Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи. Гжель - история промысла и фото Гжельская роспись кратко

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
ГЖЕЛЬ. История промысла

Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам никому не удается.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Предметы кухонной утвари - кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава - основные мотивы гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами - новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.

Елена Улимова

Фарфоровые чайники,подсвечники,часы,

Животные и птицы невиданной красы

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее названье -Гжель .

Гордятся в Гжели жители небесной синевой

Не встретите на свете вы красоты такой!

Голубизну небесную,что сердцу так мила,

Кисть мастера на глину легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

ЕЕ трава шелковая,ее цветы весенние

И мастерство волшебное достойно восхищения!

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай! «Если птицей взмыть над Гжелью ,увидишь : на суходолах светлыми борами встали сосны, в низинах чащами растёт ель, в тёмную хвою весёлыми пятнами вкраплены берёзовые и осиновые островки, а в лесах, как плешины в густом меху, - поля.


Если кротом порыться в земле,узнаешь : земли гжельские тощи , для хлебопашества малопригодны - песок да глина. И хотя сеют крестьяне рожь, овёс, гречиху и просо, но скудные собирают урожаи. Хорошо во Гжели только картошка родится, крупная и рассыпчатая.

И захожий человек удивится, послушав как хвалят гжельцы свою родину и называют её матушкой. Бывает,не выдерживает захожий :

Что вы хвалитесь? Какая ваша Гжель матушка ? Бывал я в чернозёмной стороне, вот там.

Но гжельцы замахают на чужака руками,договорить не дадут - все в один голос :

О чём не знаешь, помалкивай. Не землёй мы кормимся, а глиной.

И замолчит чужак, и невдомёк ему : как это люди глиной кормятся?»

А. В. Перегудов «В те далекие годы»


Что такое Гжель .

Край фарфорового чуда,

А кругом него – леса…

Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки , расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова «жгель» , т. е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров. Интересно, что население здесь в основном старообрядческое. В некоторых сёлах даже сохранились старинные старообрядческие церкви. Помните Боярыню Морозову на картине Сурикова, её двуперстное крестное знамение. Так до сих пор и крестятся старообрядцы, в т. ч. и в (о) Гжели . Старообрядцы там живут и до сих пор.


Церкви невероятно красивые, такой архитектурный стиль специалистами почему-то называется «византийским» . Они строгие и лаконичные, но очень русские. По дороге проезжали мимо сине-белого чуда - часовни отделанной гжельскими изразцами . Такое я увидела в первый раз.

Гжель – название народного «сине-белого » промысла, керамический центр России. Под «крышей» Гжели находятся , кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни (перечисляю по ходу движения) : Трошкво, поворот направо - Глебово и Фенино; Речцы, снова направо - Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево, Меткомелино; налево - Володино, Жирово, Игнатьево, Карпово, Кузяево, Коломино – вообще всего их около 30. Интересно,что правильно говорить : поехать не «в Гжель » , а «во Гжель » .

Гжельская волость в к . 18в.в одной из ревизских сказок описывалась так : «Земля песчаная, хлеб посредственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…»

Своё понимание Гжели могу также выразить в трёх словах – это глина, мастера и особая техника росписи.


История промысла.

Начиналось всё с глины.Сама природа одарила эту местность : здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на его поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно! Издревле жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т. е. все от мала до велика в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Тяжёлое это дело и грязное. Копали ямами или "дудками". Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями, либо позднее артели. Всем хотелось напасть на «жилу» . Глина залегает прослойками, между глиняными пластами находятся слои песка, которые достигают «несколько сажен толщины» . Различают несколько сортов глины. Первый слой это глина простая красная - «ширёвка» ; далее «пушнина» - жёлтая, средняя по качеству; а в самом низу лучшая тонкая белая глина – «мыловка» , которая используется для изготовления фарфора и фаянса.


