Должностная инструкция управляющего директора. Кому информация будет полезна и почему

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

1. Общие положения
1.1.Управляющий директор Общества руководит в соответствии с действующим законодательством РФ производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью Общества в пределах полномочий, предоставленных ему нормативно-правовыми актами РФ, Уставом Общества, внутренними нормативными документами Общества, трудовым договором и настоящей Должностной инструкцией, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества Общества, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
1.2.Управляющий директор Общества относится к категории руководителей, назначается и освобождается от занимаемой должности общим собранием акционеров Общества.
1.3.Управляющий директор Общества подчиняется непосредственно общему собранию акционеров и Совету Директоров Общества.
1.4.Управляющему директору Общества непосредственно подчиняются Исполнительный директор, Заместитель управляющего директора по развитию, Контролер, Юрист, Главный бухгалтер, Руководители структурных подразделений (отделов, филиалов), Офис-менеджер Общества.
1.5. На время отсутствия управляющего директора организации его должностные обязанности выполняет назначаемый приказом сотрудник Общества, относящийся к категории руководителей, который несет ответственность за качественное, эффективное и своевременное их выполнение.
1.6. Управляющему директору Общества устанавливается ненормированный рабочий день.
1.7. В своей работе Управляющий директор Общества руководствуется:

  • 1.7.1. Требованиями действующего законодательства РФ;
  • 1.7.2. Нормативными документами Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг и другими нормативными документами, регламентирующими работу с ценными бумагами;
  • 1.7.3. Уставом Общества;
  • 1.7.4 Правилами ведения реестров владельцев именных ценных бумаг и другими внутренними нормативными документами Общества;
  • 1.7.5. Требованиями общего собрания акционеров и Совета Директоров Общества;
  • 1.7.6. Настоящей Должностной инструкцией.

2. ФУНКЦИИ управляющего директора
На управляющего директора Общества возложены следующие фунции:
2.1. Осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельностью Общества в соответствии с Уставом Общества;
2.2. Обеспечение соблюдения законности в деятельности Общества;
2.3. Составление стратегических и текущих планов Общества;
2.4. Выполнение поручений общего собрания акционеров, Совета Директоров Общества;
2.5. Организация работы Общества и эффективного взаимодействия всех структурных подразделений Общества.

3. ОБЯЗАННОСТИ управляющего директора
К непосредственным обязанностям управляющего директора Общества входит выполнение следующих работ и подписание соответствующих документов:
3.1. Осуществление руководства финансовой и хозяйственной (профессиональной) деятельностью Общества, обеспечение выполнения Обществом возложенных на него задач, своевременного и единообразного выполнения нормативных актов законодательства РФ, Правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, Правил внутреннего документооборота и контроля Общества, внутренних нормативных документов Общества;
3.2. Обеспечение соблюдения законности в деятельности Общества и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности Общества;
3.4. Обеспечение выполнения всех лицензионных требований при осуществлении деятельности Общества в соответствии с законодательством РФ, организация подготовки соответствующих документов и осуществление всех необходимых действий для получения (продления) лицензии на осуществление уставной деятельности Общества;
3.5. Организация работы и эффективного взаимодействия всех структурных подразделений, направление их деятельности на развитие и совершенствование производимых работ и услуг с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышения эффективности работы Общества, увеличения прибыли, качества и конкурентоспособности оказываемых услуг в соответствии с международными стандартами в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка;
3.6. Обеспечение выполнения Обществом всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банков, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов) и бизнес-планов;
3.7. Организация производственно-хозяйственной деятельности общества на основе широкого использования новейшей техники и технологии, организация разработки и внедрения новейших прогрессивных технологий осуществления работ Обществом, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях всемерного повышения технического уровня и качества работ (услуг), экономической эффективности производства работ и услуг), рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов;
3.8. Организация обеспечения Общества всеми необходимыми материально-техническими условиями деятельности;
3.9. Защита имущественных интересов Общества в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления;
3.10. Обеспечение сохранности материальных ценностей, принадлежащих Обществу;
3.11 Принятие мер по обеспечению Общества квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условия труда;
3.12. Разработка и утверждение штатного расписания Общества, организация разработки и утверждение Должностных инструкций для сотрудников Общества, организация и осуществление подбора, найма и увольнения сотрудников Общества в соответствии с Должностными Инструкциями, утвержденными Обществом, проведение аттестаций, организация обучения подчиненных сотрудников филиала;
3.13. Обеспечение правильного сочетания экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки;
3.14. Решение вопросов, касающихся финансово-экономической и хозяйственной деятельности организации, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручение ведения отдельных направлений деятельности другим должностным лицам, находящимся в его непосредственном подчинении;
3.15. Обеспечение и контроль выполнения решений общего собрания акционеров, Совета директоров Общества, предоставление сведений, отчетности о деятельности Общества и объяснений по вопросам руководства деятельностью Общества общему собранию акционеров, Совету Директоров и Ревизорам Общества;
3.16. Организация и контроль работ по ведению реестров акционеров, осуществлению сохранности документов и информации, по ведению архивного дела в Обществе;
3.17. Организация и контроль направления отчетности по профессиональной деятельности Общества в проверяющие государственные органы (ФКЦБ РФ, ПАРТАД и т.д.);
3.18. Организация и контроль выполнения требований и предписаний проверяющих государственных органов (ФКЦБ РФ, ПАРТАД и т.д.);
3.19. Организация и контроль составления и направления запросов, касающихся деятельности по ведению реестров, в государственные и другие регулирующие органы (ФКЦБ РФ, ПАРТАД);
3.20. Организация ведения бухгалтерского учета, всех форм отчетности, делопроизводства и архива Общества, обеспечение ведения надлежащего учета и составления предусмотренной действующим законодательством РФ отчетности;
3.21. Обеспечение своевременного представления бухгалтерской и иной установленной решениями Совета директоров отчетности Общества в Совет директоров Общества и в надзорные инстанции;
3.22. Обеспечение по требованию уполномоченных государственных органов и иных организаций предоставления сведений и отчетности о деятельности Общества в установленном законодательством и внутренними документами Общества порядке;
3.23. Организация всех необходимых работ по осуществлению внутреннего контроля в Обществе, оказание содействия Контролеру Общества в выполнении им своих должностных обязанностей;
3.23. Осуществление контроля за безопасностью и защитой информации в системе ведения реестров Общества;
3.24. Соблюдение служебной тайны в отношении полученной информации, обеспечение применительно к условиям работы Общества разработки, соблюдения мер и создания условий, препятствующих утечкам конфиденциальной информации, незамедлительное уведомление Совета Директоров Общества обо всех случаях шантажа, угроз и попыток их применения, вне зависимости характера требований, а также попыток получения кем-либо сведений, касающихся деятельности Общества;
3.25. Организация устранения выявленных нарушений законодательства РФ, нормативных правовых актов ФКЦБ РФ, внутренних нормативных документов и процедур Общества, а также причин и условий, способствовавших совершению нарушения;
3.26. Информирование в установленные сроки ФКЦБ РФ о выявленных следующих фактах: о несоблюдении профессиональным участником установленных ФКЦБ РФ расчетных значений нормативов и показателей; о нарушении профессиональным участником требований законодательства РФ, нормативных правовых актов ФКЦБ РФ, иных нормативных правовых актов РФ, повлекшем потерю или существенное уменьшение средств клиента (на 20% и более), о неправомерном использовании служебной информации; о возможном манипулировании ценами профессиональным участником или его клиентами; о предполагаемых нарушениях требований законодательства РФ и нормативных правовых актов ФКЦБ РФ клиентами профессионального участника;
3.27. Предоставление ФКЦБ РФ сведений о принятых или планируемых действиях по устранению вышеназванных нарушений;
3.28. Организация и контроль выполнения подчиненными сотрудниками своих Должностных инструкций, требований законодательства РФ и внутренних нормативных документов Общества, организация работы Общества по устранению нарушений и недостатков в деятельности подчиненных сотрудников;
3.29. Повышение своего профессионального уровня;
3.30. Выполнение надлежащим образом функций, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией;
3.31. Выполнение иных исполнительно-распорядительных обязанности по вопросам оперативно-хозяйственной деятельности Общества в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом Общества.

