Особенности участия социально ориентированных некоммерческих организаций в государственных и муниципальных закупках. Практика закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Определение доли смп и сонко

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Расшифровывается как «субъект малого предпринимательства».

Что касается СОНКО, расшифровка по 44-ФЗ также не отличается от общепринятой — это социально-ориентированные некоммерческие организации. Часто можно встретить аббревиатуру СОНО, она расшифровывается точно так же. Именно о них пойдет речь в этой статье.

Кто такие СОНО

Итак, рассмотрим подробнее вопрос «СОНКО — это какие организации?». Обратимся к определению Федерального закона № 7 от 12.01.1996. Это структуры, которые занимаются, например, такой деятельностью (весь перечень можно найти в п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ):

  • соцобслуживание граждан;
  • соцподдержка и защита;
  • помощь в преодолении последствий стихийных бедствий;
  • мероприятия по профилактике социально опасного поведения;
  • охрана окружающей среды;
  • защита животных.

При этом важно помнить, что если организация и занимается подобной деятельностью, но ее учредителями являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, она не будет считаться социально-ориентированной некоммерческой.

Особенности участия в закупках по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе рассматривает их также как ФЗ № 7.

СМП и СОНКО участвуют в госзакупках по одним и тем же правилам. Для них, в целях поддержки малого предпринимательства, предусмотрены преимущества (). Госзаказчики обязаны заключать с ними контракты, общая сумма которых составит минимум 15 % от . Они могут сделать это двумя способами:

  1. Провести торги, к участию в которых допускаются только такие юрлица. Это могут быть , и . при этом не должна превышать 20 млн рублей.
  2. Установить требование к победителю — привлечь СМП или СОНО к исполнению госконтракта в качестве субподрядчика. НМЦК в этом случае не ограничена.

Есть особенности и по части оплаты. Если установлены ограничения и преимущества для СМП и СОНО, то они получают деньги максимум через 15 рабочих дней после подписания с организатором торгов актов о приемке.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПРИКАЗ

В целях реализации положений , руководствуясь Положением о Министерстве экономического развития и туризма Республики Алтай , утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 20.11.2014 N 332 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и туризма Республики Алтай и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай" , приказываю:

2. Настоящий приказ опубликовать в разделе "Регулирование контрактной системы и государственные закупки" официального сайта Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в справочных правовых системах.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возлагаю на заместителя министра Гальцеву О.В.

Министр экономического
развития и туризма
Республики Алтай
Е.В.ЛАРИН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Утверждены
Приказом
Министерства экономического
развития и туризма
Республики Алтай
от 24 августа 2015 года N 154-ОД

Методические рекомендации определяют порядок закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Методические рекомендации регулируют отношения между заказчиками и исполнителями в области планирования, проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также привлечение поставщиками указанных субъектов на субподряд. Методические рекомендации учитывают специфику закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), (с последующими изменениями) (далее - Закон о СМП), Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с последующими изменениями) (далее - Закон о НКО).

2. Основные понятия

2.1. К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая. Указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц, суммарной доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, на юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" , на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" . Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

2.2. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 4 Закона о СМП.

2.3. Социально ориентированные некоммерческие организации - некоммерческие организации, созданные в формах, предусмотренных Законом о НКО, и осуществляющие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации в соответствии с учредительными документами:

2.3.1. Социальная поддержка и защита граждан.

2.3.2. Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев.

2.3.3. Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам.

2.3.4. Охрана окружающей среды и защита животных.

2.3.5. Охрана и, в соответствии с установленными требованиями, содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений.

2.3.6. Оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина.

2.3.7. Профилактика социально опасных форм поведения граждан.

2.3.8. Благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

2.3.9. Деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

2.3.10. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

2.3.11. Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

2.3.12. Деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

2.3.13. Проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества.

2.3.14. Участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

2.3.15. Социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

2.3.16. Мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ.

3. Планирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

3.1. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при формировании плана-графика обязан предусмотреть закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в объеме не менее чем 15% совокупного объема закупок (см. схема 1).

Расчет нормы закупок у СМП и СОНКО

Вычесть из СГОЗ суммы, предусмотренные на оплату товаров, работ, услуг, указанные в части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе

3.2. Во избежание несоблюдения обязанности по осуществлению закупок у СМП, СОНКО (по причине несостоявшихся процедур, уклонения победителя от заключения контракта и прочее) заказчику рекомендуется обеспечить планирование закупок у СМП и СОНКО по максимально широкой номенклатуре в объеме, значительно превышающем 15% совокупного годового объема закупок.

