Дизель-электрическая подводная лодка LADA. "Лада" для ВМФ: Россия будет развивать воздухонезависимые подводные силы Дизель электрическая подводная лодка проекта 677 лада

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Я просто оочень эмоционально выражался
в общих чертах с моей колокольни это выглядит так:

1. и то и то, и будет использоваться по -тому как есть лобби и сертификат, в соответствии которому для ИУС (информационно-управляющей системы) фирмы разрабатывающие что-либо для МО, обязаны использовать ооочень узкий перечень железок (элементная база как ограничение, боятся закладок, маркировочки точно не помню, но это стаааренькие Мотороллочки и Алтера, подразумевается что проверены на закладки, и этит процессоры по производительности сиильно отстают от всеми нами известных и любимых, но это по большей части фигня, потому как мы могли заталкивать грамотнооптимизированные алгоритмы и интерфейсы по функциональности не хуже чем писанные для тех же ПСишников проекты, т.е. производительность не главное но об этом позже) который "есть и будет есть" .. так Корунд в этой области в некотором роде монополист, посему может делать халтуру, что собственно и делается.., в процессе тестирования выявляются глюки даже в работе при прямом орбращении к памяти., т.е. ПО (програмное обеспечение) в тех же ситуациях, совершенно одинаковых отрабатывало по-разному... (но это скорее к инф. поддержке), в качестве железных траблов больше всего нас мучало то что при передаче данных даже в рамках одной шины (все модули значит положим сидят на общей шине, типа как материнская плата, тока без неё (они вставляются последователно один в другой)) происходила потеря данных и наводки связанные с физическим взаиморасположением предположим сетевой катрочки и процессорного блока.
К этому же пункту отписал бы предположим, возьмём 23-багет, технология с так называемой VME шиной.. как то раз к нам приходили ребята из ЛабВью, фирма такая есть. делают что-то типа САПРА в области инф. проектирования, железок и софта, собственно про эту замечательную Шину VME которая было сказано паримерно следующее.это не то что позавчерашний день, это поза-поза-поза вчерашний, потому как уже существует несколько поколений уже выше этой шины...
Конечно остаётся вариант, делать конторе фактически заново велосипед, т.е. брать перечень доступной элементной базы, вооружится паяльником, и заняться мошным мозговым штуромом, и сваять всё заново, но зачем велосипед выдумывать-то? хочется взять готовые уже железки разрешённые, что собственно и предлагает Корунд, и для них под необходимые задачи писать софт... новот не задача.. не выходит так всё просто
2. тут всё просто как собственно ис железом... я ни сколько не снимал и не снимаю вину за многие огрехи, неудачи с себя, как с программиста и с нашей команды, мы все ошибались, но позвольте, у НАС ситема СЫРАЯ, ещё не сданная была, м ы её придумывали, и бывали такие моменты... когда ну ни как не идёт, ну просто никак не идёт обмен. по шине.. (предположим PC104) и так и эдак.. или по сеточке ну идут кривые данные и идут, и никакие тесты и проверки не помогли... одна умная голова предложила, просто взять и покопаться в операционной системе, небезизвестной ОС2000 (кто не знает, это сильно кастрированный и провереныый на закладки UNIX FRee BSD, кстати тоже залицензированный и являющийся пркатически монопольной ОС реального времени для военных целей) , обращаю внимание что она уже вовсю продаётся, причём из-за монополии за ооочень хорошие денежки (кстати благодаря этому багеты я вам скажу тоже стоят нууу совсем не дешево. как прмер багет-83 с прооцессором нуууу, по производительности эдак 100МГц, а точнее именно одна платка с процессором, шиной и небольшой ПЗУхой, стоит по цене... ну как Sun"овская спарочка простенькая) я просто к тому что благодаря монополии происходит реальнейшая переплата... причём денежки то МО, то бишь государственные, и платятся они вроде как тоже государству...или нет? вообщем это не моё дело. это только догадки... Так вот к ОС. система патентована и лицензирована. и что мы видим? почему не идёт обмен.. а всё просто.. детская ошибка... в определениях регистров (дефайн=определение) вообщем адрес одного регистра ввода/вывода, например, указан с ошибкой. и посему часть информации валится при обращении по этому адресу совершенно не туда куда надо, и потому этот сегмент нашего софта, не работал ) Я понимаю конечно что в НИИС РАН тоже работают такие же недавние студенты как и мы были и так же писали. я не умаляю их заслуг на этот счёт, т.к. такую ОС трудно сосдать, но почему же они за бешенные бабки продают нам СЫРУЮ ситему, не тестированную полностью.. монополия и лобби итить её туда... И кстати чтоб эту ошибку поправить, так это ещё гемморой на несколько недель, т.к. просто так взять у себя и махнуть адресочек у себя мы не имеем права по лиценз. соглашению.. мы конечно его правим и тестим своё дальше, но начинается волокита по официальным пинаням друг друга, пока не дадут повыю официально правленную версию.
3. это зависит от контингента, я не умоляю достоинств людей что писали софт, но согласитесь, пишет тот кто заинтересован, и пишет хорошо, в большинстве своём народ счаз стал немного к лучшему менятся, но есть, есть и другие случаи... просто смысел в том что из всех бяк описанных выше, в сроки естественно не успеваем. а не успеваешь в сроки, так сразу меньше денег дадут сверху, а раз так, то когда срок поджимает, происходит пинок от начальства высокого. что должно работать и не важно как, это понимается так, что нужно сделать так но чтоб бабки заплатили, и потому идея первоначальная, прекрасная и пушистая, уменьшается в лучшем случае до худого противного "карлика", но зато худо бедно работает, по принципу для военных, "нужна одна красная кнопка, и больше никакой нагрузке и по ней должно всё работать" (как говорило начальство) , и кстати никого не волнует что скрывается в итоге под кадиком. ооочень часто это совершенно другая разработка.. старая.. но зато работающая, она быстренько переделывется и показывается под видом новой, или ещё хуже эта идея вообще не воплощается, а военным показывается мишура, и бросается пыль в глаза, и возможно потом.. скажут.. "А у нас не получилось" народ уволят положим.. и всё... а где куча денег что было освоено?
вообщем так примерно а на счёт не оптимальности конкретно к лодк данного топика так.. оочень просто, софт для какого-то там ИУС двиг. редуктора писал мой друг... он жуууууткий раздолбай, когда я узнал что лодка смогла выйти на испытания я жутко удивился, боюсь там всё используется в качестве эл. начинки, по принципу карлика что я говорил, заявлено одно а на самом деле там всё полное старьё, и всё поставили туда по принципу типа, "мол счаз так покатит. а потом мол придумаем как отмазаться,а может и успеем всё грамотно доделать!"

15.11.2014 ,

Новость вроде незначительная на вид, но на самом деле очень важная.

Если по атомоходам наше продолжающееся нахождение на передовых рубежах с принятием на вооружение «Бореев» и «Ясеня» сомнению уже не подлежит, то с неатомными подводными лодками ситуация немного запутаннее. Попробую её прояснить на отличном примере, которым является неатомная подводная лодка Лада проекта 677.

«Санкт-Петербург», проекта 677

Почему бы нам не сосредоточиться на атомоходах?

…как американцы? Потому, что:

  • Для множества задач атомоход избыточен.
  • Из-за реактора на атомоходах приходиться реализовывать дорогостоящие и технически сложные решения по достижению приемлемого уровня шума. А для подводных лодок тот, кто меньше шумит, тот и победил. Современные дизельные лодки под водой ходят на электромоторах и не шумят больше, чем окружающая среда, за что, например «Варшавянку» прозвали «черной дырой».
  • Цена кардинально меньше у НАПЛ (неатомных подводных лодок).
  • Атомоход требует соответствующей обслуживающей инфраструктуры, что далеко не каждая страна может потянуть.
  • Страны НАТО, которые производят дизельные лодки позволяют американцам самим не заморачиваться, а покупать их или брать в аренду по необходимости. У нас такой возможности нет.
  • Неатомные подводные лодки имеют несравнимый с атомоходами экспортный потенциал.

Почему бы не остаться на «Варшавянках»?

«Варшавянка» — это очень успешный проект дизель-электрических подводных лодок, третья модернизация которого сейчас производится для черноморского флота, а также экспортный вариант продается за рубеж. Например во третья из шести заказанных лодок должна попасть еще до начала 2015 года .


