Сценарий концерта "литературный микс в честь учителя". Сценарий литературного вечера по произведениям русской классики методическая разработка (9 класс) на тему Литературные сценки

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Бал с литературными героями.

Ведущий.

О, как ничем неукротимо
Уносит к юности былой

Вблизи порхающее мимо

Круженье пары молодой!

Чего хочу? Иль может статься,
Бывалой жизнию дыша,

В чужой восторг переселяться

Заране учится душа?

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

(Медленный вальс)

Сценка. Две дамы.

Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!

Вот, капитан Васильев - душка -

Со мной мазурку танцевал!

Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын

Ко мне неравнодушен, знаю!

Он здесь без матушки, один!

Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.

На нас он смотрит не мигая.

Ну, просто, чудо кавалер.

А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.

Сейчас к нам подойдет поближе.

Он, кстати, сказочно богат.

О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!

Товар удачно сбыл папаша,

Гостинцев ворох ей привез.

А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!

- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.

Явилась старая сова!

Охота на мужчин открыта.
Не сдобровать сегодня им.

И мы, с тобой, не лыком шиты.

Себя в обиду не дадим.

Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!

Вино французское рекою!

И будем танцевать всю ночь!

(Танец. Венский вальс)

Молодой корнет.

Я видел раз ее в веселом вихре бала;
Казалось, мне она понравиться желала;

Очей приветливость, движений быстрота,

Природный блеск ланит и груди полнота -

Всё, всё наполнило б мне ум очарованьем,

Когда б совсем иным, бессмысленным желаньем

Я не был угнетен; когда бы предо мной

Не пролетала тень с насмешкою пустой,

Когда б я только мог забыть черты другие,

Лицо бесцветное и взоры ледяные!..

Ведущий.

(звучит романс «Хризантемы» в исполнении ученицы. В зал влетает молодой человек.)

А, месье Хлестаков…(Говорит по - французски фразу) Вы где-то задержались? Проходите, мы вам рады. Чудесный нынче бал?

Хлестаков.

Да, ну конечно, кто же сравнит с Петербургом? (Берет стул, садится в центре зала.) Эх, Петербург! Что за жизнь, право! Никак нельзя скрыться, никак! Только выйду куда-нибудь, уж все говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!»


Первая дама.

«Скажите, как…!»


Хлестаков.

С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики… Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню… И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: Пожалуйста, напиши что-нибудь…Думаю себе, ну пожалуй, изволь, братец… И тут же в один вечер, кажется, все написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях…


Вторая дама.


Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?


Хлестаков.


Да, это мое сочинение. Я, признаюсь, только литературой и существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен. Дом Ивана Александровича.

(Обращается ко всем)

Сделайте милость, господа, будете в Петербурге, всех прошу ко мне.

Я ведь тоже балы даю.


Первая дама.


Я думаю, там вкусом и великолепием даются балы…


Хлестаков.


Просто и не говорите…На столе, например, арбуз…в 700 рублей арбуз… Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа. … Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: французский посланник, английский посланник, немецкий посланник и я… У меня одна лестница стоит… стоит…

А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся…Графы и князья толкутся и жужжат, как шмели, только и слышно ж-ж-ж-ж, Иной раз министр:Ж-Ж-Ж-Ж-Ж…

Мне даже на пакетах пишут «Ваше Превосходительство…» Меня сам Государственный совет боится! Да что в самом деле! Я такой! Я не посмотрю! Я говорю всем:» Я сам себя знаю», сам! Я везде! Везде» Во дворец всякий день езжу! Меня завтра же сейчас произведет в фельдмаршалы!!!

(Двое гусаров берут его за руки, выводят и сажают в ряд.)


Ведущая.


Мадам, месье – фигурный вальс


Ведущий .


А теперь, друзья, в круг! Играем в «Комплимент» Нужно сказать не менее 10 приятных комплиментов человеку, который стоит третьим справа!

(Можно под мотив песни Никитиных из к/ф "Москва слезам не верит").

" Позвольте представить, Катрин , - вот мой друг Александр ,
Немного поэт и отменный драчун, каких мало."

"Ах милый мой
Серж , Александра вы в краску вогнали,
Пускай же раскроет и сам наконец он уста!"

В натертом паркетном полу отражается свет.
И пара под сладкие звуки мазурки кружится...

