От провинциального «труповоза» до крупнейшего IT-сервиса в России: создатель такси «Максим» никогда не надеялся на государство и опирался только на себя. Сервис начал экспансию в юго-восточную азию Кто директор такси максим

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Максима Белоногова сложно удивить. Работа в регионах с таксистами - занятие не для слабонервных. Google и «Яндекс» по запросу «Такси “Максим”» выдают криминальные сводки: в Абакане подожгли офис, в Нижнем Тагиле руководителю подразделения спалили машину, в Омске водитель задушил пассажирку, в Тамбове пассажир задушил водителя. Основатель службы такси «Максим» относится ко всему прагматично - во-первых, это Россия, во-вторых, «главное начать, всё остальное будет зависеть от упрямства, а мы очень упрямые».

Перед вами сервис такси №1 в России. «Максим» получает в 15 раз больше заказов в день, чем «Яндекс.Такси» (миллион в сутки против 60 000). Компания Белоногова стартовала в Кургане и теперь работает в 89 городах России. Её ближайший конкурент - «Рутакси», приложение служб «Везёт» и «Лидер», - работает в 82 городах. Конкуренты, чиновники и лоббисты обвиняют «Максим» во всех смертных грехах (комментарий «Секрету»: «Вы пиарите крупнейшего организатора нелегального извоза в России!»). Белоногов же открывает новые филиалы - а с 2014 года вышел за пределы страны.

Предприниматель не давал интервью, но его бизнес стал слишком большим, чтобы оставаться незамеченным. По нашим подсчётам, оборот компании составляет не менее 10 млн рублей в день. «Секрет» рассказывает историю такси «Максим» и его основателя.

Старт

Сложно поверить, что на этого парня в бейсболке, джинсах и рубашке в клетку работает почти 4 000 человек. У «Максима» столько же сотрудников, сколько у градообразующего предприятия Кургана - завода, выпускающего боевые машины пехоты. Если же прибавить к штатным сотрудникам «Максима» водителей, которые в данный момент колесят по улицам разных населённых пунктов, получится небольшой город, сравнимый с тем же Курганом (около 300 000 человек). На создание этого микромира у основателей ушло чуть больше десяти лет.

Белоногов начал работать в старших классах - перед выборами знакомые предложили ходить по квартирам и агитировать за ЛДПР. Дело непыльное, но требует настойчивости - в девяностые неожиданных звонков в дверь остерегались больше, чем сейчас. На вырученные деньги Максим покупал сигареты LM. Одноклассники ему завидовали.

Знакомый Белоногова работал в спецбригаде при больнице скорой помощи. Бригада забирала тела умерших после того, как медики констатировали их смерть. «Труповозы пили безжалостно, и напарник моего товарища часто не появлялся на работе», - вспоминает Максим. Однажды напарник запил, и товарищ привёл Максима к директору и попросил оформить 15-летнего подростка новым помощником.

Максим официально работать не мог, но мог получать чаевые. Белоногов рассказывает, что это основной заработок труповозов - когда у человека умирает родственник, он отдаёт деньги специалисту, чтобы тот довёз тело спокойно, осторожно, будто это имеет значение. Рабочих смен было немного, но на LM по-прежнему хватало.

Весной 1996 года, когда Белоногов сдавал тренировочные экзамены перед поступлением в Курганский университет, случилось несчастье - его мать умерла в день первого экзамена по русскому языку. Отец умер раньше, когда ему было девять. Они остались вдвоём со старшим братом, который тоже страдал от безденежья.

На пособие по потере кормильца Белоногов приобрёл компьютер Pentium 100 и принтер. С сокурсником Олегом Шлепановым (позже стал партнёром в «Максим») они скачивали рефераты в Фидонете, распечатывали и продавали. Параллельно торговали газовым оборудованием для автомобилей и популярными радиотелефонами с определителем номера «Русь».

На втором курсе у Белоногова родилась дочь, а денег по-прежнему не хватало. Одним из главным блюд в семье была картошка с майонезом. Зато у партнёров появился первый наёмный сотрудник - дед-инвалид согласился быть диспетчером. Он мастерски уговаривал людей купить новые аппараты оптом и в розницу. Схема была такая: определить, какой телефон нужен заказчику, и быстро сбросить студентам на пейджер адрес доставки. Максим с Олегом сидели на парах в университете и обычно кто-то поднимал руку, отпрашивался в туалет, садился в машину и доставлял заказ. Багажник был набит телефонами.

В начале нулевых бизнес лопнул - в Курган пришли ритейлеры уровня «Эльдорадо». Стало понятно, что конкурировать будет сложно. Партнёрам и самим изрядно надоело быть перекупщиками - они учились на факультете автоматизации технологий, писали программы и хотели создавать что-то важное, а не работать курьерами.

Знакомый Белоногова, работавший в пейджинговой компании, предложил открыть похожий бизнес. Короткая, но яркая эра пейджеров была в разгаре. В Шадринске - 140 км от Кургана, 80 000 жителей - не было своей пейджинговой компании. Правда, как только компаньоны решили открыться по франшизе московской Mobile Telecom, особенности российского бизнеса проявились во всей красе - мгновенно нарисовались конкуренты. Пришлось договариваться: Белоногов пообещал им сделать пейджинговую компанию в Каменске-Уральском (175 000 жителей) и взять в долю.

Пока разбирались с этим проектом, эра пейджинга кончилась. Как вспоминает Белоногов, парни разозлились - «ах ты свинья, потратил наши деньги», - но сделать уже ничего не могли. В то время предприниматель редко появлялся дома, и однажды после месячного отсутствия четырёхлетняя дочь не узнала его и вместо «папа» обратилась на «вы». С тех пор он не оставлял семью надолго.

Такси

Пейджинговый бизнес был не таким уж прибыльным. Только в один месяц выручка пейджинговой компании оказалась достаточной, чтобы покрыть аренду офиса и зарплату сотрудников. Когда сотовые телефоны вытеснили пейджеры с рынка, на Белоногова уже работали восемь операторов посменно. Тогда партнёры решили сделать службу такси.

