Оформление результатов научной деятельности. Революция романтическая (тезисный конспект) Общий алгоритм конспектирования

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

К сожалению, в отечественных школах не учат такому полезному делу, как написание тезисов. Единственным ораторским усилием, докладом, который мы зачитываем перед классом, является реферат - то есть обзор существующих в научном мире воззрений по данной тематике. Но вот мы взрослеем и становимся студентами. И тут научный руководитель озадачивает нас заданием: написать тезисы к курсовой работе. Или же для студенческой конференции. Но как пишут тезисы, руководитель не уточняет. Как будто мы должны знать об этом априори. Ну что ж, будем учиться. Тем более что эти две-три странички текста создают ваш портрет как научного исследователя и предопределяют успех вашей работы.

и как их писать

Неопытные студенты полагают, всей курсовой работы или большой научной статьи. Другие считают тезисы записанным докладом на конференции. Третьи - простым списком основных положений. Все эти студенты и правы, и ошибаются одновременно. Тезисы являются маленькой, но самодостаточной статьей. Она включает в себя основные положения ваших научных изысканий, При этом она написана простым и четким языком и является короткой выжимкой всей большой работы. Есть определенные требования, как писать тезисы к статье, на конференцию, к защите диссертации, но, в принципе, суть такого очерка одна: дать понять читателю, о чем работа, какова ее новизна и уникальность, какие постулаты вы отстаиваете и какова ваша доказательная база. При этом в работе должен четко прослеживаться ход ваших логических рассуждений.

Строение тезисов. Тема

Как мы уже упоминали, это 2-3 странички текста, написанных 12 тиглем в "Ворде". Или 10 минут чтения не спеша. На доклад обычно дается минут 15, так что в нем можно упомянуть то, что не удалось вместить в тезисы. Эта небольшая статья должна иметь четкую структуру построения. Начинаем с темы. Ей следует быть максимально конкретной и действительно касаться сути статьи. К тому же, она должна соответствовать теме конференции. И желательно, чтобы она затрагивала новизну. Тема не должна быть слишком длинной - максимум полторы строчки. Существует два подхода к тому, как пишут тезисы. Первый заключается в том, что сначала выбирают тему, которую хотят раскрыть, а потом, не отступая от нее, создают небольшую статью. А второй метод - это написание тезисов, к которым придумывают название. Можно поступать, как вам удобнее. Студенты часто лишены выбора, поскольку тему им задает научный руководитель.

Вступление. Новизна

Небольшой объем статьи исключает все разливания мыслию по древу. Никаких лирических отступлений и ухода от темы вообще не допускается. Потому уже первое предложение должно нести в себе ценную информацию. Оно отвечает сразу на два вопроса: «О чем я буду писать?» и «Почему то, о чем я говорю здесь, важно?» Из этого слушатели или читатели понимают, есть ли в вашей новизна, или это - всего лишь школьный реферат с перечислением всем известных фактов. Вот как пишут тезисы опытные докладчики. Они начинают свой текст с таких слов: «В данной работе мы рассмотрим…» или «Наша статья посвящена проблеме…». И следующее предложение: «Несмотря на расхожее мнение, что…», «Я попытаюсь доказать…». Вступлению обычно посвящают один абзац.

Основной текст. Примеры и доказательная база

Начинающий докладчик разрывается между стремлением привести конкретные примеры, чтобы подтвердить свою правоту, и изложением глобальных выводов. Важно здесь придерживаться золотой середины. Простое изложение фактов утратит всякий смысл, а неподтвержденные выводы покажутся голословным утверждением. Составить хороший текст вам поможет структурированное мышление. Существует несколько методик того, тезисы. Самая распространенная - это анализ логики развития вашей мысли. Почему вы пришли именно к таким выводам, а не иным? От каких фактов вы отталкивались? Как вы их анализировали? При этом старайтесь избегать логических лакун. Не беда, если вы сначала структурируете свои мысли по пунктам: 1, 2, 3. Потом из этого черновика будет удобно создать презентацию или Но сами пункты лучше всего рассказать живым, но четким языком. Примеров, подтверждающих вашу правоту, должно быть один-два для каждого положения.

Заключение

Эта часть тезисов суммирует все, выше сказанное. В ней повторяют вступление, только переформулированное в прошедшем времени. «Таким образом, мы обосновали…» - это наиболее распространенное начало фразы для заключений. Не мешало бы вновь напомнить аудитории о новизне и уникальности вашей работы. Но если во вступлении уместно задаться вопросом: «А действительно ли дело обстоит так, так я сейчас обосную?», то в выводах нужно быть полностью категоричным. Как пишут тезисы с библиографией? Приводить все источники, которые используете для диссертации, в тексте на три странички будет глупо. Достаточно упомянуть четыре-пять трудов, которые или являются авторитетными в данной области, или цитируются в тезисах.