И долго безусый корнет будет девушке сниться

И он не один посвятит ей любовный сонет.

"А правда, что в Вашем полку побывал государь?"
"Приехал на пасху поздравить нас с праздником лично,

И нам наказал бить турецкое войско отлично!"

"Я счастлива буду Вам дать свою ладанку в дар..."

Не в силах друг другу словами все то рассказать,
Что руки сказали пожатьем простым и нескромным,

В красивом убранстве и блеске той залы огромной

Они никого не хотели теперь замечать.

"Катрин, обещайте с победой дождаться меня?"
"Ах мой Александр, я Вас ждать буду хоть до могилы!"

"Мне мысли о Вас придадут в боях с турками силы."

"Молитвы мои будут Вас, Александр, охранять..."

Слезы на ресницах не видел никто из гостей.
И снова улыбка на лицах- ведь бал не для грусти!

И только щемящая боль до утра не отпустит,

И только молиться, и ждать от рассыльных вестей...


Ведущий.


Как воспоминание о лете, о доме Лариных, о летних букетах, разнотравье и цветочных ароматах, мы танцуем « Вальс цветов ». Он раздает танцующим цветы.

Участники бала танцуют венский вальс с цветами, после танца отдают

цветы ведущим.


Ведущая


Теперь наши дорогие гости смогут узнать всё о цветах.

В зал вносят цветочные карты, Ведущая зачитывают значение каждого цветка:

цикорий обозначает строгость,

незабудка говорит: «Помни меня»,

фиалка - символ строгости,

мак -символ страсти,

клевер сулит тайный роман,

василёк является символом простоты и нежности, обновления и счастья,

герань - Ваш каприз,

одуванчик - предсказание,

фиалка - символ скромности,

колокольчик - предвещает радостную новость,

гвоздика - символ добровольного отказа.


Ведущая.


Для всех участников бала звучит романс "Гори, гори, моя звезда"


Ведущий.


Мы рады поздно или рано

Услышать звуки фортепьяно.

Девушка исполняет фортепианный этюд.


Гусар.


Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

О вы, почтенные супруги!

Вам предложу свои услуги;

Прошу мою заметить речь:

Я вас хочу предостеречь.

Вы также, маменьки, построже

За дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет!

Не то... не то, избави боже!

Я это потому пишу,

Что уж давно я не грешу

Мазурка.


Ведущие проводят игру «Литературные фанты»


Ведущая.


После бала, когда гости расходятся, случается нередко так, что наши слуги находят множество потерянных вещей, так, например, один из королей долго разыскивал девушку, которая потеряла на балу туфельку.


Ведущий


Мы хотели бы узнать, кому принадлежат потерянные вещи.

это перо принадлежит дворянину, который учился и в России, и в Германии, а большую часть жизни прожил в Париже, танцевал на балу с дочерью Пушкина, хотя очень любил русскую природу и охоту. (Тургенев)

эта литературная героиня жила в деревне, после трагической гибели жениха вышла замуж достаточно быстро, а это её кукла . (Ольга Ларина)

букетик фиалок… он стал поводом для встречи двух молодых людей, но их любовь была несчастной. («Бедная Лиза»)

Это книга Вольтера, её привез из-за границы один молодой дворянин, он три года путешествовал за границей, а потом вернулся в Москву устраивать свои личные дела. (Чацкий)

Этот предмет мадмуазель уронила в речку и долго страдала, стараясь его оттуда достать (Мячик Тани. А.Барто).

А это сундучок, его возил за собой один очень известный дворянин, он работал и на строительстве казенных зданий, и на таможне, правда, потом оказалось, что он известный аферист, однако он чуть не женился на губернаторской дочке, но один изрядно подвыпивший помещик, приехав на бал и увидев мошенника, разоблачил его. (Чичиков)

Этот пистолет… наверно, хозяину было не очень приятно вспоминать о нем, ведь он убил из него на дуэли друга… (Онегин)

Это толстая тетрадь.. в ней какие-то записки.. По-моему, это записки офицера…Как же его звали? (Печорин)

Полонез.


Молодой человек.


Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!


Ведущий.


Дамы и господа, сейчас каждый из Вас получит записку с пожеланием. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.

