Содержание
Введение
Любая тематика научной работы имеет определенную
актуальность исследования. В частности,
институт юридического лица в современном
обществе приобретает все более весомое
значение для гражданского права и тем
более для Российского, поскольку переход
к рыночным отношениям, с развитием инфраструктуры,
все это обусловило потребность в иных
организационно-правовых формах юридического
лица. Законодатель при систематизации
норм, которые регулируют гражданские
правоотношения, стремиться как можно
шире, глубже и объективно проникнуть
в суть конструкции юридического лица,
основываясь на разумности и закономерностях.
Жизнь современного общества немыслима
без объединенных людей в группы, союзы,
без соединения их личных усилий и капиталов
для достижения тех или иных целей.
Известно, что появление института юридического
лица в самом общем виде обусловлено теми
же причинами, что и возникновение и эволюция
права, т.е. усложнением социальной организации
общества, развитием производственных
отношений и, как следствие, общественного
сознания. На определенном этапе общественного
развития правовое регулирование отношений
с участием одних лишь физических лиц,
как единственных субъектов права оказалось
недостаточным для развивающегося экономического
оборота.
Бурное развитие экономики середины-конца
XIX века дало мощный импульс развитию учения
о юридических лицах (далее будут написаны
оригинальные исследования проблем юридических
лиц таких авторов, как Савиньи, Иеринг,
Гирке, Саллейль и др.). В настоящее время
резко увеличился объем законодательства
о юридических лицах и отчасти повышается
его качество.
Я считаю, что к числу центральных проблем
теории юридического лица, следует отнести
совершенствование и практическое применение
этого института.
Понятия, виды и классификация юридических лиц
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст.48 ГК РФ).
В гражданском кодексе Российской Федерации заложены правовые основы хозяйствования для субъектов рыночной экономики; в ГК РФ учтены традиции отечественного правопорядка и современный мировой опыт.
Из ст. 48 ГК РФ следует, что организация, признаваемая юридическим лицом, должна обладать четырьмя характерными признаками:
- наличием
обособленного имущества;
способностью отвечать по обязательствам своим имуществом;
способность выступать в имущественном обороте от своего имени;
возможностью предъявить иск и выступить в качестве ответчика в суде, арбитражном суде.
а) отраслевой принадлежностью;
б) размерами;
в) степенью специализации и масштабами производства однотипной продукции;
г) способами организации производства и степенью механизации и автоматизации;
д) организационно-правовыми формами.
Существуют следующие
признаки предприятия:
Признак | Характеристика предприятия |
Характер потребляемого сырья | Предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности |
Назначение готовой продукции | Средства производства и предметы потребления |
Технологическая общность | С непрерывным (или дискретным) процессом производства |
Время работы в течение года | Круглогодичного (или сезонного) действия |
Размер предприятия | Крупное
Среднее
Мелкое |
Степень специализации и масштаб производства однотипной продукции | Специализированное
Диверсифицированное
Комбинированное |
Методы организации производственного процесса | Поточный метод
Партионный метод
Единичный метод |
Основная деятельность | Промышленное, торговое, транспортное, инвестиционное и т.п. |
Экономическая цель | Коммерческое
Некоммерческое
|
В ГК РФ юридические лица классифицируются по трем основным правовым формам.
- На праве
учредителей (участников) в отношении
юридических лиц или их имущества. В зависимости
от того, какие права сохраняют за собой
учредители (участники) в отношении юридических
лиц или их имущества, юридические лица
подразделяются на три группы:
- юридические
лица, в отношении которых их участники
имеют обязательственные права (хозяйственное
товарищество и общество, производственные
и потребительские кооперативы)
- юридические
лица, на имущество которых их учредители
(участники) имеют право собственности
(вещное право) (государственные и муниципальные
предприятия)
юридические лица, в отношении которых их участники (учредители) не могут иметь никаких имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных) (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации, союзы)
- На праве
экономической деятельности юридических
лиц. В зависимости от цели деятельности
юридические лица подразделяются на две
категории:
- коммерческие
некоммерческие
Некоммерческими признаются такие юридические лица, которые не ставят своей целью получение прибыли от своей деятельности.
- На организационно-правовой
форме. В соответствии с ГК РФ по организационно-правовой
форме можно классифицировать юридические
лица, являющиеся коммерческими организациями,
следующим образом:
- а) хозяйственные
товарищества:
- полные товарищества
товарищества на вере (коммандитные товарищества)
- б) хозяйственные
общества:
- с ограниченной
ответственностью
с дополнительной ответственностью
акционерные (открытого и закрытого типов)
- в) унитарные
предприятия:
- на праве
хозяйственного ведения
на праве оперативного управления
- г) производственные
кооперативы (артели)
Сущность и особенности организационно-правовых форм хозяйствования юридических лиц
Все организационно-правовые формы предприятий можно схематично изобразить следующим образом (рис.1).Коммерческие организации могу создаваться в формах:
- хозяйственных
товариществ и обществ.
Различие между хозяйственными товариществами и обществами в том, что товарищества –это объединения лиц, а общества – объединения капиталов.
а) полного товарищества . Это товарищество, участники (товарищи) которого в соответствии с заключенным между ними договором, занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. Для осуществления сделки требуется согласие всех участников полного товарищества. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Прибыль распределяется пропорционально их долям в складочном капитале. Полное товарищество ликвидируется только в случаях, если: в товариществе остается один участник или при изменении его состава.
б) товарищества на вере (коммандитного товарищества) . Такое
товарищество состоит из двух групп: полные товарищи и вкладчики (коммандисты), которые делают вклады в имущество товарищества,
но не несут ответственности по его долгам, а несут только риск
убытков (утраты своих вкладов в имущество товарищества), в деятельности и управлении товариществом они не участвуют. Коммандисты имеют право на получение дохода на сделанный вклад.
Товарищество на вере создается на основании учредительного договора, подписанного всеми участниками. После внесения доли в складочный капитал у участника товарищества появляются права:
- получать
часть прибыли в соответствии с его долей
в складочном капитале
знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества
по окончании финансового года выйти из товарищества, получив свой вклад
передать свою долю или часть ее третьему лицу.
Рис.1. Организационно-правовые
формы юридических лиц.
участниками пропорционально
их вкладам в складочный капитал.
Хозяйственные
общества могут создаваться
в формах:
а) акционерного
общества
. Это коммерческая организация,
уставной капитал которой разделен на
определенное число акций, удостоверяющих
обязательные права участников общества
(акционеров) по отношению к обществу.
Акционеры не отвечают по обязательствам
общества и не несут риск убытков, связанных
с деятельностью общества. Акционеры,
не полностью оплатившие акции, несут
солидарную ответственность по обязательствам
общества в пределах неоплаченной стоимости
принадлежащих им акций.
Различают
два вида акционерных
обществ:
- открытое
акционерное общество
. Вправе проводить
открытую подписку на свои акции, акционеры
могут отчуждать свои акции без согласия
других акционеров; возможное число акционеров
не ограничено. ОАО обязано ежегодно публиковать
годовой отчет, баланс, счет прибыли и
убытков.
закрытое акционерное общество . Это акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее оговоренного круга лиц, а число акционеров ограничено (не более 50 человек), если это количество превышено, то ЗАО преобразуется в ОАО.
