Организация которая занимается социальным обеспечением. Понятие социального обеспечения и его функции

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Текущая страница: 4 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Шрифт:

100% +

2.4. Государственная система социальных услуг (социального обслуживания)

Наряду с денежной формой социального обеспечения граждан – в виде пенсий и пособий – в России действует и широко разветвленная натуральная форма государственной системы социального обеспечения – в виде социальных услуг, социального обслуживания.

В федеральных законах, регулирующих отношения по социальному обслуживанию граждан, не было однозначного указания на формы и виды социального обслуживания и социальных услуг. Лишь с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Закон о социальном обслуживании) определены формы социального обслуживания. К таковым относятся: социальное обслуживание на дому; полустационарное социальное обслуживание; стационарное социальное обслуживание.

Перечисленные формы социального обслуживания граждан осуществляется в следующих типах учреждений: стационарные учреждения социального обслуживания; комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для детей и подростков (несовершеннолетних); центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

С 1 января 2015 года законодательно определена государственная система социальных услуг, которая может быть представлена в следующем виде:

– социально-бытовые;

– социально-медицинские;

– социально-психологические;

– социально-педагогические;

– социально-трудовые;

– социально-правовые;

– услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

– срочные социальные услуги.

Данный перечень услуг предоставляется разным категориям граждан: пожилым, инвалидам, семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Конкретный вид оказываемых услуг зависит от типа учреждения (или формы) социального обслуживания.

Набор услуг, оказываемых гражданам, законодательно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ. Обычно предоставляемые услуги закрепляются в перечне гарантированных услуг, утверждаемых в регионе. Перечислим наиболее типичные из них: материально-бытовые услуги; услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские услуги; санитарно-гигиенические услуги; правовые услуги; реабилитационные услуги; ритуальные услуги.

Некоторые из них могут предоставляться гражданам в разных сочетаниях и комбинациях.

В свою очередь используя вышеуказанные классификационные критерии, названные системы социального обслуживания могут иметь свои соответствующие подсистемы.

Система социального обслуживания пожилых и инвалидов включает в себя три основные подсистемы:

– стационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов;

– полустационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов;

– социально-медицинское обслуживание на дому пожилых и инвалидов.

В системе срочного социального обслуживания можно выделить подсистемы:

– временного приюта;

– бесплатной социально-консультативной помощи.

Систему социальной реабилитации инвалидов можно определить как состоящую из следующих подсистем:

– медицинская реабилитация инвалидов;

– профессиональная реабилитация инвалидов;

– трудовое устройство инвалидов;

– протезно-ортопедическая помощь инвалидам;

– обеспечение инвалидов средствами передвижения.

Система социального обслуживания детей может быть представлена в виде таких подсистем:

– социальное обслуживание детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях;

– социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– социальное обслуживание детей в приемной семье.

Как видим, четко выраженной дифференциации общегосударственной системы социального обслуживания на страховую и бюджетную нет. Вместе с тем существует такой вид обязательного социального страхования, как страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний14
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с последующими изменениями и дополнениями).

Логично было бы предположить, что отдельно существует страховая система социального обслуживания пострадавших в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний. Но такой самостоятельной страховой системы нет. Социальное обслуживание и социальные услуги таким пострадавшим гражданам предоставляются учреждениями в формах и видах, изложенных выше. Фонд социального страхования РФ как страховщик производит страховое возмещение стоимости обслуживания и социальных услуг по правилам, нормам и в порядке, установленным в действующем законодательстве о данном виде социального страхования.

2.5. Государственная система предоставления медицинской помощи и лечения

Конституция РФ устанавливает право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 20, 41).

Общественные отношения в сфере охраны здоровья между медицинскими учреждениями и гражданином являются сложными по своему составу, поэтому в правовой литературе нет единой точки зрения об их отраслевой принадлежности. Однако многие исследователи считают, что такие отношения регулируются нормами гражданского и административного права.

В этой связи целесообразно рассматривать медицинскую помощь и лечение, предоставляемые гражданам бесплатно либо за частичную оплату, в рамках предмета права социального обеспечения. Такие виды медицинской помощи и лечения мы называем социальными, так как медицинские организации предоставляют их гражданам в порядке алиментарности, т. е. без каких-либо обязанностей со своей стороны.

Следовательно, медицинскую помощь, оказываемую гражданам, и их лечение можно представить как государственную систему, состоящую из следующих частей:

– социальная медицинская помощь;

– социальная лекарственная помощь;

– санаторно-курортное лечение.

В свою очередь каждая из перечисленных частей общегосударственной системы охраны здоровья может рассматриваться как подсистема с соответствующим набором своих элементов.