В зал выносят поднос с записками, на каждой записке должно быть написано пожелание, например «Выбрав дорогу, не сворачивай!», «Загляни к себе в душу, спроси своё сердце!», «Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!», «Не забывай о себе!», «Помни, пущенная стрела не возвращается», «Найди счастье в дне сегодняшнем», «Знай, рассеются облака, покажется вершина», «Помни, как бы медленно ты ни двигался, главное - не останавливаться», «Зная меру, будешь иметь всего вдоволь».


Ведущая.


Дорогие гости, на одной из записок есть подпись Александра Сергеевича Пушкина, кто этот счастливчик? Он сможет выбрать себе подарок
(романс, стихи или последний танец...)


Последний танец.

Сценка "Урок литературы"

На сцене - кабинет литературы.
Вдали сцены доска, полукругом расположены школьные парты, в импровизированном классе за партами расположились ученики.

Учитель литературы: На сегодня Вам было задано изучить творчество Ф.М. Достоевского. Теперь мы поговорим о его произведении "Преступление и наказание". К доске пойдет (ученики медленно втягивают голову в плечи и пригибаются) ... к доске пойдет... Скворцов!

Скворцов с явным неудовлетворением поднимается с парты...

Скворцов : Татьяна Петровна, ну... это... того... я... того...

Учитель литературы: Я и вижу, что ты того... это...

Скворцов : Татьяна Петровна - я не прочитал.

Учитель литературы: Позволь поинтересоваться, почему это собственно?

Скворцов : Ну... это... (с явной неохотой произносит) Человека-паука смотрел...

Ученики за партами смеются

Учитель литературы: Может Воробьев нам лучше расскажет об этом знаменитом произведении?

Воробьев : Дык... я... это... тоже... смотрел про "Человека-паука"

Учитель литературы: Так... понятно... И чем же, собственно, вас так привлек этот фильм? Что такого особенного в "Человеке-пауке"?

Скворцов : Ха... так там же в "Человека-паука" стреляют...

Воробьев (перебивая Скворцова ): А еще там у него бац-бац и паутина вылетает, а он круть, прыгает, ну и короче он всех побеждает!!!

Учитель литературы: Ну-ну... (с разочарованной улыбкой ) Стреляют... паутина... Да вы даже себе и не представляете, что "Человек-паук" - это знаковый герой в американской мультипликации. Его роль занимает особое место в творчестве! Роскошную жизнь разбойников и преступников тогдашнего Нью-Йорка прерывает фраза, произнесенная одним из главарей преступной шайки: "К НАМ ЕДЕТ ЧЕЛОВЕК-ПАУК!!!" Все черные силы мегаполиса ополчаются против нашего героя - Человека-паука! И это при том, что Человек-паук - мутант до мозга костей, хотя то и костей у него нет, конечно! (учитель рассказывает все это с горящими глазами) Кинокритики и киноакадемики рассматривают характер нашего героя, как "нордический"! Не смотря на то, что он мутант, "Человек-паук" имеет человеческое лицо. Ему не чужды истинно человеческие качества, ну... то есть, паучьи качества! И только из-за этих внутренних душевных терзаний, "Человеку-пауку" и приходится выплевывать паутину желчи чувств, и забираться на вершины небоскребов, что уединиться от городской суеты и несправедливости. И только оставшись наедине с собой, он может задать себе вопрос: "Тварь я дрожайшая, или человек, способный любить и прощать?!!"

Учитель замолкает. Дети, затаив дыхание, с округлившимися глазами, еще несколько минут сидят безмолвно!

Учитель литературы: Так... ну что же, запишите тему следующего домашнего задания: "Терминаторщина, или кому в Штатах жить хорошо!"

Эту сценку можно использовать при проведении различных школьных праздников, внешкольных и внеклассных мероприятий.

Вот и приближается праздник под названием день учителя. А пока он плавно приближается все ученики «бегают» в поисках того, чем они будут удивлять своих любимый учителей. И вы тоже бегаете? А может, вы покажите смешные сценки про учителей на день учителя?


Миниатюра сдача экзамена.

Учитель:
Дорогие ученики, здравствуйте. Сегодня у нас экзамен, и сегодня в нашей школе, в нашем классе проводится эксперимент. Нам подключили камеры, и теперь всех нас видят прямо в Москве! Так что ведём себя хорошо, не списываем и сдаём экзамен.
Тут один ученик тянет руку.