Расчёт был такой: люди, у которых есть деньги, покупают машины и на общественный транспорт в дальнейшем смотрят косо. При этом в России пьют много, значит, услуга такси будет востребованной. У знакомого в Кургане компаньоны нашли радиостанцию Alan 100, притащили её в Шадринск, водрузили на крышу пятиэтажки, а на первом этаже сняли офис.

Тогда поездка на такси стоила дорого. «Таксисты арендовали в частном доме комнату, сидели кружком, пили чай и отвечали на звонки сами по очереди, - вспоминает Белоногов. - Я им предложил свою ценовую политику. Предложил поставить в машину радиостанцию. Они послали меня на три буквы». Белоногов понимал: чтобы услуга стала массовой, надо ощутимо снизить цены.

В 2003 году в Шадринске проходили выборы в Гордуму, Максим курировал кампанию одиозного миллионера Павла Федулёва. Миллионер выиграл, правда, потом сел в тюрьму на 20 лет за серию заказных убийств. В этой истории важно, что на кампании Максим заработал денег на подержанную «девятку». Ещё после выборов остались бесхозные рекламные билборды - на них предприниматель расклеил рекламу нового такси.

Партнёры дали объявление: требуются водители с личным авто. Таксисты набрались большей частью из отставных военных. Стало понятно, что на извозе можно заработать, но для этого нужно выйти за пределы Шадринска.

Фотография: Александр Алпаткин/«Секрет Фирмы»

Весной 2004 года партнёры «начали играть в такси» в Кургане. В Шадринске служба называлась «Шадринск», а здесь возникла проблема - такси «Курган» уже существовало. Однажды вечером бизнесмены пили пиво в редакции газеты «Нужные вести», где работал друг детства Белоногова, дизайнер Митя Скоков, а также редактор Евгений Катайцев (сейчас возглавляет рекламное агентство Белоногова «Бункер»). Парни долго думали, как назвать такси в Кургане, и наконец кто-то предложил «Максим» - есть такой мужской журнал, есть сигареты, запоминается легко, рифмуется с «такси». Скоков быстро нарисовал логотип с красными шашечками. Когда открылся шестой филиал, «Шадринск» переименовали в «Максим».

Кабель протянули из квартиры Олега в соседний подвал, чтобы сэкономить на установке телефона, и подключили радиостанцию. Диспетчер и таксист связывались по рации. Это работало как бухгалтерия в эпоху до «1С» - цифры записывали в тетрадку. Все заказы запоминали, время в пути вычисляли на глаз.

Требовалось программное решение. Компаньоны нашли через Фидонет программиста, который работал в Сбербанке и искал простора для творчества. «Деньги для него были смешные, но он решил поупражняться, что из этого получится», - ухмыляется Белоногов.

Знакомые в Кургане стали рассказывать другу другу о такси «Максим», и через три месяца компания взяла планку 100 заказов в день. По радио крутили рекламный ролик: стервозный женский голос произносил: «Такси «Максим» известно всем: 41-07-07».

Экспансия

В это время в разных регионах появлялись такси, которые работали по схожей с «Максимом» схеме. Таксопарки с собственными авто постепенно умирали. Им недоставало гибкости - содержание большого парка съедало слишком много денег. «Допустим, сейчас погода хорошая и машины в таксопарках никому не нужны, - поясняет Белоногов. - А если пойдёт дождь, они понадобятся - и их может не хватить». Этот сезонный фактор и периоды пикового спроса сложно учитывать.

В Краснодаре существовало такси «Сатурн», объединяющее водителей и таксопарки под единой диспетчерской. Максим и Олег поехали в гости, чтобы перенять опыт - на тот момент «Сатурн» открыл 17 филиалов в станицах с населением 30 000–40 000 человек.

Вернулись вдохновлённые и решили пойти в Тюмень, где жителей вдвое больше, чем в Кургане. Тюмень за первые полгода принесла денег больше, чем Курган и Шадринск вместе взятые (конкретные цифры партнёры не раскрывают). «Стало обидно, что столько времени потеряли, пока боялись вылезти из своей скорлупы», - вздыхает Белоногов.

Окрылённые успехом, компаньоны решили удвоить обороты и выйти в Челябинск. Логика была такая: в Шадринске живёт 80 000, в Кургане - 300 000, в Тюмени - 600 000, а в Челябинске уже 1,2 млн человек. Там «Максим» применил схему децентрализованного управления - не переносили офис целиком, а поставили директора на месте. Заказы принимала диспетчерская в Кургане. Если до этого компания держала водителей в штате, в Челябинске она начала работать как служба заказов, передавая заказы сторонним водителям.

Фотография: Александр Алпаткин/«Секрет Фирмы»

Этот подход себя не оправдал - то ли наняли директора-неудачника, то ли в городах-миллионниках сарафанное радио не работало (или работало по-другому). Стало ясно: нахрапом брать большие города не получится, нужен план. Два года партнёры не открывали новых филиалов, разрабатывали стратегию.

Антон Клементьев, гендиректор такси «Максим», вспоминает переломный момент: «Едем мы куда-то и обсуждаем, что дальше делать. Прозвучала фраза - надо уходить с раций и разрабатывать приложения». В 2007 году появилось первое приложение для водителей такси - для телефонов с разрешением 120 на 300 пикселей, на Java. Потом появилось и клиентское приложение. Правда, им почти никто не пользовался.

Спустя год ударил кризис. Жители Кургана, покупавшие автомобили в кредит, таксовали, чтобы отбить затраты, - это помогло развитию сервиса. Появился термин «кредитомобиль». «У меня складывалось впечатление, что одна половина города бухает, вторая её возит, а потом они меняются», - комментирует Белоногов.

В 2009 «Максим» открыл филиал в Москве. Чтобы вывести его на окупаемость, потребовалось шесть лет.

Конкуренты и претензии

«Мы протестный электорат собираем. Всегда же есть тёрки», - говорит Белоногов о водителях, которые работают с его сервисом. Как только партнёры выходят в регион, водители оценивают новые условия и часто начинают с ними работать. Недовольными остаются традиционные таксопарки.

