Сценарий репортажа с места событий. Сценарий выпускного бала в начальной школе «Телевизионный репортаж с места событий

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель - создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление : краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть : информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка : впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Событийный

Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

Постановочный

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий - пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически познавательный

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж - пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Проблемный

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж - пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый - требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго - непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж - пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж - пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность - значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.

Главное - оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре "репортаж" примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе…), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах…).

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.

Репортаж – это рассказ очевидца, написанный так, чтобы дать возможность читателю почувствовать себя на месте события. Главное в репортаже – эффект присутствия, когда читатель словно видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с журналистом. Репортаж читают не ради того, чтобы узнать о событии, а чтобы это событие пережить. Специальный репортаж – это гибрид репортажа и расследования (глубокое исследование темы). При его подготовке вначале журналист выявляет проблему, собирает факты и комментарии экспертов, а затем выезжает на место события и встречается с героями материала, чтобы выявить связанные с проблемой и "эмоционально заряженные" детали. Потом собранный материал подается как репортаж с хорошей фактологической составляющей. Репортажная форма здесь выбирается из-за ее популярности у читателей и возможности представить проблему как на логическом, так и на эмоциональном уровне. Особенность специального репортажа – большой объем (до 200–600 строк) и наличие сразу нескольких событий и главных героев в одном тексте.

Специальный репортаж является одним из наиболее затратных жанров. На подготовку специального репортажа может уйти от несколько дней до нескольких недель, включая командировки. Поэтому специальные репортажи обычно публикуют журналы (например, "Власть", "Русский репортер", "Русский Newsweek"). У газет же, особенно ежедневных, как правило, не хватает ни журналистов, чтобы выделить сотрудника для глубокой разработки темы, ни площади, чтобы потом отдать под специальный репортаж одну – две полосы. Очерк – вид художественно-публицистического жанра, выделяющийся развернутым построением, глубиной творческой мысли и наличием художественного вымысла. Самое важное для очерка – это наличие сценария и композиции, основанных на реальных фактах, часто с использованием дат, временного промежутка и места произошедшего события.

К сценарию очерка предъявляются самые высокие требования: о полном, тщательно разработанном сценарии можно говорить в применении именно к этому жанру. Работа журналиста здесь начинается с авторской заявки (либретто), позволяющей судить, во-первых, как о теме и объекте, так и об авторском подходе к ним, во-вторых, о возможностях экранного воплощения, об изобразительных средствах и методах, которые будут использованы для осуществления замысла.

Затем создается литературный сценарий, в котором подробно характеризуется объект очерка, предлагаемый характер и метод телевизионного исследования проблемы, содержатся описания героев, определяется композиционная структура всего произведения.

10. Особенности видеоряда в специальном репортаже и специфика режиссерского монтажа.

В начале телевизионного сюжета задача видеоряда – привлечь внимание. Первые кадры обязательно должны быть четкими, живыми и яркими. Далее репортаж должен быть построен на основе квалифицированно снятых и логически смонтированных кадров. Классическая последовательность: дальний план® средний план® крупный план. Она облегчает восприятие смысла, вложенного в видеоряд.

В каждом репортаже нужны несколько выразительных крупных планов. Они придают сюжету неповторимость и делают его запоминающимся.

Видеоряд – это смонтированные воедино кусочки видеоизображения, планы, отобранные из исходного, отснятого оператором материала.

Монтаж – расстановка кадров с помощью технических средств в определенном порядке, обусловленном творческим замыслом, содержанием телевизионного произведения. Сам процесс соединения кадров есть технический монтаж. Место соединения двух кадров называют склейкой.

Монтаж – это часть работы, которая может сделать из заурядного репортажа украшение выпуска и, наоборот, загубить гениальный репортерский текст и снятый видеоматериал.

Основным правилом монтажа является смена планов по крупности. Следом за общим планом идет средний, потом - крупный. Именно такая последовательность более приемлема для восприятия человеческим сознанием. Крупные планы – сильный выразительный прием, который надо использовать разумно. Крупный план обычно более запоминаем, поэтому в памяти телезрителей репортаж ассоциируется именно с его крупными планами.

При монтаже необходимо соблюдать хронологию, то есть показывать события в их реальной временной последовательности. Комично смотрится репортаж, в котором сначала показывают, как люди идут колоннами, а потом – как эти колонны выстраивались.