Учитель:
Степанов, что тебе?

Степанов:
Я это, как бы уйти уже хочу.

Учитель:
Что значит уйти?! У нас экзамен!

Степанов:
Так я и хочу его «сдать» и уйти.

Учитель:
А, сдать! Это другое дело! Но помни Степанов, везде камеры, так что давай не подведи ни свой класс, ни всю школу в целом!
Степанов выходит и сразу отправляется к учителю и даёт ему тяжелый мешок.

Учитель берёт мешок и говорит удивлённо:
Что это, Степанов?

Степанов:
Как что? Это мой экзамен!

Учитель смотрит в мешок, потом вытирает пот с лица и говорит:
А почему мелочью?

Степанов:
Просто батя в маршрутке работает, у нас всегда эта мелочь есть!

Учитель отдаёт мешок ученику:
Забери быстро, Степанов. Камеры везде, а ты мне суёшь!

Степанов забирает мешок:
А как же тогда мне сдать экзамен?

Учитель:
Видишь, мой стол свободен? Сядь за него, и там оставь мешок.

Ученик садятся за стол учителя и говорит:
Всё готово. Я сдал?

Учитель:
Какой сдал, Степанов?! Видишь, камеры повсюду! Давай, я тебе сейчас помогу. Намекни мне, какой у тебя вопрос.

Степанов:
Как намекнуть?

Учитель:
Подними руку, отпросись выйти и так между делом намекни.

Степанов тянет руку.

Учитель:
Степанов, что тебе?

Степанов:
Артур Николаевич, можно, перед тем как я отвечу на вопрос «основные свойства атома», я схожу в туалет?

Учитель:
Можно, Степанов, иди.

Степанов выходит. А учитель говорит:
Вот видите, как Степанов легко сдал экзамен?! А всё потому, что папа у Степанова работает в маршрутке, и Степанов готовится продолжить дело отца и поэтому спешит всё быстро сдать, и пойти учиться у отца!

Сценка - Современные учителя.

Учителей могут играть ученики.

Учительская, в ней двое учителей. В учительскую быстрыми шагами заходит ещё один учитель, кидает журнал на стол и говорит.

Учитель 1:
Нет, я так больше не могу! Сил моих больше нету!
Один из учителей находящийся в комнате спрашивает.

Учитель 2:
Что случилось? Опять 8 «а» класс довёл?
Третий учитель, который также был уже в учительской, вторит.

Учитель 3:
Да, 8»а» это просто ад!

Учитель 1:
Говорила мне мама: надевай колготки, юбку покороче, и иди к зданию городской думы, авось кто-нибудь на тебя и «клюнет»! Нет же, одела я строгий костюм, и пошла поступать на учителя, карьеру пошла делать!

Учитель 2:
Ну, нельзя же так из-за одного класса! Всё-таки это дети, надо с ними помягче как-то.

Учитель 3:
Помягче надо. Но была бы моя воля я бы им «гайки закрутила»!

Учитель 1:
Куда уж строже-то? Вызываю я Петрова к доске, спрашиваю – покажи на карте Мальорку. А он говорит – показать не покажу, а рассказать, как там классно могу, мы там с папой летом отдыхали!

Учитель 2:
Да, уж, Петров он ведь сын депутата, он может многое рассказать! А у меня Иванов на уроке руку тянет и говорит – можно выйти! Я спрашиваю – куда тебе? А он отвечает – кота покормить! Говорю – какого кота? Дома что ли кот-то твой остался или ты в школу его принёс? А он мне отвечает – игру закачал, называется говорящий кот, вот ему есть пора. И показывает мне планшет. Я прямо и не знаю, что и делать, говорю, иди, корми кота, мне в классе жертвы голода не нужны.

Учитель 3:
А у меня ученики наотрез отказались учить Достоевского. Говорят, Роспотребнадзор внёс их любимый сайт с играми в список запрещённых, а они на это внесли в свой список запрещённых к изучению авторов всех писателей и поэтов, которые мы в школе проходим!

Учитель 1:
Да это не дети, то…я даже не знаю, как сказать, чтобы не выругаться!

Учитель 2:
Ну не чего, будет и на нашей улице праздник, придёт пора зачётов и экзаменов!

