Сущность каждой стратегии поведения. Правила поведения в конфликтах

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

На сегодняшний день проблема возникновения конфликтов является одной из самых важных и требующих повышенного внимания. В течение всей своей жизни человек сталкивается с множеством противоречий острых и спорных ситуаций и моментов решение которых не всегда проходит гладко и зачастую выливается в различные по степени негативные явления начиная с банальной драки или семейной ссоры до войн между государствами. Это связано с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия различных общественных структур и отдельных людей.

Наше общество оказалось не подготовленным к этой сложной ситуации. Ориентация на «бесконфликтное» развитие делало проблематику конфликтов не перспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области ее научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами. Попытки копирования опыта зарубежных конфликтологов, особенно в области социальных и производственных проблем не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях оказываются малоуспешными.

Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, что отрицательно влияет на психоэмоциональный настрой и чего по возможности следует избегать.

Но не следует забывать, что такого рода проблемы в нашей жизни касаются всех в общем и каждого по отдельности. Особую значимость конфликтные ситуации приобретают в условиях трудовых отношений, ибо здесь конфликты, если они окажутся неуправляемыми, могут не только дезорганизовать производство, но и привести к большим социальным потрясениям. Именно поэтому знание природы конфликтов, их типологии, особенностей, возможных способов разрешения представляется весьма важной задачей.

Целью данной работы является изучение конфликта, как особого социального явления. Основные задачи работы: понять сущность понятия «конфликт»; рассмотреть основные виды конфликтов; выявить причины их возникновения; изучить стратегии поведения в той или иной конфликтной ситуации с помощью сетки Томаса - Килмена.

1. Сущность понятия конфликта. Виды конфликтов

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, кото рое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - проводящие к конфликту непосредственно.

Однако сам по себе «одиночный» конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть «цепочка конфликтогенов» - их, так называемая, эскалация.

Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать так, что ущемляет интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания - вследствие объективных обстоятельств или случайности.

Конфликтные ситуации также могут возникнуть по инициативе оппонентов либо объективно. Кроме того, конфликтная ситуация может передаваться «по наследству», переходить к новым оппонентам. Она может создаваться оппонентами намеренно - ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но без определенной цели, а иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту.

Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, менеджер может потребовать, чтобы исполнитель постоянно находился в офисе туристической фирмы и «работал» с клиентами на месте. В другое время он уже выражает недовольство тем, что его сотрудник тратит слишком много времени на клиентов и не занимается маркетинговой деятельностью.

Внутриличностный конфликт может возникнуть также в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Например, подчиненный планировал в субботу - в свой выходной - какие-то семейные мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил ему, что в связи с производственной необходимостью он должен в субботу работать.

Межличностный конфликт. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт может проявляться также и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом.

Конфликт между личностью и группой. В производственных группах устанавливаются определенные нормы поведения, и случается так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Иными словами, между личностью и группой конфликт возникает тогда, когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы.

Межгрупповой конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты.

Кроме того, конфликты классифицируют еще и по степени проявления: скрытый и открытый.

Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый. Различают также случайные, стихийно возникающие, и хронические, а также сознательно провоцируемые конфликты. Как разновидность конфликта выделяют интриги. Под интригой понимается намеренное нечестное действие, которое выгодно ее инициатору и которое вынуждает коллектив или отдельного человека совершать определенные поступки, наносящие вред им самим. Интриги, как правило, тщательно продумываются, планируются, имеют свою сюжетную линию.

2. Двухмерная модель Томаса - Кил л мена

конфликт поведение киллмен

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная американскими психологами К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии . Ее авторы исходили из положения о том, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы и интересы соперника. Отражение этих интересов может происходить более или менее осознанно. Основываясь на результатах исследований, авторы установили, что чем меньше в конфликте осознаны интересы (свои и соперника), тем больше поведение участников насыщено мощным эмоциональным напряжением. В качестве стратегий авторы выделили пять способов конфликтного взаимодействия: уход, уступка, компромисс, сотрудничество, соперничество. Вид модели представлен на рис. 1. При анализе конфликтов на основе двухмерной модели Томаса - Киллмена следует учитывать, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств: человек находится в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом стиль других людей, а также природу самого конфликта.

Существует пять основных стилей разрешения конфликта, в основе которых лежит система, называемая методом Томаса-Килмен (метод разработан Кеннетом У. Томасом и Ральфом X. Килмен в 1972 году), Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль решенных конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта - несовпадением интересов двух или более сторон.

3. Стратегии поведения личности в конфликте

Приведем описание основных стратегий. Понятие стратегии - концептуальное понятие.

Стратегия поведения с конфликте - это программа и план действий, направленных на реализацию поставленной цепи в конфликте, другими словами - это решение задачи удовлетворения своей конкретной потребности, своего конкретного интереса в данном конфликте.

Тактика поведения в конфликте - это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые, в конечном счете, определяют стиль поведения человека в конфликте.

Современная теория конфликтов различает пять основных стратегий поведения: конкуренция, уклонение, сотрудничество, улаживание и компромисс. Если в системе координат отразить наиболее значимые принципы конфликтного поведения, а именно заинтересованность в достижении личных цепей и сохранении личных отношений, то можно графически показать место положения каждой стратегии поведения (см. рис. 1). Ниже представлены пять основных стратегий поведения в конфликте, каждой из которых для наглядности дано условное образное название, характеризующее основные тактические действия данной стратегии.

Уступка или приспособление выражается в стремлении сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы соперника путем сглаживания разногласий. При этом наблюдается готовность уступить, пренебрегая собственными интересами. Это выражается в уклонении от обсуждения спорных вопросов, в согласии с требованиями и претензиями. Эта стратегия может быть признана рациональной, если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с соперником.

Уход или избегание, уклонение предполагает стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Наблюдается стремление выйти из ситуации не уступая и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий и возражений противоборствующей стороне. Такое поведение уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, а сам он ориентируется на разрешение ситуации само собой.