Да поди ж ты докопайся лопатой до хорошей глины. «Пушнины» накопали и то дело. Домой приташшыли, в сарай положили. Там же, стоя на коленях, разувлажнили водичкой, тщательно перемяли, перебили руками. Далее завертел мастер гончарный круг,положил шматочек глины и чего-только из-под умелых рук не выходит : молочные крынки, тарелки, миски, медовницы, квасники и кумганы - кувшины похожие на птицу, с выгнутым носиком, ручкой-хвостом.


Когда мастер свою работу заканчивал, звал сыновей-подмастерьев и дочек-писарих. Мальчишки помогали облить лепнину блестучей глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг или «жгель» в большой горн-печку – технология! - а раньше ведь деды горшок в жирных щах вываривали для глянцу. Понятное дело, что окромя хозяйственной утвари лепил папанька-гончар детишкам на забаву ещё и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Так создавались семейные династии «точильщиков» , «писарих» , а самые деловые мечту осуществляли заветную крестьянскую - «ф-а-абрику» открывали.


Промысел очень древний. Археологи накопали в этой местности черепков и удивились – мало того, что краски не поблёкли, так мастерицы изображали ещё не просто условную травку, а луговую овсяницу или полевицу, не просто листики, а листья папоротника, не просто завитки-усики с ягодками, а - «поразительное» открытие, сделанное археологами - «данное изображение имеет сходство с земляникой» . Ну, надо же, а мы думали, что древние русичи лаптем щи хлебали.

В 17в. вышел Аптекарский указ царя Алексея Михайловича Тишайшего, чтобы «тае глины дела никуда не давать, а держать тае глину на аптекарские дела и впредь тае глину изо Гжельской волости имать и возить тое же волости крестьянами кака та глина в аптекарский приказ надобна будет». Гжельские крестьяне по этой причине никогда не были крепостными – ведь вся Гжель вместе с крестьянами была закреплена за Аптекарским приказом специально в целях изготовления посуды. Царская грамотка!


В 18в. Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и изучал гжельские глины ,писал : «Едва ли есть самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственницей называют. Какова у нас гжельская , которой ни где не видел я белизною превосходнее».Так и повелось : при Петре I тут «приискивали» глину для кирпича, а при его дочери императрице Елизавете – для первого в России фарфорового завода. Однокашник великого Михайлы, учёный-химик Дмитрий Виноградов «умыл» немцев с их мейсеновским фарфором - разгадал таки «китайский» секрет фарфора и привёз из Гжели глину , из которой были впервые изготовлены русские фарфоровые изделия.

Ну а что крестьяне? В 19в. одиночек становится всё меньше и меньше, всё больше артелями работают или поднакопили на свои собственные крошечные фабрики. Гжель цвела и пахла ! По переписи 1871 года в 16 деревнях Гжели было : 11 лавок, 15 питейных домов, 11 харчевен, 5 постоялых дворов и 88 производственных заведений. Гжельские крестьянские семейства выходили «в люди» ! Жизнь кипела!

Гжельская роспись считается подглазурной, т. е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй окончательный обжиг при t -1350. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.

«Бельё» - это фарфоровая форма без росписи.

«Крытьё» - это сама синяя роспись по белому фону.

Гжельская роспись делится на три вида. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. Это растительная роспись.

Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели, «капельки» , «жемчужинки» , «усики» . С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор» . Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или звезды, круга на дне тарелки.

Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т. п.Это персонажи из русских сказок : Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т. п.


Синеглазая посуда –

Вазы, чайники и блюда –

Ярко светится оттуда,

Как родные небеса.

Гжельская роза . «Азбука мазков» .

Изначально, ещё в стародавние времена Гжель была разноцветной , посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные. Гжель ведь никогда не была предметом роскоши. Гжельские кувшины для браги и молока, квасники, кумганы-птицы, миски для похлёбки предназначались для простого трудового люда и трактиров. Поэтому и палитра из трёх основных красок радуги идеально вписывалась в натюрморт крестьянского стола : каравай только что из печки вытащенного хлеба, крынка с тёплым только что из-под коровы молоком, деревянные ложки и радующие естественной красотой красок узоры на мисках и кружках. В нач. 20в. эти миленькие цветочки никак не совпадали с геометрией революционных красных стягов и пятиконечных звёзд. Да и «раскулаченному» потребителю какая разница из чего хлебать тюрю в сибирской тайге.

