Основоположник теории социальной стратификации. I

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

В результате изучения главы 8 студент должен:

знать

  • – наиболее важные теоретические подходы, объясняющие существующую систему социального неравенства в современном обществе;
  • – основные понятия, категории, исторические типы и критерии социальной стратификации, виды социальной мобильности;

уметь

  • – ориентироваться в процессах социальных перемещений и расслоения современного российского общества;
  • – самостоятельно формировать собственную позицию по отношению к проявлениям социального неравенства на практике;

владеть

– начальными навыками анализа факторов, влияющих на социальную неоднородность общества.

Теории социальной стратификации в современном обществе

Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facere – делать) отражает существующую многомерность, структурированность различий между группами людей (классами, слоями) в конкретном обществе.

По замечанию Энтони Гидденса, "стратификацию можно представить в виде своего рода геологических пластов", которые расположены "в иерархическом порядке, причем привилегированные находятся ближе к вершине, а непривилегированные – внизу". Следовательно, сущность социальной стратификации проявляется в неравном доступе к материальным и духовным благам, распределении прав, ответственности и привилегий, наличии или отсутствии власти и влияния.

Все концепции социальной стратификации базируются на представлении о социальной группе как наиболее простом, очевидном элементе в системе социальной иерархии. Однако мнения относительно данной категории в значительной степени разнятся. Так, одни ученые считают, что группа – это реальная, эмпирически фиксируемая общность, объединяющая людей на каких-то общих позициях. По мнению других, это статусная позиция, занимаемая некоторым множеством людей относительно общественно признаваемой шкалы ценностей, т.е. престижа. Третьи полагают, что группа – это конкретная общность, к которой индивид относит себя на основании самоидентификации. В силу многообразия социальных признаков и позиций, занимаемых людьми в обществе, один и тот же человек одновременно принадлежит к ряду групп, часто различающихся между собой по самым разным параметрам.

Социальная стратификация выражает универсальность расслоения, неравенства и неоднородности общества. П. А. Сорокин считал, что нестратифицированного общества никогда не существовало и существовать не может1. Это касается и наиболее примитивных по своей организации сообществ.

Источниками социальной стратификации являются:

  • 1) естественное неравенство индивидов, находящее выражение в способностях людей, особенностях их биологической, физической и психической организации;
  • 2) общественное разделение труда, связанное со структурированием трудового процесса, в результате которого осуществляется взаимосвязь его частей в форме обмена результатами деятельности;
  • 3) уклад жизни и статусно-ролевые позиции, складывающиеся в связи со спецификой выполняемых отдельными группами функций в рамках той или иной социальной системы;
  • 4) господствующая в обществе система ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих складывающееся социальное неравенство;
  • 5) институционализация механизмов организации (поддержания, охраны, регулирования) социального неравенства.

Все социологи признают неравенство как важную характеристику социального положения людей в обществе, однако расходятся во взглядах на природу данного явления. Сегодня существует множество трактовок социальной стратификации. К наиболее влиятельным из них следует отнести четыре: классовую теорию К. Маркса, системы стратификации М. Вебера и П. А. Сорокина, функционализм. Рассмотрим их подробнее.

Классовая теория К. Маркса оказала глубокое воздействие на все развитие представлений о стратификации. Хотя сам термин в его многочисленных работах отсутствует, однако именно основоположнику марксистской теории принадлежит заслуга выработки оригинальной концепции социально-экономических различий, которая до сих пор используется при характеристике положения групп в современном обществе. Заслугой Маркса является также то, что класс рассматривается им преимущественно в экономическом аспекте. Основные положения теории Маркса таковы:

  • 1. Класс понимается как группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства.
  • 2. Классовые различия заключаются в том, что одни классы обладают средствами производства, а другие лишены их и в силу этого подвергаются эксплуатации.
  • 3. Для одних классов наличие либо отсутствие собственности оказывается условием доступности власти, образования, культуры, для других, наоборот, – недоступности указанных позиций.
  • 4. Означенные факторы влияют на формирование у этих групп противоположных по своей направленности классовых интересов, а их противоречие проявляется в форме классового конфликта и борьбы классов.
  • 5. Классовая борьба затрагивает все сферы жизни общества (экономику, политику, идеологию и т.д.), что в конечном счете ведет к захвату власти ранее угнетенным классом и изменению способа производства, включая отношения собственности.

Отношения между социальными группами людей Маркс исследовал на примере современного ему капиталистического общества середины XIX столетия, в исторических границах которого разворачивалась борьба между рабочим классом (эксплуатируемыми) и буржуазией (эксплуататорами). Согласно марксистской теории, буржуазный строй есть последняя форма классового господства, так как борьба между рабочими и капиталистами завершится победой пролетарской революции, конечной целью которой будет достижение всеобщего равенства, т.е. бесклассового общества. Несмотря на то, что практика реального социализма в целом не подтвердила предсказаний Маркса относительно будущей судьбы классов, его учение оказало заметное влияние на последующее развитие представлений о стратификации.

Статусная теория М. Вебера формально продолжает линию, намеченную марксизмом, однако подход к трактовке причин социального неравенства, предложенный Вебером, не столь однолинеен и категоричен. Он выделил три основных признака, исходя из взаимодействия которых представляется возможным охарактеризовать положение группы и индивида.

Экономический критерий играет в теоретической системе Вебера исходную роль. Подобно Марксу, он широко использует понятие класса, но придает ему более широкий и вариативный смысл. Главными источниками формирования экономических классов Вебер считал: а) богатство; б) профессию; в) квалификацию.