К социальной медицинской помощи, которая оказывается государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно, относятся следующие ее виды:

– первичная медико-санитарная помощь;

– скорая медицинская помощь;

– специализированная медицинская помощь;

– медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;

– медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Подсистема социальной лекарственной помощи гражданам включает в себя:

– бесплатную лекарственную помощь;

– лекарственную помощь, предоставляемую со скидкой от полной стоимости лекарств и препаратов медицинского назначения.

Принимая во внимание финансовый источник, за счет которого осуществляется санаторно-курортное лечение, можно говорить о двух основных подсистемах:

– санаторно-курортное лечение за счет средств обязательного социального страхования;

– санаторно-курортное лечение за счет средств государственного бюджета.

В зависимости от круга лиц и вида заболеваний система санаторно-курортного лечения состоит из следующих подсистем:

– санаторно-курортное лечение в санатории общего профиля;

– санаторно-курортное лечение в специализированных санаториях;

– санаторно-курортное лечение в санатории-профилактории;

– санаторно-курортное лечение в пансионате с лечением;

– санаторно-курортное лечение в пансионате с курортно-амбулаторным лечением.

2.6. Система государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь по признаку формы социального обеспечения как способа удовлетворения потребностей граждан может быть определена в денежной и (или) в натуральной форме.

Государственная социальная помощь в денежной форме включает в себя следующие компоненты: помощь в виде пособий; помощь в виде субсидий; помощь в виде компенсаций и других социальных выплат.

Государственная социальная помощь в натуральной форме включает в себя набор социальных услуг:

а) дополнительную медицинскую помощь (обеспечение граждан бесплатными лекарствами по рецепту врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение);

б) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

Помимо указанных систем относительно самостоятельную систему составляют льготы и преимущества, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы присутствуют во многих видах социального обеспечения. Точно определить признаки или критерии выделения льгот и преимуществ, как и их классификацию, довольно сложно. Более отчетливо проявляются три признака, с помощью которых их можно разграничить, – субъектный состав их получателей, цель и условия их предоставления. Кроме того, в законодательстве последнего времени сам термин «льготы» стал заменяться термином «меры социальной поддержки», и многие ранее существовавшие льготы заменяются денежными выплатами. (Об этом см. учебную литературу по дисциплине «Право социального обеспечения».)

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляет собой социальная защита населения?

2. Какие виды общественных отношений входят в понятие социального обеспечения?

3. Дайте характеристику пенсионной системы в России. Какие признаки ее дифференциации существуют?

4. Охарактеризуйте систему социальных пособий и компенсационных выплат.

5. Какие элементы входят в систему социальных услуг, предоставляемых гражданам?

6. Что представляет собой система охраны здоровья граждан?

7. Что отличает государственную социальную помощь от других видов социального обеспечения?

Глава 3
Характеристика органов социального обеспечения и понятие об организации их работы

3.1. Общая характеристика органов, осуществляющих государственное социальное обеспечение

Государственная система социального обеспечения населения по видам обеспечения, как отмечалось выше, включает в себя: пенсионную систему; систему социальных пособий и компенсационных выплат; систему социальных услуг (социального обслуживания); систему социальной медицинской помощи и лечения; систему социальной помощи; систему социальных льгот и преимуществ.

Логично предположить, что каждой из названных систем должна соответствовать аналогичная, органично связанная с ней государственная система органов, непосредственно предоставляющих населению перечисленные виды социального обеспечения. Но этого нет. Причин множество: различия в финансовых источниках социального обеспечения, субъектном составе, в организационно-правовых формах обеспечения граждан и др. Нет и единого нормативного правового акта, в котором бы содержался конкретный перечень органов, предоставляющих те или иные виды социального обеспечения. Указание на такие органы можно найти только в результате анализа норм многочисленных правовых актов, так или иначе касающихся вопросов социального обеспечения граждан.

Рассмотрим, что в общих чертах представляют собой органы, функционирующие в сфере социального обеспечения, и каковы их различия.

Обязательными участниками (субъектами) отношений по непосредственному социальному обеспечению каким-либо видом социального материального блага считаются, с одной стороны, имеющие право или притязающие на него граждане, с другой – компетентные органы и организации, предоставляющие тот или иной вид социального обеспечения и которые определены законодательством.

Прежде выясним, о каких именно органах пойдет речь, если существуют две основные организационные формы социального обеспечения – обязательное социальное страхование и обеспечение за счет бюджетных ассигнований.

Вот два конкретных участника пенсионных отношений – застрахованный по обязательному пенсионному страхованию работник завода и военнослужащий из числа лиц офицерского состава. Предположим, что оба они имеют право на страховую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет.