«Варшавянка», проект 636

Но у обычных дизельных лодок, к которым относиться «Варшавянка», при всех несомненных достоинствах (главное из которых — малошумность ) есть несколько фундаментальных недостатков:

  • Время нахождения под водой — всего несколько суток. А дальность хода под водой 400 миль. Потом аккумуляторы разряжаются и надо всплывать, чтобы с помощью дизелей их зарядить. Поэтому классические дизельные лодки и называют не подводными, а ныряющими.
  • Из-за необходимости экономии энергии, скорость движения под водой невысока, как правило в районе 3-х узлов (~5,5 км/час). Критично при преследовании.
  • Недостаток энергии обуславливает и ограничения на оборудование и вооружение.

Лада (проект 677) — долгожданный прорыв?

Лодки этого проекта должны прийти на смену отлично зарекомендовавшим себя и ставшим хитом продаж восьмидесятых — девяностых годов , во многом за счет поставки на экспорт которых наш морской ВПК и пережил девяностые.

Проект 677 разрабатывается с начала 90-х, но по известным причинам, только сейчас доводится до того состояния, когда становятся подводной лодкой, способной повлиять на расклад сил на море.


Подводная лодка «Санкт-Петербург», проекта 677

Так что давайте рассмотрим, чем так хороша «Лада».

Вооружение

Помимо традиционного минно-торпедного вооружения (6 торпедных аппаратов 533-мм, 18 торпед или мин), стреляет из всех 6 торпедных аппаратов ракетами («Варшавянка» только из двух верхних).

Кроме того 677-й проект – первая в мире неатомная подводная лодка, оснащённая специализированными пусковыми установками для крылатых ракет (10 вертикальных ПУ в средней части корпуса).


Экспортный вариант проекта 677 — «Амур-1650»

Эти ракеты могут быть:

  • оперативно-тактическими,
  • противокорабельными,
  • крылатыми ракетами большой дальности , предназначенными для поражения стратегических целей в глубине территории противника (вообще новое применение для НАПЛ).

Причем все это разнообразие можно выпустить залпом , что повышает вероятность поражения цели и чего другие неатомные подводные лодки не могут.

Сразу значительно расширяются области применения .

Другие инновации

  • Для снижения шумности лодки применены виброизоляторы и всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах.
  • Снижение водоизмещения с 2350 (цифра для проекта 636.3) до 1765 тонн, а также численности экипажа с 52 до 35 человек. Это сделало лодку более компактной и менее заметной.
  • Существенное, в разы, понижение уровня акустического поля (при том, что даже «Варшавянки» продолжают оставаться одними из самых малошумящих субмарин в своем классе.
  • Снижение неакустических полей.
  • Ресурс оборудования в среднем повышен в два раза.
  • «Лада» оснащена радиоэлектроникой нового поколения. Управление кораблем, его вооружением и механизмами сведено в единую автоматизированную систему и осуществляется с пультов в командном пункте.
  • Корпус лодки покрыт материалом «Молния», поглощающим сигналы гидролокаторов.
  • На «Ладе» установлен современный гидроакустический комплекс «Лира» с антенными системами, которые по своей площади сравнялись с применяемыми на атомных подводных лодках и превосходят таковые на дизель-электрических подлодках проекта 636. Что позволяет обнаруживать противника раньше, а это эквивалентно победе в противостоянии с ним.
  • «Санкт-Петербург», головная лодка проекта 677 с 2010 года на вооружении и бОльшая часть инноваций опробована и отлажена.
  • Литий-ионные батареи . Их можно легко установить на место штатной свинцово-кислотной, при этом лодка получит большую длительность подводного плавания. «Проведены опытные работы, выделено финансирование и изготовитель работает над производством штатной установки. Если она будет готова в срок, то обретет место на серийных корпусах ПЛ четвертого поколения ».

В результате мы имеем лодку, способную погружаться на 300 метров, имеющую скорость полного подводного хода до 21 узла и автономность 45 суток и являющуюся прекрасным наследником «Варшавянок». Но одна инновация может вывести эту лодку в абсолютные лидеры в своем классе в мире. А именно воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ).

Воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ)

Из названия следует, что данной установке для выработки электроэнергии не нужен воздух, как дизелям. Следовательно лодке не нужно всплывать для зарядки аккумуляторов. Точнее нужно, но гораздо реже.

Время нахождения под водой возрастает в 10 раз, до 25 суток .

На самом деле подобные энергетические установки начали использовать шведы, у которых все лодки выпускаются сейчас с подобными энергетическими установками.

А также немцы с проектом 212/214. То есть здесь мы в русле новых разработок.

Так же как и у немцев, в ее основе электрохимический генератор. Электричество будет вырабатываться при преобразовании химической энергии в электрическую без движения и горения . При соединении кислорода и водорода электроэнергия выделяется бесшумно, а единственным побочным продуктом процесса является дистиллированная вода. КПД такой установки достигает 70 процентов, а уровень шума подлодки на анаэробном ходу ниже естественных морских шумов. Но у нас помимо этого используются дополнительные усовершенствования.

  • Чтобы не возить водород высокой чистоты на борту подлодки, в установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Поэтому российская ВНЭУ будет значительно экономичнее немецкого аналога
  • Также используются топливные элементы, которые позволяют обогатить кислородом дизельную силовую установку.

Есть два пути развития механизмов подзарядки аккумуляторов в подводном положении. Электрохимический генератор (ЭХГ) или двигатель Стирлинга . Более перспективным считается двигатель Стирлинга, используемый шведами. У нас видимо используется ЭХГ, как у немцев, но с исключением дорогостоящей структуры хранения и зарядки топливных элементов на борту водородом. Выбор технологии явно происходил с учетом большого количества факторов, часть которых не очевидна для сторонних наблюдателей.

В соединении с другими вышеуказанными преимуществами Лада становится вне конкуренции.

К тому же при ее производстве можно будет варьировать комплектацию в зависимости от желаний и возможностей заказчика.

Конкуренты

Конкурентов достаточно:


Германия, проект 212/214
Швеция, Готланд
Франция, Scorpene

Действительно ли неатомные лодки так эффективны?

Примеры эффективности неатомных подводных лодок:

  • В своем первом выходе из базы на Камчатке только что принятая флотом первая тихоокеанская «Варшавянка» (подводная лодка проекта 877) обнаружила американскую атомную подводную лодку типа Los Angeles.
  • В октябре 2006 года китайская субмарина класса Song всплыла в непосредственной близости (пять миль) от авианосца Kitty Hawk (CV-63), когда ударная группа маневрировала возле островов Окинава. Лодка была обнаружена визуально летчиком одного из пролетавших самолетов, отрабатывавших учебное задание. Этот случай стал еще одним свидетельством недостаточной эффективности противолодочной обороны авианосного соединения даже по отношению к субмаринам типа Song, которые ONI считает менее опасными противниками в сравнении с проектами 636 и 677
  • во время учений в Карибском море экипаж немецкой лодки Тип 212А смог преодолеть незамеченным систему обороны американского авианосца «Enterprise» и имитировал пуск торпедного веера. В другом случае пострадала репутация американского подводного хищника – многоцелевой подлодки типа «Los Angeles», вокруг которой немцы нарезали несколько кругов, а американцы так ничего и не заметили.
  • на учениях в акватории Средиземного моря израильские подлодки типа «Долфин» (модификация Тип 212) условно «потопили» половину Шестого флота США.
  • в 2003 году, «Готланд» продемонстрировал уникальные возможности в борьбе со своим самым опасным противником – подлодками врага. Шведская субмарина выследила и «потопила» атомную французскую лодку и американскую ПЛА SSN-713 «Хьюстон» во время учений в Средиземном море.
  • Во время морских учений Joint Task Force Exercise 06-2 «Готланд» «перетопил » всю седьмую авианосную ударную группу во главе с авианосцем «Рональд Рейган».

Асимметричный ответ

Лодка разрабатывается очень давно. Первый экземпляр принят на вооружение с обычной дизельной двигательной установкой. При проектировании лодки возникло множество проблем, как финансового, так и технического характера. К тому же из-за отсутствия средств пришлось связать судьбу головных лодок с проблемами опытной эксплуатации, доводкой, устранением возникших неполадок.

Но указанная в эпиграфе новость говорит о том, что скоро российский ВМФ получит эту лодку со всеми ее новейшими технологиями (включая ВНЭУ).

