Лиса и журавль.
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Сценарий для представления, где в классе не более двух учащихся.
Цели: познакомить с русской народной сказкой, научить инсценировать сказку.
Развивать речь, память. Воспитывать культуру поведения в гостях и дружбу.
Оборудование: маска журавля и лисы,2 тарелки, 2 кувшина с узким горлышком, стол, стулья, скатерть.
Лиса. (Подружились мы с журавлем. Вот вздумала я его угостить и позвала к себе в гости.) /Лиса идет к журавлю звать его в гости/
Приходи, куманек, сегодня ко мне в гости. Я тебя угощу.
Журавль. Спасибо за приглашение, приду.
Журавль приходит в гости к лисе. /стук в дверь/
Лиса . Кто там?
Журавль. Это я, журавль, к тебе в гости пришел.
Лиса. Проходи, куманек, присаживайся. Угощайся, куманек, сама стряпала. Ах, вкусна каша. /ест кашу, журавль тоже старается есть/
Журавль. Ни одна капелька в рот не попадает.
Лиса. Не обессудь, куманек, больше угощать нечем.
Журавль. Спасибо, кума, и на этом. Теперь сама приходи ко мне в гости. До свидания.
/Лиса приходит к журавлю. Стук в дверь/
Журавль. Кто там?
Лиса. Это я, Лиса, в гости пришел.
Журавль. А-а, кума, это ты, проходи, присаживайся. Кушай, куманек, кушай.
Лиса. Вкусна окрошка, только голова не лезет никак.
Журавль . Не обессудь, кума, больше угощать нечем.
Лиса. Спасибо, куманек, думала, наемся на целую неделю, а домой иду голодным.
Журавль. Как аукнулось, так и откликнулось.
Лиса. С тех пор мы не дружим.
А с вами, ребята, такое не случалось?
Инсценирование
Русской народной сказки
«Лиса и журавль»
(Слева и справа на сцене стоят два стола, на них скатерти.)
Звучит музыка. Выходит на середину сцены автор и объявляет:
Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Выходят герои Лиса и Журавль с двух сторон:
Л Ж
Подружилась лиса с журавлём.
(Герои идут навстречу друг другу, берутся за руки и идут к краю сцены)
* * ◄◄◄◄◄◄◄◄◄◄◄ *
▼
▼
▼
▼
▼
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля и позвала его к себе в гости.
Лиса:
Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Журавль:
Спасибо большое, кумушка! С удовольствием!
(Герои разошлись по своим сторонам. Лиса расставила тарелки на столе. Журавль взял цветы и идёт к Лисе.)
Идёт Журавль на званый пир, а Лиса наварила манной каши и по тарелке её размазала. Подала и потчевает.
Лиса:
Кушай, голубчик-куманёк! Сама стряпала!
Журавль тук-тук носом по тарелке – стучал, стучал – ничего не попадает!
А Лиса в это время лижет да лижет кашу. Так всё сама и съела.
Лиса:
Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!
(Журавль встаёт из-за стола, кланяется):
И на этом спасибо, кума! Приходи и ты ко мне в гости.
(Журавль уходит к себе. Лиса собирает тарелки и начинает прихорашиваться.)
На другой день приходит Лиса к Журавлю, а он приготовил окрошку, налил в кувшин с узким горлышком и поставил на стол.
Журавль:
Кушай, кумушка! Угощайся!
Лиса вокруг кувшина бегает, суетится. И так зайдёт, и этак. И лизнёт его, и понюхает. Да разве сунешься в него. Голова-то в кувшин не лезет: ничего не достанешь. А Журавль меж тем клюёт себе да клюёт. Так и клевал, пока всё не поел.
Журавль:
Ну, кума, не обессудь! Больше угощать нечем.
(Хмыкнула лиса.)
Взяла Лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой - пошла не солоно хлебавши.
(Лиса вильнула хвостом и отошла в сторону.)
(Журавль хмыкнул и отошёл в другую сторону.)
воспитатель – Исламова Людмила Алексеевна.
Цель :
Привлечь детей к активному участию в театрализованной деятельности, вызвать положительное эмоциональное восприятие.
