Организация вспомогательных служб предприятия. Производственная структура предприятия

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Механический цех. Задача – поддержание обор-ия в рабочем состоянии, недопущение сбоев, аварий и т.п

Главная ф-ия отдела –паспортизация обор-ия, электр-го хоз-ва, зданий и сооружений транспортных средств. Пасп-ия обор-ия – это метод учета обор-ия, позволяющий установить его техн.уровень, рабочие и общие параметры состояния.

Основой деят-ти всех ремонтных работ явл-ся система планово-предупредительных ремонтов (система ППР).

Эта система представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий, направляемых на бесперебойную, качественную работу машин и механизмов при наименьших эксплутационных затратах.

Сист. ППР делится на 2 вида:

Техническое (межремонтное) обслуживание (ТО),

Ремонтные работы. (Обязательность ППР).

ТО также делится на 3 вида:

ТО1-обследование механизма (залить масло, подтянуть гайки и т.д.)

ТО2-замена быстроизнашивающихся деталей

ТО3-текущий ремонт

Сроки ТО регламентируются в паспортах обор-ия.

Средний ремонт-надо заменить более крупные детали.

Капитальный ремонт – машины выводятся из оборота и меняют практически все,могут модернизировать

Аварийные работы-внеплановые.

Трудоемкость и сложность ремонта оборудования опр-ся понятием категория ремонтосложности. За усл.единицу принята усл.машина, трудоемкость кап.ремонта которой равна: для мех.части-50чел.-час, для электр.- 12 чел.час

Сущ-ют ремонты: -централизованный - применяют на больших заводах, когда ремонт может быть осуществлен силами своего ремонтно-механического (электро-механического) цеха;

Децентрализованный- в каждом цехе есть бригада слесарей, кот.д.вып-ть ремонт.В каждом цехе д.б. набор машиностроительных станков.

Смешанный – часть ремонта делается в цехах, часть выводят на специализированные заводы.

Основные показатели работы отдела гл.механика: 1. время простоя обор-ия по вине гл.механика; 2. численность ремонтных работников и затраты труда этих ремонтников по отн-ию к остальным работникам предпр-ия.

Энергетическая работа предпр-я . Ф-ия – обеспечение предпр-ия всеми видами энергии (электр., тепловая, телевизоы и т.д. и т.п). 1.Номинальная мощность электродвигателя (д.б. учтен каждый двиг-ль) 2. коэф-т исп-ия этих мощностей cos φ = реакт.мощн/номинальн.мощность. Чем выше этот коэффициент, тем более экономично и рационально используется электроэнергия. 3. Показатель использования мощности во времени, коэффициент спроса Кс 4. Показатель электровооруженности: труда (отношение количества израсходованных кВт.ч электроэнергии к отработанному времени всеми работающими в чел.час). 5. Энерговооруженность труда, которая исчисляется отношением установленной мощности двигателей на всем предприятии к среднесписочной численности рабочих.

Электроэнергию предприятие получает от городских служб через трансформаторную подстанцию. Трансф-е станции м.нах-ся за границей завода-на балансе электросетей, за кусок кабеля от тран-ра до завода – отв-те вы, на территории завода – трнсф-р ст. на вашем балансе, кусок кабеля-на балансе сетей города.

Если неск-ко заводов от одной трансф-й станции, то отв-ть делится, если станция на терр-ии другого пр-ия, надо заплатить.

Эл.энергию м.получать ч/з кабельную линию,в/вольтную линию и т.д. Очень важно для гл.энергетика иметь четкий план кабелей.

Теплофикация. Подача тепла для 2х целей: - отопление, - тепловая обработка дерева, ж/б. Как правило городские сети, но у нек-х свои котельные. Экономия тепла энергии в приоритете. – поддержание теплотрасс в экономном рабочем состоянии; - конденсат, кот. обр-ся и в тепловых сист. И в камерах пропаривания. Если тепло от ТЭЦ, то конденсат д. возвращаться при опр-ой t. – сокращение расхода пара (3х часовая выдержка изделий)

6.обеспечение пр-ия сжатых воздухом; 7. обесп-ие газом (если есть котельная) подача газа происх-т ч/з подстанции-газораспределители. 8. обесп-е пр-ия водой и водоотведением. Воду получаем из городского водопровода.

Эти колодцы расп-ся за пределами предпр-ия.

Водопроводы подразд-ся на 3 вида: - хоз-но-питьбевой, - произв-но-технический, - ротивопожарный.. Они д.б. самостоятельными.

На некоторых заводах делают артезианские скважины, чтобы меньше зависеть от городского водопровода (платить меньше), исп-ть в аварийных ситуациях.

