Планирование транспортировки товаров. Планирование грузоперевозок Основы планирования регулярных перевозок грузов крупных предприятий

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Планирование грузовых перевозок подразделяется на перспективное, текущее и оперативное планирование.

Перспективное (стратегическое) планирование включает в себя разработку основных направлений и показателей деятельности на длительный период от 5 до 15 лет. В его рамках все расчеты выполняются на основании прогнозов развития экономических и социальных процессов в регионе и анализа рыночной конъюнктуры.

Текущее планирование проводится на год. В этом случае возможный объем работы и необходимые для его выполнения ресурсы рассчитываются на основании имеющихся и подготовленных к заключению договоров.

При расчете ресурсов, необходимых для освоения объемов работ по договорам, используют коэффициент запаса, который должен учитывать выработку ресурса ПС и возможность выполнения разовых заказов.

При составлении годового плана работы АТО по перевозкам грузов рассчитываются следующие показатели по типам ПС: коэффициент выпуска и использования парка АТС; автомобиледни в работе; возможные объемы перевозок; годовой пробег, в том числе с грузом; требуемые ресурсы для поддержания АТС в работоспособном состоянии, расход топлива и ГСМ; себестоимость перевозок.

Оперативное планирование - это конкретизация плановых заданий по времени выполнения, в пространстве (по местам выполнения производственных заданий), по специфике технологии и организации производства управляемого объекта (структура ПС, ПРМ, выбор технологии и т.д.). Оперативное планирование включает в себя разработку планов работы в целом АТО и конкретных АТС и водителей на месяц, неделю и смену. В процессе оперативного планирования решаются следующие задачи:

− расчет провозных возможностей АТО;

− расчет оптимальных маршрутов движения ПС;

− составление почасовых графиков работы ПС;

− составление плана работ по клиентуре;

− расчет предполагаемых затрат и необходимых ресурсов для выполнения перевозок;

− составление сменно-суточного плана работы АТО, графика выпуска ПС на линию и оформление путевой документации.

Основным документом оперативного планирования является сменно-суточный план.

Особенности задач оптимизации на транспорте. Широкое использование методов оптимизации на AT неразрывно связано с развитием средств вычислительной техники, которая позволяет находить оптимальные решения в оперативном режиме, с учетом быстро меняющейся обстановки. Объективная предпосылка использования методов оптимального планирования перевозок заключается в том, что все задачи перевозочного процесса - задачи с экстремумом, причем определение наилучших решений вызывается условиями дефицитности, ограниченности заданных ресурсов.



Таким образом, выбор оптимального варианта - очередной, закономерный этап более высокой организации планирования и управления AT.

Основные методы оптимального планирования грузовых автомобильных перевозок. Взависимости от решаемой задачи в практике планирования перевозок для получения оптимальных решений применяют различные математические методы. В связи с тем, что в качестве критерия оптимальности, как правило, используют экономические показатели, часто такие методы носят название экономико-математических. Классификация основных методов, применяемых при оптимизационном планировании перевозок, представлена на рис. 8.1.

Линейное программирование - это математическая дисциплина, с помощью которой выполняется анализ и решение экстремальных задач с линейными связями и ограничениями. Здесь термин «программирование» является синонимом термина «планирование», т.е. подразумевается составление плана оптимального решения задачи.


Таким образом, экономическое содержание задач линейного программирования - отыскание

Рис.3. Методы планирования перевозок

наилучших способов использования наличных ресурсов, когда условия задачи выражаются системой линейных уравнений (равенств или неравенств), содержащих неизвестные только первой степени. Многие задачи планирования грузовых автоперевозок имеют именно такое содержание. Например, закрепление грузополучателей (ГПП) за грузоотправителями (ГОП), распределение автомобилей по объектам и маршрутам и т.д.

Для любых задач линейного программирования характерны следующие три условия:

− наличие системы взаимосвязанных факторов;

− строгое определение критерия оптимальности;

− точная формулировка условий, ограничивающих использование наличных ресурсов.

В линейном программировании имеются различные методы решения соответствующих планово-экономических задач. Если имеются всего две переменные, может быть использован графический метод решения. Однако на практике для решения подавляющего большинства задач используются специальные эвристические алгоритмы, основные из которых будут рассмотрены ниже.

К математическому программированию относятся также и методы нелинейного программирования. Соответствующие задачи в этом случае описываются нелинейными уравнениями.

Свойство нелинейности состоит в том, что результат взаимодействия двух факторов не равен простой алгебраической сумме их действий. Функция принимает экстремальные значения в точках, в которых значение ее первой производной равно нулю, т.е. необходимое условие минимума или максимума функции (х) = 0.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Введение

1. Сущность и задачи транспортной логистики

1.1 Выбор вида транспорта

1.2 Организация и планирование внутренних перевозок

1.3 Терминальные перевозки

1.4 Тарифы на транспорт

2. Практическая часть (вариант №9)

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей контрольной работы «Планирование работы транспорта в логистической системе». Работа состоит из двух разделов. В первой части раскрыта тема работы, во второй вы найдете решение задачи варианта №9.