Открывается дверь в учительскую, входит ещё один учитель и говорит:
С праздником, учителя!

Литературный сценарий: несложные правила

Существует два вида сценариев: литературный и режиссерский.

Сначала пишется литературный сценарий, затем – режиссерский. В игровом кино такая последовательность – обязательна, в документальном кино часто обходятся режиссерским сценарием или сценарным планом.

Литературный сценарий, как следует из названия, имеет прямое отношение к литературе.

Зачем нужен литературный сценарий? Кто придумал такую форму?

Литературный сценарий был придуман еще в начале 20 века и тогда назывался просто «сценариусом фильмы».

Так для чего он был придуман? А точнее, для кого? Для людей, для всех, кто умеет читать и любит снимать кино. В литературном сценарии описывается сюжет фильма, характеры героев, драматические ситуации, конфликты и их разрешение. То есть история, со всеми ее причинно-следственными связями.

С годами у литературного сценария сложились определенная форма написания. Что это значит? Для простоты, воспользуемся методом сравнения: у бухгалтерского отчета, бизнес-плана или дипломного проекта есть своя форма, а у литературного сценария - своя.

Четыре элемента литературного сценария:

- ремарка

Закадровый текст

РЕМАРКА

Ремарка, или описательная часть должна отвечать на вопросы: кто? где? когда? что происходит? Каковы связи текущего действия с предыдущим?

Ремарка киносценария - это образная характеристика совершающегося в настоящий момент действия; характеристика персонажей, событий, драматической ситуации и обстановки.

Сценарная ремарка описывает действие точно и зримо, так как при чтении сценария мы должны видеть действие.

Примеры(используем внутри ссылок, т.е. кто хочет посмотреть, пусть смотрит. Помимо текста можно дать фрагмент из этого фильма, иллюстрирующий ремарку):

Иван Вырыпаев «Эйфория»(пример сценарной ремарки).

С высоты птичьего полета извивается широкой лентой мутная река Дон; желто-красная выгоревшая на солнце степь дрожит мелкой рябью на ветру; белый ковыль, как белая вода, зеленые бугры и одинокое дерево причудливой формы. Кажется, что огромное дикое божество всем своим телом легло на землю. Дон - больше, чем река. Дон - это степи, маленькие хутора, одиноко растущие деревья, Дон- это красные, желтые, белые пятна и еще множество причудливых красок. Дон - это вольный, разгульный, свирепый, страстный, непокорный и безумно красивый бог. Руки бога - донское звездное небо, ноги его - потрескавшаяся от жары земля.

С высоты птичьего полета над рекой - утес. На краю утеса маленькая фигурка Веры в красном платье. Вера смотрит куда-то вдаль. Это она живет внутри этого огромного организма, внутри Господа Бога по имени Дон.

ДИАЛОГ

Диалог, т.е. общение двух или более персонажей. Диалоги записываются заглавными буквами. В отличие от театральной пьесы, где диалоги составляют 99%, и всего лишь 1% процент остается на ремарки, в киносценарии действуют иные отношения между ремаркой и диалогом.

Обычно 50% на 50%, 70% (ремарка) против 30% (диалог), а порой и 100% ремарка и 0% диалог. В фильме Отара Иоселиани «Апрель» герои не произносят ни слова и проект от этого только выигрывает. (Необходим пример из кинофильма Отара Иоселиани «Апрель»).

Если в кино можно что-то показать, вместо того, чтобы говорить, то лучше это показать, т.е. описать действие в ремарке. К диалогам в хорошем кино приступают тогда, когда герои не могут не заговорить. Т.е. молчание выглядит уже неестественно. Иные соотношения работают в телесериалах, где основная нагрузка, как и в театре, ложится на диалоги.

ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ

Дикторский (любой телевизионный репортаж, где нет авторского отношения к происходящему на экране);

Закадровый комментарий («Монгол» С. Бодров ст.);

Внутренний монолог («Зеркало» А. Тарковский);

Необходимы фрагменты из Тарковского, Ромма, Бодрова

ТИТРЫ

Титры , или внутрикадровые надписи известны еще со времен немого кинематографа. Когда в кино еще не было звука, в титрах , а еще их называли пояснительными надписями , не только фиксировался текст диалогов персонажей, но и состояния чувств героев, времена года, время суток (ночь, день, рассвет и т.п.) и многое другое. С приходом звука в кино функция титров стала следующей:

Информационная (описание обстоятельств)

Разделительная (отделение одного отрезка времени от другого).