Соперничество или противоборство, конкуренция выражается в стремлении настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, в занятии жесткой позиции непримиримости антагонизма в случае сопротивления. Могут быть формы соперничества, такие как применение власти, давление, использование зависимого положения соперника. Конфликтная ситуация и особенно ее разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения. Такая стратегия обычно применяется когда направленность на собственные интересы значительно превышает интересы соперничающей (конкурирующей) стороны. Однако, недостатком этой стратегии является возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.

Стиль конкуренции.

Как показывает сетка, человек, использующий стиль конкуренции, достаточно активная и в подавляющем большинстве идет к разрешению конфликта своим собственным путем. Она не очень заинтересована в сотрудничестве с другими людьми, зато способен на волевые решения. Человек пытается, в первую очередь, удовлетворить собственные интересы, не учитывая интересы других, побуждая их принимать свое собственное решение проблем. Для достижения своей цели, такой человек использует свои волевые качества, и если ее воля довольно сильная, то это ей удается.

Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль: - Конечный результат очень важным для человека, и она делает большую ставку на свое решение проблемы; - Человек имеет достаточно авторитета для принятия решения и очевидно, что предложенное ей решение - наилучшее; - Решение необходимо принять быстро, и человек имеет достаточно власти для этого; - Когда человек чувствует, что у нее нет другого выбора и ему нечего терять

К онкуренция - «Акула». Для такой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения в конфликте нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит несомненным победителем. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, обличенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия поведения «Акулы» редко приносит долгосрочные результаты - проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.

Тактические действия «Акулы»:

Жестко контролирует действия противника и его источники информации;

Постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами;

Использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением;

Провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки;

Выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.

При столкновении с таким типом поведения в конфликте нужно помнить, что «Акула» боится, когда о ней собирается информация, и старается перекрыть все информационные источники о себе, а также не хочет и боится открытого обсуждения проблемы конфликта, так как она ее не интересует, для нее важна лишь своя позиция. Вступая в конфликтный процесс, она предпочитает, чтобы другие избегали или улаживали конфликты.

Качества личности:

Нетерпение к разногласиям и инакомыслию;

Ориентировка на сохранение того, что есть;

Боязнь нововведений, неоднозначных решений;

Боязнь критики своего стиля поведения;

Использование своего положения с цепью достижения власти;

Игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях

Стратегия поведения - Конкуренция.

«Конфликтные привычки»:

Продолжаете доказывать человеку ошибочность его точки зрения;

Выражаете ему свое раздражение и демонстрируете его, пока человек не примет Вашу точку зрения;

Пробуете его перехитрить;

Предпочитаете криком решить проблему;

Станете искать союзников с цепью оказать на противника должное воздействие;

Твердо потребуете, чтобы ради соглашения противник уступил;

Можете прибегнуть к физическому или моральному насилию

Стиль уклонения.

Второй из пяти основных подходов к решению конфликтной ситуации реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для нахождения решения проблемы или просто уклоняется от разрешения конфликта. Этот стиль можно использовать, когда проблема, которой касаются, не очень важна для человека, если она не хочет тратить силы на ее решение, или когда она чувствует, что находится в безнадежном положении.

Ниже приведены наиболее типичные ситуации, в которых рекомендуется использовать стиль уклонения: - Напряжение очень велика, и человек чувствует необходимость ослабления напряженности; - Человек знает, что не может или даже не хочет решать конфликт в свою пользу; - Человек хочет выиграть время, возможно, для того чтобы получить дополнительную информацию; - Ситуация очень сложная и человек чувствует, что решение конфликта требует слишком много от нее; - Пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку открытие и обсуждение конфликта может только усугубить ситуацию.

В действительности, уход или отсрочка от разрешения конфликта может быть достаточно удачной и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

У клонение - «Ч ерепаха ». Эту стратегию поведения можно сравнить с поведением черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» - «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Это пассивно-страдательная установка жертвы, втянутой в конфликт обстоятельствами. Позиция жертвы привлекательна в силу определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему. За кажущейся беспомощностью может скрываться ощущение того, что проблема становится более желательной и приятной, чем риск и трудности, связанные с ее разрешением. Если жертве грозят насилие или ощутимые потери, она может оценить риск, связанный с изменением ее ситуации, как неприемлемо высокий. Трагедия этой роли и неспособность выйти из нее лежит в глубоко укоренившейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Чем вызваны эти установки? Жертвы учатся, как быть жертвами, у других жертв. Родители учат этому своих детей; авторитарные родители, учителя, руководители и социальные системы запугивают людей, заставляя их принять роль жертв. В некоторых случаях чрезмерно осторожные привычки постепенно приводят людей к роли жертвы, так как люди отказываются идти на изменение ситуации или самих себя, хотя при соответствующем подходе они могли бы вызвать положительные перемены сравнительно легко.

Стратегия поведения «Черепами» может быть, тем не менее, вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает прямых интересов человека или вовлеченность в него не отражается на его развитии. Такой шаг может быть также полезен, если он привлекает внимание к запущенной проблеме.

С другой стороны, такое поведение может толкнуть противника на завышение требований или ответный уход вместо принятия участия в совместном поиске решений, может также привести к непомерному росту проблемы. Нередко уклонение от конфликта сознательно или бессознательно применяется в качестве наказания, чтобы заставить другую сторону изменить свое отношение к конфликту.

Стратегия поведения «Черепахи» приводит к тому, что загоняются внутрь истинные причины и конфликт остается, он как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее.

Неразрешенный конфликт опасен тем, что воздействует на подсознание и проявляется в нарастании сопротивления в самых различных областях, вплоть до заболеваний.

Тактические действия «Черепахи»:

Отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;

Избегает применения силовых приемов;

Игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их;

Отрицает серьезность и остроту конфликта;

Систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.