Доклад на конференцию

На научных симпозиумах выступающим предлагают заранее написать тезисы. Иногда эти статьи публикуются в сборниках. Но независимо от того, пойдет ли этот ваш текст в печать, у него есть своя специфика. Как писать тезисы на конференцию? Такой текст может быть более сжат - ведь у вас будет время полнее раскрыть тему в докладе. Обычно тезисы для конференции ограничивают двумя страничками. Или даже одной. Это нужно для того, чтобы просветить потенциального слушателя, о чем вообще будет ваша статья. Иногда работа идет в секциях, и программка с тезисами выступлений позволит интересующимся данной тематикой найти докладчика. В таких статьях можно обойтись без таблиц, диаграмм и схем - все это можно подать в раздаточных материалах или красиво осветить в презентации. Также нужно подготовиться к тому, что после доклада вам могут задать вопросы. Заранее продумайте, где слабые места в доказательной базе, чтобы не попасть впросак. Доклад на конференции однозначно должен быть больше и обширнее тезисов. Иначе зачем вы вообще вышли на трибуну, если прочтете по бумажке то, что находится в руках у слушателей? Но и превышать регламент в научных кругах является признаком дурного тона. Составьте речь и потренируйтесь - ваша декламация должна уложиться в пятнадцать минут.

ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Антропогенное воздействие на климат может быть преднамеренным, то есть сознательно совершаем. И непреднамеренным, то есть непроизвольным, связанным с человеческой деятельностью, преследующей совсем иные цели.

Природные факторы воздействия на климат можно разбить на несколько групп: астрономические, геофизические, метеорологические. Группа астрономических факторов включает светимость (радиацию) Солнца, положение и движение Земли в Солнечной системе, наклон ее оси вращения. Это все внешние климатообразующие факторы, связанные с влиянием на движение Земли других тел Солнечной системы и определяющие инсоляцию (облучение солнечной радиацией) и гравитационные воздействия (создающие приливы-отливы и колебания в движении Земли по ее орбите и вокруг собственной оси). Вполне возможны глобальные колебания климата с изменениями параметров земной орбиты и наклона земной оси.

Группа геофизических факторов связана со свойствами Земли как планеты: ее размерами и массой, внутренними источниками тепла, собственными магнитными и гравитационными полями, особенностями земной поверхности и ее взаимодействия с атмосферой. Влияние факторов этой группы на значительном отрезке времени, в течение которого поверхность нашей планеты сохраняет ее собственный вид, можно считать стабильным. Однако в более отдельном прошлом оно могло существенно изменять земной климат. Достаточно указать на подвижность материков, изменения в распределении участков суши и морей, конфигурации и высоте горных хребтов и т.п.

Наконец, группа метеорологических факторов охватывает основные характеристики атмосферы и гидросферы, их массу и химический состав. Содержание в атмосфере термодинамически активных примесей, таких, как вода и углекислый газ, а также аэрозолей имеет решающее значение для формирования земного климата, и колебания их количества, возможно, являются причиной колебаний климата нашей планеты как в прошлом, так и в будущем.

(«Познание продолжается»)

Конспект 1

1. Антропогенное воздействие на климат.

2. Природные факторы воздействия на климат: астрономические, геофизические, метеорологические.

3. Астрономические факторы, связанные с влиянием на движение Земли других тел Солнечной системы.

4. Изменение параметров земной орбиты и наклона земной оси как причина глобальных колебаний климата.

5. Геофизические факторы, связанные со свойствами Земли как планеты.

6. Метеорологические факторы, отражающие основные характеристики атмосферы и гидросферы, их массу и химический состав.

Конспект 2

Астрономические
Светимость Солнца, положение и движение Земли в Солнечной системе, наклон ее оси вращения и скорость вращения Изменение параметров земной орбиты и наклона земной оси
Геофизические
Размеры и масса Земли, внутренние источники тепла, магнитные и гравитационные поля, особенности земной поверхности и ее взаимодействие с атмосферой Подвижность материков, изменение в распределении участков суши и морей, конфигурации и высоте горных хребтов.
Метеорологические
Основные характеристики атмосферы и гидросферы, их масса и химический состав. Содержание в атмосфере термодинамически активных примесей (вода, углекислый газ), аэрозолей.

2. Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи .

Оригинальные тезисы пишутся как сжатое отражение собственного доклада. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.