Вы сможете ознакомиться с терминологией составных частей логистической системы; узнаете что же такое транспортная логистика; какие виды транспорта бывают и какими задачами, факторами должны руководствоваться при выборе того или иного вида транспорта.

По мере развития рыночной экономики в стране повышение эффективности транспортного процесса требует новых подходов к организации перевозок. Это привело к появлению нового направления - транспортной логистики.

Транспорт как составная часть более крупной системы, то есть логистической цепи, привел к необходимости рассматривать его в разных аспектах. Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перегрузку грузов от поставщика потребителю, но и большое количество экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и так далее. Такой подход способствует оптимальному выбору транспортных услуг, ибо качество перевозок, как правило, в большей мере отражается на общих расходах, чем себестоимость перевозок.

С точки зрения специализации и кооперирования производства, изучение транспорта нельзя ограничивать сферой отдельных материально-технических связей. Он должен рассматриваться во всей системе материально-технического снабжения - от первичного поставщика до конечного потребителя, включая промежуточные этапы.

1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику. Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспорт должен удовлетворять следующим требованиям: должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечить перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной и даже ежедневной корректировке;

· гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты;

· надежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика;

· обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запросами пользователя. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.

Транспортная логистика определяется как сфера деятельности, охватывающая три области:

· процесс планирования, организации и осуществления рациональной и недорогой доставки (перевозки) грузов (товаров) от мест их производства и до мест потребления;

· контроль за всеми транспортными и другими операциями, возникающими в пути следования грузов с использованием современных средств телекоммуникации, информатики и других информационных технологий;

· предоставление соответствующей информации грузовладельцам

Транспорт в системе логистики играет двоякую роль: во-первых, он присутствует как составляющая часть или компонент в основных функциональных областях логистики (закупочной, производственной, распределительной); во-вторых, транспорт является одной из отраслей экономики, в которой также развивается предпринимательская деятельность: транспорт предлагает на рынке товаров и услуг свою продукцию - транспортные услуги, за которые получает доходы и имеет прибыль.

Будучи отраслью материального производства, транспорт имеет свою продукцию - это сам процесс перемещения, которая характеризуется рядом существенных отличий: отсутствие вещественной формы, но в то же время материальность по своему характеру, так как в процессе перемещения расходуются материальные средства:

происходит износ движимого состава и средств обслуживания, используется труд работников транспортной сферы и так далее;

невозможность хранения и накопления, поэтому транспорт может иметь только некоторый резерв своей пропускной и проводящей способности для удовлетворения потребностей в транспортных услугах;

воплощение в дополнительных транспортных расходах, которые связаны с перемещением материального потока, поэтому транспорт необходимо использовать так, чтобы транспортные расходы были наименьшими при прочих равных условиях;

привязка к определенному месту, району, региону (например, к месту, где расположены пути сообщения и есть соответствующие транспортные предприятия). Указанные особенности накладывают свой отпечаток на устройство и функционирование системы транспортной логистики.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов.

Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.

Транспортная логистика решает следующие задачи:

v создание транспортных систем;

v совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

v обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

v выбор способа транспортировки и транспортного средства;

v определение рациональных маршрутов доставки.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Его часто называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, которые принадлежат нетранспортным предприятиям, является, как правило, составляющей частью каких-нибудь производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется вместе с решением задач производства, закупок и распределения. Так, организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения внутрипроизводственной логистики. Выбор каналов товародвижения решается в рамках распределительной логистики.

К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса.

Применение логистики в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает контрагентов конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг с другом в транспортном процессе.

Логистика, как отмечалось, это единая техника, технология, экономика и планирование. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.

Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.

Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.

Экономическая сопряженность - это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.

Транспортная логистика решает комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего пользования. Основными из этих задач являются:

· выбор вида транспортного средства;

· выбор типа транспортного средства;

· оптимизация транспортного процесса при смешанных перевозках;

· определение рациональных маршрутов доставки;

· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

· координация транспортного и производственного процесса.

Роль транспорта существенно меняется с развитием логистических систем. В современных условиях дисциплина транспортного обслуживания определяется не интересами отдельного отправителя (получателя), а оптимальным соотношением расходов и прибыли в указанно цикле производства и потребления. Существуют такие признаки классификации транспортной составляющей логистических систем:

По видам доставки:

o с переработкой на транспортных терминалах;

o с переработкой и хранением в распределительных центрах.

По видам обслуживания:

Ш со склада поставщика или распределительного центра на склад потребителя или распределительный центр;

Ш со склада поставщика или распределительного центра непосредственно потребителю;

Ш с производства поставщика на производство потребителя без складского хранения и переработки.

По видам транспортного сообщения: прямое; смешанное.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения - сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

транспортный логистика терминальный перевозка

1.1 ВЫБОР ВИДА ТРАНСПОРТА

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и другие. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Существуют следующие виды транспорта:

v железнодорожный;

v морской;

v внутренний водный (речной);

v автомобильный;

v воздушный;

v трубопроводный.