Качества личности:

Застенчивость в общении с людьми;

Нетерпение к критике - принятие ее как атаки на себя лично;

Нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»;

Неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.

Стратегия поведения - Уклонение.

«Конфликтные привычки»:

Прекращаете разговаривать с этим человеком;

Подавляете в себе несогласие с ним;

Становитесь в позу обиженного;

Ощущаете подавленность от непонимания с его стороны;

Переходите на сдержанный тон в обращении с ним и формальные отношения;

Скажете неприятные слова о нем, но не ему;

Намерены прекратить заботу о нем, поддержку действий, начинаний;

Мысленно вычеркиваете его из списка друзей или партнеров общего дела.

Стиль приспособления .

Третьим стилем является стиль приспособления. Он означает то, что человек действует совместно с другим, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Поскольку, используя этот подход, человек отодвигает свои интересы в сторону, то лучше так поступать тогда, когда вклад в данном случае не очень велик, или когда ставка на положительное решение проблемы не очень велика.

Стиль приспособления может напоминать уклонения. Однако, основное отличие в том, что человек действует вместе с другой, принимает участие в ситуации и соглашается делать то, чего хочет другой человек.

Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: - Человека не особо волнует то, что произошло; - Человек хочет сохранить мир и добрые отношения с другими людьми; - Человек понимает, что конечный результат намного важнее для другого человека; - Человек считает, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если она уступит своему желанию. Уступая, соглашаясь или «жертвуя» своими интересами в пользу другого человека, можно смягчить конфликтную ситуацию и установить гармонию.

Сотрудничество представляет собой поиск решений в конфликте, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Наблюдается содержательный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Такое поведение ориентировано не на отстаивание своих интересов любой ценой, а на поиск совместного решения. Сотрудничество рационально, если предмет разногласий имеет одинаково высокую ценность как для Вас, так и для соперника.

Четвертый является стиль сотрудничества. Используя этот стиль, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но при этом старается сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более долгой работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку человек с начала «выкладывает на стол» потребности и интересы обеих сторон, а затем обсуждает их. Этот стиль особенно эффективен когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает трудно определить источник недовольства.

С отрудничество - «Сова». Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. От противника ожидает ответного сотрудничества. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю… А Вы?». Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, то есть на работу с проблемой, а не с конфликтом.

«Сова» не принимает тактики избегания, так как уважает партнера, она не эксплуатирует слабости «Черепахи» и «Плюшевого медвежонка», потому что стремится к диалогу в решении проблемы. По отношению к «Акуле» она тоже ведет себя честно, противопоставляет ей мирные средства и здравый смысл. «Сове» свойственна установка на прекращение конфликта ввиду его эскалации, в случае необходимости она склонна к переговорному процессу, где всегда имеет веер предложений-альтернатив.

При использовании стратегии сотрудничества участники конфликта становятся равными партнерами, а не противниками, которые интересны друг другу как люди со своими индивидуальностями. Их всегда интересуют не только противоречивые потребности друг друга, но и их мотивация. Они стремятся к искренности в отношениях и максимальному доверию.

Партнеры признают свой конфликт, подчеркивая общую основу для взаимодействия, которой может стать даже одно желание вместе найти выход из создавшейся ситуации. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями - в интересах дела эмоции отбрасываются. В ходе поиска совместных решений партнеры могут интересоваться историей возникновения конфликта, но это не является самоцелью. Они трезво оценивают свои возможности и поэтому склонны к посредничеству, а в случае необходимости - к переговорному процессу.

Тактические действия «Совы»:

Собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике;

Ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений;

Обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается определить конфликт;

Если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.

Качества личности:

В любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности;

Положительно относится к новациям, переменам;

Умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на факты;

Использует свои способности для достижения влияния на людей.

Стратегия поведения - Сотрудничество.

«Конфликтные привычки»:

Признаете реально существующий конфликт без иллюзий, без недомолвок;

Не скрываете своих интересов, претензий и требуете этого от своего партнера;

Отказываетесь от своих имеющихся преимуществ, не злоупотребляете своим силовым потенциалом, так как предполагаете действовать с партнером на равных (паритетные социальные отношения);

Приглашаете партнера к совместному поиску решений конфликтной проблемы;

Честно принимаете на себя ответственность за удачу и неудачу в разрешении конфликта;

В случае неудачи стараетесь не стать врагами, а продолжать совместные поиски выхода из конфликтной ситуации.

Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях: - Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью отмежеваться; - Есть время поработать над возникшей проблемой; - Оппоненты хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и поработать над их решением; - Обе стороны имеют одинаковую власть и не замечают разницу в положении, чтобы «на равных» искать решение проблемы.

Компромисс представляет собой стремление урегулировать разногласия путем двухсторонних уступок. Выражается в поиске такого решения. Когда внешне никто не выигрывает, но и не проигрывает. В этом случае интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Такая стратегия ведет к уменьшению недоброжелательности, позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Вместе с тем есть вероятность появления неудовлетворенности «половинчатыми» решениями.

Стратегия поведения - Компромисс .

«Конфликтные привычки»:

Вы немного уступите, но для того, чтобы получить чуть-чуть больше (деляческий компромисс).

Было установлено, что особое место в оценке стратегий занимает ценность межличностных отношений (МЛО), с соперником. На практике мы встречаемся с ситуациями, когда относительно низкая ценность МЛО способствует или связана с различными деструктивными проявлениями в ходе конфликта и соответственно, выбором в качестве стратегии соперничества, проявляющегося в формах борьбы или принуждения.

Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той степени, в которой человек хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Если начать со стороны, на которой отмечены активные и пассивные действия, то, если реакция пассивная, человек будет стараться выйти из конфликта, если же активна, то человек будет пытаться решить его.

Верхняя часть сетки раскрывает совместные действия. Если человек отдает предпочтение совместным действиям, то она будет пытаться решить конфликт вместе с другим человеком или группой людей, которые в нем задействованы. Если же отдает предпочтение индивидуальным действиям, то она будет искать свой путь решения проблемы, или путь избежания ее решения.