4. ПРАВА управляющего директора
Управляющий директор Общества имеет право:
4.1. Составлять и подписывать документы, относящиеся к уровню его компетенции;
4.2. Представлять интересы Общества без доверенности в учреждениях, организациях, государственных органах власти и управления;
4.3. Заключать и расторгать от имени Общества любые виды договоров, в том числе трудовые;
4.4. Открывать все виды счетов Общества в банках;
4.5. Утверждать и подписывать Должностные инструкций подчиненных сотрудников, приказы, распоряжения, давать в пределах своей компетенции указания, обязательные к исполнению подчиненными сотрудниками;
4.6. Утверждать Правила трудового распорядка дня и другие внутренние документы Общества, относящиеся к 4.6. его компетенции;
4.7. Распоряжаться имуществом и денежными средствами Общества;
4.8. Выдавать доверенности;
4.9. Утверждать штатное расписание Общества;
4.10. Принимать на работу и увольнять сотрудников Общества;
4.11. Поощрять и привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности сотрудников Общества;
4.12. В соответствии с законодательством РФ определять систему, формы и размер оплаты труда и материального поощрения сотрудников Общества;
4.13. Выносить вопросы, связанные с его деятельностью и выходящие за пределы его компетенции, на рассмотрение общему собрания акционеров и Совету Директоров Общества в порядке, определяемом законодательством РФ и Уставом Общества;
4.14. Получать необходимые разъяснения у подчиненных сотрудников Общества;
4.15. Принимать решения в пределах своей компетенции.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ управляющего директора
Управляющий директор Общества несет предусмотренную законодательством РФ ответственность:
5.1. За некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неисполнение прав, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией;
5.2. За убытки, причиненные Обществу его виновными действиями (бездействием) в процессе исполнения им функций и обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией;
5.3. За разглашение информации, содержащей служебную тайну;
5.4. За невыполнение Должностных инструкций подчиненными сотрудниками, за несоблюдение ими Правил внутреннего трудового распорядка, Правил техники безопасности, охраны труда, противопожарной защиты и других внутренних нормативных документов Общества.

6. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
6.1.На должность управляющего директора Общества принимается дееспособное физическое лицо, удовлетворяющее следующим квалификационным требованиям. Управляющий директор:

  • Должен иметь высшее образование.
  • Должен иметь квалификационный аттестат ФКЦБ серии 3.0.
  • Должен быть зарегистрированным в Реестре аттестованных лиц.
  • Должен быть не исключен из Реестра аттестованных лиц.
  • Должен иметь стаж профильной работы не менее 5-ти лет.
  • Должен иметь опыт работы с персональным компьютером, программными продуктами.

6.2.Управляющий директор Общества должен владеть вопросами:

  • законодательных и нормативных актов РФ, регламентирующих производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность Общества;
  • гражданского законодательства;
  • налогового законодательства;
  • экологического законодательства;
  • действующего законодательства о ценных бумагах;
  • устройства и функционирования акционерного общества;
  • трудового законодательства;
  • конъюнктуру рынка;
  • профиль, специализацию и структуру Общества;
  • культуры труда и служебной этики;
  • охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Должностная инструкция управляющего директора разработана в соответствии с __________________________.

Полномочия управляющего совета

Может ли совет рассматривать актуальные вопросы, если решения совета по ним не предусмотрены уставом?

На заседании совета может рассматриваться любой вопрос, отнесенный к его компетенции. По вопросам, для которых уставом общеобразовательного учреждения совету не отведены полномочия на принятие решений, выводы совета носят рекомендательный характер. Если данные вопросы продемонстрировали стратегическое значение для учреждения, то целесообразно инициировать принятие изменений и дополнений в устав, закрепляющих за советом полномочия по принятию решений по соответствующим вопросам.

У совета много полномочий по согласованию разработанных директором управленческих решений . Что это значит?

Наличие у управляющего совета полномочия по согласованию решения по тому или иному вопросу означает, что директор школы не может самостоятельно принять решение по этому вопросу без согласия управляющего совета. Следует заметить, что при этом и сам управляющий совет не может самостоятельно принять по нему решение. Таким образом, в вопросах, подлежащих согласованию между администрацией школы и ее управляющим советом, необходимо выработать согласованную, взаимно приемлемую точку зрения.

Формально это означает, что на титуле документа обозначены два источника его легитимности. Должно быть указано: «Утверждено приказом №___от_____201__г. руководителя» и «Согласовано решением управляющего совета протокол №__от «__»____201__г.». Первая запись заверяется подписью руководителя, вторая - подписью председателя управляющего совета. Понятно, что согласование по времени должно предшествовать утверждению.

Прецеденты, когда прокуратура признала утверждение директором протокола распределения стимулирующей части фонда оплаты труда без согласования с управляющим советом, как того требовал устав школы, уже имеются.

Более того, в связи с этим ставятся вопросы о законности расходования целевых бюджетных средств, направленных на стимулирующую часть оплаты труда.

В вопросах, подлежащих согласованию между администрацией школы и управляющим советом, желательно приходить именно к согласованию, взаимно приемлемой точке зрения. А если не удается, что тогда?

В случае возникновения такого конфликта между управляющим советом и директором общеобразовательного учреждения (несогласия директора с решением совета и/или несогласия совета с решением (приказом) директора), который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает учредитель . К учредителю может обратиться как директор, так и управляющий совет (председатель управляющего совета).

Каковы полномочия и функции управляющего совета в вопросе оказания образовательным учреждением платных услуг?

Полномочия и соответственно функции управляющего совета в вопросах регулирования деятельности, приносящей доход, в частности деятельности по оказанию услуг, определяются уставом образовательного учреждения.

Уставом образовательного учреждения могут быть предусмотрены следующие полномочия управляющего совета:

· По утверждению (согласованию) перечня и порядка реализации дополнительных платных услуг в общеобразовательном учреждении;

· По утверждению (согласованию) существенных условий и текстов договоров образовательного учреждения с потребителем дополнительных платных услуг.

В этом случае управляющий совет вправе и обязан:

· Устанавливать реализацию дополнительных платных образовательных услуг, которые предоставляет руководитель образовательного учреждения и педагогический коллектив ;

· Опрделять расценки на такие услуги (ноне выше расценок, установленных учредителем);

· Разрабатывать систему и процедуры оценки качества таких услуги удовлетворенности ими основных потребителей – обучающихся и их родителей.

Для решения этих вопросов управляющему совету необходимо организовать взаимодействие с педагогическим советом образовательного учреждения. Именно экспертные заключения и рекомендации данного органа позволят управляющему совету правильно ориентироваться в организации платной образовательной деятельности учреждения, исходя из имеющихся ресурсов учреждения (прежде всего, кадровых) и возможностей привлечения ресурсов извне.

Возможна ситуация, когда про роль и функции управляющего совета в вопросах реализации дополнительных платных образовательных услуг ничего не сказано, но при этом за ним закреплено право согласовывать или утверждать программу развития образовательного учреждения.

В программе развития учреждения может быть предусмотрен специальный раздел о развитии приносящей доход деятельности и, в частности, деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг.

В этом разделе на планируемый промежуток времени управляющий совет может установить перечень дополнительных платных образовательных услуг, реализацию которых учреждение должно организовывать в установленные программой развития сроки.

Рамками и ориентирами для принятия такого рода решений управляющего совета должны служить Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 000 в редакции Постановления Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. № 000), нормативные правовые акты соответствующих органов местного самоуправления , устанавливающие условия реализации дополнительных платных образовательных услуг подведомственными образовательными учреждениями и предельные допустимые расценки на них.

Именно в этом правовом поле управляющий совет вправе определять задачи развития дополнительной платной образовательной деятельности в соответствующем разделе программы развития образовательного учреждения. Утвержденная или согласованная управляющим советом программа развития, таким образом, становится локальным правовым актом образовательного учреждения, обязательным для исполнения его руководителем.

Моно указать на следующие преимущества, которые имеет управляющий совет в решении вопросов организации учреждением приносящей доход деятельности, для руководителя учреждения.

Во-первых, общественное участие в разработке маркетинговой стратегии платных образовательных услуг повышает шансы сделать ее ориентированной на потребителя.

С принятием в мае 2010 года Федерального закона №83-ФЗ заработанные учреждением от реализации дополнительных услуг платных образовательных услуг денежные средства исключены из составов соответствующих бюджетов – муниципального или государственного (в зависимости от того, кто является учредителем). Таким образом, эти средства снова стали внебюджетными, которыми образовательное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно по решению того органа управления образовательного учреждения, за которым право такого решения закреплено. Иначе говоря, эти средства не могут быть включены в финансовое обеспечение муниципального (государственного) задания образовательному учреждению из соответствующего бюджета.