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

ь время доставки;

ь частота отправлений груза;

ь надежность соблюдения графика доставки;

ь способность перевозить разные грузы;

ь способность доставить груз в любую точку территории;

ь стоимость перевозки.

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ПЕРЕВОЗОК

Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени. Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки - это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия. Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.

Грузооборот - основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости. Пример.

Шахматная ведомость грузооборота, тонн (условный пример). Пункт отправления груза, пункт назначения, всего отправлено груза, тыс. тонн. АБВГА (склад комплектующих) -1012830; (механический цех № 1) 1121326; (механический цех № 2) 4711; (сборочный цех) 51217; всего прибыло груза, тыс. т 20172631. Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ. В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам.

v Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках;

v вторая - при эпизодической потребности в транспортных средствах.

При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.

Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые. При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерном маршруте - перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут. Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами. Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ. При разработке графика работы транспортных средств предусматривают выполнение подготовительных работ:

v порядок обеспечения тарой;

v оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации;

v закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.

Планирование перевозок состоит из трех этапов:

Ш технико-экономическое планирование;

Ш календарное планирование;

Ш диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.

Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.

Оперативное руководство ходом транспортных работ, контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений.

1.3 ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром.

Основные функции этих терминалов:

Ш маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;

Ш оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;

Ш сбор и развоз грузов;

Ш консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;

Ш информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.

В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки ("очистки") грузов.

Специализированные терминалы осуществляют операции транcпортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и тому подобное. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.

Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов:

· завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;

· грузопереработка на терминале;

· линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

1.4 ТАРИФЫ НА ТРАНСПОРТ

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов.

Тарифы включают в себя:

v плату, взыскиваемую за перевозку грузов;

v сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

v правила исчисления платы и сборов.

Их построение должны обеспечивать:

o транспортному предприятию - возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

o покупателю транспортных услуг - возможность покрытия транспортных расходов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.

На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы - это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной дороги.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

· сдельные на перевозку грузов;

· на повременное пользование грузовыми автомобилями;

· за перегон подвижного состава;

· договорные и другие.

На стоимость перевозки автомобильным транспортом оказывают влияние такие факторы, как расстояние перевозки, масса и объемный вес груза, грузоподъемность и тип автомобиля, время использования автомобиля и другие.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынка.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для театров города на оптовую базу прибыла партия тканей 50 кип весом по 60 кг. Определить необходимую площадь для размещения тканей на складе, если нагрузка на 1 м2 составляет 0,12 т.

0,12 т = 120 кг / м2

2. Общий вес партии:

50 кип * 60 кг = 3000 кг

3. Определяем площадь для размещения тканей на складе

3000 кг / 120 кг/м2= 25 м2

ОТВЕТ: необходимо 25 м2 для размещения тканей на складе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из изложенного, следует отметить, что основная функция транспортной логистики - это управление материальными потоками от производителя до получателя по графику. Основным элементом транспортной логистики является транспорт. Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта. Транспорт представляет собой важное звено логистической системы; он должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Он должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запасами пользователя. В границах межнациональных логистических систем различные виды транспорта используются на основе принципов оптимизации контактных графиков, когда при наличии многолетних стабильных перевозок все участвующие в них виды транспорта управляются из одного центра. В качестве критериев при выборе транспортных средств принимают сохранность грузов, наилучшее использование их вместимости и грузоподъемности и снижение затрат на перевозку. Целям логистики отвечают такие прогрессивные способы перевозок, как пакетные, контейнерные, комбинированные.

Перспективы развития транспортной логистики состоят в замене бумажных перевозочных документов электронными. Автоматизация информационных потоков, сопровождающих грузовые потоки это один из наиболее существенных технических компонентов логистики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникина Б.А. «Логистика», Москва, «ИНФРА-М», 2008 г.

2. Волгин В.В. «Склад: организация, управление, логистика», Москва, «Дашков и К», 2004 г.

3. Гаджинский А. М. «Логистика», Москва, «Дашков и К», 2006 г.

4. Моисеева Н.К. «Экономические основы логистики», Москва, «ИНФРА-М», 2008 г.

5. Неруш Ю.М. «Логистика», Москва, «Проспект», 2006 г.

6. Степанов В.И. «Логистика», Москва, «Проспект», 2006 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация транспорта в логистике. Глобальная информатизация транспортных процессов. Усложнение организации перевозок и развитие мультимодальных перевозок. Цель и задачи транспортной логистики. Выбор способа транспортировки и транспортного средства.

    презентация , добавлен 30.08.2013

    Основы развития транспортной логистики, ее сущность, основные задачи и перспективы развития. Выбор вида транспорта. Организация и планирование перевозок. Терминальные перевозки и транспортные тарифы. Преимущества и недостатки отдельных транспортных цепей.

    реферат , добавлен 11.01.2012

    Расчет показателей работы транспорта при сквозной и терминальной системе перевозок. Вычисление необходимого числа терминалов и определение мест их размещения. Составление таблиц маршрутов перевозок между терминалами и отправителями груза и получателями.

