Введение в теорию управления организационными системами: Электронный учебник. Реферат: Тема введение в теорию управления золотая узда не сделает клячу рысаком Мышление современного руководителя должно быть

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

Тест для самоконтроля № 1

1. Выберите один правильный вариант ответа.

Управление можно определить как

1. отношения управляющего воздействия

2. целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления

3. систему активных действий по реализации заранее установленных целей

4. регулируемое, сознательное, активное воздействие на объект с целью достижения собственных целей

2. Выберите один правильный вариант ответа.

Средство управленческого труда – это

1. ресурсы организации

2. информация

3. техника производства

4. управленческое решение

3. Выберите один правильный вариант ответа.

Под логикой управления понимается система

1. философии управления, основанная на миссии управления и характеризующая задачи управления

2. целенаправленных действий, осуществляемых в строго определенной последовательности в установленный период времени

3. принципов управления, описывающих процесс управления в данной организации

4. функций управления, объединенных между собой специфическими для данной организации связями

4. Выберите один правильный вариант ответа.

Экономическая эффективность управления представляет собой соотношение

1. объемов производства и размера заработной платы сотрудников

2. затрат материальных, трудовых, финансовых ресурсов и полученных результатов

3. показателей рентабельности и оборачиваемости

4. затрат материальных и финансовых ресурсов и полученных результатов

5. Выберите все правильные варианты ответов.

Цели теории управления

1. изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых

2. построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем

3. изучение и описании существующих управленческих практик, их типизации и популяризации

4. Улучшение качества жизни населения

6. Дополните.

Управленческое решение представляет собой _______________, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования организации.

продукт управленческого труда

7. Выберите один правильный вариант ответа.

Динамику системы управления определяют

1. цели управления

2. структура управления

3. функции управления

4. управленческие решения

8. Выберите один правильный вариант ответа.

Статика системы управления определяется

1. целями управления

2. структурой управления

3. функциями управления

4. управленческими решениями

9. Выберите все правильные варианты ответов.

Особенности характера социального взаимодействия в управленческих отношениях, которые предполагают, с одной стороны, авторитет целого, с другой – подчинение этому авторитету

1. коллегиальность

2. соподчиненность

3. субординация

4. конформизм

10. Выберите один правильный вариант ответа.

Принципиальное отличие экономической от социальной эффективности управления заключается в том, что

1. социальная эффективность напрямую не зависит от производственной деятельности организации, а экономическая является ее следствием

2. социальная эффективность имеет меньшую значимость для руководства организации, нежели экономическая

3. социальная эффективность оценивается через качественные показатели, тогда как экономическая может оцениваться и с помощью количественных показателей

4. внешняя среда в большей степени влияет на социальную эффективность, чем на экономическую

11. Выберите один правильный вариант ответа.

Структура теории управления как науки включает в себя разделы дисциплин, касающиеся управления

1. социологии, политологии, философии, психологии, кибернетики, психологии, менеджмента, экономики

2. политологии, обществоведения, экономики, правоведения, математики, статистики

3. менеджмента, экономики, психологии, кибернетики, системотехники, философии

4. философии, культурологи, правоведения, политологии, истории

12. Установите соответствие между уровнем и методологией теории управления:

:1-в,2-а,3-б,4-д

13. Дополните.

Теория управления изучает такой вид отношений, как ____________.

соподчинение

14. Выберите один правильный вариант ответа.

Методология науки – это

1. система принципов научного исследования

2. совокупность исследовательских приемов

3. совокупность техник и технологий

4. система методик научного познания и управления

15. Дополните.

Общие теории социального управления являются одним из уровней знания в теории управления. Это уровень __________________.

16. Выберите один правильный вариант ответа.

Прикладные теории организации и управления составляют один из уровней знания в теории управления. Это уровень

4. четвертый

17. Выберите один правильный вариант ответа.

Деятельностный подход в теории управления

1. акцентирует внимание на внешних формах организационно-экономического поведения людей

2. основан на применении математических методов к исследованию операций в организации и деятельности руководителя

3. основан на рассмотрении функций руководителя как процесса взаимосвязанных между собой действий

4. включает в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий руководителя

18. Выберите один правильный вариант ответа.

Методология теории управления – это

1. совокупность знаний, теорий и концепций, объясняющих различные управленческие феномены

2. совокупность технологий и алгоритмов управления

3. совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов

4. совокупность конкретных методов сбора информации

19. Выберите один правильный вариант ответа.

В современной науке управления выделяют … уровня знаний

Количество уровней знаний, которые выделяют в современной науке

20. Выберите все правильные варианты ответов.

Критериями, по которым осуществляется разделение труда в управлении, являются

1. технология управления

2. функции управления

3. стиль управления

4. иерархия управления

21. Выберите один правильный вариант ответа.

Прогнозирование, планирование, организация, мотивация, принятие решений и контроль в совокупности представляют собой

1. принципы управления

2. функции управления

3. подходы к управлению

4. технологии управления

22. Выберите все правильные варианты ответов.

Трудности трансформации российской системы государственного управления связаны с:

1. жесткостью организационных структур управления

2. множественностью субъектов Федерации

3. отсутствием традиций государственного управления

4. коррупцией в органах власти

23. Выберите все правильные варианты ответов.

Мышление современного руководителя должно быть

1. ориентировано на здравый смысл

2. традиционным

3. ориентированным на любые инновации

4. маркетингово ориентированным

24. Выберите один правильный вариант ответа.

Век, в котором управление как социальный феномен получило теоретическое обоснование

25. Выберите один правильный вариант ответа.

Субъектом управления выступает

1. социальная общность

2. представители органов муниципальной власти

3. гражданин

4. общество в целом

26. Выберите один правильный вариант ответа.

Формирование системы профессиональных знаний умений и навыков руководителя называется

1. компетентностью

2. профессионализмом

3. профессиональной подготовкой

4. профессиональной адаптацией

27. Выберите один правильный вариант ответа.

Цель управления состоит в

1. достижении экономической эффективности

2. установлении и поддержании социального порядка

3. достижении геополитических интересов страны

4. повышении средней заработной платы

28. Выберите один правильный вариант ответа.