В середине сетки находится стиль компромисса. Человек немного уступает своими интересами, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же. Иными словами, человек соглашается на частичное удовлетворение своего желания и частичное выполнению желания другого человека. Компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством.

Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен: - Обе стороны имеют одинаковую власть и имеют взаимоисключающие интересы; - Другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными; - Удовлетворение желания имеет для человека не очень большое значение, и оно может несколько изменить поставленную в начале цель; - Компромисс позволит сохранить взаимоотношения и получить хоть что-то чем все потерять. Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к любому решению.

Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенной ситуации.

Стратегия поведения - Компромисс.

«Конфликтные привычки»:

Предложите делить «конфликтный пирог» поровну;

Вам прежде всего нужны нормальные отношения на будущее (боязнь попасть под пресс давления своего противника дает выход на компромисс);

Вы немного уступите, но для того, чтобы получить чуть-чуть

У лаживание, уступк а -«ПЛЮШЕВЫЙ МИШКА». Для наглядности этой стратегии поведения в конфликте дано условное название мягкой игрушки, которая безо всяких усилий с нашей стороны дает нам ощущение тепла и мягкости. Стратегия улаживания в конфликте направлена на максимум во взаимоотношениях и минимум в постижении личных цепей.

Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите - только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь, так называемая «игра в прятки», но, конечно, до определенного предела, так как инстинкт самосохранения сильно развит у всех людей. Часто такой стратегии придерживаются альтруисты, иногда внешне, а иногда по убеждению. Здесь важно соотношение сип противников. Если соотношение сип не в его пользу и дальнейшая борьба не имеет смысла, то происходит переориентация на установку, девиз которой: «Сдаюсь на милость победителя».

Стратегия улаживания может быть разумным шагом, если конфронтация по поводу незначительных разногласий может вносить чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе или в том случае, если другая сторона не готова к диалогу.

В случае же серьезного конфликта стратегия поведения «Плюшевого мишки» приводит к тому, что не затрагиваются главные спорные вопросы и конфликт остается неразрешенным.

Тактические действия «Плюшевого Мишки»:

Постоянное соглашательство с требованиями противника, т.е. делает максимальные уступки;

Постоянная демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление;

Потакает противнику, льстит.

Качества личности:

Бесхребетность - отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях;

Желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений;

Идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют;

Преобладает тенденция отвлекаться при участии в беседе.

Стратегия поведения - Улаживание.

«Конфликтные привычки»:

Делаете вид, будто ничего не произошло;

Предпочитаете пойти на его условия ради мира;

Ругаете себя впоследствии за то, что не смогли ничего противопоставить;

Употребляете все свое личное обаяние, чтобы достичь цели;

Ничего не предложите для решения проблемы, но подумаете, как организовать интригу;

Сделаете все, чтобы скрыть свое раздражение, огорчение и бессилие.

Современным аналогом мирного, цивилизованного разрешения конфликта является стратегия поведения сотрудничества, все действия и «конфликтные привычки» которой проходят под девизом: «Я хочу выиграть только при условии, что выиграете и Вы». Чтобы эффективно использовать эту стратегию, нужно много работать над собой, так как в ее основе заложены не только высокая внутренняя культура человека, но и здравый смысл, взгляд на перспективу. Это надо постоянно учитывать и этому нужно постоянно учиться.

Заключение

В данной работе была рассмотрена сущность понятия «конфликт», виды конфликтов и стратегии поведения в конфликте при помощи двухмерная модель Томаса - Килмена.

В соответствии с этим можно сделать несколько выводов.

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Они могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно

В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта

Существует несколько типов конфликтов, каждый из которых обладает своими особенностями: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Существует пять основных стилей разрешения конфликта, в основе которых лежит система, называемая методом Томаса-Килмен

За основу здесь берется степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера, при этом выделяется пять основных тактик или стилей поведения. Это: избегание, уступка, противоборство, компромисс, сотрудничество.

Это лишь подчеркивает значимость умения управлять конфликтными ситуациями.

Список литературы

1. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов/ Хрестоматия по социальной психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.

3. Комаров Е. Организационные и дезорганизационные методы управления как составляющие организационной и дезорганизационной культуры предприятия // Управление персоналом. №11 2000.

4. http:// www.conflictology.com

5. http://ren.viptop.ru

6. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. (Серия «Учебники и учебные пособия»)/ Д.П. Зеркин/. Ростов-н/Д.: Феникс. - 1998

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность понятия конфликта как особого социального явления, его виды и причины возникновения; роль конфликтогенов, способствующих его развитию. Основные стили их разрешения. Стратегия поведения в конфликтной ситуации с помощью метода Томаса – Килмена.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2010

    Стратегия поведения в конфликте по модели К. Томаса, ее сущность и особенности. Место семейной психотерапии в процессе в работы с конфликтом. Условия реализации конструктивно-разрешающей психотехнической стратегии. Момент окончания конфликтной ситуации.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2013

    Определение понятия конфликта, его видов и причин, выявление основных стратегий поведения участников. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Стратегия уступки, ее направленность на межличностные отношения. Компромиссная стратегия поведения.

    реферат , добавлен 01.11.2013

    Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Сущность конфликта в отечественной и зарубежной литературе. Структура конфликта. Исследование стратегий поведения в студенческой группе. Анализ тактик поведения в конфликте.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2008

    Процесс взаимодействия людей в конфликтной ситуации, его направления и специфика. Общая характеристика и отличительные признаки моделей поведения сторон в конфликтной ситуации: противоборство, избегание, уступчивость, компромисс, сотрудничество.

    презентация , добавлен 19.10.2013

    Конфликт как психологический феномен, его сущность и причины. Стратегии конфликтного взаимодействия. Двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. Влияние психологических особенностей личности на поведение в конфликте.