В марте компании Приамурья написали письмо Путину, чтобы предотвратить распространение «незаконного бизнеса» в регионе. Местные такси не выдерживают ценового демпинга и сдают лицензии. Владислав Демидов, владелец такси «Онлайн» в Приамурье, считает: «Секрет “Максима” в том, что они ставят цены, которые вообще неприемлемы для перевозки, и не знают, что такое ДТП личных машин, медик и механик, штрафы контролирующих органов и так далее».

Это, в общем, правда - «Максим» считает себя IT-компанией, и действительно не переживает по поводу аварий или техосмотров, считая, что их экспертиза - софт и коммуникации.

Сервис встречал сопротивление и в других городах. Белоногов готов долго рассказывать такие истории.

Одна из них - как поджигали офис в Ангарске - больше похожа на анекдот: «Звонит директор из Ангарска айтишнику, говорит, что сгорел коммутатор. Айтишник думает, кто он такой, чтобы определить, что “Циска” сгорела. Говорит: как вы диагностировали, что она сгорела? Может, она исправная? Директор на это отправляет в MMS обугленный коммутатор - решайте сами, сгорела или нет».

Партнёры смеются. Происходит следующий диалог.

Шлепанов (оживлённо ): «В Тагиле тоже жгли машину».

Белоногов (удивлённо ): «Да? Уже сожгли? Мы недавно в Тагиле открылись».

Шлепанов: «Там ещё баннер наш закрашивали».

Белоногов: «А, говном-то мазали? Ну, нормальный процесс».

Самое сложное для служб заказа - соблюдать баланс между ценой, достаточно низкой для пользователя, и ценой, по которой таксисты ещё готовы работать. «Я думаю, мы развивались только за счёт того, что старались поддерживать минимальную цену поездки», - говорит Белоногов.

«Максим» берёт комиссию 10% за свои услуги, средний чек поездки - 100 рублей. Для сравнения: GetTaxi берёт 15%, по Москве средний чек - 400–500 рублей. Региональное такси может делать хорошую выручку только на объёме. Это «Максиму» неплохо удаётся. По подсчётам «Секрета», выручка компании за день достигает 10 млн рублей.

По словам Белоногова, «Яндекс» выходил к «Максим» с оффером - предлагал Москву в обмен на Россию. Партнёры посмотрели на их объём и отказались. «Яндекс» подтвердил «Секрету» факт переговоров.

«Яндекс.Такси» и GetTaxi работают только с таксопарками. «Максим», как и Uber, с которым борются власти Европы и Америки из-за нелегального извоза, - с частными водителями. «В этом сложность в регионах. Таксопарков, которые способны держать марку, не так уж много», - говорят в «Яндексе». Кроме того, «цены в регионах предельно низкие как результат демпинга нелегалов на некондиционных авто». Белоногов уверяет, что работать с одним таксопарками в регионах невозможно.

Основная претензия к службам такси вроде «Максим», «Лидер» и «Сатурн» в том, что они не несут ответственность за перевозки. «Эти диспетчерские заключают договоры с водителями как индивидуальными предпринимателями, фактически перекладывая всю ответственность за перевозку на них. В итоге риски оказываются на стороне водителей, которых ещё и прижимают низкими тарифами. И всё это до первого проблемного случая, ДТП или опоздания в аэропорт. Водители часто сами этого не осознают», - рассказывает Андрей Азаров, основатель сервиса Aerotaxi.

Кроме того, «Максим» обвиняют в слабой проверке водителей. Водитель из Ангарска Алексей говорит, что такси не проверяет водителей, «чтоб он был не наркоман и в психдиспансере не состоял». Белоногов признаёт, что контролировать таксистов сложно: «Водитель приходит, мы смотрим, в каком виде он себя принёс, осматриваем его машину». Но убийства таксистов происходят куда чаще, чем убийства пассажиров. Компания узнаёт об этом от полицейских и помогает им проводить расследования. «Раз он за рулём - он хотя бы трезвый», - объясняет Максим. Некоторые водители специально таксуют до восьми вечера, а потом просыпаются ранним утром, когда заказы от пьяных пассажиров иссякают.

С похожими обвинениями сталкивается крупнейший глобальный сервис по заказу такси - Uber. В сентябре 2014 года суд Франкфурта-на-Майне запретил одноимённое приложение, связывающее пассажиров с водителями, у которых нет лицензий. Uber, как и «Максим», обвиняют в пренебрежении безопасностью клиентов. Когда в Дели водителя службы обвиняли в изнасиловании пассажирки, по Индии прокатилась волна протестов против Uber. Приложение компании запрещали во Франции, Нидерландах, Бельгии, штате Невада и других странах, компания оспаривает решения судов.

Единственный прецедент, когда суд сработал не в пользу «Максим», случился в Белгороде. Службу признали «создающей опасность причинения вреда в будущем». Управление автомобильных дорог и транспорта Белгородской области потребовало запретить водителям работать с «Максим», потому что сервис не имел права предоставлять услуги такси, нет необходимых документов для осуществления перевозок. Оператор связи «МТел» отключил красивый номер 77-77-77, и в городе запретили рекламу «Максим».

«В Белгороде я ни с кем не общаюсь, у меня нет личных тёрок. Местные - сват, брат, кум - все друг друга знают. Видимо, там всё так устроено, что нужно отдавать долю», - говорит Белоногов. «Когда мы приехали на суд, нам так и сказали - а вы не боитесь приезжать сюда? Принципиальная позиция там - никого не пускать в город ни под каким предлогом».

По словам Белоногова, подобная участь уже настигла в Белгороде их главного конкурента, «Вези такси», который ушёл из города. Представители «Вези такси» отказались давать комментарии «Секрету». Сейчас телефонный номер в городе отключён, действует запрет на размещение рекламы, но люди продолжают заказывать такси через приложение.

