Распределение рабочих цеха по разрядам. Обучение персонала промышленного предприятия (на примере ОАО «Вологодский оптико-механический завод») Распределение работ и рабочих по разрядам

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Для построения ряда распределения рабочих по уровню квалификации, выделим в нем три группы рабочих: с низкой квалификацией (2 тарифный разряд), средней квалификацией (с 3 и 4 тарифный разряд) и высокой квалификацией (5 и 6 тарифный разряд), а затем построим таблицу.

Ряд распределения рабочих по уровню квалификации

Ряд распределения рабочих по тарифному разряду является вариационным дискретным рядом, так как признак, положенный в основу его построения, является количественным, т.е. выражается числом. Ряд распределения рабочих по уровню квалификации является атрибутивным, так как признак, положенный в основу его построения, является качественным, т.е. не имеет количественной меры и может быть выражен только словом.

Типовая задача 2

Известны следующие данные о зарплате работников одного из предприятий, руб. в 2005 г.:

Постройте ряд распределения работников предприятия по уровню зарплаты, выделив четыре группы работников с равными интервалами.

Укажите , по какому группировочному признаку построен ряд распределения: атрибутивному или количественному.

В качестве изучаемого признака возьмем зарплату работников и построим по ней ряд распределения с равными закрытыми интервалами. Величина интервала в этом случае определяется по формуле:

где
и
– соответственно максимальное и минимальное значение зарплаты работника;

n – число групп.

Числитель иначе называют вариационный размах.

Образуем четыре группы работников. Тогда величина интервала будет равна:

Теперь образуем группы работников, отличающиеся друг от друга по зарплате на эту величину. Первая группа будет иметь размер зарплаты от 1300 до 1525 руб., вторая от – 1525 до 1750 руб., и т.д.

В результате получим таблицу:

Распределение работников по размеру зарплаты, руб.

Данный ряд распределения построен по количественному признаку, представленному в интервальной форме, поэтому он является интервальным вариационным рядом.

Как видно из таблицы, ряд распределения состоит из двух элементов: а) значения признака, б) абсолютной численности единиц признака (частот).

Для большей наглядности абсолютные величины могут быть дополнены относительными показателями (частостями), выраженными в процентах. Таким образом, обобщение данных в виде группировок позволяет изучить состав совокупности по изучаемому признаку, оценить степень его вариации и сравнивать группы между собой.

Примечание. Построенные ряды распределения являются групповыми таблицами, так как в основу их построения положен один группировочный признак.

Рабочее место является первичным и основным звеном производства. Правильная организация рабочего места предполагает четкое определение объема и характера, выполняемых на нем работ, необходимое оснащение, рациональную планировку, систематическое обслуживание, благоприятные условия труда. На каждое рабочее место составляется паспорт, в котором указываются: содержание выполняемой работы, годовое задание в человеко-часах, режим и условия работы, планировка, оснащение и порядок обслуживания рабочего места порядок размещения на нем обработанных деталей.

Оснащение рабочего места осуществляется по утвержденной технической документации на выполнение работ. Оно включает организационную и технологическую оснастку. К организационной оснастке относятся устройства для хранения и размещения при работе инструмента, приспособлений, чертежно-технической документации и предметов ухода за рабочим местом и т.д. Количество и номенклатура организационной оснастки должны обеспечивать непрерывность работы, её высокую производительность и удобство.

Количество и номенклатура средств технологической оснастки на рабочем месте определяется работами по принятому технологическому процессу. Технологическое оснащение включает оборудование и оснастку, измерительный, режущий, монтажный и вспомогательный инструмент, а также техническую документацию. Средства технологического оснащения на рабочем месте должны размещаться в определенном, удобном для работы порядке с тем, чтобы исключить потери времени на поиски и перекладывание с места на место.

Для осуществления мероприятий по совершенствованию организации рабочих мест два раза в год проводят комплексный анализ условий труда. По результатам анализа разрабатывают мероприятия с целью совершенствования рабочих мест. При значительной производственной программе ремонт организуется на специализированных постах. В условиях такой организации работ на каждом посту выполняется ремонт одного узла или совокупность заранее определенных технологических операций.