Как было сказано ранее, пенсионная система состоит из двух относительно самостоятельных систем – страховой и бюджетной. Значит, работник завода по поводу своей пенсии должен будет обратиться в местный орган ПФР. А если у него есть накопительная пенсия (накопительная часть страховой пенсии), которую он передавал в управление негосударственному пенсионному фонду, то он может обратиться и к данному фонду. Военнослужащий в свою очередь обращается через военный комиссариат по месту жительства в пенсионный орган Минобороны России. На этом примере отчетливо видно различие пенсионных органов, куда указанным лицам следует обращаться по поводу своей пенсии. Разграничивающими критериями здесь выступают формы организации пенсионного обеспечения – обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение; виды государственных пенсий – страховая и бюджетная; источники финансирования – бюджет ПФР и бюджетные ассигнования и др.

Можно предположить, что такой подход можно использовать в отношении всех видов государственных пенсий, которые сгруппированы по двум пенсионным системам. Но это не так. Например, выплата социальной пенсии производится органом ПФР, хотя такая пенсия входит в состав бюджетной пенсионной системы.

Таким образом, не всегда имеющиеся критерии, например формы и виды социального обеспечения, могут прямо указывать на орган, предоставляющий тот или иной вид обеспечения.

Теперь выясним, какими могут быть компетентные органы в зависимости от такого вида социального обеспечения, как социальные пособия, и каковы категории их получателей. Наиболее типичный пример – предоставление пособия по беременности и родам.

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливается право на пособие по беременности и родам разным категориям женщин. Например, такое пособие выдается женщинам, подлежащим социальному страхованию; обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования; проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего составов в органах внутренних дел и в других случаях.

По действующим правилам указанным категориям женщин рассматриваемое социальное пособие назначается и выплачивается соответственно по месту их работы, учебы или службы. Но есть исключение. Так, это пособие назначается и выплачивается женщине по последнему месту работы (службы), если отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы (службы) в следующих случаях: а) перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа; б) болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке); в) необходимости ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы. Таким образом, в дело вступят различные органы, обязанные выплачивать это пособие. Другой пример. Теперь речь пойдет о таком разграничивающем критерии, как финансовые источники выплаты пособия по беременности и родам. Они могут быть разные. Так, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, эти пособия выплачиваются работодателем за счет средств ФСС России. Этим же фондом финансируются расходы на пособия женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования. Непосредственную же выплату такого пособия осуществляет администрация образовательного учреждения. Женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего составов в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах, получают это пособие за счет средств государственного бюджета в соответствующем органе.

Как видно из примера, один и тот же вид социального обеспечения может осуществляться за счет одних и тех же денежных средств, но выдаваться разными органами. Или, наоборот, один и тот же орган может предоставлять несколько видов социального обеспечения за счет разных финансовых источников.

Итак, существует многообразие органов, непосредственно предоставляющих социальное обеспечение. Чтобы выяснить, какой именно орган предоставляет тот или иной вид социального обеспечения, в каждом конкретном случае необходимо анализировать многочисленные нормативные правовые акты. Их исследование показывает следующее.

Помимо органов, непосредственно предоставляющих какой-либо вид социального обеспечения, существуют и другие. К их числу, так или иначе имеющих отношение к вопросам социального обеспечения, можно отнести, например, федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, соответствующие органы субъектов РФ и местного самоуправления, фонды обязательного социального страхования, некоммерческие и иные организации, администрацию организаций и учреждений.

Не все из перечисленных органов напрямую соприкасаются с гражданами и предоставляют им тот или иной вид обеспечения. Они могут прямо или косвенно (опосредованно) иметь касательство к сфере социального обеспечения населения. Примером косвенного отношения к сфере социального обеспечения может служить деятельность федеральных органов законодательной власти. Так, Федеральное Собрание как высший орган законодательной власти нельзя назвать органом социального обеспечения, так как он не имеет непосредственной связи с конкретным гражданином. Но от принимаемых этим законодательным органом федеральных законов зависит само социальное обеспечение российских граждан.

Правительство РФ является федеральным государственным органом исполнительной власти общей компетенции, который следует считать главным инструментом исполнения конституционных норм, реализации основных направлений политики государства, в том числе и в социальной сфере. Для этого правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни населения. На него также возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, включая и их социальное обеспечение. Само же федеральное правительство тоже не имеет прямого контакта с гражданами по поводу непосредственного предоставления им социального обеспечения.

Следовательно, имеются органы, на которые возложены вопросы осуществления (и общего управления) сферой социального обеспечения15
О чем говорилось в первой главе настоящего учебного пособия.

Правительству РФ подчиняются центральные органы федеральной исполнительной власти – федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т. п.

Через них правительство проводит всю работу по выполнению возложенных на него законодательством задач, в том числе по социальному обеспечению. Так, в структуру федерального правительства входит Минтрудсоцзащиты. Через это министерство правительство обеспечивает осуществление государственной политики в области социального обеспечения. В свою очередь нижестоящие органы, подведомственные Минздравсоцразвития России, например районные или городские отделы (комитеты, управления, службы) социальной защиты населения16
Так официально именуются данные органы.