Практика федерального эксперимента гг. по апробации модели управляющих советов общеобразовательных учреждений и реализации направления комплектных проектов модернизации образования (HGVJ) «Расширение общественного участия в управлении образованием» в гг. позволила апробировать такие роли и полномочия управляющего совета, как утверждение или согласование сметы расходования средств из внебюджетных источников, утверждение отчетов руководителя об исполнении такой сметы.

Новая законодательная ситуация позволяет закрепить и расширить роль и полномочия управляющего совета в решении такого рода вопросов. В этом случае повышается роль и ответственность управляющего совета в общем ресурсном планировании развития образовательного учреждения. Соответственно, решая вопросы организации дополнительных платных образовательных услуг, управляющий совет должен основываться не только на учете мнений и интересов потребителя этих услуг, но также исходить из задач ресурсообеспечения образовательного учреждения, эффективного использования дополнительных ресурсов в целях обеспечения необходимого качества условий образовательного процесса и, в конечном итоге, качеств образования.

Управление образования хочет уволить директора школы. Педагоги и родители не согласны. Есть ли у управляющего совета возможность повлиять на решение управления?

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п.4 ст.35) назначение и соответственно увольнение руководителя образовательного учреждения может осуществляться по-разному.

Руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:

1) Избран коллективом образовательного учреждения;

2) Избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

3) Избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;

4) Назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

5) Назначен учредителем;

6) Нанят учредителем.

Если уставом учреждения предусмотрен порядок назначения руководителя в соответствии с пп.4 указанной статьи закона, то учредитель не вправе без согласия с советом уволить руководителя. Если устав учреждения устанавливает порядок назначения руководителя согласно пп.5 или 6, то у управляющего совета нет формальных рычагов влияния на решения учредителя в этом вопросе.

У управляющего совета всегда остается право рассмотреть любой вопрос в отношении своего образовательного учреждения, даже и не отнесенный уставом к его компетенции, и вынести по результатам рассмотрения свое мнение в виде рекомендации, заключения (оценочного суждения), ходатайства в уполномоченный принимать окончательное решение орган или в вышестоящий орган власти и управления.

Таким образом, если управляющий совет проведет заседание по данному вопросу и вынесет решение (например, в форме обоснованного ходатайства к учредителю) не увольнять директора школы, то есть шанс, что учредитель прислушается к этому мнению управляющего совета. В противном случае управляющий совет может обратиться с ходатайством в муниципальный общественный совет по образованию с тем, чтобы последний внес рекомендацию учредителю не увольнять директора. Также управляющий совет может обратиться с ходатайством к главе местного самоуправления и в местный совет.

Создание управляющего совета

В некоторых школах есть положение о совете, а в других все, что касается его создания и работы, включено в устав. Как правильно?

В тексте устава возможно максимально плотно и подробно описать порядок формирования и деятельности управляющего совета. Но это приведет, скорее всего к тому, что текст устава по большей части будет посвящен только управляющему совету. Возможен и иной подход. В уставе можно описать количественный и качественный состав управляющего совета, общий порядок его формирования, срок полномочий, периодичность его собраний (заседаний) и выборов.

Все остальные подробности формирования и деятельности управляющего совета можно вынести в специальное школьное Положение «Об управляющем совете». Также можно разработать и отдельное специальное школьное Положение «О порядке формирования управляющего совета». Эти положения необходимо признать уставом в качестве школьных локальных актов и определить в уставе, кто в праве утверждать такие положения своим решением: учредитель, школьная конференция, управляющий совет или иной школьный орган.

Для этого в разделе устава, посвященном управляющему совету, полезно указать, что порядок его формирования и деятельности в части, не урегулированной уставом, определяется иными локальными актами: Положением «Об управляющем совете», Положением «О порядке формирования управляющего совета».

Какие конкретно изменения внести в устав школы при создании управляющего совета?

Конкретные изменения, которые целесообразно внести в устав определяются образовательным учреждением. Рабочая группа по созданию управляющего совета готовит проект новой редакции школьного устава, согласовывает его внутри школьного сообщества, а затем предоставляет на утверждение учредителю. Вместе с тем можно определить примерные изменения, которые целесообразно внести в устав.

Примерно такого подхода служит документ «Методические рекомендации по внесению изменений в уставы общеобразовательных учреждений в связи с созданием управляющих советов и организацией их деятельности в процессе реализации комплексного проекта модернизации образования в Московской области », с которым вы можете ознакомится на сайте «Общественное участие в управлении образованием» (http://gouo/inform/metod1).

Как учредителем нормативно оформляется создание управляющего совета образовательного учреждения?

Создание управляющего совета школы оформляется двумя приказами учредителя.

Первый приказ учредителя оформляет решение, которое он принимает по получении от руководителя образовательного учреждения протокола избирательной комиссии и списка избранных членов управляющего совета. Это решение касается следующих позиций:

· Утверждения избранного нового состава управляющего совета;

· Назначения в новый состав управляющего совета представителя учредителя и руководителя образовательного учреждения по должности;

· Утверждения даты истечения полномочий действующего состава и даты вступления в полномочия нового состава управляющего совета образовательного учреждения.

Вторым приказом оформляется решение учредителя об утверждении полного состава избранных, назначенных и кооптированных членов управляющего совета образовательного учреждения. Данное решение учредитель принимает по получении протокола управляющего совета о кооптации в него новых членов.

Если сроки формирования управляющих советов в нескольких школах совпали, например проходят в течении одного месяца, управление образования может издать один приказ (один документ), но содержащий все необходимые положения по каждой школе по результатам выборов, и один приказ по результатам кооптации.

По усмотрению руководителя управления образования оно может несколько упростить свое делопроизводство в отношении школьных управляющих советов: издавать один готовый приказ о формировании управляющего совета уже после кооптации. Но в этом случае придется направлять на первое заседание представителя, выдавая ему письменное поручение-доверенность на представительство интересов учредителя в совете, а на постоянной основе назначить одним общим итоговым приказом.

В случае довыборов (выборов членов взамен бывших) реализуется тот жеполный или немного упрощенный, как указано выше, порядок, но только в отношении регистрации вновь избранных членов. Подтверждать регистрацию всех остальных и назначить внось представителя учредителя не требуется.

Может ли учредитель не утвердить устав, предложенный школой, если ему «не понравится» перечень полномочий управляющего совета, который предложила школа?

В соответствии с Законом у учредителя действительно есть право не утвердить вариант редакции устава, предложенный образовательным учреждением. Конечно, формулировка «не понравилась» не вполне подходит для определения позиции учредителя, который должен четко и определенно сформулировать свои замечания и возражения. Новая редакция школьного устава – это предмет договора школьного сообщества с учредителем.

При этом следует учитывать, что учредитель, определяя свою позицию, руководствуется существующими нормативными и инструктивно-методическими актами федерального, регионального, муниципального уровня, определяющими порядок создания и деятельности органов государственно-общественного управления , в том числе примерный состав полномочий управляющего совета. Чаще всего это утвержденные правительством субъекта РФ «Примерные положения об управляющем совете общеобразовательного учреждения», в некоторых субъектах РФ – законы о государственно-общественном управлении. Собственно и школа в своей работе над редакцией устава должна опираться на данные документы.

Состав управляющего совета

Обязательно ли обучающихся в управляющем совете должны представлять только старшеклассники?

Действительно, в Методических рекомендациях по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений (Приложение к письму Минобразования России от 01.01.2001 №) и известных нам модельных Положениях об управляющем совете общеобразовательного учреждения, принятых в субъектах РФ) зафиксировано, что в составе совета обучающихся представляют учащиеся ступени среднего (полного) общего образования.

Аргументом в пользу такого подхода является наличие именно у учащихся данного возраста большего школьного и жизненного опыта. В силу этого они могут формулировать свое мнение и отстаивать не только свои интересы, но и интересы большинства учащихся.

При этом вполне возможно, что в школе найдутся ребята из 8-9-х классов, которые смогут достойно представлять интересы всех учащихся в управляющем совете. Поэтому каждая школа сама вправе в уставе и положении об управляющем совете закрепить возрастные ограничения для учащихся – общественных управляющих. Здесь можно ориентироваться на два законодательно применяемых возрастных допуска детей к управлению некоммерческим юридическим лицом
– 12 и 14 лет.