Он не собирается уезжать из Кургана. Кроме такси предприниматель владеет небольшой кондитерской фабрикой «Славянка», туроператором Go! Touristic, лётным центром «Логовушка» (социальный проект развития авиации в области), рекламным агентством «Бункер» - всё это он приобрёл или открыл на доходы от такси.

В 2005 году Белоногов хотел баллотироваться в депутаты гордумы. Честно признаётся: хотел приобрести помещение, которое арендовали у администрации Кургана, денег на покупку не было, а депутатство могло помочь. Тогда Белоногов проиграл выборы и теперь говорит, что политика ему «не интересна вообще». Кстати, все три офиса компании в городе - в его собственности.

«По крупицам мы собираем весь Курган, многие из тех, кто что-то из себя представляет и по каким-то причинам ещё не уехал, работают именно здесь», - говорит Белоногов. Сотрудникам оплачивают трёхразовое питание, чтобы ничто не отвлекало их от работы.

«Куда дальше? - Белоногов подходит к стене с картой мира. - Вот. Сейчас мы ищем себя, как искали, когда открывали филиалы по России». В 2014 году компания запустила 22 подразделения, в том числе в Казахстане и Грузии. Скоро откроется офис в Болгарии.

«Максим» планировал хорошо заработать на Украине, но политические события испортили бизнес-план: «Танки стояли около нашего офиса в Мариуполе. Мы содержим филиалы, люди получают зарплату, там разруха, какое такси на фиг, им есть нечего».

Передел рынка такси идёт по всему миру. Власти принимают законы, определяющие работу служб заказа. Uber, который оценивают в $40 млрд, уже запрещали работать в Германии, Франции, Таиланде и других странах. Пока Белоногову удаётся расти назло врагам, и отступать он не собирается. Он очень упрямый - именно это помогло ему выжить в перманентной борьбе с обстоятельствами.

Фотография на обложке: Александр Алпаткин/«Секрет фирмы»

Всего за несколько лет мобильные технологии произвели революцию в нише такси, обострив конкуренцию до предела. Это изрядно облегчило жизнь пассажирам: время подачи машины сократилось в несколько раз, поездки стали куда дешевле.

Объем рынка такси

Демократизация цен на такси привела к росту рынка, который к 2015 году составил $9 млрд (это ноябрьская оценка аналитической компании Merku). Член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова с этой цифрой не согласна. По ее расчетам, объем рынка составляет не более $6 млрд, или около 420 млрд в рублях. Из-за кризиса количество заказов упало у разных перевозчиков на 40-50%, убеждена Серебрякова, и в этом году точно не будет расти.

«Объем рынка очень сложно исчислить, - признает основатель компании «Таксилёт» Михаил Виноградов. - Мы в своих расчетах ориентируемся на 1 поездку в сутки на 10 жителей городов-миллионников. То есть в Москве можно говорить примерно о миллионе перемещений в сутки».

Никто из игроков не хочет делиться данными о своих объемах. Рынок по большей части состоит из нелегализованных и никак не фиксируемых перевозок и участников. Из своего опыта работы в регионах мы вывели формулу: обычно суточный объем перевозок составляет 10% от населения города. Средний чек зависит уровня жизни и присутствия в городе сетевика (крупной сети диспетчерских - ред.). В миллионниках это 100-150 рублей, в городках - 60-80 рублей. Поэтому берем 15 млн поездок по стране в сутки, умножаем их на 100 рублей среднего чека и получаем 1,5 млрд рублей оборота в сутки. Примерно 20% этой суммы получают диспетчерские, примерно 1% - поставщики софта для такси. Это очень грубые цифры, но они могут служить опорой для понимания рынка, который невозможно точно оценить.

Основатель такси-сервиса Gett Шахар Вайсер прогнозировал , что в ближайшие 3-4 года российский рынок такси вырастет до $15-20 млрд, причем произойдет это за счет онлайн-сервисов. Другой участник рынка убежден, что эта цифра не отражает нынешних реалий и была озвучена Gett специально для инвесторов, чтобы показать потенциал и привлечь очередной раунд.

А руководитель Cat Taxi Геннадий Котов считает некорректным оценивать российский рынок такси в долларах из-за колебаний курса и того, что стоимость перевозок абсолютно не привязана к валюте. При этом он отмечает, что для Gett и Uber падение рубля крайне выгодно: внешние инвестиции дают им дополнительные возможности для демпинга в России.

Количество таксистов

В октябре 2015 года в России официально работало более 180 тысяч машин такси (собеседники Rusbase предполагают, что эта цифра охватывает только легальных водителей). В одной только Москве, по данным городского департамента транспорта, лицензировано около 55 тысяч водителей такси. Причем многие водители сотрудничают сразу с несколькими сервисами.

По оценке основателя «Таксилёта» Михаила Виноградова, в столице работает еще около 100 тысяч такси без лицензий, работающих по договорам фрахтованияэто когда агрегатор за деньги поручает частному водителю перевозку пассажира (причем договор может быть устным) - и это не считая тех, кто приезжает из области. «Количество нелегальных такси в зависимости от обстановки в стране может стремиться к количеству всех автомобилей», - отмечает основатель «Российской биржи такси» Виталий Махинов.

Агрегаторы vs. классические такси

На рынке такси работают две группы игроков: таксомоторные компании с собственным автопарком и агрегаторы услуг такси. Последние заключают договоры с таксопарками («Яндекс.Такси») либо с частными водителями, зарегистрированными как ИП (Uber, Gett, «Максим», «Лидер», «Сатурн»). По некоторым оценкам , на долю такси-сервисов приходится больше половины таксомоторных перевозок в Москве.

Полноценных таксомоторных компаний со своим автопарком и хозяйственной базой не более тысячи на страну. Что касается агрегаторов, они делятся на чистый онлайн (без офиса и диспетчерской - Gett, Uber, «Яндекс Такси» т.п.) и традиционные диспетчерские, которые имеют свои мобильные приложения («Максим» и прочие).