В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис составляет отдельный абзац. В отличие от плана, который только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов. Тезисы носят характер модально-утверждающего суждения или умозаключения, а не характер конкретно-фактологической констатации. Отсутствуют в тезисах примеры, цитаты. Стиль лаконичен.

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются следующие части:

– преамбула;

– основное тезисное положение;

– заключительный тезис.

По стилю изложения можно выделить два типа тезисов:

тезис глагольного строя и тезисы номинативного строя.

Формальное выражение логических связей между тезисами может быть следующим:

· вводные слова в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых… );

· противоположные по смыслу фразы (внешние факторывнутренние причины );

· фразы-классификации (движется…, достигает…, состоит… ).

Графически логика изложения подчеркивается порядковым номером каждого тезиса.

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых жанров научного стиля, поэтому нарушение в структуре текста, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы.

3. Аннотация – краткое, сжатое сообщение о теме и основной мысли первичного текста, дающее лишь общее представление о его содержании . Аннотация должна включать характеристику содержания в виде перечисления основных положений текста. Одна из задач аннотирования текста – показать важность или незначительность воспринятой информации. (В основе аннотирования лежит процесс смысловой группировки материала, который, в свою очередь, ведет к смысловому свертыванию теста, созданию реконструированного краткого варианта). В аннотации активно используются глагольные и причастные конструкции.

Основные принципы работы над аннотацией:

1. Перед текстом аннотации приводятся выходные данные (автор, название, место и год издания) в назывной форме.

2. Аннотация обычно состоит из двух частей: в первой части формулируется тема книги, статьи и т.п.; во второй – перечисляются основные ее положения.

3. В процессе работы над аннотацией осуществляется смысловая компрессия (сжатие) первичного текста. Элементарная операция обобщения – это замена по принципу «вид – род», например: биология – наука; экспорт Швейцарии – экономика Швейцарии; американские нефтяные магнаты – монополии. Еще один важный прием – это так называемое дескрипторное обобщение (конденсация), т.е. обобщение содержания, выраженного в пространных языковых формах, с помощью более компактных форм. Таким образом, дескриптор – это слово, словосочетание или предложение, которое выражает то или иное содержание в наиболее сжатом виде.

4. В аннотации не используются ключевые фрагменты текста-оригинала: автор аннотации создает новые формулировки, которые не содержатся в исходном тексте, то есть передает содержание «своими словами».

5. Субъект действия в аннотации обычно не называется, так как он ясен из контекста; гораздо чаще используются пассивные конструкции (глагольные и причастные).

6. В аннотации отсутствуют эмоционально-экспрессивные, образные средства и т.п., но могут и должны содержаться оценочные элементы, в которых отражаются критический личностный подход автора к первичному тексту. Чаще всего это языковые единицы с рационально-оценочной семантикой: рассматривается важная (актуальная, интересная) проблема и т.п.

7. В аннотации широко представлены клише, специализированные штампы, которые помогают автору в оформлении обобщаемого содержания. Например, с помощью таких клише дается перечень (перечисление) основных положений первичного текста, причем передача содержания часто сопровождается анализом структуры текста-оригинала.

8. Важно уяснить суть оппозиции «тема текста – идея текста». Тема всегда выражается словосочетанием. В заглавном предложении аннотации, которое выявляет тему текста, это словосочетание находится в конечной его части, например: Статья посвящена клеточной этологии. Словосочетание клеточная этология обобщает тему (субъект) всей статьи. Слово статья – это исходный пункт высказывания, который понимается как эта (данная) статья. Слово посвящена не несет особой нагрузки и выполняет роль связующего элемента. Главная мысль текста, в отличие от темы, выражается предложением. Его можно рассматривать в терминах бинарного (двойного) высказывания, которое состоит из логического субъекта и логического предиката, например: Финансовая империя переживает кризис. Характерно, что предложение, которое передает идею текста, связано с предложением, раскрывающим тему, по принципу цепной связи, например: Темой статьи является финансовая империя. (Эта) финансовая империя переживает кризис.

Широко распространенной разновидностью аннотации, главным образом библиографической, является составление текста с перечислением дескрипторных обобщающих цепочек, например: Швейцарская империя банков. История ее становления. Борьба с зарубежными соперниками. Кризис явления в западном финансовом мире. Составление такого рода аннотации, которая включает в себя тематические высказывания, проще формулирования высказываний бинарного характера. Фактически это составление своеобразного плана обобщений, состоящего из назывных словосочетаний.

