Зачётные тестовые вопросы По дисциплине МДК.04.04 Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты. Виды и специфика социальных служб Виды социальных служб в рф

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане РФ имеют право на социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение в старости.

Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствий с этическими принципами Международной организации труда:

Достоинство личности — право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.

Свобода выбора — каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным.

Координация помощи — помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, координированный и последовательный характер.

Индивидуализация помощи — помощь оказывается прежде всего самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение.

Ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом — при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют и следующие учреждения:

— дома-интернаты;

— отделения дневного и ночного пребывания;

— специальные дома для одиноких престарелых;

— больницы и отделения для хронических больных;

— стационары различного типа;

— территориальные центры социального обслуживания;

— отделения социальной помощи на дому;

— геронтологические центры и т.д.

С.с-это структура, выполняющая определенные функции соц. защиты, помощи, поддержки.

Это предприятие или учреждение независимо от формы собственности предоставляющие соц. услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью"по соц. обслуживанию населения без образования юр.-го лица.

Виды соц. служб:

Государственные

Коммерческие

Смешанные

Службы, работающие при благотвор.-ых фондах, религиозных и общественных организациях.

Учр-ния с-мы соц. обсл-я:

Комплексные цетры соц.обсл-я

Территор. Центры помощи семье и детям

Цсо инв. И пожилых

Соц. реабилит центры

Соц. приюты

Центры психол-пед. Помощи нас-ю

Тел. Доверия

Дома-интернаты

Геронтлог. Центры

Кризисные центры.

Сфера деятельности соц. служб:

Оказание мат.-ой помощи и помощи на дому

Постоянное обслуживание в условиях стационара

Предоставление временного приюта

Организация дневного пребывания

Консультативная помощь

Соц. патронаж семей, детей, отдельных граждан

Соц. Реабилитация (несовершеннолет.-х, вернувшихся из мест заключения)

Соц. помощь детям, оставшимся без попечения родителей

Организация торгового обслуживания

Соц.-бытовые и ритуальные услуги.

Гос.-ые с.с. концентрируют свое внимание на следующих категориях:

семья, престарелые, одинокие, пенсионеры, дети и инвалиды. Типичной гос.-ой территориальной с.с. является центр социального обслуживания, структура и масштаб деятельности которого зависят от контингента обслуживаемых. Обычно такой центр включает отделения социальной помощи на дому, отделения дневного пребывания для пенсионеров и инвалидов, отделение срочной соц. помощи.

Виды соц. служб: службы семьи, службы соц.мед., психол.помощи, соц. обесп-я, прав.помощи, сл. Обр-я, зан-ти, соц. служба помощи детям и молодежи.

35.Профилактика как метод в соц. Работе.

Проф.-ка –научнообосн. и своевременно предпринимаемые дей-я, направленные на:а) предотвращ-е возможных физич., психол, социокультур. проблем отд. индивидов или групп б) сохран-е, поддерж-е нормал. уровня жизни и здоровья яюдей; в)содей-е в достижении поставленных целей и раскрытии внутр. потенциала.Проф-кой занимаются не только лечебно-проф. учр-я, но и все соц. орг-ции и учр-я.Очень актуальна в наст. время проф-ка таких соц. патологий как преступ-ть, алк-м, наркомания, токсик-я, т.е. предметом проф-ки явл. дев. повед-е. На ур. деят-ти соц. р-ка сущ. 5 моделей его деят-ти: 1.Информац .Деят-ть направлена на информ-е клиента о возм. негат. посл-ях употр-я или соверш-я девиант. Поступков. Акцент-на запугивании, либо на осознании возм. послед-й в жизни ч-ка. В основе модели-идеи Ж.Пиаже о связи когнит. и морал. развития. 2.Эмоц. модель. Основана на предст-ях о том, что к дев. повед-ю склонны прежде всего люди с недостаточно развитой эмоц. сферой или имеющие какие-л. эмоц. травмы.Недостатки развития эмоц. сферы:неадекв с/о, низкая с/о, неспос-ть к выраж-ю чувств, неразвитость эмпатии.Задача-развитие недостатков. 3.Соц. модель – на форм-ние отклоняющегося соц.пов-я оказывает влияние соц.среда. «Соц. ситуация риска» - хар-ка соц.среды, к-я обладает повышенной вер-тью опр.нарушений. «Защитный фактор» - хар-ка л-ти, к-я может способствовать предупреждению возникновения соц. отклонений. Хар-ки защитного пов-я: коммуникат. кач-ва, адекватн. с/о, уверенность в себе, наличие цели в жизни, навыки преодоления проблем, спос-ти к саморегуляции. Задача-избавиться от ситуации риска и выработать защит. факторы.4.Поведенч. модель – за основу берет идеи бихевиоризма. Причиной совершения девиантн. поступков явл-ся несформ-сть опр. сп-бов пов-я в опр. ситуациях. Лазарус «у ч-ка сущ-ют дефициты пов-я» - отсутствие сп-бов пов-я в конкр. ситуациях. Задача- отрабатывать разные сп-бы повед-я путем многократ. повторения.5. Модель альтернативных видов д-ти – т.е. таких видов д-ти, к-е способны вызывать такие же психич. состояния, что и антиобщественные формы д-ти, но в соц. приемлемой форме. Склонность к риску, поиск острых ощущуний, повышенная поведенч. активность, потр-ть к саморегуляции могут удовлетворяться в альтерн. видах д-ти:прыжки с парашютом, гонки, разл. вида путешествия (на велосипеде, по реке), виды спорта (альпинизм, бокс, соревнования).6.Подход на укрепление зд-я или форм-ние ЗОЖ – информирование + орг-ция образа жизни.

Пр-пы осуществления проф-ки : 1.системный хар-р проф-ки – изменение лич-ти + окружение.2.Учитывает то факт, что предупредить соц.явл-я гораздо проще, чем потом его корректировать.3.Проф-ка ориентирована на решении проблем, к-х м/б еще и нет,т.е. проф-ка тесно связана с тех-ей прогноз-я.