    практическая работа , добавлен 06.01.2014

    Задачи транспортной логистики. Экономическая эффективность транспортной логистики. Выбор вида транспорта. Критерии и алгоритм выбора перевозчика. Транспортно-экспедиционное обеспечение логистики. Документы, регламентирующие правила перевозок.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2003

    Определение и понятие логистики - науки о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в производстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Выбор транспорта по выгодности.

    реферат , добавлен 16.12.2011

    Общая характеристика единой транспортной системы. Специальные виды транспорта. Повышение эффективности работы промышленного транспорта. Типы производств и особенности их транспортного обслуживания. Погрузочно-разгрузочные машины, механизмы и устройства.

    конспект произведения , добавлен 29.11.2010

    Основные цели транспортной логистики. Создание транспортных систем. Планирование смешанных перевозок. Технологическое единство транспортно-складского процесса. Выбор способа транспортировки и транспортного средства. Рациональные маршруты доставки.

    контрольная работа , добавлен 11.10.2010

    Характеристика и слагаемые транспортных издержек. Классификация затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) на транспорте. Особенности транспортных тарифов. Основные признаки нетрадиционного вида транспорта. Причины его появления.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2010

    Анализ современного рынка мультимодальных перевозок. Анализ транспортной компании "Дельта-М". Пути улучшения эффективности использования автомобильного транспорта на международных линиях. Расчет эффективной мультимодальной логистической цепи.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2004

    Сравнение различных видов транспорта по критерию расходов на осуществление перевозки грузов. Выбор наиболее эффективных видов транспорта для выполнения заданных перевозок. Расчет капитальных затрат на речном, автомобильном и железнодорожном транспорте.

Основной задачей планирования грузовых перевозок является установление предстоящих объемов, структуры и направлений. От размеров перевозок зависят объем работы подвижного состава, эксплуатационные расходы и доходы дорог, а также контингент. Структура перевозок грузов и грузооборота обуславливает потребность в вагонах разных типов и размеры поставки нового подвижного состава. Правильно составленный план перевозок является важнейшим условием высокого качества всего транспортного плана. Поэтому на основе плана перевозок определяются, по существу, показатели всех остальных разделов, т.е. плана работы подвижного состава, плана эксплуатационных расходов, плана по труду, плана материально-технического обеспечения и т.д.

В плане перевозок можно выделить:

    объемные показатели (отправление, прием, прибытие, сдача, перевозки, грузооборот);

    качественные показатели (средняя дальность перевозок, средняя густота перевозок, грузооборот нетто).

Отправление (погрузка) определяется суммированием размеров отправления (погрузки) по всем станциям и участкам отделения дороги.

Прием грузов с других отделений дорог рассчитывается также суммированием размеров приема грузов с других отделений дорог по всем стыковым пунктам.

Прибытие (выгрузка) и сдача грузов по отделению дороги определяются суммированием аналогично отправлению и приему.

Перевозки - показатель, определяющий объем продукции транспорта. Их можно определить двумя способами: суммированием отправления и приема с других отделений дороги или как сумму прибытия и сдачи на другие отделения дороги.

Перевозки распределяются по видам сообщений:

    местное - перевозки между станциями внутри дороги;

    вывоз - отправление грузов на другие отделения дороги (определяется как разность отправления и местного сообщения);

    ввоз - прибытие грузов с других отделений дороги (определяется как разность прибытия и местного сообщения);

    транзит - перевозка грузов, поступивших с других отделений дороги и следующих через данное отделение дороги на другие отделения дороги. Транзит можно определить несколькими способами: прием минус ввоз, либо сдача минус вывоз, либо общие размеры перевозок минус остальные виды сообщения (ввоз, вывоз, местное).

Планирование перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета оборота вагонов, а также эксплуатационных расходов и доходов отделения дороги, потому что отделение дороги выполняет не одинаковое количество операций, связанных с перевозками грузов в разных сообщениях.

Правильность расчетов по составлению плана перевозок можно проверить по отдельным станциям и отделению дороги в целом.

Проверка по станциям и участкам:

погрузка + прием = выгрузка + сдача.

Проверка по отделению дороги:

выгрузка + сдача на другие отделения = погрузка + прием с других отделений.

В плане грузовых перевозок устанавливаются также грузовые потоки (густота перевозок) по участкам - общие и по направлениям (туда и обратно).

Густоты равны средней арифметической величине из густот на входе и выходе с участка в каждом направлении.

Произведение густоты грузопотока на длину участка дает объем грузооборота по участку. Грузооборот по отделению дороги определяется как сумма размеров грузооборота по отдельным участкам.

Грузооборот нетто важный показатель плана перевозок т. к. он характеризует полезную работу по перевозкам.

Средняя густота, или средняя грузонапряженность - это средний грузопоток, проходящий через единицу длины линии в единицу времени (год). Она равна грузообороту нетто дороги, деленному на эксплуатационную длину отделения дороги.

