Этапы развития малого бизнеса. Этапы развития малого бизнеса в россии

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Теории о предпринимательстве зародились еще в XVIII. Первым ученым-экономистом, разработавшим одну из первых концепций предпринимательства, является Ричард Кантильон, по определению которого предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес А. Смит. Предприниматель, по Смиту, - это собственник капитала, который ради реализации какой–то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. Интерес представляет мнение Ж. Бодо о том, что предприниматель – это лицо, совмещающее функции собственника капитала и управляющего им. Й. Шумпетер определяет предпринимателей как хозяйствующих субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент. Из вышесказанного можно сделать вывод, что предпринимательство – это рискованное дело добровольно осуществляемое гражданами. Также предпринимательство трактуют как свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетом и другими хозяйствующими субъектами.

Малый и средний бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

Критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих в малом бизнесе определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек - в науке и научном обслуживании, до 50 человек - в других отраслях производственной сферы, до 15 человек - в непроизводственной сфере.

Российское малое предпринимательство в своем становлении прошло четыре этапа.

Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях командно – административной экономики в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства.

Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Начался новый, второй, этап в развитии российского малого предпринимательства.

Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера на­родного образования (2,8 раза).

В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.

Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали соци­альное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров.

Малое предпринимательство было составным элементом массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить массовое развитие предпринимательства. Это объясняется и экономическими причинами и общими законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественного перелома.

Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП.

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.

В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.

Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.

С 2000 года в стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволило перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.

Как показывают исследования, существует довольно жесткая корреляция между макроэкономической ситуацией и масштабами мелкого предпринимательства. Это говорит о том, что в современной экономике эта форма предпринимательства по своему генезису может быть идентифицирована как вынужденное предпринимательство. Проще говоря, является альтернативой формой занятости при отсутствии возможностей для работы по найму. При этом отмечается наличие четкой корреляции между формами предпринимательства (вынужденное и добровольное) и качеством предпринимательства - рутинное и креативное соответственно. Суть связи заключается в том, что вынужденное предпринимательство лишено креативности и его вклад в рост производительности труда и экономический рост минимален. Учитывая, что в России очень велика доля вынужденного предпринимательства, рассчитывать на заметные сдвиги в области инновационной активности не приходится. Подтверждением тому результаты обследования среди российского мелкого предпринимательства: наличие инновационной составляющей в своей деятельности (новая ниша, новый продукт) отмечали от 3% до 6% респондентов.

Несмотря на непродолжительный временной период, которым ограничивается история современного предпринимательства в России, можно выделить четыре этапа его развития.

Первый этап развития мелкого предпринимательства охватывает конец 80-х годов и связан с развитием кооперативного движения в СССР после принятия Закона СССР «О кооперации» в 1987 году. Так как само принятие Закона и развитие кооперации ставили своей целью преодоление дефицитности в сфере потребительского спроса, то развитие малого предпринимательства было ориентированно именно в указанном направлении. Соответственно сферами наиболее динамичного развития малых предприятий стали производства несложной продукции потребительского назначения, переработка сельхозпродукции, строительство и оказание бытовых услуг. Проявилась и определенная специфика малого предпринимательства. Дефицитность потребительских благ позволяла продавать продукцию по завышенным ценам. Имелись широкие возможности для применения «ножниц цен» - приобретение ресурсов по государственным ценам, а реализация готовой продукции по рыночным ценам. Несовершенство законодательства позволяло осуществлять перелив активов государственных предприятий в частные руки. Поэтому отличительной чертой этого этапа стали быстрота и легкость обогащения предпринимателей. Это стало причиной возникновения ряда явлений, негативное воздействие которых прослеживается и поныне. Во-первых, у предпринимателей сформировалась не производительная, ориентированная на создание новых ценностей, а перераспределительная, т.е. ориентированная на извлечение дохода из товарообменных операций, психология. Во-вторых, не находившее адекватного отражения в получаемых обществом результатах скорое обогащение, создавало негативный фон в отношении малого предпринимательства как спекулятивного и мошеннического вида деятельности. В-третьих, немотивированное обогащение создавало мотивацию для административного вмешательства, в результате чего само малое предпринимательство стало объектом давления со стороны административных органов. В-четвертых, малое предпринимательство стало объектом интереса и со стороны криминальных структур, которые вязли на себя роль координатора ресурсных потоков и доходов в этом секторе экономики.