Социальная общность волонтеров выступает

1. субъектом управления

2. объектом управления

3. предметом управления

4. результатом управления

29. Выберите один правильный вариант ответа.

Понятие и функции политики

и политического управления ЧФ РАНХиГС Чернов Геннадий Юрьевич .

Раздел I. Введение в теорию политического управления.

2. Понятие управления.

1. Политическое управление как наука, учебная дисциплина и вид практической деятельности. Функции политического управления.

Политическое управление – одна из отраслей политической науки.

Объектом исследования для науки политического управления выступают политические управленческие процессы, протекающие в политической, социальной и других сферах общества, в политических институтах и социальных общностях.

Предмет теории политического управления составляют закономерности и принципы, а также методы и технологии управления обществом в целом и его политической подсистемой.

Цель теории политического управления: изучение, оценка и совершенствование институтов, методов и технологий политического управления (в том числе связанных с разработкой, принятием и реализацией политических решений).

Таблица 1. Основные задачи политического управления

Как новая область знания политическое управление сформировалось во 2-й половине ХХ века, прежде всего в США, на стыке трех групп социально-гуманитарных наук:

1) социальных и социально-политических (политология, социология, экономическая наука);

2) эпистемологических , изучающих процессы познания (философия, психология, информационно-коммуникативные исследования);

3) менеджериальных , собственно управленческих (теория менеджмента, организационная теория, государственное администрирование и др.)

У истоков этого междисциплинарного синтеза в конце 1940 – 1950-х гг. стояли американские ученые Герберт Саймон («Административное поведение», 1947) и Гарольд Лассуэлл, совместно с Дэниелом Лернером издавший работу «Политико-управленческие науки» (1951).



Становление науки политического управления тесно связано и с обособлением и развитием такой отрасли прикладных политических исследований как политический анализ (1930-50-е гг.). Предпосылкой для развития этого направления прикладной политологии, а затем и формирования науки политического управления, стала потребность в оценке эффективности принимаемых государством и политическими элитами решений ввиду расширения сферы вмешательства государства в социально-экономические отношения (неолиберализм, кейнсианство). В 1937 г. была создана Школа государственного управления в Гарвардском университете (США), занимавшаяся разработкой программ и методик политического анализа. С 1950-ми гг. в США связывают начало так называемого «политико-управленческого движения» (policy movement), ориентированного, согласно Г. Лассуэллу, на придание политической науке прикладной, прагматической направленности путем соединения демократической теории с управленческой практикой .

Сегодня исследования в сфере политического управления активно ведутся и в Российской Федерации. Можно выделить ряд школ и направлений в изучении проблематики политического управления в РФ:

политико-административное (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; видные представители – О.Ф. Шабров, В.С. Комаровский, М.Г. Анохин);

политико-менеджериальное (МГУ им. М.В. Ломоносова; А.И. Соловьев, Г.В. Пушкарева, С.Г. Туронок и др.);

политико-сетевое (Санкт-Петербургский госуниверситет; Л.В. Смогунов, А.П. Альгин, В.П. Милецкий) .

Наука политического управления выполняет ряд социально значимых функций:

познавательная (гносеологическая) функция состоит в изучении и объяснении политического управления как особой формы социально-политического взаимодействия, в раскрытии важнейших закономерностей и методов политического управления общественными процессами;

оценочная (аксиологическая) функция реализуется в формировании критериев оценки состояния систем политического управления, с точки зрения их эффективности, соответствия/несоответствия потребностям и интересам общества и государства;

технологическо-управленческая функция проявляется в разработке методик и технологий, направленных на совершенствование политико-управленческой деятельности.

Можно выделить и ряд функций, связанных с применением положений политико-управленческой науки в практике политического управления:

прикладная функция, проявляющаяся в использование выводов, рекомендаций и оценок теории политического управления при разработке, принятии и реализации политико-управленческих решений;

прогностическая функция, реализующаяся в определении перспектив и тенденций (трендов) развития управляемой и управляющей систем на основе теоретических положений политико-управленческой науки;

образовательная (социализирующая) функция проявляется в распространении, в первую очередь посредством преподавания учебной дисциплины «Политическое управление», знаний, навыков, опыта политического управления с целью повышения политической культуры граждан и, в особенности, субъектов принятия политических решений (политических элит).

Последняя функция, рассматриваемая как трансляция положений научной теории через посредство учебной дисциплины в мировоззренческий и профессионально-деятельностный арсенал формирующейся политической элиты, представляется особенно важной с учетом потребности общества в высококомпетентной, широко эрудированной, способной принимать нестандартные решения в условиях неопределенности и риска, демократически мыслящей когорте политических руководителей новой формации.

2. Понятие управления.

Политическое управление является одним из видов управленческой деятельности, управления.

Существует несколько определений понятия «управление», от общефилософских до частнонаучных, связанных с теорий и практикой менеджмента в странах Запада. Приведем некоторые из них:

«функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддерживающая установленный режим деятельности и реализующая цели этой деятельности» ;

«совокупность определенных воздействий субъекта управления на управляемый объект» ;

выполнение дела посредством других людей («getting things done by other people») .

Для уяснения политико-ориентированного контекста употребления термина «управление» (в отличие от термина иностранного происхождения «менеджмент», первоначально акцентировавшего внимание на управленческих процессах в экономической сфере) нелишней будет этимологическая реконструкция исконных значений слова «управлять» в русском языке. Итак, что же значит – «управлять»? «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля дает следующие трактовки термина:

Править, давать ход, направление;

Распоряжаться, заведовать;

Одолевать препоны, трудности, своеволие, успевая в чем-либо;

Приводить в порядок (упорядочивать) .

Такое, казалось бы, простое и всем понятное толкование позволяет нам разглядеть единство нескольких важнейших функций социального управления, к которым могут быть отнесены:

телеологическая (целеполагающая, направляющая);

рапорядительно-распределительная (контроль и распоряжение общественными ресурсами);

властно-волевая , ориентированная на преодоление проблем и конфликтов с опорой на властные ресурсы;

наконец, интегрирующая, систематизирующая (как в отношении социальных общностей, так и различных сфер общественной жизни).