Что такое кооптация в управляющий совет и как правильно ее провести?

Кооптация – это введение в состав управляющего совета школы новых общественных управляющих путем принятия решения действующим советом школы без проведения выборов. Кооптация новых членов совета может осуществляться в течении двух месяцев деятельности вновь избранного совета. Ответственность за проведение кооптации возлагается на председателя совета. В качестве кандидатур можно предложить:

· Членов управляющего совета,

· Родителей,

· Работников и учащихся школы,

· Представителя органа управления образованием, местного самоуправления.

Все предложения по кооптации вносятся в письменно виде в совет вместе с заявлением кандидата на согласие о включении в школьный управляющий совет. Члены совета, введенные в его состав путем кооптации, называются «кооптированные». Число кооптируемых общественных управляющих не должно быть большим, например, оно не должно превышать одной четверти от списочного состава совета.

Важное обстоятельство для рассмотрения кандидатур – отсутствие ограничений на общественную, педагогическую деятельность кандидата в данном образовательном учреждении. Подобрать кандидата в школьные управляющие путем кооптации дело ответственное.

Как правило, это должны быть заинтересованные, имеющие профессиональные значения и интерес в развитии школы люди – юристы, экономисты, представители СМИ, общественных организаций, бизнесмены, специалисты, та есть все, кто может как-то повлиять своими знаниями, ресурсами, действиями на улучшение жизни в школе.

Порядок кооптации таков. Списки предложенных для кооптации лиц рассматриваются на заседании совета. Прошедшие согласование утверждаются кандидатами в школьные управляющие открытым или тайным голосованием на заседании совета простым большинством голосов, поданных за кандидата. Протокол об итогах голосования вместе с протоколом заседания совета направляется в соответствующие органы управления образованием для издания приказа о введении в состав управляющего совета кооптированных школьных управляющих.

Можно ли привлечь в качестве секретаря управляющего совета секретаря школы? Для этого его нужно кооптировать?

Секретарь управляющего совета не является в обязательном порядке членом совета, поэтому вы вполне можете привлечь к работе секретаря школы без кооптации.

Каков порядок формирования нового состава управляющего совета после истечения срока полномочий его предыдущего состава?

Алгоритм действий в данной ситуации следующий.

1. Решение управляющего совета (общего собрания или конференции) об истечении полномочий и о назначении сроков и порядка формирования нового состава управляющего совета, персональное назначение избирательной комиссии.

2. Проведение выборов, назначенных избирательной комиссией в установленном уставом, положением об управляющем совете (о формировании совета, выборах и кооптации), решением совета (или общего собрания, конференции см. п.1) порядке.

3. Решение избирательной комиссии (оформленное протоколом ее заседания) о результатах выборов и установлении списка избранных представителей работников, обучающихся и родителей (законных представителей).

4. Рассмотрение учредителем протокола избирательной комиссии, проверка соблюдения предусмотренного порядка выборов – по усмотрению учредителя.

5. Приказ (распоряжение) учредителя о признании результатов состоявшихся выборов в совет, о регистрации избранных членов совета в едином муниципальном реестре общественных школьных управляющих, о назначении в совет своего представителя, о включении директора школы по должности.

6. Решение первого заседания совета (открывает представитель учредителя) о кооптации представителей внешкольной общественности, о выборах председателя совета, секретаря, при необходимости – заместителя председателя.

7. Приказ (распоряжение) учредителя (на основании протокола первого заседания совета нового состава) о сформировании в школе нового совета в полном составе, о регистрации кооптированных членов в едином муниципальном реестре общественных школьных управляющих.

В каких случаях член управляющего совета может быть исключен из состава?

Член совета может быть выведен из его состава по решению совета в случае пропуска более двух заседаний подряд без уважительной причины.

Также член совета выводится из его состава в следующих случаях:

· По его желанию, выраженному в письменной форме;

· При отзыве представителя учредителя;

· При увольнении с работы руководителя общеобразовательного учреждения или увольнении работника общеобразовательного учреждения, избранного членом совета;

· В связи с окончанием общеобразовательного учреждения или отчислением (переводом) обучающегося, представляющего в совете обучающихся ступени среднего (полного) общего образования;

· В случае совершения аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, а также за применение действий, связанных с физическими и (или) психическим насилием над личностью обучающихся;

· В случае совершения противоправных действий, несовместимых с членством в совете общеобразовательного учреждения;

· При выявлении следующих обстоятельств, препятствующих участию в работе совета: лишение родительских прав, судебный запрет заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми, признание по решению суда недееспособным, наличие неснятой или непогашенной судимости.

Полномочия Управляющего как исполнительного органа (директора) в микрокредитной компании. Какими документами управляющая компания будет подтверждать свои полномочия перед контрагентами ООО.

Вопрос: Можно ли прописать полномочия Управляющего микрокредитной компании в договоре, а не в самом Уставе?Не будут ли к этому придираться банки? (допустим, при открытии расчетного счета)

Ответ: Полномочия Управляющего как исполнительного органа (директора) организации должны быть указаны в Уставе. Сведения, которые обязательно указывать в уставе.

Сведения Статья или пункт Закона об ООО
1 Полное и сокращенное фирменное наименование
2 Место нахождения. Можно указать лишь населенный пункт или муниципальное образование (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Тогда при смене адреса в его пределах нужно будет внести изменения только в ЕГРЮЛ
3

Состав и компетенция органов управления. Этот блок включает в себя:

Вопросы исключительной компетенции общего собрания участников;

Порядок принятия решений;

Вопросы, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов

4 Размер уставного капитала
5 Права и обязанности участников
6 Порядок и последствия выхода участника из общества, если устав предусматривает право на выход
7 Порядок, в котором доля в обществе может перейти к другому лицу
8 Порядок, в котором общество хранит документы и предоставляет информацию участникам и другим лицам
9

Срок полномочий директора.

В уставе можно закрепить, что этот вопрос относится к компетенции совета директоров

П. 1 cт. 40
10 Порядок деятельности директора, как он принимает решения
11 Сроки очередных общих собраний участников. Закон устанавливает, что собрание нужно провести с 1 марта по 30 апреля
12 Положения о создании ревизионной комиссии или избрании ревизора. Это обязательно, когда в обществе более 15 участников П. 6 cт. 32 , п. , ст. 47
13 Срок, на который создано ООО. Это обязательно, когда общество создают на определенный срок П. 3 cт. 2
14 Положение о наличии печати, если в обществе есть печать

Трудовые функции, то есть регламент текущей работы устанавливается сторонами в трудовом договоре (ст.57 ТК РФ). Либо если заключается договор на управление (с ООО или ИП), как вид гражданско-правового договора, то полномочия, права и обязанности согласовываются сторонами в самом договоре.

Обоснование

Понятие «управляющая компания» («управляющая организация») закон не раскрывает. Фактически управляющая компания - это коммерческая организация, которая оказывает услуги в сфере управления предприятием. Чтобы оказывать такие услуги, лицензия не нужна.

Функции управляющей компании может также выполнять индивидуальный предприниматель - управляющий.

ООО поручает управляющей компании управлять его делами и имуществом путем осуществления полномочий единоличного исполнительного органа (директора). От управляющей компании в свою очередь действует ее директор или иное уполномоченное им лицо.

Принять решение о передаче полномочий директора управляющей компании, утвердить такую компанию и условия договора с ней, в том числе размер вознаграждения, должно общее собрание участников или совет директоров. Это зависит от того, что на этот счет сказано в уставе (подп. , п. 2.1 ст. 32, Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее - Закон об ООО). При этом дополнительно вносить изменения не нужно.

Если решение принимает общее собрание участников - достаточно простого большинства голосов. Для совета директоров может быть установлено иное правило в уставе или внутреннем документе, регулирующем деятельность совета (например, в Положении о совете директоров).

Кроме того, ООО заключает с управляющей компанией договор, по которому передает ей полномочия директора (п. 1 ст. 42 Закона об ООО). Перечень существенных условий договора в законе не определен. По содержанию это смешанный договор , поскольку имеет признаки договора возмездного указания услуг , договора поручения и агентского договора .

Полномочия управляющей компании стоит прописать в договоре максимально подробно. Это особенно важно, если в обществе есть другие исполнительные органы, так как спор о компетенции может возникнуть позже - в самый неудобный момент, когда промедление будет стоить обществу очень дорого.