Второй этап развития мелкого предпринимательства связан с началом радикальных реформ 1992 года. С одной стороны, характерной для него чертой был бурный рост мелких предприятий - в среднем более чем удвоение за год. Это было обусловлено как общей либерализацией хозяйственной деятельности, так и возможностью получения доходов за счет быстрого роста цен. При этом наблюдалось интенсивное освоение предпринимательских ниш практически по всем секторам экономики. С другой стороны, характерной чертой этого периода было создание финансово слабых, а часто и фиктивных, предприятий, стремление к извлечению доходов за счет спекулятивных и не правовых методов. Поэтому, давая общую оценку этого периода развития мелкого предпринимательства в России, его следует определить как период грюндерства - массового, лихорадочного учредительства предпринимательских структур, характеризующихся низкой хозяйственной ответственностью.

Как это не парадоксально, но шоковая либерализация, создав условия для столь бурного роста малого бизнеса, стала причиной подрыва потенциала для его развития. Ликвидация дефицита и сужение спроса резко ограничили возможности для деятельности малых предприятий, и темп их прироста резко упал. Увеличилась доля формально существующих предприятий. Высокая инфляция, создавая благоприятные условия лишь для извлечения инфляционного дохода, стала причиной массового перехода субъектов малого бизнеса в непроизводственную сферу и доля малых предприятий, работающих в реальном секторе экономики, стала сокращаться. В условиях ограниченного спроса и роста цен иа ресурсы доходность малого бизнеса резко упала, что обусловило его дрейф в теневой сектор экономики.

Третий этап начался в 1994 г. и характеризовался снижением темпа прироста численности мелких предприятий, а впоследствии даже снижением их численности. Это явилось результатом сужения высокодоходных сфер деятельности, исчерпанием психологических ожиданий и возросшей конкуренцией. С учетом того, что малые предприятия имели слабую предметно-функциональную дифференциацию (более 60% заняты в сфере торговых операций) и работали в одном сегменте рынка, ухудшение экономического положения способствовало обострению конкурентной борьбы между ними, следствием чего стало сокращение количества мелких предприятий. Несмотря па то, что был принят ряд законодательных актов - принятый 12 мая 1995 года Закон РФ «0 государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определявший направления государственной поддержки малого предпринимательства, и созданы органы по поддержке развития малого предпринимательства, перелома ситуации не произошло. Процесс развития малого предпринимательства затормозился. Существенно ухудшилась и его качественные свойства. Практически все малое предпринимательство оказалось, хотя и в разной степени, связанным с «теневой деятельностью». Дефолт 1998 года привел к массовому банкротству мелких предприятий и поставил под вопрос само существование мелкого предпринимательства. Третий этап развития малого бизнеса стал этапом застоя.

Четвертый этап развития малого предпринимательства, хотя и с определенной долей условности, можно связать с внедрением нового подхода к его развитию. Суть его состоит в снижении административных барьеров, которое рассматривается в качестве главной причины, препятствующей развитию малого бизнеса в России. С этой целью предполагается принятие пакета законов, результатом которых должно стать снижение административного давления па малый бизнес и создание более благоприятных условий для его развития. В 2001 году был принят Закон о проверках и инспекциях, который ограничил количество проверок и установил большую ответственность проверяющих органов. В 2002 году была упрощена процедура регистрации небольших предприятий и снижена ее стоимость. В 2003 году принят Закон о введении системы упрощенного налогообложения, в соответствии с которым количество налогов сокращалось с 9 до 7. Закон о сертификации и стандартизации снизил стоимость этих услуг и увеличил срок действия сертификатов и лицензий. Как показал мониторинг деятельности малых предприятий, принятые законы оказали положительное влияние на уровень административной нагрузки, которую несет малый бизнес, хотя отмечается, что этот уровень все же остается высоким. Вместе с тем, данные опросов показывают, что в последние годы произошли существенные сдвиги в оценках факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства. Государственное регулирование уже не выделяется субъектами этого вида предпринимательства как существенный фактор. Наиболее значимыми считают такие факторы как макроэкономическая нестабильность и конкуренция. Причем конкуренция в таком качестве названа впервые, что свидетельствует о качественных сдвигах в условиях осуществления малого предпринимательства. Образно говоря, малое предпринимательство России подошло к «моменту истины».