3.3. Планирование закупок у СМП, СОНКО осуществляется путем проставления соответствующих меток в плане-графике:

- "размещается среди СМП/СОНКО" - для закупок с начальной (максимальной) ценой не более 20 млн руб.;

- "субподряд СМП/СОНКО" - для закупок на общих основаниях с привлечением к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО с указанием объема такого субподряда.

3.4. При внесении изменений в план-график объем закупок у СМП, СОНКО при необходимости должен корректироваться с учетом требования об объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.

3.5. Планирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у СМП, СОНКО осуществляется заказчиками в соответствии с требованиями к форме планов-графиков и порядку их размещения в единой информационной системе в сфере закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

4. Условия проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у СМП, СОНКО

4.1. Заказчики самостоятельно определяют виды товаров, работ, услуг, которые могут поставить, выполнить, оказать СМП, СОНКО.

4.2. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4.3. При осуществлении закупок у СМП, СОНКО начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.

4.4. При осуществлении закупок у СМП в извещениях об осуществлении закупок устанавливаются ограничения в отношении участников закупок в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 методических рекомендаций.

4.5. При осуществлении закупок у СОНКО в извещениях об осуществлении закупок устанавливаются ограничения в отношении участников закупок в соответствии с пунктом 2.3 методических рекомендаций.

4.6. Способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) у СМП, СОНКО могут быть открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, запросы предложений.

4.7. Размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5% до 2% начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 миллиона рублей, 1% начальной (максимальной) цены контракта.

4.8. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг может осуществляться СМП, СОНКО в качестве субподрядчиков, соисполнителей.

4.9. В случае если в рамках осуществления закупки у СМП, СОНКО в целях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик установил в извещении требование к участникам, не являющимся СМП, СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, заказчику необходимо применить дифференцированный подход к установлению размера обеспечения заявок, так как в конкурсе могут принимать участие как участники, являющиеся СМП, СОНКО, так и участники, не являющиеся таковыми.

Для участников, являющихся СМП, СОНКО, размер обеспечения заявки в указанном случае устанавливается от 0,5% до 2% начальной (максимальной) цены контракта; для участников, не являющихся СМП, СОНКО, размер обеспечения заявки устанавливается от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта.

5. Подтверждение статуса СМП, СОНКО

5.1. В заявках на участие в закупках, проводимых среди СМП, СОНКО, участники закупок обязаны декларировать свою принадлежность к СМП, СОНКО.

5.2. Декларирование принадлежности к СМП осуществляется путем представления участником декларации соответствия требованиям для определения статуса СМП с указанием средней численности работников за предшествующий календарный год (либо за период, прошедший со дня их государственной регистрации, - для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств в течение года, в котором они зарегистрированы), суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов за соответствующий календарный период.

5.3. Декларирование принадлежности к СОНКО осуществляется путем представления участником декларации соответствия требованиям для определения статуса СОНКО с указанием вида осуществляемой деятельности, предусмотренного статьей 31.1 Закона о НКО и учредительными документами организации.

5.4. Указанные в пунктах 5.2, 5.3 декларации представляются в простой письменной форме, заверенной подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью организации, в составе заявки на участие в закупке (при проведении электронного аукциона - в составе второй части заявки).

Примерные формы деклараций приведены в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям.

5.5. В случае выявления заказчиком или комиссией по осуществлению закупок несоответствия информации об участнике закупки задекларированным сведениям о принадлежности к СМП, СОНКО, комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в любой момент до заключения контракта.

5.6. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта несоответствия участника закупки задекларированным сведениям о принадлежности к СМП, СОНКО, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.

5.7. Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует задекларированным сведениям о принадлежности к СМП, СОНКО, осуществляется в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.

6. Привлечение СМП, СОНКО в качестве субподрядчиков, соисполнителей

6.1. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

6.2. Заказчикам рекомендуется в проектах контрактов на закупку сложной составной продукции, работ, услуг (например, работ по капитальному ремонту, проектированию, монтажу, наладке компьютерной сети или техники) устанавливать обязательное для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) требование о привлечении в качестве субподрядчиков или соисполнителей СМП, СОНКО для выполнения простых работ, оказания услуг, которые не требуют от субподрядчика (соисполнителя) специальной квалификации или специальных материально-технических ресурсов.

