Совершенствование организационной структуры управления в современных условиях. Совершенствование структуры управления предприятия

Подписаться
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
1

Рассмотрены проблемы совершенствования организационной структуры управления, предложены этапы совершенствования организационной структуры управления

П. Друкер сказал:«Исторические успехи нации на 80% определяются не природными ресурсами, не экономическим базисом или технологиями, даже не талантом народа, а эффективностью управления». Основной причиной кризиса или разрушения компаний в настоящее время является невнимание к организационной структуре управления компанией.

Многие современные компании перестраивают традиционные организационные структуры управления. Практика работы компаний показывает, что ранее используемые структуры сдерживают развитие тех видов деятельности, в которых потребители отдают предпочтение индивидуальным заказам, а условия рыночной конъюнктуры быстро меняются. Многоступенчатые структуры управления, обладающие высоким бюрократизмом, сдерживающие инициативу и самостоятельность подчиненных уступают место структурам, имеющим меньшее число уровней, быстро реагирующих на изменения и открытые для нововведений .

Моделирование организационной структуры управления необходимо начинать с определения целей, специфики и потребностей субъекта хозяйственной деятельности. Если вы начинаете новое дело -отличная возможность заранее заложить в структуру функциональность, четкое подчинение и способы контроля. Другое дело, если планируется реструктуризация. Это и ломка привычных налаженных взаимодействий, сопротивление сотрудников, трудности с бумажным оформлением процесса. Однако и в этом случае необходимо помнить, не нужно менять структуру под людей -это тупик. Необходимо как бы вновь создать организационную структуру и подобрать людей под нее.

Организационная основа системы управления - это ее структура, определяющая состав подразделений, входящих в систему управления, их соподчиненности и взаимосвязи, форму разделения управленческих решений по уровням, а, следовательно, и само число уровней управления. Организационная структура является скелетом, который обусловливает практически всю деятельность субъекта хозяйственной деятельности.

Создавая структуру полномочий, менеджмент должен решить, к какому типу относится тот или иной вид деятельности: линейному или аппаратному. Линейный вид деятельности -это деятельность, непосредственно связанная с созданием, финансированием и сбытом товаров или услуг организации. Аппарат помогает выполнению этих основных функций. Отнесение тех или иных видов деятельности к аппаратным зависит от миссии, целей и стратегии организации.

По мнению Майкла Хаммера , структуру организации определяют процессы. Способы выполнения работы (бизнес-процессы), определяют характер должности, а также группировку и организацию исполнителей работ (должности и структуру). Сотрудников для выполнения работ по процессам надо нанимать, оценивать и оплачивать с помощью соответствующих систем управления и измерения. А системы управления - то, как оплачивается труд сотрудников, оценивается их эффективность и т.д.- главный фактор, определяющий ценности компании и убеждения ее персонала

Генри Минцберг определяет структуру организации как простую совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а потом достигается координация действий по решению общих задач. По его мнению, за разными способами построения эффективной организационной структуры стоит всего несколько базовых конфигураций. Минцберг предлагает осуществлять проектирование организационной структуры путем выделения пяти базовых конфигураций: операционное ядро, стратегическая вершина, среднее звено, техническая структура, вспомогательный персонал. Таким образом, каждого сотрудника организации можно отнести к одному из обозначенных элементов структуры. Для согласования действий этих структурных элементов могут использоваться следующие координирующие механизмы: взаимное согласование; прямой контроль; стандартизация (формализация): стандартизация рабочих процессов; стандартизация выпуска (результатов труда); стандартизация навыков.

Путем сочетания данных механизмов координации могут формироваться различные формы распределения власти внутри организации от вертикально-горизонтальной интеграции (власть сосредоточена в одних руках) до вертикальногоризонтальной децентрализации (властью наделен каждый). Элементы структуры и механизмы координации должны быть подобраны таким образом, чтобы достигалась внутренняя слаженность, гармония организации. При этом Минцберг отмечает, что структура должна фундаментально соответствовать организационной ситуации - размеру организации, ее возрасту, темпам развития, типу внешней среды, в которой она функционирует, используемой технической системе, методам производства продуктов и услуг.

Компании, добросовестно приступающие к разгрому бюрократии, берутся за дело не с того конца. Проблема не в бюрократии, наоборот, последние двести лет она была решением. Если в компании вам не нравится бюрократия, попытайтесь обойтись без нее - и получите хаос. Бюрократия - это клей, скрепляющий традиционные компании. Она была и останется основой решения проблемы - фрагментации процессов .

Если организационная структура перестает соответствовать целям субъекта хозяйственной деятельности, не успевает приспосабливаться к меняющимся условиям, значит, снижается эффективность деятельности системы в целом. Эффективность, а в ряде случаев выживаемость организации, во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, какова ее способность к нововведениям.

Эффективная организационная структура, с одной стороны, должна опираться на то, чего хочет и что может коллектив, а, с другой - соответствовать тому рынку, на котором предприятие. Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений.

Любая организационная структура должна быть прозрачной, то есть понятной владельцам, менеджера, сотрудникам; хорошо управляемой, то есть все административные воздействия должны осуществляться и анализироваться точно своевременно; гибкой, то есть при необходимости могла реагировать на изменения во внешней и внутренней среде; рентабельной.

Можно выделить типичные недостатки управления многих российских компаний. К ним относятся: чрезмерная централизация, замкнутость структурных подразделений на первых руководителей; много заместителей у генерального директора с размытыми и пересекающимися полномочиями; основное внимание уделяется краткосрочным результатам деятельности; отсутствует долгосрочная стратегия; система управления предприятий ориентирована скорее на сохранение трудовых коллективов и снижение социальной напряженности, чем на повышение эффективности производства, несмотря на то, что ресурсы дорожают, а возможности повышения цен на продукцию сокращаются; конфликт собственников и менеджеров, нежелание работать с инвестором; отсутствие информационной поддержки предприятия; низкая квалификация экономических служб.

Совершенствование организационной структуры управления субъектов хозяйственной деятельности предполагает учет всего многообразия факторов, диктующих ее тип. Наиболее значимыми факторами являются: размер и степень разнообразия деятельности хозяйствующего субъекта, географическое положение хозяйствующего субъекта, технология, отношение к организации со стороны руководителя и сотрудников, динамизм внешней среды, стратегия, реализуемая хозяйствующим субъектом. Каждый тип организационной структуры управления проявляет себя в зависимости от тех условий, в которых функционирует хозяйствующий субъект.

Совершенствование организационной структуры управления субъекта хозяйственной деятельности может состоять из следующих этапов:

Диагностика - на данном этапе проводится исследование действующей структуры управления, выявление её узких мест, выявление и формализация существующих проблем в организационной структуре управления. Для этого проводится анализ организационной структуры и штатного расписания, анализ положений о подразделениях, должностных инструкций и другой регламентирующей документации. Также на этом этапе необходимо оценить персонал - определить соответствие работников предъявляемым требованиям.

Изучается состояние организационной структуры управления на основе сравнения фактических значений соответствующих показателей с нормативными и плановыми их значениями. Последующий анализ этих показателей позволяет установить недостатки (резервы) в деятельности системы управления, поставить их точный диагноз. На данном этапе целесообразно использовать экспертный метод и метод структуризации целей. Группировка управленческих работ по определенным правилам дает возможность определить структурные подразделения и ориентировать их деятельность на достижение конкретной производственно-хозяйственной цели.

