Методическое пособие "проектная деятельность на уроках технологии". Методическое пособие "проектная деятельность на уроках технологии" Использование проектной деятельности на уроках технологии

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Задача и цели проектного обучения. Основные требования к использованию проектных технологий. Общие подходы к структурированию проектов. Классификация учебных проектов по Коллингсу. Планирование работы учителем. Пример выполнения проекта учеником.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2011

    Понятие и трудности профессионального самоопределения, условия и факторы его формирование. Влияние индивидуально-психологических, социально-демографических особенностей современных старшеклассников на формирование их профессионального самоопределения.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Основы использования проектных технологий на уроках информатики. Преимущества проектного метода в преподавании, виды проектов. Организация проектной деятельности по образовательным линиям программы базового курса, ее использование в старших классах.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2012

    Основные типы и виды уроков. Формирование познавательных интересов в обучении. Основные требования к использованию метода проектов. Информационная среда, интеллектуализация деятельности. Система средств обучения на базе новых информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2012

    Значение коммуникативных навыков в формировании личности школьников при изучении иностранного языка. Метод проектов на уроке иностранного языка, основные требования к его использованию. Проектная деятельность на уроках английского языка, типы проектов.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2010

    Образовательная технология XXI века. Метод и классификация учебных проектов. Требования к использованию метода проектов. Отличительные черты и цели проектного метода. Теоретические позиции проектного обучения. Системы действий учителя и учащихся.

    реферат , добавлен 04.10.2008

    Социально-педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного информационного пространства. Социальные последствия и общественная значимость проблемы деформаций профессионального самоопределения учащихся.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках технологии

Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить - значит трудиться.

В. Гюго

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли так же методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного(в терминологии Джона Дьюи или критического мышления).

Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии

Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления”.

Проектный метод обучения технологии - это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость. Организация проектной деятельности учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, помогает создать положительную мотивацию для самообразования. При выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку.

Успешность проектной деятельности на уроках технологии полностью зависит от учителя, его умения планировать занятия с учетом имеющихся возможностей школы, умения организовать и стимулировать познавательную работу учащихся, его творческих возможностей и использования современных технологий.

Кроме того, создается положительная мотивация для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.

Проектный метод обучения не открытие, а повторение уже имеющегося опыта на более высоком уровне развития человека.

Выполнение проекта - одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

Проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

Целеполаганию и планированию деятельности;

Самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

Презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

Умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

Поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

Практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

С понятием «учебный проект» тесно взаимосвязано понятие «метод проектов».

Метод учебного проекта - это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.

Началом такого сотрудничества является создание информативных данных «Банк интегрированных творческих проектов». Особенность его заключается в следующем: на уроке технологии изготавливают то или иное изделие как проект, в другом - осуществляют его защиту (или следует декоративное украшение на уроке изобразительного искусства, а затем идёт защита).

Возможен другой вариант: на уроках технологии мальчики делают из древесины основу для куклы-сувенира или для персонажей кукольного театра, а девочки на уроках технологии шьют костюмы.

Качество выполнения проекта зависит от того, насколько прочны знания учащегося и приобретенные им навыки и умения в различных учебных дисциплинах.

Варианты проектов могут быть самыми различными. Необязательно, чтобы весь проект (особенно сложный) выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена совместно несколькими одноклассниками, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.

Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей, в котором форма соответствует назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще красива.

Основной задачей выполнения проектов является усвоение алгоритма проектирования, который схож с деятельностью конструкторов, дизайнеров по созданию объектов, где процесс создания (проектирования) представляет собой определенную последовательность этапов деятельности.

Антиподы проектирования - спонтанные «озарения», не имеющие оснований, по принципу «сначала сделать, потом думать».

Проектная деятельность содержит:

Анализ проблемы;

Постановка цели;

Выбор средств ее достижения;

Поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

Оценка полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

Проект должен быть посильным для выполнения;

Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

Вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

Повышение мотивации учащихся при решении задач;

Развитие творческих способностей;

Смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

Формирование чувства ответственности;

Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Е.С. Полат [,] предлагает классификацию, которая проведена в соответствии с типологическими признаками.

Общедидактический принцип

Типы проектов

Краткая характеристика

Доминирующий в проекте метод или вид деятельности.