Применение специализированных постов позволяет повысить производительность труда, снизить требования к уровню квалификации рабочих и уменьшить за счет этого стоимость ремонта. Успешное и качественное выполнение работ по ремонту автомобилей, как и по техническому обслуживанию их, в значительной степени зависит от приспособленности подвижного состава автомобильного транспорта к этим работам в конкретных условиях его использования. Отремонтированный автомобиль представляет собой продукцию авторемонтного производства и должен обладать определенным качеством. Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество является характеристикой годности автомобиля.

Контроль качества заключается в проверке соответствия показателей качества продукции установленным требованиям, зафиксированным в стандартах, технических условиях, паспорте изделия или в других документах. В повышении качества и эффективности ремонта и обслуживания автомобильного транспорта решающую роль играет совершенствование технологии всех видов ремонтных работ.

Таблица 5.1 - Характеристика участков

Таблица 5.2 - Численность рабочих по формам организации труда

Рисунок 5.1 - Организационная структура управления участком

Таблица 5.3 - Расстановка рабочих по рабочим местам

Вид бригады

Состав работ, выполняемых бригадой

Исполнители

Совмещаемые профессии

Профессия

Численность

Специа-лизи-

рованная

Осмотреть и подготовить автомобиль к мойке, произвести уборку кабины и платформы, обтереть зеркала заднего вида, фары, подфарники, указатели поворотов, задние фонари и стоп-сигнал, стекла кабины, а также номерные знаки, заправить водой и маслом

Мойщик-уборщик подвижного состава

Машинист моечных

Управлять работой механизирован-ной моечной установки

Машинист моечных машин

уборщик подвижного состава, бригадир


Рисунок 5.2 - Производственная структура участков

Условия труда на участках должны соответствовать санитарным нормам, психофизиологическим и эстетическим требованиям, условиям противопожарной защиты и техники безопасности труда.

Как видно из таблицы, почти 40% общей численности приходится на рабочих I разряда и 60 % - на рабочих первых двух разрядов. Такой структурный сдвиг численности в сторону рабочих низших разрядов показывает, что на предприятии много молодых рабочих, лишь недавно пришедших на производство. Численность рабочих первых двух разрядов превышает число рабочих мест на 61 человека (48+3=61). Столь существенный излишек неквалифицированной рабочей силы требует большой работы по обучению персонала.

С другой стороны, не хватает высококвалифицированной рабочей силы. Число рабочих мест V и VI разрядов превышает численность ра­бочих на 56 человек (33 + 23 = 56). Известно, что подготовка рабочего высшего разряда Занимает несколько лет, поэтому администрации предприятия наряду с обучением персонала имеет смысл привлекать опытные кадры со стороны. В случае, если финансовое положение предприятия довольно устойчивое, труд квалифицированных рабочих можно стимулировать дополнительно.

Рассмотрим интегральные показатели рабочей силы и рабочих мест на предприятии:

Средний разряд рабочих:

Ноябрь: (212 1 + 110 2 + 66 3 + 32 4 + 58 5 + 37 6) / 515 = 2,47;

декабрь (по плану):

(197 1 + 104 2 + 71 3 + 33 4 + 61 5 + 44 6) / 510 = 2,60;

декабрь (фактически): (199 1 + 105 2 + 71 3 + 33 4 + 59 5 + 43 6) / 510 = 2,56;

Средний разряд работ:

декабрь (фактически):

(151 1 + 92 2 + 60 3 + 48 4 + 92 5 + 66 6) / 510 = 3,06.

Данные по разрядам рабочих можно свести в табл. 5.2.

Таблица 5.2. Распределение рабочих по разрядам

Декабрь (по плану)

Декабрь (фактически)

Отклонение (гр4 гр2)

Можно отметить существенный рост среднего разряда работ в декабре, который составил 0,09 (2,56 - 2.47) разряда, что подтверждает стремление предприятия обучать свои кадры. При сохранении темпов роста среднего разряда рабочих для достижения соответствия разрядов рабочих и разрядов работ предприятию потребуется 0,507 / 0,097 = 6,56 мес., т.е. более полу­года.

Однако, поскольку на предприятии явный излишек рабочих первых трех разрядов и существенная нехватка квалифицированных рабочих, можно предположить, что структурного равновесия разрядов рабочих и работ по профессиям добиться в течение полугода едва ли возможно.

Средний разряд работ равный 3,06 говорит об относительно несложной продукции, выпускаемой на предприятии.

Представим распределение работ и рабочих по разрядам в виде диаграм­мы (см. рис. 5 1.).

Как видим, распределение работ по разрядам далеко от нормального.

На предприятии достаточно много рабочих мест первых двух разрядов, они составляют [(151 + 92) / 510) 100 = 47,8 %, т. е. почти половину всех рабочих мест. Такое положение обусловливается тем, что в производствен­ном цикле очень много заготовительных операций, не требующих высокой квалификации.

В ближайшей перспективе работу на заготовительных участках планиру­ется автоматизировать, что, с одной стороны, приведет к сокращению ра­бочих мест, в первую очередь низших разрядов, а с другой - потребует привлечения высококвалифицированных рабочих.

Рабочих мест средних разрядов (Ш - IV) существенно меньше, чем низких и высоких, поскольку соответствующие производства на предпри­ятии отсутствуют. [(60 + 48)/510] 100 = 21,2 %.

Наиболее сложным в технологическом отношении является сборочный участок, где требуется высококвалифицированная рабочая сила. что и обу­словливает более высокую, по сравнению со средними разрядами, долю рабочих V и VI разрядов: (92 + 66)/510 = 31,0 %.

Распределение рабочих по стажу работы представлено в табл. 5.2.

Таблица 5.2. Распределение рабочих по стажу работы

Можно отметить, что численность новичков на предприятии превышает третью часть общей численности: (165 / 510) 100 = 38,2 %.

Как видно из ранее приведенных данных, общая численность занятых в производстве рабочих сокращается. Поэтому можно утверждать, что на анализируемом предприятии имеет место высокая текучесть рабочей силы. Однако эта текучесть носит структурный характер и вызывается увольнени­ем новичков, которым на предприятии предлагается малоквалифицирован­ный, тяжелый и не престижный труд на участках заготовительного произ­водства. Рабочие более высоких разрядов увольняются гораздо реже и со­ставляют кадровый костяк. В целом, по кадровому составу, предприятие очень молодое и количество рабочих, проработавших на нем свыше 10 лет, составляет лишь 16,1 % (82/510) 100 = 16,08 %.

С квалификационными требованиями рабочих мест

Затем составляется таблица дополнительной потребности рабочих.

Таблица 9.5

Дополнительная потребность в квалифицированных рабочих кадрах


После определенияобщей дополнительной потребности вкадрах выявляются пути ее обеспечение и план набора до кварталам и в целом на год (таблица 9.6).

Таблица 9,6

Пути обеспечения дополнительной потребности

Для того чтобы произвести расчеты и определить дополнительную потребность в кадрах, обычно используют следующие формулы:

И ,

где Ч ПЛ - плановая (потребная) численность рабочих определенной профессии;

Ч Н и Ч К – численность рабочих соответственно на начало и конец расчетного периода;



ДП - дополнительная потребность в рабочих соответствующей профессии.

Практика планирования выделяет три основных направления использования дополнительной потребности в рабочих:

Расширение объема производства;

Возмещение планируемой убыли;

Возмещение убыли по причине налипшего оборота рабочей силы.

Дополнительная потребность в руководителях, специалистам и тужащих определяется по числу вакансий в соответствии с утвержденными штатами и с учетом предполагаемой убыли этих работника по различным причинам. Пополнение их численности осуществляется в основном за счет молодых специалистов, окончивших учебные заведения.

Планирование и прогнозирование

Производительного труда

Основной цельюпланирования производительности труда является поиск резервов, использование которых позволило бы организации выйти на более низкий уровень расходов на персонал, чем достигнутый конкурентами, и обеспечить тем самым возможность выживания в условиях рынка.

При планировании производительности труда в отечественных организациях применяются два метода: метод прямого счета и метод планирования по факторам.

С помощью метода прямого счета рассчитывается возможное уменьшение численности персонала под влиянием конкретных организационных и технических мероприятий. При этом вначале определяется плановая численность персонала по отдельным категориям с учетом ее возможного сокращения в результате внедрения запланированных мероприятий. Затем на основании рассчитанной плановой численности персонала и плановного выпуска продукции вычисляются уровень производительности труда и темпы ее роста по сравнению с базовым периодом.

В условиях рынка предпочтение должно быть отдано второму методу планирования производительности труда, так как он позволяет выделить влияние внешних факторов, не зависящих от организации. Применение метода планирования по факторам предполагает прежде всего четкую классификацию факторов, единую для всех уровней управления.

Прогнозирование производительности труда на предстоящий период производится на основе расчета влияния факторов на его величину. Для определения воздействия того или иного фактора на рост производительности труда рассчитывается экономия рабочей силы по отношению к численности работников, необходимой для выполнения заданного объема работ при базисной выработке. Исходная численность работников (Ч И) на данный объем работ может быть определена следующим образом:

а) при неизменной структуре объема производства

,

где Ч БАЗ - численность работников базового периода, чел.;

б) при наличии структурных сдвигов,

где Чi- численность работников i-го структурного подразделения, чел.;

ЮПi - рост объема производства i-ro структурного подразделения.

Важнейшим фактором, влияющим на рост производительности труда, является повышение технического уровня производства.

Экономию рабочей силы (ЭЧ Р) за счет модернизации или внедрения нового оборудования можно рассчитать по формуле:

где М - общее количество единиц оборудования;

М C Т - количество немодернизированного оборудования;

М М - количество нового или модернизированного оборудования;

П Т - рост производительности труда при эксплуатации нового или модернизированного оборудования, %;

Т Д - число месяцев действия нового или модернизированного оборудования;

Т К - календарное число месяцев в расчетном периоде.

Экономия численности работающих (ЭЧ ППП) определяется по формуле:

,

где Ч ПППИ - исходная численность работающих для производства планового объема продукции исходя из выработки базисного периода;

У З - доля рабочих, занятых обслуживанием оборудования, к численности промыш-ленно-производственного персонала, %;

Э Р - относительная экономия численности рабочих, %:

.

Следующая группа факторов, учитываемых при определении Производительности труда, связана с совершенствованием управления, организации производства и труда. Сюда относятся мероприятия по улучшению управления производством, повышению уровня специализации, сокращению потерь от брака продукции, снижению числа рабочих, не выполняющих установленные нормы выработки, и др.

При расчете роста производительности труда за счет совершенствования управления производством используется метод сравнения. При этом сравниваются существующая на данном предприятии численность работников управления с занятыми в сфере управления на передовых предприятиях с более совершенной структурой управления, а также с проектными данными. Влияние совершенствования нормирования труда на рост его производительности устанавливается прямым счетом, т.е. нахождением соотношения между численностью работников при научно обоснованных нормах и существующей численностью.

Рост производительности труда за счет подтягивания рабочих, не выполняющих нормы выработки, определяется двумя способами:

1) исчислением непосредственного роста производительности труда за счет подтягивания не выполняющих нормы до 100%-ного или среднего процента выработки коллектива:

,

где Ч Р1 и Ч Р2 - численность рабочих по группам, у которых уровень выполнения норм ниже 100%;

X 1 и Х 2 - среднее выполнение норм соответственно по группам;

Д - удельный вес рабочих, не выполняющих нормы общей численности

работников;

2) выявлением экономии численности работников за счет мероприятий по выполнению норм выработки работающим

гдеП РИ - плановое повышение уровня выполнения норм выработки группой рабочих, не выполняющих нормы выработки, %;

УВ РН - удельный вес группы рабочих, не выполняющих нормы выработки, в общей численности работающих, %;

У -удельный вес группы рабочих-сделыциков, не выполняющих нормы выработки, в общей численности рабочих;

0,5 - коэффициент, показывающий равномерность повышения уровня выполнения норм на протяжении всего планируемого периода.

Экономия рабочей силы за счет специазациЯ производства и увеличения кооперированных поставок находится по соотношению:

,

где УВ БАЗ и УВ ПЛ - удельный вес кооперированных поставок соответственно в базисном и плановом периодах, %;

ОП ПЛ - объем производства в планируемом периоде, руб.;

В БАЗ - выработка на одного работника в базисном периоде, руб.,

а также про формуле:

.

Экономия рабочей силы за счет лучшего использования рабочего времени рассчитывается по формуле:

где УВ Р - удельный вес рабочих в численности промышленно-производствен-ного персонала, %;

П БАЗ и П ПЛ - потери рабочего времени соответственно в базисном и плановом периодах, %.

Сокращение невыходов на работу ведет к экономии численности рабочих, которую можно вычислить так:

,

где Ф ПЛ и Ф БАЗ - количество рабочих дней, отрабатываемых одним рабочим соответственно в плановом и базисном периодах.

Сокращение брака продукции способствует экономии рабочей силы рабочих-сделыциков, величина которой может быть определена следующим образом:

,

где Б БАЗ и Б ПЛ - потери от брака в процентах к себестоимости продукции соответственно в базисном и плановом периодах;

Ч РБАЗС - численность рабочих-сделыциков в базисном периоде.

Экономия численности при устранении нерацио-Иальных затрат труда рассчитывается по формуле:

,

где Д БАЗ и Д ПЛ - доплаты рабочим-сделыцикам за отклонения от запроектированных технологических процессов в общем фонде заработной платы рабочих соответственно в базисном и плановом периодах, %.

Влияние сдвигов в составе (ассортименте) продукции на экономию рабочей силы устанавливается следующим образом:

,

где Т БАЗ и Т ПЛ - удельная трудоемкость продукции соответственно в базисном и плановом периодах, нормо-ч;

Q ПЛ - объем продукции в плановом периоде;

К ВН - коэффициент выполнения норм выработки в плановом году;

Ф ПЛ - фонд полезного времени работы одного рабочего в плановом году, ч.

Страница
20

Таблица 4.2

Распределение рабочих по разрядам на 01.06.2005

Таким образом, средний разряд рабочих лаборатории составил уже 4,42 (или Р02 = 4,42). Тогда коэффициент квалификации на 01.06.2005 равен 0,93 (или Кк2 = 4,42 / 4,75 = 0,93). Следовательно, отклонение между средним разрядом рабочих и производимых работ уменьшилось, хотя это не исключает возможности дальнейшего их обучения.

Проведение в 2005 г. мероприятий по повышению разряда рабочих в ЦСП позволило сократить количество аварий путем частого и более качественного текущего осмотра и ремонта ЛЭП. В итоге потери электроэнергии в кислородно-конверторном цехе «ВОМЗ» сократились на 25 кВт/ч на 1 тонну продукции. Учитывая, что годовой объем производства ККЦ в 2005 г. равен 241182 т, а стоимость 1 кВт/ч электроэнергии в отчетный период составляла 1,14 руб., рассчитаем экономию уменьшения потерь электроэнергии в результате обучения персонала ЦСП:

ΔЭ = 25·1,14 ·241182 = 6873687 кВт/ч,

где ΔЭ – достигнутая годовая экономия электроэнергии.

Подобный расчет экономии (как числовой показатель эффективности обучения рабочих) можно произвести и по другим цехам завода, а также в целом по предприятию.

Попутно хотелось бы отметить, что повышение производственной квалификации оказывает положительное влияние на производственно-хозяй-ственную деятельность завода по многим направлениям. Все многообразие последствий обучения рабочих, например, на курсах повышения квалификации, практически можно свести к следующим технико-экономическим показателям:

· увеличению выпуска продукции;

· уменьшению удельного веса сырья, полуфабрикатов, топлива и т.д. на производство продукции;

· улучшению качества продукции;

· уменьшению потребности в рабочей силе для выпуска определенного объема продукции, выполнению работ (высвобождение части рабочих);

· ликвидации (уменьшению) дефицита рабочих высокой квалификации.

При этом непосредственной задачей обучения чаще становится улучшение одного из названных показателей. Вместе с тем изменение одного нередко влечет за собой изменения других. Так, выпуск продукции ОАО «ВОМЗ» увеличивается, если повышение квалификации рабочих приводит к росту их индивидуальной выработки (производительности труда), повышению производительности оборудования, в управлении или обслуживании которого они участвуют, к уменьшению брака готовых изделий или снижению расхода материалов на производство единицы продукции завода.

2. Произведем расчет повышения производительности труда в целом по заводу за счет обучения рабочих основного производства, обеспечившего, в свою очередь, высвобождение их некоторой части. В феврале – апреле 2005г 150 рабочих основного производства ОАО «ВОМЗ» прошли обучение (курсы целевого назначения, повышения квалификации).

Для расчета используем следующие дополнительные данные:

численность рабочих, занятых на основном производстве - 600 чел

годовая совокупная выработка - 2300 н./час.

среднесписочная численность работников завода - 2445 чел

средний рост выработки после обучения - 20%.

Таким образом, норма выработки на одного рабочего основного производства до обучения составляла в среднем 3,83 нормо-часа (или 2300/600=3,83). Следовательно, после повышения квалификации величина индивидуальной выработки группы обученных рабочих составила примерно 4,6 нормо-часа (или 3,83·120% / 100%). Тогда их новая совокупная выработка составит:

Р2 = 4,6·150 =690 нормо-часов (вместо прежнего объема выработки группы рабочих Р1 = 3,83·150 = 575 нормо-часов)

Условное высвобождение численности рабочих найдем по формуле (4.1):

ΔВ = ΔР / W, (4.1)

где ΔВ – условное высвобождение численности, чел;

ΔP – выработка на одного рабочего до обучения, нормо-часов;

W – прирост годового выпуска продукции (натур. единиц, нормо-часов)

ΔВ = (690 – 575) / 3,83 = 30 человек.

Таким образом, за счет обучения группы рабочих основного производства и, как следствие, прироста объемов производимой ими продукции, появилась возможность высвободить 30 человек (условное высвобождение).

Достигнутое при этом повышение производительности труда в целом по ОАО «ВОМЗ» рассчитывается по формуле (4.2):

А = ΔВ / (В – ΔВ), (4.2)

где А – увеличение производительности труда в целом по заводу, %;

В – плановая среднесписочная численность трудящихся, чел.

Тогда об эффективности обучающих мероприятий на «ВОМЗ» в феврале-апреле 2005 г. свидетельствует величина данного показателя:

А = 30 / (2445 – 30) = 0, 012 (то есть рост примерно равен 1,2 %).

В случае испытываемого заводом недостатка в квалифицированных специалистах, целесообразно в расчетах применять коэффициент покрытия потребности в рабочей силе, обусловленный реализацией программ обучения. Его значения (в разрезе вакансий) также косвенным образом отражают степень эффективности прошедших на предприятии программ подготовки и переподготовки кадров. Этот показатель, рассчитанный во второй главе работы для категории рабочих, выявил недостаточно высокий процент покрытия потребности в них за счет обучения как в 2003, так и в 2005 годах (составил 17,7 и 26,7 % соответственно).

3. В масштабах отдельного цеха или применительно к заданной группе работников завода предпочтительным и более конкретным будет оценивать эффективность посредством сравнения выработки до и после обучения (как в норм/часах, так и в денежном выражении). Причем коэффициент роста производительности работников после обучения определяется по формуле (4.3):

К= (В2 – В1)/ В2 +1= В2 / В1 , (4.3)

где В2 – выработка продукции на одного работающего после обучения;

В1 – выработка продукции на одного работника до обучения в системе.

Например, в цехе №290 (типография) ОАО «ВОМЗ» производительность рабочего в 1-ом полугодии 2004 г. составляла в денежном выражении 35,3 тыс. руб.; в 1-ом полугодии 2005 г. этот показатель вырос до 49 тыс. рублей.

В итоге коэффициент роста выработки составил в среднем 38,8% (или (35,3 / 49)·100%). Однако, помимо обучения 16 рабочих цеха на курсах повышения квалификации в ноябре – декабре 2004 г., рост производительности труда, прежде всего, был вызван внедрением в производство двух новых типографских станков. По экспертным оценкам доля обучения в повышении производительности труда персонала данного цеха составляет 15-20% (из указанных 38,8%), то есть непосредственно вызвало прирост произведенной продукции на 5,3 – 7,1 тыс. руб.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»