Разработка новой организационной структуры - составление плана проведения изменений, определение перечня регламентирующих документов. На данном этапе целесообразно использовать метод сравнения и аналогий, который заключается в использовании при совершенствовании организации управления элементов механизма управления, организационных форм и решений, которые оправдали себя на практике на предприятиях со сходными условиями (размером, типом производства, сложностью продукции и т. п.). Метод сравнения и аналогий предусматривает разработку и использование типовых структур управления, норм управляемости, типового состава функций управления, различных расчетных формул для определения нормативов численности управленческих работников. В условиях большого разнообразия построений организационных структур, способов определения численности работников по функциям управления, отсутствия квалифицированных специалистов по организации управления этот подход являлся прогрессивным и сыграл положительную роль. Вместе с тем он ориентирует на усредненный состав функций управления, ставит жесткие ограничения в выборе организационных структур.

Проведение организационных изменений - устранение непонимания со стороны персонала, обучение персонала работе в новых условиях, переработка или создание новых должностных инструкций, оценка эффективности изменений, которую можно провести по степени соответствия поставленной задаче и рентабельности затрат.

На данном этапе можно использовать метод организационного моделирования, основанный на использовании определенных формализованных представлений (моделей) объекта и системы управления. В соответствии с этим методом в производственных процессах выделяют точки, места, требующие управляющих воздействий. Далее устанавливают характер и периодичность этих воздействий, состав и объемы информации, необходимые технические средства и другие составляющие процесса управления. Разработка процессов управления производится с учетом нормативных требований к их организации. На основе характеристик разработанных процессов управления (их периодичности, трудоемкости и др.) устанавливают численность работников, их соподчиненность в ходе выполнения управленческих работ, состав подразделений аппарата управления.

В последние годы возможности организационного моделирования задач совершенствования систем управления возросли в связи с более широким и продуманным использованием персональных ЭВМ. С помощью ЭВМ и экономико-математических моделей стала возможной имитация многих ситуаций управленческой деятельности. К числу важнейших задач можно отнести выбор рациональной организационной структуры предприятия, цеха, участка, определение обоснованного уровня централизации и децентрализации управления, исходя из конкретных производственных условий, распределения ответственности между специалистами различных уровней по принятию управленческих решений и т. д.

Выбор того или иного метода проведения работ по совершенствованию организационной структуры управления зависит от характера стоящих проблем в этой области, наличия ресурсов, квалифицированных исполнителей, степени обоснованности нормативной и методической базы и других условий. На практике, как правило, используется сочетание рассмотренных методов, которые дополняют один другого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Основы менеджмента: учеб.пособие/под ред. Д-ра экон.наук, проф. В.И. Королева.- М.: Магистр, 2008. - 620с.
  2. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнеса/ Майкл Хаммер, Джеймс Чампи; пер. с англ. Ю.Е. Корнилович.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. - 287с.
  3. Структура в кулаке: создание эффективной организации/ Г. Минцберг; пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского.- СПб.: Питер,2004. - 512 с.

Библиографическая ссылка

Изюмова Е.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 5. – С. 133-135;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=1830 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Природные и организационно-экономические особенности функционирования сельскохозяйственных предприятий и объединений обуславливают необходимость дифференцированного подхода к совершенствованию управления. Это предполагает учёт зональных условий, территориального расположения населённых пунктов, видов и технологии производства продукции, обеспеченности кадрами, внутренних и внешних связей. Вместе с тем, имеются общие принципы и этапы совершенствования организации управления, которые необходимо соблюдать при осуществлении этой работы.

Анализ фактического состояния структуры управления в предприятии, а также изучение факторов, определяющих структуру - является основательным и подготовительным этапом для разработки и совершенствования новой структурной модели аппарата управления.

Совершенствование структуры управления сельскохозяйственным производством предполагает комплексное решение основных вопросов: уточнение целей и задач, построение рациональной организационной структуры, чёткое распределение функций между структурными подразделениями хозяйства или объединения и отдельными работниками аппарата управления, оптимальное сочетание применяемых методов, улучшение организации труда.

Важным направлением совершенствования структур управления в современных условиях, обеспечивающих её упрощение, сокращение штатов и удешевление аппарата, является совершенствование организации труда работников управления на основе расширения их должностей и увеличения объёмов работ, выполняемых одним работником.

Совмещение должностей или возложение дополнительных функций допускается, если должностное лицо в течение установленной продолжительности рабочего дня обеспечивает качественное и своевременное выполнение обязанностей по основной и совмещаемой работе при соблюдении квалификационных требований с учётом нормального и бесперебойного функционирования производства.

Совмещение должностей или возложение дополнительных функций может происходить в случае недогрузки работников по основной своей работе или для выполнения одного и того же объёма работ с меньшей численностью управленческого персонала. В случае совмещения должностей работнику должно предусматриваться материальное вознаграждение за счёт фонда заработной платы высвобождаемого работника. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации рекомендует доплату до 50% заработной платы высвобождаемого работника при совмещении должностных обязанностей до 50 %, более 50 % вообще доплату не производить. Но предприятие может само выбирать проценты доплат, опираясь на рекомендации.

Так, главный агроном и агроном семеновод выполняют многие одинаковые обязанности.

Поэтому при совмещении должностей этих специалистов высвобождается дополнительная заработная плата.

Остальные руководящие работники соответствуют штатным нормативам.

Одним из важных элементов совершенствования структуры управления является разработка нормативно-регламентирующих документов, среди которых должностные инструкции играют важную роль.

Так как при совершенствовании структуры управления хозяйства происходят некоторые изменения за счёт введения новых должностей, то, следовательно, должны быть разработаны должностные инструкции.

Каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней: "организация – внешняя среда", "подразделение – подразделение" или "группа – группа", "индивид – организация".

Способы взаимодействия сторон характеризуют рассматриваемую систему определенным образом и позволяют судить, насколько эффективно она справляется со своей главной задачей – организацией гармонического взаимодействия между индивидом и внешней средой. Немаловажное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.

В широком смысле – структура это способ разделения и координации труда в организации.

По мнению Дж.К.Лафта: "Наилучшая" структура – это та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, а также удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью".

Таким образом, организационная структура управления: обусловлена целями организации, характером ее деятельности, внешним окружением, зависит от реальных лидеров, сложившегося распределения функций между ними. Все это можно представить схематически на рис.1.

Рис. 1 Формирование организационной структуры управления

Под организационной структурой управления понимается форма распределения задач и полномочий на принятие решений между лицами или группами лиц (структурными подразделениями), составляющими организацию, учитывающая направленность организации на достижение стоящих перед ней целей.

Таким образом, структура – это организация целого из составных частей. Эффективность структуры определяется количеством, значением, формой и содержанием ее составных частей и тем местом, которое они занимают в целом, и существующими между ними отношениями.

Организационная структура управления зависит от следующих факторов:

Характера производства и его отраслевых особенностей: состава производимой продукции, технологии изготовления, масштаба и типа производства, уровня технической оснащенности производства;

Формы организации управления производством (линейная, линейно-функциональная, матричная);

Степени соответствия аппарата управления иерархической структуре производства;

Соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления;

Соотношения между отраслевой и территориальными формами управления (по продукту, по региону);

Уровня механизации и автоматизации управленческих работ, квалификации работников, эффективности их труда;

Соответствия иерархической структуре производства как управляемой системе.

В иерархической структуре производства (под которой понимается соотношение между различными ступенями и звеньями производства по формам их связи и субординации) различают две взаимно дополняющие друг друга подструктуры: организационную и производственную, характеризующие с разных сторон строение объекта управления – управляемой системы. Каждая из подструктур выступает как самостоятельная по отношению к другой структуре.

Структура управления организацией (или организационная структура управления) – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессами управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации, ресурсов, идей и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и эффективно. Отсюда то внимание, которое руководители уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Влияние сложности и изменчивости деловой среды на выбор типа организационной структуры иллюстрирует рис. 2

Рис. 2 Уровень сложности деловой среды

Классификация организационных структур управления представлена в табл.1.

Таблица 1

Классификация организационных структур управления

Любая организационная структура управления характеризуется дифференциацией и интеграцией деятельности организации.