Средняя дальность перевозки - это среднее расстояние следования одной тонны груза в пределах отделения дороги. Она может определяться делением грузооборота нетто на размеры перевозок по отделению дороги.

  • 2.4. Материальные и информационные потоки в логистических системах
  • Т е с т
  • 3. Закупочная логистика
  • 3.1. Цель закупочной логистики
  • 3.2. Формы снабжения
  • Промежуточный склад
  • Рис 3.1. Транзитная (а) и складская (б) формы снабжения
  • Преимущества транзитной формы снабжения:
  • Недостатки транзитной формы снабжения:
  • Преимущества складской формы снабжения:
  • Общие затраты включают:
  • Основные задачи снабжения:
  • 3.3. Определение метода закупок
  • 3.4. Документальное оформление заказа
  • Основные элементы контракта:
  • Т е с т
  • Тренировочные задания
  • 4. Запасы в логистике
  • Назначение и сущность запасов
  • 4.2. Виды запасов
  • Место логистики запасов в логистической системе
  • 4.3. Издержки управления запасами
  • 4.4. Модели управления запасами
  • Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным размером заказа
  • Расчет параметров системы управления запасами с фиксированной периодичностью заказов.
  • Основные преимущества и недостатки систем:
  • Т е с т
  • Тренировочные задания
  • 5. Производственная логистика. Производственные системы
  • 5.1. Содержание производственной логистики
  • 5.2. Варианты управления материальными потоками
  • Микрологистическая система - метод дрп
  • Примеры Отечественные логистические производственные системы.
  • 5.3. Методы определения потребностей предприятия в материальных ресурсах
  • 5.3.1. Определение потребности в оборудовании и запасных частях к нему
  • 5.3.2. Расчеты потребности в материалах на ремонтно-эксплуатационные нужды
  • 5.3.3. Определение потребности в материалах на изменение незавершенного производства
  • 5.3.4.Определение переходящих запасов, ожидаемых остатков и составление плана мобилизации внутренних ресурсов
  • 6. Распределительная логистика
  • 6.1. Понятие распределительной логистики
  • 6.2. Основные формы организации распределительной логистики
  • 6.3. Логистические цепи
  • Организация и управление системой распределения на предприятии
  • Планирование распределения
  • Оптимизация распределительной деятельности
  • Т е с т
  • 7. Транспортная логистика
  • 7.1. Сущность и задачи транспортной логистики
  • Основным элементом транспортной логистики является транспорт.
  • Перспективы развития транспортной логистики
  • Транспортная логистика в сети Internet. Перспективы развития и проблемы.
  • 7.2. Выбор вида транспортного средства
  • 7.3. Планирование и организация грузоперевозок
  • 7.3.1 Процесс перевозки грузов
  • 7.3.2 Планирование и организация грузоперевозок
  • 7.4. Транспортные тарифы
  • Основным элементом транспортной логистики является транспорт:
  • 8. Информационная логистика
  • 8.1. Теоретические основы построения информационных систем
  • 8.1.1. Виды логистических информационных систем
  • 8.1.2. Принципы построения логистических информационных систем
  • 4.Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.
  • 5.Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек – машина».
  • 8.2. Информационное обеспечение логистического управления
  • 8.2.1. Информационные технологии в логистике
  • 8.2.2. Дистанционная передача данных
  • 8.2.3. Информационная инфраструктура
  • 9. Сервис в логистике
  • 9.1. Понятие логистического сервиса
  • 9.2. Формирование системы логистического сервиса
  • 9.3. Показатели качества логистического обслуживания
  • 9.4. Уровень логистического обслуживания
  • От величины уровня обслуживания
  • Обслуживания от величины уровня обслуживания
  • От величины уровня обслуживания (функция f3)
  • Т е с т
  • 10. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Логистика»
  • 10.1.Структура курсового проекта
  • 10.2. Методические рекомендации по выполнению основных разделов курсовой работы Введение
  • Характеристика предприятия
  • 10.2.2.Описание основных материальных потоков логистической системы предприятия
  • Нормы расхода сырья
  • Обоснование потребности в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики
  • Основные показатели деятельности предприятия
  • Выбор оптимальных хозяйственных связей в сфере закупок
  • Данные для расчета оптимальных хозяйственных связей
  • Описание внутрипроизводственной логистической системы
  • Построение дистрибьюторской сети
  • Список теоретических вопросов по вариантам
  • Задание 2 Расчет величины суммарного материального потока на складе
  • Факторы объема складской грузопереработки (факторы, влияющие на величину суммарного материального потока на складе)
  • Расчет величины суммарного материального потока и стоимости грузопереработки на складе
  • Группы материальных потоков на складе
  • Данные факторов объема складской грузопереработки
  • Задание 3 Определение оптимального числа постов приема/выдачи груза на складе
  • Исходные данные (общие для всех вариантов)
  • Переменные величины для вариантов
  • Результаты расчетов по каждому пункту
  • Задание 4 Лимитирующие факторы
  • Параметры товаропроводящей системы
  • Продолжение табл. 9
  • Окончание табл. 9
  • Краткий словарь терминов
  • Библиографический список
  • 7.3.2 Планирование и организация грузоперевозок

    План перевозок строится на определении рационального объема и направлений перевозок. Для определения рациональных направлений надо изучать производственную деятельность поставщиков, их связи и т.д. Для определения рационального объема необходимо установить количество груза.

