплодируют, так же как и билетеру в трамвае, зачем аплодируют пилоту? Потом я начала увлекаться авиацией, читать книги об этом и поняла, что если пилот действительно хорошо посадил самолет, то почему бы ему не поаплодировать. Мне лично это нравится. Но по моим наблюдениям, аплодируют, наоборот, когда садились очень плохо и тяжело. Люди думают: “О, слава богу - сели!” и таким образом радуются приземлению. И да, в кабине пилотов аплодисменты слышно (улыбается).

Если верить глянцевым журналам, то каждая девочка хочет стать моделью, певицей или актрисой. Однако практика показывает, что это не совсем так. Многих девушек манит совсем не блеск софитов, модные показы и мировые подиумы, а романтика неба, частные путешествия и стильная красивая форма стюардессы. Не последнюю роль при этом играет не только престиж данной профессии, но и достаточно высокие зарплаты бортпроводниц.

Если верить глянцевым журналам, то каждая девочка хочет стать моделью, певицей или . Однако практика показывает, что это не совсем так. Многих девушек манит совсем не блеск софитов, модные показы и мировые подиумы, а романтика неба, частные путешествия и стильная красивая форма стюардессы . Не последнюю роль при этом играет не только престиж данной профессии, но и достаточно высокие зарплаты бортпроводниц.

Но так ли прекрасна профессия стюардессы, как это кажется с первого взгляда? Действительно ли работа бортпроводницы – это сплошной праздник и феерия незабываемых впечатлений? На самом деле профессиональная деятельность "небесных ангелов" (именно так иногда называют стюардесс) имеет целый ряд особенностей, из-за которых эту профессию можно назвать не только интересной, но и невероятно тяжелой. А вот что это за особенности вы узнаете в рамках данной статьи.

Кто такая стюардесса?


бортпроводница ) – специалист рядового состава воздушных судов и член кабинного экипажа, обслуживающий пассажиров и отвечающий за их безопасность. Поскольку стюардессы (и стюарды) являются своего рода "лицом" авиакомпании в ним предъявляются повышенные требования с точки зрения внешних и физических данных: для девушек – 42-48 размер одежды, рост 160-175 см; для юношей – 46-54 размер одежды, рост 170-185; привлекательная внешность, приятный голос, возраст до 30 лет.

Название профессии произошло от английского steward (управляющий), из чего можно сделать вывод, что стюардессы выступают в качестве управляющего салоном самолета. В какой-то мере так и есть, поскольку на время полета именно бортпроводницы являются "хозяйками" салона, принимающих гостей – пассажиров. Официальной датой появления профессии стюардессы считается 1930 год, когда авиакомпания "Боинг" впервые наняла девушек-бортпроводниц (до этого ). Отметим, что первые стюардессы не только обслуживали пассажиров, но и взвешивали багаж и пассажиров, убирали в салоне после окончания полета, помогали заправлять самолет и закатывать его на стоянку.

Современным бортпроводницам, к счастью, ничего подобного делать не нужно. Перечень их обязанностей ограничивается исключительно обслуживанием экипажа самолета и пассажиров. Стюардессы встречают и размещают пассажиров на борту, разъясняют правила поведения на воздушном судне и осуществляют контроль за их выполнением, рассказывают о том, как нужно себя вести в случае непредвиденных ситуациях и при необходимости оказывают первую медицинскую помощь, разносят обеды и прохладительные напитки, проверяют комплектность аварийно-спасательных средств, контролируют санитарное состояние самолета.

Какими личностными качествами должна обладать стюардесса?

Как можно догадаться, работа стюардессы напрямую связана с общением с самыми разными людьми, поэтому "небесные ангелы", прежде всего, должны быть вежливыми, коммуникабельными и уравновешенными. Кроме того, перечень личностных качеств, которыми должна обладать стюардесса, включает в себя:


Также стюардесса должна владеть как минимум одним иностранным языком, знать основы социальной психологии, иметь навыки обращения с аварийно-спасательным оборудованием и сервисного обслуживания экипажа и пассажиров.