Поэтому старинные деревенские трёхцветные букетики сменила синяя гжельская роза .

Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Кобальт – краска модная в городе, но гжельские мастера , не стесняясь новой синей моды , для себя до сих пор делают посуду разноцветной. Это понятно. Деревенский букетик так и тянет понюхать, а синяя роза держит дистанцию. Барышня!

К слову про цветные краски, которыми расписывают «древнерусскую» гжель - майолику – это зелёная (соли меди, желтая (соли сурьмы, вишнёвая (соли марганца) . Синяя понятно – соли кобальта. Основа всему – белая эмаль. Это гжельская «пятицветка» .

У гжельцев есть свои секреты , как, скажем розу, сделать именно гжельской розой .

Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели .

* Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба ».

** Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми» . Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета .

*** «Мазок с тенями» . Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т. е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!

Представим, что мы гжельские художники . Давайте нарисуем розу.


ужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски , т. е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Получилось? Да мы почти профессионалы! Хотя, чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около ~5 лет.

В Гжели создали ступенчатую систему обучения. Будущие кадры ещё сидят в песочницах в детском саду, а ими уже занимаются – учат малышей лепить и раскладывать кисточкой гжельскую розочку ;


школе с художественным уклоном проходят практику на производстве; а наиболее одарённые поступают в Гжельский институт или колледж и совершенствуются на курсах аспиранта в Москве.

Ещё одна гжельская тайна : стилистика росписи очень похожа, или можно сказать практически совпадает с узорочными вставками в старообрядческих рукописных богослужебных книгах.

* Н. И. Бессарабова

*** А. Б. Салтыков «Азбука мазков»

Елена Бушуева
Картотека легенд, сказок, стихов о гжели

Легенда «Синее чудо Гжели » .

В одной деревушке с названием Гжель , которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь» . Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят

Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников . А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется «гжельской » . Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями,а то и сценки из жизни людей изобразят : чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз, и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Делают в Гжели не только посуду , но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина . Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет,она уж на ногах : печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» - говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки, и колокольчики!»

Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать , ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка,но так и не успела закончить свою работу : ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку : «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить. Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные , ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело!Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал : разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись.

И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную , радовалась несказанно , а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель » . Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят , что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет » .

Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель , полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она . И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.

Стихотворения о Гжели .

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

Здесь рисуют девицы

Белые картинки ,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель !

П. Синявский.

Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках

Синие зори и синие птицы –

С этой красою ничто не сравнится

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтобы блестели анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться!

П. Синявский.

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул.

Взамен холста взял белизну

Просторов наших русских

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званьем – Гжель !

Сколько сказочных мест у России ,

Городов у России не счесть,

Может, где–то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем есть!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах –

На весь мир молва идёт!

* * * Гжель .

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты ,

И лёгким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой ,

Зимы, предвидя приближение.

Ну а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнём камин,

В котором, жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым.

Светлана Ледкова.

* * * Гжель .

Незатейливый узор из оттенков краски,

Глина белая, фарфор – атрибуты сказки !

Словно детская рука на кусочках глины

Рисовала в три мазка синие картины .

Чашек круглые бока расписав в колечки,

В лепестки и облака – изразцы для печки,

Голубые кружева, кобальтовый иней,

Будто вьюга намела завитушки линий.

Налепила для игры синие фигурки,

Для забавы детворы зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.

На Руси живёт века промысел старинный.

Поколенья мастеров бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

Далеко до лета, за окном метель,

Но не пугает это жителей посёлка Гжель .

Любы им просторы, укрытые в снега,

Да бескрайность неба цвета василька.

Мастера-умельцы делают посуду :

Чашки и тарелки – настоящим чудом!

На фарфоре белом, как среди снегов

Распустились синие облака цветов.

