Международный факторинг. Международный факторинг: основные термины и определения В этой связи представляется возможным выделить иностранный элемент, относящийся к объекту правоотношения, к субъектам правоотношения и непосредственно к значимым юридическим

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

В юридической литературе вопросам международного факторинга не уделяется большого внимания. Большая часть работ российских и зарубежных авторов посвящена исследованию внутреннего факторинга. При этом на сегодняшний день в науке отсутствует единый подход к пониманию факторинга как такового. В частности, можно встретить различные точки зрения в отношении сущности, признаков и элементов данного договора. Не сложилось, соответственно, единого подхода и в отношении понятийного аппарата, используемого для обозначения рассматриваемых правоотношений. В связи с этим в настоящей статье предпринята попытка изучения юридической природы договора факторинга, а также особенностей его регулирования с позиции норм международного частного права с тем, чтобы выявить возможные пути совершенствования последнего.

М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2011.

Задача: В настоящее время возрос интерес к исследованию исторических аспектов, связанных с формированием различных институтов права. Наименее исследованными остаются вопросы развития международного права в целом и международного частного права, в том числе. В настоящей статье проведен историко-правовой анализ процесса юридического оформления системы международных отношений в частно-правовой сфере, в том числе при непосредственном участии российского государства.

Модель: В исследовании проведен историко-правовой анализ процесса становления международного частного права в имперский период с участием российского государства, основывающийся на первоисточниках: международно-правовых документах (договорах), заключенных Россией с различными государствами в указанный период времени и актах внутреннего законодательства, регулировавших соответствующую сферу, а также научных трудах посвященных изучению соответствующих вопросов.

Выводы: Проведен историко-правовой анализ, выявлены основные вопросы, подлежавшие правовому регулированию в рамках международного частного права соответствующего периода, определены тенденции, связанные с процессом формирования международного частного права, охарактеризовано правовое закрепление соответствующих положений на уровне международных договоров, заключенных различными, преимущественно европейскими государствами, а также соотношение положений международного права с актами внутреннего российского законодательства.

Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы: исследование ограничено временными рамками и сферой международного частного права, что может быть расширено с точки зрения хронологических рамок и сфер взаимодействия.

Социальные последствия : В систематизированном виде, со ссылками на первоисточники, изложен процесс становления юридического оформления межгосударственных отношений в сфере частного права в указанный период времени, что вносит лепту в изучение истории международного права в целом, в том числе соответствующих политических и правовых процессов.

Оригинальность/ценность - работа может быть использована для изучения истории государства и права, международного частного права и ряда других наук.

The paper aims at analyzing the role of various legislative and policy sources in delineating the conceptual and regulative frameworks for transnational employment relations. This type of employment relations is still perceived as a novelty in Russia and is not actually reflected in the Russian legislation. However while during the last decades the legislature has not provided for a consistent approach to the understanding of this phenomenon, the perception of it is now being formed - more or less successfully - on the international/interregional and corporate levels, as well as in contemporary research and in everyday practice. The paper offers an outline of recent academic studies defining particular groups and categories of transnational employment relations proposed by the Russian scholars, explaining problems that arise in the legal regulation of this phenomenon and suggesting possible ways of their solution. Apart from this the paper summarizes principles for the transnational employment relations regulation provided in interregional and bilateral treaties (mostly of the Commonwealth of Independent States and of the EuroAsEC levels). The author describes commonalities and variations of approaches that can be found in these documents, makes an effort to explain the reasons that have brought them about and gives some assumptions of their possible effect and productive usage at the national and enterprise levels. These speculations are supplemented with an analysis of enterprise level developments in regard to transnational employment relations - both national and multinational - that embrace introduction of new concepts and instruments, bringing to light new aspects of the phenomenon and spreading good practices on sectorial or inter-sectorial levels. Among other issues discussed in the paper there is an assumption that the time has come to give a more serious recognition of the so called “soft law sources” which can now be found on both international/interregional and enterprise levels. While these sources are widely used in practice they still lack official recognition and any particular status in the Russian legal doctrine. This abundant data demonstrates some clear similarities and differences. Therefore it is argued that the field has been developed to the point where particular generalization and systematization can be performed to make the legislative amendments possible in the nearest future. The author provides several examples of such generalizations and amendments and makes an inference of their effect onto the policy and practice of all the stakeholders involved in transnational employment relations or responsible for their regulation in the Russian context.

Гриднева Е. А. В кн.: Коммуникативистика ХХI века: перспективы развития социально-гуманитарного знания: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 19 марта 2010 г.. Н. Новгород: Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2010. С. 26-33.

Становление индустриального общества сопровождается формированием предметного подхода эстетики бизнеса, связанного с коммерциализацией эстетического в обществе массового производства и потребления. Подход на протяжении ХХ в. претерпевает изменения от “жесткой” версии, представленной американским стайлингом 30-х гг., до ”мягкой” версии в европейском дизайне. Но имитационная природа коммерциализированной эстетики сохраняется: главным является доминирование маркетинговых задач и формы вещи над ее целостностью.

Под редакцией: В. Быченков Калуга: КФ РПА Минюста России, 2010.

В сборнике представлены материалы, подготовленные к Третьей международной научно- практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (Калуга, 30 апреля 2010 года).

