Речевой этикет презентация для института. Презентация на тему "речевой этикет"

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Повторение Зеленого крокодила Зеленая мама учила: Можешь ты быть ученым, – Конструктором или поэтом, Но главное – быть зеленым! Запомни, пожалуйста, это. Пузатого гиппопотама Учила пузатая мама: – Можешь ты быть акробатом, Конструктором или поэтом. Главное быть пузатым. Счастье, сынок, в этом. Стилистика русского языка и культура речи2


Понятие культуры речи Соблюдение этики общения Владение нормами литературного языка Умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации Стилистика русского языка и культура речи3


Коммуникативные качества речи (Б.Н. Головин) Коммуникативные качества речи – это признаки и свойства речи, направленные на выполнение коммуникативных задач общения, обеспечивающие более полное взаимопонимание субъектов речевого общения Стилистика русского языка и культура речи4


Коммуникативные качества речи (Б.Н. Головин) 1. Правильность – соблюдение норм литературного языка 2. Точность – соответствие содержания речи тому кругу предметов, явлений, понятий, которые отображаются в речи # После того как во время митинга у него украли револьвер, он набил карманы пулями # У моей подруги проблемы с молодым человеком Стилистика русского языка и культура речи5


Коммуникативные качества речи (Б.Н. Головин) 3. Логичность – соответствие логичной мысли и логичного ее развития в речи # На биофаке 8 кружков, которые работают при кафедрах. Многие из них существуют уже более 20 лет # Пенсия у меня хорошая, но маленькая # На уроке присутствовали библиотекарь, а также Александра Петровна и Ираида Афанасьевна Стилистика русского языка и культура речи6





Коммуникативные качества речи (Б.Н. Головин) 5. Выразительность – наличие в речи элементов, поддерживающих интерес адресата 6. Богатство речи – построение речи на основе разнообразных языковых структур 7. Уместность – употребление речи в соответствии с целями и условиями общения Стилистика русского языка и культура речи9




Этика общения Этикет – совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул Стилистика русского языка и культура речи11


Правила речевого поведения Красна беседа смирением От учтивых слов язык не отсохнет Ласковое слово пуще дубины, недоброе слово что огонь жжёт Доброе молчание лучше пустого болтания На языке медок, а на сердце ледок Стилистика русского языка и культура речи12










Кодекс поведения переводчика (Бюро переводов LingvoPlus) Авторский текст для переводчика неприкосновенен Переводчик не может высказывать свою точку зрения или интерпретировать слова говорящего по своему усмотрению Стилистика русского языка и культура речи17


Кодекс поведения переводчика (Бюро переводов LingvoPlus) Переводчик должен гарантировать конфиденциальность Переводчик обязан быть профессионалом в своем деле Переводчик должен отвечать за качество выполненного перевода Стилистика русского языка и культура речи18


Кодекс поведения переводчика (Бюро переводов LingvoPlus) Переводчик имеет право на авторство Переводчик должен соблюдать установленный этикет Внешний вид переводчика должен соответствовать его представительской деятельности Стилистика русского языка и культура речи19






Этикет в разговоре по телефону Звонки на квартиру после и до 9.00 – нарушение этикета Разговор должен быть коротким (3–5 мин.) Заканчивает разговор тот, кто позвонил Стилистика русского языка и культура речи22


Этикет в разговоре по телефону Вы хотите быстро сообщить или получить определенные сведения Вам надо выяснить мнение по срочному вопросу Вам надо уточнить, остается ли в силе прежняя договоренность о встрече Вам надо сообщить об изменении ситуации Вы договорились о телефонном звонке Стилистика русского языка и культура речи23



Презентация по слайдам


Текст слайда:


Текст слайда: Толковый словарь русского речевого этикета Речевой этикет - это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации.


Текст слайда: Толковый словарь русского речевого этикета Речевой этикет - условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе)


Текст слайда: Русский язык. Энциклопедия Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.


Текст слайда: Формула речевой этикета


Текст слайда: Как было: из истории речевого этикета Русская пословица гласит: «Безобычному человеку с людьми не жить»


Текст слайда: Завет Владимира Мономаха Оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им: «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». ... При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться... ... не свирепствовать словом, не хулить в беседе... ...не много смеяться, стыдиться старших... ...не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...


Текст слайда: «Домострой» «...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».

Слайд №10


Текст слайда:

Слайд №11


Текст слайда: Задание Вспомните и напишите пословицы и поговорки, так или иначе связанные с темой речевого этикета (слово, язык, речь)

Слайд №12


Текст слайда: Современное состояние речевого этикета Национальная специфика и уровень культуры Феня и ненормативная лексика

Слайд №13


Текст слайда: Национальная специфика

Слайд №14


Текст слайда: Уровень культуры человека

Слайд №15


Текст слайда: Современное состояние речевого этикета Сленг (от англ. slang) - набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных групп).

