Подходы к управлению созданием инновационной техники. Современные подходы к управлению инновационным процессом

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:

    Сущность и особенности проектного подхода к управлению инновациями

    Механизм отбора инновационных проектов

    Система проектного планирования

    Организация выполнения инновационных проектов

    Управление реализацией инновационных проектов

Вопрос 1. Сущность и особенности проектного подхода к управлению инновациями

Управление инновационной деятельностью предприятий на тактическом уровне в большинстве случаев реализуется на основании системы проектного управления. Управление инновационными проектами обеспечивает конкретизацию выбранных инновационных стратегий и их непосредственное воплощение в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. По своей сути управление проектом представляет собой целенаправленный системный процесс выработки и реализации управленческих решений, охватывающих все стадии осуществления конкретной разработки и направленных на ее успешное выполнение в рамках установленных временных, бюджетных и ресурсных ограничений .

Ключевыми элементами системы проектного управления инновационной деятельностью предприятия являются отдельные инновационные проекты. Инновационный проект представляет собой неповторяющийся комплекс мероприятий (научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих), выполняемых в установленной последовательности, взаимно связанных друг с другом по ресурсам, срокам и исполнителям, и направленных на достижение единой конечной цели – создание конкретного новшества .

Как объект управления, любой инновационный проект имеет следующие характерные признаки :

    Конкретная целевая направленность . Данный признак означает, что любой инновационный проект организуется и выполняется не для проверки абстрактных научных идей, а ориентирован на создание заранее оговоренного продукта, предназначенного для передачи конкретному заказчику, выведение на конкретные сегменты рынка или для внедрения в конкретном участке производственного процесса внутри самого предприятия.

    Ограниченные сроки реализации . В соответствии с данным признаком, любой проект является срочным мероприятием, имеющим строго установленные временные рамки. При превышении заданных сроков своей реализации, проект теряет привлекательность для инвесторов и может войти в противоречие как с динамикой рыночных требований, так и с динамикой собственных стратегических направлений развития предприятия-разработчика.

    Ограниченный объем привлекаемых трудовых и материальных ресурсов . Данный признак означает, что любые изменения хода реализации проекта могут быть осуществлены только в рамках выделенных ресурсных лимитов. В случаях, когда проект не укладывается в такие лимиты, его либо закрывают, либо проводят пересмотр первоначальных целей его реализации. Ресурсная ограниченность проектов является исходной предпосылкой для формирования и реализации их диверсифицированных портфелей, а также для резервирования ресурсов как средства компенсации рисков инновационной деятельности.

    Наличие индивидуального четко установленного бюджета . В соответствии с данным признаком, любой инновационный проект планируется и реализуется как отдельный бизнес, имеющий собственную структуру доходов и расходов, оформленных в виде соответствующего бюджета. Наличие отдельных проектных бюджетов обеспечивает возможность бизнес-планирования проектов и создает условия для текущего контроля и координации их стоимостных параметров.

    Неповторяемость и новизна для предприятия-разработчика . Данный признак означает, что любой проект не является элементом рутинной деятельности подразделений предприятия, содержит в себе определенную новизну и осуществляется однократно. Вследствие этого, реализация каждого из проектов требует приобретения персоналом специфических знаний и навыков, привлечения новых специалистов и установления новых взаимосвязей с организациями-подрядчиками.

    Организационная обособленность . В соответствии с данным признаком, любой проект представляет собой такое мероприятие, реализация которого требует формирования специализированной команды специалистов, деятельность которой сфокусирована только на выполнении данной разработки и которой в ряде случаев может быть присвоен статус обособленного структурного подразделения предприятия.

    Одновременная обособленность и взаимосвязанность с другими проектами предприятия . Обособленность проектов является следствием их внутренней новизны и ресурсной ограниченности. Выражением обособленности проектов друг от друга является специализация проектных команд, а также возможная конкуренция проектов за предоставляемые ресурсы. Обособленность проектов обеспечивает возможность их диверсификации, а также создает условия для четкого распределения и эффективного использования ресурсов предприятия. В то же время, реализуемые предприятием инновационные проекты должны быть логически взаимосвязаны, за счет чего обеспечивается получение синергетических эффектов и преемственность интеллектуального потенциала участников проектных команд.

Любой проект имеет собственный жизненный цикл, состоящий из четырех базовых стадий: стадии формулирования и отбора проекта, стадии его разработки, стадии реализации и стадии завершения (см. рис. 4.1.1).

На первой стадии жизненного цикла осуществляется спецификация идеи проекта, определяется структура его целей, проводится предварительная оценка необходимых для реализации проекта объемов ресурсов и ожидаемого эффекта от его выполнения. По результатам оценки разрабатывается технико-экономическое обоснование или бизнес-план проекта, на основании которых проект проходит процедуру конкурсного отбора, в рамках которого его,

Рис. 4.1.1. Структура жизненного цикла инновационного проекта

совместно с альтернативными вариантами проектов, подвергают экспертизе по комплексу различных оценочных критериев. При положительном результате отбора принимается решение о включении проекта в соответствующий портфель и начинается поиск возможных инвесторов (если проект изначально ре выполняется по заказу конкретного клиента).

На второй стадии жизненного цикла проводится формирование взаимосвязанного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий и мероприятий по реализации цели проекта. На этом этапе разрабатывается детализированный план осуществления проекта, выбирается оптимальная структурная форма его реализации, проводится отбор членов проектной команды и внешних подрядчиков, а также оформляется необходимая контрактная документация.

На стадии реализации проекта непосредственно создается его основной продукт, осуществляется контроль выполнения установленных календарных планов и выделенных лимитов ресурсов, проводится корректировка возникающих отклонений и оперативное регулирование хода разработки.

На стадии завершения проекта проводится сдача созданного продукта заказчику (либо выведение его на целевые рынки), осуществляется закрытие контрактов и перераспределение ресурсов проекта, в ходе которого высвобождающееся оборудование и персонал передаются другим проектам предприятия.