в) общества с дополнительной ответственностью (ОДО) . Его Участники несут по обязательствам общества дополнительную ответственность своим имуществом.
Производственных
кооперативов (артелей)
. Это добровольные
объединения граждан (физических лиц)
на основе членства для совместной хозяйственной
деятельности – производства, переработки,
сбыта промышленной, сельхохозяйственной
или иной продукции, выполнения иных работ,
торговли, бытового обслуживания, оказания
различных услуг с целью извлечения прибыли
и последующего ее распределения между
членами кооператива. Деятельность кооператива
строится на непосредственном личном
трудовом участии его членов. Имущество
образуется путем объединения паевых
взносов. Согласно устава, часть имущества
может быть выделена в качестве неделимого
фонда, используемого на предусмотренные
уставом цели. Члены кооператива несут
дополнительную ответственность, размер
которой устанавливается уставом. Прибыль
кооператива распределяется между его
участниками в соответствии с их трудовым
участием, их число должно быть не менее
5 человек.
Государственных
и муниципальных
предприятий
.
Унитарные
предприятия
– это коммерческие организации,
осуществляющие свою деятельность на
основе чужой собственности (государственной
или муниципальной), закрепленной за ними
собственником имущества или на праве
хозяйственного ведения, или на праве
оперативного управления.
Имущество
унитарного предприятия является неделимым
и не может быть распределено по вкладам
(долям, паям), в том числе между работниками
предприятия.
При создании
унитарного предприятия ему выделяется
имущество – уставной фонд –
из федерального бюджета, из бюджета
субъекта федерации или местного
бюджета.
Государственные
и муниципальные предприятия
могут создаваться с разным объемом
прав по распоряжению переданным им имуществом:
а) унитарное
предприятие, основанное
на праве хозяйственного
ведения имуществом
. Собственник имущества
решает вопросы создания предприятия,
определяет предмет и цели его деятельности,
его реорганизации и ликвидации, назначает
директора, осуществляет контроль за использованием
и сохранностью имущества, а также имеет
право на получение части прибыли от использования
этого имущества. Права предприятия по
распоряжению имуществом ограничены:
оно не имеет права: продавать, сдавать
в аренду, отдавать в залог, вносить в виде
вклада в уставной капитал хозяйственных
обществ и товариществ свое недвижимое
имущество без согласия собственника.
б) унитарные
предприятия основаны
на праве оперативного
управления имуществом
. Это предприятие
может быть образовано по решению Правительства
РФ на базе федеральной собственности.
Его устав утверждает Правительство РФ,
Российская Федерация несет дополнительную
ответственность по обязательствам казенного
предприятия при недостаточности его
имущества.
Правительство
РФ в права изъять у казенного
завода без его согласия закрепленное
за ним имущество (если оно оказалось
лишним, либо используется не по назначению).
Предприятие реализует производимую
им продукцию самостоятельно по ценам,
устанавливаемым Правительством РФ. Предприятие
ликвидируется по решению Правительства
РФ.
Некоммерческие
организации могут
создаваться в
формах:
- потребительских
кооперативов
- общественных
и религиозных организаций (объединений)
Участники (учредители) общественных и религиозных организаций не имеют никаких имущественных прав по отношению к созданным ими юридическим лицам.
- Фондов
В целях усиления контроля за деятельностью фонда в обязательном порядке создается попечительский Совет. Решение о ликвидации фонда принимается судом.
- Учреждений
- Объединений
юридических лиц (ассоциаций
и союзов)
Члены ассоциации (союза) вправе:
- безвозмездно
пользоваться ее услугами;
по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года, в этом случае он не несет дополнительную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение 2 лет с момента выхода.
Объединения юридических лиц.
Согласно
гражданскому кодексу (Ст.121), коммерческие
организации могут создавать
некоммерческие объединения (ассоциации,
союзы) в целях координации своей предпринимательской
деятельности.
К объединениям
предприятий относятся:
- ассоциации
концерны
консорциумы
межотраслевые и региональные союзы
финансово-промышленные группы
холдинги и др.
Холдинг – это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний. В активы холдинга входят контрольные пакеты акций дочерних предприятий, которые не могут владеть акциями самой холдинговой компании.
Холдинговые системы включают головную (материнскую) фирму, дочерние и внучатые фирмы. Материнская фирма реально распоряжается собственностью дочерних компаний. Это приводит к концентрации капитала, облегчает решение крупных финансовых и хозяйственных проблем, обеспечивает слаженность действий множества взаимосвязанных компаний.
Основные преимущества холдинговой компании заключаются в том, что они борются с конкурентами своей объединенностью, консолидацией усилий.
Положительные стороны деятельности холдинга:
- возможность
использовать увеличение размеров сбыта
и производства;
возможность достичь высокой эффективности в международном движении капитала;
возможность амортизировать негативное воздействие государства на предприятия.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) .
В России ФПГ стали формироваться на основе Указа Президента «О создании ФПГ и порядке их создания» от 5 декабря 1993г. Указ предусматривал 3 возможности их образования:
- на основе
договорного объединения частных предприятий
по решению Правительства с участием государственных предприятий
по межправительственным соглашениям
- привлечение
инвестиций;
восстановление кооперированных и технологических связей между предпринимателями;
повышение эффективности производства.
- Ядром группы
обычно служит какая-либо финансовая компания
(банк, Сбербанк, страховая компания);
Иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;
Важную роль играет участие промышленной части, которую составляет предприятия различных отраслей.
- органическое
взаимодействие финансового и промышленного
капитала;
единая политика ценообразования;
развитие процесса кооперации производства.
- торговые
организации
промышленные организации
кредитно-финансовые организации
Предпринимательские
союзы
– это группы независимых компаний,
связанных между собой общими целями.
Характерной чертой является то, что участие
в одном союзе не исключает участия в других
видах деятельности. Отдельные фирмы,
входящие в предпринимательский союз
различаются размерами и ролью, которую
они выполняют в пределах союза.
Характерные
признаки сетевых предпринимательских
союзов:
- переплетение
связей, существующих между поставщиками,
покупателями и производителями;
долгосрочные отношения между организациями-участниками, при которых каждая из них выступает одновременно как самостоятельная и ведущая.
Предпринимательские союзы чаще всего создаются компаниями, которые занимаются аналогичными видами деятельности.
Самостоятельным видом предпринимательского союза является объединение нескольких союзов совместными инвестициями (в том числе на долевой основе). Такие союзы имеют более прочные связи, так как их основу составляют взаимные инвестиции. Партнеры вносят свой вклад в виде денежных фондов, технологий, ноу-хау, персонала, специалистов.
Участники союзов на основе долевых инвестиций сохраняют полную самостоятельность в ведении своих дел, определении стратегии, распределении прибыли. Большая часть союзов на основе долевых инвестиций создается для проведения совместных исследований, обмена технологиями, кооперации в производстве новых товаров.
Концепция реформирования предприятий в рыночных условиях.
В настоящее время в условиях перехода к рыночной экономике российские предприятия сталкиваются со следующими проблемами, которые препятствуют их эффективному функционированию.
- неэффективность
системы управления, вызванная рядом факторов:
- на предприятиях
отсутствует стратегия деятельности,
вследствие чего ориентация идет на краткосрочные
результаты, в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
- руководство
предприятий и маркетинговые отделы не
всегда осведомлены в должной мере по
поводу конъюнктуры рынка;
уровень квалификации менеджеров и персонала достаточно низок, отсутствует трудовая мотивация работников, падает престиж рабочих и инженерно-технических профессий;
и т.д.................