Образец аннотации:

Шаммазов А.М., Абсалямова В.Ф., Мугаллимов Ф.М. Подводные переходы магистральных нефтепроводов // Трубопроводный транспорт нефти. – 2005. – № 10. – С. 18-21.

Данная статья посвящена изучению проблем, связанных с сооружением и эксплуатацией подводных переходов магистральных нефтепроводов.

В статье подробно рассмотрены вопросы проектирования, строительства, эксплуатации, технического диагностирования и капитального ремонта подводных переходов магистральных нефтепроводов.

В статье изложена методика расчета подводных переходов, описаны методы и технические средства диагностики переходов через водные преграды.

Статья предназначена для научных и инженерно-технических работников, студентов технических вузов.

Образцы клише для составления аннотаций:

В книге исследуется (что?)...

Показано (что?)...

Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)…

В монографии дается характеристика (чего?)…

Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как ...

В книге анализируется (что?)

Главное внимание обращается (на что?)...

Отмечается, что...

Подчеркивается, что...

В книге дается (что?)…

Раскрываются (что?)...

Описываются (что?)...

Особое внимание уделяется вопросам (чего?)...

В работе нашла отражение разработка проблем (чего?)...

Показывается (творческий) характер (чего?)...

Устанавливаются критерии (чего?)...

В книге подробно освещается (что?)...

Характеризуется (что?)...

Рассматривается (что?)...

В статье на основе анализа (чего?) показано (что?)...

Констатируется, что...

В заключение кратко разбирается (что?)...

Статья представляет интерес…

Статья предназначена…

Человек, занимающийся научной работой, может письменно зафиксировать какую-либо информацию - например, в рамках курсовой работы или доклада, в виде тезисов или же конспекта. Что представляют собой тот и другой формат отражения данных?

  • элементы материала статьи - составляемой исследователем или ученым, которые отражают основные ее мысли;
  • перечень содержащихся в научной статье предположений, которые могут быть впоследствии доказаны или опровергнуты.

Тезисы, как правило, базируются на собственных изысканиях автора. Материалы, составляемые на их основе, обычно достаточно подробно отражают подход автора к той или иной проблеме. Тезисы, входящие в документ, могут писаться в соответствии с отдельным планом. Они бывают по структуре простыми и сложными, по степени важности - ключевыми и второстепенными.

Для того чтобы отразить в авторском тексте (например, в научной статье) факты, раскрывающие подробности по тезисам, а также, как вариант, дополнить ее доказательствами, необходимо превратить соответствующую работу в конспект. Рассмотрим, как она будет выглядеть в этом случае.

Что представляет собой конспект?

Под конспектом принято понимать:

  • источник, представляющий собой краткий пересказ другого материала (например, лекции в университете);
  • документ, который, как и тот, что содержит тезисы, может включать авторские предположения - но дополненные доказательными элементами (статистическими данными, формулами, результатами измерений), а также фактами, подробно раскрывающими основные мысли, изложенные в тезисах.

Конспект, таким образом, бывает полностью авторским или же основанным на мыслях другого человека - например, преподавателя университета. Как и тезисы, он может составляться в соответствии с отдельным планом.

Сравнение

Главное отличие тезисов от конспекта в том, что первые, как правило, носят авторский характер. Кроме того, они могут отражать лишь предположения - которые в ходе дальнейшего исследования не всегда подтверждаются.

Конспект, в свою очередь, может составляться его автором на основе мыслей других людей. Также в некоторых случаях он, по сути, представляет собой расширенный вариант статьи с тезисами - но уже доказанными.

Может наблюдаться разница между рассматриваемыми типами источников данных также и по содержанию. Тезисы - это, как правило, основные мысли более масштабного текста. Конспект может быть кратким пересказом части материала - необязательно, что это будут основные мысли данного источника. Но не исключен вариант, при котором тезисы составляются на базе конспекта. В этом случае они будут отражать основные мысли, содержащиеся в нем.

Определив, в чем разница между тезисами и конспектом, зафиксируем ключевые выводы в таблице.