Управление проектом охватывает все стадии его жизненного цикла и реализуется совместными усилиями менеджеров самого проекта и управляющими общеорганизационного уровня. Конкретное распределение функций между двумя этими уровнями управления в каждой организации имеет индивидуальный ситуационный характер и определяется комплексным влиянием следующих основных факторов:

    тип действующей на предприятии организационной структуры управления;

    уровень новизны проекта и неопределенности его основных параметров;

    степень приоритетности проекта как элемента портфеля для соответствующей СЗХ.

В общем случае, распределение управленческих функций между проектным и общеорганизационным уровнями менеджмента реализуется по следующей схеме. На общеорганизационном уровне осуществляется отбор проектов, устанавливаются сроки окончания их разработки и реализации, утверждаются планы распределения ресурсов между этапами реализации проектов и проводится контроль выполнения каждого из укрупненных этапов. На проектном уровне управления ведется подготовка проектных планов для их последующей передачи на общеорганизационный уровень, осуществляется текущий контроль реализации проекта, координация действий участников проектной команды и компенсация возникающих отклонений от установленных планов.

В целом, проектный подход к управлению инновационной деятельностью предприятия имеет следующие основные преимущества :

    целевой характер инновационных разработок, обеспечиваемый за счет одновременной увязки каждого из выполняемых проектов с инновационной стратегией предприятия в конкретной СЗХ и со всеми прочими проектами соответствующего портфеля;

    четкая координация инвестиционных потоков, направляемых на обеспечение инновационной деятельности предприятия за счет разработки и контроля выполнения индивидуальных бюджетов каждого из проектов;

    обеспечение возможности оперативного контроля и регулирования хода реализации каждого из проектов за счет разработки их индивидуальных детализированных временных и ресурсных планов;

    создание условий для максимально эффективного использования ресурсов предприятия за счет применения конкурсных схем отбора проектов и делегирования значительных полномочий и ответственности менеджерам проектов;

    обеспечение условий для быстрого сворачивания проектов, реализация которых существенно отклоняется от составленных временных и бюджетных планов.

Основными ограничениями на применение проектного подхода являются наличие достаточного количества инициативных менеджеров среднего и нижнего уровней иерархии (менеджеров-дженералистов), высокий уровень квалификации и мобильности персонала предприятия, а также наличие развитой организационной культуры, обеспечивающей поддержку постоянных изменений в видах деятельности и структуре предприятия.

Инновационная деятельность - это сложный организационный процесс, совершаемый человеком или группой людей, в котором взаимодействуют различные виды потенциалов - научный, технологический, маркетинговый, управленческий, с одной стороны; с другой стороны - это активное проявление менеджмента, связан-ного с его способностью внедрять инновации на всех стадиях произ-водственной и коммерческой деятельности предприятия.

Как известно, предприятия развитых стран (США, Германии и некоторых других наиболее технологически разви-тых) являются так называемыми нетто-экспортерами инноваций, которые передают субъектам хозяйствования других менее развитых в технологическом отношении стран патенты, лицензии, ноу-хау и другие различные результаты научных разработок и исследований. Тем не менее предприятия стран с высоким уровнем экономических показателей (Япония, Тай-вань) чаще выступают как инновационные нетто-импортеры. Их коренное отличие состоит в том, что они покупают у стран нетто-экспортеров результа-ты научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ. Иногда странынетто-импортеры имеют собственный, даже более эффективный по сравнению с нетто-экспортерами, ме-ханизм регуляторного сопровождения инноваций в соответствии с национальны-ми традициями и правилами.

Существует «синергетическая» форма владения и передачи инноваций в транснациональных компаниях (ТНК), когда, владея основной массой инноваций, они выступают их нетто-экспор-терами, а используя такую форму, как аутсорсинг, передают своим филиалам или зависимым от них скооперированным хозяйственным субъектам в менее раз-витых государствах технологии, являясь нетто-импортерами для предприятий в отсталых странах. Такая передача, как правило, сводится к элементам инноваций, которые предназначены для выпуска низко- и среднетехнологичной продукции.

Выделим подходы регуляторного обеспечения инновационной деятельности, которые при всех национальных отличиях в их осуществлении сведены к трем видам: актив-ному, пассивному и пассивно-активному (таблица).


Таблица - Подходы к управлению инновациями, их характеристика и сферы деятельности

Подходы к

управлению

инновационной

деятельностью

Их характеристика

Сферы

инновационной деятельности

Активный -функционирует на предприятиях в высокоразвитых странах (североамериканский, западноевропейский, японско-восточноазиатский, китайский)

активная абсорбция (освоение и поглощение) инноваций;

развитие внутренней научно-исследовательской и технико-технологической базы;

приобретения более прогрессивных зарубежных разра-боток;

высокая поддержка частного бизнеса в США;

поддержка государства в Европе

развитие комплексов и базовых отраслей

Пассивный - функционирует в технологически менее развитых странах (латиноамериканские, постсоциалистические европейские, Турция, Египет)

нетто-экспорт;

учет традиций и правил, принятых на предприятиях

развитие базовых отраслей

Пассивно-активный - функционирует в Российской Федерации

нетто-экспорт;

наращивание инновационного потенциала;

учет сложностей ворганизационных процессах, включающих все виды потенциалов (научный, технологический, маркетинговый и др.);

опора на активность деятельности управленческих структур всех уровней в процессе инвестирования и коммерциализации инноваций

развитие базовых отраслей;

стремление к внедрению в слаборазвитых отраслях инноваций

Активный подход принят на предприятиях США, Японии, Западной Европы, иногда наблюдается этот подход на предприятиях других стран мира, в том числе, РФ (в космической отрасли, предприятиях, внедряющих нанотехнологии). Однако этот подход не свойствен для слаборазвитых стран в технически-бытовом секторе. Последнее десятилетие ХХ и начало ХХΙ века этот подход принят и развивается на предприятияхКитая и странах членов АТЭС.

Пассивный подход включает инновационную деятельность в хозяйственную политику предприятий стран нетто-импортеров, которые в целях конкурентоспособности с остальным миром переносят инновации в менее технологически раз-витые страны. При этом к характеристикам управления инновационной деятельностью можно отнести: развитие внутренней научно-исследовательской и технико-технологической базы, приобретения более прогрессивных зарубежных разра-боток, государственную поддержку частного бизнеса. Это происходит, как правило, на предприятиях постсоветского пространства.