Центр. частью преод-я криз. состояния и опред-я путей выхода из труд. ситуаций,приводящих к дев. повед-ю,явл.профилактич. беседа. Этапы:1.устан-е эмоц. контакта с клиентом,вз/отн-й сопереживающего партнер-ва. 2. Устан-е послед-ти событий, к-рые ведут к кризису 3. снять ощущения безысход-ти 4.Совмест. планир-е деят-ти по преод-ю кризисной ситуации 5. окончат. формир-е плана деят-ти, активная психол. Поддержка.

Вывод: проф-ка явл. 1 из осн. и перспектив. напр-ний деят-ти в СР. Легче, с гораздо меньшими издержками д/об-ва и л-ти, не допустить возм. отклонений в дей-ях или поведении, чем потом бороться с негат. посл-ями.

в социальной работе»

Вариант 1

1. Системы социальных служб бывают следующих видов:

г) региональная и местная.

2. К основным целям управления социальной работой можно отнести следующие:

4. Оказание социальной поддержки, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации - это:

а) социальное обслуживание;

в) социальная реабилитация;

г) социальная реадаптация.

5. Объектами управления в социальной работе являются:

а) социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению;

б) руководящий состав служб и учреждений, формируемые ими органы управления, наделённые управленческими функциями;

в) работники предприятий бюджетной сферы;

г) работники предприятий внебюджетной сферы.

а) жалобы;

б) обращения;

в) ребования;

г) наличия паспорта.

7. Предоставление социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании – это вид обслуживания, который называется:



8. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем:

б) предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

в) оказания помощи социальными службами в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах;

г) повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, роди­тельского общения; помощь гражданам в создании в семье атмос­феры взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений суп­ружеских и семейных отношений.

9. Бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания каждый гражданин вправе получить в следующих органах:

а) в ЖЭКе;

б) по месту работы;

г) отделе кадров.

10. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами

а) бесплатно;

б) за плату;

в) бесплатно и за плату;

г) компенсационно.

11. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется:

в) гражданам, работающих на частных предприятиях;

г) работникам внебюджетной сферы.

12. К территориальные центрам социальной помощи семье и детям относятся:

в) социально-реабилитационный центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков;

г) дома дневного пребывания.

13. Основными целями территориальных центров социальной помощи семье и детям являются:

а) организацию работы телефона экстренной психологической помощи;

б) реализация права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, развитие и укрепление семьи, как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семьи и детей;

в) мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения;

14. К задачам территориальных центров социальной помощи семье и детям относятся:

а) выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи, определение и предоставление конкретных видов, форм социально-экономических, медико-социальных, психолого–социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

г) предоставление временного места пребывания или ночлега ли­цам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.

15. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде:

б) предоставления жилья, выплаты денежных средств, предоставления специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов;

в) уборки квартиры, ухода за лежачими больными,

16. Социальное обслуживание осуществляется на основании:

а) жалобы;

б) обращения;

в) все ответы верны.

17. Функции социального приюта для детей и подростков:

а) предоставление временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях; предоставление подросткам на период пребывания в приюте возможности посещать образовательные учреждения; оказание психологической, психо-коррекционной помощи;

в) предоставление постоянного проживания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;

в) инвалиды, родители, опекуны и попечители инвалидов, а также граждане, активно работающие в Обществе, достигшие 16 лет;

г) граждане без определенного места жительства и занятий.

19. Основными задачами учреждений социальной помощи для лиц без определённого места жительства являются:

в) предоставление временного места пребывания или ночлега ли­цам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам; оказание содействия в осуществлении мероприятий по соци­альной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе;

г) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей.

20. Функции Дома ночного пребывания:

в) предоставление бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями; обеспечение талоном на одноразовое бесплатное питание; консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определения в стационарные учреждения социального обслуживания; нуждающимся - первую доврачебную помощь и санитарную обработку;

г) предоставление постоянного проживания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

21. Задачами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются:

а) выявление причин социальной дезадаптации несовершеннолетнего; психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленное на усыновление, установление форм и степени их социальной дезадаптации; разработка индивидуальных программ социальной реабилитации подростков;

б) повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, роди­тельского общения; помощь гражданам в создании в семье атмос­феры взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений суп­ружеских и семейных отношений;

в) медицинское обслуживание и лечение, проведение медицинс­кой реабилитации и организация консультаций врачей-специа­листов, способствующие продлению активного образа жизни, а также госпитализацию нуждающихся в лечебно-профилактичес­кие учреждения органов здравоохранения;

г) предоставление временного места пребывания или ночлега ли­цам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.

22. Основная цель центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей:

а) предоставление временного места пребывания или ночлега ли­цам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий;

в) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семьи и детей;

г) предоставление постоянного проживания престарелым и ин­валидам, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслу­живании.

23. Функции органов системы социальной защиты населения на федеральном уровне:

в) предоставления учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

г) развитие и укрепление семьи, как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей.

24. К структурным подразделениям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних относятся:

б) организационно-методическое отделение, отделение психолого-педагогическое помощи гражданам;

в) отделение социальной дезадаптации, отделение реализации программ социальной реабилитации;

г) отделение дневного пребывания; стационарное отделение.

25. Задачи специального дома-интерната для престарелых и инвалидов:

в) выявление причин социальной дезадаптации несовершеннолетнего; психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленное на усыновление, установление форм и степени их социальной дезадаптации; разработка индивидуальных программ социальной реабилитации подростков;

г) оказание медицинской помощи, составление индивидуальных реабилитационных программ, предоставление материальной поддержки и предоставление места временного пребывания лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.