Прощание со 2 классом

«Репортажи из студии Начального ТелеВидения»

Добрый день, дорогие гости! Здравствуйте, уважаемые телезрители!

Вас приветствует студия НТВ – студия начального телевидения и её ведущие –...

Главная новость сегодняшнего дня – окончание учебного года.

Наши корреспонденты подготовили несколько репортажей, касающихся этого знаменательного события, которые вот-вот выйдут в эфир. А пока мы приглашаем вас посмотреть, как проходит начало праздника.

Внимание, прямое включение с места событий! (стихи и песня «Маленькая страна»)

Почему сегодня все мы так нарядны и милы?

Может, чувствуем дыханье, приближение весны?

Нет, весна давно настала, она в марте нас встречала.

Но сегодня, в майский день, дома нам сидеть уж лень!

Сегодня день может быть очень разным, но быть он обязан сегодня прекрасным.

Итоги подводим учения в школе и вспомним о том, что запомнилось более.

1) Снова на празднике веселом школа встречает нас.

Учатся разные ребята в стенах ее сейчас.

Снова плывет кораблик детства, школа – наш милый дом.

Что он оставит нам в наследство все мы поймем потом.

Припев. Маленькая страна, маленькая страна.

Здесь хорошо учиться детям, им второй дом она.

Маленькая страна, маленькая страна.

Здесь нам всегда открыты двери – школа друзей полна!

2) Вспомним друзей, что с нами вместе грызли гранит наук.

Снова споем о детстве песню и помечтаем вслух.

Вот бы нам снова оказаться в маленькой той стране

И никогда не расставаться в радужном нашем сне.

3) Можем сегодня в этом зале волю мы дать словам.

Но не вернуться нам обратно к прошедшим своим годам.

Дети приходят и уходят – всех нас не сосчитать.

И будет милый наш учитель вновь в сентябре встречать.

А вот и готов к выходу следующий репортаж о том, как жили ученики нашего класса эти два учебных года. Ребята приготовили для вас рассказ о том, чему они научились, и что интересного происходило в их школьной жизни.

За годы нашей учебы в школе мы усвоили, что такое «хорошо» и что такое «плохо». У нас получились выводы не хуже, чем в стихотворении Маяковского. Послушайте…

(При чтении каждый ребенок переворачивает лист с буквой, у девочек слова под нечетными номерами, у мальчиков под четными, первая буква Х у ведущей)

1. Если учишься на 5, дисциплина тоже,

То могу тебе сказать: лучше быть не может. О

2. Если ты трепач и лгун и большой пройдоха,

То сказать тебе могу: это очень плохо. П

3. Если с другом разделил ты свои конфеты,

Хорошо ты поступил, каждый скажет это. Р

4.Ты узнал чужой секрет и разнес сейчас же,

Это плохо, хуже нет, это подло даже. Л

5. Если подал ты при всех девочке пальтишко,

Ты – культурный человек, мировой мальчишка. О

6. Если ты, как дикий зверь сразу лезешь драться,

Не достоин ты, поверь, человеком зваться. О

7. Если ты пригрел кота, кормишь птичек в стужу,

Это просто красота, только так и нужно. Ш

8. ты подбил собаке глаз, бросил кошку в лужу…

Будь уверен – в сорок раз ты собаки хуже. Х

9. Уважай людей вокруг: старших, младших тоже,

И тогда тебя, мой друг, назовут хорошим. О

10. Если ты среди ребят одинок, как в море,

Только ты и виноват в этом горьком горе. О

Вместе девочки поднимают вверх открытые буквы на оранжевых листах:

Вот что такое «хорошо»

Вместе мальчики протягивают вперед открытые буквы на синих листах:

и что такое «плохо»

Продолжат рассказ о школьной жизни наши веселые частушечники, которые споют о забавных случаях, происходивших с нами на уроках и переменах.

1.Вот костюмчик уж надет и белая рубашечка.

На праздник мне уже пора, ведь я такой милашечка.

2. Если ты - моя подруга, из несчастья вызволи:

Подними скорее руку, чтоб меня не вызвали.

3. Начался учебный год, часики затикали.

А меня вопрос гнетет: скоро ли каникулы?

4. На уроке мы уснули: парта мягче, чем кровать.

Мы зевнули так, что скулы стало некому вправлять.

5. Как-то раз мы с другом лучшим так устали, нету сил…

В перемену в малой куче я приятеля месил.

6.Ах, учитель, что наделал, слова он не проронил

И, не вникнув в сущность дела, сразу папе позвонил!