Словно белый иней их припорошил,

От морозов лютых спрятать поспешил.

Голубая роза расцвела зимой!

Вместе с чашкой розу принесу домой.

В жаркий летний полдень чашку я возьму -

Непременно в зиму сразу попаду!

Почувствую прохладу заснеженных равнин,

Да увижу неба чарующую синь,

И услышу снова, как поёт метель

Вот какое чудо мне подарит Гжель !

Поверить трудно : неужели,

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

Чудо с синими цветками,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка,

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели ?

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка -

Глазам загляденье,

Словно, весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская, звонкая Гжель !

За столом сидели бабушка и дед,

Пили чай из Гжели часто , много лет.

Чайник, чашки, кружки согревали нас,

Милые зверушки радовали глаз.

Но пришёл с подружкой внук к себе домой.

Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой…

Может, и дичают где-то там вдали,

Только в Гжель он чаю для неё налил.

Сколько б ни летели миллионы дней,

Мы без нашей Гжели , словно без корней.

Белизны и сини нежные цветы,

Это всё Россия – мама, папа, ты!

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе её названье – Гжель !

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая :

Её трава шелковая, её цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой.

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла.

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит .

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки растут

Умельцы в той деревне живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят.

П. Синявский.

Есть в Подмосковье такое местечко :

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая ,

Незабудковая Гжель !

Что может быть прекрасней Гжели ?

Её фарфоровых изделий

И чайников, и самоваров, кружек,

И блюд, забавнейших игрушек?

Лепных побелок расписных

Горшочков, чашечек чудных?

Своими мы руками

Готовили их сами!

Н. Кутузова.

Кто придумал это слово,

Это слово немудрено?

Жгелью раньше Гжель звалась ,

Была пёстрой, а сейчас -

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцветут на белой глине

Синие цветочки.

В. Горичева.

В нашей мастерской чистота, уют, покой.

В печке обжигаются, на весь мир прославятся

Гжельские поделки : кошки, мышки, белки…

Под кисточкой волшебной мастериц

Оживают стайки разноцветных птиц.

Машут лепестками волшебные цветы.

Гжельские картины чудесной красоты !

Н. Кутузова.

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель .

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится!

Чудо на фарфоре – синяя купель.

Это называется просто роспись…Гжель .

МКОУ РАООП

« Старогородковская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат имени Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»

Конспект

коррекционно-развивающего занятия

Направление:

нравственно-патриотическое

Тема: «Знакомство

с гжельским промыслом»

Воспитатель: Мерзликина Т.В

Тема: «Знакомство с гжельским промыслом»

Цель: Приобщение детей истокам народно прикладного искусства. Познакомить с историей промысла, особенностями гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма.

Задачи:

Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к русским традициям. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам своего дела.

Прививать интерес к рисованию. Воспитывать желание украшать предметы быта гжельской росписью.

Образовательные задачи : Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению; Учить выделять традиционные особенности росписи : белый фон и сине-голубой рисунок.

Развивающие задачи:

Развивать у детей интерес к народному промыслу декоративно-прикладному искусству. правильно накладывать краски, рисовать концом кисти и всем ворсом; Развивать художественный вкус, чувство цвета , умение передавать характерные сочетания цветов ; Развивать моторику рук

Предварительная работа: беседа, рисование, рассматривание изделий других народных промыслов (хохлома, гжель), слушание народных мелодий, чтение стихов о гжеле , рассматривание иллюстраций с гжельской росписью .

Материалы и оборудование

1. Посуда, раскрашенная гжельской росписью .

2. Образцы элементов гжельской росписи .

3. Трафареты посуды, вырезанные из бумаги и затонированные.

4. Акварельные краски.

5. Кисточки для рисования №2 и №3 .

6. Стаканчики для воды, салфетки.

Используемые педагогические технологии: коллективного творческого воспитания, игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, технология воспитания на основе системного подхода, здоровьесберегающая, технология современного и проектного обучения.