Исследовательский

Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования

Творческий

Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату

Ролево-игровой

Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы

Информационный (ознакомительно-ориентировочный)

Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация

Предметно-ориентировочный

Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них

Предметно-содержательная область

Монопроект

Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы, требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести

Межпредметный

Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций

Характер координации проекта

С открытойй координацией (непосредственный)

Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта

Со скрытой координацией (телекоммуникацион-ный проект)

Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся -партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур

Характер контактов

Внутренний (региональный)

Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны

Международный

Предполагает участие школьников из разных стран

Количество участников проекта

Личностный

Проводится индивидуально, между двумя партнерами

Парный

Проводится между парами участников

Групповой

Проводится между группами

Продолжительность проведения

Краткосрочный

Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы

Средней продолжительности

Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему

Долгосрочный (до года)

Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему

В работах В.Д. Симоненко (13) выделены общие дидактические требования, связанные с проведением проектов в образовательных учреждениях. Первое требование - время, отводимое педагогом для выполнения задания, должно быть достаточным для качественного и спокойного решения проблемы. Второе требование касается оценки деятельности ребенка. Третье требование заключается в системном их использовании: проекты предлагаются в течение всего года и представляют собой порядочную последовательность разнообразных по форме и содержанию, постепенно усложняющихся заданий.

Заключение

Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2003.
  2. Полат Е.С. Метод проектов. - М., 2001
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Скифия, - 2003.
  4. Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Естествознание»\ Министерство образования РФ.- М.: Вита-Пресс, 2004
  5. Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе. - СПб.: Каро, 2005
  6. Солопова Н.К., Вязовова О.В. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность на уроке). - Тамбов: ТОИПКРО, 2005

КРЫМСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСТДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

Тема: Проектная деятельность на уроках технологии.

Слушатель КПК: Павленко Л.И.,

учитель технологии МБОУ« Сакская

средняя школа № 2» Республики Крым

Симферополь – 2015

Содержание

    Введение………………………………………………………………………..3

    Историческая справка о возникновении проектного метода ………………3

    Характеристика проектной деятельности……………………………………5

    Выполнение проектов на уроках технологии………………………………..8

    1. Цели и задачи проектов на уроках технологии …………………………… 8

      Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования…….9

      Этапы проектной деятельности………………………………………………12

    Заключение…………………………………………………………………….13

    Список используемой литературы…………………………………………...14

1. Введение

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования, этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии.

Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели. Выполнение творческих проектов способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности, предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован, выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
2. Историческая справка о возникновении проектного метода

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи , а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация... В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе - запрещено.

Есть несколько п ричин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

не было учителей, способных работать с проектами; не было разработанной методики проектной деятельности; чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения; «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»; отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах - США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии - применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней - стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная работа учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

3.Характеристика проектной деятельности

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;

межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;

надпредметным - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

4. Выполнение проектов на уроках технологии

    1. Цели и задачи проектов на уроках технологии

В современной школе от учащихся потребуется на примере доступных для изучения технологий овладеть следующими умениями:

    обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;

    находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;

    проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;

    овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;

    осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;

    экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;

    давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;

    выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;

    оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;

    сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.

4.2 Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебноматериальная база для выполнения творческих проектов и др.

При подборе проектных заданий необходимо учитывать принципы дидактики, специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских (политехническая, профориентационная и воспитательная направленность, соединение обучения с производственным трудом, формирование творческого отношения к труду, научность и др.)

Использование в практике проектного обучения школьников комплексного многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за основу выбора проектов учет организационно-педагогических, технологических, экономических, психолого-физиологических, эстетических и эргономических требований. Характерными признаками творческих проектов являются: творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения. В то же время творческий проект - это своеобразное учебно-трудовое задание.

Процесс выполнения творческого проекта предполагает комплексное отражение изученных вопросов и практических работ на уроках технологии. При подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений на конкретном объекте (проекте).

Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.

Важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или просто рынка.

Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы.

Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива.

    Решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации, бытовых устройств, декоративно-прикладных изделий и т.п.

    Разработка и модернизация технологии для изготовления различных видов объектов го древесины, металла, пластмассы, ткани, обработки пищевых продуктов, почвы, использования вторичных ресурсов и т.д.

    Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.

    Разработка способов и приемов рационального ведения хозяйства, благоустройства усадьбы и жилища.

    Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов деятельности учащихся, проведением мероприятий экологического характера.

Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.

К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть восприняты учащимися почти как инструкция, руководство:

Объект (изделие) должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен;

Будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя;

Необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику реализовать себя в творчестве, что он ему по силам;

Не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых изделий (или услуг) никто предложить на рынок не может.

Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг. Основными критериями выбора проектов являются: оригинальность, доступность, надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоемкость; стоимость и т. д.

4.3. Этапы проектной деятельности

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. На этой основе выделили основные этапы проектной деятельности: организационно-подготовительный (исследовательский), технологический, заключительный.

На организационно-подготовительном (исследовательском) этапе перед школьниками ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни общества, какова основная задача предстоящей работы. Перед ними ставится цель : получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе учащиеся обобщают изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и умений.

Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия как: подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт учителей, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления, которыми пользуются учащиеся при разработке проекта. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений и готовые графические документы. На протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своей деятельности.

На технологическом этапе учащийся выполняет технологические операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы. Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат - приобретение знаний, умений и навыков. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности учащихся на этом этапе.

На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся производят экономические расчеты, мини-маркетинговые исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершение всего учащиеся защищают свой проект (изделие, реферат) перед одноклассниками.

5. Заключение

Задача трудовой подготовки учащихся в нашей стране может быть осуществлена более успешно, если использовать метод проекта.

Данный метод можно применять не менее успешно на других предметах, но такой предмет, как «Технология» дает наибольшие возможности для развития творческих способностей с помощью творческого проекта. А цель воспитания - всестороннее воспитание личности.

Труд современного человека приобретает всё более творческий характер. Поэтому для меня метод проекта является актуальным на сегодняшний день.

Именно на уроках технологии в школе мы развиваем творческую личность. На уроках технологии важно работать не по традиционным методам, а по методу проекта.

Работая по методу проекта можно учебную деятельность сделать более интересной и насыщенной. Тогда знания будут более глубокими и прочными.

А самым главным становится приобретение учащимися проектировочных и коммуникативных умений, что поможет учащимся в дальнейшем обучении.

Если учитель технологии использует метод проекта на своих занятиях, то полнее раскрывается его творческий потенциал. И обучаться у такого учителя интереснее.

6. Список используемой литературы:

1. Казакевич В. М. Технологическое образование в век высоких технологий// Школа и производство, 2001, №1

2. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технологического творчества: Книга для учителя. - М.: Народное образование, 1996

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение -что это? // Методист, №1, 2004.-с. 42.

4. Павлова М. Б.,Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. Сасовой.-М.: Вента-Графф, 2003

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат.- М., 2000


Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно. Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса учащегося к творчеству, где важная роль отводится урокам технологии . Как известно, творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков.

Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области «Технология» ведущее место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий новизной.

В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определение творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.

Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у учащихся целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный творческий проект.

При выполнении творческих проектов наибольший интерес для учителя представляют школьники подросткового возраста.

Выделяют три основных этапа деятельности:

1 – организационно - подготовительный,

2 – технологический,

3 – заключительный .

На первом этапе школьниками ставиться проблема осознания нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни общества. Перед ними ставится цель – получение полезного проекта, который может носить как социальный, так и личностный характер.

На этом этапе планируется технология изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определяется последовательность технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделий.

Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и оборудование.

Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.

На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируя свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественнее и правильнее выполнить трудовые операции. Результат – приобретение знаний, умений и навыков.

На заключительном этапе происходит окончательный контроль и защита проекта .

Учащиеся проводят экономические расчеты, экологические исследования, анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат труда. В завершении всего учащиеся оформляют результаты и защищают свой проект перед одноклассниками. На протяжении всех этих уроков учителем проводятся практические занятия, при этом уделяется внимание каждому ученику.

Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы «Технология», быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Учащихся знакомят с темами заранее.