Недостатки артезианских скважин: - сложное соор-ие-водонапорная башня, - скважины имеют право заилеватся, их надо все время прокачивать, вода д. циркулировать; - скважина имеет высокую жесткость воды.

Водоотведение. Сист.канализации.

Канализация бывает 3х видов: -ливневая (от дождей, снега и т.д.) – произв-ая (от обор., проп.камер) – хоз.-фекальная. Эти виды смешивать нельзя! Произв-ая канал-ия требует механ-го отстоя. Хоз-фек-ая д.проходить биологические очистные соор-ия.

Транспортная служба предприятия . Весь транспорт делится на 4 категории по виду: рельсовый, безрельсовый, специальный и подъемно-транспортный. А по назначению -- на внешний, межцеховой, внутренний.

К рельсовому транспорту относятся Железнодорожные вагоны и платформы, цистерны и спецвагоны нормальной колеи в 1524 мм, а также вагонетки и тележки узкой колеи. К безрельсовому – автомобили, тракторы, прицепы. К специальному транспорту можно отнести трейлеры, самоходную строительную технику на пневмоходу. К подъемно-транспортному -- автопогрузчики, краны на гусеничном и пневмоходу..

Доставка изделий и конструкций от завода производится в основном автотранспортом. Существует несколько способов доставки:

1.Детали и конструкции доставляются на склад стройки. В этом случае транспорт быстро освобождается, его производительность повышается

2.Детали могут доставляться на площадку с последующим монтажом непосредственно с транспортного средства, «монтаж с колес». Характерно для «КПД». При этом уменьшается площадь складируемых изделий, зато увеличивается простой машин.

3.Детали доставляют способом «челнока», т.е. их загружают на прицепное средство. Машина-тягач вывозит этот прицеп, оставляет его на стройке и отправляется за следующим прицепом, который должен быть загружен на заводе за то время, что тягач был в пути. Этот способ уменьшает количество тягачей, но требует дополнительных прицепов, а также дополнительных площадей на стройке и на заводе.

Для перевозки грузов по железной дороге употребляют открытые платформы и полувагоны. Во всех случаях перевозки грузов следует обратить внимание на крепления грузов к подвижному составу. Для этого делают специальные и согласовывают его с представителем ж.д.

Ремонтно-строительная служба предприятия

за состоянием зданий в целом и отдельных элементов в частности необходимо ввести систематический контроль. И также следовать системе ППР. Наиболее часто встречающиеся работы на предприятиях это ремонт кровли, оконных и дверных проемов, фундаментов и стен зданий, ремонт дорог.

Недооценка роли вспомогательных служб привела к существенному разрыву в уровнях техники и организации основных и вспомогательных производств. Во вспомогательных цехах преобладает малоэффективные оборудование и технологии, отмечается низкий уровень механизации работ, имеются недостатки в нормировании и оплате труда.

Структура вспомогательных служб.

Для бесперебойного функционирования основного производства требуется его систематическое техническое обслуживание.

Система обслуживания – это комплекс постоянно действующих организационных регламентов на виды и объемы, периодичность и методы выполняемых вспомогательных работ по обеспечению рабочих мест всем необходимым для высокопроизводительного труда. В обслуживание рабочего места включают следующие функции :

1.Производственную подготовку, т.е. комплектование и выдачу на рабочие места предметов труда, производственное задание и техническую документацию, проведение производственного инструктажа.

2.Транспортную функцию – доставку предметов труда к рабочим местам, погрузо-разгрузочные работы, вывоз готовой продукции и удаление отходов производства;

3.Инструментальную ф-ю – обеспечение инструментом и приспособлениями, его заточка и ремонт;

4.Наладочную - наладки и подналадки оборудования;

5.Межремонтную – текущий и профилактический ремонт;

6.Контрольную - контроль сырья и продукции;

7.Складскую – складирование, хранение, учет и выдачу материалов и готовой продукции

8.Хозяйственно-бытовую – поддержание чистоты и порядка на рабочих местах и в цехе, санитарно-бытовое обслуживание.

Основными принципами организации форм обслуживания являются

Плановость, т.е. полная согласованность обслуживания с плановым ходом произв. процесса,

Предупредительность, т.е. упреждение перебоев в ходе производства,

Комплектность, т.е. обеспечение полного обслуживания по всем функциям

Своевременность, т.е. устранение неполадок в сжатые сроки,

Надежность, т.е. устойчивость наладки, высокое качество ремонта

Для обслуживания основных производственных процессов на предприятии создают вспомогательные цеха, к которым относятся:- механические цеха,- энергетическое хозяйство, - котельная,- ремонтно-строительный цех (участок), транспортный цех (участок).

