Активные методы профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – основы, этапы и методы для выбора профессии Методика профессионального самоопределения

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
  • 2. Средства воздействия на предметную ситуацию.
  • Социально-контактная часть среды
  • Информационная часть среды
  • Тема 1. Система средств труда организатора производства.
  • Тема 2. Система желательных средств труда психолога в роли пре­подавателя психологии в школе (можно фантазировать, по­строить эскизный проект, набросок лучшего будущего).
  • Тема 3. Система желательных средств труда психолога в роли кон­сультанта по выбору профессии (пофантазируйте; возможно, внесете лепту в прогресс нашей профессии).
  • Тема 4. Ценные и нежелательные пути развития профессионала (разновидности профессионалов - по Вашему выбору).
  • Тема 1. "Матч" между индивидуальным стилем и передовым опы­том работы (что уместно распространять среди других).
  • Тема 2. Пути коррекции индивидуального стиля труда.
  • Тема 3. Индивидуальный стиль саморегуляции работника. "золотое правило" психологии труда.
  • Тема 2. Теория и практика формирования внешних условий и средств труда сообразно особенностям трудящегося .
  • Тема 3. Пути противостояния отношению организаторов произ­водства к трудящемуся как к "инженерному сооружению".
  • Вопрос 5 человек как субъект труда
  • Тема 1. Самочинность субъекта и производственные конфликты.
  • Тема 2. Свобода воли в трудовой деятельности.
  • Тема 3. Зоны проявления самостоятельности субъекта в разнотип­ных профессиях. О структуре субъекта труда
  • Тема 1. Возможные варианты системного представления структу­ры субъекта труда.
  • Тема 2. Возможные варианты анализа, группировки действий и деяний профессиональных психологов.
  • Вопрос 6.
  • Тема 1. Своеобразие теории в гуманитарной области.
  • Тема 2. Теория и область ее корректного приложения.
  • Тема 3. Коррекция теории на основе практики.
  • Тема 1. Теоретические составляющие в практической работе.
  • Тема 2. Практические основы теории.
  • Тема 3. Теоретические модели и мифы.
  • Тема 2. Паранойяльный синдром и теория.
  • Тема 3. Критерии ценности теории. Методы верификации, доказательства, объяснения. О взаимосвязи методов построения сложных теоретических объектов
  • Тема 1. Своеобразие доказательства в гуманитарной области.
  • Тема 2. Своеобразие объяснения в гуманитарной области.
  • Тема 3. Своеобразие научных закономерностей в психологии. Эмпирико-познавательные и конструктивные методы.
  • Наблюдение как базовый метод. Методы беседы, анамнеза.
  • Тема 1. Распределение функций между внешними техническими и внутренними средствами труда психолога.
  • Тема 2. Условия и пути повышения научной корректности психо­логического наблюдения.
  • Обобщенный алгоритм экспертного заключения об эмоциональных предпосылках выбора подтипа профессии.
  • Тема 1. Возможности и ограничения вербальных методик психо­логического изучения человека.
  • Тема 2. Возможности и ограничения невербальных показателей психики человека.
  • Тема 3. Возможные методики изучения психики по продуктам де­ятельности человека (в зависимости от специфики продуктов). Некоторые методики наблюдения
  • Тема 1. Технические средства психологического наблюдения и на­блюдатель.
  • Тема 2. Возможности и ограничения наблюдения в разных психо­логических науках (к психологии труда самих психологов). Тема 3. Внутренние средства психолога-наблюдателя.
  • Процедура переформулирования задачи и ход ее решения
  • Тема 1. Моральные ограничения методов психологического воз­действия на человека.
  • Концепция, объясняющая ведущие мотивы профессиональной деятельности.
  • Вопрос 8 о развитии субъекта труда
  • Тема 1. Субъект труда и идея его разностороннего развития.
  • 1. Динамика втягивания в работу и степень умственной утомляемости.
  • Проблема стиля и возможные перспективы
  • Вопрос 10. Психология профессионального самоопределения.
  • Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности.
  • Личное достоинство как высшее (элитное) проявление субъектности в труде.
  • Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения
  • Психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения
  • Типы и уровни профессионального самоопределения
  • Духовное самосовершенствование за рамками обыденных представлений
  • Методы активизации профессионального самоопределения
  • Вопросы для самопроверки
  • Вопрос 11. Профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности.
  • Способности как факторы профессиональной деятельности Способности и интеллект
  • Интеллект как регулятор профессиональной деятельности
  • Вопрос 12. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров.
  • Темы рефератов
  • Вопрос 13.
  • Вопрос 14.
  • 1. Назовите виды психологической реабилитации.
  • Вопрос 16. Психология безопасности в труде.
  • Вопрос 17. История и тенденция развития прикладной психологии в сфере профессионального труда.
  • Развитие психологии труда в России
  • Литература
  • Вопросы для самопроверки
  • Вопрос 18. Психологическое профессиоведение.
  • Обзорная классификация продуктов профессионального труда.
  • Обзорная классификация условий деятельности профессионала
  • О разнообразии средств деятельности
  • Общезначимое и индивидуально своеобразное в системе средств и условий труда профессионала
  • Основные идеи
  • Задания, упражнения, вопросы для обдумывания
  • Литература
  • Методы активизации профессионального самоопределения

    Активизирующая методика во многом близка к игровой мето­дике, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются следу­ющие:

    интересность, увлекательность процедуры методики для дан­ных клиентов;

    личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Заметим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то для повышения к ним интереса следует провес­ти другую методику (например, укрепить эмоционально-довери­тельный контакт с клиентом или рассмотреть другие, более про­стые и понятные проблема, все это может стать основой для об­ращения к первоначальной, более сложной проблеме);

    добровольность участия клиентов в процедуре данной методи­ки (как известно, «насильно играть не заставишь», и тем более насильно не активизируешь, так как есть риск вызвать у клиента прямо противоположные реакции);

    двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, раз­говоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных дей­ствий. Например, профконсультант и клиент в воображении мо­гут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуа­ции самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных «пространств» самоопределения и т. п. Внеш­не это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, ко­торые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем боль­ше выражен такой воображаемый план действия, тем больше воз­можностей для подлинной активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными) условиями и дей­ствиям. Заметим, что профконсультация во многом предполагает работу с воображаемыми объектами - своеобразный «мысленный эксперимент» (например, планирование и рассмотрение будущей жизни клиента, о которой можно лишь только догадываться). Од­нако не все клиенты и не все консультанты готовы к такой (внут­ренней) активности, основанной на развитом воображении. И тог­да возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников консультаци­онного взаимодействия. Например, в обычных ситуациях (когда мно­гие ученики в классе не готовы к «мысленному экспериментирова­нию»), профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными «прихлопам» и «притопами»), и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действия­ми, потихоньку переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана;

    организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем, что в свою очередь, предполагает:

    выделение общей цели работы (если представления консуль­танта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);

    использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, ме­тоды, приемы, которые клиент может понять и наравне с са­мим консультантом использовать эти средства для рассмотре­ния обсуждаемых вопросов);

    обеспечение постепенного перевода средства решения про­блем во внутренний план действий клиента, т. е. профконсуль­тант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;

    в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения мно­гообразных профориентационных проблем. Но в основе активи­зации все-таки лежит специально сформированный интерес...

    Таким образом, активизирующая методика - это не просто «интересная» для клиента методика, но прежде всего методика, вооружающая клиента средством для самостоятельных действий.

    Если сравнивать активизирующую методику с игровыми мето­дами, то активизирующая методика - это более широкое поня­тие. Например, традиционная игра предполагает внешне прояв­ленные положительные эмоции, достаточно выраженные внешние действия (прикасания, перемещения и т.п.), а активизирующая методика может проходить внешне вполне спокойно и даже вос­приниматься со стороны как довольно «скучная процедура».

    Как уже отмечалось в предыдущих разделах пособия, активиза­ция направлена на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагает не только формирование у кон­сультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным сред­ством для планирования, корректировки и реализации своих про­фессиональных перспектив.

    Почти любая методика и форма работы обладает определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы опре­делить и использовать этот потенциал. Например, даже такая тра­диционно «неактивная» форма работы, как лекция, может ока­заться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая груп­па (если лекция проводится с умелым сочетанием вербальных и невербальных средств, по умело выстроенной и понятной логике изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию).

    Другой пример - беседа. При умелой организации, а также при внутренней готовности участников (уже созданной мотива­ции и т. п.) беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игро­вых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленное™ воображае­мого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в вооб­ражении разные варианты построения жизни клиента и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. К со­жалению, к такой работе готовы далеко не все клиенты и проф-консультанты, часто ориентируясь лишь на «конкретную помощь» в конкретной (однозначной) ситуации.

    И все-таки существуют методы, у которых активизирующий потенциал по сравнению с другими методиками представлен в более доступном и понятном для многих психологов и их клиен­тов виде. Такие методы и называются собственно активизирую­щими. Подробно активизирующие игры рассмотрены в других по­собиях .

    Допустимые стратегии:

    тестологическая (в основе - стандартизированные испытания профпригодности);

    информационно-просветительская (главная идея - вооружить кли­ента необходимой информацией, а там уж он «сам разберется»);

    рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно «рационально просчи­тать». Наиболее популярны сейчас разработка и использование компьютерных методов при принятии решения, что вполне обо­сновано при условии рассмотрения компьютера только как вспо­могательного средства;

    «глубинная», психоаналитическая стратегия , основанная на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося че­ловека и направление этих стремлений в позитивное русло (через сублимацию и т.п.). На наш взгляд, перспективно рассмотрение такого стремления как «элитарные ориентации» (ориентации на творчество и достоинство, с одной стороны, или же ориентация на псевдоэлиту, на внешние признаки жизненного «успеха», с другой стороны);

    «гуманистическая-психотерапевтическая», основанная на ува­жительном отношении к уникальности и целостности самоопре­деляющегося человека. При всей привлекательности и эффектив­ности многих психотерапевтических процедур следует признать, что гуманистические психологи «недооценивают роль социума в формировании личности» (по Б. В. Зейгарник), хотя самоопреде­ляется человек именно в пространстве общества и культуры. К со­жалению, многие клиенты-пациенты, у которых «осуществился личностный рост» на занятиях в психотерапевтических группах

    (о чем они любят радостно сообщать со странными улыбочками), часто неспособны понять, что происходит в окружающем мире;