7. Чтоб быстрее над задачкой наши думали мозги,

Мы жуем, жуем жевачки, что вкусней, чем пироги.

8. По геройски Лена с ленью воевала целый день,

Но, к большому сожаленью, победила Лену лень.

9. А учитель пригрозил дозвониться маме.

Мы сказали: «Не сердитесь, поиграйте с нами»

10. Ах, какая вышла взбучка, ах какой был нагоняй!

Это вряд ли способ лучший душу детскую понять.

11. Раз сказал учитель Вите: «Вылетишь из класса!»

В ответ ему: «Вам ученик бескрылый ведь достался»

12. Мой дневник, как верный друг, для меня старался.

Не выучила я урок – дома он остался!

Вместе.

Снова в школу мы пойдем и получим знания,

А пока вам говорим: «Спасибо за внимание!»

Завершит репортаж о веселых школьных деньках видеоматериал, который подготовила корреспондент –... ( Видеосюжет, подготовленный родителями)

На праздник вместе со своими детьми пришли родители. Дадим им слово. Посмотрим, какие напутствия они приготовили ребятам.

    Я пришла к вам из-за сына. Школа ведь порой – рутина!

Очень много задают… это просто тяжкий труд!

Если в классе да в начальном сын мой этим опечален,

    Мой сыночек так прилежен, дома с нами очень нежен,

Ну, а в школе кто же знает, чем мой мальчик опечален?

Если кто его обидит, а учитель не увидит?

    Вот проблема, вот смешно-то! Это вовсе не забота.

Я боюсь совсем другого: за мальчишку озорного.

Ведь характер у него… Не побил бы он кого!

И не дергал бы за косы – нет серьезнее вопроса.

    Этим солнечным денечком провожать мы их пришли:

В третий класс собираются наши дочки, сынки.

А сейчас улыбайтесь – для вас песни звучат.

Видеть род существительных и глаголы спрягать.

Написать сочинение не составит труда.

Ну, а стихотворение – так вообще ерунда!

    Вот уже два годика незаметно прошли.

С окончанием класса второго вас поздравить сегодня пришли.

С вами в третий, конечно, отправимся, хоть и трудно порой – невмочь,

Но мы все ж постараемся вам и дальше учиться помочь.

Милые родители, спасибо вам, Кроме вас дороже нет людей.

Говорят, что дети – радость жизни. Ну, а вы – всегда опора в ней.

Отдельное спасибо говорим, конечно, мамам, на чьи плечи ложится большая часть забот и тревог. Для них мы исполняли песню на открытом уроке, посвященном «Дню Матери». К сожалению, не всем мамам удалось тогда присутствовать, поэтому мы исполним песню еще раз. Представляем вашему вниманию повтор сюжета от 27 ноября 2015 г.

Песня «Мама» с видеороликом на кране. Девочки исполняют куплеты, мальчики присоединяются на припевах.

Да, мама для каждого из нас самая лучшая на свете.

Но она у нас не одна. С приходом в школу мы получили одну на всех классную маму. И мы приглашаем в студию нашу первую учительницу, которую приветствуют ученики.

    Два долгих года вы учили нас,

Ввели в огромную страну Добра и Знанья.

Мы помним, как вошли впервые в класс,

А вот сегодня скажем «до свиданья»

    Вы встретили совсем недавно нас,

А помните улыбки до ушей,

Когда мы первые пятерки получили?

    Прошла пора побед и неудач.

Мы выросли, окрепли, повзрослели,

Решили много непростых задач,

Умеем то, что раньше не умели.

    Спасибо Вам, учитель милый наш,

За тот огромный труд, что в нас вложили.

Порой мы огорчали сильно Вас,

И все ж, поверьте, очень полюбили.

Слово для поздравления предоставляется классному руководителю.

Слово учителя в произвольной форме.

Ну, вот и настала пора самого волнующего момента. Пожалуйста, прямое включение!

Пять учеников вместе с учителем встают полукругом около сундука.

    Сегодня мы сдали, представьте, экзамен.

Экзамен на то, как остаться друзьями.

    Как в час испытаний друзей не забыть,

А также надеяться, верить, любить.

    И мы обещаем вам летом не драться,

Друг с другом дружить и не зазнаваться.

    Уважать педагогов, к знаньям стремиться,

И снова потом еще лучше учиться.

    Быть добрым и честным, природу хранить,

И край свой родной очень-очень любить.