    презентация , добавлен 23.04.2015

    Современное состояние изучения психологии конфликта. Связь темперамента и деятельности. Психологические теории темперамента. Стратегии поведения в конфликте. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Выявление влияния темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивная, деструктивная и конформистская, выбор адекватного способа обращения.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2015

    Определение сущности и содержания конфликта. Анализ поведения личности в конфликтной ситуации. Анализ особенностей конфликтных ситуаций в классном коллективе. Изучение различных стратегий поведения, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Конфликт и конфликтная ситуация. Формы и способы разрешения конфликтной ситуации. Периоды и этапы динамики конфликтов. Методы преодоления конфликтной ситуации. Стратегии поведения в конфликте. Факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликта.

По способу разрешения конфликты подразделяются на продуктивные (конструктивные) и непродуктивные (деструктивные).

Деструктивные конфликты - это конфликты, при которых разрушаются межличностные связи, резко снижается эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.

Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.

1. Соперничество - это открытая «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, в последствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.

2. Сотрудничество - это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех. Специалисты рекомендуют начать реализацию этой стратегии с фраз типа: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим» и т. п.

Доказано, что при выигрыше двух сторон они более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

3. Компромисс - это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например: желание занять одну и ту же должность).

Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.

4. Избегание - это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.

5. Приспособление представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а пережива­ния - сильнее, то эта стратегия является единственной для раз­решения конфликта.

Стратегия приспособления может применяться, если:

Вас не особо волнует случившееся, а предмет разногласия для вас не важен;

Вы осознаете, что правда на вашей стороне;

Вы чувствуете, что ваши шансы на победу минимальны;

Понятно, что ни одна стратегия поведения в продуктивном конфликте не может считаться лучшей, поэтому важно научиться эффективно использовать каждую из них, учитывая обстоятель­ства и ситуацию.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте сущность каждой стратегии поведения в продуктивном конфликте.

2. Какая стратегия характерна для вас?

Наиболее сильным препятствием к этому являются неэффективные стратегии поведения, которые выбирают люди в конфликтных ситуациях. Очень часто они видят только одно решение конфликтной ситуации - партнер должен отказаться от своей позиции и принять их точку зрения, признав их правоту и свою неправоту или вину. Если для человека это представляется единственно приемлемым выходом из ситуации, то он будет упорно отстаивать свою позицию, навязывать партнеру свою точку зрения, отрицая его аргументы. В сущности, он не ищет разрешения проблемы, для него уже существует только одно возможное решение - его собственное.

Иногда человек верит в то, что он абсолютно прав и не понимает, как другие этого не видят. Иногда ему мешает прислушиваться к аргументам другого привычка брать верх в споре, доминировать, желание быть всегда первым.

ПАРТНЕРСТВО

Приспособление сотрудничество

Компромисс

Избегание соперничество

НАПОРИСТОСТЬ

Рис. 1 Сетка Томаса-Килмена.


В каких-то ситуациях дело, возможно, в том, что партнер вызывает эмоциональный протест и желание с ним не соглашаться из-за неудачно выбранного им тона в данной ситуации или негативного опыта прежних отношений. На выбор не всегда эффективной стратегии могут оказывать влияние культурные и исторические стереотипы. Жесткие стандарты (в первую очередь идеологические) нашего прошлого, скорее ориентировали на нетерпимость, борьбу, бескомпромиссность (вспомните битвы за урожай, покорение природы, войну с преступностью - заметим, не лечение социальной патологии, а "уничтожение врага"...). И, напротив, упоминание о склонности к компромиссам фактически звучало обвинением в беспринципности. Эти представления наложили несомненный отпечаток на распространение "жестких" стратегий поведения в конфликтных ситуациях, полемике, ведении переговоров. "Отступить без боя" - поведение, которое если не осуждается, то нередко расценивается как признак слабости. Каждому хочется быть "сильным", и если общество видит "силу" не в умении пойти на компромисс, проявить сдержанность и т.д., а "в борьбе до последнего" - люди будут выбирать конфронтацию.

Таким образом, наиболее частыми препятствиями к эффективному поиску выхода из конфликтной ситуации являются: представление участниками выхода из конфликта исключительно в виде своей победы; подмена поиска удовлетворяющего обе стороны решения борьбой за свои интересы и представления; эмоциональные аспекты, препятствующие компромиссу или уступкам; отсутствие навыков ведения переговоров и выработки компромисса, тенденция к использованию неэффективных стратегий.

Табл. 3 Условия предпочтения основных способов поведения в конфликте (по Дж. Скотт "Способы разрешения конфликтов". - Киев, 1991)

КОНКУРЕНЦИЯ

Исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы.

· Решение необходимо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого. Вы чувствуете, что у вас нет выбора и вам нечего терять.

· Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

· Вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, и тогда кто-то должен повести их за собой.

· Вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для этого шага.

УКЛОНЕНИЕ

Напряженность слишком велика, и вы ощущаете необходимость ослабления накала.

· Исход не очень важен для вас или вы считаете, что решение настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы.

· У вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности. Вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу.

· Вы хотите выиграть время для того, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-то поддержкой.

· Ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком много от вас.

· У вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом.

· Вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему. Пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку вскрытие и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

КОМПРОМИСС

Обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы.

· Вы хотите прийти к решению быстро, потому что у вас нет времени или, потому, что это более экономичный и эффективный путь. Вас может устроить временное решение.

· Вы можете воспользоваться кратковременной выгодой.

· Другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными. Удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, вы можете несколько изменить поставленную в начале цель.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

· Вас не особенно волнует случившееся.

· Вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека.

· Вы понимаете, что правда не на вашей стороне.

· Вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или, считая, что он совершает ошибку.

СОТРУДНИЧЕСТВО

Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него отстраниться.

· У вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной.

· У вас есть время поработать над возникшей проблемой.