26. Основными целями Всероссийских обществ по работе с инвалидами являются:

а) развитие и укрепление семьи, как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей;

в) обеспечение психологи­ческой защищенности населения, поддержка и укрепление его психического здоровья, создание благоприятных психолого-соци­альных и социально-педагогических условий для семейного вос­питания детей и их социализации;

г) предоставления учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

27. Членами Всероссийского общества инвалидов могут быть следующие граждане:

б) дети-подростки от 4 – 18 лет, добровольно обратившиеся, подкинутые, заблудившиеся, личность которых не установлена;

в) граждане без определенного места жительства и занятий;

г) дети, утратившие семейные, родственные и другие социальные связи; дети, отказавшиеся жить в интернатном учреждении; дети, оставшиеся без попечения и средств к существованию; дети, подвергшиеся любым формам физического или психического насилия.

28. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами

а) бесплатно;

б) за плату;

в) все ответы верны.

а) организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальная экспертиза, оказание протезно-ортопедической помощи и т.д.;

30. Целью создания специального дома-интерната является:

Вариант 2

1. К основным целям управления социальной работой можно отнести следующие:

а) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить всё, что им положено по закону;

б) предоставление учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

в) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация или реадаптация людей в обществе;

г) мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения.

2. Объектами управления в социальной работе являются:

а) социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению;

б) руководящий состав служб и учреждений, формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями;

в) работники предприятий бюджетной сферы;

г) работники предприятий внебюджетной сферы.

3. Субъектами управления в социальной работе являются:

а) работники предприятий бюджетной сферы;

б) руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделённые управленческими функциями;

в) социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению;

г) работники предприятий внебюджетной сферы.

4. Системы социальных служб бывают следующих видов:

а) ведомственная и межведомственная;

б) государственная и муниципальная;

в) международная и государственная;

г) региональная и местная.

5. Оказание социальной поддержки, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, – это:

а) социальное обслуживание;

б) оказание материальной помощи;

в) социальная реабилитация;

г) социальная интеграция.

6. Социальное обслуживание осуществляется на основании:

а) жалобы;

б) обращения;

в) требования.

7. Бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания каждый гражданин вправе получить в следующих органах:

а) в ЖЭКе;

б) по месту работы;

в) государственной системе социальных служб;

г) отделе кадров.

8. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде:

а) денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

б) предоставления жилья, оплаты задолженностей, выплаты денежных средств, предоставления специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов;

в) уборки квартиры, ухода за лежачими больными.

9. Предоставление социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, – это вид обслуживания, который называется:

а) социальное обслуживание в стационарных учреждениях;

б) социальное обслуживание на дому;

в) учреждения социального обслуживания дневного пребывания;

г) центр психолого-педагогической помощи населению.

10. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем:

а) предоставления учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

б) предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

в) оказания помощи социальными службами в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

11. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами

а) бесплатно;

б) за плату;

в) все ответы верны.

12. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется:

а) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

б) работникам бюджетной сферы;

в) гражданам, работающих на частных предприятиях.

13. К территориальным центрам социальной помощи семье и детям относятся:

а) центры психолого-педагогической помощи населению;

б) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

в) социально-реабилитационный центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков.

14. Основными целями территориальных центров социальной помощи семье и детям являются:

а) организация работы телефона экстренной психологической помощи;

б) реализация права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семьи и детей;

в) мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения.

15. К задачам территориальных центров социальной помощи семье и детям относятся:

а) выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи, определение и предоставление конкретных видов, форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающихся в социальной помощи;

б) повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, роди­тельского общения; помощь гражданам в создании в семье атмос­феры взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений суп­ружеских и семейных отношений;

в) медицинское обслуживание и лечение, проведение медицинс­кой реабилитации и организация консультаций врачей-специа­листов, способствующие продлению активного образа жизни, а также госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактичес­кие учреждения органов здравоохранения.

16. Задачами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются:

а) выявление причин социальной дезадаптации несовершеннолетнего; психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленное на усыновление, установление форм и степени их социальной дезадаптации; разработка индивидуальных программ социальной реабилитации подростков;

б) повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, роди­тельского общения; помощь гражданам в создании в семье атмос­феры взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений суп­ружеских и семейных отношений;

в) медицинское обслуживание и лечение, проведение медицинс­кой реабилитации и организация консультаций врачей-специа­листов, способствующие продлению активного образа жизни, а также госпитализацию нуждающихся в лечебно-профилактичес­кие учреждения органов здравоохранения.

17. К структурным подразделениям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних относятся:

а) отделение социального обслуживания на дому, отделение срочного социального обслуживания, социальная столовая;

б) организационно-методическое отделение, отделение психолого-педагогической помощи гражданам;

в) отделение социальной дезадаптации; отделение реализации программ социальной реабилитации; отделение дневного пребывания; стационарное отделение.

18. Основная цель центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей:

а) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семьи и детей;

б) обеспечение временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 16 лет, и оказание всесторонней помощи органами опеки и попечительства в их дальнейшем устройстве;

в) постоянного проживания престарелых и ин­валидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслу­живании.

19. Функции социального приюта для детей и подростков:

а) предоставление временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях; предоставление подросткам на период пребывания в приюте возможности посещать образовательные учреждения; оказание психологической, психокоррекционной помощи;

б) предоставление временного места пребывания или ночлега; оказание содействия в осуществлении мероприятий по соци­альной адаптации лиц, утративших социально полезные связи к условиям жизни в обществе;

в) предоставление постоянного проживания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

а) граждане без определенного места жительства и занятий;

б) дети-подростки от 4 – 18 лет, добровольно обратившиеся, подкинутые, заблудившиеся, личность которых не установлена; дети, утратившие семейные, родственные и другие социальные связи; дети, отказавшиеся жить в интернатном учреждении; дети, оставшиеся без попечения и средств к существованию; дети, подвергшиеся любым формам физического или психического насилия;

в) инвалиды, родители, опекуны и попечители инвалидов, а также граждане, активно работающие в Обществе, достигшие 16 лет.