Вспомогательные службы необходимы для обслуживания основного производства и обеспечения бесперебойного изготовления продукции. Важнейшими задачами вспомогательных служб являются Изготовление и ремонт оборудования и технологической оснастки, тары, спец. инструмента.

Обеспечение цеха энергией, ремонт энергетического, транспортного и механического оборудования, контрольно-измерительного инструмента, уход и надзор за ним.

Ремонт здания и хозяйственного инвентаря.

Приемка, хранение и выдача в цех сырья, материалов, полуфабрикатов

К вспомогательным службам относятся:

Служба механика.

Служба энергетика.

Бюро инструментального хозяйства (БИХ).

Административно-хозяйственный отдел (АХО).

Начальники служб подчиняются заместителю начальника цеха но подготовке производства и в свою очередь имеют в подчинении рабочих.

Служба механика :

Обеспечивают содержание в исправном состоянии всех видов механического оборудования и подъемно-транспортных средств путем проведения осмотров и ремонтов в установленные графиком сроки.

Контролируют правильную эксплуатацию оборудования, обеспечивают своевременный и качественный ремонт.

Организуют периодические осмотры оборудования и составления ■ графиков планово-предупредительных ремонтов, паспортов и другой документации на оборудование.

Организуют учет аварий, поломок оборудования, анализируют причины.

Осуществляют контроль за расходованием средств, отпущенных на ремонт, за составление заявок на получение необходимых средств и материалов для ремонта, запасных частей и деталей.

Предоставляют отчеты отделу главного механика завода о выполнении плана ремонта оборудования, а так же по другим разделам своей работы.

Служба энергетика :

Несет ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов, сосудов, работающих под давлением.

Обеспечивают исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов пара и горячей воды.

Обеспечивают исправное состояние дымовой трубы, дымоходов.

Организуют бесперебойную работу и правильную эксплуатацию газового и энергетического оборудования, коммуникаций.

Осуществляют контроль за соблюдением инструкций по эксплуатации, техническому уходу и надзору за газовым и энергетическим оборудованием, коммуникациями, своевременным планово-предупредительным ремонтом.

БИХ :

1. Своевременное и бесперебойное обеспечивают рабочие места всеми видами инструмента по установленным нормам и технологической оснасткой.

2. Организуют и осуществляют контроль за правильным и бережным использованием инструмента и приспособлений.

3. Обеспечивает своевременный профилактический ремонт приспособлен и инструмента и их заточку.

4. Обеспечивают соблюдение норм расхода инструмента.

5. Обеспечивают выполнение утвержденных инструментальным отделом квартальных, месячных планов.

6. Обеспечивает своевременное списание инструмента согласно установленному порядку.

7. Обеспечивают сторожащий учет поступающего и выданного из цеховой кладовой инструмента.

8. Обеспечивают своевременную подачу заявок в инструментальный отдел на необходимый цеху инструмент.

9. Обеспечивают своевременный проф.осмотр и ремонт технологических установок, приспособлений, инструмента, измерительных приборов, испытательных стендов.

10. Осуществляют контроль за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией технологических приспособлений, инструмента, газорежущей аппаратуры, измерительных и контрольных приборов.

11. Обеспечивают своевременное техническое освидетельствование испытательных установок и стендов и безопасную их эксплуатацию.

АХО :

1.Обеспечивают чистоту и порядок всех производственных и бытовых помещений, следит за правильной эксплуатацией и своевременным ремонтом зданий, а так же санитарно- бытовых помещений.

2. Обеспечивают содержание в чистоте территорий цеха нормальную работу бытовых помещений и уход за зелеными насаждениями.

3. Организуют оформление фасада зданий территорий цеха, принимает меры по обеспечению цеха оборудованием и механизмами (хоз. инвентарем, материалами, погрузочно-разгрузочными механизмами машинами для вывозки отходов).

4. Осуществляют соблюдение чистоты, наличие питьевой воды, своевременной вывозкой 1 мусора на участках цеха. Организуют уборку служебных помещений, контролируют работу сатураторных и кубовых установок

5. Осуществляют текущие ремонты зданий, служебных, общественных и бытовых помещений.

6. Обеспечивают служебные, общественные и другие места общественного пользования хоз. и противопожарным инвентарем, мебелью, приборами.

7. Анализируют результаты хозяйственной деятельности, контролируют расходование фонда заработной платы на участке.

8. Повышают деловые и нравственные качества.

9. Выполняют в полном объеме все пункты раздела 4.46 "Положения об организации работ по охране труда ФГУП ПО "Уралвагонзавод " утвержденного приказом №2173/к от 30.07.04 г.

Структурные подразделения организации являются основой, на которой базируются различные формирования. Они должны максимально соответствовать осуществляемой деятельности и быть наиболее эффективны в выполнении своих прямых обязанностей.