Учитель. Сейчас мы откроем тяжёлый замок. (открываем вместе) Для нас прозвучит лета лёгкий звонок. (Звон колокольчика, вручение грамот и подарков, взятых из сундука)

Вот и подходит к завершению праздничный день. Совсем скоро прекратит свою работу студия НТВ…

Не расстраивайся, ведь мы отправимся на съемку новых сюжетов и репортажей, и вести их будем из новой студии – НЛО!(карточка с буквами)

Что это за студия такая? Про неопознанные летающие объекты что ли?

Да нет же – про Начало Летнего Отдыха.

Тогда и начать его нам надо с веселой песни!

Песня про лето с презентацией на экране.

    Что такое, что такое лето?

Это солнце, это море света!

Это поле! Это лес!

Это тысяча чудес!

Припев.

Доброе лето, теплое лето,

Сколько в нем красок, сколько в нем света!

Солнце стучится в окна с утра –

Вставай детвора!

    Лето – это в синем небе облака!

Лето – это пляж и быстрая река!

Это травы и цветы!

Это – я, а это – ты!

Припев.

На этом мы прощаемся с нашими телезрителями и гостями студии.

Ждем ваших ярких интересных сюжетов о летнем отдыхе. До встречи в сентябре!

Данный сценарий с успехом может использоваться классным руководителем для учащихся 5-7-х классов не только на День Учителя, но и на празднике Знаний, прзднике Последнего звонка, на классных "огоньках". Во время репетиций дети сами могут придумывать юморески, отражающие специфику данной школы. Главное: дети должны увидеть личную заинтересованность классноего руководителя в их успехах. Тогда даже репетиции превращаются в праздник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий выступления учащихся шестого класса в общешкольной концертной программе, посвященной Дню Учителя

Мод музыкальное сопровождение мелодии «Наш край» две пары учащихся, стоящих по разным краям сцены, бросают на пол листья, которые собраны у них в руках в виде букетов. Один учащийся, стоящий по центру сцены, начинает читать стихи под это же музыкальное сопровождение. Его выступление продолжают другие учащиеся, стоящие на сцене.

1-й Учащийся

Листочки в вальсе кружатся,

У школы листопад.

2-й Учащийся

Сверкает солнце в лужицах,

Улыбки у ребят.

3-й Учащийся

Поздравляет вся Земля

В этот день осенний:

4-й Учащийся

«С праздником, учителя,
Счастья Вам, веселья!»

5-й Учащийся

Спасибо Вам за все труды,

3-й Учащийся

За то, что рядом всегда Вы.

Под музыкальное сопровождение песни на сцену выходят учащиеся, составляющие хор шестиклассников .

Песня из к/ф «Карнавальная ночь» на мотив песни «Улыбка»

1-й Учащийся

В школе нашей мы весело живем.

2-й Учащийся

Правила учим, песни поем.

3-й Учащийся

Знает точно каждый ученик

Что без школы мир тускнеет вмиг.

Из первого ряда хора в зал спускаются трое мальчиков. Разыгрывается сценка «Веселый репортаж». Сцена закрывается. Участники хора уходят за кулисы.

Копцов. Внимание! Внимание!

Рассохин. Я, Рассохин Крилл,

Копцов. И я, Копцов Игорь,

ОБА: Ведем веселый репортаж!

Копцов. Наш микрофон установлен на площадке третьего этажа.

Рассохин. До конца перемены осталось пять минут.

Копцов. В коридоре у окна мы видим Суркова Влада и Александрова Артема.

Рассохин. Оба они в хорошей форме! Внезапно Артем дает подзатыльник Владу. Влад отвечает серией легких ударов.

Копцов. К ним присоединяются еще трое ребят.

Рассохин. В результате этого «пятиборья» Влад и Артем теряют свою форму!

Копцов. У Влада оторван рукав и отлетает одна пуговица.

Рассохин. У Артема стоит под глазом огромный синяк величиной с куриное яйцо.

Копцов. Соревнования продолжаются. Скоростной спуск по перилам лестницы совершает Лужин Олег.

Рассохин. Один из приемов борьбы самбо, а именно «болевой прием», провел Станкунов Денис: он дернул за волосы Афанасьеву Женю.

Копцов. Позор Денису! Они в разных весовых категориях! Но вот прозвенел звонок. (Звонок на урок)

Рассохин. У входа в кабинет биологии начинается соревнование по «легкой атлетике». Особенно отличается Рома Гиоргадзе. Он применяем жим, рывок и…врывается в класс первым. Ура!

