Структура тренинга: предмет, цель, методы и задачи. Бизнес-тренинги

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

«Делать то же самое, что вчера, или даже на 5% лучше, чем вчера - уже не формула успеха. Для выживания и эффективной конкуренции в новой реальности необходимы существенные изменения».
/Джон Коттер/

Традиции тренинга

Для чего проводят тренинги? Чтобы создать ситуации, наиболее приближенные к реальности. Спортивный тренер во время тренировки максимально приближает условия отработки навыков к реальности соревнований. Если бы футболисты тренировались на мягком и безопасном покрытии, а потом выходили на жесткое игровое поле во время матча - они были бы неуспешны.

Что мы делаем на бизнес-тренингах, бездумно культивируя традиции их проведения? Мы максимально отрываем сотрудников от реальности бизнеса.

Ведение тренинга мы начинаем с введения правил. Представьте себе сотрудника компании на его рабочем месте в офисе (магазине, складе, кабинете и т.п.). Он приходит после тренинга и начинает жить по тренинговым правилам - «говорим по одному», «Я-высказывание», «уважаем мнение каждого» и т.п. При этом окружающие его сотрудники продолжают жить по привычным им правилам и нормам поведения. Самое малое, как отреагируют на его новое поведение коллеги - спросят, не заболел ли он?

Когда мы описываем эту ситуацию тренерам, они начинают смеяться - до них доходит несуразность того, что на самом деле они делают с помощью правил.

Когда мы их спрашиваем, зачем они в обязательном порядке начинают свои тренинги с принятия правил поведения, то получаем похожие ответы: «Без них мы не сможем управлять поведением сотрудников». Вдумайтесь - тренер, в компетенции которого входят управление групповыми процессами и обучение навыкам успешных коммуникаций сотрудников, боится, что без правил он с группой не справится.

Какого эффекта мы на самом деле достигаем, бездумно и по некоему общепринятому стандарту вводя правила в наши тренинги?

Сотрудники перестают соотносить ситуацию тренинга с реальной деятельностью. И, как следствие, навыки, которые мы пытаемся у них формировать на тренинге, они также не переносят в свою работу. Многие сотрудники на тренингах говорят, что происходящее во время обучения не может быть применено в их работе.

Получается, что тренеры, создавая на тренинге иной мир, формируют навыки для этого иного мира, а не для реальной жизни.

Например. Психологи колоний периодически проводят тренинги для заключенных. Но их тренинги максимально приближены к реальности существования участников в жестких условиях заключения. По этому поводу они говорят так: «После наших тренингов заключенный должен вернуться на нары и там выжить. Мы понимаем, что изменить негласные правила колонистов мы не можем. Мы можем создать у заключенного дополнительные ресурсы к выживанию. На наших тренингах нет общепринятых тренинговых правил».

Роль тренера

«Быть съеденными заживо или измениться! Вечный поиск устойчивого конкурентного преимущества ведет нас как это ни парадоксально не в область цифр, а в область морали».
/Джим Клеммер/

Привычная для тренера максимальная активность на тренинге вызывает противоположный эффект у участников. Чем больше вовлечен в процесс тренинга тренер, тем менее в него вовлечены участники. Участники тренинга оказываются полностью зависимыми от действий тренера. Они ждут, что он им расскажет, что они должны сделать, на какие вопросы ответить. Они могут позволить себе вести себя пассивно в ожидании, как тренер будет их активизировать. Они могут вести себя агрессивно, ожидая, как тренер будет их успокаивать. За все события тренинга отвечает тренер.

На одном из тренингов для тренеров участники должны была разработать упражнение «Работа над возражениями во время продаж». Цель задания - максимальное вовлечение сотрудников в работу. Сотрудников на тренинге играли сами тренеры. После небольшой подготовки группа выделила тренера, который продемонстрировал набор приемов, вовлекающих, по их мнению, участников в тренинг.

Тренер вошел в аудиторию и попросил пересесть всех присутствующих на 4 стула. Семь участников тренинга тесно сели на 4 стула. Затем тренер забрал у участников раздаточные материалы. После этого тренер сообщил, что тренинг начнется только через 2 часа и ушел за дверь. Через несколько минут тренер пришел и спросил у участников: «Комфортно ли мое поведение? Расскажите о своих ощущениях? Было приятно или неприятно?»

Группа с интересом и юмором стала рассказывать о своих ощущениях, совсем не связанных с возражениями и сопротивлением. Тренер начал «притягивать ситуацию «за уши». Далее цитирую диалог тренера с группой.

Тренер: «Но вам ведь неудобно сидеть?»

Радостная группа: «Удобно! Нам очень хорошо прижиматься друг к другу!».

Еще более озадаченный тренер: «Но вы ведь расстроились, когда я забрал у вас все материалы».

Группа: «Да что вы, нам они не очень-то и нужны».

Тренер: «Но вам ведь не понравилось, что я ушел на 2 часа».

Группа с интонацией издевки: «Понравилось! Мы вам просто не поверили!»

Далее тренеру ничего не оставалось, как сказать: «Ну тогда представьте, как если бы вам это все не понравилось. Это и было бы сопротивление мне и возражение с вашей стороны на мои действия. Вот что такое возражение - мы с вами сейчас и разберем».

На вопрос: «Что не так сделал тренер?», участники ответили: «Он неправильно подобрал ситуации для нас, чтобы мы начали возражать».

Тренеры настолько были включены в привычные роли руководителей, ответственных за поведение группы, что даже при ярком примере полной ответственности тренера за происходящее, увидели проблему не в поведении тренера, а в содержании задания.

В приведенном примере сам тренер придумывал ситуации, на которые слушатели должны были начать возражать.

Если ответственность во время тренинга за обучение распределяется между участниками и тренером, то ситуации возражений должны были придумывать сами сотрудники. Например, можно было бы организовать начало такого тренинга так: «Разделитесь на две подгруппы и придумайте задания для участников другой группы, на которые они начнут вам возражать». Другая группа получает точно такое же задание. Затем обе группы по очереди демонстрируют то, что они придумали. После того, как они проигрывают придуманные ситуации, тренер просит в каждой подгруппе выявить, что вызывало возражения, а также, что делали участники, чтобы справиться с вызванными возражениями и добиться своего.

В этом варианте проведения тренинга у тренера роль больше модератора процесса. Он должен во время останавливать работу подгрупп, акцентировать внимание участников на выявленных вариантах поведения.

Тренер вместе с участниками обобщает выявленные варианты поведения и дает им возможность проверить, как они работают в практике их реальных продаж. В этом варианте участники выступают соавторами созданной методики, и сопротивления по ее использованию в деятельности у них не возникает.

Цели тренинга

«Тренинги зачастую проводятся задним числом, без учета стратегии организации и без планирования позитивных изменений по их окончанию».
/Джим Клеммер/

Как вести тренинг? Что на самом деле необходимо сформировать у сотрудников, чтобы они стали более результативными после обучения? Всего три вещи:

  • Умение анализировать собственное поведение, так как без самоанализа невозможно его изменение.
  • Ответственность за работу, которая поручена сотруднику в компании.
  • Стремление к достижениям, т.е. желание постоянного совершенствования и развития.

Независимо от темы тренинга успех его создается только тогда, когда сотрудники получают доступ к этим трем составляющим.

Каких целей достигают тренеры, проводя традиционные тренинги? Возьмем для примера самый распространенный тренинг - тренинг обучения продажам. Данный тренинг любой продавец компании проходит ни один раз, а если он переходит из компании в компанию, то многократно, приобретая опыт не столько продаж, сколько знаний о методах проведения данных тренингов. Любой опытный продавец наизусть расскажет об этапах продаж, но на деле не выполнит и половину из того, что знает.

Проверки по чек-листам (листы для оценки продавца, в которых перечисляются этапы продажи и навыки, которые при этом должен проявить продавец), контролирующие выполнение якобы обязательных этапов продаж, выявляют самые плохие показатели у самых успешных и опытных продавцов. С чем это связано? Успешные продавцы понимают искусственность созданных методов и начинают продавать, исходя из своего опыта коммуникаций с разными категориями покупателей. Встает вопрос - зачем на тренингах продаж многократно напоминать успешным продавцам о том, что на самом деле они не делают? Какова цель подобных тренингов продаж?