В Российской Федерации сложилась особая ситуация с инновациями, которую с начала XXI века можно охарактеризовать как пассивно-активную. Наряду с внедрением отечественных инноваций в высокие технологические изделия (как уже указывалось - космические и нано разработки), инновации поступают из стран нетто-экспортеров. Однако этот подход предусматривает постепенное усиление собственной составляющей, т.е. наращивание национального инновационного потенциала (рисунок 1).

Рисунок 1 - Взаимосвязь инновационной деятельности с развитием

хозяйственного механизма предприятий страны

При этом подчеркнем необходимость использования на предприятиях Российской Федерации инно-вационного менеджмента: развитие степени восприятия экономикой предприятий более высоких техно-логий, повышения уровня их собственных разработок и т.д. (рисунок 2).

Рисунок 2 - Особенности инновационной деятельности

стран ЕС, Азии и России

С одной стороны, развитие технологий, как и другие виды инновационной деятельности, обеспечиваются инвестициями; для активизации новаций необходимо нахождение и рациональное использование значительных финансовых средств. Привлечение государственных или частных инвестиций с их определенными резервами, которые могут компенсировать повышенный экономико-финансовый риск предприятий, обеспечивает их выход на качественно более высокий уровень хозяйствования. С другой стороны - управление инновационной деятельностью определяется сложностью организационных процессов, включающих все виды потенциалов (научный, технологический, маркетинговый и др.) и активностью деятельности управленческих структур всех уровней в процессе инвестирования и коммерциализации инноваций.

Для России, где развиваются трансформационные рыночные процессы, считаем необходимо использовать опыт Китайских и Вьетнамских предприятий, а именно: сочетать индикативное планирование и контроль за инновациями; привлекать иностранный капитал в наиболее развивающиеся и значимые для безопасности страны отрасли (в том числе предприятия хлебопекарной промышленности); селекционно использовать иностранные технологии; развивать технологические отечественные зоны; повышать квалификацию персонала предприятий, внедряющих и развивающих инновации.

Создание центров инновационного развития связано с привлечением государственных и частных инвестиций. К примеру, круп-ные государственные корпорации инновационной направленности («Роснано», «Совкомфлот», Объединенная авиастроительная корпорация), разрабатывают проект инновационного назначения - «Электронная Рос-сия». На исследования и внедрение нанотехнологий планируется выделить 180-200 млрд. руб. (7,4-8,2 млрд. дол.), в том числе для корпорации «Роснано» государство выделило 130 млрд. руб. Высокотехнологичные проекты, начиная с 2008г. (год кризиса) получили через федеральные целевые программы крупные бюджетные ассигнования - 909 млрд. руб.

Думаем, что правильным решением явились отечественные высокотехнологичные разработки, которые главной целью ставят проблемы безопасности страны. Считаем необходимым поступления инвестиций в хлебопекарную промышленность, поскольку этим шагом создается начало продовольственной безопасности страны. Такую же последова-тельную политику как по преодолению зависимости от импортных по-ступлений (это касается, прежде всего, фармацевтической промышленности) необходимо проводить на предприятиях хлебопекарной промышленности.

Важным является решение проблемы управления инновационной деятельностью предприятий и отраслей; необходимо планирование этой деятельности на всех уровнях (государственном, отраслевом, организационном), столь же необходим контроль за выполнением плана и стимулирование работников, которые создают новации и коммерциализируют их. Однако важная причина отставания в инновационном развитии связана с тем, что до настоящего времени «многочисленные продолжающиеся ре-формы и государственные программы являются, по сути, имитационными».

Инновативность предприятия определяется его способностью эффективно изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов, быстро реагировать на изменения рынка (складывающейся конъюнктуры, потребностей, спроса) и извлекать максимальные преимущества из развития собственных ресурсов (использование новых технологий для продуктовых инноваций, оптимизация процесса производства за счет технологических инноваций, оптимизация всех бизнес-процессов посредством организационных инноваций). Скорость реакции предприятия, выражающаяся в активной инновационной политике, зависит от эффективности менеджмента – систем планирования, организации, координации, стимулирования и контроля. Основные стратегические подходы к созданию и управлению инновациями: 1) введение внутренних инновационных венчуров; 2) участие в стратегических альянсах с целью доступа к необходимым технологиям; 3) покупку инноваций или инновационных мощностей. Внутренние венчуры предполагают деятельность по созданию изобретений и инноваций внутри одной организации. Внутреннее предпринимательство состоит из двух процессов: 1. Автономное стратегическое поведение представляет собой процесс, направленный снизу вверх, при котором инициаторы (или защитники продукта – работники, обладающие предпринимательским взглядом на новый продукт и стремящиеся поддержать его коммерциализацию) продвигают идеи новых продуктов, координируя и развивая коммерциализацию нового товара или услуги до обретения ими рыночного успеха. Иногда автономное стратегическое поведение может изменять стратегическое намерение и миссию фирмы, а значит, корпоративные и деловые стратегии. 2. Индуцированное стратегическое поведение – это процесс, направленный сверху вниз, при котором текущая стратегия и структура способствуют соответствующим (определенным этой стратегией и структурой) инновациям. В этой ситуации стратегия как бы фильтруется через действующую структурную иерархию. Индуцированные процессы могут противостоять введению внутренних венчуров. Эффективные процессы внутреннего предпринимательства могут состояться только при условии постоянной корректировки индуцированной инновационной стратегии фирмы в соответствии с перспективными разработками (автономным стратегическим поведением) со стороны исследовательских подразделений. В противном случае будут преобладать малые нововведения и маловероятен технологический прорыв. Наиболее эффективным способом организации внутренних венчуров признаны межфункциональные продуктовые команды. Их основное преимущество: 1) эффективное использование сложных производственных технологий, уменьшение времени, необходимого для выведения товара на рынок, улучшение качества продукта. Стратегические альянсы как подход к созданию и управлению инновациями обусловлены невозможностью для одной (даже крупной) фирмы обладать всеми знаниями и самостоятельно развивать все технологии и ноу-хау, необходимые для успешной конкуренции в течение долгого времени. Покупка инноваций: приобретения и венчурный капитал. Данный подход к созданию и управлению инновациями основывается на приобретении инновации или инновационных мощностей у внешней организации. В современной экономической практике популярность для крупных фирм стратегических альянсов и приобретений возрастает, одна из причин этого – рост общего инновационного уровня экономик большинства стран. Вместе с выгодой от приобретения инноваций этот путь не лишен и существенных рисков. Основной риск этого метода заключается в том, что покупка инноваций может замедлить развитие фирмой способностей производить инновации внутри себя. Венчурный капитал. Вложения капитала на ранних стадиях разработки проекта и возможность наблюдать, что получится из нового венчура, может затем привести к приобретению, лицензированию технологии, правам на маркетинг продукта, возможно, предоставит международные перспективы. Поэтому крупные фирмы часто рассматривают венчурный капитал как окно в будущее технологическое развитие и способ участия в новом бизнесе. Другой подход к созданию инноваций через венчурный капитал заключается в выделении своих высокотехнологичных продуктовых подразделений в независимые компании, при этом удерживая контроль над ними. Перечисленные стратегические подходы к управлению инновациями касаются, главным образом, крупных фирм. Однако самостоятельные малые инновационные фирмы (наряду с внешними венчурами крупных компаний) играют заметную роль в создании революционных инноваций.