Копцов. Ай-ай-ай! Победа была так близка! Но, увы, Роман опоздал. Под партами первого ряда уже лежат Листьев и Леушин, заготавливающие шпаргалку для контрольной работы. (Листьев и Леушин ползут по полу, подбирая разбросанные листья)

Рассохин. До начала урока остается совсем немного.

Копцов. Алеша Ларин и Петя Милич на последних секундах заканчивают упражнение…заданное на дом.

Рассохин. Для участников этих неспортивных игр приготовлены всевозможные сюрпризы,

Копцов. Начиная от двойки по поведению и кончая очередным вызовом родителей в школу.

Рассохин. На этом наш репортаж заканчивается.

Копцов. Напоминаем, что вели репортаж нештатные корреспонденты из 6-А

Рассохин. Рассохин Кирилл и

Копцов. Копцов Игорь

ОБА: Спасибо за внимание!

Лужин. А теперь посмотрите материалы, снятые скрытой камерой!

В зал выходят все учащиеся, принимающие участие в сценках «Скрытая камера»

Биология.

На урок биологии всем известный по школьным анекдотам мальчик Вовочка пришел с бо-ольшим опозданием. Юлия Николаевна очень удивилась:

Что случилось, Вовочка?

На меня напал вооруженный бандит!

Боже! И что же он у тебя отнял?

Домашнее задание (плачет).

Перемена.

А это было во время перемены.

Дети, кто разбил окно?

Молчание.

Дети, кто разбил окно?

Молчание.

Я в последний раз спрашиваю, кто разбил окно?

Да ладно, Лидия Олеговна, чего там… Спрашивайте уж и в четвертый раз.

Классный руководитель вручает огромную записку: Срочно вызываю в школу родителей!

Дома.

Вовочка пошел домой (на сцену, на которой уже стоят стол и стул. Отец читает газету. За газетой не видно его лица). Ой, что будет?

Папа, в школе сегодня родительское собрание, но только для самого узкого круга.

Для самого узкого круга? (Отец опускает газету. Видны его очки). Как это понять?

Будут только учитель и ты.

Отец встает из-за стола, снимает ремень. Вовочка убегает. Сцена закрывается.

У завуча.

Татьяна Сергеевна решила поговорить с Вовочкой по душам:

Вовочка, вот с математикой у тебя плохо, с русским тоже, с английским – еще хуже… У тебя вообще есть любимый предмет?

Ага!

Какой?

Компьютер!

Опять дома.

Семестр подходит к концу, и мама спрашивает Вовочку:

Сынок, ты когда, наконец, исправишь свои отметки по географии?

Мам, я каждый день стараюсь. Но Галина Петровна, как назло, ни на минуту не оставляет журнал без присмотра.

На каникулах.

Во время каникул Нина Григорьевна позвала Вовочку:

Нужно покрасить окна на втором этаже. Сделай это, пожалуйста, побыстрее.

Через два часа Вовочка спрашивает:

Нина Григорьевна, а рамы тоже красить?

Что?

У директора.

В кабинете Жанны Григорьевны:

Ирочка, напечатай, пожалуйста, объявление:

«Пропал шестиклассник Вовочка.

Особые приметы: уши оттопыренные, руки не мыты, брюки не глажены, в портфеле – ни одного учебника.

Сбежал с уроков в неизвестном направлении. Нашедших просим не беспокоиться, к нам его не приводить.»

1-й Учащийся

Не так уж просто быть учителем,

2-й Учащийся

Мы это поняли давно.

3-й Учащийся

Об этом говорят родители,

4-й Учащийся

Об этом книжки и кино.

5-й Учащийся

Вы для всех несете факел знаний,

Тот, что не погаснет никогда.

1-й Учащийся

Пусть же ваши сбудутся желанья,

2-й Учащийся

Пусть ваш дом не навестит беда!

3-й Учащийся

От души мы поздравляем

4-й Учащийся

Наших всех учителей

5-й Учащийся

И здоровья всем желаем

ХОРОМ: От проказников детей!

В зал бросают шарики. Уходят.


Майдурова О.Ф. Работа над телевизионным репортажем. СПб., 2004.