Результаты диагностики творческих наклонностей и способностей школьников используются при подборе тем проектов, которые предлагает учитель. Каждый год количество предлагаемых тем увеличивается. Учитель предлагает новые темы, руководствуясь данными диагностических исследований. По результатам анкетирования учащихся пятых классов, учитель делает вывод об умении учащихся, которые можно использовать в дальнейшей работе.

Умения и интересы разнообразны, и задача учителя развивать данные умения, и на их основе формировать новые, результатом будет творческий подход к выполнению проекта.

Тематика проектов носит декоративно-прикладной, исследовательский характер. При таком разнообразии видов работ многосторонняя проба сил позволяет выявить и развить способности и склонности учащихся, сделать процесс обучения интересным для детей.

Проект обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретической – является пояснительная записка. Можно разработать единую пояснительную записку.

Информацию об оформлении можно взять из статьи О.М. Сафриса «Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту» .

Проекты – это не тесты. Обучение производится через проекты. Ключевым моментом здесь является то, что учитель продолжает обучать во время проекта, задавая вопросы, предлагая информацию или побуждая детей находить нужные сведения путем эксперимента или в справочной литературе.

Искусство обучения методом проектов заключается в том, чтобы знать про каждого ребенка, когда ему подсказать, а когда предложить принять собственное решение.

Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации.

Вся деятельность делится на три этапа:

1. предпроектная деятельность -выполнение маркетингового исследования, сбор информации, изучение потребительских качеств будущего изделия, составление плана работы, подбор материалов и инструментов;

2. проектная деятельность – поэтапная разработка модели проекта с учетом результатов маркетингового исследования и технического задания, технологической последовательности, составление технологической карты;

3. послепроектная деятельность технико-экономическое обоснование выбора изделия, самоконтроль и самооценка своей деятельности, определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи, защита проекта .

Данная система рассчитана на 5 лет обучения и позволяет осуществить поэтапное включение учащихся в виды деятельности.

Так, на первом году обучения (в 5 классе) учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. (Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий; составление и умение работать по инструкционным и технологическим картам и т. д.).

На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологичного изготовления изделий, с составлением карт и схем выполнения работы. Например: в разделе «Работа на швейной машине» девочкам предлагается на основе изученных швов выполнить изделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения. Это может быть прихватка, а может грелка на чайник – важно правильно рассчитать свои силы, время и технологическое требование. Именно на этом году обучения учащиеся учатся оценивать своё «хочу» и «могу». Уже при выборе изделий каждая девочка будет опираться на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.

На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.

На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор, знакомимся с предпроектной деятельностью. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом.

И только на пятом году (в 9 классе) девочки выполняют проект самостоятельно. Учитель выступает в роли оппонента, которому приходится доказывать рациональность того или иного выбора, решения или действия. На защиту проекта каждая ученица выходит с изделием и описанием проектной деятельности. Лучшие проекты рассматриваются на олимпиадах и экзаменах по выбору, представляются на выставках .

Такие проекты оценить бывает очень трудно, потому что каждый из них хорош по-своему. Для этого имеется мягкая шкала оценки. Она состоит из оценок в проектной рабочей тетради и экспертной оценки, которая складывается при защите проекта из оценок одноклассниц, учителя и самооценки.

За учебный год учащиеся выполняют в 6-7 классах один проект (точнее работают по одному или двум этапам проектной деятельности) с полной выкладкой описания разделов проекта и вариантами исполнения. В 8-9 классах – два. Первый проект выполняется как тренировочный. Обычно это происходит во второй четверти, в разделе «материаловедения» и «машиноведения», он выполняется в рабочих тетрадях и носит познавательный или описательный характер. Второй проект – как итоговая работа в третьей четверти. Он выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, и несет не только описательный, но и исследовательский характер.

В 9-тых классах особенно ценны и интересны коллективные творческие проекты, где над одной темой работает группа девочек. Каждая из них находит свое место в общем деле. Коллективная проектная деятельность несет облегчение, экономит время, т.к. над проблемой работают сразу несколько человек. Но и имеет свои трудности «совместимость участников проекта. И здесь важную роль играет учитель. Именно он должен правильно сформировать бригаду, порекомендовать назначить руководителями проекта и отделов определенных учеников, опираясь на их способности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важность именно на этом месте, объединить всех одной идеей. Для этого создаются проектные отделы: маркетинга, дизайнерский, конструкторский, технологический, производственный и т.д., в зависимости от вида изделия и рода деятельности. Каждый найдет себе достойное место и будет востребован. Очень интересны коллективные проекты для внеклассной работы по проведению праздников. Например: на праздновании «Масленицы» нужны умные и веселые идеи-вдохновители, серьезные и деловые разработчики, скорпулезно и четко выполняющие исполнители. В этом проекте найдется дело всем, невзирая на способности и склонности. Все знания, полученные на уроках, найдут свое применение.