Транскрипт

1 Развитие гуманитарных наук. Проблемы и перспективы. SEKCJA 25. Ekonomika. (Экономические науки) ПОД- СЕКЦИЯ 4. Инновационная экономика. Филатов В.В., к.т.н., доц. каф. «Менеджмента» ФБГОУ ВПО Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия Современные подходы к управлению инновационной деятельностью промышленных предприятий В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. П. Друкер утверждает, что «единственная вещь, имеющая значение - это инновации» . Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием российских предприятий. Определение стратегии развития предприятия и текущее управление инновационной деятельностью тесно связаны с величиной и структурой инновационного потенциала предприятия, который является необходимым условием осуществления инноваций. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала. Это будет способствовать выявлению резервов повышения эффективности его использования, что, в свою очередь, даст возможность корректировать направления инновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности. Немаловажным моментом является и тот факт, что в условиях сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с высокими инновационными возможностями. При этом возникает проблема отсутствия общепринятой методики оценки таких возможностей, свободной от субъективных суждений. Ключевой проблемой современного этапа развития экономики России является разработка путей и механизмов развития реального сектора, его оживления и подъема как основы экономического роста. В связи с этим перед российской экономической наукой стоят задачи теоретического обоснования и практического решения проблем адаптации и развития промышленных хозяйствующих субъектов в условиях рыночного реформирования . Новая рыночная среда, новые условия хозяйствования, в которых оказались российские предприятия, неизбежно вызывают к жизни новые системные свойства хозяйственных структур, которые в прежних условиях не были востребованы. Для 5

2 Rozwój nauk humanistycznych. Problemy i perspektywy. выживания, адаптации и развития в рыночной среде предприятия должны быть способны к самостоятельному, рациональному и целенаправленному экономическому поведению, ориентированному на конкурентный рынок, и самостоятельно вести расширенное воспроизводство в условиях рыночного хозяйства. Необходимость акцентирования внимания на инновационной составляющей промышленного предприятия состоит в том, что его мотивация и поведение определяются экономическими закономерностями, характерными для рыночной экономики инновационного типа. Как бы успешно ни функционировало предприятие, но если его руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, оно через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособным. В таких условиях ни одно предприятие не сможет сколько-нибудь долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу. В связи с этим инновационная деятельность становится главным условием выживания предприятия в условиях рынка. Целенаправленное осуществление инновационной деятельности дает предприятию существенные преимущества по сравнению с конкурентами и увеличивает, в конечном счете, прибыльность его деятельности. В концепции современной инновационной политики Российской Федерации инновационная деятельность рассматривается как процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки . Бовин А.А. отмечает, что инновационная деятельность включает весь без исключения инновационный процесс, начиная появлением идеи и заканчивая диффузией продукта. На основании этого им уточняется приведенное выше определение. Под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки». В трактовке приложения к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» инновационная деятельность представляет собой деятельность по воспроизводству поисковых, фундаментальных и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта. Такое определение сводит инновационную деятельность к воспроизводству исследований и разработок, а также маркетинговых действий, что является только частью инновационной деятельности. Более корректным, является определение инновационной деятельности, приведенное в кратком терминологическом словаре ЦИСН - вид деятельности, связанный с 6

3 Развитие гуманитарных наук. Проблемы и перспективы. трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. В официальной статистике под инновационной деятельностью подразумевается совокупность всех мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления. Рассмотренные определения не имеют серьезных принципиальных различий, для всех определений характерно рассмотрение инновационной деятельности как определенной последовательности действий, в процессе которой реализуется система мероприятий, направленных на создание новых и усовершенствованных продуктов и процессов, имеющих коммерческую ценность. Придерживаясь системного подхода, в данной работе под инновационной деятельностью предприятия будем понимать целенаправленную систему мероприятий по разработке и практическому освоению технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг. Цель управления инновационной деятельностью состоит в том, чтобы генерировать, инициировать, контролировать новые идеи, создавать условия для скорейшего вывода инновационной продукции на рынок. Инновационная деятельность как бизнес-процесс состоит из следующих основных стадий: поиск инновационных идей; отбор наиболее перспективных идей; оценка жизнеспособности отобранных идей; разработка детального бизнес-плана инновационного проекта; оценка бизнес-плана; экспериментальное производство инновационного продукта; корректировка схемы производства; продвижение инновационного продукта; массовое производство инновационного продукта. Инновационная деятельность носит альтернативный, многовариантный характер. Она может осуществляться не только на любой из перечисленных выше стадий (исследования - разработки - производство - распространение (использование на практике)), но и вне их, в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей и т.д. К инновационной деятельности относятся: выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию инновационного продукта; комплексное научно-технологическое, индикативное планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инновационного продукта; технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска 7