Или занятости населения, напрямую связаны с гражданами, поскольку предоставляют им тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, существуют органы, входящие в систему государственной исполнительной власти. Они в зависимости от своего положения (иерархического уровня по властной вертикали) могут иметь или не иметь прямую связь с гражданами по поводу их социального обеспечения. Все связи между указанными государственными органами (по вертикали – сверху вниз) основаны на принципе подчинения друг другу, т. е. отношений подчинения и власти. (Эти отношения регулируются нормами административного права. Они складываются в сфере деятельности исполнительной власти, например между органами, подведомственными Минздравсоцразвития России.)

Подобную аналогию можно проследить и во взаимоотношениях между органами, входящими в систему каждого социального страхового фонда (ПФР, ФСС России, ФФОМС). Эти фонды не являются органами государственной исполнительной власти. Содержание же отношений между органами внутри структуры каждого фонда носит административный характер. Иными словами, во внутренних взаимосвязях указанных органов наблюдаются также отношения подчинения и власти, поэтому такие отношения могут также регламентироваться нормами административного права. Следовательно, четко выраженные отношения административно-правового характера по вертикали имеются внутри самой системы некоторых органов, предоставляющих тот или иной вид социального обеспечения. Такие отношения есть между органами, входящими в структуру ПФР, ФСС России, ФФОМС. Между самими органами (по вертикали) действует принцип подчинения и власти.

Как было сказано выше, в отдельных случаях предоставление некоторых видов социального обеспечения осуществляет работодатель в лице администрации организаций и учреждений. Тем самым государство делегировало им часть своих полномочий. В этом проявляется действие основного принципа права социального обеспечения – создание максимальных удобств гражданам при реализации ими своего права на тот или иной вид социального обеспечения.

При этом отметим главную особенность. Между субъектами материальных отношений по социальному обеспечению – гражданами и органами (организациями) – нет отношений подчинения и власти. Следовательно, административно-правовых отношений между гражданами – получателями материального блага, т. е. того или иного вида социального обеспечения, и органами, их предоставляющими, нет.

Таким образом, в сфере социального обеспечения существуют различные органы и организации. Условно мы их выделим в два основных типа. Первый тип – это органы, непосредственно предоставляющие соответствующие виды социального обеспечения. Ко второму типу отнесем органы, имеющие опосредованное отношение к социальному обеспечению. И те и другие так или иначе связаны друг с другом. Их деятельность одинаково важна, поскольку является гарантией осуществления прав граждан на социальное обеспечение.

Принимая во внимание объем правомочий органов, степень их участия в социальном обеспечении населения, можно выделить пять основных классов органов, осуществляющих свои функции по социальному обеспечению.

Первый класс – органы государственной власти и органы муниципальных образований. О них говорилось выше. Под ними также подразумеваются органы различных федеральных министерств и ведомств, например Минтрудсоцзащиты России, МВД России, Минобороны России и пр.

Второй класс – органы обязательного социального страхования. В данном случае речь идет об органах, входящих в структуру ПФР, ФСС России, ФФОМС, начиная с федерального уровня и заканчивая местным уровнем.

Третий класс – негосударственные органы, например негосударственные пенсионные фонды. Им государство передало некоторые полномочия по накопительным пенсиям(накопительной части трудовой пенсии).

Четвертый класс – общественные организации: это профсоюзы, общественные организации инвалидов, например Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих.

Пятый класс – это работодатели (администрация организаций и учреждений), которые непосредственно осуществляют выдачу гражданам отдельных видов социального обеспечения.

Участие и роль этих органов в социальном обеспечении населения различна и зависит от того, какими полномочиями они наделены согласно действующему законодательству. Несмотря на имеющиеся различия, у них есть одна общая и объединяющая их цель – социальное обеспечение граждан. Названные выше органы и осуществляют в целом социальное обеспечение в стране17
Общие понятия и характеристика механизма осуществления социального обеспечения и его управления могут отдельно изучаться на факультативных занятиях.

Социальное обеспечение: что это?

Определение 1

Социальное обеспечение выступает в качестве предусмотренной законодательными органами власти системы, которая необходима для организации материального обеспечения и последующего обслуживания граждан, достигших определенного возраста (старости), а также в случае их болезни, частичной или полной утраты реализовывать трудовую деятельности, в случае потери кормильца. Также в рамки социального обеспечения вписываются семьи, в которых есть дети, но нет возможности обеспечить их полноценное существование (многодетные семьи, дети-сироты).

Право социального обеспечения – это отдельная отрасль российского права. Она представляет из себя целую совокупность норм, а также правовых статусов и институтов, которые регулируют отношения по материальному обеспечению за счет средств, хранящихся в государственных целевых внебюджетных фондах социального назначения. Иными словами, социальное обеспечение – это одна из распространенных адресных форм распределения материальных благ. Основная цель – удовлетворить наиболее жизненно важные личностные потребности:

  1. Физические – поддержка физического здоровья, помощь в обеспечении услугами здравоохранения;
  2. Социальные – бесплатное образование, услуги в различных бюджетных организациях;
  3. Интеллектуальные – обеспечение доступности образования на каждом этапе развития и обучения человека.