Мнение:

Известный российский политолог Геннадий Иванович Козырев не только дает определение управления, но и отмечает такую особенность управленческих процессов в обществе как их рациональный, целенаправленный характер:

«Управление – систематическое, целенаправленное воздействие субъекта управленческой деятельности на управляемый объект с целью его упорядочения, сохранения и развития».

«Общество (социальная общность), как и любая система, подвержено действию различных регуляторов, в том числе и стихийных. Управление является высшей формой сознательного регулирования процессов функционирования и развития системы» .

Цель управления – сохранение стабильного функционирования управляемого объекта, его дальнейшее развитие и/или перевод в новое качественное состояние (реформирование).

Структура управленческой деятельности включает в себя следующие элементы:

субъект управления – индивид, группа, организация, социальный институт, являющиеся носителями управленческого воздействия на объект;

объект управления – социальная система (общество, социальная общность, организация, индивид и т. п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия;

ресурсы (средства) управления – всё то, что может побудить либо принудить управляемый объект выполнять распоряжения (указания, приказы) субъекта (материальное вознаграждение, физическое принуждение, харизма субъекта управления, моральные и правовые нормы, традиции, идеи, властные полномочия субъекта управления и др.).

Применительно к политическому управлению В.Д. Зимина и Н.А. Борисов предлагают понимать под средствами управления политические технологии, методы и процедуры, которые обеспечивают передачу и восприятие управляющего воздействия на основе обмена информацией как внутри политической системы, так и за ее пределами.

Также они выделяют как особый компонент управления каналы управления (политические коммуникации) – направления взаимного воздействия субъекта и объекта в системе управления (прямая и обратная связь), а также по­ступления информации из внешней среды .

3. Сущность, структура и особенности политического управления. Директивная и коммуникативная модели политического управления.

В современной российской политико-управленческой мысли нет единой точки зрения относительно сущности и структуры политического управления. Однако можно выделить ряд позиций, разделяемых группами исследователей. Основой для демаркации (разделения) этих позиций служат, прежде всего, различные представления о соотношении политического и государственного управления: от полного отождествления этих понятий, рассмотрения политического управления как составной части государственного до включения государственного управления в структуру управления политического как одного из элементов последнего.

Мнения

Так, согласно Г.И. Козыреву, политическое управление является одним из видов государственного управления наряду с административным, экономическим, социальным управлением и представляет собой одну из форм взаимодействия субъектов политики по поводу разработки, принятия и реализации политических решений .

Схожей позиции придерживается доктор политических наук, автор ряда известных учебных пособий Рашид Тазитдинович Мухаев. Политическое управление он рассматривает в качестве составной части государственного управления (наряду с государственным администрированием).

С его точки зрения, на уровне политического управления регулирование социальных отношений осуществляется в 2-х главных направлениях:

1) формулирование политического курса – правительственные действия, направленные на выработку целей и задач, отражающих требования общества;

2) выработка государственной политики – принятие властных решений по реализации политического курса в конкретных сферах жизни общества, с определением эффективного сочетания целей и средств, выбора оптимального варианта деятельности.

На уровне же государственного администрирования управляющее воздействие выражается в организации процесса претворения в практику властных решений в деятельности госслужащих .

Схематично соотношение политического и государственного управления в таком случае можно представить следующим образом (см. схему 1).

Схема 1. Соотношение политического и

государственного управления (по Р. Т. Мухаеву)

Однако, подходы, отождествляющие политическое управление с государственным управлением или с его значимой составной частью, представляются недостаточно конструктивными и современными.

Во-первых, процессы демократизации политической системы и активизации гражданского общества во всем мире, и в России в частности, свидетельствуют о том, что государство все больше утрачивает монополию на разработку и принятие политических решений. В формировании политической «повестки дня» все более значимую роль играют оппозиционные политические партии, группы давления (лобби), активисты и институты гражданского общества. Таким образом, состав акторов и институтов политико-управленческой активности не исчерпывается государством (хотя его центральная роль в политической системе и политическом процессе сохраняется).

Во-вторых, в современной политической науке все больше обретает «права гражданства» понятие «политический менеджмент», не являющееся прямым англоязычным аналогом понятия «политическое управление», а отражающее новые, широко применяемые управленческие практики и технологии, не опирающиеся на традиционные ресурсы государственной власти (нормативный, легальное насилие). Эти практики и технологии активно включаются в арсенал политического управления, и сегодня «политический менеджмент» может рассматриваться как специфическое самостоятельное направление в политическом управлении, осуществляемом как государственными, так и негосударственными политическими институтами.

Поэтому, более основательной и соответствующей современной практике видится трехкомпонентная структурная модель политического управления, предложенная В.Д. Зиминой и Н.А. Борисовым.

В структуру политического управления они предлагают включать три взаимодополняющих элемента:

1. Управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или его отдельными группами, с другой (государственное управление).

2. Управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочивания их деятельности, повышения эффективности работы.

3. Управленческие отношения, в которых субъект не может опереться на право легитимного насилия и на свои статусные ресурсы для достижения политических целей (политический менеджмент).

Схематично структура политического управления в этом случае может быть представлена в следующем виде (см. схему 2).

Схема 2. Структура политического управления

Введение

К. Маркс в своем труде «Капитал» писал: «Всякий совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между отдельными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения всего производственного организма в отличие от движения отдельных его частей… Отдельный скрипач управляет собой. Оркестр же нуждается в дирижере».

Последнее десятилетие ХХ в. было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса – развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения. Перед отечественной наукой и практикой встала сложная задача – разработать и последовательно формировать современную российскую модель управления, адекватную рыночным отношениям и глобальным вызовам ХХ1 в.

В этом не последнюю роль играет теория управления. Как практически действующее знание, включенное в мысли, поведение и деятельность людей, она базируется на совокупности научно доказательных, выверенных и признанных практикой взглядах о состоянии и закономерностях функционирования и развития управляемой системы, объекта управления.

Теория управления является базовой дисциплиной для подготовки выпускников специальности «Государственное и муниципальное управление», поскольку дает знания по истории развития и содержанию различных научных школ и моделей управления. Теория управления является основой для изучения курсов теории организации, разработки управленческих решений др. дисциплин.

Цель дисциплины : сформировать у студентов комплекс знаний по теории и методологии социального управления и умения применять его в практической деятельности.