    На рисунке 7.3.3. показана принципиальная схема организации перевозки груза.

    Рис7.3.3 Принципиальная схема грузоперевозок.

    Здесь обозначено:

    I – грузообразующий пункт;

    II – грузопоглащающий пункт;

    III – перевозочный комплекс;

    W(t) – грузопоток перевозочного комплекса;

    W Q – транспортная продукция;

    W г – потребности грузополучателя;

    W’ k – плановая провозная возможность перевозочного комплекса;

    W k - фактическая провозная возможность перевозочного комплекса;

    О 1 ,О 2 ,О 3 - операторы.

    Под грузообразующими пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, с которых вывозятся их продукция и отходы.

    Под грузопоглощающими пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, на которые завозятся сырье, топливо, материалы, готовая продукция и другие грузы, необходимые для их нормальной производственной деятельности.

    Расположение грузообразующих и грузопоглощающих пунктов определяется, с одной стороны, природными условиями, а с другой – более или менее случайными факторами.

    Одно и тоже предприятие может одновременно быть грузообразующим и грузопоглощающим пунктом. Например, завод железобетонных изделий, как вывозящий готовую продукцию является грузообразующим пунктом, а как ввозящий сырье – песок, щебень, цемент, и т.д. – грузопоглощающим.

    В данной принципиальной схеме можно выделить два контура. 1 – количество груза, доставленного грузополучателю W Q , должно соответствовать грузопотоку перевозочного комплекса W(t).

    Разница между входом и выходом ΔW=W(t)-W Q подается по цепи обратной связи на грузообразующий пункт и через оператора О 1 изменяет плановую величину провозной возможности перевозочного комплекса. Оператор О 1 приводит в соответствие связь между грузопотоком и провозной возможностью перевозочного комплекса. Планируемая величина его провозной возможности W’ k в свою очередь преобразуется в действительную провозную возможность W k с помощью оператора О 2 .

    Второй контур представляет собой изменение в объеме перевозок, связанные со спросом получателя на данную продукцию (груз). Свои потребности он подает в виде заказов по другой цепи связи на грузообразующий пункт и на перевозочный комплекс. Изменение потребности получателя в данном грузе влияет на действительную провозную возможность, что отражается, прежде всего, на выходе системы. Это действие выполняется оператором О 3 .

    Независимыми переменными будут являться производительность грузообразующего пункта и потребность получателя, которые могут принимать произвольные значения.

    Отраслевая структура грузопотока определяется принадлежностью груза к какой-либо отрасли народного производства, например, машиностроительной, текстильной, горнорудной или другой отрасли промышленности. Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе по их общему назначению (строительные материалы, топливо и т.п.), а родовая - распределением грузов по свойствам, только им присущим, например зерновые, нефтепродукты, овощи. Родовой тип структуры позволяет наиболее правильно решать вопросы планирования и организации перевозок, а также выбирать подвижной состав для выполнения транспортной работы.

    Для доставки груза потребителю необходимо учитывать условия доставки, считая, что груз - продукт производства (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция), принятый транспортом к перевозке.

    Если груз упакован в соответствующую по условиям перевозки тару, замаркирован согласно правилам, находится в надлежащем кондиционном состояния и может быть сохранно перевезен, то считается, что он находится в транспортабельном состоянии.

    Совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, носит название транспортной характеристики груза. Характеристика груза - это режим хранения, способ упаковки, перегрузка и перевозка, физико-химические свойства, размеры, объем, масса и форма предъявления к перевозке.

    Способ транспортировки, погрузочно-разгрузочные механизмы, а также тип вагона, судна, автомобиля, режим хранения груза, меры по технике безопасности и пожарной безопасности определяются физико-химическими свойствами груза и формой предъявления его к перевозке. С учетом особенностей грузов созданы соответствующие грузовые устройства (транспортеры, насосы, грейферы и др.) и транспортные средства (вагоны, суда, автомобили).

    Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинаковая. Маркировкой называют различного вида знаки, рисунки, надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Поэтому маркировку наносят так, чтобы она была видна и сохранялась до конца перевозки.

    Различают маркировку товарную, отправительную, специальную и транспортную.

    Товарная (фабричная) маркировка содержит наименование изделия и название производителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта, ГОСТ и другие необходимые сведения о товаре.

    Отправительская маркировка содержит номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.

    Специальная (предупредительная) маркировка указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций. На опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветными наклейками согласно правилам о перевозке этих грузов.

    Транспортная маркировка наносится отправителем в виде дроби (в числителе - порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправления, в знаменателе - число мест данной отправки), рядом с дробью - номер грузовой накладной. Транспортную маркировку наносят на грузовые места независимо от отправительской маркировки. На тарно-штучных грузах указывается масса брутто и нетто.