Общая информация

В небольших организациях распространённым является положение дел, когда выполнение одной функции закреплено за конкретным сотрудником или же он выполняет несколько заданий. По мере роста уже несколько работников занимаются тем же самым. На этом этапе развития появляется необходимость объединения этих лиц в определённые подразделения, именуемые отделами, группами, участками, секциями, звеньями, цехами. Это делается для того, чтобы оптимизировать управляемость. В качестве объединяющего фактора используются выполняемые функции. Так формируются структурные подразделения организации.

Специфика

Создание подразделений основывается на данных о виде деятельности, численности личного состава, местоположения и иных характеристиках. Рассмотрим такой пример: фирма изготавливает бетонные блоки, рекламный отдел занимается сбытом, а учет лежит на бухгалтерии. Но при этом есть значительная разница между различными субъектами. Так, структурные подразделения строительной организации существенно отличаются от того, что есть в составе банковских учреждений. Также учитывается и специфика координации действий различных отделов. Чем большего размера организация, тем важней становится вопрос управления.

В идеале необходимо позаботится о том, чтобы все подразделения были связаны единой целью и обладали всем необходимым информационным обеспечением. По мере роста придерживаться такого положения дел становится всё сложней, что сказывается на взаимодействии и сети коммуникаций. В таком случае очень важно следить за четким разделением обязанностей. Иначе можно ждать внутреннего конфликта. Чтобы избежать неопределённости, следует руководствоваться четкими критериями. И тогда не важно, что является объектом влияния - структурные подразделения кредитной организации, банка, ІТ-компании, завода или сельхозсубъекта - их эффективность будет на высоте.

Виды подразделений

В качестве основы была взята классификация, в рамках которой выделяют 61 отдел. Они будут более-менее структурированы по сходству выполняемых ими обязанностей. Также следует отметить, что на практике их названия могут иметь немного другой вид, но суть от этого не меняется. Более детально с этим поможет ознакомиться внутреннее положение. Структурные подразделения образовательной организации и коммерческого предприятия разнятся из-за разных целей. Так что при изучении конкретных субъектов это нужно учитывать. Ведь преследуются разные цели, над достижением которых и работают структурные подразделения организации. Виды же существуют следующие.

Административные, финансово-учетные и вспомогательные службы

От них зависит работа основ и балансировка работы организации. К таковым относятся:

  1. Канцелярия.
  2. Секретариат.
  3. Служба делопроизводства.
  4. труда.
  5. Служба управления персоналом.
  6. Отдел организации труда.
  7. Бухгалтерия.
  8. Служба оперативного управления.
  9. Финансовое подразделение.
  10. Отдел внешнеэкономических связей.
  11. Склады готовой продукции и материалов.
  12. Планово-экономический отдел.
  13. Служба стандартизации.
  14. Юридическая служба.
  15. Отдел кадров.
  16. Служба безопасности.
  17. Вычислительный центр.
  18. ВОХР - военизированная охрана.

Также часто можно встретить структурные подразделения образовательной организации. Часто они действуют в высших учебных заведениях, крупных инженерных, научных, аграрных, промышленных и других компаниях, где разрабатывается передовая продукция. Среди них выделяют исследовательски-технические и производственные отделы.

Исследовательско-технические подразделения

В этой сфере работают следующие подразделения:

  • Научно-исследовательский отдел.
  • Служба технико-экономических исследований.
  • Отдел технического контроля.
  • Лаборатория измерительной техники.
  • Конструкторский отдел.
  • Техническая служба.
  • Опытное производство.
  • Испытательский цех.
  • Отдел автоматизации (механизации).
  • Служба
  • Опытный цех.
  • Отдел
  • Служба подготовки персонала.
  • Инструментальный отдел.
  • Конструкторско-техническая служба.
  • Отдел главного механика.
  • Бюро подготовки кадров.
  • Опытно-экспериментальный цех.
  • Бюро маркетинговых исследований.
  • Научно-исследовательская лаборатория.
  • Бюро охраны природы.
  • Отдел изобретательства и патентирования.

Производственные подразделения

Это отделы, цеха и службы, которые непосредственно массово создают товары для их реализации конечным потребителям. К ним относятся:

  1. Отдел материально-технического снабжения.
  2. Служба комплектации и внешней кооперации.
  3. Производственно-диспетчерский отдел.
  4. Подразделение капитального строительства.
  5. Цеха вспомогательного производства.
  6. Энергомеханический отдел.
  7. Отдел главного энергетика.
  8. Отдел главного конструктора.
  9. Производственные цехи (сборочные, механообрабатывающие и им подобные).
  10. Специальное конструкторское бюро.
  11. Ремонтно-строительный цех.
  12. Энергоцех.
  13. Ремонтно-механический цех.