Предварительная работа :
Рассказывание сказки
Рассматривание иллюстраций
Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Лиса и журавль »
ОД «кувшин из глины» , «расписная тарелочка»
Коллективная работа с детьми - Афиша к спектаклю «Лиса и журавль »
Изготовление детьми пригласительных билетов на спектакль .
Материал : Костюмы лисы, журавля , солнышка, бабочек и жуков для детей; оформление зон обитания журавля (болото) и лисы (поляна) ; кувшин глиняный, короб плетеный для журавля ; столик деревянный, тарелочка расписная, зеркало для лисы; веер синего цвета (тучка) для солнышка; самовар, стол и муляжи выпечки.
Действующие лица :Воспитатель-рассказчик,лиса , журавль , солнце, жуки, бабочки.
Ход спектакля.
Детки выходят друг за другом, держась за руки, под русскую народную. Ведут хоровод и останавливаются в полукруге после окончания музыки.
(Выходит в центр зала солнышко) .
Солнце :
Раньше звери в мире жили,
И встречались, и дружили.
Мы рассказ свой поведем
Про лисицу с журавлем .
Рассказчик :
Вот однажды по болоту
Шла лисичка на охоту,
Повстречала журавля .
(Солнышко садится на стульчик в сторонке, выходит лиса в центр зала под музыку навстречу журавлю ).
Лиса :
Ах! Давно мечтаю я
На обед вас пригласить
И по-царски угостить.
Журавль
Отчего же не прийти.
Манной кашкой угости!
Лиса
Постараюсь я на славу!
Журавль
Буду вовремя, лиса , я!
(Машут друг другу на прощанье и расходятся под музыку по своим «домам» ).
Рассказчик
День журавль не пил , не ел
И немного похудел –
Нагулял серьезный вид
И отменный аппетит.
В ожидании обеда
Он с жучками вел беседу!
(Выходят под музыку жуки) .
Журавль :
Мне так хочется поесть,
Можете меня отвлечь?
Жуки :
Мы Жуки, Жуки, Жуки,
Мы Жуки – ВЕСЕЛЬЧАКИ!
Очень любим по жужжать,
Полетать, потанцевать!
Рассказчик :
По жужжите, полетите –
Журавля Вы развлеките !
(Жучки исполняют свой танец под музыку, журавль смотрит и пританцовывает).
Рассказчик :
До свидания жучки,
Журавлю пора идти .
(Жучки летят на свои стульчики, журавль благодарит и машет жучкам).
Рассказчик :
А тем временем лиса ,
Поразмыслив с полчаса,
Наварила манной каши,
С маслицем, на молоке,
Да размазала по чаше.
Приготовила, и ждет.
Лиса :
Ну, когда сосед придет!
(Приходит журавль под музыку , стучится, снимает шляпу и кланяется).
Журавль :
Здравствуй, лисонька, мой свет!
Подавай скорей обед!
Лиса
Угощайся, гость желанный!
Рассказчик
Целый час журавль клевал ,
Головой лисе кивал.
Но, хоть каши той немало,
В рот ни крошки не попало!
А лиса , хозяйка наша,
Лижет потихоньку кашу –
Ей до гостя нет и дела,
Всё сама взяла и съела!
Лиса
Вы должны меня простить,
Больше нечем угостить.
Журавль
Спасибо, лисонька на этом.
(Журавль благодарит лису , в пояс кланяется) .
Лиса
Ваша очередь, сосед,
Звать меня на обед!
Журавль :
Значит завтра
Жду я Вас в тот же час.
(Журавль машет лисе и уходит домой с опущенной головой) .
Рассказчик
И пошел журавль домой ,
С опущенной головой….
А лисичка бабочек - красавиц позвала,
чтобы вместе помогли прибрать ей со стола.
(Лиса выходит и машет – зазывает бабочек, бабочки «вылетают» в центр зала).
Лиса :
Вы поможете мне?
Приберете на столе?
Бабочки :
Мы сейчас чуть-чуть покружим,
Вальс чудесный заведем,
Со стола все уберем.
(Лиса уходит к себе в домик, а бабочки танцуют вальс под музыку;
и в конце танца убирают со стола и садятся на стульчики).