Также в договоре между обществом и управляющей компанией можно предусмотреть:

1. цели, достижение которых надлежит обеспечить управляющей компании. При этом лучше не ограничиваться общими целями, а регулярно оформлять приложения к договору с точными плановыми показателями, которых через определенное время должно достичь общество под руководством управляющей компании. Это будет способствовать достижению однозначного понимания управляющей компанией целей, которые желает достичь общество;

2. размер вознаграждения управляющей компании. Его можно установить в зависимости от достижения показателей, указанных в предыдущем пункте. Это будет мотивировать ее к эффективной работе, а также минимизировать риск того, что расходы на оплату ее услуг не признают в качестве расходов по налогу на прибыль. Размер вознаграждения нужно разделить на фиксированный гонорар, компенсацию прямых расходов, одобренных обществом, и вознаграждение от результата по итогам отчетного периода;

3. ответственность, возникающую у управляющей компании в связи с исполнением ею возложенных на нее функций;

4. порядок прекращения полномочий управляющей компании;

5. объем и содержание информации и отчетов, которые управляющая компания обязана представлять совету директоров и акционерам в отношении своей работы и показателей деятельности общества, периодичность, с которой должны представляться такие отчеты;

6. перечень должностных лиц управляющей организации, обязанных отчитываться о ее работе перед советом директоров и общим собранием акционеров общества;

7. условия неразглашения конфиденциальной информации (объем такой информации, сроки неразглашения и ответственность).

Управляющая компания фактически заменяет директора. Действия управляющей компании порождают для ООО права и обязанности (п. 2 ст. 42 Закона об ООО). Управляющая компания должна действовать в интересах общества добросовестно и разумно (п. 1 ст. 44 Закона об ООО).

При этом управляющей компании необязательно передавать все полномочия директора, можно передать только часть. Кроме этого, нужно не забыть распределить оставшуюся часть полномочий среди органов управления ООО.

В судебной практике встречалось такое мнение, что оставшуюся часть полномочий можно оставить у директора, не прекращая полностью его полномочия. Однако это может вызвать споры с налоговыми органами.

Пример из практики: налоговая инспекция попыталась (хотя и безуспешно) доначислить налог на прибыль и НДС на стоимость оплаты услуг управляющей компании

ООО «Г.» и ООО «Н.» заключили договор от 5 июня 2004 г. № 4 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей компании. В ЕГРЮЛ были внесены изменения.

В компетенцию директора ООО «Г.» (согласно должностной инструкции) входило оперативное управление текущими производственными процессами с правом заключать малозначительные для компании сделки (на сумму до 25 тыс. долл. США).

Управляющей компании были предоставлены более широкие полномочия, ее положение соответствуют положению директора, определенному в Законе об ООО (согласно договору о передаче полномочий).

По результатам проведения налоговой проверки ООО «Г.» было привлечено к налоговой ответственности, ему были доначислены налог на прибыль и НДС, а также начислены пени, взыскан штраф. Налоговая инспекция, доначислив налоги, настаивала на том, что организация не вправе передавать управляющей компании часть функций директора (а следовательно, оплачивать ей такие услуги и учитывать эту сумму у себя в расходах по налогу на прибыль). Инспекция утверждала, что ООО вправе передать либо все функции директора, либо никакие.

ООО «Г.» (заявитель) не согласилось с решением инспекции и обратилось в арбитражный суд.

Суд занял позицию заявителя, поскольку:

1. Закон об ООО не ограничивает объем полномочий, передаваемых управляющей компании, поэтому можно передать как все полномочия, так и их часть;

2. дублирование управленческих функций отсутствует.

Требования ООО «Г.» были удовлетворены. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с судом первой инстанции (постановление ФАС Московского округа от 23 июля 2009 г. № КА-А41/6105-09 по делу № А41-20225/08).

Если все же оставить «у руля» ООО генерального директора и управляющую компанию, обязательно нужно проследить, чтобы их полномочия не дублировались. Иначе это может создать не только налоговые риски, но и споры о компетенции, которые на практике приведут к дестабилизации в обществе.

Какими документами управляющая компания будет подтверждать свои полномочия перед контрагентами ООО

Можно выделить две группы документов.

Во-первых, документы, которые подтверждают, что управление передано управляющей компании:

1. решение общего собрания участников ООО о передаче ей полномочий;

2. договор о передаче полномочий управляющей организации;

3. выписка из ЕГРЮЛ на ООО;

4. устав ООО.

Во-вторых, документы, которые подтверждают полномочия генерального директора управляющей компании:

1. устав управляющей компании;

2. приказ о назначении генерального директора;

3. выписка из ЕГРЮЛ на саму управляющую компанию;

4. решение общего собрания участников управляющей компании об избрании генерального директора.

Нередко генеральный директор передает полномочия по управлению обществом одному из сотрудников управляющей компании. В таком случае полномочия последнего нужно подтвердить доверенностью, оформленной за подписью генерального директора и с приложением печати управляющей компании. Заверять у нотариуса такую доверенность не требуется, поскольку генеральный директор управляющей компании действует от имени общества без доверенности (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Договор с управляющей компанией подписывает председатель общего собрания участников, которое утвердило условия договора, или участник, уполномоченный общим собранием.

Если управляющую компанию утверждает совет директоров, то договор подписывает председатель совета директоров или лицо, уполномоченное советом директоров (п. 3 ст. 42 Закона об ООО).

При передаче полномочий директора управляющей компании нужно внести сведения об этом изменении в ЕГРЮЛ.

Какую ответственность несет управляющая кампания

Управляющая компания несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные ему своими виновными действиями (бездействием). Потребовать возмещения можно только через суд, это вправе сделать само общество или участники (п. 5 ст. 44 Закона об ООО).

Пример из практики: организация (ООО) взыскала со своего директора убытки, причиненные тем, что по его личному распоряжению был нарушен порядок возврата товара от покупателя

Этот пример касается директора, однако для управляющей компании такая практика тоже применима. Поскольку в нашей стране привлечение управляющих компаний не слишком распространено, судебной практики с их участием мало. Однако в отношении управляющей компании действуют те же правила, что и в отношении директора. Поэтому пример взыскания убытков с директора может быть учтен в отношениях с управляющей компанией.

Между ООО «П.» и ООО «М.» был заключен договор поставки, по которому ООО «П.» поставляло ООО «М.» мясную продукцию, в том числе охлажденное мясо птицы.

Через некоторое время в ООО «П.» исполняющим обязанности директора был назначен гражданин П. Эти полномочия он осуществлял с 26 июня по 23 декабря 2009 года.

5 сентября 2009 года покупателю была отгружена продукция - охлажденные тушки цыплят-бройлеров 1 сорта в количестве 18 т на общую сумму 1 458 000 руб.

Покупатель продукцию принял без замечаний, о чем свидетельствует его подпись и печать на накладной.

Вместе с тем, 8 сентября 2009 года при последующей поставке аналогичной продукции покупателю в количестве 15 т по приказу гражданина П. водитель забрал от покупателя часть предыдущей партии продукции в количестве 6588 кг на общую сумму 539 096 руб. 4 коп. как некачественную продукцию.

Вся принятая по возврату от покупателя продукция по личному распоряжению П. была признана негодной для свободной реализации и была принята на склад для последующей утилизации.

ООО «П.» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к гражданину П. о взыскании 539 096 руб. 4 коп. убытков, ссылаясь на то, что ответчиком не был соблюден установленный порядок возврата продукции.

Суд поддержал позицию истца в связи со следующим.

Согласно договору, в случае обнаружения несоответствия продукции по качеству покупатель обязан вызвать представителя поставщика для составления акта, а при неприбытии представителя поставщика акт должен быть составлен с участием представителя независимой экспертной организации.

В данном случае порядок не был соблюден, от покупателя в адрес истца никаких письменных документов, претензий по качеству поставленной продукции не поступало.

Ответчиком не были соблюдены необходимые условия выявления и принятия возврата некачественной продукции от покупателя. Это причинило истцу ущерб в размере 539 096 руб. 4 коп.

Исковые требования были удовлетворены. Суд кассационной инстанции согласился с судом первой инстанции (постановление ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. по делу № А65-15620/2010 , определение ВАС РФ от 1 августа 2011 г. № ВАС-9669/11).