Что должно быть в литературном сценарии?

Сценарий пишется не как литературное произведение, подразумевающее полную свободу автора, а с учетом того, что по нему будут снимать фильм. То есть сценарист - профессия прикладная, ты не свободен, ты зажать рамками киноэкрана. Надо это сразу понять, тогда станет ясно, как написать сценарий и чем он отличается от новеллы, повести или романа.

Внешнее строение сценария

Сценарий состоит из сцен и эпизодов.

Сцена - это единство места, времени и действия. Т.е., некое одно место действия: поле, лес, городская улица, квартира или ванная комната. Если действие фильма происходит в комнате городской квартиры (сцена №1), потом в парадной (сцена №2), затем переходит на городскую улицу(сцена №3), после этого в лес(сцена №4), а после леса снова в комнату (сцена №5), то, соответственно, в вашем фильме 5 сцен.

Эпизод состоит из сцен. Эпизод, словно фильм в миниатюре, имеет свое внутреннее развитие: начало, середину, конец. В полуторачасовом фильме около 5-7 эпизодов. Короткометражный фильм, продолжительностью до 10 минут, обычно состоит из одного эпизода.

В стандартном сценарии полнометражного фильма – 32 эпизода.Эпизод, примерно 4-5 страниц.

Эта сценка по литературе написана мной для выпускников 11 класса, которые ставили ее на Последнем звонке (или выпускном – простите, уже точно не помню) под руководством своего классного руководителя — учителя литературы.

Сразу скажу: сценка – НЕпростая, сюжет – закручен, и читать Вам придется много – прежде всего, пояснения и вступления.

Пожалуйста, прочтите внимательно и прислушайтесь к моим словам! Тогда Ваша постановка произведет маленький фурор – а может, и не маленький)) В противном же случае натолкнетесь на непонимание учителей и зрителей.

Кому и когда подойдет

эта сценка по литературе?

Кому:

11 классу в течение всего учебного года без (или – почти без) изменений

9 и 10 классам с небольшой корректировкой текста

Студентам-филологам с заменой школы на вуз

Литературным и театральным кружкам и студиям с детьми лет от 15

Когда:

На выпускной и Последний звонок

В День рожденья любимого учителя литературы

Ко Дню рожденья (юбилею) любимого писателя из 6 нижеперечисленных (или с добавлением его в сценарий, если он там отсутствует)

На Неделе литературы

На студенческом капустнике

На КВН, если тема соответствует

Просто отдельным спектаклем к удовольствию своему и зрителей.

Но! Всё это подходит, если соблюдены

Обязательные условия:

1. «Актеры» и зрители знают и любят литературу.

2. Знают биографии и высказывания писателей, обыгранных в сценке.

3. Самое главное – относятся к известным писателям не как к идолам, а как к людям, которыми они ведь и были. То есть, принимая их слабости и возможные недостатки философски и с юмором, без фальши и ненужных приукрашательств.

Хотя бы потому, что эти люди – уже история, а историю надо знать такой, какой она была на самом деле. А не такой, какой кому-то почему-то захотелось ее изобразить.

=======================

Почему всё так непросто? – возможно, спросите Вы.

Потому, что так захотел Заказчик, – отвечу Вам я.

=======================

В этот раз Автор текста – я, Эвелина Шестерненко, а вот Авторы задания/идеи – учитель литературы Екатерина Александровна и тогдашний ученик 11 класса Павел. (Полные имена писать не могу, поскольку у меня нет их согласия на разглашение персональных данных. Но если Екатерина Александровна и Павел захотят себя раскрыть в комментариях под статьей, буду рада их визиту и отзыву ).

Работа была сложной (я перелопатила уйму справочников с биографиями, письмами и высказываниями), но интересной (вспомнила забытое старое, узнала кое-что новое).

Итог – довольны оказались все. Очень надеюсь, что Вам тоже понравится.

