Анжела Паскарь
Конспект занятия-викторины «В мире профессий»
Интеграция образовательных областей :
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Задачи по образовательным областям :
Познавательное развитие :
Содействовать формированию представлений о важности и значимости всех профессий .
Расширять и обогащать представления детей о профессиях , орудиях труда, трудовых действиях.
Закреплять работу по развитию четко следовать правилам игры.
Расширять кругозор детей.
Развивать память, внимание, логическое мышление.
Развивать инициативность.
Речевое развитие :
Развивать умение строить полные ответы.
Развивать умение слушать внимательно.
Социально-коммуникативное развитие :
Воспитывать уважение к людям разных профессий .
Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.
Способствовать воспитанию умения действовать в команде.
Художественно-эстетическое развитие :
Воспитывать эстетическое восприятие через рассмотрение картинок.
Физическое развитие :
Способствовать предупреждению утомляемости и повышению умственной работоспособности посредством физических упражнений.
Форма организации образовательной деятельности : совместная деятельность педагога с детьми.
Форма организации детей : групповая.
Виды деятельности :
Познавательная
Коммуникативная
Игровая
Двигательная
Методы и приемы работы с детьми :
Наглядные : картинки с изображением профессий , орудий труда, «черный ящик» , опорные знаки.
Словесные : беседа, диалог, дискуссия, словесные игры, инструкция.
Технологии :
Здоровьесберегающие
Развивающие
Игровые
Ход организованной образовательной деятельности
1. Мотивационный этап
Здравствуйте, здравствуйте, это программа «В се обо всем» . И я, ее ведущая Анжела Васильевна. Я приветствую всех, кто нас сейчас смотрит. В ближайшие 30 минут вы станете свидетелями увлекательной интеллектуальной борьбы между двумя сильнейшими командами. Тема сегодняшней программы «В мире профессий » .
Давайте знакомиться. Справа от меня команда «Молния» . Капитан команды - Ксения. Поприветствуем команду. Слева от меня команда «Морские котики» . Капитан команды - Роман. Поприветствуем вторую команду.
Победителям достанется все : слава и супер приз. И это не шутка, потому что в эфире самое веселое познавательное шоу детского телевидения детского сада №101. Начинаем!
2. Исполнительский этап
Игра состоит из 3 раундов. В 1 раунде вас ожидают вопросы различных категорий стоимостью от 1 конфеты до 4-х. Второй раунд – во втором раунде у каждого члена команды появится шанс заработать больше конфет в свою копилку. И третий раунд – финальный.
Итак, первый раунд.
Темы первого раунда :
- «Буква-профессия » .
Назовите профессию на букву :
Стоимость :
1 конфета – «В» . (Воспитатель, водитель, врач, ветеринар, вратарь)
2 конфеты - «Б» . (Бухгалтер, балерина, библиотека, банкир)
3 конфеты – «А» . (Агроном, астронавт, артист, актер, адвокат)
4 конфеты – «Р» . (Режиссер, рыбак, ракетчик, редактор, реставратор, руководитель)
- «Профессии любимых сказочных героев» .
Вспомните профессии героев литературных произведений?
1 конфета – «Профессия героя сказки про Незнайку Пилюлькина?» . (Врач)
2 конфеты – «Кем работал Печкин из книги про дядю Федора?» . (Почтальон)
3 конфеты – «Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку?». (Охотник)
4 конфеты – «В кого превратила фея крысу из сказки Ш. Перро «Золушка» ?». (Кучер)
- «Угадай профессию по звуку » .
1 конфета – «Стук молотка» - плотник.
2 конфеты – «Затвор фотоаппарата» - фотограф.
3 конфеты – «Стук колес» - машинист.
4 конфеты – звук «трактора» - тракторист.
- «Подскажи профессию » .
1 конфета – «Мне поставили вчера 2 укола…» . (Медсестра)
2 конфеты – «Замирает в страхе зритель – В клетке с тигром…» . (Укротитель)
3 конфеты – «Что побоится сделать актер, выполнит смело в кино …» (Каскадер)
4 конфеты – «Как воздушная принцесса, в форме летной…» . (Стюардесса)
Первый раунд подошел к концу. Подведем итоги.
Мы начинаем второй раунд. На столе лежат картинки с профессиями . Команда встает в шеренгу. Я буду называть по 3 слова каждому члену команды, а вы должны определить, с людьми какой профессии они связаны . И принести картинку с этой профессией . За каждый правильный ответ – 1 конфета.
Приступим. Начнем с команды «Молния» . Вторая команда.
Подведем итоги.
Последний, решающий раунд. У вас появляется возможность удвоить свой выигрыш. Внесите «черный ящик» . В этом ящике находится орудия труда, используемое в работе повара, учителя, плотника. Что в черном ящике? (Доска – резательная доска, школьная доска, доска)
Ответы детей.
3. Рефлексивный этап
Спасибо ребята, работали вы все хорошо. Поэтому победила дружба и каждая команда получает сладкий приз. На этом наша программа заканчивается. Спасибо что смотрели нас. До встречи!
Публикации по теме:
Конспект занятия для учащихся ДШИ «Мир профессий» Тема урока: «Мир профессий» Цель: расширить познавательный интерес к профессиям; уважать и ценить каждую из профессий; формировать уважение.
15 апреля 2016 с детьми подготовительной группы с ОНР и их родителями была проведена викторина «В мире животных» с использованием презентации.
Информационно-творческий проект «В мире профессий» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 станицы Должанской муниципального образования.
Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе «Ярмарка профессий» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 2 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в страну Профессий» Задачи: * познакомить детей с профессиями: повар, врач, шофер, их трудовыми процессами, с предметами – помощниками; * воспитывать уважение.
Задалась странным вопросом: почему мы, писатели (по крайней мере, писатели-фантасты), всегда пишем о том, кем работают наши персонажи? Ну ладно, во времена моей молодости, в почившем ныне СССР место работы определяло в личности героя очень многое — по сути то была принадлежность к определенному сословию. Или, если хотите, касте.
Помните фильм «Весна»? Режиссер неверно понял суть касты ученых, решив, что они брахманы, отшельники. При том, каких чудиков в бархатных шапочках и бородах там показывали, что он еще мог подумать? Я бы и сама подумала, будто они все за гранью добра и зла в понимании обычного человека, на рабочем месте только тем и занимаются, что копят тапас да тришну искореняют. Трудно представить себе, что ловец солнечных зайчиков, серьезный ученый, товарищ Никитина может заинтересоваться пухлым журналистом с накрашенными глазами (и почему Черкасов не выглядел настолько, гм, нетрадиционно ориентированным?). Зато артистка Верочка — может. Рощин из ее касты, касты легкомысленных, поющих и накрашенных. И скорее белочку словит, чем зайчика.
Режиссера Никитина на ум наставила, объяснила, что и как снимать, замуж за него собралась, словом, вывела на стезю духовности. А все потому, что брахманша, мыслительница. Будь она как Верочка, из опереточных, ничего бы из их романа хорошего не вышло. Кроме, разве что, десятка бессмертных комедий и брака длиною в жизнь.
В советские времена если не брачная политика, то духовная жизнь профессией регламентировалась только так. И приходилось прикладывать много сил, описывая, как человек раздвигает рамки, отведенные ему местом работы. Читающие комбайнеры, поющие официанты, танцующие рыбинспектора и прочая «Волга-Волга» в книгах приобретали на диво комичный вид. Хотя что смешного в том, что человек заполняет свободное время не спиртным, а самодеятельностью? Однако в советские времена в подобное верилось с трудом.
Зато в наши дни все так перемешалось, спасибо интернету, что сословно-кастовые грани стерлись. Не только хобби, но и профессий новых завелось немерено, чем человек на жизнь зарабатывает, порой не поймешь. Говорит «я кризисный менеджер» — а на поверку обнаруживается, что бухгалтер. И чем публике добрая старая бухгалтерская специальность не угодила? А вот поди ж ты. Читаешь, что такое кризис-менеджмент — да это просто песня: «применяется как в экстремальных обстоятельствах, связанных со стихийными бедствиями и авариями, так и для регулирования проблем в мире бизнеса. Основные его принципы можно сформулировать так: сочувствие, открытость, правдивость, своевременность, предотвращение». Прямо мать родная. Профессиональная, можно сказать, мать.
Хотя скорее всего это существо, которое серферит в интернете и в рабочее время в соцсетях торчит. Точно так же, как и его впавшие в кризис подопечные. Характер как бы определенный требуется, но… в идеале. А на деле что кризис-менеджер, что коучер, что тимбилдер — все они на одну трудовую характеристику.
Я еще могу понять отличия, скажем, производителя матценностей от духценностей. И то большинство писателей, прежде чем начать производить духценности, успевало перепробовать несколько профессий, где на выходе — самый что ни на есть материальный продукт. И вряд ли писатель, который всю свою жизнь только и делает, что пишет, эту самую жизнь хорошо знает. Исключения редки. Умозрительность, помноженная на воображение, в изобилии дарит алогизм и сверхвыводы.
Итак, что дает называние профессии героя? Что меняется в персонаже, если ты говоришь: он брокер? Здоровье, конечно, сразу получает минус сто — язва, геморрой и расстройство сна обеспечены. Или он плохой брокер, равнодушный к результату. Или он герой романтической комедии «Спросите Синди», который в первую очередь Чарли Шин, которому все можно, в том числе вести женскую рубрику в мыльно-глянцевом журнале и жить с двумя телками сразу. У главгероев ромкомов не бывает геморроя.
Скорее уж не профессия имеет значение, а все та же каста: золотой воротничок, белый воротничок, синий воротничок. Кстати, существуют еще коричневые, серые, розовые воротнички и домохозяйки. Обозначил сферу — и можешь не уточнять ни должности, ни места.
Иногда мне кажется, что больше о человеке говорит то, в какую компьютерную игру он играет. Я в играх не разбираюсь (и не играю ни в одну), но для следующих поколений это увлечение подчас важнее полученной в вузе специальности. По которой они, скорее всего, не работали ни дня. Сложно в наши дни трудоустроиться философом, закончив философский. Никто не верит человеку лет двадцати пяти, что он готовый, профессиональный философ. Даже в интернете.
Опять-таки всплывает вопрос: нужно ли объяснять, где человек учился? Порой учеба накладывает на личность больший отпечаток, нежели вся трудовая биография. И человек всю жизнь гордится дипломом престижного университета, мирно сидя в глуши и разводя кроликов на продажу.
В женском детективе еще в 90-е сложился шаблонный образ «детектива свободной профессии»: дамы, ведущие расследование, все как одна, имели ненапряжный график работы. По большей части они оказывались журналистками с уймой свободного времени (знали бы авторы, какая это на деле гонка и цейтнот); писательницами, пишущими неизвестно что неизвестно когда (и живущими на невиданно огромные гонорары); фотографами, чьи фотографии покупались (в 90-е страх как много было желающих купить фотографию за большие деньги); художницами (эти вообще нарушали все законы гравитации экономики).
НФ с прошлого века по сей день беззастенчиво придумывает генетически обусловленные профессии — псиоников, биоников, социоников, Электроников… Только родился — и сразу к станку. А чего тянуть-то, все равно рано или поздно там окажешься. И образ прописывать не надо, профессия все скажет за автора. Хотя и тут возможны разночтения. Я бы почитала про соционика-сексуального маньяка. Чтоб из тех, кто пришел к нему за типированием, всю душу вынимал, медленно и сладострастно.
Особенно восхищает четкое, как на смотру, разъяснение, кто кем в земной жизни работал, в попаданческом жанре. Даром что жизни этой три абзаца, а навыки ее мало кому пригодятся там, где ГГ все равно станет королем-магом-воином света. Стремление увязать прошлую жизнь с загробной выглядит попытками гальванизировать труп обоснуя. Ну разве что для анонса эти данные подойдут. Светлый эльф, бывший охранник. Королева амазонок, бывшая секретарша. Монах-ниндзя, бывший учитель географии. Магический танкист, бывший танкист, попаданец в танке.
И ведь в конечном итоге характер персонажа приходится уточнять, прописывать, раскрывать и развивать, иначе трудовая характеристика получится. «Сквайр Трелони. Туп, жаден, прожорлив, ленив, труслив, надменен. Характер отсутствует. Не женат». А в мультике совсем другой был — смелый, демократичный, энергичный и изобретательный! Все врут характеристики, одна любовь народная правдива…
Вот и получается, что профессия ложится на героя как ярлык. И начинает читатель на бобах разводить, какие профдеформации и профкачества непременно должны присутствовать в натуре человека данной специальности… Хотя в реальной жизни только после десяти, если не двадцати лет рабочего стажа профессия начинает перестраивать психику. А до того поменял наш герой работу — и как не было ничего.
Вчерашний выпускник или студент в большей степени находится под влиянием мамы с папой да приятелей из реала и тырнета, чем под влиянием сослуживцев. Описывая молчела лет двадцати, проще показать его через хобби и любимые игры, чем через сидение в офисе. Мне, как писателю (и читателю) старой закалки, не очень ясны дефиниции играющих танком и играющих эльфом — но подобные детали можно уточнить у молодых консультантов, разбирающихся в бурной жизни геймеров (или этой жизнью живущих). Вопрос остается прежним: что для человека третьего тысячелетия профессия — способ зарабатывать деньги? социальная среда? сословная принадлежность? фактор формирования личности?
Понятно, что в каждом конкретном случае и ответ разный. У моих персонажей работа то дело жизни (как у шефа-кондитера Дамело), то ничто и звать никак (как у семейной женщины Кати), то место встречи, которое изменить нельзя (у героев «Мира без лица» — они сослуживцы). Но рассказывать, как именно им работалось, да на каких должностях, да как их там боссы гнобили/как они гнобили подчиненных — увольте. Только если из рассказа вытекает сюжетная линия. А то какую книгу ни откроешь, история непременно начинается с повести, коей нет печальнее на свете, — о пробуждении и сборах на работу-на учебу. В деталях! С криками души насчет того, как ГГ ни на работе, ни в вузе не ценят и не понимают! Вот почему он не будет скучать по этому миру в том, куда его сейчас возьмут, практически живым на небо.
Все реже и реже писатель задумывается о подобных вещах: а зачем, собственно? На хрена мне в книге такая и сякая деталь? Что я из нее извлечь собираюсь? Так и формируется шаблон: по-ло-же-но. Публика привыкла знать о персонаже, кто он, офисная плесень, шнырь со шваброй или светская львица с микрофоном. Как будто по манере вести себя, думать, общаться не видно, какого полета птица. Публика привыкла, чтобы про персонажа перед историей сбоку вывешивалась характеристика, как в игре? Пусть отвыкает. Литература — другой вид искусства. О чем мы, писатели и читатели, практически забыли.
Название . Профориентационная игра "Персонажи и профессии"
Предназначение .
Процедура группового профориентационного тренинга. Участники сопоставляют известных персонажей популярным профессиям.
Перед началом занятия ведущий готовит карточки двух видов:
– известные персонажи,
– популярные профессии.
Количество карточек каждого вида должно соответствовать числу участников (если точное их число заранее неизвестно, можно сделать по максимуму). Список известных персонажей и популярных профессий ведущий составляет самостоятельно, с учетом уровня образованности участников.
Примеры известных персонажей книг и фильмов:
– Балда из сказки Пушкина,
– Обломов,
– Герасим из "Муму",
– Раскольников,
– Андрей Болконский,
– Гамлет,
– Д"Артаньян,
– Том Сойер,
– Фродо из "Властелина колец",
– Гарри Поттер.
Примеры популярных профессий:
– экономист,
– программист,
– полицейский,
– водитель,
– автомеханик,
– артист,
– модель,
– учитель,
Сама игра состоит из того, что участники по очереди из двух коробок вытаскивают по одной карточке: персонаж и профессия. Сначала сам данный участник рассуждает, как, на его взгляд, смог бы работать данный персонаж по данной профессии: какие у него были бы сильные стороны, какие слабые. Потом к нему могут присоединиться другие участники со своими мнениями.
Ведущий следит за тем, чтобы игра происходила достаточно живо и где-то даже весело. Рассуждения участников следует слегка направлять на то, чтобы они думали о том: смог бы данный персонаж (хватило бы у него способностей, здоровья) работать по данной профессии ("могу"), интересно было бы ему это и есть ли у персонажа вообще склонности к этой профессии ("хочу").
1. Профориентационная игра "Персонажи и профессии" [Электронный ресурс] // А. Я.. 1.09.2015..html (1.09.2015).