Известно, что опытных продавцов мы продолжаем учить для того, чтобы они продавали больше. За счет чего они могут начать продавать больше? За счет все тех же трех составляющих, которые мы привели выше: анализ, ответственность, стремление к достижениям. Формируются ли эти составляющие во время тренингов продаж? Удивительно, но во время тренинга формируются прямо противоположные качества. По сути, проводя тренинг мы, в большинстве своем, ухудшаем работу продавца. Что и когда должен анализировать продавец, когда тренер не дает ему рта открыть во время тренинга. Он постоянно направляет, напоминает, указывает, говорит, какое упражнение надо сделать, делает выводы, дает готовые материалы. О какой ответственности можно говорить, когда вся ответственность за результаты обучения лежит на тренере, продавцу его надо только оценить. Кто стремится к достижениям на тренингах продаж, как не тренер, набирая новые упражнения для разнообразия времяпрепровождения продавцов.

Не секрет, что подобные тренинги продавцы воспринимают как обязаловку, отрыв от работы. Они требуют дополнительной мотивации в виде выходных за свое обучение на тренинге.

Когда приходят проверяющие продавцы делают вид, что соблюдают необходимые ритуалы продаж. Когда проверка уходит, они начинают продавать, исходя из здравого смысла. Продавцы одного салона рассказали, что когда к ним приходили сотрудники учебного центра, они тут же начинали делать характерный приглашающий жест рукой и говорить необходимую фразу «Добро пожаловать». Когда проверяющие уходили - они облегченно вздыхали и просто здоровались с покупателями, как нормальные люди.

Оценка тренингов

«…из всех решений, принимаемых менеджером, ни одно не является таким важным, как решение о людях, потому что именно люди определяют производительность организации».
/Питер Друкер/

Еще один момент обучения, тесно связный с тем, что тренер привык считать себя ответственным за все происходящее во время обучения, - это послетренинговая оценка тренинга его участниками. Что оценивают участники? Тренера, его материалы, как он организовал обучение, насколько им было интересно, полезно, увлекательно и т.д. Вдумайтесь в то, что мы делаем. Вместо того, чтобы оценить работу на тренинге сотрудников, сотрудники оценивают работу тренера.

Представьте урок в школе, после которого каждый ученик в своем дневника оценивает работу учителя - насколько ему понравилось, что понравилось, что понял или не понял и т.п. Представляете, какая радость будет для двоечников, разгильдяев и т.п. Они будут требовать больше веселья, картинок и внимания к себе со стороны учителя. Каждый невыполненный урок будет рассматриваться с точки зрения того, что учитель был недостаточно эмоционален, не замотивировал и не дал нужных материалов.

Как можно говорить о мотивации сотрудников к обучению и ответственности за применение полученных навыков на рабочем месте, если на самом тренинге они находятся в качестве зрителей, которые оценивают развлекательное мероприятие?

А тренер в это время в качестве зависимого от мнения слушателей во всю старается быть для них хорошим.

Что формирует у участников тренинга традиция послетренинговой оценки? Только одно - отсутствие ответственности за собственное обучение и развитие. Вся ответственность перекладывается на тренера, центр обучения и т.п.

Более того, эта традиция формирует у руководителей подобное отношение. Многие руководители говорят: «За обучение отвечает учебный центр, пусть он и думает, как замотивировать моих сотрудников учиться и пусть он и отвечает за повышение их результативности». Не правда ли, удобная позиция снятия с себя ответственности.

Представьте себе ситуацию в компании, когда руководитель продающего подразделения говорит руководителю отдела закупок: «Наше дело продавать, а что мы продаем - это уже ваше дело, и нас совсем не интересуют параметры товаров, которые вы закупаете». Чушь, скажете вы. В этом случае компания не работает, как единое целое. Но почему мы отделяем обучение от бизнес-процессов компании? Почему это отделение воспринимается как само собой разумеющееся?

Результаты обучения

«Мессий, обещающих светлое будущее, много. Мастеров, строящих будущее, не хватает»
Владимир Михеев

В нашем стремлении зарегламентировать все, мы начинаем это делать с тем, что регламенту не поддается - с человеческими отношениями, ситуациями обучения и т.п. В это втягивается и руководство компании, стремясь через формальные цифровые показатели выявить результативность обучения. При этом руководство всегда недовольно критериями оценки результативности обучения, так как не вовлечено в процесс этого обучения. Руководство остается в стороне от одного из самых важных бизнес-процессов компании. Оно отдает этот процесс в руки начинающих тренеров, экономя на зарплате.

Начинающие тренеры учатся обучать, делая ошибки и тем самым снижая результативность. Почему мы тщательно отбираем финансиста, но считаем, что обучать может каждый? Почему мы считаем, что ошибка бухгалтера пагубна для бизнеса, а ошибка в обучении ни на что не влияет? Потому что ошибка бухгалтера сразу видна и ее можно исправить. А ошибка в обучении видна не сразу, но имеет пролонгированный эффект на очень длительное время. Но об этом руководство не задумывается.

Например, зарубежный тренер, проводящий тренер в российской компании, во время своего тренинга сделал акцент на фразе «Подбирать сотрудников надо долго и тщательно, увольнять надо быстро». После этого директор компании стал избавляться, не задумываясь, от руководителей отделов продаж, опытных продавцов при первой их оплошности. В результате компания-конкурент получила подготовленный персонал, а директору пришлось длительное время готовить начинающих руководителей продаж, плохо знающих продукт. Продажи упали, мотивация оставшихся снизилась.

Известно, что в ситуации финансового кризиса первыми сокращают отделы обучения. И правильно делают. В том виде, в котором существует и работает сейчас большинство отделов обучения, они для компаний не нужны.

Но потребность в обучении и развитии сотрудников у этих компаний остается. Сокращение учебных центров не означает ликвидацию обучения и развития персонала. Это означает переход на новый уровень построения системы обучения.

Как правильно вести тренинги? Обучение и развитие сотрудников должно стать составляющей частью работы руководителей. Руководители должны стать специалистами не только в своей профессиональной области, но и в области наставничества, коучинга, тьютерства, командного управления. Ответственность за обучение и развитие сотрудников в компании должно быть равномерно распределено между центром обучения, руководителями и самими сотрудниками. Только в этом случае мы получим системное малозатратное внутрикорпоративное обучение, нацеленное на повышение эффективности компании. Только в этом случае система наставничества начнет реально работать в компании без дополнительной материальной мотивации. Только в этом случае можно будет говорить о создании самообучающейся компании, которая окажется более конкурентоспособной в сжимающемся рынке кризисного бизнеса.

«Каждая радикальная идея вызывает три стадии ответной реакции: 1. Это невозможно, и не отнимайте у меня время! 2. Может быть, и так, но, право, не стоит за это браться… 3. Я же всегда говорил, что это отличная мысль!»
(Закон Кларка о радикальных идеях).

Большинство подписчиков проекта «Маркетинг с азов» были на моих тренингах и вебинарах. Многие хвалят нашу организацию учебного процесса — спасибо! При этом на консультации часто приходят те, кто пока только планирует выходить в онлайн с обучающими продуктами. Те, для кого проведения интерактивного тренинга или вебинара - пока тёмный лес. И по электронной почте часто задают вопросы на «вебинарную» тему:)

Я решила сделать ликбез для начинающих. Расскажу о форматах, в которых чаще всего проводится онлайн-обучение, упомяну о необходимой и достаточной технической базе, о способах обратной связи и ещё кое о чём.

Итак, из чего состоит обучающий продукт и как его упаковать?

Формат

Тренинг и интенсив

Интенсив - это 4-6 вебинарных часов в день. Его имеет смысл проводить, когда домашних заданий (далее - ДЗ) либо нет, либо задание общее на всю программу.

Например, я делаю интенсив по продающим текстам. Можно провести его в формате тренинга и после каждого вебинара писать маленький кусочек текста. Но можно провести целиком, а ДЗ будет единое - написать один текст.

Если после каждого вебинара предполагается отдельное и объёмное ДЗ, то лучше его делить на разные дни с перерывом на выполнение этого задания, и это тренинг . Это особенно важно, если выполненные ДЗ нужны для дальнейшей работы в рамках этого же курса.

Например, если у меня на тренинге по маркетингу участник не успеет сделать ДЗ по позиционированию, ему трудно будет построить линейку продуктов. А если он не построит линейку и не определится с ценами, ему никак не выйти будет на планирование маркетинга. Он увидит, что отстаёт, потеряет мотивацию и не получит результата.

Вот, например, формат одного из наши курсов

Оптимум - 2-3 вебинара в неделю: в зависимости от объёма ДЗ.

Промежуточный формат (обычно его тоже называют интенсивом) - ежедневные вебинары с домашними заданиями. На таком курсе людям нужно отложить все другие дела, прочие рабочие и нерабочие задачи , чтобы успевать. Поэтому такой курс имеет смысл делать только коротким. Например, наш курс проходит в таком формате.