6.3. При установлении в извещении об осуществлении закупки требования, предусмотренного пунктом 6.1, к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, СОНКО, заказчику рекомендуется включать в проекты контрактов:

6.3.1. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

6.3.2. Условие о предоставлении заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) копий договора подряда, договора соисполнения или других документов, подтверждающих участие СМП, СОНКО в реализации контракта, а также копий актов выполненных работ, оказанных услуг, актов приема-передачи товаров или других документов, подтверждающих объемы товаров, работ, услуг, выполненных СМП, СОНКО в качестве субподрядчиков.

6.3.3. Объем товаров, работ, услуг, подлежащих поставке (выполнению) субъектами СМП, СОНКО в качестве субподрядчиков, соисполнителей, установленный в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНКО, и включается в отчет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 N 238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" .

6.3.4. Обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

6.3.5. Обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, а также ответственность за непредоставление указанной информации в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 23 и 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.

6.4. При установлении в извещении об осуществлении закупки требования, предусмотренного пунктом 6.1 настоящих методических рекомендаций, привлеченные к исполнению контрактов субподрядчики, соисполнители обязаны декларировать свою принадлежность к СМП, СОНКО. Условие представления таких деклараций рекомендуется устанавливать в договоре субподряда (соисполнения).

6.5. При установлении в соответствии с пунктом 6.4 в договоре субподряда (соисполнения) условия предоставления указанных в пунктах 5.2, 5.3 настоящих методических рекомендаций деклараций в раздел договора, предусматривающий ответственность сторон, должен быть включен пункт, устанавливающий ответственность субподрядчика (соисполнителя) за непредставление указанных в пунктах 5.2, 5.3 настоящих методических рекомендаций деклараций.

6.6. Непредоставление заказчику деклараций, указанных в пунктах 5.2 и 5.3 настоящих методических рекомендаций, может расцениваться как неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

6.7. В случае неисполнения условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в контракте должно быть предусмотрено условие уплаты поставщиком штрафа, определенного в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемого за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" :

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн рублей.

6.8. Начисление штрафа и предъявление требования о его уплате заказчик вправе реализовать только по результатам исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае, если будет установлено и документально подтверждено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не исполнил обязательств по контракту о привлечении в качестве субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

7. Признание несостоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) у СМП, СОНКО

При признании несостоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении повторной процедуры заказчик вправе отменить в извещениях об осуществлении закупок ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО, и осуществить закупки на общих основаниях.

При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНКО.

Для уменьшения числа несостоявшихся определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) рекомендуется проводить информационную работу с потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) путем направления приглашений на участие в торгах.

8. Формирование отчетов об объеме закупок у СМП, СОНКО

8.1. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП, СОНКО и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.

8.2. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с СМП, СОНКО, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП, СОНКО.

8.3. Форма и правила подготовки отчета об объеме закупок у СМП, СОНКО, его размещения в единой информационной системе утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 N 238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" . Отчет формируется государственными (муниципальными) заказчиками или бюджетными учреждениями в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе.

В отчете должно быть указано: совокупный годовой объем закупок заказчика, объем финансового обеспечения для оплаты контрактов и уникальные номера реестровых записей контрактов.

Документ подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой информационной системе в срок, установленный ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе.

9. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок

9.1. В соответствии со статьей 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9.2. Нормами части 11 статьи 7.30 установлена административная ответственность в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у СМП, СОНКО в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

9.3. Согласно пункту 2 Примечания к статье 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях временем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30, является дата окончания календарного года.

10. Заключительные положения

10.1. В 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта в случае проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 N 199 "О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта" .

10.2. В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 N 198 "Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году" . При этом цена контракта должна составлять не более чем 5 млн рублей в случае, если контракт заключен для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд по результатам проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Приложение 1. ДЕКЛАРАЦИЯ <1> соответствия участника закупок требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

ДЕКЛАРАЦИЯ <1> соответствия участника закупок требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

(с последующими изменениями)

____________________________________________
(наименование участника процедуры закупок)

подтверждает, что относится к субъектам малого предпринимательства и

отвечает требованиям, установленным положениями статьи 4 Федерального

предпринимательства в Российской Федерации" (с последующими изменениями).

Наименование условия

Единица измерения

Данные участника

Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридического лица

Доля участия в юридическом лице, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства

Средняя численность работников за предшествующий календарный год (_________ год) или иной период (за период ________________)

Выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) (или размер балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов)) за предшествующий календарный год (_________ год) или иной период (за период ________________)


должность (подпись) (Ф.И.О.)

________________

<1> Данная форма декларации отражает законодательные условия отнесения участника закупки к субъекту малого предпринимательства, предоставление участником закупки в составе заявки декларации, составленной в иной форме, не может являться причиной отклонения заявки участника комиссиями по осуществлению закупок.