Пример из практики: организация взыскала со своего директора убытки в виде денежной суммы, которую он получил из кассы под отчет

Следующий пример касается директора ЗАО, однако для управляющей компании ООО такая практика тоже применима.

С января 2007 года по сентябрь 2008 года гражданин С. осуществлял функции генерального директора ЗАО «П.» и за это время получил из кассы общества в подотчет по расходным кассовым ордерам денежные средства на общую сумму 48 494 829 руб. 31 коп. Полученные денежные средства возвращены частично в сумме 8 779 000 руб., остаток долга в размере 39 715 829 руб. 31 коп. не возвращен, авансовые отчеты о расходовании денежных средств на сумму долга не составлены.

Позже ЗАО «П.» было признано банкротом и в лице конкурсного управляющего обратилось в арбитражный суд с иском к С. о взыскании 39 715 829 руб. 31 коп., поскольку эта сумма составляет убытки общества, и они должны быть компенсированы за счет ответчика.

Арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований. Однако суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию истца в связи со следующим.

Ответчик ссылался на наличие между сторонами отношений по договору займа, на перевод долга и прекращение обязательства новацией и зачетом взаимных требований, однако не доказал это.

В связи с этим полученные от общества денежные средства обязано вернуть именно то лицо, которое их получало, то есть С.

Исковые требования были удовлетворены (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 марта 2011 г. по делу № А70-3844/2010).

Если ответственность несут несколько лиц, то она будет солидарной (п. 4 ст. 44 Закона об ООО).

Обычно взыскать убытки достаточно сложно, поскольку нужно доказать факт нарушения управляющей компанией своих обязательств, ее вину и причинно-следственную связь между действиями и причиненными убытками, а также размер таких убытков (следующие примеры длительного и безуспешного взыскания убытков касаются директоров в акционерных обществах, но такая практика применима и к управляющей компании в ООО: постановление ВАС РФ от 22 мая 2007 г. № 871/07 ; постановление ФАС Центрального округа от 4 мая 2008 г. по делу № А36-1075/2006).

Кроме того, если управляющая компания не достигла намеченных результатов, можно не выплачивать ей часть вознаграждения (если это заранее было согласовано в договоре).

В отдельных случаях управляющую компанию (управляющего) так же, как и генерального директора, могут привлечь к административной ответственности. Конкретное физическое лицо (управляющего) могут привлечь и к уголовной ответственности, если в его действиях будет состав преступления.

Также участники ООО могут признать недействительным решение управляющей компании, которое противоречит закону или уставу и нарушает их интересы (п. 3 ст. 43 Закона об ООО).

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

  • Скачайте формы

П одписание документов представителями управляющей организации, выполняющей функции единоличного исполнительного органа юридического лица, - явление не новое, тем не менее не так часто встречающееся на практике и в основном - в коммерческих организациях. Передача полномочий руководителя управляющей организации или управляющему имеет место, как правило, в крупном и среднем бизнесе. Рассмотрим, какие полномочия может иметь управляющая организация, как она их осуществляет и, наконец, каким образом подписываются документы от имени компании.

Полномочия управляющей организации

В акционерных обществах (АО) и обществах с ограниченной ответственностью (ООО) законодательством предусмотрен особый способ передачи полномочий руководителя - управляющей организации или управляющему. Притом что полномочия самого руководителя либо приостанавливаются, либо прекращаются в зависимости от того, какой порядок передачи предусмотрен уставом общества.

Попробуем разобраться, в соответствии с какими документами управляющая организация или управляющий могут осуществлять свои полномочия.

Устав

Во-первых, это устав организации, в котором отражается компетенция органов управления общества, в частности, указывается, кто принимает решение об образовании исполнительного органа и о досрочном прекращении его полномочий. Формулировка выдержки показана в Примере 1.

Пример 1

Свернуть Показать

9.3. К компетенции Совета директоров относятся следующие вопросы:

20) образование единоличного исполнительного органа Общества и досрочное прекращение его полномочий, утверждение условий трудового договора с ним, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

Решение

Во-вторых, в соответствии с п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) по решению общего собрания акционеров (только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества). Однако п. 3 данной статьи допускает принятие решения по этому вопросу советом директоров (наблюдательным советом) общества, если это отнесено уставом к его компетенции.

Статья 42 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает аналогичный порядок передачи полномочий единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью управляющему.

Решением общего собрания акционеров/участников о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему также определяется срок, на который передаются полномочия, и другие условия договора.

Приведем пример резолютивной части решения (Пример 2).

Пример 2

Свернуть Показать

Постановили:

1. Досрочно прекратить полномочия генерального директора Общества - Маркова Дмитрия Сергеевича.

2. Передать полномочия генерального директора Общества управляющей организации - Закрытому акционерному обществу «ТАС» сроком на три года.

3. Заключить с Закрытым акционерным обществом «ТАС» договор о передаче полномочий исполнительного органа на условиях согласно Приложению № 1 в срок до 25 января 2014 года.

Договор

В-третьих, права и обязанности управляющей организации или управляющего определяются также заключаемым с ней/ним договором, являющимся, по сути, договором возмездного оказания услуг. Договор от имени АО с управляющей организацией/управляющим подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества.

К сведению

Свернуть Показать

Если полномочия единоличного исполнительного органа передаются управляющей организации или управляющему, то они передаются в полном объеме.

Договор с управляющим от имени ООО подписывается лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившем условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.

О передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему следует уведомить регистрирующий орган на основании требований Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о единоличном исполнительном органе юридического лица (п. 5 ст. 5).

К сведению

Свернуть Показать

В акционерных обществах с учетом рекомендаций Кодекса корпоративного поведения от 05.04.2002, утвержденного распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 № 421/р «О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения» (п. 2.1.10), договором между обществом и управляющей организацией (управляющим) должны быть предусмотрены:

  • цели, достижение которых надлежит обеспечить управляющей организации (управляющему);
  • размер вознаграждения управляющей организации (управляющего);
  • ответственность, возникающая у управляющей организации (управляющего) в связи с исполнением ею возложенных на нее функций;
  • порядок прекращения полномочий управляющей организации (управляющего);
  • объем и содержание информации и отчетов, которые управляющая организация (управляющий) обязана представлять совету директоров и акционерам в отношении своей работы и показателей деятельности общества, периодичность, с которой должны предоставляться такие отчеты;
  • перечень должностных лиц управляющей организации, обязанных отчитываться о ее работе.

В договоре следует предусмотреть положения о правах, обязанностях и ответственности, образец которых приведен в Примере 3.

Пример 3

Свернуть Показать

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Управляющая организация в лице своего единоличного исполнительного органа (генерального директора) осуществляет функции единоличного органа Общества без доверенности, в том числе действует от имени Общества, представляет интересы Общества перед российскими и иностранными организациями, государственными органами и органами местного самоуправления, судами и третейскими судами, а также иными лицами и органами.

3.2. Управляющая организация готовит проекты годовых бюджетов Общества и годовых отчетов о деятельности Общества. Проект годового бюджета Общества должен быть подготовлен для утверждения Общим собранием участников Общества не позднее 15 декабря года, предшествующего бюджетному году. Проект годового отчета должен быть подготовлен для утверждения Общим собранием участников Общества не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

3.3. Управляющая организация имеет право:

  • формировать состав и возглавлять деятельность персонала Общества;
  • представлять интересы Общества во всех органах государственной власти и местного самоуправления, российских и иностранных организациях;
  • совершать сделки в пределах своей компетенции и полномочий;
  • распоряжаться имуществом Общества в пределах, установленных его Уставом и действующим законодательством Российской Федерации;
  • подписывать от имени Общества хозяйственные и трудовые договоры;
  • самостоятельно, в пределах своей компетентности, решать все вопросы профессиональной и хозяйственной деятельности Общества;
  • распоряжаться любым имуществом Общества, кроме случаев, когда решение подобных вопросов относится к исключительной компетенции Общего собрания участников;
  • открывать расчетные и иные счета в российских и иностранных банках, подписывать платежные и иные банковские и финансовые документы;
  • утверждать организационную структуру, штатное расписание, должностные инструкции на всех работников Общества;
  • утверждать правила, процедуры, инструкции и иные внутренние документы Общества за исключением документов, утверждаемых Общим собранием участников;
  • принимать на работу, переводить на другую работу и увольнять с работы работников Общества, применять к ним меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации определять сведения, составляющие коммерческую тайну и иную конфиденциальную информацию о деятельности Общества;
  • издавать обязательные для исполнения всеми работниками Общества приказы и распоряжения, давать указания по всем вопросам текущей деятельности Общества, осуществлять контроль за их исполнением;
  • представлять интересы Общества во всех судебных органах Российской Федерации и иностранных государств и совершать от имени Общества процессуальные действия в том же объеме, в котором их мог бы совершать генеральный директор Общества;
  • выдавать доверенности на право представительства от имени Общества и подписание документов, в том числе доверенности с правом передоверия;
  • совершать иные действия, которые в соответствии с Уставом Общества и действующим законодательством Российской Федерации отнесены к компетенции единоличного исполнительного органа Общества.