4 Rozwój nauk humanistycznych. Problemy i perspektywy. инновационного продукта (услуги), технологии; проведение испытаний и освоение потребителем инновационного продукта; управление процессами коммерциализации технологий; деятельность по продвижению инновационного продукта, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте; создание и развитие инновационной инфраструктуры; передача либо приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, включая их вовлечение в гражданско-правовой оборот, экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги (включая организацию финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового и усовершенствованного инновационного продукта. Инновационная деятельность базируется на системном подходе. Системный подход к рассмотрению инновационной деятельности раскрывается через реализацию следующих принципов: системный подход к управлению инновационной деятельностью предполагает рассмотрение перемещения результатов научного труда в рамках полного цикла «наука-производство», т.е. от возникновения научных идей до их применения на практике; при проведении научных исследований должна обеспечиваться взаимосвязь всей совокупности работ и мероприятий во всем единстве экономических, информационных, социально-психологических и организационных связей; процесс достижения цели инновационной деятельности следует рассматривать как упорядоченную совокупность характеристик промежуточных состояний исследования и прогнозирования путей его дальнейшего развития; все уровни управления инновационной деятельностью должны быть строго ориентированы на достижение единой цели, должно обеспечиваться единство управления и взаимосвязь всех его функций; обеспечение инновационной деятельности (состояние инновационного потенциала) должно соответствовать формируемым целям. На основании рассмотренных принципов можно говорить о том, что система управления, инновационной деятельностью предполагает осуществление комплекса целенаправленных действий, обеспечивающих функционирование взаимосвязанных подразделений предприятия (научно-исследовательских, опытно-конструкторских, экономических, производственных и других). Система управления инновационной деятельностью предприятия должна обеспечивать оптимальное управление всеми видами работ инновационной деятельности и их распределение между подразделениями предприятия, рациональное использование различного вида ресурсов при выполнении работ на любой стадии инновационного процесса, своевременно представлять информацию руководству предприятия и подразделениям для принятия решений. Важным моментом является необходимость децентрализации принятия оперативных решений и централизации координации и контроля при управлении инновационной деятельностью. Стратегическое инновационное предпринимательство основано 8

5 Развитие гуманитарных наук. Проблемы и перспективы. на децентрализации в управлении. Это усложняет управление, но способствует повышению эффективности инновационной деятельности за счет вовлечения в процесс принятия решений и ответственности за результаты различных подразделений предприятия, способствует проявлению личной инициативы сотрудников, повышает эффективность деятельности предприятия в целом. В то же время централизованная координация инновационной деятельности в рамках предприятия в целом обеспечивает комплексный подход к разработке единой инновационной стратегии предприятия (согласование целей и направлений развития, разработка планов и программ инновационной деятельности и др.) При управлении инновационной деятельностью создаются интенсивные информационные потоки, удовлетворяющие информационные потребности различных подразделений предприятия, участвующих в инновационной деятельности. В систему управления инновационной деятельностью предприятия необходимо закладывать подход, основанный на использовании интегрированной информационной системы, обеспечивающей единую информационную базу для всех подразделений предприятия. В этом случае обеспечивается полная взаимоувязка работ и устраняется дублирование или сосредоточение непрофильных для подразделения видов работ. Базой для развития инновационной деятельности промышленного предприятия являются подразделения предприятия, способствующие осуществлению различных видов инновационной деятельности, и совокупность характеристик предприятия, определяющих возможность предприятия к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. Принятие решений по любому направлению инновационной деятельности должно основываться не только на научной значимости полученных результатов исследований, но и с учетом имеющихся технологических возможностей предприятия и возможности реализации инновационной продукции на рынке. Немаловажное значение при этом имеет эффективное функционирование сложившейся на предприятии системы управления инновационной деятельностью. «Практике известно немалое число случаев, когда высокоэффективные разработки не приносили ожидаемых результатов именно по причине недостаточного инновационного потенциала предприятия». Данный подход очень важен, поскольку инновационная деятельность может эффективно осуществляться только при наличии прямых и обратных связей между ее участниками - подразделениями предприятия, участвующими в инновационной деятельности. Нарушение принципа обратной связи приводит к нарушениям в осуществлении инновационного процесса и, следовательно, к снижению эффективности развития предприятия в целом. Величина инновационного потенциала предприятия является параметром, который позволяет предприятию оценить возможности инновационной деятельности и определить направление инновационного развития в стратегическом плане. Таким образом, осуществление тех или иных направлений инновационной деятельности на предприятии возможно при наличии у него достаточно инновационного потенциала. 9

6 Rozwój nauk humanistycznych. Problemy i perspektywy. Список использованной литературы 1. Друкер П.Ф. Новые реальности. В правительстве и политике. В экономике и бизнесе. В обществе и мировоззрении. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, с Филатов В.В., Кобулов Б.А. и др.// Инновационный менеджмент Учебное пособие с тестовыми заданиями, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011 г с. 3. Филатов В.В.// Управление инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов РФ, инновационными инфраструктурами и экономическим развитием региональных систем. Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2008 г с. 4. Бовин А.А. и др. Управление инновациями в организациях. М., с..- с Филатов В.В.// Управление венчурным капиталом, инновационным предпринимательством и трансфером инновационных технологий в региональных экономических системах РФ. Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2009 г с. 6. Филатов В.В.// Региональные аспекты управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов СНГ в условиях экономической нестабильности Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2010 г с. 7. Филатов В.В.// Управление государственной инновационной политикой РФ с учетом влияния глобализации на структурную экономику России на современном этапе Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011 г с. Данное исследование проведено по хоз.- доворной тематике НИР: «Разработка стратегической программы управления инновационным проектом предприятия ООО «Научно- производственная компания «Инновационные технологии» для его новых организационных форм в сфере малого и среднего бизнеса», осуществляемой на каф. «Менеджмента», договор 20/2011 от «01» июля 2011 г. 10


Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. N 2473п-П7) I. Общие положения 1. Основные направления

Ю.Н. Аксенова (студент), М.В. Чернецов (к.т.н., доцент) СТАТИСТИКА И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ г. Пенза, ПРЦВШ(ф) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства»

Санкт-Петербургский государственный экономический университет НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «Менеджмент» МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «Инновационный менеджмент» «Управление инновационной системой организации» Предметом

07 2007 ВЛАСТЬ 41 Вадим ГУРИНОВ ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ Менеджмент как область социально-экономической науки и вид профессиональной деятельности, связанной с организацией

Понятие научно-исследовательской деятельности (НИД), ее признаки как основы оценки потребности в элементах ресурсного потенциала вуза Актуальность изучения вопросов инновационного развития обусловлена

АЛИЕВА З.К. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ УСЛУГ В статье показана необходимость применения инновационного управления в сфере услуг. Проанализированы основные научные подходы к инновационному управлению

Санкт-Петербургский государственный экономический университет НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖМЕНТ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ «ТРАНСФЕР ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Рабочая программа дисциплины

ЗАКОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Об инновационной деятельности в Удмуртской Республике Принят Государственным Советом Удмуртской Республики 6 июня 2017 года Настоящий Закон определяет принципы, цели, задачи,

ЗАКОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ О развитии инновационной деятельности в Кировской области Принят Законодательным Собранием Кировской области 24 апреля 2008 года Статья 1. Предмет правового регулирования Настоящий

ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В.А. Шереметьев В экономической теории выделяется два основных типа развития хозяйственных систем экстенсивный и интенсивный.

82 И.Ю. Хетагурова Обеспечение генерирующего типа воспроизводства промышленной интеллектуальной собственности В современной России проблемы интеллектуальной собственности проявляются в виде единого сложного

Лекция 4 Инновации во времени и в экономическом пространстве (2 ч.) 1. Организация инновационной деятельности во времени 1.1.Фазы жизненного цикла инноваций. 1.2.Экономические расчеты прибыльности и длительности

1 23. Институциональная экономическая теория. 24. Теория прав собственности. Историческая эволюция форм собственности. 25. Теория транзакционных издержек. Транзакционные издержки: сущность и классификация.

Закон Республики Татарстан Об инновационной деятельности в Республике Татарстан Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Принят Государственным Советом Республики Татарстан 8 июля 2010 года Настоящим

УДК 33С3 С 85 ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ В АПК Шарипова Д.Б. ст преподаватель Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет г.семей, ул.абая 107 Инвестиции являются важнейшим фактором,

Сессия 9 Управление инновационными процессами и оценка ключевых показателей эффективности инновационной деятельности Региональный обучающий семинар МСЭ для стран СНГ «Рекомендации по реинжинирингу бизнес-процессов

Климова Т.Б., к.э.н., доц., Герасимова Н.А., к.э.н., доц., Белгородский Государственный Университет Стратегическое развитие на основе формирования региональной инновационной системы Стратегическое развитие

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Кузнецова Елена Сергеевна г. Мурманск, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет» Инновационное технологическое

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 апреля 2007 г. N 43-п О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА В соответствии с подпунктом 1 пункта 1

Глава 1. Теория методологии организации брендинга 1.1. Основные признаки организации брендинга В рыночных условиях развитие и изменение хозяйственных систем требуют изменений во всех сферах деятельности.

87 ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 2013 Беспалько Виталий Алексеевич кандидат экономических наук Краснодарский кооперативный институт 350015,

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 2010 В. А. Кошелев* (перевод с англ. Гридина П.С.) Ключевые слова: инновации, жилье, инновационные риски, управление рисками,

Секция: Экономические науки Зимакова Лилия Александровна профессор кафедры учета, анализа и аудита Белгородский государственный национальный исследовательский университет г. Белгород, Россия Цуканова Светлана

III УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ УДК 338.45:005.311.6:005.591.6 338.45:005.311.6:005.591.6 К.А. АЛЕНИНА, ст. преподаватель кафедры стратегического менеджмента Пермский филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

15 февраля 2008 года N 195-КЗ ЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Принят Законодательным Собранием Приморского края 30 января 2008 года Настоящий Закон регулирует

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АНГАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Рассмотрено на Координационном

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В.Г. ШУХОВА В ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Романович Людмила Геннадьевна Белгородский государственный

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ПГУ») Факультет экономики и управления Кафедра «Менеджмент и экономическая

23. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ Раздел содержит статистическую информацию о состоянии и развитии научного и инновационного потенциала России. Статистические данные охватывают организации, выполнявшие

Забовская Анастасия Васильевна магистрант Щукина Елизавета Семеновна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» г. Оренбург, Оренбургская область КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Е.Н. Смирнов аспирант кафедры прикладной экономики Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ТОРГОВОГО

Галкина М.А. аспирантка факультета национальной и мировой экономики, Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», руководитель департамента развития предпринимательства, туризма и бизнес-коммуникаций

Санкт-Петербургский государственный экономический университет НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 38.04.01 «ЭКОНОМИКА» МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «МАРКЕТИНГ И ЭКОНОМИКА HI- TECH ПРОДУКЦИИ» «КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ»

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- ОСНОВА ВЫЖИВАНИЯ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОПК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ АВ. Воронцова, А.Г. Городнов Нижегородский государственный университет им. Н.И.

Примерные темы магистерских выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) по направлению 38.04.02 «Менеджмент» магистерская программа «Общий и стратегический менеджмент»: 1. Анализ и выбор

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД Сапѐлкин Виталий Евгеньевич Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь г. Минск, Республика Беларусь Инновационная

ФГБУН Институт социально-экономического развития территорий РАН 1 VII социологическая Грушинская конференция «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях» Региональные системы расширенного

УДК 004.78.33 108 Г.И. Коновалова КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧНОЙ СРЕДЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Предложена концепция управления машиностроительным предприятием в

Информационные ресурсы и технологии ТРУСОВ Александр Владимирович - кандидат технических наук, директор Пермского ЦНТИ РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ И ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ Системообразующей целью

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ УДК 005:338 Н.А. Лытнева СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ МЕХАНИЗМА

Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» тема «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ»

Примерная тематика выпускных квалификационных (бакалаврских) работ по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент 1. Управление малым предприятием в условиях рыночной экономики. 2. Управление коммерческой

1. Общие положения Программы вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре формируются на основе федеральных государственных образовательных

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Настоящий Закон определяет организационную, правовую, экономическую основы, условия формирования и реализации государственной инновационной политики

1. Основные понятия и общие положения 1.1. Настоящее Положение о педагогическом технопарке ФГБОУ ВО «ЧГПУ» (далее соответственно Положение, ЧГПУ) устанавливает правила организации деятельности, формирование

Ýêîíîìèêà УДК 334.012.23 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ 2009 Н.Г. Кулакова* Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный потенциал,

Перечень тем выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» («Экономика организаций») (Утвержден на заседании ученого совета от 31 августа 2016 протокол 1) Блок 1. Приоритетные

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Артенян А.С., Буренин Г.В. Научный руководитель: к.э.н., доцент Трифонов П. В. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Стратегическое

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РЕСУРСНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Ш. Алимкулова, ст. преподаватель Таразского института МКТУ им.х.а.ясави Экономика Казахстана одной из первых ощутила

Принципы и этапы оценки эффективности проектного управления организацией аспирант кафедры экономики предприятия и инновационной деятельности Голодова А.А., научный руководитель Ломовцева О.А. Развитие

С.В. ШАПОШНИКОВА к.э.н., доцент кафедры экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства ВГТУ г. Воронеж, Россия ОБ УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ НА ОСНОВЕ НАНОПРИНЦИПОВ

И.Н. Березин, 2012 г. ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» г. Екатеринбург [email protected] ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФРАСТРУКТУР В СОВРЕМЕННЫХ

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ИРЭИ, д.э.н., проф. П.И.Бурак 2011 г. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (специализация экономика, организация

Обуздание пищевого гиганта система бизнес-процессами в крупных компаниях пищевой промышленности Система воздействует на производственнокоммерческую структуру предприятия через организационный механизм.

19. Научные исследования и инновации Организации, выполняющие научные исследования и разработки классифицируются по следующим секторам деятельности: государственный, предпринимательский, высшего профессионального

РАССМОТРЕНО Советом филиала Протокол От 2014 УТВЕРЖДАЮ Директор А.В. Бандурист 2014 г. Тематика выпускных квалификационных работ для направления подготовки 38.03.02 Менеджмент на 2014-2015 уч. г. Уп р

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Концепции федеральной целевой программы ««Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» В 2010

Программе учебной дисциплины Б5.П.1 «Производственно-профессиональная практика» Цель дисциплины закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении специальных и общеэкономических дисциплин,

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И по составу и обоснованию целевых значений ключевого показателя эффективности инновационной деятельности, включаемого в долгосрочные программы развития и системы ключевых показателей

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КОМИ О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Принят Государственным Советом 2 ноября 2006 года Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с

Долгушина В.А. ФГБОУ ВПО «Югорский Государственный Университет» Россия, г. Ханты-Мансийск DOI:10.18411/lj2015-10-6-8 Этапы и виды инновационной деятельности Особенность современного этапа мирового развития

Мансуров Руслан Евгеньевич Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и экономики, заместитель директора Научно-исследовательский институт экономики, управления и права 420111, РФ, г. Казань,

Вашко И.М., Академия управления при Президенте Республики Беларусь СТРУКТУРНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Структура национальной экономики представляет

Современные подходы к управлению инновационным процессом

Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В.И. Загвязинский) Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т.И. Шамова).

Определим базовые понятия, имеющие место в публикациях, посвященных управлению образованием.

«Новшество - это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем ее во времени, которое прошло с ее открытия или первого использования»(Э.М. Роджерс) .

Инновация - специальное новое, особое изменение, от которого мы ждем эффективности при реализации систематических целей» (Дж.Майлс).

«Инновация» (лат. novus - новый). «Нововведение (инновация) - целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу - организацию, поселение, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы» (С.Д.Поляков).

«Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств» (О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, Л. В. Лоренсов).

«Педагогические нововведения , как и в целом нововведения, должны быть увязаны с социально-экономическими особенностями развития страны, общественными отношениями и культурой народа» (М. М. Поташник).

Педагогическое новшество – новое в практике обучения, воспитания, управления педагогическими процессами.

Новация - первая полная реализация новшества в образовательном учреждении.

Нововведение - новшество, вводимое в данной школе, училище, данной местности, ориентированное на уже состоявшуюся новацию как на образец.

Инновационная деятельность- комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс.

Инновационный процесс в образовании - это процесс управления изменениями в образовании.

Ученые считают (Т.И. Шамова, М.М. Поташник, Н.П. Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

Работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно - педагогической деятельности;

Работу с учащимися, предполагающую изучение и учет интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

Работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

Совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;

Осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

Осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

Осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует соответствующей стратегии управления.

Выбор инновационной стратегии – целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов, перспектив развития организации и выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий. Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума (С.А. Репин).

В стратегии преобразований образовательного пространства излагаются общие установки, в которых находят отражение концептуальные подходы к управлению развитием образовательной системы. Поташник М.М., Лазарев В.С. выделяют следующие основные группы стратегий развития школы:

1. Стратегию локальных изменений, предполагающую улучшение, обновление отдельных участков жизнедеятельности школы, достижение частных результатов

(например, освоение новых методик преподавания по отдельным предметам).

2. Стратегию модульных изменений, которая ориентируется на осуществление нескольких комплексных изменений. Данная стратегия образует модуль, в котором может возникать необходимость координации действий многих исполнителей. Данная стратегия охватывает многие участки жизнедеятельности школы, следовательно, вовлекает в инновационный процесс значительную часть педагогического коллектива, усложняет процесс ресурсообеспеченности (кадровой, материальной, информационной), чем предыдущая.

3. Стратегию системных изменений, которая предусматривает полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивает все компоненты деятельности (цели, содержания, организацию, технологии и т.д.), все структуры, связи, звенья, участки. Она осуществляется либо при изменении статуса школы, либо как путь радикального обновления школы, находящейся в состоянии глубокого кризиса, стагнации. Эта стратегия позволяет осуществить глубокие изменения, целостную систему преобразований, упорядочить инновационный процесс в масштабе всей школы, вовлечь в системные изменения весь педагогический коллектив.

Различают два типа инновационных процессов в системе образования:

Первый тип - инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания участниками инновации системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса.

Второй тип - инновации в системе образования, которые являются продуктом научно обоснованной, целенаправленной деятельности, имеющей междисциплинарный характер. Как правило, разработчиками и организаторами таких инноваций являются различные специалисты в области образования - ученые, эксперты, руководители учебных заведений и др.

Особенностью инновационного процесса выступает его циклический характер, выражающийся в определенной структуре этапов, которые проходит нововведение.

Полный жизненный цикл нововведений включает следующие стадии:

    возникновение,

    зрелость,

    освоение,

    распространение,

    насыщение,

    рутинизацию,

  1. завершение.

Иногда структуру инновационного процесса изображают в свернутом виде, например, включающем четыре этапа, каждый из которых состоит из подэтапов (В.С.Лазарев и др.)

1. Создание новшеств:

Анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях;

Проектирование новшеств;

Экспериментальное апробирование новшеств;

Экспертиза новшеств.

2. Распространение новшеств:

Подготовка к распространению;

Информирование о новшествах;

Поддержка освоения новшеств;

Анализ распространения и освоения новшеств.

3. Освоение новшеств:

Анализ образовательной деятельности и выявление потребности изменениях;

Поиск новшеств;

Оценка и выбор новшеств;

Проектирование желаемого будущего образовательной системы;

Внедрение новшеств;

Анализ и оценка результатов изменений;

Институализация нововведений.

4. Образовательная деятельность.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм. Инновационный механизм – это совокупность организационных, управленческих, финансово- экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов (их взаимосвязь и взаимодействие), способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов.

Элементы (составляющие) инновационного механизма: инновационное законодательство; организационные формы инновационных отношений; методы управления, финансирования и оценки эффективности результатов инноваций; морально-психологические методы воздействия на инновационную активность; меры информационно-технологического оснащения инновационного процесса и др.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

Разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающая описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

Определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;

Разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;

Подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;

Обновление структуры внутришкольного управления;

Создание инновационного совета школы, инновационных экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;

Обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

Внедрение личностно-адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

Реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

Осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

Внедрение методики экспертизы инноваций;

Разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

Внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе.(10,с184)

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в школе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса- лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы. Каждый субъект системы управления осуществляет весь функциональный цикл самоуправления: самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование (проектирование и конструирование своей деятельности), самоорганизацию, самоконтроль, самоанализ.

Т.И. Шамова указывает, что педагогический коллектив, вступающий в инновационный процесс, как правило, проходит следующие стадии: робость – кликушество – стабилизация – сотрудничество – зрелость.

Стадия «инновационной робости» характеризуется настороженным отношением к новому, неуверенностью в целесообразности и успешности его внедрения в практику своей работы. Члены коллектива сдержаны в оценках инновации, не обладают для данной инновационной деятельности компетентностью.

Стадия «инновационного кликушества» связана с первыми успехами в освоении нового. Для неё характерны стремление быстрей заявить о своих достижениях, неглубокий анализ, поверхностные оценки, преобладание формальной новизны, чрезмерное увлечение внешними проявлениями инновационной деятельности. Качество инновационных проектов при их тиражировании, многократном воспроизведении на этой стадии снижается.

На стадии «инновационной стабилизации» новое глубоко осмысливается. Многократное воспроизведение приводит не к снижению, а к повышению качества.

Стадия «инновационного сотрудничества» в педагогическом коллективе – это стадия, на которой в школе складывается особая инновационная среда, включающая единое информационно-педагогическое пространство, благоприятный социально-психологический климат, систему управленческой поддержки и стимулирования инновационной деятельности педагогов и т.д. На этой стадии в целенаправленный поиск и освоение нового включается весь педагогический коллектив школы, инновационный процесс охватывает родителей, представителей общественности.

Стадия «инновационной зрелости» коллектива - это стадия, на которой в школе сформирована инновационная среда. Непрерывно протекающий инновационный процесс обеспечивает постоянное развитие школы, совершенствование осуществляемой в ней учебно-воспитательного процесса. Педагогический коллектив, достигший инновационной зрелости, обладает высокой адаптивностью, способностью к групповой самоорганизации и саморегуляции.

Результат инновационной деятельности - конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности. Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления.

Качество инновационной деятельности ОУ оценивается на основе трех групп критериев:

Критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника школы, государственными образовательными стандартами и т.д.;

Критерия эффективности, отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов;

Критерия мотивации, так называемого критерия школьного самочувсвия учащихся и учителей.

Для измерения эффективности управления развитием школы В.С.Лазарев предлагает следующие критерии оценки:

    Уровень информированности членов педагогического коллектива о новшествах, которые потенциально могут быть освоены школой (уровень информированности о возможностях и ограничениях развития школы).

    Полнота выделения актуальных проблем школы (понимание членами коллектива проблем школы, а также их причинно-следственных связей).

    Рациональность выбора общей и частных целей инновационной деятельности в школе: поставленные цели максимально соответствуют возможностям решения актуальных проблем школы.

    Интегрированность целей развития школы: цели отдельных нововведений согласованы с общей целью и между собой.

    Реалистичность планов: степень обоснованности утверждений об обеспеченности тех или иных направлений инновационной деятельности необходимыми ресурсами.

    Заинтересованность пед. коллектива школы в освоении нового.

    Контролируемость инновационных процессов в школе.

ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней системы.

Вывод.

Управление инновационным процессом многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации. Можно с полным основанием сказать, что инновационная деятельность является стержневой задачей выживания организации, залогом ее успеха в борьбе за прибыль.

инновационные процессы, происходящие сегодня в образовании, безусловно, ведут к позитивным изменениям. Благодаря инновациям, появляются авторские концепции, новые модели школ; разрабатываются программы развития ОУ; активно обновляется содержание образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации; происходит перестройка форм, методов, процесса обучения и воспитания с учетом личностно-ориентированного подхода; создаются системы мониторинга, диагностического сопровождения образовательного процесса, осуществляется переход ОУ из режима функционирования в режим развития и саморазвития.

Литература

    Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент/ В.А.Абчук, В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицин. Учебник. – 2-е изд.- СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – 483 с.

    Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. – Ростов – на Дону: НМД «Логос», 1999. – 136 с.

    Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.Г. Корзникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

    Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

    Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Педагогический поиск, 1993.

    Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. – М.: Педагогический поиск, 2007, 167 с.

    Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений/ Вступит. ст. В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1996. - 320с.

    Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). – М., 1989. – С.39-48

    Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

    Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании.- М., 2005.

    Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 285 с.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»