    организационно-управленческая . В основе - реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических цент­ров, общественных организаций, предприятий, учебных заведе­ний и т. п., что, конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта. Даже если представить, что в условиях «рыночнодемократической» РФ это окажется реальностью, то следует по­мнить, что «система» предполагает и жесткий контроль, который часто осуществляется некомпетентными лицами. И тогда важней­шим условием эффективной работы становится способность кон­сультанта писать «нужные» для проверяющих отчеты без особого внутреннего напряжения и без внутренних компромиссов. При этом постепенно стремиться повышать психологическую (профориентационную) культуру различных проверяющих и администрато­ров;

    «частичные услуги», предполагающие ограниченную помощь, например только профдиагностика или только профинформирование, или помощь в принятии решения. Многие профконсультанты вынужденно работают в режиме «частичных услуг», так как не всегда возможно оказать полноценную помощь;

    идеологическая (воспитательная, мировоззренческая). В основе - предположение о том, что на жизненные выборы оказывают силь­ное влияние господствующие в обществе идеи. Например, идея «служения царю и отечеству» в дореволюционной России, или идеи «индустриализации», «освоения целины» и т. п. в советские периоды истории страны. Очень интересно понять, какие идеи господствуют в обществе сейчас (возможно, для каких-то масс людей это идея «накопительства любыми путями» или идея «по­скорее и подальше уехать из этой страны», а для каких-то людей - это стремление не потерять совесть в такой сложной ситуации). К сожалению, все это мало исследовано, но, может быть, это самое главное в профессиональном и личностном самоопределе­нии;

    «принудительная». Подобная стратегия - для особых случаев, например: при выборе рода войск для призывника, при распреде­лении работ среди заключенных. В ряде случаев это выбор профес­сии и места работы, которые явно не соответствуют высокой ква­лификации безработного в условиях развала производства. На пер­вый план здесь выходит помощь в обретении смысла даже в слу­чае самого непривлекательного и даже унизительного выбора;

    активизирующая стратегия , в основе которой лежит реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии явля­ется активная, творческая позиция самого профконсультанта, поскольку клиент и консультант фактически образуют единую систему и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать еди­ным субъектом решения профконсультационной проблемы.

    Нежелательные стратегии:

    стратегия «обмана». В консультационной практике нередко воз­никает проблема, кого «обманывать» - клиента или начальни­ка-заказчика (оба обязывают психолога работать определенным образом и строго наказывают за иные варианты работы)? Если не удается переубедить (или «просветить») заказчика или админи­стратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах рапортовать, что работа выполнена «как положено». Опыт показывает, что при некотором навыке это вполне достижимо. Опыт также показывает, что начальство иног­да догадывается о «хитрости» психолога, но не наказывает его, так как он соблюдает «правила игры» и не стремится публично доказывать, что начальство ведет себя неправильно и некомпе­тентно;

    стратегии «самообмана». Здесь психолог оказывает неполно­ценную помощь или просто «манипулирует» клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе. Часто основой такого оправдания является «полное удовлетворение» кли­ентов, которые несут психологу-манипулятору цветы, восторженно рассказывают о нем своим знакомым и т. п. Можно выделить не­которые варианты «самообмана»:

    директивное консультирование , особенно наиболее коварная его форма, когда психолог ласково улыбается клиенту, но про себя думает: «Все равно, ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе скажу». Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, создает атмосферу безоговорочного доверия и буквально «вьет из него веревки». При этом сам клиент зачастую бывает в восторге от того, что работает с таким знающим и приятным специалистом.

    игра в «терапию». Например, подростка в центре профориента­ции сразу же отправили в психотерапевтическую группу, после занятий в группе подросток заявляет: «Вообще-то было интерес­но, но я как пришел со своей профориентационной проблемой, так и ушел с ней». Но в целом подросток доволен и консультанта сложно упрекнуть в непрофессионализме (его позиция - «Спро­сите у детей, они вам скажут, понравилась им моя помощь или нет»);

    «адаптивно-манипулятивная». Главная проблема здесь: как профконсультанту не позволять манипулировать самим собой. Напри­мер, в случае, когда клиент или мама клиента уже решили сделать какой-то явно неудачный выбор и буквально навязывают его пси­хологу (сам приход к психологу - это скорее подтверждение соб­ственной правоты и одновременно перенесение ответственности на психолога-консультанта, если он «согласится» с клиентом).

    Большое значение для человека имеет профессиональное самоопределение, ведь от этого зависят многие аспекты его жизни. Существуют определенные этапы формирования, которые проходят все люди, и проблемы, возникающие на этом пути. Есть важные советы, помогающие не ошибиться.

    Выбор профессии – профессиональное самоопределение

    Начнем с термина, так под профессиональным самоопределением понимают личный выбор человека в профессии для успешной реализации на . Для этого проводят анализ своих интересов и талантов. Профессиональное самоопределение личности связано с жизненным самоопределением. Родители, учителя и психологи должны предоставить ребенку максимум информации, помогая тем самым ему принять решение. Выбор профессии – важный и сложный момент, поскольку приходится балансировать между индивидуальным и социальным, желаемым и необходимым.

    Основы профессионального самоопределения

    Главная цель ориентирования заключается в формировании готовности осознано, и без натиска со стороны спланировать будущее, и реализовать желаемое. Профессиональное и личностное самоопределение направлено на предоставление информации о разных профессиях, анализ выбранных вариантов и поддержку в выборе. Помощь может исходить со стороны учителей, родителей, психологов и других специалистов.


    Этапы профессионального самоопределения

    На самом деле человек может определяться в профессиональной деятельности на протяжении всей жизни. Существуют определенные типы и уровни профессионального самоопределения:

    1. Дошкольный этап . На мнение ребенка влияют окружающие. Развивать навыки можно благодаря разным кружкам и секциям. Родители должны мотивировать ребенка к успехам в учебе.
    2. Подростковый этап . Очень важный этап, поскольку подросток уже разделяет деятельность, которая ему нравится, а какая – нет. У ребенка уже формируется мнение по поводу разных профессий, но вот образ будущей занятости сформирован еще нечетко. Кроме этого, происходит гендерное разделение направлений.
    3. Юношеский этап . Продолжается этот этап с 16 и до 23 лет, и человек находится на грани, когда следует сделать выбор деятельности. Профессиональное самоопределение наступает, когда старшеклассник получает среднее образование и должен выбрать продолжать учебу или же идти на работу. На этом этапе человек реально оценивает ситуацию и уже серьезно задумывается о выборе. Взрослые оказывают свое влияние.
    4. Этап взросления . Сюда входят люди, которые закончили обучение и уже работают. Человек анализирует свою деятельность и думает о построении карьеры. К 30 годам проблемы профессионального самоопределения становятся особенно актуальными, и к ним относят: работа не приносит удовольствие и не соответствует ожиданиям, может снижаться продуктивность, и возникают мысли о смене деятельности. Этап продолжается до выхода на пенсию.
    5. Пенсионный этап. Есть люди, которые не успевают реализовать существующий потенциал к этому времени, что приводит к ощущению деградации и тревоги. Профессиональное самоопределение проявляется в полезной общественной и социальной деятельности.

    Конфликты профессионального самоопределения

    Поскольку человек должен определяться самостоятельно, то возможные конфликты имеют внутриличностный характер. Они могут быть спровоцированы такими факторами:

    1. Несоответствие составляющих выбранного направления, например, успеха и финансовой стабильности, высокой самооценки и самоуважения, и так дальше.
    2. Сущность профессионального самоопределения требует совпадения деятельности человека и уровня его компетентности, в противном случае будет .
    3. Несовпадение собственных представлений о своих профессиональных достоинствах с реальностью. Основной фактор, провоцирующий конфликт – несоответствие самому себе.
    4. Противоречия, возникающие между возможностями, способностями и социальными ограничениями, связанными с возрастом, полом и так далее.

    Готовность к профессиональному самоопределению

    В психологии и педагогике готовность определяется сочетанием ряда факторов, которые отражают разные стороны человека: физическая подготовленность, психологическое состояние и так далее. Когда наступает готовность к профессиональному самоопределению (таблица критериев ее определения далее), то личность уже настроена на совершение действий, которые важны для достижения желаемой цели: создает необходимые условия, восполняет недостаток информации, посещает тренинги, составляет возможный план действия и так далее.


    Проблема карьеры в профессиональном самоопределении

    Специалисты выделяют одну основную проблему – трудности в выборе, которая проявляется у старшеклассников и у людей постарше. Для этого проводится самоанализ и проходятся разные варианты тестов, чтобы подобрать для себя лучшее направление. Профессиональное самоопределение и карьера страдают от быстрых изменений во внешнем мире. Это касается актуальности того или другого направления. Проблема профессионального самоопределения у взрослых людей связана с разочарованием в выбранном направлении.

    Психология профессионального самоопределения

    В этой науке под термином понимают выборочное отношение человека к определению будущей профессии и карьерной цели. Психологические основы профессионального самоопределения указывают, что человек должен отдать предпочтение конкретной деятельности с учетом возможностей и интересов. Это должно проходить осознанно. Психологи выделяют внешние и внутренние мотивационные факторы. Профессиональное самоопределение к первой группе относит: чужие советы, примеры других людей и стереотипное мышление. Основным внутренним фактором является персональная оценка труда.

    Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении

    Психологи утверждают, что при выборе профессии необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, поскольку они определяют наклонности человека, его положительные и отрицательные черты. От личных характеристик зависит ход выполнения работы и результат. При этом стоит заметить, что внутренний мир человека и профессиональное самоопределение связаны, но при этом самое главное: знания, умения, навыки и направленность.

    Методики на профессиональное самоопределение

    Существует большое количество методик, применяющихся для облегчения выбора профессии. Самостоятельно можно проводить анализ разных профессий, изучая о них информацию в сети, а еще прочитать книги по соответствующей теме. Методы активизации профессионального самоопределения, предложенные специалистами, могут иметь форму тренинга или личного общения. Для обоих вариантов используются разные игры и способы взаимодействия, чтобы максимально раскрыть потенциал и желания человека.

    Тренинг профессионального самоопределения

    Для помощи ученикам в определении будущей профессии специалисты организовывают специальные тренинги. На них можно узнать алгоритм профессионального самоопределения, получить информацию о самых популярных профессиях и помощь в будущем. Тренинги включают разные упражнения, направленные на моделирование перспектив профессионального и личностного развития. Кроме этого, участники получают мотивацию в достижении успеха.

    Профессиональное самоопределение – книги

    Есть много полезной литературы на эту тему, которая поможет разобраться в ней подробнее и сделать правильный . Популярностью пользуются такие книги:

    1. «Ступени карьеры. Азбука профориентации » И.Л. Соломин. Рекомендована эта книга для молодых людей, которые выбирают учебное заведение или профессию.
    2. «Психология профессионального самоопределения » Е.А. Климов. В книге рассказываются типы профессионального самоопределения, проблемы и даются многочисленные советы, помогающие не ошибиться в выборе.
    3. «Профориентация » Н.С. Пряжников. В книге можно узнать о личностном и профессиональном самоопределении, а еще в ней раскрыты вопросы этики, рассказано о консультировании и организации труда.

    Как известно, практическая методика является не только набором инструкций и стимульного материала для клиента, но и предполагает готовность консультанта использовать ее в реальной работе с учетом особенностей данного клиента, а также всей ситуации, сложившейся в данном учебном заведении (Пряжников, 1999, с. 50-51).

    Сущность профконсультациониой методики заключается в соотнесенности с основными компонентами схемы построения личной профессиональной перспективы (Пряжников, 1999, с. 21-24).

    Активизирующая методика во многом близка к игровой, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсуль- тациониой методики являются следующие.

    • 1. Увлекательность процедуры методики для данных клиентов.
    • 2. Личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Заметим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то для повышения интереса к ним следует провести другую методику (например, для укрепления эмоционально-доверительного контакта с клиентом или для рассмотрения других, более простых и понятных проблем, которые могут стать основой для обращения к данной, более сложной проблеме).
    • 3. Добровольность участия клиентов в процедуре данной методики (как известно, «насильно играть не заставишь», и тем более насильно не активизируешь, так как есть риск вызвать у клиента прямо противоположные реакции).
    • 4. Двуплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Например, профкон- сультант и клиент в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных пространств самоопределения и т.п. Внешне это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем больше выражен такой воображаемый план действий, тем больше возможностей для подлинной активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными) условиями и действиями. Заметим, что проф- консультация во многом и предполагает работу с воображаемыми объектами - своеобразный «мысленный эксперимент» (например, планирование и рассмотрение будущей жизни клиента, о которой можно только догадываться). Однако ие все клиенты и не все консультанты готовы к такой (внутренней) активности, основанной на развитом воображении, и тогда возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников консультационного взаимодействия. Например, в примитивных ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к мысленному экспериментированию) профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными «прихлопами» и «притопами»), и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, потихоньку переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана.
    • 5. Организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем, что, в свою очередь, предполагает:
      • - выделение общей цели работы (если представления консультанта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);
      • - использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать для рассмотрения обсуждаемых вопросов);
      • - обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий клиента, т.е. профконсультант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;
      • - в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем, но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес.

    Таким образом, активизирующая методика - это не просто интересная для клиента, но прежде всего вооружающая клиента средством для самостоятельных действий методика.

    Если сравнивать данную методику с игровыми методами, то активизирующая методика - это более широкое понятие. Например, традиционная игра предполагает внешне выраженные положительные эмоции, достаточно яркие внешние действия (прикасания, перемещения и т.п.), а активизирующая методика может проходить внешне вполне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно скучная процедура.

    Отдельно следует сказать о месте активизирующей методики в проф- консулътационном процессе. Работа профконсультанта может рассматриваться как своеобразное посредничество между самоопределяющимся клиентом и культурой, а в более простых вариантах - как посредничество между клиентом и организацией, профессией и т.п. (Пряжников , 1999 , с. 82-85). Но возникает вопрос о том, как, с помощью чего профконсуль- тант выстраивает свои взаимоотношения с клиентом, а также с культурой, миром профессий и другими пространствами самоопределения. Одним из важных средств построения таких взаимоотношений является активизирующая профконсультационная методика, т.е. методика сама становится своеобразным посредником между психологом, клиентом и пространством, в котором совершаются те или иные выборы.

    Если представить это образно, то активизирующая методика находится между пространством выбора, клиентом и профконсультантом. Понимаемая таким образом методика обеспечивает следующие важные условия организации профконсультационного процесса (Пряжникова , Пряжников , 2010, с. 275-276).

    • 1. Методика становится одинаково доступной как психологу, так и консультируемому клиенту: поскольку она занимает место «между» ними, появляется возможность не только делать ее более понятной для клиента и не только демонстрировать ее клиенту, но и постепенно переводить ее во внутренний план действий клиента, т.е. обучать его использованию методики при решении своих проблем, о чем уже говорилось ранее.
    • 2. Сведение к минимуму возможностей для манипуляции сознанием клиента.
    • 3. Хорошая активизирующая методика должна соотноситься с рассматриваемыми пространствами самоопределения (отражать их), что позволяет рассматривать ее как простую и понятную (для клиента и для профконсультанта) модель этого пространства.
    • 4. Профконсультант также получает дополнительные возможности для более творческой самореализации в своем труде: он может использовать данную методику по-своему (реализуя индивидуальный стиль трудовой деятельности), методика позволяет ему самому лучше осознать те или иные проблемы самоопределения (следует напомнить, что и профконсультант как творческая личность продолжает самоопределяться) и т.п.

    При рассмотрении места методики в профконсультационном процессе следует ответить и на вопрос о том, не должен ли сам психолог-консультант превратиться в методику для решения проблем своего клиента. Иногда говорят, что «главным средством работы психолога является его личность». Представленное понимание места активизирующей методики в профконсультационном процессе дает ответ на подобные вопросы: нет, сам психолог не должен превращаться в средство решения чьих-то проблем. Еще Э. Фромм писал о подобных ситуациях, когда человек превращается в средство для решения чужих проблем за деньги, называя таких людей «рыночными личностями» с «отчужденным характером» {Фромм, 1992). По Э. Фромму, главный девиз таких людей: «Я такой, какой я вам нужен для решения ваших проблем»; «Я такой, какой изволите».

    В нашем случае средством все-таки является активизирующая методика, которая не только помогает понять и разрешить проблемы клиента, но и способствует профессиональному и личностному росту консультанта, ведь если вспомнить К. Маркса, то главным результатом любого труда (включая и труд психологов-профконсультантов) является не столько произведенный товар, сколько сам человек.

    Основные формы (модели) активизации в профориентационной практике. В самом общем плане внешние и внутренние средства активизации могут быть представлены следующим набором:

    • - обаяние самого консультанта;
    • - психотерапевтический (а может быть, и профкопсультационный) миф, создающий основу для доверительных отношений между клиентом и психологом, а также вера клиента (а нередко и самого консультанта) в используемые методы и подходы к решению данных проблем;
    • - информационное воздействие (например, «ошарашивание» клиента впечатляющими фактами или какой-то неожиданной информацией, показывающей осведомленность психолога и его знание своего дела, а также стимулирование клиента к каким-то действиям);
    • - логическое воздействие на клиента (замечено, что такому воздействию чаще подвергаются люди с более развитым интеллектом, т.е. оно не всегда эффективно для всех без исключения клиентов);
    • - конкретная (особенно интригующая клиента) методика (в случае использования активизирующих методик создается реальная основа для подлинного диалога психолога с консультируемым);
    • - приглашение на профориентационные занятия других (авторитетных для данной аудитории) специалистов, например, в нынешней ситуации - тех людей, которые уже добились определенного профессионального и жизненного успеха (только бы у этих успешных людей нашлось время для общения с какими-то школьниками, да еще за чисто символическое «моральное вознаграждение»).

    В общем виде можно выделить традиционно используемые формы и методы активизации".

    • - индивидуальные беседы-консультации (с применением активизирующих вопросов, совместных технологий по анализу ситуаций самоопределения и т.п.);
    • - тренинговые процедуры (Банков, 2000 ; Лидере, 2009)’,
    • - профориентационные игры и упражнения;
    • - специально организованные дискуссии;
    • - использование элементов дискуссий-экспромтов в рамках лекций и семинаров (для большей эффективности обычно такие экспромты также специально готовятся);
    • - активизирующие опросники (со специальными вопросами, провоцирующими размышления о сложных ценностно-смысловых аспектах самоопределения);
    • - совместное с клиентом (или с классом) рассмотрение задач-ситуаций профессионального и личностного самоопределения;
    • - использование собственных примеров консультанта или преподавателя (часто такие примеры могут оказаться довольно интересными и убедительными для клиентов) и др.

    Если исходить из реальности профконсультационной практики, то можно выделить следующие обобщенные схемы (модели) активизирующего воздействия на клиентов и разные аудитории.

    • 1. Вариант «Прелесть». Общая схема активизирующего воздействия примерно следующая: сначала у клиентов вызывается состояние восторга, клиенты просто очарованы таким «прелестным» профконсультантом (консультант обычно демонстрирует свое обаяние, мастерство и эрудицию). После чего очарованные таким образом клиенты с готовностью воспринимают любые рассуждения и рекомендации психолога. К сожалению, достигнутый эффект очарования почти не оставляет возможностей для самостоятельных размышлений и переживаний клиентов, т.е. активизирующий эффект крайне низкий (хотя все при этом очень довольны).
    • 2. Схема «Проблемное обучение» предполагает специально созданные ситуации удивления клиента после того, как ему не удается решить предложенную задачу (внешне такую простую) своим обычным способом. Клиент сам обращается за помощью к консультанту, который с помощью системы небольших подсказок подводит клиента к самостоятельному поиску нового средства решения задачи. При удачной реализации данной схемы активизирующий эффект может быть достаточно высоким. Главная проблема - разработать системы усложняющихся подсказок под конкретные задачи-ситуации.
    • 3. Схема «Незавершенное действие» предполагает первоначальную интригу со стороны психолога и даже начало совместной деятельности по решению данной проблемы (осмыслению ситуации самоопределения). Но в самый интересный момент, когда у клиентов уже возникло ощущение, что они на правильном пути, работа прекращается. Расчет на то, что уже включенные в деятельность клиенты продолжат ее за рамками занятия или консультации. Здесь активизирующий эффект может оказаться значительным. Важно лишь выбрать удачный момент для резкого прекращения совместной работы.
    • 4. Схема «Психолого-педагогический поступок» профконсультанта. Сначала следует заинтриговать клиентов (учащихся) какой-то важной проблемой (обычно ценностно-нравственного плана). Далее преподаватель якобы невзначай начинает размышлять вслух в присутствии аудитории. Предполагается, что такие размышления носят нешаблонный и в чем-то даже парадоксальный характер, что может вызвать у клиентов первоначальное непонимание и, возможно, элементы агрессии (ведь известно, что любое серьезное отклонение от существующих шаблонов и стандартов осуждается, в том числе и в подростковых аудиториях). Поэтому проводить такую работу следует очень осторожно, также рассчитывая при этом на отсроченный эффект. О необходимости включения ценностно-нравственной проблематики в профориентационную работу писали многие авторы (Головаха , 1988; Пряжников , 1999 , с. 76-103; Чистякова , Родичев , 2012 и др.).
    • 5. Схема «Специально организованная дискуссия». Предполагается, что психолог сначала должен заинтриговать учеников определенной проблемой, т.е. спровоцировать желание обсуждать ее. Но, как известно, импровизированное обсуждение часто превращается в хаос (редкие исключения относятся к «культурным» аудиториям). Поэтому очень важным условием реализации такой схемы является совместная выработка правил совместного обсуждения. Другим условием становится выделение наиболее спорных вопросов и разных точек зрения (из-за которых обозначается разногласие). Наконец, важно и такое условие, как специальная подготовка участников дискуссии. Естественно, при проведении таких дискуссий профконсультант не должен открыто поддерживать какую-то из спорящих сторон, позволять себя эмоционально втягивать в спор. Его задача - лишь организовывать процесс совместного размышления. Напомним также, что результат дискуссии - это не столько получение окончательной истины, сколько сам факт совместного размышления над сложной проблемой, прояснение своих позиций и знакомство с иными точками зрения.
    • 6. Схема занятия, близкого к «тусовке». В основе работы лежит создание особой атмосферы элитного (или псевдоэлитного) обсуждения тех или иных проблем самоопределения. Обсуждение обычно организуется со ссылками на популярных в определенной среде авторов, с использованием изысканных (или псевдоизысканных) выражений и интонаций, а также с легким жонглированием сложными научными (или псевдонаучными) терминами и понятиями. Надо быть реалистами и признать факт существования немалой группы клиентов, которым важен не столько результат размышлений над проблемами самоопределения, сколько сам процесс таких размышлений, где наиважнейшим становится внешне эстетическое («тусовочное») оформление подобных обсуждений. Стремление к такой псевдоэлитарности можно объяснять разными причинами (стремление самоутвердиться, недостаток настоящей внутренней культуры и самоуважения и т.п.), но это также может рассматриваться как один из вариантов работы с определенными группами клиентов.
    • 7. «Академическая схема» построения взаимоотношений с аудиториями (или с клиентом) предполагает логически обоснованное и в чем-то даже методичное изложение разных позиций, их обобщение и четкие выводы. Для реализации такой схемы и получения желательных активизирующих эффектов необходима подготовленная аудитория, что в большинстве случаев является редкостью. В гл. 3 уже говорилось о такой характеристике активизирующей методики, как двуплановость действия. Так вот, академическая схема предполагает ярко выраженный план воображения и готовность аудитории работать с научными абстракциями. К сожалению, в большинстве случаев такая схема активизации оказывается непригодной для обычных аудиторий учащихся (хотя иногда бывают и исключения).
    • 8. Схема организации подлинного диалога с клиентом (или с группой). Опыт показывает, что часто для построения такого диалога все-таки требуется определенная подготовительная работа (определение готовности клиента к диалогу, создание мотивационной основы для диалога и т.п.).

    В целом возможными эффектами активизации профессионального самоопределения могут быть следующие:

    • - очарованный клиент (несмотря на внутреннюю зависимость такого клиента, он все-таки может проявить определенную активность хотя бы по реализации готовых рекомендаций профконсультанта);
    • - клиент, заинтересовавшийся данной профориентационной проблемой (о которой он раньше, например, вообще не задумывался);
    • - озадаченный клиент (например, если он раньше воспринимал ситуацию самоопределения как более простую и понятную);
    • - клиент, стимулированный на продолжение определенных действий по решению своих проблем (на основе эффекта незавершенного действия);
    • - клиент, вооруженный способом решения проблем определенного типа;
    • - клиент, стремящийся найти (построить) свой индивидуальный способ решения профориентационных проблем (например, все, что ему предлагал профконсультант, вызывало у него ироничное отношение, и он хочет быть лучше психолога и всей психологии; это почти идеальный результат);
    • - клиент, агрессивно настроенный но отношению к данному профкон- сультанту (например, психолог заставил его задуматься о том, что раньше данного клиента не беспокоило, т.е. «задел за живое»; здесь психологу важно хоть как-то контролировать свои взаимоотношения с такими клиентами, хотя главное достигнуто - клиент выведен из состояния равнодушия или излишней успокоенности по отношению к своей собственной судьбе).

    Проблема организации внутреннего диалога самоопределяющейся личности. Внутренний диалог - это обращенность человека к своим собственным проблемам, это развитое самосознание, рефлексия личности, своеобразный разговор с самим собой. Если исходить из того, что в основе самосознания лежит конфликтный личностный смысл, когда человек осознает свои проблемы и пытается их решить (Столин , 1983), то для решения проблем самоопределения формирование готовности к такому внутреннему диалогу является важнейшим условием эффективности профкон- сультирования. Развитая рефлексивная позиция личности предполагает внутреннюю активность самоопределяющегося человека, которая может иметься у него изначально, еще до обращения к профконсультанту, либо ее следует специально формировать.

    В первом случае, как уже отмечалось, активность может быть неорганизованной (сумбурной, нецеленаправленной), и тогда ее следует дополнительно осмыслить и направить в конструктивное русло. Во втором случае клиента следует активизировать, т.е вызвать у него интерес к себе, спровоцировать на размышления и переживания по поводу своего будущего, но, опять же, помочь клиенту самому направить эти размышления и переживания в конструктивное русло. Все это, так или иначе, предполагает обращение клиента к своему внутреннему опыту и переструктурирование его с ориентацией на решение задач самоопределения.

    Еще Аристотель, развивая идеи своего учителя Сократа о внешнем диалоге, одним из первых заговорил об обращенности человека к своему внутреннему опыту, к самому себе. При этом размышления должны были предполагать определенные правила и не быть неумелыми. Е. А. Климов, также размышляя о внутреннем диалоге, писал, что это «как бы взгляд на себя глазами других людей», и выделял важную роль «референтной (эталонной) группы» для самопонимания личности и формирования адекватного «я-образа» (Климов, 1997 , с. 140).

    В дополнение к референтной группе, а фактически - к разным референтным группам, влияющим на самопознание самоопределяющегося подростка, не менее важную роль должны играть и педагоги, и психологи, помогающие разобраться подростку в самом себе. Мы считаем, что роль педагогов и психологов будет усиливаться лишь тогда, когда они вместе с самоопределяющимся клиентом (подростком) чаще будут обращаться к проблемам поиска смысла жизни, преодоления внутренних преград на пути к уже обозначенным жизненным и профессиональным целям и преград, осложняющих процесс поиска и уточнения этих целей.

    Лучшим способом такой психолого-педагогической помощи является выработка культурного навыка совместных обсуждений и даже дискуссий по проблемам самоопределения. Культурный навык в данном случае предполагает отказ от сумбурных, эмоциональных размышлений и выводов, и, наоборот, использование логики, доказательности, опору на знания, а главное - уважительное отношение к разным точкам зрения. Это, по сути, навык научного размышления. Понятно, что не исключается определенная эмоциональность, проявляющаяся, например, в заинтересованности, увлеченности проблемами самоопределения. В специально организованных дискуссиях важна нс столько непременная победа в споре, сколько сам процесс заинтересованного и грамотного спора. Как известно, «побеждает в дискуссии (больше приобретает) часто не тот, кто переспорил своего оппонента, а тот, кто стал умнее, т.е. тот, кого переспорили». Лишь потом, освоив такой культурный навык, можно рассчитывать, что он будет постепенно интериоризироваться и переводиться во внутренний план действий, т.е. станет основой для самостоятельных культурных размышлений.

    Заметим, что формирование готовности к такому внутреннему диалогу слишком деликатное и тонкое дело. К сожалению, слишком много оказывается на подростка и других прямо противоположных воздействий, когда у него формируются навыки бескультурного спора (например, в подростковых компаниях, на экранах телевизора в так называемых дискуссиях- шоу и т.п.). Вполне возможно, что сразу после проведения дискуссий эффект нс будет заметен, и расчет здесь делается на то, что впоследствии подросток все-таки вспомнит свой опыт участия или хотя бы наблюдения за культурным разговором о сложнейших вопросах самоопределения.

    Методика профессионального самоопределения

    Для формирования групп педагогической направленности использовался тест Голланда «Методика профессионального самоопределения».

    Теоретической основой опросника профессионального самоопределения служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж. Голландом. Её суть в том, что успех в зависит от соответствия условия типа личности и типа профессиональной среды. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.

    Типы профессиональной направленности личности

      Реалистический тип Интеллектуальный тип Социальный тип Конвенциальный тип Предприимчивый тип Артистичный тип

    Отбор в группы педагогической направленности прошли обучающиеся с преобладающими социальным, интеллектуальным и артистическим типом

    Психологические характеристики, особенности личности, способности

    Ориентация, направленность, предпочтения

    Профессиональная среда

    Конкретные профессии

    Активность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности

    Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение

    Техника, . Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации.

    механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, шофер и т. д.

    Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность

    Идеи, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения

    Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи

    физик, астроном, ботаник, программист и др.


    Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей

    Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем

    Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

    врач, педагог, психолог и т. п.

    Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей

    Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства

    Экономика, связь, расчеты, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных

    бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

    Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности

    Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике

    Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия

    бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т. д.

    Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие

    Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного , следования правилам и традициям

    Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения

    музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т. д.


    Результаты диагностики обучающихся 8-9 классов

    МОУ СОШ № 28 имени


    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен. Формы и направления деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.

      дипломная работа , добавлен 13.07.2014

      Возрастные особенности формирования личности подростка. Мотивация старших школьников в выборе профессии. Исследование проблемы профессионального самоопределения в ранней юности. Формы профориентационной работы в выборе профессии у старшеклассников.

      курсовая работа , добавлен 28.03.2016

      Сущность и содержание понятия "профессиональное самоопределение личности". Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников "Взгляд в будущее". Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

      дипломная работа , добавлен 09.02.2011

      Социально-педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного информационного пространства. Социальные последствия и общественная значимость проблемы деформаций профессионального самоопределения учащихся.

      курсовая работа , добавлен 18.12.2015

      Особенности взросления старшеклассников, а также характеристика, технология и оценка эффективности программы социально-педагогической помощи в их самоопределении. Опытно-экспериментальный анализ условий профессионального самоопределения старшеклассников.

      дипломная работа , добавлен 18.08.2010

      Взаимосвязь профессиональных самоопределения и мобильности учащихся с умственной отсталостью. Определение уровня знаний старшеклассников о профессиях, готовности к ее выбору, их профессиональных интересов. Значение трудового воспитания в развитии детей.

      дипломная работа , добавлен 14.10.2017

      дипломная работа , добавлен 05.01.2011

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»