Агрегаторы считают себя IT-компаниями, которые помогают водителю и пассажиру найти друг друга. Формально они не подпадают под действие закона «О такси» - в нем просто нет понятий «диспетчерская служба такси» или «информационный сервис». Традиционные перевозчики обвиняют их в недобросовестной конкуренции: агрегаторы не несут ответственности за ДТП, безопасность пассажиров, опоздания в аэропорт и техническую исправность авто. Кроме того, уже попав в базу информационного сервиса, водитель может закрыть ИП, чтобы не платить налоги.

Ярослав Щербинин,

председатель межрегионального профсоюза «Таксист»

Приложения создают условия для незаконной деятельности, привлекая нелегальных перевозчиков. Это одна из главных составляющих их успеха. Нет учета и отчисления налогов за работающих водителей, нет требований по обеспечению безопасности, ответственности перед пассажиром в случае ЧП. Потребителей привлекают ценой на уровне себестоимости поездки. Большинство водителей не понимает убыточности такого вида деятельности и втягивается в эту пирамиду. Традиционным игрокам сложно конкурировать в таких условиях.

Михаил Виноградов,

основатель «Таксилёта»

Разумеется, старым владельцам такси обидно. Они десятилетиями пахали, рисковали, их били, жгли им машины, поджидали у подъезда, вымогали деньги, душили налогами. Они выжили, перенесли все это, стали лидерами. А теперь их парни в кедах жмут. Но сколько бы лучники не бастовали, они ничего не могут противопоставить автоматчикам.

Скрытные лидеры

В медийном поле царят известные столичные агрегаторы - «Яндекс.Такси», Gett и Uber. Но в масштабах страны уверенно лидирует тройка федеральных диспетчерских - «Рутакси», «Сатурн» и «Максим». Они предпочитают держаться в тени, не раскрывают показателей и практически не общаются с журналистами.

«Это реальные лидеры рынка, наверное, даже мирового, - рассуждает Михаил Виноградов. - По сути, это русские «уберы», причем эффективные и живущие без сторонних инвестиций». Истинными хозяевами рынка пока что остаются серые кардиналы в регионах, согласен руководитель Cat Taxi Геннадий Котов. По его словам, между федеральной тройкой и остальными участниками рынка - пропасть. По приблизительным оценкам, суммарно «Рутакси», «Сатурн» и «Максим» совершают около 4 млн перевозок в сутки. Их доли в этом объеме составляют 40%, 35% и 25% соответственно.

Так что конкуренции со известными столичными сервисами они совсем не боятся. «Яндекс.Такси», Gett и Uber занимают абсолютно микроскопическую долю российского рынка, - делится на условиях анонимности представитель одной федеральной сети. - Каждый из нас по отдельности совершает больше перевозок, чем все они вместе взятые».

Рулят не приложения

По прикидкам экспертов, в Москве доля заказа такси через приложения достигает 65-70% (с учетом мелких игроков), в Питере - не более 30%, в городах-миллионниках - не более 8%, а в глубинке - не больше 3%. Дело в том, что в регионах у населения гораздо меньше смартфонов, чем кажется из Москвы.

Кроме того, в регионах плохо с навигацией: мобильный интернет хромает в населенных пунктах с населением менее 200 тысяч. Это сильно затрудняет работу приложений - водитель просто не может найти пассажира. Таксисты в маленьких городках работают по старинке, с рациями. А «Максим», «Рутакси» и «Сатурн» процветают благодаря хорошо развитой диспетчеризации и интеграции с телефонией.

Для создания полноценного онлайн-сервиса в регионах нужно основательно вложиться в локальную картографию, чтобы уточнить карты сельской местности и улучшить навигационные возможности, считает член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова. Сейчас службы такси из глубинки опираются на местных водителей, которые хорошо ориентируются в родных краях. По словам руководителя Cat Taxi Геннадия Котова, онлайн не приходит в глубинку не из-за картографии, а потому что местные такси не торопятся делать приложения, пока не придет сильный конкурент (сетевик).

Портреты игроков

А теперь самое время немного рассказать о лидерах рынка онлайн-такси. Если вы считаете, что мы кого-то незаслуженно забыли - дополняйте список в комментариях.

Всероссийские лидеры

Rutaxi - мобильное приложение и система заказа такси служб «Везет» и «Лидер». Эта федеральная сеть диспетчерских работает в 90 городах России и 3 городах Казахстана (Алматы, Астана, Караганда). По прикидкам экспертов, на «Рутакси» приходится около 1,6 млн перевозок в сутки - это крупнейший игрок российского рынка. Сеть сотрудничает как частными таксистами, так и с таксопарками, избавляя их от необходимости содержать собственных диспетчеров. Приложение для заказа такси со смартфона «Рутакси», по их словам, запустили в 2011 году. Процент комиссии и количество машин «Рутакси» не афиширует.

В каждом городе у «Лидера» зарегистрированы отдельные юрлица, их вид деятельности сформулирован как «обработка данных». По данным ЕГРЮЛ, учредителем практически всех подразделений сети (в том числе ООО «Лидер» и ООО «Везет») значится уфимский предприниматель Виталий Безруков (кое-где вместе с партнерами). Судя по всему, именно он основал службу такси «Лидер» в 2003 году. В поле зрения медиа Безруков еще не появлялся. В 2012 году он участвовал во II Всероссийском съезде таксистов . Его фотографию можно увидеть на сайте уфимского авиаклуба:

«Сатурн»

Предприниматель Евгений Львов запустил службу такси «Сатурн» в городе Тимашевске (Краснодарский край) в 1998 году. Сегодня компания выросла в федеральную сеть такси, которая работает в 43 городах страны. Собеседники Rusbase подсчитали, что в сутки она совершает около 1,4 млн перевозок. Как и у конкурентов, у «Сатурна» в каждом городе зарегистрировано юрлицо, практически всеми владеет сам Евгений Львов. В 2012 году сеть запустила мобильное приложение TapTaxi для заказа машины без участия диспетчера.

В 2015 году Евгений Львов вместе с партнерами запустил в США приложение для вызова такси Fasten, которое будет конкурировать с самим Uber. В сентябре проект был запущен в Бостоне, а в этом году появится и в России. Знающие люди говорят, что у основателей проекта очень большие планы, которые заметно повлияют на рынок такси.