Преимущества профессии стюардессы

Не сложно догадаться, что основное преимущество профессии стюардессы заключается в особой атмосфере романтики, которая окружает не только место работы бортпроводницы, но и всю ее профессиональную деятельность. Яркие эмоции, незабываемые впечатления, новые встречи и жизнь среди облаков – все это является неотъемлемой частью работы стюардессы.

Немаловажен также и тот факт, что "небесные ангелы" имеют возможность не только (и, заметьте, получать за это вполне высокую заработную плату), но и покупать себе и своим родственникам модные и качественные вещи по европейским ценам. Согласитесь, что для молодых девушек это преимущество данной профессии может стать решающим.

Стоит сказать и о том, что профессиональные обязанности стюардесс накладывают определенный отпечаток на отношение бортпроводниц к себе. Представительницы этой профессии настолько привыкают всегда поддерживать безупречный внешний вид и сохранять невозмутимость даже в самых сложных ситуациях, что и в повседневной жизни непроизвольно придерживаются этих привычек. А это очень сильно помогает им как в личной жизни, так и в построении карьеры в будущем, когда профессия бортпроводницы станет для них недоступной.

Недостатки профессии стюардессы


Несмотря на то, что с первого взгляда работа стюардессы кажется пределом мечтаний, состоящим из одних преимуществ, имеются в ней и недостатки. И основным недостатком профессии стюардессы можно назвать жесткие возрастные ограничения. Очень редко "небесным ангелом" становится женщина старше 30 лет. Мало того, даже опытные стюардессы, обладающие превосходным послужным списком, после 30 лет вынуждены выходить на "пенсию", поскольку руководство практически всех авиакомпаний уверено, что только молодые девушки могут оказывать нужное воздействие на пассажиров.

Теперь поговорим о путешествиях по всему миру. Да, стюардессы имеют возможность посещать самые разные уголки нашей планеты. Но посещать, это не означает осматривать достопримечательности и знакомиться с культурой других народов. Как правило, рейсы авиакомпании в одну и другую сторону выполняются с интервалом в 2-3 часа, поэтому стюардессы элементарно не успевают не то что осмотреть достопримечательности, но и просто прогуляться по окрестностям отеля, в котором они отдыхают между вылетами.

Нельзя не сказать и о достаточно непростых условиях труда:

  • во-первых, в каждом полете могут встретиться неприятные пассажиры, которые хамят, скандалят и относятся к стюардессам, как к обслуживающему персоналу. Но как бы неприятен не был пассажир, бортпроводницы должны всегда улыбаться, и спокойно реагировать на агрессию;
  • во-вторых, отправляясь в очередной рейс, члены экипажа самолета, в том числе и стюардессы, переживают не только за безопасность пассажиров, но и за собственную жизнь. Ведь самолет относится к транспорту повышенной опасности, технические неполадки которого могут привести к необратимым последствиям;
  • в-третьих, частые смены часовых поясов, перепады давления, шум, вибрации и излучения оказывают негативное влияние на здоровье бортпроводниц, из-за чего возникают такие проблемы, как варикозное расширение вен, гинекологические заболевания, невроз, синдром хронической усталости, бессонница и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Где можно получить профессию стюардессы?

Чтобы получить профессию стюардессы совсем необязательно поступать в профильное высшее учебное заведение. Достаточно пройти собеседование в авиакомпании, медицинскую комиссию и подготовительные курсы, которые включают в себя как теоретическую, так и практическую части. Однако нужно понимать, что работа стюардессы требует огромных знаний: начиная от оказания медицинской помощи, до психологических основ ведения переговоров с террористами. Поэтому претендентке на должность стюардессы нужно, как минимум, иметь способность к самообразованию. А еще лучше, если бортпроводница будет совмещать свою работу с заочным обучением в одном из лучших авиационных ВУЗов России , к которым можно отнести.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»