Существуют три основных типа дифференциации: горизонтальная, т.е. разделение структурных звеньев по горизонтали; вертикальная, т.е. глубина организационной иерархии; пространственная, т.е. территориальный разброс персонала и оборудования организации.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

При этом, когда увеличивается организационная дифференциация, возрастает необходимость в усилении интеграционных процессов в организации.

Централизация определяется степенью концентрации процедур официального принятия решений на индивидуальном или групповом уровнях, что определяет возможности участия сотрудников в принятии и реализации управленческих решений. Высокая степень централизации желательна при принятии стратегических решений, при принятии общесистемных юридических и финансовых решений в условиях стабильной внешней среды.

Децентрализация желательна при принятии оперативных решений, для обеспечения быстрого реагирования на изменения внешней среды, повышения ответственности сотрудников за эффективность и выполнение принятых решений. Поэтому выбор типа организационной структуры управления – одна из главных задач менеджмента.

Как правило, типы организационных структур управления имеют отличительные признаки, а также различаются между собой конфигурацией и определенными недостатками и преимуществами с позиций адаптации к изменениям функционирования организации.

Правильно выбранная организационная структура управления позволяет рационально организовать управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно, права и ответственность за их исполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей организации.

Таким образом, связь организационной структуры управления с ключевыми понятиями управления – его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, персоналом и его полномочиями – свидетельствуют о ее огромном влияния на все стороны работы организации. Именно поэтому руководители всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам.

Разнообразие организационных, структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего организационная структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями.

Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления.

При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны.

Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры – с другой.

Кроме того, при построении, развитии и изменении структур управления предприятием необходимо постоянное сопоставление затрат и результатов с соответствующими показателями на родственных предприятиях.

Основные виды организационных структур

В теории управления выделяются традиционные типы организационных структур:

Линейная

Функциональная

Линейно-функциональная

Дивизиональная

Матричная

Тензорная

Многомерная

Эдхократическая

Партисипативная

Предпринимательская,ориентированная на рынок.

Рассмотрим наиболее распространённые.

Линейная структура управления(рис.1).

Рис. 3 Линейная структура управления

Она характеризуется тем, что во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз", обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия).

Принцип единоначалия предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.

Отдельные специалисты или функциональные отделы помогают линейному руководителю в сборе и обработке информации, в анализе хозяйственной деятельности, подготовке управленческих решений, контроле за их выполнением, но сами указаний или инструкций управляемому объекту не дают.

Преимущества линейной структуры управления составляют:

Единство и четкость распорядительства (идеальное единоначалие);

Согласованность действий исполнителей в отдельно взятом звене (цепочке) управления;

Простая схема административных взаимоотношений;

Оперативность в принятии решений в случае малочисленности сотрудников;

Возможность обеспечения нормы управляемости и снижение нагрузки на вышестоящего руководителя;

Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки линейной структуры можно свести к следующему:

Несогласованность действий исполнителей в разных звеньях управления;

Высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям u1091 управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками, что, в свою очередь, ограничивает масштабы возглавляемого подразделения и возможности руководителя по эффективному управлению им, т.е. нет функциональной специализации;

Большая перегрузка информацией высших руководителей, огромный поток бумаг.

Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

Функциональная структура управления (рис. 4). Она предполагает, что каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов управленческой деятельности (функций). Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для всех остальных подразделений.

Рис. 4 Функциональная структура управления

Функциональная организация как правило не выделяет линейные звенья, а производственное звено рассматривается как полноценное функциональное подразделение. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально.

Функциональные подразделения (отделы планирования, учета, обслуживания производства и др.) получают право давать указания и распоряжения (в пределах своих полномочий) нижестоящим подразделениям.

Преимущества функциональной структуры управления:

Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

Расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности;

Более низкая иерархичность по сравнению с линейной структурой.

Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, хорошо освоенного и стабильного бизнеса, производства.

К числу недостатков функциональных структур управления можно отнести следующее:

Трудности поддержания постоянных взаимосвязей и координации между различными функциональными службами;

Отсутствие взаимопонимания и единства действий между работниками функциональных служб разных производственных отделений фирмы;

Снижение ответственности исполнителей за работу в результате обезлички в выполнении ими своих обязанностей, поскольку каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;

Каждый функциональный руководитель и специализированные подразделения ставят "свои"" вопросы на первое место. В результате в одних случаях возникает дублирование, в других – рассогласование указаний и распоряжений, получаемых работниками "сверху", борьба за "место под солнцем" внутри компании;

Нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства.

Организационные структуры органов управления фирмы, имеющие матричную структуру, ее достоинства и недостатки иллюстрируются рис. 5.

Рис. 5 Организационные структуры органов управления фирмы:

матричная структура, ее достоинства и недостатки

Организационные структуры органов управления фирмы, имеющие дивизиональную структуру, ее достоинства и недостатки иллюстрируются рис. 6.

Рис. 6 Организационные структуры органов управления фирмы:

дивизиональная структура

Формирование организационной структуры управления и методы проектирование организационных структур

Любая система управления – это, прежде всего целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей фирмы, которые принято называть целями функционирования.

Цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой при разработке принципов и методики проектирования организационной структуры управления. В основе методологии проектирования структур лежит механизм достижения целей организации.

До последнего времени методы построения структур управления, характеризовались чрезмерно нормативным характером, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Одним из главных недостатков применявшихся методик являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. Поэтому цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления, в настоящий момент, приобретают более важное значение, чем строгое установление их функциональной специализации.

Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному определению функции управления и нормативов численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Т.е. он предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления.

Переход от целей организации к ее структуре иллюстрируется рис. 7.

Основное назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах.

Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным.

Рис. 7 Переход от целей организации к ее структуре

В единой системе должны рассматриваться и различные методы формирования организационных структур управления. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы и должен применяться в органическом сочетании с другими.

Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижения организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой – насколько ее внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.

Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей.

Однако довести этот критерий до практически применимых простых показателей, как правило, чрезвычайно трудно. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления, таких как его производительность при переработке информации, оперативность принятия управленческих решений, надежность аппарата управления, адаптивность и гибкость. При возникновении проблем необходимо формулировать численность персонала как критерий экономической эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимизация результатов по отношению к затратам на управление. Численность аппарата управление, должна быть объективно обоснованной для того, чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы.

Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

1 Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углубленное проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации).

2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно- функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутри организационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно- функциональные и программно – целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

3. Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает в себя:

Определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей);

Определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.

Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления, разрабатываются специфические документы называемые органиграммами.

Органиграмма представляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Построение органиграммы, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения ее задач и функций.

Они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.

Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это – количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.

Процесс организационного проектирования состоит в последовательном приближении к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.

Существуют несколько взаимодополняющих методов, которые будут рассмотрены ниже.

Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.

Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для каждого типа производственно-хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношении звеньев аппарата управления и отдельных должностей в четко определенных условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.

Типизация решений является средством повышения общего уровня организации управления производством. Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью и, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отличаются от четко сформулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления.

Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением ее руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами.

К экспертным методам следует отнести также разработку и применения научных принципов формирования организационных структур управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства, специализации). Примеры формирования организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно- целевого управления и целый ряд других.

Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации. Этому предшествует разработка вариантов организационных решений, направленных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих научным принципам и передовому опыту организации управления, а также требуемому уровню количественно-качественных критериев оценки эффективности организационных структур.

Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:

а) Разработка системы (дерева) целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности исходя из конечных результатов;

b) Экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, исходя из взаимосвязей их целей и т.п.;

с) Составление карт прав и ответственности за достижение целей, как для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, информация, производственные и управленческие ресурсы); конкретные результаты, за достижения которые устанавливается ответственность; права, которыми наделяется для достижения результатов (согласовать, подтверждать, контролировать).

Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей:

Математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств;

Графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, "проигрывать" варианты распределение прав и ответственности между разными уровнями руководства и т.п. Примерами могут служить "метасхемные" описания материальных, информационных, денежных потоков совместно с управленческими действиями.

Натурные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях.

К ним относиться организационные эксперименты – заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальных организациях; лабораторные эксперименты

Искусственно созданные ситуации принятия решений и организационного поведения; управленческие игры – действия практических работников;

Математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях.

Процесс проектирования организационной структуры управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов.

Выбор метода решения той или иной организационной проблемы зависит от ее характера, а также возможностей для проведения соответствующего исследования.

Алгоритм диагностики организационной структуры, рекомендованный Гудковым:

Этап 1. Оценка конкурентоспособности фирмы

Этап 2. Определение стратегического типа фирмы

Этап 3. Установление соответствия стратегии, стиля и структуры управления

Этап 4. Бенчмаркинг отдельных функциональных подсистем (маркетинг, производство, кадры, инноватика, финансы).

Этап 5. Диагностика отдельных функций

Процесс совершенствования организационной структуры управления начинается с организационно-управленческого анализа.

Организационно-управленческий анализ - это исследовательская деятельность по изучению целей организации и стратегии их достижения, структуры управления и управленческих процессов. Он проводится в определенной последовательности (рис. 6.8).

Рис. 6.8.

Рассмотрим более подробно каждый из этапов.

  • 1. Анализ целей организации и стратегии их достижения включает :
    • анализ миссии организации, соответствие ее стратегии и целям, осознание ее персоналом;
    • анализ целей организации и стратегии их достижения (при разных вариантах реализации внешней и внутренней среды);
    • анализ системы ответственности за достижение целей.

На этом этапе организационно-управленческого анализа важно установить возможный сценарий развития организации и как это может повлиять на структуру управления. Например, значительное влияние на изменение организационной структуры управления могут оказывать нововведения, направленные на совершенствование продукции, технологии или связанные с освоением новых рынков (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Влияние инноваций на структуру управления

Инновации

Возможные варианты изменений в структуре управления

Продукция

Технология

Освоенная

Освоенный

В организационной структуре создается проектная группа

Освоенная

Освоенная

Расширяется служба маркетинга

Освоенная

Могут быть созданы новые группы в отделах НИОКР и маркетинга

Освоенная

Освоенный

Создается подразделение для освоения новой технологии

Создается новое структурное подразделение

На структуру управления могут оказывать влияние и другие факторы, связанные с уточнением цели и стратегии организации или перераспределением ответственности исполнителей.

  • 2. При изучении действующей организационной структуры необходимо проанализировать :
    • функции управления и их выполнение;
    • штатное расписание;
    • количество и состав управленческих подразделений;
    • число уровней управления;
    • положения о структурных подразделениях;
    • должностные инструкции;
    • численность и соотношение руководителей и исполнителей;
    • количество и соотношение решений на разных уровнях управления;
    • затраты на управление по отдельным подразделениям;
    • состав обслуживающих звеньев управления.
  • 3. Анализ управления бизнес-процессами. В ходе этого этапа проводится наложение управления бизнес-процессами на действующую организационную структуру и осуществляется анализ их эффективности с точки зрения существующих и развивающихся сфер деятельности организации. При этом устанавливается, соответствует ли структура управления основным бизнес-процессам организации.
  • 4. Оценка циркулирующей в компании информации. На данном этапе выявляется эффективность системы информационной поддержки управленческих подразделений и бизнес-процессов, обнаруживаются слабые места в информационном обеспечении.
  • 5. На заключительном этапе :
    • сопоставляются выявленные на предыдущих этапах анализа проблемные зоны и узкие места в структуре организации;
    • оценивается организационно-управленческий потенциал предприятия;
    • определяются необходимость, основные подходы и направления изменения структуры управления.

Традиционной формой совершенствования структуры управления является организационный проект.

Организационный проект разрабатывается в четыре этапа.

  • 1. Формирование общей структурной схемы. На этом этапе уточняются основные характеристики новой организационной структуры:
    • тип структуры управления (например, проектная, дивизиональная и т.п.);
    • число уровней управления;
    • степень централизации полномочий;
    • формы взаимоотношений с окружающей средой;
    • требования к экономическому механизму, кадровому обеспечению.
  • 2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними.

Задачи, выполняемые на втором этапе:

  • формируется новая или совершенствуется действующая структура предприятия;
  • распределяются или перераспределяются задачи между подразделениями и устанавливаются внутриорганизационные связи;
  • разрабатывается или уточняется штатное расписание.
  • 3. Разработка нормативных документов. Этот этап включает:
    • подготовку положений о структурных подразделениях;
    • распределение задач между конкретными исполнителями;
    • установление ответственности исполнителей;
    • разработку порядка взаимодействия подразделений;
    • формирование или уточнение должностных инструкций.
  • 4. Оценка усовершенствованной структуры. На этом (заключительном) этапе производится:
    • расчет затрат на управление и показателей эффективности проектируемой структуры;
    • проверка соответствия структуры управления целям и стратегии организации.

Совершенствование организационных структур управления осуществляется на основе следующих методов: аналогий, экспертноаналитического, структуризации целей, организационного проектирования.

Метод аналогий - применение организационных структур и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными производственно-экономическими характеристиками (целями, типом технологии, размером и т.п.).

Экспертно-аналитический метод - изучение организационной структуры квалифицированными специалистами для выявления специфических особенностей и проблем в работе аппарата управления и разработка рекомендаций по перестройке структуры управления организацией.

Методы структуризации целей - выработка системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировку, и последующий анализ организационных структур сточки зрения их соответствия системе целей и стратегии.

Метод организационного моделирования - разработка формализованных математических, графических и других моделей распределения полномочий и ответственности.

> При совершенствовании (реорганизации) структуры управления желательно использовать все перечисленные выше методы. Это существенно повысит ее качество.

Выводы

  • 1. Любая организация, чтобы добиться реализации своих целей, должна иметь определенную структуру. Организационная структура - это совокупность взаимосвязанных структурных единиц организации, взаимодействующих между собой на основе единой цели. Она включает организационную схему, функции и атрибуты организационных звеньев, а также их ответственность за исполнение делегированных им полномочий.
  • 2. Типы организационных структур предприятий зависят от многих факторов (вид деятельности, уровень внутрипроизводственной специализации и кооперации, сложность выпускаемой продукции, внешняя среда и т.п.). Наиболее известными являются следующие структуры: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная, матричная, программно-целевая, бригадная (командная).
  • 3. Линейная структура характеризуется четким единоначалием - каждый руководитель и каждый работник подчинен только одному вышестоящему лицу.

Функциональная структура базируется на функциональном разделении труда в аппарате управления и в «чистом виде» в современных организациях не применяется.

Линейно-функциональная структура образуется путем сочетания линейного руководства и специализированных функциональных подразделений, оказывающих линейным руководителям помощь в выполнении определенных функций.

Линейные и линейно-функциональные структуры применяются, как правило, в малых и некоторых средних организациях. Крупные компании обычно применяют дивизиональные структуры.