Данные потребности присущи практически всем – старикам, людям с ограниченными возможностями, детям, иждивенцам и вынужденным переселенцам, безработным. Но стоит отметить, что каждый человек имеет право получить помощь и быть обеспеченным в целях восстановления здоровья и для последующего корректного воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов. Социальное обеспечение является выражением работы в рамках социальной политики государства на данном этапе его развития и деятельности.

Таким образом, социальное обеспечение – это форма выражения свойств и действий социальной политики государства. Оно направлено на материальное обеспечение конкретных категорий граждан (стариков, инвалидов, сирот, иждивенцев, многодетных семей) из средств государственного бюджета, а также специально отведенных внебюджетных государственных фондов. Происходит это в случае наступления таких событий в жизни человека, которые могут подкосить его социальное положение и нанести вред его жизнедеятельности в целом. Главная характеристика социального обеспечения – это его адресность, поскольку перед тем, как давать согласие по заявлениям, поданным в органы социального обеспечения, необходимо произвести проверки по данному вопросу и выявить действительность положения человека, который обратился за помощью.

Организация социального обеспечения в современной России

Социальное обеспечение граждан производится в соответствии с мероприятиями, которые предусматриваются в рамках законодательства, а также в рамках социальной политики нашей страны. Сегодня в России к системе социального обеспечения необходимо отнести все виды пенсионных выплат и льгот, пособий, компенсационных выплат. Сюда же относятся следующие элементы социального обеспечения:

  • Социальное обслуживание граждан, наиболее нуждающихся в этом;
  • Медицинская помощь категориям граждан, финансирование дорогостоящих лекарств или операций из государственного бюджета, или фондов внебюджетных организаций;
  • Санаторно-курортное лечение для граждан, которые в большой степени нуждаются в этом по медицинским показаниям (вялотекущие хронические заболевания, послеоперационная реабилитация);
  • Льготы для отдельных категорий граждан (выплаты субсидий и пособий гражданам, наиболее нуждающимся в этом).

Социальное обеспечение может различаться по своим формам. При этом под формами в целом подразумеваются организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения в условиях современности. К довольно специфическим признакам форм социального обеспечения следует отнести такие, как система органов, которые осуществляют непосредственное социальное обеспечения; способ аккумуляции денежных средств, которые используются для того, чтобы предоставить социальное обеспечение нуждающимся особым категориям граждан. В-третьих, нельзя не отметить круг субъектов, которые получают помощь и обеспечиваются за счет средств, выделяемых определенным финансовым источником. К тому же, здесь исследователями учитываются виды обеспечения, производящиеся за счет конкретного источника для конкретного круга объектов социального обеспечения.

Формы постоянно меняются, поскольку изменениям подвергается и система социального обеспечения, и курс политики в этом плане. Поэтому сегодня, когда речь идет о централизованных формах социального обеспечения, то их следует подразделять на такие, как:

  1. Обязательное социальное страхование граждан и особых категорий населения;
  2. Социальное обеспечение за счет бюджетных средств – в данном случае оно предоставляется только особым категориям граждан, которые официально подтверждают свое сложное материальное и социальное положение;
  3. Смешанную форму социального обеспечения, которая принимается для определенных социальных субъектов. Здесь подразумевается финансирование и соответствующих фондов, социальная помощь в организации медицинского обслуживания, помощь в получении дополнительных услуг или финансового обеспечения (льгот, субсидий, пенсионных выплат и доплат к ним).

В настоящее время в России действует несколько фондов в качестве самостоятельных кредитно-финансовых систем. К ним относится Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также некоторые фонды обязательного медицинского страхования.

Замечание 1

В качестве основных поступлений для этих фондов выступают страховые взносы. Человек может обратиться в них и, в соответствии с законодательной системой, получить необходимую помощь, подтвердив перед этим документально свой социальный статус.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его. Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Между этими понятиями существует большая разница.

1) Социальное обеспечение – это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не должна допускать неблагоприятных ситуаций.

2) Социальное обеспечение охватывается социальной защитой, которая позволяет реализовывать её обеспечительную функцию, то есть в рамках социального обеспечения осуществляется защита от тех неблагоприятных ситуаций, которые уже реализованы.

Классификация форм социальной защиты:

1. В зависимости от роли субъекта получателя. Социальная защита может быть активной и пассивной. Активная социальная защита предполагает активную позицию субъекта получателя, например, в виде трудоустройства. Если не удается человека трудоустроить, то назначается пособие по безработице.

2. По субъектному составу: государственная, муниципальная, корпоративная, социально-партнерская и общественная, осуществляемая через общественные объединения, благотворительные организации.