История компании началась в 2003 году с небольшой службы такси в городе Шадринске (Курганская область). Сервис запустил предприниматель Максим Белоногов.

Максим Белоногов

Сейчас компания работает в 114 городах России и еще 11 городах Украины (Мариуполь, Харьков), Казахстана (Актобе, Астана, Петропавловск, Уральск), Грузии (Батуми, Тбилиси, Кутаиси, Рустави) и Болгарии (София). В сутки ООО «Инфосервис» (юрлицо «Максим») совершает около миллиона перевозок. Судя по данным ЕГРЮЛ, в каждом городе у «Максима» зарегистрировано юридическое лицо. Учредителями региональных подразделений выступают Максим Белоногов и Олег Шлепанов.

«Максим» работает с частными водителями, с которых берет комиссию 10%. Они работают с фирменным приложением и диспетчерской службой (по телефону поступает 90% заказов). Средний чек поездки в сети составляет 100 рублей. За день компания зарабатывает 10 млн рублей, подсчитал в апреле «Секрет фирмы». В 2011 году из компании выделилось дополнительное направление - сервис по диспетчерскому обслуживанию таксомоторных компаний Taxsee .

«Максим» - лидер по количеству городов, но во многих из них он присутствует лишь номинально, уточняет критически настроенный источник Rusbase.

Столичные лидеры

Такси-сервис от «Яндекса» вышел на рынок в 2011 году. Это была инициатива сына основателя корпорации Льва Воложа. Сервис работает только с таксопарками - сейчас у «Яндекс.Такси» 450 партнеров, которые объединяют 30 тысяч машин. В апреле 2015 года они обрабатывали 60 тысяч заказов в сутки. Нынешние оценки варьируются от 100 до 200 тысяч поездок в сутки. Сегодня сервис доступен в 14 городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Сочи, Владикавказе, Новосибирске, Омске, Перми, Самаре, Туле и Воронеже. С 2016 года «Яндекс.Такси» является отдельной компанией в составе холдинга. Генеральным директором Яндекс.Такси стал Тигран Худавердян, который руководит сервисом с 2014 года, а до этого руководил направлением мобильных продуктов «Яндекса».

Тигран Худавердян

Расплатиться за поездку можно наличными или банковской картой. Комиссия для таксопарков составляет 11% + НДС, средний чек поездки в Москве - 533 рубля. Также агрегатор предлагает рынку профессиональный программный комплекс для служб такси «Яндекс.Таксометр», в который входит программа для таксопарков и мобильное приложение для водителей. Как указано на сайте продукта, к нему подключены 1000 компаний и 200 тысяч авто по всей стране. В январе 2015 года «Яндекс» купил сервис «Рос.Такси», который позволяет таксопаркам принимать заказы, координировать работу водителей и вести отчетность.

Израильский предприниматель Шахар Вайсер пришел в Россию со своим сервисом GetTaxi в 2012 году. Сейчас такси Gett (обновленное название) можно заказать в 10 городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Сочи, Екатеринбурге, Красноярске, Самаре, Ростове-на-Дону и Краснодаре. По Москве средний чек составляет 400–500 рублей, комиссия Gett равна 15%. Это больше, чем у «Яндекса», но и функционал у Gett шире - помимо агрегации и поддержки пользователей, компания занимается наймом и подготовкой таксистов.

Сервис работает с таксопарками и частными водителями, у которых есть лицензия на пассажирские перевозки. Всего в системе Gett доступно около 20 тысяч машин. Российское подразделение компании возглавляет Виталий Крылов.

Знаменитый американский стартап занялся российским рынком в конце 2013 года. Он работает с частными водителями, на машинах которых отсутствуют опознавательные знаки такси. Для подключения к системе Uber необходима лицензия. Данные о числе водителей и взимаемой с них комиссии Uber принципиально не раскрывает.

Сервис запущен в 7 городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Сочи. Российским офисом скандального единорога руководит Дмитрий Измайлов. «Нас интересуют все города с населением больше 100 тысяч человек», - рассказывал он в интервью Rusbase.

ООО «Сити-Мобил» - один из крупнейших столичных перевозчиков, который работает с частными водителями. Предприниматель Арам Аракелян вместе с партнерами создал компанию в 2007 году. Служба «Ситимобил» одной из первых внедрила софт для автоматизированного распределения заказов между ближайшими машинами, сократив время ожидания до 10 минут. Сейчас с ней работает более 20 тысяч таксистов, которые платят сервису 15% комиссии. «Ситимобил» - партнер «Яндекс.Такси», поэтому водители сервиса принимают заказы от обеих систем. В 2014 году «Ситимобил» доставалось 10% заказов Москвы. Также сервис работает в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Казани, а в дальнейшем планирует покорить страны СНГ.

«Российская биржа такси»

В 2008 году партнеры Виталий Махинов и Владимир Чирков запустили первый в России b2b-агрегатор заказов такси для таксопарков и диспетчерских служб - Российскую биржу такси (РБТ). История началась с 15 партнеров, которым предлагалось меняться «неудобными» заказами между собой. На данный момент к системе РБТ подключено более тысячи таксомоторных парков и диспетчерских служб, а также более 50 тысяч водителей. Каждый день через РБТ проходит более 10 тысяч заказов в день. Гендиректор РБТ - Руслан Калинов.

Что будет дальше?

Куда едет российский рынок такси? Опрошенные нами участники рынка сходятся на том, что на смену жесткой конкуренции приходит кооперация на почве инноваций. Причем в основе этих изменений лежит снижение издержек. Новые игроки приносят в отрасль свежие идеи и перетягивают пассажиров не у других такси, а у общественного транспорта (помогая его разгрузить). Они пересаживают на такси тех, кому оно раньше было не по карману.

Аутсорсинг и разделение ролей оптимизируют расходы компаний. Таксопарки будут отвечать за автомобили и водителей, гибкие технологические компании - за маркетинг, продажи и логистику. В регионах это будет реализовано тогда, когда там будет достаточно смартфонов. В такси приходят технологии и идеи из смежных рынков: грузоперевозок, навигации и мониторинга дорожного движения. Технологическое сотрудничество поможет преодолеть кризис отрасли такси, подчеркивают эксперты.