Методы:

1. Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение).

2. Наглядные методы (демонстрация, показ, действия и практические методы (показ способа действия, алгоритмарешения, практикум, упражнения)

3. Методы контроля и самоконтроля

4. Методы формирования личностных результатов (методы воспитания)

5. Практические методы (показ способа действия, алгоритма решения, практикум, упражнения, тренинг и др.)

Ход занятия

    Организационный момент

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! С самого утра у меня очень хорошее настроение, потому что я очень ждала встречи с вами. Приглашаю вас в круг радости. Давайте скажем :

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рада, вас видеть я!

Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. (дети находят в посылке предметы и называют роспись) Но мы с вами сегодня поговорим только об одном удивительном промысле. А, о каком, вы сейчас узнаете. Послушайте стихотворение :

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Воспитатель : Как зазывается эта посуда? Правильно, молодцы!

    Вводная часть

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, когда послушайте мой рассказ

    Основная часть

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от столицы Москвы стоит деревенька Гжель . Давным - давно жили там смелые да умелые мастера. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков.

Сами гжельцы любили говорить , что небо у нас в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Слайд 4-6

Украшали свои изделия бордюрами различными, Цветами и капельками, полосками и сеточками.

Этот прием рисования получил название «мазок на одну сторону» , «мазок с тенями» , живописный, или тональный мазок. Он бывает разной конфигурации.

С помощью мазка рисовали гжельские розы и волшебных птиц. Все гжельские узоры сами придумывали.

И вот собрались однажды гжельские мастера и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Один слепил чайники. Удивительные чайники получились, с резными ручками, вытянутыми носиками, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, и придумал свой чайник в виде паровозика. Дым из трубы ручкой служит, а свисток паровозика – носиком.

Третий мастер подивился красоте такой, но лепить чайники не стал. Услыхал он сказку про кита, да сделал маслёнку. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками.

Добрый молодец на коне скачет, а за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками. Глаза рыбы, точно роза.

Закипела работа у мастера. Разными маслёнками удивил он свой народ : масленка «Бычок» , «Заяц» , «Емеля на печи» , «Курочка ряба» .

Четвертый мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Гжельские мастера большие фантазёры. Одни чашки у них стройные и высокие,

другие похожи на маленький бочонок, а иные широкие, затейливые

Лепили гжельские мастера причудливые и самовары, а также затейливые фигурки людей из их жизни.

Это работница взбивает в ступе масло.

Здесь женщины застыли при чаепитии.

А это – девушка с коромыслом и вёдрами. Называется «По воду»

А здесь – целый ансамбль музыкантов.

Не забывали и про детей. Для них изготавливали разные игрушки : петух с пышным хвостом, мышка норушка, гордый конь, да кошка-задира.

Разные зверушки

Милые кошечки

Слоник-дом

Хрюшка

Чебурашка

Семейство сов

Осётр на блюде.

Подставка под телефон

Ёмкость под крупу

Люди используют гжельскую роспись при обустройстве интерьера.

Делают в Гжели и часы . Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так, и, кажется, сейчас прокукарекает : «спать пора!»

Галина Мутина

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе .

Тема : «Знакомство с историей гжельской росписи . Роспись чайника ».

Цель : Развивать эстетическое восприятие предметов народных промыслов, учить видеть их красоту; научить детей расписывать чайник по мотивам гжельской росписи .

Задачи :

- познакомить с гжельской росписью в сине-голубой гамме;

Учить детей рисовать гжельские узоры передавая характерные элементы росписи («бордюры» - волнистые линии с точками, «веточки» , «капельки» и др.);

Закреплять умение рисовать акварелью, учить рисовать концом кисти;

Учить приему размывания цвета;

Воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Материалы : презентация «Голубая сказка» , фоновая музыка «Гусли» , наглядный материал, изделия гжельских мастеров , листы для рисования с изображением чайника и контура гжельских узоров , акварель, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

Ребята к вам в гости пришел поросенок. Рассмотрите его, какой он необычный весь в красивых узорах. Из чего он сделан? (дети предполагают (глина, керамика, после дать потрогать) .Назовите какими цветами он раскрашен? (белый фон, синий, голубой) . какие узоры? (цветы) Ребята это не обычный поросенок этого поросенка сделали гжельские мастера .