Богатство в одном случае выступает в форме доходов, в другом – в виде движимого (автомобиль, яхта, ценные бумаги) и недвижимого (дом, произведения искусства, сокровища) имущества. Действительное богатство образуется лишь тогда, когда за ним стоит не доход, а накопленное имущество, в особенности недвижимость. Поэтому, хотя доходы состоятельных людей в кризисные моменты могут сокращаться, размер их богатства практически не страдает. В зависимости от размеров и формы богатства люди могут совсем не работать либо, например, выступать организаторами ведения своих дел, производства и т.д. В тех же случаях, когда доходы малы, возникает необходимость работать исключительно ради заработка, при этом значимость профессии и квалификации повышается, что предопределяет неравные возможности различных людей на рынке труда.

Социальный критерий, согласно Веберу, представлен понятием статуса, получившего признание не только в сфере социологии, но и политологии, социальной психологии, прочих наук.

Социальный статус есть положение индивида или социальной группы относительно иных индивидов, групп, устанавливаемое по социально значимым для данной общественной системы признакам (возраст, пол, профессия и др.). Статус связан с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Веберу принадлежит заслуга в разработке идеи статусных групп , каждая из которых соответствует определенному положению в иерархии общества (статусу). К группообразующим (статусным) признакам он относил:

  • а) специфический стиль жизни;
  • б) определенный тип образования и занятий.

Немецкий социолог указал также на связь статусной дифференциации общества с субъективной оценкой социального положения, т.е. престижем.

Престиж (фр. prestige – обаяние, очарование) – это соотносительная оценка социальной значимости различных объектов, разделяемая обществом или группой и ее членами на основании принятой системы ценностей. В престиже как оценочной категории выражается степень уважения субъектами тех или иных социальных позиций. Вебер считал, что престиж и уважение дефицитны сами по себе: их за деньги не купить, они всегда относительны.

Властный критерий связан с возможностью проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению других людей или групп. По мнению Вебера, благодаря своему богатству либо высокому престижу в обществе или используя оба фактора может достичь вершин власти. Однако то и другое условие на практике не обязательно. В то же время отправление властных полномочий способно уже само по себе стать высокопрестижным занятием, обеспечить богатство и перераспределение доходов.

Учет фактора власти в подходе, предложенном немецким социологом, тем более важен, что движущей силой ее оказывается определенный отдельно взятый интерес, противостоящий всем иным интересам и выражающим его социальным силам. Правда, реализоваться данный интерес может лишь при условии объединения людей в партии. Последним Вебер придавал расширительное толкование, считая таковыми не только чисто политические объединения, но также профсоюзы, различного рода инициативные группы и ассоциации профессионалов, т.е. любые группы, коллективное действие каждой из которых позволяет им осуществлять свою власть. И статус, и принадлежность к партии могут весьма существенно влиять на экономические условия жизни отдельных людей и групп. Человек, обладающий властью, получает дополнительные возможности для повышения своего социального статуса и извлечения добавочных материальных выгод. Наоборот, тем, кто находится на более низких уровнях социальной иерархии, предоставляется лишь ограниченное право выбора между конкурирующими партиями.

Теория социальной стратификации П. А. Сорокина – это классическое направление в исследовании проблематики социального неравенства. Будучи насильно выслан из страны советской властью, Сорокин с 1923 г. жил и творил в США. Ему принадлежит заслуга в выработке представления о социальном пространстве , положение и все перемещения человека в пределах которого определяются его отношением к другим людям. Сорокин выделяет следующие этапы нахождения индивидом своего места в социальном пространстве:

  • 1) причастность к какой-либо группе;
  • 2) соотношение групп внутри конкретного социума;
  • 3) отношение данного социума с иными, составляющими вместе с ним современное человечество.

Сорокин был сторонником учета различных параметров, влияющих на место индивида в существующих системах иерархии. Так, немаловажную роль он отводил семейному положению и национальности, профессии и принадлежности к политическим партиям. Совокупность различных параметров, по его мнению, позволяет определить координаты в обществе любого индивида.

В рамках разрабатывавшихся социологом представлений были выделены вертикальный и горизонтальный параметры социального пространства. Индивиды, принадлежащие к одной и той же социальной группе (например, жители Екатеринбурга), существенно различаются в своем социальном положении по "вертикали". Это проявляется и в уровне образования, и в доходах, и в характере управленческого или исполнительского труда, других факторах.

Заметим, что горизонтальные параметры социального пространства могут быть либо связаны, либо нет с проявлениями социального неравенства, которые вызываются поселенческими, территориальными и климатическими условиями. Так, существенно отличаются условия жизни и социальные возможности, перспективы жителей города и деревни, столицы и провинции, большого и малого городов, районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и средней полосы России. В то же время в большинстве развитых стран Запада такого рода различия предельно нивелируются. Например, уровень комфорта и благосостояния граждан Канады практически не зависит от того, проживают ли они на юге страны или за Полярным кругом.

При всех различиях форм стратификации в конкретных сообществах в определенные моменты их истории, по мнению Сорокина, среди них могут быть выделены три основные, каждая из которых внутренне дифференцирована по ряду оснований:

  • 1) экономическая стратификация (различия доходов и уровня жизни, существование богатых и бедных слоев населения);
  • 2) политическая стратификация (различия рангов и престижа, званий и почестей, существование управляющих и управляемых);
  • 3) профессиональная стратификация (различия по роду деятельности, занятиям, престижности профессии, деление на руководителей и подчиненных).

На практике все три формы обычно тесно взаимосвязаны, хотя между ними нет полного соответствия. Так, у руля политической власти могут находиться люди с низким уровнем культуры и образования (например, в бывшем СССР), а люди с высокой квалификацией могут иметь доходы, приближенные к прожиточному минимуму (медики, педагоги и ученые в современной России).