    Маркировка транспортных средств (ТС) подразделяется на основную и дополнительную

    Основная маркировка ТС и их составных частей является обязательной и осуществляется их производителями. В случае изготовления ТС последовательно несколькими предприятиями допустимо нанесение основной маркировки ТС только изготовителем конечного изделия.

    Основную маркировки выполняют на следующих изделиях:

      грузовых автомобилях, в том числе специализированных и специальных;

      легковых автомобилях;

      автобусах;

      троллейбусах и т.д.

    При отправлении продукции большое значение имеет определение массы груза. Для этого пользуются различными способами: прямым взвешиванием, счетом грузовых мест, обмером штабелей, а на водном транспорте и по осадке судна.

    Задачи, решаемые транспортной логистикой, и выработку по ним стратегий можно в основном разделить на три группы:

    1. Задачи, связанные с формированием рыночных зон обслуживания, прогнозом материалопотока, обработкой материалопотока в обслуживающей системе (склад поставщика/потребителя, предприятия оптовой торговли) и другими работами по оперативному управлению и регулированию материалопотока.

    2. Задачи, включающие разработку системы организации транспортного процесса (план перевозок, план распределения вида деятельности, план формирования грузопотоков, график движения транспортных средств и др.).

    З. Задачи, связанные с управлением запасами на предприятиях, фирмах, складских комплексах, размещение запасов и их обслуживание транспортными средствами, информационными системами.

    Основой решения всех этих задач является разработка стратегии и логистической концепции построения модели транспортного обслуживания потребителей и фирм, которая основывается на рациональных маршрутах перевозки и составлении графиков (расписания) доставки продукции потребителям, т.е. маршрутизация перевозок.

    Маршрутизация перевозок - это наиболее совершенный способ организации материалопотоков грузов, оказывающий существенное влияние на ускорение оборота автомобиля при его рациональном и эффективном использовании.

    Осуществляется по планам маршрутизации, составленным на железных дорогах. Маршруты подразделяются на:

    отправительские, организуемые из вагонов, погруженных одним отправителем на одной станции (пристани или в порту);

    ступенчатые - из вагонов, погруженных разными отправителями на одной или нескольких станциях (пристанях или в портах) одного или двух участков;

    формируемые на специализированных маршрутных базах, которые создаются на выходах из районов массовой погрузки.

    Создание маршрутов позволяет точно определить объем перевозок грузов, количество автомобилей, способствует сокращению простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава, высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов потребителей. Вместе с тем маршрутизация перевозок дает возможность повысить производительность автомобилей.

    Таким образом, разработка обоснованных маршрутов и проектов планов перевозок будет способствовать своевременному и бесперебойному выполнению поставок продукции потребителям, эффективному взаимодействию снабженческо-сбытовых и автотранспортных организаций.

    Для разработки маршрутов необходимо использовать экономические и математические методы, методы сетевого планирования, графы, практические материалы, а также литературные и методологические источники. Конечным результатом должен стать документ, который характеризует согласованный график работы снабженческо-сбытовых, автотранспортных организаций и предприятий.

    На железных дорогах России М. п. стала осуществляться в начале 20 века, но носила случайный характер. Даже перевозки таких массовых грузов, как каменный уголь, железная руда, зерно, почти не маршрутизировались.

    С первых лет Советской власти вопросам М. п. уделялось большое внимание. В 1926 Наркомат путей сообщения созвал съезд по маршрутизации, сыгравший важную роль в М. п. Развитие получила ступенчатая маршрутизация, предложенная в 1932 Героем Социалистического Труда В. Т. Осиповым. С 1944 план организации формирования маршрутов с мест погрузки - неотъемлемая часть общего плана формирования грузовых поездов. В 1971 перевозка грузов маршрутами на железных дорогах СССР возросла в 3 раза по сравнению с 1951.

    М. п. - одно из важнейших средств ускорения продвижения вагонов через сортировочные и участковые станции, сокращения времени оборота вагонов; снижения транспортных затрат за счёт уменьшения маневровой работы на станциях; сокращения потребности в капиталовложениях на развитие железнодорожных станций; рационального использования технических средств железных дорог. Отправление грузов маршрутами способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств в народном хозяйстве, так как в маршрутах грузы продвигаются значительно быстрее, чем при следовании в других видах грузовых поездов.

    "

    2.5.1. Сущность и задачи
    транспортной логистики

    Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики .

    Транспортная логистика решает следующие задачи:

    • создание транспортных систем;
    • совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
    • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
    • выбор способа транспортировки и транспортного средства;
    • определение рациональных маршрутов доставки.

    По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения – сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

    Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.

    2.5.2. Выбор вида транспорта

    Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта , оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта .

    Существуют следующие виды транспорта:

    • железнодорожный;
    • морской;
    • внутренний водный (речной);
    • автомобильный;
    • воздушный;
    • трубопроводный.

    Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в табл. 2.5.1.