В результате изучения дисциплины «Теория управления» специалист должен знать :

Историю, теорию и методологию науки, ее основные законы, принципы, всё многообразие используемых методов;

Законы социальных систем, и их влияние на социальную организацию общества;

Методологию проектирования систем управления;

Основные показатели и критерии эффективности управления социальными процессами;

Основы кадровой политик на предприятии;

Основные законы, принципы и технологии управления.

По результатам изучения дисциплины «Теория управления» специалист должен уметь :

Профессионально, грамотно использовать понятийно-категориальный аппарат теории управления;

формулировать свои мысли, аргументировано обосновывать свою точку зрения;

Ставить цели и выбирать совокупность методов их поэтапного достижения;

Провести оценку проблемной ситуации и построить стратегию социального действия, найти адекватные инновационные методы решения социальных проблем в контексте всех имеющихся регуляторов (экономических, финансовых, правовых, культурно-нравственных, психологических и т.д.);

Разработать и внедрить инновационные методы решения социальных проблем и получить оптимальный как социальный, так и хозяйственный, коммерческий результат на основе правильного использования социальных ресурсов;

Прогнозировать и моделировать социальные последствия принимаемых решений, на этой основе добиваться оптимальных управленческих решений, сочетающих в себе как повышение качества жизни людей, развитие социальных организаций, так и решение институциональных задач.


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ УПРАВЛЕНИЯ

1.1.Понятие и сущность теории управления, ее объект и предмет изучения

1.2Методология теории управления

1.3.Цели и функции теории управления

1.4.Важнейшие элементы управленческого процесса

Понятие и сущность теории управления, ее объект и предмет изучения

Управления как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Поэтому, теория управления как самостоятельная отрасль знаний формируется и развивается как междисциплинарная система.

В современной науке управления выделяют два уровня знания, первый из которых представлен общими теориями социального управления, а второй – прикладными теориями организации и управления, обеспечивающими базу для практических рекомендации по рационализации труда и совершенствованию управления.

Управление - есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности (энциклопедия).

Общие закономерности управления выявлены кибернетикой , наукой об общих принципах и методах управления сложными системами в природе, технике, обществе.

Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Это пограничная наука, она сочетает элементы экономики, социологии, психологии, кибернетики, информатики.

По определению Л.А Бургановой теория управления представляет собой науку, изучающую управленческие процессы в социально – экономических системах, принципы, содержание, формы управленческих отношений и закономерности их возникновения и развития. В центре ее внимания и изучение механизмов и социальных технологии эффективного управления

По мнению большинства ученых, объектом теории управления являются управленческие отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.

В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования:

· Сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;

· Механизм управления различными социально – экономическими системами и их регулирование;

· Механизм самоорганизации и саморегулирования;

· Технологии и методика процесса управления;

· Структурные элементы системы управления;

· Принципы, методы управления и т.д.

Основными понятиями и категориями , используемыми в теории управления, являются: управление, система, субъект, объект, цель и принципы управления, управленческие отношения, методы, функции и процесс управления.

Задание

1.Для чего, на Ваш взгляд, необходимо управление?

2.Дайте характеристику вашего предприятия или муниципального образования исходя из системного подхода. Определите ресурсы, процессы, участников и взаимодействие системы с окружающей средой. Составьте схему.

3. Основы теории управления: учеб.пособие / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 560с.

4. Бурганова Лариса Агдасовна Теория управления: Учеб.пособие / Бурганова Лариса Агдасовна. - М. : Инфра-М, 2005. - 139с. - (Высшее образование).

5. Гончарова Н.Е. Теория управления: Конспект лекций / Н. Е. Гончарова. - М. : Приор-издат, 2006. - 224с.

6. Граждан В.Д. Теория управления: Учеб.пособие / В. Д. Граждан. - М. : Гардарики, 2006. - 416с.

7. Костин Валентин Алексеевич. Теория управления: Учеб.пособие / Костин Валентин Алексеевич. - М. : Гардарики, 2004. - 224с.

8. Теория управления: Учеб. пособие / Г. А. Леонов. - СПб. : С.-Петерб. ун-та, 2006. - 233с.

9. Теория управления: Учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2005 .- 558 с.

10. Мухин Владимир Иванович. Основы теории управления: Учебник / Мухин Владимир Иванович. - М. : Экзамен, 2003. - 256с.

11. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для ВУЗов по специальности «Менеджмент». – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. –528 с.


Теория научного управления

Основатель теории Фредерик Тейлор (амер. инженер) и его соратники исходили из постулата, согласно которому существуют «единственно наилучший» путь выполнения работы и задача состоит в том, чтобы с помощью научных методов открыть этот путь. Процесс поиска «единственного наилучшего» пути стал известен под названием «научного метода менеджмента» или просто научного менеджмента.

Административная теория

Сторонники научного управления концентрировали свое внимание, главным образом на управлении производством и занимались повышением эффективности на всех уровнях ниже управленческого, административная школа делала упор на разработку методов и форм совершенствования системы управления организацией в целом, создавала универсальные принципы управления.

Так, французским исследователем Анри Файолем, главным управляющим крупной металлургической компании “Комамбо” была создана “теория администрации”, основные положения которой были отражены в вышедшей в 1916 году книге “Общее и промышленное управление”. В ней рассматривалось искусство управления как выбор соответствующих принципов для данной ситуации, при этом предполагалось, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

I. Структурные принципы

1. Разделение труда. Чем в большей степени люди специализируются, тем они лучше работают. Разделение труда повышает производительность за счет упрощения задач, решаемых каждым работником.

2. Полномочия и ответственность. Должна существовать связь между ответственностью руководителя и теми полномочиями, которыми он наделен. Идеальный вариант в равенстве этих двух факторов. Руководителю должны быть даны полномочия – право отдавать приказы и власть требовать их исполнения. Ответственность – это санкции (награды или кары), сопровождающие ее действие. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

3. Единство цели и руководства. Каждая группа, действующая в направлении одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя. В соответствии с этим принципом работы должны быть сгруппированы по специальности: инженеры должны быть сгруппированы с инженерами, сбытовики – со сбытовиками, бухгалтеры – с бухгалтерами.