Сорокин указывал, что процессы стратификации не прекращаются никогда. Они вызывают изменения как в социальном положении индивидов внутри групп, так и во взаимном соотношении групп в обществе. Ученый особо предостерегал от возникновения ситуаций, при которых изменения становятся чрезмерными и начинают угрожать стабильности всей системы в целом.

Благодаря теоретической деятельности П. А. Сорокина термин "социальная стратификация" был введен в научный оборот.

Функционализм

Представители данного направления (американские социологи К. Дэвис, У. Мур, Т. Парсонс, Б. Барбер) внесли определенный вклад в развитие представлений о социальном неравенстве. Однако в основе их воззрений так или иначе лежат идеи, впервые высказанные Эмилем Дюркгеймом в книге "О разделении общественного труда" (1893). Их смысл сводится к следующему:

  • 1. Одни и те же виды деятельности имеют неодинаковую ценность, определяемую социальными условиями и культурными традициями конкретных сообществ.
  • 2. Функции, выполняемые применительно к тем или иным сферам жизни общества (закон, труд, семья и т.д.), всегда образуют некоторую иерархию.
  • 3. Существует зависимость между талантами, которыми люди наделены в неодинаковой степени, и функциями, которые следует доверять им при соответствующем вознаграждении их заслуг со стороны общества.

В XX столетии основные положения подхода, реализованного Дюркгеймом, были использованы в ряде теорий, придерживающихся функционализма как метода объяснения социальных процессов. Наибольшую известность получило совместное исследование К. Дэвиса и У. Мура (1945), которые утверждали, что при всех типах общественного устройства существуют социальные позиции, объективно обладающие большей функциональной значимостью в сравнении с другими. Именно они предъявляют повышенные требования к квалификации и подготовке кадров, в силу чего оказывается необходимым соответствующее вознаграждение для стимулирования талантливых людей к развитию своего потенциала. Это достигается сочетанием материальных стимулов и высокого социального статуса (престижа) определенных видов деятельности.

Толкотт Парсонс, выдвинувший в рамках функционализма собственную концепцию, указал на то, что критерии стратификации в современном западном обществе отличны от тех, которые действуют в традиционном обществе. Приобретенные статусы более значимы, нежели прирожденные и предписанные; они образуют иерархию материального вознаграждения и престижа в соответствии с их функциональной значимостью для общества. Особое значение Парсонс придавал достижению консенсуса в обществе относительно значимости конкретных профессий.

Все четыре трактовки социальной стратификации сегодня используются для объяснения ее современных процессов. Вместе с тем существующие подходы подвергаются критике. Так, одни оппоненты считают, что в них слабо учитываются так называемые гендерные различия, обусловленные полом людей (например, как отмечают теоретики современного феминизма, часто забывается тот факт, что наиболее пострадавшей стороной от проявлений социального неравенства являются женщины). По мнению других, указанные подходы недостаточно внимания уделяют нарастающей полиэтничности общества, что связано с усилением миграции между странами и континентами.

Социологическое понятие стратификации отражает расслоение общества, различия в социальном положении ее членов.

"Социальная стратификация " - термин, применяемый для обозначения структурированного социального неравенства, условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т.п. Социальное неравенство может проявляться как для отдельных людей внутри группы, так и для социальных групп. Вместе с тем, при исследованиях социальной стратификации рассматривают неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Согласно европейской традиции неравенство, или социальная стратификация рассматривается как результат социальных и экономических условий.

В отличие от социальной структуры, возникающей в связи с общественным разделением труда, социальная стратификация возникает в связи с общественным разделением результатов труда, т.е. социальных благ

В научной традиции существует два основных подхода к исследованию социальной стратификации - классовый, основан на объективных показателях принадлежности к социальному классу или слою и статусный, основанный на субъективных оценках престижа индивидов, социальных групп, профессий.

Вместе с тем, стратификация выступает как метод выделения соответствующих слоев общества. Социальная стратификация - метод анализа и описания социальной структуры общества, предполагающий выделение социальных слоев на основе таких признаков, как объем власти, престиж, размер получаемых доходов, уровень образования и квалификации, должностное положение и т.д.

Она отражает различное положение людей, групп, слоев в обществе, их не равное состояние. Поэтому стратификацию можно охарактеризовать как иерархически организованную структуру социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени.

Для определения принадлежности к той или иной социальной страте социологи предлагают самые различные параметры и критерии. Согласно П. Сорокину, существует три вида стратификации:

Экономическая (по критериям дохода и богатства);

Политическая (по критериям влияния и власти);


Профессиональная (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс выделяет три группы признаков социальной стратификации:

Качественные характеристики членов общества, которыми они обладают от рождения (происхождение, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества, врожденные особенности и т.д.);

Ролевые характеристики, определяемые набором ролей, которые индивид выполняет в обществе (образование, профессия, должность, квалификация, различные виды трудовой деятельности и т.д.);

Характеристики, связанные с владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, произведения искусства, социальные привилегии и т.д.).

В современной социологии, как правило, выделяют следующие основные критерии социальной стратификации:

1) доход - количество денежных поступлений за определенный период времени (месяц, год);

2) богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных (например, недвижимость) денег;

3) власть — способность и возможность осуществлять свою волю и контролировать деятельность людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и т.п.);

4) образование — совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения;

5) престиж - общественная оценка значимости, привлекательности той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Социальный статус - соотносительная позиция индивида или группы, определяемая социальными признаками (экономическое положение, профессия, квалификация, образование и т.д.), природными признаками (пол, возраст и т.д.), а также престижем и местом в структуре власти; совокупность прав и обязанность индивида или социальной группы, связанная с выполнением ими определённой социальной роли.