ДЕКЛАРАЦИЯ <1> соответствия участника закупок требованиям, установленным статьей 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

(с последующими изменениями)

________________________________________
(наименование участника закупок)

подтверждает, что относится к социально ориентированным некоммерческим

организациям и отвечает требованиям, установленным статьей 2 Федерального

последующими изменениями), поскольку осуществляет следующий вид

деятельности:

___________________________________________________________________________
(указывается вид деятельности и соответствующий
пункт учредительного документа)

_____________________________ ________________ (_______________________)
должность (подпись) (Ф.И.О.)

________________

<1> Данная форма декларации отражает законодательные условия отнесения участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставление участником закупки в составе заявки декларации, составленной в иной форме, не может являться причиной отклонения заявки участника комиссиями по осуществлению закупок.

В 2018 году заказчики по-прежнему должны отводить определенный процент закупок субъектам малого предпринимательства по 44-ФЗ. Под эту категорию подпадают организации с небольшим числом работников и прибылью ниже установленного предела. О том, кто является субъектами малого предпринимательства по 44-ФЗ, сказано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Что такое субъект малого предпринимательства по 44-ФЗ

Рассмотрим, кто является субъектом малого предпринимательства по 44-ФЗ. Критерии отнесения к СМП в 2018 году не изменились. Микропредприятием считается организация с числом работников до 15 человек и годовым доходом не более 120 млн руб.

К малым относятся фирмы, в которых официально трудятся до 100 человек, а годовой доход составляет до 800 млн руб. Средними считаются предприятия с числом сотрудников от 101 до 250 человек и оборотом не более 2 млрд руб. Во всех трех случаях доля участия государства не должна быть выше 25%, иностранных юрлиц - не более 49%, доля юрлиц, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, - не более 49%.

Заявка на участие в закупке у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

По 44-ФЗ субъекты малого предпринимательства получают при закупках некоторые преференции. Однако пользоваться ими и участвовать в процедурах для СМП они могут только при одном условии: к заявке необходимо приложить декларацию . Укажите в ней:

  • наименование компании;
  • категорию, к которой она относится - малый или средний бизнес;
  • юридический адрес;
  • ОГРН.

Затем внесите показатели в таблицу. В частности, укажите суммарную долю участия государства в уставном капитале общества, число работников, доход за минувший год.

Документация о закупке у СМП по 44-ФЗ и контракт

Мы рассмотрели, кто относится к СМП в 2018 году. Несмотря на то, что требование об обязательной доле закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ появилось довольно давно, заказчики продолжают путаться в понятиях. Например, требовать, чтобы участник принадлежал либо в малому бизнесу, либо к социально ориентированным НКО, а компании, которые подпадают под обе категории и сообщают об этом в декларации, не допускать к торгам. Это нарушение, подтвержденное административной практикой, например, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по делу № 2-57-1428/77-18 от 06.02.2018.

Преимущества при закупках у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Субъекты малого предпринимательства по 44-ФЗ получают при закупках некоторые преференции. К примеру, в случае назначения санкции за нарушение условий контракта штраф может достигать в общем случае 10% от цены контракта, если она менее 3 млн. руб., и 5%, если стоимость находится в пределах 3-50 млн. Для малых предприятий при цене контракта до 3 млн сумма штрафа составит 3% от стоимости контракта, если она в пределах 3-10 млн. – 2%, 10-20 млн. - 1%.

Также для СМП установлены более низкие тарифы за работу на торговых площадках. Напомним, с 2018 года она стала платной. Деньги за участие в процедурах берут только с победителей. Если для рядовых участников это 1% от цены контракта, но не больше 5 тыс. руб., то для СМП верхняя планка находится на 2 тыс. руб.

Как отличить, установить и совместить преимущества для СМП, УИС, ОИ и импорта

Из статьи вы узнаете:

✔ Какие устанавливают преимущества для участников СМП или СОНО;
✔ Три главных ошибки смешанной закупки на живом примере;
✔ В каких случаях устанавливают преимущества для товара УИС и ОИ;
✔ Когда преимущества нельзя совмещать в одной закупке:

Из статьи

Объем обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Мы дали определение субъектам малого предпринимательства по 44-ФЗ и рассмотрели критерии их отнесения к этой категории. Далее перейдем к проценту закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ. Это 15% от совокупного годового объема. Чтобы выполнить эту норму заказчики используют два пути:

  • проводят закупки только среди субъектов малого бизнеса;
  • устанавливать в закупочной документации требование о привлечении субподрядчиков из числа СМП.