· Вы и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны.

· Вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.

· Вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга. Обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью, не замечают разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

5. "Трудные пациенты"

(Н.А. Магазанник Искусство общения с больными. - М., 1991)

"Неприятный" больной.

Случается, что некоторые пациенты вызывают у врача раздражение и неприязнь. Как же избавиться от таких чувств? Рассмотрим, типичный случай. Больной при повторных визитах говорит, что ему не становится лучше. Вы ожидаете благодарности, которая льстит и лишний раз подтверждает ваше мнение о себе как о хорошем враче, но вместо этого возникает неприятное чувство "осечки". Напрасно вы ищете все новые способы лечения - по-прежнему видите унылую физиономию и слышите жалобы. При этом речь идет не о раке в последней стадии или другом неизлечимом заболевании (это особая тема), а о такой болезни, которая обычно поддается терапии. Врач досадно начинает сердиться, больной становится ему неприятен как свидетель его бессилия. "Господи, хоть бы он оставил меня в покое!". Как ни странно, больной продолжает обращаться именно к вам, хотя вроде бы без всякой пользы для себя. Вот это обстоятельство и содержит в себе разгадку. В самом деле, зачем больные обращаются к врачу? Большинство, естественно, что бы вылечиться от болезни. Однако бывают и другие причины.

При трудной, горестной или одинокой жизни человеку нередко хочется облегчить душу, он жаждет хотя бы видимости участия. Есть другая категория больных. Для них каждый визит к врачу доказывает окружающим, что они серьезно больны и вынуждены постоянно лечиться. Среди них бывают эгоисты и люди, чрезмерно озабоченные своим здоровьем, которые регулярно обращаются к врачу. Однако часто за этим кроется неосознанное желание уйти от трудностей жизни, получить, так сказать, моральный больничный лист.

Иногда больной выводит врача из себя своей чрезмерной обстоятельностью и дотошностью, задает бесконечные вопросы, которые кажутся наивными. Такое поведение отражает его тревогу: он боится остаться наедине со своей болезнью и потому хочет запастись ответами на все возможные случаи. Листок с рекомендациями здесь также успокаивает больного: теперь у него есть спасительное руководство.

Итак, лицемерно скрывать антипатию к больному не стоит: это утомляет и вызывает раздражение, которое невольно проявляется во взглядах, жестах, словах; больной это чувствует, и атмосфера становится еще более тягостной. Гораздо разумнее и благороднее попытаться понять, в чем причина антипатии. Когда причина станет ясной, раздражение уйдет, и вы снова обретете тот душевный покой и благожелательность, без которых доктору нельзя работать.

"Упирающийся" больной (сопротивление выписке из стационара).

Большинство людей тяготится своим пребыванием в больничной обстановке: не говоря уже о собственном недуге и временной потере свободы, это сопряжено с повседневным зрелищем человеческих страданий, а то и смерти. Поэтому сообщение врача о предстоящей выписке обычно воспринимается с радостью. Однако изредка встречаются больные, на которых такая новость производит удручающее впечатление. В ответ они тотчас заявляют, что им вовсе не стало лучше, либо, что улучшение невелико и надо продлить лечение, либо предъявляют какие-то новые жалобы и требуют дополнительного обследования, либо в случае хронического заболевания просят задержать их в больнице до оформления инвалидности или до перевода в дом инвалидов и др.

Рассмотрим сначала причины и мотивы, побуждающие некоторых больных сопротивляться выписке.

1. Чаще это просто страх перед болезнью или ее возвратом. Ведь больница - это крепость, гарнизон которой днем и ночью оберегает больного от всех напастей и не дает болезни взять верх. Когда человек, уже привыкший к чувству безопасности, вдруг слышит, что "осада" снята и что можно покинуть "крепость", он невольно пугается. Ведь теперь придется самому бороться с болезнью, и его уже не будут окружать люди в белых халатах.

2. Следующая причина сопротивления выписке - чрезмерные надежды, которые больной возлагает на стационарное лечение. Например, больной госпитализирован по поводу бронхиальной астмы. Терапия была успешной, уже несколько дней нет удушья. Невольно ему начинает казаться, что эти замечательные врачи могут все, даже избавить его полностью от этой проклятой астмы: если его полечат как следует (т.е. достаточно долго), то он совсем выздоровеет... Но мы-то знаем, что эта его мечта пока неосуществима, даже если продержать его в больнице полгода.

3. Больной не хочет выписываться и в том случае, если больничная обстановка, на его взгляд, лучше домашней. Так, одинокий инвалид, которому уже давно трудно обслуживать себя, невольно отдыхает, попав в больницу, где его не только лечат, но и кормят, поят, окружают заботой. Точно так же трудно возвращаться домой, в семью старому человеку, если ему там не рады.

4. Наконец, изредка встречаются больные, не желающие уходить из больницы из-за чисто корыстных соображений. Так, пенсионер хочет подольше побыть в больнице, чтобы не тратить своей пенсии. В некоторых случаях длительная госпитализация позволяет больному пережить, переждать какой-то инфаркт дома или на работе либо помогает оформить пенсию.

Невротические расстройства в общеврачебной практике

"... в процессе обучения в медицинском институте внимание, как преподавателей, так и студентов направлено преимущественно на соматические болезни. Функциональные расстройства и неврозы рассматриваются бегло. У молодого врача невольно складывается впечатление, что, когда он начнет самостоятельную работу, главное - это не пропустить ранние стадии рака, туберкулеза, острого живота - т.е. лечить "настоящего больного".

Однако в повседневной жизни почти все больные оказываются "непонятными". Головная боль не укладывается ни в картину мигрени, ни менингита, ни невралгии тройничного нерва; при болях в животе нет симптомов язвенной болезни, холецистита, колита, непроходимости, перфорации... Английский врач Р. Гордон с юмором писал: "В первую же неделю я обнаружил, что большинство больных страдало от заболеваний, совершенно неизвестных медицинской науке. Меня озадачивали такие симптомы как "подкова давит на голову", "жаворонки в животе", "по спине бегают хорьки".