2. Знакомство с историей гжели , гжельской росписи .

(дети садятся на коврики перед проектором) Просмотр презентации «Голубая сказка» . Вы посмотрели презентацию. О каком народном промысле вы узнали? (ответы детей)

Недалеко от Москвы на берегу реки Гжелки находится знаменитое своими мастерами село Гжель . Местность, в которой производили керамику, тоже называли Гжелью . Керамическую посуду обжигали, жгли в печах. То, что получалось, называли «жгель» или «гжель » .

Сине –голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится.

Чудо на фарфоре-синяя купель.

Это называется просто роспись гжель .

Посмотрите, ребята, какие изделия расписывают гжельские мастера . (просмотр наглядного материала – изделия гжельских мастеров )

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель » - так ласково называли люди на Руси изделия из керамики : игрушки, посуду, сувениры.

Спустя некоторое время в Гжели стали производить тонкую фарфоровую посуду, а для ее росписи выбрали синий кобальт. Золотые обводки дополняли роспись . Это стало выделять гжель среди других промыслов.

Давайте вспомним. Как произошло слово «гжель » ? Какие цвета используют для создания гжели ? (ответы детей)

Физкультурная минутка (изобразить)

Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,

Синими цветочками, нежными виточками.

На белом фарфоре, как на заснеженном поле.

Из под белого снежочка растут синие цветочки.

Неужели, неужели вы не слышали о Гжели .

Ребята,отгадайте загадку :

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится -

Пригласит чайку напиться.

(ответы детей) Молодцы, правильно, чайник .

Ребята поросенок узнал, что вы очень любите рисовать, и он вам принес раскраски гжельского чайника . А еще наш поросенок волшебник он знает заклинание, которое превратит вас в гжельских подмастерьев .

Если мы глаза закроем мы волшебный мир откроем.

Раз, два, три, четыре, пять вы художники опять.

(дети закрывают глаза. Воспитатель одевает фартук и берет художника) Теперь вы ученики, подмастерье, а я ваш гжельский мастер . Предлагаю вам научиться раскрашивать элементами гжельских узоров . (дети садятся за столы)

3. Показ элементов гжельской росписи .

Наиболее часто среди цветов гжельской росписи встречается роза , иногда её лепестки. А также такие элементы как завитки, спиральные завитки. Рисовать розу мы будем с вами приемом размывания цвета. Концом кисти обводим контур розы темно-синей краской. Затем чистой влажной кистью постепенно «размываем» цвет, в результате получается «объёмный» цветок сине-голубого цвета. (наглядный показ воспитателя с комментариями) .

Когда мы рисуем концом кисти какие получаются линии? (тонкие линии- ответы детей) . Этим способом вы будете рисовать спиральные завитки. Вот так (показ) .

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? (ответы детей) широкие полосы получаются, когда рисуют боковой стороной ворса (показ) .

Посмотрите, сейчас кисть прижимаю сильно, а теперь слабо. Что вы замечаете (ответы детей (если нажать сильнее на кисть, получается темный цвет. А если слабее, то светлый оттенок). А если мы прикладываем кисть плашмя получится мазок, а из них можно нарисовать цветы и листья.

4. Работа детей у доски. (один ребенок)

Ребята, кто хочет попробовать нарисовать элементы у доски.

5. Роспись чайника в стиле гжель . Продуктивная деятельность. И так теперь вы приступайте. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась я включу вам музыку «Гусли» .

6. Выставка детских работ.

Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочные красивые узоры и это при том что в росписи использовали всего один цвет –синий.

Какие элементы гжельских узоров вы узнали ? Понравилось ли вам наше занятие? А сейчас снова мы глаза закроем и подсматривать не будем, и опять в одно мгновенье станем мы опять детьми. Конец занятия.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»