Социальная роль - совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе индивидов.

Характер социального расслоения, способы его детерминации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой . В историческом плане выделяются четыре основных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Первые три типа характеризуют закрытые общества, а, четвертый открытое.

Под закрытым обществом, в данном контексте, следует понимать такое общество, где социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. В открытых обществах переход из низших а высшие страты официально не ограничен законом.

1. Рабовладельческая стратификация - представляет собой форму максимально жесткого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственником другого, лишенного всяких прав и свобод.

Способы воспроизведения рабовладельческой системы характеризуются значительным разнообразием. Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. Для раннефеодальной Руси, характерным долговое, кабальное рабство.

2. Кастовая стратификация - предполагает пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этнически - религиозному иди экономическому признаку. Каста представляет собой замкнутую группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Существует четкий перечень, определяющий занятия, которыми члены этой касты могут заниматься (жреческие, воинские, земледельческие), в результате чего обособленность данной группы увеличивается еще больше. Поскольку принадлежность к кастовой системе передавалась по наследству, возможности социальной мобильности здесь были ограничены. Наибольшее распространение получила в Индии.

3. Сословная стратификация - предполагала юридическое закрепление человека за той или иной стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству, но в виде исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выражалась в неравенстве социального положения и наличии многочисленных привилегий.

Примерами развитых сословных систем являются феодальные западноевропейские общества, а также феодальная Россия.

4. Классовая стратификация - система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определенной стратой. В отличие от предшествующих систем закрытого типа, принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Она определяется, прежде всего, местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также уровнем получаемых доходов,

Классовая система характерна для современного общества, где существуют возможности для свободного перехода из одной страты в другую.

Данная система дополняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе.

Среди них можно отметить:

. физико-генетическую стратификационную систему , в основе которой лежит ранжирование людей по естественно-природным признакам: полу, возрасту, наличию определенных физических качеств - силы, ловкости и т.д.;

. этакратическую - в которой дифференциация между группами производится по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, административно-хозяйственных), по возможности мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы имеют в зависимости от своего ранга в структурах власти;

. социально-территориальную - формирующуюся в силу неравного распределения ресурсов между регионами, различий в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам и т.п.

. культурно-нормативную - в которой дифференциация построена на различиях в уважении и престиже, возникающих в результате сравнения существующих норм и стилей, присущих тем или иным социальным группам (отношение к физическому и умственному труду и т.д.);

. социально-профессиональную - в соответствии с которой группы делятся по их содержанию и условиям труда; ранжирование здесь осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т.п.), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности;

. культурно-символическую - возникающую из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей отбирать, сохранять и интерпретировать эту информацию (для доиндустриальных обществ характерно теократическое манипулирование информацией, для индустриальных - партократическое и для постиндустриальных -технократическое).

В реальности все эти стратификационные системы тесно, переплетаются, дополняют друг друга.

В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию. В настоящее время существует несколько моделей, социальной стратификации современного российского общества. Рассмотрим некоторые их них.

Отечественный социолог Н. М. Римашевская выделяет в социальной структуре российского общества следующие элементы:

1) "общероссийские элитные группы ", соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с западными крупнейшими состояниями, со средствами властного влияния на общероссийском уровне;

2) "региональные и корпоративные элиты ", обладающие значительным по российским масштабам состоянием, а также влиянием на уровне регионов и секторов экономики;

3) российский "верхний средний класс", имеющий собственность и доходы, которые обеспечивают ему западные стандарты потребления, притязающий на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений;

4) российский "динамический средний клас с", обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, относительно высокой потенциальной адалтированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления;

5) "аутсайдеры", характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения;

6) "маргиналы" , характеризующиеся низкой адаптацией и асоциальными или антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности;

7) "криминалитет", обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной практики.

Ученый А.В. Дмитриев, взяв за основу стратификации три признака (размер доходов, уровень образования и престиж), выделил пять основных социальных групп, входящих в социальную структуру современного российского общества:

. административная элита (правящая элита), состоящая из старой партхозноменклатуры первого и второго эшелонов, а также новая политическая элита;

. рабочий класс , который делится в свою очередь по отраслевым и квалификационным признакам;

. интеллигенция ;

. "новая буржуазия", которую составляют предприниматели и банкиры;

. крестьянство .

Термин «стратификация» происходит от «stratum» (лат.) – слой и «facio» (лат.) – делаю. Стратификация – это не просто дифференциация, перечисление различий между отдельными слоями, стратами в обществе. Задачей стратификации является выявление вертикальной последовательности положений социальных слоев, их иерархии.

Теория социальной стратификации представляет собой одну из наиболее развитых частей социальной теории. Основы ее были заложены М. Вебером, К. Марксом, П. Сорокиным, Т. Парсонсом. Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей.

В английском «Словаре социальных наук» стратификация понимается как процесс, в результате которого семьи и индивиды оказываются не равными друг другу и группируются в иерархически расположенные страты с различным престижем, собственностью и властью.

Все критерии социального расслоения должны соответствовать следующим принципам (по М. Веберу и Э. Дюркгейму):

1) следует изучать все без исключения социальные слои данного общества;

2) необходимо соизмерять и сравнивать группы с помощью одних и тех же критериев;

3) критериев должно быть не меньше, чем требуется для доста-

точно полного описания каждого слоя.

П.Сорокин определял социальную стратификацию как «дифференциацию некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге . Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». Стратификационная модель общества (пирамида, разделенная на слои-страты ) была позаимствована П. Сорокиным из геологии. Однако, в отличие от строения горных пород, в обществе:

    низшие слои всегда намного шире высших,

    количество слоев жестко не определяется: все зависит от того, сколько критериев стратификации принято во внимание,

    толщина слоя непостоянна, так как люди могут перемещаться из одного слоя в другой (процессы социальной мобильности).

