Тоновая коррекция в Photoshop. Ретушь и художественная обработка фотографий Где можно увидеть тоновый диапазон изображения

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

В компьютерной графике тон это уровень (оттенок) цвета. Тоновое изображение имеет непрерывную шкалу градаций серого от белого до черного. Для одного цвета число таких градаций (ступеней) в цветовой модели RGB равно 256 (8 бит ).

Смысл тоновой коррекции фотоизображения состоит в придании фотографии максимального динамического диапазона за счет настройки яркости и контрастности изображения. Для оценки и коррекции яркости и контрастности изображения (его тоновой коррекции) в редакторе используются гистограммы .

Новый термин

Гистограмма - столбчатая диаграмма, отображающая количество пикселей изображения (по вертикали), имеющих заданный уровень яркости (по горизонтали). В другой формулировке гистограммой называется график, отображающий распределение пикселей изображения по яркости. При построении этого графика по оси X откладываются значения яркостей в диапазоне от 0 (черный) до 255 (белый), а по оси Y - количество пикселей, имеющих соответствующее значение яркости.

Специалисту в компьютерной графике анализ гистограмм позволяет понять, какие тоновые области изображения нуждаются в коррекции, и в какой именно ( рис. 1.16).

При рассматривании гистограмм на светлом фотоизображении основная горка пикселей смещена вправо, на темном - влево, а в нормальном изображении она находится посередине гистограммы.

В светлом изображении все объекты ярко высвечены. Примером таких изображений могут служить фотографии ярко освещенных светлых предметов. Области теней и средних тонов таких изображений обычно содержат мало информативного материала и не представляют интереса.

В темном изображении многие важные детали скрыты (теряются) в теневых областях. Средние тона и света выделены слабо. Такие изображения получаются при фотосъемке в условиях недостаточной освещенности.

Нормальные изображения характеризуются наивысшим качеством, то есть равномерным распределением тонов по всем трем областям: светам, средним тонам и теням.

Итак, гистограммой называется график , отображающий распределение пикселей изображения по яркости. Инструмент Гистограмма (Histogram) позволяет оценить динамический диапазон изображения, то есть разницу между его самым ярким и самым темным участком (разброс между минимальной и максимальной яркостью изображения). Другими словами, с помощью гистограммы вы также можете определить, какие тоновые области доминируют: тени (темные области), света (светлые области) или средние тона. В Adobe Photoshop проверка динамического диапазона изображения выполняется командой Изображение | Коррекция | Уровни .

В Adobe Photoshop инструментом коррекции гистограммы является инструмент Уровни (Levels) . С помощью Уровней (за счет изменения яркости и контрастности изображения) можно изображение сделать более светлым или более темным, то есть улучшить его динамический диапазон . Иначе говоря, с помощью гистограмм вы можете оценить качество изображения, а с помощью уровней это качество улучшить. Для работы с гистограммой в уровнях имеется инструмент Установка точки черного , инструмент Установка точки серого и инструмент Установка точки белого . В соответствии с гистограммой тоновую характеристику изображения можно отнести к одному из трех типов: светлому, темному или нормальному.

Точка белого - это самая яркая светлая точка изображения. Соответственно, точка черного - точка изображения с минимальной яркостью (самая черная). Серая точка находится между белой и черной.

Итак, набор из трех пипеток предназначен для установки значений белой и черной точек и значения коэффициента гаммы путем указания их непосредственно на редактируемом изображении с помощью выбора соответствующей пипетки.

Помимо пипеток, управляющих точками, уровни имеют ползунки-треугольники между крайними треугольниками, характеризующими значение светов и теней изображения, расположен третий треугольник, который предназначен для управления яркостью в области средних тонов изображения. Этот элемент управления в растровой графике имеет специальное название - коэффициент гамма , а действия выполняемые путем перемещения среднего треугольника, называют настройкой гаммы. Установка значения этого параметра меньше 1 (это значение задается по умолчанию), приводит к затемнению изображения и, наоборот, больше 1 - к осветлению изображения в области средних тонов. В обоих случаях происходит изменение контрастности изображения.

Новый термин

Гамма - коэффициент контраста в средних тонах изображения.

Параметрами раздела Выходные уровни (Output Levels) можно управлять точно так же, как и входными параметрами. Однако в отличие от них, здесь перемещение левого треугольника приводит к осветлению более темных пикселов (теней), и, наоборот, перемещение правого треугольника затемняет более светлые пикселы (света).

Нажатие кнопки Авто (Auto) является альтернативой выполнения специальной команды Авто Уровни (Auto Levels) . Оно приводит к запуску процедуры автоматической тоновой коррекции, сущность которой состоит в отбрасывании заранее установленного количества самых светлых и самых темных пикселов изображения.

Список Канал (Channel) предоставляет доступ к любому цветовому каналу с помощью раскрывающегося списка. С его помощью вы можете выполнять настройки входных и выходных значений яркости отдельно для каждого канала раздельно.

Примечание

Смысл тоновой коррекции состоит в придании изображению максимального динамического диапазона, что в свою очередь это напрямую связано с настройкой яркости изображения. Однако не только гистограммы и уровни служат для оценки и коррекции яркости и контрастности изображения (его тоновой коррекции). Photoshop предоставляет широкий набор подобных средств, среди которых можно отметить инструменты Кривые (Curves) , Яркость (Brightness) и Контраст (Contrast) .

Кривые

Для вызова этого инструментального средства в Photoshop используется команда Изображение (Image) | Коррекция (Adjust) | Кривые (Curves) или соответствующая ей комбинация клавиш Ctrl+M . По принципу действия команда Кривые близка к команде Уровни , но только здесь для настройки яркости изображения вместо гистограммы используется инструментальное средство, известное под именем настроечная кривая в виде прямой линии с наклоном 45 градусов. Если кривая в исходном состоянии не изменена, то все входные (исходные) и выходные (отредактированные) пиксели имеют идентичные значения яркости - рис. 1.17 .


Рис. 1.17.

Кривая (curve) - это график , с помощью которого осуществляется преобразование спектрального диапазона исходного изображения ( входные данные ) к спектральному диапазону скорректированного изображения ( выходные данные ).

Если в инструменте Уровни для настройки яркости используются только три области (света, тени и средние тона), то в инструменте Кривая вы меняете контраст одновременно во многих яркостных диапазонах изображения. В этом главное отличие этих инструментов, один из которых более тонкий, а другой - грубее.

Устанавливая наклон кривой более 45 градусов (выпуклая кривая вверх), вы расширяете диапазон тонов или цветов, входящих в соответствующие области изображения, делая его контрастнее и светлее. Наоборот, установка вогнутой вниз кривой приводит к сужению диапазона тонов и, как следствие, - к уменьшению контраста и затемнению изображения.

Совет

Используйте вогнутые настроечные кривые для исправления недостаточной экспозиции (недостаток деталей в тенях) и выпуклые - для избыточной экспозиции (недостаток деталей в светах).

Большая часть элементов управления (пипеток и ползунков) окна диалога Кривые (Curves) не отличается от уже рассмотренного ранее окна диалога Уровни (Levels) . Поэтому имеет смысл остановиться только на новых элементах. Это кнопка свободного рисования кривых (Draw to Modify the curve ) с изображением карандаша. Если в обычном режиме редактирование формы кривой производится путем установки на кривой до 16 точек и последующего перетаскивания их с помощью мыши, то с использованием инструмента Freehand (Свободная) вы можете нарисовать с помощью мыши любую форму настроечной кривой. После окончания рисования нажмите на кнопку Плавный (Smooth) для сглаживания острых углов кривой.

Яркость/Контрастность

Команда Яркость (Brightness)/Контрастность (Contrast) используется для одновременной коррекции яркости и контраста изображения, то есть не раздельной настройкой каждого из трех тональных диапазонов (теней, средних тонов и светов), а коррекции сразу всего изображения. И хотя это средство не обладает гибкостью и возможностями рассмотренных ранее инструментов Кривые (Curves) и Уровни (Levels) , зато оно выигрывает в простоте и быстроте своей работы.

Для изучения возможностей окна диалога Яркость/Контрастность (Brightness-Contrast) воспользуемся конкретным примером. Приведенное для этой цели изображение кота на рис. 1.18 имеет чрезмерно высокую контрастность, и низкую яркость, и, следовательно, плохую проработку деталей в тенях и светах. Попытаемся эти недостатки исправить.


Рис. 1.18.

Для тоновой коррекции такого изображения выполните команду Изображение (Image) | Коррекция (Adjust) | Яркость/Контрастность (Brightness/Contrast) . При этом открывается окно диалога Яркость/Контрастность (Brightness/Contrast) - рис. 1.19 .


Рис. 1.19.

Перемещая движок параметра Яркость (Brightness) вправо (повышая яркость), установите его значение до оптимальной величины яркости вашего изображения. Переместите движок параметра Контрастность (Contrast) влево до оптимального значения с целью снижения контраста изображения. Оцените полученный результат в окне активного изображения . Если он вас удовлетворяет, нажмите на кнопку OK ( рис. 1.20).


Рис. 1.20.

Цветовая коррекция и цветовой баланс

Цветокоррекция - изменение цветовых параметров пикселей (яркости, контрастности, цветового тона, насыщенности) с целью достижения оптимального цвета изображения. В Photoshop для цветокоррекции используются команды: и Оттенок/Насыщение (Hue/Saturation) .

Баланс цветов (Color balance) это соотношение цветов в изображении. Регулировка цветового баланса позволяет усилить или ослабить один цвет за счет другого дополнительного (комплиментарного ему). Например, красный цвет комплиментарен (противоположен на цветовом круге) голубому, зеленый - пурпурному, желтый - синему. В основе коррекции цвета с помощью команды Баланс цветов (Color balance) лежит уменьшение величины избыточной цветовой составляющей за счет усиления ее комплиментарного цвета. Увеличение красного цвета приводит к уменьшению голубого и, наоборот, снижение красного увеличивает содержание в изображении голубого цвета. Инструмент Цветовой баланс (Color balance) служит для цветовой коррекции всего изображения, хотя при необходимости вы можете использовать его и для коррекции выделенных областей изображения.

Цветовой тон/Насыщенность

Эти термины относятся к цветовой модели HSL и поэтому можно управлять цветовыми характеристиками изображения путем настройки цветовых компонентов этой модели: Цветовой тон (Hue) , Насыщенность (Saturation) и Яркость (Lightness) . Настроечное окно вызывается командой Изображение | Коррекция | Цветовой тон/Насыщенность или комбинацией клавиш Ctrl+U ( рис. 1.21).


Рис. 1.21.

В этом окне:

  • перемещение движка Цветовой тон (Hue) осуществляется по периметру цветового круга в диапазоне от -180 до 180 градусов. После установки конкретного значения данного параметра происходит автоматическое смещение всех цветов изображения на заданную величину путем прибавления ее к градусному эквиваленту каждого цвета;
  • перемещение движка Насыщенность (Saturation) вправо позволяет изменять значение этого параметра от 0 (исходное) до 100 процентов (чистый цвет без примеси серого компонента); перемещение влево - от 0 до -100 градусов (цвет исчезает, превращаясь в оттенок серого);
  • параметр Яркость (Lightness) используется для подстройки яркости изображения в диапазоне от -100 процентов (все цвета превращаются в черный цвет) до 100 процентов (цвета исчезают, превращаясь в белый цвет);
  • верхняя и нижняя цветовые полоски выполняют функцию окна предварительного просмотра, отображая соответственно исходный и измененный спектр изображения;
  • список Редактировать (Edit) включает в себя шесть комплиментарных цветовых каналов и составной канал (Все ). Выбор одного из шести базовых цветов позволяет выполнить настройки перечисленных цветовых параметров отдельно для каждого диапазона цветов независимо от других, что дает в ваши руки инструмент для тонкой настройки всего изображения. Установка варианта Master (Все) предназначена для применения выполненных вами настроек одновременно ко всему цветовому диапазону изображения;
  • флажок Тонирование (Colorize) предназначен для реализации одной из двух возможных технологий: раскрашивания черно-белого изображения одним из цветовых оттенков или для перекрашивания цветного изображения путем преобразования всей гаммы цветов в набор оттенков одного цвета.

Практически каждое изображение, с которым приходится работать, имеет некоторые недостатки. Хорошая фотография отличается от плохой, прежде всего правильным балансом света и теней, хорошей прорисовкой изображения, если же такой баланс отсутствует – это называется теневой погрешностью.

9.1 Уровни яркости изображения

Каждый пиксель, составляющий изображение, имеет определенное значение яркости (от 0 –черный, до 255 – белый).

Тоновый диапазон - диапазон яркости, который использован в изображении.

Чем шире тоновой диапазон, тем «глубже» цвета. Тоновой диапазон делится на 3 части:

1) свет – яркость от 255 до 200;

2) средние тона (гамма) – от 200 до 50;

3) тени – от 50 до 0.

9.2 Гистограмма яркости

В Photoshop есть специальная команда, позволяющая проанализировать распределение значений яркости в изображении – Window → Histogram.

Гистограмма (Histogram) - график, отображающий соотношение значений тона и количества пикселов каждого тона, и тем самым - распределение тонов в изображении.

4) Pixels (пиксели) – общее кол-во точек изображения или выделенной области;

5) Level (уровни) – значения яркости выбранной точки;

6) Count (счетчик) – Кол-во точек имеющих яркость, выбранную на шкале градации серого;

7) Percentile(проценталь) – процентное соотношение точек в изображении, имеющих яркость ниже уровня, отображенного параметром Level.

9.3 Теневой баланс

Для настройки теневого баланса в Photoshop есть 3 команды: Levels (уровни), Curves (кривые) И Brightness/ Contrast (Яркость/Контрастность). Последняя работает довольно плохо и успешно может использоваться только при обработке каналов изображения.

Гамма (Gamma) - коэффициент контраста в средних тонах изображения.

9.3.1 Levels

Команда Levels Использует абсолютные значения яркости пикселей, а команда Curves – относительные, поэтому с ее помощью можно изменять все цветовые и тоновые значения точек изображения (эта команда считается самой мощной в Photoshop).

Команда Levels вызывается Image Adjustments Levels или Ctrl+L.

3) Определение черной и белой точек в изображении – При определении белой точки значения яркости остальных точек изображения пересчитывается относительно ее и в результате изображение осветляется, становиться контрастнее, лучше просматриваются детали и очищаются цвета. Как правило, черную точку не определяют, так как это слишком резко затемняет изображение;

4) Настройка гаммы – осуществляется после установки белой точки (для осветления – передвигают влево средний движок под гистограммой, для затемнения – вправо). Оптимальные результаты обычно получаются при значении гаммы 1,20;

5) Настройка контраста – Перемещая черный движок, изменяем количество черных точек в изображении, перемещая белый – белых (если смещаем их по направлению друг к другу – возрастает контрастность) и задает крайние значения яркости белой и черной точек изображения. То есть в изображении не будет существовать более ярких точек и более темных точек, чем указано.

9.3.2 Использование команды Curves(Кривые)

Для быстрого вызова команды используется Ctrl+M. Окно Curves в отличие от Levels Не имеет гистограммы, основную его часть занимает график значений яркости всех точек изображения.

Кроме того, можно изменять положения ее конечных точек:

1) смещение нижней крайней точки вправо приводит к присвоению всем пикселям, значение яркости которых меньше заданного – 0;

2) смещение правой верхней точки влево – значение яркости больше заданного – 255;

3) смещение крайних точек графика по горизонтали друг к другу приводит к повышению контрастности;

4) смещение крайних точек графика по вертикали друг к другу снижает контраст и обрезает выходные уровни как и Levels.

Маска – это полутоновое (черно-белое) изображение, хранящее в себе информацию о выделении. Белые пиксели маски соответствуют выделенным пикселям изображения, черные – невыделенным, серые – частично-выделенным.

В каналах может храниться информация двух типов:

  • в цветовых каналах – информация о той или иной составляющей цвета пикселей изображения (каналы Red, Green, Blue и смешанный канал RGB);
  • в дополнительном альфа – канале может храниться в виде маски информация о выделенной области.

Для выделения фрагментов изображения сложной формы используется режим быстрой маски. В режиме быстрой маски вы можете создать или подправить выделение с помощью кисти – то, что вы закрасите кистью в режиме быстрой маски, превратиться в выделение при переходе в нормальный режим. Этот способ удобен тем, что в процессе работы над выделением вы можете менять масштаб изображения, размер и форму кисти, прорисовывать мельчайшие детали.

Внимание! Перед началом работы в режиме быстрой маски установите цвет переднего плана – белый, цвет фона – черный .

Чтобы начать работать в режиме быстрой маски, выберите в верхнем меню . Ваше изображение прикроет полупрозрачная маска красного цвета. Все, что залито красным в режиме быстрой маски, является невыделенным. Чтобы создать выделение, возьмите кисть и начните водить по той части изображения, которую вы хотите выделить. Вы увидите, что кисть стирает красную маску, изображение приобретает свой естественный вид.

Если вы случайно стерли лишнее, установите цвет переднего плана – черный, тогда кисть будет восстанавливать маску, закрашивая изображение красным цветом.

Чтобы вернуться в нормальный режим, выберите в верхнем меню Выделение – Переключить быструю маску (убрать галочку).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА "Использование быстрой маски для выделения фрагмента изображения"

Упражнение 1. Быстрая маска.

Откройте файл 1.jpg Наша задача – отделить фон от изображения девочки.

Сначала воспользуйтесь инструментом Свободное выделение , приблизительно очертив контуры девочки, затем переключитесь в режим быстрой маски (Выделение – Переключить быструю маску ) и скорректируйте выделение. Вернитесь к работе в стандартном режиме, инвертируйте выделение и удалите фон.


Рис. 4.1.

Быстрая маска рассчитана на однократное применение, так как она исчезает вместе с отменой выделения. Чтобы можно было воспользоваться выделением повторно, следует сохранить его "трафарет". Маски хранятся в специальных каналах . Для этого выберите в верхнем меню Выделение – Сохранить в канале .

В диалоге Каналы появится новый канал Копия Маска выделенной области .

После этого выделение можно снять. При необходимости снова использовать выделение вызовите на экран диалог Каналы (Окна – Каналы) , выберите в списке каналов нужный и нажмите на кнопку Создать из канала выделенную область , находящуюся в нижней части диалога Каналы .


Рис. 4.2.

Упражнение 2. Градиентные маски.

  1. Откройте файлы 2.jpg и 3.jpg из папки "Отдых". Выделите "голову" любым известным вам способом, скопируйте и вставьте в фотографию воды. Приведите "голову" к нужному масштабу и войдите в режим быстрой маски.
  2. Выберите инструмент Градиент и настройте переход цвета от черного к белому. Как вы помните, при работе с масками значение имеет не цвет, а тон, поэтому так выбраны цвета для градиента.
  3. Проведите вертикальную линию инструментом Градиент вдоль всего изображения. В результате на рисунок наложится плавный переход к полупрозрачному красному.
  4. Вернитесь к редактированию в стандартном режиме. При этом градиентная маска примет вид выделенной области прямоугольной формы. Пусть вас не смущает, что выделенной кажется только половина изображения. Пикселы, не попавшие в рамку, все равно будут частично выделены полупрозрачной маской.
  5. Сделайте последнее простое действие - нажмите клавишу Delete , чтобы получить такой плавный переход между двумя изображениями, какой показан на рисунке. Если пожелаете, то можете поэкспериментировать: при повторных нажатиях Delete область выделенного снимка будет всякий раз уменьшаться.

Коррекция тонового диапазона.

Тоновая коррекция изображения – это достижение правильного отображения самых тёмных и самых светлых областей фотографии, а также чёткие и сбалансированные средние тона. Иногда при съемке цифровым фотоаппаратом происходит нарушение тонового баланса изображения и оно может выглядеть тусклым, тёмным или наоборот чересчур высветленным. При выполнении тоновой коррекции основной задачей является оптимизация контрастности и яркости снимка.

Цветовая коррекция фотографий позволит сделать фотографии более яркими и насыщенными, акцентировать цветом отдельные элементы фото. Кроме того, цветовая коррекция дает возможность скорректировать цвет кожи, устранить недостатки, которые могут быть на оригинале из-за яркого солнца, теней.

Команды тоновой и цветовой коррекции могут применяться к изображению в целом или к определенной части изображения.

Например, очень часто требуется "убрать красные глаза", или уменьшить красноту лица, или "отбелить зубы"…

Чтобы изменить тон/цвет части изображения, ее нужно выделить при помощи одного из инструментов выделения.

Инструменты тоновой коррекции изображения

Основная задача тоновой коррекции – обеспечить правильное распределение яркостей пикселей в изображении.

Оптимальным считается такой диапазон, в котором самые темные области являются абсолютно черными, самые светлые – белыми, а остальные цвета распределены равномерно.

Для тоновой коррекции изображения в программе GIMP используются команды Яркость – Контраст, Кривые и Уровни из меню Цвет .

Гистограмма изображения

Тоновая коррекция заключается в перераспределении света и тени между пикселями, то есть в регулировке яркости и контрастности изображения. Ее можно выполнять как для полутоновых, так и для цветных изображений, но мы начнем с полутоновых изображений, коррекцию которых проще освоить.
Качество полутонового изображения можно определить по гистограмме яркостей. Так как полутоновое изображение состоит из оттенков одного цвета, то все его пиксели отличаются друг от друга только яркостью. Гистограмма изображения - это график, где по горизонтальной оси отложены уровни яркости от 0 до 255, а по вертикальной оси ­число пикселей изображения. Часть диапазона, которая используется в изображении, называется его тоновым диапазоном.
Крайняя слева точка гистограммы соответствует нулевой, а крайняя справа - максимально возможной яркости. Чем шире тоновый диапазон, тем больше деталей может передать изображение и тем выше го качество. Условно тоновый диапазон делится на три части. Левая часть соответствует темным местам изображения, правая часть - светлым местам, между ними находятся средние тона. В идеальном изображении присутствуют пиксели всех оттенков. В фотографии на рис. 9.1 практически нет ни светлых, ни темных тонов, она слишком серая. Для его коррекции желательно расширить тоновый диапазон.
Для того чтобы увидеть гистограмму изображения и провести коррекцию диапазона, выполните команду Окно ~ Гистограмма . Для того чтобы преобразовать диалоговое окно к более информативному виду (как на рис. 10.1), в меню палитры выберите строчки Расширенный вид и Показать статистику . Под гистограммой выводится следующая информация:

  • Среднее - среднестатистическое значение яркости;
  • Отклонение - среднее отклонение от среднестатистического;
  • Медиана - середина тонового диапазона изображения;
  • Пиксели - число пикселей во всем изображении или в выделенной области..

Справа выводится информация о том месте гистограммы, где вы держите указатель:

  • Уровень - уровень яркости на месте указателя;
  • Число - число пикселей с данным уровнем яркости;
  • Проценты - число пикселей с уровнями не больше текущего в процентах от общего числа пикселей в изображении.

Можно посмотреть статистику для диапазона яркостей. Для этого надо щелкнуть в начальной точке диапазона и протащить указатель вдоль горизонтальной оси. Диапазон по мере продвижения указателя будет выделяться подсветкой. Все это время в правой части табло выводится текущая информация о выделенном диапазоне. В строке Уровень вы видите два значения: начальный и конечный уровни выделенного диапазона.



Рисунок 9.1.Гистограмма яркостей серого изображения

Упражнение 9. 2.

Один из способов тоновой коррекции - растягивание тонового диапазона. Для этого на оси яркости отбрасываются самые светлые и самые темные тона, которые представлены слишком малым количеством пикселей или совсем не представлены. Самый темный из оставшихся тонов (он называется черной точкой) заменяется черным (с нулевой яркостью), самый светлый - белым (он называется белой точкой). Яркости всех промежуточных тонов пересчитываются по старой кривой. Для сохранения деталей изображения требуется вручную подкорректировать средние тона.
Для настройки выполните команду . Перед вами появит­ся диалоговое окно (рис. 9.2, в свитке Канал можно выбрать настраиваемый канал или верхнюю строку с названием цветовой модели (все каналы): RGB, Red, Green, Blue, Luminosity, Color. Рассмотрим настройку на практическом примере.

1. Откройте изображение Дворец.jрg из папки Урок 9 (рис. 9.2) и выполните команду Изображение ~ Коррекция ~ Уровни . Поскольку это изображение в серой гамме, канал выбирать не надо.
2. В полях Входные уровни вы видите значения входных уровней, то есть граничных уровней яркости. В начале настройки они равны 0 и 255. В среднем поле – яркость среднего тона, она измеряется в условных единицах и может меняться от 0 до 10. По умолчанию она равна 1.
3. Установите флажок Предварительный просмотр , чтобы увидеть происходящие изменения.
4. Сначала зададим черную точку изображения. Щелкните по ле­вому ползунку (он черного цвета) и перетащите его вправо, в то место, где уже есть заметное количество пикселей до входного уровня - 25 . Все изображение слегка потемнело. Можно не двигать ползунок, а ввести нужное значение в левое поле Входные уровни .
5. Теперь задайте белую точку изображения, передвинув правый белый ползунок влево, как на рис. 10.2 слева, до значения входного уровня - 220 . Изображение снова посветлело и стало более контрастным, чем раньше.
6. Теперь можно немного подрегулировать средние тона, не трогая больше границы диапазона. Для этого подвигайте в разные стороны средний серый ползунок и выберите оптимальное его положение.
7. Щелкните по кнопке ОК. Снова откройте окно Уровни и посмотрите, какой стала гистограмма изображения после коррекции (она растянулась на весь диапазон).
8. Сохраните под именем Растягивание тонового диапазона и закройте.



Рисунок 9.2. Коррекция тонового диапазона

Можно растянуть диапазон автоматически, для этого надо щелкнуть по кнопке Авто окна Уровни. Автоматическая коррекция всегда выполняется в средних тонах, то есть диапазон обрезается с обеих сторон. Для цветных изображений этот вид коррекции выполняется для каждого канала. При этом остальные каналы автоматически подстраиваются, чтобы цвет изображения не изменился.
Автоматическую коррекцию можно выполнить и не заходя в это окно. Для этого выберите команду Изображение ~ Коррекция ~ Автоуровни .
В правой части окна уровней вы видите три cnopki. С их помощью можно указать белую, черную и серую точки прямо на изображении. Для этого надо сначала щелкнуть по соответствующей кнопке, а затем - в самом темном или самом светлом месте изображения. Средняя кнопка (серая точка) работает только в цветных изображениях. Она позволяет указать нейтральный серый тон.
Чтобы отменить всю настройку и вернуться к ее началу, нажмите клавишу Alt . Кнопка Отменить , которую вы используете, заменится кнопкой Восстановить . При значительном растя­гивании тонового диапазона в гистограмме могут появиться провалы (гистограмма становится похожа на гребенку). Ничего страшного в этом нет, если только они не слишком большие.

Упражнение 9.3. Сужение тонового диапазона

Растягивая диапазон, мы увеличивали контрастность изображения. Иногда перед вами встает обратная задача - уменьшить контрастность. Особенно это бывает нужно, если изображение предназначено для печати. В этом случае очень темные и очень светлые места на изображениях получаются плохо. Для корректировки тона можно также использовать нижний движок Выходные уровни окна Уровни .

1. Откройте изображение На6ережная.jрg из папки Урок 9 (рис. 9.3) и выберите команду Изображение ~ Коррекция ~ Уровни .
2. Изображение достаточно контрастное из-за черного контура памятника. Чтобы осветлить самые темные места изображения и затемнить самые светлые, передвиньте черный и белый ползунки Выходные уровни , как в диалоговом окне на рис. 9.3 (33 и 236).
3. Изображение стало менее контрастным. Подрегулируйте средние тона промежуточным ползунком, чтобы рельеф памятника стал более отчетливым. Щелкните по кнопке ОК.
4. Сохраните под именем Сужение тонового диапазона и закройте.



Рисунок 9.3. Сужение тонового диапазона

Упражнение 9.4.

Для правильной настройки важно точно определить черную и белую точки изображения. Определить черную и белую точки можно в окне Изображение ~ Коррекция ~ Уровни .
Двигайте правый белый ползунок влево, пока все изображение не станет белым, кроме самых темных деталей изображения. Запомните эти места. Это черная точка изображения. Далее передвиньте левый черный ползунок вправо, пока почти все изображение не станет черным, кроме самых светлых деталей. Запомните и эти места, это белая точка изображения.

1. Откройте документ Дворец.jрg из папки Урок 9. Он вам уже знаком. Мы скорректируем это изображение еще раз с помо­щью опорных точек
2. Для этого выполните команду Изображение ~ Коррекция ~ Уровни . Определите черные и белые точки. Черная точка находится в ветках дерева, а белая ­на дорожной полоске переднего фона. Запомните эти места.
3. Выберите черную пипетку и укажите черную точку, белой пипеткой выберите белую точку. Вы получите (почти) тот же результат, что в упражнении 9.1.
4. У вас получатся интересные варианты, если выберете другие места в качестве черной и белой точек (щелкая просто наугад в разных местах).
5. Сохраните под именем Коррекция с определением черной и белой точек и закройте.

Упражнение 9.5. Коррекция уровней яркости с помощью тоновой кривой

Еще одним способом изменения характеристик полутоновых изобра­жений является настройка тоновой кривой. Работая в окне Уровни , вы могли влиять только на расположение темных, светлых и средних тонов. В окне Кривые можно выборочно менять яркость в отдельных точках гистограммы (рис. 9.4).
Для вызова этого окна выберите команду . В этом окне находится тоновая кривая. По горизонтальной оси отложены входные уровни яркости (исходные), а по вертикальной - выходные (после коррекции). По умолчанию график представляет собой прямую Х = У, то есть выходной уровень во всех точках равен входному. Для показа расширенного режима необходимо щелкнуть по кнопке Параметры отображения кривой
Если водить указателем по графику, то внизу отражаются координаты указателя на графике: Входной уровень и Вы­ходной уровень . Под кривой и сбоку от нее находятся шкалы яркостей, которые показывают расположение темных и светлых тонов на графике. Для цветовой модели RGB темные находятся внизу слева (яркость 0 ), а светлые (яркость 255 ) - наверху справа. Для модели СМУК используется обратное расположение, переключать режимы можно с помощью флажков Свет , Пигмент ~ Чернила под шкалой в расширенном режиме.
Поле, в котором нарисован график, размечено сеткой. Чтобы сделать ее мельче, щелкните по ней при нажатой клавише Alt или нажмите на соответствующие cnopki показа сетки под шкалой. В диа­логовом окне по умолчанию на шкалу с кривой наложена гистограм­ма изображения. Внизу диалогового окна можно убрать режим нало­жения гистограммы.
Для цветных изображений в свитке Канал можно выбрать настраиваемый канал или верхнюю строку с названием цвето­вой модели. В последнем случае будет корректироваться суммарная яркость всех каналов. При настройке одного цветового канала ос­тальные подстраиваются автоматически, чтобы цвет изображения не изменился.
Вверху диалогового окна в свитке Заготовки можно выбрать стандартные заготовки тоновой коррекции. При выборе отдельных режимов происходит автоматическая коррекция тонов изображения.

1. Откройте изображение Коррекция кривой.jpg из папки Урок 9.
2. Выберите команду Изображение ~ Коррекция ~ Кривые . Включите расширенный режим кнопкой Параметры отображения кривой . Включите режим шкалы яркости, характерной для RGB, как на рисунке 9.4.
3. Повторим операции в прошлых упражнениях. Сначала расширим тоновой диапазон. Для этого щелкните по верхней правой точке прямой (темные тона должны находиться внизу). Указатель превратится в перекрещенные стрелочки. Перенесите точку влево на одну клетку. Изображение становится светлее.
4. Щелкните по нижней левой точке прямой и перенесите точку вправо тоже на одну клетку. Контрастность изображения воз­растает, так как прямая становится круче.
5. Теперь сузим тоновый диапазон, отрезав самые темные и самые светлые места. Для этого перенесите верхнюю точку вниз, а нижнюю - вверх. Наклон прямой при этом уменьшился и, как и следовало ожидать, контрастность тоже уменьшилась.
6. Не закрывайте и изображение и не закрывайте окно Кривые.

Упражнение 9.6. Изменение формы тоновой кривой

В этом окне практически те же cnopki, что и в окне Уровни . С помощью cnopki Авто можно автоматически растянуть диапазон в обе стороны. cnopki с пипетками позволяют указать черную, белую и серую точки (последняя только для цветных изображений) прямо на самом изображении. При нажатой клавише Alt появляется кнопкаВосстановить для возврата в исходное состояние.
Далее перейдем к коррекции, которую невозможно выполнить с помощью настройки уровней. В каждом изображении есть отдельные места, где особенно важно изменить контрастность или яркость. Чтобы добиться этого, надо перемещать отдельные точки кривой, меняя яркость для конкретного диапазона тонов.
Это можно делать в двух режимах, переключаясь между ними при помощи кнопок: режим гладкой кривой, в котором перемещаются только отдельные точки, кривая между ними автоматически искривляется так, чтобы остаться гладкой; режим рисования кривой от руки, в котором вся кривая или ее участок рисуется карандашом. Кривая в этом случае может быть произвольной формы.
Рассмотрим первый режим, так как он является более щадящим. Чтобы зафиксировать яркость какого-то участка кривой, щелкните в этом месте на графике. На нем появится точка, и при дальнейших автоматических изменениях кривой это место будет закреплено.
Чтобы изменить яркость какого-либо интервала, щелкните в его середине и перетащите созданную точку вверх или вниз. Всего на кривой можно создать до 16 точек, их положение в дальнейшем мож­но корректировать. Можно активизировать сразу несколько точек, щелкая по ним при нажатой клавише Shift . Это позволит целиком перетащить целый сегмент кривой.
Для удаления ненужной точки щелкните по клавише Del . Конечные точки тоновой кривой удалить нельзя. Для определения местоположения отдельных тонов на кривой щелкните и поводите указа­телем по изображению - по графику будет двигаться круглая точка. Она отмечает диапазон кривой, в котором находятся яркости, соот­ветствующие этой детали. А теперь применим эти приемы на практике.

1. Возвращаемся к изображению Коррекция крuвой.jрg с открытым окном Кривые - рис.9.4.
2. Поводите указателем в виде пипетки по понравившимся вам местам, например по лицу модели. Оно лежит в диапазоне 160 -255. Щелкните в этих точках кривой, чтобы зафиксировать их.
3. После этого можете передвигать остальные участки кривой, изменения не будут особо касаться лица.
4. Можете попробовать другие варианты, например, как на рис. 9.4, - результат будет также неплохим.




Рисунок 9.4. Настройка тоновой кривой


Перейдя в режим рисования кривой от руки, вы можете от руки нарисовать кривую на любом участке. Делается это так же, как при рисовании инструментом Карандаш , то есть перемещением указателя с нажатой кнопкой мыши. Старый кусок кривой на этом месте стирается. Можно вообще всю кривую нарисовать от руки. Чтобы затем сгладить полученную кривую, щелкните по кнопке Сгладить .

Самостоятельная работа

Попробуйте нарисовать кривую с помощью режима рисования от руки с разными горбами и впадинами и проследить, как интересно при этом может измениться изображение. Проверьте различные режимы стандартной коррекции тоновой кривой в свитке 3аготовки диалогового окна. Сохраните под именем Самостоятельная работа..

Контрольные вопросы:

  1. Что такое гистограмма изображения?
  2. Что такое тоновый диапазон? Для чего необходимо расширять, сужать тоновый диапазон?
  3. Что такое черная, серая, белая точка изображения? Для чего необходимо их определять?
  4. Что такое тоновая кривая? Для чего она используется?

Тоновая коррекция изображения. Основные понятия. Диапазон яркостей.
Изображения можно получать различными путями - сканированием, съемкой цифровой камерой, видеозахватом. Полученные изображения практически всегда имеют недостатки - они могут быть слишком темными, с неразличимыми деталями, слишком светлыми, вялыми, то есть недостаточно контрастными, и т. д. Отличие хорошей фотографии от плохой проявляется прежде всего в правильном балансе света и тени. Тогда объекты съемки выглядят рельефными и хорошо воспринимаются глазом. В каждой фотографии есть сюжетно важная часть, которая обычно наиболее богата деталями. В ней тоновый контраст должен быть самым большим. Погрешности в освещении и контрасте называют тоновыми, а процесс их исправления - тоновой коррекцией .

Основные понятия.

Photoshop позволяет корректировать тона изображения с достаточно большой точностью. Если вы видите дефект в тоне деталей изображения, то, скорее всего, он присущ всему изображению целиком. Поэтому начинайте с общей коррекции. Только после того, как вы добились оптимального соотношения тонов на изображении в целом, переходите к корректировке частей. Отдельные части действительно необходимо корректировать лишь в случаях неправильного освещения места съемки, неаккуратной проявки или сканирования.

Диапазон яркостей.

Тон компьютерного изображения - это яркость пикселей, из которых оно состоит. Пиксели изображения имеют различную яркость. Та часть полного диапазона яркостей, которая использована в изображении, носит название тонового диапазона . Чем шире тоновый диапазон изображения, тем "глубже" цвета и лучше проработка деталей. Именно эту задачу решает коррекция светов и теней. В идеале в изображении должны быть использованы все значения яркостей (тона). Если разбить весь тоновый диапазон на три неравные условные части, то самая темная часть будет называться тенями , самая светлая - подсветкой , а между ними расположится большой диапазон средних тонов .


На гистограмме тени располагаются слева, подсветки - справа. Тоновый диапазон изображения можно представить как график распределения пикселей по градациям яркости. Чем больше пикселей расположено в данном интервале тонов, тем больше оттенков содержит этот интервал.


Откройте файл photo . Не очень качественная фотография. Хотелось бы сделать ее похожей на изображение, расположенное правее.. Для начала нужно проанализировать распределение яркостей на изображении. Выберите команду (Гистограмма) меню Image (Изображение). Перед вами появится гистограмма - график распределения пикселей изображения по яркостям. По оси Х расположены уровни яркости пикселей диапазоне от 0 до 255. На оси Y показано количество пикселей для каждого уровня.

Как видите, в изображении отсутствуют самые темные и самые светлые тона. Именно поэтому оно выглядит тусклым, словно подернутым пылью - его пиксели слишком мало отличаются по яркости. Чтобы фотография ожила, нужно растянуть ее тоновый диапазон. Коррекция такого изображения сведется к отсечению самых темных и светлых тонов, в которых практически нет пикселей. От этого существующие тона расположатся более равномерно по всему тоновому диапазону, в результате контраст изображения вырастет, в нем появятся привлекательные тени и блики. Заметьте, что количество тонов в изображении при растягивании тонового диапазона оказывается меньше 256 (поскольку часть полного интервала мы отбросим).
Именно поэтому при сильном растягивании интервала изображение теряет плавность перехода оттенков и становится похоже на плакат. Для изменения тонового диапазона изображения используется диалоговое окно Auto Levels (Авто Уровни). Откройте меню Image (Изображение), выберите команду Adjustments (Настройка). В открывшемся списке выберите команду Auto Levels (Авто Уровни). Результат очень хорош! Что же делает эта команда с изображением и откуда она знает, что именно мы хотим получить? Все очень просто: команда Auto Levels делает самые светлые области изображения белыми, самые темные - черными. Тоновый диапазон растягивается между полученным белым и черным цветом. Теперь гистограмма изображения выглядит иначе. Как видите, закон распределения яркостей (форма гистограммы) не изменился, но на изображении появились идеально белые и черные области вместо светло- и темно-серых. В результате повысился контраст и цвета стали более естественными.

К автоматическим средствам коррекции тонового диапазона относятся такие команды как Auto Levels , Auto Contrast , Equalize , расположенные в подменю Adjustments меню Image. Как следует из названия, команда Auto Contrast автоматически подбирает контраст и яркость изображения, а о команде Equalize мы расскажем позже.


К сожалению, команда Auto Levels не всемогуща. Поставьте на неоткорректированном изображении черную и белую точки. Теперь применение команды Auto Levels не приведет к изменению изображения. Ведь черная и белая точки уже присутствуют! В данной ситуации мы не можем растянуть тоновый диапазон (уже некуда, так как есть черная и белая области). Нужно его изменить каким-то более сложным способом. Нам поможет это сделать команда Levels (Уровни).


В диалоговом окне Levels (Уровни) представлена гистограмма распределения пикселей по градациям яркости - такая же, как в окне (Гистограмма).




Установите флажок Preview (Просмотр), чтобы результат коррекции был виден сразу, без закрытия окна.


По нижней оси гистограммы расположены три ползунка, отмечающие положение черного, белого и средне-серого цветов изображения. Переместите черный треугольник вправо. Изображение станет темнее. Установите ползунок черного так, чтобы темная область гистограммы, не содержащая пикселей, лежала за пределами тонового интервала.


Сместите ползунок белого влево, также установив его на том уровне, где уже есть пиксели изображения (пик в районе подсветки потеряется, но это несущественно). Посмотрите, как изменилась фотография: тени углубились, появились яркие элементы изображения и более отчетливо стали видны детали.


Определив подсветку и тень на изображении, вы увидите, что оно в целом излишне темное, из-за этого не видны детали. Нужно откорректировать гамму, то есть уровень средних тонов. Сместите средний, серый ползунок в сторону теней. Этим вы сдвигаете точку нейтрального серого цвета в изображении к темным тонам. Изображение станет светлее.


Устанавливаемые значения тонов называются входными уровнями . Их можно задавать численно в полях Input Levels (Входные значения). При интерактивной настройке числа в этих полях соответственно меняются. В правом и левом полях отображаются соответственно уровни белого и черного (или белая и черная точки), измеряемые в градациях серого от 0 до 255. Среднее поле показывает гамму (текущее положение ползунка настройки полутонов) в условных единицах от 0 до 10. Исходная гамма изображения равна единице.


Щелчком на кнопке Ok закройте диалоговое окно и выполните коррекцию. Снова откройте окно (Гистограмма). Как видите, уровни серого теперь распределены по всему интервалу, но между ними имеются промежутки, провалы - плата за растягивание тонового диапазона. Некоторых тонов в изображении нет вовсе. Однако в данном случае провалы тонов не очень заметны. Пипетки с различными наполнителями (чёрный, белый, и серый) служат для определения участков, которые вы хотите считать самыми тёмными (чёрная), участков, которые вы хотите считать самыми светлыми (белая), и полутонов (серая). Полутоновая пипетка принимает участие в коррекции цветных изображений. Используется инструмент очень просто. Черной пипеткой щёлкаем по тому цвету на изображении, который мы хотим видеть самым тёмным в картинке. Все оттенки темнее указанного будут отсечены (пропадут). Аналогично действует пипетка белого цвета. Щёлкаем по цвету на изображении, который мы желаем оставить самым светлым, и все оттенки светлее выбранного отсекаются.


Если изображение предполагается печатать, необходимо учитывать недостатки воспроизведения светов и теней с помощью печатной машины. Во-первых, печатная аппаратура плохо воспроизводит цвета с очень большой и очень малой яркостью. Поэтому в области света и тени количество оттенков сильно сократится. Чтобы все-таки передать эти оттенки на печати, необходимо сдвинуть тени в более светлую область и несколько затемнить цвета. Эта операция носит название сжатия тонового диапазона, или отсечения выходных уровней . Отсечение выходных уровней тона производится ползунком шкалы Output Levels (выходные уровни). После сжатия тонового диапазона изображение становится серым. Чтобы компенсировать потерю качества, придется отредактировать-входные уровни черного и белого, увеличив контраст. Если в светах и тенях мало пикселей, то эти оттенки не будут различаться на печати. Разумно вовсе удалить их при растягивании входного диапазона, поскольку это увеличит контраст, потерянный при сжатии выходного диапазона. Удаление оттенков самых светлых и самых темных тонов заключается в отсечении краевых частей диапазона, в которых уже есть пиксели.


Не хочу, чтобы, познакомившись с действием пяти ползунков комады Levels, вы сразу же их перепутали. Поэтому подведу итог:


В поле Input Levels

  • черный ползунок - затемняет темные пиксели,
  • белый ползунок - осветляет светлые пиксели,
  • серый ползунок (гамма) - осветляет/затемняет полутона.
  • Контраст изображения в целом повышается.

В поле Output Levels

  • черный ползунок - осветляет темные пиксели,
  • белый ползунок - затемняет светлые пиксели.
  • Контраст изображения в целом понижается.

Чтобы вернуться к исходному состоянию изображения без закрытия окна, нажмите клавишу Alt . Кнопка Cancel (Отменить) диалогового окна превратится в кнопку Reset (Восстановить). Щелкните на ней, и установки окна вернутся к исходным. Такая спрятанная кнопка Reset (Восстановить) есть в большинстве диалоговых окон Photoshop.


Коррекция уровней позволяет изменять основные тоновые характеристики, настраивать диапазон тонов и менять положение нейтральной точки, то есть гамму изображения. В окне Levels (Уровни) удобно выполнять простейшие операции по коррекции контраста и яркости изображения, как в средних тонах (с помощью изменения гаммы), так и в общем (регулируя выходные уровни). Управляя выходными уровнями, можно регулировать наиболее яркий и темный тона изображения, предназначенного для печати.


Разумеется, использовать подобную коррекцию и, тем более, настраивать ее параметры имеет смысл прежде всего при обработке нескольких изображений, нуждающихся в одинаковой коррекции уровней. Для проведения серийной настройки очень удобно сохранить все настройки окна в файл командой Save (Сохранить). Впоследствии созданный файл с настройками активизируется командой Load (Загрузить). Для установки значений яркости, которые будут отсекаться при автокоррекции, нажмите на кнопку Options (Свойства). Щелчок на ней откроет окно настройки автокоррекции. По умолчанию в этом окне определены значения 0,5% для света и тени. Это значит, что Photoshop при автоматической настройке считает белыми все уровни светлых участков изображения содержащие менее 0,5% пикселов. В тенях также удаляются уровни, содержащие менее 0,5% пикселов. Вводя в окне Auto Color Correction Options (Параметры автоматической настройки) различные значения, испытайте их влияние на результат коррекции. (Я думаю, что после некоторых мучений Вы придёте к выводу, что это всё неправильно. Это не совсем так, хотя доля истины в этом утверждении есть. Автоматика не обладает человеческими возможностями абстракного анализа и поэтому особенно на неё рассчитывать не стоит.)


Интересным инструментом тоновой коррекция является команда Curves (кривые), расположенная в подменю Adjustments меню Image . С помощью диалогового окна Curves (Кривые) можно осуществлять любую тоновую коррекцию, описанную выше. Однако оригиналы изображений могут иметь самые изощренные погрешности. При съемках на ярком свете пропадает контраст в тенях. Фотография леса может быть излишне детализированной в средней области. Фотографии, сделанные со вспышкой или против солнца, имеют сильную неравномерность освещения. Тоновые кривые дают возможность исправить даже очень сложные дефекты оригинала. Посмотрим, каким образом производится отсчет тоновых интервалов в диалоговом окне Curves (Кривые). Откройте документ photo. Выберите команду Curves (Кривые) подменю Adjustments (Настройка) меню Image (Изображение) или используйте клавиатурное сокращение для этой команды - Ctrl+M . На экране появится диалоговое окно Curves (Кривые).




Основную часть окна занимает график распределения пикселов. В отличие от гистограммы, представляющей абсолютные значения распределения, график кривых строится как относительный. По оси Х расположены градации яркости на входе (Input (Входные)), то есть текущие яркости пикселов, а по оси Y - значения на выходе (Output (Выходные)), то есть результат коррекции. Состояние тонов при открытии окна изображается как линия под углом 45°, то есть отсутствие коррекции. Не нажимая кнопки мыши, перемещайте курсор в пределах графика. В полях Input (Входные) и Output (Выходные) будут отображаться соответствующие значения яркостей. По умолчанию для изображений в модели RGB яркость возрастает снизу вверх и слева направо - слева внизу расположены темные тона (черный цвет имеет значение 0), а справа вверху - светлые тона (белый цвет имеет значение 255).


Установленный режим условно обозначается тоновой растяжкой в полоске под графиком. В центре полоски располагается переключатель режимов в виде двойной стрелки. Щелкните на ней. Направление растяжек поменяется теперь правый верхний угол соответствует меньшим яркостям, а левый нижний - большим. Такой режим отсчета яркостей обычно используется для изображений в модели CMYK. Повторным щелчкомна стрелке верните исходное направление отсчета яркостей. Поместите курсор на нижнюю точку кривой (он примет вид крестика, состоящего из четырех стрелок), нажмите левую кнопку мыши и перетащите точку вправо. Этим вы отсекаете наиболее темные входные уровни, растягивая диапазон тонов в сторону теней. Изображение потемнеет и станет более контрастным. Именно эту операцию вы производили, когда регулировали положение ползунка черного в окне Levels (Уровни). Увеличение контраста в окне Brightness/Contrast (Яркость/Контраст) работает по тому же алгоритму - ползунок Contrast (Контраст) управляет наклоном градационной кривой.


Сместите верхнюю точку влево. Это соответствует перемещению ползунка белого в окне Levels (Уровни). Как видите, увеличение наклона кривой повышает контраст. Уменьшение наклона, соответственно, снижает контраст. Переместите точки вдоль вертикальных осей. Этим вы отсекаете краевые выходные уровни, так же как при перемещении ползунков Output Levels (Выходные значения) окнаLevels (Уровни). Из изображения пропадут яркие света (подсветка) и темные тени.


Снижение контраста далеко не всегда плохо - часто при небольшом уменьшении контраста изображение воспринимается более детализированным и приятным для глаза. Излишний контраст может вызвать впечатление агрессивного воздействия на зрителя. Положение средней точки кривой соответствует средним тонам. Если она не смещена относительно центра, яркость изображения не меняется. Работа с средними участками кривой заключается в следующем. При открытом диалоговом окне Curves поместите курсор в виде пипетки на тот участок изображения, который нуждается в индивидуальном подходе, затем нажмите левую кнопку мыши. На кривой в окне появится точка, соответствующая выбранному месту по тону. Если вы хотите, чтобы эта точка появилась на кривой, то щёлкните на выбранном участке, удерживая клавишу Ctrl. На кривой появится чёрная точка, которую можно перемещать и тем самым регулировать тон в той части диапазона, которая содержит оттенки редактируемого участка изображения. (Несмотря на завёрнутость фразы, всё намного проще, если попробовать самому. Выбранная точка управляется по тем же принципам, что краевые точки кривой.) Если возникла необходимость удаления точки, то удалить её можно щелчком мыши с удержанием клавиши Ctrl .


Тоновая кривая должна неизбежно быть кривой хотя бы потому, что она так называется. На самом деле она сама не может быть ступенчатой, потому что ступеньки на кривой повлекут выпадение полутонов и плохое качество картинки. Режим создания кривой вручную позволяет нарисовать кривую от руки. Включаем карандаш и действуем. Получается довольно некрасиво. Если есть желание немного сгладить полученную кривую, то воспользуйтесь кнопкой Smooth . Каждый щелчок по этой кнопке приближает вас к исходной кривой.


Команда Brightness/Contrast... (Яркость/Контраст...) меню Image/Adjust (Изображение/Коррекция) является самым простым способом тоновой коррекции всего изображения. Однако простота этой коррекции связана серьезными ограничениями, поскольку не позволяет осуществлять изменение яркости и контраста на выбранных тоновых диапазонах и отдельных цветовых каналах, как это позволяют делать команды Curves... (Кривые), Levels... (Уровни...).


В диалоговом окне Brightness/Contrast (Яркость/Контраст) есть всего две полосы, в которых перемещением движков изменяют яркость и контрастность в диапазоне от -100 до +100. Формально значения яркости и контраста не зависят друг от друга, вместе с тем следует иметь в виду, что изменение одного из параметров влечет за собой изменение и другого. Увеличение или уменьшение яркости ведет к уменьшению контраста, увеличение контраста способствует увеличению яркости, а уменьшение контраста - уменьшению яркости изображения.


При увеличении яркости сбалансированного изображения происходит сдвиг тонового диапазона в сторону светов, то есть осуществляется отсечение черного цвета и темных тонов, а следовательно место черного (черной точки) занимает один из темно-серых оттенков. И если в полном тоновом диапазоне максимальный контраст определяется различием черного (0) и белого (255) цветов (255-0 = 255), то в изображении с увеличенной яркостью максимальный контраст вытекает из различия между темно-серым (например, 55) и белым (255) цветами (255 - 55 = 200). Во втором случае значение контраста меньше. При уменьшении яркости происходит сдвиг тонового диапазона в сторону теней, то есть осуществляется отсечение белого цвета и светлых тонов, а следовательно место белого (белой точки) занимает один из светло-серых оттенков. В этом случае также контраст равен различию между светло-серым (например, 200) и черным (0) цветами (200-0=200).


При увеличении контраста происходит сдвиг тонового диапазона к краям, то есть к черному и белому цветам, следовательно, количество белого и светлых тонов увеличится - изображение становится ярче. При уменьшении контраста происходит сдвиг тонового диапазона к центру, то есть количество черного и темных тонов увеличится - изображение становится темнее.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»