Сценка «Литературный салон»

От Заказчика — идея, посвящение и творческое задание:

«А эту сценку мы бы хотели посвятить нашему классному руководителю - (фио учителя)! Преподавать литературу - дело сложное, волей-неволей проникнешься симпатией к автору, а ведь потом с этой кучей мировоззрений учить нас писать сочинения. Голова каждого литератора - литературный салон, в котором вечно происходит спор за создание идеальной модели сочинения и мира. Поехали!»

Сцена должна быть активной и, главное – комичной, чтобы по каждой реплике можно было узнать писателя (может, чтобы они указывали на фамилии/имена друг друга в споре). Обязательно с использованием парт (чтобы минимум 2 персонажа «вели» всю сцену, спорили).

Идея состоит в том, чтобы изобразить работу типичного салона 19 века с участием таких писателей и поэтов, как Александр Пушкин, Николай Гоголь, Лев Толстой, Антон Павлович Чехов, Марина Цветаева и Михаила Пришвина. Нужно, чтобы все писатели совместно работали над созданием некоего «идеального» произведения. Но, по сюжету сценки, у них бы ничего не выходило, так как все они — разных стилей, кричат и перебивают друг друга, добавляют своего мировоззрения, из-за чего идеальное произведение, в конце концов, написать не получается.

Примерные роли в сценке

(как хотелось бы их видеть) :

1. Александр Сергеевич Пушкин – весёлый и жизнерадостный, возможно, немного пьян (вел разгульный образ жизни), его задача – вставлять свои стихотворные строки в диалог (полилог) спорящих, добавлять больше комического компонента в сценку.

2. Николай Васильевич Гоголь – спокойный, но скрытный, склонный к мистике, с бесовским прищуром. Активно спорит с Толстым по поводу того, что произведению не хватает чего-то мистического, волшебного (а может, и вовсе «чернокнижнической» тематики).

3. Лев Николаевич Толстой – властный и твёрдый человек, устои которого видно в каждой его реплике. Но его никто не слушает (кроме Гоголя, которого задевают его вставки). Стучит рукой по столу и пытается всем доказать, что идеальное произведение не может обойтись без «простого люда», без «крестьянской мудрости», дабы произведение было понято всеми и одновременно являлось остросоциальным.

4. Антон Павлович Чехов – неуступчивый критик. Критикует любую идею, которая не связана с его представлениями о мире; критикует всё, что оторвано от реальности, реализма. Один из главных персонажей, которые должны говорить относительно много и доказывать свою точку зрения. (Рьяно спорит с Цветаевой по поводу любви, например).

5. Марина Ивановна Цветаева – персонаж, который во всё хочет добавить романтизма, любовной тематики. Не соглашается ни на какое другое место событий, кроме Москвы. Едко и коротко отвечает на длинные монологи Чехова.

6. Михаил Михайлович Пришвин – беспечный и умиротворённый персонаж. Ни с кем не спорит, бегает с сачком и ловит бабочек, восхищается природой и цветами. Уповает на то, что все за столом образумятся и добавят больше душевности, природы, пейзажей в произведение, а не будут спорить о романтической или реалистической составляющей. (Его слушают ещё меньше, чем активно стучащего по столу Толстого, но его реплики должны быть самыми трогательными, чтобы зрители понимали, что Пришвина не слушают как раз зря, он самый разумный из всех)

=======================

Это был текст пожелания Заказчика.

Что же получилось у меня?

1. Я старалась следовать заданию, хотя сюжет норовил уйти своим путем. Единственное, что я изменила сознательно – разумность Пришвина. Сдвинула ее в сторону истины: НЕ бывает абсолютной правды, у каждого она – своя, каждый литератор по-своему прав.

2. Большая часть реплик состоит из точных или чуть измененных цитат – фраз из программных (изредка – и некоторых других) произведений писателей, а также из дневников и писем авторов. В единичных количествах использованы отзывы о писателях их коллег.

3. Написано с запасом. Репетиция покажет, какие лишние фрагменты можно удалить. До репетиции лучше от обрезки воздержаться.

4. Также на репетиции станет видно, кому из персонажей маловато слов, и нейтральные фразы (не являющиеся цитатами конкретных лиц), можно перераспределить иначе.

========================================

Если вдруг, дорогой Читатель, Вы начали переживать за Писателей, то уверяю Вас – не стОит. Всё написано с очень мягким юмором и признательностью — как за их талант, так и за колорит личности. Не были бы они такими яркими личностями – не было бы этой сценки. Полагаю, что и их знаменитых произведений тоже не было бы.