Существуют два основных способа стратификации общества в зависимости от количества лежащих в ее основе признаков:

1. Одномерная стратификация . В ее основе лежат одномерные страты, т. е. страты, выделяемые по какому-либо одному социальному признаку. Этот подход предполагает расслоение общества по следующим группам признаков:

1) половозрастные;

2) национально-языковые;

3) профессиональные;

4) образовательные;

5) религиозные;

6) по поселению.

Некоторые исследователи в основу классификации закладывают и другие признаки.

2. Многомерная стратификация. При этом в основе стратификации лежат несколько признаков.

Ко второму способу стратификации относится деление общества на:

1) социально-территориальные общности (население города, села, региона);

2) этнические общности (племя, народность, нация);

3) система рабства (экономическая, социальная и юридическая форма закрепления людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства);

4) касты (социальные группы, членством в которых человек обязан рождением);

5) сословия (социальные группы, поддерживающиеся сложившимися обычаями или законами, и в которых права и обязанности передаются по наследству);

6) общественные классы.

В социологии существует несколько основных подходов к стратификационной структуре.

1. Экономический подход , сторонники которого (К. Маркс, Э. Дюркгейм и др.) рассматривали разделение труда в качестве главной причины социальной дифференциации. К. Маркс первым разработал теорию экономической основы классов. Он связывал существование классов лишь с определенными историческими формами развития производства, где собственность на средства производства распределена равномерно между различными слоями населения, в результате чего одни эксплуатируют других, и между ними неизбежна борьба.

2. Политический подход к стратификации. Его основателями являются Л. Гумплович, Г. Моска, В. Парето, М. Вебер. Политическая стратификация – это различия между политически господствующими группами и массами, при которых сама вертикаль политической иерархии выстраивается сквозь призму принадлежности к определенным политическим силам, а основным критерием выделения той или иной политической страты служит уровень обладания политической властью. Л. Гумплович считал, что характер классовых различий является отражением различий во власти, которые также определяют последующее разделение труда и распределение социальных обязанностей. Г. Моска и В. Парето рассматривали неравенство и мобильность как связанные аспекты одного и того же явления, перемещения людей между правящим классом, элитой и низшим классом - пассивными подчиненными.

3. Функционалистская концепция социальной стратификации, которая основывается на идеях Т. Парсонса, К. Дэвиса, У. Мура. Т. Парсонс считает стратификацию аспектом любой социальной системы. Он исходит из того, что любое действие неизбежно связано с выбором и оценкой. Общепринятые стандарты оценок позволяют ранжировать позиции как выше- и нижерасположенные. Так как желаемых позиций недостаточно, то для сохранения системы необходима институализация неравенства, позволяющая взаимодействиям протекать без конфликтов. Обобщенность и общепринятость оценочной шкалы предполагает охват всех типов вознаграждений, из которых самым важным считается «уважение».

Каждое данное лицо, по Парсонсу, фактически пользуется уважением, соотнесенным с градуированной иерархией, его относительное уважение в упорядоченной тотальной системе дифференцированной оценки – это престиж, что означает сравнительную оценку. В свою очередь, дифференцированный престиж является основой стратификации.

Дэвис и Мур справедливо полагают, что некоторые позиции в социальной системе важнее в функциональном отношении, чем другие, и требуют для своей реализации специальных умений. Однако количество индивидуумов, обладающих этими способностями, ограничено. Следовательно, этим позициям должен придаваться стимул в виде дифференцированного доступа к ограниченным по количеству и желаемым вознаграждениям общества, для того, чтобы заставить талантливых лиц принести жертву и приобрести необходимую подготовку. Эти дифференцированные вознаграждения ведут к дифференциации престижа слоев и, следовательно, к социальной стратификации.

Современные исследования социальной стратификации используют теоретическую базу указанных выше подходов, а также исходят из принципа многомерности стратификационных измерений. Основы такого подхода были заложены уже в работах М. Вебера, который исследовал взаимозависимость между различными критериями стратификации. Вебер считал, что классовая принадлежность определяется не только характером отношения к средствам производства, но и экономическими различиями, не имеющими прямого отношения к собственности: например, квалификация, умения и навыки, образование.

Другими критериями стратификации, по Веберу, являются статус и партийная принадлежность (группы индивидов, имеющие общее происхождение, цели, интересы).

Таким образом, доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе.

В современной социологической науке сосуществуют различные подходы к анализу социального расслоения (деятельностный, концепция «эмерджентности» возникновения неожиданных критериев социального неравенства и др.).

С точки зрения деятельностно-активистского подхода к анализу социальных неравенств (Т.И. Заславская) социальная иерархия современного российского общества может быть представлена следующим образом:

    элита – правящая политическая и экономическая – до 0,5%;

    верхний слой – крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы – 6,5%;

    средний слой – представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры – 20%;

    базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса – 60%;

    нижний слой – малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные – 7%;

    социальное дно – до 5%.

Лекция 5.

1. Определения классов Ф.Оппенгеймера, М.Вебера.

2. Критика марксисткой теории классов.

3. Основы теории социальной стратификации, разработанной П.Сорокиным

4. Социальная мобильность, социальные "лифты" и " сита".

1. Определения классов Ф.Оппенгеймера, М.Вебера. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, социальные слои, группы.

Самым распространенным типом разделения общества, по мнению многих социологов, является система классов. Как и большинство понятий социологической теории, понятие классов имеет множество определений. В самом общем виде можно определить деление на классы как такой тип дифференциации, в котором положение индивида в обществе определяется, в основном, экономическими критериями. Но есть и другие точки зрения.