4. Соотношение централизации и децентрализации. Для каждой ситуации существует оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией, увеличением или снижением объема власти руководителя и этот баланс нельзя определить без учета способностей руководителя, который назначен для координации деятельности отделов (департаментов). Файоль определял централизацию как уменьшение роли подчиненных. Децентрализация, наоборот, предусматривает увеличение этой роли. Степень централизации и децентрализации зависит от особенностей организации, в которой работает менеджер.

5. Скалярная цепь. Единая иерархическая цепь подчиненности сверху вниз от высшего руководителя организации до менеджера низшего звена. На иерархической лестнице менеджеры как бы составляют ценообразную шкалу. Каждый менеджер, начиная с руководителя самого низшего звена до руководителя организации, обладает четко определенными полномочиями власти. Высшая власть сосредоточена в руках руководителя организации, а наименьшими полномочиями наделен руководитель самого низшего звена. Существование такой шкалы предусматривает, чтобы менеджеры более низкого уровня своевременно информировали менеджеров более высокого уровня относительно своих действий.

II. Принципы процесса

6. Единоначалие. Каждая отдельная личность в управленческой иерархии имеет как начальника, так и подчиненных. Сотрудник подчиняется только одному начальнику и получает приказы только от него. Нельзя допускать дублирования полномочий и обязанностей. Каждый сотрудник должен хорошо знать свое место в организации.

7. Дисциплина. Сущность дисциплины состоит в неукоснительном выполнении организационных правил и инструкций. Она предполагает послушание и уважение к достигнутым между организацией и работниками соглашения. Дисциплина требует эффективного руководства на всех уровнях.

8. Справедливость. Справедливость - это сочетание преданности персонала и справедливого отношения к нему администрации. Это основной фактор побуждения наемных работников к выполнению своих задач “с преданностью и верностью”. Ко всем работникам следует относиться как к равным и с уважением. Это уважение вдохновляет рабочего к прилежанию и лояльности. Поэтому все проблемы должны оцениваться с учетом уважения и симпатии к рабочему.

9. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку рабочих, необходимо, чтобы они получали справедливую заработную плату за свою работу. Оплата должна быть справедливой и удовлетворять как персонал, так и организацию.

10. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставится выше интересов организации. Решения должны приниматься только с точки зрения выполнения целей организации, а не личности.

11. Корпоративный дух. В единстве - сила, которая является результатом гармонии персонала.

Бюрократическая теория

Изменения в производственных процессах привели к необходимости создания новых организаций. Немецкий социолог Макс Вебер и его последователи признали, что создание больших организаций требует структурных изменений. В новой среде традиционная модель управления предприятием не работала. Бизнес, которым управляет его владелец, обязательно отражает его личность. Личности, в которых превалирует предпринимательский элемент, подчас принимают решения под влиянием необоснованных целей, неспособности отдать четкие распоряжения подчиненным, неравномерного делегирования полномочий, к тому же не тем, кому следует. Возможно, должности в управленческой иерархии были отданы знакомым или членам семьи, которые не обладают достаточной квалификацией для эффективного выполнения своих обязанностей.

Школа поведенческих наук

Доктрина «человеческих отношений» обосновывает необходимость неформального подхода к исследованию управления организацией, акцентирует внимание на «групповых отношениях», которые являются наиболее важным условием научной организации труда. В продолжение развития положений этой школы возникают другие. Одной из них является школа поведенческих наук.

Исследования этой школы, прежде всего, касались методов налаживания межличностных отношений. Основатели школы, в частности Дуглас МакГрегор и Фредерик Герцберг , стремились оказать помощь работнику в сознании своих собственных возможностей. Главной целью школы поведенческих наук являлось повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов, т.е. для достижения эффективного управления организацией, представляющую собой группу людей, нужно научиться эффективно управлять их поведением.

Д.Макгрегор разработал две теоретические концепции управления, обозначив их символами Х и Y.

Предпосылки теории X, по которой человек выступает как фактор производства, лишенный всякой индивидуальности, заключаются, по мнению автора, в следующем:

1. Обычный человек не любит работать и старается избегать работы - настолько, насколько это представляется ему возможным.

2. Руководству необходимо прибегать к угрозам или наказанию для того, чтобы заставить большинство работников выполнять свои обязанности

3. Рядовой работник, как правило, пассивен и предпочитает, чтобы им управляли; он не склонен идти на риск и принимать ответственность на себя; не амбицеозен и превыше всего он ставит личную безопасность.

Применительно к теории Х Мак-Грегор формулирует следующиепринципы:

1. Жесткое и непосредственное управление организацией.

2. Централизация официальных законных полномочий.

3. Минимальное участие работников в процессе принятия решений. Наиболее точно такой подход к управлению характеризует следующее высказывание Генри Форда: «Только два стимула заставляет работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять».

Предпосылки теории Y носят принципиально иной характер:

1. Работа так же естественна для человека, как игра и отдых.

2. Самомотивация (т.е. внутренняя мотивация) и соответствующее удовлетворение от работы будут иметь место в тех случаях, когда работник разделяет (как бы интериоризует, «присваивает») цели организации и принимает активное участие в их достижении. В этом случае отпадает необходимость рассматривать принуждение как единственную форму воздействия для мотивирования работника.

3. Одним из важнейших факторов мотивации становится участие в общей деятельности, принятие на себя обязательств.

4. При наличии соответствующих условий окружающей среды и выполняемой к деятельности человек, как правило, не боится взять ответственность на себя и даже ищет ее.

5. Способности к творчеству и новаторству при решении организационных проблем присущи не узкому кругу людей, а большому числу работников

С учетом изложенных предпосылок Мак-Грегор трактуетпринципы теории Y:

1. Свободное и более общее руководство организацией.

2. Децентрализация официальных полномочий.

3. Меньший расчет на принуждение и контроль; больший акцент на индивидуальную активность и самоконтроль.

4. Демократический стиль руководства.

5. Более активное участие рядовых работников в процессе принятия решений.

Фактически Макгрегор выявил природу возникновения двух стилей руководства: автократичного и демократичного, которые могут иметь место в структуре управления организации.

Автократ централизует полномочия и единовластно принимает решения, оказывая психологическое воздействие на подчиненных, нередко прибегая к угрозам. В противоположность автократу руководитель-демократ не навязывает свою волю подчиненным. Он использует стремления исполнителей к самовыражению, высокой цели и другим человеческим качествам.

Задачей современного менеджмента является создание таких условий, при которых потенциал персонала будет использован наилучшим образом. Традиционная теория X, или как ее называют, метод «кнута и пряника» в цивилизованных странах перестает срабатывать даже применительно к работникам физического труда. Поэтому все процветающие корпорации США придерживаются подхода Y, по которому главной обязанностью эффективного менеджера является достижение заинтересованности работников в труде и эффективности их работы.

Дуглас Мак Грегор создал свою теорию, применительно к американским компаниям, а японец Уильям Оучи , основываясь на его теории, развил свой подход в управлении персоналом и назвал его теорией Z. На основе анализа японского опыта управления У. Оучи вывел формулу успеха функционирования организации: долгосрочный наем кадров, групповое принятие решений, индивидуальная ответственность, оценка кадров и их умеренное продвижение, формализация методов контроля, неспециализированная карьера, ротация кадров, пожизненная гарантированность занятости, всесторонняя забота о работниках (забота о качестве жизни).

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук оказали огромное влияние на развитие управленческой мысли, акцентируя внимание на важности человеческого фактора в достижении эффективной деятельности организаций, показали, что заработная плата не является для работника единственным стимулом к высокопроизводительному труду.

Школа социальных систем

Наряду с этим были предприняты попытки синтезировать технико-организационные и социально-психологи­ческие аспекты трудового процесса. На этой основе возниклашкола «соци­альных систем». Одним из наиболее видных ее представителей является Герберт Саймон . Школа рассматривает организацию как комплексную систему с рядом составляющих ее подсистем: индивид, формальная структура, неформальная, физическое окружение.

Представители школы обосновывают необходимость выделения элементов системы, их изучения и взаимодействия между собой. Основная цель при этом заключается в создании универсальной и нормативной теории организационного управления.

В связи с этим была предложена теория административного поведения, согласно которой организации могут упростить процесс принятия решения о любой проблеме путем ограничения целей, на которые направлена их деятельность. Цели определяются на основе ценностных предпосылок решений, которые являются предположениями о том, какие цели наиболее предпочтительны организации. Чем точнее обозначены ценностные предпосылки, тем рациональнее принимаемые решения. Таким образом, четко установленные цели позволяют ясно различать приемлемые или неприемлемые варианты решений.

Саймон предложил установить иерархию целей, в которой каждый уровень может считаться конечной целью по отношению к нижнему уровню и средством достижения цели относительно верхних уровней, т.е. формируется набор «средств-целей», определяющий последовательность принятия решений и действий внутри организации. Теория делает акцент на важность правил и установленных порядков в поддержании рационального поведения внутри организации. В рамках системного подхода представители школы рассматривают производственную организацию как систему, погруженную в более общую организационную среду, равновесие с которой имеет определяющее значение для выживания данной организации.

Теория «7-S» (Т. Питерс, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос) говорит о том, что эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести. Вот эти составляющие (рис. 1.1.):

Стратегия организации (strategy)– планы и направления действий, которые определяют распределение ресурсов, указывают осуществление определенных процессов во времени для решения поставленных задач и достижения целей организации.

Структура организации (structure) – внутреннее строение организации, отражающее иерархические отношения подразделений и распределение власти и ответственности между ними;

Процессы организации (sistems) – процедуры и ежедневные процессы, протекающие в организации;

Штаты организации (states) – состав работников, трудящихся в подразделении организации и отличающихся между собой по возрасту, полу, образованию, навыкам и т.д.;

Стиль руководства (style) – способ управления организацией ее лидером, руководителем. В определение стиля входит также понятия организационная культура, имидж;

Квалификация персонала (sum of expertise) – сумма навыков, возможностей, умений работников, трудящихся в подразделениях организации;

Совместные ценности (significance) – миссия, смысл и содержание основных направлений деятельности организации.

В соответствии с теорией «7-S», эффективно могут функционировать и развиваться только те организации, в которых система, состоящая из семи составляющих, находится в гармонии, и, соответственно, задача менеджмента такой организации – гармонизация этих семи составляющих.

Совместные Ценности

Рис. 1.1. Система «7S»

Задание

Дайте сравнительную характеристику двум научным теориям управления (на ваш выбор), выявив их достоинства, недостатки и возможности применения в современных условиях.

1. Основы теории управления: Учеб.пособие / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 560с. :

2. Бурганова Лариса Агдасовна Теория управления: Учеб.пособие / Бурганова Лариса Агдасовна. - М. : Инфра-М, 2005. - 139с. - (Высшее образование).

3. Гончарова Н.Е. Теория управления: Конспект лекций / Н. Е. Гончарова. - М. : Приор-издат, 2006. - 224с. - ISBN 5-9512-0627-8: 80-00. / 1 экз./ 1-К.х.

4. Лавров Александр Юрьевич. Основы менеджмента: Учеб.пособие / Лавров Александр Юрьевич, Рыбакова Ольга Иннокентьевна. - Чита: ЧитГТУ, 2003. - 368с. Леонов Г.А.

5. Теория управления: Учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2005 .- 558 с.

6. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для ВУЗов по специальности «Менеджмент». – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. –528 с.

7. Лавров А.Ю. Теория организации: учебное пособие. – Чита: Поиск, 2002.- 232 с.

8. Мескон М. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999. – 800с.

9. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 222 с.

10. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. – М.: Контролинг, 1991.

11. Форд, Г. Моя жизнь, мои достижения: пер. с англ. / Г. Форд. – М.: Финансы и Стстистика, 1990. – 473 с.

12. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О.С. Вихансикй, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2000. – 528 с.

13. Кравченко А.И. История менеджмента.- М.: Академический проект, 2000.- 352 с.

14. Файоль А., Эмерсон Т., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство.- М.: Республика, 1992.


Функции управления

Функции являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации.


Функции управления это та работа, которую должен выполнять руководитель любого уровня и ранга, будь то президент страны или бригадир участка. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют

1. планирование

Организацию

Контроль

Мотивацию

5. координацию.

Существуют и другие подходы к классификации функций управления, например, выделяют общие, конкретные и специальные функции управления, или к пяти основным добавляют такие как анализ, прогнозирование, целеполагание и другие.

Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 9).

3.Мотива- ция
2.Орга-низация

Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих.

В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

Рассмотрим содержание каждой функции.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:

Установление целей и задач;

Разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

Определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

Доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

Планирование является основой деятельности любой организации. Без него не возможно обеспечить согласованность в работе подразделений, контролировать процессы, определять потребности в ресурсах, стимулировать трудовую активность.

Органическая часть планирования – это составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Прогнозы на будущее закладываются в основу стратегических планов, в которых находят отражение важнейшие для любой организации связи между целями, ресурсами и возможностями окружающей среды. В свою очередь, стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.

Организация вторая функция в управлении, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.

Организовывать – это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.

Мотивация это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в плана х.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, руководители должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы трудового коллектива. К ним в первую очередь относится разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и т. д.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации . В ней выделяют два основных направления:

· контроль за выполнением работ намеченных планом;

· меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Контроль должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Контроль можно классифицировать следующим признакам.

в зависимости от субъекта контроля выделяют самоконтроль; контроль, выполняемый менеджером, контрольным мастером, отделом технического контроля (ОТК); инспекционный контроль; государственный и международный контроль;

по степени охвата объекта контролем: сплошной и выборочный;

по периодичности выполнения контрольных операций: непрерывный и периодический;

по времени контроля: предварительный, текущий, заключительный.

Координация – это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Координация обеспечивает целостность и устойчивость организации. Чем выше степень разделения труда и теснее взаимосвязь подразделений, тем больше необходимость в координации.

По своему характеру координационная деятельность бывает:

Ø превентивная, т. е. направленная на предвидение проблем и трудностей;

Ø устраняющая, т. е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе;

Ø регулирующая, т. е. направленная на сохранение существующей схемы работы;

Ø стимулирующая, т. е. направленная на улучшение деятельности системы или существующей организацией даже при отсутствии конкретных проблем.

Для выполнения функции координации могут использоваться всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические записки), результаты обсуждения проблем на совещаниях и собраниях. Большую роль при этом играют технические средства связи и постоянный информационный обмен между руководителем и подчиненным.

Важное значение имеет неформальная связь, которая обеспечивает горизонтальную координацию работ. Она строится на взаимопонимании, общих установках и психологических стереотипах, диктующих необходимость совместной согласованной работы и взаимодействия.

С функцией координации тесно связаны процессы коммуникаций и делегирования полномочий в организации.

Принципы управления

Под принципами управления следует понимать пра­вила, основные положения и нормы поведения, которыми руковод­ствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе.

Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления.

К основным принципам социального управления относят:

v единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении (т.е. мы посовещались и я решил).

v научности социального управления, т.е. рациональное сочетание теории и практики управления;

v прогнозирования социального управления;

v мотивации (стимулирования) труда;

v ответственности за результаты социального управления;

v рационального подбора, подготовки, расстановки и использо­вания кадров;

v экономичности и эффективности управления;

v правовой защищенности, требует от руководителя знание действующего законодательства и принятия решений только с его учетом

v необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляе­мая система); иначе говоря, чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

v обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему)

v делегирования полномочий; А.Аллен утверждал: «Самой важной способностью, которой должен обладать руководитель, является способность получения результатов через других… В какой мере он умело передает власть, в той мере умело руководит.»

v принцип повышения квалификации требует обязательного своевременного повышения квалификации всех сотрудников. Фирма Мацусита сначала производит квалифицированных людей, а потом продукцию – основной принцип компании

v гуманизма и нравственности в управлении;

v гласности в принятии решения.

v принцип оптимизации управления связан с установлением в организации определенным уровнем централизации и децентрализации. А. Файоль говорил: «Вопрос о централизации и децентрализации является простым вопросом меры. Необходимо найти степень ее наиболее благоприятную для предприятия». Оптимизация управления повышает эффективность работы организации

v Принцип соответствия был заложены около ста лет назад американским инженером Ф.У. Тейлором, основоположником научной организации труда и управления, "отцом научного менеджмента". Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя - вот основа принципа соответствия.

v Принцип «монтера Мечникова» (принцип ресурсной и документационной обеспеченности управленческих решений) «В начале деньги, а потом стулья» Ильф, Петров «12 стульев»

v Принцип первого руководителя гласит: при организации выполнения важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия, так как только первое лицо имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающего при внедрении этого мероприятия.

В целом, принципы управления должны:

основываться на законах развития общества, на законах уп­равления;

соответствовать

Материалы предоставлены сайтом "Теория управления организационными системами "

Аннотация

Учебник представляет собой вводный курс по теории управления организационными системами, рассчитанный на студентов ВУЗов и аспирантов инженерных, управленческих и экономических специальностей.

Приводится общая модель управления организационными системами и технология решения соответствующих задач управления. Достаточно подробно рассматриваются следующие классы механизмов управления организационными системами:
– механизмы планирования;
– механизмы стимулирования;
– механизмы информационного управления;
– механизмы формирования оптимальных структур управления.

Каждая глава завершается списком задач и упражнений, приведены темы для самостоятельного изучения (и/или написания рефератов или выполнения курсовых работ). При формировании списков используемой и рекомендуемой для изучения литературы авторы стремились при наличии такой возможности приводить источники, тексты которых находятся в свободном доступе в Интернете.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Проблемы управления организационными системами
1.1. Задачи управления организационными системами
1.2. Модели принятия решений
1.3. Элементы теории игр
1.4. Классификация задач управления организационными системами
Задачи и упражнения к главе 1
Литература к главе 1

ГЛАВА 2. Примеры построения механизмов управления
организационными системами
2.1. Механизмы планирования
2.2. Механизмы налогообложения и ценообразования
2.3. Многоканальные механизмы
2.4. Механизмы стимулирования снижения издержек
Задачи и упражнения к главе 2
Литература к главе 2

ГЛАВА 3. Механизмы стимулирования в организационных системах
3.1. Постановка задачи стимулирования
3.2. Базовые механизмы стимулирования
3.3. Механизмы стимулирования в многоэлементных системах
3.4. Распределенный контроль
Задачи и упражнения к главе 3
Литература к главе 3