Соглашение нацелено на объединение усилий сервиса и региональной власти для дальнейшей легализации рынка такси. Сервис намерен поддерживать высокое качество, доступность и безопасность услуги такси, участвовать в обсуждении проектов отраслевых нормативно-правовых актов, предлагать меры стимулирования перевозчиков соблюдать законодательство о таксомоторных перевозках. Департамент, со своей стороны, заявил о готовности принимать во внимание экспертное мнение крупнейшего участника рынка, создавать условия, чтобы перевозчикам было выгодно получать разрешение на деятельность такси и работать легально.

Стороны начали подготовку соглашения после рабочей встречи заместителя директора департамента Евгения Дмитриева и руководителей крупнейших служб такси, которая состоялась в марте 2016 года.

Максим Шушарин, директор сервиса заказа такси «МАКСИМ»:

Мы заинтересованы в сотрудничестве только с легальными перевозчиками и делаем все в рамках своих полномочий, чтобы их было больше. Жители города видят, как много на улицах автомобилей с шашками и фирменной символикой нашего сервиса. Но усилий одной компании недостаточно. Многое зависит от правовой базы, условий для предпринимательства. Поэтому нужны совместные действия с органами власти, эффективные решения, которые могут приниматься только в диалоге власти и бизнеса. Отмечу, что за последние 2 года все наши предложения и совместные обсуждения с властями вылились в конкретные решения. Порядок и механизм того, что прописано в нормативной базе, переработан в довольно комфортные условия. В Курганской области - доступная стоимость получения разрешения, есть определенные преференции для лиц, получивших разрешения, и самое главное - это возможность ведения конструктивного диалога с властью. Региону удалось избежать непродуманных решений по установлению единой цветовой гаммы такси, облав на таксистов и прочего негатива. Аналогичные соглашения мы вскоре будем подписывать в Москве и Хабаровске.

Александр Константинов, директор Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области:

Взаимодействие органа исполнительной власти и крупнейшего оператора рынка будет способствовать созданию условий для легализации, повышения качества и безопасности перевозок. Подписывая соглашение, мы бы хотели навести порядок. В первую очередь, это выдача заказов только тем перевозчикам, которые имеют разрешение на деятельность такси. Те, кто перевозит пассажиров, должны болеть за свое дело и считать его своей профессией, а не подработкой на полчаса. Перед нами сейчас стоит дополнительная задача - организовать сеть стоянок для легальных такси, чтобы «перекрыть дорогу» нелегалам. Специально созданные рабочие группы уже наметили первые точки - это аэропорт и железнодорожный вокзал. Понимание необходимости данного шага есть у всех структур, в том числе и городских. Такси - это лицо города. Мы рассчитываем, что остальные службы такси на примере сервиса «МАКСИМ» тоже начнут легализовывать перевозки.

«Максим» - крупный сервис заказа такси. Компания активно развивается за пределами РФ и сейчас работает в 16 странах мира, с 2016 года расширяет сеть в формате франчайзинга, в том числе в зарубежных странах.

На данный момент работает более 200 франчайзинговых подразделений. В основе стратегии развития - стремление оказывать услуги мирового уровня в любом населенном пункте.

В отрасли пассажирских перевозок очень высокая конкуренция, особенно она ощущается в крупных городах. Заключая договор по франшизе «Максим» предприниматель получает возможность работать под известным брендом, что уже является значимым преимуществом в этом виде бизнеса. Итоговая цена франшизы «Максим» зависит от города, в котором планируется открытие, затрат на рекламу, аренду офиса, зарплату сотрудников.

Удобство покупки франшизы сервиса по заказу такси заключается в том, что данный бизнес позволяет управлять им из любой точки мира, контролировать ценовую политику и финансовые показатели компании.

У сервиса заказа такси «Максим» есть собственный колл-центр, но платить за его услуги придется отдельно - 5 рублей за звонок. Данная опция не обязательна и может быть невыгодна для партнеров из маленьких городов. Тем более, что франчайзи может предложить клиентам еще один способ заказа такси - мобильное приложение.

Требования к покупателю франшизы «Максим»

Главное - желание развиваться в данном виде бизнеса и наличие стартового капитала.

Остальные требования к покупателю обсуждаются в индивидуальном порядке с представителем компании.

Для сотрудничества необходимо:

  • Создать юридическое лицо (ООО или ИП).
  • Открыть небольшой офис.
  • Заключить договор с сервисом «Максим».
  • Оплатить паушальный взнос.
  • Получить эксклюзив на город.
  • Открыть филиал
  • Наладить работу бухгалтерии (самый простой способ – заключить договор с аутсорсинговой компанией).

Окупаемость франшизы

Окупаемость вложений во многом зависит от желания франчайзера развиваться, выбора города для запуска франшизы и многих других факторов. Кто-то заявляет об окупаемости за месяц, а кому-то необходимо пять-шесть месяцев.

Доход франчайзи – комиссия в размере 7,5% с каждого выполненного такси заказа, покупатели франшизы сами устанавливают размер своей комиссии. В основном партнеры устанавливают размер комиссии с учетом роялти, размер которого изменяется по мере развития франчайзи.

Гарантии франчайзера

Заключая договор по франшизе с сервисом «Максим» вы получаете эксклюзивные права на город, где решили открыть сервис.

В стоимость франшизы также входят:

  • красивый телефонный номер,
  • готовые рекламные материалы,
  • современное программное обеспечение.

Программа для руководителя позволяет настраивать тарифы, следить за выполнением заказа, видеть детальные аналитические отчеты о количестве заказов и водителей, времени ожидания автомобиля, выручке и других показателях. Для заказа такси предоставляется удобное мобильное приложение «Максим», а для работы водителей - приложение Taxsee Driver. Оба мобильных клиента доступны для платформ Android, iOS и Windows Phone и позволяют совершать все необходимые действия без участия оператора. Также франчайзи-партнер может пользоваться услугами крупнейшего в России контакт-центра: профессиональные операторы принимают заказы круглосуточно. Перед стартом специалисты сервиса проводят обучение для партнера и его сотрудников, а на протяжении всей работы обеспечивают поддержку по всем вопросам и бесперебойную работу технических систем.