Ещё один новый формат я придумала этим летом и реализовала его на курсе «Продвижение личности в соцсетях» - это одновременно интенсив и длинный курс. Я провела интенсив за выходные для тех, кто предпочитает штурмовую работу. А потом мы порезали материалы интенсива на маленькие уроки и публиковали их ежедневно в течение месяца, а участники делали задание пошагово. Сейчас, пожалуй, я считаю этот формат самым результативным и думаю повторить его с другими моими курсами.

Тренинг-практикум, воркшоп

В этом формате я и работаю на курсах по маркетингу и копирайтингу. Это когда участники не просто делают упражнения, но выполняют некую практическую работу для своего проекта.

Мини-тренинг (мини-курс)

Это программы либо с малым количеством вебинаров (но, в отличие от интенсива, не каждый день), либо с достаточно короткими уроками (и тогда их имеет смысл делать в записи).

Например, в проекте «Мама-райтер» мы сделали мини-курс по саморедактуре текстов .

Короткие форматы

Это разовый вебинар или мастер-класс на 1,5-3 часа.

На нёмобычно дают информацию и помогают освоить определённый навык , иногда этот формат предполагает наблюдение за работой профессионала. Например, на мастер-классе по веб-аналитике можно показать настройку метрики в прямом эфире.

В этом году мы освоили формат вебинара-воркшопа с практической работой студентов не между вебинарами, а во время. Я рассказывала, участники слушали, а затем я делала паузу на выполнение задания в электронной рабочей тетради. Так мы провели мастер-класс по контенту . Я очень довольна результатами, за один день участники сделали основу контент-стратегии . Но моей ошибкой стала попытка дать на вебинаре слишком много информации. Участники устали, поэтому в следующий раз я буду стараться давать меньше - и материалов, и заданий.

Мастер-группа

Так часто называют обычные тренинги . На мой взгляд, мастер-группа - это формат, при котором участники и ведущий/ведущие выполняют определённые шаги вместе . При этом формате может вовсе не быть вебинаров, только задания и примеры выполнения от ведущего. Скажем, я могла бы сделать мастер-группу по запуску тренинга, по итогам которой новый тренинг был бы готов не только у каждого участника, но и у меня.

Ещё одна особенность формата мастер-групп - сильная поддерживающая среда в течение длительного времени. Например, сейчас в моём проекте существует мастер-группа для выпускников курсов по маркетингу. Вместе с коучем они работают над своими проектами в течение 10 недель.

При выборе формата тренинга мы отталкиваемся от того, сколько и какой информации нам нужно дать, что требуется от участников и какой результат они должны получить на выходе.

Тайминг

Обычно слушать вебинар дольше двух часов тяжело. Оптимум - 1-1,5 часа . Иногда делают мастер-классы на 3 часа, тогда желательно предусмотреть перерыв в середине хотя бы на 15 минут. Я сама провожу отдельные мастер-классы продолжительностью 2,5-3 часа с двумя перерывами.

Если нужно провести за один день 4-6 тренинговых часов, то лучше делать два больших перерыва : 30 минут перерыв на кофе + час на обед.

Я ещё пробовала давать дополнительные материалы в записи: кто успел - посмотрел сразу в тот же день, но можно и безболезненно отложить на потом.

Обратная связь

При проведении вебинара тренеру важно не только проверить задание, но и вовремя отреагировать на текущие вопросы участников.

Голосом по скайпу

Это способ связи чаще применяется для дорогих пакетов. Работа голосом воспринимается дороже, чем письменная, хотя времени может занимать меньше. Мы обычно на тренингах анонсируем письменную поддержку, хотя по факту многие кураторы созваниваются со своими студентами по скайпу. Это их собственное решение - им так удобнее.

Скайп также поможет, если ДЗ не надо проверять ежедневно, а достаточно созвона и разговора раз в неделю. Это может быть, например, в растянутых по времени тренингах (2-3-6 месяцев). Как, например, на нашем курсе

Скайп-чат

Создаётся беседа для всех участников тренинга, где они могут что-то обсуждать, тренер комментирует.

Я так никогда не работаю - на мой взгляд, это ужасно ест время. Но, говорят, для психологической поддержки участников и создания командного духа - хорошо. Я же создала группу выпускников тренингов по маркетингу в Фейсбуке и добавляю туда участников уже в процессе тренинга - так они сразу оказываются в дружественной среде, а такого распыления внимания, как на чат, нет.

Письменно по почте

Годный формат для ежедневной обратной связи, для проверки письменных ДЗ и пр. Минус: если большой поток, то письма в почте теряются, можно пропустить. И оповещения, которые постоянно приходят, сильно отвлекают. По почте мы проводили первые тренинги, но уже давно отказались от этого формата.

Письменно на форуме

Такой вариант связи при проведении тренинга применяем мы. Он выглядит не очень красиво, ведь форумы изначально предназначены не для обучения, а для общения. Но нам и участникам удобно.

Мы делаем разделы для каждого тренинга, даём разные уровни доступа (куратор видит всех, участник - только свой и общий разделы). Делаем общий раздел, где выкладываем записи вебинаров + дополнительные материалы. И для каждого участника создаём свой персональный раздел , где он может сам делать подразделы, общаться с куратором и выкладывать ДЗ в формате гугл-документов с доступом на редактирование, чтобы писать мог и куратор тоже. Удобно: всё собрано в одном месте.

Письменно на специальных сервисах

Есть специальные площадки для проведения тренингов, например, Getcourse и подобные. Это платные решения с удобной инфраструктурой, дающей участникам и тренерам много возможностей.

Из бесплатных ресурсов я бы выделила Google Classroom - это бесплатная и достаточно удобная, как все гугловские сервисы, площадка. Плюс: можно прикреплять документы с гугл-диска и таким образом работать в единой экосистеме google.

Поддержка в соцсетях

Раньше я думала, что это подходящий вариант для проведения недорогих тренингов с не очень глубокой проверкой, когда функция тренера/куратора скорее в том, чтобы похвалить. Но этим летом провела курс по продвижению личности в соцсетях, на котором один из пакетов подразумевал обратную связь именно в группе. Мы создали рабочие тетради в гугл-документах, участники выполняли задание там, а в комментариях к постам оставляли ссылки на тетради. Оказалось, что в таком формате вполне можно обеспечивать качественную проверку, особенно если задания даются небольшие.

Сложность: если группа большая, трудно следить за комментариями, есть риск потерять чей-то ответ.

Разбор на вебинаре

Этот способ можно использовать, когда мало участников или есть типичные ошибки, например, есть 5 участников, и разбор каждого ДЗ не более 5 минут. Или если ты можешь разобрать три работы, и все остальные 100 участников всё про себя поймут. В остальных случаях нужна индивидуальная обратная связь.

Формат обратной связи и дедлайны обязательно сразу оговаривать, иначе обязательно окажется так, что кто-то что-то не так понял и, возможно, ожидал, что ты будешь каждый день по скайпу с каждым разговаривать лично.:)

У меня была история, когда я как-то на вебинаре упомянула, что надо уложиться в дедлайн, а если не получается, то возможна работа после тренинга за отдельные деньги. Одна участница после тренинга спросила об этом. Тренинг был по копирайтингу, и я ей озвучила форматы: индивидуальная программа или аудит текстов. Она осталась недовольна, потому что она думала , что должна будет заплатить 1000 рублей за дополнительную неделю. Почему именно тысячу? Неизвестно.

А ещё одна моя студентка почему-то решила, что на тренинге я проверяю не только ДЗ, но и вообще все тексты , написанные в любое время. И прислала мне своё портфолио из 70 (!!!) текстов. В итоге всё решилось мирно, но прецедент был. Повторюсь, все оргмоменты фиксируйте и оговаривайте заранее!

Пакеты участия

Мы обычно выделяем 3-4 пакета.

Можно сделать два. Иногда бывает пять, но в этом случае участникам труднее разобраться. Больше пяти - никогда. Для недорогих тренингов типа введения в тему можно и один.

Вот так выглядят пакеты участников на тренинге «Мама-райтер»

Давайте рассмотрим описание стандартных пакетов для проведения тренинга.

Зритель - участие без обратной связи

Мы как-то попробовали и «Зрителя» делить на два. В том числе был один вариант просто онлайн-участия в вебинарах, мы его делали по принципу «плачу, сколько хочу». В нашем случае всё проходило в рамках благотворительности, но обычно это плохая идея, поскольку занижает ценность тренинга и увеличивает риск копирования и распространения вашей информации. Такой риск в любом случае есть, но хотя бы не за 100 рублей.