3.4. Управляющая организация обязана:

  • заботиться о делах Общества с той же степенью заботливости и осмотрительности, с которой она заботилась бы о ведении своих собственных дел с учетом знаний и опыта организации как добросовестного коммерсанта;
  • обеспечивать создание благоприятных и безопасных условий труда для работников Общества;
  • принимать решения о предъявлении от имени Общества претензий и исков (заявлений, жалоб) к юридическим и физическим лицам и об удовлетворении претензий и исков, предъявленных к Обществу;
  • осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении Общества добросовестно и разумно с учетом существующих между Управляющей организацией и Обществом отношений особого доверия;
  • обеспечивать созыв, подготовку и проведение Общего собрания участников Общества;
  • осуществлять контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • обеспечивать соблюдение законности в деятельности Общества;
  • предпринимать все необходимые меры для сохранения конфиденциальной информации Общества, ставшей известной Управляющей организации в ходе исполнения настоящего Договора, а также для сохранения сведений, составляющих коммерческую тайну Общества и иную охраняемую законом конфиденциальную информацию;
  • по первому требованию представлять отчет Общему собранию участников Общества о состоянии дел;
  • организовывать и обеспечивать выполнение решений Общего собрания участников Общества;
  • не позднее 3-го числа месяца, следующего за прошедшим, представлять на подпись Обществу Акт об оказанных услугах, а также выставить счет-фактуру;
  • решать другие вопросы текущей деятельности Общества, которые в соответствии с Уставом Общества и действующим законодательством Российской Федерации отнесены к компетенции единоличного исполнительного органа Общества.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБЩЕСТВА

4.1. Общее собрание участников Общества имеет право во всякое время потребовать от Управляющей организации полного отчета о проделанной работе.

4.2. В пределах своей компетенции, установленной Уставом Общества, Общее собрание участников Общества вправе давать указания Управляющей организации в связи с исполнением ею функций единоличного исполнительного органа Общества и контролировать их исполнение. Общее собрание участников Общества не вправе вмешиваться в текущую деятельность Общества, осуществляемую Управляющей организацией.

4.3. Общее собрание участников Общества обязано по первому требованию представлять Управляющей организации документы, информацию и объяснения по вопросам деятельности Общества.

4.4. Общество обязано в трехдневный срок с момента подписания настоящего Договора передать Управляющей организации все необходимые документы и печать.

4.5. Для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерской отчетности, а также для проверки состояния текущих дел Общее собрание участников Общества вправе назначить аудиторскую проверку. Управляющая организация обязана предоставить аудитору всю необходимую информацию и документы.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Управляющая организация несет ответственность перед Обществом за убытки, причиненные последнему виновными действиями (бездействиями) Управляющей организации, если иные основания и размер ответственности не установлены действующим законодательством Российской Федерации.

5.3. При определении оснований и размера ответственности Управляющей организации должны быть приняты во внимание обычные условия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

5.4. Управляющая организация не отвечает за убытки, возникновение которых обусловлено обстоятельствами, возникшими до вступления в силу настоящего Договора.

5.5. Не подлежат возмещению Управляющей организацией убытки, причиненные Обществу, которые могут быть отнесены к категориям нормального коммерческого и производственно-хозяйственного риска.

5.6. Управляющая организация не несет ответственность за убытки, причиненные Обществу ее действием или бездействием, совершенные во исполнение решений Общего собрания участников Общества.

5.7. По сделкам, заключенным Управляющей организацией после вступления в силу настоящего Договора, Управляющая организация несет субсидиарную ответственность, если иное не будет установлено Договором.

5.8. Управляющая организация несет ответственность за достоверность информации, предоставляемой Общему собранию участников Общества.

5.9. Возмещение убытков производится не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей свои обязательства Стороной сверх санкций, установленных настоящим Договором.

5.10. Если ответственность несут несколько лиц, их ответственность перед Обществом будет солидарной.

5.11. Сторона освобождается от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему Договору, если докажет, что обязательство не исполнено или исполнено ненадлежащим образом вследствие обстоятельства непреодолимой силы либо обстоятельства, которое находилось вне ее контроля и которое сторона не могла предвидеть и предотвратить, действуя разумно и добросовестно, при условии, что эта Сторона предупредила другую Сторону о возникновении такого обстоятельства немедленно, как только ей стало об этом известно.<…>

Помимо вышеуказанных документов в управляемом обществе необходимо оформить соответствующий приказ (см. Пример 4 на стр. 62). Он не является документом, на основании которого действует управляющая организация, тем не менее он фиксирует организационные вопросы, связанные с передачей документации управляемого общества ответственным работникам управляющей организации.

Пример 4

Свернуть Показать

Делегирование полномочий

С момента передачи полномочий руководителя управляющей организации руководитель управляющей организации будет действовать от имени управляемого общества без доверенности на законных основаниях, в том числе подписывать различные документы.

В то же время право подписи документов управляемого общества может быть передано руководителем управляющей организации иным сотрудникам управляющей организации или управляемого общества. Однако для представления интересов общества перед третьими лицами и подписания документов иными лицами, кроме руководителя, надлежит выдать им соответствующие доверенности в порядке, предусмотренном ст. 185, 185.1 ГК РФ.

Доверенность в таком случае должна быть выдана управляемым обществом, т.е. составлена на бланке последнего со всеми его реквизитами и зарегистрирована согласно правилам делопроизводства управляемого общества. Между тем подписывает такую доверенность руководитель управляющей организации. Согласно новым правилам оформления доверенностей, вступившим в силу с сентября 2013 года, печать на доверенности ставить не обязательно. Однако и ее наличие не будет противоречить действующему законодательству, поскольку проставление печати на документе - это обычай делового оборота. При подписании доверенности руководителем управляющей организации в случае соблюдения этого обычая ставится печать управляемого общества.

Приведем пример данной доверенности ниже (см. Пример 5).

Пример 5

Свернуть Показать

Кроме того, нужно оформить соответствующий приказ о предоставлении права подписи документов ответственным работникам общества (Пример 6).

Пример 6

Свернуть Показать

Подписание документов

Во всех документах управляемого общества, подписываемых руководителем управляющей организации, реквизит «подпись» следует указывать так, как приведено в Примере 7.

Пример 7

Свернуть Показать

Если документ подписывает иное лицо, нежели руководитель управляющей организации, то в документе в реквизите «подпись» пишется иное (Пример 8).

Пример 8

Свернуть Показать

В области трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с ч. 6 ст. 20 ТК РФ права и обязанности работодателя осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Учитывая, что в ООО и АО полномочия могут быть переданы управляющей организации или управляющему в соответствии с федеральными законами, управляющая организация (управляющий) будет представлять работодателя в трудовых отношениях в лице ее руководителя. Тогда в трудовом договоре приемлема формулировка преамбулы, приведенная в Примере 9.

Пример 9

Свернуть Показать

Общество с ограниченной ответственностью «Марун» (ООО «Марун») в лице генерального директора Закрытого акционерного общества «Консалт» (ЗАО «Консалт») - управляющей организации ООО «Марун», действующего на основании Устава ООО «Марун» и Договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации от 23.01.2014 № 23, именуемое в дальнейшем «Работодатель»…

По подобию преамбулы трудового договора оформляются преамбулы иных договоров и/или соглашений, составляемых в рамках трудовых отношений:

  • дополнительные соглашения к трудовому договору;
  • соглашения о расторжении трудового договора;
  • договоры о полной индивидуальной и о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности и др.
  • 11
  • график отпусков;
  • командировочное удостоверение;
  • служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении;
  • расчетные листки;
  • книги и журналы учета документации и др.

По такому же принципу оформляется реквизит «подпись» и в других документах, включая письма и уведомления, подписываемых руководителем управляющей организации или иным уполномоченным сотрудником.