Оставить заявку на приобретение франшизы можно .

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во

В Биробиджане вряд ли найдется человек, хотя бы раз не прибегавший к услугам сервиса вызова такси «Максим». Сервис удобный, особенно если использовать приложением для смартфонов.

Сейчас это крупнейшая IT-компания в сфере пассажирских перевозок в России, её оборот больше «Яндекс.Такси», «Uber» и «Gett», а саму компанию оценивают в 100 миллионов долларов.

В команде нашего проекта никто не задавался вопросом, как создавался «Максим». Были мысли, что скорее всего какие-то крупные коммерсанты из Москвы просто решили монополизировать рынок такси и стать доминантой в данной сфере.

К нашему удивлению, «Максим» оказался историей успеха одного очень простого и упрямого российского парня из провинциального Шадринска близ Кургана, который по своим стартовым возможностям для молодежи очень похож на Биробиджан.

Максим Белоногов — создатель такси «Максим» — рос в откровенно бедной семье. Отец умер рано. Мать тянулась как могла, сильно болела. Уже в школе Максим приторговывал газетами на улице, а также за деньги собирал подписи для партии ЛДПР.

В 11 классе он подрабатывал в местной скорой — забирали трупы умерших людей из домов и увозили в морг. Сотрудники скорой нещадно пили, и нередко выходить на смену было некому. Подрабатывал незаконно по устной договоренности со знакомым врачом. Максим сам признает, что нередко за вывоз тел брал чаевые.

После школы сам поступил в институт. В день, когда он написал экзаменационное сочинение, умерла мать. Максим остался со старшим братом.

На пособие по потере кормильца купили компьютер, стали распечатывать рефераты из интернета и продавать студентам.

На втором курсе ВУЗа он женился, в семье родился ребёнок. Подрабатывать пришлось усерднее: грузчиком по ночам, торговал газовым оборудованием и телефонами. Позднее с другом решили организовать пейджинговую компанию в Шадринске. Дело пошло хорошо, но пейджинг убила сотовая связь.

Оставшееся оборудование решили использовать для создания такси. Нашли в одном из подвалов помещение, посадили несколько операторов. У знакомых взяли радиостанцию для связи с водителями.

По сравнению с конкурентами, пейджинговое оборудование дало возможность организации многоканального дозвона — попасть на оператора клиентам было проще, свободных линий было достаточно, такси получалось вызвать быстрее. Клиентам это нравилось и бизнес начал развиваться.

Чуть позже компания переехала в квартиру-офис большего размера, операторов стало 20 человек, работали в небольшой комнате в нарушение всех норм трудового законодательства. Затем из Шадринска вышли в Курган, именно там сервис приобрел своё название «Максим» и логотип с красными и чёрными шашечками. Придумывали, кстати, за кружкой пива с друзьями где-то на квартире.

Со временем решили процесс приема заказов оцифровать. Нашелся айтишник из местного «Сбербанка» и написал простенькую программу по учету вызовов, расчету времени в пути.

В 2007 году попытались разработать приложение для смартфонов, но оно не пошло. К разработке этого продукта вернутся позже. Дальше поняли, что нужно выходить за границы Кургана, следующий офис открыли в Тюмени.

Потом ударил кризис, многие люди потеряли работу и стали таксовать, чтоб платить за машины, купленные в кредит. Тогда сервис расцвёл. Как рассказывает сам Белоногов: «У меня складывалось впечатление, что одна половина города бухает, а вторая половина её возит, потом они менялись местами».

Затем зашли в другие города и в столицу. Пришёл успех и деньги. «Максим» стал таким, каким мы его знаем, с оборотом в 10 миллионов рублей в день.

Как отмечает Максим Белоногов, свою первую хорошую машину «Toyota Camry» из салона он купил только спустя 4 года после запуска проекта — все свободные средства сначала вкладывались в дело. Сначала бизнес — потом роскошь.

На пути к успеху молодой человек всегда где-то подрабатывал, что-то предпринимал, чтобы вырваться из бедности, ступить на ступеньку выше. Предприниматель пришёл к выводу, что не бывает грязной или плохой работы. Любая работа, не связанная с криминалом и насилием над людьми, по его мнению достойна, чтоб ее выполнять.

Бизнесмен говорит, что был одинаково счастлив и когда за небольшую плату вывозил трупы на скорой, и сейчас, когда «Максим» планирует выйти на рынок Ирана, Ирака и Сирии.

Молодежи Белоногов советует ничего не бояться, а упираться рогом и идти до конца, тогда обязательно можно прийти к цели. Сразу успех не приходит. Ему на это потребовалось 13 лет.

Предприниматель утверждает, что никогда не связывался с государством и рассчитывал только на себя. Потом вспоминает, что пытался стать депутатом курганской гордумы, чтоб решить вопрос с приобретением помещений под офис. Но у него ничего не получилось. С тех пор ни с политикой, ни с властью предпочитает дел не иметь.

Получается скорее наоборот, в различных городах, куда приходил «Максим», чиновники, лоббируя интересы своих друзей из местных компаний по извозу, поднимали бучу и требовали запретить сервис. С компанией много судились.

Недавно «Максим» создал специализированный фонд помощи клиентам, пострадавшим в ДТП. Белоногов грезит развитием туризма в ямальской тундре и даже разработал специальный автомобиль-вездеход «Бурлак» для этого.

Головной офис компании по-прежнему находится в Кургане. Это крайне удивляет московских бизнесменов, которые приезжают в город для переговоров. Они не могут понять, зачем Белоногов продолжает сидеть в провинциальной, по московским меркам, дыре. Он улыбается и отвечает, что его всё устраивает и в небольшом Кургане для его дела есть всё необходимое.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»