Таблица

Тезисы Конспект
Что общего между ними?
Конспект может быть расширенной версией документа с тезисами, которая дополнена доказательными формулировками
Тезисы могут писаться на основе конспекта - как его основные мысли
В чем разница между ними?
Могут содержать предположения автора, не сопровождающиеся доказательствами, - то есть потенциально опровергаемые Как правило, содержит факты, сопровождающиеся доказательствами - в виде формул, статистики, измерений
Могут отражать основные мысли более крупного текста Может быть кратким пересказом части более крупного текста
Как правило, составляются непосредственно автором текста (даже если они написаны на основе конспекта, содержащиеся в нем мысли обычно интерпретируются автором) Может быть основан на мыслях других людей (например, преподавателя в вузе) и не интерпретироваться автором

Революция социальная и революция романтическая

(тезисный конспект статьи А. В. Карельского)


ПОЯСНЕНИЕ:

Данная публикация представляет собой тезисный конспект научной статьи. Она является не научной, а учебной публикацией, предназначенной для предварительного ознакомления с содержанием указанной статьи. В некоторых случаях автор конспекта пересказывает содержание статьи своими словами, в других - прибегает к прямому цитированию. Ни в первом, ни во втором случае это не оговаривается. Следовательно, данная публикация не может быть использована для правомерного цитирования в научных работах и публикациях. Ее цель - изложить основные положения выдающейся по ясности и таланту статьи о романтизме. Желающих прочитать статью А.В. Карельского целиком отсылаем к самой публикации, выходные данные которой указаны в конце этого конспекта.

1. Романтизм был революционным переворотом в культуре Европы, решительным поворотом сознания, принципиально новой его ступенью. Суть этой «революции» − утверждение автономной субъективности, свободы личности от всякой внешней обусловленности. Прежде всего это касается области творчества (отказ от предшествующей «риторической» литературной традиции), но также проявляется и в социально-политической, культурной, религиозной областях.

2. Романтизм возник как позднейшая (спустя 5-10 лет) реакция на Великую французскую революцию. Эта реакция − разочарование в сути, методах и последствиях революции. Это разочарование и кладет начало литературной биографии первых романтиков.

3. Восторженное отношение «старших» романтиков к революции психологически обусловлено их юным возрастом на момент революции (15-20 лет) и воспитанием (идеал «свободы» просветителей, повышенная восприимчивость к жизни чувства Руссо и сентименталистов). Отсюда радикализм и революционный энтузиазм будущих романтиков, их относительно спокойное отношение к кровавым методам революции.

4. Вся история романтического мироощущения сопровождается напряженной рефлексией по поводу революции, его породившей, − как непосредственно пережитого события (первое поколение романтиков), либо более умозрительно, через призму актуальных событий своего времени и с проецированием революции в будущее − в последующих поколениях. Для «младших» романтиков французская революция существовало уже только в форме идеи, а реальным опытом жизни стали социальные и культурные последствия ее.

5. Суть «разочарования» романтиков в революции − осознание, что искомая свобода, «вольность», не достижима на путях социальной революции, общественного (пере)устройства. Она − «суть достояние единичного человека, если он чист душой и горит любовью и поклонением Богу в Природе» (Кольридж, «Франция», комментарии). Залог свободы − в возвращении от «ков людских» (Вордсворт), от «персти человечьих дел» (Кольридж) к гармонии природы и через нее - к «тайникам души».

6. Это разочарование в «человечьих делах», к которому пришли на своем опыте первые романтики, стало доминантой романтического сознания. Именно здесь романтизм как мироощущение и художественная позиция сохранял во всех перипетиях развития свою «чистую» сущностную специфику; и именно здесь он стал революционным переворотом в европейском художественном сознании.

7. «Тайники души» - сугубо индивидуальная сфера романтической сублимации. Иенцы неспроста объявили о равновеликости поэтической души космосу, об их взаимопроникновении и взаимоналожении (Новалис). Романтический гениальный индивид («сверхобыкновенный человек») присваивал вселенную, размещая ее в расширенном пространстве души, строя параллельный мир в противовес реальному.

8. В самых общих чертах главную угрозу, устрашившую романтиков, можно, очевидно, определить как устанавливающийся в результате революции буржуазный порядок. Можно привести немало свидетельств того, что романтики очень скоро распознали и решительно отвергли такие его сущностные черты, как сугубый практицизм, оборачивавшийся эгоистической жаждой материального преуспевания, пренебрежение ценностями духа, превращение всего - и искусства в том числе - в предмет купли-продажи; короче говоря, пресловутый «буржуазный чистоган». «Повсюду мы находим теперь громадную массу пошлости, вполне сложившейся и оформленной, проникшей более или менее во все искусства и науки. Такова толпа; господствующий принцип человеческих дел в настоящее время, всем управляющий и все решающий, - это польза и барыш и опять-таки польза и барыш» (Ф.Шлегель, 1802).

9. Отсюда романтический комплекс «антифилистерства», боязни толпы. Это не просто проявление элитарного высокомерия: романтики разглядели тут реальную опасность для самой сферы духовности, многократно усилившуюся именно с началом буржуазной эпохи. Революция принесла с собой распространение «просвещенности» на широкие массы третьего сословия. Это влекло за собой и подчинение искусства рыночным законам, открытость его всякому, в том числе и оскорбительно-профанскому суждению, усиление зависимости от требований публики, соблазн и опасность деформации художнического намерения в угоду этим требованиям.