РАБОТА НАД ТЕЛЕВИЗИОННЫМ РЕПОРТАЖЕМ

ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЕПОРТАЖА

В событийном репортаже информационным поводом является сам факт события , о котором рассказывает сюжет. Любой событийный репортаж можно отнести к одной из двух групп: либо он ситуативный , рассказывающий о событии незапланированном, неожиданном – часто на уровне ЧП (диапазон тут самый широкий – от стихийного бедствия до отставки президента), либо репортаж является запланированным , так как о грядущем событии известно заранее.

Несколько лет назад продолжительность событийного репортажа почти во всех европейских странах составляла 90 секунд. Сегодня многие каналы стараются придерживаться именно этого стандарта. Однако в перспективе технологии монтажа, вероятно, будут способствовать развитию так называемого «модульного репортажа», когда хронометраж сюжета об одном и том же событии в выпусках новостей в течение дня будет варьироваться.

Репортаж часто называют жанром синтетическим , поскольку в него органично входят составляющие других информационных жанров – например, видеоинформации (закадровые тексты) или интервью («синхроны» в репортаже – фрагменты интервью).

Репортаж является жанром пограничным : различные его виды относятся, соответственно, к разным группам жанров. Если событийный репортаж входит в группу информационных жанров, то аналитический (или, как его еще называют, проблемный репортаж) можно отнести к группе жанров аналитических. Наиболее точным представляется все-таки определение «аналитический», а не проблемный, поскольку аналитический подход подразумевает не только обязательное наличие некой проблемы – скорее, это определяется тематикой материала. Здесь кроме сущностного признака любого репортажа – необходимости непосредственного присутствия журналиста на месте событий, сильнее ощутимо личностное восприятие этих событий автором материала – даже на уровне отбора фактов и деталей. Основная задача репортера в этом случае – говорить о причинах и последствиях, то есть о неочевидном, но важном, проводить аналогии, искать связь с другими событиями и явлениями.

Как правило, работа над аналитическим сюжетом требует больше времени, чем подготовка событийного репортажа и для его выхода в эфир требуется информационный повод. Хронометраж аналитического репортажа в программе порой достигает 3-3,5 минут.

Репортаж оказался наиболее подвержен явлению, которое иногда именуют «диффузией жанров», когда один жанр перенимает некоторые особенности другого. Например, такой относительно новый вид телерепортажа как специальный, возникнув в формате информационных программ, сначала отличался от обычного аналитического репортажа только большим хронометражем (до 5-6 минут) и особым местом, которое отводилось ему в верстке выпуска новостей – как правило, специальный репортаж – «гвоздь» программы.

Со временем, выйдя за рамки информационной программы и переняв ряд особенностей таких жанров художественной публицистики, как зарисовка и очерк (в частности, в использовании выразительных средств) он занял свое место в современном телеэфире в формате самостоятельных цикловых авторских программ: «Специальный репортаж» (5 канал), «Специальный корреспондент» (Россия), «Профессия – репортер» (НТВ) и др. Специальный репортаж сегодня имеет хронометраж, свойственный, скорее очерковому материалу или документальному фильму – от 10 до 40 минут.

КОМПОНЕНТЫ ТЕЛЕРЕПОРТАЖА

Любой телевизионный репортаж – это история, рассказанная выразительными средствами телевидения, которых всего три: ви­деоизображение, звук и монтаж. Каждая такая история, независимо от ее хронометража в эфире, должна выглядеть как законченный телевизионный сюжет, имеющий свою композицию и драматургию.

Прежде чем приступить к монтажу, журналист выстраивает сценарий сюжета из имеющегося у него исходного материала, учитывая все компоненты, которые могут быть задействованы в репортаже согласно его авторскому замыслу.

На первой схеме указано минимальное количество компонентов, необходимое для сценария самого обычного событийного репортажа. Вторая схема включает в себя почти максимальное количество компонентов, из которых может состоять телевизионный сюжет.

Постановочные съемки

Стоит выделить несколько слагаемых репортажа, которые создает непосредственно сам журналист: закадровый текст и стенд-ап (и то, и другое – авторский текст), а также синхрон (фрагмент интервью) – тут репортер, разумеется, выступает в роли интервьюера.

Термин «закадровый текст» не нуждается в толковании, но, что касается понятий «стэнд-ап» и «синхрон», здесь надо внести некоторую ясность относительно значения и употребления этих слов журналистами в процессе современного телевизионного производства.

Слово «синхрон» в профессиональный журналистский слэнг пришло из кинопроизводства, где в процессе работы над отснятым материалом необходимо синхронизировать кинопленку с пленкой, на которую записан звук. На телевидении «синхронами» называют фрагменты интервью, используемые в сюжетах. Чаще всего это ответы интервьюируемых – вопросы журналистов обычно убирают при монтаже.