Нам подобные лодки нужны. А гарантировано получить их мы можем, как показывает эпопея с «Мистралями», только сделав самостоятельно. С этой задачей наш ВПК справился, создав действительно конкурентную на мировом уровне неатомную подводную лодку. И что не менее важно — создав кооперацию предприятий для ее производства.

  • пр.677 — LADA
    • сейчас по проекту 677 в дополнение к «Санкт-Петербургу» строится «Кронштадт» и по «Севастополю» должен быть подписан госконтракт. Эти лодки строятся без ВНЭУ.
    • ВНЭУ будет скорее всего начиная с четвертой лодки. По плану в 2016 году в виде дополнительного отсека.

    Большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Разработана ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н.Кормилицын. НИОКР начаты в 1987 г. и изначально планировалось строительство большой серии подводных лодок на заводах "Ленинградское Адмиралтейское объединение" (г.Ленинград), "Севмаш" (г.Северодвинск), "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) и "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре).

    Технический проект ПЛ пр.677 утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997 г. При создании ПЛ отработано 180 ОКР. Разработка ГАК на начальном этапе поручена НИИ "Океанприбор", но предложенный ими проект ГАК по массо-габаритным характеристикам не мог быть размещен на ПЛ пр.677. Генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" И.Д.Спасский добился решения Минсудпрома о передаче разработки ГАК радиоэлектронному ПО "Волна" (г.Москва). Летом 2005 г. к доводке ГАК в качестве основного исполнителя подключилось ФГУП НПО "Электроприбор" (г.Санкт-Петербург, договор от апреля 2006 г.).

    Головные лодки серии - пр.677 "Лада" - Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской №01570) и головная пр.677Э "Амур" ("Амур-1650") заложены на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название "Санкт-Петербург". В течение 1998-2001 г.г. (по данным на 1 апреля 2002 г.) на строительство головной ПЛ пр.677 "Адмиралтейскими верфями" было затрачено 335.1 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 263.1 млн руб (включая 175.5 млн руб в 2001 г.). В первом квартале 2002 г. федеральное финансирование строительства заказа не велось ().

    Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 г. Сдача ПЛ ВМФ планировалась в 2006 г. (не состоялась в срок). 14-21 декабря 2005 г. ПЛ "Санкт-Петербург" совершила первый выход в море на испытания, совершено первое погружение. По данным СМИ в 2006 г. лодка должна была приступить к государственным испытаниям, но до первой половины 2008 г. (как минимум) проходила заводские ходовые испытания с доводкой узлов и комплексов ПЛ. По состоянию на 2009 г. принятие лодки ВМФ планируется на 2009-2010 г.г. В феврале 2010 г. объявлено, что головная лодка "Санкт-Петербург" до лета будет принята в опытную эксплуатацию ВМФ и 22.04.2010 г. ВМФ подписал приемный акт головной лодки Б-585 "Санкт-Петербург", лодка принята в опытную эксплуатацию. 8 мая 2010 г. на ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" поднят флаг ВМФ России.


    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ, 25.07.2010 г. (фото - Дмитрий Шипуля, ).

    Серия ПЛ пр.677 находится в производстве - всего по планам 2009 г. планируется для отечественных ВМФ построить 8 ПЛ такого типа. Согласно же Госпрограмме вооружений на 2007-2015 г.г. запланирована постройка 6 ПЛ пр.677. В первых числах ноября 2011 г. появилась инфромация о том, что строительство ПЛ пр.677 заморожено. 24 ноября 2011 г. генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту (условное наименование пр.677Д). Новый технический проект будет готов в 2013 г. после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту.

    27 июня 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что ВМФ России принял решение о возобновлении строительство ПЛ пр.677 по скорректированному проекту. 13.02.2012 г. генеральный директор ОАО "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин сообщил СМИ: ""На сегодняшний день решение о серийном строительстве этих подлодок министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодок проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется". 18 мая 2013 г. Главком ВМФ в СМИ заявил, что первые три ПЛ пр.677 Флот получит с обычными ГЭУ (). Контракт на строительство "Крогнштадта" и "Севастополя" вступил в силу 9 июля 2013 г. ().


    ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на испытаниях. Балтика, не позже лета 2007 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru/).



    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 в Кронштадте, ноябрь 2010 г. (фото из архива Владимира Владимировича, http://military.tomsk.ru/forum).


    Одно из первых изображений модели аванпроекта ПЛ семейства "Амур" (экспортный вариант - "Амур-1650") в СМИ (ориентировочно 1997 г., http://milparade.ru)


    Конструкция ПЛ
    - одно-полуторакорпусная, в конструкции корпуса используется сталь АБ-2 разработки ЦНИ КМ "Прометей". За счет применения самых современных средств акустической защиты предполагается, что шумность ПЛ будет в несколько раз ниже шумности ПЛ пр.877 . На ПЛ этого проекта установлены рубочные горизонтальные рули. Противогидроакустическое покрытие лодки разработано ЦНИИ им.акад.Крылова выполнено 7-8-слойным и толщиной 40 мм.

    1 отсек - антенны ГАК и ТА
    2 отсек - командный пункт
    3 отсек - жилой
    4 и 5 отсеки - энергетическая установка


    Носовой блок-модуль корпуса ПЛ "Кронштадт" перед транспортировкой из цеха №9 в цех №12 ФГУП "Адмиралтейские верфи", декабрь 2014 г. ("Адмиралтеец", №23 / 2014 г.).




    Спуск ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на воду(28 октября 2004 г., http://www.ckb-rubin.ru/)


    Качество и состояние противогидроакустического покрытия ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" по состоянию на 2005 г. (вверху) и на 2011 г. (внизу). Фотографии с салонов МВМС, г.Санкт-Петербург. (фото - adv1971, 2005 г. и Cheslav, 2011 г., http://forums.airbase.ru и http://fotki.yandex.ru).


    Детали корпуса ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге. Вывода из спускового дока видимо после ремонта, 01.06.2012 г. (фото - pfc-joker, ).

    Двигатели : полное электродвижение с единым всережимный электродвигателем

    2 х дизель-генератора 28ДГ постоянного тока Коломенского завода и АО "Электросила" мощностью по 1000 кВт, в генераторе используется 8-цилиндровый V-образный дизель Д-49 с диаметром поршня 260 мм, ходом поршня 260 мм и частотой вращения до 1000 об/мин. Дизель-генераторы управляются дистанционно из центрального поста с помощью цифровой системой управления. В ходе ремонта, который по 27 марта 2012 г. проводился на головной лодке "Санкт-Петербург" на ССЗ Адмиралтейские верфи произведена замена генераторов ().

    1 х главный гребной электродвигатель СЭД-1 (бесколлекторный низкооборотный всережимный электродвигатель с возбуждением постоянными магнитами) мощностью 4100 л.с. (4100 кВт по др.данным), разработки ЦКБ МТ "Рубин" совместно с ФГУП НИИЭФА им. Д.В.Ефремова. Производство ОАО "Новая эра" (сборка), ОАО "Электросила", ФГУП ЦНИИ "Электроприбор". Управление - цифровая система управления разработки ЦНИИ "Электроприбор". Малогабаритный опытный прототип двигателя успешно прошел испытания, первый полноразмерный прототип установлен на головной ПЛ пр.677. По результатам испытаний 2006 г. требовалась существенная доработка системы при частоте вращения 125 об/мин и более, проведена в 2007 г. Мощность, развиваемая двигателем в ходе испытаний по данным Лукина (см. источники) не превышала 50%. По данным на май 2010 г. ПЛ Б-585 принята в опытную эксплуатацию ВМФ с ГЭД работающим на 60% мощности. По состоянию на ноябрь 2011 г. по неофициальным данным и согласно СМИ проблемы с недоведенностью электродвигателя остаются.

    2 х выносных винтовых колонки РДК-35 с электродвигателями ПГ-102М (?) мощностью по 140 л.с. разработки НПП "Морская техника".


    Дизель-генератор 28ДГ (фото из архива DenisKA, http://forums.airbase.ru/).


    Электродвигатель СЭД-1 на тестовом стенде в ЦКБ МТ "Рубин" (фото ЦКБ МТ "Рубин")

    На лодках пр.667Д система электродвижения будет модернизирована ().