10. Поэтому романтическая духовная революция начала с того, что свергла и изгнала третье сословие, заклеймив его раз и навсегда именем «филистерства», и там, где не решилась ограничиться только обществом «сверхобыкновенных человеков», поэтов-демиургов, распахнула двери для сословия четвертого, для «простого народа». Это было сделано во избежание греха эгоцентризма, сразу осознанного.

11. Романтики, обратившиеся к проблеме народа изначально, надо полагать, по мировоззренческим и этическим причинам, увидели в фольклорной простоте еще и весомую легитимацию для своих эстетических устремлений. То был в известном смысле тактический союз принципа глубоко субъективного самовыражения с принципом «общезначимости».

12. Ментальность и психология простонародья воспринималась романтиками почти как часть Природы, − как маргинальная сфера, удаленная от современной жизни с ее буржуазно-цивилизационным прогрессом и ей противопоставляемая. В романтическом «народничестве» находила свое выражение «центробежность» романтического мировоззрения.

13. Составив поначалу великую этическую поправку к радикальному романтическому гениоцентризму, попытку дополнить его альтруистическим измерением, народничество главной и самой больной проблемы романтизма не решило и не сняло. Романтикам легко было мыслить себе идеальное человечество будущего и любить его, благодетельствовать ему, но среда, повседневно их окружавшая, снова и снова разбивала этот образ. Идеал всякий раз оборачивался новой иллюзией: романтическая, возвышенная идея свободы всякий раз, пытаясь соотнестись с реальностью, с землей, не находила почвы и опоры - вернее, всякий раз обнаруживала ускользающую почву, проваливающуюся опору.

14. Само понятие «народ» в употреблении романтиков есть некая расплывчатая отвлеченность, «идеологема». Как всякая идеологема, оно имеет оценочную окраску. В романтической идеологии эта окраска изначально положительна, но в принципе это столь же стилизованное понятие, как и «толпа», и «чернь», и «филистеры», только с противоположным знаком. Понятие с ускользающим содержанием. И этого не могли не почувствовать романтики, жаждавшие опоры. Вообще традиционное романтическое и все последующие неоромантические отождествления народа с крестьянством, с тем, что у земли, у «почвы», превращали народ - и чем ближе к нашему времени, тем очевиднее - в меньшинство нации.

15. Попытка более или менее определенной социологической привязки («независимое крестьянство», «простой народ») придает понятию народа по крайней мере некий осязаемый смысл и еще может в художественной сфере вдохновить на такие шедевры, как баллады и поэмы в народном духе Вордсворта, как «Старый мореход» Кольриджа, как фольклорные поэтические стилизации Арнима и Брентано, как «Повесть о честном Каспере и пригожей Аннерль» Брентано. Но она и сужает, конечно, русло творческих возможностей, тем более для романтиков с их изначально всеохватным устремлением, с их планами нового мирового, даже космического переустройства. Точно так же ограничивает эти возможности и узконациональная идея - родная сестра народничества в системе раннего немецкого романтизма. На этом посту «высокий» романтизм долго не продержался. Позднее творчество Кольриджа, да и Вордсворта после «Лирических баллад» уже весьма далеко от демонстративной ориентации на «простой народ», фольклор и почву.

16. Кого брать в царство свободы, кем там управлять? Историческая основа у таких размышлений как будто всякий раз иная: непосредственно французская революция у Вордсворта и Кольриджа, освободительная борьба греков в конце XVIII века у Гёльдерлина, политическая атмосфера европейской Реставрации у Байрона и Пушкина. Но во всех случаях речь идет о показательной и болезненной переоценке понятия «народ», а если быть совсем точным - о его девальвации, вызванной в конечном счете осмыслением того же революционного опыта.