Работа над проектом рассчитана на 16 часов. Проектирование во всех классах проводится одновременно с февраля по апрель. И выполнение проекта является как бы годовой итоговой работой.

Весь процесс проектирования разделен по часам.

1-2 час – Выбор темы проекта; знакомство с оформлением

пояснительной записки, оформление титульного листа, составление содержания.

3-4 час – Сбор информации по теме проекта: составления введения.

5-6 час – Исследование проблемы: составление исторической справки, анализ материалов, предлагаемых промышленностью, соответствие экономическим возможностям.

7-8 час – Составления банка идей и предложений.

9-10 час – Составление технологической карты, где описывается последовательность выполнения изделия.

11-12 час – Экономическая и экологическая оценка проекта.

13-14 час – Составление заключения и списка используемой литературы.

15-16 час – Защита проекта в присутствии класса.

Следует отметить, что проекты любой направленности, трудовой творческой направленности будут педагогически эффективны в контексте общей концепции обучения и воспитания.

В старших классах учителю необходимо формировать интегрированные знания о трёх важнейших составляющих создания материальных благ человека: производстве, труде (рабочей силе) и технологии. В 10-11 классах творческий проект выполняется во внеурочное время. На уроке происходит только консультирование по выполнению проекта и защита проекта.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал не только учащихся, но и учителя. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие формировать творческие навыки и развивать инициативу подростка.

Программа «Технология» дает право учителю помочь выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы.

Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

Индивидуальные особенности учащихся.

– Учебно-материальную базу.

– Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее.

– Следует учитывать межпредметные связи.

– Возрастные и физические возможности школьников.

– Общественно - полезную или личностную значимость проекта.

– Подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской.

– Безопасные условия работы учащихся.

– Оценка проектов осуществляется следующим образом: на уроках по выполнению проекта оценивается каждая глава отдельно. В целом проект и изделие оценивается во время защиты проекта по следующим критериям:

– оригинальность,

– доступность,

– техническое совершенство,

– эстетические достоинства,

– безопасность,

– соответствие общественным потребностям,

– удобство эксплуатации,

– технологичность, стоимость.

Оценка зависит:

– от учета своих собственных ценностей и рассмотрению противоположных и взаимосвязанных оценок,

– от оценки своей работы методом проб и ошибок к объективному апробированию,

– от объяснения хода работы к обоснованию решений и результатов,

– от самооценки, от простых утверждений типа «Я сделал это хорошо -плохо» к оценке собственного совершенствования в качестве проектировщика и изготовителя .

Вышеприведенный перечень может помочь оценить уровень учащихся, а так же сделать проект сложнее и проще.

Важным отличием творческой деятельности является то, что решение поставленных задач ищутся в условиях неоднозначности исходной информации и критериев оценки конечного результата. Чтобы заинтересовать учащихся, надо им показать, какие преимущества получает человек, овладевший творческим подходом.

– Творчество становится смыслом жизни и способом самовыражения.

– Творческий подход позволяет успешно адаптироваться в новых условиях.

– В процессе творческой деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике.

– В процессе технологического творчества гармонично сочетается умственный и физический труд .

Программа образовательной области «технология» предоставляет учителю большие возможности, для организации творческой деятельности учащихся используя метод проектов.

Для того чтобы лучше знать творческие способности и интересы учащихся нужно провести диагностические исследования методом наблюдения, тестирования и анкетирования. Результаты исследования нужно использовать при подборе тем проектов, которые будут способствовать развитию творческих способностей.

Проектные работы учащихся представляются на конкурсы и выставки.

Положительная динамика роста мотивации к предмету оказывает влияние не только на качество обучения, но и на повышение творческой активности. Об этом можно судить по участию учеников в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества на разных уровнях.

Внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.


Похожая информация.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»