Обычно «Зритель» у нас - это пакет с онлайн-доступом к форуму, дополнительным материалам. Можно на форуме задавать вопросы и общаться.

Средний пакет - один или два

Если он один, то это тот же «Зритель» + обратная связь.

Если два, то можно добавлять дополнительные опции.

Скажем, на «Маркетинге для фрилансеров» у нас есть пакет с обратной связью куратора, а ещё пакет с доступом в закрытую группу выпускников (не полноценная обратная связь, но возможность просить совета у «бывалых» и устраивать мозговые штурмы).

Дорогой пакет - VIP

Если все пакеты для тренинга включают личную поддержку тренера, то в дорогой пакет можно добавить:

  • Дополнительную консультацию или несколько.
  • Дополнительное время на обратную связь.
  • Лишний месяц ответов на эпизодические вопросы.
  • Коучинг и так далее.

Если ДЗ проверяют кураторы или идёт неглубокая проверка в стандартных пакетах, то в ВИП-пакет можно включить личную поддержку тренера либо более глубокую обратную связь.

ВИП-пакет должен существенно отличаться по цене от предыдущих, особенно от минимального.

Если сам тренинг состоит из этапов, то продвинутый этап можно никак не делить, он сам по себе ВИП.

Запуск тренинга

Длительность и стоимость запуска зависят от наличия или отсутствия подогретой аудитории.

Можно собрать тренинг сразу, просто разместив информацию на своей странице в соцсети. Это сработает, если нужна небольшая тестовая группа или если у вас огромная лояльная аудитория, которая с радостью купит всё, что вы делаете.

Есть и продажа в несколько шагов: анонсирование бесплатного мероприятия, на котором можно продавать тренинг или приглашать в ранний список.

Время на запуск нужно рассчитывать, исходя из запланированных процедур.

Если делаем открытый вебинар, на котором продаём тренинг, то вебинар нужно запланировать за 5-10 дней до тренинга, и ещё 1-2 недели оставляем на рекламу вебинара (а если это реклама через соцсети, то нужно добавить неделю на тестирование).

Если у нас цепочка: вебинар + ранний список + тренинг, то на ранний список добавим ещё около 3-4 недель.

Ранний список

Так выглядит приглашение зарегистрироваться в ранний список через подписную форму на сайте

Он нужен, если:

  • надо «подогреть» аудиторию (идёт продажа в несколько шагов: рекламируем бесплатный продукт, приглашаем в ранний список, потом нагреваем аудиторию и продаём платный продукт);
  • надо немного подучить аудиторию. Ко мне на тренинги по маркетингу приходят люди по-разному подкованные, и я даю азы в раннем списке, чтобы на тренинге не тратить на это время;
  • надо рассказать о тренинге подробнее. На лендинге трудно уместить всю информацию с нужными подробностями, да и воспринимать её всю сразу будет трудно, а в раннем списке можно выдать её небольшими порциями.

Кстати. Прямо сейчас или после статьи можете забрать в свою копилку полезностей мой вебинар о ранних списках.

Технические средства проведения вебинара

Вебзал

Если вы думаете, как провести вебинар, и вас волнует прежде всего цена, то есть бюджетный вариант - GoogleHangouts . Он бесплатный. Но там неудобно устроен чат: сильно отстаёт. Хорошо, если у вас просто лекция. И не очень хорошо, если интерактив, то есть надо общаться с участниками в режиме реального времени: они пишут, вы отвечаете.

Площадка для интеграции записей и обратной связи

Даже если записи закачиваются, например, на Яндекс.Диск, всё равно нужно единое пространство, где они все будут собраны. Иначе кто-нибудь что-нибудь потеряет у себя в почте, придётся постоянно напоминать и искать.

Это может быть гугл-документ. Минус - трудно общаться, можно только хранить ссылки.

Программа для записи вебинаров

Да, все площадки сами делают запись. Но, как показывает практика проведения вебинаров, иногда они пишут плохо. Например, без звука или вообще падают. Поэтому мы всегда делаем дублирующую запись, используем Camtasia Studio.

Дублирующий интернет

Желательно, чтобы он был. Сейчас, когда есть возможность раздавать себе интернет с телефона, ситуаций, когда тренер остался без интернета, практически не бывает.

Модератор

Обязательно при проведении тренинга нужен помощник, который будет следить за тем, чтобы всем приходили напоминалки о вебинарах, записи, чтобы решались технические вопросы и тому подобное. Без помощника тренер тонет в текучке и у него не остаётся ресурсов на основную работу.

Инструкция для слушателей

Очень важный пункт! Обязательно включите его в свою напоминалку о том, как провести тренинг.

Всем надо рассказать, что и как делать на тренинге. Мы даём инструкцию со скринами по доступу на форум, инструкцию по использованию вебзала и ещё инструкцию по гугл-документам. Это нужно для того, чтобы самые технически непродвинутые разобрались. Иначе есть вероятность, что они потратят энергию в начале тренинга на освоении форума и испортят себе боевой настрой.

Это минимальная информация, которая вам поможет подготовиться к запуску и проведению тренинга. Конечно, есть ещё много других нюансов, от которых зависит успех проведения вебинара. О чём-то мы уже рассказывали, о чём-то ещё расскажем. А если у вас уже сейчас есть вопросы, пишите в комментариях.

В жизни у любого человека когда то наступает момент, когда все происходит в первый раз и с этим непременно начинает накапливаться опыт. Такая ситуация может сложиться, к примеру, у новоиспеченного школьного психолога, когда директор неожиданно просит о проведении тренинга.

Специалист, только еще начинающий свою трудовую деятельность, к поставленной впервые задаче, бывает не всегда готов. В случае такой необходимости не стоит начинать подготовку с изучения чужого наработанного материала. Только собственный подход в проведении

психологического тренинга является выходом из сложившейся ситуации. Если говорить более конкретно, то начните с определения тематики и целенаправленности тренинга. Скорее всего, вашего руководителя заинтересует какой то возникший вопрос, касающийся всего коллектива школы. Самой распространенной причиной проведения собраний и тренингов становится тема сплочения коллектива, когда все педагоги разобщены, или не выдерживают эмоциональных перепадов. Исходя из этого, можно сформулировать как тему, так и цель. Тренинг оценка персонала поможет дать правильную оценку компетенции сотрудников.

Чтобы тренинг не казался скучным, покажите как можно увереннее свою личную заинтересованность в этом вопросе. Важно также составить список лиц педагогического состава, которые будут участвовать непосредственно в тренинговой группе. Самым оптимальным вариантом будет группа участников от 5 до 15 человек. Составьте план по количеству занятий и времени по их продолжительности. Четко сформулируйте задачу проводимого вами тренинга. К примеру, если говорить о первой цели, то задачей является умение взаимодействовать друг с другом и устанавливать конструктивные взаимоотношения. Психологическая техника должна быть подобрана соответственно. Можете воспользоваться уже известной вам психологической технике, но самым наилучшим образом на слушателя подействует группа упражнений, разработанная вами самостоятельно с учетом различной их направленности (вербальная, образная, активная, двигательная). Каждый день занятий должен быть прописан в вашем окончательном сценарии. Не маловажное значение имеет работа над собой. Способность донести невербальную и вербальную информацию каждому из слушателей приведет напрямую к успеху.

Тренируйте перед зеркалом мимические образы и правильность изображения заинтересованности, удивления, испуга, радости и другие мимики, учитывая тон, громкость голоса, темп и тембр речи. С их помощью научитесь выделять ключевые фразы и выражения. Контакт глаз нужно учиться удерживать как с группой в целом, так и с подгруппами из 3 - 5 человек, а также с каждым из участников. Ваш внешний вид не должен быть броским, важна опрятность и аккуратность. Первое занятие должно быть основано на принципах формирования правил группы. В группе свое мнение должен выражать каждый, а ваша задача в этот момент состоит в том, чтобы следить за активностью группы в целом, учитывая эмоциональное состояние каждого и обратную связь с группой. Атмосфера должна быть доверительной и для этого вы должны объявить участникам группы, что каждый из них может говорить только правду, а общение, в целом, должно быть на «ты».