Вот такие бывают структурные подразделения организации. Виды реализации тоже существуют разные: отделы, лаборатории, службы и бюро. Каждый подход имеет свои преимущества, из-за которых его и выбирают. А сейчас давайте рассмотрим небольшой пример функционирования, в котором будут действовать структурные подразделения образовательной организации. Как они функционируют? На чем базируется система коммуникации внутри самой организации при передаче данных между разными структурными подразделениями?

Пример в образовательной сфере

В качестве субъекта исследования возьмём крупный университет. Эта организация подходит благодаря своему масштабу, многочисленным подразделениям и весьма широкому спектру осуществляемой деятельности. Итак, первоначально давайте выделим административные подразделения. Каждый университет имеет управляющие составляющие (ректорат, деканат), отдел кадров, бухгалтерию, службу системных администраторов. Также отдельно могут быть научно-исследовательские институты и центры.

Далее деление уже идёт на уровень кафедр. Каждая из них ведёт по 4-6 групп. А если есть заочное обучение, то и 8-12. Таким образом, группы студентов являются наименьшими численными подразделениями в крупных университетах. Эти образовательные учреждения построили буквально идеальное (на бумаге) взаимодействие. Итак, ректорат получает информацию от министерства образования в общих чертах. Потом он передаёт её деканатам в плановые отделы, которые весь нужный материал разбивают на необходимое количество часов, заботятся о предоставлении аудиторий и отсутствии конфликтов. Эта информация в последующем идёт кафедре, которая может внести свои предложения.

Заключение

Как видите, структурные подразделения реализуют принцип что позволяет в конечном итоге получать более высокую эффективность от деятельности. Для выведения этого показателя на максимально возможный уровень следует позаботиться о том, чтобы каждый человек имел четко прописанную инструкцию рабочего места, где указаны обязанности и возможности каждого. Для эффективной кооперации и взаимодействия необходимо позаботиться о том, чтобы информация передавалась быстро и без задержек.

В рамках оптимизации оргструктуры предприятия вспомогательные службы рассматриваются с точки зрения их взаимодействия с закупкой, сбытом и покупателями. Их внутренние функции и технологии исследуются только тогда, когда влияют на качество выполнения основных функций предприятием. Задача оптимизации какой либо вспомогательной службы может быть поставлена консультанту отдельно.

Наиболее типично использование на предприятии следующих служб:
- складской;
- транспортной;
- офисной;
- программистов.

На практике наиболее серьезные проблемы со складской службой возникают в процессе ее взаимодействия с покупателями. Иногда покупатели лично приезжают на склад, чтобы вывезти товар собственным транспортом. Безотносительно, принято ли на предприятии первоочередное обслуживание лично прибывшего на склад покупателя, или нет, качество обращения с клиентом складских работников всегда оставляет желать лучшего. Грузчики склада, обслужив покупателя, в зависимости от настроения могут поинтересоваться, “зачем он берет такую дрянь”, или “не сошел ли он с ума” покупать по таким ценам. Постоянный контроль и система поощрений-штрафов неоптимальны в данном случае, проще ввести должность продавца на складе, который неотлучно находится с клиентом во время обслуживания последнего. Продавец должен обладать определенными полномочиями, и подчиняться службе сбыта, а не складской.

Использование продавца на складе частично решает проблему пересортицы - вторую из наиболее серьезных, присущих складской службе. Многие товары имеют определенные небольшие сроки хранения; по мере доставки (дозакупки или производства) новых партий, должны расходоваться в первую очередь более старые товары. Обычно за это отвечает складская служба. Иногда она допускает “прокол”, при котором на складе остается, наряду со свежим товаром, некоторое количество товаров с истекшим или истекающим сроком реализации. Часто кладовщики находят “оптимальный” выход из создавшейся ситуации, комплектуя заказчикам к отправке вместе со свежим товаром залежалый. Иногда, если “зависание” товара произошло из-за ошибок сбыта, сбыт дает команду к пересортице. Являясь осознанным и рассчитанным действием, пересортица наносит меньший ущерб репутации предприятия и его отношениям с клиентами, чем отданная на откуп кладовщикам. (Например, несортовой товар может поставляться в регион, который предприятие собирается исключить из охвата рынка). Продавец на складе контролирует комплектацию заказов особо важных клиентов.

Продавец также может качественно решать оперативные проблемы замены товара. Наиболее распространенная схема работы сбыта гарантирует резервирование товара для покупателя не по выписанному счету, а по приходу оплаты или предъявлении покупателем платежного поручения. От момента выписки счета до поступления платежа на счет предприятия, заявленный товар может быть израсходован. Продавец, обладая опытом, может предложить покупателю адекватную замену. Кладовщики также предлагают - а чаще сразу комплектуют - замену, но адекватную собственным представлениям. Известен случай, когда покупателю - швейному предприятию вместо ножниц был отправлен пластилин, т.к. ножницы отсутствовали на складе, а пластилин имел точно такую же стоимость.