Слайд №16


Текст слайда: Современное состояние речевого этикета Феня - язык, сформировавшийся на Руси в эпоху Средневековья и первоначально использовавшийся бродячими торговцами офенями. Офени создали новый язык, придумав новые корни и оставив традиционную русскую морфологию и использовали язык для общения «не для чужих ушей». Впоследствии язык был перенят уголовной средой, и в настоящее время феней называется воровской жаргон (разговаривать на таком языке - ботать по фене).

Слайд №17


Текст слайда: Современное состояние речевого этикета Отрывок №1 «Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет - так гикнется, что копыта отбросит» Отрывок №2 «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»

Слайд №18


Текст слайда: Качества речевого этикета Тактичность Предупредительность Терпимость Доброжелательность Выдержанность Использование обращений

Слайд №19


Текст слайда: Задание Каждая группа получает по 2 карточки, на которых написаны качества. В течение 5 минут подготовить объяснение каждого качества.

Слайд №20


Текст слайда: Тактичность Предупредительность это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него. заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам. Качества речевого этикета

Слайд №21


Текст слайда: Терпимость Выдержанность состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника. Качества речевого этикета

Слайд №22


Текст слайда: Доброжелательность Использование обращений необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов. самый массовый и самый яркий этикетный признак. Качества речевого этикета

Слайд №23


Текст слайда: ТЫ или ВЫ?

Слайд №24


Текст слайда: Задание Составьте правила речевого этикета в форме таблицы, используя раздаточный материал.

Слайд №25


Текст слайда: Позвони мне, позвони…

Слайд №26


Текст слайда: Задание Диалог «Почему обиделась мама?» Маша: Алло, Катя, это ты? Мама: Нет, это не Катя. А кто её спрашивает? Маша: Да так, знакомая. А где Катя? Мама: Её нет дома. Что ей передать? Маша: Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла. Мама: Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.

Слайд №27


Текст слайда: Работа над ошибками Мама: Алло. Слушаю вас. Маша: Здравствуйте, вас беспокоит Катина одноклассница, Маша. Мама: Здравствуйте, я вас слушаю. Маша: Можно пригласить вашу дочь к телефону? Мама: К сожалению, её сейчас нет дома. Что ей передать? Маша: Не беспокойтесь, срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Скажите, в какое время мне удобнее позвонить, чтобы застать её дома? Мама: Позвоните часа через два. Я передам ей, что вы звонили. Маша: Спасибо. Я обязательно перезвоню.

Слайд №28


Текст слайда: Правила разговора по телефону Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой. Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать). Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил. Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить. Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу. На работе говорите по телефону коротко. Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут. Окончить разговор должен тот человек, который позвонил. Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика. По правилам русского речевого этикета абонент, которому звонят, может себя не называть.

Текст слайда: Слово - не что иное, как отдаленное и ослабленное эхо мысли. Гюстав Флобер Речевой этикет

Вера Мишунина
Презентация «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста»

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать,

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Я. Козловский.

«Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения . К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам».

Научить ребенка :

Правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли.

Вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой.

Слушать и слышать других.

Быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора.

Этикет - (в переводе с фр. - ярлык, этикетка ) . Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятие в том или ином обществе .

Для чего нужен речевой этикет ?

Является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.

Помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, предотвращая негативные переживания.

Формула речевого этикета :

Думай :

Кому говоришь,

Что говоришь,

Где говоришь,

Зачем говоришь,

Какие из этого будут последствия

Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом» , подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь. Как говорил Макаренко : «Ваше собственное поведение решающая вещь» .

Публикации по теме:

Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста 2. Вашему вниманию я хочу представить проект, который называется «Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого.

«Круг общения» на тему «Этикет» для детей старшего дошкольного возраста. I. Речевая игра «Вежливый котик»Цель: Дети проговаривают различные.

Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект Актуальность: ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА. ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА, НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

Презентация «Интегрированный подход к организации и содержанию речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Консультация для родителей «Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Игра-это право ребенка, спутница детства. Игра-это ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Она важна для своевременного и полноценного.

Презентация «Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда.

В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА Выполнила: у читель начальных классов Щербакова Л.В. МБОУ «ЦО № 44 имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова» г.Тула

Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. (исследователь речевого этикета Н.И. Формановская)

Речевой этикет – это важнейшая составляющая эффективной коммуникации. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, доверия и уважения. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и не испытывать затруднений в общении.

«Я говорю так, как хочу, и меня понимают! Это моё личное дело!» Что можно возразить на это? Эти личные мнения о правильном и неправильном языке высказываются нередко в самой безапелляционной и темпераментной форме. Однако человек, живущий в обществе, подчиняется этому обществу. И любые нормы (и нравственные, и языковые) – это требование общества к человеку

Золотые правила речевого этикета Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.

Золотые правила речевого этикета Выберите слова и выражения, наиболее подходящие для той или иной ситуации. Умейте различать ситуации, в которых уместно рассказывать собеседнику о своих чувствах.

Золотые правила речевого этикета Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей, следовать логике, чтобы вывод не противоречил посылке.

Золотые правила речевого этикета Будьте позитивны, вежливы и дружелюбны. Не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до употребления нецензурных слов.

Золотые правила речевого этикета Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем совете или внимании. Но не навязывайте разговор человеку, не желающему беседовать.

Золотые правила речевого этикета Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание.

http://investments.academic.ru/pictures/investments/img1977366_vyinuzhdennaya_bezrabotitsa.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=66cfeab3d424d97563489d5827602ca7&n=33&h=190&w=480 http://youcanbebetter.ru/wp-content/uploads/2013/11/Ne-mogu-sebya-kontrolirovat.jpg http://ethicscenter.ru/wp-content/uploads/2014/04/Podrostkovyie-treningi-obshheniya.jpg https://www.understood.org/~/media/b7d20d8be15b4480abae104a0e6e1af8.jpg http://i.huffpost.com/gen/1973045/images/o-APATHETIC-TEENAGER-facebook.jpg https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=5269cc86767d178b13baf20a1458663a&n=33&h=190&w=284 http://media.professionali.ru/processor/topics/original/2012/09/26/sopernichestvo-brother-and-sister.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a3ede4652b67c2d1941e584e0ef01b92&n=33&h=190&w=317 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f8e322ebd837caeb8e17f2b6e6565d67&n=33&h=190&w=285


«Путешествие в страну???»

Станция № 1: «Размышляй-ка»

  • У каждой команды на столе лежат задания, разгадав их, вы узнаете тему нашей сегодняшней встречи.
  • Задание 1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице.
  • Задание 2. Собери пословицы.


Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”


Что такое «речевой этикет»?

  • Речевой этикет - это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
  • « Толковый словарь русского речевого этикета»
  • Речевой этикет - условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.

«Толковый словарь русского речевого этикета»

  • Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

«Русский язык. Энциклопедия»



Правила речевого этикета

  • Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
  • Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
  • Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
  • Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Речевой этикет - это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.


Станция № 2: «Культура поведения»

  • Командам по очереди задаются вопросы. Если команда дала неверный ответ, право ответа передаётся команде соперников.

  • Вопрос №1 : Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора:
  • 1.Доброе утро
  • 2.Здорово
  • 3.Привет
  • 4.Здравствуйте
  • 5.Хелло

Какие слова, по-вашему, наиболее употребительные?


  • Вопрос №2 : Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы:
  • 1.Позовите Машу.
  • 2.Здравствуйте, позовите Машу.
  • 3.Здравствуйте, извините, Маша дома?

  • Вопрос №3: В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?
  • 1.Тот, кому 8 лет.
  • 2.Тот, кому 11 лет.
  • 3.Тот, кто вежливее.
  • 4.Уступать дорогу не обязательно.

  • Вопрос №4: Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова вы бы произнесли при этом?
  • 1.Простите меня, я выхожу.
  • 2.Разрешите пройти.
  • 3.Извините, можно пройти?

  • Вопрос № 5 : Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече?
  • 1.Да.
  • 2.Нет.
  • 3.Можно, но не обязательно.
  • 4.Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.

  • Вопрос №6 : Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время?
  • 1.Скажите, сколько сейчас часов?
  • 2.Вы не подскажите, который час?
  • 3.Скажите, пожалуйста, который час?
  • 4.Сколько времени?

Станция №3: «Цветок вежливости»

  • Каждая команда берёт по 4 ромашки и выполняет задание: «Вспомнить слова, обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях» (каждый пункт расписывается на отдельной ромашке) . Побеждает та команда, которая больше таких оборотов вспомнит.

Ромашка, на лепестках которой написано:

  • 1.приветствие
  • 2.прощание
  • 3.просьба
  • 4.благодарность

Станция № 4: «А вы могли бы?»

  • Для того чтобы ваше общение было приятным и полезным, важно уметь сопровождать свою речь различными жестами и мимикой. Попытайтесь с помощью принятых в русском языке жестов и мимики изобразить различные состояния человека:
  • 1.грусть, плохое настроение.
  • 2.сомнение.
  • 3.растерянность, нерешительность.
  • 4.восторг, восхищение.

Станция № 5: «Пантомима»

  • Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?

Станция №6: «Капитаны, капитаны…»

  • Капитанам каждой команды задаются вопросы.

Станция №7: «Инсценировка»

  • Сейчас каждой команде предстоит инсценировать неприятную ситуацию, в которой оказались два человека. Ваша задача – разыграть эту сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию.

Станция №8: «Комплименты любят все»

  • Задача команд по очереди сделать как можно больше комплиментов каждому герою, но так, чтобы им было это приятно. Повторяться нельзя.

Станция № 9: «Поздравительная»

  • Задача команд написать команде соперников поздравительное письмо (тема поздравления – на выбор), используя в своём письме как можно больше этикетных формул.

Станция №: 10 «У меня зазвонил телефон»

  • Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?

Подведение итогов жюри

  • Объявление результатов, награждение команд.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»