Англоязычный термин «stand-up» уже давно вошел в обиход тележурналистов – гораздо удобнее произнести «стэнд-ап», чем «журналист на месте события, произносящий текст в кадре».

ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ В СЦЕНАРИИ РЕПОРТАЖА

Процесс написания текста – это процесс сокращения текста.

«Теленовости: секреты журналистского мастерства», И. Фэнг

Связь изображения и слова на телеэкране довольно сложна. Если видеоряд грамотно и обдуманно снят и смонтирован, то он часто оказывается куда более выразительным, чем текст. В подобных случаях соотношение слова и изображения на телеэкране – в пользу последнего. Опытный журналист всегда пишет закадровый текст ориентируясь на «ключевые», наиболее удачно отснятые кадры, которые он использует в своем сюжете и которые сами по себе не требуют лишних пояснений. Одна из самых распространенных ошибок начинающих тележурналистов – невнимательный просмотр отснятого (исходного) видеоматериала и неспособность выделить кадры, наиболее выигрышные для сюжета. В результате, особенно учитывая сложившуюся практику монтажа (когда видеомонтаж осуществляется уже после записи фонограммы закадрового текста) получается довольно скучный, бессвязный видеоряд, демонстрирующий попытки журналиста «подогнать» отснятые кадры под написанный им текст. Иногда в таких сюжетах текст и изображение кажутся совершенно не связанными между собой.

Другая крайность, в которую порой впадают неопытные журналисты– дублирование видеоряда текстом. Описательная функция слова, имеющая большое значение на радио, в телевизионном сюжете близка к нулю. Закадровый текст должен дополнять, обогащать видеоряд, содержать информацию, которая известна журналисту и не может быть донесена посредством «картинки».

Поскольку основным, наиболее распространенным жанром информационной тележурналистики сегодня является событийный репортаж, все приведенные далее рекомендации представляются актуальными для работы над текстовыми сценариями репортажей.

1.Телевизионный текст изначально менее информативен, чем печатный. Не нужно «перегружать» его информацией – в тексте должна присутствовать только информация, относящаяся к основному событию.

2.Первое предложение текста сценария играет важную роль – роль «лида» (развернутого заголовка) для печатного материала, если сравнивать телерепортаж с репортажем в газете. Первое предложение должно привлечь внимание зрителей. Ни в коем случае нельзя начинать репортаж с общих фраз, вроде: «Двадцать первый век – век компьютерных технологий» или со слов, вроде: «Как следовало ожидать...», «Удивительным образом...» и т.п.

Хорошо, если первая фраза содержит некоторый элемент интриги , например: «Исход парламентской борьбы не мог предположить никто». Всегда вызывает интерес какая-нибудь упомянутая автором деталь , например: «Букет полевых цветов появился у неприметной мемориальной доски ранним утром».

Зачастую функцию лида выполняет «подводка» ведущего информационной программы (анонс сюжета). Желательно, чтобы сам репортер подготовил текст анонса. Это поможет избежать смысловых и лексических повторов – в «подводке» и в первых фразах видеосюжета.

3.Чем короче фрагменты закадрового текста, тем меньше должно быть в них лексических повторов. Если возникают затруднения, стоит заглянуть в словарь синонимов.

4.Ни одно предложение не должно быть лишним: каждое предложение в телевизионном тексте либо содержит необходимую информацию, либо является логической связкой между смысловым частями сценария и продвигает повествование вперед.

5.Текст, написанный для телевидения должен быть удобен как для устного произнесения, так и для восприятия на слух заложенной в нем информации. Следует избегать сложных конструкций – длинных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, нагромождения причастных и деепричастных оборотов. Например, вместо: «В поселке Колганово, что находится в Лужском районе, состоялись соревнования спортсменов-конников, проходящие здесь каждую осень», правильнее сказать: «В поселке Колганово Лужского района области прошли ежегодные осенние соревнования спортсменов-конников».

6.Порядок слов в предложениях желателен прямой, инверсию лучше не использовать.

7.Необходимо соблюдать последовательность в выборе временных форм глаголов. Стоит помнить, что настоящее время создает у телезрителей чувство присутствия на месте происходящего и придает сюжету актуальность.