21. Основными задачами учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства являются:

а) оказание медицинской помощи, составление индивидуальных реабилитационных программ, предоставление материальной поддержки и предоставление места временного пребывания лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий;

б) выявление причин социальной дезадаптации несовершеннолетнего; психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленное на усыновление, установление форм и степени их социальной дезадаптации; разработка индивидуальных программ социальной реабилитации подростков;

в) предоставление временного места пребывания или ночлега ли­цам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам; оказание содействия в осуществлении мероприятий по соци­альной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.

22. Функции Дома ночного пребывания:

а) предоставление временного места пребывания или ночлега ли­цам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам;

б) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей;

в) предоставление бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями; обеспечение талоном на одноразовое бесплатное питание; консультативную помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определения в стационарные учреждения социального обслуживания; нуждающимся - первую доврачебную помощь и санитарную обработку.

23. Задачи специального дома-интерната для престарелых и инвалидов:

а) предоставление бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями; обеспечение талоном на одноразовое бесплатное питание; консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определения в стационарные учреждения социального обслуживания; нуждающимся - первую доврачебную помощь и санитарную обработку;

б) осуществление мероприятий по социально-трудовой реабили­тации проживающих с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социаль­ной и профессиональной деятельности, интеграции их в обще­ство; организация ухода и надзора за проживающими, их досуга, оказание им медицинской помощи, проведение лечебно-оздоро­вительных и профилактических мероприятий;

в) выявление причин социальной дезадаптации несовершеннолетнего; психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленное на усыновление, установление форм и степени их социальной дезадаптации; разработка индивидуальных программ социальной реабилитации подростков.

24. Целью создания специального дома-интерната является:

а) предоставление постоянного проживания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;

б) предоставление временного места пребывания или ночлега ли­цам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам;

в) обеспечение психологи­ческой защищенности населения, поддержка и укрепление его психического здоровья, создание благоприятных психолого-соци­альных и социально-педагогических условий для семейного вос­питания детей и их социализации.

25. Основными целями Всероссийских обществ по работе с инвалидами являются:

а) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей;

б) защита прав и интересов, социальная реабилитация и интеграция, приобщение к труду, образованию, культуре и спорту, развитие общественной активности инвалидов по зрению, содействие удовлетворению их материально-бытовых нужд;

в) обеспечение психологи­ческой защищенности населения, поддержка и укрепление его психического здоровья, создание благоприятных психолого-соци­альных и социально-педагогических условий для семейного вос­питания детей и их социализации.

26. Членами Всероссийского общества инвалидов могут быть следующие граждане:

а) инвалиды, родители, опекуны и по­печители инвалидов, а также граждане, активно работающие в Обществе, достигшие 16 лет, проживающие на территории Рос­сийской Федерации;

б) дети-подростки от 4 – 18 лет, добровольно обратившиеся, подкинутые, заблудившиеся, личность которых не установлена; дети, утратившие семейные, родственные и другие социальные связи; дети, отказавшиеся жить в интернатном учреждении; дети, оставшиеся без попечения и средств к существованию; дети, подвергшиеся любым формам физического или психического насилия;

в) граждане без определенного места жительства и занятий.

27. Социальное обслуживание осуществляется на основании:

а) жалобы;

б) обращения;

в) все ответы верны.

28. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами:

а) бесплатно;

б) за плату;

в) все ответы верны.

29. Функции органов системы социальной защиты населения на региональном уровне:

а) организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальная экспертиза, оказание протезно-ортопедической помощи и т.д.;

б) предоставления учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

в) обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановая и финансово-экономическая деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем.

30. Функции органов системы социальной защиты населения на федеральном уровне:

а) организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальная экспертиза, оказание протезно-ортопедической помощи и т.д.;

б) обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановая и финансово-экономическая деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем;

в) предоставления учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Тестовые задания по дисциплине «Занятость населения и ее регулирование»

Вариант 1

1. Неподходящая работа – это:

б) предполагаемый заработок на данной работе ниже среднего заработка гражданина;

в) нe соответствует желаниям гражданина;

2. Занятыми считаются граждане:

а) неработающие студенты - заочники;

в) ищущие работу;

3. Безработными не могут быть признаны:

а) инвалиды 3 группы;

б) не достигшие 18 лет;

в) пенсионеры по возрасту;

4. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее:

б) 11 дней;

г) 28 дней.

5. Может ли быть предложена, гражданину одна и та же работа?

в) по усмотрению службы занятости;

г) по просьбе гражданина.

в) только для длительно неработающих;

г) по усмотрению гражданина.

7. Распространяется ли законодательство о занятости населения в РФ на постоянно проживающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства:

в) только на Ближнее зарубежье;

г) только на Дальнее зарубежье.

8. Какие бесплатные услуги оказывает безработным служба занятости:

а) патронаж безработных;

б) медицинская помощь;

в) профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и переподготовка по направлению службы занятости;

а) беженцы;

б) вынужденные переселенцы;

в)жены (мужья) военнослужащих;

г) матери-одиночки.

10. Безработица считается застойной, если длится:

а) 3 - 6 месяцев;

б) 6 - 12 месяцев;

в) 12 - 18 месяцев;

г) более 18 месяцев.

11. Доля официально зарегистрированных безработных от численности всей рабочей силы:

а) часть безработицы;

б) уровень безработицы;

в) продолжительность безработицы;

г) степень безработицы.

12. За какой период администрация предприятия (штат более 500 работников) обязана уведомить профсоюзные органы о предстоящем массовом увольнении работников:

а) за 1 месяц;

б) за 3 месяца;

в) за 6 месяцев;

г) за 12 месяцев.

а) бюджетным фондом;

б) внебюджетным фондом;

в) целевым бюджетным фондом;

г) благотворительным фондом.

14. Какие организации имеют право распоряжаться средствами занятости?

б) служба занятости;

в) народный суд;

г) общественные организации.

15. Работа считается подходящей, если:

а) соответствует желаниям и намерениям работника;

б) находится в пределах транспортной доступности рабочего места;

в) заработная плата выше прожиточного минимума;

г) не соответствует полученной специальности.