Например, немецкий социолог Франц Оппенгеймер дает следующее определение классов: "Наследственные прочные образования, одни другим подчиняющиеся или одни другим подчиненные, положение индивидов в которых определяется, как правило, правом рождения. Высший класс по своему образу жизни является идеалом для низшего класса даже в те периоды, когда изменившееся соотношение классовых сил уже сильно расшатывает внутреннюю власть высшего класса".

Макс Вебер определял класс посредством жизненных ожиданий, на которые индивид имеет разумные основания. Другими словами, классовая принадлежность определяет жизненные шансы, вероятность того, на какую долю в обществе индивид может рассчитывать.

Например, у американца из высших слоев среднего класса, двадцати пяти лет, больше шансов через десять лет иметь свой собственный дом в пригороде, пару машин и коттедж на берегу моря, чем у его сверстника из низших слоев среднего класса. Это не значит, что второй не может добиться того же, просто его успех можно определить как менее вероятный и требующий больших волевых усилий.

2. Критика марксисткой теории классов. В марксизме теория классов признает только два класса. Класс буржуазии, капиталистов-"эксплуататоров" и класс неимущих "эксплуатируемых". По Ленину главный признак класса это отношение к средствам производства. "Классы это такие группы людей, из которых одна может себе присвоить труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного производства". (Ленин, т.39.С.15).

Между классом эксплуататоров и эксплуатируемых постоянно существует классовая борьба. Все общественные, экономические и духовные особенности, присущие народу не больше, чем результат соответствующего уровня классовой борьбы. По закону диалектического развития классовая борьба должна привести к диктатуре пролетариата, а уже она к бесклассовому обществу и к счастью наибольшего числа его членов.



Представители современной теории социальной стратификации утверждают, что марксистский подход к понятию классов устарел и не годится для анализа современного постиндустриального общества. Поскольку в таком обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами отношения собственности оказались размытыми и потеряли свою определенность.

В современном классовом обществе достигнутое высокое положение, как правило, важнее, чем положение по рождению (хотя последнее в значительной степени обуславливает первое). Кроме того, для современного общества характерен высокий уровень социальной мобильности, т.е. социальное положение не является раз и навсегда фиксированным, и многие люди в течение своей жизни меняют его на лучшее или худшее, и, следовательно, никакое социальное положение нельзя считать постоянным, абсолютно надежным и прочным.

3. Основы теории социальной стратификации, разработанной П.Сорокиным. Многие социологи считают, что понятие класс для характеристики современного общества устарело, также и по тому, что сегодня уже невозможно выделить в обществе такой крупный элемент социальной структуры. Поэтому понятие класс годится для анализа прошлых обществ. А сегодня предлагается заменить понятие класс понятием страта – слой.

Теория социальной стратификации базируется на представлении о том, что социальные группы, называемые стратами, представляют собой реальную эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело. Что приводит к конституированию данной общности в социальной структуре и противопоставлению её другим социальным общностям. Объединение людей в страты или группы и противопоставление их другим группам может происходить по следующим основным признакам: отношение к власти, имуществу, профессии и образованию.

Социальной стратификацией называется дифференциация людей в иерархическом порядке. Представление о социальной дифференциации связано с различием индивидов по их положению в социальном пространстве.

Социальное пространство отличается от геометрического: король и его слуга, хозяин и раб могут находиться один вблизи другого, но социальная дистанция между ними огромна. "Чем значительнее и существеннее различия, тем больше социальная дистанция между ними". Положение человека в социальном пространстве зависит от множества критериев, например, таких как семейное положение, гражданство, национальность, профессия, размер и источники доходов и т.д.

Индивидов принадлежащих к одним и тем же группам найти нетрудно, граждане России, демократы, верующие, православные, мусульмане, работники ВАЗА и т.д. Но если по горизонтали их социальное положение кажется идентичным, то при взгляде по вертикали наблюдаются существенные различия. Например, среди работников ВАЗа один человек занимает высокое положение в управлении завода другой -рядовой рабочий.

Многие положения теории стратификации были разработаны выдающимся социологом нашего столетия Питиримом Александровичем Сорокиным, эмигрировавшим из России и долгое время работавшим в США.

Социальная стратификация находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность в неравномерном распределении прави привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Если экономический статус членов некого общества неодинаков, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения, независимо от того организовано он на капиталистических или коммунистических принципах, определено ли конституционно как "общество равных" или нет.

Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги, тогда в таком обществе существуют обязательно управляющие и управляемые. Это означает, что такая группа политически дифференцирована, независимо от того, что провозглашает в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества состоят из различных групп по роду своей деятельности, то в ней будут профессии более престижные ио сравнению с другими. Т.е. эта группа профессионально дифференцирована.

Даже в первобытнообщинном периоде истории невозможно найти общества без расслоения. Поэтому, тем более бесполезны попытки отыскать его в более поздние эпохи развитых и сложных цивилизаций. Различаются формы и пропорции, но расслоение существовало повсюду и во все времена. Хоть во многих конституциях и записано, что "все люди равны" только совершенно наивный человек может предположить в них отсутствие социальной стратификации.

Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества, не исключая тех, которые провозглашают всеобщее равенство. Меняются только критерии, но стратификация существует повсюду, в науке, искусстве, на производстве, в криминальной среде.

Если в какой-то момент некоторые формы стратификации разрушаются, то вскоре они возникают вновь в старом или модифицированном виде и часто создаются руками самих упразднителей. Питирим Сорокин приводит пример: пытаясь радикально выровнять конус экономической стратификации, большевики в 1918 г. установили декретом, что разрыв между самой высокой и самой низкой зарплатой не должен превышать соотношение 175:100. Однако после 1921 года усиливается противоположная тенденция.