Учитывая, что компетентность продавца для некоторых покупателей может являться решающим фактором, имеет смысл обеспечить эту компетентность на складе, даже и ценой дополнительных затрат.

Для транспортной службы имеет место хроническое несовпадение ее интересов с интересами сбыта. Для обычной организации транспортной службы как вспомогательного подразделения, характерно стимулирование ее экономичности: т.е., доставка товара покупателям проводится, по возможности, оптимальным маршрутом, в отдаленные районы - с оказией. Например, из Москвы в Тулу не вывозится по одной коробке офисных принадлежностей, а ожидается дополнительный заказ по маршруту, который может поступить в течение нескольких дней. Сбыт же заинтересован в немедленной доставке товара покупателю. Немедленная доставка иногда может быть обязательным условием сделки, а в некоторых случаях - частью стратегии предприятия и его основным конкурентным преимуществом.

В то же время, за исключением последнего случая, нецелесообразно организовывать постоянную немедленную доставку, т.к. сокращение ее сроков сопряжено с нелинейным ростом себестоимости (на одном из предприятий сокращение сроков доставки с 2-х дней до 1-го вызвало увеличение расходов в 4 раза). Для каждого конкретного предприятия необходимо искать компромисс, который закладывается в систему. Взаимодействие сбыта и доставки на основе периодических договоренностей, применяемое повсеместно, нерационально, т.к. заставляет заново решать одни и те же проблемы, порождает конфликты. Применение жесткого однозначного алгоритма действий повышает качество взаимодействия сбыта и транспортной службы и ликвидирует почву для конфликтов, т.к. при прописанности “правил игры” всегда видно, кто из “игроков” виноват.

Разработка системы доставки товара (алгоритма), учитывая приоритет рыночных взаимодействий предприятия, производится службой маркетинга или сбыта, с участием транспортного подразделения. Если материальное стимулирование сбытовой службы осуществляется по принципу, аналогичному применению формулы условной прибыли, описанной в части “Закупка” данной главы, то сбыт будет заинтересован именно в оптимальной системе доставки, а не в “быстрой”, т.к. накладные расходы, в конечном счете, вычитаются из его заработных плат.

Соответственно, система материального стимулирования транспортной службы не может опираться целиком на экономичность доставки, т.к. последняя регламентируется принятым алгоритмом, и повышать ее нецелесообразно.

Построение системы доставки может основываться на сегментировании клиентов: выделении “приоритетных”; делении их по категориям с установлением сроков доставки каждой категории. Возможно деление по расстояниям от складов или по сложившейся на настоящий момент частоте поездок в определенные районы. Возможно использование как основы величины закупаемой партии или способа оплаты.

Консультантом проверяется наличие подобной системы договоренностей, эффективность ее использования и восприятие покупателями.

Для предприятий, реализующих транспортные услуги как товар и зарабатывающих на перевозках, следует рассматривать транспортную службу как производственную: т.е. для целей оптимизации исследовать производительность, нормирование, планирование и управление, качество и взаимодействие с другими службами, в первую очередь - сбытом.

Задачи офисной службы лежат в области обеспечения рабочих мест предприятия оборудованием и вспомогательными материалами, распределения коммуникаций (почта, курьерская пересылка, телефонная справочная, и т.д.), разгрузки основных служб от рутинной работы. Общей чертой таких служб является их стихийное образование и стихийное сложившееся управление. На предыдущих этапах деятельности предприятия административно-хозяйственный отдел, секретари и телефонисты подчинялись непосредственно руководителю предприятия и являлись только исполнителями. Их преобразование в самостоятельную офисную службу по мере роста предприятия не происходит эволюционным путем и требует вмешательства руководителя.

Обычный метод перестройки офисных служб предприятием - учреждение должностей администратора офиса и исполнительного директора. Первому может быть передана в подчинение офисная служба, второму - дополнительно склады и транспорт. Чаще всего этот метод обеспечивает удовлетворительный результат.

Консультантом исследуется функциональная нагрузка офисной службы и система принятия решений, входящих в ее компетенцию. С точки зрения управления предприятием, выгоднее иметь систему, реализующую горизонтальные взаимодействия, чем иерархическую, вертикальную.