Можно проводить любые процедуры:

  • конкурсы - бумажные электронные, открытые и закрытые, с ограниченным участием, двухэтапные;
  • электронные аукционы;
  • запросы котировок и предложений в любой форме.

НМЦК на торгах только среди СМП и СОНКО не должна превышать 20 млн. руб. Если 15% закупок среди СМП и СОНКО не наберется, контрактного управляющего оштрафуют на 50 000 руб.

Рассмотрим расчет объема обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ. Под годовым объемом понимают утвержденное на финансовый год количество денег для удовлетворения нужд госзаказчиков. Ранее Минфин уточнил, что в нем учитываются контракты, заключенные в прошлых годах, но оплата по которым проходит в этом, а также заключенные и оплачиваемые в текущем году.

При расчете среднего годового объема закупок в расчет не берутся следующие:

  • для обеспечения обороноспособности РФ;
  • по предоставлению займов;
  • у единственного поставщика;
  • в сфере использования атомной энергии;
  • закрытые процедуры.

По итогам года заказчик должен опубликовать в ЕИС отчет о закупках у малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций .

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Прежде всего ответим на вопрос: «Закупки у СМП и СОНО — что это?». Законом о контрактной системе закреплена обязанность заказчика осуществлять заказы у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Разберемся подробнее.

Первые — это зарегистрированные в установленном порядке юридические лица (хозяйственные общества, партнерства, КФХ) и индивидуальные предприниматели. Законом № 209 , по которым то или иное лицо можно отнести к этой категории. К примеру, конкретная численность работников для средних и малых предприятий, показатели дохода за год либо статус участника проекта «Сколково».

СОНКО или СОНО (социально-ориентированные некоммерческие организации) — это лица, созданные в определенных формах (к примеру, общественные организации, фонды) с целью решения социальных проблем, развития гражданского общества, и иные, предусмотренные Законом № 7-ФЗ.

Привилегии и способы их реализации

Годовой объем закупок у СМП по 44 ФЗ (ст. 30) должен составлять не менее 15 %, так же как и у СОНО. При этом реализовать привилегию можно двумя способами:

  • ( , конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, и предложений), которых могут быть только СМП и СОНО;
  • требованием привлекать в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Заказчик закрепляет объем привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНО в виде фиксированного процента (но не менее 5 %). При этом исполнитель госконтракта должен рассчитаться с такими субподрядчиками не позднее чем через 15 рабочих дней вместо 30 календарных. Такие новшества привнесло в контрактную систему Постановление Правительства от 07.10.17 № 1226, которое изменило Постановление Правительства № 1466 от 23.12.2016.

При этом, если говорить о первом способе, то следует иметь ввиду, что должна быть не более 20 млн рублей.

СГОЗ — что это?

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) — это общее число денежных средств, выделяемых в целях приобретения товаров, работ и услуг. СГОЗ определяется на финансовый год. Указанные средства предназначены для оплаты договоров в данном финансовом периоде. На вопрос, необходимо ли включать стоимость долгосрочных контрактов, которые оформлены в прошлом году и исполняются в текущем, отвечаем: в таком случае в СГОЗ следует включать только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем периоде.

Итак, для чего же необходим совокупный годовой объем закупок:

  • для принятия решения о создании контрактной службы;
  • для расчета объема торгов, которые необходимо провести для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (напомним, при закупке у СМП по 44 ФЗ процент составляет 15%, как и у СОНО);
  • для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у ;
  • в целях определения количества товаров и услуг, которые возможно закупить путем проведения запроса котировок.

Закупки у СМП по 223-ФЗ

Как и Закон о контрактной системе, 223-ФЗ предусматривает проведение торгов с участием субъектов малого предпринимательства. Особенности проведения таких закупочных процедур устанавливаются Правительством РФ. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, торги для субъектов малого предпринимательства проводятся тремя способами:

  • тендер, участниками которого могут быть любые лица, в том числе и рассматриваемые нами субъекты;
  • закупка, в которой участвуют только субъекты малого предпринимательства;
  • тендер, в котором заказчиком выставлено требование о привлечении в качестве субподрядчика субъектов малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что годовой объем закупок у них устанавливается в размере 18%.

Под номером 44 ФЗ определяет обязательство государственных и муниципальных учреждений получать определенную часть товаров, работ и услуг от субъектов малого предпринимательства. Доля участия данной категории должна составлять не менее 15% от общего годового объема закупок. При этом законодательством определяется приоритет отечественных производителей и поставщиков.