17. Вырисовывающаяся во всех этих мучительных раздумьях проблема романтического мироощущения - это именно ускользание однозначно положительного, идеального образа народа, невозможность четко отделить его от реальной и действенной массы обыкновенных современников - массы, которая предстает растерянным романтическим взорам то кровожадной толпой в дни революции, то покорным стадом в дни Реставрации, то косной и вязкой массой обывательской бездуховности в остальные, мирно текущие дни. «Буржуа заполонили все и вся...» (Брентано, 1798)

18. Романтическая мысль изначально ориентирована на абсолют; признание относительности, постепенности дается ей с трудом - если вообще дается. Она хочет всего и сразу. Романтики не просто не хотят ждать - они хотят влиять, хотят иметь дело с современниками отзывчивыми и податливыми, «такими, какими они должны быть», какими они хотят их видеть. Всякое реальное расхождение, малейшее взаимное непонимание ввергает их в отчаяние (самый яркий и трагический символ - Клейст). В этом смысле весь романтизм - жажда и поиск собеседника, единомышленника, мечта о нескончаемости - «неразделимости и вечности» - однажды сплотившего их юношеского союза, о распространении этого союза на всех. Но эти «все» снова и снова отпугивают их своим несоответствием максималистским романтическим требованиям - служением лишь «пользе и барышу» (Ф. Шлегель), и главное - «пошлостью». Отсюда один из сквозных и самых кровных мотивов романтической литературы - мотив «любви, растраченной в пустыне», любви невостребованной. Предмет любви − в данном случае, «простой народ» − обманул ожидания.

19. Чего романтики не хотят - или к чему приходят ценою немалых усилий (а, по сути, ценою самоотречения, прощания с романтизмом) - это увидеть других людей непредвзято, безотносительно к себе самим, «такими, какие они есть», и тем более - признать, что и у этих других могут быть свои бытийные резоны и своя правота. Над этой проблемой («другие» - не «толпа», не «чернь» и не «филистеры», а прежде всего люди) бьется мысль Гёльдерлина в «Смерти Эмпедокла».

20. Последующая история европейской лирической поэзии свидетельствует о том, что в главном ее русле перенята и развита была все-таки не народная образность и тематика, а интимная доверительность тона, естественность и спонтанность лирического выражения - черты, свойственные романтической ментальности вообще, творчеству именно заостренно-индивидуальному.

21. «Меня все возвращает к себе самому», - обмолвился Новалис в «Учениках в Саисе». Это сказано как будто в сугубо натурфилософском контексте, о тождестве познания природы и самопознания. Но это, по сути, и формула всего романтического мироощущения в его последовательном выражении. Его выходы в социальную сферу кончались именно возвращением «к себе самому». Так было и с великолепным простонародным приключением романтизма: оттуда вынесен был прекрасный поэтический опыт. Но не будем обманываться: при всей ориентации на «простоту» и «народность», романтики оставались элитарными поэтами, мастерами виртуозной стилизации. Романтический гений все-таки остался «сам свой высший суд».

22. Романтический культ личности - гениальной и исключительной - возник не из внезапно обуявшего поэтов зазнайства; он был почти рефлекторной реакцией самозащиты против устанавливающегося торжества массовости, против угрозы духовного угнетения. В истории европейской литературы романтики затем не раз поднимались и против угнетения социального и национального; но для понимания сути и сердца романтизма надо четко осознавать, что все прочие его восстания были производными от этого главного - восстания Личности, бунта против всякого посягновения и притязания на ее абсолютную суверенность. И в этом суть той «параллельной» революции, которую они противопоставили революции буржуазной; в этом суть романтического переворота в духовной истории Европы - переворота, имевшего для этой истории не менее значимые последствия, нежели последствия буржуазной революции для истории социальной.

23. В романтизме возникла радикально новая концепция человека и его жизненного пути. Доромантический индивид всегда так или иначе соотносил себя с внеположным миром, с установлениями человеческими или Божескими. Просветительская литература - ближайший круг чтения романтиков в пору их возмужания - культивировала жанр «воспитательного романа», показывая, как человек, вступая в жизнь, учится жить, учится соответствовать законам внешнего мира. Романтическая литература ставит проблему совершенно иначе: в ней молодой человек, вступивший в жизнь, должен не столько «вырасти», сколько сохранить по возможности свое «детское сознание», уберечь его от натиска внешнего мира, от давящей тяжести «тюрьмы». Отсюда апология детского сознания в романтической литературе - именно как сознания наивного, невинного, еще, так сказать, «не воспитанного», не подогнанного под общий ранжир и потому более открытого истине бытия, нежели сознание взрослого, уже отмеченное печатью внешнего мира и потому лишенное индивидуальности, непредвзятости. Согласно романтической бытийной философии и гносеологии, ребенок мудрее взрослого. На этой линии мысли и могла возникнуть знаменитая парадоксальная формула Вордсворта: «Ребенок - взрослому отец!». Это желание сохранить навек детство и юность − знамение поистине радикального перелома и переворота: зачеркнуть все прежнее и начать с tabula rasa, с монады индивидуальности.