  • 4. Дивизиональные структуры - это структуры, основанные на выделении производственных подразделений (дивизионов), с предоставлением им оперативно-производственной самостоятельности и переносом на этот уровень ответственности за получение прибыли.
  • 5. В условиях динамично меняющейся внешней среды получают все большее распространение адаптивные структуры. Наиболее характерными признаками адаптивных структур являются: отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, создание временных органов управления, ориентация на решение сложных проектов и т.п. Наиболее известными разновидностями структур адаптивного типа являются: проектные, матричные, программно-целевые, бригадные (командные).
  • 6. Совершенствование структуры управления базируется на организационно-управленческом анализе. Он проводится в следующей последовательности:
  • 1) анализ целей организации и стратегии их достижения;
  • 2) анализ действующей организационной структуры;
  • 3) анализ управления бизнес-процессами;
  • 4) оценка циркулирующей в организации информации;
  • 5) обоснование необходимости реорганизации структуры управления.
  • 7. Проект новой или усовершенствованной структуры управления разрабатывается в четыре этапа:
  • 1) формирование общей структурной схемы;
  • 2) разработка состава основных подразделений и связей между ними;
  • 3) разработка нормативных документов;
  • 4) оценка структуры. Совершенствование структуры управления осуществляется на основе следующих методов: аналогий, экспертно-аналитического, структуризации целей, организационного моделирования.

Практикум к главе 6

Тестовые задания

  • 1. Под структурой управления организацией понимается :
    • а) совокупность подразделений предприятия;
  • 6) способы взаимодействия органов управления;
  • в) упорядоченная совокупность органов, управляющих деятельностью предприятия;
  • г) процентное соотношение управляющих органов предприятия по видам.
  • 2. Матричную структуру целесообразно использовать :
    • а) в любых организациях;
    • б) в консалтинговых фирмах;
    • в) в научных организациях;
    • г) для построения любой службы крупной компании;
    • д) в части крупной компании, вовлеченной в инновационную деятельность.
  • 3*. К бюрократическим структурам относятся :
    • а) линейная;
    • б) линейно-функциональная;
    • в) дивизиональная (дивизионная);
    • г) проектная;
    • д) матричная;
    • е) конгломератная.
  • 4*. Основной недостаток бюрократических организационных структур управления заключается :
    • а) в малой гибкости;
    • б) слабой адаптивности к изменениям внешней среды;
    • в) отсутствии современных структурных подразделений;
    • г) отсутствии службы маркетинга.
  • 5*. К адаптивным структурам управления не относятся :
    • а) функциональная;
    • б) матричная;
    • в) проектная;
    • г) линейная;
    • д) командная (бригадная).
  • 6. Организационная структура, построенная на основе двойного подчинения исполнителей, называется :
    • а) линейной;
    • б) матричной;
    • в) линейно-функциональной;
    • г) дивизиональной.
  • 7. Организационные структуры, в которых подразделения обособляются по территориальному либо продуктовому признаку, называются :
    • а) матричными;
    • б) линейно-штабными;
    • в) бригадными;
    • г) дивизиональными.
  • 8. Достоинством адаптивных структур является :
    • а) строгая дисциплина;
    • б) формализм;
    • в) гибкость;
    • г) жесткость;
    • д) строгая иерархия.
  • 9. Главный недостаток традиционных структур управления :
    • а) недостаточная гибкость (адаптивность) к изменениям внешней среды;
    • б) управление без учета маркетинговых исследований;
    • в) отсутствие современных структурных подразделений, обеспечивающих эффективную работу в рыночных условиях;
    • г) отсутствие управленческого персонала для эффективного использования традиционных структур.
  • 10. К традиционным структурам управления относятся :
    • а) линейная, функциональная, линейно-функциональная;
    • б) линейная и программно-целевая;
    • в) линейно-штабная и матричная;
    • г) линейно-функциональная и проектная.
  • 11. Четкость и единство распорядительства являются основным достоинством :
    • а) проектной структуры;
    • б) линейной структуры;
    • в) дивизиональной структуры;
    • г) матричной структуры.
  • 12. Многие малые организации имеют тип структуры управления :
    • а) продуктовый;
    • б) линейный;
    • в) линейно-функциональный;
    • г) программно-целевой.
  • 13. Организационно-управленческий анализ - это :
    • а) диагностика предприятия;
    • б) исследовательская деятельность по изучению целей организации и стратегии их достижения, организационной структуры и управленческих процессов;
    • в) анализ структуры управления организацией;
    • г) совокупность работ по изучению взаимосвязей между подразделениями организации;
    • д) анализ управления бизнес-процессами.
  • 14. Одним из основных этапов организационно-управленческого анализа является :
    • а) изучение соотношения между централизацией и децентрализацией;
    • б) анализ целей организации и стратегии их достижения;
    • в) анализ и оценка аппарата управления;
    • г) проектирование организационных структур;
    • д) анализ функций управления.
  • 15. :
    • а) оценка действующей организационной структуры;
    • б) анализ управления бизнес-процессами;
    • в) обоснование необходимости изменения организационной структуры;
    • г) анализ целей организации и стратегии их достижения;
    • д) оценка циркулирующей в организации информации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Какие типы организационных структур вы знаете?
  • 2. В чем вы видите принципиальные различия между линейной и функциональной структурой?
  • 3. Какие вы знаете достоинства и недостатки линейно-функциональных структур?
  • 4. В чем состоят преимущества дивизиональных структур?
  • 5. В чем сущность адаптивных структур?
  • 6. Какие разновидности структур адаптивного типа вы знаете?
  • 7. Что представляет собой матричная структура?
  • 8. В каких отраслях экономики используются дивизиональные и матричные структуры?
  • 9. Как вы понимаете сущность и содержание основных этапов организационно-управленческого анализа?
  • 10. Каким образом разрабатывается проект организационной структуры?

Задание для самостоятельной работы

Анализ структуры управления организацией

Нарисуйте схему структуры управления известной вам организации. Покажите функции, выполняемые каждым подразделением и звеном управления. Оцените данную структуру с точки зрения ее соответствия цели организации.

  • 1. Балашов А. П. Теория менеджмента: Учеб, пособие. - М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2014.
  • 2. Гусаров Ю.В., Гусарова Л.Ф. Теория менеджмента: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013.
  • 3. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Под ред. проф. А.Н. Петрова. - М.: Юрайт, 2011.
  • 4. ФарраховА.Г. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учеб, пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014.

ООО «ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ» –крупный комбинат масложировой промышленности России. Это высокоразвитое, технически оснащенное производство с современной жировой технологией. Комбинат является основным поставщиком, кулинарных и кондитерских жиров, для предприятий хлебопекарной пищеконцентратной, кондитерской промышленности, работающих в Москве. Московской области и ряде других регионов России. Кроме того, здесь производят саломас – сырье для маргариновой и косметической продукции, майонез, растительное масло, кетчуп и горчицу.

В 1993 году комбинат акционировался. Сейчас это общество открытого типа, где 80 процентов паев принадлежит комбинату.

Исключительное внимание на комбинате уделяется решению социально-бытовых вопросов. Что способствует закреплению кадров рабочих и ИТР, повышению производительности труда и эффективности производства.

На сегодняшний день на ООО «ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ» трудится 1050 человек. Их зарплата постоянно индексируется и выплачивается регулярно. Работники также получают дотации на питание. На территории комбината есть свой магазин, где продукты на 30 процентов дешевле, чем в обычном, своя грибница и теплица. Полностью реконструирован бытовой корпус, включающий сауну, бассейн, тренажерный зал, массажный кабинет.

У комбината – свои ясли-сад, общежитие и база отдыха на Черном море.

В настоящее время на комбинате проводится большая работа по организации производства, расширению ассортимента продукции, улучшению ее качества и товарного вида.

Как и вся работа с кадрами на ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ процесс подготовки и переподготовки кадров также не имеет системы. Постоянно действующих курсов повышения квалификации рабочих на заводе нет. Разряд им повышается в основном за стаж работы по специальности и сдачей квалификационных испытаний. В отдельных случаях руководителей среднего звена направляют на курсы повышения квалификации. Периодичность переподготовки инженерно-технических работников не соблюдается в массе своей они не проходят переподготовку. Повышение квалификации осуществляют в основном путем самообразования. Иногда в случае перевода на вышестоящую должность работник проходит подготовку в соответствующем учебном центре. При перемещении на вышестоящие должности прохождение курсов повышения квалификации в основном не учитывается. Иными словами администрация ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ не уделяет должного внимания повышению квалификации своих работников.