К сведению

Свернуть Показать

В документах, оформляемых в управляемом обществе, используется фирменный бланк управляемого общества.

Нередко возникает вопрос о том, какую печать ставить на документах (где она необходима или применяется как обычай делового оборота): управляющей организации или самого управляемого общества. Немало точек зрения высказывалось специалистами по этому поводу. Однако на практике, как правило, ставится печать управляемого общества.

Конкурсный управляющий – это лицо, которое согласно закону РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий, осуществляет .

Задача конкурсного управляющего

Конкурсный управляющий обязан провести процедуру, направленную на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельной организации.

Как назначается конкурсный управляющий

Конкурсные управляющие – это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Конкурсный управляющий является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является .

Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие конкурсного управляющего заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

Чтобы стать конкурсным управляющим, надо работать юристом, экономистом или иметь практику выполнения хозяйственных работ.

Отметим, что конкурсный управляющий имеет ненормированный график рабочего времени, работает с большим объемом информации, занимается сложной процедурой подготовки имущества банкрота к реализации.

Обязанности конкурсного управляющего

К обязанностям конкурсного управляющего относятся следующие действия:

    провести инвентаризацию имущества банкрота;

    организовать оценку имущества с привлечением оценщика;

    в течение недели после получения полномочий конкурсный управляющий обязан опубликовать информацию о банкроте и его собственности в специальных источниках;

    контролировать сохранность имущества банкрота;

    осуществлять поиск и взыскание имущества должника, хранимого у третьих лиц;

    анализировать материально-денежное положение должника;

    в случае увольнения уведомить работников банкрота о грядущем увольнении не позже месяца со дня объявления должника банкротом;

    предоставлять информацию в полном объеме о должнике и о его собственности заинтересовавшимся лотом должника претендентам, планирующим принять участие в торгах;

    вести список требований кредиторов, если эту задачу не выполняет специализированная организация – реестродержатель.

Полномочия конкурсного управляющего

Кроме ряда обязательств, конкурсный управляющий наделен целым пакетом полномочий.

Полномочия конкурсного управляющего:

    владеть имуществом банкрота в законном порядке и условиях;

    заниматься увольнением работников банкрота, не являются исключением и работники на руководящих должностях;

    отправить на хранение документацию должника;

    предъявлять исковые заявления о недействительности сделок, проведенных должником;

    требовать имущество банкрота, которое хранится у третьих лиц, и производить иные действия, направленные на возвращение имущества.

Ответственность Конкурсного управляющего

Полномочия конкурсного управляющего напрямую связаны с ответственностью конкурсного управляющего. Учитывая, что конкурсный управляющий наделен рядом полномочий, он привлекаем к ответственности при нарушении или невыполнении своих обязанностей и полномочий.

Привлечение к ответственности может последовать в случае следующих административных нарушений:

    неестественное создание неплатежеспособности лиц путем специальных действий или бездействий;

    конкурсный управляющий скрывает местонахождение имущества должника;

    не предоставляет необходимые сведения об имуществе;

    уничтожает или фальсифицирует информацию об имуществе;

    не согласовывает процедуру передачи собственности должника;

    не соблюдает законные требования при заключении договоров или при внешнем управлении;

    совершает сделки с превышением должностных полномочий.

При нарушении первого и последнего пунктов конкурсный управляющий рискует остаться без работы в этой должности на временной период не более трех лет.

Отчет конкурсного управляющего

После того как расчеты со всеми кредиторами будут окончены или конкурсное производство прекращено, конкурсный управляющий должен предоставить доклад о проделанной работе, о результатах проведения данной процедуры в арбитражный суд.

Отчет конкурсного управляющего представляет собой перечень документов, подтверждающих:

    продажу собственности должника;

    погашение кредитных обязательств;

    предоставление в Пенсионный фонд (его территориальное подразделение) информации о дате, месте рождения должника, его гражданстве и паспортных данных, включая полностью ФИО, пол и адрес постоянной регистрации обанкротившегося лица.

К отчету, помимо вышеперечисленных документов, конкурсные управляющие должны прилагать реестр требований кредиторов, в котором будут указаны размеры выплаченных долгов обанкротившегося лица.

После того как конкурсный управляющий составил и подал в компетентный орган свой доклад, он обязан уведомить о данном факте кредиторов.

Контроль деятельности конкурсного управляющего

Контроль деятельности управляющего осуществляется в соответствии со ст. 143 ФЗ "О банкротстве".

Согласно данному закону, кредиторы (собрание или комитет) получают всю необходимую для этого информацию не реже чем раз в три месяца, если иное не установлено на собрании кредиторов.

Сведения, предоставляемые для контроля, могут быть в виде отчетов или любых отдельных документов, показывающих состояние дел в ходе конкурса или при его завершении.

В докладе конкурсного управляющего должна содержаться информация:

    об инвентаризации имущества должника, ее оценке, если таковая требовалась;

    о количестве денежных средств, которые были зачислены на должника, и источниках такого финансирования;

    о процессе реализации собственности обанкротившегося субъекта, указание полученных сумм;

    о размерах и количестве требований о взыскании задолженности, которые выдвинуты третьим лицам;

    о количестве работающих на должника людей, которые продолжают трудиться после открытия конкурса, и количестве уволенных (уволившихся) сотрудников;

    о работе, которая была проделана для того, чтобы сделки были признаны недействительными, в интересах должника;

    о составлении и ведении реестра требований кредиторов, со сведениями о том, какова их общая сумма и размер отдельно в каждой очереди;

    о тех мерах, которые были приняты для сохранения собственности обанкротившегося объекта и для взыскания того имущества, которое ему принадлежит, но по каким-то причинам находится у третьих лиц;

    о размере текущей задолженности, с описанием причины ее образования;

    о проведенной работе конкурсного управляющего по закрытию счетов должника;

    о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, несущих обязательства в связи с доведением должника до банкротства;

    вся другая информация, содержание которой устанавливается конкурсным управляющим, кредиторами или арбитражным судом.

Все данные, которые касаются производства по делу о банкротстве, например, о том, каковы расходы конкурсного управляющего на проведение соответствующего процесса, конкурсный управляющий должен предоставлять в любое время по требованию арбитражного суда.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Конкурсный управляющий (внешний управляющий): подробности для бухгалтера

  • Какие долги не спишут в банкротстве физического лица

    В одном из дел новый конкурсный управляющий компании-банкрота обратился с иском... к бывшему конкурсному управляющему (КУ) о взыскании убытков в... выплаченную премию работникам, которых бывшему конкурсному управляющему следовало уволить. Суд указал, что... о банкротстве юрлица. С прежнего конкурсного управляющего взыскали 2 млн. руб убытков...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за октябрь 2019

    Текущей и в случае неисполнения конкурсным управляющим обязанности по погашению текущих платежей... суд с требованием об обязании конкурсного управляющего исполнить данную обязанность. Суды также... ., Армавирский электрометаллургический завод в лице конкурсного управляющего) – Договоры с контрагентами заключены в...

  • Сроки исковой давности при оспаривании сделок во время банкротства

    Момента возложения на него обязанностей конкурсного управляющего должника. Однако, как всегда, из... РФ) не может быть оспорено конкурсным управляющим по специальным основаниям Закона о... отметили суды, на данное требование конкурсного управляющего распространяется трехлетний срок исковой давности... -ЭС15-13605, где указано: «Доводы конкурсного управляющего о необходимости применения к сделкам... , компания Б (займодавец) в лице конкурсного управляющего обратилась с иском о признании...

  • Случаи обязательной оценки имущества

    ...) Оценка имущества должника конкурсным управляющим (п. 2 ст. 129 «Полномочия конкурсного управляющего» Федерального закона... 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Конкурсный управляющий обязан привлечь оценщика для оценки... муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти... инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. д...

  • Субсидиарная имущественная ответственность руководителей и учредителей должника (банкрота)

    Субсидиарной ответственности могут: кредиторы 1 ; конкурсные управляющие 2 ; уполномоченные органы (в том... должника и прибыльности его деятельности; конкурсный управляющий не представил доказательства заключения сделок... , в деле № А16-1209/2013 конкурсный управляющий заявил, что по решению руководителя... , так как тот не передал конкурсному управляющему первичные документы, материальные и иные... налоговые органы, но и непосредственно конкурсные управляющие, чем они активно пользуются 10 ...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»