В условиях централизованно планируемой экономики главным субъектом хозяйствования выступало государство. Оно обладало монополией на собственность, управление народным хозяйством, материально-техническое снабжение, финансовые потоки, внешнеэкономическую деятельность. Основной формой хозяйствования являлось государственное предприятие (на предприятия колхозно-кооперативной формы собственности приходилось менее 10% основных производственных фондов).
Социалистическое предприятие определялось как "звено единого народнохозяйственного комплекса", работающее на началах частичной самоокупаемости и обладающее некоторой степенью экономической самостоятельности в области оперативно-хозяйственного управления, использования части прибыли на нужды предприятия и его трудового коллектива.
По отношению к предприятиям колхозно-кооперативной формы собственности также существовала высокая степень огосударствления, выражающаяся в регламентации их производственной и сбытовой деятельности, оплаты труда, инвестиций и др. Банкротство предприятий не допускалось, так как государство в случае финансовых затруднений производило компенсацию их денежных затрат.
Для плановой экономики характерной являлась высокая степень концентрации производства и крупные размеры предприятий. Так, например, в середине 1980-х годов, на одном предприятии в основных отраслях промышленности СССР было занято в 5-7 раз больше работающих, чем на среднем промышленном предприятии ФРГ.
Удельный вес мелких предприятий был намного ниже, чем в индустриально развитых странах Запада. В отраслевой структуре предприятий СССР значительно меньшей была доля предприятий финансовой сферы, розничной торговли и услуг.
· В ходе трансформации централизованно планируемой экономики можно выделить несколько этапов реформирования предприятий :
1. этап, ориентированный на совершенствование существующих субъектов экономики в рамках сохраняющейся планово-распределительной системы хозяйствования;
2. этап формирования субъектов рыночной экономики;
3. современный этап реструктуризации предприятий.
Следует отметить, что попытки реформирования централизованно планируемой экономики и деятельности социалистических предприятий предпринимались неоднократно и в "доперестроечный" период. Так, например, еще в середине 1950-х годов создание территориальных органов управления - совнархозов - сопровождалось введением на предприятиях стимулов личной материальной заинтересованности в результатах труда. С середины 1960-х годов расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий, делались попытки их перехода на полный хозяйственный расчет. Тем не менее, кризисные явления в советской экономике, проявившиеся в замедлении экономического роста и ухудшении многих макроэкономических показателей, свидетельствовали о необходимости коренной реконструкции народного хозяйства и его основных производственных звеньев - предприятий.
В апреле 1985 г. был объявлен курс на перестройку , главной задачей которой провозглашалось обновление социализма на основе демократизации общественной жизни, гласности и ускорения социально-экономического развития страны.
Курс на "ускорение" связывался с радикальной реформой хозяйственного механизма и всех его звеньев. Однако расширение самостоятельности предприятий, осуществлявшееся в условиях монополии государственной собственности, не привело к положительным результатам. Предприятия использовали свою самостоятельность, прежде всего, для роста заработной платы, не подкрепленного повышением производительности труда и его эффективности, что еще больше увеличивало товарный дефицит и инфляционные тенденции в экономике.
Из-за особенностей административно-командной системы управления экономикой, монополизма государственной собственности нарастающий кризис в экономике СССР не сопровождался ликвидацией малоэффективных, устаревших предприятий, не вел к "переливу капитала" в более эффективные сферы экономики, не создавал стимулы к обновлению производства, как это обычно происходит в странах с развитой рыночной экономикой.
Курс на более радикальные преобразования, провозглашенный в 1987 г., предполагал резкое расширение границ самостоятельности предприятий и объединений, перевод их на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, кардинальную реформу планирования, ценообразования, финансово-кредитного механизма и др. Однако начавшийся демонтаж командно-административной системы управления и внедрение экономических регуляторов воздействия на предприятия в условиях централизованного установления цен вели только к усилению кризисных явлений. Производителям продукции было невыгодно реализовывать ее по низким государственным ценам. Впервые за весь послевоенный период в 1990 г. произошел спад производства.
В 1989-1990 гг. была выработана новая концепция радикальной реформы . В принятой Верховным Советом СССР в октябре 1990 г. Программе "Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике" предполагалось разгосударствление экономики и переход к новым формам хозяйствования, развитие конкуренции и предпринимательства. Начался реальный процесс формирования субъектов рынка, и была принята необходимая для этого правовая база: закон о предприятии, закон об аренде, закон о предпринимательстве, закон о банках, закон о разгосударствлении и приватизации, закон об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, закон о собственности и др.
Однако разворачивающийся процесс создания арендных, кооперативных и совместных предприятий также не оказал какого-либо существенного влияния на ухудшающиеся условия общественного воспроизводства. Кризис углублялся, и после распада СССР в 1991 г. в России остались нерешенные проблемы начатых радикальных реформ.
· Новые субъекты хозяйства, адекватные новым экономическим условиям, формировались двумя основными способами.
o Во-первых, это реорганизация существовавших ранее предприятий путем их приватизации, преобразование в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы.
o Во-вторых, это создание совершенно новых предприятий, когда участники аккумулируют начальный капитал и проходят процедуру регистрации юридического лица
Снятие ограничений на создание новых предприятий и на размеры частных предприятий резко ускорили институциональные изменения в экономике. Значительно возросло количество и усилилось многообразие предприятий. Если в середине 90-х годов в Едином государственном регистре предприятий и организаций насчитывалось 1946 тыс., то в 2000 г. - уже 3106 тыс. (см. табл. 16.2.).
Особую роль в новой экономике России играют предприятия малого бизнеса. Их доля в общем числе российских предприятий составляет более 15 %, а доля в общем объёме ВВП России - 9,5 % (см. Таблицу 16.3.).
Следует отметить, что становление и развитие рыночных отношений, составляющее суть экономических реформ переходного периода, немыслимо без эффективной деятельности предприятий и других коммерческих организаций всех форм собственности. Коренные изменения, происходящие во всей экономической системе России, настоятельно требовали преобразования самих предприятий в подлинно рыночные структуры, успешно функционирующие на основе рыночных механизмов.
Под понятием предприятие в данном случае понимаются коммерческие организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Естественно, что для эффективной деятельности предприятий требуется благоприятная макроэкономическая среда, способствующая их экономическому росту. Ужесточение бюджетных ограничений и введение механизма банкротства для предприятий являются необходимыми, но недостаточными условиями для повышения их экономической эффективности. Необходимы, в частности, меры по дальнейшему совершенствованию налогообложения, регулированию цен и тарифов на услуги и продукцию естественных монополий.
Однако, в конечном счете, успех реформ зависит от рыночных преобразований в самих предприятиях. Наряду с просчетами в макроэкономической политике, недостаточное внимание российских органов государственной власти к проведению активной микроэкономической политики не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма. Таким образом, на современном этапе развития переходной экономики центр преобразований смещается на микроуровень, прежде всего на уровень предприятия.
Необходимо отметить, что на практике необходимость радикальных преобразований становится для руководителей предприятий ощутимой чаще только тогда, когда перед ними выступает явная угроза банкротства. В иных случаях характерным остается пассивное ожидание улучшения ситуации или внешней помощи, в том числе со стороны государства.