Стабильность кадрового состава предприятия характеризуется динамикой коэффициента текучести кадров и коэффициентом оборота.

Анализ движения кадров представлен в таблице 5.

Таблица 5

Движение рабочей силы.


По данным таблицы видно, что коэффициент текучести по сравнению с предыдущим годом снижается. Коэффициенты оборота по приему и выбытию снижаются, что свидетельствует о тенденции к по­стоянству кадров. Снижение коэффициента замещения означает то, что число принятых возмещает число выбывших, то есть часть принятых на работу возмещает число уволенных и часть принятых используется на новых рабочих местах. Снижение этого коэффициента означает, что принятые на работу лишь в незначительной степени способствуют рас­ширению числа новых рабочих мест.

2.3. Анализ структуры и функций управления

ООО «ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ» по организационно-правовой форме относится к негосударственному предприятию, являясь акционерным обществом. Условия производства и определили структуру управления. Как и на всех предприятиях аналогичного профиля принята линейно-функциональная структура управления, которая представлена на рис.9 .

Возглавляет предприятие генеральный директор, который реализует основные функции управления, такие как: оперативное управление, перспективное развитие, финансово-экономическую стратегию. В круг функциональных обязанностей директора входит и кадровая политика, развитие социальной инфраструктуры предприятия, работа с кадрами.

Отдельные функции управления делегированы заместителям Генерального директора:

главному инженеру -



Рис. 9. Существующая структура управления ООО «ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ»

Функция технического обеспечения производства и развития предприятия.

Заместителю Генерального директора по производству -

Функция оперативного управления производством и планирование.

Заместителю Генерального директора по коммерческим вопросам

Функция обеспечения производства и сбыта продукции, внешнеэкономические связи,. Управление транспортным обслуживанием.

Заместителю Генерального директора по Шелепихинскому участку производства майонеза -

Полное руководство участком.

Главному бухгалтеру – ведение материального и финансово-хозяйственного учета.

Кроме перечисленных выше функциональных руководителей Генеральному директору напрямую подчинены финансовый отдел, юридический отдел, штаб ГО и ЧС, канцелярия. Очевидно, что имеет место превышение норм управления, т.к. Генеральному директору напрямую подчинены десять субъектов управления. В результате этого качество управления снижено. Схема подчиненности Генерального директора должна быть усовершенствована, т.е. минимизирована.

Главный инженер осуществляет функцию технического обеспечения и технического развития производства. Ему подчинены:

Отдел охраны труда, техники безопасности и противопожарной профилактики.

В функциональные обязанности этого подразделения входит разработка инструкции по технике безопасности, согласование установки и размещения оборудования, экспертиза технологических процессов на соответствие требованиям правил техники безопасности и производственной санитарии. Целесообразно в этот отдел ввести специалиста по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, выведя его из структуры подчиненности Генерального директора. Такое перемещение оправдано тем, что предотвращение чрезвычайных ситуаций и техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны ближе к функции главного инженера.

Отдел капитального строительства – осуществляет на предприятии капитальное строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений, монтаж нового оборудования.

Функция отдела соответствует функции главного инженера.

Отдел внедрения новой техники и технологии

Занимается совершенствованием существующих технологических процессов и разработкой и внедрением более прогрессивного и производительного оборудования. Его функция соответствует функции главного инженера.

Отдел главного метролога – осуществляет функцию метрологического обеспечения производства в его обязанности входит контроль и поверка всего измерительного оборудования и систем автоматического контроля технологических процессов. Кроме этого в структуру главного метролога входит сектор вычислительной техники и программирования. Эта функция не входит в функцию главного метролога, поэтому целесообразно названный сектор ввести в отдел внедрения новой техники и технологий, соответственно исключив его из подчиненности главного метролога.

Отдел главного механика – выполняет функцию обеспечения работоспособности оборудования, проведение текущего и капитального ремонта оборудования, функционально соответствует функции главного инженера.

Отдел главного энергетика – обеспечивает функцию энергоснабжения производства и предприятия в целом. Отвечает за безопасную работу электроустановок и электрических сетей. В сферу его ответственности входит и газовое хозяйство. Функционально соответствует функции главного инженера. Вместе с тем организационно не корректно газовый цех исключить из прямого подчинения главного энергетика. Т.к. функционально он отвечает за газовое хозяйство, а линейно оно ему не подчинено. На наш взгляд целесообразно газовый цех вывести из прямого подчинения главного инженера, включив его в структуру главного энергетика. В этом случае будет соблюдено равновесие прав и ответственности руководителя.

Отдел сбыта. Отдел выполняет те же функции, что и в старой системе плановых взаимоотношений. Теория маркетинга четко говорит о том, что функция сбыта в рыночных отношениях – производная от маркетинговой деятельности. Поэтому в том виде, в котором отдел сбыта находится в настоящее время он не выполняет свою функцию.

Отдел снабжения. Функция отдела – обеспечение основного производства сырьем. В настоящее время обеспечить сырьем предприятие не предоставляет никакой трудности, т.к. рынок сырых растительных масел обширен. Главная задача в обеспечении состоит в том, что устанавливать долгосрочные прямые связи, добиваться снижения цен на закупаемое сырье, устанавливать партнерские связи с поставщиками, стимулировать их и т.д. Отдел снабжения этим не занимается. Следовательно, методы решения задач, вытекающих из выполняемой функции, должны быть изменены.

Хозяйственный отдел. Отдел занимается обеспечением работы административного аппарата. Поддерживая частоту и порядок на территории предприятия, его деятельность не связана с основным производством.

Отдел по социально-бытовым вопросам и рекламе. В состав входят учреждения здравоохранения, общежития, детские учреждения, подсобное хозяйство. Руководит этим подразделением начальник отдела. Функции, возложенные на отдел не совпадают с функциями зам. Генерального директора по коммерческим вопросам. Необходимо отметить, что возложенная на отдел функция рекламы не выполняется в принципе. Поэтому в рекламе растительных масел, кетчупов, майонеза, заполнившей теле-радио эфир, газеты, журналы название или логотипы практически не встречаются. Такое отношение к рекламе в условиях рынка непростительно.

Электрокарный, железнодорожный, транспортный цеха . В обязанности этих цехов входит исполнение одной функции: транспортное обеспечение и перемещение грузов.

По функции подчинения заместителю Генерального директору оправдано. Но иметь три цеха по одной функции нецелесообразно.

Контрольно-пропускной отдел . Отдел обеспечивает пропускной режим на предприятии, контроль за перемещением товарных ценностей за пределы предприятия. Контроль и охрана периметра предприятия. Задача отдела не совмещается с функцией заместителя Генерального директора по коммерческим вопросам.

Проведенный анализ линейно-функциональной схемы управления предприятия наглядно показывает, что руководство предприятия не уделяет внимания совершенствованию. Структура застывшая. И именно это является одной из главных причин того, что предприятие не выдерживает конкуренции, резко сдало свои позиции на рынке. По нашему мнению совершенствование структуры управления должно стать первоочередной задачей для руководства предприятия в 2004 году.

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Совершенствование структуры управления

Как отмечалось выше, предприятие может успешно работать только при наличии рациональной структуры управления. Существующая структура управления должна претерпеть изменения в следующих направлениях:

1. Сокращение количества подчиненных каждого руководителя высшего звена.

2. Согласование функций управления

3. Изменение постановки задач перед функциональными отделами.

Рассмотрим предлагаемые структуры каждого управляющего высшего звена.