3. В зависимости от основания предоставления: договорные и недоговорные формы социальной защиты, последние возникают в силу закона.

4. В зависимости от степени охвата субъектов получателей: общие (распространяются на всех граждан без исключения, например, защита от чрезвычайных ситуаций); специальные (категориальные, они предоставляются определенным категориям населения, которые выделяют по профессиональному, территориальному или иным признакам); исключительные (предоставляются на основании специальных нормативных актов, тем категориям населения, которые попадают в экстраординарные обстоятельства, требующие исключительных мер, напр., защита чернобыльцев, защита беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.).

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

В данной работе мы хотели бы подробнее разобрать такой институт как «социальное обеспечение», так как он ярче отражает конституционно-правовые основы социальных отношений и помогает определить какими же средствами достигается сглаживание социального неравенства в обществе.

Развитая система социального обеспечения – обязательный элемент социального государства. Согласно ст.7 Конституции Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизни и развитие человека. Нормы, прописанные в конституции, являются нормами прямого действия и обязательны для выполнения.

Социальный прогресс требует от государства усиления внимания к решению проблем социального обеспечения, и чем последовательнее станет это внимание, тем стабильнее будет социально-политическая ситуация в России, крепче социальная защищенность граждан, устроеннее их жизнь, комфортнее психологическое самочувствие – это позволит повысить уровень и качество жизни населения Российской Федерации.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития.

Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

В юридической литературе можно встретить ряд других определений этого понятия.

Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством.

К.Н.Гусов и М.О.Буянова под социальным обеспечением предлагают понимать «форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества».

Проанализировав данные определения можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе:

1) государственный характер устанавливаемых в обществе организационно – правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепления перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения;

3) закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

4) нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

К основным функциям социального обеспечения относятся:

1) экономическая функция социального обеспечения, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков;

2) производственная функция, которая выражается в том, что право на многие виды социального обес­печения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;

3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, соци­альных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;

4) политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направ­ления социальной политики. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных поло­жений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выпол­няет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

5) защитная функция заключается в том, что общество предоставляет социальное обеспечение в целях защиты граждан в трудной ситуации.

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

1) государственное социальное обеспечение;

2) негосударственное социальное обеспечение.

Конституция закрепляет правовой статус граждан в сфере социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспе­чение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормиль­ца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения ока­зывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработи­цы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой го­сударства (ст. 38).

Законодательная база по социальному обеспечению в Российской Федерации.

Таблица №1.

Федеральные законы, регулирующие отношения по социальному обеспечению Категории лиц Предоставляемые виды социального обеспечения
«О государственном пенсионном обеспечении в РФ» Федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ, граждане, пострадавшие от радиационных катастроф, нетрудоспособные Пенсии по старости, по инвалидности, социальные, за выслугу лет
«О трудовых пенсиях в РФ» Застрахованные граждане Пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» Перечисленные в законе категории граждан Пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Граждане, имеющие детей Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременное при рождении ребенка, ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ежемесячное на ребенка.
«О занятости населения в РФ» Безработные граждане Пособие по безработице
«О погребении и похоронном деле» Граждане РФ Социальное пособие на погребение
«О беженцах» Граждане, имеющие статус беженцев Единовременное денежное пособие
«О государственной социальной помощи» Граждане, душевой доход которых ниже прожиточного минимума Пособия, субсидии, социальные услуги
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Пособия, социальное обслуживание
«О статусе военнослужащих» Военнослужащие, уволенные с военной службы без права на пенсию Пособие
«Об основах социального обслуживания населения в РФ» Граждане, нуждающиеся в социальных услугах Социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное обслуживание в учреждениях, медико-консультационная помощь, срочное социальное обслуживание
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Граждане пожилого возраста и инвалиды Те же виды

Как видно из таблицы, независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение осуществляется в различных видах: пенсии, пособии, компенсации, социальное обслуживание.

Следует дать определения этим понятиям.

Пенсия – это регулярная денежная выплата, предоставляемая в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих целей.

В зависимости от обстоятельств, по которым предоставляется право на пенсию, выделяют следующие виды пенсий:

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению;

Трудовая пенсия.

Схема №1.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им дохода, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационной или техногенной катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.3

Схема № 2.

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая производится в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом.4

Пособие – это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах установленных законодательством, с целью оказания дополнительной материальной помощи, и являются дополнительным к иному постоянному и основному источнику существования.

Компенсации – это денежные выплаты, адресованные лицам, нуждающимся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от воли получателя. Среди них можно назвать следующие виды компенсаций: матерям, осуществляющим уход за ребенком до достижения им полутора лет, студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показателям и др.

Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовой, социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-правовой услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. К основным видам социального обслуживания относятся: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.

Таким образом, социальное обеспечение – это сложное, многофункциональное явление. Социальное обеспечение выполняет различные функции, которые определяют целевое назначение социального обеспечения для населения. Государство определяет основные направления деятельности в данной сфере. Комплекс гарантий, предоставляемых гражданам в различных ситуациях, зависит от возможностей государства.