ГЛАВА 4. Механизмы планирования в организационных системах
4.1. Информационная неопределенность в организационных системах
4.2. Постановка задачи управления в организационных
системах с сообщением информации
4.3. Механизмы распределения ресурса
4.4. Механизмы внутренних цен
4.5. Механизмы экспертизы
4.6. Базовая модель теории контрактов
4.7. Конкурсные механизмы
Задачи и упражнения к главе 4
Литература к главе 4

ГЛАВА 5. Механизмы информационного управления в организационных системах
5.1. Модель информационного управления
5.2. Рефлексивные игры
5.3. Информационное равновесие
5.4. Прикладные модели информационного управления
Задачи и упражнения к главе 5
Литература к главе 5

ГЛАВА 6. Механизмы формирования оптимальных структур управления
6.1. Задачи формирования организационных иерархий
6.2. Модели организационных структур
6.3. Общая модель иерархии управления
6.4. Оптимальные древовидные структуры
Задачи и упражнения к главе 6
Литература к главе 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Электронная версия книги: [Скачать, PDF, 264 стр., 1,9 Мбайт ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Учебно-методический комплекс является основой для подготовки к практическим занятиям и экзамену, дает краткое изложение базовых тем курса, демонстрирует необходимый уровень освоения ка­ждого вопроса. Вместе с тем структура лекций представляет схему, не претендующую на всеохватность и предельную глубину изложения материала. Однако расставленные акценты позволяют определить направления поиска дополнительных знаний об управлении.

Для расширения своего кругозора, структурирования и корректирования мировоззренчески целостной системы, пополнения знаний по курсу необходимо ознакомиться с основной литературой. Ключевые слова - менеджмент, управление, государственное управление, государственная служба, парадигма управления, система управления, управление предприятием, менеджмент предприятия (организации), функции управления, законы управления, стили и методы управления, самоменеджмент, самоорганизация, корпоративное управление, стратегическое управление и т. д.

В настоящее время не наблюдается дефицита литературы по проблемам общей теории управления, основам менеджмента, менеджменту организаций.

Многие авторы, фамилии которых указаны в списке литературы, переиздают свои работы, изменяя или дополняя их в соответствии с постоянно меняющимся законодательством, эконо­мической и политической обстановкой. Поэтому не следует в поисках литературы руководство­ваться только годами издания, указанными в списке литературы. Не исключено, что к моменту, когда данный учебно-методический комплекс попадет в ваши руки, будут изданы новые учеб­ники и учебные пособия по курсу. Желательно, чтобы вы руководствовались более новой лите­ратурой.

Среди наиболее значимых книг по рассматриваемой проблематике можно особо выделить:

1. Основы теории управления: Учеб.пособие / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 560с.



2. Теория управления: Учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2005 .- 558 с.

Хотелось обратить ваше внимание на различие в трактовке базовых понятий изучаемой ва­ми дисциплины, поэтому, чем больше источников вы прочитаете, тем успешнее выполните кон­трольную работу по курсу и выдержите тестовые и экзаменационные испытания.

При прочтении лекций, содержащихся в учебно-методическом комплексе, рекомендуется пользоваться словарем для уточнения понятий и терминов. Для этого в комплексе предусмот­рен словарь специальных терминов, встречающихся в текстах курса, но необходимо обращаться и к другим словарям и энциклопедиям специального и общего характера.

Некоторые проблемы управления и менеджмента более подробно освещаются в других курсах и учебных дисциплинах специальности, поэтому при подготовке к экза­мену можно использовать другие УМК.

Успехов в изучении курса!


Введение

К. Маркс в своем труде «Капитал» писал: «Всякий совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между отдельными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения всего производственного организма в отличие от движения отдельных его частей… Отдельный скрипач управляет собой. Оркестр же нуждается в дирижере».

Последнее десятилетие ХХ в. было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса – развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения. Перед отечественной наукой и практикой встала сложная задача – разработать и последовательно формировать современную российскую модель управления, адекватную рыночным отношениям и глобальным вызовам ХХ1 в.

В этом не последнюю роль играет теория управления. Как практически действующее знание, включенное в мысли, поведение и деятельность людей, она базируется на совокупности научно доказательных, выверенных и признанных практикой взглядах о состоянии и закономерностях функционирования и развития управляемой системы, объекта управления.

Теория управления является базовой дисциплиной для подготовки выпускников специальности «Государственное и муниципальное управление», поскольку дает знания по истории развития и содержанию различных научных школ и моделей управления. Теория управления является основой для изучения курсов теории организации, разработки управленческих решений др. дисциплин.

Цель дисциплины : сформировать у студентов комплекс знаний по теории и методологии социального управления и умения применять его в практической деятельности.

В результате изучения дисциплины «Теория управления» специалист должен знать :

Историю, теорию и методологию науки, ее основные законы, принципы, всё многообразие используемых методов;

Законы социальных систем, и их влияние на социальную организацию общества;

Методологию проектирования систем управления;

Основные показатели и критерии эффективности управления социальными процессами;

Основы кадровой политик на предприятии;

Основные законы, принципы и технологии управления.

По результатам изучения дисциплины «Теория управления» специалист должен уметь :

Профессионально, грамотно использовать понятийно-категориальный аппарат теории управления;

формулировать свои мысли, аргументировано обосновывать свою точку зрения;

Ставить цели и выбирать совокупность методов их поэтапного достижения;

Провести оценку проблемной ситуации и построить стратегию социального действия, найти адекватные инновационные методы решения социальных проблем в контексте всех имеющихся регуляторов (экономических, финансовых, правовых, культурно-нравственных, психологических и т.д.);

Разработать и внедрить инновационные методы решения социальных проблем и получить оптимальный как социальный, так и хозяйственный, коммерческий результат на основе правильного использования социальных ресурсов;

Прогнозировать и моделировать социальные последствия принимаемых решений, на этой основе добиваться оптимальных управленческих решений, сочетающих в себе как повышение качества жизни людей, развитие социальных организаций, так и решение институциональных задач.


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ УПРАВЛЕНИЯ

1.1.Понятие и сущность теории управления, ее объект и предмет изучения

1.2Методология теории управления

1.3.Цели и функции теории управления

1.4.Важнейшие элементы управленческого процесса

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»