Современные социологи утверждают, что стратификация общества обусловлена необходимостью адекватной мотивации. Некоторые позиции в социальной системе важнее других, требуют специальных способностей, усилий, своего рода жертв. Чтобы мотивировать индивидов двигаться в направлении определенных страт, в обществе вырабатываются для этого дополнительные стимулы.

Социальная структура должна побуждать каждого человека прилагать усилия, чтобы сохранить или повысить свой статус.

Влияние классовой принадлежности на жизненные шансы выходит далеко за пределы собственно экономической сферы. Принадлежность индивида к классу детерминирует тот уровень образования, на который могут рассчитывать его дети.

Она определяет также стандарты медицинского обслуживания, которым пользуется индивид и его семья. Например, в Америке высшие классы лучше питаются, получают лучшее образование, живут в лучших условиях и живут дольше, чем их другие сограждане.

Высший слой общества составляет его элиту. К элите относятся люди, получившие наивысший индекс в области своей деятельности, пользующиеся наибольшим богатством и/или статусом, и /или престижем, занимающие ведущее положение в политической экономической и других сферах общества.

4. Социальная мобильность, социальные "лифты" и "сита".

Вертикальные перемещения в социальном пространстве называются социальной мобильностью. Существуют своеобразные "лифты", обеспечивающие каналы вертикальной мобильности. Такими лифтами могут быть семейно- родственные связи, образование, культурный уровень семьи и т.д.

Образование – это мощное современное средство вертикальной мобильности. В обществах, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой "социальный лифт", движущийся с самого низа общества до самых верхов.

В XX веке во многих странах стали вводить всеобщее образование. Это рождало оптимизм. Исследователи среднего города в США отмечали, что для рабочего человека образование – как религия, "средство спасения".

Вскоре выяснилось, что этот оптимизм не оправдывается. Оказалось, что шансы в получении знаний среди детей, принадлежащих к различным социальным слоям, неравны. Так, например, во Франции прекращают обучение после 16 лет 2% детей высокооплачиваемых специалистов и 35% детей чернорабочих. Шанс у детей трудящихся закончить средне Образовательную школу и поступить в высшее учебное заведение в 3 раза ниже, чем у детей, принадлежащих к средним слоям. Однако, у детей из высших слоев общества эти шансы в 8 раз выше.

И если в первом классе большинство составляли дети рабочих, то к выпускному классу соотношение меняется, большинство составляли уже выходцы из среднего класса.

Кроме экономических, социологи нашли также социально-психологические объяснения воспроизводства социального неравенства. К ним относятся следующие:

1. Различия в системе ценностей. Было установлено, что дети из низших страт менее мотивированы на решение интеллектуальных задач. Ученик не будет учиться ради учения, если учение не является ценностью данной субкультуры.

2. Психологическая и культурная атмосфера в семье. Для нормального развития ребенка необходима душевная теплота, любовь и ласка, между тем в семьях из беднейших слоев это не позволительная роскошь. Повседневный язык очень беден, а это не способствует развитию мышления. Ребенок из низов с детства испытывает много нервных напряжений, фрустраций. Это делает его терпеливым и осторожным, но медлительным, упорным и негибким. С годами последствия этих явлений не исчезают, а накапливаются.

Таким образом, всеобщее образование было бы точнее назвать не лифтом, который автоматически поднимает людей "наверх", а лестницей, по которой могут подняться наиболее способные и упорные.

Рассматривая механизм "социальной селекции" Питирим Сорокин образно говорит про "сита", которым каждая страта как бы просеивает индивидов, предоставляя возможности дальнейшего продвижения лишь отобранным.

Социальная мобильность обычно усиливается в ситуациях реформирования общества или ведения военных действий. Войны способствуют выдвижению в офицеры талантливых людей из народа и продвижение способных офицеров в должности.

Так в 1816 году – личные дворяне, т.е. вчерашние разночинцы составляли 44% всего дворянства империи. Это произошло потому, что наполеоновские войны, буквально выкосили молодых офицеров. В этих условиях шло активное производство заслуженных унтер-офицеров в обер-офицерские чины с предоставлением права потомственного дворянства.

П.Сорокин сформулировал общий социологический закон: войны и революции всегда были орудием отрицательной селекции, производящие отбор "шиворот-навыворот". Процент гибели лиц с глубоким сознанием долга гораздо выше, чем процент гибели лиц аморальных. Погибают лучшие элементы населения, а остаются жить и плодиться худшие. "Жертвенность и героизм, – писал социолог, это достояние единиц, а не масс. Большинство согласится, чтобы их называли ловкими плутами, чем честными простаками".

На штатской службе в дореволюционной России, способные люди из низов, получив хорошее образование и дослужившись до коллежского асессора или надворного советника, также могли получить дворянское звание. Так, отец В.И.Ленина И.Н.Ульянов (1831-1886), сын беглого крепостного крестьянина смог получить гимназическое, а затем и университетское образование и дослужившись до действительного статского советника (штатского генерала), также получил дворянское звание.

Большой вклад в ее разработку внес русско-американский социолог П.Сорокин. Страта в переводе с лат. – слой.

Страта – это группа людей, отличающихся по своему положению в социальной иерархии. Каждая страта имеет свой статус , т.е. место в иерархии, свое положение в обществе. Статус группы характеризуется престижем. Престиж – это оценка статуса страты закрепленная в общественном мнении.