16. Безработица, возникшая при излишней занятости в отдельных от­раслях, называется:

а) текучая;

б) скрытая,

в) застойная;

г) циклическая.

17. Безработица, связанная с перестройкой в экономике, вследствие научно-технического развития, носит название:

а) фрикционная;

б) структурная;

в) циклическая;

г) застойная.

18. Встать на учет в Центр занятости можно в возрасте:

19. Причина безработицы:

а) недостаток рабочих мест;

б) низкая заработная плата рабочих;

в) вредные, опасные условия труда;

г) избыток незанятой рабочей силы.

20. Засчитывается ли период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице в общий трудовой стаж:

в) по усмотрению Центра занятости;

г) по просьбе гражданина.

21. Выплачивается ли пособие по безработице в период отпуска по беременности и родам:

в) только в первые 3 месяца;

г) в течение 6 месяцев.

22. Первые три месяца пособие по безработице начисляется в размере:

г) 25% среднемесячного заработка по последнему месту работы.

23. Может ли пособие по безработице начисляться в размере ниже минимального заработка:

в) в исключительных случаях;

24. В каком году был принят ФЗ «О занятости населения в РФ»?

а) в 1991 году;

б) в 2000 году:

в) в 2002 году;

г) в 2003 году.

25. Доходы фонда занятости формируются за счет:

а) средств, оставшихся от пособия по безработице;

б) добровольные взносы предприятий и граждан;

в) доходы от предпринимательской деятельности фонда;

г) спонсорской помощи.

26. Безработным считается гражданин:

а) пенсионер по старости;

б) зарегистрированный в службе занятости;

в) незарегистрированный в службе занятости;

г) гражданин, проходящий военную службу.

27. Средства фонда занятости, не использованные в отчетном году:

а) переходят на следующий финансовый год;

б) подлежат изъятию;

в) уничтожаются;

г) распределяются между работниками фонда.

28. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации:

а) свободу выбора рода деятельности;

б) высокую оплату труда;

в) занятость в любое время суток;

г) карьерный рост.

29. Могут быть признаны безработными следующие категории граждан:

а) инвалиды 3 группы;

в) пенсионеры по старости;

г) осужденные к лишению свободы.

а) инвалиды;

б) пенсионеры;

г) молодежи.

Вариант 2

1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации безработных осуществляется в следующих случаях:

а) гражданин утратил способность к выполнению работу по прежней квалификации;

б) гражданин дважды отказался от предложенной ему подходящей работы;

г) по усмотрению Центра занятости.

2. Может ли существовать рынок труда, если все трудоспособное население занято?

в) частично;

г) в зависимости от политики занятости государства.

3. Безработица, связанная с подъемами и спадами экономики, называется:

а) фрикционная;

б) циклическая;

в) хроническая;

г) сезонная.

4. Экономически неактивное население - это:

г) лица в возрасте до 18 лет.

5. Лиц, самостоятельно осуществляющих деятельность, приносящую доход, без использования наемных работников, называют:

б) работодатели;

в) наемные работники;

г) частные предприниматели.

6. Работа на том предприятии, в подразделении которого находится трудовая книжка работника, называется его:

а) дополнительной работой;

б) основной работой;

в) главной работой;

г) существенной работой.

7. Качественный состав безработных характеризуется:

а) распределением занятых по сферам и отраслям экономики;

б) продолжительностью периода безработицы;

в) размером пособия по безработице;

г) уровнем образования безработных граждан.

8. Неполная видимая занятость определяется количеством лиц наемного труда, вынужденных работать:

а) меньше установленной законом продолжительности рабочего времени;

б) больше установленной законом продолжительности рабочего времени;

в) то полный, то неполный рабочий день;

г) с несоблюдением техники безопасности.

9. Регулируются ли Трудовым кодексом РФ порядок и условия заключе­на трудового договора?

в) частично;

г) по усмотрению работодателя.

10. Неподходящая работа – это:

а) работа, связанная с переменой места жительства с согласия гражданина;

б) предполагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина;

в) не соответствует желаниям гражданина;

г) противоречит вероисповеданию гражданина.

11. Биржа труда занимается:

а) социальной защитой безработных;

б)патронажем безработных на дому;

в) оказывает медицинскую помощь безработным;

г) социально-бытовое обслуживание.

12. Государственная политика в области занятости направлена:

а) на обеспечение неравных возможностей граждан по полу, возрасту, социальному положению;

б) на соблюдение добровольности труда;

в) на выплату пособия по безработице;

13. Нуждаются ли в дополнительных гарантиях занятости лица, освобожденные из учреждений, где они исполняли наказание?

в) только те, кто захочет работать;

14. Время пребывания в качестве безработного - это:

а) продолжительность безработицы;

б) срок безработицы;

в) проблемный период;

г) сложный период.

15. Относятся ли лица, проходящие службу в Вооруженных силах, к занятому населению?

в) только в ВВС;

г) только в МВД.

16. Максимальное удовлетворение потребностей общества при минимальных трудозатратах называют:

а) эффективной занятостью:

б) неэффективной занятостью;

в) удовлетворительной занятостью;

г) неудовлетворительной занятостью.

17. Каков размер пособия по безработице для лиц, состоящих на учете в службе занятости, в течение 4-8 месяцев?

а) 75% среднемесячного заработка по последнему месту работы;

б) 60% среднемесячного заработка по последнему месту работы;

в) 45% среднемесячного заработка по последнему месту работы;

18. Законодательство РФ о занятости населения состоит:

а) из ФЗ « О занятости населения в РФ»;

б) из Семейного кодекса;

в) из Уголовного кодекса;

г) из Конституции РФ.

19. Считаются ли граждане, проходящие очный курс обучения в учреждениях высшего профессионального образования, незанятыми?

в) частично занятыми;

г) только на 1 курсе обучения.

20. Имеют ли несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет право на бесплатную консультацию в органах службы занятости?

в) только от 14 до 16 лет;

г) только до 14 лет.

21. Имеют ли профсоюзы право участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения?

в) по желанию;

г) в зависимости от отрасли деятельности.

22. Какие органы предоставляют информацию о численности и профессионально-квалификационной структуре выпускников, нуждающихся в трудоустройстве по запросу органов службы занятости?

а) органы внутренних дел;

б) органы образования;

в) органы социальной защиты;

г) органы здравоохранения.

23. Каков размер пособия по безработице, для лиц, состоящих на учете в службе занятости в течение 9 - 12 месяцев?

а) 75% среднемесячного заработка по последнему месту работы;

б) 60% среднемесячного заработка по последнему месту работы;

в) 45% среднемесячного заработка по последнему месту работы;

г) 30% среднемесячного заработка по последнему месту работы.

24. Может ли быть размер пособия по безработице выше величины прожиточного минимума?

в) в исключительных случаях;

г) по усмотрению службы занятости.

25. Субъектами рынка труда являются:

а) наемные работники;

б) студенты вузов;

в) пенсионеры;

г) волонтеры.

26. Одно из условий специфичности труда как товара:

б) труд одного человека - собственность всего общества;

27. Лица в рабочем возрасте способные физически и психически участвовать в трудовом процессе:

а) взрослое население;

б) активное население;

в) трудоспособное население;

г) способное население.

28. Согласно законодательству РФ границы трудоспособного возраста у женщин составляют:

а) 15-49 лет;

б) 16-50 лет;

в) 16-54 лет;

29. Согласно законодательству РФ, границы трудоспособного возраста у мужчин составляют:

а) 15-60 лет;

б) 16-59 лет;

в) 16-55 лет;

30. Лица, трудоспособного возраста, участвующие в общественном производстве:

в) безработные;

г) незанятые.

Вариант 3

1. Одно из условий функционирования рынка труда:

а) наличие материальных ресурсов;

б) высокая степень мобильности субъектов;

в) наличие большого количества работодателей;

г) наличие высшего образования у граждан.

2. Как называется соглашение между работодателем и работником, закрепляющее права и обязанности и сторон?

а) трудовое соглашение;

б) трудовой договор;

в) контракт;

г) устная договоренность.

3. Назовите основной документ, в котором указаны права и обязанности работника:

а) ФЗ «О занятости населения в РФ»;

б) Конституция РФ;

в) Трудовой кодекс;

г) Уголовный кодекс.

4. Рабочие места являются объектами рынка:

б) рабочих мест;

в) товаров;

5. Предложение труда формируют:

а) незанятые граждане, которые ищут рабочее место;

б) работники промышленных предприятий;

в) работодатели;

г) выпускники учебных заведений.

6. Цели политики на рынке труда:

а) содействие ищущим работу; :

б) материальная помощь;

в) оказание медико-психологической помощи безработным;

г) обеспечение всем гражданам рабочих мест.

7. Одной из основных задач Центра занятости населения является:

а) сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;

б) оказание помощи в написании проектов;

в) патронаж безработных на дому;

г) социально-бытовое обслуживание.

8. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости:

а) с оплатой услуг 100%;

б) с оплатой услуг 50%;

в) бесплатно;

г) с оплатой услуг в зависимости от материального положения граждан.

9. С целью стабилизации положения в области занятости населения государством был принят закон:

а) «Занятость России»;

б) «О занятости населения в РФ»;

в) «О политике занятости»;

г) «Об обеспечении занятости».

10. Общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу - это:

а) временные работы;

б) общественные работы;

в) вынужденные работы;

г) сезонные работы.

11. Субъектами рынка труда являются:

а) наемные работники:

б) студенты вузов;

в) пенсионеры;

г) лица в возрасте до 18 лет.

12. Одно из условий специфичности труда как товара:

а) фиктивный товар, изначально для продажи не предусмотрен;

б) труд одного человека – собственность всего общества;

в) труд не продается за деньги;

г) труд продается за очень большие деньги.

13. Считаются ли граждане, проходящие очный курс обучения в учреждениях высшего профессионального образования, незанятыми?

в) частично занятыми;

г) по усмотрению службы занятости.

14. Имеют ли несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет бесплатную консультацию в органах службы занятости?

в) только от 14 до 16 лет;

г) только до 14 лет.

15. Экономически неактивное население – это:

а) лица получающие пенсии по старости или инвалидности;

б) лица занимающиеся поиском работы;

в) лица, готовые приступить к работе;

г) лица в возрасте до 18 лет.

16. Лиц, самостоятельно осуществляющих деятельность, приносящую доход, без использования наемных работников, называют:

а) лица, работающие на индивидуальной основе;

б) работодатели;

в) наемные работники;

г) частные предприниматели.

17. Профессиональная подготовка, повышение квалификации безработных осуществляется в следующих случаях:

а) гражданин утратил способность к выполнению работы по прежней квалификации;

б) гражданин дважды отказался от предложенной ему подходящей;

в) назначения безработному пенсии по старости;

г) по усмотрению Центра занятости.

18. Не могут быть признаны безработными следующие категории граждан:

а) инвалиды 3 группы;

б) не достигшие 16-летнего возраста;

в) не достигшие 18-летнего возраста;

г) выпускники профессиональных училищ.

а) инвалиды;

б) пенсионеры;

в) беженцы, вынужденные переселенцы;

г) молодежи.

20. Первые три месяца пособие по безработице начисляется в размере:

a) 75% среднемесячного заработка по последнему месту работы;

б) 60% среднемесячного заработка по последнему месту работы;

в) 45% среднемесячного заработка по последнему месту работы;

г) 30% среднемесячного заработка по последнему месту работы.

21. Может ли пособие по безработице начисляться в размере ниже минимального заработка?

в) в исключительных случаях;

г) по усмотрению Центра занятости.

22. Безработица, связанная с перестройкой в экономике, вследствие научно-технического развития, носит название:

а) фрикционная;

б) структурная;

в) циклическая;

г) застойная.

23. Встать на учет в Центр занятости можно в возрасте:

24. Государственный фонд занятости является:

а) бюджетным фондом;

б) внебюджетным фондом;

в) целевым бюджетным фондом;

г) благотворительным фондом.

25. Какие организации имеют право распоряжаться средствами фонда занятости?

а) учреждения социальной защиты;

б) служба занятости;

в) народный суд;

г) общественные организации.

26. Занятыми считаются граждане:

а) ищущие работу;

б) временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском;

в) неработающие студенты заочники;

г) находящиеся на пенсии по старости.

27. Безработными не могут быть признаны:

а) инвалиды 3 группы;

б) не достигшие 18 лет;

в) пенсионеры по возрасту;

г) выпускники профессиональных училищ.

28. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее:

б) 11 дней;

в) 13 дней;

г) 28 дней.

29. Последствием безработицы можно назвать:

а) снижение уровня жизни семьи безработного;

б) повышение качества жизни безработного;

в) улучшение психологического состояния гражданина;

г) улучшение материального положения.

30. Безработица, связанная с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, называется:

а) скрытая,

б) сезонная;

в) летняя;

г) структурная.

Вариант 4

1. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы занятости:

а) через 1 месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными;

б) через 3 месяца со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными;

в) через 6 месяцев со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными;

г) через 9 месяцев со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

а) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

б) условия труда соответствуют правилам и нормам по охране труда;

в) гражданин не согласен работать на данном предприятии;

г) противоречит вероисповеданию гражданина.

3. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена:

а) на развитие материальных ресурсов;

б) на обеспечение неравных возможностей всем гражданам Российской Федерации;

в) на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

г) на обеспечение рабочими местами.

4. Граждане имеют право:

а) на уход на дому;

б) на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости;

в) на получение высшего образования по направлению службы занятости;

г) на бесплатное медицинское обслуживание.

5. Оплачиваемая работа считается подходящей для граждан:

а) впервые ищущих работу;

б) согласившихся повысить квалификацию по имеющейся профессии;

в) состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев;

г) находящихся на пенсии по старости.

6. Государство гарантирует безработным гражданам:

а) профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

б) обязательное предоставление места работы по специальности гражданина;

в) обеспечение социального патронажа;

г) социально-бытовое обслуживание.

7.Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

а)возможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

б) гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии;

в) гражданин является единственным кормильцем в семье;

г) гражданин этого желает.

8. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют:

а) работающие инвалиды:

б) жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

в) граждане, имеющие профессию;

г) молодежь.

9. Государство гарантирует безработным:

а) выплату пособия по безработице, в том числе в период временной трудоспособности безработного;

б) предоставление социальной субсидии;

в) возможность свободного передвижения по стране;

г) обеспечение места работы.

10. Согласно законодательству РФ границы трудоспособного возраста у мужчин составляют:

а) 15-60 лет;

б) 16-59 лет;

в) 16-55 лет;

г) 18-50 лет.

11. Лица трудоспособного возраста, участвующие в общественном производстве:

а) экономически активное население;

б) экономически пассивное население;

в) безработные;

г) незанятые.

12. Встать на учет в Центр занятости можно в возрасте:

13. Государственный фонд занятости является:

а) бюджетным фондом;

б) внебюджетным фондом;

в) целевым бюджетным фондом;

г) благотворительным фондом.

14. Первые три месяца пособие по безработице начисляется в р..

а) 75% среднемесячною заработка но последнему месту работы;

б) 60% среднемесячною заработка но последнему месту работы;

в) 45% среднемесячною

1.Социальная работа как деятельность.

2. Технологический подход в социальной работе. Классификация социальных технологий.

3.Специфика технологий социальной работы.

Ключевые слова: социальная деятельность, социальная работа как наука, как учебная дисциплина, как профессия, социальные технологии, технологии социальной работы, технологизация.

1. Социальная работа как деятельность. Становление любой профессиональной деятельности представляет собой длительный и неоднозначный процесс. Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в России конституировалась только в 1991 г., когда постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 в квалификационный справочник должностей была включена должность «специалист по социальной работе». Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник». Современное человеческое общество, как никогда ранее, нуждается в управлении, причем не в стихийном, а преиму­щественно в сознательном.

Любая деятельность включает в себя такие элементы, как цель, средства, условия. Цель социальной работы как деятельности - это гармонизация социаль­ных отношений в обществе, содействие индивидам в защите их со­циальных прав. Однако следует иметь в виду, что существуют различные основания для возникновения разных видов и форм социальной работы. Одним из таких оснований могут выступать сферы социальной практики . И в этом случае можно говорить о социальной работе в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д. Другим основанием могут служить социально-демографичес­кие или психологические особенности клиентов социальной рабо­ты – женщины, молодежь, группы социального риска, лица, склон­ные к суициду и т.д.; третьим - характер проблем , встающих перед социальными работниками. Во всех этих случаях будет происходить конкретизация целей социальной работы (например, от профилак­тики до коррекции).

Условия осуществления социальной работы для каждого ее вида также будут конкретизи­роваться, включая различные уровни и сферы (от федерального до местного): политические, экономичес­кие, социально-психологические и этнонациональные. Средства в данном случае могут рассматриваться как социальные институты, методы осуществления социальной работы. В этой связи особое значение имеет выделение оснований длятипологии социальных служб, организации практической социальной работы.

В основе классификации различных видов и форм социальной работы могут лежать различные основания (это в какой-то степени связано с наличием разных подходов к пониманию сущности и ха­рактера социальной работы как деятельности), но все они в конеч­ном счете сводятся к следующим:

работа с проблемой клиента;

работа с другими службами, учреждениями, организациями.

Эти две формы в свою очередь классифицируются по видам социальной работы. Так, в первом случае можем говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т.п.), с другой - об осо­бенностях клиента, так как в качестве клиента может выступать и индивид, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа.

Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятель­ности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с иными службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.); с другой - о статусе этих организаций (государственные, общественные, благотвори­тельные, частные и т.д.).