В России участие государства в реструктуризации предприятий имеет место на предприятиях таких отраслей, как авиация и космос, атомная промышленность, ряда подотраслей машиностроения, связанных с экспортом высоких технологий и др. В бюджете развития предусматриваются также государственные инвестиции, выделяемые предприятиям на конкурсной основе и на принципах долевого участия в наиболее перспективных и высокоэффективных проектах.
Предприятия, получившие доступ к таким инвестициям, получают возможность при их использовании реструктурировать задолженность бюджету, отменить авансовую уплату налогов. Но даже для этих предприятий главным остается изыскание собственных источников, возможное лишь при завершенности и комплексности их реорганизации. Медленный процесс преобразований на уровне предприятий является одним из основных препятствий на пути к экономическому росту.
Важнейшей предпосылкой, определяющей готовность предприятия к реформированию, является разграничение прав и ответственности между собственниками, акционерами и управляющими . Одним из главных условий рыночных преобразований предприятий является открытость и прозрачность их финансово-экономического состояния. Акционерам и инвесторам необходима достоверная и полная информация. Публикации полных отчетов с необходимыми сведениями содействуют повышению инвестиционной привлекательности потенциальным кредиторам и росту курса акций акционерного общества.
В настоящее время для большинства российских предприятий почти неосвоенными остаются такие обширные сферы управления, как маркетинг, поставки, сбыт, финансовый менеджмент, логистика. Все аспекты управленческой работы при рыночной перестройке деятельности предприятий предполагают опору на стратегическое планирование, без которого нельзя решить ни перспективных, ни текущих проблем.
С целью устранения отмеченных негативных явлений, изменение среды функционирования предприятий, являвшееся до последнего времени основным направлением экономической реформы, в последние годы дополняется государственным стимулированием внутренних преобразований на предприятиях. Практика показывает, что реформирование предприятий выгодно как собственникам, так и государству в целом.
В Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, утвержденной Правительством РФ в 1997 г., под реформой предприятий понимается изменение принципов их действия, направленное на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности. В понятие реформы включаются также меры государственной поддержки указанных изменений.
Таким образом, поэтапный стимулируемый государством процесс перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования составляет содержание реформы предприятий. Речь идет о превращении предприятий из планово-управляемых - в рыночные, способные работать в условиях конкуренции.
Целью реформы предприятий является их реструктуризация, способствующая улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности их производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности в условиях рыночной экономики.
Решение о реформировании и конкретная программа мероприятий принимаются собственником, и реструктуризация должна производиться предприятиями самостоятельно. Однако в условиях трансформационного экономического кризиса лишь незначительное число предприятий способно реформироваться без государственной поддержки.
В соответствии с принятой концепцией, федеральные и местные органы исполнительной власти не должны прямо вмешиваться во внутренние дела предприятий. Они должны лишь создавать более благоприятные условия хозяйствования тем предприятиям, которые активно реформируются.
· Приоритетными задачами реформы предприятий являются следующие:
o обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;
o защита прав участников (учредителей);
o четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;
o достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), акционеров, инвесторов и кредиторов;
o создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;
o создание эффективного механизма управления на предприятиях;
o использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
o повышение квалификации работников предприятия, как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.
Типовая (примерная) программа реформы предприятия предполагает проведение целого комплекса мероприятий. Причем условия и порядок выполнения некоторых из них (например, передача независимому регистратору ведения реестра акционеров для акционерных обществ, проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и другие) определены действующими законодательными и иными нормативными актами. Остальные мероприятия носят рекомендательный характер. Необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реформировании предприятия, с учетом особенностей его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.
· В соответствии с Типовой программой, основными направлениями реформирования предприятий являются следующие:
o выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);
o инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;
o рыночная оценка активов предприятия;
o анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;
o выработка стратегии развития предприятия;
o подготовка и переподготовка кадров.
Соблюдение прав обеспечивается при представительстве акционеров в совете директоров, адекватной доле их участия в капитале общества и организации контроля деятельности управленческого аппарата со стороны участников (учредителей). Предполагается соответствующая форма отчетности по направлениям использования свободных финансовых ресурсов в пользу приоритетов долгосрочного развития.
Инвентаризация и реструктуризация имущества необходимы для обеспечения оптимального его использования.
· При этом может иметь место:
o выделение вспомогательных и иных производств в самостоятельные структурные подразделения;
o сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных фондов (в том числе земель), консервация неиспользуемого имущества;
o снижение накладных расходов на содержание избыточных производственных мощностей;
o передача объектов социально-бытового и культурного назначения в ведение органов местного самоуправления.
Увеличение размеров уставного капитала акционерного общества (уставного фонда ООО или государственного унитарного предприятия) в результате рыночной оценки активов даст возможность повысить обеспечение минимальной гарантии возможных требований кредиторов и явится залогом устойчивых взаимоотношений между предприятиями.
Углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием, а также его положения на рынке необходим для выявления ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и выработки оптимальных путей их решения.
Выработка стратегии развития призвана обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов предприятия, его устойчивое положение на рынке. Наличие стратегии позволяет перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов. На основе избранной стратегии поведения предприятия на рынке разрабатывается взаимоувязанная система, включающая в себя снабженческо-сбытовую, производственно-технологическую, инновационную, ценовую, финансовую, инвестиционную и кадровую политики предприятия.
Кадровая политика предприятия формируется в целях долгосрочного развития предприятия. Она предусматривает наем квалифицированного персонала, необходимого для осуществления реформы предприятия, а также комплекс мер по обучению и переподготовке кадров.
Реформирование предприятия, направленное на сохранение его производственного потенциала (выживание) и повышение экономической эффективности, получило название реструктуризации предприятия.
Таким образом, реструктуризация предприятия - это структурная перестройка предприятия в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех его ресурсов, заключающаяся в создании комплекса бизнес-единиц на основе разделения, соединения, ликвидации действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения к предприятию других предприятий, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций других организаций.
Формирование комплекса взаимодействующих подразделений (бизнес-единиц) предприятия осуществляется в соответствии с предварительно выработанной стратегией. При этом требуется перестройка действующей на предприятии системы управления, организационной и производственной структур.
Под бизнес-единицей понимается отдельно управляемое подразделение производственного комплекса, юридически самостоятельное или несамостоятельное, полностью или частично экономически обособленное, ответственное за осуществление возложенных на него в комплексе функций. В экономической литературе бизнес-единицы часто называют центрами ответственности .
· Возможности и эффективность осуществления реструктуризации зависят от многих факторов:
o своевременности ее проведения;
o правильного выбора варианта реструктуризации;
o наличия или возможности заимствования денежных средств;
o наличия или возможности набора, подготовки в приемлемые сроки необходимых кадров
· Выделяют три основных варианта реструктуризации :
1. Реорганизация.
2. Реструктуризация без признаков реорганизации.
3. Сочетание вариантов 1 и 2.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ выделяют следующие формы реорганизации: слияние; присоединение; разделение; выделение; преобразование.