6. Тесты

6. 1 Тест "Конфликтная личность".

Инструкция: Выберите один из 3-х предложенных вариантов ответа.

01. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете:

а) не вмешиваетесь в ссору;

б) можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав;

в) всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения.

02. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:

б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;

в) всегда критикуете за ошибки.

03. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:

а) если другие вас поддержат, то да;

б) разумеется, вы будете поддерживать свой план;

в) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных.

04. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями:

а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят Ваши отношения;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам,

в) вы спорите со всеми и по любому поводу.

05. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:

а) считая, что и вы не хуже него, попытаетесь обойти очередь;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете свое негодование.

06. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите :

а) выскажетесь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;

б) выделите положительные стороны в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее;

в) станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибки.

07. Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете:

а) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;

б) говорите, что эта вещь безвкусна;

в) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого.

08. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете:

а) думаете: "Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных озорников?";

б) делаете им замечание;

в) если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали,

09. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а) в таком случае вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно;

б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;

в) это будет поводом для скандала.

10. Вы в доме отдыха администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того, чтобы выполнять свои обязанности:

не следит за уборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это:

а) да, но если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит;

б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;

в) вы вымещаете свое недовольство на младшем персонале: уборщицах, официантках,

11. Вы спорите с; вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку:

б) разумеется, признаете;

КЛЮЧ : ответ "а" - 4 очка; ответ "б" - 2 очка; ответ "в" - 0 очков;

РЕЗУЛЬТАТ :От 30 до 44 очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, легко избегаете критические ситуации. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?

От 15 до 29 очков. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, не взирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения. И за это вас уважают.

От 0 до 14 очков. Вы ищете поводов для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?

6.2 Тест Томаса на поведение в конфликте

Инструкция; Выберите в каждом случае одно из двух утверждений

01-А Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

01-Б Чем обсуждать то, о чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

02-А Я стараюсь найти компромиссное решение.

02-Б Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

03-А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

03-Б Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

04-А Я стараюсь найти компромиссное решение.

04-Б Иногда я жертвую своими собственными " интересами ради интересов другого человека.

05-А Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

05-Б Я

06-А Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

06-Б Я стараюсь добиться своего.

07-А Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

07-Б Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

08-А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

08-Б Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

09-А Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

09-Б Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10-А Я твердо стремлюсь добиться своего.

10-Б Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11-А Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

11-Б Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

012-А Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

12-Б Я

13-А Я предлагаю среднюю позицию.

13-Б Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14-А Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

14-Б Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15-А Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

15-Б Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16-А Я стараюсь не задеть чувств другого.

16-Б Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17-А Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

17-Б Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18-А Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

18-Б Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19-А Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

19-Б Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно

20-А Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

20-Б Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21-А Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

21-Б Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22-А Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

22-Б Я отстаиваю свои желания.

23-А Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

23-Б Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24-А Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

24-Б Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25-А Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

25-Б Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26-А Я предлагаю среднюю позицию.

26-Б Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27-А Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

27-Б Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28-А Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

28-Б Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29-А Я предлагаю среднюю позицию.

29-Б Думаю, что не всегда стоит, волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30-А Я стараюсь не задеть чувств другого.

30-Б Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

КЛЮЧ ДЛЯ ОПРОСНИКА

Соперничество:

03-А, 06-Б, 08-А, 09-Б, 10-А, 13-Б, 14-Б, 16-Б. 17-А, 22-Б, 25-А, 28-А;

Сотрудничество:

02-Б, 05-А, 08-Б, 11-А, 14-А, 19-А, 20-А, 27-Б, 23- А, 26-Б, 28-Б, 30-Б;

Компромисс:

02-А, 04-А, 07-Б, 70-Б, 72-Б, 13-А, 78-Б, 20-Б, 22-А, 24-Б, 26-А, 29-А;

Избегание:

01-А, 05-Б, 06-А, 07-А, 09-А, 12-А, 75-Б, 77-Б. 79-Б, 21-А, 27-А, 29-Б;

Приспособление:

07-Б, 03-Б, 04-Б, 77-Б, 15-А, 16-А, 18-А, 23-Б, 24-А, 25-Б, 27-Б, 30-А;

Оптимальный набор тактик - в "коридоре" от 5-ти до 7-ми баллов.

7. Тренинг общения

"С тех пор, как мы начинаем отдавать себе отчет в ситуации, мы перестаем быть прежними. Мужчина, который отдает себе отчет в своей одержимости, женщина, которая поняла, что нелюбима, рабочий, который осознал себя пролетарием. -все они уже не те, что были прежде, по крайней мере в той области, в которой это стало новым условием их поведения". (П. Фресс)


Похожая информация.


В ходе конфликта каждая из сторон ведет свою линию поведения, что может зависеть от многих субъективно-психологических факторов. По характеру принятия решений конфликт может быть логический, закономерный, случайный, нетрадиционный и даже парадоксальный. На принятие решений по выбору стратегии поведения в конфликте влияют две группы факторов.

Первая группа — ситуационные факторы , к которым можно отнести оценку возможного успеха выбранного способа действия, роль и социальный статус противоположной стороны, наличие необходимого времени для выбора наиболее успешных действий.

Другая группа — личностные факторы , куда относятся мотивации участников конфликта, доминирование типа отношений к окружающим, наличие у участников каких-либо акцентуаций характера.

Конфликтное поведение — это чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой из сторон и на ущемление интересов оппонента.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация субъекта на определенные формы поведения в конкретной ситуации противоборства.

Рассмотрим стратегии поведения , которые могут выбрать участники конфликтов.

Соперничество . Заключается в навязывании противоположной стороне выгодных только для себя условий. Соперничество видит исход противостояния только в победе над соперником, поэтому стороны не могут иметь общих целей и интересов, борьба ведется жестко. Соперничество может нести позитив только при условии, если его результат будет способствовать прогрессу, стимулировать развитие. Длительное во времени соперничество в качестве стратегии теряет эффективность, потому что истощает ресурсы обеих сторон, может повлиять на размещение баланса сил, подтолкнуть к переходу на более циничные методы борьбы или втягивание в него других сил.

Сотрудничество способствует поиску обеими сторонами такого решения, которое смогло бы их удовлетворить. Такая стратегия активна, потому что обе стороны стремятся к взаимовыгодному разрешению конфликта. Однако она не всегда бывает возможной, потому что, кроме желания, необходимо еще и огромное усилие обеих сторон, в отказе от своего эгоизма.

Компромисс как стратегия предполагает взаимные уступки с обеих сторон, которые могут быть не всегда выгодны, однако, именно из-за уступки каждая из сторон может реализовать наиболее весомую часть своих первоначальных целей. Причины перехода к такой стратегии могут быть самые разнообразные, порой компромисс является единственным способом сохранить мирный вариант решения проблемы. В то же время, когда он реализуется не на паритетной основе, то может законсервировать глубинные причины конфликта и привести в дальнейшему его рецедиву.

Стратегия приспособления или уступок реализуется одной из сторон через сознательное снижение своих требований, принятие условий оппонента до полного признания позиции другой стороны. Постепенное признание правоты противоположной стороны может на одном из этапов таких уступок привести к полной капитуляции перед его требованиями. Выбор данной стратегии может быть вызван различными причинами, это могут быть и признание правоты оппонента, и истощения своих ресурсов, и признание бесперспективности продолжения борьбы, и попытка сохранить силы для дальнейшей борьбы и т.д. Довольно часто уступки одной из сторон могут восприниматься другой стороной как проявление слабости и поэтому могут вызвать эскалацию конфликта, стремление полностью добить оппонента, что уступает. Цена выбора такой стратегии бывает очень большой.

Стратегия уклонения проявляется в стремлении одной из сторон, находясь в состоянии конфликта, всячески уклоняться от активных действий против другой стороны. Сторона, которая выбрала подобную тактику, всячески старается не признавать и при этом всячески уклоняться от ответных действий оппонента. Чаще всего такое происходит, когда одна из сторон не считает предмет конфликта значимым для себя.

В реальных конфликтных противостояниях используется комбинация нескольких стратегий при возможном доминировании одного из них. Примеры многочисленных исследований говорят о том, что в начальной стадии открытого противостояния в подавляющем большинстве применяется стратегия соперничества.

По своему характеру конфликтные тактики можно разделить на жестокие, нейтральные и мягкие, за эффективностью — на рациональные и иррациональные.


Тема 4.1. Конфликты: природа конфликта в коллективе.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте содержание понятия «конфликт».

2. Определите, к какому типу относятся следующие конфликты:

а). Сотруднику администрация предъявляет противоречивые требования к конечному результату его работы, и он не знает, как поступить;

б). Руководитель не оценил работу подчинённого и этим обидел его;

в). При принятии решений в коллективе происходит столкновение взглядов и характеров.

3. Существует ли взаимосвязь между формулой конфликта и возможностью его разрешения?

Тема 4.2. Способы и методы разрешения конфликтных ситуаций

Характеристика основных стратегий поведения в конфликтной ситуации: соперничество, соглашение, сотрудничество, избегание, приспособление. Типы конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, педантичный, бесконфликтный. Кодекс (правила) поведения в конфликте.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность каждой стратегии поведения в конфликте.

2. Что запрещено в конфликте.

3. Каким образом осуществляется контроль над эмоциональным состоянием?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники :

1.Борисов В.К., Е.М. Панина, М.И. Панов и др. Этика деловых отношений: Учебник /- М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 176 с

2 Кузнецов И.Н. Деловой этикет: Учебное пособие /. - М.: ИНФРА-М, 2011.- 348с.

3 Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение - М.: Кнорус, 2010

4 Чеховских. М.И. Психология делового общения: Учебное пособие / - 3-e изд.,

стер. - М.: ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2011. - 253 с

Дополнительные источники:

1. Андреева И.В., Бетина О.Б., Жмудова О.А. Бизнес-этикет. – СПб., 2006.

2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М., 2002.

3. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. – СПб, 2005.

4. Бороздина Г. В. Психология делового общения. - М. 2008.

5. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М., 2003.

6. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. – М., 2002.

7. Ворожейкин И. Е. и др. Конфликтология. – М.: Инфра, 2001.

8. Иванов В.Г. История этики средних веков. – СПб.: Лань, 2002.

9. Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. – М., 2007.

10. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Самара: АВС, 1996.

11. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. – М.: Инфра, 2006.

12. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы, риторика, этикет. – М.: Логос, 2005.

13. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1996.

14. Кузнецов И.Н. Деловой этикет, деловое общение. – М., 2006.

15. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха/Сост. Р.Р. Кашапов. – Ижевск, 1996.

16. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. – М., 2000.

17. Лицом к лицу: практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. – Новосибирск, 1995.

18. Любимов А. НЛП: мастерство коммуникации. – СПБ., 2003.

19. Мальханова И. А. Деловое общение. М., 2008.

20. Организация труда и трудовая этика: Древность. Ср. века. Современность. – М., 2003.

21. Психология и этика делового общения/Под ред. Лавриненко. – М., 2005.

22. Социальная психология и этика делового общения/Под ред.Лавриненко.–М.,1995.

23. Титова Л.Г. Деловое общение. Теория, практика, технологии. – М.: Юнити, 2006.

24. Энциклопедия этикета/Сост. Рукавчук Л.Н. -СПб.:ИКФ МИМ - Экспресс, 1996.

25. Ягер Д. Деловой протокол: стратегия личностного успеха. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Интернет-источники:

1. Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru

2. Журнал "Psychologies": [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.psychologies.ru

3. Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studentam.net/

4. Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/

5. PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»