Подразделение программистов также рассматривается с точки зрения функциональной нагрузки и системы принятия решений. В функциональной нагрузке важна правильность расстановки приоритетов задач, т.к. нередки случаи “узурпирования” услуг программистов одной службой (чаще всего - бухгалтерией) в ущерб остальным службам и предприятию в целом. Как правило, нет программных систем, которые не нуждались бы в доработке; программистам на предприятии всегда гарантирована полная занятость. Предпочтение должно отдаваться разработке действительно необходимых предприятию систем перед бесконечным “вылизыванием” действующих.

В свою очередь, программисты нередко пользуются своим исключительным приоритетом в оценке сложности и выполнимости заказов других служб. Желание программиста выполнить тот, а не другой проект, иногда ведет к отбраковке “другого”. Предупредить эти случаи чрезвычайно трудно из-за отсутствия возможности перепроверки.

В плане принятия решений по программному комплексу особенно актуальна глубокая проработка их всеми службами предприятия, т.к. принятая концепция программного комплекса не может быть легко скорректирована на поздних стадиях реализации. Ошибки в принятии решений ведут к невосполнимой потере времени.

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2.3. Оптимизация организационной структуры предприятия.

2.3.2. Предмет оптимизации

2.3.2.4. Вспомогательные службы.

В рамках оптимизации оргструктуры предприятия вспомогательные службы рассматриваются с точки зрения их взаимодействия с закупкой, сбытом и покупателями. Их внутренние функции и технологии исследуются только тогда, когда влияют на качество выполнения основных функций предприятием. Задача оптимизации какой либо вспомогательной службы может быть поставлена консультанту отдельно.

Наиболее типично использование на предприятии следующих служб:
- складской;
- транспортной;
- офисной;
- программистов.

На практике наиболее серьезные проблемы со складской службой возникают в процессе ее взаимодействия с покупателями. Иногда покупатели лично приезжают на склад, чтобы вывезти товар собственным транспортом. Безотносительно, принято ли на предприятии первоочередное обслуживание лично прибывшего на склад покупателя, или нет, качество обращения с клиентом складских работников всегда оставляет желать лучшего. Грузчики склада, обслужив покупателя, в зависимости от настроения могут поинтересоваться, “зачем он берет такую дрянь”, или “не сошел ли он с ума” покупать по таким ценам. Постоянный контроль и система поощрений-штрафов неоптимальны в данном случае, проще ввести должность продавца на складе, который неотлучно находится с клиентом во время обслуживания последнего. Продавец должен обладать определенными полномочиями, и подчиняться службе сбыта, а не складской.

Использование продавца на складе частично решает проблему пересортицы - вторую из наиболее серьезных, присущих складской службе. Многие товары имеют определенные небольшие сроки хранения; по мере доставки (дозакупки или производства) новых партий, должны расходоваться в первую очередь более старые товары. Обычно за это отвечает складская служба. Иногда она допускает “прокол”, при котором на складе остается, наряду со свежим товаром, некоторое количество товаров с истекшим или истекающим сроком реализации. Часто кладовщики находят “оптимальный” выход из создавшейся ситуации, комплектуя заказчикам к отправке вместе со свежим товаром залежалый. Иногда, если “зависание” товара произошло из-за ошибок сбыта, сбыт дает команду к пересортице. Являясь осознанным и рассчитанным действием, пересортица наносит меньший ущерб репутации предприятия и его отношениям с клиентами, чем отданная на откуп кладовщикам. (Например, несортовой товар может поставляться в регион, который предприятие собирается исключить из охвата рынка). Продавец на складе контролирует комплектацию заказов особо важных клиентов.

Продавец также может качественно решать оперативные проблемы замены товара. Наиболее распространенная схема работы сбыта гарантирует резервирование товара для покупателя не по выписанному счету, а по приходу оплаты или предъявлении покупателем платежного поручения. От момента выписки счета до поступления платежа на счет предприятия, заявленный товар может быть израсходован. Продавец, обладая опытом, может предложить покупателю адекватную замену. Кладовщики также предлагают - а чаще сразу комплектуют - замену, но адекватную собственным представлениям. Известен случай, когда покупателю - швейному предприятию вместо ножниц был отправлен пластилин, т.к. ножницы отсутствовали на складе, а пластилин имел точно такую же стоимость.

Учитывая, что компетентность продавца для некоторых покупателей может являться решающим фактором, имеет смысл обеспечить эту компетентность на складе, даже и ценой дополнительных затрат.

Для транспортной службы имеет место хроническое несовпадение ее интересов с интересами сбыта. Для обычной организации транспортной службы как вспомогательного подразделения, характерно стимулирование ее экономичности: т.е., доставка товара покупателям проводится, по возможности, оптимальным маршрутом, в отдаленные районы - с оказией. Например, из Москвы в Тулу не вывозится по одной коробке офисных принадлежностей, а ожидается дополнительный заказ по маршруту, который может поступить в течение нескольких дней. Сбыт же заинтересован в немедленной доставке товара покупателю. Немедленная доставка иногда может быть обязательным условием сделки, а в некоторых случаях - частью стратегии предприятия и его основным конкурентным преимуществом.