Следует отметить, что реорганизация любого юридического лица (кроме АО, где достаточно? голосов общего собрания) требует единогласного решения всех его участников. Для слияния и присоединения могут потребоваться предварительные согласования с федеральным и территориальным антимонопольными органами. Эти же органы вправе потребовать разделения или выделения юридического лица в случаях возникновения и в целях предотвращения возможности злоупотребления коммерческим организациями доминирующим положением или ограничения конкуренции (на основании Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
При разделении или выделении обязательным условием является составление передаточного акта и разделительного баланса, где решается судьба имущества, определяются права и обязанности образуемых юридических лиц. Имущество им передается по разделительному балансу со всеми активами и пассивами, включая прибыли и убытки. Гражданским Кодексом и Законом "об акционерных обществах" предусмотрено обеспечение прав кредиторов в случае реорганизации предприятия.
Обязательными условиями, которые необходимо соблюдать при реорганизации предприятия, являются также предоставление права голоса владельцам привилегированных акций; предоставление права требовать выкупа акций обществом по рыночной цене; уведомление кредиторов; возникновение права у кредиторов требовать прекращения досрочного исполнения обязательств, возмещения убытков.
Из-за трудностей, связанных с соблюдением этих обязательных условий, многие российские предприятия отдают предпочтение второму варианту реорганизации. Кроме того, разделение баланса (обязательное условие) при дебиторской задолженности (зачастую длительно просроченной и безнадежной) и значительной кредиторской задолженности сразу ставит предприятие в тяжелое финансовое положение.
Реструктуризация без признаков реорганизации может быть осуществлена предприятием путем создания новых юридических лиц (без процедуры выделения) для выполнения ими определенных функций. Организационно-правовая форма создаваемого нового юридического лица должна соответствовать целям и задачам реструктуризации и обеспечивать наиболее эффективное выполнение им возложенных функций.
Это может быть дочернее, зависимое или независимое общество или товарищество. При такой реструктуризации сводятся к минимуму, либо полностью отсутствуют многие проблемы реорганизации. Кроме создания нового юридического лица, реструктуризация может осуществляться путем приобретения действующего другого предприятия, которое специализировано или достаточно легко перепрофилируется на нужды предприятия-покупателя.
Основной трудностью при таком варианте реструктуризации, по сравнению с вышеназванными формами реорганизации, является то, что при создании нового юридического лица велика вероятность ошибки в прогнозе эффективности его работы (многое создается заново). Кроме того, при приобретении другого предприятия возможны борьба с противодействием конкурентов-покупателей, чрезмерная дороговизна покупки.
Выбор того или иного пути реструктуризации (или их комбинации) зависит от конкретных условий и предпочтение должно быть отдано тому варианту, осуществление которого требует наименьших затрат, наиболее реально, менее рискованно на единицу эффекта, то есть риск должен быть сопоставим с ожидаемым эффектом.
Реструктуризация государственных предприятий представляет собой особую проблему. Правовой статус более чем 14 тысяч государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не позволяет им быть полноценными и эффективными субъектами рыночной экономики. В этой связи представляется необходимым отказ от использования права хозяйственного ведения и преобразование государственных предприятий в акционерные общества.
Решением проблемы должно стать ускорение преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% акций, находящихся в федеральной собственности или вносимых в уставный капитал другого акционерного общества, более 75% акций которого в свою очередь находятся в федеральной собственности.
Программы преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% акций, находящихся в федеральной собственности была завершена в 2002 г.
Преобразование унитарных предприятий в акционерные общества должно упростить порядок их приватизации. В этих условиях целесообразным представляется в ходе дальнейшей приватизации сократить государственный сектор экономики до 1,5-2,5 тысяч предприятий. Российское правительство предполагает это сделать к 2004 году.
· Реализация предложенного сценария должна привести к тому, что:
o полностью приватизируются отрасли (за исключением объектов, обеспечивающих национальную безопасность), имеющие потенциал выживания и роста (пищевая промышленность, транспорт, за исключением железнодорожного и трубопроводного, металлургия, нефтяная промышленность, подотрасли машиностроения, производящие продукцию для конечного потребления населением). В эти отрасли привлекаются отечественные и иностранные инвестиции. Акции соответствующих компаний обращаются на рынке ценных бумаг;
o количество государственных предприятий и учреждений сокращается до минимума, который может быть профинансирован государством в виде прямого бюджетного финансирования и оплаты госзаказа;
o на высвобождаемых площадях и оборудовании ликвидированных государственных предприятий формируются новые бизнесы.
Вариант 1 предусматривает совершенствование внутрихозяйственных организационно-экономических отношений на основе принципов коммерческого расчета и самофинансирования, формирование новых внутрихозяйственных структур с наделением их производственной и экономической самостоятельностью, вплоть до признания права юридического лица.
Реформирование по этому варианту предполагает сохранение сложившегося единого хозяйственного, производственного и социального комплекса данной территории. Здесь должен быть задействован новый экономический механизм, в корне меняющий внутрихозяйственные экономические (производственные) отношения.
Данный вариант предусматривает включение в процесс рыночных преобразований широкие массы крестьян, специалистов и руководителей хозяйств, более полное и рациональное использование производственного потенциала. В перспективе при более глубоком реформировании такие коллективы будут готовы работать как чисто рыночные структуры.
Порядок осуществления процесса реформирования должен быть следующим:
- на базе традиционных производственных подразделений предприятия создаются небольшие самостоятельные внутрихозяйственные кооперативы. Они получают в собственность (в пределах имущественных долей) технику, здания, другое имущество. Недостающее берут в аренду, формируют свои балансы. На первом этапе реформы, как правило, они не получают права юридического лица; имеют расчетные счета в бухгалтерии или финансово-расчетном центре хозяйства
- желающие работать самостоятельно выделяются в крестьянские хозяйства с наделением права юридического лица и открытием расчетного счета в банке
- функции по обслуживанию производства во внутрихозяйственных кооперативах, фермерских, крестьянских и личных хозяйствах осуществляют специально создаваемые или действующие агросервисные структуры
- созданные в процессе реформирования кооперативы, фермерские и ЛПХ объединяются в кооперативные ассоциации, объединения, предприятия
- бухгалтерия колхоза преобразуется в финансово-расчетный центр, в котором все хозяйственные субъекты открывают свои счета
- взаимоотношения между подразделениями и руководством хозяйства регулируются договорами
Предлагаемый вариант эволюционных преобразований должен претерпеть, как минимум, три этапа.
На первом этапе осуществляется детальная разъяснительная работа с работниками хозяйства. В это время должны быть созданы новые хозяйственные единицы, как правило, производственные кооперативы, разработаны все необходимые документы. По инициативе новых хозяйственных структур формируется объединение. Проводится перерегистрация хозяйства. Устанавливаются прямые договорные отношения между объединением (ассоциацией) и новыми хозяйственными единицами.
На втором этапе важно освоить новые экономические отношения. В данном плане совершенствуются производственные и другие связи; организуется хозяйственная деятельность новых структур; налаживается агросервисное обслуживание хозяйствующих субъектов. Устанавливаются договорные отношения между хозяйственными единицами. Отдельные внутренние кооперативы могут на этом этапе получить статус юридического лица.
Основные позитивные сдвиги в процессе реформирования должны произойти на третьем этапе. В это время необходима переспециализация производства с выходом на безубыточную хозяйственную деятельность. Все или большинство хозяйствующих структур должны получить статус юридического лица. Финансово-расчетный центр предприятия преобразуется и начинает выполнять функции банка.
Изложенная этапность требует времени, рассчитана для ряда предприятий на годы, хотя в отдельных хозяйствах она может иметь место в ближайшее время.