Субъекты малого предпринимательства по — это юридические лица, статус которых определяется малым объемом качественных показателей — до 100 работников и до 800 млн рублей выручки в год. Подразумевается, что указанные организации являются коммерческими и ведут свою деятельность с целью получения прибыли.

Вопросы приобретения товаров, работ или услуг у СМП регулируются . Она регламентирует не только порядок приобретения товаров и услуг, но и определяет стороны, которые могут быть задействованы в данном вопросе.

Положения статьи 30 распространяются на социально ориентированные некоммерческие организации. Предписывается, что СОНКО по ФЗ 44 должны быть учреждены государством, субъектами РФ или муниципальными образованиями.

Правила закупок у СМП

Законодательство определяет, что субъекты малого предпринимательства могут принимать участие в любых типах закупок , которые проводятся государственными или муниципальными учреждениями для обеспечения своих нужд. Главные условия для участия — соответствие требованиям заказчика и возможность выполнить предписания контракта.

По ФЗ 44 СОНКО может проводить закупку только среди СМП. В этой ситуации исключается конкуренция со средним и крупным бизнесом. Любые заявки от подобных организаций отклоняются заказчиком.

Объем

Доля закупок у субъектов малого предпринимательства по 44 ФЗ должна составлять не менее 15% от общего объема годового обеспечения. По итогам прошедшего календарного года, заказчик до 1 апреля составляет и размещает в единой информационной системе отчет. В нем указываются следующие аспекты:

  • контракты с субъектами малого предпринимательства;
  • закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • информация о несостоявшемся определении поставщиков.

Процент по СМП по 44 ФЗ должен быть наглядно отражен в отчетности. Все закупки у субъектов малого предпринимательства должны быть отмечены в отчете, как и их общий объем.

В отношении объема денежного оборота предписывается, что цена отдельного контракта с субъектом малого предпринимательства не может превышать 20 млн рублей .

Способы

Процент закупок у субъектов малого предпринимательства по 44 ФЗ определяется не только количеством задействованных СМП и объемом затраченных средств. Важным аспектом является соблюдение процедуры и расчет закупок у субъектов малого предпринимательства. ФЗ 44 выделяет следующие способы для заключения контрактов на поставки через СМП:

  • открытый для всех поставщиков конкурс;
  • ограниченные условия проведения конкурса;
  • смешанный конкурс в два этапа;
  • электронные торги;
  • запрос котировок;
  • запрос имеющихся предложений.

Несоблюдение соответствующей процедуры по информированию и проведению выбранного способа трактуется нарушением законодательства.

Перечень

Законодательство не определяет перечень закупок у СМП по 44 ФЗ. Государственное или муниципальное учреждение вправе приобретать любые товары, работы или услуги у субъектов малого предпринимательства.

Допускается также возможность не проводить определенные закупки у СМП. То есть, учреждение само определяет приоритеты в поставках. Главное условие — это соблюдение процедуры и общего объема.

Преимущества для СМП по 44 ФЗ

Преимущества для СМП по ФЗ 44 заключаются в следующих льготах:

  • сумма обеспечения составляет до 2% от начальной максимальной стоимости контракта;
  • на оплату закупки заказчику дается 15 дней с момента подписания документа о приемке;
  • если победителем конкурса, электронного аукциона или запроса предложений стал субъект малого предпринимательства, заказчик вправе не требовать контракта. (Узнайте какой ).

Административная ответственность

Административная ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП определяется :

  • нарушение сроков размещения информации в единой информационной системе закупок при проведении конкурса или аукциона менее, чем на два дня , полагается штраф в 5 и 15 тыс. рублей для физических и юридических лиц соответственно;
  • при нарушении указанного срока более чем на два дня штраф составляет 30 и 100 тыс. рублей ;
  • нарушение срока размещения информации при проведении запроса котировок или предложений у субъектов малого предпринимательства не более суток — 3 и 10 тыс. для физических и юридических лиц;
  • аналогичное нарушение с задержкой более суток — 15 и 50 тыс. ;
  • нарушение требований и порядка размещения информации по закупкам у субъектов малого предпринимательства влечет за собой штраф в 15 и 50 тыс .

Взыскания полагаются и при других административных нарушениях — неправомерный отказ, несоблюдение предписаний к ведению протокола и отчетности. Отдельно следует указать на штраф за невыполнение установленного объема закупок у субъектов малого предпринимательства — он составляет 50 тыс. рублей .

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»