Так например, расходы государства на социальное обеспечение в РФ на 2003 год составили 1252,1 млрд.руб., что составило 6,1% от общего расхода федерального бюджета. К примеру, в США этот процент от общего расхода федерального бюджета составил – 22,9.

Основные направления выплат идут в сферу пенсионного обеспечения (в 2003 году они составили 878,6 млрд.руб.), размер денежных средств на выплату пособий составил 140,9 млрд.руб. Однако, социальная напряженность в обществе на современ­ном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.


Шамова Л.Г. Социальное государство. История. Современность с. 387// Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). – М.: Научный эксперт, 2008. – 1008 с.

Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Большой толковый социологических словарь. – М.: Вече. Аст., 1999. – Т.1: А-О. – С 139- 140.

Володин А. Г. Политическая экономическая демократия. – М.: Гуманитарий, 2008. С. 119.

Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.: Политология. - 2000. - № 2 - С. 8

Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. ст.7// «Российская газета», 25 декабря 1993 года №237

Л.С.Мамут. Социальное государство с точки зрения права//Государство и права, 2001г. №7, с.4-15

См.: ч.2 ст. 7 Конституции РФ.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник – 3-е изд. – М.: Юристъ, 2003. – с. 182-183

ФЗ от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» ч.1. ст.2// «Российская газета», № 210, 29.10.1997

ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» ст.1// «Российская газета», № 243, 19.12.1995

ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» ст.4// «Российская газета», № 243, 19.12.1995

Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций// М., Юрайт-Издат, 2007. с.11

Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций// М., Юрайт-Издат, 2007. с.8

Шарин В. «Социальное обеспечение» – понятие, требующее уточнения // ​Соц. обеспечение.2005. – № 6. – с.37.

Буянова М.О., .Гусов К.Н Право социального обеспечения России: Учебник.//М.:ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – с.11

3 Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ ст.2 // Собрание законодательства РФ 2001№51. Ст.4831

Социальное обеспечение - 1) один из способов распределения части ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса; 2) система материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях.

Социальное обеспечение - система социально-экономических мероприятий, гарантирующих (табл. 2.1):

  • - материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье;
  • - обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Характеристика социального обеспечения в России

Компонент

Цели социального обеспечения

Выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Выравнивание личных доходов в случае наступления социальных рисков.

Предупреждение, смягчение или устранение неблагоприятных последствий наступления социальных рисков

Принципы

социального

обеспечения

Всеобщность социального обеспечения.

Общедоступность социального обеспечения.

Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности. Многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения. Дифференциация условий и порядка представления социального обеспечения субъектами общественных отношений.

Целевое использование средств

социального

обеспечения

Экономическая.

Защитная.

Политическая.

Социально-реабилитационная.

Демографическая.

П роизводствснная

социального

обеспечения

Административно-правовой.

Гражданско-правовой

социального

обеспечения

Материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье.

Обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Основные виды страхового обеспечения

Денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации и натуральных видов помощи (продукты, вещи, лекарства, транспорт и технические средства для инвалидов и т.д.).

Социальные услуги и льготы (социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и Т.Д.).

  • 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
  • 2) пенсия по старости;
  • 3) пенсия по инвалидности;
  • 4) пенсия по случаю потери кормильца;
  • 5) пособие по временной нетрудоспособности;
  • 6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
  • 7) пособие по беременности и родам;
  • 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Компонент

  • 9) пособие по безработице;
  • 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • 11) единовременное пособие при рождении ребенка;
  • 12) пособие на санаторно-курортное лечение;
  • 13) социальное пособие на погребение;
  • 14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей

Организационно-правовые формы социального обеспечения

Система социального страхования.

Система пенсионного обеспечения.

Система выплаты пособий и компенсаций.

Система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и безработных граждан

социального

обслуживания

Однократное.

Бессрочное

социального

обеспечения

Государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения.

Органы службы занятости (по пособиям по безработице).

Фонд социального страхования (ФСС).

Органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения.

Пенсионные органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.).

Работодатели и т.д.

Бюро МСЭ, устанавливающее факт инвалидности, ее причины и время наступления.

Суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Медицинские учреждения, устанавливающие факт временной нетрудоспособности и т.д.

Основания правоотношений по социальному обеспечению

Объективное основание для обеспечения (рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста, малообеснеченность, сиротство и т.д.).

Волеизъявление гражданина на получение того или иного вида социального обеспечения (личное заявление или заявление законных представителей - опекунов, попечителей).