    Таблица 2.5.1

    Сравнительная характеристика основных видов транспорта
    Вид
    транспорта
    Достоинства Недостатки
    Железно-
    дорожный
    • Высокая провозная и пропускная способности.
    • Высокая регулярность перевозок.
    • Относительно низкие тарифы.
    • Значительные скидки для транзитных отправок.
    • Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния
    • Ограниченное число перевозчиков.
    • Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу.
    • Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок.
    • Низкая доступность к конечным точкам продаж.
    • Недостаточно высокая сохранность грузов
    Автомо-бильный
    • Высокая доступность.
    • Возможность доставки груза «от двери до двери».
    • Высокая маневренность.
    • Высокая скорость доставки.
    • Возможность использования различных маршрутов и схем доставки.
    • Возможность отправки груза малыми партиями
    • Низкая производительность.
    • Зависимость от погодных и дорожных условий.
    • Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния.
    • Недостаточная экологическая чистота
    Воздушный
    • Наивысшая скорость доставки грузов.
    • Высокая сохранность груза.
    • Наиболее короткие маршруты перевозок
    • Высокая себестоимость перевозок.
    • Высокая капиталоемкость.
    • Зависимость от погодных условий.
    • Недостаточная географическая доступность

    Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

    1. время доставки,
    2. частота отправлений груза,
    3. надежность соблюдения графика доставки,
    4. способность перевозить разные грузы,
    5. способность доставить груз в любую точку территории,
    6. стоимость перевозки.

    Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

    2.5.3. Организация внутренних перевозок

    Грузопотоки и грузооборот

    Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени . Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки – это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия. Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.

    Грузооборот – основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (таб. 2.5.2).

    Таблица 2.5.2

    Шахматная ведомость грузооборота, т (условный пример)
    Пункт отправления груза Пункт назначения Всего отправлено
    груза, тыс.т
    А Б В Г
    А (склад комплектующих) - 10 12 8 30
    Б (механический цех № 1) 11 - 2 13 26
    В (механический цех № 2) 4 7 - - 11
    Г (сборочный цех) 5 - 12 - 17
    Всего прибыло груза, тыс.т 20 17 26 31 84

    Планово-экономический расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного грузооборота Q сут с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле

    (2.5.1)

    где Q г – годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т;

    Д – число рабочих дней в году;

    K н – коэффициент неравномерности перевозок (K н = 1,1÷3,0).

    Грузопотоки оформляются в виде эпюр и схем. Эпюры характеризуют общее перемещение грузов на предприятии, напряженность грузопотоков, их направление . Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях. Построение эпюры, как это показано на рис. 2.5.1, начинается с грузопотока, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт (в нашем случае вначале откладывается количество груза, следующего из А в Г, затем из Б в Г и т.д.).


    Рис. 2.5.1. Построение эпюры

    Расчет количества транспортных средств

    Количество транспортных средств K тс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле

    где Q – грузооборот за расчетный период, т;

    q ч – часовая производительность транспортного средства в течение расчетного периода, ч;

    Т Т – время работы транспортного средства в течение планового периода.

    Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле

    где q н – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;

    K гр – коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;

    Т тр – транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.

    Организация и планирование перевозок

    Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.

    В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам . Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая – при эпизодической потребности в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.

    Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.

    При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерном маршруте – перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут . Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами.

    Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.

    При разработке графика работы транспортных средств предусматривают выполнение подготовительных работ :

    • порядок обеспечения тарой;
    • оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации;
    • закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.

    Планирование перевозок состоит из трех этапов:

    1. технико-экономическое планирование;
    2. календарное планирование;
    3. диспетчирование.

    Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.

    Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.

    Оперативное руководство ходом транспортных работ , контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений.

    2.5.4. Терминальные перевозки

    Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой . В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.

    Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

    Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основные функции этих терминалов:

    • маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;
    • оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;
    • сбор и развоз грузов;
    • краткосрочное хранение;
    • консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;
    • информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.

    В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки («очистки») грузов.

    Специализированные терминалы осуществляют операции транпортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.

    Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов: завоз грузов на терминал и развоз их с терминала; грузопереработка на терминале; линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

    2.5.5. Транспортные тарифы

    Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов . Тарифы включают в себя:

    • плату, взыскиваемую за перевозку грузов;
    • сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
    • правила исчисления платы и сборов.
    • транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
    • покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

    На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.

    На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы .

    Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной дороги.

    На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

    • сдельные на перевозку грузов;
    • на повременное пользование грузовыми автомобилями;
    • за перегон подвижного состава;
    • договорные и др.

    На стоимость перевозки автомобильным транспортом оказывают влияние такие факторы, как расстояние перевозки, масса и объемный вес груза, грузоподъемность и тип автомобиля, время использования автомобиля и др.

    На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынка.

    Вопросы для повторения

    1. Задачи, решаемые транспортной логистикой.
    2. Факторы, влияющие на выбор транспортных средств.
    3. Понятия грузопотока и грузооборота.
    4. Порядок расчета транспортных средств.
    5. Маршрутизация перевозок.
    6. Планирование перевозок.
    7. Функции грузовых терминалов.
    8. Экономический смысл и состав транспортных тарифов.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»