Кроме того, я во время работы над сюжетом и текстом так прониклась их судьбами, что даже полюбила всех моих персонажей и их прототипов. Так что сценка написана мной почти с нежностью))

Если же Вам покажется иначе, значит, это – не Ваша , или просто не Ваш день. Попробуйте перечитать позже в другом настроении.

«Литературный салон» — сценка по литературе

ПЕРСОНАЖИ и РЕКВИЗИТ

Герои (все 6 заявленных выше литераторов) выглядят похожими на свои общеизвестные в их относительно зрелом возрасте. Нюансы:

  • Лев Толстой – в просторной длинной рубахе-толстовке и просторных штанах, как на его поздних фото. На ногах – современные кеды любого яркого цвета.
  • Пушкин и Гоголь – из-под края рукава сюртука у них должна выдвигаться манжета из тонкого белого картона или нескольких листов бумаги – на ней они будут писать. Имитирует накрахмаленную манжету белой мужской сорочки, на запонке.
  • У Пушкина в нагрудном кармане сюртука видна ручка, имитирующая гусиное перо. Если не найдете похожую ручку, найдите перо и примотайте стержень от шариковой ручки.
  • У Пришвина – сачок с длинной ручкой.
  • Непредусмотренный персонаж — Екатерина Александровна, хозяйка салона (играет сама Екатерина Александровна — учитель литературы — в роли камео или девочка-выпускница в образе Екатерины Александровны)

…………………………………………………………………………….

  • В удобном заметном месте стоит поднос, на нем – кувшин с темным соком или компотом (вишневым, гранатовым – похожим на красное вино), 2 бокала, 4 стакана. Всё – прозрачное. Рядом можно положить шпаргалки с текстом)) Пушкин ходит с бокалом, наполненным на четверть, почти всё время, остальные – по желанию. Наливают себе произвольно.
  • Стоят 1 или 2 парты (столы, стулья): для Толстого – обязательно, остальные герои могут ненадолго присаживаться за стол, вставать, меняться — для сохранения динамики.
  • На кулисе или задней стене – «окно» (картонная рамка).
  • Портреты писателей на видных местах (не обязательно).

ДЕЙСТВИЕ

«В салон» (на сцену) первым входит Пушкин. Осматривается, ловит в воздухе мысль, достает перо из нагрудного кармана, выдвигает левую манжету, пишет на ней. Удовлетворенно посмотрел в пространство, снова огляделся. Видит поднос с кувшином и бокалами, вскрикивает радостно – О, как предусмотрительно! – , в предвкушении потирает руки, наливает сок в бокал и только хочет пригубить, как вздрагивает от крика вошедшей за его спиной Цветаевой.

Цветаева, почти кричит от радости:

О, мой Пушкин! (Подходит к Пушкину и трясёт в рукопожатии его руку ) Пушкинскую руку жму, а не лижу!

Пушкин, оглядываясь с опаской и высвобождая свою руку из ладони Цветаевой:

Мариночка, вы очень хороший поэт, как я слышал!

Цветаева, пылко:

Только поэт? А как же любовь?

Пушкин:

Простите, у меня Наталья Николаевна уже есть.

Цветаева:

Все женщины ведут в туманы…

На этой фразе входит Гоголь:

Пушкин, голубчик, вы давно уже назначены главным гением русской поэзии. И поэтому каждый школьник знает, что ваши стихи посвящены отнюдь не Наталье Николаевне, а многим разным панночкам. Так что вам – жалко пару строф посвятить нашей Мариночке?

Появляется Чехов, вежливо кивая присутствующим.

Пушкин:

Тогда ладно. Подержите! (Вручает бокал Чехову, читает – эмоционально и с театральными жестами, адресованными Цветаевой )

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Я вас любил. Любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем.
Но пусть она вас больше не тревожит -
Я не хочу печалить вас ничем.

==================

Я тоже не хочу печалить Вас)) Поэтому здесь прервемся, а встретимся снова в следующей статье: « .

Какие идеи, что там будет? Пожалуйста, напишите в комментариях.

С пожеланием помнить, что мне тоже хочется что-то от Вас почитать,

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»