    Механика - 1 вал и 1 винт 7-лопастный фиксированного шага с саблевидными лопастями и две выносных винтовых колонки РДК-35.


    ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA (28 октября 2004 г., http://www.elforo.de/)


    Спуск ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на воду (28 октября 2004 г., http://www.ckb-rubin.ru)


    Фотомонтаж на базе снимков сделанных при спуске на воду ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA (28 октября 2004г., http://www.elforo.de)


    Выносная винтовая колонка РДК-35, ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург", 2009 г. (фото из архива Испытателей_10, http://forums.airbase.ru).

    Энергетика - аккумуляторы, 2 группы по 126 шт - изделие 476, общая мощность - 10580 кВт/ч. Система электропитания ПЛ - для выдвижных устройств - постоянный ток напряжением не менее 175 и не более 320 вольт.

    Согласно интервью директора "Адмиралтейских верфей" Александра Бузакова достройка лодок по модернизированному проекту начнется в 2013 г. в случае включения их в Гособоронзаказ на год. Так же при готовности штатных литиевых аккумуляторных батарей они будут установлены на ПЛ "Кронштадт". По состоянию на сентябрь 2012 г. финансирование на проведение работ по литиевым аккумуляторам выделено, опытные работы проведены.

    Система спасения - спасательный универсальный комплекс типа КСУ-600 для дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20 (2 шт, в надстройке перед ограждением выдвижных устройств, система разработана ЦКБ "Лазурит", используется так же на ПЛА К-335 "Гепард").

    ТТХ подводной лодки :
    Экипаж - 35 чел

    Длина - 66.8 м
    Ширина - 7.1 м
    Осадка - 6.7 м

    Водоизмещение надводное - 1765 тонн (1950 тонн по др.данным)
    Водоизмещение подводное - 2650 тонн

    Скорость надводного хода - 10 уз
    Скорость подводного хода максимальная - 21 уз
    Дальность хода максимальная подводная с чередованием режима РДП (скорость 7 уз) и тихого хода (3.5 уз) - 16000 миль (с учетом расхода топлива на зарядку аккумуляторов)
    Дальность хода подводная в режиме РДП (скорость 7 уз):
    - 6500 миль (без учета расхода топлива на зарядку аккумуляторов)
    - 6000 миль ()
    Дальность хода подводная (скорость 3 уз) - 650 миль
    Глубина погружения рабочая - 240-250 м (по разным данным)
    Глубина погружения предельная - 300 м

    Автономность - 45 суток
    Гарантированный срок эксплуатации - 25 лет
    Гарантированный срок эксплуатации до первого ремонта - 10 лет

    Шумность ПЛ - по заявлениям в СМИ шумность пр.677 должна составлять 50% от шумности ПЛ пр.877, что означает в штиль уровень шума около 30 дБ.

    Вооружение :
    6 х носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания "Мурена" (2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами). Согласно ТТЗ на создание ПЛ предполагалось установить 4 ТА с боезапасом в 12 торпед.

    Боезапас - мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), ракеты-торпеды "Шквал" и ПКР "Бирюза" (Club-S), запускаемые из торпедных аппаратов или 22 мины типа ДМ-1. По данным 2009 г. в 1990-е годы для ПЛ пр.677 разрабатывалась торпеда ТЭ-2 "Игрушка" - судьба неизвестна.
    6 х ПЗРК "Игла-1М"


    Система торпедных аппаратов ПЛ пр.677 (рисунок Tomasz Grotnik, из Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. №3 / 2007 г. Польша).


    Вид на крышки носовых торпедных аппаратов ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA (28 октября 2004 г., http://www.elforo.de)


    Вид на носовую часть ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 в плавдоке. Санкт-Петербург, апрель 2008 г. (фото из архива Amoralex, http://forums.airbase.ru).


    Носовая часть ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 - по центру хорошо видно люк для погрузки торпед(http://forums.airbase.ru).


    Оборудование:

    пр.677 пр.677Д
    БИУС (боевая информационно-управляющая система) Комплексная система автоматизированного управления кораблем "Литий" разработки НПО "Аврора" при участии ЦКБ МТ "Рубин" и нескольких НИИ ВМФ (прототипом системы "Литий" является система "Булат" разработанная в 1980-е годы). Автоматизированная система управления движением "Лиана". По состоянию на ноябрь 2011 г. согласно некоторым СМИ остаются проблемы с недоведенностью БИУС "Литий" (не подтверждено). БИУС "Литий"
    Управление общекорабельными системами Модернизированная система управления корабельными техникечсими средствами ()
    ГАК
    ГАК "Лира" (по результатам испытаний 2006 г. требовалась существенная доработка системы - вероятно, в части сопряжения ГАК с БИУС "Литий" и в части программного обеспечения) - НИОКР ГАК с начала 1980-х годов. Головной разработчик - ПО "Волна" (г.Москва), основной исполнитель по разработке - ЦНИИ "Электроприбор" (с апреля 2005 г. официально, с лета 2005 г. фактически). Производство ГАК - таганрогский завод "Прибой". По состоянию на 2008 г. велись конструкторские испытания ГАКи испытания программного обеспечения на стенде.

    Состав ГАК:
    - Прибор №1 ГАК "Лира" - носовая квазиконформная шумопеленгаторная антенна большой площади Л-01
    - Бортовые квазиконформные шумопеленгаторные антенны ГАС в носовой части корпуса
    - ГАС активная миноискания, измерения расстояний и звукоподводной связи
    - ГАС с буксируемой акустической антенной (пр.677 - точно, пр.677Э - ?)
    - Аппаратура обеспечения безопасности плавания "ГАС-БП" (третий завершающий этап испытаний с января 2007 г.)

    ГАК "Лира"
    Комплекс РЛС
    РЛС КРМ-66 "Кодак", экспортный вариант КРМ-66Э - разработан и производится концерном "Гранит-Электрон" (г.Санкт-Петербург). Включает в себя активный и пассивный радиолокационные каналы, совмещенный антенный пост каналов, комплект ЗИП.
    Электропитание - от сети постоянного тока 175-320 вольт
    Потребляемая мощность - 3.5 кВт
    Радио-техническое оборудование
    Радиосвязь
    Цифровой комплекс средств радиосвязи "Дистанция" (включая выпускную буксируемую антенну К-697 для подводной связи - из верхней кормовой оконечности ограждения рубки, длина антенны 20 м, используется на глубине до 100 м по непроверенным западным данным)
    Навигационный комплекс Навигационный комплекс "Апассионата" (испытания 2007 г.) с инерциальной навигационной системой и системой спутниковой навигации GPS / ГЛОНАСС - впервые на нАПЛ в ВМФ СССР и Росии, малогабаритный, со сниженным энергопотреблением. К 2008 г. прошел государственные испытания, разработан ЦНИИ "Электроприбор".
    Точность навигации - отклонение координат места за 2 дня - 5 км при изменении курсов до 6 град/мин.

    О завершении разработки комплекса ЦНИИ "Электроприбор" объявлено 03.12.2003 г. (http://www.rbc.ru/spb/), сообщается стоимость УПК - 8 млн.USD. Оба перископа с гироскопической стабилизацией линии визирования. Работа перископов обеспечивается при скорости ПЛ до 10 узлов. В 2004 г. УПК "Парус-98" отгружен на ФГУП "Адмиралтейские верфи" для установки на головную ПЛ пр.677 "Санкт-Петербург".

    Модернизированный навигационный комплекс ()
    Перископы

    Унифицированный перископный комплекс УПК "Парус-98" ("Парус-98Э" - экспортный вариант). Разработчик - ЦКБ МТ "Рубин", головной исполнитель и соразработчик - ЦНИИ "Электроприбор". Состав комплекса:

    Командирский перископ непроникающего типа "Парус-98КП" (командирский перископ) с оптическим и ТВ-каналами с переменным увеличением от 1.5 до 12Х - дневным и низкоуровневым, с видеозаписью - разработка ФГУП ЦКБ "Фотон";

    Оптронная мачта непроникающего типа "Парус-98УП" (универсальный перископ) с ТВ-каналами с переменным увеличением от 1.5 до 12Х - дневным и низкоуровневым, тепловизионный канал, канал лазерного дальномера - разработка ФГУП ЦКБ "Фотон";

    УПК "Парус-98"
    Прочее

    На этапе первых ходовых испытания (декабрь 2005 г.) на ПЛ "Санкт-Петербург" устанавливалась нештатная навигационная РЛС "Галс" производства НПО "Горизонт".