Таблица 5.4

Динамика развития малого предпринимательства в России

Источники: Российский статистический ежегодник. М: Госкомстат. 2004. - С. 338; Малое предпринимательство в России. Стагсборник. Госкомстат России. М.: 2000. - С. 9-17, 24-29, 44-50; Греф Г.О. «О развитии малого и среднего предпринимательства России и о социально- экономическом развитии Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (15.02.2006). Заседание Президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России"

Диаграмма 5.1

Проведенное в марте-апреле 2005 г. в 80 субъектах РФ обследование выявило целый ряд проблем, которые мешают развитию мелкотоварного сектора. Наибольшие трудности в работе малого бизнеса вызывают ситуация с судебно-правовой защитой (лишь в 7 из 80 регионов респонденты оценили ее как благоприятную) и доступ к производственным площадям, включая офисные помещения (благоприятная ситуация зафиксирована только в 3 из 80 регионов). Так, лишь 0,7% российских предпринимателей уверены в том, что возможно отстоять законные интересы своего бизнеса вопреки воле региональных властей. 68,8% считают, что эти шансы минимальны или их нет вовсе.

Существенную озабоченность респондентов вызывало состояние конкурентной среды и уровень безопасности бизнеса. Речь шла о преференциях со стороны региональных властей отдельным компаниям и о давлении со стороны крупного бизнеса. Половина опрошенных заявили, что в их регионе существуют отрасли, доступ в которые искусственно затруднен подобными преференциями.

Пятый этап. 2007 год может быть принят в качестве начала нового этапа в развитии малого предпринимательства, развитие которого стали увязывать со средним бизнесом. В этом году был принят Федеральный закон РФ № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Настоящий закон был ориентирован на регулирование отношений, возникающих между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Новый закон вводил некоторое уточнение понятий субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. Во- первых, малое предпринимательство стали рассматривать в неразрывной связи со средним предпринимательством. Во-вторых, в рамках малого предпринимательства выделялась новая организационная форма малого бизнеса - микропредприятия.

Типология форм малого и среднего предпринимательства, как и прежде, опиралась па численность занятых, размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Закон устанавливал среднюю численность работников за год:

  • для категории субъектов среднего предпринимательства от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно;
  • для малых предприятий до ста человек включительно;
  • для микропредприятий до пятнадцати человек.

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 установило предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога па добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • для микропредприятий - 60 млн. рублей;
  • для малых предприятий - 400 млн. рублей;
  • для средних предприятий - 1000 млн. рублей.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменялась только в том случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в законе, в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Общую картину состояния субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в РФ дает проведенное Росстатом в 2011 году сплошное обследование этой сферы экономики. Оно показало, что количество реально действующих микро-, малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП) существенно ниже количества зарегистрированных субъектов МСП - почти на 1,5 млн. единиц (Таб. 9). Подавляющее большинство действующих МП - юрлица - 85,9% - это микропредприятия, имеющие до 15 сотрудников. Именно они обеспечивают каждое третье рабочее место и 43% выручки всего сектора МСП. На малых предприятиях работает, в среднем, 32 человека, на микропредприятии - 4 человека, на среднем предприятии - 101 человек. Ежегодная выручка малого предприятия составляет (в среднем) порядка 60 млн. рублей, микропредприятия - 5,6 млн. руб., а среднего - почти 283 млн. руб. Большинство МП-юрлиц (92,7%) зарегистрированы в форме ООО. 4,6% предприятий являются акционерными обществами, из них 3,8% зарегистрированы в форме ЗАО. Большая часть малых и средних предприятий сконцентрирована в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий (38%), операций в сфере недвижимости и услуг (21%), строительства (11%). Достаточно велика доля МСП-юрлиц в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (11%).