Рассказчик :
Затаил журавль обиду .
Хоть и вежлив был он с виду,
Но задумал он лисицу
Угостить как птица птицу!
Приготовил он кувшин
С горлышком высоким,
Накрошил туда окрошки
Да совсем на донышке.
Ни тарелки и ни ложки
Для лисицы не накрыл.
(Лиса идет к журавлю и прихорашивается , смотрится в зеркальце, пудрит носик, причесывает хвостик).
Лиса стучится :
Тук-тук-тук!
(Журавль приглашает лису в дом) .
Журавль :
Здравствуй, милая соседка,
Проходи, за стол садись,
Угощайся, не стыдись!
Рассказчик :
Начала лиса вертеться ,
Носом о кувшин тереться,
Так зайдет, потом вот так,
Не достать еды никак.
Запах угощение дразнит,
Только лапа не пролазит,
А журавль себе клюет
И душа его поет –
Из кувшина понемножку
Съел он всю свою окрошку!
Журавль :
Ты должна меня простить,
Больше нечем угостить.
Лиса :
Ты же сам все съел!
Обмануть меня хотел?
Лиса и Журавль :
Вот тебе я покажу!
(Угрожают друг другу и расходятся по разным сторонам зала) .
Рассказчик :
Долго так они ругались,
И бранились, и бросались,
Разбежались по углам,
Спрятались по теремам.
Грустно стало им вдвоем,
Скучно в домике своем.
(Солнышко выглядывает из-за туч) .
Рассказчик :
Нахмурило солнышко брови,
Увидев такую беду!
Разве кому пожелаешь,
В доме сидеть одному !
Солнышко :
Я знаю волшебную песню,
Поможет она примирить
Кто в ссоре, в печали, обиде.
Друг друга поможет простить!
Рассказчик :
Солнышко любимое выходи!
И жучков, и бабочек позови!
Солнышко любимое,
Рады мы тебе!
Помоги нам, солнышко,
В нашей беде!
Озари сердца теплом,
Пусть Любовь вернется в дом!
Солнышко машет руками – зазывает жучков и бабочек. Берет за руки лису и журавля и становится в центре зала. Бабочки и жучки несут угощения для всех. Ставят на стол в центре зала.
Все вместе :
Мы накроем пир горой,
Станет сытым гость любой!
Все вместе поют песню «Песенка друзей» музыка Герчика, слова Акимова. На последнем припеве водят хоровод вокруг стола.
Рассказчик :
Вот так прекрасно закончилась наша сказка!
Все помирились и стали жить дружно!
Жить-поживать, и добра наживать!
А теперь мы представим наших актеров.
(Представляем актеров, затем дети берутся за руки и делают глубокий поклон гостям, под бурные аплодисменты уходят за кулисы).
Рассказчик :
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как ветер с морем!
Трава с дождями!
Как дружит Солнце
I Мотивация учебной деятельности (подготовка класса к работе)
О чём-то скрипит половица,
И спицам опять не спиться,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
II Включение в систему знаний. (использование аудио запись звуков животных)
- Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
Тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);
Низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь) 1 ,
Хриплый, грубый, «толстый» (волк);
Звонкий, чёткий (петух);
Вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса).
Смотрите, появилась лиса. Она хочет рассказать сказку. (На доске: рисунок с изображением сказочной лисы).
Здравствуйте, дорогие ребятушки! Люблю я сказки о себе рассказывать. Послушайте слова и догадайтесь, о какой сказке идёт речь: лиса, журавль, в гости, угощу, тарелка, кувшин, несолоно хлебавши, дружба кончилась.
III Открытие нового знания (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации учащимися)
Заглянем в волшебный мир сказки.
1.Пантомима сказки.
Заранее подготовленные учащиеся изображают сценки, как лиса и журавль приходят друг к другу в гости.
- Какую сказку вам показали ребята? («Лиса и журавль».)
2.Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль» учителем.
3.Беседа по содержанию сказки.
- Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?
- Вам понравилось, как вела себя лиса? Почему?
- Как вы думаете, правильно ли поступил журавль? Почему?
- Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?
- А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса — из кувшина?
Вывод: если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.
4.Словарная работа.