Генеральный директор:

· главный инженер

· зам. Генерального директора по производству

· зам. Генерального директора по коммерции

· зам. Генерального директора по работе с филиалами

· зам. Генерального директора по кадрам и социальным вопросам

· главный бухгалтер

· начальник ОТК

Из непосредственного подчинения Генерального директора выведены:

· штаб по ГО и ЧС

· финансовый отдел

· отдел кадров

Эти подразделения малочисленны и наличие их в подчинении у Генерального директора предусматривает чисто номинальную зависимость.

Указанные подразделения необходимо реорганизовать и ввести в структуру управления заместителей.

Подчинение начальника ОТК Генеральному директору обязательно. Т.к. он осуществляет контрольную функцию и должен быть независим. Подчинение Генеральному директору означает делегирование ему полномочий влиять на качество продукции от имени директора. Только в том случае можно надеяться на эффективный контроль качества продукции.

Введение должности Зам. Генерального директора по работе с филиалами вызвано наличием филиалов у предприятия и необходимостью руководить ими от имени директора при этом майонезный цех в Луховицах выводится из подчинения зам. Генерального директора по производству.

Введение должности Зам. Генерального директора по кадрам и социально-бытовым вопросам вызвано повышением роли работы с персоналом и улучшений социальных условий труда и отдыха. Задачей вновь введенной управленческой должности является координация всей работы с персоналом. Поэтому оправданным является введение в его структуру отдела кадров, административно-хозяйственного отдела, канцелярии и контрольно-пропускного отдела.

Таким образом, в подчинении зам Генерального директора по кадрам и социально-бытовым вопросам будет:

· социально-бытовой отдел

· отдел кадров

· контрольно-пропускной отдел

Главный инженер.

Из непосредственного подчинения выведен газовый цех и передан главному энергетику, по причинам описанным выше. Из отдела главного метролога выведен сектор вычислительный техники и программирования и включен в состав отдела внедрения новой техники и технологии. Теперь его структура управления будет выглядеть так:

· отдел охраны труда и техники безопасности.

· отдел капитального строительства

· отдел новой техники и технологии

· отдел главного метролога

· отдел главного механика

· отдел главного энергетика.

Заместитель Генерального директора по производству

Из его структуры исключен майонезный цех в Луховицах в связи с переподчинением его зам. Генерального директора по работе с филиалами. Исключен так же отдел технического контроля с испытательно-производственной лабораторией. Лаборатория включена в состав ОТК. Теперь его структура управления выглядит следующим образом:

· планово-производственный отдел

· производство гидрированных и рафинированных жиров

· производство майонеза и растительных масел

· производство маргарина

· сырьевой цех

Заместитель Генерального директора по коммерции

Эта структуру должна быть подвергнута более кардинальным изменениям, т.к. именно она играет главную роль в деятельности предприятия. Во-первых, необходимо создать мощную маркетинговую структуру на базе отела внешне-экономических связей и отдела сбыта.

Функции и структуры вновь созданного отдела следует рассмотреть отдельно. Для ООО “ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ” на 2004 год достаточна численность отдела маркетинга не более 15 человек, с учетом введенных в него специалистов по рекламе и сбыту. Структуру этого отдела можно представить следующит образом (рис.10).

Задачи отдела должны быть четко сформулированы и формализованы в руководящих документах.

Вновь созданный отдел маркетинга должен в корне изменить или создать новую схему продвижения выпускаемой продукции на рынок, организовать мощную рекламную кампанию. Этот отдел должен будет формировать задачи службам главного инженера по созданию новых видов продукции, упаковки, дизайна. Именно он должен будет кардинально изменить политику предприятия. При правильном подборе кадров, привлечении квалифицированных специалистов сомнения в успехе нет.


Рис. 10. Функциональная структура отдела маркетинга.

Такое мощное предприятие, каким является ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ, не может быть убыточным. Все дело в квалификации высшего звена управления. Необходимо объединить транспортные цеха в одно подразделение, из специалистов этих цехов создать управляющий отдел – отдел логистики.

Центральный склад подчинить напрямую отделу маркетинга. После этих преобразований структура зам. Генерального директора по коммерции будет выглядеть так:

· Отдел маркетинга

· Отдел снабжения

· Отдел логистики с транспортным цехом

Наличие в подчинении у зам. Генерального директора по коммерции только трех субъектов управления позволит ему сосредоточить усилия на создание новой стратегии предприятия.

Главный бухгалтер.

В подчинение гл. бухгалтера необходимо перевести финансовый отдел, т.к. в новых экономических условиях роль главного бухгалтера резко повысилась. Он должен быть не только фиксатором движения материальных и денежных ресурсов, но и руководителем финансов предприятия.

Учитывая, что ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ является обществом открытого типа необходимо в финансовый отдел ввести специалиста по работе с акционерами и ценными бумагами.

Отдел технического контроля . Кроме изменения подчиненности отдела целесообразно передать ему руководство испытательно-производственной лабораторией.

Таким образом, предложенная структура управления предприятием будет выглядеть следующим образом (рис. 11).

Для качественного и эффективного исполнения маркетинговых исследований необходимо предусмотреть в финансовом плане предприятия соответсвующую статью расходов. На 2004 год затраты по этой статье могут быть в размере 4500 тыс. руб.

Исследование рынка - 1200 тыс. рублей.

Учитывая, что на сегменте рынка в котором действует «ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ» преобладает неценовая конкуренция, итогом маркетинговых исследований должны быть предложения по:

Изменению или улучшению качественных показателей продукции

Создание новой продукции

Изменение или улучшение внешнего вида тары и упаковки

Выработка оптимальной схемы продвижения продукции на рынке.

В качестве отправной точки для проведения рекламной компании можно использовать то, что «ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ» является старейшим предприятием отрасли, хранителем национальных традиций производства и т.п.

Сектору исследования рынка необходимо изучить региональный спрос на свою продукцию и в качестве первоочередной меры разработать стратегию проникновения на эти рынки, что даст значительное увеличение реализации продукции, так как качество аналогичных продуктов в регионах зачастую уступает качеству продуктов «ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ». Наряду с изучением и завоеванием рынков сбыта отделу маркетинга следует серьезно заняться стратегией обеспечения предприятия исходным сырьем.


Рис.11. Предлагаемая структура управления ООО «ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ».

Особенное внимание необходимо уделить поставщикам растительных масел, так как эти масла являются основным сырьем для производства продукции и затраты на его, в большей степени определяют массу себестоимости.

Опыт различных фирм показывает, что грамотно организованная рекламная кампания увеличивает объем продаж на 10% без каких-либо изменений технических характеристик или потребительских свойств товара. Улучшение его внешнего вида или улучшение внешнего вида упаковки увеличивает его привлекательность еще на 15%. Таким образом, проведение комплекса маркетинговых исследований и реализация мероприятий по его результатам создаст предпосылки увеличения объемов реализации в расчете на год не менее, чем на 30% и, соответственно производство в том же соотношении. «Преимуществом» предприятия является то, что оно имеет низкий коэффициент использования мощности, следовательно для увеличения объема производства не потребуется дополнительных капитальных вложений.

3.2. Экономическая эффективность предложений

Предложенная структура управления предприятием предусматривает увеличение численности работников аппарата управления на 4 человека. Основной экономический эффект будет получен за счет увеличения объемов реализованной продукции. Основываясь на технико-экономических показателях предприятия за 1999 год, полученных в плановом отделе, и предложениях по изменению структуры управления можно произвести расчет ожидаемого экономического эффекта. При расчетах за базовый год примем 2003. Исходные данные для расчета сведем в таблицу 6.

Исходные данные для расчетов.

Таблица 6

Произведено товарной продукции, млн. руб.

Реализовано продукции, млн. руб.

Годовой фонд заработной платы, млн. руб.

Среднегодовая заработная плата, тыс. руб.