Для специалистов в области права, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений юридического профиля, для всех, кто интересуется проблемами юридической науки.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) - это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.

Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.

Данная статья посвящена легитимации и особенностям применения судами и органами исполнительной власти стандартов ex post и ex ante в сфере регулирования конкуренции. В ней постулаты ex post и ex ante рассматриваются в качестве правовых принципов, связанных с применением экономического (в том числе антимонопольного) законодательства. Различие между принципами ex post и ex ante проводится на основе двух важнейших критериев, касающихся субъектов их применения и стандартов оценки принимаемых решений. Одна из важнейших целей статьи - опровергнуть распространённое среди юристов и экономистов мнение о том, что законодатель в сфере регулирования экономической деятельности применяет принцип ex ante и не связан принципом ex post, а ситуация с правоприменителем выглядит прямо противоположным образом.

Под редакцией: А. М. Аблажей , Н. В. Головко Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2012.

В сборнике публикуются доклады участников X Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований». Книга рассчитана на специалистов в области социальных исследований, философии и теоретических проблем права, а также всех интересующихся проблемами и перспективами социальных и гуманитарных исследований. Труды изданы при финансовой поддержке Совета научной молодежи ННЦ СО РАН.

Статья посвящена анализу права на проведение контрдемонстраций, являющегося одним из проявлений свободы собраний. Подчеркивая ценность данного права как элемента демократического общества, автор признает наличие риска насильственных столкновений между участниками публичных мероприятий, придерживающихся противоположных идей. Данное обстоятельство диктует необходимость установления соразмерных ограничений права на контрдемонстрации, отдельные виды которых анализируются в настоящей работе.

This article analyzes the usage of legislation as a legal source in the Russian Empire through the phenomenon of the publication of law. The author argues that the absence of separation of executive, legislative and court powers had definite negative effects for lawmaking and enforcement. The legislative politics of Russian emperors could be analyzed using Jürgen Habermas‘ concept of ―representative publicness‖ (representative öffentlichkeit): to a large extent, the tsars considered law as both an assertion of authority and a means of governing. Their actions towards strengthening legality in the state (i.e. the compulsory publication of legislation) were in essence symbolic or theatrical. In fact, since the separation of laws from executive acts did not exist in imperial Russia, the legislation was published (or stayed unpublished) exclusively for state administrators. The conflict in conceptions of legality between state and civil actors in the second half of the nineteenth century was not of a merely political nature. The article demonstrates that there was a public demand for publication of legislation; insufficient accessibility of legal information negatively influenced social and economic development in imperial Russia.

Белый А. В. ЭКО. 2010. № 6. С. 97-114.

В статье рассматривается развитие норм международной управляемости в мировой энергетике, применяется институциональный подход к развитию международного правового режима Энергетической хартии. Определение управляемости связано с развитием международных норм разрешения споров, которые достаточно широко представлены в данном документе. В общем контексте вопроса управляемости рассматриваются интересы России - защита инвестиций в ЕС и поощрение экологических инвестиций.

В работе рассматриваются культурные аспекты и правоприменительная практика в области прав человека в Кавказском регионе. Обсуждаются различные интерпретации концепции прав человека в регионе, связь проблематики прав человека с социокультурными особенностями региона. Особое внимание уделяется развитию института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и других институтов государственной правозащиты в республиках Северного Кавказа и в странах Закавказья. Показана специфика отношений «человек - власть» в регионе. Социокультурные аспекты в области прав человека на Кавказе освещаются в контексте проблемы борьбы с терроризмом, а правоприменительная практика - в условиях сочетания четырех правовых систем: адата (обычаев), шариата, светского права и международного права.

Договор лизинга в МЧП: виды и особенности регулирования. Оттавская (1988 г.) Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Конвенция о межгосударственном лизинге (1998 г.) в СНГ.

В современных условиях развития мировой экономики финансовый лизинг получил широкое распространение, поскольку он связан с привлечением хозяйствующими субъектами различных стран дополнительных источников финансирования в производственную и иные сферы.

Сам термин «лизинг» (англ. leasing, производное от lease - аренда) означает долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств и других объектов производственного назначения. В учебной литературе отмечалось, что в международной договорной практике финансовый лизинг сложился как особая разновидность института аренды. В законодательстве отдельных стран он также традиционно рассматривается как особый вид аренды, представляющий собой коммерческую деятельность по приобретению за свой счет (либо за счет кредитных средств) имущества одним лицом (лизингодателем) с целью его передачи в аренду другому лицу (лизингополучателю) и извлечения доходов от этой деятельности в виде получения арендных платежей.

Особенность договора лизинга состоит в том, что лизингодатель (в роли которого нередко выступают коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании, а также специализированные лизинговые компании) передает имущество, специально приобретенное по договору купли-продажи, в пользование лизингополучателю, сам его не используя. Это позволяет рассматривать лизинг не только как разновидность аренды, но и как своеобразную форму долгосрочного кредитования («инвестирования»), при которой лизингополучатель погашает «кредитные средства» (т.е. денежные средства, затраченные на закупку оборудования) путем регулярной выплаты лизингодателю в согласованном между ними размере арендных платежей. Сумма этих платежей складывается из стоимости оборудования (как правило, соответствующей его полной амортизации), расходов лизингодателя, связанных с приобретением оборудования (например, в случае пользования кредитными средствами), а также суммы, составляющей непосредственно прибыль лизингодателя.

Таким образом, в случае заключения договора лизинга возникают взаимно между собой связанные трехсторонние отношения.

Основным актом, регулирующим лизинговые отношения в международной торговой практике, является Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, которая была подписана в 1988 г. в Оттаве (поэтому в литературе она часто именуется как Оттавская конвенция). Кроме проекта этой Конвенции УНИДРУА, содержащей прежде всего унифицированные нормы, эта международная организация подготовила также модельный договор лизинга. Участниками конвенции являются Франция, Италия, Испания, Венгрия, Панама, Латвия, Россия (с 1 января 1999 г.), Белоруссия (с 1 марта 1999 г.), Узбекистан (с 1 февраля 2001 г.) и другие государства.



Оттавская конвенция 1988 г. применяется к участникам лизинга в тех случаях, когда коммерческие предприятия лизингодателя (арендодателя) и лизингополучателя (арендатора) находятся в разных государствах. Участником Конвенции должно быть и государство коммерческого предприятия поставщика оборудования, являющегося предметом лизинга.

Из Оттавской конвенции, следует, что финансовый лизинг представляет собой сделку, оформляемую двумя видами договоров: договором купли-продажи (поставки) между лизингодателем и поставщиком оборудования, выбранного по спецификации лизингополучателя, и договором лизинга между лизингодателем и лизингополучателем, на основании которого лизингополучатель использует оборудование взамен на выплату периодических платежей.

Финансовый лизинг характеризуется как вид деятельности, при осуществлении которой: а) лизингополучатель сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь «на опыт и суждение арендодателя»; б) предоставляемое в лизинг оборудование приобретается лизингодателем только в связи с договором лизинга, о чем он должен поставить в известность продавца; в) периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.

Предметом финансового лизинга является, как правило, движимое имущество (оборудование): производственное оборудование, включая комплектующее оборудование и средства производства. Им, кроме того, могут быть транспортные средства всякого рода, а также оборудование, тесно связанное с недвижимым имуществом и являющееся принадлежностью земельного участка либо присоединенным к земельному участку имуществом (например, буровая установка).

В течение срока действия договора финансового лизинга собственником арендуемого имущества остается лизингодатель, права которого защищаются в случае банкротства лизингополучателя. На это имущество не может быть обращено взыскание по требованиям кредиторов лизингополучателя.

По договору финансового лизинга на лизингодателя возлагаются обязанности приобрести в собственность имущество для передачи в лизинг, а также обеспечить его передачу лизингополучателю в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества.

Поскольку выбор поставщика и оборудования по данному договору лежит на пользователе оборудования (лизингополучателе), а не на приобретателе (лизингодателе), в Конвенции, как общее правило, предусмотрено освобождение лизингодателя от ответственности перед лизингополучателем в отношении проданного оборудования. При этом лизингополучатель вправе обращаться с претензиями, относящимися к основным характеристикам оборудования (к качеству, комплектности оборудования и т.д.), которое он сам выбирал, не к лизингодателю, а непосредственно к поставщику оборудования.

Это, однако, не освобождает лизингодателя от обязанности обеспечить передачу оборудования лизингополучателю. Если оборудование не поставлено или поставлено с просрочкой, или не соответствует условиям договора поставки, лизингополучателю предоставлены права: а) отказаться от предоставляемого в лизинг оборудования или расторгнуть договор лизинга; б) приостановить периодические платежи, подлежащие уплате по договору лизинга, до тех пор, пока лизингодатель не обеспечит надлежащее исполнение, предложив лизингополучателю соответствующее оборудование.

Обязанности лизингополучателя перед лизингодателем по договору финансового лизинга совпадают с обычными обязанностями арендатора по договору аренды. Он обязан выплачивать периодические платежи, проявлять надлежащую заботу в отношении оборудования, использовать его разумным образом и поддерживать в состоянии, в котором получил, с учетом нормального износа и тех изменений, которые согласованы сторонами. По истечении срока действия договора лизинга лизингополучатель обязан возвратить имущество в указанном состоянии, если только он не воспользовался правом покупки или продолжения его лизинга на последующий период.

Вопросы, которые прямо не регулируются в Оттавской конвенции, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таковых - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права. В самой Конвенции предусмотрены отдельные коллизионные нормы, с помощью которых определяются подлежащие применению правовые нормы, регулирующие вещные права на различные виды имущества. В частности, в случаях, когда предметом лизинга является оборудование, присоединенное к земельному участку или ставшее принадлежностью земельного участка, вопрос о том, стало или нет указанное оборудование такой принадлежностью (или было присоединено к земельному участку), и возникающие в связи с этим правовые последствия для лизингодателя и обладателя вещных прав на данный земельный участок определяются законом государства местонахождения этого земельного участка.

В зависимости от вида оборудования, являющегося предметом лизинга, решается вопрос о выборе норм законодательства для признания вещных прав за лизингодателем, конкурсным управляющим («доверительным собственником») либо кредиторами в случае банкротства лизингополучателя. Так, в отношении зарегистрированного морского либо воздушного судна в этом случае подлежит применению право государства их регистрации; в отношении оборудования, которое обычно перемещается из одной страны в другую, включая авиационные двигатели, - право государства, в котором находится основное коммерческое предприятие арендатора; в отношении другого оборудования - право государства местонахождения этого оборудования.

Между странами СНГ была в 1998 г. заключена Конвенция о межгосударственном лизинге (ее подписали Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Украина), но она не вступила в силу, поскольку не была ратифицирована необходимым числом государств.

В России действует Закон о лизинге 1998 г., согласно которому вопрос о применении права решается по соглашению сторон в соответствии с Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге (п. 3 ст. 10 Закона).

В ст. 24 Закона о лизинге воспроизводятся отдельные коллизионные привязки, содержащиеся в ст. 7 этой Конвенции, в частности те, которые установлены для признания вещных прав в случае банкротства лизингополучателя. В зависимости от вида сдаваемого в лизинг оборудования в Законе о лизинге содержатся отсылки к праву: страны регистрации судов или кораблей (в отношении воздушных и морских судов); страны местонахождения лизингополучателя (в отношении других предметов лизинга, которые могут перевозиться из одной страны в другую, например, двигатели летательных аппаратов); страны, в которой на момент возникновения спора находится предмет лизинга (в отношении любых предметов лизинга).

Специальные законы или иные акты о лизинге были приняты в Азербайджане, Белоруссии, Молдавии, Казахстане, Узбекистане и других странах СНГ.

РЕФЕРАТ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ЧАСТНОМУ ПРАВУ

НА ТЕМУ: «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФАКТОРИНГ»


1. Источники правового регулирования отношений, связанных с международным факторингом. 2

1. Источники правового регулирования отношений, связанных с международным факторингом.

Основным источником правового регулирования международных факторинговых операций является Конвенция ЮНИДРУА (Международного Института по Унификации Частного Права) о международном факторинге, принятая в Оттаве 26 мая 1988 г. (далее – Конвенция). Разработка и заключение данного международного соглашения явились первым серьезным шагом в создании нормативной базы для отношений, касающихся международного факторинга, поскольку в настоящее время в национально-правовом плане этот вид договора законодательно урегулирован в довольно незначительном числе стран. В данной конвенции содержатся унифицированные материально-правовые нормы, регулирующие международные факторинговые операции, и обеспечивающие баланс интересов всех ее участников.

Ст.2 Конвенции определяет сферу ее применения: «в случаях, когда денежные требования, будучи уступлены по факторинговому контракту, вытекают из контракта купли-продажи товаров между поставщиком и должником, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории различных государств и:

(а) такие государства и государство, где осуществляет свою деятельность финансовый агент, являются Договаривающимися государствами; или

(b) контракт купли-продажи товаров и факторинговый контракт регулируются правом государства-участника».

Если какая-либо из сторон договора факторинга имеет более чем одно место осуществления бизнеса, то в соответствующей статье подразумевается место деятельности, которое имеет наиболее тесную связь с факторинговым контрактом и его исполнением с учетом обстоятельств, известных или предположительно известных сторонам в любое время перед заключением или при заключении этого контракта.

Такой факторинг носит название «международный», в отличие от внутреннего факторинга, при котором стороны договора купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране.

Важно отметить, что нормы Конвенции носят диспозитивный характер, т.е. стороны могут договориться о том, что они исключают для своих договорных отношений действие конвенционных положений. Однако если применение Конвенции исключается, то такое исключение должно касаться всей Конвенции (ст.3).

Унифицированные материально-правовые нормы, заключенные в договоре международного факторинга, могут не охватывать всех аспектов, регулируемых Конвенцией отношений. Пункт 2 ст. 4 предусматривает, что вопросы, относящиеся к сфере деятельности Конвенции, но ею специально нерегламентированные, подлежат разрешению на основе общих принципов этого документа, а в случае отсутствия таковых – регулируются законом, применяемым на основании коллизионных норм. Таким образом, национальное право, установленное в соответствии с надлежащими коллизионными принципами прикрепления, в определенных случаях применяется субсидиарно.

(а) поставщик должен или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли-продажи товаров (предоставления услуг), заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками);

(b) финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:

Финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;

Ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;

Предъявление к оплате денежных требований;

Защита от неплатежеспособности должников;

(с) должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования.

Важно учесть, что Конвенция не регулирует отношений по сделкам, которые касаются товаров, закупленных в основном для личного, семейного или домашнего пользования.

Договор о факторинге может включать уступку не только денежного требования, но и иных прав поставщика, вытекающих из договора поставки, включая преимущества, возникающие из оговорки о сохранении за продавцом права собственности на товары до их полной оплаты или иных способов обеспечения исполнения обязательств применительно к поставщику.

СТОРОНЫ ДОГОВОРА (схема)

В операции факторинга обычно участвуют три лица:

1) финансовый агент (импорт/эспорт-фактор, цессионарий);

2) клиент (поставщик, экспортер);

3) кредитор (дебитор, покупатель, должник, импортер).

Что касается Российской Федерации, то ст. 825 ГК РФ прямо ограничивает круг лиц, которые по договору факторинга могут выступать в качестве финансовых агентов. Ими могут быть только банки, иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого типа. Вместе с тем, банки и иные кредитные организации вправе осуществлять эту деятельность уже в силу своего статуса, не получая дополнительного разрешения.

На практике финансовые институты, предоставляющие факторинговые услуги, (фактор-фирмы) создаются крупнейшими банками (или специализированные факторинговые подразделения банков выполняют функции фактор-фирм), что обеспечивает высокую надежность факторинговых сделок и минимальные издержки для клиентов. Разветвленная сеть специализированных филиалов для факторингового обслуживания предприятий в различных странах создана крупными транснациональными корпорациями. На международном уровне действует ассоциация "Фэкторз чейн интернэшл", членами которой являются 95% факторинговых компаний из 40 стран мира.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

Согласно предписаниям Конвенции (ст. 1) должник непременно должен быть извещен о переуступке права требования. Уведомление направляется должнику либо самим кредитором, либо по его поручению фактором и должно содержать указание требований, которые составили предмет уступки фактору. Кроме того, в уведомлении в достаточной степени конкретизируются как требования, так и данные о самом факторе, которому покупатель или другое лицо, имеющее обязательство перед клиентом, должно осуществить платеж. Письменное уведомление может быть не подписано, но обязательно должно иметь указание, кем или от имени кого оно составлено, и считается представленным, если оно получено адресатом.

На практике подобное уведомление обычно производится с помощью специальной надписи на счете-фактуре, указывающей, что дебиторская задолженность по данному счету была полностью переуступлена фактору, который является единственным законным получателем платежа, с указанием его платежных реквизитов. Кроме того, поставщик обычно посылает своему покупателю специальное письмо, в котором уведомляет покупателя о переуступке всех дебиторских задолженностей финансовому агенту.

Однако несмотря на то, что Конвенция требует поставить в известность дебиторов об уступке дебиторских задолженностей, она не ставит действительность уступки в зависимость от согласия дебиторов. Более того, предусмотрено положение о приоритетности договора факторинга над иными видами договоров (например, поставки товара или оказания услуг), в соответствии с чем и претензии фактора должны иметь преимущественный характер перед требованиями иного рода.

Уступка требования поставщиком может быть осуществлена несмотря на любое соглашение между поставщиком и дебитором, запрещающее такую уступку (ст. 6). Однако при присоединении к Конвенции государство может сделать соответствующее заявление о неприменении данных положений к случаям, когда должник имеет деловое заведение (место осуществления деятельности) на территории этого государства (ст. 18). Между тем в Конвенции четко устанавливается, что ее положения, в том числе и вышеуказанные, не распространяются на последующие цессии, если они запрещены договором о факторных операциях (ст. 12).

Дебитор, получив письменное уведомление от поставщика или от цессионария в силу полномочий, выданных поставщиков, обязан уплатить цессионарию, если:

Он не знает о преимущественном праве другого лица на получение данного платежа;

В уведомлении достаточно четко идентифицировано платежное требование и цессионарий;

Уведомление касается требований, вытекающих из договора поставки, заключенного до или в момент отправки уведомления.

В связи этим отметим, что в мировой практике встречаются два вида факторинга: конвенционный (открытый) и конфиценциальный (неоткрытый или закрытый). При конфиденциальном факторинге никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов-фактур финансовому агенту. В данном случае дебитор ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита. Только в случае, если покупатель не заплатит после наступлении срока платежа, фактор информирует его о факте переуступки. В международной практике такое уведомление происходит обычно через 60 дней после наступления срока платежа. Начиная с этой даты покупатель обязан платить уже фактору, а в случае неплатежа и наличии страхования кредитного риска фактором, последний обязан заплатить поставщику (в международной практике обычно через 90 дней после уведомления покупателя о факте переуступки).

При конфиденциальном факторинге Фактор осуществляет только финансирование и/или защиту от риска неплатежа, в то время как административное управление дебиторской задолженностью лежит на поставщике, который должен осуществлять эти услуги от имени нового владельца долгов - Фактора.

Конвенция, устанавливая обязанность должника совершить платеж финансовому агенту лишь в случае его письменного уведомления об уступке конкретного денежного требования определенному лицу – данному финансовому агенту, исходит, таким образом, из применения открытого факторинга. Вследствие этого должнику предоставлено право получить от финансового агента доказательства о переуступке ему требования, которое должник обязан оплатить.

При предъявлении финансовым агентом должнику требования об оплате денежной задолженности, вытекающей из договора поставки (выполнения работ, услуг и др.), должник может использовать в отношениях с финансовым агентом все средства защиты, указанные в этом договоре и которыми он мог бы воспользоваться в случае, если бы такое требование предъявил поставщик (п.1 ст. 9). В то же время неисполнение, ненадлежащее исполнение, а также просрочка исполнения договора не дают права должнику требовать возврата сумм, уплаченных им финансовому агенту, если должник вправе получить эту сумму с поставщика (п.1 ст.10).

Из этого правила есть 2 исключения. Дебитор вправе потребовать от цессионария возварата уплаченной суммы, если:

1) цессионарий не исполнил свое обязательство осуществить поставщику платеж, связанный с уступкой требования;

2) цессионарий произвел такой платеж поставщику, зная, что поставщик не выполнил свои обязательства перед дебитором.

Мировой практике известны две разновидности факторинга:

ü прямой факторинг, при котором поставщик (экспортер) уступает право требования цессионарию, а он непосредственно вступает в отношения с дебитором; и

ü косвенный факторинг, когда цессионарий передает право требования другому фактору, находящемуся в стране импортера, и этот второй цессионарий вступает в отношения с дебитором и полученный платеж перечисляет первому цессионарию.

В принципе, все рассмотренные положения Конвенции регулируют отношения по первому виду факторинга. Однако ст. 11 говорит о том, что положения Конвенции применяются «ко всем последующим уступкам денежного требования финансовым агентом или последующими правопреемниками», т.е. к любой последовательной цессии. Отсюда следует, что Конвенция в равной степени регулирует как прямой, так и косвенный факторинг, за исключением одного случая, когда последовательная цессия запрещена договором по факторинговым операциям (ст. 12).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дмитреиева Г.К. «Международное частное право», 2001 г.

2. Ануфриева Л.П. «Международное частное право» том 2, издательство БЕК, Москва, 2000 г.

3. Конвенция УНИДРУА о международном факторинге (Оттава, 28 мая 1988 г.) (по состоянию на 31 декабря 1995 г.), Справочная система «ГАРАНТ»

4. материалы интернет-сайта:

www.factoring.ru «Инвестиционно-банковская группа «НИКОЙЛ»

Другие материалы

    Данных по продажам и т.д. Малые и средние компании пытаются таким образом расширить продажи производимых ими товаров, выявить новые рынки сбыта продукции. Факторинг привлекателен также для предприятий, у которых незначительна доля экспорта в общем обороте или где нет смысла содержать штат работников...


    А в Германии этот показатель составляет около 2 %. Так Ассоциация факторинговых компаний (АФК) приводит следующие данные о развитии мирового рынка факторинга (таблица 1): в Англии, где деятельность факторинговых компаний никак не регулируется, число факторов находится в районе 100, оборот за 2007 ...


  • Факторинг как инструмент управления дебиторской задолженностью
  • Дебитору от 60 до 1000 тыс рублей; 4. Сроки отсрочки платежа по договорам не более 180 дней. Заключение Процесс исследования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженности был осуществлён по следующим этапам: 1. Изучение теоретических вопросов применения...


    Рисков неплатежей. Факторинг является рискованным, но высоко прибыльным видом кредитования, эффективным орудием финансового маркетинга, одной из форм интег­рирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития мировой экономики. ФОРФЕЙТИНГ. 3.1. ...

    Выгодно отличающихся от обычно банковского кредитования и других форм международных расчетов. 2. Возможности и условия применения факторинга в коммерческой организации Именно у нас, когда и представители малого и среднего бизнеса, многочисленные промышленные предприятия постоянно ощущают...


    Что несмотря на рост эффективности хозяйственной деятельности предприятия эффективность использования собственного капитала выше, чем активов в целом и оборотных активов в частности. 3. Проект использования факторинга как источника финансирования деятельности компании «М-Видео»   ...


    Лицензированию. Мотивы, которыми руководствовалось Правительство, не вызывают сомнений. Во-первых, существующая правовая коллизия тормозит развитие факторинга в России. Факторинг же, как показывает мировой опыт, - очень перспективный, динамично развивающийся вид бизнеса. По оценкам аналитиков...


    Конторы одного банка в разных государствах являются отдельными банками. 2.4. Межгосударственное правовое регулирование вексельных операций Широкое распространение в области международных кредитно-расчетных отношений получили такие ценные бумаги, как вексель и чек. Векселями оформляются...


Евгений Смирнов

Bsadsensedinamick

# Факторинг

Виды, задачи и регулирование международного факторинга

В международных отношениях операции факторинга регулируются положениями Конвенции Унидруа. Россия не является ее участником.

Навигация по статье

  • Задачи международного факторинга
  • Основные виды
  • Однофакторная модель
  • Двухфакторная модель
  • Стоимость факторинга
  • Международный форфейтинг
  • Договор международного факторинга
  • Конвенция Унидруа о международном факторинге
  • Основные термины международного факторинга

– разновидность факторинговой операции, которая обеспечивает финансирование поставок товаров или услуг с отсрочкой платежа, при условии, что покупатель и продавец – резиденты разных стран.

В подобных операциях принимают участие сразу три стороны:

  1. Фактор – банк или любая кредитно-финансовая организация, приобретающая право денежного требования;
  2. Экспортер;
  3. Импортер, который имеет долговые обязательства перед покупателем.

Для отечественных компаний, которые занимаются торговлей на международном рынке, факторинг может быть или импортным, или экспортным. Это зависит от того, кем является фирма – поставщиком товара или же покупателем.

Задачи международного факторинга

Главная задача международного факторинга состоит в том, чтобы создать компромисс между интересами продавца и покупателя в области взаиморасчетов. Обе стороны достигают целей за счет того, что третья сторона является нейтральной и на временной основе берет на себя заполнение бреши в торговой операции.

Именно благодаря этому факторинговые услуги пользуются популярностью. Им нет замены в следующих случаях:

  • Партнеры еще не смогли наладить прочные доверительные отношения между собой, убедиться в порядочности друг друга, чтобы предоставлять товары или услуги с отложенной оплатой.
  • Партнеры желают провести операции без использования залогового имущества и осуществить сделку с минимальными рисками и потерями.
  • Наличие третьей стороны в значительной степени ускоряет процесс осуществления сделки.
  • Законодательства стран, в которых работают продавец и покупатель, могут отличаться. Именно поэтому заключение контракта может быть опасным и трактоваться по-разному каждой стороной.

Основные виды

В международной экономике выделяют два вида факторинга, в зависимости от места расположения всех сторон сделки.

Однофакторная модель

Данная модель предполагает, что фактор и поставщик работают в рамках законодательства одной страны (являются ее резидентами). Данная модель крайне актуальна при совершении сделок на экспорт. Подобный экспортный факторинг предусматривает, что продавец и фактор находятся в одной стране, а покупатель – в другой.

Роль компании-фактора может взять на себя банк или любое другое финансовое учреждение с лицензией на предоставление таких услуг. Фактор берет на себя обязательства профинансировать в полном или частичном размере выручку по контракту между поставщиком и покупателем.

Двухфакторная модель

Особенность состоит в том, что функции по международному факторингу делят между собой две компании. Одна из них отвечает за экспортную составляющую контракта, а вторая – за импортную. Роль импорт-фактора также берет на себя банк или другое кредитно-финансовое учреждение с лицензией на оказание посреднических финансовых услуг.

Экспортный факторинг позволяет продавцу получить следующие возможности:

  • Увеличить объем продаж в других странах благодаря улучшению своей конкурентоспособности. Предоставление покупателям отсрочки по выплате может сыграть для них решающее значение при выборе заграничного партнера.
  • Уменьшить кассовые разрывы, которые непременно возникнут при предоставлении рассрочки за свой счет.
  • Обеспечить страховку от риска невыплаты денег другой стороной. Компания-покупатель может понести убытки и стать неплатежеспособной или же оказаться недобросовестной и отказаться выплачивать деньги за полученные товары или услуги.

Пользование импортным факторингом также имеет свои преимущества, среди которых можно выделить такие:

  • Возможность получить отсрочку платежа, что особенно актуально для маленьких компаний, не располагающих достаточным количеством денег для предварительной оплаты.
  • Увеличение объема закупок. При стандартном сотрудничестве покупатель вынужден приобретать то количество товара, на которое у него хватает денег. Использование же импортного факторинга дает возможность получить товар под реализацию и выплатить деньги в полном объеме спустя некоторое время после его получения.
  • Улучшить свою финансовую устойчивость, ведь не придется отдавать последние деньги на покупку определенных товаров или услуг.

Стоимость факторинга

Сегодня стоимость факторинга зависит от целого ряда факторов, среди которых на первом месте – стоимость заемного финансирования, предоставленного самому банку или факторинговой компании. Суть данного бизнеса как раз состоит в том, чтобы привлечь заемные средства и выдать их в качестве финансирования другой компании.

Также на конечную цену влияет принятие финансовой организацией на свой счет рисков и проблем, которые могут возникнуть в процессе сотрудничества с поставщиком и покупателем. Конечная стоимость международного факторинга формируется под влиянием следующих факторов:

  • типы товара или услуги, которые поставляет компания;
  • размер бизнеса компании, ее финансовое состояние;
  • термин, на который необходима отсрочка платежа, размер задолженности;
  • платежеспособность и сторон.

Международный форфейтинг

Международный факторинг часто путают с форфейтингом – новой формой кредитования внешней торговли, которая появилась из-за усиления конкуренции на мировом рынке и повышения роли кредитования при торговле с другими странами.

Международный форфейтинг активно применяется в финансовых операциях для того, чтобы ускорить реализацию долгосрочных обязательств. Среди характерных особенностей можно выделить следующие:

  • Форфейтинг – это специфический вид экспортного финансирования.
  • Все задолженности дисконтируются по заранее оговоренной ставке.
  • В роли долгового инструмента выступает переводной или простой вексель.
  • Платежи гарантируются банком импортера.
  • В расчет берется 100% стоимость контракта. Если в факторинге возможно даже частичное погашение, то форфейтинг предполагает оплату в полном размере.

Сравнительная характеристика международного факторинга и форфейтинга:

Критерий сравнения Международный форфейтинг
Сроки исполнения Принимаются требования со сроками до одного года Принимаются долгосрочные векселя (один год и более)
По сумме Нет минимального или максимального лимита Только крупные суммы (от 500 000 долларов и выше)
По сфере Торговые операции и услуги В основном, в торговых операциях
Риски Возможен регресс требований экспортера Без регресса
Использованные валюты Без ограничений Лишь свободно конвертируемые
Дополнительные гарантии По желанию фактора Обязателен банковский аваль

В отличие от экспортного факторинга, форфейтинг имеет более широкую область покрытия рисков.

Договор международного факторинга

Договор международного факторинга представляет собой контракт на оказание услуг посредника в осуществлении операций между участниками рынка. Соглашение подписывается тремя сторонами: покупателем, продавцом и компанией-фактором.

В международном частном праве под договором факторинга понимается контракт, заключенный между одной стороной, поставляющей услуги и другой стороной, фактором, согласно которому поставщик передает требования, вытекающие из заключенного с покупателем контракта.