- Объясните значения слов:
Куманёк (кум) — крёстный отец по отношению к родителям крестника.
Сама стряпала -сама приготовила пищу.
Потчевать -угощать.
Несолоно хлебавши -обманулась в ожидании.
- Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки? Попытайтесь объяснить.
5.Повторное чтение сказки.
- Что делает эту сказку сказкой?
6. Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.
- Объясните смысл пословиц.
- Как вы думаете, какая пословица может быть названием сказки?
IV Физминутка на убывание
Просмотр видео русской народной сказки «Лиса и Журавль»
7.Работа по тетради.
— Соедините черты характера лисы со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»;
— Соедините черты характера журавля со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»;
— Рассмотрите иллюстрации в тетради. Найдите соответствующий отрывок к сказке «Лиса и журавль». Раскрасите его.
8.Чтение произведения Н. Сладкова «Лиса и мышь» (работа в парах).
Прочитайте название следующего произведения, рассмотрите иллюстрацию. Кто герои произведения?
Договоритесь, чьи слова вы будете читать. Прочитайте диалог по ролям.
9.Работа по вопросу в учебнике.
На доске: «Ни не боюсь!»
Чьи слова записаны на доске? Прочитайте ответ мышки, добавляя пропущенное слово. Каким словом можно заменить слова: ни крошечки , ни капельки, нисколечко? (Совсем, совершенно… не боюсь!)
IV Подведение итогов
Какие произведения прочитали на уроке?
Что полезного вы узнали из сказки «Лиса и журавль»?
V Рефлексия (контроль и оценка процесса и результатов деятельности учащимися)
— Что вам понравилось на уроке?
— Какие цели мы сегодня ставили?
— Удалось ли нам их достичь? Почему?
— Давайте оценим нашу работу на уроке.
Поставьте красный кружок в тетради, если у вас получилось красиво и аккуратно, синий – если вы считаете, что ваша работа получилась не так как вы хотелось, зеленый – если вы выполнили работу не до конца.
Светлана Сараева
Участники : Лиса , Журавль , Рассказчица .
Атрибутика : Полянка, домик лисы, домик журавля .
Музыкальное сопровождение : пение птиц, русская народная музыка.
Рассказчица : Подружилась как то лиса с журавлём .
Лиса : Журавушка , милый, приходи ко мне завтра в гости.
Рассказчица : Приготовила лиса кашу вкусную , да размазала её по тарелке. Идёт журавль к лисе в гости .
Журавль : Здравствуй, Лисонька!
Лиса : Здравствуй, гость дорогой! Отведай моё угощение.
Рассказчица : Журавль клевал , клевал своим носом по тарелке, но так ничего и не смог попробовать.
Журавль : Ну уж теперь тебя в гости жду, лисонька.
Рассказчица : Идёт на другой день лиса к журавлю в гости . А он наготовил окрошки, да вылил её в кувшин с узким горлышком.
Журавль : Здравствуй моя гостья, угощайся.
Рассказчица : Лиса вокруг кувшина ходит, нос суёт, нюхает, облизывается, а съесть не может ничего. С тех пор у лисы с журавлём дружба врозь !
Публикации по теме:
«Лиса и журавль» Подготовительная группа Занятие по пересказыванию прочитанного Цель: Учить пересказывать близко к тексту, передавать интонацией.
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного.
Конспект занятия по развитию умений пересказа с помощью пространственной модели по сказке «Два жадных медвежонка» Цель: создание социальной ситуации развития посредством пересказа сказки с помощью пространственной модели. Создать условия для: - развития.
Ведущая: давным - давно жили – были старик со старухой. Была у них внучка Аленушка Хорошая да пригожая Выходят дедушка, бабушка и Аленка.
Инсценировка сказки «Два жадных медвежонка» Инсценировка сказки «Два жадных медвежонка» Цель: Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность. Задачи: Развитие.
Занятие началось с того, что фея передала детям волшебный сундучок, чтобы открыть его, нужно было отгадать загадки. Внутри сундучка спрятались.
Инсценировка сказки «Зайкина избушка» в подготовительной группе Дорогие наши зрители, какую сказку мы сегодня покажем вам, вы узнаете,.