Полная себестоимость товарной продукции,

млн. руб., в том числе

Условно-постоянные затраты без з/платы АУП

З/плата АУП

Условно-переменные затраты без з/платы основных рабочих

З/плата основных рабочих

Численность ППП, чел., в том числе

Производительность труда, млн. руб.

Прибыль (убыток) от реализации. млн. руб.

Рентабельность, %.

Увеличение объема продаж %:

За счет внешнего вида упаковки

За счет прочих мероприятий.

Увеличение численности АУП за счет отдела маркетинга, чел.

Высвобождение численности АУП за счет слияния транспортных цехов, чел.

Снижение условно-переменных расходов, без з/платы рабочих,%.

Рост среднегодовой з/платы, %.

Расчет

1. Среднегодовая заработная плата:

СЗП¢ = 63,06 х 1,05 = 66,2 тыс. руб.

2. Объем товарной продукции:

V¢т = 1253,3 х (1 + 0,1 + 0,15 + 0,5) = 1629,3 млн. руб.

3. Объем реализованной продукции:

Vр = 1174,1 х (1 + 0,1 + 0,15 + 0,5) = 1526,3 млн. руб.

4. Численность АУП:

Ч¢АУП = 94 + (9 – 5) = 98 человек.

5. Общая численность ППП:

Ч¢ППП = 1050 + (9 – 5) = 1054 человек .

6. Годовой фонд заработной платы АУП:

ФЗП¢АУП = СЗП¢ х Ч¢АУП.

ФЗП¢АУП = 66,2 х 98 = 6,5 млн. руб.

7. Начисление на заработную плату АУП:

Н¢АУП = ФЗП¢АУП х 0,38 = 2,46 млн. руб.

8. Годовой фонд заработной платы рабочих:

ФЗП¢раб = (Ч¢ППП - Ч¢АУП) х СЗП¢.

ФЗП¢раб = (1054 – 98) х 66,2 = 63,3 млн. руб.

9. Годовой фонд заработной платы:

ФЗП¢ = ФЗП¢АУП + ФЗП¢раб.

ФЗП¢ = 6,5 + 63,3 = 69,8 млн. руб.

10. Условно-переменные затраты без заработной платы рабочих.

З¢пер = З пер х 1,3 х 0,9 .

З¢пер = 1002,7 х 1,3 х 0,9 = 1173,1 млн.руб.

11. Условно-постоянные затраты без заработной платы АУП:

З¢ПОСТ = ЗПОСТ + Н¢АУП

З¢ПОСТ = 115,3 + 2,46 = 117,76 млн. руб.

12.Общие условно-постоянные расходы:

З¢¢ПОС = З¢ПОСТ + ФЗП¢АУП

З¢¢ПОС = 117,76 + 6,5 = 124,26 млн. руб.

13. Общие условно-переменные затраты.

З¢¢ПЕР = З¢ПЕР + ФЗП ¢раб.

З¢¢ПЕР = 1173,1 + 63,3 = 1236,4 млн. руб

14.Полная себестоимость товарной продукции:

С¢ = З¢¢ПОСТ + З¢¢ПЕР.

С¢ = 124,26 + 1236,4 = 1360,66 млн, руб.

15.Экономический эффект:

Э = V¢тов х Т - С¢.

Э = 1629,3 х 0,94 – 1360,66 = 170,88 млн.руб.

16.Затраты на один рубль товарной продукции:

Т¢ = С¢ : V¢тов.

Т¢ = 1360,66: 1629,3 = 0,83 руб.

17.Производительность труда одного работающего ППП:

ПТ¢ = V¢тов: Ч¢ППП.

ПТ¢ = 1629,3: 1054 = 1,54 млн. руб.

18.Прибыль от реализации продукции:

П¢ = V¢р - С¢.

П¢ = 1526,3 – 1360,66 = 165,6 млн. руб.

19.Рентабельность продукции:

Р¢ = П¢ : V¢р х 100.

Р¢ = 165,6: 1526,3 х 100 = 10,8 % .

Сопоставление ожидаемых экономических результатов от внедрения предложений с базовыми приведено в таблице 7.

Таблица 7.

Ожидаемые экономические результатыот внедрения предложений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной дипломной работе дан анализ деятельности ООО «ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ» и анализ его структуры управления. На основании этого анализа можно сделать вывод, что в 2003 году экономические показатели предприятия несколько ухудшились.

Произошло это в следствии возникших серьезных затруднений с реализацией выпускаемой продукции, резким падением конкурентоспособности предприятия. Выручка от реализации не возмещает произведенных затрат.

Анализ структуры управления указывает на ее громоздкость и инерционность. Руководители высшего звена перегружены и имеют в своем подчинении подразделения не вписывающиеся в их функциональную структуру. Функции отделов заводоуправления не адаптированы к новым рыночным отношениям.

На основе произведенного анализа высказаны предложения по преодолению возникших у предприятия проблем. Большая часть предложений касается изменения структуры предприятия, изменения функциональных обязанностей отделов заводоуправления.

Предложено:

·уменьшить нагрузку на руководителей высшего звена. Так зам. по коммерции имеет в подчинении три объекта управления.

·из подчинения заместителей Генерального директора вывести отделы и службы, не соответствующие их функциям.

·укрупнить транспортную службу: вместо трех цехов создать один во главе с отделом логистики.

· ввести в структуру управления предприятием отдел маркетинга.

·программа работы отдела маркетинга.

Реализация предложенных изменений позволит упорядочить линейно-функциональные отношения между субъектами и объектами управления. Перераспределение и делегирования полномочий позволит улучшить управляемость предприятия и повысить ответственность руководителей административных и производственных подразделений. Ожидаемый экономический эффект от внедрения предложений 170,88 млн. рублей.

В представленной работе показано использование приобретенных теоретических знаний в области экономического анализа и теории управления. Использование этих знаний позволяет систематизировать и аналитически представит процессы, происходящие в реальном производстве. Использование экономических законов и положений производственного менеджмента позволяет вовремя определить отклонения в работе предприятия и произвести их корректировки.

На основе укрупненного анализа деятельности ООО «ТРИАЛ ТРЕЙДИНГ» необходимо произвести детальный анализ деятельности каждого административного и производственного подразделения, определить круг должностных и функциональных обязанностей каждого работающего на предприятии, увязав их в единую структуру, направленную на реализацию стратегии предприятия, в процессе такого анализа выявится еще множество управленческих операций, которые потребуют совершенствования. Если на предприятии будет проведена такая работа, то успех ему обеспечен.

ЛИТЕРАТУРА

2. Абрамова И.Г. Персонал - технология менеджера.Л.:1999.

3. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда:Учебник для вузов.- М.:ЮНИТИ,1999.

4. Белецкий И.П. Кадровый потенциал организаторов производства.Мн.:2000.

5. Вейл П. Искусство менеджмента.М.:1999.

6. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М.:Юрист, 2003.

7. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности “Менеджмент”.М.:МГУ, 2002.

8. Волгин А.П. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики.М.:Дело, 1999.

9. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2000.

10. Дафт Р.Л. Менеджмент – СПб.: Издательство "Питер", 2000.

11. Егоршин А.П.Управление персоналом. – Н.Новгород:НИМБ, 1999.

12. Жильнер Б.З. Теория организации. М.1998.

13. Зайцев Г.Г. Управление кадрами на предприятии (Персональный менеджмент).М.: 1999.

14. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.2001.

15. Ладанов И.Д. Практический менеджмент.М.: 2002.

16. М.Мескон, М.Альберт Основы менеджмента.- М.:Дело,2000

17. Максвелл Д. Шеф и его команда. С-Пб.1998.

18. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие. Москва-Новосибирск.:1998.

19. Мескон М. Основы менеджмента. М.2001.

20. Рофе А.И., Жуков А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда: Учебник для студентов вузов. – М.:Издательство "МИК", 1999.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «i-topmodel.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «i-topmodel.ru»