Предлагаемая модель реформирования позволяет каждому работнику стать реальным собственником средств производства и производимой продукции, участником нового кооперативного хозяйства. Модель позволяет сохранить функционирование крупного предпринимательства и основное производственное направление.
Вариант 2 - рыночная реструктуризация, которая осуществляется на основе:
- преобразования в различные организационно-правовые формы хозяйствования, предусмотренные Гражданским кодексом Беларуси. В связи с этим наиболее приемлемыми являются: производственные и обслуживающие кооперативы нового типа, базирующиеся на частной корпоративной собственности и акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества, другие формирования; фермерские хозяйства
- частичного выхода из реформируемого хозяйства фермерских (крестьянских) хозяйств, индивидуальных производителей, кооперативов
- разделения хозяйства, что ведет к его разукрупнению в целях улучшения управляемости и т.д.
Вариант 3 - реорганизация предприятия. Она может быть как добровольной, так и принудительной и применяется в тех случаях, когда из-за больших финансовых долгов вести рентабельное производство невозможно.
При ликвидации хозяйства важно найти новых собственников, которые могут избрать любую организационно-правовую форму хозяйствования. Ими могут стать работники бывшего хозяйства, имеющие возможность приобрести оставшееся имущество, желающие взять его на арендных или иных условиях.
Особыми должны быть подходы к реорганизации неплатежеспособных хозяйств. Модели и механизм реформирования могут быть следующими:
- Объявление санации на несколько лет. Разработка программ структурных преобразований, гарантирующих оздоровление.
- Создание в границах хозяйства самостоятельных внутрихозяйственных подразделений на кооперативных принципах.
- Формирование в пределах традиционного предприятия акционерных обществ, ООО, малых предприятий, других структур с правом юридического лица и самостоятельным балансом.
- Кооперирование сельскохозяйственных предприятий с перерабатывающими структурами по производству, переработке и реализации определенного вида продукции.
- Формирование крестьянских (фермерских) хозяйств на территории неплатежеспособного предприятия.
- Передача хозяйства в аренду конкретному физическому лицу для организации производства сельскохозяйственной продукции.
- Предоставление права физическому лицу, изъявившему желание приобрести все или часть хозяйства в частную собственность.
- Присоединение убыточного предприятия к промышленным, обслуживающим и другим предприятиям, к эффективно работающим сельскохозяйственным структурам.
- Раздел имущества и всех средств производства среди членов хозяйства для ведения сельскохозяйственного производства.
- Объявление банкротства хозяйств, потерявших перспективу финансового и экономического развития.
Таблица 5.1
Формы и задачи реформирования
Формы реформирования |
Задачи реформирования |
1. Изменение производственных отношений, т.е. отношений собственности |
1. Приостановить разрушение производственного потенциала этих предприятий и не навредить |
2. Проведение внутрихозяйственной реструктуризации |
2. Обеспечить социальную защиту грая-сдан, проживающих на территории реформированного предприятия |
3. Коммерциализация предприятия, диверсификация и переспециализация |
3. Способствовать реструктуризации задолженности и развитию кооперативных отношений новых хозяйственных структур с подсобными хозяйственными подворьями |
4. Обеспечить прибыльную работу сельскохозяйственных организаций: сведение расходов предприятия к минимуму; ликвидация низкорентабельных и убыточных производств; применение перспективы ресурсосберегающих малозатратных технологий; увеличение производства высокорентабельной продукции; выделение наиболее рентабельных производств в самостоятельные хозяйствующие структуры |
В условиях централизованно планируемой экономики главным субъектом хозяйствования выступало государство. Оно обладало монополией на собственность, управление народным хозяйством, материально-техническое снабжение, финансовые потоки, внешнеэкономическую деятельность. Основной формой хозяйствования являлось государственное предприятие (на предприятия колхозно-кооперативной формы собственности приходилось менее 10% основных производственных фондов).
Социалистическое предприятие определялось как "звено единого народнохозяйственного комплекса", работающее на началах частичной самоокупаемости и обладающее некоторой степенью экономической самостоятельности в области оперативно-хозяйственного управления, использования части прибыли на нужды предприятия и его трудового коллектива.
По отношению к предприятиям колхозно-кооперативной формы собственности также существовала высокая степень огосударствления, выражающаяся в регламентации их производственной и сбытовой деятельности, оплаты труда, инвестиций и др. Банкротство предприятий не допускалось, так как государство в случае финансовых затруднений производило компенсацию их денежных затрат.
Для плановой экономики характерной являлась высокая степень концентрации производства и крупные размеры предприятий. Так, например, в середине 1980-х годов, на одном предприятии в основных отраслях промышленности СССР было занято в 5-7 раз больше работающих, чем на среднем промышленном предприятии ФРГ.
Удельный вес мелких предприятий был намного ниже, чем в индустриально развитых странах Запада. В отраслевой структуре предприятий СССР значительно меньшей была доля предприятий финансовой сферы, розничной торговли и услуг.
В ходе трансформации централизованно планируемой экономики можно выделить несколько этапов реформирования предприятий :
этап, ориентированный на совершенствование существующих субъектов экономики в рамках сохраняющейся планово-распределительной системы хозяйствования;
этап формирования субъектов рыночной экономики;
современный этап реструктуризации предприятий.
Следует отметить, что попытки реформирования централизованно планируемой экономики и деятельности социалистических предприятий предпринимались неоднократно и в "доперестроечный" период. Так, например, еще в середине 1950-х годов создание территориальных органов управления - совнархозов - сопровождалось введением на предприятиях стимулов личной материальной заинтересованности в результатах труда. С середины 1960-х годов расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий, делались попытки их перехода на полный хозяйственный расчет. Тем не менее, кризисные явления в советской экономике, проявившиеся в замедлении экономического роста и ухудшении многих макроэкономических показателей, свидетельствовали о необходимости коренной реконструкции народного хозяйства и его основных производственных звеньев - предприятий.
В апреле 1985 г. был объявлен курс на перестройку , главной задачей которой провозглашалось обновление социализма на основе демократизации общественной жизни, гласности и ускорения социально-экономического развития страны.
Курс на "ускорение" связывался с радикальной реформой хозяйственного механизма и всех его звеньев. Однако расширение самостоятельности предприятий, осуществлявшееся в условиях монополии государственной собственности, не привело к положительным результатам. Предприятия использовали свою самостоятельность, прежде всего, для роста заработной платы, не подкрепленного повышением производительности труда и его эффективности, что еще больше увеличивало товарный дефицит и инфляционные тенденции в экономике.
Из-за особенностей административно-командной системы управления экономикой, монополизма государственной собственности нарастающий кризис в экономике СССР не сопровождался ликвидацией малоэффективных, устаревших предприятий, не вел к "переливу капитала" в более эффективные сферы экономики, не создавал стимулы к обновлению производства, как это обычно происходит в странах с развитой рыночной экономикой.
Курс на более радикальные преобразования, провозглашенный в 1987 г., предполагал резкое расширение границ самостоятельности предприятий и объединений, перевод их на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, кардинальную реформу планирования, ценообразования, финансово-кредитного механизма и др. Однако начавшийся демонтаж командно-административной системы управления и внедрение экономических регуляторов воздействия на предприятия в условиях централизованного установления цен вели только к усилению кризисных явлений. Производителям продукции было невыгодно реализовывать ее по низким государственным ценам. Впервые за весь послевоенный период в 1990 г. произошел спад производства.