    На ПЛ "Санкт-Петербург" начиная с 2007 г. проходили испытания оборудование: ПМУ (выдвижные устройства ограждения рубки) "Жиклер", ПМУ "Кодак", ПМУ "Ананас", РДП, УПК "Парус-98" (с забортными кабелями), блоки БДА комплекса "Клинок", СЕВ "Гном-2М". ОКР "Лира" (ГАК) испытания не прошла по причине неготовности программного обеспечения (план доработки - 2008 г.). На ПЛ используется аварийный передатчик системы "КОСПАС-САРСАТ" В-603.

    На ПЛ "Санкт-Петеребург" пр.677 по состоянию на лето 2009 г. еще дорабатывается ГАК. ПЛ пр.677Э по состоянию на 2007 г. еще не имеет ГАК (не готов, сумма расходов на разработку ГАК уже составляет 1 млрд. 300 млн. рублей).

    По состоянию на ноябрь 2011 г. согласно неофициальным данным проблемы с недоведенностью ГАК решены.



    Квазиконфорные шумопеленгаторные антенны ГАС (боковая и носовая) ГАК "Лира" (фото СКб МТ "Рубин", Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. №3 / 2007 г. Польша).


    Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК "Лира" (фото вероятно ПЛА "Кронштадт", 2009 г., из архива Deep Blue Sea, http://paralay.iboards.ru).


    Оптронная мачта "Парус-98УП" унифицированного перископного комплекса "Парус-98Э", выставка МВМС-2009, г.Санкт-Петербург (фото abl22, 2009 г.)


    Модуль лазерного дальномера и ТВ-канала (слева) и модуль тепловизионного прибора (справа) для оптронной мачты (ФГУП ЦКБ "Фотон", http://www.ckb-photon.ru, 2009 г.)


    Антенный пост РЛС КРМ-66Э перископного комплекса "Парус-98Э", выставка МВМС-2009, г.Санкт-Петербург (фото abl22, 2009 г.)



    Главный командный пункт ПЛ пр.677 (рисунок ЦКБ"Рубин", http://milparade.com)


    Устройства в ограждении рубки ПЛ пр.677 (рисунок Tomasz Grotnik, из Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. №3 / 2007 г. Польша).


    Унифицированный перископный комплекс "Парус-98" и ограждение рубки ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA с выдвижными устройствами, декабрь 2005 г. (в основе фото Олега Карпенко, http://photofile.ru/users/carpenco)


    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге, 26.07.2012 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).

    Модификации:
    пр.677 / 06770 "Лада" - LADA - серия ПЛ для отечественного ВМФ. производство ведется на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург).

    1) Б-585 "Санкт-Петербург", заводской №01570 (головная пилотная ПЛ проекта) - заложена 26.12.1997 г., цикл корпусного производства закончен в январе 2002 г. - строительные блоки ПЛ переведены в цех №12 ФГУП "Адмиралтейские верфи" для монтажа оборудования и сборки, спущена на воду - 28.10.2004 г., сдача флоту - 2010 г. (план 2009 г.), ранее - до конца 2009 г. (план начала 2009 г.). Изначально планировалось сдать ПЛ флоту в 2005 г., в 2008 г. (план 2005 г.) и в 2009-2010 г.г. (объявлено в 2008 г.); приемный акт подписан ВМФ 22.04.2010 г., подъем флага ВМФ ожидается в первых числах мая 2010 г.


    Проекции ПЛ пр.677 LADA (Diletant2010, http://forums.airbase.ru).

    2) Б-586 "Кронштадт", заводской №01571 (первая серийная ПЛ) - заложена 28.07.2005 г.. спущена - 2009 г. нет, сдача флоту - 2013 год (план начала 2009 г.), ранее - 2010 г. (план начала 2009 г.), ранее - 2008 г. (план 2005 года);


    Закладная доска ПЛ Б-586 "Кронштадт" пр.677 LADA (фото из архива Snake, http://forums.airbase.ru/).

    3) Б-... "Петрозаводск", заводской № нет данных - заложена - лето 2006 г. (согласно сообщениям СМИ, подтверждения события нет). ПЛ так и не была заложена либо была заложена, но позже переименована в "Севастополь" (см.ниже). Есть вероятность того, что наименование "Петрозаводск" аннулировано из-за событий в Кондопоге.

    4) Б-587 "Севастополь", заводской №01572 (третья серийная ПЛ пр.677) - заложена 10.11.2006 г., спуск на воду - нет данных, сдача ВМФ - 2015 год (план начала 2009 г.);

    пр.677Э "Амур" / "Амур-1650" LADA - экспортная модификация ПЛ пр.677, головная лодка заложена на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г.


    Модель ПЛ пр.677, 2004г. (http://4ekist.photofile.ru)




    Компоновочная схема ПЛ "Амур-1650" пр.677Э (http://www.ckb-rubin.ru).


    Корпусные конструкции ПЛ "Амур-1650" пр.677Э на набережной ЛАО, г.Санкт-Петербург, 3 ноября 2011 г. (автор фото - reflex-yu, http://forums.airbase.ru).

    пр.677Д - 24 ноября 2011 г. генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту - условное наименование пр.677Д. Новый технический проект будет готов в 2013 г. после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту. 9 февраля 2012 г. эту информацию по сути подтвердил главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявив, что строящиеся лодки пр.677 будут модернизированы. Так же главком заявил о разработке проекта воздухо-независимой двигательной установки, которую можно начать испытывать на лодках пр.677 в 2014 г. Согласно интервью директора "Адмиралтейских верфей" Александра Бузакова достройка лодок начнется в 2013 г. в случае включения их в Гособоронзаказ на год. В случае готовности штатных литиевых аккумуляторных батарей они будут установлены на ПЛ "Кронштадт". По состоянию на сентябрь 2012 г. финансирование на проведение работ по литиевым аккумуляторам выделено, опытные работы проведены. 9 июля 2013 г. вступил в силу контракт на строительство ПЛ пр.677Д ("Кронштадт" и "Севастополь"). Лодки обновленного проекта будут отличаться несколько модернизированным оборудованием и обновленной системой электродвижения ().

    2010 г. 21-22 мая - акватории Северной верфи Санкт-Петербурга проводилось кренование ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" и операции размагничивания на полигоне в районе Кривой дамбы.

    2010 г. 25 июля - ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" приняла участие в военно-морском параде на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ.


    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ, 25-26 июля 2010 г. (фотографии любезно предоставлены автором, Дмитрий Шипуля, http://military.tomsk.ru/forum).

    2010 г. 21.декабря - генеральный директор ГКБ "Рубин" А.А.Дьячков в интервью заявил, что акватория Черного моря слишком мала для подводных лодок пр.677 LADA и поэтому ПЛ данного типа не будут входить в состав Черноморского флота. Так же заявлено, что ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" будет находиться в опытной эксплуатации в составе ВМФ России как минимум до конца 2011 года. В ходе опытной эксплуатации системы ПЛ доводятся до желаемых показателей.

    2011 г. май - по неподтвержденным официально данным за год опытной эксплуатации на ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" устранены проблемы с работой ГАК, в процессе устранения проблемы с главным электродвигателем, произведены стрельбы КР "Калибр".

    2011 г. 3 ноября - корпус ПЛ "Амур-1650" в недостроенном виде обнаружен на набережной ЛАО, муссируются слухи о замораживании строительства лодок проекта. так же высказывалось предположение, что это корпусные конструкции или "Кронштадта" или "Севастополя", но их корпуса полностью собраны.

    2011 г. 24 ноября - генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту (условное наименование пр.677Д). Новый технический проект будет готов в 2013 г. после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту.

    2012 г. 06 февраля - в интервью СМИ главком Черноморского флота России Александр Федотенков заявил, что после успешных испытаний ПЛ "Санкт-Петербург" на Северном флоте, там, где есть большие глубины, и в случае, если будут подтверждены заложенные в проект передовые технические идеи, а также учтен опыт эксплуатации головного корабля, будет принято окончательное решение о достройке двух заложенных корпусов". На основании этого заявления можно сделать вывод о том, что начаты или планируются испытания на Северном флоте ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург".

    2012 г. 27 марта - после завершения ремонта ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 выведена из V пролета цеха №12 ССЗ Адмиралтейские верфи в спусковой док и спущена на воду. В ходе ремонта на лодке была произведена замена генераторов. Позже начаты швартовые испытания лодки ( , ).


    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 после вывода из V пролета цеха №12 ССЗ Адмиралтейские верфи после завершения ремонта лодки (Адмиралтеец. № 6 / 2012 г.).

    2012 г. 01 июня - после завершения ремонта ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" выведена из спускового дока в Неву.


    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге. Вывода из спускового дока видимо после ремонта, 01.06.2012 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).


    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге после вывода из спускового дока видимо после ремонта, 01.06.2012 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).


    Конструкции недостроенной ПЛ пр.677Э на Неве в Санкт-Петербурге, 01.06.2012 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).

    2012 г. 6 июня - завершено сервисное обслуживание ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" на ССЗ "Адмиралтейские верфи". Лодка поступила на завод для проведения обслуживания и ремонта в августе 2011 г. 27 марта 2012 г. лодка была спущена на воду. Позже проведены швартовые испытания и 6 июня 2012 г. лодка вернулась в опутную эксплуатацию в ВМФ России (ист. - Васильева С. ).


    ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 после ремонта уходит к месту постоянной дислокации, г.Санкт-Петербург, 6 июня 2012 г. ("Адмиралтеец", №11 / 2012 г.).

    2012 г. 27 июня - в СМИ появилась информация о том, что ВМФ России принял решение о возобновлении строительства ПЛ пр.677 по скорректированному проекту.

    2012 г. 21 сентября - в СМИ появилась информация о том, что строительство лодок будет возобновлено в 2013 г. если лодки будут включены в Гособоронзаказ-2013. Так же сообщается, что головная лодка Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 в конце сентября 2012 г. начнет переход на Северный флот, где совершит погружение на предельную глубину и в дальнейшем будет нести боевую службу. 25.09.2012 г. лодка еще находилась на Балтике.

    2012 г. 26 октября - неофициальная информация о том, что ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 в 2012 г. не будет переходить на Северный флот из-за неготовности к переходу систем ПЛ - в т.ч. радио-электронного вооружения.

    2013 г. 13 февраля - генеральный директор ОАО "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин сообщил СМИ: ""На сегодняшний день решение о серийном строительстве этих подлодок министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодок проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется". В настоящее время головная ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" находится в Кронштадте и готовится к переходу на Северный флот "для завершения опытной эксплуатации" (). Переход лодки на Северный флот планируется осуществить летом 2013 г. ().

    2013 г. 19 марта - в 2013 г. начнется достройка второй лодки проекта 677, прочный корпус лодки уже готов. Сдача второй лодки Флоту планируется на 2016 г. ().

    2013 г. 9 июля - вступил в силу контракт на строительство первой серийной ПЛ проекта - "Кронштадт". Сдача корабля Флоту намечена на 2017 г. ().

    2013 г. 15 июля - генеральный директор ЦКБ "Рубин" Игорь Вильнит сообщил РИА "Новости" , что строительные работы по второй серийной ПЛ пр.677 "Севастополь" на Адмиралтейских верфях уже ведутся. ЦКБ "Рубин" выпустил для "Севастополя" соответствующую документацию, и сейчас контракт между Минобороны и заводом на достройку лодки находится в стадии заключения. Что касается ВНЭУ, то первая серийная ПЛ ("Кронштадт") оснащаться ВНЭУ не будет, а по второй серийной лодке ("Севастополь") решение пока Флотом не принято. Опытный образец ВНЭУ ЦКБ "Рубин" планирует предъявить Флоту до 2016 г. После чего и будет принято решение об оснащении ВНЭУ той или иной лодки.


    Церемония закладки и закладная доска ПЛ Б-587 "Великие Луки", 19.03.2015 г. (http://admship.ru/).

    Хронология ПЛ пр.677:

    Реестр ПЛ пр.677 / 677Э:


    пп
    Название Проект / NATO
    Завод.
    Завод Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступлен. в строй Примечание
    1 Б-585
    "Санкт-Петербург"
    677 - LADA
    01570 "Адмиралтейские верфи", главный строитель - В.П.Байков
    26.12.1997 г.
    28.10.2004 г.
    22.04.2010 г.
    Балтийский флот, лодка принята ВМФ в опытную эксплуатацию.
    - сентябрь 2012 г. - лодка переводится для несения службы на СФ
    2 "Амур" ( 28.07.2005 г.
    2010 г. (план 2009 г.)

    20.09.2018 г.

    план - 2013 г. (2008-2009 г.г.)

    план - конец 2016 г. (19.03.2013 г.)

    план - 2017 г. (согласно госконтракту от июня-июля 2013 г.)

    план - 2018 г. (2015-2016 г.г.)

    В январе 2009 г. строительство лодки приостановлено по решению. Минобороны России. По состоянию на июнь 2011 г. не возобновлено. судя по информации 2013 г. прочный корпус лодки готов.

    Весной 20112 г. возобновление строительства планируется в 2013 г. по новому техническому проекту.

    19.03.2013 г. заявлено о финансировании достройки и о началах работ на лодке до конца 2013 г.

    4 Б-587 "Великие Луки" (ранее - "Севастополь")
    677 / 677Д - LADA
    01572
    "Адмиралтейские верфи" 10.11.2006 г.

    19.03.2015 г. (перезакладка с названием "Великие Луки")

    - план - 2015 г. (2008 - начала 2009 г.г.)

    план - конец 2018 г. (согласно контракту 2013 г.)

    план - 2020 г. или позже в зависимости от финансирования (21.03.2017 г., )

    Планируется поступление лодки в Балтийский флот с обычной ГЭУ. 04.10.2016 г. заявлено, что ПЛ войдет в состав Северного флота ()

    В январе 2009 г. строительство приостановлено. По состоянию на июнь 2011 г. не возобновлено.

    Весной 2012 г. возобновление строительства планируется в 2013 г. по новому техническому проекту.

    27.07.2012 г. принято решение о возобновлении строительства по скорректированному проекту.

    По состоянию на сентябрь 2012 г. строительство не возобновлено. Планируется начать достройку лодки в случае включения её в Гособоронзаказ в 2013 г.

    Декабрь 2014 г. - вступил в силу контракт на достройку лодки по измененному проекту.

    5 Б- 677Д - LADA 01573 ? "Адмиралтейские верфи" 2015 г. ? план - 2019 г. (21.01.2015г.) Планируется строительство четвертой лодки проекта для ВМФ России ().

    В 2018 г. планировалось подписание контракта на постройку лодки ()

    По состоянию на 21.03.2017 г. контракт на строительство отсутствует ()


    Экспорт :
    Индия:
    - 2011 г. 19 декабря - на тендер ВМС Индии на поставку 6 неатомных ПЛ предложен проект ПЛ "Амур-1650" с ВНЭУ.

    Китай:
    - 2013 г. 25 марта - СМИ со ссылкой на центральное телевидение Китая (CCTV) сообщают, что во время визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию было подписано рамочное соглашение на поставку 4 подводных лодок класса "Лада" (). Возможно речь идет о поставках ПЛ пр.677Э и, возможно так же, что речь о поставках ПЛ .

    2014 г. 12 августа - в СМИ появилась информация о том, что с Китаем идет согласование технического облика ПЛ "Амур-1650", которые панинуется в перспективе поставить в Китай ().

    Источники:
    Администрация морского порта Большой порт С.-Пб. Сайт http://www.pasp.ru , 2010 г.
    Васильева С. "Санкт-Петербург" продолжает опытную эксплуатацию! // "Адмиралтеец" №11 / 2012 г.
    Глава "Адмиралтейских верфей": работы много и выполняем ее в срок. 2012 г. ().
    Заключительный этап испытаний НАПЛ 4-го поколения "Санкт- Петербург" проекта 677 "Лада" должен быть завершен в 2009 г. // Сайт "Оружие России", http://www.arms-expo.ru , 2009 г.
    ИТАР-ТАСС. Сайт http://www.itar-tass.com , 2010 г.
    Кормилицын Ю.Н., "Лада" не может устареть! // Арсенал. №4 / 2008 г.
    Лента.ру, 2009-2011 г.г.
    Лукин М., Несостоявшиеся победы российского ОПК. // "Огонек", № 26 / 2009 г.
    Пешехонов В.Г., "Лада" способна стать политическим фактором. // Арсенал. №4 / 2008 г.
    ПЛ "Санкт-Петербург". Год тревог и испытаний. // Главное направление деятельности. Буклет ЦКБ "Рубин", 2008 г.
    Подводные лодки России. Выпуск 1. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 "Лада". 2007 г.
    Принципиально новую подводную лодку для ВМФ РФ могут построить в 2014 году. Сайт http://flotprom.ru , 2012 г.
    РИА Новости. Сайт http://www.rian.ru , 2010 г.
    Таганрогский завод "Прибой". Годовой отчет за 2008 год. Сайт http://www.priboy.ru , 2010 г.
    ФГУП ЦКБ "Фотон", http://www.ckb-photon.ru , 2009 г.
    "Хмуриться не надо "Лада"! // Арсенал. №1 / 2008 г.
    Черное море мало для "Лады" - гендиректор ЦКБ "Рубин". Сайт http://www.flot.com , 2010 г.
    Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/ , 2009 г.
    ЦКБ МТ "Рубин", официальный сайт. http://www.ckb-rubin.ru , 2009 г.
    Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/ , 2009 г., 2010 г.
    Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. №3 / 2007 г. (Польша).

    «Lada» Скорость (надводная) 10 узлов Скорость (подводная) 21 узел Рабочая глубина погружения 250 Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 45 суток Экипаж 35 человек Размеры Водоизмещение надводное 1 765 Водоизмещение подводное 2 650 т Длина наибольшая
    (по КВЛ) 66,8 м Ширина корпуса наиб. 7,1 м Средняя осадка
    (по КВЛ) 6,6 м Силовая установка ГЭУ с полным электродвижением:
    ДГ с дизелями Д49
    ВНЭУ на ТЭ (в перспективе) Вооружение Торпедно-
    минное вооружение 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, 18 торпед УСЭТ-80 К, мины. Ракетное вооружение РК «Калибр» (пуск из торпедных аппаратов). ПВО ПЗРК «Игла-1М », «Верба», 6 ЗУР в ТПК . Медиафайлы на Викискладе

    Генеральный конструктор проекта Юрий Кормилицин . Серия является развитием проекта 877 «Палтус» . Лодки предназначаются для уничтожения субмарин , надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз , морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Низкий уровень шумности был достигнут благодаря выбору однокорпусного конструктивного типа, уменьшением габаритов корабля, применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установкой виброактивного оборудования на виброизоляторы типа «ВИ» и внедрению технологии нанесения противогидролокационного покрытия нового поколения «Молния» [ ] . Из-за недостатков силовой установки планировавшееся серийное строительство лодок этого проекта в первоначальном виде отменено , проект будет дорабатываться.

    История

    Разработка технического проекта более дешёвой, чем проекта 877 «Палтус» , ДЭПЛ для внутренних морей (на замену устаревшим субмаринам Черноморского и Балтийского флотов) под шифром «Лада» была произведена в ЦКБ МТ «Рубин » при поддержке главкома Чернавина на рубеже 1980-х годов, однако после его рассмотрения в декабре 1990 года Военно-промышленная комиссия отказалась финансировать продолжение работ .

    Согласно планам модернизации российского подводного флота на 2008 год, ДЭПЛ проекта 677 «Лада» должны были стать одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение . Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт .

    По первоначальному проекту, для ВМФ России планировалась постройка 20 единиц . Однако после неудач при испытаниях и доработке головной лодки проекта в 2011 году было принято решение о её переоборудовании и достройке уже заложенных трёх подводных лодок по изменённому проекту .

    В феврале 2012 года в СМИ говорилось, что ВМФ отказывается от проекта «Лада» - по словам главкома ВМФ России В. Высоцкого :

    Однако, чуть позже главком дополнил, что проект дорабатывается и будет принят на вооружение .

    В итоге проект получит новую энергетическую установку и будет классифицироваться как неатомные подводные лодки .

    Предыдущий главком ВМФ, В. Высоцкий, остановил производство этих лодок из-за проблем с силовым агрегатом и акустическим комплексом. Последнюю проблему «Рубин» решил, отмечают эксперты, но силовой агрегат по-прежнему не выдает требуемой мощности. Тем не менее, новый главком вице-адмирал Виктор Чирков дал команду достраивать лодки. «Сроки сдачи кораблей станут ясны ближе к концу года», - сообщил источник на Адмиралтейских верфях . Он не исключил, что из-за предельной загрузки верфей, возможно, часть госпрограммы по неатомным лодкам перекинут на другие заводы. Скорее всего, на «Красное Сормово» , вряд ли на северодвинский «Севмаш» (ему предстоит к 2020 году изготовить восемь атомных подводных ракетных крейсеров проекта 955 «Борей» и столько же многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень» ).

    В рамках государственной программы вооружения 2020 - до 2020 года для ВМФ предполагается построить двадцать ДЭПЛ - шесть составят лодки проекта 636.3 «Варшавянка », а остальные четырнадцать, вследствие вышесказанного, скорее всего будут лодки доработанного проекта 677 «Лада» .

    На сегодняшний день решение о серийном строительстве этих подлодок министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодок проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется. Все характеристики, заданные техзаданием ВМФ, в ходе государственных испытаний в основном подтверждены, за исключением скорости полного подводного хода. В настоящее время подлодка проекта 677 находится в главной базе Балтийского флота и готовится к переходу на Северный флот для завершения опытной эксплуатации.

    Он отметил, что на лодке установлено более 130 образцов новейшего радиоэлектронного и корабельного оборудования. По его словам, на серийные подлодки будут установлены модернизированные двигатели, которые обеспечат необходимую мощность .

    9 июля 2013 года «Адмиралтейские верфи» возобновили строительство второй лодки серии, «Кронштадт». Новый контракт, заключенный с Министерством обороны РФ, предусматривает строительство корабля по корректированному техпроекту. Проектантом ДЭПЛ проекта «Лада» - ЦКБ МТ «Рубин» - проведена большая работа по усовершенствованию подводной лодки и созданию модернизированных комплексов корабля. На втором заказе серии будут установлены модернизированные образцы оборудования - система управления корабельными техническими средствами, система электродвижения, навигационный комплекс. При строительстве «Кронштадта» будут учтены итоги опытной эксплуатации головного заказа .

    Как сообщил ТАСС 16 января 2016 года источник в главном командовании ВМФ России, вторая и третья подводные лодки «Кронштадт» и «Великие Луки» проекта 677 «Лада» будут переданы российскому флоту позднее ранее намеченного срока - в 2019 году. Источник подчеркнул, что вторая и третья подлодки серии строятся с учетом всех замечаний, выявленных в ходе эксплуатации головной «Лады» («Санкт-Петербург» на Северном флоте). Что касается возможной установки на эти субмарины воздухонезависимой (анаэробной) энергетической установки, то «необходимо дождаться результатов её морских испытаний» .

    21 января 2016 года официальный представитель ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало, заявил, что прекращение строительства серии ДЭПЛ проекта 677 «Лада» на сегодняшний день не рассматривается .
    18 марта 2016 официальный представитель объединенной судостроительной корпорации и высокопоставленный представитель ВМФ сообщил для информагентства «РИА Новости»: «Две неатомные подводные лодки проекта 677 „Лада“ - „Кронштадт“ и „Великие Луки“ - будут переданы ВМФ 2018-2019 годах и это будут последние лодки этого проекта. Дальше начнется строительство лодок проекта „Калина “» .
    27 июля 2016 было объявлено об отсутствии окончательного решения о прекращении или продолжении строительства подлодок данного проекта .

    26 июня 2017 года главнокомандующий ВМФ России адмирал В. И. Королёв сообщил, что принято решение продолжить строительство ДЭПЛ проекта 677, после сдачи Военно-морскому флоту подводных лодок «Кронштадт» и «Великие Луки» строительство серии будет продолжено .

    28 июня 2017 года на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге заместитель командующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал В. И. Бурсук заявил, что в ближайшее время будут законтрактованы еще две серийные подводные лодки этого проекта, которые будут строиться на «Адмиралтейских верфях» в период «до 2025 года» . После 2025 года серия подлодок будет продолжаться .

    В июне 2019 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» подписан контракт Министерства обороны РФ и предприятия «Адмиралтейские верфи» на строительство ещё двух (четвёртой и пятой) подводных лодок проекта 677 «Лада».

    Конструкция

    ДЭПЛ проекта 677 выполнена по полуторакорпусной схеме. Осесимметричный прочный корпус изготовлен из стали АБ-2 и практически по всей длине имеет одинаковый диаметр. Носовая и кормовая оконцовки имеют сферическую форму. Плоскими переборками корпус разделен по длине на пять водонепроницаемых отсеков, платформами корпус разделен по высоте на три яруса. Легкому корпусу придана обтекаемая форма, обеспечивающая высокие гидродинамические характеристики. Ограждение выдвижных устройств имеет такую же форму, как у лодок проектов 877, в то же время кормовое оперение выполнено крестообразным, а передние горизонтальные рули размещаются на ограждении, где они создают минимальные помехи работе гидроакустического комплекса.

    Энергетическая установка

    планировалась воздухонезависимой (анаэробная) энергетическая установка

    Модификации

    «Амур-950» - экспортная модификация. Главное отличие от лодок основного проекта заключается в уменьшении количества торпедных аппаратов до 4 и наличием установок вертикального пуска (УВП) на 10 ракет, способных выйти за две минуты одним залпом. Надводное водоизмещение - 1150 тонн. Длина наибольшая - 56,8 метров. Ширина корпуса - 5,65 метров. Экипаж - 19 человек. Автономность - 30 суток. Глубина предельная погружения - 300 метров. Скорость подводная - 20 узлов.

    «Амур-1650» - экспортная модификация аналогичная той, что закупает ВМФ РФ. В дополнение имеет шумопеленгаторную антенну, способную обнаруживать особо малошумные цели, может дать залп из 6 ракет.

    Представители

    Наименование Верфь Заложена Спущена
    на воду
    Принята
    в строй
    Флот Состояние Примечания

    МОСКВА, 28 июн — РИА Новости, Михаил Севастьянов. Россия постройкой большой серии дизель-электрических субмарин класса "Лада" с воздухонезависимой (анаэробной) энергетической установкой будет активно развивать неатомные подводные силы. Такой вывод можно сделать из заявлений представителей главного командования ВМФ и кораблестроительной отрасли ОПК, сделанных в среду в Санкт-Петербурге.

    Очень большая серия

    В первый день работы Восьмого международного военно-морского салона МВМС-2017, проходящего в Санкт-Петербурге с 28 июня по 2 июля, заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом (ВМФ) России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что дизель-электрические подводные лодки типа "Лада" станут основным проектом для российских неатомных подводных сил; серия этих субмарин "будет очень большой"; модернизация проекта 677 предполагает оснащение подводных кораблей анаэробными (воздухонезависимыми) энергетическими установками.

    Военный эксперт: авианосцы – "дорогая вещь", но России они нужны Военно-морской флот России построит новый авианосец. Военный эксперт Андрей Головатюк в эфире радио Sputnik отметил необходимость развития авианосного флота страны в современных условиях.

    Генеральный директор санкт-петербургских "Адмиралтейских верфей", строящих субмарины класса "Лада", Александр Бузаков уточнил, что четвертая и пятая подлодки этого проекта будут построены в течение ближайших пяти лет.

    Неатомный ответ Америке

    "Россия постройкой большой серии дизель-электрических субмарин проекта 677 класса "Лада" с воздухонезависимой силовой установкой будет активно развивать неядерные подводные силы", — заявил РИА Новости председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ), кандидат политических наук, капитан первого ранга запаса Михаил Ненашев.

    По его мнению, это будет российским ответом на посыл США о развитии направления, связанного с американскими неядерными вооружениями. "Если рассматривать подводную воздухонезависимость с геополитической точки зрения, то наши дизель-электрические ракетно-торпедные лодки — это тоже один из векторов развития неядерных вооружений", — полагает председатель ДПФ.

    Он отметил, что сейчас в ВМФ России морские и океанские задачи успешно решают дизельные подводные лодки класса "Варшавянка" проектов 636.3 и 877. "Они доказали свою эффективность, в частности, ударами ракетных комплексов "Калибр-ПЛ" по объектам международных террористов на территории Сирии. И еще долго будут служить делу обороны нашей страны и выполнять задачи по поддержанию международной безопасности", — сказал Ненашев.

    "С лодками проекта 677, в частности с "Санкт-Петербургом", было очень много проблем. Но русское подводное кораблестроение развивается, несмотря на сложные времена. Очень много наработок, которые сейчас апробируются, применяются на проекте 677, известном как "Лада", — единственной пока лодке "Санкт-Петербург", которая находится на завершающих испытаниях на Северном флоте. Очень много применяется комплексов, в первую очередь связанных с навигационным, радиолокационным обеспечением, радиоэлектронной борьбой, киберзащищенностью", — подчеркнул военный эксперт.

    ВМФ продолжит строительство неатомных подлодок "Лада" Ранее сообщалось, что дизель-электрическая подводная лодка "Кронштадт" будет спущена на воду в 2018 году. Головная подлодка проекта 677 "Лада" - "Санкт-Петербург" - проходит опытную эксплуатацию на Северном флоте с 2010 года.

    По его словам, благодаря опытной эксплуатации "Санкт-Петербурга", в проект внесены существенные изменения.

    "Уже подлодки проекта 677 "Кронштадт" и "Великие Луки" станут носителями многих новых комплексов, связанных с понижением шумности, усилением скрытности, более точным навигационным обеспечением, улучшением условий обитаемости. Повысятся и тактико-технические характеристики находящегося на борту ракетного и торпедного оружия. И, скорее всего, они действительно будут оснащены воздухонезависимой энергетической установкой", — считает Ненашев.

    Он уточнил, что если анаэробную силовую установку, которая разрабатывается в России уже довольно давно, удастся поставить на субмарины проекта 677, то "Лады" могут не всплывать значительно дольше "Варшавянок", которые набивают аккумуляторы каждые сутки. "Кстати сказать, на подходе новые разработки в этой сфере — энергетические установки, работающие чуть ли не по принципу реактора", — добавил председатель ДПФ.

    Перспективная "Лада"

    Российские дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 677 типа "Лада" относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Они предназначены для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, поражения береговых объектов вероятного противника, постановки минных заграждений, транспортировки подразделений и грузов специального назначения.

    Субмарины проекта 677 отличаются высокой степенью автоматизации и низким уровнем шумности. Могут вооружаться крылатыми ракетами комплекса "Калибр-ПЛ", торпедами, ракето-торпедами, зенитными ракетами "Игла".

    Надводное водоизмещение корабля — около 1,8 тысячи тонн. Глубина погружения — до 350 метров. Максимальная скорость подводного хода — более 20 узлов (один узел — 1852 метра в час). Численность экипажа подлодки составляет немногим более 30 человек.

    Головная субмарина серии — "Санкт-Петербург" — была заложена на "Адмиралтейских верфях" Северной столицы в 1997 году; после передачи ВМФ в 2010 году она находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Второй корабль проекта 677 — "Кронштадт" — заложен в 2005 году, третий — "Великие Луки" — в 2006 году. Затем строительство этих подлодок в Санкт-Петербурге было заморожено и возобновлено в 2013 году. Контракт на постройку до 2025 года четвертой и пятой субмарин серии для ВМФ России планируется заключить в ближайшее время.

    До двух недель без всплытия

    Подлодки типа "Лада" первыми из российских неатомных субмарин планируется оснастить воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), главное преимущество которых — увеличение скрытности лодки. Субмарина получает возможность находиться под водой до двух недель без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, в то время как ДЭПЛ проектов 636 и 877 класса "Варшавянка" вынуждены всплывать ежесуточно.

    ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных методом получения водорода: в самой установке предусмотрено его "изъятие" в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Иностранные субмарины загружают на борт возимые запасы водорода.

    В России разработкой анаэробной установки и литий-ионной аккумуляторной батареи, значительно увеличивающих продолжительность подводного плавания неатомных субмарин без всплытия, наиболее продуктивно занимается Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", где создают полномасштабный действующий образец — модернизированный вариант подводной лодки типа "Лада".

    ВНЭУ также будут устанавливаться на субмаринах проекта 677 типа "Амур", предназначенных для иностранных заказчиков. Это должно значительно повысить экспортный потенциал производимых в России боевых подводных кораблей.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»