8.Активный залог глаголов более эффективен, чем пассивный. Например, вместо: «Было решено, что новая взлетно-посадочная полоса международного аэропорта «Пулково-2» откроется в 2003 году», лучше сказать: «Международный аэропорт «Пулково-2» откроет новую взлетно-посадочную полосу в 2003 году». Некоторые глаголы, например «поступить» и «унести» зачастую напрасно используют для передачи пассивности: «От губернатора поступило требование...» (вместо: «Губернатор потребовал...»), или: «Землетрясение унесло 100 человеческих жизней» (вместо: «При землетрясении погибли...»).

Пассивная конструкция уместна, если она позволяет начать с самого важного момента в репортаже, например: «Только одного из пяти матросов маленького танкера удалось спасти в среду вечером...»

9.Следует избегать вводных слов и словосочетаний, вроде: «Общеизвестно, что...», «Не приходится сомневаться, что...» «Следует отметить также...». Они замедляют темп повествования в сюжете.

10. Язык информационного телевизионного текста должен быть простым как по синтаксису, так и по лексике – предпочтительна лексика нейтральная. Информация лучше воспринимается и запоминается, когда в эфире звучат слова, понятные любому телезрителю. Ни в коем случае не стоит употреблять таких слов, как «экзистенциальность», «трансцендентальность», «брутальность» и прочие малопонятные среднестатистическому зрителю слова. Не стоит также использовать в тексте пусть и всем понятные, но труднопроизносимые слова.

Предпочтительно использование общеупотребительных слов – по принципу «пишем, как говорим», например: посылать, а не отправлять; покупать, а не приобретать; участвовать, а не принимать участие; стараться, а не предпринимать попытку; арестовать, а не взять под арест; показать, а не продемонстрировать, и т. д.

11.Если не представляется возможным избежать употребления специальных терминов (научных, технических и т. д.), то необходимо пояснить их значение.

12.Несмотря на то, что современный телеэфир засорен словесными «шедеврами», вроде: «творить беспредел», «разрулить ситуацию», «устроить разборку» и т. п., уважающий себя и зрителя автор всегда помнит, что жаргонизмам не место в журналистском тексте.

14.Информационному тексту противопоказаны эмоции. Это требование вдвойне справедливо по отношению к телевизионному тексту – ведь на телевидении основным средством эмоционального воздействия на зрителя является изображение. Закадровый текст, сопровождающий видеоряд не должен содержать сильных эпитетов, гипербол и метафор. Неуместны риторические вопросы и восклицания. Чтобы проверить уместность того или иного прилагательного или наречия, надо представить, как предложение будет выглядеть без него.

15.Разнообразные местоимения (указательные – «этот», «эта», «эти»; личные – «он», «она»; притяжательные – «его», «ее», «их», и т. д.) – это хороший способ привязать закадровый текст к видеоряду, если они относятся к вещам, которые зритель одновременно видит на экране.

16.В закадровый текст нежелательно включать длинные цитаты. Произносимую вслух цитату нельзя сокращать, если она одновременно не продублирована видеокадром, где приводится текст цитаты и удаленные места обозначены многоточием.

17.Текст не должен быть перегружен цифрами – обилие цифр плохо воспринимается на слух и не запоминается. Желательно называть только самые важные цифры. Не стоит произносить дословно сложные цифры – лучше их округлить. Например, вместо: «Бюджет предусматривает выделение 480 миллионов 700 тысяч рублей на социальные нужды, сказать: «...почти 500 миллионов рублей.»

Для удобства прочтения текста лучше всего написать цифры, обозначающие крупные величины в словесной форме – легче прочитать «для победы на выборах ему не хватило тысячи ста тридцати трех голосов» намного проще, чем «...ему не хватило 1133 голосов».

18. Лучше не использовать в материале малопонятные аббревиатуры: ЕЭС, ФКС, МСЭ, СПУ и т. п. Если без этого не обойтись, надо расшифровать их значение. Не стоит забывать и о том, что уловить на слух разницу ЕС и ЕЭС практически невозможно.

19. В тексте, предназначенном для устного произнесения «не работают» кавычки и многоточия.

20.Нельзя заканчивать сюжет предложениями, в которых звучат фразы, вроде: «Хочется верить, что...», «Хочется надеяться, что...», «Время покажет...» и прочие неуместные штампы и банальности.

21.Словарь ударений – настольная книга тележурналиста. При малейших сомнениях лучше лишний раз заглянуть в словарь, чем дать зрителям и коллегам законный повод для критики.


Похожая информация.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»