По данным Росстата на конец 2013 г. численность малых предприятий в РФ составила 2063,1 тыс, в том числе 1828,6 микропредпри- тий. Численность работников, занятых на них составила 11695, 7 тыс чел., а оборот - 24781,6 млрд. руб.

Таблица 5.5

Состояние малого и среднего бизнеса в России (но предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011г.)_

В настоящее время ситуация такова, что вынуждает констатировать застой в развитии российского мелкотоварного и малого предпринимательства. Оно остается малочисленным, а его экономическая роль - незначительной, несмотря на то, что численность хозяйствующих субъектов, относимых в статистическом учете к малым и средним, увеличилась многократно и достигла более 3 миллионов единиц. Доля малых и средних предприятий в российской экономике составляет 29%, в то время как в странах Европейского Союза порядка 70-90%. В России весь сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) обеспечивает занятость всего 13% общей численности населения (таб. 5.6). Причем за последние 5 лет эти цифры не изменились.

Современное предпринимательство в России выросло из кооперативного движения 1985-1991 годов, которое быстро развивалось в пределах СССР. 2 апреля 1991 года был принят Закон Союза Социалистических республик «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», который определил общие принципы предпринимательства СССР, регламентировал права и ответ­ственность субъектов предпринимательской деятельности, обеспечил государственную поддержку, установил отношения предпринимателей с органами госу­дарственной власти.

Закон был направлен на создание условий для широкого проявления хозяй­ственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора всех форм собственности.

Если рассматривать историю малого бизнеса с этого момента до настояще­го времени, то в его развитии можно выделить ряд характерных этапов.

Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна ма­лочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятель­ности на базе частной собственности.

На втором этапе (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движе­ния, в авангарде которого четко выделяется молодое поколение предпринима­телей, что определило своеобразный жизненный цикл и полосу «нецивилизованного бизнеса»; кооперативы и товарищества зачастую создавались и ликви­дировались в течение месяца, часто и не приступая к работе. Это были дейст­вительно малые предприятия. Цель развития малого бизнеса - насытить внут­ренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основ­ной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.

Этап «кооперативного движения» послужил механизмом в накоплении капи­талов, позволил обрести начальные знания, навыки в организации работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. И это в определенной мере удалось: существенно расширились сферы деловой активности людей, диверси­фицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, про­изошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к прове­дению так называемой малой приватизации. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии, поя­вилась возможность легализировать теневые капиталы и индивидуальную трудо­вую деятельность. Малый бизнес привлекает в свою сферу все большее количест­во работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы. Увели­чение количества предприятий малого бизнеса привело к конкуренции между пред­приятиями и предпринимателями, а это изменило отношение последних к знаниям. Среди них все более востребованными становятся не только навыки, но и фунда­ментальные основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т.п.

Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал переход 1 января 1989 года всех государственных предпри­ятий и объединений на самофинансирование и хозяйственный расчет. Аренда дала возможность соединения средств производства с непосредственным производите­лем в одном лице - трудовом коллективе. Это особенно важно для России с прису­щим ей коллективистским духом. Арендные отношения представляли собой наибо­лее совершенную модель хозяйственного расчета, стали организационно-экономической основой акционирования и приватизации. Их можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Приватизация превращала государственную собственность в собственность частных владельцев, способствовала ее демонополизации. Она создавала необхо­димую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения эффек­тивности российской экономики.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полностью широкомасштабной приватиза­цией и развития всех видов предпринимательства, появления множества видов собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Впервые в экономике возникают венчур­ные фирмы, активно используется предпринимательство. Возрастной ценз бизнеса стабилизируется. Появляется четкое разграничение сфер приложения внимания среди поколений: франчайзинг; предпринимательские цепи; минимонопописты - преимущественно более опытное старшее поколение; «массовики и хамелеоны» - молодое. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. В России в силу конкретного исторического развития формирование ры­ночных отношений с конца 80-х - начала 90-х годов приобрело необратимый ха­рактер.

На шестом этапе (1995-1998 гг.) практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий. ? ???