24. Точно так же романтические походы против классицистических «правил», против просветительского дидактизма, против рационалистического морализаторства были не просто признаком очередной «смены направлений»; то был в тенденции тоже радикальный пересмотр самого статуса творческой деятельности. Доромантический художник все-таки сообразовывался с установлениями некоего внеположного ему порядка - от эстетических до этических. Романтическая революция открыла путь к легитимации даже и самомалейшего изъявления субъективной творческой воли, не признающей никаких кодексов.

25. Логика заложенного романтиками принципа вела к тому, что произведение искусства могло становиться чисто индивидуальным, единичным самовыражением, не соотносимым ни с какими внеположными критериями верификации. Для его восприятия и понимания, собственно, недостаточно даже и знания «манифестов», законоположений соответствующего «изма», если они высказывались. Тут менялся сам вековой кодекс взаимоотношений между «творцом» и «публикой»: писатель освобождался от обязанности пользоваться каким-либо общепринятым языком, будь то язык эстетических законов или язык повседневного речевого общения, зато «публике» вменялось в обязанность знать сугубо единичный образный, символический язык данного единичного творца. Не выучит, не поймет - ее забота; произведение искусства от этого не убудет - оно покоится в себе самом. На этом пути искусство логически может прийти - и не раз приходило! - к крайнему герметизму. Тогда встает вопрос: это ли и есть конечный смысл осуществленной романтиками духовной революции? И соотносимо ли с этим результатом их изначальное притязание на корректировку результатов революции социальной, на свершение лучшей, истинной революции?

26. Конечно же, цель первых романтиков была гораздо более общезначимой, чем самоудовлетворение художнического инстинкта игры. Предлагая начинать с перестройки сознания, они надеялись этим путем прийти и к переустройству мира. Их художник-гений не только сам себе закон, но и воплощение идеала человеческого существования; он мыслился как неотразимый и заразительный пример гармонии, способный увлечь за собой и других, поднять их из пошлой рутины недолжного быта в поэтический рай должного бытия. Свобода самовыражения индивида - как субъекта новой революции - была лишь средством для достижения возвышенной и гуманной цели всеобщей свободы.

27. Но такой путь к другим оказался на поверку тоже весьма долог, и романтическая революция снова и снова избывала себя лишь в сфере художественного сознания; рай превращался в Парнас, а потом и в башню - то из слоновой кости, то из черного дерева.

28. И все же не по крайностям герметизма и нарциссизма следует судить о результатах романтической революции. Она имела более значительные и плодотворные последствия. Одно из самых важных касается художественного языка. Зримое присутствие воли творческого субъекта в каждой монаде художественного мира стало практически обязательным элементом языка и структуры всего высокого искусства XX века, в том числе и того, которое отнюдь не исключает традиционных, объективных возможностей верификации. Реципиентам искусства в XX веке волей-неволей пришлось привыкать к тому, что для понимания большинства художественных произведений этого века, в том числе и давно уже ставших классическими, надо не только искать соответствий их образам в объектном мире, но и смотреть на них сквозь призму вот этого единичного - авторского - сознания.

29. В свою очередь это повлияло и на читательское сознание в XX веке вообще, чрезвычайно его активизировав, обострив его восприимчивость не только к тайнам поэтического языка, но и к тайникам человеческой души. Мы не всегда даже и осознаем, сколь властны в нас рецептивные стимулы, внушенные именно романтиками. Так, английский исследователь не без оснований говорит о «нашей постромантической (или все еще романтической) манере чтения», в силу которой мы теперь склонны воспринимать, «прочитывать» любой образ мировой литературы, будь то гомеровский Ахилл или шекспировский Гамлет, так, как его восприняли и прочли именно романтики.

30. Кто в конце концов населил романтическую литературу после совершенной ими своей революции? Странники, изгои, бунтари, насмешники, печальники - странные люди, лишние люди; да, гении, да, энтузиасты, да, сплошь и рядом «честные люди с чистым сердцем» - но всё «маргиналы». Все их эйфории и все эскапады, воспарения и отпадения, их форсированный энтузиазм и их двусмысленная ирония - это все конвульсивные реакции индивидуальности, ощутившей себя в тесном и все сжимающемся кольце пошлости, нормы, Массы. Их мир, наверное, и впрямь «компенсационная мифология», по выражению другого исследователя. Но их революция не прошла бесследно, и романтический художник, долго обороняясь от правил и законов, навязываемых ему публикой, все-таки взял реванш: он вынудил публику смотреть на мир его глазами.

ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЯ: Карельский А.В. Революция социальная и революция романтическая // Вопросы литературы. М., 1992. N 2. С. 187-226.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»