Слушатели должны знать о конфиденциальности проводимых вами психологических тренингов, то есть, то, что происходит между участниками группы на занятиях, не должно выносится в свет и оставаться только между ними. Занятие заканчивайте рефлексией. Каждый из участников должен высказать свое мнение о том, что он узнал, приобрел и понял за этот день. Следующее занятие начните с вопросов о том, что интересного, нового или смешного произошло у участников группы. Если участники желают самосовершенствоваться, начали анализировать поступки, совершенные ими, обязательно поощряйте их. Последнее занятие в группе посвятите тому, что после тренинга участникам стоит воздержаться от совершения поступков, которые совершаются необдуманно.

Любая программа тренинга состоит из мини-лекций и различных упражнений. И типов упражнений всего пять. В прошлой статье мы подробно рассмотрели упражнения-разогревы. А сегодня также подробно разберем основные упражнения .

Ещё их называют тематическими.

  • Это упражнения, которые непосредственно тренируют те умения, за которыми участники пришли на тренинг.

Это главные упражнения в тренинге. Отсюда и их название. На тренинге ораторского мастерства - это упражнения, формирующие умение выступать на аудитории, умение правильно жестикулировать, умение отвечать на сложные вопросы. В тренинге продаж - это упражнения, вырабатывающие умение выяснять потребности, использовать воронку вопросов, работать с возражениями и т. п.

  • В навыковом тренинге (задача которых, как раз, вырабатывать необходимые умения) именно основные (тематические) упражнения должны занимать наибольшую часть времени тренинга. До 70% от общего времени.
  • У мотивационных тренингов задача иная - создать у участников мощную мотивацию к изменениям, сформировать у них важные осознания о себе, о взаимоотношениях, о мире. Такие тренинги могут содержать совсем мало основных упражнений, а порой и вовсе обходиться без них.

Как узнать основное это упражнение или нет? Легко. Нужно просто задать себе вопрос: какое умение оно тренирует? Если умение не тренируется - значит это не основное упражнение.

Важное условие для основного упражнения - оно должно быть построено так, чтобы в нем успели поработать все участники тренинга . Основное упражнение, где потренировались лишь несколько человек из группы - недопустимо. Ведь все участники в равной степени имеют право получить те умения, за которыми пришли на тренинг.

Поэтому основные упражнения чаще всего проводятся в парах или тройках...

И ещё в мини-группах по 4–6 человек. Эти конфигурации как раз позволяют сделать так, чтобы отработать умение успели все участники тренинга.

Например, мы проводим тренинг ораторского мастерства, и хотим, чтобы каждый участник вышел перед группой и сказал зажигательную речь на 3 мин. Допустим, у нас на тренинге 16 участников. Если каждый будет выходить на общий круг и выступать, это займет у нас более 2-х часов: 3 мин. на выступление плюс 5 мин. на обратную связь (ведь многие захотят высказаться, все-таки тренинг ораторского мастерства), итого 128 минут на группу да плюс ещё легендарное «то да сё»…

Обычно, проводя тренинги, мы стараемся успеть как можно больше, и времени традиционно не хватает. Упражнение на 2–2,5 часа - роскошь. Да и ещё важный момент - группа заскучает, энергетика, вовлеченность и мотивация участников сильно «просядет», если мы будем 2 часа делать одно и то же.

Каков же выход? Выхода целых два:

  • Сократить количество выступающих. Мы предлагаем выступить 4–5 «самым смелым». Для них - опыт огромный. После анализа плюсов и минусов каждого выступления переходим к мини-лекции об инструментах эффективного и зажигательного выступления. Хороший вариант! Просто это будет уже не основное упражнение, потому что большинство группы в нем ничего не потренировало.
  • Разделить участников на мини-группы. Например, 4 «самых смелых» участника выступают на общую группу, им дается развернутая обратная связь под управлением тренера. Затем мы формируем 2 команды, в каждой из которых должны оказаться по 2 уже выступивших человека (пусть они будут «капитанами команд») и по 6 ещё не выступивших участников. Теперь в мини-группах необходимо продолжить работу так, чтобы выступили все. «Капитаны» организуют процесс и качественную обратную связь. Тренер подходит то к одной, то к другой команде, помогая в обратной связи.

Что мы имеем во втором варианте:

  • Время сокращается с 2 часов до 1 часа 20 минут.
  • При этом умение тренируют все участники.
  • Тонус и включенность участников на гораздо более высоком уровне, т. к. они работали самостоятельно, были вовлечены, задействованы.
  • Плюс мы дали возможность активным участником проявиться в роли «капитанов команд», что хорошо для групповой динамики, т. к. ускорит распределение ролей в группе. Но это уже совсем другая история… И её мы обязательно разберем в наших последующих статьях.

Если нужно ещё сократить время - значит, даем выступить 3–4-м активным участникам, затем формируем 3 команды, в каждой из которых будет по 4 не выступавших участника. По времени получаем примерно 1 час. И все выше перечисленные плюсы сохраняются.


Делать более 3-х команд в рамках наших условий (16 участников) уже не оправданно. Потеряется ощущение выступления перед аудиторией, если перед вами будет сидеть только 2–3 слушателя. Здесь тренеру всегда нужно искать разумный компромисс, чтобы и нагрузка на участников сохранялась, и время экономилось.

Основные упражнения - это масштабные, длительные упражнения. Часто они занимают от 30 минут до 1,5 часов. Поскольку каждый участник должен хорошенько проработать то умение, которое закладывается в данном упражнении, то каждому нужно дать достаточно времени , чтобы не приходилось торопиться. И так же важно дать достаточно времени на обратную связь , ведь она в основных упражнениях не менее ценна, чем сама отработка.

Когда коллеги приносят мне свои новые программы тренингов с просьбой посмотреть, внести правки и я вижу, что на основное упражнение отведено 10–15 минут - это сразу вызывает у меня сомнения. Ну не бывает так)). Или умение выбрано ну уж слишком мелкое. Или дано недостаточно времени на проработку. Или же участвуют в итоге не все…

Откуда же брать основные упражнения?

Здесь есть хорошая новость - их достаточно легко создавать самим! Просто берем ситуации, кейсы из жизни, связанные с темой нашего тренинга и перекладываем их на упражнения. Посоздаем?

  • Тренинг продаж? Пусть это будет упражнение в парах. Один - продавец, другой - покупатель. Продавцу нужно продать предложенный нами товар покупателю согласно той схеме, которую мы дали. Например, мы только что изучили, как строить воронку вопросов для выяснения потребностей клиента. Задача продавца: используя данную «воронку» совершить продажу.

Сколько дать времени на работу? Поскольку «воронка» новая, участникам придется внимательно думать, подбирать нужные слова, поэтому времени нужно дать немало. Например, 7–10 минут на работу в одну сторону. Выбор времени, конечно же, зависит и от сложности товара.

Сразу после того, как время на «продажу» завершилось, обязательный компонент - обратная связь внутри пар. Это крайне важно. Обратная связь дает возможность «продавцу» отрефлексировать свою работу, проговорить свои ощущения, не накапливая их. Обратная связь позволяет обоим участникам в паре закрепить понимание воронки вопросов.

  • Упражнение, проведенное без обратной связи (сразу после завершения «продажи») теряет в своей эффективности до 50%!

Как лучше построить обратную связь в основных упражнениях?

1. Сначала всегда лучше дать высказаться тому, кто «продавал»: Какие ощущения? Насколько эффективной получилась «воронка» на его взгляд?

2. Затем дать возможность высказать «покупателю» свое мнение: Была ли эффективно использована «воронка»? Что получилось хорошо? На что ещё стоит обратить внимание и доработать?

3. Если мы планируем выводить обратную связь на общий круг, то сначала лучше дать возможность участникам высказаться внутри пар, а только потом уже выводить её на всю группу.

Но вернемся к созданию основных упражнений. Так же легко придумывать основные упражнения и для любой другой темы тренинга:

  • Тренинг влияния? Пожалуйста. Ищем кейсы из жизни, где важно умение влиять. Участники в парах. Одна сторона - водитель, который нарушил правила, потому что очень торопится в аэропорт. Вторая сторона - гаишник, который его остановил. Водителю важно убедить гаишника отпустить его как можно скорее и без штрафов.

Спрашиваем себя, где ещё в жизни есть яркие случаи влияния? Например, один из пары - чиновник, который может дать нужную справку, а может и не дать её (решение будет принимать он). Задача второго - убедить чиновника за 7–10 минут такую справку выдать.

  • Тренинг межличностных отношений в паре? И мы хотим научить участников договариваться. Отлично! Значит, один будет играть роль супруга, второй - супруги. И им нужно за 10–15 минут договориться: они будут покупать машину (желание супруга) или новую мебель в кухню/шубу (желание супруги). Сумма денег ограничена - или то, или другое, пол машины и пол шубы - нельзя:-) . Договариваемся!