Под социальной стратификацией понимается наличие в обществе социальных групп, представители которых отличаются объемом власти и материального богатства, источником его получения, образом жизни, образованием, объемом прав и обязанностей, привилегий и престижа и др. моментами. То есть речь идет о социальном расслоении общества, благодаря которому обществом может стимулировать одни виды деятельности и подавлять другие.

Иерархия групп может выстраиваться по экономическому признаку, по политическому признаку, по профессиональному признаку.

Очень важным является осознание, во-первых, неравенства страт, во-вторых, своего положения, ибо это становится основой для социального действия: человек стремится занять более престижное социальное положение.

Важным показателем общества является степень неравенства : большая степень неравенства чревата социальными потрясениями, но и уравниловка не стимулирует развитие.

Фактором, удерживающим общество в состоянии динамического равновесия, является средний класс. (Это понятие использовали Зиммель, М.Вебер и др.). Средний класс – это и не бедные, и не богатые. Это люди, как правило, с достаточным доходом и определенным образованием. Средний класс является носителем некоего социально-культурного стандарта. Его представители являются основными потребителями товаров и услуг и придают обществу устойчивость.

Человека, который утратил свой прежний социальный статус и не может выполнять роль, соответствующую новому статусу, называют маргинальной личностью (он между стратами).

Взаимодействие страт, классов, профессиональных и других групп в обществе может характеризоваться консенсусом или конфликтом.

Итак, теория социальной стратификации – это многомерный подход к структурированию общества. Следует отметить, что есть и понятие социальной дифференциации. Оно шире понятия социальной стратификации, т.к. не связано с неравенством, а подразумевает любые отличия.

Теория социальной мобильности

Эта теория дополняет теорию социальной стратификации.

Изменение статуса индивидов или групп в обществе называется социальной мобильностью . Она бывает горизонтальная и вертикальная. Мобильность дает ощущение открытости общества .

Перемещение индивида по социальным слоям осуществляется с помощью социальных лифтов. Социальные лифты – это такие социальные институты как образование, брак, собственность, наследование, политика, военная служба и т.п.

ТЕОРИЯ ЭЛИТ

Главная идея основателей этой теории – В.Парето (1848-1923) и Моска (итал.), - в том, что общество делится на управляющих и управляемых . Т.е. они исходят из того, что в обществе главные – политические отношения.

Элита – это незаурядные личности, масса – остальные люди, подверженные верованиям, чувствам. Массы разрознены, неорганизованны и не способны к коллективным действиям без руководства организованного меньшинства.

Два главных качества управляющей элиты: 1. умение убеждать, манипулировать человеческими эмоциями (это «лисы»); 2. умение применять силу (это «львы»).

Вся история – история смены элит – это история насилия, афёр, дворцовых переворотов и т.п. Эти взгляды – оправдание тоталитаризма. (В них можно найти связь с взглядами мыслителя эпохи Возрождения Н.Макиавелли и философа 19 в. Ф.Ницше).

Немецкий социолог К.Мангейм (1893-1947) (осмысливая фашизм), считал, что препятствием тоталитаризму может быть конкуренция относительно открытых элит за позиции власти , считал, что необходимо сохранять оптимальные отношения между элитой и массой . Это важные черты демократии . В 60-70-е годы 20 века развивается идея плюрализма элит, важности нахождения консенсуса между ними относительно существующей системы (например, в США есть много партий, однако за власть реально борются две партии – республиканцы и демократы, их программы отличаются лишь незначительными деталями).

Выделяют следующие типы элит : 1. политическая; 2. экономическая; 3. военная; 4. научная и техническая; 5. культурная и духовная; 6.теневая контрэлита (оппозиция).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важно обратить внимание на взаимозависимость элементов социальной сферы, ее целостность. Как ее достичь? Так, при капитализме конкретные особенности таких классов как буржуазия и пролетариат ведут к их противостоянию. Но тогда, система может стать нестабильной. Требуется найти нечто общее для разных классов, что сможет объединить людей. Для своего оптимального развития капитализм «требует» такую общность, как нация. В итоге образуется качественно определенная система социальной жизни капитализма.

На каждом конкретном этапе развития общества ведущей становится та или другая общность. Сегодня особенно велика роль такой общности как народ страны . Если говорить про мир в целом, то возрастает роль такой общности как человечество. Все общности должны развивать себя через приоритет общечеловеческих интересов.

Для формирования социальной структуры современного белорусского общества (собственно, для обществ всех постсоветских стран) характерны следующие особенности: 1) деформация социальной структуры под влиянием длительного господства административной системы, рыночных трансформаций, а также процессов глоба­лизации; 2) появление новых социальных общностей, характерных для обществ с рыночными отношениями, - предпринимателей, менедже­ров, безработных и др.; 3) сильное расслоение, дифференциация социальных общностей, возникновение новых принципов расслоения по сравнению с дореформенным периодом; 4) формирование нового ком­плекса социально-экономических интересов личностей и групп; 5) кон­фликтность новой социальной структуры на основе различай, связан­ных с властью и собственностью; 6) появление конфликтности отноше­ний на уровне массового сознания, что затрудняет интеграцию и подры­вает основы социального партнерства.

Следует сопоставить социальную сферу с политической сферой жизни общества. Раскрывая политическую сферу жизни общества, мы использовали такие понятия как правовое, демократическое государство и гражданское общество. Граждане – это не подданные. Граждане – это люди, которые принимают личные решения и, следовательно, являются личностями. В таком случае они составляют гражданское общество, организовываются в различные организации, выражающие их интересы и защищающие их права. В эти организации могут входить люди принадлежащие к разным социальным слоям и разным социальным группам. Гражданское общество соотносится с демократическим правовым государством, которое и дает людям возможность свободно решать их частные проблемы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»