В 1989-1990 гг. была выработана новая концепция радикальной реформы . В принятой Верховным Советом СССР в октябре 1990 г. Программе "Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике" предполагалось разгосударствление экономики и переход к новым формам хозяйствования, развитие конкуренции и предпринимательства. Начался реальный процесс формирования субъектов рынка, и была принята необходимая для этого правовая база: закон о предприятии, закон об аренде, закон о предпринимательстве, закон о банках, закон о разгосударствлении и приватизации, закон об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, закон о собственности и др.
Однако разворачивающийся процесс создания арендных, кооперативных и совместных предприятий также не оказал какого-либо существенного влияния на ухудшающиеся условия общественного воспроизводства. Кризис углублялся, и после распада СССР в 1991 г. в России остались нерешенные проблемы начатых радикальных реформ.
Во-первых, это реорганизация существовавших ранее предприятий путем их приватизации, преобразование в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы.
Во-вторых, это создание совершенно новых предприятий, когда участники аккумулируют начальный капитал и проходят процедуру регистрации юридического лица
Новые субъекты хозяйства, адекватные новым экономическим условиям, формировались двумя основными способами.
Снятие ограничений на создание новых предприятий и на размеры частных предприятий резко ускорили институциональные изменения в экономике. Значительно возросло количество и усилилось многообразие предприятий. Если в середине 90-х годов в Едином государственном регистре предприятий и организаций насчитывалось 1946 тыс., то в 2000 г. - уже 3106 тыс. (см. табл. 16.2.).
Особую роль в новой экономике России играют предприятия малого бизнеса. Их доля в общем числе российских предприятий составляет более 15 %, а доля в общем объёме ВВП России - 9,5 % (см. Таблицу 16.3.).
Следует отметить, что становление и развитие рыночных отношений, составляющее суть экономических реформ переходного периода, немыслимо без эффективной деятельности предприятий и других коммерческих организаций всех форм собственности. Коренные изменения, происходящие во всей экономической системе России, настоятельно требовали преобразования самих предприятий в подлинно рыночные структуры, успешно функционирующие на основе рыночных механизмов.
Под понятием предприятие в данном случае понимаются коммерческие организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Естественно, что для эффективной деятельности предприятий требуется благоприятная макроэкономическая среда, способствующая их экономическому росту. Ужесточение бюджетных ограничений и введение механизма банкротства для предприятий являются необходимыми, но недостаточными условиями для повышения их экономической эффективности. Необходимы, в частности, меры по дальнейшему совершенствованию налогообложения, регулированию цен и тарифов на услуги и продукцию естественных монополий.
Однако, в конечном счете, успех реформ зависит от рыночных преобразований в самих предприятиях. Наряду с просчетами в макроэкономической политике, недостаточное внимание российских органов государственной власти к проведению активной микроэкономической политики не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма. Таким образом, на современном этапе развития переходной экономики центр преобразований смещается на микроуровень, прежде всего на уровень предприятия.
Необходимо отметить, что на практике необходимость радикальных преобразований становится для руководителей предприятий ощутимой чаще только тогда, когда перед ними выступает явная угроза банкротства. В иных случаях характерным остается пассивное ожидание улучшения ситуации или внешней помощи, в том числе со стороны государства.
В России участие государства в реструктуризации предприятий имеет место на предприятиях таких отраслей, как авиация и космос, атомная промышленность, ряда подотраслей машиностроения, связанных с экспортом высоких технологий и др. В бюджете развития предусматриваются также государственные инвестиции, выделяемые предприятиям на конкурсной основе и на принципах долевого участия в наиболее перспективных и высокоэффективных проектах.
Предприятия, получившие доступ к таким инвестициям, получают возможность при их использовании реструктурировать задолженность бюджету, отменить авансовую уплату налогов. Но даже для этих предприятий главным остается изыскание собственных источников, возможное лишь при завершенности и комплексности их реорганизации. Медленный процесс преобразований на уровне предприятий является одним из основных препятствий на пути к экономическому росту.
Важнейшей предпосылкой, определяющей готовность предприятия к реформированию, является разграничение прав и ответственности между собственниками, акционерами и управляющими . Одним из главных условий рыночных преобразований предприятий является открытость и прозрачность их финансово-экономического состояния. Акционерам и инвесторам необходима достоверная и полная информация. Публикации полных отчетов с необходимыми сведениями содействуют повышению инвестиционной привлекательности потенциальным кредиторам и росту курса акций акционерного общества.
В настоящее время для большинства российских предприятий почти неосвоенными остаются такие обширные сферы управления, как маркетинг, поставки, сбыт, финансовый менеджмент, логистика. Все аспекты управленческой работы при рыночной перестройке деятельности предприятий предполагают опору на стратегическое планирование, без которого нельзя решить ни перспективных, ни текущих проблем.
С целью устранения отмеченных негативных явлений, изменение среды функционирования предприятий, являвшееся до последнего времени основным направлением экономической реформы, в последние годы дополняется государственным стимулированием внутренних преобразований на предприятиях. Практика показывает, что реформирование предприятий выгодно как собственникам, так и государству в целом.
В Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, утвержденной Правительством РФ в 1997 г., под реформой предприятий понимается изменение принципов их действия, направленное на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности. В понятие реформы включаются также меры государственной поддержки указанных изменений.
Таким образом, поэтапный стимулируемый государством процесс перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования составляет содержание реформы предприятий. Речь идет о превращении предприятий из планово-управляемых - в рыночные, способные работать в условиях конкуренции.
Целью реформы предприятий является их реструктуризация, способствующая улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности их производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности в условиях рыночной экономики.
Решение о реформировании и конкретная программа мероприятий принимаются собственником, и реструктуризация должна производиться предприятиями самостоятельно. Однако в условиях трансформационного экономического кризиса лишь незначительное число предприятий способно реформироваться без государственной поддержки.
В соответствии с принятой концепцией, федеральные и местные органы исполнительной власти не должны прямо вмешиваться во внутренние дела предприятий. Они должны лишь создавать более благоприятные условия хозяйствования тем предприятиям, которые активно реформируются.
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;
защита прав участников (учредителей);
четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;
достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), акционеров, инвесторов и кредиторов;
создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;
создание эффективного механизма управления на предприятиях;
использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
повышение квалификации работников предприятия, как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.
Приоритетными задачами реформы предприятий являются следующие:
Типовая (примерная) программа реформы предприятия предполагает проведение целого комплекса мероприятий. Причем условия и порядок выполнения некоторых из них (например, передача независимому регистратору ведения реестра акционеров для акционерных обществ, проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и другие) определены действующими законодательными и иными нормативными актами. Остальные мероприятия носят рекомендательный характер. Необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реформировании предприятия, с учетом особенностей его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.
выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);
инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;
рыночная оценка активов предприятия;
анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;
выработка стратегии развития предприятия;
подготовка и переподготовка кадров.
В соответствии с Типовой программой, основными направлениями реформирования предприятий являются следующие:
Соблюдение прав обеспечивается при представительстве акционеров в совете директоров, адекватной доле их участия в капитале общества и организации контроля деятельности управленческого аппарата со стороны участников (учредителей). Предполагается соответствующая форма отчетности по направлениям использования свободных финансовых ресурсов в пользу приоритетов долгосрочного развития.