Конечно, логично ставить основные упражнения после мини-лекции , в которой вы дали некую схему, которую и нужно отработать в данном упражнении. В наших примерах мы дадим перед основными упражнениями схему «воронки вопросов», «алгоритм эффективного убеждения» и мини-лекцию о том, «как легко договориться в паре». Кстати, о том, как делать сильную, запоминающуюся мини-лекцию мы тоже поговорим в одной из последующих рассылок.

Как видите, создавать основные упражнения для тренинга достаточно просто. Если же вы захотите добавить в свою копилку готовые и "вкусные" основные упражнения, вы всегда можете приобрести их в нашем разделе «Упражнения для тренингов». Ставьте фильтр «основные упражнения» и выбирайте то, что вам нужно!

А нам осталось рассмотреть ещё 2 профессиональных тренерских момента:

  • Пары или тройки? Что выбрать?

Все наши упражнения можно провести и в тройках. Тогда третий будет играть роль «наблюдателя».

В чем плюсы и минусы наблюдателя? Он как человек, не вовлеченный в процесс продажи, даст более объективную и более глубокую обратную связь. Это плюс. Потребуется в 1,5 раза больше времени, чтобы поработали все. Это минус (хотя иногда и плюс:-)). Поскольку все участники тройки пройдут 3 круга продажи, то умение освоится на гораздо более устойчивом уровне. Это несомненно плюс!

Итак, работа в тройках (по сравнению с парами) дает более глубокий уровень проработки, формирует более устойчивое умение, но требует больше времени.

Ещё стоит учесть, что работа в тройках требует определенного уровня доверия в группе. Просто «продать товар коллеге» или «продать товар, когда за твоей продажей следит наблюдатель» - для большинства участников тренинга это «две большие разницы».

Поэтому на первых этапах тренинга лучше давать работу в парах. Работа в парах быстрее всего формирует доверие в группе. Когда доверие сформировано, и участники готовы открыто работать - даем основные упражнения в тройках.

Какой товар продавать в рамках основного упражнения?

Здесь есть 2 основных варианта: строить продажу на реальном товаре - том, который участники продают в жизни. Или на нереальном для них товаре, с которым они в жизни не работают.

Многие тренеры выбирают всегда работать на реальном товаре. И ошибаются. Ведь освоить новый способ действия на реальном товаре - гораздо сложнее! Очень много «хвостов», прошлого опыта, который тянет к привычному способу продажи, участники «скатываются» в то «как делали всегда», а не тренируют ту схему, которую предложил тренер.

Чем сложнее умение, чем важнее нам, чтобы участники его правда освоили - тем лучше делать это на «нереальном» для них товаре!

Обычно они продают автомобили? Значит, пусть в основном упражнении продают телефоны. Или пусть продадут друг другу банку кофе по предложенной вами схеме.

Кстати, чем необычнее «нереальный товар», тем сильнее это повышает вовлечённость, энергетику участников, их интерес к упражнению.

Например, задача «продать лысому расческу» или «эскимосу снег» обычно помогает не только потренировать умение, но и сильно бодрит участников.

Конечно же, освоив новое умение на нереальном товаре, обязательно нужно потом перенести его на реальный товар, дать возможность участникам переложить его на свою специфику.

Поэтому на важное умение опытные тренеры часто дают 2 основных упражнения:

  • Первое - попроще. В парах и на нереальном товаре.
  • Второе - посложнее. Например, в тройках и на реальном товаре.

И тогда умение действительно формируется! И наши тренинги становятся по-настоящему эффективными!

Ну, пора бы уже заканчивать...Так много хочется сказать, что никак не получается писать короткие статьи)). Давайте «на сладкое» рассмотрим пример реального основного упражнения для тренинга продаж.

Тренер в мини лекции знакомит группу с технологией грамотного предложения ЧПВ:

  • Черты (красный)
  • Преимущества (ярко, выделяется из других)
  • Выгоды (на вас будут обращать внимание)

Далее дает упражнение, назовем его «Звёздный час»:


После того как мы узнали об алгоритме предложения ЧПВ, логичным будет отработать его, что называется, на «кошках». Кошками в нашем случае выступят пластиковые стаканчики.

Каждой команде необходимо придумать максимальное возможное количество цепочек ЧПВ на пластиковый стаканчик. На эту работу дается 10 минут.

Дальше мы с вами сыграем в аналог некогда существовавшей популярной детской передачи «Звёздный час». Одна команда называет свою цепочку ЧПВ, другая должна назвать свою. И так, по - очереди, пока список или фантазия не иссякнут. Интерес в том, что цепочки всегда должны быть новыми и повторять уже названные цепочки, в том числе названые другой командой нельзя.

Но я надеюсь, все понимают, что черта может быть одна, а выгод и преимуществ из этой черты может быть несколько и соответственно на одну черту можно построить несколько цепочек ЧПВ.

Группы по - очереди называют цепочки ЧПВ, пока они не иссякнут. Тренер комментирует цепочки, если в них есть неточности (например, перепутаны преимущества и выгоды) исправляет, подсказывает.

Время на все упражнение: около 30 минут.

Необходимые ресурсы: пластиковые стаканчики по числу групп.

  • Это основное упражнение? Да.
  • Какое умение оно тренирует? Составлять цепочки по схеме ЧПВ.
  • Участвуют все? Да, в обсуждении и выработке цепочек участвуют все в мини-группах.
  • На реальном или нереальном товаре построено упражнение? На нереальном (пластиковых стаканчиках). А значит, схема ЧПВ усвоится быстрее, а само упражнение пройдет бодро и энергично.

После этого упражнения уместно было бы дать ещё одно основное упражнение на тренировку ЧПВ уже на реальном товаре, чтобы закрепить умение и интегрировать его в ситуацию участников.

Вот у нас уже рождаются и целые кусочки тренингов!

Как подготовить и провести тренинг: инструкция для hr-менеджера (Мамонов Е.)

Дата размещения статьи: 18.03.2015

Внутренние бизнес-тренеры всегда востребованы на рынке труда. Чтобы проводить тренинги, нужно иметь специальную подготовку. Но любой сотрудник кадровой службы может стать тренером самостоятельно. Главное - знать принципы и приемы ведения групп и постоянно практиковаться. Раскроем структуру планирования тренинга на примере тренинга продаж.

Менеджеры по персоналу чаще являются организаторами обучения, нежели непосредственными его исполнителями. Это связано с тем, что нанимать внешних специалистов на нерегулярной основе выгоднее, чем создавать собственный учебный центр. Но ситуация меняется. Организации растут, количество сотрудников увеличивается, и однажды предприятию понадобится свой тренинг-менеджер или бизнес-тренер. Можно, конечно, нанять специалиста, но лучше менеджеру по персоналу обучиться самому. Тем более в технологии преподавания и проведения тренингов нет ничего сложного. Для hr-менеджера переход на позицию бизнес-тренера означает карьерный рост и повышение материального дохода, потому что заработная плата тренеров выше, чем рекрутеров или инспекторов по кадрам.

Тренинг считается самым эффективным методом обучения. Предполагается, что, в отличие от лекционной и семинарской форм работы, он позволяет получать навыки, а не только запоминать информацию. Действительно, на тренингах довольно много времени посвящается именно практическим действиям - упражнениям, ролевым играм, дискуссиям. Но самое главное - это особая учебная структура. На обычных уроках учителя тоже дают практические упражнения. К примеру, на языковых курсах активно используется метод дискуссии, работа в подгруппах и т.д. Но тренинг становится тренингом благодаря определенной последовательности этапов. Обычно их семь:
1. Подготовительный.
2. Знакомство.
3. Активизация.
4. Проблематизация.
5. Обучение.
6. Закрепление.
7. Обратная связь с заказчиком.
Этапы должны проходить именно в такой последовательности. Подобным образом поддерживается оптимальный уровень мотивации участников. Рассмотрим все этапы подробнее.

Подготовительный этап

Внутренний бизнес-тренер планирует содержание обучения исходя из пожеланий заказчика. Это чаще всего руководитель подразделения - начальник отдела продаж, если мы проводим тренинг для менеджеров по работе с клиентами. Как правило, заказчики не называют конкретные умения и навыки, которым нужно учить. Обычно запросы звучат так:
- нужно, чтобы подчиненные работали быстрее;
- они должны очень хорошо продавать;
- у них должен появиться азарт;
- подчиненным следует лучше соображать и т.д.
Далее тренеру предстоит перевести запрос знаний, умений, навыков и придумать конкретные темы обучения. Два основных вопроса, которые важно прояснить до тренинга:
1) каким должен быть результат обучения (чему обучать);
2) как оценить результат обучения.

Пример. Прояснение результата обучения.
Руководство сети мебельных салонов заказало внутреннему тренеру провести серию тренингов продаж для персонала. Программу было решено каждый раз адаптировать под конкретную торговую точку, потому что администратор магазина лучше знает, какие пробелы в знаниях есть у сотрудников.
Директор магазина Сергей В. сформулировал конечный результат таким образом: "Мне надо, чтобы они больше продавали". Бизнес-тренер Алексей В. ответил, что продажа включает в себя несколько этапов - установление контакта, презентацию, работу с возражениями и т.д., поэтому необходимо конкретизировать, на чем сделать акцент.
Директор магазина считал, что продавцы боятся проявлять инициативу и первыми начинать общение с клиентами. Тренер и руководитель решили, что работников нужно вооружить соответствующими техниками. В то же время сотрудники испытывали трудности на всех этапах общения с покупателями.
В результате было решено провести классический тренинг продаж для продавцов розничного магазина.

Очень важно договориться о том, как измерять результаты обучения. Это необходимо и для тренера, и для заказчика. Порой случаются неприятные ситуации, когда тренер выполнил работу, но руководитель недоволен. При этом объяснить суть претензий он толком не может. Лучше заранее договориться о критериях эффективности обучения.

Продолжение примера. Оценка результатов обучения.
Алексей предложил измерять уровень теоретических знаний продавцов до и после тренинга с помощью стандартизированного профессионального теста, куда вошли задания такого типа (пример вопроса):
1. Как задавать вопросы, выявляя потребности покупателя (выберите правильный вариант)?
А. Очень быстро, чтобы не дать покупателю усомниться в качестве товара.
Б. Сначала задавать открытые вопросы, затем - закрытые.
В. Нужно требовать от покупателя конкретные характеристики товара (толщину столешницы, цвет и пр.). Если он не может определиться, то не стоит тратить на него времени.
Г. Задавать вопросы не нужно, это только отвлекает покупателя от принятия решения.
Подобные задания в тесте затрагивали каждую тему тренинга продаж. Вопросник помог выявить пробелы в знаниях. Результаты опроса тренер представил в виде таблицы:

Фамилия И.О.

Процент правильных ответов

Ветров С.А.

Куропаткина С.С.

Любимова Е.Г.

Семенова К.Д.

Туркаева Н.Н.

В качестве дополнительного показателя эффективности обучения решили использовать другой индикатор - конверсию по магазину. Директор жаловался, что продавцы не подходили к покупателям, не проявляли активности, а конверсия косвенно позволяет определить, стали ли сотрудники после тренинга проявлять больше внимания к клиентам. Задача продавца - превратить посетителя в покупателя. Чем больше покупателей, тем больше пробивается чеков на кассе. Поэтому конверсия рассчитывается следующим образом:

Конверсия = Количество чеков / Количество посетителей x 100%.

Произвели расчеты. Оказалось, что средняя конверсия за неделю работы составляет 40%. Это означает, что покупателем становится каждый четвертый посетитель. Остальные заходят в магазин, но покупок не совершают.

Не надо обсуждать с заказчиком конкретные методические приемы. Некоторые внутренние тренеры с целью "набить себе цену" начинают говорить том, что они проводят ролевые игры со скрытыми мотивами и дискуссии в подгруппах, перечисляют разные приемы. Такие заумные разговоры, как правило, вызывают негативные реакции. Руководитель может раздражаться, не понимая сути педагогических приемов, либо начинает вникать в детали, дает советы. Иногда заказчики контролируют работу тренера, например, опрашивая своих сотрудников, сделали ли они упражнение, которое тот посоветовал провести.

Этап знакомства

Этап знакомства - это уже начало работы учебной группы. Работа внутреннего тренера (да и вообще любого бизнес-тренера) имеет интересную специфику. Условно эту профессию можно отнести к сфере обслуживания. Тренер оказывает определенные услуги другим людям, так же как парикмахер, водитель такси, преподаватель. Но сам процесс работы сильно отличается. К примеру, задача парикмахера - сделать прическу так, как хочется клиенту. А вот цель работы тренера - удовлетворить и клиента (участника учебной группы), и заказчика. Тренинг оценивают и те и другие, а критерии эффективности у них различаются.
У участников обучения есть собственное понимание того, что такое эффективный тренинг. На стадии знакомства тренер рассказывает о том, чему посвящен тренинг и каковы его цели. Одновременно ведущий выясняет, совпадает ли видение целей участников тренинга с мнением заказчика.

Продолжение примера. Знакомство.
Когда участники тренинга сели в круг, бизнес-тренер Алексей сообщил, что цель занятий - повышение уровня знаний в области продаж. Он озвучил мнение руководства о том, что продавцы неинициативны, не владеют техниками начала разговора и в целом плохо знают этапы продаж. Тренер также сообщил результаты профессионального тестирования.
В ответ сотрудники стали говорить о том, что они опытные продавцы, а начальство "само не знает, что делает". По их мнению, на рекламу выделяется мало средств, поэтому продажи не растут, а профессионализм персонала не имеет к росту продаж никакого отношения. Кроме того, они предложили тренеру повлиять на руководство компании, чтобы им наконец-то повысили заработную плату. В этом случае, обещали они, продажи непременно возрастут.

Информация, полученная во время знакомства, служит тому, чтобы в ходе тренинга расставить акценты. Самое главное, что узнает ведущий, - отношение, с которым пришли участники.
Иногда группа относится к процедуре обучения лояльно. Это происходит в том случае, если сотрудникам заранее сообщили о тренинге, объявили цели и задачи. Но бывает по-другому, когда людей "согнали" на обучение со словами "идите, пусть вам там мозги вправят". Здесь тренеру нужно быть осторожным и планировать содержание занятий таким образом, чтобы скорректировать негативную установку группы.

Этап активизации

Знакомство длится час-полтора. После того как цели выяснены, тренер вводит участников в тему. В зависимости от подготовки и состояния сотрудников возможны разные варианты активизации.
Иногда группу могут сразу "бросить в бой". В этом случае тренер дает практические упражнения, где надо применять все свои навыки. Обычно это практические упражнения, близкие к реальной работе. При этом в ролевых играх моделируются достаточно сложные ситуации. На тренинге управленческих навыков иногда моделируют "тяжелый разговор" с недисциплинированным подчиненным, на тренинге продаж - беседу со сложным клиентом.
Но чаще используется более мягкий вариант - групповая дискуссия, обсуждение с модерацией. Очень часто тренеры показывают видео, где человек попадает в сложную ситуацию, связанную с профессиональной деятельностью, и совершает ошибку за ошибкой.
На этапе активизации участники должны рассмотреть, какие пробелы бывают в работе в целом, какие недочеты встречаются в их деятельности. Речь пока не идет о собственном неэффективном поведении каждого сотрудника.
Этот этап тренинга похож на другие формы обучения. Например, преподаватели часто начинают лекции с освещения круга задач, которые стоят перед их дисциплиной.

Продолжение примера. Активизация.
Бизнес-тренер Алексей выбрал "мягкий" вариант введения в тему. Во-первых, продавцы показали низкий уровень теоретических знаний, а во-вторых, они не осознавали себя ответственными за уровень продаж в магазинах. Такое сочетание диагностических данных говорит о том, что если группе дать серьезное задание, есть риск, что многие не справятся. Плюс ко всему может возникнуть недоверие к методу работы, а это вызовет снижение мотивации.
Бизнес-тренер провел дискуссию на тему "Что мне помогает и что мешает продавать". Вся группа разделилась на подгруппы по 3 - 4 человека. Затем представители каждой подгруппы перечисляли, какие факторы помогают, а какие мешают в личных продажах. Результаты были записаны тренером на лист бумаги на флипчарте.
После дискуссии Алексей обратил внимание участников на то, что успешность продаж зависит от действий продавца. И еще раз, уже опираясь на материал дискуссии, подчеркнул, что во время тренинга будут оттачиваться те навыки, которые нужны именно участникам. "Вы указали, что важно не перебивать клиента, а в тренинге этому посвящен целый модуль - "техники выявления потребностей", - сказал бизнес-тренер.
Таким образом, удалось снять первоначальное негативное отношение к обучению, которое было диагностировано во время знакомства.

Этап проблематизации

На предыдущей стадии участники поняли, каким будет содержание тренинга, освоились с методом. Теперь они должны осознать собственные навыки. Как правило, люди считают, что они никогда не совершают ошибок и знают все, что им нужно. Непризнание собственного несовершенства мешает созданию учебной мотивации. Разве можно научить чему-нибудь идеального сотрудника? Конечно, нет. Поэтому человеку нужно показать, что он многого не знает, обозначить границы личной некомпетентности.
На этом этапе тренер действует жестко. Его задача - обнажить индивидуальные пробелы в знаниях и навыках. Это центральный момент тренинга. Для семинарской или лекционной форм работы не характерна концентрация на навыках каждого ученика. Там достаточно поговорить о проблемах, выяснить мнения, заслушать доклады.
На этом этапе тренеры обычно проводят ролевую игру, где задание довольно сложно выполнить. Для этого вводится так называемый скрытый мотив. Участник должен, применяя свои навыки, выполнить профессиональную задачу. В тренингах продаж надо сделать условную продажу, на занятиях по управлению - убедить подчиненного выполнить работу и так далее. Участникам, играющим роль клиентов или подчиненных, разъясняется условие, при каких действиях активного участника они показывают желаемое поведение (купят, пойдут на уступки, войдут в положение).
После игры тренер обеспечивает обратную связь, рассказывая о том, какие действия помогали, а какие мешали выполнить задачу. При этом отрицательная обратная связь составляет около 60%, а положительная - примерно 40%. Это один из ключевых моментов тренинга. Если акцентировать внимание только на недостатках поведения, то участник может уйти в "глухую оборону", начав вести себя негативно по отношению к тренингу и тренеру. Либо настолько упадет духом, что перестанет проявлять какую-либо активность.

Продолжение примера. Проблематизация.
Алексей предложил сыграть в ролевую игру "Продажа трудному клиенту". Действия записывались на видеокамеру. Участники продавали кухонную стенку в мебельном салоне. В качестве "трудного" клиента выступил сам тренер. Он соглашался на "покупку", если продавцы угадают его истинный мотив (подарок коллеге) и правильно проведут презентацию. Участники сделали несколько типовых ошибок.
Во время просмотра видеозаписи бизнес-тренер обратил внимание на то, что продавцы не дослушивают, перебивают, пытаются учить покупателя и в результате делают неграмотную презентацию. На видео это было очень заметно.
Алексей указал каждому, над чем нужно работать.

Этап обучения

Когда группа подготовлена к получению информации и жаждет получать новые знания и навыки, можно переходить собственно к обучению. Оно включает в себя разные модули (темы), а каждый модуль изучается по схеме "информация - отработка - действие".
Сначала бизнес-тренер дает теорию (информация), затем участники практически занимаются в подгруппах - "двойках", "тройках" либо в режиме дискуссии (отработка), а после этого проводится ролевая игра (действие). В конце тренинга обычно запускается итоговая ролевая игра, где отрабатываются навыки по всем изученным темам.
На этапе обучения положительная обратная связь превалирует над отрицательной. Другими словами, тренер должен "ловить" позитивные моменты и фиксировать их. Если продолжать проблематизировать группу, то снизится мотивация. Участники перестанут доверять "привередливому" тренеру.
Указывать на ошибки нужно мягко. Допустим, участник тренинга, говоря о свойствах товара, неточно рассказал о преимуществах и выгодах покупки. Тренер должен показать, как презентация будет выглядеть более эффектно, привести конкретные фразы, слова.

Продолжение примера. Обучение.
Для продавцов магазина этап обучения выглядел следующим образом:

Учебный модуль

Установление контакта

Информация

Дистанция, психологическое пространство. Значение улыбки, как правильно улыбаться. Обращение к клиенту по имени

Отработка

1. Упражнение на понимание готовности к вступлению в контакт "Любит - не любит".

2. Упражнение на установление дистанции.

3. Установление контакта глазами "Поймай взгляд"

Действие

Мини-ролевая игра "Есть контакт!" - вступить в общение с неразговорчивым покупателем

Выявление потребностей

Информация

Классификации потребностей. Закон скрывания потребностей. Техники активного слушания

Отработка

1. Игра "Угадай потребность".

2. Работа в подгруппах на использование техник активного слушания.

3. "Угадай потребность" в командах

Действие

Ролевая игра "Забывчивый покупатель". Надо помочь клиенту "вспомнить", что и для чего он хочет купить

Презентация товара

Информация

Технические характеристики и потребительские свойства - разница. Схема "потребность - эффект - аргумент"

Отработка

Дискуссия с модерацией, составление "Карты эффектов мебели"

Действие

Мини-презентация "Выступление на выставке"

Работа с возражениями

Информация

Истинные и ложные возражения. Приемы обработки возражений

Отработка

1. Упражнение с мячиком "Возражение - ответ".

2. Письменное упражнение. Составление ответов на возражения по качеству мебели

Действие

Ролевая игра "Возврат товара"

Завершение продажи

Информация

Учебный видеофильм "Завершение сделки"

Отработка

Дискуссия "Применение техник завершения продажи". Результаты зафиксированы в виде таблицы "Ситуация. Техника"

Действие

Ролевая игра "Продажа на выставке"

Финальное действие

Ролевая игра "Продажа в магазине". Классическая ситуация общения с клиентом. Участникам тренинга надо применить все знания и навыки, полученные на тренинге

Этап закрепления

После того как обучение завершилось, нужно сделать так, чтобы все знания, полученные на тренинге, были зафиксированы. Во-первых, руководство может опросить сотрудников на предмет того, какие самые важные идеи они вынесли из тренинга. Во-вторых, работники сами для себя должны понять, что им дало обучение. Таким образом формируется положительное отношение к тренингу как к форме подготовки персонала.

Продолжение примера. Закрепление.
Бизнес-тренер предложил два закрепляющих упражнения. Первое - упражнение на осознание опыта "Что важнее всего в продажах". Участники молча, по очереди, подходили к флипчарту и записывали фактор, который способствует успешным продажам ("Выдержать паузу", "Говорить на языке клиента", "Говорить эффектами" и т.д.). Затем тренер сфотографировал записи и разослал на электронную почту участникам.
Второе упражнение - "Чемодан". Один участник выходил за дверь, а группа обсуждала, какие два качества ему помогают продавать, а какие мешают. Результаты обсуждений заносились на листок бумаги. Этот листок затем вручался каждому. Таким образом, у всех появилась информация о своих сильных и слабых сторонах.

Иногда по окончании работы группы тренеры проводят общую дискуссию на темы "Что нового я узнал на тренинге", "Главные выводы" и подобные им. Высказывания участников фиксируются и высылаются каждому письмом по электронной почте. Таким образом, у каждого есть "выжимка" знаний, результат тренинга.

Обратная связь с заказчиком

Тренинг начинается с работы с заказчиком и заканчивается представлением ему результатов.

Продолжение примера. Обратная связь.
Через два дня после тренинга было проведено повторное тестирование. Спустя неделю после занятий измерили конверсию и результаты представили заказчику.

Фамилия И.О.

Процент правильных ответов до тренинга

Процент правильных ответов после тренинга

Ветров С.А.

Куропаткина С.С.

Любимова Е.Г.

Семенова К.Д.

Туркаева Н.Н.

Средняя конверсия за неделю работы = 76%.
Очевидно, что уровень теоретических знаний значительно вырос, и это свидетельствует об эффективности тренинга. Улучшилось и качество обслуживания, оно отразилось на конверсии. Таким образом, бизнес-тренер Алексей выполнил свою задачу.

О чем нужно помнить, планируя тренинг?
Первое. Результаты работы обсуждаются с заказчиком до тренинга и "оцифровываются". Руководство не любит, когда обучение проводится ради обучения. Руководство ждет бизнес-результаты - рост продаж, выполнение плана. Поэтому в качестве критериев эффективной тренинговой работы должны быть не только знания, но и показатели обслуживания, продаж.
Второе. В тренинге этапы следуют один за другим, пропускать их нельзя, иначе "сломается" динамика тренинга. Если, например, пропустить этап знакомства, то участники не включатся в тренинг. Они постоянно будут сопротивляться инструкциям, выражать сомнение относительно целесообразности обучения.
Третье. Только на этапе проблематизации отрицательной связи должно быть больше. На остальных этапах акцент делается на положительных моментах.
Четвертое. Обязательно наличие "сухого остатка". Участники должны вынести из тренинга информацию о себе и важные идеи в виде тезисов. Нужно, чтобы эти знания были зафиксированы письменно.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»