В то же время, за исключением последнего случая, нецелесообразно организовывать постоянную немедленную доставку, т.к. сокращение ее сроков сопряжено с нелинейным ростом себестоимости (на одном из предприятий сокращение сроков доставки с 2-х дней до 1-го вызвало увеличение расходов в 4 раза). Для каждого конкретного предприятия необходимо искать компромисс, который закладывается в систему. Взаимодействие сбыта и доставки на основе периодических договоренностей, применяемое повсеместно, нерационально, т.к. заставляет заново решать одни и те же проблемы, порождает конфликты. Применение жесткого однозначного алгоритма действий повышает качество взаимодействия сбыта и транспортной службы и ликвидирует почву для конфликтов, т.к. при прописанности “правил игры” всегда видно, кто из “игроков” виноват.

Разработка системы доставки товара (алгоритма), учитывая приоритет рыночных взаимодействий предприятия, производится службой маркетинга или сбыта, с участием транспортного подразделения. Если материальное стимулирование сбытовой службы осуществляется по принципу, аналогичному применению формулы условной прибыли, описанной в части “Закупка” данной главы, то сбыт будет заинтересован именно в оптимальной системе доставки, а не в “быстрой”, т.к. накладные расходы, в конечном счете, вычитаются из его заработных плат.

Соответственно, система материального стимулирования транспортной службы не может опираться целиком на экономичность доставки, т.к. последняя регламентируется принятым алгоритмом, и повышать ее нецелесообразно.

Построение системы доставки может основываться на сегментировании клиентов: выделении “приоритетных”; делении их по категориям с установлением сроков доставки каждой категории. Возможно деление по расстояниям от складов или по сложившейся на настоящий момент частоте поездок в определенные районы. Возможно использование как основы величины закупаемой партии или способа оплаты.

Консультантом проверяется наличие подобной системы договоренностей, эффективность ее использования и восприятие покупателями.

Для предприятий, реализующих транспортные услуги как товар и зарабатывающих на перевозках, следует рассматривать транспортную службу как производственную: т.е. для целей оптимизации исследовать производительность, нормирование, планирование и управление, качество и взаимодействие с другими службами, в первую очередь - сбытом.

Задачи офисной службы лежат в области обеспечения рабочих мест предприятия оборудованием и вспомогательными материалами, распределения коммуникаций (почта, курьерская пересылка, телефонная справочная, и т.д.), разгрузки основных служб от рутинной работы. Общей чертой таких служб является их стихийное образование и стихийное сложившееся управление. На предыдущих этапах деятельности предприятия административно-хозяйственный отдел, секретари и телефонисты подчинялись непосредственно руководителю предприятия и являлись только исполнителями. Их преобразование в самостоятельную офисную службу по мере роста предприятия не происходит эволюционным путем и требует вмешательства руководителя.

Обычный метод перестройки офисных служб предприятием - учреждение должностей администратора офиса и исполнительного директора. Первому может быть передана в подчинение офисная служба, второму - дополнительно склады и транспорт. Чаще всего этот метод обеспечивает удовлетворительный результат.

Консультантом исследуется функциональная нагрузка офисной службы и система принятия решений, входящих в ее компетенцию. С точки зрения управления предприятием, выгоднее иметь систему, реализующую горизонтальные взаимодействия, чем иерархическую, вертикальную.

Подразделение программистов также рассматривается с точки зрения функциональной нагрузки и системы принятия решений. В функциональной нагрузке важна правильность расстановки приоритетов задач, т.к. нередки случаи “узурпирования” услуг программистов одной службой (чаще всего - бухгалтерией) в ущерб остальным службам и предприятию в целом. Как правило, нет программных систем, которые не нуждались бы в доработке; программистам на предприятии всегда гарантирована полная занятость. Предпочтение должно отдаваться разработке действительно необходимых предприятию систем перед бесконечным “вылизыванием” действующих.

В свою очередь, программисты нередко пользуются своим исключительным приоритетом в оценке сложности и выполнимости заказов других служб. Желание программиста выполнить тот, а не другой проект, иногда ведет к отбраковке “другого”. Предупредить эти случаи чрезвычайно трудно из-за отсутствия возможности перепроверки.

В плане принятия решений по программному комплексу особенно актуальна глубокая проработка их всеми службами предприятия, т.к. принятая концепция программного комплекса не может быть легко скорректирована на поздних стадиях реализации. Ошибки в принятии решений ведут к невосполнимой потере времени.

Предыдущая

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»