Акт соответствующего органа о предоставлении (отказе в предоставлении) конкретного вида социального обеспечения

К основным видам социального обеспечения относятся:

  • пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;
  • пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;
  • содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;
  • профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

Право социального обеспечения - совокупность правовых норм, регулирующая специфическим методом общественные отношения но поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенном законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

В социальном обеспечении имеют место два разных защитных явления:

  • 1) охрана социальных прав;
  • 2) защита социальных прав.

При этом охрана социальных прав - совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав.

Под защитой социальных прав понимается принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

Социальные гарантии - обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состояться. Социальные гарантии - обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права.

Социальные гарантии - социальные права в действии, реализованные социальные права. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы.

Социальная льгота - отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости.

Нуждаемость - временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер.

Нуждаемость - такое состояние индивидов, которое возникает из неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит, быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом.

Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит, вступать в отношения, носящие всеобщий характер.

Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

По своей экономической сущности отношения в сфере социального обеспечения являются отношениями распределительными.

По срокам существования во времени правоотношения в сфере социального обеспечения делятся на три группы:

  • - правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, правоотношения по поводу единовременных пособий - по случаю рождения ребенка; на погребение и др.);
  • - правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени. Особенность данного вида правоотношений состоит в том, что с момента их возникновения заранее известно, когда они будут прекращены. К этой группе правоотношений можно отнести, например, правоотношение по выплате пособия за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; правоотношение по выплате пенсии по инвалидности, установленной на определенный срок, и т.д.;
  • - правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, правоотношение по поводу выплаты пенсии по старости; правоотношение по социальному обслуживанию пожилых, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, и т.д.).

По видам социального обеспечения в зависимости от источника денежных средств можно выделить следующие виды правоотношений:

  • - по обеспечению за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;
  • - по обеспечению из негосударственных средств (негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды, средства отдельных юридических или физических лиц и др.).

По формам государственного социального обеспечения можно провести следующую классификацию:

  • - правоотношения но государственному социальному обеспечению;
  • - правоотношения по государственному социальному страхованию, в том числе правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи.

Производными от перечисленных видов общественных отношений и входящими в предмет права социального обеспечения являются процедурные и процессуальные правоотношения.

Процедурные правоотношения возникают по повод}":

  • - назначения всех видов социального обеспечения;
  • - установления юридических фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социального обеспечения.

Например, для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт инвалидности, а для назначения пособия по временной нетрудоспособности необходимо установить факт нетрудоспособности и т.д.

Процессуальные правоотношения, входящие в предмет права социального обеспечения, связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой области. Эти споры могут возникать по различным вопросам: отказ в назначении того или иного вида социального обеспечения или определение его размера в денежной форме; установление причины инвалидности; определение права на льготы и т.д. В зависимости от характера спора, он может быть разрешен вышестоящим в порядке подчиненности органом либо в суде. Как и все правоотношения, правоотношения в сфере действия нрава социального обеспечения состоит из таких элементов, как субъект, объект, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения.

Правоотношения в сфере социального обеспечения являются двусторонними.

Одним из субъектов таких правоотношений всегда выступает отдельный гражданин, а в некоторых случаях - семья. Так, в правоотношении по поводу пенсии по случаю потери кормильца субъектом выступает семья. В зависимости от вида социального обеспечения субъектом рассматриваемых правоотношений может быть несовершеннолетний подросток, ребенок-сирота, инвалид, безработный, нетрудоспособный, беженец, вынужденный переселенец, человек преклонного возраста, а также лица, пострадавшие от радиационных аварий или природных бедствий (землетрясение, наводнение) и т.д.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по общему правилу, в сфере социального обеспечения имеют те же права, что и граждане РФ.

В процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров по поводу того или иного вида социального обеспечения субъектом правоотношения является вышестоящий орган или суд.

Содержанием правоотношений являются взаимные права и обязанности сторон. Особенность содержания правоотношений по социальному обеспечению состоит в том, что одна сторона - физическое лицо - имеет право требовать предоставить тот или иной вид обеспечения, а вторая сторона, к которой обращено это требование, при наличии всех предусмотренных законодательством условий обязана выполнить это требование.

Основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения в сфере социального обеспечения являются различные юридические факты, как события (инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть), так и действия. Особенностью правоотношений по социальному обеспечению является обязательный заявительный порядок в реализации права на гот или иной вид социального обеспечения. До тех пор пока сам человек (или его законный представитель) не напишет заявление с просьбой назначить ему пенсию, пособие или иной вид социального обеспечения, никакие выплаты, услуги и т.д. ему не будут предоставлены, а значит, и не возникнет соответствующее правоотношение по социальному обеспечению. Поэтому часто правоотношение по социальному обеспечению возникает (изменяется, прекращается) на основании не одного юридического факта, а целой группы фактов, которую принято называть сложным юридическим фактическим составом.

Отсутствие хотя бы одного из названных элементов сложного юридического фактического состава ведет к невозможности возникновения (изменения, прекращения) правоотношения в сфере социального обеспечения.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»