Договор факторинга в обязательном порядке включает в себя положения о переводе поставщиком прав требований на фактора, а также условиях открытия счета и перечисления средств на эти счета. Уступка прав требования фиксируется в письменной форме и подписывается цедентом, после чего доводится до сведений иностранного покупателя.

Конвенция Унидруа о международном факторинге

Отсутствие специальных норм о факторинге во внутреннем законодательстве государств или различное толкование локальных законодательных актов вызвало необходимость международно-правового регулирования факторинга. В результате, в 1988 году была принята Конвенция Унидруа о международном факторинге, подписанная в Оттаве. Она вступила в силу с 1 мая 1995 года для Италии, Франции и Нигерии, а в будущем к ней присоединился еще ряд стран. Несмотря на то, что Россия в данной конвенции не принимает участия, большинство ее положений были учтены при разработке главы 43 Гражданского Кодекса РФ.

Конвенция применяется в случаях, когда продавец и его должник являются резидентами разных государств, являющихся участниками Унидруа. Положения Соглашения также могут использоваться, если коммерческий контракт подчинен правилам применимого права страны-участника.

Согласно Унидруа, фактор обязательно должен выполнять как минимум две функции из следующих:

  • оказание финансовой помощи поставщику, включая предоставление заемных средств;
  • ведение бухгалтерского учета;
  • защита интересов поставщика из-за неплатежеспособности его партнеров.

В соответствии с нормами Конвенции, факторинг может быть раскрытым или нераскрытым. Первый вариант предполагает, что должник в письменной форме уведомляется о том, что права требования были уступлены третьей стороне. А вот при нераскрытом факторинге договоренность между поставщиком и фактором не раскрывается покупателю. Продавец получает от него определенную сумму на свой счет, после чего передает средства третьей стороне.

Соглашение Унидруа также определяет порядок предъявления претензий со стороны фактора покупателю. Общее правило гласит, что компания-фактор имеет право использовать все средства защиты, которыми по контракту обладал сам поставщик. Однако, если платеж уже был проведен покупателем, а товары или услуги не предоставлены в полном объеме, то должник имеет право напрямую обратиться к поставщику услуг, а не фактору.

Компания-должник может подать в суд на фактора только в двух случаях:

  1. Если после получения средств от должника фактор не перечислил их поставщику;
  2. Если фактор после получения денег от должника перечислил их поставщику, заведомо зная, что тот не выполняет свои обязательства в полной мере.

Следует отметить, что предмет регулирования Конвенции не ограничивается лишь международным факторингом и включает в себя все уступки дебиторской задолженности. Среди представленных на мировом рынке организаций и групп по развитию и регулированию факторинга можно выделить следующие.

Лекция 10. Международные расчетные и кредитные отношения

10.1. Финансирование международных коммерческих операций

Финансовое обеспечение международной коммерческой деятельности (коммерческое финансирование) заключается в осуществлении финансирования и платежей.

Среди форм коммерческого финансирования различают: факторинг, форфейтинг, финансовый лизинг и безоборотное финансирование.

Международный факторинг и международный финансовый лизинг являются объектами международных конвенций (Конвенции о лизинге и Конвенции о факторинге), подписанных на дипломатической конференции в Оттаве 28 мая 1988 года. Пока конвенции не вступили в силу, однако их принципы служат основой правового регулирования финансирования международных сделок.

Сущность международного факторинга заключается в том, что финансовая корпорация (называемая фактором) соглашается освободить экспортера от финансового бремени экспортной сделки, в особенности от взимания покупной цены, причитающейся от зарубежных покупателей, с тем чтобы экспортер смог сосредоточиться на своей прямой деятельности по продаже и маркетингу своих товаров.

Вывоз, включающий отправку товаров, документация и передача транспортных документов совершаются экспортером (продавцом), но осуществление кредитования в согласованных пределах составляет обязанность фактора.

Международный факторинг:

Упрощает получение наличных денег в ходе экспортных операций;

Если кредитование (как элемент, содержащийся в большинстве экспортных сделок) совершается на безоборотной основе, предоставляет защиту от безнадежных долгов.

Виды международного факторинга: раскрытый и нераскрытый факторинг.

Раскрытый факторинг основан на уступке фактору как цессионарию принадлежащего экспортеру права требовать уплаты покупной цены. Уступка права требования должна быть совершена письменно, подписана цедентом (экспортером), она должна быть абсолютной (то есть не частичной, а полной, чтобы должнику не пришлось иметь дело с несколькими кредиторами) и доведенной специальным письменным уведомлением до сведения должника (иностранного покупателя).

Наиболее распространенный вид нераскрытого факторинга известен как дисконтирование счетов. Осуществляется оно в форме, основанной на праве справедливости цессии (уступка требования в обязательстве другому лицу), требования покупной цены фактору экспортерам. В этом соглашении договоренность о факторинге иностранному покупателю не раскрывается и он платит покупную цену экспортеру. В договоре о факторинге предусматривается, что экспортер получает цену как доверительный собственник фактора и должен зачислить полученные суммы на отдельный счет, который указал фактор. Если в договоре есть такое условие и директор экспортной компании, получив платеж, зачисляет эти суммы на счет компании, то эти действия содержат состав правонарушения, состоящего в присвоении движимых вещей, и платеж должен быть возвращен фактору.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»