Выбрав в качестве логического основания для классификации тип клиента со спецификой его социальных проблем, можно гово­рить о следующих службах:

а) служба социальной помощи населению, одной из целей кото­рой является выявление семей, групп социального риска (многодет­ных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содейст­вия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой по­мощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуа­тивных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, коррекции и реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов - юристов, психологов, педаго­гов и др.;

б) служба социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуа­цию, вернувшимся из мест лишения свободы, закрытых учебно-вос­питательных и лечебно-воспитательных учреждений;

в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семей­ные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения и самообразования, сексологические кабинеты, педи­атрические кабинеты, педагогические консультации и др.

Основанием для классификации может также выступить сфера деятельности:

а) служба социально-бытовой помощи, целью которой прежде всего является расширение спектра предоставляемых услуг преста­релым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специальных жилых домов; развитие и совершен­ствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедичес­кой помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта;

б) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения, целью которой является работа по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, бродяжничества, правонаруше­ний и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; со­действие созданию и функционированию в учебных заведениях сис­темы профилактики социальной дезадаптации.


Похожая информация.


Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе отводится территориальным центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России от 20.07.1993 г. № 137). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Такие центры могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально - педагогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, позволяющие охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:

  • - нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2 % расходной части бюджета;
  • - поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
  • - средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;
  • - финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
  • - дополнительных средств на областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и другое;
  • - доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений службы;
  • - благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируются в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб.

Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например, социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости.

Однако развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:

  • - слабая правовая база системы социального обслуживания;
  • - ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;
  • - отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
  • - нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;
  • - низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
  • - недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально - экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в организации социальной помощи в этом направлении со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

  • - расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач;
  • - установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
  • - содействие эффективному и гуманному развитию семьи как социально-экономической системы;
  • - развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет развитие горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должны, исходя из местной ситуации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

  • - аналитическую: изучает проблемы и нужды семей или членов коллектива;
  • - планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;
  • - управленческую: обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит оценку результатов тех или иных мероприятий и т.д.;
  • - информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье. Так, например, существует неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией, которая направлена на снятие или уменьшение отрицательных последствий таких состояний, включая возможность суицида. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психологической помощи и другие.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и более углубленная поддержка, направленная на оздоровление ситуации, выявление внутренних резервов и развитие веры человека в свои силы, в способность самостоятельно преодолеть жизненные трудности. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семей, проблемах и др.

Предоставляемая помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов человека, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и другие), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть откликающейся - в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, то есть предупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России от 14.04.13 г. № 47 утверждено Примерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра - содействие реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

  • - выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;
  • - определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
  • - поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
  • - социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
  • - участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
  • - анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;
  • - привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семьи и детей.

К категориям и группам населения, которым Центр оказывает социальные услуги, относятся:- семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;- дети и подростки, оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды, и т.д.;- взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);- бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция старения населения. Согласно данным Отдела народонаселения ООН, в развитых странах удельный вес пожилых людей возрастет с 21 до 28% к 2050 г. В России к 2010 г. доля людей пенсионного возраста уже превышает одну треть.

В связи с этим в современных условиях важное значение приобретают институты социального обслуживания пожилых людей, межведомственная работа по организации социальной поддержки этой группы населения. Это связано не только с увеличением удельного веса пожилых людей в составе населения, но и решением, вытекающих из этого явления проблем: изменение социального статуса человека в старости, прекращение или ограничение трудовой деятельности, трансформация ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, что диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми.

Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международной организации труда.

Достоинство личности - право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.

Свобода выбора - каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или постоянным.

Координация помощи - помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельный, координированный и последовательный характер.

Индивидуализация помощи - помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение.

Ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом - при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожилыми людьми в РФ является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.), в соответствии с которым в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

На начальных этапах развития системы социальной помощи пожилым людям в поле зрения социальных работников находилось решение таких неотложных проблем, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормальных условий жизни.

На современном этапе организация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или ввиду одиночества, а также социально-психологическими проблемами - как пожилые люди воспринимают другие возрастные группы, каковы их социальные проблемы, их взаимоотношения с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др. Следует отметить, что существуют различные категории пожилых людей. Среди них есть люди:

  • - не нуждающиеся в помощи;
  • - частично утратившие трудоспособность;
  • - нуждающиеся в обслуживании;
  • - требующие постоянного ухода и т.д.

Как правило, программы социальной помощи, реабилитации, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлежности к той или иной категории пожилых людей. С этим же связано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.

Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут контроль, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют следующие учреждения:- дома-интернаты;- отделения дневного и ночного пребывания;- специальные дома для одиноких престарелых;- больницы и отделения для хронических больных;- стационары различного типа;- территориальные центры социального обслуживания;- отделения социальной помощи на дому;- геронтологические центры и т.д.

Рисунок 1. Основная схема функционирования социального обслуживания людей преклонного возраста

В системе стационарных учреждений РФ относительно новым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.

Примерное Положение о специальном доме для таких пенсионеров (утв. приказом Минсоцзащиты России от 14.04.94 г. № 47) перечисляет его функции: - обеспечение благоприятных условий для проживания и самообслуживания;- предоставление проживающим престарелым гражданам постоянной социально-бытовой и медицинской помощи;- создание условий для поддержания активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

С точки зрения архитектуры и планировки специальные дома должны соответствовать возрастным особенностям проживающего контингента граждан. Такой дом состоит из одно - двухкомнатных квартир, включает в себя комплекс служб социально-бытового назначения: медицинский кабинет, библиотеку и помещение для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на продовольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и др.

Специальный дом оснащается средствами малой механизации, облегчающими самообслуживание проживающих в нем престарелых граждан, а также при нем организуется круглосуточно действующий диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со всеми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание граждан, проживающих в специальном доме, осуществляется соответствующими специалистами территориальных лечебно-профилактических учреждений.

На основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Организация специальных домов для одиноких престарелых и пожилых супружеских пар является одним из перспективных путей решения целого комплекса социальных проблем пенсионеров и пожилых граждан.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»