Современный этап развития мелкого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. Однако они недостаточны для фундаментальных теоретических обобщений и выводов. Вместе с тем Россия вписывается в универсальные тенденции развития мелкого предпринимательства. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в ней и развитие малого бизнеса имеют много схо­жего, начиная с фундаментальных основ собственности до принципов организа­ции, функционирования и управления в рыночной системе хозяйствования. Именно поэтому, говоря о развитии российского предпринимательства, мо­жно характеризовать его как направленное и последовательное воспроизводство среды существования, немыслимое без малых и средних предприятий.

Малые размеры предприятий сами по себе не означают автоматическую реализацию присущих им преимуществ. Чтобы получить те преимущества, необходимо более полно включиться в систему разделения труда, сориентироваться на локальные рынки сбыта и источники сырья. Поэтому при всем различии социально-экономических систем сущностные черты, характеризующие малый бизнес в Рос­сии, остаются идентичными: сугубая ориентация на рынок и свободную торговлю, преимущественное использование нецентрализованных источников финансирова­ния, высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность, общая про­стота организации и управления.

Поскольку малое предприятие, как правило, связывает свою деятельность с небольшим количество продуктов или товаров, то жизненный цикл малого предприятия-это как правило жизненный цикл товара, составляющего предмет его деятельности. Выделяют четыре основных этапа жизненного цикла малого предприятия:1.Исследование, разработка технологии деятельности и создание коммерческой схемы деятельности.2.Создание производства и выход на рынок. (детство).3.Достижение коммерческого успеха (зрелость).4.Деградация рынков товаров (жизненный закат предприятия).

Цикличность развития - это объективный процесс, поэтому практически перед любым МП стоит задача, чтобы вместе с товаром не исчез и сам бизнес. Для этого необходимо вовремя отказываться от деградирующих позиций и подгадывать к этому времени взлет новых видов товаров. При этом возможности субъекта по удлинению жизненного цикла повышаются, если ставка делается не на один, а на несколько видов товаров. Менеджмент предприятия должен учитывать особенности каждого из этапов жизненного цикла, для того, чтобы реально оценивать ситуацию и предпринимать упреждающие меры.

Особенности каждого этапа следующие:

На первом этапе выручка от реализации как правило небольшая, а денежные потоки и вовсе отрицательные. На данном этапе возникают риски дефицита инвестиций, поскольку, как правило, на данном этапе субъект не может рассчитывать на банковские кредиты, то собственники предприятия должны реально оценивать свои финансовые возможности. На втором этапе возможно привлечение заемных ресурсов, но при этом необходимо помнить, что перед любым предприятием возникает дилемма – либо рентабельность, либо ликвидность. Стремление нарастить оборот в условиях отсутствия достаточного объема собственных оборотных средств ведет к снижению ликвидности предприятия. На третьем этапе предприятие добивается коммерческого успеха финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота могут быть ниже, нежели на предыдущем этапе. Денежные потоки становятся положительными, на данном этапе изменяется структура расходов, например, возникает необходимость расходов на рекламу, на развитие торговой сети, что требует также немалых средств. На данном этапе у предприятия существенно повышаются шансы получения заемных финансовых ресурсов. Следует отметить, что именно на данном этапе развития, малые предприятия являются наиболее интересными клиентами для банка, и это дает основание для получения более выгодных условий финансирования, кредитных линий. Четвертый этап может стать выходом в новый вид , или в освоение нового продукта. При этом стратегически выигрывает тот, кто вопросы разработки и освоения нового продукта начинает ещё на втором этапе, и сознательно идет на некоторое снижение эффективности производства. Тем более, что успехи от действующего производства создают источник средств для новых разработок.

Франчайзинг представляет собой передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзора продукции с использованием запатентованной технологии, материалов, сырья или исходного компонента продукции. Корни франчайзинга уходят в средние века …

В РБ начало развитию элементов инновационной инфраструктуры было положено в 1993г. Был создан первый технопарк при БГУ. В 1993г. в Могилеве также создается технопарк, в 94г. на базе БНТУ создан …

Черты, кот. привели к положительн. результатам в росте экспорта и соверш-нии его структуры:1)стимул-е экспортного пр-ва в виде: субсидий; гарантир-я частн. вложений; предост-я грантов произв-лям; стимул-я прямых иностран. инвестиций; субсидир-я научно-исследовательских …

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»