Инвентаризация и реструктуризация имущества необходимы для обеспечения оптимального его использования.
выделение вспомогательных и иных производств в самостоятельные структурные подразделения;
сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных фондов (в том числе земель), консервация неиспользуемого имущества;
снижение накладных расходов на содержание избыточных производственных мощностей;
передача объектов социально-бытового и культурного назначения в ведение органов местного самоуправления.
При этом может иметь место:
Увеличение размеров уставного капитала акционерного общества (уставного фонда ООО или государственного унитарного предприятия) в результате рыночной оценки активов даст возможность повысить обеспечение минимальной гарантии возможных требований кредиторов и явится залогом устойчивых взаимоотношений между предприятиями.
Углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием, а также его положения на рынке необходим для выявления ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и выработки оптимальных путей их решения.
Выработка стратегии развития призвана обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов предприятия, его устойчивое положение на рынке. Наличие стратегии позволяет перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов. На основе избранной стратегии поведения предприятия на рынке разрабатывается взаимоувязанная система, включающая в себя снабженческо-сбытовую, производственно-технологическую, инновационную, ценовую, финансовую, инвестиционную и кадровую политики предприятия.
Кадровая политика предприятия формируется в целях долгосрочного развития предприятия. Она предусматривает наем квалифицированного персонала, необходимого для осуществления реформы предприятия, а также комплекс мер по обучению и переподготовке кадров.
Реформирование предприятия, направленное на сохранение его производственного потенциала (выживание) и повышение экономической эффективности, получило название реструктуризации предприятия.
Таким образом, реструктуризация предприятия - это структурная перестройка предприятия в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех его ресурсов, заключающаяся в создании комплекса бизнес-единиц на основе разделения, соединения, ликвидации действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения к предприятию других предприятий, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций других организаций.
Формирование комплекса взаимодействующих подразделений (бизнес-единиц) предприятия осуществляется в соответствии с предварительно выработанной стратегией. При этом требуется перестройка действующей на предприятии системы управления, организационной и производственной структур.
Под бизнес-единицей понимается отдельно управляемое подразделение производственного комплекса, юридически самостоятельное или несамостоятельное, полностью или частично экономически обособленное, ответственное за осуществление возложенных на него в комплексе функций. В экономической литературе бизнес-единицы часто называют центрами ответственности .
своевременности ее проведения;
правильного выбора варианта реструктуризации;
наличия или возможности заимствования денежных средств;
наличия или возможности набора, подготовки в приемлемые сроки необходимых кадров
Возможности и эффективность осуществления реструктуризации зависят от многих факторов:
Выделяют три основных варианта реструктуризации :
Реорганизация.
Реструктуризация без признаков реорганизации.
Сочетание вариантов 1 и 2.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ выделяют следующие формы реорганизации: слияние; присоединение; разделение; выделение; преобразование.
Следует отметить, что реорганизация любого юридического лица (кроме АО, где достаточно? голосов общего собрания) требует единогласного решения всех его участников. Для слияния и присоединения могут потребоваться предварительные согласования с федеральным и территориальным антимонопольными органами. Эти же органы вправе потребовать разделения или выделения юридического лица в случаях возникновения и в целях предотвращения возможности злоупотребления коммерческим организациями доминирующим положением или ограничения конкуренции (на основании Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
При разделении или выделении обязательным условием является составление передаточного акта и разделительного баланса, где решается судьба имущества, определяются права и обязанности образуемых юридических лиц. Имущество им передается по разделительному балансу со всеми активами и пассивами, включая прибыли и убытки. Гражданским Кодексом и Законом "об акционерных обществах" предусмотрено обеспечение прав кредиторов в случае реорганизации предприятия.
Обязательными условиями, которые необходимо соблюдать при реорганизации предприятия, являются также предоставление права голоса владельцам привилегированных акций; предоставление права требовать выкупа акций обществом по рыночной цене; уведомление кредиторов; возникновение права у кредиторов требовать прекращения досрочного исполнения обязательств, возмещения убытков.
Из-за трудностей, связанных с соблюдением этих обязательных условий, многие российские предприятия отдают предпочтение второму варианту реорганизации. Кроме того, разделение баланса (обязательное условие) при дебиторской задолженности (зачастую длительно просроченной и безнадежной) и значительной кредиторской задолженности сразу ставит предприятие в тяжелое финансовое положение.
Реструктуризация без признаков реорганизации может быть осуществлена предприятием путем создания новых юридических лиц (без процедуры выделения) для выполнения ими определенных функций. Организационно-правовая форма создаваемого нового юридического лица должна соответствовать целям и задачам реструктуризации и обеспечивать наиболее эффективное выполнение им возложенных функций.
Это может быть дочернее, зависимое или независимое общество или товарищество. При такой реструктуризации сводятся к минимуму, либо полностью отсутствуют многие проблемы реорганизации. Кроме создания нового юридического лица, реструктуризация может осуществляться путем приобретения действующего другого предприятия, которое специализировано или достаточно легко перепрофилируется на нужды предприятия-покупателя.
Основной трудностью при таком варианте реструктуризации, по сравнению с вышеназванными формами реорганизации, является то, что при создании нового юридического лица велика вероятность ошибки в прогнозе эффективности его работы (многое создается заново). Кроме того, при приобретении другого предприятия возможны борьба с противодействием конкурентов-покупателей, чрезмерная дороговизна покупки.
Выбор того или иного пути реструктуризации (или их комбинации) зависит от конкретных условий и предпочтение должно быть отдано тому варианту, осуществление которого требует наименьших затрат, наиболее реально, менее рискованно на единицу эффекта, то есть риск должен быть сопоставим с ожидаемым эффектом.
Реструктуризация государственных предприятий представляет собой особую проблему. Правовой статус более чем 14 тысяч государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не позволяет им быть полноценными и эффективными субъектами рыночной экономики. В этой связи представляется необходимым отказ от использования права хозяйственного ведения и преобразование государственных предприятий в акционерные общества.
Решением проблемы должно стать ускорение преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% акций, находящихся в федеральной собственности или вносимых в уставный капитал другого акционерного общества, более 75% акций которого в свою очередь находятся в федеральной собственности.
Программы преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% акций, находящихся в федеральной собственности была завершена в 2002 г.
Преобразование унитарных предприятий в акционерные общества должно упростить порядок их приватизации. В этих условиях целесообразным представляется в ходе дальнейшей приватизации сократить государственный сектор экономики до 1,5-2,5 тысяч предприятий. Российское правительство предполагает это сделать к 2004 году.
полностью приватизируются отрасли (за исключением объектов, обеспечивающих национальную безопасность), имеющие потенциал выживания и роста (пищевая промышленность, транспорт, за исключением железнодорожного и трубопроводного, металлургия, нефтяная промышленность, подотрасли машиностроения, производящие продукцию для конечного потребления населением). В эти отрасли привлекаются отечественные и иностранные инвестиции. Акции соответствующих компаний обращаются на рынке ценных бумаг;
количество государственных предприятий и учреждений сокращается до минимума, который может быть профинансирован государством в виде прямого бюджетного финансирования и оплаты госзаказа;
на высвобождаемых площадях и оборудовании ликвидированных государственных предприятий формируются новые бизнесы.
Реализация предложенного сценария должна привести к тому, что: